Психологический анализ снов. Как правильно толковать свои сны: метод психотерапии

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп” .

Метафоры “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана” .

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “ полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп” .
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана” .

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Анализ сна во сне

Мне снилось, что человек, который мне нравится в реальной жизни, обнимая меня, поднимал, прижимая к себе и кружил, потом он поднял меня на руки и куда-то понес, при этом он выглядел счастливым.

У меня при этом возникло ощущение, будто он хотел это давно сделать, но боялся моей реакции, и теперь радуется, не встретил с моей стороны возражений...

Анализ крови во сне

Приснился сон. Я с лучшей подругой и другом -втроём - просто гуляем по городу в ночь. Здесь помню отрывками - но общее впечатление - всё эмоционально положительно, о чём-то разговаривали, смеялись. Под утро я говорю друзьям - пойдёмте в поликлинику зайдём - мне анализы надо сдать, провериться так сказать. Мы приходим втроём, подходим к регистратуре: огромное окно - мы по одну сторону, по другую - а-ля консилиум врачей. Я подзываю медсестру и говорю, что хочу сдать кровь на анализы. Она вызывает меня на приём. По итогу - я просто оказываюсь по другую сторону стекла с врачами. Вижу своих друзей. Друг куда-то пропал, а подругу вижу, улыбаюсь ей. В процессе потом еще смотрела на неё - немного переживая, но потом понимаю, что за неё волноваться не стоит - она меня ждёт и по ходу дела мило флиртует с врачами.

Ко мне приходит женщина-врач брать анализы. Я прошу, чтобы она взяла анализы крови, но не простые из пальца, а кровь из вены, мотивируя это тем, что я никогда раньше не сдавала кровь из вены и я до сих пор не знаю, какая у меня группа крови (это правда). Она удивленно смотрит на меня и восклицает: Да не может быть! В общем, она берет у меня кровь из вены, при этом самой крови я нигде вообще не вижу, ни капельки. Потом спустя немного времени она сразу обрабатывает кровь, получает результаты и тут начинает психовать и злиться. В этот момент входит в кабинет еще один врач - мужчина. Она просто кидает ему злобно фразу - "я этим заниматься не буду" и уходит. Он смотрит анализы. Я не смотрю в лицо врачу, но я точно знаю, что мы знакомы и уже виделись раньше. И точно знаю (такая побочная уверенность), что я с ним раньше встречалась, но в других снах. Я отворачиваюсь к нему полу боком и просто понимаю, что там диагноз близок к неизлечимому.

Есть предчувствие, что это заражение крови или что-то из трудноизлечимых болезней. Мы ним разговариваем, я спокойна, он начинает меня уверять, что всё будет хорошо, что он возьмётся за мой случай; что у него есть вообще безнадежный пациент со спидом, но он же его ведет - что уж тут я, тем более, что мы знакомы. Потом мы оказываемся на лестнице - вход с улицы в поликлинику - вдвоём, я сижу спиной полу боком на ступеньках, он стоит прямо за мной.

Я спокойно спрашиваю - смиряясь и приняв свой диагноз - что мне дальше делать? Хоть первые пару шагов - как дальше? А он ответил: всё будет хорошо, ведь я же смог тебя полюбить.

Анализы Туалет Месячные во сне

Подруга Юля просит сдать анализ мочи за ее мужа. Я иду в туалет общественный и начинаю тужится, но у меня начинается менструация и я вижу кровь. Тужусь и с меня выскакивает комок.

Я решаю, что анализы нормально сдам не за него, а за себя и понимаю, что, Юля (мы в ссоре наяву) как повод встретиться использовала необходимость анализов. Иду к ней с шампанским.

Анализы во сне

В воскресенье утром приснился сон...

Из двух частей... Запомнилась только вторая часть и непольностью, сдаю ещё с кем то анализ кала. Немолодая медсестра в очках с двумя большими колбами в руках с мутной жидкостью внутри говорит всё нормально, лучше чем у второго... Я лежу на спине на полу и вторая медсестра ставит рядом со мной с горкой наполненный воняющим д-ом тазик я возмущён... Из двери кабинета выходит молодая медработница вся измазанная экскриментами, она переживает из-за этого и смущена, а две старших убеждают её что всё нормально, ничего страшного...

Анализ крови во сне

Приснилось, что я пошла сдавать анализ крови и флюорограмму по собственному желанию в конкретную больницу при этом я пришла не голодная. Там были практиканты и женщина, которая сказала, что медсестра сейчас не на месте.. Не помню, что вообще у меня брали этот анализ, но позже я пришла за результатом причем бежала и при беге мне стало нехорошо.

Я зашла в нужный кабинет, но там пока никого не было. На столе было много приборов и один из них на анализ сахара, который я включила (хотела проверить), но как только вошла медсестра (пожилая женщина) сразу же выключила. Я вошла в обуви и наследила поскольку там была лужа. Сестра это заметила и спросила не мои ли это следы - следы были огромные, а нога у меня меньше - но оказалось это мои следы. Каким-то образом я продолжила лазить п о столу и случайно наткнулась на листок с о своим анализом. Он был цветной, кажется синий или похожего цвета, и весь исписан синими и красными чернилами.

Красные чернила не сулили ничего хорошего, посколку анализ не был хорошим., а вверху страницы была строка с приблизительным сроком жизни и там была цифра 13. Мне стало страшно и я стала подсчитывать сколько же мне будет, но все же я не хотела в это верить и решила, что нужно сходить и сдать кровь в другое учреждение, учитывая, что сдавала не по правилам и у меня не был укол в пальце, чтобы подтвердить.

А этот листок был исписан рукой, причем были и мои записи - перевод какого английского слова, который был залит красным и что-то еще, ощущение, что он был вырван из моей тетради.

Три сна о своем пребывании в интернете во сне

Предыстория первого сна начинается с того, что из интернета исчез сайт Записки на манжетах. Произведения я успел скачать из кэша рамблера, но недавно они пропали и из кэшей поисковых систем. И вот на форуме Записок на манжетах 2 (точнее в разделе "недоделки") возникли вопросы где же их можно найти? Я тоже задавал себе такие вопросы и, то что прочитал на форуме, побудило меня все таки найти этот сайт. Оказалось, что в интернете есть колоссальный архив, куда записываются вэб-страницы начиная с 1996 года. И там сохранился этот сайт. Правда не все страницы там записываются, а делается по какому то выборочному принципу, но скажем для сайта Записки на манжетах большинство записалось. Но у меня уже раньше пропадали страницы на сайтах юзерлайн, рулинет и романтик киев. Юа. Поэтому я сразу же попробовал найти и эти страницы и оказалось, что эти сайты сохранились еще лучше. Потом долго лазил по этому архиву, по ссылкам внутри. Очень много интресного для себя открыл.

И после это приснился мне сон в котором я несколько часов блуждаю внутри этого архива. Нахожу какие то свои страницы, другие не могу найти, смотрю версии одних и тех же страниц но в разное время и т. Д. В общем весь сон у меня перед глазами был монитор со страницами этого архива. Там еще есть такая интересная вещь, что если владелец домена (имени сайта) делает на сайте одну из страниц "робот. Тхт" и на этой странице описывает условие, которое не дает роботу архива записывать страницы, то таких страниц нету в архиве. А на каких то сайтах одни страницы могут записываться, другие нет, все зависит от того как записан адрес юрл этого робота. И вот внутри сна я блуждал по своим старым стихировским страницам найти которые было невозможно просто введя нынешний адрес, а только старый, причем не с авторской страницы, поскольку именно на авторские страницы поставлен робот, а именно нужно указывать конкретный старый адрес стиха. Что интересно, если в комментарии на стихире написать старый адрес стихировского стиха, то после публикации комментария адрес сам оказывается исправлен на новый.

Предыстория второго стиха связана с тем, что сайты юзерлайн и рулинет не полностью исчезли. И если набрать адрес любого из произведений, то выбрасывает на титульную страницу этих сайтов. Но с титульных страниц видны только списки тысяч авторов, а при попытке зайти по этим никам опять выбрасывает на титульную страницу. В самом же архиве большинство страницы записалось и почти все произведения можно просмотреть. Но в самом этом архиве, поскольку записались не все произведения, то тоже иногда выбрасывает на нынешнюю титульную страницу. И вот меня так выбрасывало много раз и даже сам не знаю почему обратил я внимание на одного автора Юрий Алтайцев. Что то думаю он мне уже примелькался на разных сайтах, хоть я на его страницы и не заходил. И вот нажал я на его фамилию и оказалось, что в отличие от всех других авторов, его произведения сохранились и на нынешнем обрывке сайта и их можно прочитать. И тогда я набрал его в посковой системе и... 400000 сайтов. Пошел я по этим ссылкам и везде какой то невероятный абсурд, точнее не абсурд в обычном понимании, а нечто типа генератора посмодернизма, только на темы не связанные с самим постмодернизмом. И какие то сайты со свободной публикацие и с премодерацией и авторские сайты и социальные сети и т. Д.

И после всю ночь мне снился сон, что я блуждаю по этим страницам, с одними и теми же названиями произведений, но сами произведения не открываю. И стало мне в самом сне как то жалко, что я вот старался, придумывал, пытался нечто доказать читателю. Много писал и абсурда и даже зауми, но старался всегда это делать по разному и на разных сайтах не дублировать одни и те же проиведения и для каждого сайта выбирать разные концепции. А здесь вот так человек сочинил нечто и растиражировал это по тысячам сайтов. И я понял, что посторонний читатель не сможет отличить это творчество от моего, а скорее всего, моего то он во всем этом и не заметит. И можно представить, что так делает не только Юрий Алтайцев. Зашел еще во сне на стихировскую страницу Татьяны Бориневич о которой когда то читал комментарий, что она вначале своих публикаций тысячами писала коротенькие хвалебные комментарии и уже потом ее начали читать и она раскрутилась.

После этого я размышлял несколько дней о природе сетературы. У меня изменилось мнение и о сетературе и о творчестве вообще. Я и раньше видел сетературу как одно гипертекстуальное произведение, а сейчас окончательно утвердился в этой картине. И что нету в сетературе худших и лучших произведений. И для своего равнозначного присутствия в сетературе достаточно опубликовать какой-нибудь наивный стишок на одном из сайтов и не нужно даже никаких комментариев и читателей. И эти все оценки, конкурсы, гении, это все эфемерно и ерунда. А если человек считает, что написал нечто хорошее, то так оно и есть. Ему не нужно вести себя агрессивно тиражируясь на миллионе сайтов.

Третий сон связан с тем, что в процессе всех этих размышлений я перечитывал свои старые комментарии и комментарии мне. А основная часть моих публикаций приходилась на 2001-2004 годы. И вот во сне мне приснилась некая деревня, в которой в реальности я никогда не был. И люди населяющие эту деревню - писатели с которыми я общался в сетературе. Но в реальности я знаю из них только трех человек. Из сна же запомнил только фрагмент связанный с Ахтаевой, которая пишет вовсе никакое не абсурдное творчество, но с которой я общался на стихире с самого начала и до теперь, хоть и с большими перерывами. В реальной жизни я с Ахтаевой не общался. И вот кто то во сне показывает на нее пальцем и говорит: "Вот Ахтаева же настоящая графоманка, ничего особого она в литературе не изобрела". А я отвечаю: "А ничего уже и не нужно изобретать. Если ты сам считаешь, что твои произведения достойны и интересны хотя бы тебе самому, то так оно и есть, независимо от того, похоже ли это на высокую поэзию, наивные стишки, абсурд или заумь. Ахтаеву я уважаю. "

Два сна во сне

Приснилось в ночь со среды на четверг -3 июня 2010 под утро (или даже ранним утром) . Сон сосотоит из 2 эпизодов:

1) Прогуливаясь с друзьями, случайно встречаю своего нынешнего молодого человека (на данный момент, наши отношения в процессе завершения) , потом перебросились с ним несколькими фразами, и разошлись, при этом я как бы понимаю, что все - больше не встретимся, но особого огорчения или разочарования не испытываю.

2) Дальше следующий эпизод в компании одноклассников (которых не видела больше года) , среди одноклассников есть парень, с которым в школе мы были очень дружны, и мне он очень нравился, но я точно знала, что я не в его вкусе. Этот самый парень без всяких слов начинает оказывать мне знаки внимания, приобнимает, начинает целовать, я не понимаю, что происходит, но не сопротивлялась) На этом сон закончился, проснулась я с ощущением полного счастья, хотя что странно, мы с этим парнем живем в разных странах и не поддерживаем никаких отношений, не виделись года 4-5, и я точно не вспоминала его последние полгода.

Очень надеюсь на Вашу помощь в толковании такого сна) Буду очень признательна!

Два паралельных сна во сне

Первый сон мой:

Иду я и мой сосед Михаил по коридору нашего общежития и подходим к нашей комнате. Возле комнаты стоит мой преподаватель когда мы подошли то она вместе с нами вошла в комнату. Комната была наша, но до " странности" чистая и убраная, нигде нипылинки и не соринки. И что еще упало во взгляд - оня была вся в зеленом - зеленая постель, ковры занавески. Она прилегла на мою кровать и сказала почувствовать себя так в третий раз (я так понял - студентом) , на этом сон остановился.

Паралельно мне приснился сон и моему соседу- одногрупнику Михаилу, сон был нечеткий но основной смысл такой:

Заходит он в нашу комнату и спрашивает у меня:

Она приходила?

Да, - ответил я. - Взяла картошку и ушла.

Ни имен ни лиц он непомнит.

Просьба если ктото может растолкуйте наши сны и есть ли какаято взаимосвязь с сегоднешней сдачи экзамена хвоста. Заходила не та преподавательница, которая у нас сегодня должна принимать!

Не все ясно со значением сна во сне

Снится мне, будто я получаю сообщение от друга, в котором он приглашает меня встретиться с ним. Пишет, что его бабушка больна (в контексте: что она доживает последние дни; при этом я явно представляю ее образ: приветливая старушка в белых одеждах) и поэтому он хочет, чтобы я пришла к нему (дальше не понятно: вроде к нему домой, но в итоге место встречи - кинотеатр) .

Собираюсь на встречу. Радуюсь. Одеваюсь (все то, что в реальной жизни никогда бы не одела) : ботинки типа военных (чистые и аккуратные, мне понравились) , джинсы свободного кроя и куртка типа телогрейки. Про куртку думаю. Зачем я ее одеваю, она же совсем не походит.

Пришла в кинотеатр и стала покупать билеты. Пока покупаю, думаю, зачем я их покупаю, а вдруг мой друг уже их купил. Но кассир выкладывает мне билеты и поверх них красивую монету. Не помню, взяла ли я все это. Кажется взяла.

И тут меня охватило волнение. То наряд неподходящий для такого заведения (стыдно) . То сомнения, а в тот ли кинотеатр вообще пришла. Попыталась найти то сообщение, не смогла. И с другом так и не встретилась.

Вот. В начале еще немного понятно, но чем ближе к концу, тем больше путаюсь в толковании. Помогите, пожалуйста.

Плохие анализы во сне

С наступающим Новым Годом! К сожалению мне приходится его встречать с тяжелейшим грузом нерешенных жизненных проблем... Под утро мне приснилось, что я получил на руки какие-то анализы, причем мне принес их молодой парень (почему-то его звали Даня) , после моих настойчивых попыток их узнать и целого ряда звонков, которые этому содействовали.. В них сказано, что у меня онкология...... Я крайне встревожен... Тем более, что сегодня снятся вещие сны... Это что, приговор?

Люди третью часть своей жизни проводят во сне. Большинству из них снятся сны, некоторым даже по несколько за одну ночь. Как происходит процесс засыпания, наука давно объяснила, а вот о психологии снов ученые не любят говорить, ссылаясь на то, что это не их епархия. Исследователи снов и психологи пока не пришли к единому мнению о причинах возникновения образов сна и их интерпретации.

Более того, в культурах разных стран суеверия и приметы, связанные со снами, довольно различны, что еще больше затрудняет понимание возникновения снов и психологии образов, которые они передают.

Что такое сон?

Понятия сна среди людей разного склада ума, верования и образа жизни существенно различаются:

Наука объясняет сон как пониженную реакцию на внешние воздействия, когда тело и сознание «отключаются» и отдыхают, восстанавливаются, а мозг в процессе сна проходит четыре различных стадии, и во время фазы БДГ (быстрого движения глаз) человек видит образы, которые являются следствием прошедшего дня, переживаниями и разного рода впечатлениями.

С точки зрения эзотерики во время сна человек покидает свою физическую оболочку и может путешествовать с помощью астрального тела, а сны - это события, которые с ним происходили во время этих путешествий.

Древние египтяне верили, что во передает людям свою волю (именно они создали первый толкователь снов), которую потом жрецы-толкователи доносили до остальных.

Сны с точки зрения психологии

По мнению психологов, сон - это реакция ума на события жизни, внутренние переживания, стрессы и скрытые желания. Во сне подсознание через образы сна указывает на проблему и возможный способ ее устранения. Недаром все мощно воздействующие техники работы с подсознанием (гипноз, медитация) близки по своему состоянию ко сну. Только в последнем случае состояние ума полностью контролируемо, а во сне, наоборот, полностью свободно.

Некоторые ученые относят эффект «дежавю» тоже к снам: некогда увиденное во сне, но забытое событие или место через период времени действительно имеет место в жизни человека и кажется повторяющимся.

Автор «Психологии снов»

Трактовку снов довольно обширно исследовал Зигмунд Фрейд, считая сны подавленными желаниями и подавленным либидо, проявляющимися в виде образов.

Эту концепцию австрийский психотерапевт подробно описал в своей книге «Психология сновидений», тщательно описывая разные случаи применения психоанализа сна, какими могут быть связи образов и реальной жизни человека, его прошлого и скрытого. Теория объяснения сути сновидений Зигмунда Фрейда разделяет все на два типа:

Сексуальное влечение (любовь, инстинкт самосохранения и размножения);

Влечение к смерти (стремление к гармонии в жизни, правильный уклад жизни, цикличность).

При этом автор делает акцент на том, что главный образ сна - это не обязательно что-то архиважное, случается, что мелкая, незначительная деталь куда сильнее влияет на бессознательное, чем ключевой момент. Особенность метода Фрейда в том, что осмыслить образы, связать с другим объектом или ситуацией и сделать вывод может только сам пациент, отталкиваясь от глубинных переживаний и эмоций, а психолог только направляет его.

Также его теория основывается на том, что самая первая ассоциация к анализируемому образу зачастую самая точная, поэтому первое, что пришло в голову при пробуждении, часто самое точное трактование.

Архетипы Юнга

Юнг (ученик Фрейда) является основным его оппонентом в науке исследования природы сна. Его позиция в трактовке психологии снов более обширна, не являясь категорично привязанной к сексу и его проявлениям. Юнг считал, что образы сна - это нечто действительно важное и переживаемое в процессе жизни, а смешивать сны шизофреника со снами человека с Эдиповым комплексом просто глупо.

В своей теории трактовки снов Карл Густав придерживался связи образов с архетипами (психологический образ, присущий коллективному бессознательному), семь из основных он использовал постоянно. Анимус и Анима (мужское и женское начало), Самость Мудрец (символ абсолютного знания) и Тень (хаос, пороки и недостатки). Взаимосвязь таких образов и их влияние на сознание человека ярко прослеживается во время всех исследований Юнга и дает понимание человеческой сути с более обширной стороны.

Сделанный вывод дает понять, что Фрейд использовал низменные инстинкты, в то время как Юнг уповал на духовность.

Как интерпретировать образы из сна?

Чтобы понять сигналы подсознания, нужно сделать следующее:

Записать сон сразу по пробуждении, чтобы не забылись мелкие детали. Описывать как можно четче и подробнее.

Возникающие спонтанные ассоциации с образами сразу прописывать, не анализируя. Иногда активная работа мозга и попытки логических умозаключений сводят на нет важные глубинные образы. Со временем умение объяснить сон будет совершенствоваться, и можно будет с легкостью управлять событиями жизни и внутренними состояниями.

Если своих ассоциаций нет, воспользоваться авторитетным толкователем снов.

Для более глубокого анализа сновидений психологи рекомендуют вести дневник, в который записываются сновидения, их трактовки и если сны вещие, то период времени, через которое сон сбылся.

Вещие сны - это вестники судьбы?

Принято считать, что вещий сон предугадывает будущее, дает подсказку на предстоящие события, при этом действительно сбываясь в ближайшем времени. Обычно такие сны снятся людям с повышенной чувствительностью и особым психологическим настроем (накануне важного экзамена, свадьбы), хотя бывает и без причины. По приметам старожилов, вещие сны чаще могут присниться в день именин, в Святочную неделю (между Рождеством и Крещением) и в ночь с четверга на пятницу (самые судьбоносные сны снятся именно в этот день, но их труднее запомнить).

Что такое сонник?

Сонник - это толкователь образов, которые человек видит во сне. Самыми популярными считаются сонник Густавуса Миллера, Зигмунда Фрейда и сонник Ванги, также молодежь часто прибегает к услугам онлайн-толкования, не углубляясь в тонкости трактовки. Среди любителей эзотерики пользуется спросом «Толкование снов и сновидений» Нострадамуса, а также сонник Менегетти.

Для удобства поиска зачастую в толкователе символы сновидений написаны в алфавитном порядке. Чтобы понять психологию сна и что он хочет донести до сознания, вспоминают образы из сна, далее нужно отыскать в толкователе и прочесть объяснения образов и из всех попытаться создать общую картину. Это и будет трактовка.

Если один и тот же сон снится несколько раз

Бывает, что людям в течение длительного периода времени периодически снится один и тот же сон: с теми же образами, ситуациями и действиями. Иногда сюжет незначительно меняется, но чаще совпадает на 100 %.

С точки зрения психологии повторяющиеся сны - это попытки бессознательного указать на одни и те же ошибки в жизни либо привычки, которые человек не меняет в себе. Это будет повторяться до тех пор, пока человек не решит проанализировать сигналы, обратится к специалисту по толкованию снов и сновидений и сделает сопутствующие выводы.

Также иногда во сне человек видит трагедии прошлого, в которых он был невольным участником или зрителем: автомобильные аварии, сцены насилия, война или случаи суицида. От сильного эмоционального шока увиденное отпечатывается на подсознании и через сны периодически о себе напоминает, заставляя очевидца снова испытывать страдания. В таких случаях также рекомендуется обратиться за помощью к психотерапевту.

Суеверия, связанные со снами

В каждой культуре мира, практически в каждой народности существуют свои суеверия, связанные с увиденным во сне.

Славяне верили, что нельзя рассказывать страшный сон до рассвета, иначе он сбудется. Нужно, глядя в окно, трижды повторить: «Куда ночь, туда и сон» (некоторые советовали такие же слова сказать проточной воде, заменяя «ночь» на слово «вода»).

Если в праздничный день (церковный), то он должен был исполниться не позже обеда следующего дня, поэтому считался очень хорошей приметой.

Если младенец смеялся во сне, запрещалось его будить - считалось, что с ним играет ангел.

Во сне наступить или вымазаться в экскременты считалось огромной удачей, к деньгам и везению.

Об умерших людях, приходящих во сне, есть целая система интерпретаций. Если покойник просто виделся во сне - это предвещало непогоду, а если звал за собой, то предвещало скорую смерть тому, кто пойдет за ним. В таких случаях старые люди рекомендовали пойти в церковь и поставить свечу за упокой. Считалось, что вообще лучше не отзываться во сне на «зов», даже если приснившийся человек был жив - это было к несчастью, неудачам и болезням.

Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны - не случайное явление; они не бессмысленны и не беспорядочны, а представляют собой способ исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного, сновидения служат хорошим материалом для психоанализа. Фрейд различал явное и скрытое содержание сна. Явное - это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое - то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновидение, - пишет Фрейд, - теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту».

Фрейд выделял такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений.

Работа сновидений есть перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, напротив, - попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того, чтобы грамотно толковать сновидения, необходимо знать основные закономерности их работы. Среди разнообразных закономерностей работы сновидений в качестве наиболее важных Фрейд отмечает три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы.

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего. Смещение - это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения отдельными намеками и символами. Наконец, третий результат работы сновидений - это регрессивное превращение мысли в зрительные образы.

Главный метод исследования сновидений - метод свободного ассоциирования. При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила.

1. Не следует обращать внимание на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или же кажется абсурдным, ясным или путаным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2. Сновидения следует разбивать на элементы,- каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, то есть свободно ассоциировать. «Если я прошу кого-то сказать, - пишет Фрейд, - что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто, подобное «ассоциативному эксперименту», с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, то есть из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» - представлений, которые дают возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».

При анализе сновидения аналитик наталкивается на сопротивление, особенно когда речь идет о вещах, с точки зрения пациента малозначительных, не относящихся к делу, или о предметах, о коих говорить неприлично. Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент обычно пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее значимыми для раскрытия содержания бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там что-то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

Ключом к расшифровыванию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы, по его мнению, глубоко уходящие своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и^имеющие свои «устоявшиеся переводы», то есть в какой-то степени унифицированные и пригодные для расшифровки любых сновидений у разных людей. Символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин; дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, например, как палки, зонты, шесты, деревья, обозначают мужской половой член. «Женские половые органы, - утверждает Фрейд, - изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, то есть при помощи шахт, щелей, пещер, сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, ящиков, карманов и т. д. Судно также относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и, прежде всего, комната. Символика комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».

Подобная пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже самых близких учеников Фрейда - А. Адлера и К. Юнга. Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений, отмечают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, заслуживает критического к себе отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное - ни в коей мере не умаляет значения разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.

Самый эффективный метод – трехфазный анализ сновидений.

Данная методика включает три фазы.

1. Поиск ассоциаций.

2. Толкование.

3. Ритуал (использование сна для решения жизненных задач).

Фаза первая. Поиск ассоциаций

Запишите в столбик все образы своего сна. К ним относятся любые предметы и объекты, персонажи, природные явления.

Задайте по отношению к каждому образу вопрос: «Какие чувства вызывает у меня этот образ? Какие ассоциации?» Ваша ассоциация – это любое слово, мысль, картинка, чувство или воспоминание.

Около каждого слова напишите от двух до шести ассоциаций.

Не следует создавать цепочки ассоциаций, каждая ассоциация должна отходить непосредственно от образа сна. Например, у вас возникла одна ассоциация, затем в связи с ней рождается следующая, которая, в свою очередь, порождает третью и так далее. Это все дальше уводит нас от первоначальной темы сна. Ассоциации должны быть не в виде цепочки, а виде лучей, отходящих от одного центра.

Далее из всего многообразия ассоциаций следует произвести отбор тех, которые приведут к правильному толкованию. Существует метод отбора, который знаменитый исследователь сознания Карл Густав Юнг назвал «методом щелчка». Пока вы обдумываете ваши ассоциации, наиболее важная из них может сгенерировать более сильное энергетическое взаимодействие со структурами психики. В этот момент в глубине души рождается ощущение: «Совпала!» Так происходит подключение интуиции. Верная ассоциация «щелкнет». Это трудно описать словами, но легко осваивается в процессе практики. Некоторым людям контакт с правильной ассоциацией напоминает прикосновение к проводам с малым напряжением.

С помощью «метода щелчка» отберите для каждого образа только одну ассоциацию.

Когда ассоциации найдены, найдите взаимосвязь между ними. Создайте мысленный или письменный короткий рассказ, где должны быть ответы на следующие вопросы:

«Какую часть меня представляют эти образы сновидений?»

«Где в моей жизни проявляются они или мои взаимоотношения с ними»?»

«Как отражают конфликты персонажей мои внутренние конфликты?»

«В какой ситуации моей жизни отобранные ассоциации проявляются одновременно?»

Помните, что образы сновидений говорят не прямым текстом, а чаще всего символически. То есть если вам приснилась трава, то не надо считать причиной ваших затруднений траву в реальности. Трава во сне – это символ жизни. Вспомнив, каковы ваши отношения с травой во сне и каковы отношения с травой у других персонажей сна, поразмышляйте, каковы ваши отношения с жизнью.



Главное, сны повествуют в основном не о внешних событиях, а о внутренних конфликтах личности, даже если используются при этом образы внешней жизни. Так, действия вашего друга во сне вовсе не отражают его реальные действия. Скорее всего, сновидение показывает вам некоторые его качества, которые есть в вас и на которые следует обратить внимание.

Всегда обращайте внимание на цвет волос, глаз, одежды.

Сцены прошлого, взаимоотношения с друзьями и родственниками тоже важны.

По возможности ищите взаимосвязь между следующими элементами сновидений:

персонажи;

обстановка;

природное окружение;

деятельность;

природные явления;

ощущения органов чувств;

Записывая сновидение для анализа, желательно отмечать самые мелкие подробности, с первого взгляда не имеющие отношения к основному сюжету сна. В них обычно и кроются подсказки. Очень часто в основном сюжете содержится проблема, а в мелочах – подсказки к ее решению. И всегда нужно обращать внимание на эмоции и чувства, сопровождающие сновидение. Это главное.

Учитывайте обстановку в семье, на работе, в личной жизни, что было до , что после , что тревожит, под впечатлением каких событий находитесь.

Бывают и вещие сны. «Не стоит считать возможность буквального осуществления приснившихся обстоятельств наяву единственным смыслом сна. Однако не менее поверхностно (а иногда и опасно) будет пренебрегать вероятностью того, что сновидение может означать только буквальное предупреждение о развитии событий во внешней действительности» (Р. Мосс). Вещие сны – явление нередкое. Проблема только в том, что невозможно оценить сон как вещий до того момента, пока он не материализуется в действительности. Поэтому поиск ассоциаций все равно важен.

Вторая фаза. Толкование

В процессе толкования вы складываете все проанализированные части сна в единую картинку. Третья фаза отвечает на вопросы такого типа: «В чем заключается основное, наиболее важное послание, которое сон старается передать мне? Что он советует мне сделать? Каково общее значение сна в моей жизни?» Иногда приходится делать выбор из нескольких возможных толкований. Прокрутите мысленно каждое из них. Станьте на сторону одного, продумайте его последствия, затем на сторону другого. Обнаружатся дополнительные качества, новое понимание. Правильно сделанный анализ приносит чувство внутреннего облегчения.

Четыре принципа толкования

1. Выбирайте толкование, показывающее то, чего вы раньше не знали или не понимали. Ведь смысл сновидения – дать вам информацию, которую вы не осознавали.

2. Избегайте самоуспокаивающих толкований. Сны, подтверждающие то, что вы сами о себе думаете, никак не влияют на ваше психологическое развитие. Нельзя допускать, чтобы получилось, как в выражении: «Наши глаза перестают видеть не там, где невозможно различить, а там, где прекращается наша честность».

3. Ваши сны не показывают того, что должны делать другие, они показывают, как вы должны изменить себя и свое поведение.

4. Не торопитесь истолковывать все сновидения. Если что-то не получается, отложите толкование на время. Случается и так, что некоторые сны не расшифровываются вообще. Кроме того, никакой анализ не может считаться окончательным, поскольку любые понятые нами элементы сновидения являются лишь освещенной частью скрытого во тьме общего ландшафта.

Создание девиза сна

В конце фазы толкования придумайте девиз сна. Цель этого действия состоит в том, чтобы определить суть послания в одной фразе . Это краткий смысл послания. Фраза-девиз не должна включать более пяти слов.

Третья фаза. Ритуалы

После того как мы проанализировали сновидение интеллектуально, настало время действий. Теперь нам необходимо использовать послание сна в материальном мире, именно для этого оно нам и послано. Ритуал объединяет дух и материю.

На основании сделанных выводов необходимо совершить поступок, пусть самый минимальный.

И здесь вовсе не обязательно выполнять рациональное действие, это может быть и символическое действие, то есть ритуал. Человек мог получить в сновидении послание в образе свечи, насекомых или природных явлений. В этом случае можно поставить свечу, например, выйти в лес, сделать дар бабочке, доверить решение своей проблемы ветру или грозе. Если снится собака, можно покормить собаку в реальности. Правильный ритуал будет подсказан вам самим сном и вашим анализом.

 

Возможно, будет полезно почитать: