С бессоюзной и сочинительной связью между частями. Как найти сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью

Бессоюзная и союзная связь

между частями сложного предложения

Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия


  • продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;
  • систематизировать знания о бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связи между частями сложного предложения;
  • отрабатывать навык выполнения задания данного типа

Задание по данной теме

в КИМах формулируется

следующим образом:

Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной (подчинительной) связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Чтобы выполнить это задание,

попробуйте составить

алгоритм действия


Алгоритм выполнения

данного задания

Определите количество грамматических основ в предложении

Одна грамматическая

Две и более

грамматических основ

предложение

предложение

сочинённое

подчинённое

бессоюзное


Алгоритм выполнения

задания

Найди предложение, в котором

более двух грамматических основ

Установи тип связи между простыми предложениями

в составе сложного

сочинительный тип связи:

предложения

относительно

самостоятельны, связаны

союзами И, ДА(=И), НО,

ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО),

А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…

подчинительная связь: от

главного предложения придаточному можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО,

КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО,КОТОРЫЙ …

бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу


Бессоюзное сложное предложение

, .

(перечисление фактов)

; .

(перечисление фактов, предложения распространены, осложнены)

Весело и беззаботно поют птицы , порхают бабочки.

Кусты орешника разрослись по берегам ручья ; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы.

: [ причина ].

(потому что)

Осень Павел не любил : она приносила ему страдания.

: [ пояснение ].

(а именно)

Через некоторое время слышим : чибисы кричат во всё горло.

: [ дополнение ]

(и увидел, и услышал, и почувствовал)

[ → ] - [ ← ].

(противопост.)

Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Я поднял глаза : надо мной радостно сияло безоблачное небо.

: [ дополнение ].

(как, что)

[ время, условие ] - .

(когда, если)

- [ вывод (так что) ].

Вдруг Павел почувствовал : чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.

Настанет утро двинемся в путь.

Назвался груздем полезай в кузов.

Солнце дымное встаёт будет день горячий.

Сыр выпал с ним была плутовка такова.


Сложносочинённое предложение

, сочинительный союз .

[ Упали две-три крупные капли дождя ] , и [ вдруг блеснула молния ] .

[ Лишь ивол ги кричат ] , да [ кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы ] .

То [ солнце тусклое блестит ] , то [ туча чёрная висит ] .

Не то [ светало , не то [ темнело ] .

Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

И, да(и), тоже, также; ни..., ни; как..., так и

Разделительные

А, но, да(но), зато, однако, же и др.

Или, либо, то..., то..., не то..., не то...


Сложноподчинённое предложение

, ( подчинительный союз …) .

( Подчинительный союз …) , .

[… , ( подчинительный союз …) , … ] .

[ Я вернулся в город ] , (где прошло моё детство ).

(Если открыть окно ) , [ комната наполнится ароматом летних цветов ].

[ Отец, ( когда вернулся с рыбалки) , похвастался невиданным уловом ] .

Виды придаточных предложений .

Определительные

Изъяснительные

Какой? Чей?

Союзные слова

Обстоятельственные

Вопросы косвенных падежей

Что, как, чтобы, будто, словно.

Какой, который, каков, чей, кто, что, где

Указательные слова

Смысловые вопросы

Тот, такой, таков, всякий, любой

Кто, что, чей, как отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько.

Я живу в доме, который находится на краю деревни [..сущ.], (который).

[Он знал], (что основа всего – нравственность).


Придаточные обстоятельственные

Где? Куда? Откуда?

[ Никогда не возвращайся туда], где был счастлив. […туда], (где…).

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Сравнения

Как? Насколько?

Образа действия и степени

(Когда открыл окно), [комната наполнилась ароматом цветов] . (Когда…), .

Как? Каким образом? В какой мере? до какой степени?

[Герасим вырос немой и могучий], (как дерево растёт на плодородной почве). , (как …).

Зачем? С какой целью? Для чего?

[Дядюшка пел так], (как поёт простой народ).

, (как …).

При каком условии

[Всякое дело надо любить], (чтобы хорошо его делать). , (чтобы …).

Почему? Отчего?

По какой причине?

[Куплю новый телефон], (если будут деньги).

, (если …).

Следствия

[Я не пришёл в школу], (потому что заболел).

, (потому что …).

Что из этого следует

Несмотря на что? Вопреки всему?

[Погода была холодная, ветреная], (так что сугробы намело высокие). , (так что).

[ Мы вышли на прогулку], (хотя шёл дождик).


Инструкция по работе

с учебным тренажёром

  • Каждое задание имеет несколько вариантов ответа. Вы должны выбрать один правильный.

2. Если вы выбрали правильный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «плюс» (правильно).

3. Если вы выбрали неверный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «минус» (неправильно).

4. Переход к следующему заданию осуществляется щелчком мыши.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. Но навесной обстрел противника не утихал. Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю.


Проверьте свои знания

Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. Серёже удалось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лёд, снега. Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. Лазить по скалам было опасно. Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. Она всё ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–3 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7) Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было .


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. Но и уезжать надолго не приходилось. Самый первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые...


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. Бабушка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремоту. (4) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от неё со всей своей суетой. Лишь грохот войны ещё слышала она и вздрагивала от этого грохота. И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. С напряжёнными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолёт. Эта собранность моряков передалась ребятам: они стали сдержаннее. Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками.


Проверьте свои знания

Туловище у кайры вальковатое, ноги отодвинуты далеко назад, а пальцы соединены плавательными перепонками. По земле она передвигается медленно и неуклюже, взлететь может только со скалы и с воды. (3) Она отлично плавает, а нырять может на глубину до десяти метров, под водой передвигается с помощью крыльев. Весит кайра до двух килограммов, мясо её съедобно. Единственное яйцо она кладёт прямо на скалы, оно имеет такую форму, что не скатывается с камней. Яйцо кайры равно по весу двум куриным и не уступает им в питательности. Местные промышленники собирают яйца кайры также и для приманки песцов.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Дни стоят уже необычно тёплые. В весеннем воздухе разлита прохлада. Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идёт огромная работа. День и ночь корни всеми своими мочками вбирают влагу из земли, обильно напоённой недавно стаявшим снегом. Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели серёжки на ольхе, хотя корни лежат ещё под снегом. На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры. Я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. Боль стала моей неразлучной спутницей. (….. Она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Девочка звала собаку к себе:

Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь? Ну, пойди же!

Но Кусака не шла: боялась.

Старик разгладил длинную бороду.

Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Старик, наклонившись к самому уху мальчика, прошептал что-то.


Проверьте свои знания

Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался. Я повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?

– Нет, не дам: это подарок.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла. Тут Мишка говорит:

– Не дашь, значит, самосвал?

И протянул мне коробку от спичек. Я взял её, открыл и сначала ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

– Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47.. Таня! Загляни в шкатулку!

– Нету, – тихо сказала Таня. – Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.

Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир! (4… Краб неделю просидел под кроватью. Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6…) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.


на уроке

МОЛОДЦЫ!

Знания прочные:

можно работать с тестом

БУДЬТЕ

ВНИМАТЕЛЬНЫ

Было много ошибок:

нужно повторить правило


Всем

спасибо

за работу!


  • Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
  • Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.

4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/6?page=3

Использованный материал

Бессоюзная и союзная сочинительная связь являются одним из способов построения Без них речь бедна, ведь они дают больше информации и способны содержать в своем составе от двух и более предложений, повествующих о разных событиях.

Сложные предложения и их виды

В зависимости от количества частей сложные конструкции делятся на двух- и многочленные. В любом из вариантов элементы соединяются либо союзной связью (которая, в свою очередь, обеспечивается соответствующей частью речи), либо бессоюзной.

В зависимости от того, какие виды отношений присутствуют, сложные образования создают следующие группы:

  • Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью: Небо резко потемнело, послышался отдаленный раскат, и стена дождя накрыла землю, прибивая пыль и смывая городской смог.
  • Конструкции, сочетающие элементы с подчинительной связью, например: Дом, в который мы вошли, вызывал гнетущее состояние, но в данной ситуации нам выбирать не приходилось .
  • Сложные предложения с подчинительными и бессоюзными типами связей: Как он ни спешил, но его помощь запоздала: раненых забрала другая машина.
  • В многочленных конструкциях может использоваться одновременно подчинительная, бессоюзная и союзная сочинительная связь. В следующий раз, когда раздался звонок телефона, мама ответила на него, но услышала лишь голос робота, сообщавшего о том, что у нее просрочен кредит.

Важно уметь различать сложные предложения и конструкции, осложненные, например, однородными сказуемыми. Как правило, в первом случае в синтаксической лексической единице находится несколько грамматических основ, тогда как во второй будет одно подлежащее и несколько сказуемых.

Бессоюзные конструкции

В данном виде лексических конструкций могут объединяться 2 простых предложения или более, которые соединены между собой интонацией и смыслом. Они могут связываться друг с другом следующими отношениями:

  • Предложения связаны перечислением. Вечер постепенно угасал, ночь опустилась на землю, луна стала править миром.
  • Конструкции, в которых элементы делятся на несколько частей, две из которых представляют собой противополагаемые фрагменты. Погода была как на заказ: небо очистилось от облаков, солнце сияло ярко, легкий ветерок обдувал лицо, создавая легкую прохладу. В данной бессоюзной конструкции второй фрагмент, состоящий из 3-х простых предложений, связанных перечислительной интонацией, объясняет первую его часть.
  • Бинарное соединение простых элементов в многочленную сложную конструкцию, в которых части объединены в смысловые группы: Луна поднялась над грядой, мы не сразу заметили это: дымка скрадывала ее сияние.

Бессоюзная, как и союзная сочинительная связь, в цельном соединении отделяет отдельные предложения друг от друга знаками препинания.

Запятые в бессоюзных многочленных конструкциях

В сложных соединениях их части разделяются запятыми, точкой с запятой, тире и двоеточиями. Запятая и точка с запятой применяются при перечислительных отношениях:

  1. Части небольшие по размеру и связаны одни с другими по смыслу. После грозы наступила тишина, за ней последовал легкий шепот дождя.
  2. Когда части слишком распространены и не связаны единым смыслом, ставится точка с запятой. Ромашки и маки покрыли всю поляну; где-то внизу стрекотали кузнечики.

Бессоюзные конструкции чаще всего применяются для передачи большого количества информации, которая не всегда связана по смыслу.

Разделительные знаки в бессоюзных соединениях

Эти знаки применяются при следующих видах отношений между элементами синтаксической конструкции:

  • Тире - когда вторая часть резко противопоставлена первой, например: Мы знали о его страхах - никто не знал о готовности умереть. (В подобной конструкции с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, хочется поставить союз «но»).
  • Когда в первой части повествуется об условии или времени, то между ней и вторым фрагментом ставится так же тире. Закукарекал петух - пора вставать. В подобных предложениях по смыслу подходят союзы «если» или «когда».
  • Этот же знак ставится, если вторая часть содержит в себе вывод о том, о чем говорилось в первой. Не было сил возражать - он молча согласился . В таких союзных конструкциях обычно вставляется «поэтому».
  • Когда вторая часть предложения сравнивается и определяется тем, о чем повествуется в первой. Он произносит речь - вдыхает в людей надежду. В данных конструкциях можно добавить «будто» или «словно».
  • В предложениях с пояснительной связью и обоснованием причины употребляется двоеточие. Скажу вам по существу: нельзя подводить друзей.

Предложения с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, разделяются знаками в зависимости от их смыслового соотношения.

Сложносочиненные конструкции

В предложениях подобного типа используется сочинительная связь, осуществляемая при помощи сочинительных союзов. При этом между их частями могут быть:

  • Соединительные отношения, связанные между собой союзами и, да или, частицами также, тоже и ни…ни . Ни птицы не щебечут, ни комар не пискнет, ни цикады не трещат.
  • При разделительных отношениях используются союзы что и, или, частицы то ли…то ли, не то… не то и другие. То ли ветер приносит непонятный звук, то он сам к нам приближается.
  • Предложения, как с бессоюзной, так и союзной сочинительной связью с сопоставительными отношениями указывают на тождественность событий, но во втором случае с применением союзов а именно и то есть. Все были ему рады, то есть именно это он прочел на их лицах.
  • Пояснительным отношениям свойственно использовать союзы да, но, а, частицы зато, а потому и другие. За окном буйствовала вьюга, зато возле камина в гостиной тепло.

Зачастую именно союзы и частицы поясняют, что связывает простые предложения в единую сложносочиненную конструкцию.

Сложные предложения со смешанными видами связи

Конструкции, где одновременно присутствует бессоюзная и союзная сочинительная связь, встречаются довольно часто. В них могут выделяться отдельные блоки, в каждом из которых - несколько простых предложений. Внутри блоков одни элементы соединяются с другими по смыслу и разделяются знаками препинания при помощи союзов или без них. В сложном предложении с бессоюзной и союзной сочинительной связью гранью между ними являются разделительные знаки, хотя отдельные блоки по смыслу могут быть не связаны.

Подчинительная связь - это такое отношение между частями сложного предложения или словосочетания, при котором одна часть является управляющей, а вторая ей подчиняется. Исходя из этого, мы разберем виды подчинительной связи в словосочетании и в предложении. Для наглядности каждый из приведенных случаев будет рассмотрен на примере.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Их существует всего три. Это согласование, управление и примыкание.

Согласование

Род, число и падеж главного слова в этом виде связи согласуется с зависимым словом.

Примеры: красивый цветок, другой мир, девятый день.

Как видим, такой тип связи характерен для словосочетаний, где существительное - главное слово, а прилагательное, причастие или порядковое числительное - зависимое. Также в качестве зависимого слова может выступать притяжательное местоимение, например, в словосочетании «наши души». Вид подчинительной связи здесь будет согласование.

Управление

Главное слово в управлении ставит второстепенное в зависимость при помощи падежа. Сочетания частей речи здесь могут быть довольно разнообразные: глагол и существительное, причастие или деепричастие и существительное, существительное и существительное, числительное и существительное.

Примеры: сидеть на лавочке, знающие правду, заходя в комнату, чаша из глины, десять матросов.

В заданиях ГИА и ЕГЭ ученики часто сталкиваются с задачей изменить вид словосочетания из управления в согласование или наоборот. Не разобравшись в материале, выпускник может ошибиться. На самом деле задание довольно простое. Для этого достаточно знать виды подчинительной связи и уметь их применять.

Классический вариант задания представляет собой связь из двух существительных. К примеру, «каша из кукурузы». Подчинительное слово нужно переделать в прилагательное. Тогда выходит «кукурузная каша», соответственно, никакие другие виды подчинительной связи, кроме согласования, здесь не подходят.Значит, всё сделано правильно.

Если же необходимо изменить связь из согласования в управление, то меняем прилагательное на существительное и ставим его в определенном падеже по отношению к главному слову. Так, из «клубничного коктейля» получится «коктейль из клубники».

Примыкание

В данном случае главное слово связано с зависимым исключительно по смыслу. Такую связь имеют между собой глагол и наречие, глагол и деепричастие, глагол и глагол, глагол и прилагательное или наречие сравнительной степени.

Примеры: "счастливо улыбаться", "говорит рыдая", "умею плавать", "быть умнее", "стало хуже".

Определить эту связь достаточно просто: зависимое слово не имеет и не может иметь падежа и рода. Это может быть инфинитив, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия.

Мы рассмотрели все виды подчинительной связи в словосочетании. Теперь перейдем к сложному предложению.

Подчинительная связь в предложении

Виды подчинительной связи в сложном предложении можно выделить при наличии нескольких придаточных. Они соединяются с главным предложением по-разному. По этой причине можно отметить, что подчинительная связь, виды которой мы будем разбирать, способна выражаться различными путями в зависимости от характера подчинения.

Последовательное подчинение

При этом типе связи придаточные вступают в подчинение друг другу последовательно. Такая схема предложения напоминает матрешку.

Пример. Я попросил гитару у друга, который помогал мне устроить представление, где мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Основа главного предложения здесь «я попросил». Придаточное, вступающее с ним в подчинительную связь, имеет основу «который помогал устроить». От этого предложения отходит ещё одно придаточное, подчиняющееся ему - «мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Параллельное подчинение

Это такой вид сложноподчиненного предложения, при котором несколько придаточных подчиняются одному главному предложению, но при этом разным его словам.

Пример. В том парке, где по весне пышно цветет сирень, я прогуливался со знакомой, чей образ показался тебе милым.

Главное предложение звучит так: «в том парке я прогуливался со знакомой». В него встроено придаточное «где по весне пышно цветет сирень». Оно подчиняется словосочетанию «в том парке». От него задаем вопрос "в каком?". Другое же придаточное - «чей образ показался тебе милым» - построено от слова «знакомой». Задаем от него вопрос "какой?".

Таким образом, мы видим, что придаточные связаны подчинительной связью с одним главным предложением, но при этом с разными его частями.

Однородное подчинение

Придаточные предложения с однородным подчинением связаны с одним главным предложением. Они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Пример. Они догадывались, что их поступок будет иметь последствия, что лучше оставить идею и позволить всему быть как есть.

Главное предложение - «они догадывались». От него задаем вопрос "о чём?". Оба придаточных отвечают на этот вопрос. К тому же как первое, так и второе придаточное связано с главным предложением при помощи сказуемого «догадывались». Из этого делаем вывод, что предложение с однородным подчинением.

Все приведенные примеры относятся к предложениям, где есть именно подчинительная связь, виды которой мы разобрали. Эта информация будет необходима всем, кто собирается сдавать экзамены по русскому языку, в особенности ГИА и ЕГЭ, где существует ряд заданий на проверку подобных знаний. Важно помнить, что без понимания, каким образом строятся словосочетания и предложения, невозможно полностью овладеть грамотной речью. Это необходимо знать любому человеку, желающему научиться писать без ошибок.

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

В которых имеется подчинительная или сочинительная связь, значительно отличаются от аналогичных словосочетаний и простых предложений. Далее в статье рассмотрим основные различия упомянутых конструкций.

Общие сведения

Если говорить о словосочетаниях и простых предложениях, то справедливо заметить, что подчинительная связь может проявляться только в первом варианте, в то время как сочинительный тип чаще употребляется во втором. В последнем случае выполняется задача преобразования в распространенную конструкцию, создавая ряды однородных членов. В сложных структурах сочинительная и подчинительная связь не имеет таких резких отличий. Это связано с тем, что одно и то же высказывание можно оформить с использованием союзов и того, и другого типа.

Первое отличие

Применение сочинения и подчинения помогает определить смысловые отношения, существующие в простых и сложных формулировках. При этом имеет место различие в самой структуре высказывания. Так, сочинительная связь не создает таких четких границ. При использовании второго типа соединения выделяются части высказывания с указанием необходимости уделить определенному фрагменту сообщения больше внимания.

Таким образом, можно сказать, что используемые в разных вариантах союзы отличаются тем, как они выявляют связи в выражениях. В случае с подчинительной связью такие виды отношений, как уступительные, условно-следственные и причинно-следственные, принимают однозначную форму. При этом они выражаются союзами "хотя", "потому что", "если". Сочинительная связь в предложении позволяет использовать один и тот же союз. В качестве него выступает соединительный элемент "и". Но существуют такие ситуации, когда сочинительные союзы "а" и "но", которые обычно считаются противопоставительными, могут придавать высказыванию оттенок уступки, условия, следствия, сравнения и сопоставления. В выражениях, имеющих форму побуждения, союзы могут создавать в сообщении условие, которое в подчинительном предложении выражается элементами "если (вместо этого допускается использование частицы "не")… то". Некоторое взаимодействие обнаруживается между сочинением и подчинением за счет того, что их нельзя считать абсолютно противоположными понятиями.

Второе отличие

В сложных конструкциях сочинительная связь является важным самостоятельным элементом. Зато в простых структурах ее задачей считается определение отношений между членами однородной последовательности. Кроме того, в простую конструкцию сочинительная связь включается для того, чтобы обогатить высказывание дополнительными членами. Так происходит преобразование его в распространенное. В структурах, состоящих из нескольких частей, сочинительная связь имеет большее значение.

Третье отличие

Если сравнивать подчинение и сочинение с бессоюзием, то последние два вида связи имеют много общего. Это объясняется смысловым отношением внутри конструкции. Так, сочинительная связь выявляет их в выражении в меньшей степени. Однако сравним их более подробно. Сочинительная связь является не только синтаксическим, но и лексическим способом взаимодействия. Таким образом, отношения, возникающие между фразами, не имеют конкретного значения, а лишь получает определенную характеристику. Сочинительные союзы могут также сочетаться с подчинительными и различными лексическими элементами. При этом создаются разнообразные синтаксические конструкции. В качестве примеров союзного соединения можно привести разнообразные сочетания служебных частей речи "и", "вот", "а", "ну", "поэтому", "потому", "значит". Подчинительные союзы не нуждаются в дополнениях, так как сами могут создавать четкие границы для смысловых отрезков.

Особые случаи

Если сочинительная или бессоюзная связь не позволяет в полной мере изучить отношения, существующие в данных предложениях, то необходимо обратиться к дополнительным факторам. Ими может являться общее строение высказывания, а также присутствующие в нем вводные слова, частицы, различные местоимения, обороты. Кроме того, выделять отдельные части и указывать на их особенности могут наклонения и формы времени. В союзных конструкциях значение условия и следствия проявляется заметнее тогда, когда происходит взаимодействие повелительного наклонения в первом предложении (в случае со сложной формулировкой имеется в виду главная её часть) и других наклонений или иных форм времени, находящихся во втором элементе (в придаточной части).

Четвертое отличие

В сложных предложениях подчинительная связь менее многогранна, чем в словосочетаниях и простых фразах. Встречаются случаи, когда часть смысла сложной конструкции, образованной из совокупности простых, не реализуется. Это может быть связано с тем, что вероятно возникновение противоречия значению подчинительного союза, а также его полному изменению. Примером может стать соединительный элемент "когда". Он используется в подчинительных предложениях. Основным его значением является показатель времени. Однако если в главной части предложения описываются какие-либо чувства, эмоции или чье-то состояние, то данный союз может из временного превратиться в следственный. Когда же в придаточном предложении что-либо оценивают, пытаясь определить важность или значимость, то элемент "когда" приобретает целевое значение. Кроме того, этот союз может обладать сопоставительным значением и нести в себе указание на несоответствие.

 

Возможно, будет полезно почитать: