Правда об идеальном супружестве. в честь дня памяти святых петра и февронии

Петр и Феврония

Путь по Выксунской епархии Нижегородской области привел нас в село Жайск. Здесь на берегу величавой Оки, на высоком холме, продуваемом всеми ветрами, возвышается памятник покровителям семьи, любви и верности, святым Петру и Февронии.

У авторов этой статьи «душевная аллергия» на нравоучительность. До глубокого погружения в историю, святые Петр и Феврония, как христианские и литературно-исторические персонажи, казались нам скучноватыми примерами идеальной христианской семьи. После глубокого погружения в тему Петр и Феврония стали для нас абсолютно живыми людьми – яркими, интересными, незабываемыми. История Петра и Февронии оживает в документах и фотографиях, будто эти люди и сейчас находятся среди нас. Вот они идут, продуваемые ветрами истории на холме в Жайске, и нам есть, о чем с ними поговорить и что спросить…

Возможно, наши современники ничего бы не знали о Петре и Февронии, если бы не Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) – священник, писатель, публицист, церковный деятель, а позднее монах. Творивший в XVI в. (еще во времена детства и юности Ивана Грозного), священник и писатель из Пскова Ермолай (под творческим псевдонимом Прегрешный), как человек образованный и просвещенный, был замечен церковной властью. Прославился писатель Ермолай Прегрешный тем, что написал, адресованное царю литературное произведение с проектом переустройства общества в интересах крестьян и просвещенной части дворянства. Царь на это произведение не отреагировал, а вот московский митрополит Макарий талантливого писателя заметил и перевез его в Москву, чтобы привлечь к написанию жития святых. Так Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) стал протопопом и церковным писателем в Москве.

Нам повезло дважды. Один раз в том, что Ермолай-Еразм взялся написать удивительную историю муромского князя Петра и деревенской девушки простолюдинки Февронии. Второй раз в том, что двухтомник произведений Ермолая-Еразма чудом сохранился до наших дней.

А вот Ермолаю-Еразму не повезло. Не получилось у него каноническое церковное житие Петра и Февронии. Получилось литературно-историческое произведение, описывающее жизнь двух очень ярких людей. Да, написанное церковным языком. Да, несущее христианские идеи веры и нравственности. Но слишком живое и противоречивое (какой и является человеческая жизнь), а также полное символов (напоминающих языческую символику), чтобы это описание безоговорочно могло сразу стать церковным каноном. Митрополит Макарий не принял текст Ермолая Прегрешного в оригинальном виде и не включил его в канонические церковные книги.

Писатель Ермолай Прегрешный постригся в монахи под именем Еразм, и вскоре его литературное творчество закончилось. А удивительная история Петра и Февронии, предположительно живших в конце XI – начале XII веков, дошла до наших дней и волнует людей XXI века своей яркой жизненностью и неоднозначностью.

Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых в 1547 г. (примерно через 300 лет после их смерти) – по этому случаю и получил задание написать житие Петра и Февронии Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный).

По инициативе Светланы Медведевой (супруги Дмитрия Медведева) в России в 2008 г. был учрежден новый праздник – День семьи, любви и верности, совпадающий с днем почитания святых Петра и Февронии (православных покровителей семьи) – и был принят символ праздника – ромашка.

Через год в 2009 г. известная российская журналистка Наталья Радулова опубликовала дискуссионную статью, посвященную Петру и Февронии – «Мифология семьи, любви и верности» – в которой святые Петр и Феврония предстают перед читателями в очень противоречивом образе, как нам кажется, оскорбительном для православного человека:

«Петр и Февронья Муромские, семейная пара, которую нам преподносят как пример любви и верности, на самом деле были те еще кадры. Февронья угрозами загоняла кавалера под венец, а он, бедняга, бегал от нее, как заяц… А что ж тут романтичного? – удивилась я. – Зачем эту хитрожопую парочку назначать главным российским символом любви и верности?» Наталья Радулова

«В сентябре 2009 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) вынесла предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности газете “Вечерняя Тюмень” за публикацию в N 26 (451) от 17-23 июля 2009 этой статьи». Источник: . (По этой же ссылке можно прочитать и саму статью Натальи Радуловой.)

Так что Петр и Феврония – люди несомненно интересные, раз они вызывают столько человеческих переживаний, начиная с Ермолая-Еразма в XVI веке (который так и не смог написать бесспорное каноническое житие святых Петра и Февронии), и заканчивая нашими современниками в XXI веке.

До сих пор не затихают дискуссии, существовали в действительности такие люди – Петр и Феврония – или это вымышленные персонажи, описанные Ермолаем-Еразмом на основании народных легенд и преданий? Ведь древний автор Ермолай-Еразм описывал события, которые происходили за 300 лет до момента написания. Бесспорных летописных свидетельств до наших дней не сохранилось.

Большинство светских исследователей считают, что образ князя Петра Ермолай-Еразм писал с муромского князя Давида (который постригся в монахи, вероятно, под именем Петра). Косвенно подтверждает это предположение и то, что у князя Давида была жена с именем Феврония (которая постриглась в монахини под именем Ефросинья). Но есть противоречие. Если все так, то, вероятно, Ермолай-Еразм написал бы либо Давид и Феврония (у обоих светские имена), либо Петр и Ефросинья (у обоих монашеские имена). Почему Ермолай-Еразм написал Петр и Феврония? Много есть непонятного нам, людям XXI века, в этой древней истории.

Также Ермолай-Еразм никак не упомянул, были ли дети у Петра и Февронии? Было бы странным, подробно описывая жизнь этой яркой супружеской пары, не упомянуть хотя бы вскользь об их детях. Но не упомянул… И тогда у критически настроенных читателей возникает предположение, что детей у Петра и Февронии не было вовсе. Но как бездетная пара может стать народным символом православной семьи? Вопрос неоднозначный… Но вопреки всем замечаниям критиков святые Петр и Феврония продолжают волновать современных людей яркой историей своей жизни.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую написал для нас священник и писатель Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), но в современной литературной обработке можно прочитать на сайте «Петр и Феврония – любовь и верность навсегда» . Оригинальный текст Ермолая-Еразма (Ермолая Прегрешного) «Повесть о Петре и Февронии», но в современной орфографии выложен на сайте «История литературы Древней Руси» . Также О.А. Сухова и Ю.М. Смирнов написали книгу «Петр и Феврония Муромские», которая выложена на сайте «Муромский музей» . Напоминаем, что крайне неоднозначная статья Натальи Радуловой «Мифология семьи, любви и верности» выложена на сайте Библиотека священника Якова Кротова . Мы осознанно не пересказываем вам историю святых Петра и Февронии. Надеемся, что вдумчивому читателю самому будет интересно погрузиться в чтение и сопоставление источников.

Мы же вернемся в современность на Нижегородскую землю в село Жайск. Не доезжая до высокого холма на берегу Оки, где в 2013 г. был установлен памятник Петру и Февронии, в лесах находится святой источник, из которого по народному преданию брали воду Петр и Феврония во время своего изгнания из Мурома. Родник бьет в глубоком овраге, тропа к нему трудная – крутые склоны, глинистая почва – но люди ходят сюда за водой вопреки трудностям (хотя родниковую воду можно брать ближе и легче) и украшают это место. Значит, светлая память о Петре и Февронии живет в народе вопреки недоверчивым и критикам. Скромный (по сравнению с впечатляющим памятником над Окой), но посещаемый источник в лесах наводит на мысль, что народная память о Петре и Февронии истинная и не зависит от государственных программ по укреплению семьи.

Дорога приводит нас на высокий холм над рекой Окой, по которой плыли Петр и Феврония, которые по народной легенде и по описанию Ермолая-Еразма предпочли совместное изгнание из Мурома и потерю власти, но не разлуку друг с другом.

Красивая белая часовня – легкая и воздушная – удивительно органично вписывается в холмистые окские просторы, продуваемые ветрами и поросшие березами. Красота!

Мозаики на часовне светлые, солнечные.

Стоя над Окой в обнимку с любимым человеком, в голову приходит простая мысль: не имеет значения строгость исторических фактов, изложенных Ермолаем-Еразмом, а имеют значение семья, любовь и преданность любящих людей друг другу.

Электронное СМИ «Интересный мир». 12.01.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Жизнь Петра и Февронии Муромских – история вечной любви, верности и жертвенности. При царе Иване Грозном супруги были причислены к лику святых за благочестивость и образцовое соблюдение супружеских обетов. Их мощи являются главной святыней Мурома, к которой стекается множество паломников. Среди них и простые люди, и русские цари.

Их волшебная история любви увидела свет в 1547 году, будучи рассказанной иноком Еразмом и затем записанной в «Повесть о Петре и Февронии». Это произведение является одним из выдающихся образцов литературы XVI века. В сюжете переплетаются любимые темы народного творчества: сказание о мудрой деве (как в сказках о Василисе Премудрой) и история о подлом змее.

Петр

Петр был братом Муромского князя Павла . Однажды в семье случилось горе. К жене Павла стал ходить на свидания демон в обличие мужа. Женщина долго страдала от наваждения, и рассказала всё супругу. Павел должен был защитить свою семью, но змея не так-то просто убить. Для этого оказался нужен Агриков меч.

Князь поделился горем с братом, и тот стал искать оружие. За помощью он отправился в церковь и обратился с молитвой к Богу. Спустя некоторое время , перед ним появился мальчик и указал, что так необходимый Петру меч лежит в стене прямо у алтаря. Обрадованный Пётр забрал оружие и сначала рассказал всё Павлу, а потом отправился к его супруге. Каково же было его удивление, когда он увидел брата в покоях снохи. Так как князь не мог быть в двух местах одновременно, Пётр пронзил мечом дьявольского посланника. Враг принял своё настоящее обличие и умер, но его ядовитая кровь попала на тело победителя, покрыв его язвами и струпьями. Ни один врач был не в силах помочь.

Феврония

Феврония была дочерью пчеловода . Необычайно красивая, умная и добрая, она с детства обладала целительной силой и прозорливостью, изучала травы, ладила с животными.

Когда Петру во сне пришло видение, что ему может помочь дочь бортника, тот уже смирился со своей бедой. Но слуги искали для него врача по всему свету. Один из мальчиков оказался в Рязанском селе Ласково. Что-то привлекло его в крестьянском доме, и он зашёл в горницу, будучи никем не встреченным. Там он увидел девушку, которая не ожидала его прихода и расстроилась, что в доме нет ушей и очей. Она подразумевала собаку, которая предупредила бы о госте лаем, и ребёнка, рассказавшего бы, кто к ним идёт. Но отрок её не понял и задал вопрос о том, где домочадцы. Ответ последовал ещё более витиеватый. Дескать, родители ушли плакать взаймы, а брат отправился заглянуть в глаза смерти.

Гость, отчаявшись её понять, попросил объяснений. Оказалось, что отец с матерью ушли на похороны, чтобы потом и к ним пришли на могилу, а брат отправился лазить по опасно высоким деревьям за мёдом. Юноша был впечатлён речью хозяйки . Разговорившись, он узнал, что её зовут Февронией, и рассказал ей о княжеской болезни. Внимательно выслушав рассказ, девушка сказала, что сможет помочь.

Знакомство

К тому времени как нашли Февронию, Петр уже так сильно болел, что не мог самостоятельно подняться. Когда его отвезли к девушке, тот обещал щедрое вознаграждение за лечение, но ей нужна была особая награда. Феврония обещала помочь, только если он возьмёт её замуж. Молодой человек не собирался этого делать , но пообещал ради шанса на исцеление. Тогда она дунула на хлебную закваску и велела после бани смазать ей все раны кроме одной.

Князь согласился, но решил подшутить над девушкой, велев ей соткать для него платок и сорочку из маленькой связки льна, пока он будет мыться. Феврония в ответ передала через слугу щепку с просьбой сделать из неё станок, чтобы она могла выполнить поручение. Пётр ответил, что это невозможно. На это она сказала, что и его просьба была такой же. Князь был приятно удивлён её сообразительностью.

Исцеление

Князь последовал совету Февронии и как только сделал всё, что она велела, его кожа очистилась, а боль прошла.

Но Феврония неслучайно велела оставить одну язву нетронутой. Она знала, что Пётр задумал обман и лечила его тело, стараясь исцелить и душу. Баня символизировала обряд крещения, а лечение должно было избавить князя не только от проказы, но и от гордыни. Ведь князь хотя и был благодарен за чудесное выздоровление, но отказался жениться на простолюдинке, решив, что богатых даров будет достаточно для девушки. Феврония такую благодарность не приняла, а вернувшийся домой Пётр снова стал покрываться струпьями, размножающимися от оставленной язвы.

Петру ничего не оставалось как вернуться к целительнице. Он боялся её злобы и обиды , но их не было, она лишь просила, чтобы обещанное было выполнено. Пётр искренне сказал, что на этот раз не обманет. Феврония повторила лечение, и князь снова стал здоровым. В Муром он вернулся уже с будущей княгиней, Февронией, которую впоследствии очень полюбил, как и она его.

Когда пришло время Павлу уйти к Богу в 1203 году, Пётр возглавил Муром. Он был хорошим правителем , но жителям не понравился его выбор супруги. Бояре клеветали на Февронию, а когда это не помогло, подняли бунт. Желая немедленно избавиться от простолюдинки, они велели ей забрать всё, что ей хочется, лишь бы она поскорее убралась. Выбор княгини порадовал бояр, метивших на престол, ведь всё, что ей оказалось нужно – это был Пётр.

Верность

Такое положение дел не рассердило Муромского князя, ведь он не мог расстаться с женой и предать любовь. Он добровольно оставил все богатства и власть, отправившись с любимой куда глаза глядят.

Так они попали на корабль , где помимо них была ещё супружеская пара. Молодой человек засмотрелся на Февронию, и та снова показала свою мудрость. Она попросила мужчину зачерпнуть два ковша речной воды по обеим сторонам от корабля и попробовать их. Тот не нашёл разницы во вкусе и спросил для чего была такая просьба. Девушка объяснила, что женское естество также одинаково как эта вода, тем самым заставив несостоявшегося любовника раскаяться.

Когда путешествие закончилось, Пётр отчаялся, и супруга никак не могла его утешить. Тогда она решила показать ему чудо. Увидев пару сломанных деревьев, она благословила их, а к утру они превратились в здоровые.

Не прошло и дня, как из Мурома пришли добрые вести. Бояре очень просили супругов вернуться к княжению, поскольку сами только проливали кровь и не могли разделить власть. Пётр и Феврония приняли просьбу.

Дальнейшая жизнь Петра и Февронии

25-летнее правление Петра и Февронии было долгим и счастливым . Они творили добро, помогали нуждающимся, дарили любовь и заботу всем жителям. Их правление не омрачала ни жажда денег, ни ссоры да раздоры. Люди за это их очень любили и уважали. Незадолго до смерти супруги приняли монашество с именами Давид и Ефросинья.

Нет достоверной информации о том , были ли дети от их любви. Согласно летописям у Давида и Ефросиньи было три ребёнка: Святослав, Юрий и Евдокия. Также у них был внук Олег, но все они погибли ещё до родителей. Так или иначе, но всех Муромских жителей можно считать их духовными чадами.

Смерть

Супруги так любили друг друга, что не представляли себе жизни в одиночестве и молили Бога дать им умереть в один день. Подданным было наказано похоронить обоих в одном гробу.

Когда он почувствовал близкую кончину, он отправил гонца за женой. В это время Ефросинья занималась рукоделием для храма и попросила времени на то, чтобы закончить вышивание. Гонец был отправлен во второй и третий раз, пока супруге не пришлось бросить работу и передать мужу известие о том, что она не оставит его. Последние минуты перед смертью супруги провели в молитве и отошли в мир иной одновременно. Произошло это в 1228 году.

После жизни

Когда супруги были обнаружены мёртвыми , люди ослушались просьбы похоронить их вместе. Было решено, что раз они приняли монашеский постриг, то Петра, как законного князя похоронят в Муроме, а могила Февронии должна была находиться в монастыре за городом. Оставив гроб на двоих, который был подготовлен заранее, они сделали для каждого отдельный, и для отпевания почившие находились в разных церквях.

Каково же было удивление народа, когда тела мёртвых не были найдены утром там, где их оставили. Они оказались в своём общем гробе. Люди удивились, но вновь предприняли попытку разлучить супругов. Однако утром чудо любви повторилось. После этого воля князей была исполнена , и они похоронены в едином гробе.

  • песнь о битве Зигурда со змеем Фафнаром и союзе героя с вещей девой;
  • сага о Рагнаре и Ладброке;
  • повесть о Тристане и Изольде.

Исторические личности

Еразм, который в мирской жизни носил имя Ермолая Прегрешного, был биографом. В том, что его повесть была основана на реальных событиях, сомневаться не приходится. Но о тех, кто известен как Пётр и Феврония , доподлинно неизвестно. Ими могли оказаться следующие люди .

Память

Могила находилась у храма Богородицы. При советской власти были перенесены в музей, а Собор разрушен. Святыня вернулась Церкви в 1989 году. Сейчас частица мощей вместе с иконой находится в Московском храме Вознесения. Там еженедельно совершаются богослужения, посвящённые этим святым. Часть была похищена в 2012 году. Ещё часть находится в Муромском монастыре. Туда не иссякает поток паломников , которые просят выздоровления и семейного благополучия у Петра и Февронии. Легенда об их жизни до сих пор живёт, хотя прошло уже столько лет.

День Петра и Февронии

  • По старому стилю праздник отмечался 25 июня.
  • Сейчас, по новому стилю, день их памяти отмечается 8 июля. Именно тогда их мощи были перенесены в Рождественский Собор, а умерли святые супруги в апреле. Для славян 8 июля начинались покосы и купание. До него в воду без оглядки заходить было нельзя. Считалось, что на берегу обитают русалки. Святых тогда уже почитали, и из-за совпадения двух праздников, день называли Февронией Русальницой.
  • 19 сентября также считается их праздником в память о перенесении мощей в 1992 году. Этот праздник предназначен для тех, кто хотел бы сочетаться браком в день этих святых, поскольку 8 июля приходится на Петровский , в этот день совершались только помолвки.

Памятники

После утверждения народного праздника в честь святых, им ставят памятники, как напоминание о примере идеальных супружеских отношений. Их часто посещают брачующиеся. Открытие памятников обычно приходится на 8 июля. Такого большого количества скульптур не посвящено больше никому из православных святых.

Отношение к истории

В 2008 году по инициативе Муромских жителей при содействии Светланы Медведевой день памяти святых стал официальным народным праздником. Этот праздник является русской альтернативой Дню всех влюблённых 14 февраля. Символом служит ромашка – такой простой, солнечный и всеми любимый цветок. Также 8 июля является Днём города Мурома.

Несмотря на это, некоторые считают историю лицемерной и основанной на шантаже. Но если читать её внимательно, то можно увидеть, что свёл пути святых Господь. Феврония была провидицей и знала, что жизнь с Петром суждена ей Богом. И действительно, святые прожили благочестивую жизнь, помогли многим людям, искренне любили и поддерживали друг друга. Это то, что должно быть основой любой счастливой и крепкой семьи.

Тот, кто ввел празднование Дня Петра и Февронии и назвал это Днем семьи, любви и верности, никогда не читал их так называемое житие. Желание противопоставить западному Дню святого Валентина праздник исконно русский привело к огромному конфузу. История Петра и Февронии может конкурировать только с Хеллоуином, говорящими тыквенными головами и другими ужасами.

В качестве символа любви и верности выбрана очень своеобразная парочка: она - бедная деревенская девушка, знахарка, он - князь. Он заболевает тяжелой формой дерматологического заболевания, узнает об этой целительнице и едет лечиться к ней. Она, увидев, с кем имеет дело, и понимая тяжесть болезни, ставит условие: если она его вылечивает, он на ней женится. Он лицемерно соглашается, разумеется, не собираясь жениться на какой-то зачуханной крестьянке. Она, понимая, что князь, скорее всего, лжет, лечит его, но оставляет пару струпьев, что называется, на развод. Петр, разумеется, не выполняет обещания и уезжает, но, не доезжая до Мурома, покрывается струпьями вновь. Он вынужден вернуться, и она ставит вопрос еще жестче и, таким образом, выходит замуж путем шантажа.

Дальше эта парочка какое-то время живет в браке, оставаясь бездетной, и отношения между ними заканчиваются разводом. Почему? Потому, что со временем они приходят к мысли о том, что неплохо было бы принять монашество, а чтобы принять монашество, необходимо прервать все земные связи и отношения. Они стригутся в монахи после развода, затем князь начинает умирать и зачем-то посылает к своей бывшей супруге-монахине гонцов с требованием умереть в тот же день, когда умрет он. За каким чертом ему это понадобилось, житие не уточняет. Не знаю, добровольно или нет, но Феврония соглашается, и они таки умирают в один день.

Дальше история принимает характер фильма ужасов. Как вы понимаете, в Средневековье асфальта на дорогах не было, поэтому глухой ночью двое покойников умудряются проползти по грязи городских улиц огромное расстояние, сползтись и повалиться в один гроб. Прибегает общественность и обнаруживает монаха и монахиню в неких позах, которые нам не уточняет житие, в одном гробу. Их разъединяют, разносят по разным гробам и хоронят в разных концах города. Но следующей ночью символы любви и верности, достигнув определенной стадии трупного разложения, снова бродят по муромским улицам, роняя с себя омертвевшую плоть, и снова заваливаются в один гроб. И всего таких попыток воссоединиться у покойных было три. Любой судмедэксперт скажет, что на третью попытку они представляли из себя уже откровенно антисанитарное зрелище.

Итого: парочка, заключившая брак через шантаж, бездетная, разведенная, в состоянии трупного разложения является в России символом семьи, любви и верности. Согласитесь, это чрезвычайно пикантно. Проверить эту информацию можно, например, в книге под редакцией академика Александра Михайловича Панченко, вышедшей в издательстве «Наука»: в ней есть все списки летописей и житий. Хотя, в общем-то, во всех списках житий Петра и Февронии рассказанная мною канва выглядит примерно одинаково. Я, будучи прилично подкованным в догматике, агиографии, патристике и литургике, был поражен, что именно эта парочка была избрана в качестве символа любви и верности. Подозреваю, что это феноменальная безграмотность чиновничества, которое ткнуло куда-то пальцем и избрало случайных персонажей.

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза....

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза. Смирение, кротость и другие православные добродетели получили признание на их примере.

В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы представителями христианской православной церкви.

История о них была записана на бумаге в то же время, в XVI веке.

У муромского князя Павла, правившего в то время в городе, был младший брат Петр.

Однажды князь Петр начал болеть, его тело вдруг оказалось все в язвах и фурункулах. Он искал спасения от неизвестной болезни у врачей на Руси и в заморских странах, но никто не мог помочь знатному человеку.

Тогда князь послал гонцов во все земли с просьбой найти того, кто его излечит. И вот посланник князя заехал в одно русское село. Там он встретил девушку, поразившую в разговоре его своими мудрыми рассуждениями. Парень предложил ей попробовать исцелить князя.

Девица попросила, чтобы князь прибыл к ним в село, но предупредила, что вылечиться он сможет, если только умеет держать слово и добр к окружающим.

Звали девушку Февронией. Она в качестве награды за исцеление князя попросила его жениться на ней.

Когда князя Петра привезли в село, девица подула на хлебную закваску и повелела князю помыться в бане и затем намазать закваской все язвы и струпья, а один струп оставить.

Петр выполнил все ее наставления – сходил в баню и после мытья там же намазался целительной смесью, кроме одного струпа. Сразу же он почувствовал облегчение, кожа его очистилась, боли больше не было.

Однако девушка по имени Феврония не только казалась, но и поистине была очень мудрой. Она понимала, что князю Петру надо прежде всего исцелить душу, избавив ее от пороков, и тогда только излечится его тело. Феврония помнила, что Господь болезни насылает в наказание за грехи и поэтому, предвидя возможный обман князя по низости помыслов, наказала ему оставить один струп.

Петр поразился такому скорому выздоровлению и богато наградил девушку. Однако жениться на ней, как ранее обещал, он не захотел, так как она происходила из незнатной семьи. Феврония все дары отослала назад князю.

Петр вернулся в родной город полным сил и здоровья, лишь с одной оставшейся небольшой болячкой. Но через некоторое время от этого последнего струпа опять по его телу расползлись язвы и фурункулы.

На этот раз Петр усмирил свою и гордость и вернулся к мудрой девушке с твердым намерением сдержать слово и взять ее в жены. Князь отправил к ней посланника с мольбами о прощении. Феврония же не держала на сердце обиды и согласилась исцелить князя окончательно и стать его нареченной.

Точно так же Феврония подула на хлебную закваску и отдала князю. Петр, на этот раз окончательно излечившись, сдержал слово и сделал девушку княгиней, взяв ее в супруги.

Когда правивший в Муроме Павел скончался, Петр вместо него стал княжить в городе. Бояре с радостью приняли нового князя, но их знатные жены строили козни простолюдинке Февронии.

Накрученные своими злыми супругами, бояре возвели напраслину на скромную Февронию и поставили князю условие, чтобы он изгнал девушку из города. Князь послушался и повелел ей уйти, взяв с собой только одну любимую вещь. Феврония сказала, что хочет забрать с собой только его, своего любимого мужа.

Князь Петр помнил, что Господь заповедовал быть с супругой в горе и в радости и отправился в изгнание вместе с женой. Они отплыли из Мурома на двух кораблях.

По наступлении сумерек они высадились на суше. Князь сильно тревожился об их дальнейшей судьбе. Супруга успокаивала Петра, призывая надеяться на милость Божию.

И она была права. Уже через день бояре из Мурома прислали послов, прося князей вернуться, так как после того, как они отплыли, знать не смогла выбрать другого правителя, все передрались и сейчас хотели опять спокойствия и мира.

Будущие святые не стали злобствовать на обидевших их бояр и возвратились. Они правили Муромом мудро и справедливо многие годы, уважая Божьи заповеди и сея вокруг добро. Заботились о горожанах, оказывали помощь неимущим, были словно любящие родители для своих родных детей.

Не смотря на социальное положение человека, они любого одаривали любовью и душевным теплом, препятствовали злым поступкам и жестокости, не корпели над деньгами и любили и почитали Бога. Горожане ценили и уважали их, стремящихся помочь всем и каждому, насытить и облачить, исцелить болезных и дать наставления заблудшим.

Достигнув преклонного возраста, Петр и Феврония в одно время приняли постриг, взяв имена Давид и Ефросиния. У Господа они молили о возможности умереть в один день и подданным велели упокоить их в одном гробу, в котором была лишь тонкая стенка.

Однако после их отхода к Богу горожане подумали, что так как супруги приняли монашество, их нельзя будет похоронить в одном гробу, как те просили.

Срубили два гроба и оставили супругов на отпевание в разных церквях.

Но утром горожане увидели, что отдельные гробы пусты, а тела князей лежат в двойном гробу, высеченном из камня при их жизни.

Не осознав случившегося чуда, непонятливые горожане вновь разделили супругов, но и на другое утро Петр и Феврония покоились в общем гробу.

После этого люди наконец поняли, что так угодно Богу и упокоили их в совместном каменном гробу, поблизости к храму святой Богородицы.

И до сих пор туда совершают паломничество нуждающиеся люди, болезные и несчастные. И если они приходят туда с искренней верой и надеждой, то святые Петр и Феврония Муромские даруют им исцеление и семейное счастье. И рассказ о взаимной любви и верности супругов живет в веках.

В 1993 году мощи святых князей Муромских перевезли в Троицкий собор Муромского Свято-Троицкого монастыря.

В 2008 году 8 июля, День семьи, любви и верности, признали национальным праздником на государственном уровне. В православных церквях в этот летний день проводят службу в честь святых Петра и Февронии Муромских и снова рассказывают историю их любви благодарным потомкам.

Я слышала, что житие Петра и Февронии — это просто художественое произведение, не отражающее никаких реальных событий, а сами супруги — это вымышленные персонажи. Так ли это? Почему же в таком случае их почитают? Наталья

Отвечает руководитель Православного историко-культурного общества на Патриаршем Крутицком подворье Александр РАКИТИН:

— Уважаемая Наталья! Благоверных супругов Петра и Февронию почитали святыми на муромской земле с XIII века, то есть практически с момента их преставления. А вот общерусское почитание связано с Казанскими походами Ивана Грозного сороковых-пятидесятых годов XVI века. Муром был последним городом, из корогого русские войска выходили на Казань. Перед нелегким испытанием царь молился в Рождественском соборе Мурома, давал обеты у мощей, среди которых были и мощи местночтимых святых Петра и Февронии. Иван Грозный не забыл своих обетов — после взятия Казани в 1552 году на средства царя в городе был заново построен Рождественский собор, возведена «обетная» церковь Космы и Дамиана. В глазах царя местные муромские святые явились покровителями его побед, а потому митрополиту Московскому Макарию было поручено включить имена князя Петра и его супруги Февронии в так называемые списки общерусских святых. По указу митрополита были написаны их жития и составлены им службы.

Автором жизнеописания Петра и Февронии стал священник дворцового собора Ермолай-Еразм (Еразм — второе имя, полученное им при пострижении в монахи уже в 1560-е годы). Отец Ермолай приехал в Муром и на основе местных устных преданий составил житие. Но следует учитывать, что к тому времени прошло уже около четырехсот лет с момента преставления супружеской четы. Неудивительно, что за это время их жизнь превратилась в народном сознании в красивую сказку о любви и супружеской добродетели. Отец Ермолай записал все сохранившиеся известия о Петре и Февронии, переработал и изложил в надлежащем виде. Правда, даже получившийся «надлежащий вид» мало походил на традиционное житие, поэтому жизнеописание Петра и Февронии стали именовать не житием, а сказанием. При этом митрополит Макарий не стал включать это сказание в свои знаменитые Четьи минеи.

Насколько правдива дошедшая до нас история? Нужно отметить, что священник Ермолай-Еразм известен нам и по другим произведениям, где этот автор показывает себя не только высокообразованным человеком, но и тонким богословом. Именно поэтому исследователи исключают предположение о том, что автор сам сочинил повесть о княжеской чете. Не вызывает сомнений и то, что мощи принадлежат представителям княжеского рода: Рождественский собор Мурома изначально являлся усыпальницей местных князей. А вот вопрос о времени княжения Петра до сих пор остается открытым. Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге нам практически ничего не известно.

Мы не имеем права относиться к народным преданиям как к недостоверным. Это такой же источник, как и летопись. О многих русских святых мы узнаем лишь из их жизнеописаний, при этом летописи ничего о них не сообщают, житие Петра и Февронии в этом смысле не исключение. Как ни странно, древнерусских хронистов редко интересовало благочестие тех или иных князей. Поэтому неудивительно, что память о замечательных русских святых сохранило именно народное почитание и устные предания.

В сонме канонизированных в Средневековье святых-монахов (преподобных и святителей) Петр и Феврония являют редкий пример святой жизни в супружестве. Знаменитый исследователь древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачев сравнивал их с Тристаном и Изольдой. Сейчас мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии хранятся в Муроме в Троицком женском монастыре.

 

Возможно, будет полезно почитать: