Святая марфа икона и молитва. Молитвы к святой марте вифанской и марфе царицынской в православии

Миру – юроди, Богу – чада возлюбленная…

Святая блаженная Марфа, Христа ради юродивая, подвизалась в Ивановом девичьем монастыре в начале XVII века 1 . Монастырское предание сохранило скудные сведения о земной ее жизни.

Кто были ее родители, какого звания, чем занималась она в миру, рано ли вступила в монастырь – неизвестно. Мы знаем только, что раба Божия Дарья, так называлась она в миру, не любила ни мир, ни яже в мире . Она разорвала все связи с ним, обрекая себя на всегдашнее девство, отказавшись от своей воли, заключилась в стенах монастыря и по прошествии годов искуса произнесла пред алтарем Господним обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Одно это говорит уже о ней, что она была истинной христианкой, ревновала о спасении души своей, искала не земных наслаждений, а вечного блаженства. При постриге получила она имя Марфы и, возложив на рамена свои крест Христов, шла к небесному отечеству тернистым путем монашества. Борьба инока с внутренними врагами спасения, успехи жизни нравственной, добровольные страдания, совершаемые из любви к Богу, большей частью и остаются ведомы только Ему.

Какие именно подвиги монашеские совершала Марфа и сколько лет подвизалась она простою монахинею, мы не знаем; но по всему видно, что как невеста Христова, она пламенно любила Жениха своего, подражая таинственной невесте, которая говорит в книге Песнь Песней: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему. 2 Ревность подвижницы, усердие и успехи ее в исполнении монашеских обетов были столь велики, что удостоена была она и великого ангельского образа, великой схимы. Схимничество есть высшее проявление любви ко Христу, оно — вершина монашеского подвига; немногие удостаиваются ее.

Но и на этом не остановилась ведомая промыслом Божиим подвижница. Она не удовольствовалась тем, что разорвала окончательно все связи с миром, умерла не только для наслаждений, но и для естественных потребностей плоти. Сердце Марфы разгоралось любовью ко Господу все более и более. Отказавшись из любви ко Христу от всех земных радостей, Марфа взяла на себя один из самых труднейших, изумляющих христианских подвигов; отказалась от обычного употребления человеческого разума – стала юродивою.

Представьте же, насколько был высок и труден ее подвиг. Сколько нужно было ей иметь смирения, чтобы казаться хуже всех, глупее всех! Сколько терпения, чтобы переносить неизбежные при такой жизни насмешки и презрение. Сколько мудрости, чтобы в странных, по-видимому, безумных действиях не дозволить чего-либо греховного, соблазнительного, какой-либо несправедливости, неуважения к другим, оскорбления. К этому внутреннему кресту добровольная страдалица, быть может, приложила и внешний, обычный всем Христа ради юродивым, как-то: ходить босиком, полуобнажать свое тело; вообще терпеть голод и жажду, стужу и зной. Изголовьем святой служил камень, тот самый, который положен был под главу ея и в гробницу.

Особенно любила блаженная Марфа Воробьевы горы, куда в летнее время уходила на целые ночи, а к утру всегда возвращалась в монастырь. Совершить путешествие в одну ночь из Ивановского монастыря на Воробьевы горы, простоять там ночь на молитве (конечно, не гулять же туда ходила блаженная), утром вернуться в монастырь и выстоять все службы – труд беспримерный!

Чтобы избежать мирской славы, святая подвижница под видом юродства хотела скрыть подвиги своей благочестивой жизни; но как ни скрывала, свет внутренних достоинств отражался в каждом ее слове и деле; ее скоро узнали и стали уважать не только жившие с ней инокини, но и при дворе царском.

В последние десять лет ее жизни, когда она стояла на высоте своих духовных подвигов, ее особенно почитала благочестивая супруга царя Михаила Феодоровича, Евдокия Лукьяновна 3 . Из всех московских монастырей царица особенно любила Ивановский. Она часто бывала в нем, хаживала туда и пешком одна, и с детьми, «с своими царскими чадами», раздавала там милостыню, служила молебны, панихиды. После опустошительного пожара в Москве 1628 года, при котором выгорели деревянные монастырские постройки и бедные монахини-погорелицы потеряли кров, по указу царицы выдано было им из казны пособие на постройку новых келий.

Царица Евдокия была супруга многочадная: в течение двенадцати лет у нее родилось девять детей. Существует предание, что царица при своих частых посещениях обители просила молитв блаженной старицы Марфы о благополучном разрешении от бремени. Так возник и несколько веков сохранялся потом в Москве обычай среди благочестивых жен в период плодоношения служить панихиды на гробе блаженной Марфы, прося ее помощи облегчить предстоящие болезни рождения младенца.

Почила блаженная схимонахиня Марфа 1/14 марта 1638 года, в самый день Ангела царицы. При дворе царском получено было известие об этом в тот же день. По высочайшему распоряжению гроб ее в землю не зарыт, а поставлен в главном монастырском храме прямо на полу, обложен кирпичом и украшен надгробием белого камня с надписью: «Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая» . Издревле на Руси, как и в Греции, так дозволялось хоронить только князей и архиереев. И вот такой чести удостоилась и юродивая старица Марфа.

Царская чета продолжала почитать почившую старицу; богатый покров на ее гробницу прислан из дворца по указу царя Михаила Феодоровича 4 . Продолжали помнить ее и дети царя. Царь Алексей Михайлович был девяти лет, когда скончалась блж. Марфа. Не раз бывал он в Ивановом монастыре вместе набожною своею материю. Там видел он юродивую Марфу и добрую память о ней сохранил на всю жизнь. В 1669 году по указу царя писано стенное письмо в церкви на стене у северных дверей над юродивою. В этом распоряжении царя нельзя не видеть его уважения к блж. Марфе.

Примеру царей подражал народ: молитвы на гробе ее возносились за нее и к ней. Предание о святой жизни ее благоговейно сохранялось в монастыре. Уважение к памяти ее с годами возрастало и впоследствии имя ее занесено в Святцы как святой и праведной 5 .

Двести двадцать два года мирно почивали останки блаженной Марфы в древнем храме Ивановского монастыря. Когда же в 1860 году нужно было разбирать старый храм, возник вопрос, как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы. Опустить ли их в могилу, или на время перенести их куда-либо? Храмоздательница обратилась к преосвященнейшему митрополиту Филарету. Владыка сказал: «Более двухсот лет она почивает в храме. Кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом». Затем приказал сделать ящик наподобие гроба из нового леса, кирпич с одной стороны надгробия разобрать и, отслужив панихиду, без посторонних свидетелей, с особой осторожностью передвинуть гроб, если он еще цел, в ящик и потом на время стройки перенести в монастырскую часовню при святых вратах. Приказание исполнено и о последствиях донесено владыке 6 . Оказалось, что крышка гроба сгнила совершенно, боковые стороны обгнили, нижняя доска цела. Кости сохранились все в полном составе; голова лежала на камне; руки сложены прямо на груди; ниже пояса сохранилась и одежда, покрывающая кости. Кости все светло-желтого цвета. С пением «Святый Боже» останки блаженной Марфы перенесены были в часовню, где и оставались на все время постройки храма. В 1875 году они перенесены в построенный храм, с благоговением положены в белую мраморную гробницу, изящно отделанную резьбой и орнаментами, в трапезной части храма у левого столба. 7

Почитание блаженной продолжалось в новом монастыре, как и в древнем. Постоянно «при гробнице схимонахини Марфы» дежурила одна из сестер. Пение панихид на гробе ее не прекращалось в то время, когда он стоял в часовне, совершалось и в новом соборе. Как говорит один из описателей монастыря: «Молящихся много, и некоторые действительно получают помощь» 8 . Говорят, что по молитвам блаженной Марфы подаются исцеления страждущим от запоя и помощь заключенным в темнице.

Известно о двух явлениях ее наяву, из которых видно, как блаженная любит Ивановский монастырь, как заботится о нем. После 1812 года, когда монастырь, разоренный французами, был упразднен 9 , в сохранившихся келиях остались доживать свой век четыре старицы. Они грустили, вспоминая о прежнем монастырском пении, богослужении, монастырских порядках, и, чтобы себя утешить, приходили иногда в ночное время к окнам храма помолиться. И что же? Видели они то храм освященным, то некую схимницу, молящуюся с воздетыми руками среди храма. Они были убеждены, что молящаяся схимница есть Марфа, и что по молитвам ее рано или поздно монастырь будет возобновлен. Это рассказывали они и местному причту, и другим тогдашним жителям и посетителям монастыря.

Другой случай рассказала храмоздательница монастыря Мария Александровна Мазурина: «Как-то осенью 1878 года, часу в третьем дня сижу я одна, — так рассказывала госпожа Мазурина, — в своем доме (на Воронцовом поле) в зале против входной двери; направо от меня – комната, в которой на полу и стульях стояли новые иконы для иконостаса Ивановского монастыря. Вдруг слышу в комнате шорох; смотрю – какая-то монахиня, старушка лет шестидесяти, высокая ростом, худощавая, в черном платье, покрытая белым платком, поднимает с пола иконы и ставит их на диван и стулья. Я сначала испугалась, но потом пришла в себя и спросила ее:

— «Матушка, откуда ты?»

— «Я – Марфа из Ивановского монастыря», — ответила незнакомка. Больше спрашивать я не могла, сообразив, кто эта Марфа. Прошло минуты две, монахиня стала невидима; а иконы оказались все поднятыми с полу. Явлением этим дано мне вразумление – с благоговением обращаться с иконами, даже и неосвященными, и утешение: есть в монастыре праведница, которая заботится о нем и помогает мне в устройстве его», — так заключила свой рассказ Мария Александровна.

Блаженная Марфа была молитвенницей за первых царей Романовых и считалась покровительницей царской династии. День ее памяти совпадает с памятью убиенного императора Александра II.

В богоборческие времена начала ХХ века Ивановский монастырь, как и другие, был закрыт. В 1918 г. за монастырскими стенами на основной территории обители был размещен концлагерь. Собор Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна вместе с домовой церковью прп. Елизаветы Чудотворицы продолжали действовать до конца 1926 – начала 1927 года. После закрытия собора и выселения более ста насельниц монастыря с игуменьей из обители община верующих обратилась в административный отдел МГИК с просьбой о перезахоронении мощей блаженной Марфы. В 1927 году получено разрешение вынести из собора гроб с останками схимонахини Марфы для погребения на Ваганьковском кладбище. Дальнейшая судьба мощей неизвестна; существует несколько догадок, питаемых надеждой, что святая покровительница монастыря сама все устроит.

В настоящее время почитание древней святой, в 2001 году прославленной в соборе Московских святых 10 , возрождается; и мы имеем многочисленные свидетельства того, что святая блаженная старица Марфа постоянно помогает вновь восстанавливающейся своей обители и скоро слышит молитвы всех, приходящих к ней с верою.

Святая блаженная мати Марфо, моли Бога о нас.

Поскольку блаженная Марфа прославлена как местночтимая (в соборе Московских святых), то в общецерковном календаре не отмечен день ее памяти – 1/14 марта. В 2008 году исполнилось 370 лет со дня ее преставления.

Яко человеческое мудрование не может разумети Божию мудрость, кто же поведает миру правду Божию, аще не юроди, от мира изшедшии, вся мирская презревшии и высшею премудростию одаренныя.

Тропарь, глас 1:

Взыскуя вышняго разума,/ нижний презрела еси,/ блаженною Христа ради наречеся,/ Марфо, старице богомудрая,/ сего ради велие дерзновение ко Господу стяжавшая,/ Его же моли спастися душам нашим.

Кондак гл. 8

Аще и житие твое неведомо миру, и мощи твоя от человек сокрыты,/ но духом близ есть всем чтущим тя,/ скоро слышиши и во всяких нуждах наших помогаеши;/ паче же Бога любити и вся терпети Его ради научаеши;/ темже вопием ти: Радуйся, блаженная Марфо, светом разума Божественнаго нас просвещающая.

1 Текст жития – краткий пересказ брошюры священника Василия Руднева «Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря».

2 Песнь Песней, глава 2, стих 16

3 Царица Евдокия Лукьяновна происходила из рода дворян Стрешневых; став царицей, она сохранила простоту, скромность и любовь к богомолью. Сочеталась браком с царем Михаилом Феодоровичем 1628 года февраля 5 дня; скончалась в одном году с супругом 18 августа 1645 г. и погребена в Московском Вознесенском девичьем монастыре.

4 В Московском Архиве Оружейной Палаты сохранились подлинные документы о царских пожертвованиях на гроб старицы Марфы: столбец 148 года, № 18 и столбец 184 года, № 214.

5 В полном месяцеслове архимандрита Сергия (еп. Могилевского) под рубрикой «Русские святые, находящиеся в рукописных святцах, но не канонизированные», читаем: «Марфа святая, праведная юродивая преставися 1 марта, погребена в соборной церкви в Ивановском московском монастыре». Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. II, ч. 3, приложение, с. 65.

6 Переложение мощей совершено местным причтом в присутствии храмоздательницы М.А. Мазуриной и архитектора М.Д. Быковского. Рассказ подтвержден священником церкви св. Иоанна Воина на Якиманке, Сергеем Васильевичем Владиславлевым, непосредственным участником этого события, бывшим долгое время диаконом в Ивановском монастыре.

7 В подробной описи 1923 г. указывается точное место гробницы блаженной в новом соборе: «В трапезной части храма на столбах: на правом [икона] св. Филарета Милостивого и на левом пр. Марфы, обе живописные, на позолоч. фоне, мраморных с украшениями киотах. Перед образом пр. Марфы находится гробница из белого мрамора.

9 Собор стал приходским храмом, уцелевшие строения отданы были под типографию.

10 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собора Московских святых в воскресенье пред 26 августа/8 сентября – днем Сретения владимирской иконы Божией Матери. Имя блаженной Марфы внесено в святцы для церковного почитания в Московской епархии.

Православные христиане почитают нескольких благоверных жен с именем Марта, которое в русском произношение звучит - Марфа. Жили они в разное время, но обе вели праведную жизнь, посвящая её служению Господу.

Марта Вифанская

Святая Марта (Марфа) Вифанская почитается как в православном, так и в католическом христианстве. В обеих Церквях существуют жизнеописания и изображения святой мироносицы.

Святая Марта (Марфа) Вифанская

История

Сёстры Марта и Мария, а также брат их Лазарь жили в селении Вифания, что расположилось неподалёку от Иерусалима. Жили они во времена Господа нашего Иисуса Христа, который гостил в их доме перед въездом в священный город. Имя Марты трижды упоминается в Священном Писании:

  1. Однажды Марта и её родные принимали в своём доме Спасителя. Старшая сестра, стремясь оказать гостеприимный приём, суетилась по хозяйству. Младшая девушка - Мария - расположилась у ног Сына Божия и слушала речи его. Её сестра обратилась к ней с укоризной, в ответ на которую Иисус сказал, что Марта делает многое, забывая о самом главном деле - заботе о душе.
  2. Второй раз имя святой вифанской девы упоминается в истории о воскрешении её брата Лазаря, который по молитве господней восстал из мертвых спустя четыре дня после физической смерти.
  3. Третье упоминание о ней появляется в повествовании о земной смерти Иисуса Христа. Марта упоминается среди жён-мироносиц, принесших благовония к телу Спасителя.

После Воскресения Иисуса Христа вифанские девы и их брат отправились проповедовать слово Его по миру. В православной традиции они поселились на острове Кипр, где Лазарь принял сан епископа города Китиона. В священных текстах и жизнеописаниях нет описания даты смерти Марты.

Почитание

Святую Марту Вифанскую причислили к лику святых сразу же после завершения её земного пути. Она является покровительницей:

  • семьи и домашнего очага;
  • людей, чья деятельность связана с выполнением уборки;
  • поваров и официантов.

Иконография

В православной иконописи существует несколько типов иконографии Святой праведной вифанской девы.

Икона святой Марты

  1. Многофигурная композиция, на которой изображают жён-мироносиц. Праведная Марта изображается на ней в полный рост, одетой в золотую нижнюю одежу с синим мафорием на голове. В руках она держит сосуд с благовониями.
  2. Часто в православных храмах можно встретить образ, на котором изображают святых вифанских сестёр вместе. Как и в многофигурной иконе, голову старшей девы покрывает синий платок.
  3. На индивидуальной иконе святая дева изображается в синем головном покрывале. В правой руке она держит крест. А в левой ладони размещается сосуд. В некоторых изводах кувшин с жидкостью отсутствует, а ладонь прижимается к груди.
Интересно: по одной из версий Марта и Мария Вифанские приняли на Крите мученическую смерть, поэтому на некоторых образах стоит подпись «Святая мученица Марфа».

О чём и как молиться

По молитве перед иконой святой вифанской девы происходят многие чудеса. У праведной Марты просят о следующем.

Святая праведная Марфа родилась в городе Антиохии. Родители ее были благочестивые христиане. Они убеждали ее вступить в брак, но она, желая проводить девственную жизнь, не соглашалась на это; однако некое божественное видение в церкви святого Предтечи заставило ее покориться родителям и выйти замуж. По божественному дарованию, о котором она была предуведомлена (как о том подробно описывается в житии Симеона Дивногорца 2), явлением святого Иоанна Предтечи, – Марфа зачала сына, святого Симеона. Проживши немного лет с мужем, она овдовела и со всяким тщанием воспитывала ребенка, строго следя за его воспитанием по повелению святого Предтечи. Марфа всегда молилась Богу за своего сына, дабы Он принял его, как некогда Самуила от пророчицы Анны 3 , Себе на служение.

Однажды, когда Марфа размышляла об отроке, что постигнет его тогда, когда он взойдет в возраст, она видела во сне следующее видение. Ей показалось, будто она с крыльями и поднимается в высоту, держа в руках ребенка и вознося его в дар Господу со словами:

– Такое то твое восхождение, дитя, я желал видеть!

Пусть с миром отпустит меня Создатель мой, ибо я, сподобившись посвятить Ему плод черва моего, обрела благодать у Него!

Сие видение, как равно и ранее бывшие ей откровения, блаженная Марфа хранила в своем сердце и благодарила Бога. Она постоянно пребывала в храме Божием, никогда не оставляя церковного правила – почему и жила близ церкви; – раньше всех приходила она в церковь для слушания пения и после всех уходила. Она имела благочестивый обычай приходить на праздничную службу, где бы ни совершалась она, в святые храмы; с большим вниманием и сокрушением сердечным стояла она за всенощными молитвами, проливая слезы и часто причащалась божественных Тайн Тела и Крови Христовых. Сколь же достойно она причащалась, – сему свидетельством служило то, что после принятия божественного причащения, каким-то чудным светом осиявалось лицо ее, как некогда лицо Моисея 4 . Каждую ночь в своем доме, предупреждая час полночный, Марфа вставала на молитву, которую она исполняла с теплотою душевной, омочая слезами лицо свое; весь же ум ее был углублен в Богу, Коего она любила всей силой своей души; она была несказанно милосердна к нищим, питала алчущих и одевала нагих. Часто посещая больницы, она служила больным своими руками, а для умирающих давала от своих трудов необходимые для погребения одежды. Равно также она давала белые одежды своего рукоделья и крещаемым. Она было столь кротка, смиренна и незлобива, что никто никогда не видал ее гневающеюся, или с кем спорящей, или печальной. Притом она оберегала уста свои от многоглаголания, говоря разве только о необходимом. Она весьма любила молчание, так как оно приучает ум к богомыслию; не было слышно с ее уст праздного слова, или лживого, или какого не богоугодного, но от благого сокровища сердца своего она износила благое и устами своими. Святая Марфа была также и миротворицей среди гневающихся, увещательницей не хорошо живущих и образцом целомудренной, благоговейной и богоугодной жизни для всех, – не только женщин, но и мужчин. Она была исполнена и многих других добродетелей, о которых нельзя пересказать подробно. Достаточным свидетельством праведной жизни ее служит великая святость рожденного ею преподобного Симеона, так как такой именно женщине надлежало быть матерью такового сына.

Когда уже преподобный Симеон подвизался на Дивногорском столпе 5 , Марфе, после полуночной молитвы, во время легкой дремоты было следующее видение. Ей явился со святым Апостолом Тимофеем6 святой Иоанн Креститель 6 , к которому, после Бога и Пречистой Богородицы, Марфа имела особенное усердие и ежедневно с верою молилась, – и сказал ей:

– Я во всякое время ходатайствую за тебя пред Богом и никогда не оставлю тебя.

Тогда Марфа, исполнившись ужасом и радостью, пробудилась от сего видения, со страхом прославила Бога и рассказала о том своему сыну, преподобному Симеону, которого она иногда приходила навестить. Приходя и видя при столпе преподобного множество одержимых всякими недугами, собравшихся сюда в надежде на исцеление, и многие чудеса, совершавшиеся по молитвам преподобного, Марфа не возносилась своим умом, но смотрела на сие с особенною боязнью, дабы как-нибудь враг нашего спасения не расставил сетей пред сыном ее; посему она со слезами молилась Богу, дабы Он избавил сына ее от коварства вражия. В то же время он говорила преподобному:

– Чадо мое! За всё сие подобает прославить Бога, действующего чрез тебя. Ты же помни о своей немощи и с великим вниманием соблюдай сердце свое!

Преподобный с радостью выслушивал увещания матери своей и, веселясь душою за ее богоугодную жизнь, – воссылал благодарение Богу.

Когда блаженная Марфа прожила во многих добродетелях долгие годы и угодила, наконец, Богу, то за год до своей кончины во время теплых полунощных молитв к Богу, она пришла в восторженное состояние и увидала множество ликовствующих чинов небесных, державших в руках свечи и говоривших ей:

– По прошествии года мы возьмем тебя, освободившуюся от плоти, в уготованное Господом для тебя место покоя.

То же самое было открыто и преподобному Симеону. При этом одному и из братии его было следующее видение:

Он видел Матерь Божию Пречистую Деву Марию во славе сидящую на престоле, в то время как блаженная Марфа, с воздетыми к Ней крестообразно руками, обратившаяся в золотой крест и сияющая светом наподобие лучей солнечных, предстояла пред Нею. Она вся представлялась пресветлым крестом, только лицо ее можно было распознать выше креста. Сие видение передано было преподобному Симеону. Он сказал, что сие служит знамением приближающейся кончины блаженной его матери.

Когда истекал последний год богоугодной жизни святой Марфы, она пришла для посещения к своему сыну, преподобному Симеону; Симеон сказал ей:

– Благослови меня, мать моя, как Авраам благословил Исаака!

– Я затем и пришла сюда. – отвечала святая, – дабы сподобиться твоего благословения и молитв. Три только месяца остается моей жизни и я отойду ко Господу Богу моему, Который извел тебя из моей утробы. Он да преподаст тебе благословение и благодать Свою, дабы ты совершил благополучно начатый тобою доблестный подвиг и да удостоит тебя Бог Своего Царствия.

Говоря сие, блаженная Марфа плакала в умилении сердечном. Плакали также и собравшиеся там братия, ибо они весьма опечалились, услыхавши, что через три месяца не увидят уже лица Марфы. Братия говорили:

– Да будет жива душа твоя и да восхвалит Господа!

Она же подтверждала свои слова, повторяя:

– Если не будет так, как я сказала, то считайте меня, вашу рабу, лживой.

– Мы испрашиваем ныне твоего благословения, – говорил ей преподобный Симеон, – сии же речи твои болезненны для нашего сердца.

– Благословенны вы от Господа, – отвечала святая, – благословенны и благословляющие вас.

При сих словах все присутствовавшие поклонились ей. С своей стороны и она, поклонившись им, возвратилась в Антиохию, в дом свой.

На другой день, после удаления своей матери, преподобный Симеон, призвавши опытнейших из братий, сказал им:

– Действительно приближается время отшествия от земли госпожи и матери моей. В минувшую ночь я видел в видении поставленный предо мною престол и на нем воссевшую мать мою, причем мы все стояли кругом нее, а она поучительно произносила к нам первые слова псалма: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых " (Пс.1:1) и прочее из того псалма. При сем она изрекала, как мать к своим детям, и многие другие увещательные слова. Затем она встала и впереди нас пошла в церковь, держа в руках пресветлый крест, а мы, воспевая умилительные псалмы, – последовали за ней.

После сего, за несколько лишь дней пред своею кончиной, Марфа снова пришла к преподобному Симеону для последнего уже прощания. При сем она рассказала ему обо всех бывших ей в течение ее жизни божественных откровениях; сообщила ему также о трудах и подвигах своих, тайно соделанных ею для прославления имени Божия. Эту ночь она провела там. В сонном видении ей казалось, будто она восхищена на высоту небесную и видит дивную и пресветлую палату, о красоте которой никто не в состоянии вымолвить ни слова. В то время, как она ходила в той палате и удивлялась нерукотворенному зданию, она увидела Пречистую Деву Богородицу с двумя пресветлыми ангелами, вопрошавшую ее:

– Что ты удивляешься?

Она же, благоговейно поклонившись со страхом и радостью Божией Матери, отвечала:

– Я удивляюсь, Владычица, тому, что столь чудесной палаты я не видала на земле во все дни жизни моей.

– Для кого же, думаешь ты, – спросила Пречистая, – уготована оная палата?

– Не ведаю, Госпожа, – отвечала Марфа.

Тогда Матерь Божия сказала ей:

– Разве ты не знаешь, что сие место покоя, которое устроил твой сын и в котором отныне ты останешься во веки, приуготовлено для тебя?

Сказавши сие, Пречистая отдала повеление ангелам и они поставили посреди палаты дивный престол; затем она сказала святой:

– Сия слава дается тебе, так как ты пожила богоугодно в страхе Господнем. Желаешь ли ты видеть еще более славное? – спросила после сего Богоматерь Марфы.

При сих словах Она приказала ей следовать за Собою. Взойдя на высочайшие небесные места, Богоматерь показала ей чудеснейшую и несравненно светлейшую первой палату, преисполненную небесной славы, красоты которой не может постигнуть ум человеческий и выразить язык.

– И сию палату, – сказала Пречистая, – устроил твой сын и он же начал уже основание третьей палаты.

С сими словами Она повела ее к востоку солнца и показала ей райские селения с высоты и множество веселящихся в них хоров мужчин и женщин.

– Сии места, – сказала при сем Владычица, – Сын Мой даровал тем, которые проживши целомудренно и праведно в соблюдении заповедей Господних, с усердием раздавали обильные милостыни, почему и сами сподобились милости от Господа: "ибо блаженны милостивые, ибо они помилованы будут " (Мф.5:7).

Таково было видение святой Марфе, о котором она рассказала своему сыну.

В то время был день воскресный, и Марфа причастилась Пречистых божественных Таин Тела и Крови Христовой и просияла лицом от благодати Божией и неизреченного духовного радования, которыми она преисполнилась, получивши извещение о своей кончине и своем спасении. Весь тот день и наступившую за тем ночь блаженная Марфа провела частью во многих богодохновенных любезных беседах и с преподобным сыном своим, частью в горячих слезных молитвах к Богу. В понедельник же преподавши мир, благословение и последнее прощание своему сыну и всем ученикам его, она, при горьком их плаче, рассталась с ними и отправились в селение, именовавшееся Тивиринт и отстоявшее на три поприща от Дивной горы, – в котором находилась церковь святого Иоанна Крестителя. Здесь она принесла обильные молитвы, а затем стала ослабевать телом. Жители сего селения весьма почитали блаженную Марфу; посему просили ее отдохнуть у них от трудов своих. И она действительно тот день и наступившую затем ночь отдыхала у них, причем еще более ослабела телом. Затем во вторник она отвезена была уже в повозке в Антиохию в свой дом, который находился в городском предместье Дафне. В сердце же горячо молясь Богу, проливая обильные слезы и имея несомненную надежду на свое спасение, она предала в руки Божии святую душу свою в пятый день июля месяца 7 . Умирая, она завещала, дабы тело ее было погребено на том месте. на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе. О святой Марфе повествуют также и то, что когда святая душа ее отошла ко Господу, некоторые, находясь около честного ее тела, видели, как лицо ее улыбалось радостно и из ее уст были слышны слова:

– Я получила великую благодать от Бога и пребываю в несказанном свете и радости.

Окружающие ее, придя в ужас, помышляли, что святая получила милость от Господа за своего сына. Но на сии размышления святая говорила, что она прославилась не столько за сына, сколько за свою добродетельную жизнь, потому что ради Господа проявила великое терпение в воздержании и подвигах поста, ревностно ходила путем Его заповедей и от всего сердца возлюбила Богоматерь, родившую Господа.

Честное тело святой Марфы было несено из антиохийского предместья Дафне в Дивную гору с великой честью в пятницу. Множество антиохийского народа, священнослужителей с кадилами, свечами и псалмопением сопровождали ее как великую угодницу Божию. Несшие ковчег с ее телом свидетельствовали, что они не ощущали тяжести во время несения. Тогда как тела мертвецов имеют естественную тяжесть, сие честное тело было как-то необычно легко, и как будто само шло по воздуху. Один же молодой человек из толпы, сын почетного гражданина Антония, по имени Сергий, видя сии славные проводы и теснящийся около ковчега народ, – одних с усердием преклоняющих под ковчег свои плечи, других же желающих прикоснуться честному телу, – посмеялся в себе, рассуждая:

– Что за польза от прикосновения к мертвому телу?

И удалился оттуда. И вот он немедленно впал в тяжкий недуг, так что даже лишился языка; эта болезнь его продолжалась до тридцати дней, и только у гроба святой он получил исцеление, – о чем будет сказано ниже.

Когда же честное тело принесли в обитель преподобного Симеона, находившуюся при его столпе, то стали совершать всенощное пение. В ту же ночь двоим из братии ученикам Симеоновым Марфа явилась в светлой одежде и с светлым лицом. Ученики весьма ужаснулись, зная. что она умерла. Она же сказала им:

– Не бойтесь, потому что Господь не к мертвым меня сопричислил, но к живым. Я пришла помогать вам против диавола, дабы вы, победивши его, получили жизнь вечную.

Произнесши сие, она стала невидима. Когда наступила суббота, для погребения святой собралось множество народа из окрестных деревень и селений со священнослужителями и клириками. Они заметили, что лицо святой во гробе не покрылось мертвенностью, но было как молодое, цветущее красотою и сияющее благодатью. От ее тела не исходил также обычный для мертвецов трупный запах, хотя уже наступил четвертый день после преставления ее. С пением положенных песнопений с честью похоронили тело ее пред столпом святого Симеона по приказанию последнего, дабы всегда ему можно было видеть гроб своей матери. Когда же по прошествии субботы стали совершать воскресную службу, один из толпы, по имени Иоанн, по должности церковный чтец, задремавши, увидал святую Марфу, сиявшую лицом и восходившую по лестнице на столп к преподобному Симеону, а над гробом ее видел херувимскую колесницу, везомую шестикрылыми животными. О сем видении впоследствии он сообщил преподобному с клятвою.

– Воздай, чадо, – отвечал Иоанну преподобный, – славу Богу, сподобившему тебя видения херувимской колесницы. Матерь же моя и я зачаты и рождены во грехах и требуем милосердия Божия.

После сего к преподобному Симеону пришли отец и мать вышеупомянутого Сергия, который смеялся над проводами тела святой Марфы и подвергся за это внезапной болезни; с плачем и молитвою они просили его уврачевать их сына, подобно тому как исцеляет от болезней многих других.

– Идите, – сказал им на сие святой, – спросите сына о причине его болезни: он еже может говорить, ибо ему в настоящее время легче.

Родители, возвратившись после сего домой, спросили сына о его болезни.

Он отвечал:

– Сия тяжкая болезнь посетила меня за то, что я поглумился над почетными проводами тела святой Марфы, отвернул от нее мой взор и не захотел на плечах моих понести ковчега ее.

Тогда родители, посадив сына в повозку, повезли его на Дивную гору к преподобному. Последний повелел им искать исцеления при гробе своей матери. И вот, когда они со слезами помолились при честном гробе ее, – больной немедленно встал совершенно здоровым, как будто никогда и не болел.

После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницей лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти.

В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти. В полночь больному явилась святая Марфа, говоря:

– По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом.

При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер – частицу животворящего Тела Христово; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала:

– Будь жив и здоров от сего.

Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой благодаря за исцеление. После сего он устроил так, чтобы пред гробницей святой горел неугасимый светильник. При гробе святой совершалось также много и других чудес: прозревали слепые, изгонялись бесы из людей, и подавались скорые исцеления от всяких недугов по молитвам святой праведной Марфы и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.

Кондак, глас 2:

В молитвах Господеви предстоящи, Пречистей Деве Богородице пение и хвалы приносящи Марфо честная, породила еси священное отроча, Симеона предивнаго, светильника всемирнаго; с нимже моли присно о всех нас.

_________________________________________

1 Необходимо заметить, что святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, преставилась в пятый день сего месяца; но так как служба ей положена в Минеи в сей, четвертый, день, а равно также и в Прологе читается синаксарь сего дня, то по сей причине и житие ее помещено под четвертым числом месяца июля.

3 Самуил – знаменитый судья и пророк народа израильского. – Память его совершается св. Церковью 20-го августа.

4 Моисей – знаменитый вождь и законодатель народа еврейского и первый священный писатель; жил за XV веков до Р. Хр., родился в Египте и просходил из колена Левиина. Моисей чудесно вывел евреев из Египта и тем избавил их от тяжкого рабства. На горе Синае он получил 10 заповедей и сподобился видеть славу Божию. Все, полученные им от Бога, заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа еврейского, он изложил в первых пяти книгах Библии (пятикнижие Моисеево). – Память св. пророка Моисея празднуется 4 сентября.

5 Дивная гора, на которой подвизался св. Симеон Столпник, находилась вблизи Антиохии сирийской и Селевкии.

6 Апостол Тимофей – спутник и сотрудник св. Апостола Павла. – Памят его празднуется Церковью 22 января.

Память св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна совершается 23 сентября (его зачатие), 24 июня (рождество), 29 августа (усекновение главы), 24 февраля (первое и второе обретение главы), 25 мая (третье обретение главы) и в др. дни.

Людям свойственно иметь различные желания. У некоторых их так много, что они не могут понять, какое важней. Для праведных христиан свойственно умение отделять важное от суетного, преходящего. Но и они порой поддаются духу нынешнего века. Все мы порой чего-нибудь хотим. Тогда верующие обращаются к небесным покровителям.

В последнее время стала популярна некая молитва святой Марте, которая якобы исполняет любые желания. Давайте разберемся, стоит ли тому, кто считается себя прихожанином Русской Православной Церкви, читать эту молитву и ей подобные.


Молитва Святой Марте - текст

«О Святая Марта, Ты Чудотворная!
Обращаюсь к тебе за помощью!
И полностью в моих нуждах, и будешь мне помощницей
в моих испытаниях!

С благодарностью обещаю тебе,
что буду эту молитву везде распространять!
Покорно, слезно прошу -
утешай меня в моих заботах и тяготах!

Покорно, ради великой радости,
которая наполнила твое сердце,
слезно тебя прошу - хлопочи обо мне и моей семье,
чтобы мы сберегли нашего Бога в своих сердцах

и тем себе заслужили Спасенного Всевышнего Посредничества,
прежде всего при той заботе, которая меня сейчас тяготит….

…Слезно тебя прошу, Помощницу в каждой нужде,
победи Ты тяготы так, как Ты побеждала змея,
пока не лежал возле Твоих ног!»


Кто такая Святая Марта?

Прежде, чем обращаться с просьбой к праведнице, хорошо бы знать о ней побольше. В православии наиболее известны две женщины, носившие имя Марта (по-русски Марфа):

  • Святая праведная Марфа Вифанская, мироносица - сестра Марии и Лазаря, евангельский персонаж;
  • Марфа Царицынская - жила в России, скончалась в начале прошлого века.

О каждой подвижнице веры мы расскажем в статье.


Детство святой Марты

Блаженная родилась в 1880 г. в Волгограде (ранее Царицын), родители ее были богаты. Имя при рождении история не сохранила. Когда молодая девушка окончила обучение в гимназии, родители отправили ее в столицу. Она приехала в Санкт-Петербург, где увиделась с праведным Иоанном Кронштадским. Известный святой предсказал ей будущее во славу Христа.

По возвращении домой, Марфа рассказала обо всем родителям, но отец был резко против. Его вовсе не обрадовало то, что единственная дочь хочет принять на себя подвиг юродства. Дошло дело до криков и ругани. Праведнице пришлось уйти из дома. Она начала принимать верующих, у которых случилась беда. По молитвам святой Марты начали происходить чудеса:

  • здоровье приходило в норму;
  • возвращались от любовниц мужья;
  • поправлялось материальное положение.

Весть о скромной праведнице быстро облетела Царицын. Даже сама императрица Александра, жена Николая II, приезжала к ней. Женщина предсказала мученическую кончину всей семьи, а также ужасные события 1917 г.

Также девушка ходила по городу и бросала в прохожих камешки. Люди долго не могли к этому привыкнуть. Потом заметили, что если камень касался больного места, происходило исцеление. Блаженную часто приглашали в гости, Марта любила разговаривать с такими же простыми людьми, как и она сама. Была очень скромной и доброй.

Матушка отдала Богу душу в возрасте 45 лет. Она предсказала, что ее будут хоронить несколько раз. Действительно, первый раз ее прах упокоился на кладбище при монастыре Святого Духа. Большевики устроили в здании тюрьму для противников новой власти, а тело блаженной перенесли в храм Св. Алексия. Сейчас оно покоится на главном городском кладбище.

Почитание святой на родине

На могилке блаженной Марфы почти сразу начали происходить чудеса. И современные жители Волгограда часто посещают святое место. Известно много случаев, когда юродивая оказывала помощь.

  • Татьяна долго не могла зачать ребенка, хотя и у ней, и у мужа все было в порядке. Семья начала посещать храм, причащалась, молилась. Также взяли они освященную землю с могилки блаженной Марты. Вскоре у молодых появилась дочь, затем сын.
  • Девочка 4-х лет из Волжского страдала от паралича. Она не могла даже сидеть, но благодаря молитвам страшный недуг (ДЦП) оставил ее. Сейчас малышка ходит самостоятельно. Врачи только разводят руками, но официально не могут признать чуда. Говорят, что сначала неправильно поставили диагноз.

Работники волгоградского храма рассказывают, что блаженная Марфа помогает в разных вопросах:

  • устроиться на работу;
  • удачно провести сделку с недвижимостью;
  • студентам - в учебе;
  • незамужние обретают семью, семейные - заводят детишек.

Жители Волгограда очень почитают «свою» святую, они в течение десяти лет собирали нужные документы для канонизации. Сейчас комиссия при Московском Патриархате еще делает свою работу. Поэтому официального дня празднования, как и благословенной иконы у матушки Марфы нет.

Но это вовсе не является преградой для того, чтобы обращаться за помощью, поминать ее блаженную память за панихидой или Литургией. Для молитвы можно использовать очень простой текст: «Блаженная Марфа, моли Бога о нас!» Дальше - прошение своими словами.

Когда Русской Православной Церковью будет официально принято решение о причислении к сонму праведников, разрешат для поклонения и православную икону святой Марфы Царицынской. Сейчас она написана, но находится при храме на Дмитриевском кладбище Волгограда.

При жизни блаженная не разрешала поклоняться своему лику, отдавая всю честь за свои чудеса Богу. Сейчас жители города ждут прославления юродивой. Тогда гроб будет открыт, мощи поместят в раку, которая уже готова.

Святая Марта (Марфа) Вифанская

Наверное, каждый помнит евангельский сюжет о двух сестрах, Марфе и Марии. Старшая сестра была озабочена хлопотами по хозяйству, а младшая тем временем внимательно слушала Господа. Когда Марфа возмутилась тем, что одна делает все по дому, Христос укорил ее.

Эта женщина также упоминается в главе, где рассказывается о смерти и воскрешении Лазаря. Из описания событий понятно, что Марта, Лазарь и Мария были родственниками, а Христос очень любил их всех.

После вознесения Марфа вместе с братом и сестрой стала разносить благую весть по разным городам. Точных сведений о ее кончине не сохранилось. Святая очень почитается также и в Католической церкви. Блаженные сестры вместе с Иисусом часто изображались художниками, о них писали стихи, в их честь нарекали храмы и монастыри.

Но официального жития для православных церквей не было составлено. Зато св. Иосиф из Генуи, при жизни бывший монахом, написал ее подробное жизнеописание. Из него следует, что святая имела знатное происхождение. Она никогда не была замужем, желая посвятить свою жизнь служению Господу. После того, как Иисус благословил апостолов распространять Евангелие, Марфа и ее родственники оказались во Франции. Там, в лесах возле Авиньона, водилось огромное чудовище, пожиравшее людей.

Женщина, взяв крест, пошла в лес, где и нашла дракона. Окропив его святой водой и осенив крестом, силой Господа она одержала победу. Чудище стало не больше овцы, сразу присмирело. Народ забил изверга камнями и кольями. Марта, с благословения своего наставника, осталась в этом месте. Она основала монашескую общину, где стала служить Богу, наставлять сестер и горожан.

Много времени монахиня проводила в молитве, принимала постную пищу лишь один раз в день. Однажды некий паломник, который хотел услышать проповедь сестры (она была очень известна), упал в реку и утонул. Его тело с трудом обнаружили. По молитвам праведной Марты юноша воскрес. Когда настал ее час, мироносица мирно отошла к Богу, встретив на небесах свою сестру Марию, которая уже ждала ее там.

Икона святой Марты

На православных ликах праведные сестры изображаются чаще рядом с Христом и Лазарем. Есть и католические изображения. Там Марта стоит рядом с чудовищем. В руке ее крест и сосуд со святой водой. Поверженный демон смиренно склонил голову. На некоторых композициях Марта держит Евангелие, сосуд с миром и горящий факел.

Чтобы молиться св. Марфе Мироносице, лучше всего использовать специальный православный текст:

Пpа́веднаго Ла́заpя Боголюби́выя се́стpы,/ Ма́pфо и Маpи́е пpесла́вныя,/ чи́стым се́pдцем Хpиста́ в житии́ ва́шем возлюби́ли есте́,/ миpоно́сиц взе́мше чин,/ и Его́, я́ко Сы́на Бо́жия, безбоя́зненно испове́дали есте́,/ сего́ pа́ди ны́не во оби́телех Отца́ Небе́снаго/ со А́нгелы и все́ми святы́ми сла́вно ца́pствуете./ Умоли́те, Его́же возлюби́ли есте́,/ и нам, гpе́шным, в ве́pе и любви́ Хpисто́вой утвеpди́тися// и Ца́pствия Небе́снаго сподо́битися.

Католики практикуют следующую молитву: «Святая Марта, проси о нас Иисуса!» Они прочитывается девять раз подряд. С точки зрения богословия тут ошибок никаких нет. Если вас не смущает то, что этот текст составлен католиками - можете читать. Правда, вряд ли какой-нибудь православный батюшка даст на это официальное благословение. Но и нарушений каких-то канонов в этом нет, только негласных обрядов.

Молиться св. Марте можно также, как и другим святым. Просить допустимо и собственными словами, важно здесь проявить искренность. Если в храме нет такой иконы, купите ее и разместите у себя дома. Ни одна церковь не может вместить всех образов - их много сотен.

«Молитвы» из интернета

Многие несведущие люди, видя на первом попавшемся сайте текст, который называется «молитва к святой Марте на исполнение желания» читают его. Но по нему довольно просто понять, что на самом деле он составлен вовсе не отцами православной церкви, а людьми, которые практикуют магию.

Произнося колдовские заговоры, человек берет на себя большой . Лучше почаще читать , псалмы, обращаться кратко к

 

Возможно, будет полезно почитать: