Самораскрытие в педагогическом общении. А

Исследование самораскрытия началось в рамках гуманистической психологии в 50-х годах 20 века. Это было неслучайно, поскольку именно это направление стало рассматривать человека как субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенных ее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие и саморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологии стали работы А. Маслоу, в которых самосозидание впервые рассматривалось как неотъемлемое свойство человеческой природы.

С. Джурард определил самораскрытие как процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я. Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2015. С.306.

Потребность в самораскрытии присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно удовлетворена, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому.

Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По мере прогрессирования отношений к более интимным люди рассказывают о себе более полно и глубоко. По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.

Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным. Он может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия.

По критерию источника инициативы самораскрытие может быть добровольным или принудительным. Степень добровольности бывает разной: от горячего желания самого человека рассказать другому лицу о своих чувствах или мыслях до «вытягивания» этой информации партнером. Рассказ о себе в условиях допроса может быть примером принудительного самораскрытия.

По виду контакта субъекта общения и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие наблюдается в ситуации физического контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете.

Непосредственное самораскрытие дает возможность субъекту получать аудио-визуальную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.).

В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации. Не случайно З.Фрейд придумал во время психоаналитического сеанса садиться за головой клиента, лежащего на кушетке, чтобы между ними не было контакта глаз. В повседневной жизни люди предпочитают сообщать о негативных действиях (например, о разрыве отношений) по телефону или в письменном виде. Письменная форма дистанциирует партнеров и лишает их большого количества информации, передающегося по невербальному каналу (интонации голоса, выражения лица и пр.). Кроме того, она связана с большой отсрочкой во времени обменом информации, хотя в Интернете это преодолено: в форуме можно общаться в режиме реального времени. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2015. С.309.

Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми.

В Интернете существуют блоги - это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения. Читатели могут комментировать записи, обсуждать личность их автора. Газетные или интернетные объявления о желании вступить в любовные или дружеские отношения также могут рассматриваться как примеры самораскрытия, хотя здесь преобладает самопредъявление личности.

Большое влияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано. В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация, называется мишенью самораскрытия. Чаще всего, мишенью является один человек, причем его характеристики (социально-демографические и личностные особенности, характер отношений с говорящим) в большой степени определяют содержание и формальные характеристики самораскрытия. Иногда мишенью самораскрытия становится малая группа (например, члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда).

В этом случае, как правило, снижается степень интимности сообщаемой информации, ее детальность. Особой формой является самораскрытие в группах психологического тренинга или в психотерапевтических группах. В них предварительно создается атмосфера взаимного доверия и раскованности, что позволяет ее участникам безбоязненно сообщать о себе информацию, которая может компрометировать их в глазах присутствующих.

Мишенью самораскрытия могут выступать большие группы людей, вплоть до всего человечества. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации, автобиографии, изданные в виде книг. Цели такого самораскрытия отличаются от предыдущих форм. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание к своей персоне создать определенное впечатление о себе. Оно включает большой элемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним.

По критерию дистантности и формализованности общения самораскрытие бывает личностным и ролевым. Ролевое самораскрытие разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, находясь в роли пациента на приеме у врача, человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне. Личностное самораскрытие предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Характер этих отношений регулирует направленность и содержание самораскрытия. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н./Д., 2015. С.346.

По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия можно выделить непреднамеренное и подготовленное. Когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности, это пример непреднамеренного самораскрытия. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника. Когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц, то мы имеем дело с подготовленным самораскрытием. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке. Более того, он может позаботиться об обстановке, в которой это будет сделано.

Еще один важный показатель самораскрытия это степень искренности субъекта самораскрытия, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в это сообщение, тогда мы имеем дело с псевдосамораскрытием. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 2014. С.172.

Помимо вышеназванных особенностей, самораскрытие обладает целым рядом характеристик, которые могут быть определены с помощью психологических методов.

Под глубиной самораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы. В противоположность этому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещение каких-то аспектов своей личности.

психический общение самовыражение

Человек – социальное существо, это заложено в нем природой. Люди, лишенные возможности эмоционального контакта с другими, чаще всего сходят с ума или как минимум зарабатывают нервное расстройство. У общения есть свои правила и законы, предполагающие определенные этапы сближения – знакомство, обмен мыслями, интересами, личным опытом, тайнами и чувствами. Этот процесс практически всегда движется по одному сценарию.

Самораскрытие в общении является одной из важнейших его составляющих. С одними людьми мы раскрываемся максимально, с другими не можем сблизиться совсем. Это зависит от того, насколько сходны взгляды, интересы, личная мораль, увлечения, достоинства и недостатки. Не зря говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Наиболее открыты мы с теми, кто может нас понять, наиболее стеснены с теми, чьи взгляды и образ жизни значительно отличаются от наших.

Одна из главных проблем многих людей – самораскрытие в межличностных отношениях, его полное отсутствие либо излишняя доверчивость. Само по себе это не корень бедствий, а симптом более глубоких психологических ран. Поэтому сегодня мы поговорим о сближении с людьми и трудностях самораскрытия.

Самораскрытие личности в общении происходит постепенно: когда мы знакомимся с новым человеком и налаживаем с ним контакт, это значит, что у нас уже есть хотя бы одна точка соприкосновения. Не важно, работаете вы в одном кабинете или встретились на форуме любителей рыбалки. Это – точка отсчета, после которой люди начинают интересоваться: а похож ли на них новый знакомый в чем-то еще? И чем больше общего будет найдено, тем больше шансов, что двое станут друзьями или возлюбленными.

Мы начинаем делиться общей информацией, поначалу выкладывая ту, распространение которой не сможет причинить вам вреда. В каком районе живем, замужем/женаты, есть дети, где родились, какую еду любим и какую музыку слушаем. Это первичное «прощупывание» почвы, которое должно определить – имеется ли обоюдное желание идти на контакт.

После него наступает следующий этап – обмен принципиальными позициями. Политика, религия, гендерные и финансовые вопросы. Эта информация также может быть доступной широкому кругу людей и при этом не стать оружием против вас. Что такого в том, что вы патриот своей страны или считаете, что женщине место на кухне? Или вы любите пить пиво, а ваш новый друг – сторонник здорового образа жизни? Но именно здесь обычно и начинаются расхождения – если участники общения понимают, что их позиции противоречат друг другу, самораскрытие на этом заканчивается.

Более глубокое сближение начинается всегда с того, что один из собеседников делится чем-то личным – проблемами в семье, симпатиями к общему знакомому, какими-то тайнами. Если вторая сторона с интересом выслушивает и дает советы – это еще не показатель. Самораскрытие и обратная связь – вот два важных компонента дружбы и тесного общения. Когда в ответ на откровения другой человек отзывается такой же открытостью, делится своими переживаниями, проблемами и радостями – тогда начинает налаживаться душевная взаимосвязь.

Последний этап – выражение чувств: любви, привязанности, грусти, беспокойства. Если человек готов сказать и продемонстрировать человеку все, что чувствует в данный момент – это вершина самораскрытия.

Таково течение событий нормально: мы не делимся личным с теми, кому не доверяем, чтобы не распускали сплетни, не злорадствовали и не могли воспользоваться этой информацией в своих целях. Мы рассказываем о том, что важно, близким людям – друзьям, родителям, возлюбленным, братьям и сестрам. У каждого есть один либо несколько таких людей, которые поддержат и выслушают.

Такой алгоритм самораскрытия является наиболее приемлемым:

1. Первая точка соприкосновения;
2. Поверхностная информация;
3. Принципы и позиция;
4. Переход на более глубокий уровень, личное раскрытие;
5. Раскрытие чувств и эмоций.

Само собой разумеется, что определенный стиль общения предполагает разный уровень самораскрытия. С партнерами можно сотрудничать десятки лет, но не стать друзьями, в рабочем коллективе также существуют свои границы открытости. Самый высокий уровень предполагается и даже обязан быть в семье, где связь между людьми самая крепкая.

Но существуют два типа личностей, имеющих проблемы с самораскрытием. Те, кто скрытен даже с родными людьми и те, кто открыт с каждым встречным. Почему они так себя ведут и как формируются подобные линии поведения?

Партизан

Он никому не говорит о том, что происходит в его жизни, никто не знает, что творится в его голове. Самая распространенная причина этому – внутренние страхи и неумение открываться, спровоцированные либо сценариями из семьи, либо психологическими травмами. Обычно это происходит оттого, что когда-то на искреннее самораскрытие ему ответили холодностью, пренебрежением или насмешками. Печально, что в таком положении зачастую оказываются люди ранимые и нежные – они бы хотели подарить свою любовь всему миру, но им уже на взлете обрубили крылья.

Часто неумение самораскрываться тесно связано с отчуждением от собственного «Я». В таких случаях у человека отсутствует контакт с собственной личностью, он не понимает собственных чувств и переживаний, и, запутавшись, замыкается. Чаще всего такие люди вырастают в семьях, где родители тоже были замкнуты и не научили ребенка делиться с ними своими эмоциями.

С замкнутыми людьми порой можно поговорить обо всем на свете, кроме них самих. Часто они ищут утешение в алкоголе – так проще принимать себя, быть более раскованным и совершать эмоциональные поступки.

Всем обо всём

А вот и наш антипод – он рассказывает самые интимные подробности своей жизни каждому встречному и поперечному. Среди знакомых он слывет «немножечко того», ведь среднестатистические люди так не поступают. Интересно, что эта проблема имеет те же корни, что и предыдущая – неприятие и неодобрение себя, к которым примешивается неискоренимое чувство вины. Человек не уверен, что живет правильно, что его поступки верны, поэтому рассказывает о них всем окружающим в надежде, что его поддержат. Источник бед снова нужно искать в детстве – так бывает, когда родители не одобряли ребенка и не хвалили его, но зато упрекали и наказывали за любую провинность.

Ему всю жизнь будет казаться, что он поступает неправильно. И особенно трудно будет в тех случаях, когда человек понимает, что действительно оплошал. В случае же, когда гадость делают по отношению к нему – он снова ищет вину в себе. И снова обращается к окружающим, чтобы услышать: «Ты не виноват». И не слышит.

Как с этим бороться?

Поскольку у этих проблем похожие первопричины, то и методика борьбы одна и та же.

Выражаться через свое «Я»

Человека, неспособного самораскрываться и боящегося контакта, часто выдают попытки спрятаться за безликими фразами: «Мы решили сделать…», «Предлагается такой вариант». Если вы узнали себя, постарайтесь как можно чаще выражать свои предложения, мысли и чувства через форму «Я» - это помогает наладить контакт с собой.

Избавиться от чувства вины

В случае, когда у вас в жизни не все гладко, не нужно брать вину на себя. Бросил любимый человек, уволили с работы, поломалась техника… Не нужно тут же корить себя и искать причины в своем поведении. Ситуация может быть вполне объективной. Успокойтесь и посмотрите со стороны – если вы старались избежать этого, но не смогли, значит, вашей вины в этом нет. Может, все даже к лучшему – кто знает, что ожидает за новым поворотом? Избавив себя от чувства вины, вы автоматически освободитесь от необходимости рассказывать всем подряд свою биографию или наоборот, скрывать ее за семью печатями (о том, как избавиться от чувства вины можете узнать из нашей статьи).

Учитесь понимать свои чувства

Это очень трудно тем, кто всегда замкнут. Поэтому можно начинать с простого: признаваться в них самому себе. Иногда собственные переживания становятся откровением, если соскрести с них налет страхов и самообмана.

Поняв, что творится внутри вас, вы сможете научиться выражать свои настоящие чувства и говорить людям об эмоциональных потребностях. И самое главное здесь – переступить через страх, что могут снова обидеть, не понять, оттолкнуть. Среди сотен чужих всегда найдутся родные души тех, кто примет, поймет и поддержит.

Самораскрытие – это то, без чего довольно трудно жить. Часто говорят: «Я чувствую себя одиноким, хотя кругом много людей». Все оттого, что нет тех, с кем можно полностью раскрепоститься, пустить в душу, найти общий язык. Научится правильно и уместно раскрываться крайне важно, ведь эмоциональные связи с людьми для нас жизненно необходимы – одиночество на необитаемом острове и одиночество в толпе очень похожи. Если не с кем поговорить по душам – накапливается стресс, проявляются депрессивные состояния, возрастает нервозность. И чтобы суметь по-настоящему самораскрыться, нужно уметь находить золотую середину в общении, позволяющую оставаться на должной дистанции с общей массой знакомых и в то же время быть по-настоящему близким с родными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


В настоящее время феномены адаптации превращаются в одну из центральных проблем для теории и практики психологической науки. Сейчас вряд ли возникнут сомнения в том, что такие глобальные вопросы, как обеспечение жизнеспособности человека вопреки нарастающему патогенному воздействию среды, прогнозирование темпа его психического развития, сохранение духовного и нравственного облика, формирование новых отношений в обществе, можно решить вне представлений о механизмах адаптации. Анализ теоретических и методологических подходов в разных научных сферах позволил выделить несколько обобщенных смысловых аспектов адаптации: адаптация как жизнедеятельность в изменяющихся условиях существования, адаптация как приспособление к измененным условиям среды, адаптация как достижение устойчивости в измененной среде. Логика развития общества и психологической науки ставит психологов перед необходимостью изучения адаптации как поиска личностью нужных ей способов самораскрытия. В этом случае акцентируется стремление личности к обретению индивидуальной стратегии взаимодействия с обновляющейся окружающей реальностью в соответствии с собственным мироощущением, с собственным видением происходящего и себя в нем.


Подобный подход основывается на рассмотрении личности как субъекта адаптации, что представляется важным для теоретических обобщений и решения практических задач. В этом случае адаптация понимается как механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию внешних изменений во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой, необходимых для сохранения собственной целостности.


Психологический портрет адаптирующейся личности определяется: особенностями осознания изменяющейся окружающей среды, рефлексией себя в новой картине среды, саморегуляцией адаптационного потенциала, необходимого для преобразования взаимодействия с окружающей средой и собой; трансформацией способов взаимодействия с окружающей средой; выраженной эго-орентацией как возможного следствия усиления потребности в самораскрытии, изменением образа "Я". Один из источников самораскрытия личности заключен в осознании изменений окружающей среды. Возникновение индивидуального образа происходящего означает, что среда перестает быть безразличной человеку. Человек из автоматически реагирующего на внешние воздействия превращается в рефлексирующего прежде всего те преобразования, которые затрагивают его потребности. Новая картина среды приводит к избирательности поведения и отношения к себе. В начальный период взаимодействия личности с непривычными условиями существования особую роль играет рефлексия изменений в собственном "Я". Осознание себя указывает на особенности внутренней переработки изменений, произошедших вовне. Этот процесс определяется смыслом собственного бытия, его значимостью для личности. Происходит своеобразная трансформация образа среды в образ "Я". Эго-ориентация адаптирующейся личности отражает приоритет ценности собственной жизни. Роль эго-ориентации особо возрастает при необходимости адаптироваться к изменяющемуся образу "Я".


Во многом благодаря эго-ориентации возможно освоение новой роли, достижение самоценности и необходимого взаимодействия с окружающей средой и с собой. Одна из функций эго как центра системы сознательного состоит в создании стандартов для определения целостности и индивидуальности человеческой личности. Можно считать, что в новых условиях существования собственное Я превращается для личности в основной ориентир создания необходимых программ адаптационного поведения и формирования персонально важной системы отношений с миром. Рефлексия активизирует механизмы личностной саморегуляции. Основной смысл личностного регулирования сводится к обеспечению внутренних условий для преобразования сложившихся взаимоотношений со средой. С этой целью личность конвергирует имеющийся адаптационный потенциал и все содержащиеся в среде возможности. Максимально личность включается в регуляцию адаптационного потенциала в условиях реальной витальной угрозы. Наряду с этим личность направляет свою активность на преодоление зависимости от средовых влияний. Наибольшая автономность личностных свойств наблюдается тогда, когда самосохранение и самораскрытие зависят, главным образом от психофизической организации, телесного потенциала. Трансформация психического адаптационного потенциала в более сложные и совершенные формы психологической интеграции, демонстрирующая перераспределение акцентов взаимодействия человека с окружающей реальностью и с собой, основывается на активности личностной регуляции.


В этом реализуется свойственная адаптации функция созидания. Результат адаптационных трансформаций сводится к изменению образа "Я" и типа адаптирующейся личности, к формированию личностного адаптационного синдрома. Дополнение традиционных взглядов на адаптацию субъектно ориентированным позволяет по-иному очертить основную цель адаптации? обеспечение целостности личности. Это означает, что адаптирующаяся личность способна поддерживать необходимое ей внутреннее единство и регулировать собственную активность, что позволяет ей выступать в роли внутренней детерминанты взаимодействия с динамичной окружающей реальностью. Целостность личности на начальных этапах взаимодействия с непривычными условиями жизнедеятельности обеспечивается активизацией процессов интеграции психических, психофизиологических проявлений и механизмов личностной регуляции. Существенная роль в обеспечении целостности личности принадлежит неосознаваемым психическим процессам. Они включаются в структуру личностного адаптационного синдрома независимо от объективных признаков и субъективных описаний условий существования. Это позволяет считать неосознаваемое обязательным компонентом адаптационного реагирования личности. Одновременно возникает требующее специальной экспериментальной проверки предположение о том, что совпадение содержания неосознаваемых эмоций и неосознаваемых стремлений и осознанных представлений означает адаптационную зрелость личности.


Содержательное единство глубинных и закрепленных социальным опытом личности переживаний создает гармонию ее отношений к происходящему и к своей роли в нем. Это повышает регуляторную активность личности и делает человека более адаптированным. Несоответствие содержания неосознаваемых и осознанных эмоций и мотивов подталкивает личность к поискам как социально желательных, так и не санкционированных обществом способов компенсации адаптационного конфликта. Рассмотрение личности как субъекта адаптации, с одной стороны, дополняет научное видение адаптации, с другой? открывает новые грани психологии личности. Для понимания психологии современного человека важно, что его личностная структура объединяет в себе вариативные и инвариантные психологические свойства. Пластичность психологических личностных свойств? важное адаптационное приобретение, необходимое для сохранения жизнеспособности в динамичном внешнем мире. Наибольшие возможности для модификации психологических свойств личности, а именно: для изменения диапазона их проявлений и структуры? предоставляют глобальные социальные преобразования в нашем обществе. К структурным вариациям личностных свойств может приводить кратковременное взаимодействие с измененными жизненными условиями. В то же время личностные свойства могут демонстрировать инертность включения в адаптационные процессы. Тем самым, очевидно, создается дополнительный резерв адаптации, активизация которого возможна тогда, когда быстро действующие системы оказываются неспособными к обеспечению целостности личности.


В инвариантности заключается потенциал сохранения самоидентичности. Инвариантность позволяет личности сохранять собственный адаптационный опыт. Так, адаптация в условиях реформирования социальной системы не затрагивает эмоциональную защищенность и чувствительность к новому, а также свойства, обеспечивающие самоорганизацию. В течение длительного времени стабильными оставаются свойства, подчеркивающие значимость собственного "Я" личности. Сохраняется также согласованность проявления свойств самоконтроля, склонности к риску, способов реализации коммуникативных навыков и эмоциональной устойчивости. Устойчиво сохраняется интеграция личностных свойств, отражающих способность к самоорганизации, ориентацию на поддержку группы, эмоциональную зрелость и жизненный оптимизм. Несмотря на давний срок изучения адаптационных феноменов, самостоятельная научная дисциплина, систематизирующая знания о психологических закономерностях адаптации человека в изменяющейся среде существования и раскрывающая сферы их практического применения, в настоящее время только начинает складываться. Видимо, это связано с затянувшимся первичным таксономическим этапом анализа имеющихся результатов. В то же время накопленные сведения содержат достаточно большой потенциал теоретических изысканий и эмпирических разработок.


Роль самораскрытия в межличностном общении.

Насколько хорошо я себя знаю? Насколько хорошо другие люди знают меня? Легко ли меня понять? Удобно ли мне рассказать дру­гим, как я реагирую на события, что чувствую, что думаю? Это важ­ные вопросы. Для того чтобы ты мне понравился, чтобы завязать с тобой отношения, стать твоим другом, мне нужно знать, кто ты. Для того чтобы я мог узнать тебя, ты должен знать себя. Чтобы ты мог свободно раскрыться передо мной, ты должен принять и оценить се­бя самого.

«Отчуждение от своего реального Я не только приводит к пре­кращению развития личности, но также превращает отношения с людьми в фарс... Человек, который отчужден от своего Я, кто не полностью и правдиво раскрывает себя, никогда не может любить другого человека и не может быть любим им. Для настоящей любви необходимо знание предмета любви... Как я могу любить человека, которого не знаю? Как может любить меня другой человек, если он не знает меня? ...Для действительно близких отношений между дву­мя людьми необходимо полное честное и свободное раскрытие сво­его Я друг другу» (S. Jourard, 1964).

Без самораскрытия невозможно установить близкие личные от­ношения с другим человеком. Отношения между людьми развивают­ся по мере того, как они становятся более открытыми и раскрывают себя друг перед другом. Если ты не можешь раскрыть себя, ты не мо­жешь быть близким другим людям и другие не могут оценить твои качества. Чтобы близко сойтись с другим человеком, ты должен знать его, а он - тебя. Два человека, которые делятся тем, как они от­носятся к ситуации и друг к другу, становятся ближе друг к другу. Два человека, которые умалчивают об этом, остаются чужими. Что­бы любить тебя, совместно действовать, ты должен знать, кто я.

Самораскрытие можно определить как раскрытие того, как ты относишься к настоящей ситуации, а также сообщение о прошлом, связанном с твоим отношением к ситуации в настоящем . Отношение людей к событиям - это не столько мысли, сколько чувства. Быть от­крытым другому, - значит делиться с другим человеком тем, что ты чувствуешь относительно сказанных им слов, или поступка, или в отношении событий, которые только что произошли. Раскрывать себя - не значит сообщать об интимных сторонах прошлой жизни. Если вы сделаете очень интимное признание о своем прошлом - это может вызвать временное чувство близости, но отношения строятся на основе сообщений о своих действиях по тому или иному поводу в настоящем или по отношению к тому, что говорит или делает дру­гой человек. Человек начинает знать и понимать вас не из-за того, что получит сведения о вашей прошлой жизни, а когда поймет, как вы действуете в настоящем. Сведения о прошлой жизни полезны лишь постольку, поскольку они помогают понять, почему вы так действуете сейчас.


Концепция самораск­рытия уходит своими корнями в психологию гу­манистической ориентации и связана с именами таких известных ее представителей как К. Роджерс. А. Маслоу и С. Джурард. Наиболее полный анализ изучения самораскрытия в зарубеж­ной психологии сделан Н.В. Амяга (1992). В результате изучения самораскрытия были выделены основные области исследования (Н.В. Амяга, 1992, с. 39):

1) определение понятия;

2) функции, послед­ствия самораскрытия для коммуникатора, реци­пиента, межличностных отношений;

3) внутрен­ние и внешние факторы самораскрытия;

4) самораскрытие и контексте, развития межличност­ных отношений;

5) самораскрытие в группах разного типа;

6) экспериментальное изучение самораскрытия: параметры, методы исследова­ния.

Личностное самораскрытие является необхо­димым условием существования человека в обще­стве, в системе социальных связей. Как отмечает П. Келвин, нежелание самораскрываться может привести к изоляции от общества. С помо­щью самораскрытия человек вписывается в опре­деленный социальный контекст, соотносит свои представления с чужими с целью их дальнейшей корректировки. Самораскрытие личности, по мнению Э. Гофмана (1984), важно и для окружающих, ведь информация об индиви­де способствует определению ими ситуации, дает возможность понять заранее, что партнер будет ожидать от них и что смогут ожидать от него они. Самораскрытие выступает как отдельный социально-психологический феномен, требующий серьезного и тщательного изучения.

В последнее время различными отечественными и зарубежными психологами предпринимаются по­пытки преодолеть описательность и поверхно­стность в определении понятия «саморасрытие».. Приведем некоторые из существующих определений. Д. Майерс считает, что сутью само­раскрытия является «раскрытие сокровенных пе­реживаний и мыслей перед другим человеком». Н.В. Амяга (1989) осмысливает явление самораскрытия с точки зрения концепции диалогического общения, как «проявление диалога, как его условие, пред­посылку, а диалог, в свою очередь, как условие и как внутреннюю характеристику самораскрытия». Т.П. Скрипкина (1999) понимает под самораск­рытием «факт добровольного раскрытия конфи­денциальной информации о собственном внутрен­нем мире перед другим человеком». Е.В. Зинченко (1999) считает, что самораскрытие должно рассмат­риваться как одно из разновидностей общения. Кроме того, автор указывает, что в нем можно увидеть три стороны, выделяемые Г.М. Андреевой (1997) в общении: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие партнерами друг друга). Исходя из такого представления, оказывается, что в своем определении самораскрытия С. Джурард затрагивает только коммуникативную сторону процесса, несомненно весьма важную, но не единственную.

Поскольку самораскрытие обязательно строится на восприятии партнерами друг друга, отражении различных свойств и качеств, оно включает и социально-перцептивный компонент. Так, для того чтобы раскрыться другому человеку, необходимо создать его образ и воспринять партнера как того, кому можно открыться. В свою очередь, реципиент самораскрытия должен воспринять субъект как того, кого можно выслушать. В процессе самораскрытия субъект постоянно считывает ответную реакцию реципиента и возникающий при этом образ служит регулятором дальнейшего самораскрытия, способствует его сворачиванию или расширению, изменению направленности и т.д. Любые «сбои» в восприятии партнерами друг друга оказывают существенное влияние на характеристики самораскрытия: глубину, широту и т. п.

Важным моментом является и то, что в ходе самораскрытия осуществляется не только обмен информацией, но и воздействие одной личности на другую, что в конечном итоге может изменить ценностно-смысловые позиции и поведение последней. Параллельно происходит и изменение личности самого субъекта самораскрытия (по данным Н.В. Амяга). Взаимодействие между участниками процесса самораскрытия может завершиться принятием совместного решения (нахождение выхода из возникшей проблемной ситуации и т.п.). Можно говорить об успешности или продуктивности взаимодействия как следствии самораскрытия. Если люди чувствуют, что то, как они преподносят себя, положительно воспринимается другими, то взаимодействие считается успешным. Когда же люди чувствуют, что другие видят их так же, как они видят себя, тогда взаимодействие рассматривается как утверждающее. На важность интерактивной стороны самораскрытия указывают данные В.А. Горяниной (1996), согласно которым одной из причин непродуктивного стиля взаимодействия - устойчивой предрасположенности личности к неплодотворному контакту в межличностном взаимодействии, блокирующему достижение оптимальных результатов совместной деятельности, - оказывается недоверие к людям и к миру в целом, которое проявляется в том числе в отстраненности от окружающих и в стремлении скрывать от них свои истинны чувства и переживания. Следовательно, замкнутость в пространстве своего Я, отчужденность от других характерна для личности, склонной к непродуктивному стилю взаимодействия. Напротив, открытость приводит личность к продуктивной реализации своего потенциала, к построению благоприятных межличностных отношений. Таким образом, всякое сообщение интимно-личностной информации о себе оказывает мощное воздействие на реципиента, поскольку вынуждает его реагировать определенным образом на эту информацию: оказывать психологическую поддержку; социальную, психологическую, юридическую, медицинскую или другого рода помощь: отвечать ответной откровенностью и т.д.

Итак, феноменология самораскрытия включа­ет все три компонента общения, но в отдельных работах уделяется больше внимание только какому-то одному из них. Кроме того, необходимо отметить, что самораскрытие может принимать различные формы в зависимости от степени опосредованности, степени вынужденности, характе­ра межличностных отношений и т п.

Существуют различные классификации видов общения, на основе которых можно классифици­ровать и виды самораскрытия. Так, классическим стало уже деление общения на прямое (непосред­ственное) и опосредованное (опосредствованное) (А.А. Бодалев, 1995). Опосредованное общение - такое, ко­торое реализуется на основе различных (чаще всего технических) устройств – «медиаторов». Роль такого общения в современном обществе су­щественно возросла. С появлением письма, а за­тем радио, телевидения, компьютера, человек стал применять все эти приспособления для передачи информации, в том числе и личной, другим лю­дям, причем масштабы такого общения постоян­но возрастают, благодаря усовершенствованию технических средств, их обеспечивающих. Поэто­му, исходя из критерия вида контакта субъекта самораскрытия и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскры­тие. Непосредственное самораскрытие протекает в ходе реального, «живого» контакта с собеседни­ком. Именно такая форма самораскрытия и изу­чается традиционно в зарубежной психологии.

Отдельное выделение опосредованного само­раскрытия обусловлено тем, что технические сред­ства постепенно проникают во все сферы жизни человека от его производственной деятельности до самых глубинных сторон личной жизни. Средства массовой информации начинают играть большую роль в построении образа социального мира (Г.М. Андреева). Но опосредованное самораскрытие осу­ществляется не только через различные техни­ческие устройства, но и через письма, объявле­ния, автобиографическую прозу и т.д. С некото­рой оговоркой к опосредованному самораскры­тию можно отнести и дневниковые записи. Дж. Рейнуотер предлагает рассматривать дневник как то «место», в котором человек всегда может про­работать существующую проблему, осознать свои чувства и настроения, осмыслить опыт, прийти к оптимальному решению. Обычно дневнико­вые записи не предназначены для прочтения дру­гими лицами, хотя при определенных условиях эта ситуация может быть изменена.

В качестве реципиента в случае опосредован­ного контакта может выступить реальный чело­век, который в настоящий момент находится да­леко от субъекта; воображаемый партнер; сам субъект самораскрытия; либо некоторая группа потенциальных респондентов. Так, опосредован­ное самораскрытие в тексте газетных объявлений ориентировано на поиск потенциального партнера, с которым субъект еще не знаком.

· Самораскрытие – это сообщение другим (партнеру) личной информации о себе (понятие впервые появилось в работе амери­канского психолога С. Джурарда в 1958 г.).

· Самопредъявление (или управление впечатлением) – это различные стратегии и тактики, которые использует чело­век, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих.

Вопрос о соотношении понятий "самораскрытие" и "самопредъявление": теоретически обоснованно­го разграничения данных понятий не имеется. При этом наблюдается парадокс: в литературе по самораскрытию самопредъявление рассматривается как его частный случай, а в работах по самопредъявлению – соответственно – наоборот.

Тем не менее, на основе анализа зарубежных исследований по личной представленности человека в общении самораскрытие и самопредъявление можно сопоставить по двум основа­ниям (критериям):

  1. через специфику содержания;
  2. специфику назначения (цели) передаваемой информации.

При таком сопоставлении выявляется следующее: с одной стороны, содержание самораскрытия ограничено только информацией о себе, и по данному основанию оно уже самопредъявления; однако назначения (цели) самораскрытия достаточно многообразны, и по этому критерию оно шире самопредъявления.

С другой стороны, содержание самопредъявления не ограничено только информацией о себе, и по данному основанию оно шире самораскрытия; но назначением (целью) самопредъ­явления служит главным образом управление впечатлением, производимым на аудиторию, и по этому критерию оно уже самораскрытия.

Таким образом , представляется целесообразным рассматривать самораскрытие и самопредъявление как два самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных феномена. Чаще всего эти два феномена соотносятся следующим образом: чем больше выражено самораскрытие, тем меньше самопредьявление, и наоборот (т.е. по закону линейной зависимости с отрицательным угловым коэффициентом). Следовательно, поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредьявлением и может описываться скорее как самопредьявление, а не самораскрытие.

Самораскрытие личности в общении: виды, характеристики и функции:

Сидней Джурард определил самораскрытие как «процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я» .

Содержанием самораскрытия могут служить : мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.

Виды самораскрытия :

1)По виду контакта субъекта общения и реципиента :

Непосредственное самораскрытие - осуществляется в ситуации это реального контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Оно дает возможность получать немедленную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации.;

Опосредованное самораскрытие - может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернете существуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения.

2)По критерию дистантности общения :

Ролевое самораскрытие - разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, на приеме у врача каждый человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных физиологических подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне.

Личностное самораскрытие - предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Именно характер этих отношений и регулирует направленность самораскрытия.

3)По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия :

Непреднамеренное - когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника.

Подготовленное - когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке.

Психологические методы самораскрытия:

1)Глубина - детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы;

2)Широта - определяется количеством информации и разнообразием тем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект может затронуть только одну тему или же несколько тем..

3)Избирательность - отражает способность личности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разными людьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристиках самораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Одни люди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот же рассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.

4)Дифференцированность - можно определить, как способность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности и дифференцированности позволяет судить о гибкостисамораскрытия, которая отражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости от собственных целей, характеристик ситуации и партнера.

5)Эмоциональность - характеризуется общей эмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношением позитивной и негативной информации, сообщаемой о себе. Средства, используемые коммуникатором для передачи своих чувств в момент самораскрытия включает как вербальные проявления (употребление метафор, эпитетов и т.п.), так и паралингвистические характеристики (скорость речи, громкость и т.п.), а также экстралингвистические (паузы, смех, плач).

6)Продолжительность - измеряется по времени, затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественного поведения. Показателем этого параметра выступала длительность высказываний о себе при анализе аудио- и видеозаписей разговора. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

Таким образом , основными характеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которые вместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношение позитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики), гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Если составить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев, то она будет иметь следующий вид:

«Виды самораскрытия»:

Функции самораскрытия:

1.Способствует психическому здоровью личности коммуникатора (у каждого человека существует потребность открыть себя, хотя бы одному человеку, и фрустрация (т.е. тщетное ожидание) этого стремления может привести к возникновению психологических проблем.

2. Развивает личность (это возможно благодаря тому, что оно служит мощным средством, с помощью которого возможно самопознание, личностная идентификация).

3. Является средством саморегуляции личности благодаря следующим механизмам:

А) Эмоциональная разрядка , являющаяся следствием передачи своих чувств в процессе самораскрытия. Главным результатом действия этого механизма в плане саморегуляции является снижение остроты переживания и психического напряжения.

Б) Уяснение проблемной ситуации через ее вербальный анализ - излагая другому лицу какие-то факты, человек их структурирует, интерпретирует, что приводит к их лучшему пониманию и самого рассказчика. В саморегуляции этот аспект наиболее соответствует анализу значимых условий для достижения целей дальнейших действий.

В) Механизм социального сравнения - дает возможность рассказчику на основе ответной откровенности сравнить собственную проблемную ситуацию с аналогичными ситуациями других людей.

Г) Механизм зеркала - состоит в получении субъектом самораскрытия прямых оценок собственной компетентности, даваемых партнером в ответ на сообщаемую информацию.

Д) Получение эмоциональной поддержки от собеседника - оно существенно снижает психическое напряжение человека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия.

Ж) Получение реальной помощи от партнера, выражающейся либо в совете, либо в конкретных действиях, направленных на разрешение проблемной ситуации .

Стратегии и тактики самопредъявления в общении:

Тактика самопредъявления – это определённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегия самопрезентации - может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным явлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации.

Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 году создали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими:

  1. Стремление понравиться – инграциация . Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.
  2. Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.
  3. Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным.
  4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.
  5. Демонстрация слабости или мольба . Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.

Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществлена А.Шутц, которая выделила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации:

1. Позитивное самопредъявление - девиз «Я хороший». Этот вид самопредъявления содержит активные но не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этой группе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служение примером. Основные тактики следующие:

· Греться в лучах чужой славы - основана на ассоциировании себя с известными и уважаемыми людьми.

· Усиление значимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться.

· Демонстрация влиятельности - человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствий от своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.

· Демонстрация идентификации с аудиторией - человек демонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.

2. Наступательное самопредъявление - основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ создания желаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесь применяются следующие тактики:

· Подрыв оппозиции - сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.

· Критическая установка в оценке любых явлений действительности - она создает иллюзию компетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.

· Критика в адрес тех, кто критикует его - это создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих.

· Изменение темы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.

3. Предохранительное самопредъявление - ставит перед собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с другими людьми. Тактики, применяемые в этом случае следующие:

· Избегание публичного внимания;

· Минимальное самораскрытие.

· Осмотрительное самоописание - человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство.

· Минимизация социального взаимодействия.

4. Оборонительное самопредъявление - субъект ведет себя активно в создании образа, но имеет установку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чем оно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторону позитивного. Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания.

· Отрицание события - человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют.

· Изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки - человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.

· Диссоциация - человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремится отмежеваться от него.

· Оправдание - человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументы в свою пользу.

· Извинения - человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.

· Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.

Таким образом, человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

 

Возможно, будет полезно почитать: