Политическая идеология. Политическое сознание и политическое поведение, взаимодействуя, составляют суть Коммунисты социал демократы либералы католики консерваторы

В процессе опроса учитель оценивает отметками осознанность и прочность знаний, способность ими оперировать, умение самостоятельно построить ответ, сделать вывод. Поэтому не обойтись без формирования и развития монологической речи. Для расширения кругозора учащихся недостаточно знаний параграфа, и поэтому по различным темам ребята готовят мини исследования с использованием различных источников: информация из СМИ, Интернета и др. В результате целенаправленной работы по развитию речи, учащиеся успешнее решают общие задачи изучения обществознания, повышается осмысленность и оперативность знаний. По мере того, как речь школьников приобретает все большую содержательность, логичность, четкость, ясность, возрастает ее познавательная и воспитательная функция, расширяется возможность пользоваться речью как средством интеллектуальной деятельности.

Вначале изучения обществознания встает еще одна проблема: новые понятия, т.е. обществоведческая терминология. Механическое запоминание требует больших усилий и не дает положительных результатов. Предлагаю, используя информационно-коммуникативные технологии, работать с терминами, используя такую форму, как решение кроссворда. Ребята видят, сколько букв в данном понятии, в более сложном термине можно открыть некоторые буквы. А более сильные учащиеся получают задание составить кроссворд из предложенных терминов, которые характеризуют одно явление или понятие. Так формируется навык решения задания в формате ЕГЭ типа В2.

Таким образом, в работе удается добиться лучших результатов, если на уроках организовывается разнообразная деятельность школьников. ИКТ активизируют учебную деятельность учащихся, приводят к осознанному усвоению знаний, формированию самостоятельности.

Успешности обучения способствует проведение мониторинга изучения предмета. Его результаты позволяют отследить уровень эффективности используемых форм и методов обучения, вовремя выявить и исключить нежелательные последствия. После прохождения определенной темы провожу тестирование. Анализируя его результаты, определяю не только качество знаний и успеваемость учащихся, но и хорошо усвоенные темы, допущенные ошибки, выявляю причины пробелов и пути их устранения. Результаты заношу в диагностическую карту достижений учащихся.

Диагностическая карта подготовки к итоговой аттестации по обществознанию

ученика (цы)_____класса МОУ гимназия № 4


Ф.И.___________________________________________________ 2010/11 учебный год


Проверяемые элементы содержания и виды деятельности


Дата проведения работы

На основе результатов составляю план индивидуальных бесплатных консультаций, которые провожу для повышения уровня знаний при подготовке к ЕГЭ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

__________Н.В.Линёва

«____»_________2011 г.


ПЛАН

индивидуальной работы по ликвидации пробелов в знаниях __________________

ученика _____ класса МОУ гимназия №4 посёлка Псебай

по обществознанию

Месяц,

неделя

Дата

Тема-пробел

Результат

Ознакомлены






Учащийся

Родитель

14-19.03

14.03

Диагностические карты, еженедельный промежуточный контроль знаний, планы индивидуальной работы, составленные по результатам контроля, дают положительные результаты в работе с учащимися, и с родителями, которые видят, какие темы повторить для ликвидации пробелов в знаниях учащихся и на чем акцентировать внимание, при подготовке ребенка к сдаче ЕГЭ.

Данный опыт работы позволил добиться стабильных результатов в учебно-воспитательной работе. Доказательством этому является то, что успеваемость по обществознанию на протяжении 3 лет 100%, качество знаний от 62 - 71 %.

Большую роль в формировании знаний по обществознанию играют повторительно - обобщающие уроки. Они должны учить детей анализировать, систематизировать полученную информацию, делать умозаключения и выводы. Для этого следует применять самые разнообразные приемы работы: постановку и решение познавательных задач, работу с документами, составление таблиц. Что позволяет уже с 6 класса прививать учащимся навык решения задач в формате ЕГЭ.

Например: задания на соответствие (задания типа В3). Установите соответствие между потребностями человека и конкретными примерами их реализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) написание мемуаров

Б) приобретение тёплой одежды

B) путешествие в экзотическую страну

Г) купание в святом источнике ПОТРЕБНОСТИ

1) физиологические

2) духовные

Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ребята отвечают, и сразу же проверяем, комментируя каждую позицию.

Большое значение для сдачи ЕГЭ имеет умение учащихся работать с документами. Для формирования этого навыка учащиеся должны понимать и выделять смысловые части в документе. Для этого уместно разделить документ на части и задать вопрос к каждой из них. Когда навык сформирован, детям проще работать со всем источником.

Например:

Ответ: социальная

При подготовке к заданию «В2» ученику важно научиться объединять понятия, термины по конкретным признакам в смысловой ряд, а также находить «выпадающий» из ряда термин. Выполнение этих заданий требует навыков обобщения большого количества изученного материала, а также тренинга выполнения этих заданий по тренировочным тестам. Как правило, в заданиях даётся признак, по которому нужно квалифицировать понятия.

Например:

«Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них, кроме одной, образованы по политико-идеологическому признаку. Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого ряда.

Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы .

Ответ: католики ». Этот термин может быть квалифицирован по конфессиональному признаку.

Задания «В3» даются на установление соответствия между понятием и областью его применения. Для большинства выпускников эти задания не составляют большого труда. Ошибки при выполнении редки и большей частью по невнимательности.

Задания «В4» и «В7» составлены на умение применить знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка.

Частой ошибкой при выполнении этого задания является неполный выбор из предложенных позиций, реже их перебор.

Наибольшую сложность вызывают задания «В5». Ученики не всегда умеют различить в социальной информации (тексте) факты и оценки, аргументы и выводы. Чтобы помочь разобраться, где фактический материал, а где оценочный, я рекомендовала использовать некоторые подсказки. Так оценочное предложение часто включает слова: больше, меньше, лучше, хуже. А также: по мнению, по оценке, наиболее актуально, по сравнению и т.д., но есть мнение – в утвердительной форме это факт! Прошедшее время - факт!

Задание «В6» требует внимательного прочтения текста и вместо пробелов вставить слова, предложенные из списка. Чтобы не запутаться при выполнении этого задания, я предлагала своим ученикам выполнять его следующим образом:

Сначала прочитать весь текст и все слова из списка, затем на черновике выстроить две колонки. Слева пронумеровать пробелы, а напротив них написать слова, которые наиболее подходят из предложенного списка. Проверить их по смыслу, ещё раз прочитав текст, потом рядом со словом написать букву, которая дана с ним, и лишь потом выписать цифры пробелов и буквы соответствующих слов в бланк ответов.

Задания группы «С1-С4» требуют навыков работы с текстом, умение его анализировать и соотносить свою позицию с позицией автора по ряду вопросов. Хочу отметить, что при внимательном чтении ученик может больше половины информации почерпнуть из текста. Там же есть ответы на часть предложенных вопросов. Главное их увидеть. Для этого можно попробовать мысленно подчёркивать те предложения, которые содержат необходимую для ответа информацию, а затем проанализировать выбранное и сформулировать ответ, записав его в бланке.

При выполнении заданий «С5-С7» помочь выпускнику может только собственная память и умение конкретизировать изученный материал, чтобы чётко, тремя-четырьмя словами, примерами ответить на вопросы заданий. Ещё раз хочется подчеркнуть необходимость знаний понятийного аппарата и терминологии.

При ответе на задание «С-8» можно посоветовать схему, которую необходимо отрабатывать на каждом уроке и в домашних заданиях.

Понятие о …(тема)

Характерные черты, особенности (понятия)

Функции, задачи…

А….

Б…

В…

IVФормы, типы, виды понятия

Роль в РФ понятия или Особенности в РФ

При ответе на задание «С9», а именно написание эссе, ученику можно дать ряд рекомендаций:

Поскольку предлагаются высказывания видных мыслителей по шести разделам (философии, психологии, права, социологии, политологии, экономики) можно выбрать для подготовки написания эссе два раздела, чтобы можно было хорошо ориентироваться по предложенной проблеме, как на теоретическом, так и на бытовом уровне. Одного недостаточно, так как поднятая автором проблема может оказаться сложной для ученика и у него не останется выбора.

Обязательно использовать в контексте ответа обществоведческие понятия и термины. Без этого работа не будет должным образом оценена.

Представить свою точку зрения при раскрытии проблемы, поднятой автором. Указать, согласен или нет с авторской позицией.

Необходимо аргументировать свою позицию, опираясь на факты из общественной жизни, или на свой собственный опыт. Даже самое спорное высказывание будет успешно воспринято, если оно будет аргументировано. Этому поможет активное включение в общественную жизнь, использование дополнительной литературы и информации СМИ.

Преподаватель может помочь подготовиться к написанию эссе, организовав на уроке полемику, используя высказывания по теме видных мыслителей и философов. Чтобы активизировать деятельность учеников желательно разделить Чтобы активизировать деятельность учеников желательно разделить класс на две группы и выбрать высказывания противоположные по смыслу. Например: «Партия – это зло, свойственное демократическому правлению» (А.Токвилльи высказывание В.И.Вернадского: «Бывают грозные эпохи в жизни страны, когда ни один человек нравственно не должен сметь оставаться вне политических партий, так как только этим путём он сможет стать свободным гражданином, будет закономерно проявлять свою волю и свою мысль в политической жизни…» Первая группа ищет аргументы в пользу высказывания А.Токвиля, вторая группа аргументирует высказывание В.Вернадского. Учитель направляет учеников, предлагая вспомнить, чем отличаются партии от других организаций, какие бывают партии, каковы их цели. Таким образом, в ходе дискуссии ученики вспоминают понятийный аппарат и учатся его применять в споре.

Что делать, если выпускник определился с выбором экзамена только в середине 11 класса? В среде преподавателей есть такой термин, как «натаскивание на ЕГЭ». Обычно это включает в себя механическое запоминание правильных ответов на определённый тип заданий. Для этого необходимо как можно больше пройти тренировочных тестов. Например, в течение нескольких занятий отвечать только на задания группы «А». Затем проанализировать, какие вопросы чаще других вызывают затруднения, и повторить теоретический материал по данной теме. Затем опять пройти задания «А» тренировочных тестов и проверить результат по ответам. Такой же метод можно применить и при подготовке заданий «В». Чем большее количество тестов пройдено, тем легче усвоить алгоритм выполнения заданий. Задания группы «С» предполагают наличие более системных и глубоких знаний и поэтому метод натаскивания здесь будет малоэффективен.

В заключении, можно дать ещё совет. Так как в отдельных учебниках не одинаково представлены содержательные линии курса обществознания, определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать помимо основного, один-два дополнительных учебника из Федерального перечня

Информационно-коммуникационные технологии на уроках обществознания .


Необходимость изучения обществознания в школе обозначена его познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача изучения обществознания – оптимальная социализация личности. Кроме этого обществознание, как школьная учебная дисциплина, по рейтингу выбираемых предметов для итоговой аттестации в форме ЕГЭ стоит на третьем месте после обязательного русского языка и математики. Но несмотря на столь большую популярность обществознания, методики подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ практически нет. Сложность заключается в том, что обществознание – комплексная дисциплина, включающая в себя основы знаний по философии, политологии, праву, экономике, социологии, культурологии, а также истории. Всё это расширяет диапазон знаний, необходимых выпускнику для успешной сдачи экзамена. Проведение ЕГЭ выявляет истинные знания учащихся по предмету и, следовательно, заставляет их пересмотреть свое отношение к учебе.

Анализируя итоги ЕГЭ по обществознанию, задумываемся, каковы причины низкого качества знаний? Одна из них – в низкой мотивации изучения предмета, т.к. отсутствует интерес к изучению того, что сложно для понимания.

Формировать высокую мотивацию изучения обществознания необходимо с первых уроков нового предмета. Этому способствует выбор учителем технологии преподавания обществознания.

На протяжении 4 лет в своей практике применяю информационно-коммуникационные технологии. Но пришла к выводу, что использование только одной технологии неэффективно. Нельзя отказываться от личностно-ориентированных технологий и,в частности, от технологии разноуровнего подхода в образовании.

Основными методическими принципами изучения обществознания являются:

Максимальное вовлечение учащихся в учебный процесс как активных и самостоятельных исследователей прошлого и современности;

Изучение обществознания на основе систематизации социальной информации по различным темам;

Самостоятельное осуществление комплексного поиска социальной информации невозможно без развития исследовательских навыков, творческого воображения;

Процесс изучения обществознания должен быть доступным и интересным, что предполагает использование разнообразных методических приемов, рациональное сочетание индивидуальной, парной, групповой форм работы.

Только в этом случае обществознание станет привлекательным для детей.

Изложение нового материала на уроке играет большую роль. Его содержанием обычно является то, о чем в учебнике говорится кратко, но что имеет большое значение для обществоведческого курса, для сдачи ЕГЭ. Пересказывать учителю учебник нет смысла. Лучше организовать работу над изучаемым материалом. Этому помогают ИКТ. Например, при изучении темы « Трудовая деятельность» на интерактивной доске можно высветить несколько поговорок: « Безделье - мать всех пороков», «Без дела жить – только небо коптить», «Худое ремесло лучше доброго воровства». Предлагая ребятам поразмыслить над данной проблемой, формирую навык аргументации своей позиции, размышления над различными темами.

Также можно на уроке по теме «Общественный прогресс» предложить рассмотреть графические рисунки:


Дать задание учащимся: «Приведите примеры из отечественной истории, соответствующие этим графическим рисункам. Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками».

Мультимедийные презентации позволяют наглядно представить обществоведческий материал в виде схем, таблиц, документов, кинохроник, которые помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, сконцентрировать их внимание на главном.

Например:



Обществознание, как школьная учебная дисциплина, по рейтингу выбираемых предметов для итоговой аттестации в форме ЕГЭ стоит на третьем месте после обязательного русского языка и математике. Но, несмотря на столь большую популярность обществознания, методики подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ практически нет. Сложность заключается в том, что обществознание – комплексная дисциплина, включающая в себя основы знаний по философии, политологии, праву, экономике, социологии, культурологии, а также истории. Всё это расширяет диапазон знаний, необходимых выпускнику для успешной сдачи экзамена. Перед учителями и учениками встаёт вопрос: «Как подготовится к ЕГЭ по обществознанию? Как усвоить огромный объём знаний?

Лучше всего, когда ученик определился, какой он будет сдавать экзамен по выбору ещё в 10 классе. Это даёт ему возможность глубокого, систематического и целенаправленного изучения предмета без спешки. В этом случае я рекомендовала ученику завести отдельный конспект для подготовки к экзамену, в котором изученный материал записывался в краткой форме, где чётко прописывались формулировки понятий, терминов по определённой теме, составлялись схемы для лучшей систематизации материала. Необходимо, чтобы закрепляя изученную тему, выпускник параллельно фиксировал, как данная тема даётся в заданиях «А» и «B». Для этого нужно использовать по возможности максимальное количество тренировочных контрольно-измерительных материалов, как текущего года, так и прошлых лет. Недостаточно механическое запоминание понятий и терминов. Важно видеть их составные части, понимать как они взаимосвязаны, так как в КИМах часто даётся часть определения того или иного понятия. Возьмём, к примеру, определение: «Что такое общество?»

Нужно помнить, что понятие «общества» даётся в узком и широком смысле. Наиболее традиционной формулировкой в широком смысле является: «Общество – это обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, представляющая собой способы взаимодействия людей и формы их объединения». В задании «А» мы должны понять, какая часть определения соответствует правильному ответу. Если стоит вопрос: «Что объединяет общество и природу, то правильным ответом будет – часть материального мира », если стоит вопрос об отличительных особенностях общества от природы, то правильным будет ответ – способы взаимодействия людей и формы их объединения ». И так по всем позициям. Учитель должен обратить внимание ученика, что и общество и природа являются динамическими, то есть развивающимися системами, что означает состоящими из частей, объединённых в единое целое. Части общества – это подсистемы, сферы общественной жизни. Их лучше всего показать в схеме. Это даёт возможность выпускнику научиться отвечать на задания части «B ».

Урок Кубановедения можно оживить, пригласив гостей: участников реальных событий, людей разных профессий данной местности, героев войны и труда, выпускников родной школы…Такая форма уместна, например, при изучении темы «Ими гордится школа».

Фрагмент урока.

Сейчас нашей школе 67 лет. За эти годы она дала образование не одной тысяче выпускников. Мы гордимся ими. Среди выпускников есть учёные, строители, руководители предприятий, учителя, врачи, рабочие и труженики полей. По всей стране протянулись дороги выпускников Псебайской школы (рис.2).

1) полит. идеологии; 3) информационной власти;

2) полит. культуры; 4) полит. лидерства.

3. Основная идея либерализма состоит в том, что:

1) все люди не могут обладать равными правами;

2) абсолютную ценность представляет личность человека и его свобода;

3) государство должно активно вмешиваться в предпринимательскую деятельность граждан;

4) в управлении государством должны участвовать аристократы.

4. Верны ли следующие утверждения?

Средства массовой информации как политический институт:

А. Не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе

Б. Служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей

5. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеоло­гии?

А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценно­сти выделяет равенство людей перед законом и судом.

Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценно­сти выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социаль­ных слоев.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны

В4. Найдите в списке действия, характерные для представителей либеральной идеологии:

1) ориентируется на свободу личности;

2) призывает к защите традиционных устое;

3) с сомнение относиться к любым реформам;

4) поддерживает реформирование общества;

5)поддерживает развитее предпринимательства;

6) выступает за ограниченное вмешательство государства в экономику.

В4. Найдите в списке действия, характерные для представителей фашистской идеологии:

1) личность нуждается в узде и твердой руке;

2) выступает за стабильное развитие общества;

3) отвержение демократии в пользу сильной диктаторской власти;

4) единство государства воплощенное в лидере;

5) полный контроль над личностью, обществом;

6) выступает за традиционное развитие общества.

В4. Найдите в списке действия, характерные для представителей консервативной идеологии:

1) ориентируется на защиту традиционных устоев;

2) поддерживает всестороннее реформирование общества;

3) с сомнение относиться к реформам;

4) призывает к революции и насильственному свержению действующего правительства;

5) отрицает революционные изменения;

6) выступает за стабильность общества.

В4. Найдите в списке действия, характерные для представителей коммунистической идеологии:

1) выступает за радикальное преобразование общественного устройства;

2) стремиться к развитию частного предпринимательства;

3) приоритет правам личности над государственными интересами;

4) призывает к равенству, социальной справедливости;

5) выступает за ограничение государственного вмешательства в экономику;

6) признает существование государства как временное переходное явление.

В2. Ниже приведен перечень социальных групп . Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы

Ответ: _________________________________

В2. Ниже приведен перечень политических партий . Все из них, за исключением одной, образованы по идеологическому признаку.

Либералы, консерваторы, регионалы, социал-демократы, коммунисты.

Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого ряда.

Ответ: __________________________________

В2. Ниже приведён ряд ценностей. Все из них, за исключением одного, относятся к социал-демократической идеологии. Найдите и подчеркните термин, «выпадающий» из этого ряда.

Реформы, диктатура, справедливость, солидарность, смешанная экономика, свобода.

В2.Ниже приведён ряд ценностей. Все из них, за исключением одного, относятся к консервативной идеологии. Найдите и подчеркните термин, «выпадающий» из этого ряда.

Семья, закон, религия, вождь, мораль, частная собственность, традиции.

В2. Ниже приведён ряд ценностей. Все из них, за исключением одного, относятся к либерализму. Найдите и подчеркните термин, «выпадающий» из этого ряда.

Индивидуализм, государство, права и свободы личности, предпринимательство, выбор.

В2. Ниже приведён ряд ценностей. Все из них, за исключением одного, относятся к фашистской идеологии. Найдите и подчеркните термин, «выпадающий» из этого ряда.

Нация, вождь, демократия, идея сверхчеловека, милитаризм.

В1. Вставьте пропущенное слово (слова):


Ответ: экономическая стратификация

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: народность

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.

Социальная норма, право, добро и зло, нравственность, санкции.

Ответ: право

В3. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

Ответ: консерваторы

В4. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

Ответ: католики

В5. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а б в г

Ответ: 3412

В6. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а б в г д

Ответ: 22131

В7. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) С. присвоили звание Заслуженный учитель РФ,

2) друзья похвалили С. за подготовленный праздник,

3) С. получил на заводе премию за свое изобретение,

4) С. получил степень доктора физико-математических наук,

5) выступление учеников 11 класса на школьном мероприятии вызвало аплодисменты,

6) заметка в газете получила одобрение коллег.

Ответ: 134

В2. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обучение детей трудовым навыкам,

2) материальная поддержка близких,

3) распределение домашнего труда,

4) наделение наследственным статусом,

5) организация досуга,

6) семейное предпринимательство.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 236

В3.

«Семья – это основанная на ____ (1) и/или кровном родстве малая ____ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ____ (4), то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, то есть сексуальные отношения, деторождение и первичная ____ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ____ (6) и лицам пожилого возраста.

а) дети, б) брак, в) социализация,

г) коллектив, д) обязанности, е) группа,

ж) отношения, з) институт, и) любовь,

к) уважение.

б е д з в а

Ответ: БЕДЗВА

В8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____ (1). Это явление получило название социальной _____ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, то есть _____ (4). _____ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и так далее. Каналами мобильности выступают социальные ____ (6): семья, школа, церковь, армия и другие.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

а) миграция, б) мобильность, в) горизонтальность,

г) институт, д) статус, е) вертикальная,

ж) группа, з) стратификация, и) маргинализация

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.

д б в а е г

Ответ: ДБВАЕГ

В9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

В социальной психологии под ____ (1) понимается двое или более _____ (2), имеющих общие черты и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этого объединения.

Люди объединяются в социальные группы по разным ____ (3). Прежде всего группы позволяют удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, _____ (4) во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной _____ (5)!

Группы помогают в достижении ____ (6), которыми мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас ____ (7), которая в противном случае была бы для нас недоступна.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

а) образование, б) потребность, в) группа,

г) социум, д) причина, е) социализация,

ж) цель, з) информация, и) изоляция,

к) индивид

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.

в к д б и ж з

Ответ: ВКДБИЖЗ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Политическая идеология Тест. 11 класс Учитель МОУ «Бельская СОШ» Тверской области Усачёва Н.В.

Задание 1 (1 балл) «Человек сам, лучше любого правителя, знает, что ему нужно» –этот принцип характерен для идеологии 1) либерализма 2) коммунизма 3) консерватизма 4) фашизма

Задание 2 (1 балл). Верны ли следующие суждения о политических идеологиях? А. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной. Б. Современная либеральная идеология не отрицает важной роли государства в экономике. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 3 (1 балл). Партия С. отстаивает идеи верховенства закона, народовластия, прав человека. Это – партия 1) консервативная 2) демократическая 3) анархистская 4) фашистская

Задание 4 (1 балл). Партия Л. отстаивает традиционные, испытанные временем пути развития страны. Это- партия 1) анархистская 2) реакционная 3) консервативная 4) радикальная

Задание 5 (1 балл). Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку. Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы. Ответ: ________.

Задание 6 (1 балл). Идея построения общества, в котором был бы реализован принцип распределения благ «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», характерен для системы взглядов 1) консервативной 2) пацифистской 3) либеральной 4) коммунистическо й

Задание 7 (1 балл). Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков являются ведущими принципами идеологии 1) консервативной 2) либеральной 3) социал-демократической 4) радикальной

Задание 8 (1балл). Одной их форм политической идеологии являются: 1) политические конфликты 2) политические объединения 3) политические программы 4) политические демонстрации

Задание 9 (1 балл). Гражданка С., выступая на митинге, призывала граждан к борьбе с существующим политическим режимом, который привел к появлению эксплуататоров, а пролетариат из господствующего класса превратил в класс наемных рабочих. «Долой разговоры о правах человека, навязанных России Западом. Право может быть только одно: рабочий класс должен уничтожить эксплуататоров», - в заключение своей речи сказала гражданка С. Сторонницей какой идеологии является гражданка С.? 1) анархистской 2) коммунистической 3) демократической 4) фашистской

Задание 10 (1 балл). Идея отрицания ценности государства, осуждения его как главного ограничителя свободы личности характерна для системы взглядов 1) консервативной 3) анархической 2) пацифистской 4) социал- демократической

Задание 11 (1 балл) Политическая идеология, объявляющая высшими ценностями справедливость и социальное равенство 1) анархизм 2) консерватизм 3) либерализм 4) социализм

Задание 12 (1 балл) Политическая идеология, отстаивающая свободу рынка и предпринимательства 1) анархизм 2) фашизм 3) либерализм 4) социализм

Задание 13 (1 балл) Идеология, провозглашающая целью освобождение человека из-под гнета любой власти 1) анархизм 2) консерватизм 3) либерализм 4) социализм

Задание 14 (1балл) Политическая идеология, для которой высшими ценностями являются нация и выражающее ее интересы государство 1) фашизм 2) консерватизм 3) либерализм 4) социализм

Задание 15 (1 балл) Американский мыслитель Т. Пейн (1737-1809) считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше, – и, следовательно, являлся сторонником идеологии … 1) фашизма 2) консерватизма 3) либерализма 4) социализма

Задание 16 (1балл) Основоположник фашизма: 1) П. Кропоткин 2) Н. Махно 3) Б. Муссолини 4) П. Прудон

Задание 17 (1 балл) В какой идеологии утверждается приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, признается развитие нации в качестве единственного пути общественного развития? 1) неоконсервативной, 2) пацифистской, 3) либеральной, 4) националистической

Задание 18 (1 балл) 6. В какой идеологии предусматривается создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность систему образования и духовных ценностей, улучшение окружающей среды? 1) неоконсервативной, 2) пацифистской, 3) социал - демократической, 4) коммунистической

Задание 19 (1 балл) В какой идеологии акцентируется внимание на обязанностях человека, личной инициативе, личных возможностях, которые человек должен использовать, не рассчитывая на социальную помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. 1) неоконсервативной, 2) пацифистской, 3) либеральной, 4) коммунистической.

Задание 20 (1 балл) В программе политической партии записано: «Партия считает главным принципом своей идеологии обеспечение преемственности развития, учета исторических традиций и устоев в выработке политических решений». Какой идеологии придерживается данная партия? 1) консервативной, 2) либеральной, 3) социал – демократической, 4) коммунистической.


В 4. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.

С 1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

С 2 . Текст

« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных прав человека… Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

 

Возможно, будет полезно почитать: