Сценарий мероприятия на тему "Скажем "нет" вредным привычкам!". Сценарий "нет вредным привычкам"

Сценарий мероприятия

Составила и провела педагог-психолог: Тлябичева Ирина Мухадиновна.

Цель: дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека.

« Скажем «нет» вредным привычкам!!!»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим об очень простых, но в тоже время важных для всех истинах.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас хотел бы быть здоровым? (Ответы уч-ся)

А кто из вас хотел бы, чтобы были здоровы его будущие дети? (Ответы уч-ся)

А как вы думаете, может ли человек влиять на своё здоровье? (Ответы уч-ся)

Вот сегодня мы и поговорим о тех проблемах, которые мешают нам быть здоровыми. И назовём мы их - вредными привычками.

Как привычки влияют на здоровье?

Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Многие привычки могут оказать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и тоже время, спать при открытой форточке. Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лежа, разговаривать во время еды. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, наркотиков, табака. Под их воздействием поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок и пр.), сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого не узнают в жизни. Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек трудно избавиться самому. Человек вынужден обращаться за помощью к психологу или врачу. Это связано с тем, что попадая в организм, они становятся неотъемлемой частью обменных процессов, и он начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.

Просмотр ролика « Последствие вредных привычек»

Ведущий:Расскажет и покажет подробнее о вредных привычках – агитбригада.

(Входит агитбригада с плакатами о вреде вредных привычек)

«Кричалки про вредные привычки»

Если хочешь долго жить-

Сигареты брось...(курить)

Водку, пиво, никотин

Вместе дружно...(победим)

Трезвость-Сила, алкоголь-(могила)

Коль у мамы не дурак-

Срочно брось курить...(табак)

Алкоголь и табак-Родине...(враг)

Чтоб стал наш мир иным-

Исчезнет пусть табачный...(дым)

Курить-здоровью....(вредить)

Сценка «О дряни»

Он лесенкой писал стихи

О клопах, о лошадях, о бане

А о дряни мы расскажем сами.

Как-то сын к отцу пришел

И спросил с подвохом:

Малыш: - А курить, пап, хорошо

Или очень плохо?

Отец: -Что сказать тебе, сынок?

Съела сигарета.

(ПЛАКАТ о вреде курения)

Можно все на свете

Только жизнь свою не надо

Дарить сигарете.

К деду внук теперь пришел

И спросила кроха:

Малыш: - А вино пить хорошо

Или очень плохо?

Дед: - Пью вино я с детских лет

Как живется алкашу

Всем, конечно, ясно.

(ПЛАКАТ о вреде алкоголя)

Красный нос на рожице,

Ясно – это очень плохо

Долго жить не смажется

Посмотрел со вздохом.

Малыш: - Ты наркотики мне дашь?

Или это плохо?

Чем же тут гордиться.

Санитары наркомана

Увезли в больницу.

(СКЕЛЕТ)

И костьми загрохал.

Каждый знает – это вот (показывает шприц)

Для здоровья плохо.

Малыш: Жаль, что друга рядом нет,

Умер он от СПИДа.

Умер он во цвете лет,

Был здоровый свиду.

К другу в гости он идет,

Вот и холмик с мохом.

Тут не спрашивает он

Что такое плохо?

(действующие лица выходят на сцену)

Малыш: Если куришь ты и пьешь,

С наркотиком в дороге,

Долго ты не проживешь

Вместе: И протянешь ноги!

Песня на мотив «Не думай о секундах свысока»

Не думайте, здоровье не пустяк,

Ты сам поймешь, но только будет поздно:

Когда на месте легких обнаружат черноту,

Его уже, быть может, не вернешь ты.

На алкоголь ты смотришь свысока.

Но только прикоснись к нему и выпей –

Болезнями ты будешь обеспечен навсегда,

В больнице ты, навеки ты в больнице.

И вот один лишь выход есть у нас –

Занятие здоровьем, тоесть спортом!

Тогда ты будешь сильным,

Как Шварценеггер – да, да, да!И долго проживешь тогда уж точно!

Сценка «Продавец табака»

(Роли: Ученик, Продавец, Парень)

Ученик: Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар.

Продавец: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой,

а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор

в дом не залезет».

Ученик: Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца.

Парень: А почему стариком не буду?

Продавец: Потому что до старости не доживёшь.

Парень: А почему собака не укусит?

Продавец: Так ведь с палкой будешь ходить.

Парень: А почему вор в дом не залезет?

Продавец: Потому что всю ночь будешь кашлять.

Сказка «Колобок на новый лад»

Бабка:

Спит деревня, тишина!

Встала только я одна.

Нету дома Колобка,

Разбужу-ка старика.

Дед, а дед, вставай скорей.

Слышишь кто-то у дверей.

Кашляет, аж дом дрожит,

Может, кто за Колобком бежит?

Дед:

Колобок, пойди, опять

На всю ночь ушел гулять.

Накурился сигарет,

Вот и кашляет как дед.

Слушай, бабка, погоди,

Ты мне лучше помоги.

Открывай-ка шире дверь

И давай-ка мой ремень.

Бабка:

Что же делать,

Как нам быть?

Как его нам проучить,

Чтобы бросил он курить

Колобок:

Не хочу, чтоб меня били,

А хочу, чтобы любили.

Надо что-то делать срочно,

Убегать мне надо точно.

Заяц:

Колобок, Колобок!

Вовсе не румяный бок.

Серым стал и похудел.

Что с тобой? Ты заболел?

Колобок:

Веселей, чтоб стало жить,

Научился я курить.

Бабка начала учить,

Что курить - себе вредить.

Вот от них я убежал,

И, как видишь, не пропал.

И ты, заяц, не учи,

Лучше сядь и покури.

Заяц:

Что ты, что ты, колобок,

Сигаретный дым, что смог.

Атмосферу отравляет,

Организм весь поражает.

Колбочек, не дури,

Сигареты не кури!

Колобок:

Трусишь ты, косой, а зря,

Взял бы я тебя в друзья!

Волк:

Колобок, Колобок!

Вовсе не румяный бок.

Серым стал и похудел.

Что с тобой? Ты заболел?

Колобок:

Веселей, чтоб стало жить,

Научился я курить.

Бабка начала учить,

Что курить - себе вредить.

Вот от них я убежал,

И, как видишь, не пропал.

И ты, Волчик, не учи,

Лучше сядь и покури

Волк:

Что ты, что ты. Колобок!

Не возьму никак я в толк.

Что за польза от курения?

От него одно мучение.

Кашель от него, бронхит.

Голова кружит, болит.

А какой от дыма воздух?

Брось курить пока не поздно.

Колобок:

Трусишь, Серый, ты, а зря,

Взял бы я тебя в друзья.

Медведь:

Колобок, Колобок!

Вовсе не румяный бок.

Серым стал и похудел.

Что с тобой? Ты заболел?

Колобок:

Веселей, чтоб стало жить,

Научился я курить.

Бабка начала учить,

Что курить - себе вредить.

Вот от них я убежал,

И, как видишь, не пропал.

И ты, Мишка, не учи,

Лучше сядь и покури

Медведь:

Что ты, что ты, колобок,

Лучше выдумать не смог?

Сигареты – это яд!

А ты, глупый, им так рад.

И Минздрав предупреждает,

Что курение сокращает,

Жизнь тому, кто курит сам,

Его близким и друзьям.

Колобок:

Трусишь, Мишка, ты, а зря.

Взял бы я тебя в друзья

Лиса:

Колобок, Колобок!

Вовсе не румяный бок.

Серым стал и похудел.

Что с тобой? Ты заболел?

Колобок:

Веселей, чтоб стало жить,

Научился я курить.

Бабка начала учить,

Что курить - себе вредить.

Вот от них я убежал,

И, как видишь, не пропал.

Лизавета, не учи,

Лучше сядь и покури.

Лиса:

Ой, стара я, плохо слышу.

Сядь на носик, сядь повыше.

Да скажи еще разок,

Что ты хочешь Колобок?

Колобок:

Ой, хитришь опять Лиса,

Хочешь скушать Колобка,

Перед смертью дай свою

Сигаретку закурю.

Лиса:

Ой, не бойся, Колобок.

Колобочек, серый бок.

Я тебя не стану кушать,

Больно бледен ты на вид.

Деда с Бабкой надо слушать,

Ведь курить – себе вредить!

Что хитра я, всем известно,

Но хочу я вам сказать,

Здесь, в лесу,

курить не место.

Это каждый должен знать.

Не затушишь сигаретку,

Может загореться ветка.

Спичку бросишь невзначай.

И тогда беду встречай.

Лес сгорит. Где будем жить?

Колобочек, брось курить,

И буду я с тобой дружить.

Колобок:

Хоть плутовка, ты Лиса,

Но, пожалуй, ты права.

Перестану я курить,

Мы против курения!

Сигарета: Моё имя – сигарета.

Я красива, я сильна.

Я знакома с целым светом,

Очень многим я нужна.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам,

Независимо от знаний,

Скажем прямо, слабакам.

Сценка две подружки.

Девочка 1. У меня есть сигареты, давай покурим.

Девочка 2. Ой, что ты! Я не могу!

Девочка 1. А почему?

Девочка 2. От меня будет пахнуть табаком.

Девочка 1. Ну и что?

Девочка 2. Родители узнают.

Девочка 1. А ты к ним не подходи!

Девочка 2. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит. А родители спросят: «Почему это собака от тебя убежала? Ты что курила?»

Девочка 1. А ты надушись.

Девочка 2. Да что ты ко мне пристала, ты, что не знаешь, как влияет табак на организм?

1. Учёные установили, что одна сигарета сокращает жизнь на 12 минут.

2. Курильщик живёт в среднем на 8 лет меньше некурящего.

3. Курение снижает возможность восприятия запахов.

4. Курение снижает возможность чувствовать вкус пищи.

5. 20% всех смертей от рака обусловлено курением табака.

Курение способствует таким заболеванием, как:

Кашель, одышка;

Болезни сердца, гастрит;

Рак лёгких;

Кариес;

Старение кожи.

1-й: Запомни: человек не слаб,

Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжем спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам себе дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить.

Я – человек! Я должен жить!»

2-й:Мы – за здоровье, мы – за счастье,

Мы против боли и несчастья!

За трезвый разум, за ясность мысли,

За детство, юность, за радость жизни!

3-й: Здоров будешь - всё добудешь.

Ведущий: «Скажите вредным привычкам – НЕТ!»

Мы надеемся, что вы никогда не будете курить, употреблять алкоголь и наркотики. Надеемся, что все вредные привычки, о которых мы говорили, обойдут вас стороной. А для этого вы должны уметь сказать “Нет вредным привычкам”.

Ведущий: Вредные привычки - это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами. Давайте вспомним, что было раньше.
1-й ученик (читает стихотворение Д.Эппель):
Вот школьница утром торопится в школу.
И сразу заметно по глазкам веселым:
Совсем не встает перед нею вопроса
О том, что жевать не положено косу.
А ниже - мальчишка с футбольным мячом.
Шнуровка мяча для него нипочем.
И ловко свою проявляет сноровку,
Он прямо зубами хватает веревку.
И рядом - другой. Резко сдвинувши брови,
Вгрызаясь в науку, уроки готовит.
При этом как будто конфету‑тянучку
Сжевал карандаш и дошел уж до ручки.
Как будто бы мелочи это, а все же
Зубами за вещи хвататься негоже.
Ведь ясно: обычно и грязны, и колки
Бывают булавки, а также иголки.
И каждый, наверное, слышал не раз
О том, что под ногтем скрывается грязь.
А грызть карандаш? Разве это годится?
Нельзя ж за его чистоту поручиться.
Мы знаем, конечно, что всем это ясно,
И все же ведем разговор не напрасно:
Чтоб меньше встречалось привычек таких,
Не вредно напомнить о вредности их.
Ведущий: Сейчас привычки уж не те. Наша молодежь повзрослела, она уже не грызет косу, моет руки перед едой, но зато и вредные привычки повзрослели. Теперь нас интересуют сигареты, пиво, мы не прочь «украсить» свою речь нецензурными словами. Давайте посмотрим сценку и поразмыслим о том, к чему приводят вредные привычки.

Один ученик в стороне читает стихотворение, а второй инсценирует то, о чем читают.

Ученик1:
Вот мальчик Володя идет по бульвару,
Он юн и прекрасен, красавец он прямо.
Он шествует, весело взгляды бросая,
И вся его жизнь - дорога прямая…
Но вот из школьного портфеля,
Украдкою, таясь от всех,
Он пиво достает «Емеля»
И пачку сигарет.
Не боясь, что юн годами
И того, что ростом мал,
С папиросой меж зубами
Гордо Вова наш шагал.
Он потягивал спиртное
И табачный дым вдыхал,
Но от этого взрослее
Глупый Вовочка не стал.
Бедный Вова, глупый Вова,
Ты не крут и не удал!
Повторим мы снова, снова:
Береги свое здоровье,
Пока молод, пока мал!
Ведущий (обращаясь к зрителям): Узнаете ли вы кого‑нибудь в лице Вовочки? А согласны ли вы с выводом, который делает автор?

Зрители отвечают на вопросы.

Ведущий: Во все времена люди заботились о своем здоровье, боролись с вредными привычками. Об этом ярко свидетельствуют дошедшие до нас легенды о великих людях древности. Давайте послушаем их.
1-й ученик: Однажды Пифагор услышал, как красиво одетый человек сквернословит. Философ сказал ему:
- Или говори речи, соответствующие твоей одежде, или оденься соответственно твоим речам.
2-й ученик: Как-то за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущенные гости принялись бранить философа.
Диоген сказал:
- Если бы я выпил это вино, оно все равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А теперь оно все равно не досталось вам, но и мне не причинило вреда.
3-й ученик: Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина - он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи (Абу-ль-Фарадж).
4-й ученик : Как-то Тимофей покинул в самом разгаре пышную трапезу и отправился в Академию Платона. Вернувшись домой, он сказал:
- У Платона угощение скромное, зато духовная пища прекрасна, его гости на следующий день чувствуют себя превосходно. У вас все наоборот: не в меру объедаются, зато обмениваются глупыми мыслями, а на следующий день страдают от вчерашнего обжорства.
5-й ученик: Еще Л.Н.Толстой писал, что человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой верной стороны освещают для него все явления жизни.
Ведущий : Вредные привычки вредны для здоровья. Давайте посмотрим еще одну сценку и подумаем о том, что такое курение и насколько оно опасно для нашего здоровья.

Сценка о встрече двух друзей
- Привет, Мишка! Я тут недавно такое слышал!!! Узнаешь - упадешь!!!
- Салют, Пашка! Ерунда всё! Мои новости в сто раз интереснее.
- Нет, ты сначала послушай! Представляешь, оказывается, чем больше людей курит, тем больше болезней прибавляется в мире.
- Это само собой, ведь в табаке содержится 1200 вредных веществ.
- Да?!! Тогда понятно, почему агрономы используют смесь с никотином, чтобы опрыскивать растения от всяких вредителей.
- Серьезно? Теперь, прежде чем есть овощи и фрукты, придётся их хорошо мыть.
- А ты что, раньше не мыл?
- Да всякое было. Есть-то хочется. А еще я слышал, что курящие тинэйджеры в 15 раз чаще, чем некурящие, начинают впадать в панику безо всякой причины.
- Естественно, к тому же хуже слышат, мало запоминают и вообще тормозят капитально.
- Да. А если вспомнить, что при этом происходит с легкими, кожей, зубами…
- Стоп, не говори. (Обращается к одноклассникам.) Может, кто сам знает или догадывается? Кто хочет ответить?

После их ответов делают выводы: Да, курение - пакость редкостная. Люди, не травите себя и других. Будьте умнее, ведь вы себя любите!!!

Ведущий : Борьбу с курением вели и ведут в настоящее время многие страны. В результате неумеренного потребления табака распространились случаи отравления, поэтому власти многих государств начали кампанию по борьбе с курением. В 1606году король Испании ФилиппIII издал указ, ограничивающий выращивание табака. В Японии и Турции курильщиков подвергали телесным наказаниям, а при повторном уличении в курении и потреблении табака дело могло дойти до смертной казни. В Италии папа УрбанVII отлучал от церкви куривших и нюхавших табак. В Россию табак был завезен в начале 17века, и его курение также преследовалось. Царь Михаил Романов приказал наказывать курильщиков палочными ударами и плетьми, а при повторном уличении попавшемуся вырывали ноздри и ссылали в отдаленные земли. Сейчас, конечно же, такие радикальные меры по отношению к курильщикам не применяются. Мы сами должны подумать о том, как позаботиться о своем здоровье.
6-й ученик: Есть еще одна вредная привычка, которую можно даже назвать болезнью. Представьте: на кровати мечется человек. Неведомая сила трясет его, переворачивает навзничь, ломает и душит. Идет «ломка». Организм ждет очередную дозу наркотика. А ее нет. Если ему этот наркотик дадут, он успокоится. Вы называете это удовольствием? А потом все повторится снова. Кто‑то внутри требует дани. А если ее не дать?.. Это и называется наркоманией. Вам подходит такое?
А все это началось со стремления к удовольствию.
Наркомания - не привычка, а страшное бедствие. Она вызывает тяжелые расстройства психики, разрушает организм человека и неизбежно ведет к преждевременной смерти.
Привычка к наркотическому дурману через некоторое время перерождается в болезненное влечение, пристрастие. Это уже далеко зашедшее состояние, когда не прекращается невыполнимая потребность в приеме наркотических веществ, вызванная психической и физической зависимостью от них, возникает необходимость постоянно увеличивать дозы, отравляя организм.
Люди, принимающие наркотики, по-разному воспринимают их одурманивающее действие.
В зависимости от принятого препарата наступает возбуждение или торможение активности. Наркоман в состоянии возбуждения со стороны своим поведением напоминает подвыпившего человека, который, как говорится, навеселе, а заторможенный наркоман становится похожим на очень пьяного, причем это впечатление усиливает бессвязность его речи.
И то и другое страшно по своей сути, так как превращает умного человека в подобие животного, которым руководят только инстинкты. Причем эти же инстинкты ведут его не в страну «вечного кайфа», как он думает, а на свидание со смертью. Решайте сами, какой вы хотите видеть свою жизнь: интересной, насыщенной, полной любви и радости или же вечной погоней за наркотиком.
7-й ученик: Мы не сказали еще об одной вредной привычке - постоянном употреблении жевательной резинки. Казалось бы, что в этом плохого? Но кроме того, что это просто-напросто некрасиво, это еще и по-настоящему вредно.
Стоматологи, гастроэнтерологи и педиатры сходятся во мнении, что нельзя давать жвачку детям до 3 лет, детям, страдающим хроническим гастритом, гастро-дуоденитом, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Детям старше 3лет можно покупать только белую жвачку (без красителей и ароматизаторов, способных вызвать аллергию) и жевать ее не чаще 3-4раз в день после еды в течение 10-15минут. Предпочтение следует отдавать резинкам с сахарозаменителями («Дирол» или «Орбит»), так как сахар разъедает эмаль. Жевательная резинка с сахарозаменителями вреда зубам не принесет, за исключением тех случаев, когда на зубах есть пломбы. Но не надо обольщаться - никакая резинка не заменит зубную щетку.
Натощак жевать резинку детям не следует, так как что при жевании выделяется желудочный сок, который при отсутствии пищи начинает взаимодействовать со слизистой желудка, что может привести к гастриту и язвенной болезни.
Но это не все последствия чрезмерного увлечения жвачкой: широкая реклама заморского «чуда» старательно избегает упоминать, что в нем содержится фенилаланш. Повышение поступления в детский организм этой аминокислоты ведет к нарушению обмена веществ у детей и способно вызвать фенил‑кетонурию - серьезное заболевание, приводящее ребенка к умственной отсталости. Лечение этого недуга эффективно лишь при ранней диагностике. Так-то! Делайте выводы сами.
Ведущий: Закончить нашу беседу хотелось бы тестом, который поможет лично вам разобраться в себе. Легко ли вам отказаться от вредной привычки?

Тест

Легко ли вам отказаться от вредной привычки?
Прочитайте следующие семь вопросов, отвечая «да» или «нет». Если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине.
1.Быстро ли вас можно переубедить в чем-либо?
Да - 3 балла.
Нет - 1 балл.
2.Когда вы заняты своей основной работой, интересуетесь ли работой товарищей?
Да - 3балла.
Нет - 1балл.
3.Трудно ли вам переключиться с одного урока на другой?
Да - 2балла.
Нет - 4балла.
4.Склонны ли вы довести до конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?
Да - 2балла.
Нет - 1балл.
5.Трудно ли вам отказаться от привычки, которая не по душе?
Да - 2балла.
Нет - 4балла.
6.Легко ли вы переходите от одного дела к другому?
Да - 3балла.
Нет - 2 балла.
7.Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения планов?
Да - 2балла.
Нет - 4балла.

От 21 и выше -вы быстро и легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Незнакомые ситуации не вызывают чувства раздражения, широк круг ваших интересов. От вредных привычек отказываетесь довольно легко, если этого хотите. В противном случае вас сложно будет заставить это сделать.
От 13 до 20-в случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения, но сможете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек.
От 13 и ниже -вы не склонны менять свои привычки и взгляды. Будьте осторожны! Ваши привычки могут быть далеко не такими хорошими, какими они вам кажутся.

Информация для творческой лаборатории
Как по поведению ребенка определить, употребляет ли он наркотики?
Если подросток замыкается в себе, избегая обычных до сих пор ежедневных бесед, часами лежит на диване, устремив взгляд в потолок, наслаждаясь оглушающими звуками магнитофона, если зачастую без смысла и повода начинает делать что‑нибудь наперекор родителям, говорит, что жизнь бессмысленна, а уж такая, как ваша, и подавно,- серьезно задумайтесь: что‑то его удручает.
Если за ужином подросток вдруг начинает сонно клевать носом, а на его джинсах и постели появляются дырки, прожженные сигаретой, которая выпала из безвольно повисшей руки; если неестественно сузившиеся зрачки подростка перестают реагировать на свет, на руках видны следы уколов, а его странное поведение вовсе не следствие выпитого вина,- знайте, что ребенок нашел в наркотиках способ уйти от повседневных проблем.
Если ребенок целыми днями и неделями не появляется дома, если, придя домой, вы чувствуете сладковатый удушливый запах прелой травы,- пристрастие к наркотикам зашло уже далеко… но спасение еще возможно!
Обычно у человека уже после нескольких приемов наркотических веществ развивается сильное, неодолимое влечение к одурманивающему состоянию, называемое психической зависимостью от наркотиков.
Но есть и другая, значительно более глубокая зависимость - физическая. Заключается она в том, что наркотики по мере их употребления проникают в химический состав тканей организма, вследствие чего возникает привыкание и наркотики становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая зависимость. И тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез.
Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100мг, или 2-3капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8мг никотина, из которых 3-4мг попадает в кровь). В течение 30лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160кг табака, поглощая в среднем 800г никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становится необходимым. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмоний, повышается риск развития серьезных заболеваний.

Мероприятие для школьников по профилактике вредных привычек «Три ступени, ведущие вниз». Сценарий


Место работы: КУ "СРЦН "Гармония" г.Омск

Сценарий мероприятия для школьников по профилактике вредных привычек «Три ступени, ведущие вниз».

Цель: Показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, используя научные данные и наглядный видеоматериал в борьбе с этим злом.

Ход мероприятия:

Ведущая О.Н.: Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Ведущая Т.Ф.: К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные воздействия агрессивной среды.
Особое место среди них занимают так называемые «вредные привычки» и склонности – курение, алкоголь и наркотики. Сегодня человечество переживает кризис: в результате распространения среди подростков курения, пьянства, наркомании и токсикомании.
Ведущая О.Н.: Минздрав свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения увеличивается. Почти каждый третий школьник в России пробовал наркотик.
Ведущая Т.Ф.: По оценкам экспертов, если мы будем пить и курить так же, как пьем и курим сейчас, то, к примеру, некоторые города России вымрут к 2070 году, а если не будем противодействовать наркотикам, то и намного раньше.
Ведущая О.Н.: Многие считают, что курение – это не болезнь и ничего страшного для курильщика и окружающих его людей в курении нет. Мы сейчас попробуем доказать, что курение – это вред, зло, которое несет в себе несчастье.
Ведущая Т.Ф.: Вы не знаете, что такое курение?
Это же заблуждение:
Вы не повзрослеете,
А отравитесь и заболеете.
От курения не взрослеют,
А болеют и стареют.
Не пройдет и пары лет,
Станешь ты, как старый дед.
Ведущая О.Н.: Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением, 13 секунд звук метронома). За год - это 2,5 млн. человек.
Подсчитано, что население земного шара выкуривает 12 биллионов сигарет и папирос! Общая масса окурков 2 520 000 тонн.
Ведущая Т.Ф.:
Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!»

Видео ролики о курении и его последствиях.
«Вся правда о вреде курения», « Беременная и сигареты!»



Ведущая О.Н.: Курение – это вредная привычка, она стара, как мир. Не уступает по древности ему и другой порок – пьянство. «Вода смерти» или «Зеленый змий» немало горя принес людям во всем мире. Английский поэт Роберт Бернс с сарказмом перечисляет поводы для пьянства. Его слова и спустя два столетия актуальны.

Ведущая Т.Ф.: Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство – без причин.

Инсценировка басни И. А. Крылова «Два мужика».

Ведущая О.Н.: «Здорово, кум Фаддей!»
Ведущая Т.Ф.: «Здорово, кум Егор»! –
Ведущая О.Н.: «Ну, каково, приятель, поживаешь?» –
Ведущая Т.Ф.: «Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!
Бог посетил меня: я сжег дотла свой двор
И по миру пошел с тех пор».
Ведущая О.Н.: «Как так? Плохая, кум, игрушка!»
Ведущая Т.Ф.: «Да так! О Рождестве была у нас пирушка;
Я со свечой пошел дать корму лошадям;
Признаться, в голове шумело;
Свечу я как-то заронил, насилу спасся сам;
А двор и все добро сгорело.
Ну, а ты как?» – «Ох, Фаддей, худое дело!
Ведущая О.Н.: И на меня прогневался, знать, бог:
Ты видишь, я без ног;
Как сам остался жив, считаю, право, дивом.
Я тож о Рождестве пошел в ледник за пивом
И тоже чересчур, признаться, я хлебнул
С друзьями полугару;
А чтоб в хмелю не сделал я пожару,
Так я свечу совсем задул:
Ан, бес меня впотьмах так с лестницы толкнул,
Что сделал из меня совсем не человека,
И вот я с той поры калека».

Ведущая Т.Ф.: «Пеняйте на себя, друзья!
Сказал им сват Степан. – Коль молвить правду, я
Совсем не чту за чудо,
Что ты сожег свой двор, а ты на костылях:
Для пьянства и со свечою худо;
Да вряд, не хуже ль и впотьмах».
Ведущая О.Н.: Больше всего от пьянства страдают дети. Вот такое письмо – крик души – прочитали мы в газете.
Почему мой папа такой?
Вечно пьяный и вечно злой?
Никогда за собой не следит,
И на всех почему-то сердит.
Открывает пинком он дверь
И врывается в дом, как зверь.
Нас обзывает плохими словами,
Все в доме пинает ногами.
Мама шепчет мне тихо:
– Беги!
А мне слышится крик:
– Помоги!
Я – мужчина. Но я еще мал,
А то папе я твердо б сказал:
– Мне стыдно, что ты папа мой.
Уходи! Нам не нужен такой.

Ведущая Т.Ф.: Проведем анкетирование «Есть ли у вас сила воли?».
Анкета:
1. Можно ли считать, что телевизор является вашим основным развлечением?
2. Ели бы у вас была возможность смотреть боевики, ужастики, шоу программы, реалити-шоу и т.д. более 4 часов ежедневно, то делали бы вы это?
3. Пробовали вы курить сигареты?
4. Можете ли вы утром проваляться в постели, даже если вам необходимо вставать и что-либо делать?
5. Пробовали ли вы крепкие алкогольные напитки?
6. Любите ли вы уроки физкультуры?
7. Приходилось ли вам принимать предложения друзей пропускать некоторые уроки или целые учебные дни?
8. Умеете ли вы не повторять своих ошибок?
9. Если бы подвыпивший человек предложил бы вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы вы ее?
10. Сумели бы вы отказаться от предложения поиграть на компьютере из-за того, что не сделаны уроки?
0-15 баллов – Вас не купить на всякую дешевку.
20-40 баллов – Вы можете проявить слабость.
45-50 баллов – Вы стремитесь к удовольствию, можете оказаться в рабстве у какого-нибудь подонка.

Видео ролики об алкоголизме и его последствиях.




Ведущая О.Н.: Как доказать, что наркомания – самое страшное зло.
Давайте прочитаем дневник наркоманки Барбары Росек. Это настоящая исповедь девушки, прожившей всего 21 год.
«20 декабря 1997 года. Многие наркоманы страдают от бессонницы. Их организм «спит», только погруженный в наркотический дурман.
24 декабря. У наркомана нет будущего. В своей беде он одинок. А близких он обрекает на боль, страдания из-за него.
3 января. Наркоман не может быть полноценным человеком: ни гражданином Родины, ни матерью, ни отцом, так как цель жизни у наркомана – достать наркотики. Наркоман не живет более 10 лет».

…Цвет лица землист. А он не старый…
В доме холод, грязь… И тишина…
Дети в школе умственно отсталых,
И в психиатрической жена.
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен… А он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.

Видео ролики о наркомании и её последствиях.




Ведущая Т.Ф.: Мы не хотим такой участи ни для себя, ни для других. Мы сделали свой выбор – здоровье.
Двадцатый век – проблемный век!
Об этом помни, человек!
Токсикоманы, наркоманы
Переступили жизни край,
Хотелось им всех благ честивых,
Но их душа не божий рай.
Ведущая О.Н.: Людьми вновь стать
Предельно трудно.
Дурман приходит лишь на миг,
И вот тогда услышать можно
Их сердца стук, сознанья крик.
Предать, убить, унизить могут,
Велик звериный их удел.
Кто виноват? Кто прав? Не знают!
Их жизнь – тупик!
Их жизнь – предел!
Не допустить такое можно,
Так нужно, важно и возможно!
Об этом помни, человек.
Двадцатый век, проблемный век!

Цель комплексная:

  • Обучение практическим навыкам, противостояние вредным привычкам.
  • Воспитание нравственных качеств – стремление к здоровому образу жизни.
  • Развитие сотрудничества воспитателя и воспитанников, развитие творческих способностей детей.
  • Создание условия для саморазвития и самореализации детей.

Задача воспитательного часа заключается в развитии практических навыков противостояния вредным привычкам и познавательного интереса, повышение индивидуального уровня учащихся.

Оборудование: костюмы героев, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.

Сценарий мероприятия

1-й ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вновь видеть вас.

2-й ведущий. “Вредные привычки и их последствия” - тема нашего мероприятия, которое посвящено здоровому образу жизни.

1-й ведущий. Все началось в XV в., когда Колумб высадился за океаном в далекой и неведомой стране. Там его изумленные матросы увидели похожих на фокусников людей, которые свертывали из сухих листьев трубки, брали их в рот и поджигали...

2-й ведущий. Туземцы втягивали дым и пускали его наружу... Несчастные нередко при этом теряли сознание, входили в транс и даже корчились как от сильной боли, но, по их словам, уже не могли жить без этого “табако”...

1-й ведущий. Все мы знаем, что дурной пример может быть заразительным. Табак попал сначала на корабли Колумба, а потом с легкой руки его матросов - в Европу, где стал распространяться по домам и салонам искателей острых ощущений. Впрочем, быстрому распространению табакокурения стало способствовать не столько человеческое любопытство, сколько жажда наживы и агрессивная реклама.

2-й ведущий. В конце XVI в. англичане, надеясь на крупные барыши, завезли табак в “далекую Россию”, но на первых порах они потерпели фиаско. Из-за неосторожности курящих в Москве и других городах России стали случаться пожары... Царь Михаил Федорович, увидев, что дело приняло столь неприятный оборот, запретил табак и даже ввел различные наказания для тех, кто, невзирая на запрет, продолжает баловаться опасным зельем. Курящих стали ссылать в Сибирь, самым дерзким из них вырывали ноздри, как опасным преступникам... И народ был в этом солидарен с правительством.

1-й ведущий. Впрочем, к середине XVII в. не только купцы, но и многие государственные чиновники поняли, что благодаря торговле табаком можно получать немалые деньги... Преследование курильщиков повсеместно стало сходить на нет, и, наконец, вовсе прекратилось. Началось быстрое распространение табака по всему миру, процесс пошел, невзирая ни на пожары, ни на возражения церкви, ни даже на явное ухудшение здоровья новоявленных поклонников заморского зелья. Царь Петр I, следуя примеру европейских королей, высочайшим указом разрешил ввоз табака в Россию, обложив купцов огромной пошлиной...

2-й ведущий. Привычка! (Слайд №2) Что это такое? (ответы) Да, привычка - это то, к чему привыкаешь и без чего потом, увы, бывает трудно обойтись. Привычки бывают полезные, а бывают и вредные. Назовите, пожалуйста, известные вам хорошие привычки. (Слайд №3) (Занятия спортом, почитание старших, чтение книг, привычки вовремя ложиться спать, быть вежливым, не грубить, не обижать слабых и т.д.)

1-й ведущий. А теперь назовите плохие привычки. (Слайд №4) (Плевать на пол, ковырять в носу, грубить учителям и вообще старшим, курить, лениться и делать все не вовремя...) Верно.

(Слайд №5)

Звучит мелодия песни “Если хочешь быть здоров...”. На сцене перед занавесом появляются пять молодых людей, на груди каждого (кроме одного) написаны названия сигарет.

Задумал бросить я курить,
Чтоб сердце сильно так не ныло.
Сначала, что и говорить,
Решиться трудновато было.
Но я хотел, но я сумел
И принял твердое решенье.
С тех пор я вроде посвежел,
Но помрачнел от искушенья.
Ведь не проходит даже дня,
Чтобы меня не окружали
И, папиросами дразня,
Приятели не искушали.

Второй (“ПРИБОЙ”).

Ну как? Закурим по одной?
Чего глядишь печальным взором?
Вот твой излюбленный “Прибой”.

Третий (“БЕЛОМОР”). Курнем-ка лучше “Беломора”!..

Четвертый (“ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ”).

Да не стесняйся, брат, кури!
Бери... “Любительские” это.

Пятый (“БОГАТЫРИ”).

Кури мои “Богатыри”!
А может, хочешь сигареты?

Я отбиваюсь, я кричу:
“Не надо, братцы, издеваться!..”

Врач (из зала).

Друзья!
Позвольте, как врачу,
И мне решительно вмешаться.
Тот, кто не решается пока
Бросать курить, - себя браните!
Но для чего смущать дружка?
Зачем порой исподтишка
Вы некурящему вредите?
Курить не можешь бросить сам,
Так не мешай своим друзьям!

Отмахнувшись от слов врача, молодые люди, исполняющие роли папирос, уходят за сцену. Неожиданно звучит музыка, на сцене появляется молодая женщина в броской, модной одежде в образе сигареты “Стюардесса”. Рассказ ее сопровождается веселой пантомимой.

Сигарета.

Мое имя - сигарета.
Я красива и сильна,
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Едким дымом проникаю
Я в людей, чтоб их травить.
Пусть, любезные, узнают,
Как со мною им дружить.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам,
Независимо от знаний,
Скажем прямо, слабакам.
Годы жизни отнимаю
Я у тех, кто мной пленен,
Эту жизнь в себя вливаю,
Постоянно, как закон.
Я особенно стараюсь
Молодого в сети брать,
В нем-то силы я черпаю.
Пусть покуривает, брат!
Я живу уже столетья,
Не берут меня года
Вот что значит долголетье!
И всегда я молода.
Я поистине бессмертна,
Победить меня нельзя,
Убиваю незаметно
Вас, наивные друзья!
Да! Да! Вас и вас, друзья,
И не чувствую греха,
Убиваю... Ха-ха-ха!

С обеих сторон сцены появляются два санитара и удерживают Сигарету за руки.

1-й санитар.

Наконец мы вас поймали,
Задержать вас приказали!

Сигарета.

Не пойду я никуда,
Все на помощь, все сюда!

2-й санитар.

Бесполезно, не кричи!
Без истерик, помолчи!

Сигарета.

Кто вы? Что вы? Что за люди?
Не касайтесь, я - девица!
Честь сейчас моя задета
Вы ответите за это!
Где ваш ордер на арест?

1-й санитар.

Вот с печатью... Ордер есть!
Ну пойдем, пойдем, девица,
Хватит нам с тобой возиться,
Полно головы кружить,
Мы ведем тебя лечить!

Сигарету уводят. На авансцене под звуки марша Тореадора появляется группа ребят, которые хором скандируют текст с экрана (слайд №6)

“Для гипертоников курение - враг.
Хотя они и принимают ванны.
А проку нет: курить - притом табак -
Вредней, чем сыпать соль на раны”.

Читают стихи.

У берегов озер, морей и рек
Случается, что тонет человек.
Лишь он начнет на помощь звать,
Его, конечно же, спешат спасать.
И если дом гудит, охваченный огнем,
А человек без чувств остался в нем,
Тотчас на помощь друг к нему спешит –
Ему так сердце доброе велит.
Когда же школьник курит сигарету
И годы жизни отдает за это,
Пойми, он тонет, он горит... Беда!
Сейчас решается его судьба.
Не будь же равнодушным человеком,
Спеши спасать! Он может стать калекой!

Ты выкурил всего пять сигарет -
А часа жизни твоей нет.
Во имя шаловливой моды
Кладешь ты в землю жизни годы,
Себе болезни вызываешь,
Куреньем гибель приближаешь.
Меняешь жизнь на деготь, смрад.
В позорной сделке сам лишь виноват.
Тебе дан разум, царь природы!
Так откажись от глупой моды!

Врач (поднявшись на сцену из зала).

У вас сложилось убежденье,
Что зря шумят про вред куренья,
Мол, дед ваш прожил девяносто,
Всю жизнь курил, питался просто,
А был всегда как дуб здоров
И прожил жизнь без докторов.
На первый взгляд все это так,
А если б старец не курил табак,
То можно было бы ручаться,
Что жил бы дед еще лет двадцать.

Прими несложные советы,
Как распроститься с сигаретой.
Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб,
Рожден без крыльев, а летает,
Успешно космос покоряет,
Меняет направленье рек
И даже всё лицо планеты.

Врач.

Поверь - всё может человек,
Ведь он сильнее сигареты.
Куренье здоровье убивает,
А счастья без здоровья не бывает.
Чтоб стать удачливым в судьбе,
Достань оружие, оно в тебе.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
“Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я - человек! Я должен сильным быть!

2-й ведущий. Научные исследования показали, что 70% курящих при желании могут с помощью волевого усилия бросить курить, так как у них нет сильной физиологической потребности в табаке. А вот 5-10% застарелых курильщиков действительно нуждаются в помощи врачей. Тут все дело в характере, вернее, в его силе. Знайте, что, по мнению медиков:

(Слайд №7)

1 сигарета сокращает жизнь на 15 мин;
- 1 пачка сигарет - на 5 ч;
- тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни;
- кто курит 4 года - теряет 1 год жизни;
- кто курит 20 лет - 5 лет;
- кто курит 40 лет - 10 лет.

1-й ведущий. Давайте подробнее рассмотрим приведенные данные. Конечно, они имеют условный характер. Я совершенно согласен с теми, кто считает, что продолжительность жизни того или иного курильщика сократится не обязательно именно на указанное число лет. Но насчет того, что сократится, можете не сомневаться. (Слайд №8) В состав табачного дыма входит более трех тысяч вредных веществ, причем одно страшнее другого. Назову некоторые из них: никотин, мышьяк, свинец, угарный газ... И многочисленные химические соединения. 25% этих веществ оседает в организме курильщика, 5% остается в окурке, 20% сгорает, 50% попадает в воздух...

2-й ведущий. Скажите, к каким отрицательным последствиям приводит попадание в организм человека табачного дыма? (Ответы.)

1-й ведущий (обобщает ответы). (Слайд №9) К отрицательным последствиям курения относятся: неприятный запах изо рта, появление кашля и хрипоты, желтого налета на зубах, ослабление работы легких, одышка, сердцебиение, преждевременные морщины, бледность, ухудшение памяти…

2-й ведущий. О последствиях курения можно говорить и более подробно. Вас интересует, например, почему происходит ухудшение памяти? Отвечаю: вещества, содержащиеся в табаке, действуют еще и на нервную систему. Под его воздействием она сначала возбуждается, а затем происходит реакция торможения и у человека притупляется сознание. Кроме того, у курящих постепенно развиваются легочные заболевания, которые могут перерасти хронический бронхит, астму и, наконец, туберкулез и рак легких. У курящих женщин в несколько раз чаще рождаются больные дети. Курящим труднее высиживать на уроках - влечение к сигарете мешает им сосредоточиться... (Слайд №10, Слайд №11)

1-й ведущий. Впрочем, некоторые из нас, наверное, могли бы сказать несколько слов в защиту табака. Например, среди девушек бытует мнение, что юноши с теми из них, кто курит, начинают вести более раскованно, смело, легче с ними знакомятся... только не подумайте, что благодаря сигарете можно обрести некое особенное обаяние. Все объясняется гораздо проще. Сигарета делает девушку в глазах ребят более доступной. Большинство же из них не желают иметь курящей спутницы жизни и не смотрят на таких серьезно.

2-й ведущий. Но если табакокурение, как, впрочем, и многие другие вредные привычки, ничего, кроме проблем, не несут, то надо подумать, что мы можем противопоставить этой напасти.

Все участники мероприятия выходят на сцену.

1-й ведущий. Тот, кто призывает нас к занятиям спортом, кто учит чистоте и порядку во всем, - ваш истинный друг. (Слайд №12) Учитесь говорить “нет” тем, кто предлагает закурить, кто даетнаркотики... Подведем итог нашей беседе. В мире от курения ежегодно умирают 2,5-3 млн. человек, или 1 человек каждые 10 сек. Мы с вами беседовали, а люди умирали от своего безволия и невежества. Как же нам с вами быть дальше? Какое решение примем мы?

Дети делятся на три группы, каждая из которых принимает совместное решение, которое можно оформить следующим образом.

Слайд №13 “Решение:

  • избавиться от привычки курить немедленно;
  • подумаю о занятиях спортом;
  • постараюсь научиться говорить “нет”, когда мне предлагают дурное”

Звучит отрывок на мелодию песни в исполнении воспитанников “Если хочешь быть здоров”:

“Прочь куренье, если хочешь быть здоров,
Постарайся позабыть про докторов.
Бросай курить ты поскорее,
Если хочешь быть здоров!”

2-й ведущий. (Слайд №14) Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

Литература

  1. Палеева В. Классный час “Не кури!””// Теоретический и научно-методический журнал “Воспитание школьников”. №7, 2006 г.

ü приобретение навыков самосовершенствования при получении зна­ний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

ü формирование позиции признания ценности здоровья , чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья, расшире­ние знаний и навыков по гигиенической культуре.

Что такое привычки?

Привычка – это определенная схема поведения, которая закрепилась в подсознании и выполняется неосознанно. После того, как многократно повторяемое действие становиться привычкой, оно уже не требует от вас постоянного контроля и внимания, и переходит в разряд автоматических. Привычки бывают разными, например, привычка быстро ходить, привычка выключать свет, чистить зубы, привычка мыслить определенным образом и так далее.

Какие бывают привычки и для чего они нужны?

Действительно, привычки замечательный механизм, в основе которого стоит эффективность деятельности человека. Но, часто, люди не относятся к нему с должным вниманием. Ведь привычки, как и любой другой инструмент, могут стать полезными и конструктивными, так и деструктивными . Я не буду перечислять все те вредные привычки, которые могут оказывать влияние на вашу жизнь, надеюсь, каждый знает свои слабые места. Еще одним важный момент: для устранения либо изменения укоренившихся привычек требуется немало сил, так, что будьте внимательны к тому, какие привычки приобретаете.

Психологи выяснили, что почти 90% нашего поведения диктуется привычками. Они помогают совершать больше дел на автопилоте , не «засоряя» разум. Они экономят наше время, помогают планировать день, стоя под душем, разговаривать по телефону и одновременно готовить завтрак. Основной механизм действия привычки таков: потакая ей, мы совершаем действие, которое приносит моральное удовлетворение.
«Поступки из разряда «как всегда» – упорное следование по накатанному пути, мотивированные тем, что с ними легче жить. Привычки держат людей на плаву, позволяют исполнять одни и те же функции в обществе, сохраняя за каждым определённую роль в системе. Казалось бы, привычка – способ спастись от негатива, но в то же время это шаблон, а жизнь ни в какие схемы не вписывается. Стандартные действия делают нас заложниками поведенческих шаблонов, фиксируемых в подсознании. Не желая смотреть шире и мыслить масштабнее, мы добровольно становимся рабами системы. Мы обеспечиваем себе покой, но лишаемся уникальности момента и открытий в поисках собственного «я».
Немаловажный факт: привычки – часть нашего имиджа. Классификация привычек на вредные и полезные значительно упрощает оценку личности. Если человек использует максимум полезных, пренебрегая вредными, – значит, персонаж достойный, стоит взять его на работу или задуматься о совместной жизни.

От вредной привычки намного тяжелее отказаться, чем, кажется. Попытка отказаться от чего - нибудь вредного оставляет пустоту в жизненной программе, которая приводит к беспокойству и ещё более бесполезным побуждениям. Лучший способ – заполнить пробел хорошей привычкой. Если вы будете практиковать хорошую привычку 30 дней подряд, она останется с вами надолго.
Доказано, что любые идеи проще претворить в жизнь, если сделать, хоть что-нибудь для их поддержания в течение трёх суток.
Составьте план. Кроме шуток: так вы поймёте, что дело принимает серьёзный оборот, и в вас проснётся азарт. В плане обязательно должны быть дата начала эксперимента и дата оценки первых результатов.
Освободите для привычки место – то есть сначала избавьтесь от той вредной, которая сейчас вам мешает. В человеке есть место для двух литров жидкости – значит, сначала нужно отвыкнуть от двух литров сладкой газировки и кофе. Если хотите делать дыхательные упражнения, бросьте курить. Чтобы бегать по утрам, нужно отказаться от ночных сидений в Интернете. А чтобы есть больше йогурта, и заправлять им салаты, придётся выкинуть ведро закупленного майонеза.

Познавательная игра «Ящик вредных глупостей»

Действующие лица: ведущий – Мудрец, доктор Клизминг, психолог Аналитинг, злые силы: Курение, Алкоголизм, Наркомания; ученики – олицетворение добрых начал.

Под грозную музыку злые силы кружат в диком танце вокруг черного ящика, не подпуская к нему никого, игнорируя просьбы Мудреца показать ему, что в нём находится. После заклинаний: «Раз, два, три – замри», злые силы замирают, и ящик оказывается в руках ведущего. Он ставит ящик на стол, предлагая рассмотреть необычный, мрачный предмет, Мудрец рассматривает надпись «Вредные глупости», громко её читает и просит учащихся ответить, что в этом ящике может находиться. Долго сомневаясь в правильности своего поступка, ведущий под уговоры детей все-таки открывает черный ящик, на котором написано «Вредные глупости».

Ящик открывают и достают «первую глупость» (порядок свободный).

Глупость I - Курение

Появляется Курильщик с огромной сигаретой во рту. Вся нечисть в углах зашевелилась, задёргалась. «А чо? Вон Хемингуэй – курил. Маяковский – курил. Горький – курил. Многие – курят, а нам нельзя?»

Доктор Клизминг (обращаясь к курильщику): А знаете ли вы, что курение в школьном возрасте неблагоприятно сказывается на развитии всех органов и систем человеческого организма. Замедляется рост, ухудшается развитие грудной клетки и мускулатуры, тормозится процесс полового созревания.

Психолог Аналитинг: Представление некоторых о курении как стимуляторе работоспособности основано на том, что курильщик вначале действительно испытывает кратковременное возбуждение. Однако оно быстро сменяется торможением. Мозг привыкает к никотиновым «подачкам» и начинает требовать их. И человек опять начинает курить, то есть всё время «бьёт свой мозг», ослабляя процесс торможения. Равновесие возбуждения и торможения нарушается вследствие перевозбуждения клеток, которые, постепенно истощаясь, снижают умственную деятельность головного мозга.

Нарушение процессов возбуждения и торможения вызывает симптомы, характерные для нервоза.

Неврозы у курильщиков развиваются значительно чаще, чем у некурящих. Невротическими проявлениями являются головная боль, головокружение, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, ослабление работоспособности, дрожание пальцев, бессонница .

Доктор Клизминг : В первое время при курении наблюдаются неприятные ощущения: горьковатый привкус во рту, кашель, головокружение, головная боль, усиленное сердцебиение, повышенная потливость. Это не только защитная реакция организма, но и явления интоксикации. Однако постепенно организм курильщика привыкает к никотину, явления интоксикации исчезают, а потребность в нём перерастает в привычку, то есть превращается в условный рефлекс, и остаётся всё время, пока человек курит. Таким образом, приобретённый условный рефлекс побуждает человека курить, а курение в свою очередь поддерживает и укрепляет этот рефлекс - создаётся своеобразный порочный круг. Курение табака - не безобидная привычка, от которой можно отказаться без усилий. Многие не представляют себе её серьёзных последствий. Привыкание и нарастание устойчивости к никотину происходят относительно быстро. Постепенно число выкуриваемых сигарет возрастает, процесс курения перерастает в привычку. Сердечно - сосудистые заболевания - одна из важных проблем, которой занимается современная медицинская наука. В развитии болезней сердечно - сосудистой системы отнюдь не безвредную роль играет курение. В медицине появились такие понятия, как «табачный склероз», «табачная гипертония», «табачное сердце».

Мудрец: От табакокурения в мире ежегодно умирает около 6.000.000 человек. Распространение табакокурения в России - самое высокое в мире. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает более 340.000 человек. Каждые 6 секунд табак уносит одну жизнь!

Позитивные изменения при отказе от курения

    через 2 часа никотин начинает удаляться из организма и в этот момент чувствуются первые симптомы отмены через 12 часов окись углерода от курения выйдет из организма полностью, легкие начнут функционировать лучше, пройдет чувство нехватки воздуха через 2 дня вкусовая чувствительность и обоняние станут более острыми через 12 недель система кровообращения улучшается, что позволяет легче ходить и бегать через 3-9 месяцев кашель, одышка и проблемы с дыханием уменьшаются, функция легких увеличивается на 10 % через 5 лет риск инфаркта миокарда станет в 2 раза меньше, чем у курящих людей

Негативные изменения

Бросающие курить могут столкнуться с рядом неприятных симптомов в первые недели, проведенные без сигарет, включая более частые простуды и появление язв на слизистой оболочке полости рта. По мнению ученых, это может оказывать влияние на вероятность возвращения к вредной привычке, поэтому важно заранее предупреждать о возможных проблемах. Оказалось, что после первой и второй недели у них были заметно выше шансы простудиться и прийти с жалобами на кашель, чихание и боли в горле. В первые две недели нередкими были язвы на слизистой оболочке. Спустя шесть недель после прекращения курения побочные реакции были уже значительно менее выражены. Полагают, что они обусловлены тем, что после прекращения курения наблюдается временное подавление иммунной системы, кроме того, определенную роль может играть то, что курение само по себе оказывает некоторое противомикробное действие.

Детям предлагается собрать зашифрованное послание наших потомков из будущего. «Скажем себе категорически: нет табаку! Здоровье дороже табака!»

Глупость II - Алкоголизм

И снова возня в углах класса. Из всех углов выскакивают силы зла и выкрикивают привлекающие лозунги: «Мы самые лучшие, мы самые…»

Меня зовут «Пьяный бизнесмен». Кто со мной подружится, того я сделаю бедным и жалким, он будет ходить в разорванной одежде, рваных ботинках, его будут все гнать со двора, презирать, видя его спившимся, совершенно разорённым.

А я «Пьяный талант». Я сильнее всех на свете. Ноги у меня длинные, хотя и хилые, желудок ненасытный. Нет на свете существа, равного мне по уму и таланту.

А меня зовут «Пьяный - золотые руки». Если у меня в друзьях появляется мастер, то каким бы хорошим и добрым он ни был, я отниму у него разум, погублю его молодость и сделаю его горьким пьяницей, хуже всех.

Я «Пьяная женщина». Свою подругу, если она со мной начнёт пить, то какой бы разумной она ни была, я сделаю из неё распутницу и страшилище.

Алкоголизм задаёт вопросы, а злые силы хором отвечают на них.

Кто непрестанно стонет? – Пьяница!

Кто с красными, опухшими глазами? – Пьяница!

Кто ходит, как оборванец? – Пьяница!

Кто внезапно умирает? - Пьяница!

От кого неприятно пахнет? – От пьяницы!

Психолог Аналитинг: С чего начинается пьянство?

Поводы первого приобщения к алкоголю разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста.

До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат» вином или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, главным образом присущий мальчикам). В старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «гости» и т. д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т. д. Мальчишкам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов.

Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток считает себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».

В целом мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытывать новые ощущения, любопытство и т. п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т. п. Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами старшего возраста, девушками).

Особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории существенно ослаблен или утрачен интерес к познавательной деятельности . Подростки, употребляющие спиртное почти не занимаются общественной деятельностью. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой , редко участвуют в самодеятельности, почти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние может возникнуть в связи с определенным положением их в семье, школьном коллективе .

Проведение свободного времени преимущественно с друзьями характерно для подростков. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют ребята, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Но если подростковая группа не объединена какой-то полезной деятельностью, в ней преобладает «пустое» времяпровождение скучающих несовершеннолетних и такая группа становиться благоприятной почвой для распития спиртных напитков.

Доктор Клизминг : Давно замечено, что потомство мужчин-алкоголиков отстает в умственном и физическом развитии. Степень умственной недостаточности детей зависит от длительности заболевания отца. Часто такие дети рождаются с пороками развития, уродствами. Вследствие наследственной отягощенности у них повышается вероятность заболевания алкоголизмом.
Особенно грубые нарушения развития плода наступают в случае алкоголизма матери: при этом часто происходят выкидыши или рождение мертвых детей.
Нередко женщины употребляют спиртные напитки, не зная еще, что они беременны . Многие считают, что небольшая доза алкоголя «не повредит». Чтобы убедиться, что это не так, необходимо проследить развитие плода человека.

Ученик читает стихотворение о вреде алкоголизма

Алкоголь - не только водка ,
Но и пиво, и вино.
Должен знать ребёнок чётко -
Всё спиртное им вредно!
Хочешь умным быть и сильным -
Никогда не пей его.

Злые силы опять разбегаются по углам класса.

Мудрец достает еще одну вредную глупость.

Глупость III Наркомания

Нечисть опять начинает свою атаку на детей. Выходят, шатаясь, глупо смеясь, со шприцами в руках и пакетами на головах со словами: «Вот это – настоящий кайф! От этого ещё никто не умирал! Мы все в кайфе, а вы?»

Мудрец обращается к доктору Клизмингу: «Уважаемый доктор, помогите нам».

Доктор Клизминг: наркотики были известны ещё в древности по-гречески «narke» – оцепенение, онемение, «mania» –страсть, безумие.

Алкоголь, наркотики, никотин, токсические вещества являются ядами – факт общеизвестный. Добровольно принятая «доза» разносится c током крови, по всему организму разрушая все на своём пути. Доказано, что действуют эти отравляющие вещества практически одинаково. Однажды попробовав «запретное» человек, к сожалению, становиться зависимым от него навсегда. Как помочь наркоману или больному алкоголизмом справиться с этим? Я хочу вам сказать, что выход есть всегда. Главное быть рядом с ним, подталкивая его к осознаванию того, что это болезнь. Помогая учиться, с ней жить и преодолевать свое желание ежедневно.

Влияние алкоголя и наркотиков на детский организм, тем пагубнее сказывается, чем младше возраст. Дети и подростки – необычный контингент больных, мне на них особенно больно смотреть. Самые глубокие, необратимые изменения происходят в их еще не окрепших тельцах. В молодом, растущем организме под влиянием наркотиков, алкоголя нарушается работа почек, их способность выделять мочу. Это приводит к накоплению токсических веществ в организме, они изменяют функции всех органов и систем. Я нашла информацию о том, что в этом возрасте особенно это пагубно сказывается на опорно-двигательном аппарате. Кости прекращают расти в длину, хрящи раньше времени костенеют, возникает деформация суставов, мышцы атрофируются . Характерен общий вид этих молодых людей, они хилые, грудная клетка не сформирована, запавшая. Кроме изменений определяемых визуально такие юные пациенты жалуются на боли в суставах, мышцах, костях. . Дети очень быстро деградируют в умственном отношении. Мышление становиться шаблонным. Быстрее всего пропадают «свежие» навыки (за последнюю неделю, месяц), затем утрачиваются более поздние навыки. Доходит до того, что у больных постепенно отмирают умственные процессы, ребенок полностью деградирует

Ученик, обращаясь к силам зла, читает стихотворение

Стал ты снова наркоманом,
Что ты делал? Сам не знал.
Снова, дозу покупая,
Ты родителей терял.
Оглянись, что было? Помнишь?
Был обычный паренек.
Мог бы стать кем так хотел ты.
Но ты справиться не смог.
Ты скажи, что ты имеешь?
Точки на руках и боль.
И в глазах опять темнеет.
Наркоман - вот твоя роль.
Знаешь, Бог - судья, он вправе.
Он забрал с собой тебя.
Видно, доза наркомана
Была слишком велика.
Что ты думал в те минуты,
Когда тяжело дышал?
Вспомнил маму, вспомнил утро.
Вспомнил ты мои слова.
А теперь ВЫ мне скажите?
Кто готов таким же стать?
И за горстку героина
Мать, друзей, родных продать?
Вы готовы? Не хотите?
Только слово ты сдержи!
И когда тебе предложат,
”Нет” наркотикам скажи!!!

Мрачные силы прячутся по углам класса

Мудрец: Рабом вредных глупостей обычно становится человек, обделённый вниманием, дружбой, заботой, пониманием, любовью. Человек, не нашедший любимого дела, плохо управляющий своими эмоциями, впавший в отчаяние, уныние, тоску. Человек со слабой волей, не научившийся определять, «что такое плохо, а что хорошо», постоянно кому-то подражающий, зависимый от других, не способный сказать «нет», отказаться от сигареты и выпивки за компанию, от укола или дурманящей таблетки. Сегодня мы увидели своих врагов в лицо, многое узнали и не поддадимся этим злым соблазнам. Скажем вредным привычкам: «нет»! будем беречь себя для жизни, её радостей, для своей будущей любви и будущих своих детей!

Пять заповедей, как не стать жертвой наркомании

1. Прежде, чем приобрести порцию «дури», хорошо подумайте: а зачем вам это надо? (Кроме проблем – ничего хорошего.)

2. Если вы всё же из любопытства купили эту «дрянь», не поленитесь донести её до унитаза. (Пожалеете деньги – заплатите дороже.)

3. Боже упаси согласиться передать пакетик с сомнительным содержимым, даже своему другу. (Именно так попадают в «грязные» истории.)

4. Каким бы замечательным ни показалось предложение попробовать немного «счастья» - откажитесь! (Бесплатным бывает только сыр в мышеловке.)

5. Если, попробовав «дури», вы не прочь повторить, не забывайте – за все нужно платить! (Цену вы уже знаете.)

Используемая литература

Сделай себя сам. Москва. 2006. Народное образование

 

Возможно, будет полезно почитать: