Основы медицинской реабилитации ребенка. Правила реабилитации детей-инвалидов Понимание и направления реабилитации детей-инвалидов

Родителям, которые желают обеспечить своим детям с нарушениями здоровья нормальную жизнь, следует узнать, какие имеются особенности реабилитации детей-инвалидов в 2020 году, как получить программу реабилитации и что в нее входит.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Время от времени разрабатываются новые способы лечения и восстановления здоровья детей-инвалидов.

Они учитываются медицинскими работниками при составлении соответствующей программы. Ее разработка осуществляется после того, как ребенку будет установлена группа инвалидности.

Главные аспекты

Существует несколько вариантов реабилитации несовершеннолетних детей:

  1. Адаптация ребенка в тех условиях, в которых он находился до получения инвалидности.
  2. Проведение реадаптации в новых условиях.
  3. Применение лечебно-профилактических мер в реабилитационном учреждении.

Лечебные меры могут быть предприняты только после того, как врач в бюро медико-социальной экспертизы разработает программу реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Основные термины

В процессе реабилитации в медицинских центрах могут использоваться некоторые термины, значение которых зачастую неизвестно родителям детей-инвалидов:

Абилитация Процесс реабилитации, в ходе которого у ребенка развиваются и формируются отдельные функциональные системы организма, полноценное становление которых затруднено из-за наличия определенных дефектов здоровья
Аномальные дети Это те дети, у которых имеются серьезные отклонения в физическом и психическом развитии
Гиперактивность Общее двигательное расстройство и неусидчивость, а также сопутствующее нарушение концентрации внимания
Инвалид Лицо, имеющее нарушение здоровья, которое обусловлено каким-либо заболеванием или перенесенными травмами
Ограничение жизнедеятельности Отклонение в развитии ребенка от нормы, возникающее из-за нарушения здоровья. В результате чего инвалид не склонен к самообслуживанию, передвижению, общению и ориентации

Согласно последним изменениям в законодательстве, можно использовать материнский капитал на реабилитацию детей-инвалидов.

В частности, родители могут приобрести товары и услуги, которые необходимы ребенку для того, чтобы стала возможной его адаптация и интеграция в обществе, реабилитация.

Главные задачи восстановления

При восстановлении здоровья используются технические средства реабилитации детей-инвалидов дцп.

При проведении специальных лечебно-восстановительных мероприятий преследуются следующие задачи:

  1. Выявление потенциала ребенка и его раскрытие.
  2. Осуществление динамического контроля над развитием несовершеннолетнего.
  3. Определение степени потребности в тех или иных лечебных мероприятиях, процедурах.
  4. Составление программы реабилитации и выполнение предписаний врача.

Существуют некоторые принципы реабилитации детей с инвалидностью:

  • государство гарантирует, что права инвалидов защищаются в полной мере;
  • интересы детей-инвалидов занимают приоритетное положение;
  • программы реабилитации доступны для всех, кто в них нуждается;
  • врачебное вмешательство наиболее целесообразно на ранней стадии заболевания, когда можно не допустить развития серьезных последствий для здоровья;
  • существует множество различных форм реабилитации;
  • деятельность служб, оказывающий медико-социальную помощь детям инвалидам координируется государством.

Важная задача – подготовка детей инвалидов к жизни в обществе, последующей трудовой деятельности и социализации.

Нормативная база

Защита прав и интересов инвалидов осуществляется государством на высшем уровне, в особенности, если речь идет о детях с инвалидностью.

Были изданы некоторые нормативные акты, которые соблюдаются организациями, так или иначе взаимодействующими с лицами, имеющими нарушение здоровья:

  1. Всеобщая Декларация прав человека.
  2. Декларация о правах инвалидов.
  3. Конвекция о правах ребенка.
  4. ФЗ № 419 о социальной защите инвалида, в соответствие с которым устанавливаются понятия реабилитации и абилитации инвалидов, закрепляется необходимость оказания помощи данной категории граждан. В соответствие с данным законом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации лиц с инвалидностью.
  5. ФЗ № 166 закрепляет основные правила по назначению и выплате социальных пенсий.

Право на такую помощь имеют те дети-инвалиды, которые постоянно проживают на территории России.

Согласно законодательству, дети-инвалиды имеют право на бесплатное санитарно-курортное лечение. Также оплачивается дорога и проживание на одного сопровождающего.

В соответствие с ФЗ по реабилитации лиц с инвалидностью, им должны предоставляться возможности для социальной адаптации, занятий спортом, помощь в обучении и подготовка к последующему трудоустройству.

Что нужно знать

Восстановление здоровья детей – непростое дело. Подходить к нему нужно со всей ответственностью. Разработка программы – лишь первый шаг на пути к восстановлению.

С помощью реабилитации может быть ускорен процесс выздоровления ребенка или запущен процесс адаптации в новых, непривычных для него социальных условиях.

Фото: статистика численности детей-инвалидов

За счет реабилитации может быть проведена профилактика возникновения различных осложнений. В некоторых случаях удается вернуть человека к активной жизни и подготовить к осуществлению трудовой деятельности в дальнейшем.

Специфика работы (методы и технология)

Существует несколько методик и технологий, которые применяются медицинскими работниками для реабилитации детей инвалидов. Так, разрабатываются проекты для социокультурной адаптации.

Основные методы для социальной и бытовой адаптации лиц с инвалидностью:

  • консультационные мероприятия для родителей инвалида;
  • проведение адаптационных обучающих мероприятий;
  • помощь в обучении ребенка социальным навыкам;
  • адаптация жилья, где проживает ребенок-инвалид к его потребностям;
  • организация учебного процесса, досуга;
  • занятие лечебной физической культурой, спортивные нагрузки.

Существует несколько методик соц – реабилитации:

  1. Социальная диагностика.
  2. Терапия.
  3. Профилактические мероприятия.
  4. Психосоциальная помощь.

На основании проведенной диагностики составляется план психолого-педагогический, который должен применяться не только при лечении, но и при обучении ребенка с инвалидностью.

Проводиться социальная терапия, основная задача которой – решение социальных проблем ребенка, исправление поведения в обществе, помощь в самоутверждении.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

ИПР – это своего рода медицинская карта-проект, разрабатываемая специалистами в бюро медико-социальной экспертизы. Формат документа был утвержден Приказом Министерства Здравоохранения.

Формат документа индивидуальная программа реабилитации инвалида можно .

В него входят следующие разделы:

  1. Анкетные данные о человеке с инвалидностью.
  2. Уровень образования. Указывается учреждение, в котором обучается ребенок.
  3. Группа инвалидности.
  4. Имеющиеся ограничения.
  5. Программа медицинской реабилитации.
  6. Проект соц. восстановления.
  7. Проект психолого-педагогической реабилитации ребенка до 18 лет.

Самый важный раздел – медицинская реабилитация. Основной задачей медицинских работников является восстановление или поддержание на прежнем уровне здоровья ребенка с инвалидностью.

В программе делается отметка о том, какой вид лечения был выбран:

  • общая, восстановительная терапия;
  • хирургическое лечение;
  • протезирование;
  • восстановление с помощью технических средств для реабилитации;
  • санаторно-курортное лечение.

В соответствие с ИПР инвалиду оказывается помощь в подборе образовательного учреждения, предоставление технических средств, проведение психолого-педагогической и коррекционной работы с ребенком.

Современные подходы к проблеме

В современном обществе для реабилитации инвалидов предпринимаются следующие меры:

  1. Медицинские.
  2. Социально-экономические.
  3. Профессиональные.
  4. Педагогические.
  5. Психологические.

Основная задача – подготовка ребенка к взрослой жизни, осуществлению им трудовой деятельности, социализация.

Количество инвалидов возрастает, ровно как и увеличиваются расходы государства на их содержание. Проблема реабилитации нашла отражение во многих современных законодательных актах, а также в документах ООН.

Уделяется большое внимание выработке единой системы по восстановлению и адаптации граждан с нарушением здоровья.

Трудности социально-психологического восстановления

Ребенок, которому была установлена группа инвалидности, кроме обычных проблем, которые свойственны любому гражданину, имеет еще и определенные потребности.

Их неисполнение может стать причиной того, что человек не сможет адаптироваться в обществе, будет чувствовать себя ущербным, неполноценным. С таким мироощущением ребенок не сможет развиваться как полноценная личность.

Трудность заключается не только в том, чтобы правильно выбрать программу реабилитации, но и в том, чтобы внедрить ее. Ребенка нужно подготовить к тому, что впоследствии он должен стать полноценным гражданином и осуществлять трудовую деятельность.

Практическое решение проблем

Государство, для того, чтобы обеспечить инвалидам достойную жизнь и помочь в решении имеющихся проблем, предпринимает следующие действия:

  1. Повышается размер социальных пенсий и пособий.
  2. Проводятся мотивационные программы для работодателей, которым принять на работу инвалида может быть весьма выгодно.
  3. Предусматривается целая система выплаты компенсации при оплате услуг ЖКХ.

В любой момент инвалид может получить консультацию по возникшим вопросам, позвонив в службу социальной помощи.

Специальные центры

Получить медицинскую и социальную помощь ребенок инвалид и его родители могут, обратившись в специализированный центр.

Большое их количество было открыто в крупных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, но также они имеются и в малонаселенных пунктах .

К таким специализированным учреждением можно отнести коррекционные детские сады и общеобразовательные школы, реабилитационные центры.

Фото: динамика детей-инвалидов проживающих в России

Реабилитация детей с инвалидностью – единственный способ адаптировать их к реалиям общества. Выполнение программы, разработанной по результатам медико-социальной экспертизы, ведет к частичному или полному преодолению ограничений физического характера. Иногда удается достичь такого состояния здоровья ребенка, при котором он смог бы безболезненно пройти социализацию.

Реабилитация детей-инвалидов – что это?

Реабилитация – это система мер, принятие которых помогает людям с ограниченными возможностями здоровья начать вести нормальный образ жизни. Получить образование, работать и быть полноправным членом социума – вот цели, которых можно достигнуть.

Цель реабилитационных мероприятий в отношении ребенка состоит в восстановлении его социального положения. Не менее важно достигнуть такого уровня материальной независимости, когда с адаптацией в обществе уже не будет возникать проблем.

Одно из главных препятствий на пути реабилитации детей-инвалидов заключается в сниженной (или полностью отсутствующей) мобильности, в замкнутости (отсутствии сильного желания контактировать с внешним миром). Поэтому на решение задачи раскрытия их потенциала должны направляться все усилия участников восстановительного процесса. Ребенку-инвалиду нужно создать наиболее комфортные условия существования.

Обеспечение адекватных условий для медицинской и психологической поддержки ребенка с инвалидностью, а также для оказания адекватной социальной помощи – одна из приоритетных задач государственной политики. В качестве нормативной базы здесь выступают, прежде всего, Декларация о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов. Вопрос о социальной защите раскрывается и в ряде Федеральных законов нашей страны (среди них ФЗ № 181, ФЗ № 419 и ФЗ № 166).

Существует несколько видов реабилитации для тех лиц, которые по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. А именно:

  • медицинская;
  • социальная;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • физическая.

Имеет смысл говорить и о комплексной реабилитации, которая включает в себя все основные направления восстановительной работы с ребенком.

Медицинская

Весь комплекс мероприятий, реализуемый с целью уменьшения воздействия на организм той патологии, которая и вызвала ограничения, называется медицинской реабилитацией детей инвалидов. Поскольку медицинская помощь представляет собой один из пунктов адаптационной политики государства, она оказывается бесплатно и в полном соответствии с законодательством. Главное, что дает медицинская реабилитация – это улучшение физического состояния ребенка. Впоследствии на этой основе становится легче проводить развивающие мероприятия, к примеру, обучение.

Социальная

Социальная реабилитация детей инвалидов предполагает длительную работу в направлении как можно более полной адаптации ребенка в обществе. Предполагаются следующие шаги:

  • подготовка к получению образования и зачислению в учебное заведение особого типа;
  • развитие физических и духовных задатков;
  • создание условий, позволяющих наиболее полно принимать участие в жизни социума;
  • улучшение условий проживания;
  • формирование оптимального и комфортного контакта с окружающим миром;
  • организация досуга;
  • проведение мероприятий развлекательного характера;
  • полноценное подключение к процессу реабилитации родных и близких.

Проблема адаптационной политики в нашей стране заключается в том, что она выстраивает себя на модели инвалидности, которую можно назвать медицинской. Это ослабляет социальный статус ребенка, формирует барьер между здоровыми и больными детьми, в той или иной степени ведет к изоляции.



Социальные службы призваны работать в направлении выравнивания возможностей детей-инвалидов. Подключая к процессу родителей и ближайшее окружение, можно ожидать более объективной оценки способностей инвалида с их стороны и, как следствие, большей социальной активности. Именно благодаря социальной реабилитации удается планомерно и безболезненно включать детей инвалидов в деятельность общества.

Психологическая

Поскольку психологическая составляющая мироощущения ребенка определяется родительским отношением, работу психологов необходимо ориентировать и на взрослых. Первая задача, которую приходится решать в рамках психологической реабилитации, заключается в определении того, как именно родители видят сложившуюся в семье ситуацию. Вполне вероятно, что позиция матерей и отцов по этому вопросу потребует корректировки.

Доверительные отношения, адекватная родительская точка зрения на происходящее послужат адекватному становлению ребенка. Психология взаимоотношений в семье с инвалидом – сложная тема, исследования которой ведутся до сих пор. Имеющиеся наработки позволяют правильно организовать реабилитационные мероприятия, которые могут проводиться в различной форме:

  • точечная психологическая помощь;
  • консультации;
  • беседы;
  • психологические тренинги;
  • ролевые игры.

Осведомленность родителей увеличивает шансы на успешную адаптацию и социализацию ребенка-инвалида.

Комплексная

Сочетание всех вариантов реабилитации воплощается благодаря комплексному подходу. Он относится к числу наиболее адекватных подходов, когда речь заходит о ребенке и его социализации. Последовательность мероприятий и тесный контакт родителей, врачей, педагогов, логопедов и иных специалистов позволяют добиться весомых результатов.

Составляемая по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальная программа реабилитации должна быть комплексной. Только благодаря сочетанию психологических, медикаментозных и физических методов удается добиться многофакторного восстановления несовершеннолетнего инвалида.

Если речь идет о семейной реабилитации (проводится в домашних условиях), то в рамках комплексного подхода в нашей стране реализуется практика домашнего визитирования. Родители постоянно получают поддержку врачей, психологов и соцработников, которые при посещении каждой семьи наблюдают и при необходимости корректируют работу по восстановлению ребенка. Такая программа позволяет преодолеть социальный вакуум, который часто становится неизбежным следствием инвалидности человека.

Адаптационное обучение инвалида и его семьи

Социально-бытовая адаптация включает в себя и процесс обучения. В нем помимо родителей и самого ребенка участвуют:

  • социальный работник;
  • психолог;
  • врач по реабилитации.

Регулярные занятия, продолжительность которых составляет от одной до двух недель, направлены на то, чтобы обучить ребенка вместе с его семьей. Сроки обучения определяются разработанной индивидуальной программой реабилитации, поэтому они меняются в зависимости от конкретного случая. Разбираемые на лекциях вопросы затрагивают разные темы: от особенностей течения основного заболевания до методов ухода за ним и видов технических средств реабилитации.

Итогом обучения становятся знания, навыки и умения, которые необходимы как самому ребенку с инвалидностью, так и его родителям. Формирование групп производится с прицелом на конкретное заболевание (нозологический принцип).

Сколько нужно детей-инвалидов для реабилитационного центра

Свод правил, посвященный реабилитационным центрам, определяет их величину из расчета 100 мест на тысячу детей-инвалидов, проживающих в городе или районе. Ответ на вопрос о том, сколько же должно быть койко-мест в заведении, находится в том же своде правил. Центр будет отвечать своему названию, когда минимальная планка установлена на отметке в 50 мест, максимальная составляет 300 мест. Только при соблюдении таких условий заведение, главная задача которого состоит в реабилитации детей с установленной инвалидностью, получает право претендовать на статус центра. Показатель вместимости центра определяется с учетом количества мест в стационарах (дневном и круглосуточном).

Заключение

Реабилитационные мероприятия дадут результат только при подходе, включающем в себя медицинские, социальные, психологические и иные аспекты. Участие врачей, психологов и родителей в процессе восстановления ребенка – это то, без чего не обойтись. Без тщательно разработанной программы добиться социальной адаптации будет гораздо сложнее.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Филиал Российского государственного социального университета

в г-к Анапе

Кафедра "Социальной работы и социального права"

Специальность "Социальная реабилитация"

" Медико-социальная реабилитация детей инвалидов "

Выполнила студентка 4 курса

направления подготовки "Социальная работа"

Удовенко Евгения

  • Введение
  • 1. Основная часть
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. В настоящее в РФ 587 тысяч детей-инвалидов, В Краснодарском крае свыше 16 тысяч детей с ограниченными возможностями.

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей "дети с ограниченными возможностями") - это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-социальными экспертизами.

Цель работы является: изучение специфики медико-социальной реабилитации детей-инвалидов.

Объект: дети-инвалиды.

Предмет: работа социального работника, направленная на медико-социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:

- исследовать особенности медико-социальной реабилитации;

- исследовать особенности деятельности социального работника с категорией детей инвалидов;

- изучить индивидуальную программу реабилитации ребенка с ограниченными возможностями.

1. Основная часть

ребенок инвалид реабилитация социальный

Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальную реабилитацию. Реабилитация - комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функции, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного. Основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.

Главным результатом медико-социальной реабилитации как направления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, коммуникативная способность и другие.

В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, дети-инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель - научить ребенка инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и так далее). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины, готовиться к рабочей жизни.

Восстановительное лечение детей-инвалидов не ограничивается оперативным вмешательством, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействием, оно слагается из длительных и многообразных этапов медицинской, социальной психологической коррекции. В понятие реабилитации детей, имеющих психофизиологические отклонения, входят следующие важнейшие моменты: развитие жизненно необходимых навыков, обучение, по возможности, чтению и письму, адаптация к детскому коллективу, которые должны осуществляться повседневно и ежеминутно.

В настоящее время признана эффективной система круглогодичного оздоровления и реабилитации детей-инвалидов на базе специализированных детских учреждений. Данная организационная форма позволяет использовать не только традиционные способы терапии, но и методы лечебной педагогики, психологической коррекции в сочетании с адаптацией детей в коллективе. Однако следует отметить недостаточное количество учреждений подобного типа, а также тяжесть нарушений, имеющих место у большого числа детей, наличие которых может служить противопоказанием для посещения специализированных детских садов.

Учебно-воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, свойственна коррекционная специфика. Она направлена на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др.

Социальный работник в пределах своей деятельности должен содействовать решению основных коррекционных задач, реализация которых в учебно-образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зачастую нарушена. К таким задачам относятся:

- комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личности;

- обоснование принципов организации системы разнообразных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

- установление закономерностей коррекционного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в специальных детских садах и школах, а также при индивидуальном обучении;

- определение целей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обучения, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- разработка специальных технических средств, помогающих детям с физическими недостатками в развитии, более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакт с другими детьми и взрослыми;

- определение путей и средств профилактики возникновения нарушений развития у детей;

- нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортно жизнь лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в социальной среде - в семье, в учебных и трудовых коллективах.

В психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем. Инвалидность - это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.

Инвалиды с детства - наиболее слабо защищенная категория инвалидов, имеющая свою специфику, обусловленную, в зависимости от времени наступления нарушений и ограничений жизнедеятельности, отсутствием того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность после восемнадцати лет.

Формирование личности у детей-инвалидов, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Не смотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки для развития творческих способностей, им намного труднее реализовывать свои возможности, чем другим инвалидам.

Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума.

В связи с ростом в последнее время числа детей-инвалидов, особую значимость приобретает проблема социально-психологической адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.

Социальная изоляция, в которой находится значительная часть семей, воспитывающих детей-инвалидов, усугубляет психическую травму, вызванную инвалидностью ребенка. Это нередко влечет за собой создание нездоровой эмоционально-психологической обстановки, способствует развитию неврозоподобных состояний, а в отдельных тяжелых случаях - психических заболеваний, как у детей, так и у родителей.

В целях реализации социальной адаптации медико-социальной экспертизой ежегодно разрабатывается индивидуальная комплексная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:

- об образовательном уровне (общем и профессиональном);

- о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);

- о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.

На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Карта ИПР включает следующие разделы:

1) медицинская реабилитация;

2) социальная реабилитация;

3) профессиональная реабилитация;

4) психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет).

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Медицинская реабилитация включает:

1. Восстановительную терапию.

2. Реконструктивную хирургию.

3. Протезирование и ортезирование.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

В разделе " социальная реабилитация " предусмотрены:

1. Информирование и консулльтирование по вопросам реабилитации,

2. Оказание юридической помощи,

3. Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида,

4. Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности,

5. Технические средства реабилитации для бытовой и общественнй деятельности,

6. Психологическая реабилитация,

7. Социокультурная реабилитация,

8. Реабилитация средствами физической культуры и спорта.

Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. Рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда,

2. Профессиональная ориентация.

3. Профессиональное обучение (переобучение),

4. Содействие в трудоустройстве,

5. Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. Получение дошкольного воспитания и обучения,

2. Получение общего образования,

3. Психолого-педагогическая коррекционная работа,

4. Технические средства реабилитации для обучения.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

Карта ИПР разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Впрочем, не все инвалиды приписаны к местным районным бюро МСЭ. Как правило, инвалиды по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПР именно там.

ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

Заключение

Таким образом, дети с ограниченными возможностями - наименее социально и психологически защищенная категория среди инвалидов, имеющая свои особенности за счет отсутствия того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность во взрослом возрасте. Несмотря на множество проблем медико-социального и психолого-педагогического характера у детей с ограниченными возможностями, разрешить их невозможно без изменений в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам, а также устранения их дискриминации в обществе.

В ходе исследования удалось изучить особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, исследовать особенности деятельности социального работника с категорией детей инвалидов и изучить индивидуальную программу реабилитации ребенка с ограниченными возможностями.

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

Список литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 368 с.

2. Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 160 с.

3. Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 431 с.

4. Основы социальной работы: Учебник для вузов/ Под. Ред. П.Д. Павленок.- М.: ИНФРА-М, - 2005. - 393 с.

5. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2008. - 334 с.

6. Теория и методика социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: 2007.

7. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2007

    Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Общие формы психосоциальной работы с семьей. Комплексная социальная реабилитация детей-инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Общие технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. Социальная реабилитация как эффективная технология в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Оказание юридической помощи и решение личных проблем.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2011

    Инвалидность как социальная проблема. Трудности инвалидов и их семей. Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ "Родник". Меры, направленные на восстановление трудоспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2017

    Основные задачи психоневрологического учреждения. Специфика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, с психическими заболеваниями различного генеза. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Значение индивидуальной программы.

    аттестационная работа , добавлен 26.12.2009

    Характеристика положения инвалидов, их проблемы в современном обществе. Реализация технологий социальной реабилитации на примере РЦ "Подсолнух". Исследование "Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности".

    дипломная работа , добавлен 30.08.2010

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Характеристика теоретических аспектов социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Понятие и специфика детской инвалидности. Выбор и методы обоснования разновидностей реабилитационной работы с детьми-инвалидами на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов. Понятие семьи и ее основных функций. Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений. Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи: общие черты и отличие.

Некоторые детки рождаются с отклонениями, а у других патологические изменения проявляются с возрастом. В обоих случаях необходима медицинская реабилитация детей. Это борьба за будущее здоровое развитие ребенка. Главным отличием от простого лечения является нормализация жизнедеятельности с учетом возраста малыша.

Главная цель реабилитации – возврат пациенту утраченных возможностей, навыков, здоровья, адаптация в социум, бытовую жизнь.

Медицинская реабилитация детей — это комплекс мер для максимального восстановления здоровья ребенка в физическом и психическом плане.

По данным ВОЗ, 650 млн. человек, из которых треть дети, имеют тяжелые заболевания, которые требуют реабилитации. С каждым годом их число увеличивается.

Иногда крайне необходима медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями, инвалидам, уже с первых дней жизни. В этом помогают специальные центры и службы.

Реабилитация включает все виды и методы предоставляемых услуг для разных возрастных категорий. Это полный комплекс, который социализирует детей с особенностями.

Помимо здоровья, происходит полное либо частичное восстановление трудоспособности.

Приобретенные отклонения обычно проявляются после перенесенной серьезной болезни, травмы, как физической, так и психологической.

Существуют такие основные виды реабилитации:

  1. Медицинская. По восстановлению утраченных функций. Совершается поэтапное лечение, которое проводят до полного либо частичного выздоровления. Происходит активизация возможностей организма. Проводят психотерапию, чтобы малыш научился спокойно принимать свою болезнь, боролся с ней собственными силами (физические упражнения, позитивный настрой, обучение).
  2. Социальная. Социально-бытовая адаптация. Помогает составить режим дня, учитывая особенности ребенка, его возраст. Рассматривается необходимый уход за детьми с особенностями. Этот вид помогает ребенку в положительном ключе воспринимать себя и свою семью, осознавать окружающее общество. Помощь соц. реабилитации велика: адаптация, получение спец. средств, работа по дому, материальная помощь, воспитание в специальных учреждениях.
  3. Трудовая (профессиональная) деятельность (для деток – обучение). Происходит качественная подготовка к учебе, к восприятию, запоминанию учебных программ. Выделяются средства для учебы, профориентации или переобучения.

Обратите внимание! Социум играет важную роль в здоровом развитии подрастающего поколения.

Суть, особенности реабилитации

Основная суть – это максимальное восстановление здоровья в физическом и психическом плане. Проводят реабилитацию центры, организации по здравоохранению. Также ею стоит заниматься дома самостоятельно.

Первым местом, где начинается восстановление, является роддом. Дальше следует поликлиника, различные консультации, стационарное лечение. Когда малыш подрастает, возможно дальнейшее лечение в специальных санаториях, лагерях, интернатах, школах, садиках, диспансерах.

Чтобы улучшить состояние ребенка, развить его возможности, используют определенные программы, которые назначает непосредственно доктор. Это может быть:

  • физиотерапия;
  • медикаментозное лечение.

Учитывая способности детского организма, реабилитация обладает определенными особенностями:

  • составляется индивидуальный план (с учетом имеющихся изменений, нарушений, характеристик пациента), по которому проводят все назначенные комплексы по реабилитации;
  • самая высокая эффективность проявляется, если лечение начато на первых стадиях болезни, отклонения;
  • применяется комплексный подход;
  • все предписания выполняются ежедневно, не пропуская;
  • реабилитация преследует цель полного восстановления либо приспособления к сложившимся обстоятельствам.

При хронических формах болезней (полиомиелит, пороки, астма) суть реабилитации для ребенка заключается в поддержке организма, компенсации утраченных функций для заболевшего органа.

Дети находятся на учете, регулярно проходят осмотры. Например, медицинская реабилитация детей с ДЦП может происходить длительное время, с периодическими обострениями. Главное, не сдаваться, а продолжать лечение.

Средства реабилитации

Необходимо серьезно подойти к организации, выбору методики по реабилитации ребенка, имеющего некоторые отклонения. Ведь правильно подобранная схема лечения дает больше шансов на выздоровление. Необходимо четко придерживаться медицинской реабилитации детей по специальной программе.

Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:

  • место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
  • восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
  • лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
  • все лечебные этапы проводят комплексно;
  • назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
  • цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.

Не всегда после посещения лечебных центров дети быстро возвращаются к былым условиям. Им необходимо время. Чтобы не возникло рецидива либо другой болезни нужно внимательно отнестись к адаптации малыша.

Следует заново организовать распорядок дня с назначенными врачом занятиями. Используйте массаж, ЛФК, придерживайтесь предписанной диеты, физиотерапии, работайте над психикой ребенка (главное – не травмировать ее).

Этапы медицинской реабилитации ребенка

Существуют государственные программы по реабилитации детей с определенными болезнями, разработана медицинская реабилитация детей инвалидов, которая состоят из таких этапов:

  1. Клинический. Происходит в стационаре. Работа направлена на пораженные системы организма, которые необходимо вылечить либо улучшить. Также готовит малыша к дальнейшей работе над своими отклонениями. Чтобы максимально помочь ребенку, на этом этапе включают все методы: медикаменты, массаж, диета (при острой фазе болезни – разгрузочная, во время выздоровления – высококалорийная, с витаминами, легкой усвояемостью), ЛФК, физиотерапия. Результаты достижений фиксируют после различных анализов (биохимия, показатели функциональных возможностей, ЭКГ).
  2. Санаторный. Важный период, когда пораженные системы приходят в норму. Здесь больше внимания уделяется не только физическому состоянию, но и психическому (учитывается характер ребенка). Проводят мероприятия по закаливанию организма, чтобы поскорее повысить иммунитет, нормализовать основные показатели здоровья. Если данный этап выполняется правильно, организм начинает нормально расти и развиваться. Важно поддерживать положительные эмоции у малыша, полноценный сон, качественное питание, отличное самочувствие. Завершают этап при исчезновении патологий.
  3. Адаптационный. Тут уже нормализируются практически все показатели состояния организма, малыш возвращается в обычную жизнь. Процедуры также продолжают подбирать индивидуально, и постоянно их выполняют. Проводят его как дома, так и в предназначенных для этого центрах. Под конец этого периода, здоровье дитя должно быть восстановлено либо максимально улучшено.

Проводя реабилитационные мероприятия, их обязательно заносят в личную карточку пациента.

Важны личностные качества, положительная жизненная позиция. Обучайте свое чадо основным правилам, которые нужно соблюдать в обществе.

Каждый человек полноценен, не зависимо от его физических возможностей. В дальнейшем поддерживать здоровье, наладить социальные связи помогут активные групповые игры на свежем воздухе.

Важно! Главное – заставить ребенка не падать духом, поверить в себя и свои возможности, помочь ему обрести уверенность. При необходимости обращаются к логопеду либо к другой педагогической методике.

К сожалению, некоторые последствия заболеваний откладывают свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь малыша. И для того, чтобы сделать его существование более полноценным, необходима реабилитация. Она поможет вернуть утраченные функции либо компенсирует потерянные возможности. Таким образом, чадо будет чувствовать себя комфортно, ведя обычный образ жизни.

После оформления инвалидности гражданин или его представитель получает на руки индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). Этот документ разрабатывают эксперты бюро медико-социальной экспертизы.

Абилитация и реабилитация инвалидов направлены на компенсацию нарушенных функций организма и возвращение человека в социум. Не все лица с хроническими заболеваниями знают, обязательно ли следовать рекомендациям, указанным в программе, какие виды помощи можно получить бесплатно, кто отвечает за исполнение программы.

Что такое абилитация и реабилитация

В федеральном законе (ФЗ) № 181 от 1995 года под названием «О социальной защите инвалидов…» даны понятия абилитации и реабилитации. Реабилитация для инвалидов – деятельность, направленная на полное или частичное восстановление способности к всевозможным видам деятельности (здоровье, быт, профессиональная сфера). Абилитация – процесс формирования ранее отсутствующих навыков в различных сферах.

К основным направлениям этой деятельности относят:

  • меры медицинской реабилитации;
  • профессиональную помощь инвалидам;
  • социальные меры реабилитации;
  • физкультурно-оздоровительные меры.

Реабилитацию осуществляют различные подразделения: медицинские учреждения, центры занятости, филиалы социальной защиты, школы, техникумы.

Правильный подход к восстановительным мероприятиям включает оснащение инвалидов нужными техническими средствами реабилитации, создание возможности беспрепятственного доступа к различным объектам инфраструктуры, транспорту, предоставление полной и актуальной информации по интересующим вопросам.

Своевременная реабилитация помогает восстановить функции организма

Инвалиды и члены их семей должны знать о своих правах, иметь возможность добраться до учреждений, где оказывают помощь, и без лишних усилий встраиваться в социум. Для более полного изучения вопроса восстановления инвалидов российские специалисты изучают опыт зарубежных коллег из стран, создавших комплексные программы реабилитации (Германия, Швеция, Польша).

Что надо знать лицу, получившему индивидуальную программу

Карта ИПРА разрабатывается на тот срок, на который человеку определяют инвалидность: от 1 или 2 лет, детям – до 14 или 18 лет. Если лицу установлена группа без переосвидетельствования, то ИПРА оформляется на неопределенный срок. При необходимости инвалид может быть повторно направлен на медико-социальную экспертизу (МСЭ) для ее коррекции. Этот вопрос решает лечащий врач по месту жительства.

Рекомендации в реабилитационной карте разрабатываются индивидуально. Однако объем и виды мероприятий, указанные в конкретной программе не могут быть меньше того федерального перечня, который гарантирован всем инвалидам. Восстановлением лиц с хроническими заболеваниями занимаются только профессионалы с опытом работы и соответствующим образованием.

По приказу Минздрава РФ № 1705н от 2012 г лица и организации обязаны отвечать квалификационным требованиям и постоянно подтверждать свою пригодность к труду. Гражданин уполномочен самостоятельно решать, какими именно средствами, видами помощи, консультаций из предложенных экспертами он будет пользоваться.

Инвалид может применять самостоятельно приобретенные устройства (велотренажеры, кресла, слуховые аппараты) и в ряде случаев получать компенсацию за потраченные деньги. Также он может прибегать к услугам проката, если то или иное устройство необходимо на непродолжительное время.

В ИПРА указывают не только план реабилитационных мероприятий и технические средства, которые инвалид получит бесплатно, но и те, которые можно приобрести за деньги или заказать в организациях любой формы собственности. Например, пациенту рекомендовано эндопротезирование сустава. Операция возможна не только по квоте за счет ОМС, но и за полную стоимость в любой выбранной клинике.

Однако инвалиду не следует рассчитывать на проведение бесплатного лечения в другой стране (Германии, Израиле), если он может получить подобную помощь на территории РФ. Если больному полагается тот вид помощи или услуги, который предоставляют бесплатно, он приобретет ее за полную стоимость и сможет подать документы на возмещение затрат. Порядок выплаты компенсации, сумма определяется индивидуально


Образец заявления о предоставлении компенсации

Получить консультацию о возможности приобретения тех или иных видов технических средств, медицинской помощи, получения услуг можно в местном фонде социального страхования (ФСС). Выполнение реабилитационных мероприятий является обязательным для указанных в программе местных и федеральных организаций, независимо от их формы собственности. Контроль за этим возложен на ФСС.

Перечисленные в ИПРА средства, методы и условия лечения, а также другие виды помощи имеют вид рекомендаций. Если инвалид откажется от предложенных методов, то учреждения, отвечающие за исполнение, освобождаются от своих обязанностей. Пенсионер может заполнить отказ в письменной форме в самом бюро МСЭ или просто проигнорировать назначения.

В случае невыполнения инвалидом рекомендаций по восстановлению здоровья, при очередном переосвидетельствовании эксперты могут отказать в установлении группы без дальнейшего переосвидетельствования. Причина этого кроется в невозможности оценить эффективность реабилитационных мероприятий.

Медицинские меры

Медицинская реабилитация инвалидов включает в себя получение медикаментозной терапии, физиолечения, обеспечение необходимой частоты плановых госпитализаций в стационары, назначение и выполнение различных операций, направление в профильные санатории. Этот вид помощи граждане получают в соответствии с программой государственных гарантий субъектов РФ, источником финансирования чаще является федеральный бюджет.

При невозможности обеспечения каким-либо видом медицинской реабилитации по ОМС следует обратиться в фонд социального страхования и узнать о возможной компенсации расходов. Получение лекарственных средств, санаторно-курортного лечения бесплатно возможно при сохранении за инвалидом право на так называемый набор социальных услуг или соцпакет. При необходимости больные, их родственники могут уточнить информацию о санаториях для проведения выездной реабилитации в сети Интернет.

Так на сайте Департамента труда и социальной защиты (ДСЗН) города Москвы есть актуальные для 2019 года сведения об услугах с указанием названий центров, их коечной мощности.

Хронический больной выписывает поддерживающую терапию в поликлинике (диспансере) по месту жительства. Лечащий врач отслеживает его состояние и направляет на плановое лечение в условиях дневного или круглосуточного стационара. Там больному назначают не только лекарственные препараты, но и могут порекомендовать и выполнить:

  • массаж;
  • физиотерапию;
  • лечебную физкультуру;
  • бальнеолечение.

В некоторых организациях во время стационарного лечения на основании ИПРА разрабатывают маршрутный лист инвалида и указывают в нем выполненные и рекомендуемые мероприятия. После выписки инвалид получает на руки эпикриз из отделения с указанием срока, объема терапии, наличия или отсутствия эффекта от применяемых методов. Врач по месту жительства изучает выписки и корректирует план реабилитации.

При необходимости пациенту выписывают комиссионное направление на получение высокотехнологичного лечения в условиях медицинских центров федерального значения. Так, лиц с заболеваниями нервной системы, соединительной ткани, опорно-двигательного аппарата направляют в Новокуйбышевский оздоровительный центр.

Инвалиды по слуху могут рассчитывать на установку имплатнов улитки в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска. Эта возможность особенно важна для детей с нейросенсорным типом тугоухости. Своевременная дорогостоящая операция помогает такому ребенку расти без отставания в психическом развитии и впоследствии стать полноценным гражданином социума.


Лица с хроническими тяжелыми болезнями почек и нарастающей недостаточностью проходят гемодиализ, позволяющий сохранить жизнь

Если больному оформлена группа инвалидности на 1 или 2 года, за 2 месяца до очередного переосвидетельствования медицинская организация, в которой он получает основную помощь, готовит отчет для ФСС. В нем указывают его паспортные данные, объем и условия (стационар, поликлиника) выполнения реабилитационных мероприятий. После оформления отчеты с печатями организации централизованно отправляют в фонд социального страхования.

Для лиц с бессрочной инвалидностью такие документы готовят и отсылают сразу после установления нетрудоспособности.

При очередном переосвидетельствовании МСЭ получает информацию:

  • об объеме лекарственной помощи в течение установленного периода;
  • о количестве плановых и экстренных госпитализаций;
  • о выполненных реконструктивных операциях;
  • о полученном санаторно-курортном лечении.

Также врач, оформляющий документы в МСЭ, указывает подробную информацию об отказе больного от госпитализаций, приема терапии, нарушениях режима. Это помогает более полно оценить эффективность реабилитации инвалида и решить вопрос о назначении других методов лечения.

Технические средства

Перечень необходимых для обеспечения инвалидов технических средств реабилитации указан в Приказе Минтруда № 998н от 09 декабря 2014 года. В этом же документе можно ознакомиться с показаниями и противопоказаниями к их использованию в каждом отдельном случае. Согласно Приказу 998, к техническим средствам реабилитации (ТСР) относят различные устройства и приспособления, помогающие компенсировать утраченные или нарушенные жизненные функции инвалида.

Обеспечение этим видом помощи осуществляет ФСС за счет федерального бюджета. При необходимости возможно привлечение финансирования из других источников.

Следует знать, что технические средства передают инвалидам для безвозмездного и бессрочного использования. При выходе из строя следует обратиться к врачу по месту жительства для направления на МСЭ и выдачи нового ТСР или провести ремонт. Списание пришедшего в негодность приспособления происходит при участии лица из ФСС с заполнением акта.

Для лиц с заболеваниями опорно-двигательной, нервной системы с нарушением функции передвижения полагаются различные виды кресел-колясок, каталок, трости, ходунки, опоры, поручни, устройства, помогающие в одевании и захвате предметов. Для компенсации функции утраченных конечностей в ИПРА включают протезы (кроме зубных), ортезы. Этой же группе пациентов могут порекомендовать: специальную обувь, реабилитационные костюмы и одежду для инвалидов.

При сложностях в перемещении по квартире инвалидам выписывают кресла с туалетным оснащением. Для лиц с нарушением зрения полагаются тактильные трости, глюкометры, тонометры, термометры, смартфоны, телефоны, персональные компьютеры с речевым выходом, устройства для чтения незрячими инвалидами «говорящих» книг.


Также к ТСР относят специально обученных собак-поводырей с компенсацией на содержание и оплату ветеринарных услуг до 17000 рублей в год

Инвалиды с тугоухостью или глухотой получают слуховые аппараты с вкладышами, сигнализаторы звука со световым или вибрационным оповещением, телевизоры с функцией телетекста. При необходимости этой группе лиц предоставляют услуги сурдопереводчика. Для лежачих больных выписывают противопролежневые и ортопедические матрацы, подушки. Лицам с недержанием бесплатно выдают гигиенические средства – адсорбирующее белье и подгузники.

При наличии стомы инвалид получает моче- и калоприемники. При оформлении ИПРА на инвалида 1 группы или ребенка-инвалида в месяц полагается до 90 единиц гигиенических средств. В зависимости от индивидуальной потребности для больного с нарушением контроля мочеиспускания и дефекации можно выбрать оптимальное соотношение подгузников и пеленок, например 30 и 60, 45 и 45 (рекомендуемые значения должны быть кратны 5, по количеству средств в упаковке).

Для лежачего пациента МСЭ предлагает от 30 единиц адсорбирующего белья. Инвалид и его семья могут самостоятельно приобретать товары для облегчения ухода и жизнедеятельности по рекомендации специалиста. Инвалиду полагается компенсация на изготовление и ремонт ТСР. В 2019 г планируется увеличение финансирования и расширение списка ТСР.

Важно! С 2015 года эндопротезы исключены из списков ТСР: их относят к медицинским средствам реабилитации. Поэтому при нуждаемости в них лица, признанного инвалидом бессрочно до декабря 2014 года, требуется оформление новой индивидуальной программы реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов считают их социализацию. Даже лица с хроническими заболеваниями могут проходить обучение и трудоустраиваться. Профессиональная реабилитация – это:

  • получение специальности;
  • помощь в трудоустройстве;
  • адаптация в производственных условиях.

Первичное получение профессии инвалидами с детства происходит в различных условиях. Для лиц с заболеваниями органов слуха, зрения, психическими расстройствами рекомендуют специализированные школы. В старших классах подростки получают начальное профессиональное образование в соответствии со своими возможностями. Затем они могут трудоустраиваться или продолжать обучение вместе со здоровыми людьми или в училищах для инвалидов.

Рекомендации по направлению на ту или иную профессию выдает реабилитолог МСЭ после прохождения медицинской психолого-педагогической комиссии (ПМПК). Эти сведения также указывают в ИПРА. Они служат основанием для поступления в учебное заведение.


Порой родители особенных детей негативно относятся к направлению на ПМПК. Важно представлять себе, что прохождение комиссии может открыть двери к получению образования и трудовой занятости

Лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте, также выдают профессиональные рекомендации. По направлению МСЭ их определяют на бесплатное обучение новым специальностям. При необходимости инвалиды могут повторно пройти профессиональные курсы и получить новую квалификацию.

Последующее трудоустройство возможностями возможно благодаря совместной деятельности социальной защиты, центров занятости населения, организаций разных форм собственности. Так, некоторые негосударственные компании берут на работу инвалидов и получают за это материальную компенсацию. Рабочие места оснащают специальной мебелью и оборудованием.

Возвращение к труду не всегда происходит гладко. Инвалид переживает, как его могут принять в коллективе, испытывает сложности с началом деятельности после длительного перерыва, не всегда может справляться с режимом и выполнением плана. Это требует работы с психологом для получения мотивации и поддержки.

Социальная реабилитация

Помощь в возвращении в общество и разработка методов обучения навыкам самообслуживания возможны благодаря социальной реабилитации инвалидов. В нее входят:

  • социально-бытовая реабилитация;
  • социокультурная реабилитация;
  • социально-психологическая реабилитация;
  • социально-педагогическая реабилитация.

Некоторым инвалидам требуется специальное обучение навыкам самообслуживания и помощь по обустройству квартиры в соответствии с имеющимися ограничениями здоровья. При необходимости обучения лиц навыкам гигиены, применению технических средств говорят о социально-бытовой реабилитации. Она будет необходима для людей с ограничениями в передвижении, инвалидов по психическому заболеванию.

Социокультурная реабилитация включает комплекс мероприятий, направленных на создание правильного досуга инвалида, обеспечение его общения с окружающими. Она заключается в организации групповых занятий, просмотров фильмов, спектаклей, поездок на экскурсии, посещения выставок, музеев, обеспечение инвалидов аудиозаписями, книгами со шрифтом Брайля.

В ряде случаев этот вид деятельности осуществляют некоммерческие общественные организации. Они изыскивают возможности бесплатного посещения мероприятий в определенные дни или занимаются поиском спонсоров для приобретения материалов и поездок.К методам социально-психологической реабилитации относят работу с психологом или психотерапевтом.

Она помогает пациентам:

  • выявить «слабые места» и реабилитационный ресурс инвалида;
  • перестать относиться к себе как к бесполезным калекам;
  • снизить риск пассивного поведения при стрессах;

 

Возможно, будет полезно почитать: