О чем просят панагия сумела. Монастырь панагия сумела - святое место для православных христиан





Понтийская империя

С I тысячелетия до н. э. до X в. понтийские греки прошли большой путь в истории. Понт - один из красивейших уголков планеты с мягким субтропическим климатом, богатой флорой и фауной, многочисленными реками, горными грядами. Наиболее крупные города Понта: Синоп, Трапезунд, Керасунд, Котиора (Орду), Самсунд и другие, в прошлом центры морской торговли, «ворота на Восток». Понтийские города были отдельными городами-государствами со своими органами управления. Жители сохраняли свою веру богам Олимпа и говорили на ионическом диалекте древнегреческого языка. Понтийское царство просуществовало 300 лет и только после 30-летней борьбы пало под ударами могущественного Рима.

С I в. до н. э. по IV в. н. э. Понт находился в составе Римской империи. С разделением Римской империи на две части в IV в. н. э. Понт становится провинцией Византийской империи (IV-ХIII вв.). Император вновь созданной Понтийской империи назывался царём и самодержцем ромеев, но позже по требованию константинопольского императора название было заменено на другое: царь и самодержец Анатолии, иберов и Ператии. Эмблемой правителей стал одноглавый орел. Влияние Трапезудской империи распространялось на часть Малой Азии, Кавказа и Крым. Большое развитие получили военное искусство, духовная культура, торговля. Значительное развитие получила наука: астрономия, физика, математика.

Греков Малой Азии, в том числе и Понта, считают самыми ревностными христианами. В тот период насчитывалось также 6 кафедральных соборов, 1 131 церкви, 22 монастыря, 1 647 церквушек и 1 459 духовных служителей которые гордились развитием и сохранением духовных убеждений и общего образования наряду с монастырями Пресвятой Сумелы, Пресвятой Гумера, Св. Георгия Перистериота, Св. Иоанна Вазелона и др.

Монастырь Пресвятой Богородицы Сумела

Панагия Сумела - всемирно известный православный христианский монастырь, является на протяжении 16 веков символом Понтийского Эллинизма. Монастырский комплекс Пресвятой Богородицы Сумела внесён в список наиболее охраняемых памятников ЮНЕСКО. Расположен в 42 км. от города Трабзон в современной Турции.

«Панагия Су Мела (Сумела)» - на понтийском диалекте означает «Божья Матерь с Чёрной горы». Монастырь расположен на высоте 1200 метров над уровнем моря в долине реки Алтындере. В Сумельском монастыре, с конца 4-го века н. э. и до 1922 года находилось одно из главных христианских сокровищ - знаменитая икона Богородицы Панагии Сумелы.

Согласно преданию, икона Богородицы написана самим апостолом Лукой. Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века монастыря Сумела подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес.

Со временем икона очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379–395 гг.), когда, по преданию, Богоматерь явилась некоему Василию и повелела ему принять монашество вместе со своим племянником Софронием. Приняв постриг, они посетили один из афинских храмов, в котором хранилась икона Богородицы. Явление Богородицы повторилось, и им было сказано следовать на восток к горе Мела. При этом на их глазах икона была унесена двумя ангелами. После некоторых поисков Варнаве и Софрониму удалось добраться до горы Мела и обнаружить в гроте, который находится высоко на обрывистом склоне, чудотворную икону. Именно это место предназначила для них Богородица. Но иноков посетило сомнение, так как поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось невозможным. Они стали взывать к Богородице, умоляя о помощи. И тут произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая вода. Так возник чудотворный источник, ставший одной из главных святынь будущего монастыря.

Вскоре, следуя за молвой о двух монахах-подвижниках, в пещеру стали приходить паломники. Некоторые оставались и принимали монашество. Монахи Варнава и Софроний при поддержке соседнего Вазелонского монастыря построили келью и уникальный скальный кафоликон в гроте - храм Успения Святой Божьей Матери. Были возведены монастырские постройки - многоярусный комплекс, сочетающий жилые и хозяйственные помещения. Создатели монастыря продолжили деятельность и вне святого места. В 12 километрах от монастыря, напротив села Скалита был построен храм Святого Константина и Елены, а в 2 километрах - часовня Святой Варвары. К моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Лечебные свойства источника сделали его известным не только среди христиан, но и среди мусульман, которые до сих пор посещают святыню и просят благословения Богородицы.

Со временем монастырь приобрёл громкую славу среди обителей Понта и всей империи. После 635 года он подвергается набегу арабов. Здания были осквернены и сожжены, насельники перебиты или уведены в рабство. В 664 году, при императоре Константе II, под руководством крестьянина по имени Христофор, обитель восстанавливают, а спасённая реликвия вновь располагается в кафоликоне. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг.

Расцвет монастыря приходится на период Трапезундской империи (1204-1261 гг.). Кроме иконы Богородицы в обители хранятся: мощи Святых Варнавы, Софрония и Христофора, часть древа Креста Спасителя, инкрустированного в резной деревянный крест. В 1349 году в монастыре коронуется, в качестве императора Трапезундской империи, Алексей II Комнин. После падения Трапезундской империи в 1461 году, начиная с султана Селима I Явуза, около 1514 года, обитель получает подтверждения своих привилегий и от турецких монархов. В XVII веке возводятся дополнительные укрепления - так называемый «замок» и монастырь приобретает примерно тот вид, в котором он дошёл до наших дней: пятиярусный комплекс с 72 кельями и библиотекой. Верхний, пятый ярус, выполнял и фортификационные функции.

На территории обители имеются уникальные фрески, интерес к которым вызван, в первую очередь тем, что они были написаны без соблюдения канонов. Османское правление наложило свой отпечаток на внутреннее убранство монастыря - смешение православия и изысканного восточного стиля. Вокруг монастыря были построены маленькие храмы в честь разных святых. В эпоху XVIII-XIX вв. монастырь достиг наибольшего процветания. В библиотеке монастыря хранились бесценные документы и множество старинных рукописей.

Монастырь Панагия Сумела в ХХ веке

Неудачная для Греции греко-турецкая война (1919-1922 гг.) и поражение восстания понтийских греков против турок в 1922 году, а также прямое предательство держав стран-членов Антанты, включая и тогдашнее правительство Греции, христианского населения (армян, ассирийцев и греков-понтийцев), вынуждает насельников покинуть обитель. Монахи, перед вынужденным исходом в 1923 году, спрятали в часовне Святой Варвары икону Богородицы, Евангелие преподобного Христофора и крест императора Трапезунда Мануила Комнина. Несмотря на Лозаннский мирный договор 1923 года, к 1924 году монастырский комплекс был осквернён, разграблен и cожжён.

В 1930 году, по инициативе премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса, премьер-министр Турции Исмет Инёню, находившийся с визитом в Афинах, разрешил направить делегацию в Понт для вывоза в Грецию символов православия и Эллинизма.

К 1930 году в живых осталось только два монаха исторического монастыря. Иеремий, живший неподалёку от Салоник, который был уже очень стар и отказался ехать из-за болезни ног и из-за того, что не хотел вновь пережить страшные сцены турецкого варварства. Второй монах - полный здравия Амвросий Сумелиот, настоятель храма Святого Целителя в Тумбе, в Салониках. От Иеремия Амвросий узнал о том, где спрятаны священные реликвии. 14 октября Амвросий отправился в путь и через несколько дней вернулся в Афины не только с реликвиями, но и с Понтом, как писал тогда министр Леонидас Иасонидис: «В Греции были понтийцы, но не было Понта. С иконой Панагия Сумела к нам пришёл и Понт». День памяти иконы Панагия Сумела - 15 августа. День памяти основателей - 18 августа.

ХХI век. Возрождение Святыни

В 2007 года по инициативе Ивана Саввиди и с благословления Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона «Благотворительным Фондом И. И. Саввиди » организована первая паломническая поездка священнослужителей и мирян к православной святыне Панагия Сумела.

В августе 2010 года в монастыре впервые за 88 лет состоялась православная литургия, которую провел Вселенский Патриарх Варфоломей. Праздничная служба в день Успения Святой Богородицы прошла на двух языках - древнегреческом и церковнославянском, при участии представителей трех поместных православных церквей - Константинопольской, Русской и Элладской. На литургии присутствовало около 600 паломников из разных стран мира. Всего в праздничный день монастырь посетило более 4000 человек, в том числе паломническая делегация из стран бывшего СССР (России, Украины, Грузии, Казахстана, Беларуси) в количестве 500 человек.

По завершении литургии Патриарх Варфоломей сказал: «Наши молитвы звучат о единстве и мире. Именно с этой целью мы прибыли сюда».

«Сегодня открывается новая страница в истории христианского мира, - отметил в интервью журналистам Иван Саввиди. - Время религиозных войн прошло, настало время диалога, компромисса, поиска новых решений, реализация которых должна привести к духовному укреплению человека. Ведь высокая человеческая мораль одинаково важна и для исламского мира, и для православного. Самым главным итогом состоявшего события можно считать слаженную совместную работу совершенно разных людей - верующих и неверующих, христиан и мусульман, турок, греков, русских. Стало очевидным, что сама идея проведения литургии в монастыре Панагия Сумела была ниспослана нам Господом Богом, и мы выбрали правильный путь».

Посещение святых мест даёт возможность паломникам, помимо дополнительных знаний об истории религии, проникнуться духом православия, ощутить живую энергетику святых мест.

О Понт! Ты ныне странник на
Планете этой… И в Азии, и в Африке,
В Австралии, Америке, Европе -
Повсюду слышим мы
В смычке блуждающем
Призывы лиры - набат войны,
Наитие воспоминаний,
Мотив легенд - всё то, что
Подвиг есть народный,
И там где расцветает слово,
Творят терпенье и добро
Тоску по родине суровой:
Святой Софии купола
Хранят завет и упованье;
Весть смены вех Архангела;
И Панагии состраданье,-
Кто при распятье славила
Всевышнего.
Живи, о Понт! Крепка
Потомков Александра вера!
Боголюбивый! Свободный,
Словно ветер, в нём Византии дух!
Радость Земли в его полёте!
Небесная любовь!
И чаяния народа!
Стремленье в будущее,
Победы жажда - лишь для неё одной.
Для Родины!

Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.

В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Описание иконы

Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.

Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.

Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».

К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.

У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.

Значение иконы Божией Матери «Оранта»

В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.

На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.

Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви

В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.

В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)

Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.

Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.

Молитва иконе

О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Приняв много веков назад христианскую веру, греки Малой Азии, и особенно Понта, бережно хранили ее, оставаясь верными ей на протяжении всего своего исторического пути.

Они любили свою благодатную землю, с трепетом и благоговением относились ко всему, что было создано на этой земле, и особенно, к христианским святыням, ставших символами их веры. Одна из таких святынь - знаменитый на весь христианский мир монастырь Панагия Сумела, где находилась икона Божьей Матери Панагия Сумела («Всесвятая с горы Мела»).

Панагия Сумела является символом веры греков Понта. Первое наименование Её чудотворного образа, написанного самим евангелистом Лукой , было Панаги́я Афинио́тисса , то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Дело в том, что апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем. Более того, его считают святым покровителем врачей и живописцев . Как отмечает в своих трудах греческий историк Неофит Кавсокаливит , апостол Лука сначала гравировал иконы на дереве твёрдой породы, а затем уже разрисовывал их. Согласно преданию, Лука создал три иконы Божией Матери, судьба каждой из которых сложилась по-разному: одну из них он передал храму на острове Кипр, другую — в храм на полуострове Пелопоннес, а третьей иконе пришлось пройти тернистый путь — из Греции на Понт, на гору Мела, а оттуда вновь в Грецию.
Материал об истории иконы Панагии , написанной Лукой, был опубликован в 1775 году архимандритом Парфением Метаксопулосом и историком Неофитом Кавсокаливитом . По их словам, Лука отдал написанную им икону в одну из церквейгорода Фивы . После его смерти его ученик по имени Ананий п ередал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса».
Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века Сумельского монастыря подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет. Святой был похоронен в городе Фивы (ныне Фива), где и сегодня стоит его первая мраморная гробница. Мощи святого апостола Луки оставались там до середины IV века, а потом были перенесены в Константинополь.

После кончины апостола Луки об иконе позаботился его ученик, и со временем она очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379-395 гг). В период его царствования к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы:
«Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…». После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм, полетев в направлении к восточному побережью Эвксинского Понта (Чёрного моря). Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие: от скал Мете́ора до берегов полуострова Халкидики, а затем — на небольшом суденышке — до Маронии, находящейся в Западной Фракии. Из Маронии, снова пешим ходом, Варнава и Софроний направились в сторону столицы Византии — к городу Константинополю, откуда на корабле доплыли до Трапезунда , остановившись в селе Куспиди, где остались на ночлег. Утром, во время завтрака, хозяева дома поставили на стол жареную рыбу, белое вино и испечённый по-домашнему деревенский хлеб, при этом хозяин сказал монахам, что рыбу он поймал в реке Пикси́ти , берущей начало с горы Мела . Услышав о горе Мела, монахи обрадовались и начали расспрашивать его, как туда добраться. Воодушевлённые рассказанным, Варнава и Софроний продолжили свой путь, достигнув заветной горы, расположенной в Трапезундском районе, в 48 км от черноморского побережья.
Монахи вскарабкались по крутому горному склону, продираясь сквозь густо растущие деревья и кустарники. Неожиданно, на высоте 400 метров от подножия вертикальной скалы, из пещеры, к которой они подошли совсем близко, вылетели ласточки. Вход в пещеру загромождала крона высокой сосны. Изнутри пещеры сквозь зелень частых сосновых иголок проливался необычный свет, который, как оказалось, исходил от иконы Панагии Афиниотиссы…
Варнава и Софроний, войдя в пещеру, преклонили колени перед иконой Пресвятой Богородицы (Панагии), со слезами на глазах возблагодарив Бога за помощь в исполнении возложенной на них миссии. С тех пор икона получила своё второе имя — Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́). Внутри пещеры монахи построили небольшую церковь Святой Варвары первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица.
Поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудным. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник «Колодец в небо», ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.

Благодаря милости Божией Матери, у иноков Варнавы и Софрония, в первые, самые трудные месяцы существования их обители, была и пища и вода. Вскоре люди заговорили о двух монахах-подвижниках и чудотворной иконе Богородицы, появившейся на горе Мела, и в пещеру стали приходить паломники, преодолевая долгий и трудный подъем на вершину горы. Некоторые оставались и сами принимали монашество, и к моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.

В VI веке на монастырь напали и разрушили его критские арабы, промышлявшие грабежом даже в причерноморском Трапезунде. Но уже в 664 году монастырь был восстановлен крестьянином по имени Христофор по предстательству Богородицы. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг, и к моменту своей кончины преподобный Христофор уже был духовником большой общины.

Монастырь Панагии Сумела разрастался, богател и приобретал все более широкую известность, и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле. Сами императоры Византийской империи, а затем Трапезундской, из династии Комниных, покровительствовали ему и делали богатые пожертвования. Известно, что драгоценный, искуснейшей резьбы крест с инкрустированной в него крупными частицами Креста Распятия Господа нашего Иисуса Христа, был подарен Мануилом Комниным III. Другой император, Алексей Комнин III, в знак благодарности Панагии Сумела за чудесное спасение во время бури выделил огромные средства на обновление всех строений Монастыря и на возведение новых защитных башен. Также в монастыре находились мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора. Монастырь Панагии Сумела был самоуправляем и имел большие привилегии.

После захвата в 1461 году Трапезунда и оккупации Понта турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Известна легенда о монастыре Панагия Сумела. Однажды султан Селим (1512-1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Его восхитили необычное расположение на склоне скалы и красота обители. Но религиозный фанатизм оказался сильнее, и он приказал сжечь христианскую святыню. Но отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. С тех пор вошел в силу указ о привилегиях монастыря, которому следовало не одно поколение турецких правителей. И действительно, на протяжении долгих лет османского владычества монастырь никто не осмеливался трогать. Более того, он не облагался налогами. Жители близлежащих греческих поселений районов Мацу́ка, Са́нта и Су́рмена снабжали монастырь необходимыми продуктами, а в случае опасности с оружием в руках вставали на защиту православного храма.

За 16 веков своего существования Монастырь Панагии Сумела приобрел известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки Монастыря Панагии Сумела. Благодаря кропотливому труду переплетчиков были сохранены для истории произведения многих древних философов и писателей.

В 1922 году был совершен геноцид Православного Понтийского Эллинизма. Ослепленные религиозным фанатизмом турки вырезали Христиан. Жертвами этого ужасного геноцида стали 350 тысяч ни в чем неповинных Понтийских греков, а оставшиеся в живых были насильно выселены и развеяны по многим странам. Большая часть беженцев была принята Россией, основная же часть переселенцев оказалась в северной Греции. Многострадальные понтийские греки с нуля стали обживать новую родину, никогда не забывая о своей покровительнице Панагии Сумела.

Перед исходом с мученического Понта, монахи спрятали в часовне Святой Варвары чудотворную икону Панагия Сумела вместе с евангелием Святого Христофора и крестом императора Трапезундского Мануила Комнина.

В 1930 году премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос обратился к посетившему Афины премьер-министру Турции, с просьбой позволить греческой делегации отправиться на Понт и привезти в Грецию символы Православия. Миссию привезти в Грецию понтийские реликвии возложили на уроженца Понта, монаха Амвросия Сумельотиса (Сумельского), который, заручившись письмом к турецким властям от посольства Турции в Греции, 14 октября отправился в Константинополь, а оттуда – на Понт. Несмотря на то, что местоположение скрытых сокровищ Православия ему было известно, отыскать их оказалось непросто. За прошедшие годы двор часовни сильно зарос растительностью, но, как рассказал Амвросий Сумельотис, ему вновь помогла Панагия: заступ, казалось, сам нашел зарытый сундук, и сокровища в целости и сохранности вернулись в Грецию. Их поместили в Афинский Византийский музей, сокровищницу православных реликвий.

Так икона Панагии Сумела вернулась в Афины через 16 веков и хранилась в Музее Византийского искусства города Афины до 1952 года, когда на собранные Понтийцами пожертвования всего за год был возведен новый Храм в честь Успения Богородицы для чудотворной иконы Панагии Сумела в деревне Кастанья́ (Верия), на склонах горы Вермион .Чудотворная икона опять собирает вокруг себя Понтийских греков со всех концов света.

Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья по пути в Козани. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть - это очертания одного глаза Богородицы.

Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства, посмотреть на который съезжаются туристы со всего мира. Для многих из них это всего лишь познавательная экскурсия. Для православных греков, потомков тех, кто некогда строил монастырь, веками молился в нем, для кого эта земля, эти горы когда-то были родными, побывать в Панагия Сумела, поклониться его стенам, зажечь свечи в память о предках - это поступок, который стремится сделать в своей жизни каждый понтийский грек.

В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, при энергичном содействии Ивана Саввиди , в Панагия Сумела, спустя 88 лет после искоренения греков Понта с ихисторической родины , состоялась первая литургия в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь Панагии Сумельотиссы, Госпожи Понта…

С расщелины в скале внутри монастыря, как и много веков назад падают капли воды. Сложилось поверие, если загадав желание, поймаешь своей ладонью каплю, то желание непременно сбудется. И каждый грек, побывавший у этого святого места, призывая Божию Матерь, обязательно загадывает, чтобы священная христианская обитель, построенная и намоленная предками в самом центре исторического Понта, вновь обрела былую силу и стала процветать. 15 августа по ст.с. в день Успения Пресвятой Богородицы православные христиане, и прежде всего греки, предки которых проживали на благодатных землях Понта, отмечают память иконы Божией Матери Панагия Сумела.

В Греции отмечается день Успения Божией матери не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого. Многие люди постятся до 15 августа. Во всех церквях и монастырях Св. Богоматери осуществляются пышные торжества. Наиболее известные из таких мест - это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки с отдалённой Австралии, Америки, Канады для того, чтобы поклониться Пресвятой Богородице.

ЛИТУРГИЯ В ДРЕВНЕМ МОНАСТЫРЕ ТУРЦИИ

Впервые с 1922 года состоялась православная литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю) в древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.

Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.

Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.

По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.

Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.

Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.

После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.

8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.

2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.

Текст: Благовест-инфо, фотографии Reuters, AP





Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Панагия Сумела


Η εικόνα της Παναγίας Παναγιά Σουμελά / Сумельская икона Божией Матери

Адрес: Турция
Построен: конец IV - начало V века н.э.
Координаты: 40°41"24.1"N 39°39"30.1"E

Монастырь Панагия Сумела (Сумельский монастырь), расположенный на территории современного турецкого города Трабзона, раскинувшегося на берегу Черного моря, считается не только одним из самых древних православных храмов в мире, но и самым труднодоступным.

К этому монастырю ежегодно приезжают сотни тысяч паломников из Греции , России , Молдавии, Украины , Белоруссии . Кроме этого, добраться до священного места, построенного в меловой скале, мечтают и туристы из других стран мира, исповедующих католицизм, ислам и буддизм. Удивительного в этом ничего нет, дело все в том, что с момента основания и до 1923 года, святое место для каждого православного христианина постоянно привлекало к себе внимание, ведь именно в его стенах хранилась одна из самых значимых и самых ценных святынь - икона Богородицы Панагия Сумела.

Существует древнейшее предание, что написана чудотворная икона, на которой изображена мать Спасителя всего человечества, была самим Святым Лукой. Для тех, кто не знаком с православной верой, следует уточнить, что Святой Лука является автором одного из существующих на сегодняшний день Евангелий, а также считается первым человеком, написавшим икону. Кроме этого, Святой Лука признан в православной вере покровителем живописцев и врачей. Интересен тот факт, что Святой Лука, написавший икону Панагия Сумела, хранившуюся до 1923-го года в одноименном монастыре , был очевидцем чудес, которые являл Иисус Христос грешным людям. Более того, этот Святой, подаривший нашему миру несколько чудотворных икон с изображенной на них Богородицей, почитается не только среди православных верующих, но и среди католиков. Все вышеперечисленное лишь в очередной раз объясняет, почему монастырь Панагия Сумела в Турции пользуется такой огромной популярностью.

К огромному сожалению, в наше время монастырь уже не может поразить паломника богатейшим внутренним убранством, потрясающими росписями и орнаментами: многие из них пострадали из-за неумолимого хода времени, а некоторые были целенаправленно разрушены и стерты вандалами и фанатичными исламистами. Кстати, такое отношение к монастырю Панагия Сумела началось лишь с конца 19-го века. До этого времени православный храм, в котором монахи возносили свои молитвы к Богу, Деве Марии и Святым, пользовался не только огромным влиянием, но даже не был тронут воинами Османской империи, когда тем удалось захватить территорию современного Трабзона. Однако история возведения и процветания монастыря, равно, как и его значение для современного мира, заслуживают того, чтобы остановиться на них более подробно. Еще бы, ведь строительство монастырь Панагия Сумела в Турции началось уже через 386 (!) лет после прихода в наш мир Спасителя.

Строительство монастыря Панагия Сумела

По сохранившимся до наших дней летописям можно сделать определенный вывод, что монастырь Панагия Сумела был основан двумя монахами: Варнавием и Сафронием. Именно этим двум православным было явление Божьей Матери, которая сказала, что им надлежит забрать икону с ее ликом, написанную Святым Лукой, и привезти ее в труднодоступное место на горе Мела, и там положить начало строительству монастыря. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что монастырь Панагия Сумела расположен на высоте, чуть более 300-т (!) метров над уровнем моря и высечен в меловой скале .

Икона Панагия Сумела, написанная Святым Лукой, в те далекие времена хранилась в Фивах. После рассказа монахов о явлении им Богородицы, священники из храма, находившегося на территории Великой Панагии, отдали святыню Варнавию и Сафронию. В 386-м году нашей эры два православных христианина с огромными трудностями взобрались на меловую гору с отвесными скалами и основали там монастырь.

В то время Трапезундом (ныне Трабзоном) правил Августалий Кортикий. Естественно, два человека, даже, несмотря на их безграничную любовь к Богу, не смогли бы высечь собственными силами в скале огромный монастырь. Согласно преданиям, неоценимую помощь им оказали монахи из монастыря, построенного на горе Завулон, в честь Иоанна Предтечи. К тому моменту священный храм, построенный в честь Святого, крестившего самого Иисуса Христа и принявшего страшную смерть, имел влияние на окрестности и, что неудивительно, располагал огромными средствами. Благодаря его помощи и началось возведение храмов в скале горы Мела. Кстати, подтверждением тому, что в строительстве монастыря Сумела были задействованы средства и рабочая сила из храма Иоанна Предтечи, служат документы, согласно которым до 1800-го (!) года из православной святыни, где хранилась икона, написанная Святым Лукой, на гору Завулон в знак благодарности каждые семь лет отправляли мула, достигшего семилетнего возраста, и каждый год по 50 огромных сосудов, наполненных елеем и воском.

В настоящий момент существуют неоспоримые факты, говорящие о том, что изначально на горе Мела Варнавий и Сафроний построили храм Архистрага Михаила. Всего храмов на территории Сумельского монастыря три, вторым был построен храм в честь Божьей Матери, а третьим - храм равноапостольных Великого Константина и Елены. Естественно, все эти Святые относятся к наиболее почитаемым в православии, однако до сих пор остается загадкой, почему монахи не построили первым храм в честь Богородицы, ведь именно она явилась Варнавию и Сафронию и наказала им основать монастырь в ее честь. Многие ученые неоднократно проводили различные исследования документов, а также самого монастыря Панагия Сумела, все они единогласно утверждают: первым был построен храм в честь Архистрага Михаила. Ответ на вопрос: «Что именно повлияло на решение монахов высечь храм Богородицы не в первую очередь?», - скорее всего, так и не будет найден.

Молва о новом Сумельском монастыре, в котором хранится бесценная христианская святыня, быстро разнеслась практически по всей Европе . Тысячи паломников устремились к святому месту, чтобы поклониться иконе под названием Панагия Сумела. Такой наплыв православных христиан заставил монахов еще во время строительства последнего храма начать возведение гостиницы, в которой могли бы разместиться верующие. Эта было только первое здание для паломников, впоследствии служители Сумельского монастыря давали распоряжения о постройке новых гостиных домов. При этом следует помнить, что все без исключения помещения вырубались прямо в скале и, несмотря на то, что она состояла преимущественно из мела, строителям приходилось прилагать поистине титанические усилия для расширения монастыря.

История Сумельского монастыря

Как уже говорилось выше, монастырь на горе Мела еще до окончания своего строительства стал местом поклонения православных христиан. Однако история показывает, что монахам, все же, приходилось переживать набеги варваров и вандалов. Благодаря тому, что три церкви, служебные помещения и гостиницы для паломников располагались в труднодоступном месте, грабежи, хоть и нечасто, но случались. До наших дней дошло свидетельство о разбойном нападении на Сумельльский монастырь в конце VI века. Тогда практически все ценности из монастыря были вывезены вандалами, чудом уцелела только икона, написанная Святым Лукой, и некоторые другие священные предметы. Чудом…, а как же может быть иначе, если речь идет о чудотворной иконе? Впрочем, для разбойников всегда представлял интерес благородный металл, все остальное они считали не заслуживающим внимания. Уже в 644-м году в Монастырь Панагия Сумела пришли новые монахи, которые за рекордно короткие сроки возродили его и сделали пригодным для посещения паломниками.

Наибольшего расцвета монастырь, высеченный в скале горы Мела, достиг во времена правления великой династии Комнинов. Они имели безграничную власть не только над Трапезундом, но и в определенные промежутки времени над всей огромной византийской империей. Каждый правитель из этой династии считал своим долгом покровительствовать монастырю, в котором хранилась священная реликвия, написанная свидетелем земной жизни Иисуса Христа, и который ежедневно посещали многочисленные паломники из дальних земель.

Огромный вклад в развитие и процветание Сумельского монастыря внес Иоанн II, его сын, внук и правнук. По указанию царя, монастырю были дарованы 24 деревни и около 40 небольших поселений, доходы от которых направлялись монахами на возведение крепостных стен, монашеских келий и других построек. Кроме этого, монастырь получил от правнука Ионна II, правившего с 1349 по 1390 год, почти 1370 (!) привилегий. Монахи не забыли эту щедрость и прямо над входом в главный храм поместили стихотворение, в котором прославлялись деяния Алексея III и его бесценный вклад в распространение по миру православной веры. Кстати, это стихотворение можно было различить до XVII века, потом время навсегда стерло его с меловой скалы.

Удивительно, но даже после того, как Трапезунд и, прилегающие к нему земли, перешли в состав Османской империи, православный храм продолжал процветать и пользоваться огромной властью. Один из султанов подписал указ, в котором говорилось, что монахи и Сумельского монастыря, в котором хранится святыня православного мира Панагия Сумела, имеют право на полную свободу и на привилегии, предоставленные им еще во времена династии Комнинов. Более того, султан Селим I и все его потомки, которые, естественно, исповедовали ислам, постоянно одаривали монастырь и даже покрыли купол главного храма медью. Внук Селима I решил, что медь - недостаточно благородный материал для такого святого места и распорядился поменять ее на чистейшее серебро.

Просто не поддается объяснению, чем руководствовались правители Османской империи, когда проявляли такую заботу о храме, который не имел никакого отношения к их вере. Правда, монахи упросили султана отказаться от покрытия крыши серебром: они попросту боялись, что такое несметное богатство рано или поздно искусит разбойников на нападение.

Процветание Сумельского монастыря, который находится на территории современной Турции, продолжалось до 19-го века! Вселенский патриархат в 1863-м году полностью лишает монастырь Панагия Сумела всех его владений и привилегий . Паломники, которые поклонялись иконе, написанной Святым Лукой, встретили с неодобрением этот указ и патриархат, опасаясь бурных протестов, в спешке отменяет свое решение. Однако через 39 лет выходит новый указ, который в итоге стал окончательным. Для Сумельского монастыря наступили трудные времена: во время кровопролитных сражений Первой мировой войны все монахи покинули стены некогда могущественного и влиятельного православного храма. Обезумевшие от ярости турки ворвались в храм: они, забыв о том, что даже во времена Османской империи монастырь пользовался уважением, стали разбивать все, что только было возможно. Практически полностью были уничтожены настенные росписи, а на тех изображениях, которые не удавалось стереть, святым выбивали глаза.

Монастырь Панагия Сумела - священное место для паломников

Несмотря на то, что турки практически полностью разграбили и уничтожили внутреннее убранство монастыря, им не удалось завладеть иконой Панагия Сумела . Монахи, уже во время того, как турки штурмовали крепостные стены, закопали священную реликвию. Только в 1923-м году монах решился на подвиг: он раскопал икону и перевез ее в


Я расскажу вам историю, в чем-то похожую на сказку, хотя на самом деле это самая настоящая быль. Живет в городе Олбани США среди других своих соотечественников г-н Саввас Maфилиос.

В прошлом году, в день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа (Греч. стиль - Прим. ред.), г-н Mафилиос, офис которого находится рядом с греческой церковью того города, сидя в тишине дня, погруженный в свои мысли о старом родном городе, о своем бурном эмигрантском прошлом, задремал в своем кресле.

Здесь мы предоставим возможность рассказать самому г-ну Мафилиосу о своем необычном “видении”. Цитируем выдержки из соответствующего письма, написанного им в тот же день:

“Я вздремнул в своем кресле и во сне оказался в нашей церкви. Там я увидел живой образ Богоматери. Золотящийся и ярко светящийся, он вдруг заговорил и обратился ко мне со словами: “Какая у вас красивая церковь! А сколько великолепных святых икон! Почему не принесете вы и Меня, Сумелиотиссу, сюда, в вашу церковь, дабы узрели Меня и поклонились Мне благочестивые христиане, и прежде всего наши понтийские соотечественники. Они, где бы ни находились, несут в себе наследие отцов своих, нравы и обычаи, но могут растеряться на просторах этой благословенной страны. Возьми, чадо мое, свое перо, и начни писать и ходатайствовать, чтобы привезли Мой образ и поставили прямо здесь, в этом месте… придите все в церковь, чтобы видела я вас в радости, и не забывайте о дне памяти Моей - 15 августа”.

В продолжении подробного рассказа о своем чудесном сновидении г-н Maфилиос добавляет:

“Не прошло и десяти-пятнадцати минут, как я проснулся с необычайной радостью в душе, вновь и вновь переживая свой удивительный сон, как вдруг вижу в дверях своего офиса старосту нашей церкви, преподобного Димитриса Илиопулоса, родом из Аркадии. Он сказал: “Я прочитал в журнале “Понтийский очаг” о чудесах и истории “Панагии Сумела”. Напиши, пожалуйста, своим соотечественникам, чтобы они прислали нам Ее икону, а я, в свою очередь, помогу, чем смогу”. Не на шутку взволновавшись, я спросил его: “Каким же образом мы Ее привезем?” На что он ответил: “Напиши такому-то человеку” и так далее, а я открыл, что наказала мне такое во сне сама Богородица!”

Г-н Мафилиос немедля написал письмо. Он и преподобный отец Димитрий, были охвачены блаженными чувствами и Божественным страхом, ощущаемым теми, кто считают для себя за счастье выполнение Божественного наказа.

Их благочестие, конечно, не оставило равнодушным Управление Ассоциации “Панагия Сумела”, да и наказом Самой Пресвятой Богородицы нельзя было пренебречь. Письмо отправили в церковь Панагия Сумела в Кастанье, где наш соотечественник и художник Ставрос Kaлефрас создал такой же достопочтенный образ, впоследствии подобающе украшенный, после чего икона была послана в Афины, чтобы отправиться оттуда в Америку, где так дивно предстала перед взором нашим Сумелиотисса!

Письмо господина Maфилиоса хранится по сей день в архиве монастыря, не только как доказательство христианской веры и благочестия, но, главным образом, как свидетельство непрерывности чудесных появлений Богородицы Понтийской.
Журнал “Понтийский Очаг”, 1953 г.

Благодатью своей славилась Пресвятая Богородица особенно среди множества бездетных семей, которые с благоговением ждали момента, когда Пресвятая дарует им ребенка.

Одну такую историю поведал мне покойный Aнгелос Панидис из Сурмена.

В моем сердце, говорил он, скрывается само Православие, соединяются Понт и Богородица Сумелийская.

Его родители, будучи в браке более девяти лет, несмотря на все приложенные усилия, не могли родить ребенка. Обратились они как-то к священнику, который, внимательно их выслушав, сказал им следующее: “Я увидел, насколько велика и глубока ваша вера в Бога, и посоветовал бы вам поехать в монастырь Панагии (Богородицы) Сумела и попросить у Нее помощи”. Родители Ангелоса, подробно обсудив это предложение, несмотря на колебания, решили обратиться к благодати Пресвятой. Добравшись до назначенного места, они разбили палатку у окраины монастыря.

Так прожили они обычной супружеской жизнью и в непрестанных молитвах Богородице Сумелийской целых 25 дней, после чего благополучно вернулись домой. В следующем месяце - это произошло в 1911 году - с особой радостью госпожа Феофили Панили, урожденная Ефрема Eфремидиса, объявила мужу, что после девяти лет брака и теплых молитв, обращенных Панагии Сумелийской, она ждет своего первого ребенка.

Такой же примечательной, как и этот простой рассказ тихого, скромного и неутомимого почитателя Панагии Сумела, покойного Aнгелоса, является и история его дочери Филицы Паниду-Рупа, произошедшая спустя 55 лет. Вот как она сама описала это событие.

Несмотря на ее беспредельное желание, в первые три года своего замужества она не могла обрести ребенка. Во время одной из своих поездок в новый монастырь Сумела, как впоследствии об этом рассказала мне моя мать Кассьяни, она увидела Филицу сидящей на ступеньках монастыря, заливающуюся горькими слезами. На вопрос, почему она плачет, Филица ответила, что, будучи в браке целых три года, она не смогла обрести ребенка. Г-жа Кассьяни стала утешать ее и тут же рассказала ей о множестве бытующих в то время чудесных историях, которые ей приходилось слышать в монастыре на протяжении долгих лет, а именно: она была наслышана о бездетных парах, которые с помощью Пресвятой Богородицы Сумелийской, в конце концов, смогли обрести желанного ребенка. Затем она посоветовала ей с благоговением помолиться Богородице Сумелийской и дотронуться до завеса, висящего на входе в маленькую сводчатую комнату, где находился образ Пресвятой Богородицы. Через полтора месяца Филица позвонила моей матери и воодушевленно, полная радости и счастья, объявила, что ждет своего первенца. Она рассказала ей, что в тот же вечер, после состоявшейся беседы, она еще раз обратилась за благодатной помощью к Богородице Сумелийской, просидев в той комнате и промолившись всю ночь, прося помощи у Пресвятой, и, уходя оттуда с глубокой верой в Нее, с благоговением дотронулась до завеса у иконы Богородицы.

“Уходя, я собрала в себе всю веру в то, что так, как когда-то, много лет назад, Панагия Сумела услышала мою бабушку, таким же образом и сейчас, спустя 55 лет, Она выслушает и меня и сотворит Свое чудо!”

 

Возможно, будет полезно почитать: