«Шедевры Византии» в Третьяковской галерее. Выставка «Шедевры Византии

В Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры Византии». Рассказываем главное, что надо знать, чтобы ею насладиться -- в том числе отличную новость про покупку билетов.

ЧТО ПРИВЕЗЛИ: 18 произведений искусства, в том числе 12 икон.

Несмотря на достаточно маленькое количество произведений (выставка заняла всего один зал), проект целиком оправдывает свое название «Шедевры Византии». Практически каждый экспонат здесь - действительно шедевр. Во-первых, впечатляет их древность - мы можем увидеть здесь предметы с конца Х по начало XVI века. Во-вторых, все они очень красивы и, как принято говорить, превосходны по своему художественному уровню. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи, бережно хранимые во время Османского владычества над Грецией и соседними православными землями - теперь они не только предметы культа или произведения живописи, но и свидетельства трагедий истории.

Характерный пример - икона «Распятие» XIV века (с «Одигитрией» на обороте) - один из прекрасных образцов византийского искусства эпохи Палеологов. Изящное тонкое письмо, радующая глаз гармония золотого и лазурного - и при этом лики святых варварски уничтожены.

ОТКУДА: своими экспонатами с Москвой поделился афинский Византийский и Христианский музей.

Он, увы, известен лишь знатокам, и туристы, прибывающие в Афины за античным искусством, часто о нем забывают. Однако это один из самых любопытных музеев города. Основанный в 1914 году, первоначально он располагался в небольшой вилле, когда-то принадлежавшей светской львице, жене наполеоновского офицера, герцогине Пьяченцы. К концу ХХ века особняк, стоявший посреди роскошного парка, явно перестал вмещать все огромные коллекции Византийского музея. К Олимпиаде 2004 года музей открылся после реконструкции - под газонами и клумбами парка, в толще земли, разместились три подземных этажа, в то время как особнячок остался на поверхности нетронутым. Колоссальное подземное пространство прямо-таки набито сакральным искусством византийского и пост-византийского периода. И его посетители наверняка не заметят, что какие-то вещи улетели в Москву.

Впрочем, отсутствие в постоянной экспозиции знаменитого «Святого Георгия» XIII века явно бросится в глаза посетителям афинского музея. Эта необычная икона выполнена в технике рельефа. Православные художники обычно так не делали, однако эта работа была создана во времена Крестовых походов, под влиянием западноевропейских мастеров. А вот обрамление привычное, каноническое - из клейм.

Другой важный экспонат выставки, кстати, размещенный кураторами на самом эффектном месте в зале - масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса». Этот эпитет переводится с греческого как «Сердечная» и является вариантом иконографии «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»). При взгляде на шедевр понимаешь, что такие нежные прозвища этот канон изображения получил не зря: Младенец так ласково тянет ручки к Матери, так мило прижимается к ней щечкой, что почти забываешь о том, что перед нами - предмет культа, а не зарисовка из жизни. Сохранилось и имя иконописца (для Руси это не очень привычно, а вот греческие мастера часто подписывали свои работы). Ангелос Акотантос жил и работал на Крите, в ту эпоху бывшем под властью Венецианской республики. Он считается одним из самых важных греческих художников XV века.

Вероятно, из константинопольских мастерских конца XIV- начала XV века происходит икона, которая будет любопытна всем обладательницам популярного в России имени «Марина». Дело в том, что святую Марину Антиохийскую в традиционном православном искусстве изображают достаточно редко. Позднепалеологовскя икона, на которой святая предстает в ярко-красном мафории и с распятием (символом мученичества) в руке, происходит из церкви Святого Герасима в Аргостолиона на острове Кефалония и является одним из старейших сохранившихся образов великомученицы.

ДРУГИЕ СОБРАНИЯ: кроме этого музея, в выставке в Москве приняли участие греческие частные коллекционеры. Сами понимаете, увидеть вещи из подобных собраний - это уникальный шанс.

Из собрания Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса происходит небольшая, но очень изысканная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века. Этот сюжет привычен и для русской иконописи сюжет - Иоанн Креститель изображен с крыльями, у его ног на блюде лежит его собственная отрубленная голова, а с другой стороны между деревьями воткнут топор. Однако тонкость и гармоничность письма подскажут, что эта красота родом из тех земель, где веками не исчезала иконописная традиция, заложенная в византийских иконописных мастерских.

Из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом, прибыл старейший экспонат выставки - серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века. На этом двустороннем ювелирном изделии можно разглядеть тонкие гравировки фигур Христа и святых. Помимо Иоанна Златоуста, Василия Великого и других популярных святых, на кресте изображен редкий святой - Сисиний. Из надписи на рукояти известно, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

МЕСТО: выставка расположилась в главном здании Третьяковской галереи в зале №38 (обычно там висит Малявин и Союз русских художников ). Кураторы выставки особенно подчеркивают, что в соседних залах - постоянная экспозиция древнерусского искусства. И, насладившись афинской выставкой, стоит сделать два шага и посмотреть, что творили в это же время в северном углу православных земель.

БИЛЕТЫ: заранее покупать не надо. Выставка проходит в зале, находящемся среди постоянной экспозиции, и чтобы попасть на нее - достаточно купить обычный входной билет в музей. Хорошая новость для тех, кто устал осаждать сайт с онлайн-продажей билетов на выставку шедевров из Ватикана в соседнем Инженерном корпусе (которая на днях была продлена до 1 марта).

Г осударственная Третьяковская галерея открывает византийскую экспозицию в рамках перекрестного Года культур России и Греции. Ее экспонаты - иконы, книги и предметы декоративно-прикладного искусства - отражают эволюцию искусства Византии в Средние века.

Богоматерь с Младенцем. XII век

Выставка «Шедевры Византии» в Третьяковской галерее

Каждое из 18 произведений, представленных на выставке «Шедевры Византии», - настоящий памятник своей эпохи. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи экспонаты передали Третьяковской галерее афинский Византийский и Христианский музей и частные собрания Греции.

Одна из самых необычных икон экспозиции - сцены из жития великомученика Георгия. Она выполнена в технике высокого рельефа, что было несвойственно для православных иконописцев. Икона была создана во времена Крестовых походов, когда большое влияние на византийских мастеров оказывали художники из Западной Европы.

Ярким примером расцвета византийского искусства XIV века является двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия», на обороте которой находится еще одна икона - «Распятие». Сохранилось изящное тонкое письмо, насыщенная цветовая гамма - гармония золотого и лазурного, - что было характерно для икон эпохи Палеологов. Так же изысканно выглядит и темперная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века, которая изображает распространенный иконописный сюжет. Иоанн Креститель написан крылатым, что символизирует его чистоту. На иконе Иоанн изображен как вестник пришествия и мученической смерти Христа.

Богоматерь Кардиотиса. 1-я пол. XV века

Великомученик Георгий со сценами жития. XIII век

Великомученица Марина. Конец XIV - начало XV века

В центре экспозиции расположена масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса» (в переводе с греческого - «сердечная»). Изображение младенца Христа и Богоматери проникнуто нежностью, лишено привычной строгости. Автор этой необыкновенной иконы - Ангелос Акотантос, известный греческий художников XV века.

Самый древний экспонат выставки прибыл в Москву из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом. Это серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века, на котором тонко выгравированы фигуры Христа и святых. Любопытно, что на кресте изображен редко упоминающийся святой мученик Сисиний. Надпись на рукояти гласит, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

Выставка «Шедевры Византии» проходит в главном здании Государственной Третьяковской галереи до 9 апреля. Экспозиция находится в зале №38, рядом с залами древнерусского искусства. Это соседство позволяет гостям выставки проследить параллели в русском и византийском искусстве тех лет.

Бывает ведь так, и у вас, наверное, тоже — ждешь от события чего-то необычного, идешь с таким настроением, что прикоснешься к прекрасному или хотя бы интересному. Так вышло у меня с выставкой «Шедевры Византии», статью о которой я прочла на сайте Арнамик Информ, и впечатлилась.

Может еще, сработала ассоциация с проходящей в это же время в Третьяковке выставкой «Шедевры Ватикана», распиаренной настолько, что билеты на нее невозможно купить задолго до окончания.

Как бы то ни было, собрались. В Третьяковской галерее мы бываем время от времени, поэтому экспонаты постоянных экспозиций нам знакомы. Шли именно на «Шедевры Византии».

Выставка размещается в 38 зале.

Можно, проходя через множество предшествующих ему залов, окинуть взглядом картины любимых художников, кивнув им, словно приветствуя хороших знакомых. Репин, Суриков, Перов, Иванов, Врубель, Куинджи, Верещагин — все на местах.

А вот и «Шедевры Византии». Посмотрим…

На выставке всего 18 экспонатов, представляющих произведения византийского и поствизантийского искусства, привезенных в рамках культурного обмена из музеев и частных собраний Греции.

Иконы, кацеи, воздУхи, экземпляры Библии — все это должно показать единство культуры русской и византийской. И обозначить византийские предметы поклонения как источник вдохновения русских мастеров.

Хотя в целом к иконописи я отношусь ровно, без благоговейного поклонения, на выставке оказались экспонаты, поразившие мое воображение.

Это даже не вырезанный из дерева образ Великомученика Георгия XIII века из Афин (он слева на фото, молодой человек пристально рассматривает его) — уж резных икон и резных деревянных скульптур я насмотрелась, путешествуя по миру.

Удивили меня двусторонние иконы. Таких оказалось две. Одна «пара» с изображением с одной стороны того самого Великомученика Георгия со сценами жития, а с другой — Великомучениц Марины и Ирины. Вторая — с изображением с разных сторон Богоматери с младенцем и Распятия с другой стороны.

Самым древним экспонатом выставки считается процессионный крест Х века, созданный в правление Македонской династии.

На нём выгравированы образы Иисуса Христа, Богоматери, некоторых святых.

В общем, экспонаты выставки «Шедевры Византии» — да, вызывают почтение… Но культурного шока я не испытала.

Повторюсь, я не знаток и не ценитель храмовой живописи. Мне сюжеты показались знакомыми. Так, окинула взглядом. Можно пытаться заставить себя прочувствовать «пыль веков», глядя на изображения, но не сложилось.

Скажу честно, выставка оставила равнодушной. Видать, недостаточно развит мой культурный уровень.

Сожалею, что не смогла передать и донести до вас, дорогие читатели, то прекрасное и возвышенное, которое, вероятно, надеялись вызвать организаторы выставки. Предлагаю сходить самим и посмотреть. Выставка продлится ориентировочно до 9 апреля, если не продлят, как это бывает. Лучше, если сложится свое впечатление.

Оценить работы византийских мастеров, в том числе тысячелетней давности, могут гости Третьяковки в Лаврушинском переулке. На новой выставке представили экспонаты конца X — начала XVI века.

В 38-м зале галереи выставили иконы и рукописи с миниатюрами. Каждое произведение — уникальный памятник своей эпохи. Они помогают понять историю византийской культуры и проследить взаимное влияние традиций восточного и западнохристианского искусства.

Выставку «Шедевры Византии» открыли рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI-XVII веков. Это позволяет проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Византийские традиции стояли у истоков искусства многих народов. Когда на Руси начало распространяться христианство, греческие художники и архитекторы передавали мастерам навыки строительства храмов, фресковой живописи, иконописания, оформления книг и ювелирного искусства. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства. Но в нём сохранялась память о Византии как об источнике, долгие годы питавшем русскую культуру.


Самый древний экспонат выставки в Третьяковской галерее — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нём образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представляет икона «Воскрешение Лазаря», воплощающая утончённый стиль живописи того времени. В Третьяковской галерее есть икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезённая на Русь.

Один из самых ярких экспонатов — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Это пример взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положивший начало феномену мастерских крестоносцев XIII века. Фигура святого Георгия выполнена в технике резьбы по дереву, что не характерно для византийского искусства, — это заимствование из западной традиции. При этом обрамление из клейм создано по канонам византийской живописи.

Другой путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада демонстрирует икона «Богоматерь с Младенцем», датируемая XIII веком. В период возрождения империи и династии Палеологов движение к античным традициям воспринимали как поиск своей культурной идентичности.



Свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии стал двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный». Эта икона — современница произведений Феофана Грека. Оба мастера использовали одни и те же приёмы, в частности тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, которые символизируют энергию Божественного света.

Ещё несколько экспонатов дают представление о богатстве декоративно-прикладного искусства Византии. Среди них кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары.

Рукописи кодексов Евангелия (XIII век и около 1300 года) познакомят с феноменом средневековой книги. Она была не только носителем информации, но и сложным организмом, где, помимо текста, были виртуозные миниатюры и элементы декоративного убранства.

Поствизантийский период представляют три иконы греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Здесь можно проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Выставка «Шедевры Византии» стала уже третьим событием перекрёстного Года России и Греции, которое было организовано при участии Третьяковской галереи. Первая выставка открылась в присутствии глав обоих государств в мае 2016 года в Музее византийского и христианского искусства Афин. В сентябре там с большим успехом прошёл показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV-XIX веков из Третьяковской галереи.

Новая выставка в Третьяковской галерее - «Шедевры Византии». Это восемнадцать экспонатов из греческих музеев. Их возраст от конца X века до начала XVI, когда Восточной Римской империи уже не было, а наименования Византия ещё не было. Редчайшие образцы иконописи расположены рядом с залами древнерусского искусства. Так что можно тут же сравнить работы родоначальников стиля и их учеников, в том числе и величайшего из них - Андрея Рублева.

Вольтер считал, что византийская культура в целом - это сборник высокопарных фраз и описаний чудес, позорящих человеческий разум. Именно в эпоху просвещения, как принято считать, родились все мифы про Византию, о её деспотизме, суеверии, алчности, и нравственном разложении. С мифами бороться, как известно, не стоит. Надо изучать. Выставка византийских шедевров - полезнейший предмет изучения, глава государства проявил к нему интерес.

Выставка «Шедевры Византии» оформлена с аскетизмом монашеской кельи. Но, как известно, все по-настоящему стоящее не слишком эффектно. Обычно перед съемкой коррепонденты всегда уточняют у куратора выставки, чтобы дать задание оператору: что нужно снять обязательно, а что можно пропустить. Но на этот раз «Новостям культуры» посоветовали снимать все экспонаты. Второстепенных произведений здесь нет.

«Первая половина XIV века. "Распятие" - двусторонняя икона. Это действительно шедевр. Константинопольские мастера, столичная работа. Вы посмотрите, как при минимализме художественных средств достигается максимум выразительности! Здесь золото, мы видим различные оттенки синего и различные оттенки охры. Больше ничего. Посмотрите, какое колористическое богатство», - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.

На этой выставке можно увидеть как блестящие образцы иконописи, созданные в константинопольских мастерских для столичных соборов, так и образа, написанные в тиши монашеских келий для небольших провинциальных храмов. Есть и такие, глядя на которые и не скажешь, что это икона.

«Святой великомученик Георгий. Это фактически скульптура, выполненная из дерева, раскрашенная в окружении клейм великомученика. Традиция раскрашенного рельефа не типична для Византии. Это первая встреча Византии и Запада», - поясняет Елена Саенкова.

Ошибаются те, кто думает, что в Третьяковской галерее открылась выставка об искусстве Византии. Эта выставка не об искусстве и даже не о самой Византии. Она о чем-то неизмеримо большем, чего не поняли ни крестоносцы, разорившие империю в начале XIII века, ни османы, захватившие Византию в середине XV. По-настоящему Византию поняли только в России.

«Особенность этой выставки не только в том, что впервые в залах галереи византийское искусство. У нас впервые есть возможность реально ощутить истоки всего того, что мы называем Россия, Русь, Святая Русь», - говорит заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Наталья Шередега.

Владимиру Путину, побывавшему прошлым летом на Афоне на торжествах, посвященных тысячелетию русского присутствия на Святой Горе, в числе первых экспонатов показали небольшую икону, представленную на выставке. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает: стилистические особенности иконы позднее взяли на вооружение русские иконописцы.

Еще более древний памятник Византии - процессионный серебряный крест конца Х века. Именно тогда Русь приняла христианство. Возможно, таким же крестом святой князь Владимир крестил свой народ.

На выставке можно увидеть пять столетий блестящей византийской культуры. Здесь есть экспонаты, которые формально демонстрируют и ее закат. Например, икона Святителя Николая написана спустя 50 лет после падения Византии. Но в действительности Византия жива и не только в памятниках иконописцев, уехавших после краха империи на Крит. Прежде всего, она жива в культуре Руси - наследницы Византии.

 

Возможно, будет полезно почитать: