Социальные группы, их классификация. Понятие «социальная группа»

. Социальная группа - это совокупность людей, выделенная по социально значимым критериям (пол, возраст, раса, национальность, профессия, место жительства, доход, власть, образование и др.). Она является своеобразным посредником между отдельной ю человеком и обществоом.

По определению. Роберта. Мертона, группа - это совокупность двух и / или более людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения дру.

Классификация социальных групп

Одним из главных критериев типологии групп является их численность. В социологии различают малые, средние и большие группы. Чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы познать других х людей и установить с ними тесные отношения. Разница между малыми, средними и большими группами заключается прежде всего в характере коммуникационных процессов. Тесное межличностное общение в малых группах доз воля им вырабатывать нормы и ценности, образцы поведения, а также осуществлять социальный контроль эффективнее, чем в средних, а особенно - в больших группах. Более того, крупные и средние группы только то ди могут демонстрировать образцы организованной поведения, формировать устойчивые внутригрупповые нормы и ценности, когда сами они включают малые группы как элементы своей структурктури.

Однако критерий численности - это лишь формальный индикатор разницы между большими, малыми и средними группами. Именно из-за его формальность невозможно точно указать, где именно пролегает численное граница между этими и группами. Численность лишь отражает качественные различия в возможностях непосредственного межличностного общения в группах различной численности, в частности, различные возможности обратной связику.

Малые группы - это хорошо знакомые между собой люди, которые объединены общими целями, интересами и постоянно взаимодействуют между собой (семья, студенческая группа, производственная бригада, компания друзей). В малых группах каждый ее член может непосредственно контактировать с любым другим членом той же группы; частности, он всегда может среагировать на поведение каждого из ее членов, и, в свою очередь, наблюдать, как реагирует есть на его поведение каждый член группы. Таким образом, в малой группе существует постоянно действующая система прямого и обратной связи между всеми ее членамми.

Возможности такой связи ограничиваются, с одной стороны, эффективностью каналов связи между индивидами, с другой стороны, - размером группы. Постоянные тесные контакты индивидов возможны только в сравнительно невелики их группах, а потому частые межличностные отношения в группах по 17-20, а то и 30 человек кажутся маловероятными. Исследования социологов показали, что неформальные молодежные группы чаще насчитывают от 2-3 до 8 человек (около 70% групп) и от 8 до 12 человек (около 30% группп).

Правда, в малых социальных групп могут принадлежать и высоко формализованные целевые объединения, например бригада на производстве или студенческая академическая. Однако даже в таком случае групповые ко онтакт теряют некоторые свойства малой группы частности, постоянство связей между членами группы и взаимовлияние членов группы друг на друга. Обычно в группах, насчитывающих более семи человек происхо ься"разделение"на подгруппы, т.е. выделяются и объединяются лица, имеющие собственные интересы и цели, отличные от тех, которые присущи другим членам группы. Это может привести к распаду групп розпаду групи.

большой, чтобы ее члены чувствовали, что могут свободно выражать свои эмоции и даже вступать в споры друг с другом, но она достаточно мала, чтобы ее члены могли не обращать друг на друга внимание.

Среди малых групп выделяют первичные и вторичные.

Первичные группы - это малые группы, образующиеся по следующим причинам: брачно-семейные связи, симпатия, эмоциональная привязанность т.д..

Американский социолог. Эдвард. Шиллз (р 1911 г) выделяет три типа малых первичных групп:п:

"Начальные группы", которые имеют прочные, многолетние связи и традиции. К этим группам индивид может принадлежать независимо от его желаний. Примером такой группы является семьярупи є сім"я.

"Личностные группы"- группы друзей. Основанием для формирования таких групп является взаимная симпатияна симпатія.

"Идеологические группы", которые объединяют людей с общими ценностямицінностями.

Отношения в первичных группах является эмоционально окрашенными и обычно не имеют для их участников утилитарной ценности (мы дружим с кем-то не потому, что это принесет нам какую-то выгоду, а потому, что этот человек нам с симпатичная, близка по духу). Первичные группы формируют личность, ее нравственные принципы, вкусы. Не случайно говорят:"С кем поведешься, от того и наберешьсяерешся".

Вторичные группы включают в себя некоторое количество первичных групп. Скажем, академическая студенческая группа, спортивная команда или отделения солдат всегда внутренне разделены на меньшие группы лиц, контакты м между которыми чаще, имеют эмоциональный характер. В первичных группах отношения между людьми индивидуальные (одним людям мы симпатизируем больше, другим - меньше, никто не заставит нас полюбить человека, на м не является симпатичная), а вторичные группы объединяют людей, связанных между собой в связи с выполнением ими определенных функций, статусов, ролей, а не из-за симпатии. В таких группах социальные контакты знеособле нет и имеют утилитарный характер. Например, отношения бригадира и подчиненных ему рабочих обезличенные, а их функции должны выполняться, независимо от дружественных или враждебных отношений между нимними.

Чем крепче первичные групповые связи, тем эффективнее функционирует и вторичная группа. Американские социологи выяснили, что во время. Второй мировой войны успех немецких боевых подразделений, в первую очередь, достигался тем, что командование сумело наладить в воинских частях те близкие дружеские отношения, которые свойственны для первичных групп в гражданской жизни. Немецкие солдаты, вместе проходили военную подготовку - вместе и воевали в том же составе. Более того, если войска союзников пополнялись по мере того, как отдельные бойцы выбывали из строя, то немецкие подразделения воевали, пока сохранялась такая возможность, и даже впоследствии подразделение выводился в тыл для переформирования и образование новой боевой единицы. Средние группы - это такие группы, в которых каждый член может знать каждую другого человека, входящего в группы у, но не может отследить реакцию каждого из них на отдельный элемент своего поведения, поскольку для этого группа слишком велика (например, студенты факультета, рабочие цеха и т.п.ощо).

Большие группы - это такие группы, в которых отдельные их члены могут не быть лично знакомы друг с другом (жители. Львова, украинские, члены конфессиональной группы). Это многотысячные группы людей, рассеянные на больших иких пространствах и для которых свойственны косвенные социальные взаимодействия (классовые, территориальные, этнические сообщества).

Большие группы разделяют на номинальные (их выделяют только для нужд статистики, например: потребители стирального порошка «Ариэль»; пассажиры пригородных поездов; стоящие на учете в больнице и др.) и реальные (критерием их выделения есть реальные признаки - пол, доход, раса, национальность, место жительства, образование, профессия и др.есія та ін.).

Выделяют три главных типа реальных групп:

стратификационные группы - рабство, касты, сословия, классы;

этнические группы - расы, нации, народы, племена, кланы;

территориальные группы - выходцы из одной местности, горожане, крестьяне.

Реальные группы - реальные проблемы для общества, номинальные же - не создают подобного по масштабу и характеру спектра социальных проблем. Мы легко можем вспомнить себе какие-то расовые или классовые, или крестьянские бунты, но не стоит искать в истории примеров волнений среди покупателей стирального порошка или пассажиров пригородных автобусев.

Большие группы являются носителями основных черт культуры. Именно группа (этническая, профессиональная, городская и др.) осуществляет отбор и утверждает основные обычаи, традиции, ценности и через посредство малой группы"донос сить"этот отбор к каждому индивидого індивіда.

Из сказанного понятно, почему численность сама по себе не всегда позволяет однозначно отнести ту или иную группу к большой, малой или средней. Взаимодействие в группе численностью в и6-20 лиц можно организув ваты таким образом, что она будет функционировать как малая группа есть каждый индивид, который входит в нее сможет точно знать, как относится к каждому его поступку каждый другой член этой группы. С другой стороны, как что в группе численностью и0 лиц не наладить эффективного механизма межличностного общения, вполне может оказаться, что она будет вести себя как средняя по численности группа, когда, например, индивидов д будет реагировать скорее на некую усредненную мнению группы, чем на мнение каждого отдельного ее членена.

Референтные группы.

Поведение человека, его ценности и убеждения формируются под влиянием той группы с которой человек себя отождествляет. В повседневной жизни человек постоянно сравнивает себя с другими, чтобы определить свою поведем инку (кто я?). Это сравнение происходит зачастую автоматически, без долгих раздумий, однако, если индивид принимает какое-то важное для него решение, скажем, касающееся выбора или смены профессии, шко ли, места жительства и т.п., то такое сравнение является сознательнойим.

Поскольку все люди принадлежат к многим группам, каждая из которых уникальна субкультурой (например, семья, компания друзей, профессиональная, конфессиональная, этническая группа и т.д.), то образцы поведения того же человека у в разных группах также отличаются. Это не значит, что люди поведенческими хамелеонами, которые постоянно меняют свое поведение, свои ценности, мотивации и убеждения в зависимости от того, с какой группой во ни себя отождествляют в конкретный момент. Люди обязательно выделяют важные для себя группы, через призму ценностей которых строят свое поведениеку.

Социальные группы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий называют референтными группами.

Референтная группа может быть, а может и не быть группой к которой индивид принадлежит реально. Довольно часто референтная группа становится лишь источником психологической идентификации. Люди могут ориентироваться в своей пове единци на социальную группу, к которой они не принадлежат. Это помогает объяснить некоторые противоречия в поведении определенных индивидов, например, революционер - выходец из привилегированных слоевств.

Референтные группы выполняют не только нормативные, но и сравнительные функции. Индивид пытается жить в соответствии со стандартами группы, которая является для него референтной. Он культивирует в себе соответствующие жизненные принципы, вкусы, политические и другие взгляды и т.п.. Если группа, которой индивид реально принадлежит, далека от группы, которая является для него референтной, у него возникает ощущение относительной депривации (несправедливости) - то есть недовольство, вызванное разрывом между тем, что у человека на самом деле и тем, что она хотела бы матати.

С этой зависимости между референтной группой и чувством депривации вытекают определенные социотехнические выводы относительно того, как оптимально организовать воздействие на индивидов, с целью их воспитания, стимулирования с социальной активности и т.п.. Если пытаться навязать индивидам или группам ценности и нормы поведения тех групп, которые расположены на высшем уровне социальной иерархии, это не вызовет у индивидов и групп ничего го другого, кроме чувства депривации. Поэтому всегда необходимо задавать цели таким образом, чтобы люди могли поверить в возможность их достижения. Например, от худшего ученика в классе неуместно требовать, чтобы то и равнялся на лучшего, потому что он чувствует слишком большую дистанцию, которая лежит между ними, недостаток способностей и возможностей для преодоления этой дистанции уместно ориентировать объекты воздействия на индивиде в или группы с такими же выходными данными или с подобным положением депривации, которые все-таки сумели улучшить свое социальное положенийвище.

Социальные группы - это устойчивые общности с определенным коли­чеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами.

Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.

Большие группы - это общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут относиться: этносы (нации), классы, религиозные конфессии, политические и общественные организации, возрастные группы и т.п.

Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать средними социальными группами . Малые группы - это небольшие общности, члены которых имеются непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения. Микрогруппы - это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.

Организованные группы - это группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время. В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, существующими непродолжительное время.

Различают также формальные и неформальные группы . Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно офи­циально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и анти­патий.

Слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на начальном эта­пе своего существования. Их часто называют диффузными . Высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличающие­ся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы от­ношений, сплоченности и т.д. Обычно их называют коллективами .



Референтные (эталонные) группы - это группы, на которые люди ори­ентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых люди реально состоят и трудятся. Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Условные группы - это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.

Первичные группы - группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми. Вторичные группы - это группы, состоящие из ряда первичных групп. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми.

Важнейшая проблема психологии - развитие социальной группы. Эта проблема часто решается в связи с уровнем развития коллективности. В любой группе отношения развиваются в двух аспектах - коллективизма и индивидуализма.

Коллективизм предполагает приоритет общественного над индивидуальным, а индивидуализм абсолютизирует позиции отдельного индивида.

Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко. Развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к членам коллектива.

Первая стадия развития коллектива характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Это довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям и групповые нормы пока еще не выработаны.



Вторая стадия вызвана развитием социальных отношений. Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство.

На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.

Но третья стадия не означает застоя в коллективе. Коллектив защищается от застоя новыми способами деятельности, идеями развития, предложенными его членами, существованием так называемых зон неуправляемости, и новыми целями коллектива в соответствии с развивающимися потребностями людей.

В коллективе формируются явления, свойственные только совместной жизни людей. Одно из них социальная фасилитация - социальное облегчение эффективности деятельности и саморазвития каждого члена коллектива. Обучение в группе намного эффективнее, чем индивидуальное. Но отношения в группе должны быть доброжелательными.

Социальная ингибиция означает, что деятельность и развитие членов коллектива блокируются неблагоприятным влиянием слаборазвитой группы.

Теория коллектива, основные идеи которой были заложены Макаренко, развиты в работах таких известных отечественных педагогов и психологов, как Л. И. Новикова, Т. Е. Конникова, Т. Н. Мальковская, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Р. С. Немов. Она может иметь самое широкое применение не только в педагогике, но также во всех сферах управления, в бизнесе, семейной жизни во всех случаях, где функционируют социальные группы.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки

зрения социальной, производственной, экономической, бытовой,

профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».* С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы:

произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой

понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не

официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные,

контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал

«неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и

общества - это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы).

Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”).

Первичная или ограниченная группа является основой для человека это -

семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и

реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но

среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально- психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения

эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной

моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно

сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти

“большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

ГРУППА УСЛОВНАЯ - объединенная по определенному признаку - роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и прочим - общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге, хотя при этом они находятся в определенных, более или менее одинаковых отношениях с другими членами своих групп реальных. Например, чтобы изучить психологию дошкольника - группы возрастной условной, нужно изучить ряд дошкольников соответственного возраста в их группах реальных. Группы условные являются объектом изучения психологии социальной.

ГРУППА РЕАЛЬНАЯ - в психологии социальной - ограниченная в 8размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями - школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и пр. Наименьшая группа реальная - диада, два взаимодействующих индивида.

ГРУППА БОЛЬШАЯ - 1. Количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и пр. 2. Реальная, значительная по размерам, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некую общественную деятельность (напримep, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В группах больших вырабатываются нормы поведения (-> норма групповая), общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и Массовые движения, кои через посредство групп малых доводятся до сознания каждого человека. Если в реальной группе большой почему-либо перестают действовать регулирующие ее деятельность структурные образования, она может превратиться в стихийно действующую общность - толпу.

ГРУППА МАЛАЯ - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Структура групп малых, их состав, сплоченность, стиль руководства, отношения межличностные, перцепция социальная, связи коммуникативные, процессы в группах и пр. экспериментально исследуются психологией социальной, в частности - школой динамики групповой. Особенность, отличающая группы малые от групп сложных и больших, - ее относительная «структурная простота». Это означает, что в группах малых, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если официальная), вокруг коего объединены остальные члены группы. При этом размер группы незначим и может достигать нескольких десятков человек. Если же внутри занятой некоей деятельностью группы малой появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать их и вводимые ими нормы и ценности, то группа малая становится структурно сложной и нередко распадается на две или более группы малых. Новые группы малые вступают в отношения межгрупповые и могут развиваться независимо одна от другой (например, группы по интересам внутри учебного подразделения). Если группа малая занята социально ценной и значимой для всех ее членов деятельностью, опосредующей отношения межличностные, то она может стать группой высокого уровня развития - коллективом.

ГРУППА ЕСТЕСТВЕННАЯ

- англ. group, natural; нем. Gruppe, naturliche. Группа, реально существующая и изучаемая в естественном окружении в отличие от группы, созданной в экспериментальных целях.

Группа лабораторная

совокупность людей, объединенных для проведения исследования в лабораторных условиях.

ГРУППА ФОРМАЛЬНАЯ (группа официальная) - реальная или условная социальная общность (-> группа реальная; группа условная), имеющая юридически фиксированный статус, члены коей в условиях общественного разделения труда объединены социально, заданной деятельностью. Группы официальные всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Примеры условных групп официальных - различные комиссии, группы референтов, консультантов и пр.

ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ (группа неофициальная) - реальная социальная общность (-> группа реальная), не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы. Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри групп официальных. Их интересы Могут иметь профессиональную и внепрофессиональную направленность (различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании). Также существуют условные группы неформальные - объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся. Группы официальные, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами групп неформальных, что укрепляет и обогащает их функционирование, - тесными дружескими контактами, дружелюбностью и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи.

Группу слаборазвитая

Группу выскослаборазвитая

Большая социальная группа - количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков - демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности - идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средние социальные группы, обладая некоторыми признаками больших социальных групп, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа - группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено - руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют "мозговой центр" группы; основная масса группы - исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места. Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образуетпервичную группу.

Непосредственно окружающая человека социальная среда - микросреда - совокупность различных малых групп. Они - один из основных факторов формирования поведения человека, как социально адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований - девиантного.

Группа корпорация Корпорация [лат. corporatio - объединение, сообщество] (в социальной психологии)- организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических и узкогрупповых интересов. Межличностные отношения в К. опосредствуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Персонализация индивида в К. осуществляется за счет деперсонализации других индивидов. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ - группа, цели, мнения и ценности коей в большей или меньшей мере разделяет данный человек. Реальная или условная социальная общность, с коей индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки он ориентируется в поведении и самооценке. Группа референтная выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах (-> мотивация): группа референтная выступает при этом как источник норм поведения, установок социальных и ориентации ценностных индивида. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах (-> перцепция социальная): группа референтная здесь выступает как эталон, посредством коего индивид может оценить себя и других. Соответственно группы делятся на нормативные и сравнительные. Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой. Выделяются также «положительные» и «отрицательные» группы референтные. К «положительным» относятся те, с коими индивид идентифицирует себя и членом коих хочет состоять. К «отрицательным» относятся группы референтные, вызывающие у индивида неприятие. У каждого индивида обычно имеется значительное количество групп референтных - в зависимости от разных видов отношений и деятельности: например, семья, клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и пр. Нередко группа референтная не подозревает о своей значимости для индивида. Тогда он, как правило, строит предположения о возможном мнении группы о себе (-> рефлексия) или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает группа условная (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и пр.). Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности; это может привести к переживанию тяжелых внутриличностных конфликтов, требующих тактичной внешней помощи.

ГРУППА НЕРЕФЕРЕНТНАЯ

Группа: общение и статус личности Статус (С.) понимается как объективное место человека в системе обществ./ психол. отношений. С. имеет социальную и индивидуальную ценность, т. е. разл. статусы характеризуются разным уровнем престижа для общества (организации, группы) и конкретных индивидов. Присвоение С. обычно происходит на 2 уровнях: официальном и неофициальном. На каждом из них С. обычно приобретается личностью через ресурсы, к-рыми она обладает. Существует широкий спектр различных С. индивида в группе:

1) в зависимости от места индивида в системе социальных и межличностных отношений различают социальный и личный С. Социальный С. определяется положением человека в системе социальной стратификации, а личный С. - в системе межличностных отношений малой группы;

2) в зависимости от характера достижения выделяют предписанный и достигаемый С. Первый тип С. определяется внеш. факторами (протежирование, социальное происхождение, национальность и др.), второй тип - реальным вкладом индивида в успех (престиж) группы и мерой его влияния в группе;

3) по содержательным характеристикам различают социометрический С., лидерство-ведомость, руководство-подчинение. В свою очередь эти виды С. имеют разновидности. Напр., социометрический С. различается по уровню проявления («звезда», «изолированный», «пренебрегаемый», «отвергаемый») и аспекту межличностных отношений (коммуникативный С., референтный С., доверительный С.).

Коммуникативный С. личности - внеш. выражение признания со стороны членов группы меры способности индивида выстраивать и поддерживать тесные отношения с ними. Референтный С. - признание со стороны членов группы меры значимости мнения и оценок индивида относительно их качеств и поведения. Доверительный С. - признание со стороны членов группы меры надежности индивида в морально-нравственной, коммуникативной и/или деятельностной сфере активности. Взаимовлияние индивида и группы детерминировано позицией индивида в социально-психол. структуре группы. Напр., влияние устойчивой подгруппы на своих членов сильнее, чем влияние др. подгрупп или «самост.» членов. «Самост.» члены группы, ориентированные на какую-то подгруппу, более подвержены ее влиянию, чем влиянию всей группы. Лит.: Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. М., 2001; Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков

от лат. – положение) это ранг и позиция индивида в группе, его взаимоотношения с другими индивидами; это совокупность прав, привилегий, обязанностей, которые связаны с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением

Виды социальных статусов:
1. предписанный (прирожденный) человеку обществом или группой, в которой он живет: национальность, место рождения, социальное происхождение; регламентируется обрядом, показывающим переход в другой социальный статус (например, свадебный обряд: переход человека из статуса холостяка в статус женатого);
2. достигаемый (приобретаемый) человеком статус, благодаря собственным усилиям, возможностям за определяемый промежуток времени: профессия, образование (т.е., связанный с активностью субъекта по его
обретению), например: рабочий предприятия стал директором – статус руководителя;
3. личный - определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений, в зависимости от
признания его личных качеств (особенно в малой группе);
Социальный статус оказывает влияние на поведение человека → зная статус, можно определить большинство качеств, предсказать действия.

Социальный статус личности. Социальные роли личности

Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также для оценки того положения, которое он занимает в них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе, используются понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус - положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.
Один человек обладает множеством социальных статусов, так как включен в различные социальные группы и категории. Это дало основание Р. Мертону ввести понятие статусного набора.
Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени.
В социологии выделяют различные виды социального статуса. Например, в статусном наборе существует так называемый главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он сам себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью.
Разновидностями социального статуса выступают предписанные и достигаемые статусы.
Предписанный статус - это статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему обществом или группой независимо от его способностей или усилий.
Достигаемый статус - этс статус индивида, который закрепля ется через индивидуальный выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения.
Для современного индустриального общества характерно преобладание достигаемых статусов. В целом это прогрессивная тенденция, т.к. достигаемые статусы ведут к значительно более справедливому заполнении: социальных структур в соответствиу с личными качествами индивида, его способностями, профессионализмом: что определяет эффективное функционирование индивида в рамках занимаемого статуса.
Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы.
С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль - ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое является социальной ролью.
В настоящее время бытует мнение, согласно которому свобода индивида в построении роли зависит от специфики позиции, которую он занимает. При этом на одном полюсе расположены бюрократические (формальные) роли, при исполнении которых возможности импровизации минимальны, на другом же полюсе находятся роли неопределенные, такие, как роли родителей, друзей;

Проблема классификации социальных групп неоднозначно решалась на протяжении всей истории развития социальной психологии. Например, Юбенк, американский исследователь, выделял семь различных принципов построения классификаций: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе, а также добавлялись время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней. Общей чертой классификаций выступала форма жизнедеятельности группы.

В отечественных традициях социальной психологии основой должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений.

Согласно Г. М. Андреевой, в социальной психологии группы делятся прежде всего на условные и реальные (рис. 12.1).

Основными здесь выступают реальные группы. Среди реальных существуют такие, которые формируются для общепсихологических исследований – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе.

В свою очередь естественные группы подразделяются на большие и малые группы. В социальной психологии солидную традицию исследования имеют преимущественно большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, другие – организованные, длительно существующие, устойчивые группы (классы, нации), значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В свою очередь малые группы подразделяются на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся (коллективы), развитые.

В западной традиции, в рамках интеракционизма, существует подход, пытающийся совместить социально-психо- логический подход с социологическим. Так, Т. Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру, "...от двух любовников, страстно сжимающих друг друга в объятиях, до миллионов мужчин и женщин, мобилизованных на войну" . Однако в данном подходе, пишет Г. М. Андреева, трудно дать единый перечень характеристик, или признаков (параметров), группы. Гораздо продуктивнее сделать это по отношению к конкретным видам групп, к анализу групп различного типа .

Г. Г. Дилигенский, выделяя виды больших социальных групп, указывал в основном на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли людей (объективные макро-группы). Во втором случае это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей (субъективно- психологические ) . Для уяснения соотношения между этими видами он вводит понятие психологической общности. Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б. Ф. Поршнева о разделении людей на "мы" и "они" в процессе исторического развития человечества .

В первом случае процессы, явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, являются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу, первичное явление. В данном случае психологическая общность является первичным основанием.

В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки:

  • по времени существования выделяются длительно существующие большие группы (классы, нации) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа);
  • по характеру организованности-неорганизованности – организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации);
  • по признаку контактности взаимодействия можно говорить об условных и реальных группах. Так, половозрастные и профессиональные группы являются условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания;
  • по открытытости и закрытости больших групп. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп;
  • по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью больших социальных групп. Так, Г. Г. Дилигенский выделяет два типа социальных групп. Первый тип – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак, например демографический, – тогда тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором – субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной .

А. Л. Журавлев при классификации малых групп также различает группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя (рис. 12.2). Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности, а также в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах .

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных , предложенное Э. Мэйо. Формальные группы – группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.

Рис. 12.2.

Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы – объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, здесь центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.

Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (чувство "мы"). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность – тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.

Социальная группа представляет собой объединение людей по какому-либо значимому социальному признаку. Участники подобных объединений могут заниматься общей деятельностью, иметь определенную структуру отношений, или находиться в одинаковых условиях. Члены группы, так или иначе, осознают свою причастность к этому образованию.

Изучением социальных групп занимается социология и социальная психология.

Групп весьма разнообразна. Прежде всего, различают малые, большие и средние группы.

Большая группа - это этнические сообщества, и так далее.

В рамках изучения средних рассматриваются коллективы, работающие на предприятиях, жители одного города, района.

К малым группам можно отнести семью, компании друзей и т.п. Отличительным признаком таковых является наличие контактов и межличностных или эмоциональных отношений их участников друг с другом. Большая часть исследований в области социальной психологии посвящена малым группам.

Групп может быть основана на различных признаках.

Например, выделяют первичные и вторичные Первичные характеризуются наличием непосредственных контактов между участниками. Во вторичных же для связи используются специальные средства, например, разного рода сообщения. Члены вторичной группы в большей степени отделены друг от друга.

Также существует классификация социальных групп, основанная на том, насколько четко определен статус каждого из участников объединения. Исходя из этого, малые группы делят на формальные и неформальные. Для первого вида характерна фиксированная система ролей. Форма лидерства и подчинения также носит строго закрепленный характер. Неформальные группы складываются стихийно, иногда они могут возникать внутри формальных объединений. Если внутри неформальной группы появляется общая деятельность, то может возникнуть и достаточно четкая структура.

Еще одна классификация социальных групп основана на том, участвует ли человек в которой являются значимыми для него. С этой точки зрения выделяют два вида.

Группа членства представляет собой объединение, в которое входит человек, участником которого он является.

Референтная социальная группа служит для индивида определенным стандартом, источником социальных норм и ценностей, однако, он не всегда является ее членом.

С этой точки зрения, референтные группы можно разделить на идеальные и группы присутствия.

Идеальная группа может быть как реальной, так и вымышленной. Главное, что человек не участвует в ней, а принятая система ценностей является для него особенно притягательной.

Референтные группы также подразделяются на положительные и отрицательные.

Если положительной группы индивид полностью разделяет и поддерживает, то нормы, принятые в отрицательной, воспринимаются негативно. При этом ценности и той, и другой группы оказываются значительное влияние на человека.

Для того чтобы наглядно показать механизм влияния группового мнения на сознание, приведем примеры социальных групп, система ценностей которых воспринимается положительно.

Так, для подростка положительной референтной группой может быть компания старшеклассников, чье мнение важно для него. Он стремится подражать им, носит такую же одежду, слушает музыку, которая нравится этим старшеклассникам.

Также для молодого человека референтную группу могут составлять индивиды, относящиеся к совершенно разным объединениям. Например, отец, герой фильма и тренер.

В этом случае каждый из них обладает определенными чертами, которые ценятся подростком. Это может быть мужество, смелость или самостоятельность.

Классификация социальных групп позволяет изучить механизмы воздействия норм общества на человека, благодаря чему можно выяснить причины и закономерности поведения людей. Полученную информацию можно применять в самых разных областях, например, для выяснения механизмов формирования зависимого поведения, а также для установления закономерностей взаимодействия людей в коллективах.

Введение

Понятие «социальная группа»

Классификация социальных групп:

а) разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида;

б) группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами:

1) первичные и вторичные группы;

2) малые и большие группы

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Введение

Общество – это не просто совокупность отдельных людей. Среди больших социальных общностей классы, социальные слои, сословия. Каждый человек принадлежит к какой-либо из этих социальных групп или может занимать некое промежуточное (переходное) положение: оторвавшись от привычной социальной среды, он еще не полностью включился в новую группу, в его образе жизни сохраняются черты старого и нового социального положения.

Наука, изучающая образование социальных групп, их место и роль в обществе, взаимодействие между ними, получила название социологии. Существуют разные социологические теории. Каждая из них дает свое объяснение явлениям и процессам, происходящим в социальной сфере жизни общества.

В своем реферате я более подробно хотела бы осветить вопрос, что такое социальная группа, рассмотреть классификацию социальных групп.
Понятие «социальная группа»

Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения. Во-первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в социологии появляется в ходе социальной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множество видов сообщество, в результате чего для точного определения социальной группы необходимо выделить из этих сообществ определенные типы.

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером таких сообществ могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Второй случай – применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Так, мужчины, выпускники школ, физики, старики, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о «возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет». Такое понимание также не является научным. Для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория». Например, вполне корректно говорить о категории блондинок или брюнеток, возрастной категории молодежи от 18 до 22 лет и т.п.

Тогда что же представляет собой социальная группа?

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы группа считалась группой:

1) наличие взаимодействий между ее членами;

2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Пассажиры самолета не могут быть группой. Они будут считаться агрегацией до тех пор, пока среди них во время путешествия не образуются группы людей, взаимодействующих между собой. Случается так, что агрегация целиком может стать группой. Предположим, определенное число людей находится в магазине, где они образуют очередь, не взаимодействуя друг с другом. Продавец неожиданно уходит и отсутствует продолжительное время. Очередь начинает взаимодействовать для достижения одной цели – вернуть продавца не его рабочее место. Агрегация превращается в группу.

Вместе с тем перечисленные выше группы появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними (например, только беседа и никаких других видов взаимодействий). Такие спонтанные, неустойчивые группы называют квазигруппами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Действительно, социальный контроль в группе не может осуществляться до тех пор, пока индивиды действуют беспорядочно и разрозненно. Невозможно эффективно контролировать беспорядочную толпу или действия людей, выходящих со стадиона после окончания матча, но можно четко контролировать деятельность коллектива предприятия. Именно такой контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, поскольку деятельность людей в данном случае скоординирована. Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого члена группы с коллективом. Только в том случае, если члены группы могут говорить «мы», формируется устойчивое членство группы и границы социального контроля (рис. 1).

Из рис. 1 видно, что в социальных категориях и социальных агрегациях социальный контроль отсутствует, так что это чисто абстрактные выделения сообществ по одному признаку. Конечно, у индивидов, входящих в категорию, можно заметить определенную идентификацию с другими членами категории (например, по возрасту), но, повторяю, социальный контроль здесь практически отсутствует. Весьма низкий уровень контроля наблюдается в общностях, сформированных по принципу пространственной близости. Социальный контроль здесь происходит просто из сознания присутствия других индивидов. Затем он усиливается по мере превращения квазигрупп в социальные группы.

Собственно социальные группы также обладают различной степенью социального контроля. Так, среди всех социальных групп особое место занимают так называемые статусные группы – классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе социального неравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним социальным контролем, который тем не менее может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. На рис. 1 показано, что с уменьшением группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит потому, что с уменьшением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий.

Классификация социальных групп

Разделение групп по признаку

принадлежности к ним индивида

Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами , т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов группы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами , для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие».

В наименее развитых, примитивных обществах люди живут малыми группами, изолированными друг от друга и представляющими собой кланы родственников. Родственные отношения в большинстве случаев и определяют природу ингрупп и аутгрупп в этих обществах. Когда встречаются два незнакомца, то они первым делом начинают искать родственные связи, и если какой-либо родственник связывает их, то оба они являются членами ингруппы. Если же родственные связи не обнаруживаются, то во многих обществах такого типа люди чувствуют себя враждебными по отношению друг к другу и поступают в соответствии со своими чувствами.

В современном обществе отношения между его членами строятся на многих видах связей помимо родственных, но чувство ингруппы, поиск ее членов среди других людей остаются очень важными для каждого человека. Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он прежде всего пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживается его политических взглядов и интересов. Того, например, кто занимается спортом, интересуют люди, разбирающиеся в спортивных событиях, а еще лучше болеющие за ту же команду, что и он. Заядлые филателисты непроизвольно делят всех людей на тех, кто просто собирает марки, и тех, кто интересуется ими, и ищут единомышленников, общаясь в разных группах. Очевидно, что признаком людей, принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения, скажем, смеются над одними и теми же вещами и имеют некоторое единодушие относительно сфер активности и целей жизни. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингруппы. И люди бессознательно отмечают эти черты, деля ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».

В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться. Студент более старшего курса будет рассматривать студента младшего курса как индивида, принадлежащего к аутгруппе, но студент младшего курса вместе со студентом старшего курса могут быть членами одной спортивной команды, где они входят в ингруппу.

Исследователи отмечают, что ингрупповые идентификации, пересекаясь по многим направлениям, не снижают интенсивности самоопределения различий, причем сложность включения индивида в группу делает более болезненными исключения из ингрупп. Так, человек, неожиданно получивший высокий статус, имеет все атрибуты, чтобы попасть в высшее общество, на не может этого сделать, так как его считают выскочкой; подросток отчаянно надеется на участие в молодежной команде, однако она его не принимает; рабочий, пришедший работать в бригаду, не может прижиться в ней и подчас служит предметом насмешек. Таким образом, исключение из групп может быть очень жестоким процессом. Например, большинство примитивных обществ считают посторонних людей частью животного мира, многие из них не различают слов «враг» и «посторонний», считая эти понятия идентичными. Не слишком сильно от такой точки зрения отличается установка нацистов, которые исключали евреев из человеческого общества. Рудольф Хосс, руководивший концлагерем в Освенциме, где было уничтожено 700 тыс. евреев, характеризовал эту бойню как «удаление чуждых расово-биологических тел». В данном случае ингрупповые и аутгрупповые идентификации привели к фантастической жестокости и цинизму.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что понятия ингруппы и аутгруппы важны потому, что самоотнесение каждой личности к ним оказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах, от членов – соратников в ингруппе каждый вправе ожидать признания, лояльности, взаимопомощи. Ожидаемое от представителей аутгруппы поведение при встрече зависит от вида этой аутгруппы. От одних мы ожидаем враждебности, от других – более или менее дружелюбного отношения, от третьих – индифферентности. Ожидания определенного поведения от членов аутгрупп со временем претерпевают значительные изменения. Так, двенадцатилетний мальчик избегает и не любит девочек, но спустя несколько лет он становится романтическим любовником, а еще через несколько лет супругом. Во время спортивного матча представители разных групп относятся друг к другу с враждебностью и могут даже ударить друг друга, но стоит прозвучать финальному свистку: их отношения резко меняются, становятся спокойными или даже дружественными.

Мы не в одинаковой степени включены в наши ингруппы. Кто-то может, например, быть душой дружеской компании, но в коллективе по месту работы не пользоваться уважением и быть слабо включенным во внутригрупповые связи. Не наблюдается одинаковой оценки индивидом окружающих его аутгрупп. Рьяный последователь религиозного учения будет закрыт для контактов с представителями коммунистического мировоззрения больше, чем с представителями социал-демократии. У каждого существует собственная шкала оценки аутгрупп.

Р. Парком и Э. Берджесом (1924), а также Э. Богардусом (1933) была разработана концепция социальной дистанции, которая позволяет измерить чувства и отношение, проявляемые индивидом или социальной группой к различным аутгруппам. В конечном счете была разработана шкала Богардуса, служащая измерителем степени принятия или закрытости по отношению к другим аутгруппам. Социальная дистанция измеряется путем раздельного рассмотрения взаимосвязей, в которые люди вступают с представителями других аутгрупп. Существуют специальные вопросники, отвечая на которые члены одной группы оценивают взаимосвязи, отвергая или, наоборот, принимая представителей других групп. Информированных членов группы просят при заполнении вопросников отметить, кого из знакомых им членов других групп они воспринимают как соседа, товарища по работе, как партнера для брака, и таким образом определяются взаимосвязи. Вопросники по измерению социальной дистанции не могут точно предсказать действия людей в том случае, если член другой группы действительно станет соседом или товарищем по работе. Шкала Богардуса – это только попытка измерить чувства каждого члена группы, несклонность к общению с другими членами данной группы или других групп. Что будет делать личность в какой-либо ситуации, в огромной степени зависит от совокупности условий или обстоятельств данной ситуации.

Референтные группы

Термин «референтная группа», впервые введенный в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г., означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожиданно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов.

Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать, например в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию с большей степени, чем на мнение учителей. В то же время и аутгруппа может быть референтной, приведенные выше примеры демонстрируют это.

Различают нормативные и сравнительные референтные функции группы.

Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам и ценностным ориентациям, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в чужую страну пытается как можно быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной».

Сравнительная функция проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Если ребенок воспринимает реакцию близких и верит их оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особенно желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этих групп.

Стереотипы

Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов. Социальный стереотип – это разделяемый образ другой группы или категории людей. Оценивая действия какой-либо группы людей, мы чаще всего помимо нашего желания приписываем каждому из индивидов, входящих в группу, некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Например, бытует мнение, что все негры более страстные и темпераментные, чем люди, представляющие европеоидную расу (хотя на самом деле это не так), все французы – легкомысленны, англичане – замкнуты и молчаливы, жители города N – тупые и т.д. Стереотип может быть позитивным (доброта, храбрость, упорство), негативным (беспринципность, трусость) и смешанным (немцы дисциплинированы, но жестоки).

Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех членов соответствующей аутгруппы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истинным. Действительно, нельзя, например, говорить о чертах неаккуратности или жестокости по отношению к целой нации или даже населению какого-либо города. Но стереотипы никогда не бывают и полностью ложными, они всегда должны в некоторой степени соответствовать характеристикам личности из стереотипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы.

Механизм появления социальных стереотипов до конца не исследован, до сих пор непонятно, почему одна из черт начинает привлекать внимание представителей других групп и отчего это становится всеобщим явлением. Но так или иначе стереотипы становятся частью культуры, частью моральных норм и ролевых установок. Социальные стереотипы поддерживаются селективным восприятием (выбираются только часто повторяющиеся инциденты или случаи, которые замечаются и запоминаются), селективной интерпретацией (интерпретируются наблюдения, относящиеся к стереотипам, например, евреи – предпринимателе, богатые люди – жадные и т.п.), селективной идентификацией (ты выглядишь как цыган, ты выглядишь как аристократ и т.п.) и, наконец, селективным исключением (он совершенно не похож на преподавателя, он поступает не как англичанин и т.п.). С помощью этих процессов происходит наполнение стереотипа, так что даже исключения и неправильная интерпретация служат питательной средой для формирования стереотипов.

Стереотипы постоянно изменяются. Бедно одетый, испачканный мелом учитель как частный стереотип фактически умер. Исчез также достаточно устойчивый стереотип капиталиста в цилиндре и с огромным животом. Примеров можно привести огромное множество.

Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают потому, что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас аутгруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и, в конечном счете, определять линию поведения в общении с представителями аутгрупп. Люди всегда воспринимают стереотип быстрее, чем истинные черты личности, так как стереотип – это результат многих, подчас метких и тонких суждений, несмотря на то, что только некоторые личности в аутгруппе полностью ему соответствуют.

Группы, разделяемые по характеру

взаимоотношений между их членами

Первичные и вторичные группы

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависят от дружеских отношений между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и две личности, торгующие на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включающих определенные потребности членов этой группы как личностей.

Термины «первичная» и «вторичная» группы лучше характеризуют типы групповых взаимосвязей, чем показатели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достижению объективных целей, например, на производстве, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды. Так, группа друзей встречается вечером за шахматной игрой. Они могут довольно равнодушно играть в шахматы, но тем не менее доставить друг другу удовольствие своей беседой, здесь главное, чтобы каждый был хорошим партнером, а не хорошим игроком. Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественных взаимоотношений, но основным ее принципом является выполнение специфических функций. С этой точки зрения команда шахматистов-профессионалов, собранная для игры в командном турнире, безусловно, относится к вторичным группам. Здесь важен подбор сильных игроков, способных занять в турнире достойное место, а уж затем желательно, чтобы они находились в дружественных отношениях между собой. Таким образом, первичная группа ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ориентирована на цель.

Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Например, продавщица как член коллектива работников магазина должна быть внимательной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии, или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у него будут сложными, но зато перед ним откроется больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.

Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Спортивная команда, производственная бригада, школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более и менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы.

Малые и большие группы

Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая групп, которая стала постоянным необходимым атрибутом всех видов социологических исследований.

Как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Так, еще в 1954 г. Ф. Оллпорт трактовал малую группу как «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании». Реально же, по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды. Только в 60-х годах возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры.

Лучше всего современный взгляд на сущность малых групп выражен в определении Г.М. Андреевой: «Малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы, - это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения, - это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а обо всех учениках школы – большая группа.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р.Бейзом и Дж. Хомансом в 1950 г. и К. Холландером и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками. Ниже в качестве примера приведены различия в некоторых из этих характеристик.

Малые группы имеют:

  1. не ориентированные на групповые цели действия;
  2. групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля;
  3. конформизм к групповым нормам.

Большие группы имеют:

  1. рациональные целеориентированные действия;
  2. групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;
  3. конформизм к политике, проводимой активной частью группы.

Таким образом, чаще всего малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в то время как деятельность больших групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду. Кроме того, в малой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контроле за конформизмом членов группы по отношению к этому мнению. Большие группы в силу отсутствия личностных контактов между всеми их членами, за редким исключением, не имеют возможности выработать единое групповое мнение.

Изучение малых групп в настоящее время широко распространено. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого размера такие группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.

Заключение

Итак, я рассмотрела в своем реферате тему: “Понятие социальной группы. Классификация групп”.

Таким образом,

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальные группы классифицируются по различным признакам:

По признаку принадлежности к ним индивида;

По характеру взаимодействия между их членами:

1) большие группы;

2) малые группы.

Использованная литература

1. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997

2. Социология. Под ред. Елсукова А.Н. Минск, 1998

3. Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 1998

 

Возможно, будет полезно почитать: