Сестринский процесс: понятия и термины. Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов Сестринский уход включает в себя

В первой половине 50-х гг. XX в. в США впервые появилось понятие «сестринский процесс». В 1955 г. в журнале «Новости общественного здравоохранения» была опубликована статья Лидии Холл «Качество сестринского ухода», в которой исследовательница привела свое описание сестринского процесса. Предложенное ею толкование не встретило всеобщего одобрения медицинских сестер, и в специальной литературе все чаще стали появляться его новые трактовки.

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Цели сестринского процесса

  1. Обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния.
  2. Предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента.
  3. Помощь пациенту и его семье по поводу дизадаптации, связанной с заболеванием или травмой.
  4. Поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей или в обеспечении спокойной смерти.

Преимущество использования сестринского процесса

  1. Индивидуальность, учёт клинических, личностных и социальных потребностей пациента.
  2. Возможность широкого использования стандартов сестринского ухода.
  3. Соучастие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

Этапы сестринского процесса

Сестринское обследование

Установление нарушенных потребностей пациента (сестринский диагноз)

На данном этапе медсестра выявляет реальные и потенциальные проблемы пациента, которые она должна устранить в силу своей профессиональной компетенции. Настоящие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные – те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, В других странах этот этап называется сестринский диагноз, что не может быть оправдано в России, поскольку диагностикой и лечением занимается врач.

Планирование сестринского ухода

На третьем этапе сестринского процесса медсестра составляет план сестринского ухода с мотивацией своих действий. При этом медицинская сестра должна руководствоваться стандартами сестринской практики, которые рассчитаны на работу в типичной ситуации, а не с отдельным пациентом. От медсестры требуется умение гибко применять стандарт в реальной ситуации. Она имеет право аргументировано дополнять план действий.

Реализация плана сестринских диагнозов

Цель медицинской сестры на данном этапе обеспечить соответствующий уход за пациентом, провести обучение и консультирование по необходимым вопросам. Медицинская сестра должна помнить, что все сестринские вмешательства основаны:

  1. На знании цели.
  2. На индивидуальном подходе и безопасности.
  3. Уважении к личности.
  4. Поощрения пациента к самостоятельности.

Существует три категории сестринского вмешательства. Выбор категории определяется нуждами пациентов. предписаний врача и под его наблюдением.Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача. Например, обучение пациента гигиеническим навыкам, организация досуга пациента и др. Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами. Зависимое сестринское вмешательство, такие как выполнение назначений врача. При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика.

Оценка эффективности и коррекция

Данный этап включает реакции пациента на вмешательство, мнение пациента, достижение поставленных целей, качество оказанной помощи в соответствии со стандартами.


Понятие о сестринском процессе
Сестринский процесс — способ организации сестринской деятельности, основанный на научных принципах и состоящий из последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных этапов, которые позволяют сестринскому персоналу, используя свои профессиональные знания и умения, обеспечивать качественный уход за пациентом. Основные этапы сестринского процесса:
. обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента);
. сестринская диагностика (определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента, требующих сестринского вмешательства);
. планирование (определение программы действий);
. выполнение плана (действия, необходимые для осуществления плана);
. оценка (исследование реакций пациента на вмешательство сестринского персонала).
Неверно полагать, что сестринский процесс — это принципиально новое в нашей профессии. Во-первых, сменяющие друг друга взаимосвязанные этапы характеризуют любую деятельность. Если вы решили поменять работу или имидж, то, очевидно, осознаете цель, результат, последовательность ваших действий, выполните планы и сравните полученный результат с воображаемым. Не говоря уже о ежедневной, рутинной работе. Лучше все-таки представлять заранее, как в течение смены поставить 15 капельниц, сделать 25 внутримышечных инъекций, ассистировать врачу при двух пункциях и при этом сохранить физическое и психическое здоровье как свое, так и окружающих.
Во-вторых, сестринский процесс весьма сходен по своим основным этапам с врачебным: выслушивание жалоб пациента, обследование и исследования, постановка диагноза, выбор способа деятельности, сами действия, дальнейшие рекомендации. Существующие между ними различия относятся больше к содержательной стороне этих процессов.
И самое важное — сестринский персонал и раньше, и сейчас использует в своей деятельности элементы сестринского процесса, порой и не подозревая об этом.
Поэтому, говоря о сестринском процессе как о новом способе действий сестринского персонала, мы в первую очередь имеем в виду, что специалисты в области сестринского дела должны научиться осознавать: что, почему и для чего они делают.
Итак, сестринский процесс - это системный подход к оказанию сестринской помощи пациенту, ориентированный на достижение пациентом оптимально возможного состояния путем удовлетворения его потребностей.
Цели сестринского процесса :
. определение потребностей пациента в уходе;
. определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов ухода;
. применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение потребностей пациента;
. оценка эффективности сестринского ухода.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Сестринское дело (квалификация (степень) бакалавр) утверждает требования к результатам освоения этой программы. Одна из профессиональных компетенций, которыми должен обладать бакалавр, непосредственно указывает на важность применения технологии сестринского процесса в практической деятельности: «Выпускник должен обладать готовностью обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2)».
Таким образом, сестринский процесс можно рассматривать как методологическую основу сестринской деятельности.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Понятие «сестринский процесс» появилось в начале 1950-х гг. в США. Лидия Холл (Lydia Hall) в статье «Quality of nursing care» (1955) впервые использовала это понятие и описала его через совокупность трех этапов: наблюдения, организации ухода, оценки эффективности ухода. Она отождествляла сестринский уход с проявлением внимания, укреплением и сохранением здоровья и человечностью (care, cure, core).
Дороти Джонсон (Dorothy Jonson, 1959) определила сестринское дело как стимулирование поведенческой активности клиента. Описанный ею сестринский процесс включал также три этапа: оценку состояния клиента, принятие медицинской сестрой решения, действия медицинской сестры.
Ида Орландо (Ida Orlando, 1961) также описывала сестринский процесс как совокупность трех этапов: поведения клиента, реакции медицинской сестры, действий медицинской сестры.
В основу модели, представленной в 1960-е гг. Сестринской школой Иельского университета (США), был положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента. Согласно утверждению наиболее известной и популярной исследовательницы этого периода Вирджинии Хендерсон, все люди, как здоровые, так и больные, имеют определенные жизненные потребности.
По мнению другой исследовательницы Ф. Абделлах, в основе сестринского процесса должны лежать принципы холизма. Иными словами — целостного подхода к личности с учетом физических, психических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей пациентов и их семей.
В 1967 г. Western Interstate Commission for Higher Education (США) определила сестринское дело как процесс взаимодействия между клиентом и медицинской сестрой, а сестринский процесс как пошаговое взаимодействие между медицинской сестрой и пациентом, включаюшее восприятие, обмен информацией, интерпретацию и оценку полученных данных.
В том же году Хелен Юра (Helen Yura) и Мэри Уолш (Mary Walsh) также описывали сестринский процесс как совокупность четырех этапов: обследования, планирования, выполнения, оценки. Лоис Ноулес (Lois Knowles) впервые сделала попытку описать сестринский процесс как совокупность пяти этапов, или «5D» (discover, delve, decide, do, discrimination) — выявления, поиска информации, принятия решения, действия, разбора результатов1.
В 1973 г. Американская Ассоциация медицинских сестер (American Nurses Association — ANA) опубликовала стандарты сестринской практики, где значительная роль отводилась сестринским диагнозам. В этом же году в США состоялась первая конференция по классификации сестринских диагнозов. Придавая особое значение постановке диагноза при оказании пациенту сестринской помощи, было предложено выделить диагностирование из обследования в самостоятельный этап сестринского процесса.
С этого момента модель сестринского процесса как совокупности пяти этапов (обследование, диагностирование, планирование, выполнение плана, оценка результата) стала использоваться в сестринском образовании и сестринской практике.
В 1991 г. ANA были опубликованы стандарты клинической сестринской практики, в которых идентификация результата была выделена в отдельный этап сестринского процесса, сделав его шестиэтапным: обследование, диагностирование, идентификация результата, планирование, выполнение (реализация плана), оценка результата.

Министерство здравоохранения Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНА

зам.директора по УР: на ЦМК «Сестринского дела»

Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.

«___»_____________ 20___ г. «____»_________________20___г.

Опорный конспект лекции

Тема: «Сестринский процесс»

ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела

Специальность:

34. 02. 01 «Сестринское дело»

31. 02. 01 «Лечебное дело»

Курс 1,2

преподаватель

первой квалификационной категории

Сестринский процесс

    Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи,

    1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки

    2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

    3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды

    целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

    4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

    5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка. Эффективность и качество сестринского ухода.

    Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах

Понятие сестринский процесс впервые появилось в начале 50-х годов в США. Основоположницей сестринского процесса считается Верджиния Хендерсон.

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляе­мых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказа­нию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание ро­ли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с лично­стью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

Цели сестринского процесса:

    определяет конкретные потребности пациента в уходе;

    способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме того, прогно­зирует его последствия;

    определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направ­ленную на удовлетворение нужд пациента;

    с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства;

    гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики заключается в следующем: обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;

    становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

    создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;

    осуществляется эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем паци­ента;

    универсальность метода;

    гарантируется качество предоставляемой помощи и профессиона­лизм медицинской сестры;

    демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;

    обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания.

Сестринский процесс включает в себя пять последовательных этапов:

a. обследование пациента;

b. диагностирование состояния пациента (определение потребностей и вы­
явление проблем);

c. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем;

d . выполнение плана сестринских вмешательств;

e. оценка полученных результатов.

Для принятия профессиональных решений и удовлетворения проблем пациента медсестра руководствуется в своих действиях схемой, соответст вующей последовательности этапов сестринского процесса. На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть:

    профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации данных;

    достаточное время и доверительная обстановка;

    конфиденциальность;

    согласие и участие пациента;

    при необходимости участие других медицинских работников.

1 этап сестринского процесса - обследование пациента.

Текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.

Обследование пациента

Сбор анамнеза

Физическое обследование

Лабораторное исследование

- история возникновения

Осмотр;

1. общий анализ мочи;

проблемы в здоро-

- измерение АД;

2. общий анализ крови;

вье пациента;

- измерение пульса;

3. биохимическое исследова-

- социологические данные;

- определение дыхания;

ние;

Данные о развитии;

Измерение температуры те-

4. инструментальное иссле-

Данные о культуре;

тела

исследование.

- данные о духовном раз-

- измерение массы и роста.

витии;

Психологические данные.

База данны

х о пациенте (сестринская исто

эия болезни).

Цель - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о паци енте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его со­ стоянии на момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании при­ надлежит расспросу. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна, будет полученная ею инфор­ мация.

Данные обследования могут носить объективный и субъективный характер. Субъективные симптомы - это ощущения являющиеся отражением объективных изменений в организме. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса.

Объективные данные - это данные, которые получены в результате наблюде ния и обследований, проводимых медицинской сестрой. К ним относят: данные физикального обследования пациента, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторного исследования.

Источником информации являются:

    в первую очередь сам, пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья.

    могут быть члены его семьи, коллеги по работе, друзья. Они дают информа­цию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии;

    медперсонал;

    медицинская документация;

    обзор мед и специальной литературы.

В ходе сбора информации медицинская сестра устанавливает с пациентом «ле чебные» отношения:

    определяет ожидания пациента и его родственников от лечебного учреждения;

    осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;

    начинает вырабатывать у пациента адекватную самостоятельную оценку своего состояния;

    получает информацию, которая требует дополнительной проверки;

    устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни.

Конечным результатом первого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации и создание базы данных о пациен те.

Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме.

Сестринская история болезни - юридический протокол- документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции.

Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказа ния сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия качества оказания помощи и ее безопасность.

II этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента.

Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

Проблемы пациента

Существующие

Потенциальные

первичные

промежуточные

вторичные

первичные

промежуточные

вторичные

Сестринский диагноз

Цели:

    Определение проблем, возникающих у пациента как своего рода от­ветные реакции организма.

    Установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем.

    Выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.

    Формулировка сестринского диагноза.

Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникающие в данной ситуации, средствами личного знания и опыта. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные:

    Существующие (фактические) проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

    Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени.

Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. По­этому для успешного решения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные.

    К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

    Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают от­срочки сестринского вмешательства.

    Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакции пациента на фактически существующие и потенциальные проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием веро­ятных причин этих реакций и характерных признаков.

В сестринских диагнозах есть три существенных компонента, кото­рые обозначаются PES -формат:

«Р» - указывает на проблему связанную со здоровьем; «Е» - представляет собой этиологию (причину) проблемы; «S » - описывает совокупность признаков и симптомов или то, что обычно на­зывают характерными чертами. Эти три части объединяются в одну формулировку с помощью связывающих слов.

Сестринский диагноз следует отличать от врачебного диагноза:

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ВРАЧЕБНЫЙ ДИАГНОЗ

1. нацелен на выявление реакции организма в связи с болезнью;

2. может меняться каждый день или
даже в течение дня по мере того,
как изменяются реакции организма
на болезнь;

3. предполагает сестринские вмеша­тельства в пределах ее компетенции
и практики;

4. часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоро­вья.

1. определяет болезнь;

2. может оставаться неизмененным в течение всей болезни;

3. предполагает лечение в рамках врачебной практики;

4. связан с возникшими патофизиологическими изменениями в орга­низме.

Сестринский диагноз - основа для построения плана оказания сестрин­ской помощи.

III этап - планирование сестринской помощи.

Цель - определение ожидаемых результатов сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение. План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ каче­ ства сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономиче­ ские затраты, поскольку в нем указываются материалы и оборудование, необ ходимые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех ресурсах, которые используются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.

Постановка целей сестринского ухода необходима по следующим причинам:

1- она дает направление при проведении индивидуального сестринско­го ухода, сестринских действий

2- используется для определения степени эффективности этих действий.

План ухода

Постановка целей:

Краткосрочные.

Долгосрочные.

Участие пациента и его семьи

Стандарты практики

сестринской

Письменное руководство по уходу

    цели и задачи должны быть реальными и достижимыми;

    должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной це­ли;

    диагностичность (возможность проверки достижения).

Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочными - являются цели, которые должны быть выполнены

за короткий период времени, обычно за 1-2 недели. Они ставятся как, пра­вило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода. Долгосрочными - являются цели, которые достигаются за более длительный период времени (более 2-х недель). Они обычно направлены на предотвра­щение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реаби­литацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выпис­ки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или за­дачи не определены, то пациент не имеет и, по сути, лишен планомерного сестринского ухода при выписке. Во время формулирования целей необ­ходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, рас­стояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего или кого). Сестринский план ухода предусматривает наличие стандартов сестрин­ской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. После определения целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу. План ухода за пациентом представляет собой подробное перечис­ление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достиже­ния сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болез­ни.

IV этап - выполнение плана сестринского вмешательства.

Цель - выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом и их документирование.

Сестринские вмешательства

Потребность пациента в помощи

Методы ухода

1. Независимая.

1. Временная.

1. Достижение терапевтиче

2. Зависимая.

2. Постоянная.

ских целей.

    Взаимоза

висимая

3. Реабилитирующая.

2. Достижение хирургических
целей.

3. Обеспечение ежедневных
жизненных потребностей.

Выполнение намеченных целей

Существуют три категории сестринского вмешательства:

1) Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требова­ния со стороны врача или указаний других специалистов. На­пример: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно здоровья, организация досуга пациента. 2) Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медицинская сестра несет ответственность за выполняемую работу. Здесь она вы­полняет роль сестры - исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому исследованию, выполнение инъекций. По современ­ным требованиям медицинская сестра не должна автоматически вы­полнять указания врача. В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь опреде­лить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превы­шает ли она максимальную разовую или суточную дозу. Дело в том, что врач из - за ряда субъективных и объективных причин может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской по­мощи для пациента медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необ­ходимость тех или иных назначений, и т д. Необходимо помнить, что меди­цинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профес­сионально не компетентна и так же ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто сделал это назначение.

3) Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совмест­ную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами.

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько ме­тодов ухода:

Помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями; - уход для достижения терапевтических целей;

Уход для достижения хирургических целей;

Уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной
и реабилитирующей.

    Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода.

    Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни

При ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника.

    Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика.

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

    наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;

    наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестрин­ских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется со­стояние пациента и поставленные цели не реализуются.

Типы сестринского вмешательства:

1 тип - полностью компенсирующая система помощи.

    тип - частичная система помощи.

    тип - консультационно-поддерживающая система.

Виды сестринских навыков:

Познавательные

Межличностные

Психомоторные

Теоретические знания факт ров риска, физиологическю реакций пациента.

Коммуникативные особенности медсестры на уровне понимания пациента, самочувствия.

Все проводимые манипуляции

V этап - оценка эффективности

Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должны проводиться старшей и главной медсестрой постоянно и самой сестрой в порядке самокон­троля в конце и в начале каждой смены. Систематический процесс оценки требует от медсестры знании, умения мыслить аналитически при сравнении достигну­тых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна удостоверить это, сделав соответ­ствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.

Эффективность сестринского процесса

Оценка действий медицинской сестры (самолично)

Мнение пациента или его семьи

Оценка действий медицинской сестры руководителем (старшей и главной медсестрой)

    Сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медицинской сестры

    Пересмотр, корректировка плана

К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:

    прогресс в достижении целей;

    ответная реакция пациента на вмешательство;

    соответствие полученного результата ожидаемому;

Новое состояние пациента может быть:

    лучше прежнего состояния;

    без изменений;

    хуже прежнего состояния.

Если цель не достигнута, необходимо:

    Выяснить причину - поиск допущенной ошибки.

    Изменить саму цель, сделать ее более реалистичной.

    Пересмотреть сроки.

    Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.

1 этап- сбор информации о пациенте

Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как задача врачебного обследования – назначить лечение, в то время как сестринского – предоставить мотивированный индивидуальный уход. Поскольку сестринское дело есть способ удовлетворения основных человеческих потребностей, для организации качественного ухода м\с, опираясь на собранную и тщательно анализированную информацию о состоянии пациента.

Источник данных:

    Расспрос пациента

    Расспрос членов семьи и окружающих

    Информация от других членов бригады медицинской помощи

    Физическое обследование пациента

    Ознакомление с медицинской картой пациента и другой медицинской документацией

    Чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.

После сбора данных следует точная документация их в сестринской истории болезни по определенной форме.

2 этап – сестринский диагноз.

Понятие сестринского диагноза, или сестринские проблемы, впервые появились в Америке в середине 50-х годов. И было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение м\с, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с ж6елаемым указанием вероятной причины такой реакции.

М\с не изобретает свои диагнозы, их перечень дается в специальной литературе, но каждый такой диагноз м\с должна увязать с конкретным пациентом.

Например: тревога, связанная с социальной изоляцией пациента.

Различие медицинского и сестринского диагноза:

Задача врачебной диагностики - выявление конкретного заболевания, или сущности патологического процесса, например: Б\а, пнеамания.

Задача сестринского диагноза – уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния, то что наиболее тяготит больного в настоящий момент, является для него главным сейчас, и пытаться в пределах своей компитенции скорректировать эти отклонения.

М\с рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние.

Эта реакция может быть:

    Физиологической

    Психологической

    Духовной

    Социальной

Например: при Б\а вероятны следующие с\ диагнозы:

    Неэффективное очищение дыхательных путей или…

    Высокий риск от удушья или…

    Пониженный газообмен или…

    Отчаяние и безнадёжность, связанные с длительным хроническим заболеванием.

Врач купирует приступ Б\а, назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболевание – задача м\с.

Врачебный диагноз не меняется (если только не была допущена диагностическая ошибка), с\диагноз меняется несколько раз.

Все сестринские проблемы делятся на:

    Настоящие(то что есть сейчас). Например: одышка, отёки, дефицит досуга.

    Потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного с\ухода) например: риск возникновения пролежней из-за пассивного положения пациента.

Определение приоритетов проблем:

В первую очередь должны решаться приоритетные проблемы пациента. Очередность решения проблем должна быть определена самим пациентом. В случаях угрозы жизни м\с сама должна определить, какую проблему она будет решать в первую очередь. Учитываются вопросы безопасности пациента, его нужды и желания. Первоочередными считаются те проблемы пациента, нерешение которых ведет к развитию осложнений и даже гибели пациента.

Проблемы второй очереди вызваны данным заболеванием, но не представляют угрозы для жизни.

Проблемы третьей очереди не вызванные настоящими заболеванием и существуют длительное время, но при пристальном внимании и оптимально настроенном с\п могут быть разрешены.

При наличии у пациента нескольких проблем удовлетворить их одновременно невозможно. Поэтому, разрабатывая план ухода, сестре следует обсудить с пациентом (ли его семьей) первоочередность проблем.

3 этап – планирование.

Во время планирования определяются цели и формируется план сестринского ухода, причём пациент активно вовлекается в этот процесс. Одновременно м\с мативирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей и вместе с пациентом определяет пути их достижения. Для каждой приоритетной проблемы записываются отдельные цели, которые так же рассматриваются как желательный уход.

Постановка целей необходима по 2-м причинам:

    Дают направление для индивидуального сестринского вмешательства

    Используются для определения степени эффективности вмешательства.

Требования к постановке целей:

    Цели должны быть реальными, достижимыми

    Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели

По срокам существует два вида целей:

    Краткосрочные (менее 1 недели)

    Долгосрочные (недели, месяцы)

Каждая цель в обязательном порядке включает 3 компонента:

    Исполнение: действие, глагол

    Критерий: дата, время, расстояние.

    Условие: с помощью кого(чего либо)

Например: пациент пройдет(действие) с помощью костылей(условие) на 8-ой день(критерий).

После формулировки целей м\с составляет план ухода за больным, то есть писменое руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий м\с, необходимых для достижения целей ухода.

План ухода обязательно документируется в сестринской истории болезни, что обеспечивает:

    Продуманность последовательность, систему в оказании с\ помощи.

    Преемственность и координацию ухода между мед сестрами – координатарами и сестрами – манипуляторами.

    Легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.

4 этап – реализация плана ухода.

Существует 3 типа сестринского вмешательства:

    Зависимый

    Незасимый

    Взаимозависимый

Зависимое вмешательство - это такие действия м\с, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, иньекции антибиотиков каждые 4 часа.

Независимое вмешательство - действия, осуществляемые м\с по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования врача, к примеру смена постельного и нательного белья.

Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачем или другими специалистами в области здравоохранения, например физиотерапевтом ли инструктором ЛФК, когда сила с обеих сторон одинаково ценится обеими сторонами.

5 этап – оценка эффективности.

Оценка эффективности и качество ухода за пациентом производится сестрой координатаром постоянно.

Основные аспекты оценки:

    Оценка прогресса в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода.

    Обследование ответной реакции пациента на сестринское вмешательство

    Активный поиск и оценка новых проблем

Систематический процесс оценки требует от м\с умение мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.

Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м\с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.

В этом случае, если цель не достигнута или достигнута не полностью, в графу «оценка» записывается как словесная реакция пациента.

В нашей стране, где до настоящего времени пока нет документа, четко определяющего все права пациента, человеку отводится лишь пассивная роль в определении « кто и как» за ним будет ухаживать и лечить. Поэтому нам следует помнить, что с\п предусматривает « привлечение» людей в качестве партнеров при обслуживании самого себя. Видимо, неизбежны трудности в установлении такого партнёрства, поскольку пи сестринский персонал, ни пациент не привыкли к такому подходу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УО “Пинский государственный медицинский колледж”

Реферат

На тему: “Сестринский процесс”

Кротков Д.А. 11Л/Д

Преподаватель:

Колушева А.В.

Введение

1. Понятие о сестринском процессе

2. Потребности пациента и задачи медсестры

3. Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме

Заключение

Список использованной литературы

Введение

До недавнего времени понятие «диагноз» относилось только к профессии врача. Но по мере того, как сестринское дело стало определяться в автономную профессию, возникла необходимость сформулировать, в чем сущность сестринской практики и ее отличие от деятельности специалистов других профессий здравоохранения. В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают «системный или прагматичный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента». Цель его заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы (трудности), возникающие у пациента.

Он раскрывает сестринскую деятельность на современном уровне. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать. Поэтому сестринский процесс - это все-таки образ мышления и действий медицинской сестры.

1. Понятие о сестринском процессе

Сестринский процесс - это метод организации деятельности медсестры, который применим к любой области ее работы и может быть использован в различных медицинских учреждениях.

Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

Преимущества использования сестринского процесса.

1) системность;

2) индивидуальность;

3) возможность широкого использования научно обоснованных стандартов профессиональной деятельности;

4) соучастие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

5) эффективное использование времени и ресурсов медсестры;

6) повышение престижа профессии;

7) универсальность метода.

Этапы сестринского процесса:

· сестринское обследование;

· сестринская диагностика, или определение проблем пациента;

· планирование ухода;

· выполнение плана ухода;

· коррекция ухода в случае необходимости и оценка эффективности.

2. Потребно сти пациента и задачи медсестры

Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей компетенции постараться облегчить его состояние.

Согласно модели В. Хендерсон, существует 14 видов повседневных жизненно важных потребностей, на которые влияют социальные, культурные и экономические условия жизни человека. Нарушение функций при заболевании внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей.

До недавнего времени понятие «диагноз» относилось только к профессии врача. Но по мере того, как сестринское дело стало определяться в автономную профессию, возникла необходимость сформулировать, в чем сущность сестринской практики и ее отличие от деятельности специалистов других профессий здравоохранения. В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают «системный или прагматичный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента». Цель его заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы (трудности), возникающие у пациента. Сам термин «сестринский процесс» только вводится у нас в стране.

Он раскрывает сестринскую деятельность на современном уровне. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать. Поэтому сестринский процесс - это все-таки образ мышления и действий медицинской сестры. Имеются три основные характеристики сестринского процесса в терапии: цель, организация, уровень образования (творческие способности медицинской сестры).

Цель - сестринский процесс в работе медсестры должен включать:

1. Идентификацию проблем и потребностей больного человека в наблюдении и уходе.

2. Определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей и результатов ухода за больными.

3. Применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение различных нужд больного.

4. Оценка эффективности сестринского ухода.

Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов:

1. Сестринское обследование. Сбор информации о состоянии здоровья пациента, который может носить субъективный и объективный характер. Субъективный метод - это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента. Объективный метод - это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

К основным методам обследования относятся:

* общий осмотр;

* пальпация;

* перкуссия;

* аускультация.

Аускультация - выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

Пальпация - один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

Перкуссия - постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом - документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры.

2. Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы - это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные - те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.

Второй этап завершается установлением сестринского диагноза. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский - основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. Американская ассоциация медицинских сестер, например в качестве основных проблем, связанных со здоровьем выделяет следующие: ограниченность самообслуживания, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, психологические и коммуникативные нарушения, проблемы, связанные с жизненными циклами. В качестве сестринских диагнозов они используют такие, например, словосочетания, как «дефицит гигиенических навыков и санитарных условий», «снижение индивидуальной способности к преодолению стрессовых ситуаций», «беспокойство» и т. п.

Проблема пациента (сестринский диагноз) - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры.

3. Планирование сестринского вмешательства - третий этап сестринского процесса.

Цели третьего этапа сестринского процесса:

· исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;

· разработать стратегию достижения поставленных целей;

· обозначить срок достижения данных целей.

Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный на восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни.

Неудовлетворенные потребности пациента - это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем, которые требуют вмешательства со стороны.

Эмоции - это индикаторы потребностей, которые являются положительными или отрицательными реакциями на удовлетворение потребностей.

Для каждой приоритетной проблемы записывается конкретная цель, а для каждой конкретной цели подбирается конкретное сестринское вмешательство.

Цели делят на:

* долгосрочные (стратегические);

* краткосрочные (тактические).

Структура цели:

* действие - исполнение цели;

* критерий - дата, время и т.д.;

* условие - с помощью кого или чего можно достигнуть результата.

План сестринского вмешательства - это письменное руководство к действиям медсестер. Составляющие плана: цели и задачи.

Для составления плана медсестре необходимо знать:

* жалобы пациента;

* проблемы и потребности пациента;

* общее состояние пациента;

* состояние сознания;

* положение пациента в постели;

* дефицит самообслуживания.

Из жалоб пациента медсестра узнает:

* что беспокоит пациента;

* составляет представление о личности пациента;

* составляет представление об отношении пациента к болезни;

* локализацию патологического процесса;

* характер заболевания;

* выделяет актуальные и потенциальные проблемы пациента и определяет его потребности в профессиональном уходе;

* составляет план по уходу за пациентом.

4. Реализация плана сестринских вмешательств - четвертый этап сестринского процесса

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболев.аний, обследования, лечения, реабилитации пациентов. Существует три категории сестринского вмешательства. Выбор категории определяется нуждами пациентов.

Зависимое сестринское вмешательство осуществляется на основании предписаний врача и под его наблюдением. Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача. Например, обучение пациента гигиеническим навыкам, организация досуга пациента и др.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами. При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика.

Существуют три системы помощи пациенту:

1) Полностью-компенсирующая:

в ней нуждаются три типа пациентов:

* пациенты, которые не могут выполнить ни каких действий, находясь в бессознательном состоянии;

* пациенты, находящиеся в сознании, которые не могут или которым не разрешено двигаться;

* пациенты, которые не в состоянии принимать решения самостоятельно;

2) Частично-компенсирующая: распределение задач зависит от степени ограничения двигательных способностей, а также от готовности пациента усваивать и выполнять определенные действия;

3) Консультативная (поддерживающая): пациент может осуществлять само уход и обучаться соответствующим действиям, но при наличии помощи медсестры (амбулаторное обслуживание).

Виды сестринских вмешательств:

* Зависимые сестринские вмешательства - действия медсестры, выполняемые по назначению врача, но требующие знания и умения среднего медперсонала (забор биологических жидкостей);

* Независимое сестринское вмешательство - действия медсестры, осуществляемые в меру ее компетентности; медсестра руководствуется собственными соображениями (подача утки в постель);

* Взаимозависимые сестринские вмешательства - совместные действия медсестры с другими специалистами.

5. Оценка эффективности сестринского ухода. Этот этап основан на исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства сестры. Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода; оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

Важную роль в достоверности оценки результатов сестринского ухода играет сопоставление и анализ полученных результатов.

сестринский процесс пациент астма

3. Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме

1 этап. Сбор информации

- Субъективные методы обследования:

Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.

История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.

- Объективные методы обследования:

Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза - сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации - сухие свистящие и влажные хрипы.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.

Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений

Сестринский процесс при бронхиальной астме.

План ухода

1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.

Мотивация:

Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.

2. Обеспечивать организацию и контроль питания.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства. Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты, необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.

Мотивация:

Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.

3. Организация досуга.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.

Мотивация:

Создание условий для соблюдения режима

4. Создание комфортных условий в палате.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.

Мотивация:

Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.

5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.

Мотивация:

Удовлетворение потребности быть чистым.

6. Выполнять назначения врача.

Реализация ухода:

Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.

Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.

Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.

Мотивация:

Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.

Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.

7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.

Реализация ухода:

Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.

Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Заключение

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.

В заключение можно сделать вывод, что современные представление о развитии сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне вне зависимости от меняющихся условий проживания и работы.

Это требует от медсестры работы по укреплению и сохранению здоровья, а также по профилактике заболеваний.

Список использованной литературы

1. УИМ Колушевой А.В, С. А. Мухина, И. И. Тарковская «Теоретические основы сестринского дела» часть I - II 1996г

2. В. М. Кузнецов «Сестринское дело в хирургии», Феникс, 2000г.

3. Стандарты практической деятельности медсестры России том I - II

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сестринский_процесс

5. Иванова Л. Ф. с соавторами «Сестринский процесс в геронтологии и гериатрии» г. Чебоксары 1996-1999гг.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сестринское дело. Сестринская теория и сестринский процесс. Организация сестринского процесса в реанимации. Задачи медсестры реанимационного отделения. Стандартизация в профессиональном деле медсестры. Выявление проблем пациента. Карта сестринского ухода.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2003

    Этиология, диагностика и особенности лечения бронхиальной астмы. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса. Результаты обследования и лечения больных в стационаре, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

    реферат , добавлен 30.10.2014

    Сущность и основные положения изучения опыта организации сестринского дела в медицинском училище и на факультете высшего сестринского образования (ВСО). Факторы, влияющие на внедрение процесса сестринского ухода в практической деятельности медсестры.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Понятие и общее описание бронхиальной астмы, причины и предпосылки ее развития, клиническая картина и симптоматика, принципы диагностирования и построения схемы лечения. Профилактика данного заболевания и порядок проведения сестринского процесса при нем.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Задачи предоперационного периода, оценка операционно-анестезиологического риска. Необходимость в проведении дополнительных исследований. Коррекция систем гомеостаза. Специальная предоперационная подготовка пациента, осуществление сестринского процесса.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Научная основа, теория и основные этапы сестринского процесса. Четыре модели сестринского ухода. Функциональный сестринский уход. Бригадная форма сестринского обслуживания. Полный сестринский и узкоспециализированный уход (при конкретном заболевании).

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Этиология и предрасполагающие факторы лейкозов. Клиническая картина и диагностика, лечение и профилактика. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с лейкозами.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Этиология и предрасполагающие факторы холециститов. Клиническая картина и диагностика, лечение и профилактика. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с холециститами.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Повышение роли среднего медицинского персонала в системе оказания качественной медицинской помощи населению. Определение проблемных мест в организации сестринского процесса учреждения и разработка предложений по повышению эффективности работы медсестер.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2012

    Доктрина развития сестринского дела в Российской Федерации. Модернизация сестринского дела. Увеличение дифференцированной нагрузки сестринского персонала как одна из проблем, препятствующих внедрению сестринского процесса и качеству медицинской помощи.

Медицинская сестра расспрашивает пациента о: - перенесенных ранее заболеваниях - отношении пациента к алкоголю; - особенностях питания; - аллергических реакциях на лекарства, продукты питания и пр.; - длительности заболевания, частоте обострений; - приеме лекарственных препаратов (название препарата, доза, регулярность приема, переносимость); - жалобах пациента в момент осмотра. Медицинская сестра проводит объективное обследование: - осмотр состояния кожных покровов и слизистых; цвет ладоней, наличие расчесов, «сосудистых звездочек», расширенных вен на передней брюшной стенке; - определение массы тела пациента; - измерение температуры тела; исследование пульса; - измерение артериального давления; - оценка размеров живота (наличие асцита); - поверхностная пальпация живота.

Все данные сестринского обследования документируются в сестринской истории болезни заполнением «Листа первичной сестринской оценки»

2.2.2. II этап сестринского процесса - выявление проблем пациента.

Цель:выявить трудности пациента и противоречия, возникшие в результате невозможности удовлетворения одной или нескольких потребностей.

Медицинская сестра рассматривает внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит и выявляет проблемы пациента.

Проблемы пациента:

Действительные (настоящие): - боли в поясничной области; - олигурия; - слабость, быстрая утомляемость;

Головные боли; - нарушение сна; - раздражительность; - необходимость постоянно принимать лекарственные препараты; - недостаток информации о заболевании; необходимость отказа от приема алкоголя; - дефицит самоухода. Потенциальные: -ХПН (хроническая почечная недостаточность) - риск развития почечной энцефалопатии;

Возможность стать инвалидом.

2.2.3. III этап сестринского процесса - планирование сестринского ухода.

Медицинская сестра должна уметь ставить конкретные цели и составлять реальный план ухода с мотивацией каждого своего шага (табл.1).

Таблица 1

Мотивация

1.Обеспечить питание в соответствии с щадящей диетой, ограничение режима двигательной активности.

Для улучшения функции почек

2.Обеспечить личную гигиену кожи и слизистых (обтирание, душ).

Профилактика кожного зуда

3.Следить за кратностью стула

Не допустить задержки стула

4.Наблюдать за функциональным состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД)

Для своевременного распознавания и оказания помощи в случае возникновения осложнений

5.Своевременно и правильно выполнять назначения врача

Для эффективного лечения

6.Провести беседы: о необходимости соблюдения диеты и режима питания; о правилах приема лекарственных препаратов; о побочных эффектах лекарственной терапии

Для эффективного лечения и предупреждения осложнений

7.Обеспечить подготовку к исследованиям

Для правильно выполнения исследований

8. Следить за весом, диурезом

Для контроля состояния

9. Наблюдать за психическим состоянием пациента

Психоэмоциональная разгрузка

План ухода обязательно записывается в сестринской документации к осуществлению сестринского процесса.

2.2.4. IV этап сестринского процесса - реализация плана сестринского ухода.

Медицинская сестра выполняет намеченный план ухода.

1. Проведение беседы с пациентом и его родственниками о необходимости строго соблюдать диету с ограничением животных жиров и достаточным количеством белков, углеводов и витаминов. Дать памятку о питании (приложение 2). Запрещаются острые, жареные и маринованные блюда. При появлении признаков почечной энцефалопатии - ограничение белковой пищи. Питание дробное, не реже 4-5 раз в сутки. Категорически запрещается употребление любого алкоголя. Контроль за соблюдением диеты - преимущественно молочно-растительная витаминизированная пища с использованием в основном растительных жиров.

2. Обеспечение пациенту палатный режим. У ослабленных больных - постельный режим, при котором обеспечивается общий уход и удобное для больного положение в кровати. Ограничение физической нагрузки. 3. Осуществление личной гигиены, тщательный уход за кожей и слизистыми в случае появления сухости, расчесов и зуда кожи. 4. Информирование пациента о медикаментозном лечении (лекарственных препаратах, их дозе, правилах приема, побочных эффектах, переносимости).

6. Обеспечение пациенту условий для полноценного сна. 7. Контроль за: - соблюдением пациентом диеты, режима питания, двигательного режима; - передачами пациенту; - регулярным приемом лекарственных средств; - суточным диурезом; - массой тела; - состоянием кожных покровов; - симптомами кровотечения (пульсом и артериальным давлением). 8. Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования. 9. Соблюдение лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов.

10. Мотивация пациента на выполнение назначений врача и рекомендаций медицинской сестры.

11. Контроль за психическим состоянием пациента.

 

Возможно, будет полезно почитать: