Постигаем вечное: в чем смысл венчания в православной церкви. Обряд венчания

Издавна первое воскресенье после Пасхи - так называемая Красная горка - было временем свадеб на Руси

Этот день был первым, когда разрешалось венчание после длительного перерыва. Дело в том, что по церковному уставу аж с Масленицы, а это 9 недель, венчание было невозможно. Со временем требования церковного устава обросли народными обычаями и поверьями. До сих пор Красная горка — один из наиболее популярных периодов для свадеб среди тех пар, которые не удовлетворяются регистрацией в загсе и хотели бы скрепить свой союз в Церкви.

Для чего нужно венчание и что оно дает?

Прежде всего хотелось бы отметить, что для создания семьи венчание не нужно. Брак, очевидно, создаётся не иначе, как взаимным договором двух любящих друг друга людей. Суть этого договора очень проста: взаимное признание друг друга мужем и женой и взятие ответственности друг за друга и за своих будущих детей. Этот договор не имеет ничего общего с так называемым брачным контрактом. Мы говорим о взаимной личной договоренности будущих супругов создать семью, свободно ради любви пожертвовать своей свободой, самостоятельностью, независимостью. Регистрация, признание родственниками, венчание, свадьба - это все вторично по отношению к тайне любви двух людей и их взаимному решению создать семью.

Как бы это ни выглядело странно, венчание каждой христианской пары - это сравнительно молодая традиция. В Византии долгое время венчали большей частью богатых людей, тогда как простые люди ограничивались благословением епископа и совместным причащением. На Руси века до 15-16-го многие крестьянские семьи не были повенчаны.

Тот чин венчания, который мы можем наблюдать сейчас, сформировался к 9-10 векам в Византии. Он представляет собой некоторый синтез церковного богослужения и греко-римских народных свадебных обычаев. Например, обручальные кольца. Они пришли ещё с тех времен, когда у знати были распространены кольца-перстни - не только украшения, но и своего рода печати, которыми можно было скрепить юридический документ, написанный на восковой табличке. Обмениваясь такими печатями (а до сих пор существует понимание, что жена носит кольцо мужа и наоборот) супруги вверяли друг другу всё свое достояние в свидетельство взаимного доверия и верности. Это символическое значение и закрепилось за кольцами, они стали обозначать верность, единство, неразрывность семейного союза. Благодаря этому обмен и надевание супружеских колец вошло в богослужебное чинопоследование.

Подобно кольцам в богослужебный чин вошли и венцы. возлагаемые на головы новобрачных, которые появились не только благодаря народным обычаям, но и византийским церемониалам. В церковном понимании они свидетельствуют о царском достоинстве новобрачных, которым предстоит строить свое царство, свой мир, строить так, как они пожелают, строить для себя и своих детей, и никто не может вмешиваться. Они вольны сами выбирать себе советчиков.

Прежде чем говорить о смысле и действенности венчания, остановимся на одном важном моменте, принципиально отличающем христианский подход к браку от некоторых других. Когда мы говорим о взаимном договоре, о принятии решения создать семью, то для христиан это означает только одно - этот союз навсегда. Не может быть семьи там, где есть начальная установка ограниченности семейного союза, где есть изначальное предположение, что может быть другой брак, лучший первого. Вступление в брак и собственная вера для христиан - это явления одного порядка. Поверить в Бога, поверить Богу - это почти то же, что и поверить, довериться любви другого человека. Если человек любит и любим, если он желает создать семью, то он должен совершить, как говорят, прыжок через пропасть, поверить в свою будущую семью и сделать такой шаг, после которого нет пути назад.

Если взаимное решение о создании семьи принято, то для его легитимности во все времена человеческой истории необходимо было публичное свидетельство о взаимной любви и ответственности, в наше время - это регистрация брака. Это признание общественностью важно, во-первых, чтобы минимизировать случаи обмана, шарлатанства, корысти и т. д. Во-вторых, для юридического признания детей и для решения каких-либо трудностей.

Древние римляне различали два понятия, два типа отношений мужчины и женщины: семья и конкубинат. Последний означает взаимное сожительство без каких-либо обязательств и юридических последствий. Конкубинат - вполне законное явление, как в древности, так и в наши дни. Любой гражданин нашей страны может выбрать тот образ жизни, который ему подходит.

Так вот, чтобы венчание было действенным, со стороны новобрачных необходимо соблюсти несколько условий. Первое из них: венчают только семейную пару - мужа и жену. На практике это выражается в обязательном требовании наличия у желающих венчаться государственного свидетельства о браке. Не может быть повенчана пара, живущая в конкубинате. Второе условие: повенчана может быть только христианская семья - союз христианина и христианки. Третье - это понимание сути венчания и принятие её.

Венчание - это одна из форм церковного благословения христианского брака, но оно не даёт каких-либо благ семье, не лишает её трудностей, не уберегает от развода. В венчании не просто преподается Божья благодать, Божья милость, но, что очень важно, даётся помощь для конкретной задачи - быть именно христианской семьей, быть тем островком любви, мира, где царствует Христос. Можно сказать, что в венчании ставится задача и даются силы её решить, но от самих людей зависит, совершат они это дело или нет.

Почему же христианство допускает разводы, ведь развод - это всегда трагедия? Православие смотрит на семью как на живой организм, венчание не создаёт, а воцерковляет его. Жизнь или смерть этого организма зависит от самих супругов. Важнейшим элементом христианской нравственности является учение о свободе и области ответственности человека, на которые даже Бог не посягает. Целостность семьи - это то, что в руках самих супругов, это их область ответственности, это то дело, на которое они сами решились. Если у людей нет сил семью созидать, нет любви, нет единства жизни - значит, они вольны принять решение о разводе или, если хотят семью сохранить, могут просить помощи у близких, у психологов, у священников или у Бога. Но ни близкие, ни психологи, ни даже Бог не могут насильно держать людей вместе, они могут оказать помощь, дать силы, но жить-то всё равно надо самим супругам.

Венчание в православной церкви – это одно из семи главных таинств и правила для него верующие люди стараются соблюдать как можно тщательней. Венчание наряду с крещением, миропомазаньем, покаянием, причастием, священством и елеосвящением составляют центр духовной жизни и воплощают полноту входа человека в церковную жизнь. Все, что нужно знать жениху и невесте перед таким ответственным шагом, как венчание, вы прочтете в нашей подробной статье. Она также будет интересна тем, кто уже совершил таинство, но хочет узнать больше о нем.

Смысл венчания в православной церкви

Согласно христианскому мировоззрению, двое людей соединяется в освященном Богом союзе и становятся одной плотью. Именно поэтому столь привычные сегодня разводы в христианской среде считаются противоестественным явлением, как если бы мать решила не жить с рожденным ею ребенком. Иногда подобный разрыв связывают с ампутацией конечности или органа – болезненный процесс, который делает человека неполноценным.

Господь создал Адама и Еву и благословил им размножаться и плодить землю. Духовное и физическое родство со своей женой Адам признал сразу: первым делом, когда увидел Еву, он назвал ее своей плотью и кровью, так как полюбил ее:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2:23).

Поэтому, прежде чем пойти на этот шаг, люди должны осознавать всю серьезность, которую они этим поступком обещают Богу.

Юной любви, а также любви долгожданной, свойственна поспешность и видение своего партнера в «розовых» тонах. Достоинства, которые есть у любого человека, – так как все созданы по образу Божию и унаследовали от Него совершенные черты – любящий человек воспринимает преувеличенно и ему кажется, что объект любви совершенен. При этом его недостатки, – которые также есть у всякого, так как все мы подверглись первородному греху и его последствиям в виде болезни, смерти и страстей – кажутся сглаженными и не поддаются рациональному анализу.

Поэтому в храме, куда пришли молодые на разговор со священником о предстоящем мероприятии, можно встретить неожиданную реакцию церковного служителя. Так, если священник соблюдает устав святых отцов и чтит традиции, то он посоветует влюбленным подождать до венчания хотя бы год, за который можно лучше узнать человека в разных обстоятельствах и испытать свои чувства на практике.

При этом за этот год не благословляется жить интимной жизнью. В случае, когда молодые пришли уже после сложившихся отношений и ставят священника перед фактом, тот разъясняет им, что ранняя половая близость до законного бракосочетания ведет за собой неблагоприятные последствия для дальнейших отношений и их крепости.

После разъяснительной беседы, если молодые осознали свою вину, священник предлагает им попоститься три дня, затем исповедоваться в грехах и причаститься. Накануне венчания молодожены обязательно должны причаститься, чтобы прочувствовать этот день как самый важный в жизни – день, когда две судьбы становятся одной судьбой, две души – одной душой и два тела – одним телом.

Как подготовиться к венчанию?

Для начала нужно выбрать день, место для венчания и поставить в известность священника заранее. При этом необходимо помнить, что не каждый день в году в православной церкви разрешается проводить это таинство.

Таинство венчания не совершается по вторникам и четвергам, так как эти дни предшествуют постам, которые соблюдают верующие в среду и в пятницу. Также не совершается таинство в субботу, так как воскресенье (а церковные сутки начинаются с 20:00 накануне) – это малая Пасха, день освященный.

Также нельзя венчаться в дни установленных Вселенскими соборами постов – это 4 поста в году общей длительностью 5-6 месяцев с разной периодичностью.

Как правило, в православной церкви России установилась вековая традиция венчания на Красную горку – это название праздника в первое воскресенье после Пасхи. Этот день называется в церковном календаре Антипасхой и обозначает начало периода всенародных свадебных гуляний, которые происходили массово на Руси во все времена.

Таинство не проводят также накануне единичных постных дней – например, 11 сентября на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи; в особые дни радости и празднования после Великого и Рождественского постов – на Святках и Светлой седмице; перед и во время праздника Воздвижения Креста Господня.

После выбора дня необходимо приступить к подготовке, что, в первую очередь, включает не внешнее приготовление отдельных предметов, приглашение гостей и план мероприятий празднества – а внутреннее состояние молодоженов, которое заключается к подготовке к таинству Исповеди и . И то, и другое таинство обязательно предшествует столь важному событию. Ведь Господь называет Царство Небесное брачным пиром, и Причастие на таком пиру в день бракосочетания является приобщением любви Божьей и укрепление на весь дальнейший совместный путь по жизни.

Время венчания священник назначает сразу после литургии, которая проводится каждое утро. В идеале, если молодоженам получится отстоять литургию и причаститься на ней непосредственно накануне торжества. Ведь куда важнее истратить свои силы на вклад в таинство, чем беречь их на вечерние гуляния (которых желательно избежать и оставить гостей как можно раньше для уединения).

Что нужно для венчания в церкви?

Правила подготовки к венчанию в православной церкви заключаются главным образом во внутреннем осознании и ответственности за этот шаг. В понимании, что назад пути нет и все трудности характера, притирки, разногласия – не могут теперь быть поводом для расторжения союза, который освятил Бог.

Это серьезный шаг, но многие сегодня легкомысленно идут на него, не рассчитывая силы и крепость чувств. К сожалению, такие люди не понимают, что после разрыва венчанного союза сделать гармоничной следующую семью будет сложнее и следует беречь то, что имеется.

И уже во вторую очередь необходимо подготовить наряд, документы, предметы для таинства и прочие вещи, необходимые в этот день.

Что нужно для венчания в православной церкви, список:

  1. Свидетельство о регистрации брака. Согласно правилам, установленным Священным Синодом, незарегистрированные в органах ЗАГСа браки не могут быть венчаны. Такие условия диктуются в первую очередь серьезностью намерений молодоженов, ведь после революции и распада Российской Империи церковь утратила полномочия влияния на права и обязанности сторон, функцию регулировки законных отношений теперь выполняет именно ЗАГС.
  2. Иконы Спасителя и Божией Матери. Какие иконы нужны для венчания? Подойдут любые образы и оклады, но главное, чтобы их можно было без проблем взять в руки. Эта благочестивая традиция раньше означала благословение родителей на брак и передавалась по наследству – со стороны невесты икона Пресвятой Богородицы, а со стороны жениха икона Спасителя. Благословение родителей имело сакральную ценность и свято соблюдалось.
  3. Золотые обручальные кольца. Раньше женское кольцо для венчания было серебряным, напоминая о том, что в христианской семье женщина является помощницей мужу и подчиняется любящему супругу. У мужа было золотое кольцо, что соответствовало символике царского металла – как Христос, муж обязан любить свою жену, которая символизирует собой Церковь. Именно муж будет нести ответственность за свою семью перед Богом на Суде.
  4. Венчальные свечи. Их можно приобрести на месте в храме. Являются символом благодати Святого Духа, Который невидимо предстоит и освящает.
  5. Белый плат. Это может быть как обычное покупное полотенце белого цвета, так и вручную расшитое невестой полотно (что раньше часто практиковалось). Можно также приобрести на месте в Храме. Его стелют на пол и встают во время определенного момента в процессе таинства. Плат символизирует чистоту помыслов и устремлений венчающихся.
  6. В некоторых храмах существует фиксированный размер пожертвований для таинства. Стоимость необходимо оплатить перед таинством, чтобы не забыть об этом после. Если фиксированной платы нет, то можно оставить добровольное пожертвование после венчания. Следует помнить, что государство не снабжает работников церкви зарплатами и их проживание зависит от наших пожертвований.
  7. Достойный внешний вид венчающихся. У девушки (женщины) должен быть головной убор (платок или более пышная фата для венчания), закрытые плечи, наряд должен быть скромным, закрывающим колени и не имеющим глубокого декольте. Мужчина должен быть в брюках. Шорты, бриджи и другие укороченные варианты, обнажающие ноги, для мужчины в храме не допускаются. Цвет наряда для невесты лучше выбрать светлых, пастельных тонов. Традиционно, чистая целомудренная девушка подчеркивает свою невинность абсолютно белым платьем и живыми цветами в руках. Обувь для невесты лучше выбрать удобную, на плоской подошве, чтобы без проблем отстоять службу.

После потери церковью законной гражданской силы, способной регулировать юридические вопросы, наличие свидетелей не является обязательным и носит, скорее, характер благочестивой традиции. Свидетели были поручителями брачующихся, хорошо их знали. Приглашали умудренных опытом, имеющих собственные семьи свидетелей, которые в трудные ситуации смогли бы дать дельный совет.

Какие правила венчания в православной церкви нужно знать?

Как подготовиться к венчанию в православной церкви – доступно объяснит священник, которого выбрали молодожены для проведения своего таинства. Но общие правила остаются одинаковыми.

Брак, зарегистрированный органами ЗАГС, является безблагодатным, но не беззаконным сожительством. Такая форма уважается церковью и допускается в случае, когда церковный брак не может быть совершен. А он не может быть совершен в нескольких случаях:

  • когда гражданский брак был регистрирован более трех раз — по церковным канонам нельзя вступать в брак более трех раз;
  • когда один или оба супруга не принадлежат к православной церкви, не крещены или приведены не добровольно;
  • когда не произошло фактического расторжения брака с предыдущим супругом: при гражданской регистрации необходимо свидетельство о разводе, при церковном – благословение архиерея на вступление в новый брак;
  • когда жених и невеста состоят в кровном или духовном родстве – в том числе, если они являются крестными одного человека;
  • правила в возрасте венчающихся в православной церкви ограничиваются верхним порогом в 60 лет для женщины и в 70 для мужчины, нижний порог: 16 лет для девушки и 18 – для парня.

Во время подготовки к венчанию следует проговорить все спорные моменты в вопросах мировоззрения, чтобы совершение таинство происходило с чистым сердцем.

Сколько по времени идет венчание в церкви – 40-60 минут.

Что делать с венчальными свечами и другими атрибутами после венчания?

Из подобных семейных реликвий можно устроить небольшую коллекцию. Для этой цели заводят отдельную шкатулку, куда складывают атрибуты после венчания, крещения и других памятных семейных событий. Шкатулку можно показывать детям, освещая перед ними подробности знаменательного дня, освежая собственную память и окунаясь воспоминаниями в счастливые события. Туда же можно поместить различные сувениры, привезенные из паломничества.

Венчальные свечи можно зажигать во время молитвы, чтобы попросить о чем-нибудь важном для семьи у Бога, для особой благодарности Ему или в другие моменты.

Все эти вещи являются напоминанием о важных вехах в развитии семьи и являются частью эмоциональной жизни членов семьи. При этом сами по себе они не несут сакральную ценность. Если по какой-то причине реликвии оказались не нужны, их можно ликвидировать особым образом. Так как предметы участвовали в святом обряде их лучше сжечь – самостоятельно или передать в церковь с просьбой утилизировать освященные свечи и предметы, участвовавшие в таинстве.

Видя перед собой символы венчания, супруги могут через воспоминания отыскивать пути во взаимопонимании, когда возникают сложные моменты, через ощутимые свидетельства их союза, который они заключили перед Богом, супруги вспоминают о важности семейного очага и черпают новые силы, чтобы идти по жизни дружно рука об руку.

Правила венчания в православной церкви состоят, в первую очередь, из нравственной основы, которая заключается в чистоте намерений, отсутствии корыстных и непорядочных целей и твердая решительность соединиться с любимым человеком воедино. Целью такого союза является получение от Господа дара единомыслия для христианской жизни и воспитания детей. Больше о венчании можно узнать из книги .

После того как молодожёны ставят свои подписи в отделении ЗАГСа, многие из них едут в церковь, чтобы благословить свой союз перед Богом. Но что означает это таинство, зачем люди венчаются и как им это помогает в семейных делах?

Зачем люди венчаются в церкви?

Венчание в православной религии - обряд церковного благословения брака. Пришел он к нам из дохристианской Греции, где было принято украшать головы брачующихся венками из цветов в знак благословения. Православная церковь взяла это действие за основу и внесла в него христианские элементы.

Но не сразу венчание стало частью бракосочетания для всех. Вначале такой чести удостаивались лишь императоры и их близкие. Сегодня данный обряд может пройти любая пара.

Во время ритуала Священник читает над молодоженами молитвы, призывая Бога помочь новой семье и стать ее частью. Кроме этого:

  • В помощь семье призывается Троица, она будет оберегать пару и помогать ей;
  • Дети, родившиеся у повенчанных, при рождении получают благословение;
  • Считается, что супруги, прошедшие обряд, находятся под защитой Бога, он сам ведет их по жизни.

Поэтому многие пары и приходят к Священнослужителю, они хотят укрепить свой союз, освятить его и получить поддержку.

Но развод в таком случае хоть и допустим, считается большим грехом. Рекомендуем обдумать данный шаг, решаться ли просить у Господа благословения или подождать и проверить чувства.

Как подготовиться к ритуалу?

Необходимо выполнить некоторые условия , перед тем, как отправляться к Священнику за благословением:

  1. Желательно начать соблюдать пост за 3 дня до события, можно и больше, но три дня - обязательны. Следует отказаться от пищи животного происхождения, алкоголя, близость также нежелательна в эти дни;
  2. Из одежды мужчина может выбрать обычный костюм - брюки и рубашку. А вот девушке придется подобрать подходящее платье. Оно не должно оголять колени, грудь, предпочтительны светлые тона. Многие девушки надевают свадебные наряды, но это не обязательно, возможно выбрать и другие, но скромные;
  3. Лицо женщины не должно быть спрятано за фатой. Это символизирует ее открытость перед Богом.

Данное таинство совершается не в любой день . В церкви вам назначат определенную дату. Но это точно не произойдет накануне великих праздников, во время постов, Крещения и Воздвижения, Пасхи или Светлой Седмицы.

Кроме этого важен и день недели. Не подходят для венчания:

  • Вторник;
  • Четверг;
  • Суббота.

Однако, если того требует ситуация, Священник вправе провести обряд в запрещённые дни, и он будет признан законным.

Как проходит венчание?

Вначале молодым необходимо обручиться . Обручение начинается после Литургии, на которой паре внушается важность происходящего. После Священник три раза благословляет жениха и невесту, молодые трижды крестятся и принимают от служителя свечи.

Затем возлюбленные встают перед аналоем на розовый или белый плат и подтверждают Святому Отцу свое согласие на происходящее. В знак принятия их согласия произносится три молитвы Иисусу Христу и Троице.

Правые руки новобрачных соединяются рукой служителя, и он произносит молитвы во славу новобрачных, за их счастье и здоровье. В это время вся процессия трижды обходит вокруг аналоя, что означает вечный совместный путь, начавшийся сегодня для пары.

В конце молодые люди легко целуются в губы, подходят к Божьим вратам и прикладываются к иконам. Все, таинство завершено. Далее венчанные могут отправиться с гостями к праздничному столу.

В каких случаях можно оформить развенчание?

Православие крайне негативно относится к разводам . Но бывают случаи, когда без этого не обойтись и в 1918 году был создан список возможных причин. Позже он был несколько расширен и сегодня имеет следующий вид:

  • Измена;
  • Вступление в новый брак;
  • Отказ от православной веры;
  • Исчезновение одного из супругов сроком на 3 года и более;
  • Рукоприкладство;
  • Неизлечимые психические или венерические болезни;
  • Алкогольная или наркотическая зависимость;
  • Тюремное заключение;
  • Выполнение аборта без согласия мужа.

Подать прошение о развенчивании может любой из пары. Вам необходимо прийти в храм, имея при себе следующие документы:

  • Паспорт;
  • Свидетельство о венчании;
  • Свидетельство о разводе;
  • Всевозможные справки, подтверждающие болезнь или другие причины развенчивания.

Никаких ритуалов по этому случаю не проводится, Архиерей рассматривает прошение и, если сочтет его обоснованным, благословит расторжение .

Мы ответили на вопрос, зачем люди венчаются, рассказали, как проходит процесс и как к нему приготовиться. Но хочется отметить, что прежде всего в семье должно жить взаимоуважение и понимание. Если в паре отсутствуют два этих важных качества, никакое благословение им не поможет.

Видео: для чего нужно венчание?

В данном ролике протоирей Евгений Ларионов расскажет, для чего скреплять брачный союз перед Богом, насколько важно таинство Венчания для пары и для церкви:

Венчаться или нет? Сейчас или «двадцать лет спустя»? В городе или в деревне? Можно ли венчаться беременным? Приглашать ли на Венчание родителей, детей, крёстных? Эти и другие – многочисленные и разнообразные – вопросы стабильно, из года в год, кочуют по сайту, не теряя своей остроты и актуальности. Попробуем ответить хотя бы на некоторые их них.

Зачем нужно венчаться?

Венчание – это богослужение, во время которого совершается одно из семи церковных таинств - Таинство Брака. В «Православном катехизисе» святителя Филарета Московского (церковном учебнике, вот уже почти сто лет не имеющем конкурентов по простому и точному изложению основ православной веры) дано такое определение Венчания:

«Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов апостола Павла: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32)»

Отсюда очевидно, во время венчания жених и невеста получают особую благодать для своей супружеской жизни во всех её аспектах, в том числе – рождении и воспитании детей. Соответственно, венчаться люди приходят тогда, когда чувствуют необходимость в благословении своего семейного союза и готовность к восприятию этих даров.

Иногда возникает вопрос: а что меняется в жизни супругов после Венчания? Все отвечают на него по-разному. Чья-то жизнь ощутимо меняется к лучшему, кто-то никаких изменений не видит, а некоторые жалеют, что взяли на себя дополнительную ответственность и лишние обязательства. Почему так происходит, если благодать во время Таинства изливается на всех одинаково?

Основных причин тут две: исходная мотивация (и внутреннее состояние молодоженов) при подготовке к Венчанию и последующее их отношение к полученным в Таинстве дарам. Любым даром можно воспользоваться или не воспользоваться, забросив его в дальний угол своей жизни – может когда потом и понадобится. А если полученный дар по небрежности был утерян, то неудивительно, что жизнь потерявших полученное ничем не отличается от жизни пока не получивших дара.

Мифы о Венчании

Мифов о Венчании много, они живучи и разнообразны. Вот, пожалуй, самые топовые на сегодняшний день.

Миф № 1. Венчание – это модно.

Миф не соответствует действительности. На самом деле сейчас очень модно с умным видом рассуждать о том, что Венчание – это модно. Людей, грешащих этим занятием, настолько много, и ведут они себя порой так агрессивно в своей «просветительской» деятельности, что остается только удивляться - это что, один из способов самоутвердиться?

Миф № 2. Венчаться могут только люди очень глубоко верующие .

Продолжение мифа предыдущего, высказывается в контексте «ну уж вы-то точно венчаться не имеете права, потому что редко молитесь, мало поститесь и вообще – веруете недостаточно глубоко!». Заниматься замерами глубины, ширины и высоты чьей-либо веры – дело неблагодарное и опасное, тем более что в конечном итоге каждому придется отвечать в первую очередь за себя. Перечень же препятствий к Венчанию такого пункта, как «недостаточная глубина веры», не содержит.

Миф № 3. Венчаться в начале семейной жизни – это слишком рано. Надо прожить вместе лет 10-15, убедиться в серьезности своих намерений.

Убедиться в подлинности чувств и серьезности намерений, безусловно, нужно. И сделать это логичнее не только до Венчания, но и до похода в ЗАГС, рождения общих детей и совместного вступления в ипотеку. А если хочется устроить друг другу испытательный срок лет на пять (а почему именно пять? не три, не десять, не пятнадцать? да и после серебряной свадьбы некоторые разводятся!) под тяжестью сомнений и по причине взаимного недоверия – может и начинать не стОит?

Миф № 4. Венчаться не в начале семейной жизни – слишком поздно.

Венчаться никогда не поздно!

Миф № 5. Настоящий брак - это только брак венчанный. Семьи, ограничившиеся только регистрацией в ЗАГСе, живут во грехе.

Миф не соответствует учению Церкви, однако до сих пор поддерживается некоторыми церковнослужителями. Особенно остро проблема стояла в 90-х годах – так, что выносилась на обсуждение Синода. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». (под словами «гражданский брак» подразумевается брак, зарегистрированный в ЗАГСе между гражданами).

Протоиерей Владимир Воробьев в своих «Лекциях о Таинстве брака» также развенчивает этот миф: «Недопустимо и нелепо говорить, что невенчанный брак - это блуд. Если кто-нибудь скажет вам такое по неразумию, то помните, что это не церковное учение. То, что говорил Господь о браке, то, что говорил о браке ап. Павел, находится в прямом противоречии с этим учением. Церковь всегда принимала брак как некое законное семейное устроение жизни. Этому браку Церковь всегда воздавала должное и считала этот брак вполне достойным и неукорительным способом жизни. И греха в этом Церковь никогда не видела. Просто брак может быть церковным и не церковным, но это брак, а не блуд. Блуд есть сожительство вне брака, незаконное сожительство, т. е. сожительство людей, которые не желают иметь семью, не желают, чтобы общество воспринимало их как семью, не хотят оформить законно свои отношения.»

Как подготовиться к Венчанию?

В первую очередь надо в полной мере осознать, что такое Венчание, что оно человеку даёт и к чему обязывает. Тут и литература в помощь (мне особенно нравятся на эту тему книги «Таинство любви» митрополита Антония Сурожского и «Любовь долготерпит» архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна), и предварительные беседы в храмах (в некоторых городских церквях жениху и невесте рекомендуется походить на огласительные беседы), и собственный жизненный и молитвенный опыт каждого.

К любому серьёзному событию в своей жизни христиане готовятся исповедью и Причастием – обычно делается это и перед Венчанием. Иногда возникает вопрос: причащаться ли в день Венчания, или накануне, заранее? Здесь оба варианта правильные, у каждого свои плюсы.

Традиция совместного Причащения жениха и невесты в день свадьбы уходит корнями в те далекие времена, когда Венчания как отдельного церковного таинства еще не существовало. Чинопоследование Венчания стало складываться довольно поздно - только в 9 веке, когда очередной византийский император издал указ о том, что только церковный брак считается законным. До этого несколько сотен лет христиане женились достаточно просто: во время главной службы – Литургии - объявлялись мужем с женой перед лицом Церкви и совместно причащались. Теперь же, года Церковь была вынуждена взять на себя функции ЗАГСа, Таинство Брака было отделено от Литургии.

Сегодня о тех далеких временах напоминает церемония «общей чаши» во время Венчания и похвальное стремление некоторых молодожёнов причащаться именно в день свадьбы. Однако чем больше хлопот по организации свадьбы осталось на женихе и невесте, тем меньше у них возможности в полной мере подготовиться к такому Причастию (несколько дней попоститься, прочесть «Последование к Причастию» и исповедаться) – лучше при подобных обстоятельствах причаститься заранее.

Нет жесткого требования исповедоваться и причащаться именно в том храме, где состоится Венчание, но обычно удобнее сделать именно так.

Что касается функций ЗАГСа, то сейчас в нашей стране Церковь их не выполняет – с тех самых пор, как при советской власти было отделена от государства. Поэтому браки регистрируются – и получают юридический статус – в ЗАГСе до Венчания. Не то чтобы категорически нельзя было венчать без штампа в паспорте – в порядке исключения иногда венчают, но идут на это священники крайней неохотно. Лучше такую неоднозначную ситуацию не создавать, и спланировать Венчание либо в день регистрации в ЗАГСе, либо после него, а документы, подтверждающие зарегистрированный брак – паспорта и свидетельство о браке – захватить с собой на Венчание.

Кроме того, для Венчания понадобится приобрести заранее:

· Венчальные иконы – традиционно это выполненные в одном стиле иконы Иисуса Христа и Богородицы, они могут быть совсем новыми – купленными или выполненными на заказ, или же семейными иконами, передаваемыми из поколения в поколение;

· две больших венчальных свечи (подойдут и просто церковные большие – чтобы хватило на сорок минут, а можно купить специальные для Венчания – они всячески украшены и продаются сразу парой);

· белый рушник (он же плат, он же подножие), на который жених и невеста встают во время Венчания – их можно сшить-расшить самим (вышивка и кружева по краям не возбраняются), можно заказать, или достать из бабушкиных сундуков, у кого таковые имеются, или просто купить готовый (они продаются в церковных лавках).

Не буду напоминать о том, что у венчающихся должны быть надеты нательные крестики - православные христиане обычно вообще их не снимают. Обручальные кольца к свадьбе купить тоже все догадываются сами. Кольца могут быть любыми – хоть золотыми, хоть серебряными, хоть оловянными. Количество и качество камней и прочих украшений также регламентируется только вкусом брачующихся. Однако если хочется в этом вопросе соблюсти традицию, то одно кольцо приобретается золотое, а другое серебряное.

Не лишним будет перед Венчанием еще раз прочесть те фрагменты из Библии, которые читаются во время этого Таинства: Евангелие от Иоанна (глава 2) и Послание Апостола Павла к Ефесянам (глава 5). Хотя еще полезнее ознакомиться со всеми сюжетами Библии (пусть даже в пересказе) – во время венчального богослужения неоднократно упоминаются и ветхозаветные семьи: Авраам и Сарра, Исаак и Ревека, Иаков и Рахиль. Подготовленному человеку смысл происходящего будет понятнее.

Выбрать время и место

Креститься можно в любой день, а вот насчет Венчания существуют некоторые ограничения. Таинство Венчания не совершается:

· во время многодневных постов (таких в году четыре: Рождественский пост всегда с 28 ноября по 6 января, Успенский пост с 14 по 27 августа, Великий и Петров пост зависят от даты, на которую в текущем году приходится праздник Пасхи, ориентировочно Великий - это март-апрель, Петров - с июня по 11 июля);

· во время масленицы (она же называется сырная седмица);

· во время Светлой седмицы (первая неделя после Пасхи) и Святок (с 7 по 19 января);

· накануне постных дней - среды и пятницы, и накануне воскресения, то есть по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;

· накануне двунадесятых и великих праздников;

· накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. Поэтому дату надо выбирать внимательно, записываться в храм заранее (особенно если не совсем понятно, когда там престольные праздники) – чтобы забронировать более удобное время Венчания - сейчас в храмах Екатеринбурга Венчания совершаются индивидуально (нехорошая практика одновременно венчать по несколько пар ушла в прошлое вместе с жестким дефицитом храмов и священников).

Выбирать храм для Венчания проще всего тем, кто уже является постоянным прихожанином конкретного храма – в этом случае там же и Венчаются. Остальным есть над чем подумать: не Венчают обычно (за редкими исключениями) только в монастырских храмах, остальные же – большие и маленькие, в центре и на окраинах – к вашим услугам. У каждого есть своим плюсы: в большом соборе торжественнее, гостей поместится больше и можно заказать колокольный звон для полноты картины; в маленьком храме уютнее и народу не-свадебного ходит меньше. Скажу лишь, что лозунг «только не в кладбищенской церкви!» - мелкое суеверие, не имеющее отношения ни к праздничности самого венчания, ни к благополучности дальнейшей семейной жизни.

В некоторых храмах отдельно спрашивают, нужен ли при Венчании хор. Нужен! Конечно, святости Таинства от отсутствия певчих не убавится, но в красоте потеря будет существенной.

Вопрос про фото- и видеосъёмку во время Венчания также надо уточнить заранее – её разрешают не везде, хотя ничего крамольного в ней нет. Но мы помним про то, куда ходят со своим уставом, и куда не ходят, поэтому проще сразу записываться на Венчание туда, где разрешат мелькать фотографу, если нужны венчальные фотографии.

Чинопоследование Таинства Брака: пошаговая детализация

Церковный чин бракосочетания состоит из двух отдельных частей: обручения (то есть обмена обручальными кольцами) и венчания. Первая часть – обручение - подготовительная, а вторая – собственно венчание - главная, тайносовершительная. Венчание – богослужение очень красивое и зрелищное, в том числе и потому, что жених с невестой не просто пассивно слушают молитвы, а сами являются активными участниками: обмениваются кольцами, отвечают на вопросы священника, совершают крестный ход в венцах, стараются в самом прямом смысле испить до дна общую чашу.

Обручение

Этот этап бракосочетания знаком даже тем, кто ни разу не был на Венчании, поскольку именно обмен обручальными кольцами между женихом и невестой прижился в советских ЗАГСах как центральное событие церемонии заключения брака между двумя гражданами СССР. В таком же виде перекочевала церемония в ЗАГСы РФ.

Обручение – это на самом деле отдельный обряд, в древности совершался заранее, иногда задолго до самой свадьбы. На Западе он так и остался сам по себе, трансформировавшись в современную помолвку. У нас с 18 века обручение и Венчание совершаются одновременно.

Церковное обручение – и, собственно, всё чинопоследование Венчания – начинается с того, что священник благословляет жениха и невесту зажжёнными свечами. Эти свечи – венчальные – будущие супруги должны держать в руках практически до конца службы, лишь иногда расставаясь с ними ненадолго (в таких случаях их временно можно доверить шаферам).

Затем священник выносит из алтаря освящённые обручальные кольца (они же называются перстни). По традиции кольцо жениха (которое он в процессе обмена кольцами отдает невесте, так что в итоге – после обручения - это будет кольцо жены) было золотым, кольцо невесты – серебряным.

Почему именно так? Есть несколько версий, одна из них, например, в том, что золотой перстень подчеркивает главенство мужа. Согласно другой золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, серебряное - подобие луны, блистающей отраженным солнечным светом.

Взяв золотое кольцо, священник трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя ) рабе Божией (имя )" . При каждом произнесении этих слов он совершает крестное знамение над женихом и надевает кольцо на безымянный палец его правой руки. Затем берет серебряное кольцо и трижды крестит им невесту, произнося: "Обручается раба Божия (имя ) рабу Божию (имя ) " и ей также надевает кольцо на безымянный палец правой руки.

Итак, сначала у жениха золотой перстень, а у невесты серебряный. Затем они обмениваются кольцами три раза – то есть каждый раз дарят кольца друг другу в знак любви и далеко идущих намерений, а священник дважды возвращает кольца обратно – каждому своё – как бы говоря: «подумайте хорошенько, дело-то серьёзное!» В третий раз уже кольца остаются у новых хозяев – у жениха серебряное, у невесты золотое. Обмен кольцами символизирует отдачу себя друг другу на всю жизнь, высочайшую степень взаимного доверия.

Всем известно, что «обручальное кольцо – не простое украшенье». Это знак вечности, бесконечности и непрерывности брачного союза – так мы сейчас воспринимаем символику колец. Хотя есть и более практичное и приземленное толкование – его митрополит Антоний Сурожский приводит в книге «Таинство Любви»:

«В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество - все. И вот когда венчающиеся обмениваются кольцами (я говорю именно обмениваются , потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу) - когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: “Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе…” И, конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить общую жизнь от начала и до последнего дня.» (при такой трактовке сейчас логично было бы заменить обмен кольцами на обмен сим-картами и паролями от электронной почты).

После обмена кольцами священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение обрученным. Вообще Венчание – это такое богослужение, которое полностью посвящено молитвам о двух людях: женихе и невесте. Еще время от времени упоминаются «воспитавшие их родители», но в общем и целом – всё о молодых и для молодых.

Венчание

Обрученные жених и невеста выходят на середину храма и встают на разостланный белый рушник. Прежде, чем приступить к Венчанию, которое, как и любое Таинство, не может совершаться насильно и требует добровольности участия, священник спрашивает жениха и невесту (по очереди), действительно ли они хотят и могут вступить в брак друг с другом.

Сначала задается вопрос жениху: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши?» (что в переводе с церковно-славянского означает «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?"), на что жених должен ответить «Имам, честный отче».

Следующий вопрос звучит так: «Не обещался ли еси иной невесте?» (тут, я думаю, и переводить не надо – и так всё понятно). Если жених отвечает: «Не обещахся, честный отче », то те же два вопроса задаются и невесте. Убедившись, что и невеста не возражает против вступления в брак, священник начинает Венчание.

После молитвы о женихе и невесте наступает главный момент Таинства: выносятся венцы, и священник возлагает венец на голову жениха, говоря: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь ». Затем возлагает венец на невесту с такими же словами.

«Возлагаются» венцы или буквально – надеваются на голову и жениху, и невесте, или же шаферам приходится их держать над головами молодожёнов всё то время, пока венцы должны быть «возложенными» - а это не так уж мало! Поэтому рост и спортивная подготовка шаферов должны быть соответствующими, особенно если заранее ясно, что причёска (или шляпа, или фата) невесты не позволит надеть венец ей на голову.

Увенчанные жених и невеста благословляются трижды со словами «Господи Боже наш, славою и честию венчай я » (в церковно-славянском языке слово «я» означает «их»). Это и есть кульминация чинопоследования венчания.

Здесь хочется сделать лирическое отступление и поговорить о венцах. Христианство пришло к нам из средиземноморской страны, где была традиция наряжаться по праздникам в цветочные венки. Жених и невеста тоже в свой праздник – заключение брака – надевали такие венки. И Венчание там происходило (некоторые утверждают, что так оно и есть до сих пор – подтвердить или опровергнуть не могу) возложением на жениха не невесту цветочных венков-венцов, которые в наших снежных краях трансформировались в специальные венцы, больше похожие на царские короны, чем на венки из цветов.

Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют несколько символических значений. В первую очередь это Царские венцы: жених и невеста становятся друг для друга (и для своих будущих детей) царем и царицей, возглавляя новую ячейку общества.

Другое символическое значение венцов не такое радостное, но не менее важное: это м ученические венцы, символизирующие не-безоблачность семейной жизни, где каждому из супругов придется проявить немалое терпение, смирение и любовь. «Претерпевший же до конца - спасётся».

Как и на любом другом богослужении, на Венчании читаются Евангелие и Апостол на церковно-славянском языке. Это два фрагмента из Библии, посвященные браку и семейной жизни: из послания Апостола Павла к Ефесянам (глава 5, стихи с 20 по 33) и из Евангелия от Иоанна (глава 2, стихи с 1 по 11). В Евангелии рассказывается о самом первом чуде, совершенном Иисусом Христом – превращении воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, а в послании Апостола Павла – о взаимоотношениях мужа и жены.

После молитвы о брачующихся, где им испрашивается мир и единодушие вплоть до «маститой старости», и пения «Отче наш» священник выносит чашу вина (обычно это церковный корец – маленький специальный ковшик). Жених и невеста трижды по очереди испивают из этой чаши. Начинае - опять же – жених, поэтому всё, что после третьего раза останется, придется допивать невесте – чаша должна быть выпита до дна.

Символика общей чаши столь же богата и красива, как символика венцов и обручальных колец. В самом широком смысле – это чаша общей жизни и судьбы, теперь одной на двоих, которая должна быть испита супругами до дна, со всеми её радостями и бедами (и все, что по каким-то причинам недопил один из них, придётся расхлёбывать другому). В контексте только что прочитанного Евангелия чаша с вином является напоминанием о том, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской. В исторической же ретроспективе она символизирует евхаристическую чащу – то есть ту, из которой христиане причащаются во время Литургии. Это неудивительно – Венчание как отдельное Таинство сложилось достаточно поздно – в девятом веке. До этого жених и невеста начинали совместную жизнь с благословения и совместного Причастия - бракосочетание совершалось во время Литургии.

После того, как невеста справится с остатками вина и осушит общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных и покрывает их епитрахилью, как бы связывая перед Богом. С этого начинается торжественное шествие вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие, символизирующее жизненный путь новой семьи, в центре которого должно быть Слово Божие.

Во время троекратного обхождения аналоя поются три тропаря. Первый из них: «Исаия, ликуй...» - радостный, в нём напоминается о Божественном благословении чадорождения и о том, что Богородица является покровительницей брака.

Второй - «Святии мученицы...» - более минорный, он как бы отсылает нас к одному из толкований венцов и венчания – венчаются не только на царство, но и на мученичество, на подвиг. Подвиг семейной жизни будет трудным – простых и лёгких браков не бывает, но он может быть победным, как был победным подвиг мучеников.

В третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как надежда и помощь мужу и жене во всех обстоятельствах их жизни.

После этого маленького крестного хода (замечу в скобках, что в шествии участвуют только священник и молодожены, если венцы на них надеты; если же венцы всё это время держат шаферы, то придётся и им тоже троекратно обходить аналой вместе с брачующимися) венцы снимаются.

По принятой сегодня практике сразу же после заключительных молитв венчания читается молитва на разрешение венцов «в восьмой день». В названии этой разрешительной молитвы запечатлена стародавняя традиция: когда-то Таинство Брака совершалось как бы во времени: после венчания молодые еще целую неделю ходили в церковь в брачных нарядах и носили те самые цветочные венки-венцы (фактически свадьба праздновалась семь дней – как Пасха!). Традиция эта со временем отмерла, а название до сих пор осталось.

Священник подводит новобрачных к царским вратам, где благословляет их венчальными иконами (во время богослужения иконы находятся в алтаре). Заключительный аккорд праздника – массовое поздравление молодоженов с вручением цветов и подарков и неизменным исполнением «многолетия».

Дресс-код и фейс-контроль

Кого можно пригласить на Венчание в качестве гостей? Всех, кого хочется жениху и невесте! Слухи о том, что кто-то из родственников новобрачных (родители, крёстные, дети-внуки) не может присутствовать на Венчании, никакой почвы под собой не имеют. Для бабушек в храмах есть скамейки, хотя обычно все про них забывают.

Иногда возникает вопрос, что надевать невесте, особенно если Венчание происходит значительно позже регистрации брака и всех свадебных торжеств. В этом случае белое свадебное платье вовсе не обязательно, хотя совершенно точно невеста (как и все остальные пришедшие дамы) должна быть НЕ в брюках и с покрытой головой (фата, шляпа, платок и так далее – выбор огромен). Так же в храм не принято ходить в мини и с открытыми плечами. Ну и обувь выбираем так, чтобы в ней можно было долго стоять без ущерба для здоровья.

Церковно-канонические препятствия к Венчанию

1. Препятствием к Венчанию является близкая степень родства жениха и невесты, как кровного (вплоть до четвертой степени) так и некровного (например, два брата не могут взять в жёны двух сестёр).

2. Венчание невозможно, если кто-то из будущих супругов не крёщен или объявляет себя атеистом. В некоторых случаях возможно венчание с христианами других конфессий. Вот что написано на эту тему в «Основах социальной концепции РПЦ»:

«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.»

3. Не допустимо заключение брака с человеком, фактически состоящем в браке с другим лицом (по этой причине перед Венчание просят предъявить паспорта или свидетельство о браке).

4. Препятствием является и духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крёстными родителями и крестниками. По этому поводу можно вспомнить поучительный эпизод из жития святой равноапостольной княгини Ольги, которая приехала в Константинополь креститься и неожиданно получила предложение руки и сердца от греческого царя-императора. Повторное замужество в её планы не входило, но и ссориться с императором, обижая его отказом, было опасно. Тогда Ольга сказала: «Я пришла сюда ради святого крещения, а не ради брака; когда же я буду крещена, тогда возможна речь и о супружестве, ибо не велено не крещеной жене сочетаться с христианским мужем». А перед самым Крещением Ольга попросила, чтобы сам царь стал её крёстным. Польщенный царь согласился, а когда через некоторое время он повторно завел речь о свадьбе, Ольга возмутилась: «Как можешь ты меня, свою крестную дочь, взять себе женою? Ведь не только по закону христианскому, но и по языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец имел женою дочь!» Расстались они в хороших отношениях, но не женатыми.

5. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения. Как говорится, последняя у попа жена, и та попадья.

6. Не допускается вступление в Брак более трех раз.

7. Временным препятствием к участию женщин в любых церковных Таинствах – в том числе и Венчании – являются «критические дни» и первые сорок дней после родов.

А вот беременность никаких ограничений для участия в церковных таинствах – в том числе и Таинстве Венчания – не накладывает. Разве только беременной невесте будет тяжеловато стоять во время Венчания (гости могут и присесть в таком случае, а вот невесте и свидетельнице надо реально оценивать свои силы).

Вместо заключения

В Венчальном евангельском чтении рассказывается о чуде в Кане Галилейской – самом первом чуде Христа, вышедшего на проповедь, совершенном именно на свадьбе. Этот сюжет наполнен удивительной и прекрасной символикой. Вино здесь - символ любви. Обычное вино, как и обычная человеческая любовь, может оскудеть. Иногда её не хватает для брака, и это становится настоящей трагедией. Но в жизни всегда есть место чуду: Господь может создать новое вино, новую любовь, которой будет так много, что уже никогда не случится в ней недостачи, и которая будет такой, как описывал Апостол Павел:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1Кор.13, 4–8)

Венчание проводят после заключения брака в ЗАГСе по свидетельству о браке, его от Вас собственно и потребует церковь .
В некоторых церквях существует предварительная запись даты и времени венчания , так проще для молодых. Для этого им надо только подъехать. Венчать Вас будет священник, на которого выпадет очередность треб. Записываются обычно за одну-две недели до торжества. Этого времени достаточно, чтобы исповедать грехи, покаяться, духовно очиститься для нового периода в своей жизни. Есть церкви , где такой записи не существует, и тут как повезёт. Венчать Вас будут после всех треб. Но здесь вы можете выбрать священника, если вдруг есть такая потребность. Для такого венчания Вам следует оформить квитанцию на совершение таинства в день свадьбы .
Обряд венчания не совершается во вторник, четверг и субботу, накануне и в дни великих и церковных праздников, в посты - Великий (семь дней до Пасхи), Петров (второй понедельник после Троицы), Успенский (14-27 августа), Рождественский (28 ноября- 7 января), Святки (7-20 января), на Сырной неделе (одна неделя до начала Великого поста), Пасхальная неделя (светлая седмица), 14 февраля (канун Сретения Господня), 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы), Канун Вознесения Господня (39-день после Пасхи), Канун дня Святой Троицы (49-день после Пасхи), День Святой Троицы, 10 и 11 сентября (канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи), 20 сентября (Канун Рождества Пресвятой Богородицы), 26 и 27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня), 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы).
Лучшим днем недели для венчания считается воскресенье, в этот день бывает много желающих обвенчаться. Некоторые церкви даже практикуют венчание нескольких пар одновременно, хотя это запрещается. Также венчают по понедельникам, средам и пятницам. Проходит венчание в середине дня , но ни в коем случае ни вечером.
Венчание является платным действием. Плата у каждой церкви и храма своя, с Вами предварительно должны оговорить цену.
Существуют некоторые ограничения к венчанию , по которым священник в праве вас не допустить к данному ритуалу. Вот некоторые из них: если один из молодых не крещен, то потребуется вначале окреститься; если большая разница в возрасте или возраст не входит в установленные законом рамки; если есть какое-либо родство жениха и невесты (до четвертой степени родства); если человек психически или умственно болен; если человек является атеистом, мусульманином, язычником или любой другой нехристианской религий. Также если человек состоял в браке более трёх раз или состоит в браке в данное время. И одно из главных - это благословения родителей !
Если девушка в данный момент беременна, то это не будет препятствовать венчанию. Со всеми вопросами вы можете обращаться к правящему архиерею.
Для венчания Вам потребуется две иконы- Спасителя и Богородицы, а также кольца, свечи и белое длинное полотенце, на котором будут стоять молодые.
Невеста должна быть одета в белое платье, даже если она в возрасте. Обувь должна быть удобная, без шпильки, так как придётся стоять несколько часов. Украшения и косметика должны отсутствовать или в минимальном количестве. На голове невесты должен быть головной убор, этом может быть как фата, так и платок.
Молодожены обязательно должны иметь на себе нательные крестики . Надо позаботиться и о выборе свидетелей. Они должны быть обязательно крещенные. Лучше выбрать двух мужчин, так как придётся держать венцы над головами жениха и невесты , а это не так уж и легко. Перед венчанием молодые не должны ничего ни есть, ни пить, ни курить и воздержаться от брачных отношений - с двенадцати часов ночи.
Второй брак церковь не одобряет, но допускает как нисхождение к человеческим слабостям. В таком случае венчание немного отличается двумя покаянными молитвами, нет слов о добровольном и непринужденном браке, но прежним остаётся обручение и возлагание венцов. Расторгать церковный брак имеет право только архиерей. Вы предъявляйте ему свидетельство о разводе из ЗАГСа и если нет никаких канонических препятствии, он снимает благословение и дает разрешение на новый церковный брак .

Таинство венчания

В древние времена вслед за сватовством и помолвкой наступал черед самого главного шага - венчания . Жених и невеста, получив одобрение родителей и объявив о своих намерениях близким и друзьям, теперь должны были получить Божье благословение их союза.
Перед обрядом венчания молодые должны были поститься в течение определенного времени (обычно это семь-десять дней), молиться, затем покаяться и причаститься.
Прежде чем решиться на этот важный шаг, молодым следует осознавать, что с этого момента у них начнется совершенно другая жизнь, основанная на доверии, уважении, взаимопонимании. Все это должно быть достигнуто при помощи их взаимной любви. В этой новой жизни не должно быть лжи. Венчание предполагает определенные отношения между супругами, где муж - глава и опора семьи, а жена обеспечивает своему супругу поддержку, понимание и терпение, что бы ни произошло. Теперь семейная пара должна работать на благо своего тандема и не позволять различным проблемам и неурядицам разрушать их семейное счастье. Совместное преодоление трудностей только укрепляет брак.
Согласно церковным законам у каждого из супругов есть свое место в семье и они оба должны его знать и придерживаться. Муж - организатор семейной жизни и быта обоих. Жена должна стать для мужа самым дорогим сокровищем, он обязан заботиться о ней и о детях. Прочность союза и благосостояние семьи - теперь на его плечах. Супругу надлежит ценить все лучшие качества своей супруги и гордиться ее достоинствами. Жена, в свою очередь, должна слушать мужа своего, уважать его мнение и принятые им решения. Женщина должна стать образцом послушания. Супруги должны существовать друг для друга и делать все возможное, чтобы радость и счастье, которые ощущается в процессе обряда венчания , сопутствовали им на протяжении всей жизни.
Обряд венчания отличается глубочайшей духовной основой. Это таинство, когда две любящие половинки объединяются на земле в единое целое, чтобы быть вместе до конца дней своих.
В окружении икон и тысяч горящих свечей особенно ощущается близкое присутствие Бога, его благословение . Сама атмосфера, царящая в церкви, наталкивает на мысли о вечных ценностях. После обряда венчания происходит неотвратимое преображение моральных и духовных качеств, достигается единство двух любящих душ.

Обряд венчания

Издревле на Руси венчание в церкви было неотъемлемой частью свадьбы. В современном мире пар, желающих представить свой союз на Божье благословение , становится все меньше и меньше. Во многом это происходит потому, что церковный брак потерял свою юридическую силу. Кроме того, венчание - это очень серьезный шаг, который влечет за собой определенные обязанности со стороны обоих супругов.
Венчание следует за обручением. Молодые, держа в руках зажженные свечи, вслед за священником выходят на середину храма. Священнослужитель как бы показывает им дорогу и завещает жить по Библейским заповедям, с Богом в сердце и душе, творить только добрые дела. В это время церковный хор исполняет песнопение, в котором славится супружество, благословленное Господом.
Молодые становятся на рушник, разостланный перед аналоем, где лежат венцы, крест и Евангелие. Жених и невеста опять подтверждают обоюдное желание вступить в брак и отсутствие подобных обещаний, данных кому-либо другому. Это признание является главным условием для заключения церковного брака . После этого брак считается состоявшимся и тогда начинается его освящение Божественной Благодатью.
Затем священник снова молится о послании молодым детей, о мирной жизни, долгих годах жизни и любви друг к другу.
И вот наступает кульминация обряда - священнослужитель берет венец, осеняет крестом жениха и дает ему поцеловать образ Господа, который прикреплен к верхней части венца. Таким же образом священник благословляет невесту, дает ей целовать образ Пресвятой Богородицы. Так преподносится супругам благословение Божье .
После этого священник продолжает читать молитвы, отрывки из Евангелие и послания Святого Апостола Павла. В них рассказывается о том, как отныне должны относиться друг к другу супруги, как вести свою дальнейшую жизнь, а также возвещается о снизошедшем Божьем благословении союза.
Следующим шагом является преподношение чаши общения - чаши с красным вином. Первым три глотка делает жених - как глава семьи. Затем священник передает чашу невесте. После он соединяет руки молодых и накрывает их своей - в знак благословения брака .
Затем священник обводит супругов вокруг аналоя три раза, что символизирует дальнейшее совместное шествие молодых по жизни. После этого он снимает с жениха и невесты венцы и произносит приветственные слова. Потом священник снова молится и в завершении молитв молодые скрепляют свой союз поцелуем. В завершении обряда венчания священнослужитель подводит супругов к Царским вратам и вручает иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Традиции венчания

Существует множество различных традиций и обрядов. Все они совершаются для укрепления новой семьи и счастливой жизни молодых.
Самым духовным и чистым среди всех свадебных обрядов , несомненно, является венчание . Оно совершается перед лицом Господа во имя благословления нового союза. В окружении самых близких родственников и друзей молодые совершают важнейший поступок в своей жизни .
В торжественной атмосфере храма невозможно не проникнуться величием и духовностью происходящего. Множество горящих свечей, алтарь, золото икон рождают в душе невероятный трепет и благоговение перед совершающимся действием. Такая обстановка помогает молодым по-другому взглянуть на свой союз. Этот взгляд более серьезный, он требует глубочайшего осознания всех своих чувств и обязанностей в браке. Молодые перед лицом Господа заявляют о своих отношениях и просят у него благословения. Муж отныне берет на себя обязанности защитника и руководителя, а жена - обязанности хозяйки дома и матери детей.
Церковный брак заключается в храме, где молодые перед Богом обещают друг другу идти по жизни рука об руку и делать все возможное для процветания своей семьи. Главная цель и мужа и жены - заботиться о благосостоянии и прочности их союза и продолжении рода. Супруги обещают друг другу быть вместе на земле и остаться неразлучными в вечности. Муж отныне должен гордиться и восхищаться достоинствами своей жены, а жена - слушать и уважать своего супруга. Основой их брака является любовь, которая и помогает молодым справляться со всеми трудностями и проблемами, с которыми они сталкиваются.
В наше время все обещания, данные молодыми в церкви, сводятся к двум основным - быть верными и неразлучными. Оба события - и измена, и развод - являются большими грехами.
Венчание - довольно долгий по продолжительности обряд. Он совершается в течение нескольких часов. Обряд начинается с обручения , во время которого молодые обмениваются кольцами . Священник является "проводником" между супругами и Господом, он объявляет волю Божью и благословляет пару. Священнослужитель читает молитвы за спасение жениха и невесты, а затем просит Бога самого благословить их союз. В самом начале обряда священник вручает молодым две свечи, которые должны гореть на протяжении всей церемонии.
Во все времена венчание имело огромный смысл для людей. Оно считалось официальным заключением брака . Но в наши дни обряд не имеет законной силы и обвенчаться могут только те пары, которые зарегистрировались до этого в Загсе. На сегодняшний день мало кто из молодых венчается сразу после свадьбы.
Большинство предпочитает сначала проверить свой брак несколько лет или же не венчаться совсем.
На свадебном банкете, так же, сохраняются основные традиции: первый тост поднимают за невесту, жених и невеста едят один кусок свадебного торта на двоих (из одной тарелки), обязателен и традиционный свадебный танец - вальс. Причем, первыми начинают танцевать молодожены, а потом к ним присоединяются отец жениха в паре с матерью невесты и отец невесты с матерью жениха. Третий танец невеста танцует со своим отцом, а жених - с матерью невесты (тещей). И только после этого танца начинают танцевать все гости. И дальше свадебное празднество идет по "накатанной колее" - песни, конкурсы игры, веселые тосты.

С венчанием связано тоже много примет. Вот некоторые из них:

Существует ритуал, который стоит проделать перед венчанием . С утра в день венчания надо под порог положить замок, как молодые переступят порог, закрыть замок на ключ, ключ выбросить, а замок сохранить- на счастливую совместную жизнь!
Если перед венчанием молодые поклянутся в верности друг другу над колодцем, то их любовь будет вечно и "бездонной".
Хорошая примета, когда невеста на венчание едет и возвращается обратно домой разными маршрутами, лучше их продумать заранее.
Ни в коем случае нельзя из-за тяжести венец придерживать над головами молодых - это считается чуть ли недействительным браком, дурным знаком. Поэтому он должен быть полностью одет на голову.
В процессе венчания , когда одевают венцы, молодые про себя могут повторят слова "..а болезни мои не венчаются", только так можно избавиться от болезней и не брать их с собой в новую светлую жизнь.
Если во время венчания свечи молодых горят ровно и плавно, то к размеренной и счастливой жизни, а если потрескивают, то придётся жить неспокойно.
Если свеча у кого-нибудь из молодых сгорит быстрее и больше, то тому придётся прожить не так уж долго.
Венчальные свечи надо сберечь и хранить всю жизнь дома. Существует поверье, что именно они помогают при трудных родах!
Полотенце, на котором стояли молодые на венчании , надо никому не давать и хранить дома всю жизнь. Это полотенце (еще его называют рушник) символ длинной жизненной дороги для двух любящих сердец. Кстати, кто первым ступит на полотенце на венчании , тот и будет править семьей.
Во время венчания молодые не должны смотреть в глаза друг другу, не приживутся вместе, к супружеской неверности.
По завершению венчания в знак благодарности за совершенное таинство молодые должны отблагодарить церковь свежеиспечённым хлебом, завёрнутым в льняное полотенце.
После венчания перед праздничным столом молодых встречают родители, которые преподносят им пирог, а в ноги кидают хмель. Жених и невеста должны съесть пирог пополам. Пирог (хлеб, каравай)- символ любви и гармонии в семье, а хмель на веселую жизнь.
Когда молодые садятся за праздничный стол, то они должны под ним переплести ноги, чтоб даже кошка не пробежала между ними. Так у молодых не будет ссор и скандалов.

В принципе, есть общие правила и положения по тем дням, когда нельзя венчаться. Вот они:

- нельзя проводить обряд по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
- венчание не проводится в течение Великого, Петрова, Успенского, Рождественского постов;
- накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;
- в продолжение Святок, от 7 до 20 января;
- в течение Сырной седмицы (масленицы);
- в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;
- в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи, и Воздвижения Креста Господня.

 

Возможно, будет полезно почитать: