Самые известные работы в стиле деконструктивизм. Деконструктивизм: ломаем традиции – создаём новые формы

Правила существуют, чтобы их нарушать. Глядя на здания в стиле деконструктивизм кажется, что их проектировщики вообще не слышали о рациональном использовании пространства и грамотной интеграции проектов в городскую среду. Эдакие бунтари архитектуры. На самом деле все гораздо глубже. И деконструктивизм в архитектуре берет свое начало в области… философии!

Французский философ Жак Деррида считал, что весь наш окружающий мир - это текст, который нуждается не в порядке, а в новых интерпретациях. Этот текст нужно разделить на части и придать каждой детали новый смысл, отрицая привычные значения. Разрозненность, острые углы, необычные формы. Ничего не напоминает?

Человечество к ХХ веку накопило такое количество знаний в самых разных областях, что их захотелось заново переосмыслить. Разобрать на части и придать им новый смысл. Или обнаружить его полное отсутствие.
Деконструктивизм в архитектуре более менее сформировался только в 1980-х годах и до сих пор не получил широкого распространения в мире. А в России вообще только сейчас появляются робкие попытки «отрицать рациональность». В основном экспериментируют с торговыми центрами.

ТЦ Елизаровский, Санкт-Петербург

Хотя вторым источником вдохновения деконструктивизма стал советский конструктивизм. Как ясно из названия, конструктив - это польза, функциональность. Ей решили конкретно пренебречь. Конкретно Питер Айзенман и Даниэль Либескинд. Их принято считать законодателями деконструктивизма в архитектуре. У Либескинда вообще есть книга под названием «Поверхность должна умереть. Доказательство». И архитектор действительно доказывает это в каждом своем проекте.
Современный Еврейский музей в Сан-Франциско, архитектор Д. Либескинд.

Отличительные черты деконструктивизма. Формы


Музей дизайна Витра, Вайль-на-Рейне, Германия. Архитектор Фрэнк Гери: «Лишь очень малую часть из того, что строится, действительно можно назвать настоящей архитектурой». Утверждение спорное, как и сам стиль архитектуры. Видимо, поэтому в нем строятся преимущественно музеи современных искусств, отели и арт-объекты. Каждое здание в деконструктивизме само по себе арт-объект - яркий, ни на что не похожий. Не особо хочет вписываться в городскую среду, режет пространство острыми углами. Требует больших площадей. Можно сказать, живет собственной жизнью.

Павильон в парке архитектуры Цзиньхуа, Китай. Вот, например, объект современного искусства. Так и хочется спросить: «не тяжело ли тебе стоять на цыпочках?». А ведь это пешеходный мост! Так что польза у зданий в деконструктивизме все-таки есть, но на первом месте находится форма. Геометричность, острые углы, выдающиеся отдельные части строения. Нависают над зрителем, ломают стереотипы. Хотят поспорить с законами физики.
Центральная библиотека в Сиэтле, США. Архитектор Рем Колхас. «Мама-философия» наградила свое детище ценным качеством - идеей. В деконструктивизме концепция есть всегда. Даже если она не сразу понятна. Рассмотрим пример полегче - у этой библиотеки нет прямых углов и параллельных линий. Среди небоскребов она выглядит как какой-то космический булыжник. Потому что главное то, что внутри. Знания.
А вот музей дизайна Холон в Израиле. Архитектор Рон Арад. Это необычный пример деконстуктивистких форм. Хотя уже знакомые черты присутствуют - нерациональное использование пространства, необычные формы, вызов законам физики и тектоники.
Нью-Йорк-бай-Гери (англ. New York by Gehry; ранее Beekman Tower) - 76-этажный небоскрёб в Нью-Йорке. Построен еще одним выдающимся деконструктивистом Френком Гэри. Кажется, будто это застывшая взрывная волна, и здание вот-вот обрушится вниз. Либо это все вообще не реально и происходит во сне. Пожалуй, бессознательного начала в деконструктивизме гораздо больше, чем мы думаем…

Материалы деконструктивизма

Поскольку направление очень молодое, оно смело пользуется всем, что предлагает современная промышленность. Отчасти, ее развитие и способствовало возможности родиться деконструктивизму. Металлом обиваем поверхности, сверхпрочными арматурами поддерживаем выступы в стенах. Три кита деконструктивизма - стекло, металл и бетон. Иногда дерево или пластик.

Окна


Окна и разные проемы заслуживают отдельного внимания. Если отказываться от привычного декора, на чем еще отыгрываться?

Рецепт декора от деконструктивистов: берем окна, раскидываем их в случайном порядке по стене. Можно приправить окнами разных форм и размеров. А где-то вообще оставить монолитные стены...


…как например в Доме искусств в Португалии. А что, электричество внутри же есть!

А вот крутая церковь Санта-Моника в Испании. Геометрию будто кто-то препарировал. Или взорвал. Нет, это кристаллы, выросшие прямо на стене здания. Говорят, внутри очень красиво из-за игры света, образующейся от этих хаотичных окон.

Декор


Деконструктивизм отрицаем и переосмысливает все, в том числе и декор. Современные материалы и технологии позволяют архитекторам многое. Например, вдохновляться формами гитар легендарного Джимми Хендрикса. Ведь это музей музыки в Сиэтле Фрэнка Гери, все логично. Контраст цветов и форм - вот главные украшения стиля.

Офисное здание в Праге состоит из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Строение – архитектурная метафор а танцующей пары, в шутку называется «Джинджер и Фред» в честь пары Джинджер Роджерс и Фред Астер . Архитекторы Владо Милунич и Фрэнк Гери.
Отель Порта Фира в Барселоне. Архитектор Тойо Ита
Иногда в ход идут «подручные материалы». В этом отеле все стены снаружи обиты красными алюминиевыми трубами. Иногда они «прерываются на окна» в хаотичном порядке. Контраст форм, цветов и материалов - основная идея декора в деконструктивизме.

Деконструктивизм в интерьере


Королевский музей провинции Онтарио в Торонто, Канада

Постепенно деконструктивизм перебирается внутрь зданий. Все тех же музеев и отелей. И приносит с собой любовь к большим пространствам и вольное отношение к задействованным площадям. Игры со светом и геометрию.

Музей искусств в Денвере, США

Сколько этажей, какой высоты - никакой ясности. Все переменчиво, как во сне. Необычная организация пространства, характерная для деконструктивизма, отражается и внутри зданий. Что касается цвета, это не обязательно монохромная гамма. Иногда встречаются яркие акценты контрастных цветов, закованные в четкую геометрию.

Деконструктивизм в архитектуре - явление спорное. Стиль пока очень молод и непонятно, будет ли развиваться в будущем или так и останется в андеграунде.

Деконструктивизм в интерьере вообще встречается не часто. Но если оформлять творческое пространство, можно заимствовать некоторые фишки из этого направления. Такой интерьер точно не оставит равнодушных.

Питер Айзенман утверждает, что идеи предметов могут никак не соотноситься с человеком. То есть у каждого объекта есть своя собственная жизнь, а вот функциональность - дело десятое. Мы, конечно, не согласны с таким подходом. Но любое мнение имеет право на существование. Особенно такое интересное и оригинальное.

Хотите больше интересностей - подписывайтесь на нашу рассылку.

Если существует архитектурный экстремизм, то это деконструктивизм – самый агрессивный стиль, не оставляющий шанса ни одному из архитектурных абсолютов. Он внедряется в любую среду кричащими ломаными формами и конструкциями, сложными для визуального восприятия. Для деконструктивистов не существует какой-либо системы координат, они нарушают связи вертикальных и горизонтальных плоскостей, перекашивают, искажают, вносят хаос.
Являясь последней ступенью модернизма, этот стиль словно кричит о том, что людям пора пересмотреть шаблоны, отбросить прагматизм и заново осмыслить накопленный опыт.

История возникновения стиля

Деконструктивизм – это единственный , основой которого стала не художественная дисциплина, а гуманитарная. Французский философ Жак Деррида ввел понятие «деконструктивизм» для обозначения необычного способа прочтения произведения с целью создать конфликт его смысла с уже знакомой интерпретацией и выявить метафоры, запечатлевающие следы последующих эпох.
Архитекторы вдохновились и поддержали идею отречения от фундаментальных принципов – эстетики и пользы. Началось соревнование в духе «кто создаст самое децентрализованное строение» или «чей проект наименее целесообразен».
Основы тектоники, равновесия и геометрии стали для деконструктивистов чем-то вроде старых надоевших игрушек.
На развитие стиля повлияли многочисленнее научные открытия XX века и изобретение новых строительных материалов и технологий работы с ними. Пластические концепции были заимствованы из русского конструктивизма.

Элементы и черты стиля

Деконструктивизм называют не направлением архитектуры, а её отрицанием, поэтому если в сооружении отсутствуют стены или окна – это нормально. Чем изощреннее, тем лучше.
Тем не менее у деконструктивистов все же есть точка опоры – конструктивизм и постмодернизм. Архитекторы сознательно искажают принципы и композиционные мотивы этих стилей и на выходе получают динамичный и индивидуальный строительный объект.

Далеко не всегда невероятная сложность конструкций и трудоемкость реализации проектов целесообразна, что также является одной из особенностей работ, выполненных в этом стиле.
Реализуя проект, архитектор-деконструктивист словно превращается в рассказчика, который запечатлевает свои мысли и идеи в строительном сооружении. То есть, архитектура становится языком, на котором художник общается с миром: обломы, перекосы, невообразимые геометрические формы – все это языковые единицы, складывающиеся в какое-то невероятное, трудно переводимое изречение.

Главной чертой стиля является нефункциональность объектов, то есть их бесполезность для той жизни, которую привык вести современный человек.
Конструкции криволинейны, их углы «подрезаны» или, наоборот, выбиваются своими многочисленными остриями из непропорциональных стен. Монотонные плоскости часто разбиты пролетами, имеющими различную фактуру или структуру. Масштаб сбит, а объемы разных размеров смешаны в один большой «винегрет». Подобные здания будто кричат: «Эй, люди, мы не ваши слуги! У нас своя жизнь!»
Деконструктивизм – это своеобразное восстание архитектурных объектов с целью пробуждения близлежащего пространства и преобразования социальной структуры.

При создании проекта здания можно и нужно сочетать различные технологии строительства. Проектирование такого объекта – очень сложная задача, поскольку двух одинаковых строений существовать не может. Их нужно создавать с нуля.
Как правило, у таких сооружений смещен центр тяжести, искривлены опоры. Окна причудливых форм могут располагаться в самых неожиданных местах или вовсе отсутствовать.
Консолидация этажей, отсутствие или нагромождение углов, несоответствие пропорций – все это отлично впишется в здание, задуманное как объект деконструктивизма.

Академические принципы отвергаются и при работе с цветом: архитекторы и дизайнеры сочетают несовместимые оттенки и прибегают к резкой контрастности цветов друг с другом или с ландшафтом.

Строительные материалы

Архитектура деконтруктивизма приветствует использование любых строительных материалов.
Это могут быть металлоконструкции, стены из кирпича, бетона или стекла. Зачастую все материалы комбинируются при строительстве одного объекта.

Декор

Деконструктивизм отвергает какие-либо украшательства или приемы исторического цитирования.
Как в экстерьерном, так и в интерьерном плане стиль остается практически нереализованным. Его чертами при оформлении внутреннего пространства здания являются яркие и контрастные предметы декора, составляющие своеобразный цветовой тандем с черным цветом.
В интерьерах, оформленных в стиле деконструктивизм, часто воплощают иллюзию разрыва стен, потолков и полов.

Деконструктивизм в архитектуре — фото

Архитекторы, работающие в этом необычном направлении, решили обойтись не только без функциональности, но также без эстетики, в «привычном» её понимании. Хотя уже сегодня отмечается, что путь развития архитектуры в будущем лежит в сторону более позитивных программ. А пока деконструктивизм еще слишком молод и не успел пройти испытание временем. Возможно, на его место придет стремительно набирающий обороты пластицизм со своими обтекаемыми формами, инновационными материалами и «космическим» дизайном.

Необычный архитектурный стиль, появившийся в 80-х годах прошлого века, идеализирует дисгармонию и разрушение. Как считают многие критики, это самое агрессивное направление в зодчестве, рушащее все принципы и абсолюты. В каком-то смысле это настоящее восстание, призванное преобразовать привычные формы и заполнить пространство странными объектами, зачастую нефункциональными.

Однако стоит учесть, что проекты оригинальных конструкций, выполненных в этом стиле, тщательно продуманы, а раздражающий хаос четко контролируется. Удачные эксперименты с ломаной формой, сложной для восприятия, словно говорят о том, что стоит наконец-то переосмыслить весь опыт, который накоплен за долгие годы, а также пересмотреть привычные шаблоны и стереотипы.

Не архитектурный стиль, а его отрицание

Деконструктивизм в архитектуре вдохновлен идеей французского философа Жака Деррида, говорившего об отречении от главных принципов общества - пользы и эстетики. Он заявлял о том, что здания обязаны не только находиться в конфликте с окружающим миром, но и выходить за рамки привычных норм. Кроме того, на развитие уникального направления повлияли многочисленные открытия XX столетия, а также научные изобретения.

Основные представители провокационного стиля, камня на камне не оставляющие от всех сложившихся за долгое время абсолютов, считают деконструктивизм в архитектуре не отдельным направлением, а его отрицанием, и зачастую создают конструкции, лишенные окон или даже стен. И не всегда такая изощренность сложных в реализации проектов обоснована и целесообразна.

Особый язык "каменного текста"

Зодчие разговаривают с обществом на своем языке, и все разломы, перекосы, странные геометрические формы складываются в предложения, которых многие не понимают. "Застывшая музыка" превратилась в "каменный текст", а архитектор - в рассказчика, не претендующего на истину в последней инстанции. Современный человек сразу видит бесполезность для своей жизни того или иного объекта, выбивающегося из стройного ряда пропорциональных сооружений.

Отрицание эстетики и удобства

Объекты, построенные в стиле деконструктивизма, создаются с нуля, поскольку типовых разработок быть не может. Ни одно сооружение, характеризующееся уникальностью, не похоже на другое. У зданий в стиле деконструктивизм самые простые очертания превращаются в сложные, смещен центр тяжести, проектировать их - довольно непростая работа. При строительстве используются самые разные материалы: металл, стекло, кирпич или бетон. Зодчие не обращают никакого внимания на эстетику в привычном для нас понимании.

Если говорить об особенностях направления, то можно выделить основные:

  • асимметрия;
  • дисгармония;
  • нарушение пропорций;
  • отказ от основных принципов;
  • сочетание несочетаемого;
  • усложнение форм.

Музей Гуггенхайма в Бильбао

В окружении обычных построек оригинальные конструкции, поражающие воображение с эстетической точки зрения, выглядят ярко и необычно, отличаясь ломаными формами и искаженными пропорциями. Для обывателей деконструктивизм в архитектуре - это "смотрибельное" направление, восхищающее и поражающее. Авангардные сооружения агрессивно вторгаются в окружающую среду, порождая захватывающие образы. Так, архитектор Фрэнк Гери, спроектировавший известный музей Гуггенхайма, превратил провинциальный городок Бильбао в преуспевающий туристический центр.

Выполненное из песка и стекла здание, покрытое титановыми пластинами, напоминает гигантский космический корабль, посетивший нашу планету, а переливающиеся в лучах солнечного света детали похожи на чешую огромной рыбы. Музей, отличающийся сложной геометрией, представляет собой конструкцию, в которой нет прямых углов, и даже внутренние залы плавно перетекают из одного в другой.

Сооружение, которое принесло немалую прибыль

Здание, являющееся визитной карточкой Испании, привлекает внимание миллионов туристов, наслаждающихся необычной конструкцией. Культурное учреждение, ставшее образцом деконструктивизма в архитектуре, значительно улучшило имидж небольшого провинциального городка и принесло ему немалую прибыль.

А в начале строительства интересный проект подвергся критике со стороны властей и жителей, осудивших его высокую стоимость (однако уже в 2013 году он окупился 37 раз). Многие творцы, заявлявшие, что никогда их работы не будут выставляться в стенах столь странного заведения, достаточно быстро поменяли свое мнение.

Пражская достопримечательность

Фрэнк Гери, ставший отцом деконструктивизма в архитектуре (примеры представлены в статье), прославился и "танцующим" домом в Праге, отличающимся уникальной формой. Настоящее сокровище зодчества, получившее название за сходство с кружащейся в страстном танце парой, должен был венчать огромный стеклянный шар, но специальная комиссия не разрешила его установить. И сейчас здание украшено полусферой, которую местные жители ласково зовут "кепочкой".

Архитектурный шедевр посвящен великой паре танцоров - Фреду Астеру и Джинджер Роджерс: две цилиндрические башни офисного здания визуально напоминают мужскую и женскую фигуры. По мнению автора, силуэты символизируют слияние двух энергий. У тех, кто в первый раз видит визуально усложненное сооружение, возникают мысли о его непрочности. Сверкающие стеклянные пластины вызывают ощущение хрупкости и воздушности, однако устойчивость оригинального здания обеспечивается бетонными блоками самых разных форм.

Оперный театр в Гуанчжоу

Недавно скончавшаяся Заха Хадид - одна из ярких представительниц деконструктивизма в архитектуре 20 века. Многие ее работы признаны выдающимися, однако поначалу никто не хотел вкладывать свои деньги в нереальные идеи женщины, изменившей взгляд обывателя на зодчество. Разрушающая все каноны и стандарты, она придумывала проекты сооружений, которые не вписывались в окружающее пространство, а создавали собственный мир.

Шесть лет назад завершилось строительство уникального здания, внешний вид которого находится в гармонии с урбанистическим пейзажем Гуанчжоу (Китай). Фасад оперного театра выполнен в виде перетекающих друг в друга гигантских галек, словно обработанных волной. Критики назвали одну из главных архитектурных достопримечательностей страны "устрицей", а зритель чувствует себя моллюском, которому очень удобно в раковине. Концертный зал, вмещающий 1800 человек, не имеет прямых углов, а потолки и стены возведены с уклоном.

Архитектор создавала настоящие произведения искусства, которые опирались на землю, но зрителю казалось, что они висят в воздухе, не касаясь поверхности. Ее "антигравитационные" сооружения, построенные при помощи самых современных строительных материалов, отличаются необычными формами. Каждый ее проект был незнакомой территорией, которая ждет своих первооткрывателей.

Концертный зал Диснея в Лос-Анджелесе

Когда речь заходит о деконструктивизме в архитектуре США, то нельзя не рассказать о здании невероятной красоты, ставшем символом Лос-Анджелеса, - концертном зале У. Диснея, на строительство которого семья известного художника-мультипликатора потратила более 50 миллионов долларов. Архитектором выступил Фрэнк Гери, автор музея Гуггенхайма, и многие даже сравнивают два настоящих произведения искусства между собой. Фасад удивительного сооружения украшен волнистыми деталями из нержавеющей стали, в которых отражается солнце, придавая ему ослепительное сияние. Гипнотизирующий необычными формами объект в стиле деконструктивизма в полной мере отражает величие страны.

Из-за оригинального покрытия разгорелся огромный скандал. Листы железа нагревали асфальт до такой степени, что пешеходы получали сильные ожоги, а водители днем теряли чувство управления своим автомобилем, поскольку их ослепляли солнечные лучи. По настоянию жителей сияющие облицовочные панели обработали при помощи специальных пескоструйных машин, а некоторые материалы и вовсе были заменены.

Одна из самых узнаваемых достопримечательностей города является популярной концертной площадкой с отличной акустикой.

Комплекс "Восхождение" в Кентукки

Американский зодчий польского происхождения Д. Либескинд - яркая фигура в мировой архитектуре. Обожающий философию и музыку, он проектирует авангардные сооружения и много лет остается верным деконструктивизму. Здания, которые спроектированы гением, по мнению критиков, не вписываются в окружающий пейзаж и затмевают красоту объектов, расположенных рядом.

Однако творчество Даниэля не стоит судить поверхностно. Увлеченный необычными формами, он спроектировал жилой комплекс "Восхождение" в штате Кентукки. Ascent представляет собой стометровое сооружение, которое больше похоже на огромный прозрачный зуб или закругленную горную вершину. Апартаменты в небоскребе, состоящем из бетона и стекла, приобретают только очень состоятельные бизнесмены.

Бизнес-центр в столице нашей страны

Надо констатировать, что деконструктивизм в архитектуре Москвы и других российских городов набирает обороты, и специфические конструкции уже встречаются на их улочках. Талантливая Заха Хадид реализовала проект, который имеет сложную судьбу, в столице нашей страны. Его строительство началось девять лет назад, но экономический кризис не позволил планам осуществиться. Только в 2014 году возведение центра было возобновлено, однако российский зодчий удешевил проект звезды мировой архитектуры и доработал его для условий мегаполиса.

Столь длительный перерыв привел к тому, что здание очень сильно проигрывает по внешнему виду и техническим характеристикам другим прославленным творениям гениальной Хадид.

Выставленное на продажу здание

Футуристически выглядящий Dominion Tower напоминает инопланетный корабль из фантастических фильмов. Расположенный недалеко от Крутицкой набережной, он выглядит весьма необычно рядом с унылыми жилыми пятиэтажками и промышленным предприятием. Сверкающий серебристый фасад вызывает ассоциации со стопкой сдвинутых в сторону пластин.

К сожалению, судьба экономического центра незавидна. Несмотря на эффектный внешний вид, здание было не востребовано из-за высокой арендной платы и не очень удачного расположения. Яркий пример деконструктивизма в архитектуре, ищущий новых хозяев, сейчас выставлен на продажу. Среди других объектов на рынке недвижимости Dominion Tower является самым дорогим (38 миллионов долларов), и пока никто не спешит приобретать шедевральное творение.

Управляемый хаос

Стиль деконструктивизм в архитектуре - один из самых сложных. Он не признает симметрии и в то же время отличается четкими линиями, а явная небрежность задумана еще на стадии проекта. Если это и хаос, то управляемый. Талантливые зодчие, размышляющие над вопросом о том, можно ли обойтись без привычных функциональности и эстетики, не боятся разрушать устои, которые складывались веками. Их можно сравнить с хулиганами, сознательно идущими на конфликт. Будет ли это направление и дальше развиваться, покажет время.

Принято считать, что Россия постоянно “слизывает” модные тенденции у продвинутого запада. Что стиль и чувство вкуса прививается нам Европой и Америкой. Но есть архитектурные и, как следствие, интерьерные стили, которые зародились в России и перекочевали как явление за границу. Это конструктивизм и деконструктивизм.

Ближе к народу

Конструктивизм методично зарождается и развивается в 20-30е годы прошлого века в ногу с молодым государством СССР. Стиль является логичным и агрессивным антиподом дворцовой эстетики буржуазии и идеально подходит политическому и идеологическому положению в стране. Прямота, монументальность, правильность форм и безусловная понятность являются отражением времени. Первые здания в этом архитектурном течении были промышленными и индустриальными. Они строились на принципах авангардного поиска новых форм, строительных и отделочных материалов. Эта эстетика будущего в современности носит оттенок противоречивого ретро-футуризма.

Логичная закономерность – вслед за архитектурными новшествами пришёл и новый взгляд на оформление интерьеров. Конструктивизм в интерьере отрицал совершенно всё, что было ранее и не всегда в угоду практичности и эргономике. Его принципы также заложены в отказе от украшательства и переизбытка декора, в улучшении функциональности простых конструкций. Важна динамика форм, вертикальные и горизонтальные поверхности, свободное пространство.

Острый характер

Конструктивизм жив и хорошо себя чувствует и в современных интерьерах и по сей день. Главная его отличительная особенность от минимализма в грубоватой манере показывать свои острые углы. Именно поэтому на стыках пространства могут контрастировать цвета для усиления ощущения угловатой геометрии. Например, одна стена окрашивается в белый, соседняя в чёрный, а дверной проём приобретает яркий алый оттенок. Такое цветовое зонирование и проявляет острый характер и прямолинейность конструктивизма в доме. Комната в стиле конструктивизм – это единое чистое пространство, с чёткой понятной геометрией и полным отсутствием декора. Именно поэтому ключевой приём такого стиля – это скрытые зоны хранения. Вещи не должны лежать в местах пользования, создавая ощущение «барахолки». Никаких плавных мягких форм или декора быть не должно. На западе вдохновлённые конструктивизмом архитекторы создали Hi-Tech и минимализм. Но если конструктивизм призывает экономить на строительных материалах в угоду пространства, то хай-тек и минимализм используют дорогие материалы отделки.

Простая палитра

Базовый фоновый цвет конструктивизма – белый. Добавочные интерьерные оттенки должны быть чистыми, понятными и однозначными: чёрный, алый, синий, серый. Конструктивизм в интерьере подразумевает наличие практичной, функциональной и удобной мебели. Чем меньше места занимает мебель, тем лучше, ведь стиль требователен к большим пространствам.

Сломанный куб

Логично, что чёткие рамки конструктивизма стали зарождать в творческой среде архитекторов и дизайнеров ярый протест. Именно так зародился антипод строгости – деконструктивизм. Это течение также складывается из простых контрастных цветов, геометрии и минимального количества декора, но только вот прямые углы сменяются ломаными линиями, или даже откровенно сломанными предметами мебели.

Деконструктивизм ломает все традиции и создаёт новые формы, ломаные, нелогичные, непараллельные. Приёмы этого стиля не только разрушают традиционный взгляд на интерьер, но и ломают на корню принципы организации пространства: скошенные потолки, выпирающие из стены многогранники, мебель нестндартных геометрических формами. Создаётся впечатление, что всё в помещении было сломано и собрано заново сумасшедшим мастером. При этом ощущение ломанных линий должно быть органически точным, будто кристаллизованным.

Уловки организации

Геометрические узоры не подчиняются принципам повтора или симметрии. Это именно хаотичное нагромождение геометрических форм, противоречащих здравым принципам организации жилого пространства. Это интерьерное течение рождается на стыке авангарда, минимализма и кубизма. Для того, чтобы прочувствовать эту эстетику, попробуйте представить себе период кубизма в творчестве Пабло Пикассо и соединить его с легендарными лестницами Маурица Эшера. Закружилась голова и потерялись в пространстве? Значит, вы на верном пути.

Деконструктивизм часто встречается в авангардхых офисных и торговых центрах, в нестандартных гостиных. Жилое помещение боится впускать в себя такую подавляющую психоделику. Однако всё может быть адаптировано под комфортное проживание, и у всего могут быть свои способы упростить свою задумку. Есть несколько приёмов, с помощью которых поклонники деконструктивизма и постсоветского авангарда смогут внести ломаных линий в свою квартиру.

Мебель

Можно внести элементы деконструктивизма в простую однотонную квартиру при помощи мебели и декора. К мебели в таком стиле может относится книжный шкаф со скошенными полками, ломанные ножки столов и стульев. Это может быть парящая мебель с нижней подсветкой для усиления эффекта.
Примером такого приёма является .

Лестницы и ступени

Чувствуешь себя внутри картин Маурица Корнелиса Эшера можно при помощи всевозможных лестниц, ступеней и подиумов в интерьере. Декоративные короба и подиумные выступы со встроенной подсветкой на стене также помогают создать деконструктивный интерьер. Такой приём подходит для просторных помещений. Малогабаритные квартиры не терпят, когда съедают их и без того небольшое пространство.

Когда хочется изменить в корне окружающее пространство, разрушить классические, традиционные устои, линии, краски и создать нечто совершенно уникальное, необычное, значит, наступила эпоха деконструктивизма. Именно этот стиль позволяет создать интерьер, совсем непохожий на то, что привычно глазу заурядного человека. Конечно, и сам хозяин таким образом заявляет о себе как о человеке, который не желает мириться с суетностью мира, а хочет в корне изменить его.

История возникновения деконструктивизма как стиля

Идеологом деконструктивизма считается французский философ Жак Деррида, критикующий принцип «бытия как присутствия». Его рассуждения о способности архитектуры «вступать в конфликт» легли в основу стиля.

Философия Жак Деррид

Хотя первоначально философия Дерриды относилась только к литературоведению, термин «деконструктивизм» прочно закрепился в архитектуре (1980-е годы), а чуть позже и в интерьере. Вместе с тем Жак Деррида считал деконструктивизм не стилем, а принципом подхода к архитектуре как к виду искусства. Он подчёркивал, что главной идеей является не разрушительная концепция, а сознательное создание конфликтного противоречия между привычным и реальным видением окружающих предметов и вещей.

Современное направление, характерные черты дизайна

В деконструктивизме за основу берётся прежде всего визуальное восприятие картины интерьера в целом. Упор делается большей частью на оформление. Каждый проект – это своего рода эксперимент, повторить его ещё раз невозможно. Каждая работа дизайнера всегда на 100 % индивидуальна. Чаще всего в этом стиле оформляются молодёжные клубы. Дизайн квартир становится уделом только смелых людей, которые не боятся абсолютных перемен и новшеств.

Основные черты современного деконструктивизма:

  • несочетаемость элементов дизайна в одной композиции;
  • ассиметричность расстановки объектов декора;
  • искажённые геометрические формы конструкций (к примеру, арка, заваленная на один бок);
  • несоответствие пропорций;
  • выделение одного элемента на фоне остальных;
  • смешение несочетаемых оттенков;
  • ломаные и пересекающиеся линии.

Примечательно, что взятый отдельно элемент интерьера может выглядеть нелепо, но в целостной картине он смотрится довольно гармонично, а главное – ультрамодно и стильно.

Архитектура

Деконструктивизм изначально стал популяризироваться в архитектуре. Архитекторы 80-х годов, находившиеся под влиянием идей Жака Дерриды, задались вопросом о том, можно ли построить здание, отрёкшись от традиционных устоев пользы и красоты сооружения. Возможно ли отказаться от общепринятых принципов создания конструкций: равновесия, тектоники, вертикалей и горизонталей. Они понимали, что, разрушив многовековые основы зодчества, современные деконструктивисты (П. Эйзенмана, Д. Либескинда, Б. Чуми, Х. Фуджии) должны создать нечто новое, оригинальное, которым можно заменить устаревшие принципы.

Новые формы, пространство, типы зданий в итоге были построены. Наглядным примером сооружения в духе деконструктивизма является Институт Солнца, построенный при Штутгартском университете компанией «Бениш и партнёры». Это небольшое сооружение, в котором должны были проводиться инновационные исследования, выглядело немного странно для того времени. Обилие острых углов, смещённые горизонтали и вертикали, перекошенные окна, стоящие под углом опоры, выступающие части конструкции – всё вместе создавало странное ощущение беспорядка и хаоса.

Шкафы и системы хранения должны быть неприметными, на них не акцентируется внимание. Встроенные системы хранения или же шкафы ассиметричной, нестандартной формы, закреплённые на стене, вполне впишутся в стиль. Причём на них не должно быть ручек, такие системы открываются нажатием кнопки. Эргономика и удобство – главное в мебели. или кухонных гарнитуров тут тоже применимы.

Основной декор в деконструктивизме – картины и статуэтки, которые должны быть крупными и необычными.

Дизайнерские лампы странных форм, неординарно украшенные спинки диванов, оформление в целом – необычное, даже эпатажное, и аксессуары такие же.

Уют создаётся за счёт светового преломления на ломаных поверхностях. Освещение в интерьере декона – точечное. В вечернее время прекрасно впишется сюда неоновая подсветка. Можно использовать прожекторы, но не индустриальные, а лаконичные, пластиковые. Люстры здесь - большая редкость. Возможны только экземпляры, напоминающие собой шедевры современного искусства.

В декоре комнаты присутствуют ткани, создающие атмосферу уюта. Например, окно можно украсить прозрачным тюлем или прямыми льняными шторами в пол.

В центре гостиной можно поселить камин необычной формы из закалённого стекла или искусственного камня.

В оформлении нет перегруза, а все атрибуты и аксессуары должны отличаться от стандартных, традиционных. Необычность во всём – главный принцип оформления любых помещений, создающихся в духе деконструктивизма.

Философия, отраженная в архитектуре: видео

Выводы

Деконструктивизм в архитектуре, интерьере и одежде – привилегия свободных, смелых людей, готовых сбросить с себя груз стереотипов и предрассудков, которыми зачастую живёт современный человек. Такие люди мыслят, творят по-особому. Они не боятся разрушить традиции и устои, складывавшиеся веками. Это современный, инновационный стиль. Возможно, за ним будущее.

Деконструктивизм своим появлением похож на некогда появившийся , который также вызвал критику, но в то же время восхищение у публики. Еще хорошие примеры – стиль , стиль , и других направлениях обустройства быта.

 

Возможно, будет полезно почитать: