Сообщение по теме эмоции. Эмоции и чувства

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Эмоции и чувства"

План

1. Введение.

2. Определение понятий эмоция и чувство. Их сходство и различие.

3. Основные теории эмоций.

4. Виды эмоций и их характеристика.

5. Факторы, влияющие на формирование эмоций.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

Эмоции и чувства отображают наше расположение к тому или иному человеку либо событию, при этом, эмоции - это прямой, откровенный отклик на что-то, на инстинктивном уровне, а чувства являются в большей степени результатом переживаний, мышления, накопленного опыта.

Чувства и эмоции имеют непосредственную связь с внутренними качествами человека, являют собой отражение происходящих внутренних переживаний. Человеку свойственно зачастую бояться и отрицать собственные эмоции, путать чувства с эмоциями, чувства с состояниями.

Как таковые, чувства и эмоции не осознаются человеком сами по себе, также как их причины продолжают оставаться для многих загадкой.

Чувств и эмоций большое множество, их конечного перечня не существует ни в физиологии, ни в психологии. Причиной данного является то, что большинство чувств и эмоций - это весьма социальные явления. Приобретение эмоциями другой значимости либо возникновение новых эмоций детерминировано развитием общества. Большинство чувств и эмоций человек при рождении не ощущает, а научается им у окружающих его действительности, людей. Совместно они с младенчества демонстрируют и поясняют человеку, что и как он обязан чувствовать, в тот или иной момент.

Человек становится наиболее интересным благодаря живости и многообразию эмоциональных взаимоотношений. Он может проявлять отклик на самые различные явления действительности - его будоражат стихи и музыка, новейшие достижения техники и запуск спутника в космос. Изобилие собственных переживаний личности способствует ее наиболее глубокому пониманию происходящего, наиболее тонкому проникновению в переживания людей, их взаимоотношения.

Эмоции и чувства помогают человеку наиболее полно познать себя самого. Переживания способствуют познанию человеком собственных недостатков, возможностей, достоинств и способностей. Переживания человека в новой ситуации часто раскрывают что-либо новое в себе, в людях, в мире окружающих явление и предметов.

Чувства и эмоции придают поведению, поступкам, словам определенное своеобразие. Позитивные переживания вдохновляют человека в его дерзких стремлениях и творческих поисках. Делая акцент на значении переживаний, В.И. Ленин считал, что без эмоций человека не было, нет и не будет человеческого поиска истины.

2 . Определение понятий эмоция и чувство. Их сходство и различие.

В ходе эволюции мира животных возникла своеобразная форма проявления защитной функции мозга - эмоции - волную, возбуждаю. Данные функции отражают личную значимую роль внутренних и внешних стимулов, событий, ситуаций для человека, а именно те явления, которые волнуют его и выражаются в виде переживаний.

В психологии эмоции определяют в виде переживания человеком в текущем моменте собственного отношения к чему-либо. Кроме данного неполного осмысления, понятием "эмоция" пользуются и в обширном смысле, имея в виду цельную эмоциональную реакцию личности, содержащую психологический элемент - переживание, а также своеобразные физиологические изменения в организме, сопровождающие данное переживание. В данном случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Чувства - это отношения человека, испытываемые в разной форме, к явлениям и предметам действительности. Жизнь человека нестерпима без переживаний, в случае, когда человек утратил возможность переживать чувства, начинается так именуемый “эмоциональный голод” - он старается удовлетворить его читая остросюжетную книгу, прослушивая любимую музыку. Кроме того, для эмоционального насыщения необходимы как позитивные чувства, так и чувства, сопряженные со страданием.

Житейское представление о "чувства" до такой степени обширно, что утрачивает определенную суть. Это определение ощущений - возврат после потери сознания, боль, - "прийти в чувство". Зачастую и эмоции именуют чувствами. В реальности же определенно научное применение данного термина сводится только к тем случаям проявления человеком собственного позитивного либо негативного, а именно оценивающего отношения к тем или иным объектам. Вместе с тем, в противоположность эмоциям, отображающих краткосрочные переживания, чувства долговременны и иногда могут продлиться все существование человека.

Проявление чувств осуществляется посредством определенных эмоций, обусловлено ситуации, в которой оказывается объект, согласно которому этот человек выражает чувство. В частности, мама, любящая собственного ребенка, естественно будет испытывать в период его экзаменационной сессии различные эмоции, обусловлено результата сдачи экзамена. Когда ребенок отправится на экзамен, мать будет достаточно взволнована, если он известит о благополучно сданном экзамене - радость, при провале - досада, злость, разочарование. Данный пример, и схожие с ним, демонстрируют различие меж чувствами и эмоциями.

Таким образом, непосредственного соотношения меж эмоциями и чувствами нет - неизменная эмоция способна выражать различные чувства, и неизменное чувство способно выражаться в различных эмоциях. Подтверждением их диссонанса представляется и наиболее позднее возникновение чувств в онтогенезе сравнительно с эмоциями. И чувства, и эмоции способны быть позитивными и негативными.

3 . Основные теории эмоций.

В XVIII - XIX столетиях единодушного мнения о происхождении эмоций не было, тем не менее наиболее популярной была интеллектуалистическая концепция И.Ф. Гербарта - "телесные" выражения эмоций есть результат психических явлений.

В. Вундт также придерживался данного мнения. Он полагал, что эмоции - это в первую очередь изменения, отличающиеся прямым воздействием чувств на протекание представлений и, в определенной мере, воздействием протеканий на чувства, а внутренние процессы являют собой только результат эмоций.

"Периферическая" парадигма эмоций Джеймса-Ланге. Образование эмоций детерминировано внешними влияниями, способствующие образованию физиологических сдвигов в организме человека. Их следствием стали физиолого-телесные периферические изменения, определяющиеся как результат эмоций.

"Таламическая" парадигма эмоций Кэннона-Барда. Возникновение эмоций и надлежащих сигналов стимуляции вегетативных функций осуществляется в таламусе. Физиологические реакции и психологическое переживание образуются единовременно.

Концепции активации и Круг Папеса. Эмоция является не функциями различных центров, а следствием оживленности сложной сети мозга - "Круг Папеса".

Когнитивные парадигмы эмоций. Раскрывают природу эмоций посредством механизмов мышления.

Парадигма когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Важное положение в эмоциях занимают когнитивно-психологические обстоятельства. Позитивные эмоции образуются в следствии подтверждения ожиданий человека, а именно, как конкретные результаты деятельности сочетаются с назначенный проектом.

Информационная парадигма эмоций П.В. Симонова. В виде символической формы показан комплекс функций, воздействующих на характер и образование эмоций: Эмоция = П х (Ин - Ис). (Ин - Ис) - оценка вероятности. П - ведущая потребность.

Существуют разные школы, что устанавливает разницу классификаций и определений.

Джемс-Ланге. Психоорганическая парадигма происхождения и сущности эмоций. Основой эмоциональных проявлений определял состояния физиологические. Они первоначальны, а эмоции им сопутствуют. В следствии влияния внешних стимулов осуществляется изменение организма, появляются эмоции посредством системы обратных связей. Человек огорчен от того, что плачет, а не плачет от того, что огорчен. Это базисная парадигма для всей психологии вплоть до настоящего времени.

Психоанализ. Реакции обусловлены влечениями. Фактор образования - несогласованность желаемого с реальным.

Бихевиоризм. Сопровождающая реакция на конкретный стимул. Понтия об эмоциях ординарны рассматриванием подкреплений, а не основного элемента. Они являются позитивными и негативными, согласно этому, эмоции также могут быть позитивными и негативными. Не относятся к внутренним переживаниям.

Когнитивная психология являет собой естественную экспериментальную базу.

Шехтер. Двухфакторная парадигма эмоций - развитие концепции Джемса-Ланге. Возникновение эмоций в виде когнитивного оценивания физиологических изменений. Воздействуют обстоятельства: психологическое, когнитивное.

Лазарус. Трехкомпонентная парадигма. Воздействуют обстоятельства: поведенческое, психологическое, когнитивное. Осуществляется оценивание не только физиологических изменений, но и вероятность поведения в этих условиях, возможность трактовать: возникновение эмоций осуществляется в случае восприятия человеком всего как действительно происходящего. Если подвергнуть все рациональному анализу, то результатом его будет отсутствие эмоций.

Рубинштейн. Эмоция является собой нечто, обусловленное определенным возбуждением конкретных зон подкорковых структур - отклик на стимул, а чувства - до стимула, то что возможно высказать, или уже высказано, раз высказано, следовательно, осознано. Потребности и эмоции. Эмоции являются психическим отображением действующего состояния человеческих потребностей. Эмоции - это определенная модель существования потребности, в следствии возникает стремление к тому, что способствует удовлетворению потребности, однако затем предмет приносит либо не приносит удовлетворенности, и у человека возникает к нему чувство. Эмоции различают полярностью - "+" либо "-".

Леонтьев. Концепция эмоций выстраивается на деятельности. Общая активность, поведение направляется и побуждается мотивом. Деятельность являет собой последовательность некоторых действий, соответствующих цели. Цель неизменно осознанна, подобная единица инициативности как действие появляется лишь у человека, цель является итогом действия. Мотив являет собой предмет потребности. Эмоция образуется в виде оценки расхождения меж мотивом и целью. Эмоция способствует оцениванию приближения к предмету потребности посредством установленного действия.

Рассмотренные парадигмы эмоций объясняют только единичные эпизоды их происхождения. Это доказывает мнение о принципиальной невозможности разъяснить механизм подобного непростого явления, как эмоции, с позиции одной парадигмы.

4 . Виды эмоций и их характеристика.

Обусловлено индивидуального значения переживаний акцентируют такие виды эмоций.

Альтруистические - образующиеся переживания на базе потребностей в помощи, содействии иным людям - чувство надежности, сочувствия, преданности, желание доставить счастье и радость иным людям, чувство тревоги за собственную участь, сопереживания.

Коммуникативные - образуются на базе потребности в общении посредством выражения чувства симпатии, желания делиться переживаниями и мыслями, общаться, привязанность, чувства признательности, желания заслужить одобрение уважаемых и близких людей, чувства уважения к кому-либо.

Глоричные - объединены с потребностью в славе, самоутверждении - чувство самовлюбленности, стремление взять реванш, чувство преимущества, гордости, удовлетворение произошедшим ростом, повышенной ценности собственной личности, стремление добиться уважения, признания.

Практические - обуславливаются успешностью либо безуспешностью деятельности, сложностями ее выполнения и окончания - чувство напряжения, приятная усталость, желание добиться успеха в работе, увлеченность работой, приятная удовлетворенность результатами собственного труда.

Романтические - обнаруживаются в стремлении ко всему необыкновенному, тайному - волнующие чувства восприятия измененного окружающего мира - все может показаться иным, необыкновенным, исполненным особенной значимостью, таинственностью; предвкушение необыкновенного и весьма хорошего, светлого.

Гностичные - объединены с потребностью в духовной и познавательной гармонии - чувство непонимания либо удивления, колебания, желание узнать естество явлений; чувство ясности либо неясности мысли; радость раскрытия правды; чувство скорого решения проблемы; неудержимое желание справиться с противоречиями в собственных суждениях, все систематизировать.

Эстетические - сопряженные с лирическими переживаниями - чувство духовного роста; потребность в красе, чувство величественного, возвышенного и изящного; чувство близкого, родного воспоминания о минувшем, приятное и горькое чувство одиночества; чувство волнующего драматизма, поэтическо-наблюдательного, светлого состояния, наслаждение звуками.

Гедоничные - сопряженные с потребностью в благоустроенности духовном и телесном - наслаждение желанными физическими и духовными ощущениями от аппетитной еды, знаний, солнца, тепла. Духовные - чувство покоя, беззаботности, веселья, изнеможения. Физические - бездумное приятное возбуждение, похоть.

Акизитивные - образуются посредством коллекционирования, интереса к накоплению - приятное чувство от рассматривания собственных собраний; стремление к сбережению, восторг от роста накоплений.

Мобилизационные - образуются посредством потребности интереса к борьбе, в преодолении опасности - увлеченность риском, необходимость в острых ощущениях, чувство спортивного азарта, спортивная злость, решительность, мобилизация собственных умственных и физических способностей, чувство сильного эмоциональной и волевой напряженности.

Иные классификации чувств и эмоций. Человеческие переживания весьма многообразны, их делят на виды по содержанию, характеру отношения к беспристрастной действительности, оказывающееся в них, по уровню их развития, особенностями и силой их проявления. В следствии этого все многообразие переживаний человека разделяют на две группы. В первую входят являющиеся отображением обусловленного ситуацией отношения человека к конкретным объектам, во вторую - с обобщенным и устойчивым к ним отношением. Первую группу переживаний называют эмоциями, вторую - чувствами.

Эмоции разделяют на простые, являющиеся прямым отображением взаимоотношений человека с различными объектами, и сложные, с имеющимся данным отражением опосредованного характера. Согласно устойчивости, силе и характеру проявления из числа эмоций различают эмоции настроения и аффекта. Согласно содержанию, первоначально акцентируют чувства эстетические, интеллектуальные и моральные. Отдельные из них имеют возможность накапливать характер страстей.

Простые эмоции. Порождаемые напрямую воздействием на организм различных объектов, сопряженных с удовлетворением его основных потребностей. Вкусы, запахи, цвета бывают неприятные либо приятные, могут пробуждать неудовлетворение либо удовлетворение. Напрямую сопряженные с чувствами, эмоции называют эмоциональным тоном ощущений. Его возникновение осуществляется в период восприятия объектов, сопряженных с удовлетворением основных человеческих потребностей. Эмоциональный тон восприятий и ощущений представляет существенную значимость в человеческой деятельности. Он направляет ее действия, побуждая отыскивать одни объекты, и отрекаться, уклоняться и защищаться от иных.

Сложные эмоции. В процессе существования и деятельности человека простые переживания преобразуются в сложные эмоции, сопряженные с пониманием объектов, осознанием их актуальной значимости.

Сложные эмоции - это радость, интерес, страдание, удивление, горе, стыд, депрессия, презрение, гнев, страх, отвращение, неприязнь, стыд, тревога. К. Изард именует их "фундаментальными эмоциями", обладающие собственным диапазоном внешних проявлений и психологических характеристик.

5 . Факторы, влияющие на формирование эмоций.

Решение вопроса формирования эмоций обусловлено многими обстоятельствами и факторами. Выявление закономерностей и факторов формирования человеческой эмоциональной сферы в большинстве случаев обусловлено концептуальными и теоретическими представлениями, используемые учеными при их выделении и поиске.

Выделяют ряд групп факторов, определяющие формирование эмоциональной сферы - социальные и биологические. Вместе с тем, социальные причисляют к внешним, а биологические - к внутренним факторам.

Общеизвестно, что биологическая значимость эмоций детерминируется их оценивающей функцией, благодаря которой человеческий организм старается стремительно и заблаговременно осуществлять реакцию на перемены окружающего мира, привлекающий энергетические ресурсы, нужные в интересах действий, ориентированных на удовлетворение прямых потребностей. Факторы биологические - это функционирование и формирование конкретных мозговых структур, первоначально лимбических образований; изменения в соматической сфере; деятельность желез внутренней секреции; выражение биологической потребности, нужной для жизнедеятельности.

Особый интерес представляют исследования Р. Вудвортса, В. Вундта, Я. Рейковского, сопряженные с отображением особенности генезиса эмоций. Исследователи предлагают теоретическую модель - у человека имеется ряд эмоций, обнаруживающих и незначительно изменяющихся в ходе эволюции. Представлены они генетически унаследованными и обладают биологической основой возникновения.

В случае рассмотрения внутренних факторов, бесспорно, на первой стадии детского психического развития преобладающими являются биологические факторы, сопряженные с удовлетворением ключевых потребностей. В то же время, образующиеся и формирующиеся эмоции, в одном случае называют первичными, в другом основными, в-третьем - базальными. С расширением социальных факторов влияния на детскую психику, в основе отмеченных эмоций образуются производные от них. К тому же, список данных производных либо вторичных, возникших в основе одной эмоции - радости, создает совокупность иных позитивных эмоций.

Воздействующие на генезис эмоциональной сферы внутренние факторы, также сопряжены с особенностью формирования процессов памяти, мышления, представлений. Данная обусловленность отчетливо отображается в исследованиях, осуществленных под управлением O.K. Тихомирова, где одним из факторов формирования эмоциональной сферы является мыслительный процесс. Результаты проведенной работы акцентируют взаимную детерминированность и взаимообусловленность формирования эмоциональной сферы с психическими процессами.

Также, особую значимость представляет воздействие на формирование эмоциональной сферы личные переживания человека, образующиеся и фиксирующихся в отличительных чертах характера, его морально-этических и нравственных качествах. В последующем они являются базой для формирования эмоциональной сферы человека, его внутреннего мира.

В тоже время, человеческие эмоции в большей степени социально детерминированы. Как и поступки человека, они детерминируются нормами права и морали, свойственные любой общественно-экономической стадии. В следствии этого высшие формы эмоций образуются на основании нравственных - социальных и эстетических - духовных, интеллектуальных потребностях.

К значительно воздействующим на формирование и развитие человеческих эмоций социальным факторам причисляют особенность взаимоотношений, в которых находится ребенок, специфику частного общения со старшими и сверстниками, обстоятельства воспитания в учебных заведениях.

Также, к социальным факторам, напрямую воздействующим на эмоциональную сферу в рамках познавательной деятельности можно причислить средства литературы и искусства, традиции, обряды.

Таким образом, в условиях современного мира на формирование детской эмоциональной сферы оказывают значительное воздействие средства массовой информации, достижения научно-технического прогресса и культура разных народов. Последняя, как возможность проявления эмоциональных состояний у разных народов, обладает различными формами представленности согласно действиям и содержанию.

Для новорожденного существенными факторами, воздействующими на формирование эмоций, является прямой контакт с матерью и условия удовлетворения ведущих потребностей.

В период младенчества, кроме упомянутых факторов, существенную значимость представляют условия невербальной коммуникации, выражающиеся родителями и окружением ребенка. Также, типичные воздействия проявляют единый эмоциональный уют в семье и неодухотворенные предметы в виде разнообразных игрушек.

В период раннего детства ведущими факторами, детерминирующими формирование эмоциональной сферы, выступают условия организации игровой деятельности и особенность коммуникативного взаимодействия меж взрослым и ребенком.

В период дошкольного возраста, вместе с упомянутыми факторами, ведущей деятельностью является познавательная, сопряженная с детским восприятием произведений литературы и искусства. Особо значимым фактором, воздействующем на формирование детской эмоциональной сферы, являют собой свойственные данному возрасту все виды игровой деятельности.

В младшем школьном возрасте диапазон факторов, воздействующих на формирование эмоциональной сферы, значительно расширяется. Существенными становятся факторы частного отношения со сверстниками и организации учебно-воспитательного процесса.

В подростковом возрасте преобладающими факторами в сфере формирования чувств, вместе с предшествующим периодом, являются биологические изменения в детском организме, сопряженные с половым созреванием. Собственно, они и устанавливают своеобразие и ориентирование проявления образования и развития новых чувств.

В период юности к ведущим факторам причисляют социально-психологические условия, воздействующие на самоутверждение личности девушек и юношей и формируют основные принципы их жизненных позиций.

Выделенные факторы не ограничиваются упомянутыми и при более широком диапазоне исследований их можно дополнить иными. Кроме того, важно подчеркнуть, что акцентирование ведущих факторов в любом дальнейшем возрасте не исключает воздействия предыдущих.

В последнее время увеличивается число исследований, в которых акцентируются так именуемые глобальные факторы - техногенные, экологические, информационные и социально-экономические, оказывающие значительное воздействие, как прямое, так и опосредованное, на формирование эмоциональной сферы человека.

6 . Заключение.

Чувства и эмоции обладают рядом установленных функций. Первоначально, чувства и эмоции, являют собой отображение истинной действительности, однако лишь в форме переживания. Причем определения "чувства" и "эмоции", зачастую используемые "в быту" как равносильные, в действительности означают разнообразные психические явления, безусловно, наиболее непосредственно связанные меж собой. Как в чувствах, так и в эмоциях отображаются человеческие потребности, а именно, то, как удовлетворяются данные потребности.

Эмоциональные переживания являют собой отражение жизненной значимости воздействующих на человека ситуаций и явлений. А именно, эмоции - это отображение в виде субъективного переживания актуальной значимости ситуаций и явлений. Таким образом, все облегчающее либо содействующее удовлетворению потребностей порождает позитивные эмоциональные переживания, а иначе, все препятствующие - негативные.

Существенным отличием эмоций от чувств является возникновение эмоций в ответ на определенную ситуацию, тогда как чувства имеют относительное постоянство и стабильность. Проявление глубокой связи эмоций с чувствами первоначально в переживании и раскрытии чувств именно в конкретных эмоциях. В частности, чувство любви к ближнему способно переживаться обусловлено ситуации, как эмоция наслаждения от общения, радости за него, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, тревоги в случае, если ему что-то угрожает. К организации чувства относятся не только непосредственное переживание, эмоция, но и наиболее обобщенное отношение, обусловленное понятием, пониманием, знанием.

Одной из основных функций эмоций является их содействие ориентированию в окружающей действительности, оцениванию явлений и предметов учитывая их нежелательности либо желательности, вредности либо полезности.

Возникновение эмоции осуществляется в случае появления несогласованности меж тем, что следует понимать и с целью удовлетворения потребности, и тем, что в действительности известно.

Однако, множество явлений эмоционального существования совершенно не укладываются в психологическую формулу. И данное заключение не парадоксально - жизнь неизменно более богаче, нежели формулы. Сверх того, эмоциональная.

7 . Список литературы.

1. А.Я. Чебыкин, И.В. Мельничук, Генезис эмоциональных особенностей у детей разного возраста и пола. - Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2004. - 147 с.

2. К.Э. Изард, Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб: Питер, 1999. - 464 с.

3. П.В. Симонов, Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. - М.: Наука,1981. - 100 с.

4. В.Д. Шадриков, Введение в общую психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002. - 156 с.

5. Б.И. Додонов, Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

6. Е. П. Ильин, Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2011. - 784 с.

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Проведя не одну консультацию я убедилась, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

Ксения Голицына,
Практикующий психолог
2012г

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Экстаз - высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления.

Энтузиазм - эмоциональное состояние, которое отличает ярко выраженная самозамотивированность. Очень ресурсное состояние, которое может быстро угаснуть.

Я

Ярость - сильный, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти с агрессивным поведением, крайняя форма проявления гнева. Активное противостояние тому, что считаем злом, желание сражаться, биться за свою идею, права, свободу, независимость или другие ценности. Человек, находящийся в состоянии Ярости, практически не контролирует свои действия в конфликте.

Работают незаметно для нас: они запускают когнитивные процессы (распознавание и аргументацию), физические ощущения, влияют на поведение.

Эмоции - самый сильный мотиватор. Именно они управляют нашим желанием выжить, размножаться, общаться и вести себя в соответствии с моральными устоями.

Мужчины испытывают те же самые эмоции, что и женщины. Просто нас учат выражать чувства по-разному.

Существует более сотни эмоций. И это только те, о которых мы точно знаем.

Семь базовых эмоций - это злость, грусть, страх, удивление, отвращение, восторг и счастье.

Самая противоречивая эмоция. Почему? Потому что она может означать многое: радость, умиление, эйфорию…

Для того чтобы выразить полный спектр эмоций, природа наградила нас 43 мускулами, отвечающими за мимику.

Эмоции могут длиться от доли секунды до нескольких минут. Отрицательные эмоции мы испытываем дольше, чем положительные.

Настроение - нечто более длительное, чем эмоция. Мы можем пребывать в нём от нескольких минут до нескольких дней. Кроме того, оно влияет на то, как именно вы испытываете . Например, если вы не в духе, гнев заставит вашу кровь кипеть намного сильнее, чем обычно.

В русском языке есть выражение «кишками чувствую». Неспроста. Эмоции оказывают влияние на вегетативную нервную систему, которая контролирует базовые функции тела, например пищеварение, кровообращение, дыхание и сексуальное желание.

Daniel/Flickr.com

Эмоции универсальны. Выражения лиц жителей России и Зимбабве не отличаются при условии, что люди испытывают одинаковые эмоции. А вот триггеры чувств, конечно, разные.

Любовь - это не эмоция. Это состояние, в течение которого вы можете испытывать множество чувств: радость, грусть, тоску, злость…

Вы можете культивировать и менять собственные эмоции. За это нужно сказать спасибо префронтальной коре головного мозга. Вы можете забыть об эмоции, интерпретировать её по-своему или даже изменить её значение для себя, а значит - и реакцию на чувство.

Это ключ ко всему. Чем раньше вы опознаете эмоцию, тем больше способов разобраться с ней у вас будет. Чтобы понять, как работает ваше сознание, попробуйте обратиться к медитации.

Если долго имитировать ту или иную эмоцию, например отвращение или злость, вас охватят эти чувства по-настоящему.

Важнее ума. По статистике, ваше финансовое благополучие на 85% зависит от ваших лидерских качеств, способности общаться и вести переговоры. И только на 15% - от эрудиции.

Ваши размышления насчёт справедливости, обязательств, силы, доброты и взаимопомощи выражаются в таких эмоциях, как сострадание, благодарность, смущение и трепет. Эти чувства развивались в человеке на протяжении тысяч лет. Так что мораль буквально воплощается в нас самих.

Только 1% людей способны полностью скрывать эмоции от других.

10% людей не знают, как именно они себя чувствуют. Это называется алекситимией. Из-за такой дисфункции человек не способен описать свои эмоции словами, отличить одно чувство от другого и понять настроение окружающих.

Люди, которые увлекаются инъекциями ботокса, всё равно могут испытывать эмоции. Этот убийца морщинок парализует некоторые , а потому иногда кажется, что человек перед тобой не чувствует вообще ничего. Но это неправда. А вот алекситимия у человека с ботоксом - это катастрофа.

Личность может существовать только в постоянном контакте с окружающей средой. Под влиянием среды происходит познаватель-


ная деятельность человека, регулируется его поведение. Особое значение в этой деятельности имеют эмоции человека, являющиеся тем внутренним механизмом, который превращает внешние раздражители в мотивы, создает оптимальные условия для приспособления организма к окружающей среде, обеспечивает ее познание и творческое преобразование. Поэтому своеобразие каждой личности во многом определяется особенностями ее эмоционального реагирования. Ведь именно от эмоций зависят наше отношение к другим людям и их поступкам, оценка собственных действий. Кроме того, эмоции влияют на функции органов и тканей, а следовательно, и на здоровье человека.

Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор параметров общения и определяя его способы и средства. По своей сути эмоции - это обобщенные чувственные реакции на разнообразные по характеру сигналы, влекущие за собой изменения в физиологическом состоянии организма.

В психологии эмоции определяются как реакции человека или животных на воздействие внутренних или внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды чувств и переживаний. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Поэтому их можно считать формой видового опыта. Ориентируясь на эмоции, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых для него самого может быть неясна. С их помощью можно оценить состояние организма (усталость, боль показывают его неблагополучие). Но можно и стимулировать организм на новые действия (страх или ярость заставляют забыть о боли и усталости).

По признаку доставленного удовольствия или неудовольствия все эмоции можно поделить на т р и группы:

1) положительные эмоции - радость, блаженство, любовь, симпатия. Они содействуют упрочению полезных навыков и действий;

2) отрицательные эмоции - горе, презрение, ненависть, стыд, зависть, раскаяние, ревность, разочарование, испуг, тревога. Они помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов;

3) нейтральные переживания - спокойное созерцание, удивление, любопытство, безразличие, равнодушие.

Считается, что в жизни человека преобладают положительные эмоции. Но человеку нужны любые эмоции, ведь они служат побуждением к действию. Если у человека исчезнут эмоции и останется лишь голый расчет, то человек превратится в робота, утратит все человеческое. Без эмоций он потеряет способность расти, развиваться и совершенствоваться, потеряет интерес к жизни и происходящему вокруг.


Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими изменениями в организме и соответствующими психическими проявлениями. Например, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг - расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость, нетерпение, напротив, сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание сахара в крови.

Таким образом, эмоции могут быть разделены на две группы:

1) стенические - тонизирующие, возбуждающие (радость,
злость, гнев). Считается, что эти эмоции готовят организм к актив
ности, мобилизуют его творческие возможности;

2) астенические - тормозящие, расслабляющие человека (тоска,
тревога, благодушие). Эти эмоции препятствуют осуществлению
целенаправленной сознательной деятельности.

И тот и другой тип эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от того, как они воспринимаются самим человеком, его сознанием. Таким образом, эмоциональное возбуждение мобилизует все имеющиеся резервы организма. В этом состоянии начинают более тонко работать интеллектуальная сфера и память. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца, повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включаться в работу одновременно, а не поочередно. Все эти факты позволяют сделать вывод, что эмоции сформировались в процессе эволюции как механизм приспособления к постоянно изменяющейся внешней среде обитания.

В зависимости от того, с какими потребностями человека связаны эмоции, их можно разделить на д в е группы:

1) низшие эмоции - голод, жажда и т.д., возникающие в связи с
биологическими потребностями человека, его стремлением выжить.
Благодаря им человек способен быстро оценить характер воздейст
вия и адекватно отреагировать на него;

2) высшие эмоции - это социальные, или интеллектуальные
эмоции, возникающие в процессе познания личностью окружаю
щей действительности. Они подразделяются на этические и эстети
ческие эмоции. Этические эмоции представляют собой регуляторы
поведения человека в обществе - стыд, вина, долг, ответствен
ность, солидарность, патриотизм, дружба. Эстетические эмоции
основываются на способности человека воспринимать красоту и
гармонию окружающего мира. Они представляют собой оценку ка-


ких-то предметов или событий как возвышенных, прекрасных или безобразных, трагических или комических.

По силе проявления и напряженности чувств эмоции также можно разделить на т р и группы:

1) настроение - неяркое, относительно устойчивое эмоцио
нальное состояние. По существу оно является основным эмоцио
нальным состоянием человека. На создание настроения влияют са
мые разные факторы: погода, самочувствие, воспоминания, прочитан
ное письмо или книга, разговор с продавцом и т.д.;

2) страсть - сильное и глубокое эмоциональное состояние, сохраняющееся достаточно долго. Как правило, она подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека. Обычно страсть возникает при появлении каких-то желаний, удовлетворение которых становится очень важным для человека, поэтому все его мысли и поступки подчиняются страсти;

3) аффекты - кратковременные, предельно яркие вспышки, эмоциональные возбуждения высшей степени (восторг, гнев, ярость, ужас). В это время человек не способен прислушиваться к голосу разума и действует только под влиянием эмоций.

Таким образом, эмоции составляют тот внутренний механизм восприятия явлений и процессов внешнего мира, при участии которого внешние раздражители превращаются в мотивы поведения, создаются оптимальные условия для приспособления к окружающей среде и нормального функционирования организма. Отсюда вполне правомерно утверждение, что своеобразие личности в значительной степени определяется особенностями ее эмоционального реагирования на условия и обстоятельства своей жизни.

Что такое эмоции? Как и почему они возникают? В чем разница между чувствами и эмоциями? Где живут наши эмоции? Что такое жизненная сила человека? Откуда она берется? Почему мы периодически испытываем одни и те же, не всегда радостные, эмоции? Ответы на все эти вопросы в небольшом видео, отрывке из выступления Лилии Гафар на конференции "Найти и принять себя 2.0"

У нас есть два источника влияния на внутреннее состояние . Первое - мы сами, наша личная воля и второе - это чужая воля, воля из вне. Если Вы берете ответственность за свои реакции и эмоции на себя, то управляете Вы, ваша воля. В противном случае Вами будут управлять другие.

Мы часто рассматриваем себя как следствие, а окружающий мир как причину. Обвиняем в чем-то других и говорим: "Это ты меня разозли, ты виноват в том, что я расстроилась" и прочее в том же духе. Так вот тут как раз и кроется первый секрет управления своей реальностью - мои реакции происходят во мне! В мыслях или в эмоциональной сфере - не важно. Мои реакции принадлежат только мне и только у меня есть выбор как реагировать. Я могу обидеться или прервать отношения, а могу просто пройти мимо и не обратить внимания. Могу разозлиться, начать кричать, а могу и отреагировать спокойно. Вариантов тысячи и только наш выбор, наше внутреннее отношение к ситуации определяет то, как мы отреагируем.

Чем опасны негативные эмоции.

Эмоции, особенно положительные, делают нашу жизнь яркой, красочной и насыщенной. Но, к сожалению(а может и к счастью) далеко не все эмоции в нашей жизни несут позитив. А неконтролируемые отрицательные всплески могут очень сильно отравлять наше существование.

Ну во-первых, сильные негативные переживания "изнашивают" наш организм , так как непроизвольно начинают сжиматься мышцы тела, которые воздействуют на определенные внутренние органы (сердце колотится, дыхание учащается и прочее), что не самым лучшим образом сказывается на нашем здоровье и самочувствии.

Во-вторых, под действием сильных отрицательных эмоций(гнев, злость, раздражение и т.д.) мы можем потерять контроль над собой и своим поведением . Думаю, что такие ситуации встречались почти у всех и радости они явно не принесли.

В-третьих, сильные негативные эмоции создают в теле энергетические блоки , что мешает свободному протеканию жизненной энергии по телу.

В-четвертых, эмоции - это мощные энергетические излучения, и окружающие люди могут улавливать ваши страхи или раздражение, что переведет их в дискомфортное состояние. Эмоции могут передаваться от человека к человеку и без криков и оскорблений. Это хорошо заметно на политических митингах или футбольных матчах. Случайный человек попадая на митинг быстро подхватывает энергию толпы и начинает вместе со всеми требовать справедливость, порядок и прочие блага жизни. Но стоит ему выйти, то уже через пол часа он будет спокойно недоумевать:" Чего это я так возмущался?". Тоже самое происходит на спортивных мероприятиях.

Почему так происходит? Наше тело является источником различного вида энергии. Средняя мощность одного здорового человека – примерно 1000–1500 ватт, или мощность утюга. Такую мощность используют в расчетах проектировщики закрытых залов, когда рассчитывают мощность вентиляционной установки, которая должна отводить человеческое тепло из зала. Мы едим, пьем, дышим – все это перерабатывается в организме и излучается наружу. Причем наши излучения модулируются (кодируются) нашими мыслями и эмоциями. То есть в излучениях записано, о чем мы думаем и что ощущаем. Получается, что мы излучаем одни вибрации, когда находимся в гневе. И совсем другие, когда смеемся или радуемся.

Когда люди собираются в толпу и испытывают одинаковые эмоции (митинг, матч), то они создают очень мощное однородное энергетическое поле, которое воздействует на раствор электропроводящих жидкостей, которыми залито наше тело (кровь, лимфа и т.д.). В итоге мы воспринимаем внешние вибрации как свои собственные, то есть «заряжаемся» ими. И кричим «Гол!!!», хотя можем даже не знать, кто играет на поле. Вибрации, куда от них денешься...

Этот же эффект имеет место и при общении с одним человеком, просто излучаемое им поле явно слабее поля толпы, но и его также можно ощутить.

Как возникают негативные эмоции?

Первое - это наработанные с детства или уже во взрослом возрасте стереотипы поведения . Например, маленький ребенок замечает, что когда он начинает плакать, то все вокруг суетятся. Делается вывод:"Когда я плачу, все делают то, что мне нужно, становятся более внимательными и ласковыми." Этот вывод закладывается в подсознание и человек уже во взрослой жизни использует слезы, как элемент управления другими людьми. Особенно этот прием манипулирования любят применять женщины.

Или еще вариант, если мальчик в детском возрасте видит, что папа свое "правильное" мнение доказывает через повышенные эмоции (крик, ор), то у него складывается впечатление, что так нормально и правильно и в последующем именно таким образом он может доказывать свою правоту в семье или в другом месте, где будет чувствовать свое превосходство в силе. К этому способу уже чаще прибегают мужчины или женщины живущие в мужских энергиях.

Проблема только в том, что это доставляет много дискомфорта и им самим и окружающим их людям. Такое поведение говорит об эмоциональной незрелости и распущенности, нежелании человека брать на себя ответственность за свою жизнь и свои эмоции. К тому же, как писалось ранее, приводит к различным заболеваниям и еще более нерадостным ощущениям(чувству вины, опустошенности, подавленности, эмоциональной истощенности и прочее)

Второе - это несовпадение наших ожиданий с реальностью. Например, девушка ожидала, что любимый на день рождения первым поздравит ее, подарит букет цветов и мерседес элит класса. А этот засранец проспал, про цветы забыл, да и на мерседес еще не заработал. Ну вот девушка и выдает ему "на гора" все что о нем думает в достаточно эмоциональной форме. И чем сильнее были ожидания, тем сильнее эмоция.

Что такое эмоция?

Для любого человека естественным состоянием является спокойствие. Такое состояние требует минимального расхода энергии на свое поддержание. Эмоция - это энергетическая реакция организма на сравнение своих ожиданий с реальностью. Если реальность совпала с наилучшими ожиданиями - эмоция положительная. Например любимый не только мерседес подарил, но и на Сейшелы свозил. Тогда мы испытываем радость, восторг, позитивные переживания. Если реальность не совпала, то тогда крики, слезы, обиды и истерики. Этот механизм хорошо виден на изображении.

Какого качества и интенсивности будет эмоция, опять таки зависит от оценки ситуации нашим подсознанием . Если подсознание решит, что мы можем исправить ситуацию, то энергии нам дадут много, чтобы мы пошли и объяснили "где раки зимуют". Например, если подсознание девушки решит, что она может как-то повлиять на любимого, то энергии выделится много и девушка перейдет в высокоэнергетиченское состояние, то есть начнет кричать или в какой-то другой активной форме высказывать свое неудовлетворение. Если же она (вернее ее подсознание) решит, что все бестолку, то энергии ей никто не даст и она максимум что сделает это расплачется, впадет в уныние, апатию и прочие "радости жизни".

В исторических хрониках про разных полководцев рассказывают одну и ту же историю: при наборе новых воинов они их оскорбляли. И наблюдали, как изменится цвет лица кандидата. Если он краснел, то его принимали. Если он бледнел, то отказывали. Почему? Думаю, что Вам это уже ясно. У всех людей имеется свой набор установок поведения в одинаковой ситуации. Если кандидата оскорбляли, и он вскипал, то есть процесс реагирования шел по средней ветке – его энергетика повышалась в стремлении отомстить, то его принимали. Если при оскорблении кандидат бледнел, это значит, что его Подсознание выбирало нижнюю ветку и пониженную энергетику. Значит, в сложной ситуации он будет тормозить, в воины такой не годится.

Суть негативных эмоций.

Изначально, в своей основе, любые эмоции несут в себе позитивное намерение. Во-первых - это способ коммуникации , похвалили - обрадовались, поругали - испугались. Во-вторых - это способ мобилизации энергетических ресурсов в определенных ситуациях . Ведь почему мы злимся, кричим, раздражаемся? С самыми благими намерениями - изменить ситуацию к лучшему, подогнать реальность под наши ожидания. Ребенок получил двойку, а мы считаем, что он должен учиться только на отлично. Подсознание видит несовпадение, оценивает ситуацию как ту, что мы можем исправить и выделяет нам энергию, которую мы расходуем на крик, гнев и прочие методы борьбы за свои идеалы. К сожалению, толку от этого чаще всего бывает очень мало. Ребенок не всегда начинает хорошо учиться, когда родители ругают его. Разве что он испугается, когда родители перейдут в бешенство, увидев его дневник. И то не факт, что испуг поможет ему хорошо учиться – страх может выступить сильным парализатором усилий (нижняя ветка схемы), и дела с учебой могут стать еще хуже.

Начальник не перестанет придираться к вам, даже если вы в гневе пошлете его подальше. И пьющий муж не перестает пить, даже если вы испытываете приступы бешенства по этому поводу. Хотя бешенство может быть таким, что он действительно испугается вас. И уйдет пить в другое место. Он и пьет-то потому, что вы пытаетесь его переделать, а у него не хватает сил дать вам сдачи.

Примерно такова упрощенная модель возникновения и суть негативных эмоций. Существует очень много техник по работе с негативными эмоциями. И первое, что нужно сделать - это взять ответственность за свои реакции на себя. Это Вы выбираете как реагировать в той или иной ситуации. Это Вы хозяин своей жизни и Ваши эмоции, Ваши реакции зависят только от Вас.

С использованием материалов книги Александра Свияша "Открытое подсознание"

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

 

Возможно, будет полезно почитать: