Обычаи, суеверия и приметы на Троицу. Что нельзя делать на Троицу

Один из главных христианских праздников - День Святой Троицы в 2018 году празднуют 27 мая - православная церковь в этот день вспоминает евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов, которое описано в одной из книг Нового Завета.

Праздник не имеет определенной даты в церковном календаре, так как привязан к дню празднования Пасхи - его празднуют на 50-й день после Светлого Воскресения Христова.

Sputnik Грузия поинтересовался, какие приметы связаны с Днем Святой Троицы, что можно и нельзя делать в этот великий праздник, который имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства.

Что можно и нельзя делать

Согласно народным традициям и приметам, в праздник Святой Троицы, как и в любой другой православный праздник, нельзя выполнять различную работу — шить, мыть, стирать, убирать и прочее. Все работы по дому и хозяйству нужно завершить перед праздником.

Особенно строго в праздник запрещается работать на земле, в том числе копать, сажать и косить траву.

© photo: Sputnik / Evgeny Tikhanov

Репродукция копии иконы "Троица". Художник Андрей Рублев.

Те, кто не следуют старым обычаям и нарушают запреты, согласно поверьям, могут понести значительный ущерб. Так, например, у тех, кто пашет - может погибнуть скот, у тех, кто сеет — град побьет посевы. А у тех, кто прядет шерсть - заблудятся овцы и так далее.

В эти дни можно готовить еду к праздничному столу и кормить-поить скот и и домашних животных. В праздник всей семьей украшают дом веточками различных деревьев, цветами и зеленью, освященными в церкви.

Праздник Святой Троицы всегда выпадает в воскресенье - в этот день верующие с утра стараются посетить праздничное богослужение в храме, причаститься Святых Христовых Тайн и посвятить время молитве.

Можно ли работать на Троицу

В старину в дни великих праздников люди всегда старались отложить все дела, считая, что это неугодно Господу, так как работа, как правило, не спорилась и не приносила положительного результата.

Священнослужители поясняют, что, работая в день Троицы, мы как бы показываем Богу свое неуважение, поэтому по возможности в дни больших праздников, таких как Троица, лучше отложить все дела, в том числе и работу в огороде.

Конечно, бывают особо важные дела, которые нельзя перенести на другой день, но к их выполнению лучше приступить только после посещения службы и молитвы.

Кроме того, в современном мире есть немало работ, которые должны выполняться ежедневно, без перерывов и выходных, поэтому если верующий не может посетить храм, он может помолиться дома или на работе.

Можно ли купаться на Троицу

Люди в праздник также воздерживались от купания в доме — старались близко не подходить к воде, даже чтобы просто умыться.

Церковнослужители утверждают, что нет и не может быть никаких оснований не разрешать купаться на Троицу. Просто не стоит заменять поход в церковь и молитву пляжным отдыхом, что безусловно, будет грехом.

На природу можно отправится после службы, тем более что Троица всегда выпадает на конец мая или начало июня, когда погода бывает жаркая.

Что еще нельзя делать

На Троицу запрещалось проводить венчания и справлять свадьбы, а вот сватанье в этот праздник считалось благоприятной приметой — совместная жизнь будет долгой и счастливой.

В праздник Троицы запрещается думать о плохом, ругаться с близкими, обижаться на окружающих и желать кому-то плохого.

© photo: Sputnik / Oleg Lastochkin

Также запрещалось на Святую Троицу ходить в лес. В старину верили, что лешии и мавки (злые лесные духи) караулили там людей, заманивали в глубь леса и щекотали их до смерти. Но девушки, которые хотели узнать свое будущее, нарушая запрет, все равно бегали лес, чтобы погадать на суженого.

Обычаи и приметы

Неделя перед Троицей называется Зеленой - на неделе девушки плетут венки для всех членов семьи и приносят их домой. Если к Троице венок не завял, значит, человек будет жить долго и счастливо.

На Троицу было принято украшать комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует процветание и продолжение жизни. Для этого использовали ветки березы, рябины, клена, мяты, мелисы - люди считали, что чем больше зелени будет в доме на Троицу, тем счастливее станет дом.

В церкви во время службы освящали травы и букеты полевых цветов, которые засушивали и хранили целый год как оберег от дурного глаза. После праздничной утренней службы участок и дом освящали святой водой, чтобы таким образом отвадить потусторонние силы.

С древних времен устраивалось веселое застолье — на праздничный обед приглашали близких людей и родственников, которых угощали Троицким караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем. Дарили друг другу веселые подарки.

Сухари от Троицкого каравая хранили, чтобы добавлять их в свадебный пирог молодоженам в знак счастья и любви.

На Троицу полезно гулять босиком по траве, собирать и сушить целебные растения (чабрец, мята, мелисса), которые впоследствии используют как лекарство. Издревле люди считали, что в этот день земля и зелень обладают особой целебной силой.

На Троицу и последующие дни обязательно носили свой нательный крестик, как оберег, который защитит от потусторонних существ.

У девушек важным обычаем считалось пускание на воду сплетенного венка. Если венок поплыл далеко, то тогда можно готовиться к свадьбе, если утонет, то быть беде, а если причалит к берегу, то ждать ей замужества придется долго. А чтобы увидеть во сне суженого, нужно было положить березовые веточки под подушку.

Для христианина не существует запретов на те или иные виды деятельности в обычный или праздничный день, если они не вредят его душе. Ни купание, ни прогулка, ни работа не помешают верующему человеку, если он помнит о Боге.

На Троицу каждый верующий старается посетить храм, где в этот день после Литургии читаются особые коленопреклоненные молитвы о прощении грехов, милости Божьей и даровании благодати Святого Духа. Но сохранить и преумножить эту благодать в своей жизни христианин может только сам, следуя Евангелию, а не суеверным правилам.

И самое главное — не только в Святую Троицу, но и любой другой день нельзя держать в себе негативные мысли, не желайте никому плохого, простите родным и друзьям все обиды, переступите их и оставьте в прошлом, что обрести покой морально и физически.

Материал подготовлен на основе открытых источников

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".


Каждый год на пятидесятый день после светлого Воскресенья Христова все верующие православные люди отмечают главный праздник лета - день Святой Троицы. Еще этот праздник имеет название Пятидесятница, поскольку празднуется на 50-й день после Светлой Пасхи, и День Сошествия Святого Духа на апостолов. Праздник Пятидесятницы является днем рождения церкви, т.е. избранные Богом ученики были наделены особой силой, чтобы проповедовать Евангелие во всем мире и нести весть об Иисусе, как о Спасителе и Господе. Ныне преемниками апостолов являются священнослужители, которые считаются посредниками между Богом и людьми.

К празднику Троицы хозяйки убирают в доме и наводят чистоту, украшают комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует пришедшую весну, процветание и продолжение жизни. Чаще всего для украшения используются ветки березы, дуба, рябины, клена, трава аира, мята, мелиса и др. В день Троицы утром посещают праздничную церковную службу. Прихожане держат в руках цветы, пахучие травы и зеленые ветки, символизирующие обновление через нисходящий Святой Дух.

На праздничный обед приглашают близких людей и родственников, угощают караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем и дарят друг другу веселые подарки.
Что нельзя делать на земле.
В праздник Троицы ни в коем случае нельзя пахать, боронить, копать, рыть, втыкать колья, косить траву, рубить деревья, сажать растения. Особенно осторожно нужно обращаться с деревьями, поскольку зеленое деревце повсеместно используется в Троицких ритуальных мероприятиях. Его украшают лентами, венками и цветами. Девушки завивают молодые ветви берез, ив, лип, кленов и гадают о своей дальнейшей судьбе. Поэтому на Троицу не следует пилить деревья, ломать сучья, рубить дрова.

По народному поверью, в неделю перед Троицей велика опасность встретиться с русалками и лесными мавками. Это время, когда русалки посещают мир живых, могут свободно пребывать на земле и способны принести вред людям. По народным представлениям, русалками и мавками становились младенцы, родившиеся мертвыми, некрещеные дети или же дети, проклятые родителями и унесенные нечистой силой.

Чтобы не гневить русалок, в этот день ни в коем случае нельзя в одиночку ходить в лес и поле, а то обитающие там русалки и мавки защекочут до смерти. Также нельзя водить в лес лошадей и скотину, заниматься полевыми работами, чтобы не было убытков в хозяйстве. Также, чтобы не гневить русалок, на Троицу существует запрет на многие женские работы - нельзя прясть, ткать, шить, отбеливать холсты. Также нельзя заниматься домашней работой - убирать дом, полоскать белье, стирать, резать, стричься. На Троицкие праздники запрещено купаться - русалки могут утащить за собой на дно, и человек утонет. По народным приметам, редко какая Троица обходится без утопленника. Тем не менее, люди продолжают купаться в этот праздник, как будто на собственном опыте стремятся проверить эту народную мудрость.

В Троицкую субботу, кроме усопших людей, можно поминать умерших не своей смертью. По народному убеждению, такие люди также имели отношение к нечистой силе. Молитвы и отпевания помогают их душам обрести покой.

За многовековую историю праздника в народе появилось много примет и поверий на Троицу. Пожалуй, самая известная примета - на Троицу всегда идет дождь. В народе говорят, что дождь в день Святой Троицы - это слёзы по умершим людям, ведь субботу перед Троицей называют родительской. И в этот день с самого утра принято поминать на кладбище умерших родственников. В день Святой Троицы и во время русальной недели обязательно соблюдали многочисленные запреты, чтобы ничем не обидеть присутствующих в это время на земле покойников и не навлечь на себя их гнев. Так, например, запрещалось шить, прясть, белить хату и печь, работать в огороде, купаться в реке.

Главным символом Троицы в народе считается береза, как символ наступившего лета. Ее веточки освящают в церкви, а после ими украшают дом. После праздника березовые веточки относили в поле, тем самым выпрашивая у природы богатый урожай. В храмах и церквях в Троицын день, после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших родственников.

Считается, что собранные в день Святой Троицы травы обладают огромным исцеляющим эффектом и работают как мощные обереги. Так полынь, сорванная в Троицын день, надежно оберегает дом и семью от всей нечистой силы и происков колдунов. С помощью любистка девушки ворожили на женихов и большую любовь. Мята оберегала детей от дурных снов и ночных криков. А богородская трава, чабрец, помогала женщинам забеременеть и выносить здорового малыша.

Защитный обряд на Троицу.
На праздник Троицы нужно взять 3 букета: полынь, зверобой и тысячелистник.

Все это берем в церковь, там по желанию можно исповедаться и причаститься.

Затем нужно купить свечи и поставить за свое здравие 7 свечей и прочитать Молитву к пресвятой Троице. Купить в церкви Серебряное кольцо с надписью «Спаси и Сохрани». Когда будете одевать скажите: "Щит и защита мне во Славу Троице!".

После службы дома в старой мисочке зажгите веточку зверобоя и окурите жилье со словами: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа изыди нечисть, сгинь пропади!".

Полынь поделить пополам: одну часть положить под кровать, а вторую над входной дверью. Тысячелистник завариваем и принимаем ванны с его добавлением. Зверобой можно заварить как чай. 3 дня подряд делать ванны и чай.
Утром и вечером обязательно читать молитвы Троице! Обычно после такого уходят многие недуги и проблемы

Оберег для семейного счастья.
С давних времен повелось в Троицын день готовить особую яичницу. Состоит она из двух яиц, поскольку оба ее «глаза» должны символизировать дружную пару - мужа и жену. Пока блюдо жарится на сковородке, хозяйка читает молитву: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому духу. И ныне и присно и вовеки веков. Аминь».

Солят такую яичницу четверговой солью. Яичницу приправляют зеленым луком, чесноком и петрушкой. Причем зелень не шинкуется, а кладется веточками или длинными зелеными перьями вместе с нарастающей головкой луковицы. Считалось, что благодаря этому сохраняется целостность семьи. Круглая - по форме сковороды - яичница вместе с зеленой приправой запечатывалась в разрезанный пополам такой же круглый каравай ржаного, обязательно освященного в церкви хлеба. Каравай - единственное, что разрешается делить, но не на мелкие части, а только надвое. «Бутерброд» следует завернуть в полотенце, прихватив отваренной в мундире картошки, отправиться в рощу к заранее украшенной березке, под которой и едят этот оберег для семейного счастья. А еще просто ели такую яичницу с зеленью дома и не вкладывая в хлеб. Только хлеб ломали, а не резали.

Вот такие приметы и суеверия дошли из старины до наших дней. Верить им или нет, решайте сами. Равно как и отмечать Троицу, или отнестись к этому празднику как к пережитку, - тоже дело хозяйское.

Приметы, обычаи и традиции Троицы и как празднуют Троицу сегодня

Завершающим весенним праздником в 2015 году является Троица, которую мы будем отмечать 31 мая - в последний день весны. Другое название этого праздника - Пятидесятница. Этот праздник, как мы видим по названию, наступает на 50 день после Пасхи. Что же значит праздник Троицы и как он появился на Руси? Какие обряды, обычаи и приметы связаны с Троицей? В этих вопросах мы сейчас и постараемся разобраться.

Почему мы празднуем Троицу

Троица - один из величайших празднований в православии, который отмечают в народе и признают в церкви. Это второй по важности после Пасхи праздник, он и назначен на пятидесятый день после Светлого Воскресенья. В Библии сказано, что в этот день Святой Дух спустился с небес так же одновременно и Отцом и Сыном к двенадцати апостолам и доказал о единстве Бога. Именно тогда Бог дал благословение апостолам построить церковь. Этот день считается днём основания церкви.

Также существует легенда, что на пятидесятый день после выхода из Египта (ветхозаветная Пасха), Моисей на горе Синай поведал Израилю Божий закон, который должен каждый исполнять. Именно это стало отправной точкой в развитии ветхозаветной церкви. С тех пор каждый год евреи праздную так называемый Шавуот, то есть пятидесятницу. Также в этот день в Израиле отмечают праздник первого урожая и плодов. Однако Шавуот считается более важным и значимым, и входит в тройку святейших еврейских праздников.

Пятидесятница постоянно выпадает на то время, когда цветут деревья и цветы. Поэтому на праздник храмы и дома наряжают ветками с листьями, которые пахнут и напоминают о празднике. Перед Троицей проходит в церквях суббота когда поминают людей, ушедших из жизни по своей воле и тех кто утонул и пропал. На праздник священнослужители облачаются в праздничный наряд. Из храма берут траву, сушат, а после используют в течение года в качестве талисмана от сглаза и недоброжелателей.

Троица у славян

Как известно, славянский народ не всегда исповедовал христианство, а на протяжении многих веков официальной религией у них было язычество. Именно поэтому даже сегодня сохранились обычаи и традиции, которые относятся скорее к славянской культуре.

Ещё до того, как церковь начала отмечать Троицу этот день считали границей меж весной и летом. В этот день было принято петь песни, танцевать, веселиться, водить хороводы. Дома наряжали зеленью, которую после применяли в качестве лечебных трав и настоек. Считалось, что именно в этот праздник на землю выходит нечистая сила в виде русалок и мавок.

До крещения Руси существовал праздник Семик или Триглав, то есть славянская Троица. Согласно языческому учению, существует три Божества, которые и управляют человечеством - Сварог, Перун, Святовит или Святожич. Первый, по их мнению, создал Вселенную, второй является защитником правды, более того именно Перуна все воины почитали особенным образом и считали его своим покровителем. Третий же, Святожич - хранитель света и неба, именно он наполняет человечество энергией жизни.

Как мы уже упоминали, другое название славянской Троицы - Семик, что в переводе означает Зеленая неделя. Это, можно сказать, начало летних святок, которые, как и всегда на Руси, сопровождались громкими гуляниями, своеобразными обрядами, и, безусловно, девичьими гаданиями.

Традиции и обычаи Троицы на Руси

Как и многие праздники, так и этот начинался с уборки. Хозяйки за день или два до Троицы начинали генеральную уборку в доме и во дворе. После этого женщины украшали хату и двор всем, чем наградило землю лето, а именно зелеными растениями. По мнению наших предков молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни.

А в день Троицы, с самого утра вся семья торопилась в храм. Ведь в церквях в этот день проводили праздничную службу. После храма, все расходились по домам и устраивали праздничный обед. Как обычно, наши предки ходили друг к другу, чтобы поздравить, подарить подарки и пообщаться вместе.

Всю неделю под запретом было купание в реках и озерах. Ведь наши предки верили, что в этот период можно встретить русалку, которая зазывает к себе, и не вернуться, ведь русалки могут защекотать до смерти.

Ближе к вечеру в деревнях весь народ собирался на гулянии. Устраивали хороводы, пели песни, танцевали, проводили ритуалы. Также нередко на всю неделю устраивали ярмарки, где также можно было встретить много развлечений. Безусловно, в это время молодые присматривались друг к другу и знакомились.

Обряды и ритуалы на Троицу

Празднование Троицы длится три дня. В первый день Троицы , который именуется еще Зеленым воскресением, люди должны быть очень внимательны и осторожны. Считается, что гуляют мифические существа, такие как русалки, мавки и другая нечистая сила. Поэтому принято украшать свои жилища ароматным разнотравьем, а иконы - березовыми ветвями. Молодая березка - это символ расцветающей природы во всей своей красе. А зеленый цвет ассоциируется с очищением, обновлением и животворящей силой. Не зря природа к этому дню «надевает» прекрасное зеленое платье.

Отмечали Троицу в лесах, полях, садах. Пели песни, играли в веселые игры. Незамужние девицы гадали в этот день на собственноручно плетеных венках, в которые вплетали благоухающие нежным ароматом и, поражающие своей красотой, цветы. Венки бросали в воду и пели потрясающе проникновенные песни, если веночки сходились, то быть в этом году молодой сосватанной. Старожилы говорят, что в праздничную ночь сняться вещие сны, которым принято придавать особенное значение. Также посещали кладбища и поминали умерших, оставив угощения. Ближе к вечеру начиналось настоящее гулянье, где людей развлекали скоморохи.

На второй день Троицы , который называется Клечальным понедельником, люди посещали церковь. После службы священнослужители ходили по полям и молились, прося Господа защитить урожай.

Третий день Троицы именуется - Богодуховым днем . Выбирали самую прекрасную девушку, наряжали до неузнаваемости - разноцветными ленточками и бесподобными венками, облачали в праздничную одежду. После этого водили ее по дворам, а хозяева щедро одаривали ее угощениями. Также освящали воду в колодцах, дабы очистить ее от духа нечистого.

Каждый славянский праздник буквально пропитан разными обрядами и ритуалами. Что ж, давайте подробнее остановимся на нескольких из них:

Как мы уже упоминали, в этот день существовало поверье, что на Троицу просыпаются русалки. Поэтому, чтобы уберечься от неё, в селах проводили несколько ритуалов. В одних деревнях женщины с наступлением ночи пробегали по всему селу с помелом. А в других селениях переодевали девушку в русалку, а затем выгоняли её в поле и бросали в жито, после чего убегали домой. Еще один ритуал, связанный с изгнанием русалки, осуществлялся следующим образом. Заранее всей деревней создавали чучело русалки, а вечером во время гуляний вокруг него водили хороводы. Затем все разделялись на две команда, одна из которых пытается забрать у противника русалку. После этого чучело относили в поле разрывали его на мелкие кусочки и развеивали по полю.

Кроме русалок, по мнению славян, в этот день пробуждался и водяной, которого также нужно было отпугивать. Для этого всей деревней вдоль берега разжигали костры, водили хороводы и громко пели песни. Наутро же считалось, что все нечистые силы прогнаны, поэтому народ с чистой совестью с самого утра бежал на реку, чтобы искупаться.

Женщины, у которых были молодые дети, сохраняли кусочек Троицкого пирога для свадьбы. Когда же кто-то вступал в брак, то мать вручала молодоженам этот сухарь, в надежде, что он будет их оберегом и принесет мир, счастье, богатство и радость в дом, а также убережет от болезней и невзгод.

Особенное внимание стоит уделить украшению дома, так как обычные ветви и букеты не подходили. Считается, что в этот день в доме обязательно должны быть ветки клена, березы, дуба и рябины - ведь именно они способны защитить от злых людей, а также даруют силу, здоровье и энергию для преодоления препятствий. Спустя неделю все растения сжигали на костре.

Также на Троицу было принято собирать различные травы, ведь по мнению наших предков, они обладали особой силой. Все это засушивали и оставляли на случай, если кто-то в доме заболеет. Обязательным ритуалом на Троицу было пускание венков по реке. Это было своего рода гаданием на Троицу - таким образом девушки пытались узнать свою судьбу на дальнейший год.

Чтобы спастись от засухи и неурожая, в этот день принято было орошать цветы и ветви, с которыми стояли в храме своими слезами. Девушки специально пытались расплакаться, чтобы капли попали на цветы, после чего их хранили целый год.

Приметы на Троицу

На этот день пытались не назначать свадьбу, считалось, что ничего хорошего такую семью не ждет. Но вот сватанье и знакомство в этот день является хорошим знаком. Такой брак будет крепким и счастливым.

Также старались в праздник Троицы не думать о плохом, завидовать и злиться на кого-то - это плохой знак и ни к чему хорошему это не приведет.

Многие из нас слышали, что если в этот день будет дождь, то это значат слезы по умершим. Однако помимо этой приметы существовала еще одна, которая говорила о том, что если в этот день польет дождь, то весь год будет много грибов, хороший урожай и замечательная погода.

Также женщины старались переделать все дела до дня Троицы, так как считалось, что в этот день нельзя шить, прясть, белить, печь пироги и работать в огороде.

Если же спустя три дня ветви березы, которыми был украшен дом свежие и не завяли, то все ждали мокрого сенокоса.

Многие верили, чтобы отпугнуть злых духов и привлечь в деревню богатство и процветание, необходимо ходить на кладбище и обметать могилы.

Очень плохим знаком было, если в Троицу было жарко. Это значит все лето будет засушливым и, соответственно плохой урожай.

А собранная роса на Троицу, по мнению славянских женщин, обладает особенной силой, которая способна исцелить и придать сил.

Как празднуют Троицу сегодня

Несмотря на важность праздника, многие традиции были забыты. Мало, кто придает какого-то значения Троице, особенно в больших городах. И если провести опрос «Почему отмечают Троицу и каково ее значение?», большинство людей ничего конкретного ответить не смогут. Очень жаль, ведь это наша история и ее следует помнить и почитать, придерживаясь традиций.

А вот в деревнях к празднику готовятся заранее. Тщательно убирают и украшают свои жилища, собранными на рассвете, прекрасными цветами и разнотравьем, которые опьяняют своим нежным ароматом, веря в то, что нечисть не сможет проникнуть в дом. Хозяйки готовят кулинарные изыски для домочадцев и гостей. А после приготовлений посещают церковь. Затем, садятся за праздничные столы, которые выносят на улицу или же отправляются на природу. А вечером посещают народные гулянья, принимая активное участие в разнообразных конкурсах.

Православные праздники имеют особенное мистическое влияние на всех людей.

Недаром в эти необычные дни принято гадать, выполнять всевозможные светлые ритуалы для счастья, загадывать желания. Православный календарь имеет в себе огромное количество самых разных праздников, они уникальны по своей истории и значению, и все имеют разную энергетику и символику.

Особенным праздником считается светлая Троица – этот солнечный день ждут многие православные люди с нетерпением. И существуют разные обычаи, связанные с данным днем.

Троица, она же Пятидесятница, всегда была веселым и светлым праздником. Наши предки радовались этому светлому дню, так как он знаменовал собою окончание тяжких трудов и подготовку к сбору щедрого урожая – это значило, что крестьянам можно было отдохнуть несколько дней без тяжелых работ.

А приметы на Троицу всегда бережно хранились и передавались детям. Эти обычаи считались священно важными, и нельзя было их игнорировать.

Что же можно и нужно делать в Троицын праздник, а чего нельзя? И какие еще есть обычаи, которые помогут сделать судьбу счастливее и отвести неудачи с жизненного пути?

Традиции и обычаи

Святая Троица – это такой праздник, когда люди привыкли делать массу ритуальных и обрядовых действий, причем они трактуются и воспринимаются именно как обычаи, а не как суеверия. Это редкий случай, когда все приметы обоснованы и имеют разумные истоки, так что тут речь, скорее, идет именно о ритуалах, которые имеют более глубокий смысл, нежели просто суеверия и приметы.

Если что-то можно или нельзя в этот праздник делать, на это есть причины, связанные с христианскими традициями. Также некоторые Троицыны приметы и обряды имеют языческие корни.

Конечно, церковь всегда была активно против язычества, однако когда наши предки принимали христианство, они во многом сохранили давние, привычные для них языческие действия и поверья. Они вплелись в новую тогда для них религию, поменяли внешнюю форму, но суть осталась.

Что же стоит делать в Троицу, какие действия нельзя производить, какие приметы и обряды помогут стать счастливее, богаче, привлечь светлую любовь и приумножить здоровье? Наши прабабушки и прадедушки очень хорошо знали это, и не помешает нам получить эти знания.

1. Раньше в каждом доме на праздник Троицы появлялись березовые веточки и пучки летних полевых трав. Это символизировало хороший урожай и безбедный год.

Кроме того, береза всегда считалась защитником от любого зла, поэтому именно ветки березы вставляли в оконные рамы или просто вешали возле окошек и дверей – чтобы не проникла злая сила. Сегодня такие ритуалы помогают приумножить богатство, жить безбедно с благословением высших сил, и оградить дом от зла.

Можно просто собрать в поле или саду душистых трав, нарвать березовых веток и украсить ими свой дом. Особенно хорошо, если березовые веточки будут освящены в храме – тогда они будут мощными оберегами для дома на весь год.

2. Самой лучшей приметой в Троицын праздник всегда считался дождь – он нередко идет на Пятидесятницу, и всегда считается очищением природы, благословением людей. Если дождь в этот день пошел – стоит радоваться, год будет очень счастливым и светлым для всех людей.

3. Многим известно, что в этот христианский праздник нельзя работать – любой труд осуждается, кроме приготовления еды. Нужно отдыхать от физического труда, нельзя делать уборку и работу в саду.

Кроме того, этот период «русалий» – языческий обычай гласит, будто в эти дни русалки выходят из вод, и купаться в воде опасно. Так что, некоторые поверья утверждают, что в Троицу нельзя купаться и принимать ванну.

4. А что нужно делать за день до Троицы, так это поминать ушедших из жизни родных. Это – родительский так называемый день, и многие хранят традицию поминать родственников до сих пор.

5. Есть и свадебные приметы – именно Троица считается удачным днем для сватанья. В этот светлый праздник можно и нужно свататься, делать предложения, знакомиться с родителями невесты и просить руки. Считается, что так союз будет очень счастливым.

6. Очень красивый Троицын обряд – плетение венков. Это делать можно лишь незамужним девушкам – и не только можно, но и рекомендуется, чтобы привлечь в судьбу светлую и крепкую любовь.

Девушки сами собирали травы, полевые цветочки, а затем плели венки. Веночек пускался по реке – так считалось, что придет в судьбу долгожданная любовь.

Та девушка, которая имеет избранника, должна тайно, вдали от посторонних глаз, подарить свой венок любимому. Считается, что этот обряд дарения освятит союз, и пара будет счастлива, а их любовь не исчезнет никогда.

Кроме того, такой веночек, сплетенный руками возлюбленной, становится для парня мощным оберегом. Он должен хранить его в своем доме.

7. Праздничное застолье в день Троицы – особый обед. За столом только те гости, которых хозяева рады видеть – нельзя приглашать в этот день в дом недобрых или неприятных людей.

Стол принято застилась зеленой скатертью, а среди блюд должны присутствовать непременно выпеченные изделия. Хозяйка печет сама – и чем больше будет разнообразие выпечки, тем богаче и счастливее выдастся год.

Нельзя в этот день без яиц – они считаются обязательным атрибутом праздничного стола. Вообще, стол в Троицу должен быть богатым и содержать на себе все – овощи, фрукты, яйца, мясные блюда и рыбные, караваи и много выпечки. Чем щедрее хозяева угощают гостей – тем благосклоннее к ним весь год будет природа.

8. Древний обычай в Троицу – ломать веники для бани. Многие люди, особенно жители деревень, до сих пор делают это и заготавливают для своей баньки новые венички, которые будут обладать целительной силой!

Нельзя ломать молодые березки или сламывать верхние ветки. Только боковые, чтобы не погубить деревце. Ветки ломаются утром, но только в сухую погоду.

Погадать на судьбу…

Пятидесятница – прекрасный день для гаданий. Церковь всегда против всяческий гаданий и предсказаний, однако наш народ имеет языческие корни, и всегда был обычай гадать и ворожить именно в христианские праздники.

Ведь природа в эти дни особенно восприимчива, открыта, мистические силы совсем рядом с нами. Главное – не делать никакого зла, все гадания должны иметь добрые и искренние намерения.

1. Красивый и романтичный обряд для девушек – завивание березки. Девушки уходили в лес и завивали березку – украшали ее ветки лентами, бусами, плели из веток веночки. Таким образом, барышни призывали любовь.

2. Березовые веточки также клали девушки под подушку, чтобы пришел во сне суженый. Считается, что тот парень, образ которого придет в сновидении, и будет мужем.

Это гадание дошло и до наших дней. Многие любопытные девушки с трепетом и волнением засыпают на березовых веточках, желая увидеть во сне свою любовь и судьбу.

3. Еще одно гадание с березовыми ветками – на судьбу. Такое гадание можно делать и взрослым женщинам. Подойдя к березке, не глядя на нее, нужно сорвать веточку – а затем осмотреть ее.

  • Если веточка попалась ровная и гладкая, судьба в этом году будет счастливой, без трудностей.
  • Кривая или бугристая ветка – знак, что год будет непростым.

4. Знаменитое гадание по ромашке – на самом деле Троицкий обряд. Но все непросто – сначала ромашки вплетались в веночек, а уж потом, к вечеру, перед сном, девушка вынимает случайную ромашку из венка, в котором ходила весь день, и гадает.

Срывая лепесток за лепестком, можно спрашивать не только «любит – не любит», но и «сбудется – не сбудется», «выйду замуж – не выйду» и прочие вопросы, которые терзают девичье сердце. Это гадание только для незамужних барышень.

Троица – светлый и мистический день, который может принести счастье на весь год, если правильно себя в этот праздник вести. Пусть ваши мысли будут чистыми, не желайте никому зла и благодарите природу и вселенную за все, что имеете – и каждый год и день будет для вас счастливым! Автор: Василина Серова

 

Возможно, будет полезно почитать: