Нервоз у детей. Методы лечения и профилактики

Невроз — это реакция ребёнка на трудные ситуации, которые переживаются им очень болезненно, что отражается в первую очередь на поведении ребёнка. Распространенные формы невроза — это неврастения, истерические неврозы и неврозы навязчивых состояний .

Во-первых, стоит знать, что неврозы у детей — это обратимые расстройства психического состояния, без каких-либо искажений картины мира. Это означает, что если невроз вдруг появился, то от него следует избавляться и избавлять ребёнка. Вовсе необязательно с ним мириться и в дальнейшем мучиться! Опасность неврозов у детей кроется не в их тяжести, а в самом отношении к ним .

Видео: Детская неврология в медицинском центре "Колыбель Здоровья"

Многие родители порой просто не обращают внимания на первые симптомы неврозов у ребёнка и всевозможные нервные расстройства. Другие родители если и обращают внимание, то реагируют достаточно поверхностным образом (считают, что пройдет само). И только лишь незначительная часть принимает реальные действия с целью исправления сложившейся ситуации.

Симптомы неврозов у детей

Причиной неврозов у детей, как правило, считаются психические травмы, но имеет значение и генетическая предрасположенность. В большинстве случаев причиной невроза является неправильное воспитание ребёнка . В случае, когда ребёнку всё разрешено, и любые поступки вызывают у родителей исключительно восхищение, то у таких детей создаётся твёрдая уверенность в своей необыкновенности. Но проходит время, и ребёнок попадает в детский коллектив (сад, школа ), где в свою очередь хорошее отношение со стороны окружающих детей не даётся так просто — его надо заслужить. В результате этого у ребёнка появляются конфликты со своими сверстниками, из-за чего и формируется невроз.

Распространёнными симптомами неврозов у детей является: раздражительность , повышенная возбудимость, быстрая утомляемость. Также может снижаться аппетит, а сон становиться чутким. При волнении у ребёнка проявляются характерные симптомы — это повышенная потливость, похолодание некоторых конечностей. Ребёнка нервируют звуки и яркий свет, он жалуется на головные боли с шумом в ушах. При неврозе состояние ребёнка крайне неустойчивое: ребёнок может внезапно разрыдаться и так же быстро утихнуть.

При истерических неврозах у детей к вышесказанным симптомам добавляется истерические припадки (ребёнок падает на пол, громко кричит, барабанит ногами и руками).

Невроз у детей навязчивого состояния начинается со страха — фобии . К примеру, ребёнок сторонится ездить на лифте или же боится темноты, а также высоких зданий, собак, микробов, машин и прочее. Такие дети полностью уверены в том, что могут себя защитить при помощи своеобразных ритуалов: постучать по дереву три раза или плюнуть через плечо. Если же ребёнок считает, что он находится под угрозой, то начинает замыкаться в себе.

Лечение и профилактика неврозов у детей в первую очередь состоит в организации так называемого «отдыха » для нервных клеток. Следует строжайшим образом соблюдать режимы сна и питания, необходимо, чтобы ребёнок мог чаще находиться на свежем воздухе. Огромную роль при лечении неврозов у детей играет поведение родителей и прочих лиц из окружения.

Увеличенная тревога со стороны окружающих людей и преувеличенная забота с вниманием содействуют закреплению симптомов и условно-рефлекторной фиксации болезненного состояния ребёнка. Очень легко такое закрепление происходит во время истерии. Родителям в свою очередь стоит настоятельно доказывать необходимость исполнения ребёнком определённых мероприятий по лечению, а также некоторых требований , которые предъявляются к его поведению.

Не стоит баловать ребёнка на том основании, что он болеет. При лечении неврозов у детей следует не забывать, что при ослабленной нервной системе новые условные рефлексы с вновь образуемыми временными связями могут легко стать инертными и патологически крепкими. Симптомы, как отказ от приёма еды на почве созданного негативизма и тики, которые намного быстрее проходят когда они игнорируются, и крепко закрепляются при обращении внимания.

В особых случаях, когда трудную ситуацию для ребёнка не удается поменять, то следует обратиться за помощью к детскому врачу .

Лечение неврозов у детей в нашей клинике

Лечением неврозов у детей в клинике «Колыбель Здоровья » занимается врач-психотерапевт. Методик, которые способствуют избавлению невроза много, среди которых и медикаментозное лечение, а также гомеопатия (что немало важно). Особой популярностью пользуется игровая терапия, которая успешно практикуется нашими детскими врачами.

При лечении острых и продолжающихся неврозов у детей главное — это устранение той тяжёлой жизненной ситуации, которая инициировала патологические реакции, и тем самым вы сможете избавиться от гнетущего аффекта. На это наши опытные врачи-специалисты обращают внимание в первую очередь при лечении неврозов у детей дошкольного возраста.

Главное знать при лечении неврозов у детей, что никакое лечение не станет эффективным, если не изменить жизнь ребёнка. В случае если страхи и агрессии создают отрицательные эмоции, то смех и радость — формируют положительные эмоции. Смех у детей — это механизмом, стирающий ненужные стереотипы. Если вы хотите избавить навсегда от неврозов своего ребёнка, запишитесь на приём к нам, мы непременно окажем вам профессиональную помощь!

Для заботливых родителей симптомы и происхождение невроза слишком противоречивы и размыты. И часто имеют мало общего с медицинским толкованием этого невралгического расстройства. Неврозы у детей и подростков 1-12 лет часто путают с такими отклонениями, как:

Их сложно винить за незнание — признаки во многом схожи с неврозом:

  • агрессия;
  • возбудимость;
  • плохой сон;
  • невнимательность;
  • головные боли;
  • бледность;
  • дрожь пальцев;
  • усталость.

Все эти симптомы носят временный характер и продиктованы неподготовленностью ребенка к переменам по возрасту — нужно лишь проконсультироваться с невропатологом, который даст рекомендации и пропишет лечение и психотерапию. Происхождение невроза всегда проистекает из длительной стрессовой ситуации и имеет более глубокий анамнез, требующий вмешательства специалиста.

События и потрясения

Детская психика очень ранима и восприимчива — любое изменение привычного распорядка жизни отражается даже на новорожденных, с силой, соответствующей динамике возраста. Так, для младенцев от года до 3-х лет даже короткая разлука с матерью может сказаться формой начинающихся неврозов. Особенно, если до этого дня они были неразлучны.

Дети 3-6 лет могут получить предневрозное состояние, если потеряется их домашний питомец, либо сломается любимая игрушка. Первые симптомы — потерянность, длительное горе, уныние, расстройство сна и аппетита. Скандалы в семье, неполная семья, нелюбовь родителей также негативно влияют на детскую психику, оставляя в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

Диктаторские наклонности одного из родителей также приносят малышу невроз. Подавление личности, темперамента, инстинктов и интересов — верная дорога ребенка к неврозу и сеансам психотерапии.

Инстинкты ребенка

Неврозы у детей и подростков — явление распространённое и опасное. Ребенок вырастает неуверенным в себе человеком, в его мозгу при определенных болезнях вполне возможны различные психические отклонения, страхи, от шизофрении до паранойи.

Самое невинное из этого букета — комплексы, из-за которых внутренний мир ребенка школьного возраста закрыт для окружающих. Уже будучи взрослым, такой человек не способен полноценно любить, общаться и развиваться личностно. Только психотерапия как лечение может принести облегчение.

Невроз как следствие возникает из борьбы инстинктов. Дети защищаются как умеют, проще говоря, пытаются не сойти с ума. Самые распространённые причины невроза у ребенка:

  • семейные конфликты;
  • испуг, авария, травмы;
  • давление родительской опеки и контроля;
  • наследственная предрасположенность;
  • чрезмерные умственные нагрузки.

Детская психика проявляет следующие симптомы:

  • снижение аппетита;
  • снижение работоспособности;
  • упадок сил;
  • потливость;
  • нервный тик;
  • истерики;
  • головные боли;
  • холодные руки и ноги.

Помимо симптомов, есть такие признаки в психотерапии, как заикание и недержание. У детей до года и новорожденных отличительными чертами неврозов могут стать жалобный, горестный плач и чуткий, беспокойный сон. После 4-х лет до дошкольного и школьного возраста — истерические припадки, катание по полу, яростное требование желаемого.

Внутренние конфликты

Невроз на самом деле очень легко заработать. Достаточно не понимать собственного ребенка. Вот почему обычно происхождение таких явлений, как невроз у женщин — они тоже имеют чувствительную душу. Психика детей как пластилин, но он требует бережного отношения.

Благодаря стрессам на работе и в быту невроз у взрослых приводит к депрессии и неврастении, но они могут пойти к психоаналитику либо просто интуитивно начать релаксационный период психотерапии. Дети же никак не в состоянии унять внутреннюю тревогу, переживания. Вроде родители знают, что указывают, знают, как будет лучше, но подросток школьного возраста, к примеру, боится не справиться с возложенными на него обязанностями.

И вот, пожалуйста, детский невроз, требующий лечения. Внутренние противоречия личностного роста вкупе с неправильным воспитанием и как итог — повышенная нервность. Типы неверного воспитания:

  • гиперопека;
  • авторитарное;
  • неприятие и нелюбовь;
  • потворство;
  • контраст;
  • тирания.

Конечно, биологические особенности тоже играют роль в возникновении неврозов у новорожденных. Так, невропатия может быть обусловлена тяжелой беременностью, неестественными родами, патологией. Дети, рожденные с трудностями, более подвержены срывам, и, чем старше, тем ощутимее.

Трудный возраст

У детей школьного возраста происхождение классических типов неврозов часто связано с чрезмерными нагрузками, чувством страха, давлением родителей, адаптацией в школе. Переживания чреваты заиканием и энурезом, нервическими тиками. Неврозы у подростков условно разделены на несколько нервических состояний:

При более подробном рассмотрении, для истерии характерны следующие симптомы:

  • чувствительность;
  • впечатлительность;
  • эгоцентризм;
  • эгоизм;
  • внушаемость;
  • резкие перепады настроения.

Истерия, как форма неврозов, часто присуща избалованным детям 3-6 лет. Родители чересчур превозносят ребенка, лишая его самостоятельности. Для дошкольников младше 3-х лет характерны также такие симптомы, как аффективно-респираторные задержки дыхания. Когда ребенок плачет, он настолько подавлен, что ему не хватает воздуха. Выглядит это как припадок астмы.

С 7-11 лет припадки превращаются в театрализованное представление с обмороками и удушьем. Самое страшное, ребенок верит в правдивость своих поступков, что в дальнейшем чревато привыканием организма к подобным инсинуациям. Необходима психотерапия и лечение.

Симптомы неврастении:

  • раздражительность;
  • слабость;
  • утомляемость;
  • невнимательность;
  • головная боль по утрам;
  • нарушение сна;
  • ночные страхи;
  • пассивность;
  • бледность.

Неврастеники очень вспыльчивы и ранимы, во всем видят подвох. Недоверчивые, опасливые, в основном меланхоличные и депрессивные. Ночью переживают заново события дня, часто с криками просыпаются, испытывая озноб и холод.

Симптомы и признаки навязчивых неврозов:

  • неуверенность;
  • нерешительность;
  • мнительность;
  • опасения;
  • тревожность.

Дети, болеющие формой неврозов — навязчивых состояний, боятся микробов, общения, темноты, в общем, множества символик различных фобий. Для ребенка дошкольного и школьного возраста характерны ритуальные привычки, такие как:

  • частое мытье рук;
  • подпрыгивание;
  • похлопывание.

Причем делается это автоматически, как условные рефлексы. Показательным симптомом может быть тик. В 4-5 лет нервные подергивания носят временный характер, от нескольких недель до месяца. В дальнейшем этот симптом проходит, мгновенно проявляясь в стрессовых ситуациях.

Социальные факторы

В старшем возрасте детские неврозы труднее поддаются лечению, так как обусловлены более сложными причинами. Дети 4-12 лет тяжело переживают:

  • развод родителей;
  • перевод в другую школу;
  • несправедливое наказание;
  • первое посещение детского коллектива;
  • переезд на новое место жительства.

Есть еще такое понятие в психотерапии, как предрасполагающие факторы, происхождение которых влечет невроз:

  • резидуально-органическая патология;
  • непреднамеренная акцентуация характера;
  • слабость организма перед болезнями соматического характера;
  • негативный эмоциональный фон матери во время беременности;
  • наследственная отягощенность;
  • угроза беременности, стресс.

Из-за них ребенок особенно уязвим, подвержен неврологическим заболеваниям. При своевременном обращении родителей к психотерапии можно обратить невроз. Если же не замечать его присутствия, о душевном покое ребенка можно забыть.

Неврозу так же, как ожидаемому событию, способствует внутрисемейная история. Так, вполне здоровый 10-месячный ребенок заработанным неврозом вполне может быть обязанным своим родителям, считающим нарушением дисциплины брать малыша до года жизни на руки, когда он остро в этом нуждается.

Недовольство родителей полом новорожденного постепенно формирует нервическую личность, маленькому человеку присуща внутренняя тревожность, не оставляющая его ни на минуту. Такая же участь ожидает позднего грудничка — учеными доказана связь детских неврозов с поздней беременностью матери.

Научные теории

Многие психоаналитики считают, что истинной причиной детских неврозов является неправильное воспитание, основанное на таких факторах, как:

  • эмоциональный шантаж;
  • традиционализм;
  • открытые угрозы и посылы;
  • отсутствие привязанностей в семье;
  • нескромность родителей;
  • негативное отношение взрослых к пожилым людям.

Хрупкая психика ребенка дошкольного возраста начинает затормаживать — запущенный невроз может отразиться аутизмом.

Виды навязчивых страхов у детей 5-12 лет как следствие формы невроза:

  • агорафобия;
  • клаустрофобия;
  • акарофобия;
  • акромофобия;
  • гомилофобия;
  • эрейтофобия;
  • дисморфофобия;
  • мизофобия.

Эти психические расстройства страха чего-либо сильно мешают человеку нормально жить и развиваться. Помимо них, есть еще целый сонм специфических детских страхов, из-за которых мысли маленького человека как загнанные птички — боязнь одиночества, темноты, пожара, потери родителей и т. д.

Стоит отметить кризисные возрастные периоды, где нужна психологическая профилактика и лечение:

  • в 3-4 года девочки чаще страдают неврозом, чем мальчики;
  • в 6-7 лет для детей дошкольников начинаются непривычные стрессовые ситуации;
  • в 11-12 лет непонимание действительности способно запутать ребенка;
  • неврозы у подростков 14-18 лет говорит о психологической незрелости ребенка как личности.

В последнем случае есть большая склонность к депрессии, фобиям. Детские страхи остаются, клиническая картина невроза усугубляется.

Страхи детей в психотерапии делятся на такие понятия, как навязчивые, бредовые и сверхценные. Лечение страхов во многом основано на профилактике. Навязчивые являются началом фобий, в зависимости от возраста, бредовые сам ребенок не в состоянии объяснить, а сверхценные занимают все внимание детей.

К сверхценным страхам детей относится проявление страха отвечать у доски, страха перед выступлениями. Беседуя с детьми, понимая их, можно потихоньку вытеснить опасения.

Лечение

Детские неврозы имеют обратимый патогенез, но только в случае профессионального лечения и профилактики. Опытный психотерапевт, осторожно расспросив пациента, составляет анамнез вкупе с биологическими особенностями пациента и соответственно возрасту.

Комплексный подход психотерапии способен эффективно и безопасно излечить ребенка от его страхов и тревожности. Часто психологи просят нарисовать или описать свои страхи, используя хитроумные приемы доверия. Типы лечения, в зависимости от сложности случая:

  • гомеопатия;
  • гипноз;
  • релаксационная терапия;
  • медикаменты;
  • акупунктурное и микроакупунктурное лечение;
  • психотерапевтическое лечение;
  • нетрадиционные методики.

Обязательна консультация у невролога и психотерапевта. Самые сложные случаи детского невроза требуют медикаментозной терапии и постоянной психологической профилактики. Назначаются транквилизаторы группы бензодиазепинов, которые снижают возбудимость и риск судорог, вызывают сонливость.

Побочные действия этих лекарств — кожный зуд, тошнота, запоры. Если психотерапия продолжается длительное время, возможно привыкание и снижение эффективности препаратов. В комплекс лечения детского невроза также входят:

  • психостимуляторы;
  • антидепрессанты;
  • витаминно-минеральные препараты;
  • физиотерапия;
  • лечебная физкультура.

Как часть психотерапии проводятся сеансы гипноза, доверительных бесед, консультаций. Если форма детских неврозов не нуждается в медикаментозном лечении, большое значение имеет индивидуальная работа детского психолога как профилактика.

Участие родителей и близких

Лечить детский невроз непросто, но ошибочно думать, что это сплошь работа специалистов. Родители невротика не меньше пациента нуждаются в консультациях и беседах с психоаналитиком. Только изменив собственное отношение к жизни, к ребенку, родители могут помочь малышу дошкольного возраста преодолеть психотравмирующие факторы, забыть их.

Детские страхи отступят, если окружить ребенка пониманием и заботой, предоставить право выбирать, свободу личности. Совместно с психологом родители учатся заново воспринимать действительность, смотреть на мир глазами своего ребенка, понять, как это тяжело — стараться соответствовать неподъемным требованиям.

Только семья, переоценив жизненные ценности, может помочь ребенку избавиться от фобий и страха быть неполноценной личностью. Отношения в социуме — это всегда непросто, но каждый человек имеет право на собственный путь и ошибки, и только гармония в семье поможет ребенку осознать свою индивидуальность.

Видео: как распознать первые призначи невроза у ребенка

Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.

Если родители не знают, как проявляется невроз у ребенка, они не всегда смогут заподозрить это заболевание у своего чада. Поэтому каждому необходимо знать перечень основной симптоматики, свидетельствующей о начале заболевания или о его протекании. Неврозом называют расстройство психики, которое нередко берет начало в детском возрасте и возникает при нарушении особо значимых для дитя отношений или длительном воздействии какого-либо психотравмирующего фактора.

Факторы, способствующие развитию неврозов у детей

Часто неврозы у детей связаны с ошибками воспитания, семейными невзгодами, потерей близкого человека.

Детский организм особенно подвержен воздействию различных внешних факторов. Большое влияние на формирование психики маленького человечка оказывают отношения в семье.

С самого раннего детства малыш требует к себе внимания, у него возникает потребность в общении с взрослыми. Нередко родители живут своими проблемами, не задумываясь о детях, и ребенок недополучает родительского внимания и любви в том объеме, в котором ему это необходимо.

Частые ссоры родителей могут стать причиной детского невроза. Кроме того, став взрослым, он переносит во взрослую жизнь заложенный в детстве стереотип отношений, у него формируется недоверие к семейной жизни. Множество семей распадаются, и больше всего от этого страдают дети.

Не чувствуя родительскую любовь, малыш испытывает внутренний конфликт, перерастающий в нервное напряжение, с которым маленькому человеку трудно справиться. Возникает нервное расстройство, а затем и невроз у ребенка.

Однако и чрезмерная опека и внимание со стороны родителей могут также негативно сказаться на детской психике. В этом случае развиваются неуверенность, разного рода комплексы, что тоже может спровоцировать появление невроза.

Немаловажным фактором, способствующий возникновению неврозов у детей, являются нервно-психическое переутомление, перенесенные болезни, ослабляющие организм.

Проблема неврозов детского возраста

Существует также связь между учебно-образовательным процессом и появлением неврозов детского возраста. Болезненно действует не сама умственная нагрузка, а некорректно организованный процесс обучения: пренебрежение правилами психогигиены во время обучения, недостаточное количество свободного времени для удовлетворения личных потребностей, завышенные требования к себе, часто связанные со сверхценным отношением со стороны родителей к высоким оценкам, и т. д.

Проблемы детских неврозов могут стать актуальными для родителей в любом возрастном периоде. Не стоит недооценивать степень этого психического расстройства, потому что нерешенные проблемы детства выливаются во взрослой жизни различными психическими нарушениями, комплексами, которые потом намного сложнее скорректировать и решить.

Поэтому если родители ставят перед собою задачу вырастить здоровую и полноценную личность, они должны не оставлять без внимания невротические проявления.

Основные типы неврозов у детей

В наше время все чаще встречаются различные виды неврозов у детей. Данная тенденция наблюдается как в хорошо развитых странах, так и в тех, которые только стали на путь своего развития. По мнению врачей, это имеет связь с ускоренными темпами развития, большим количеством информации, сосредоточенностью родителей на работе, большой нагрузкой в соответствии с учебой программой.

Выделяют следующие основные типы неврозов у детей, как:

  • невроз страха;
  • навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический;
  • астенический (неврастения);
  • ипохондрия;
  • невротическое заикание;
  • невротический тик;
  • невротические расстройства сна;
  • анорексия;
  • невротический энурез и энкопрез;
  • патологические привычные действия;
  • школьный;
  • логоневроз;
  • подростковая депрессия;
  • мутизм (мутацизм).

Особенности детских неврозов любого вида состоит в том, что большинстве случаев он провоцируется психотравмирующим фактором (психотравма), внутриличностными конфликтами, в редких случаях – нарушениями в мозговой деятельности или врожденными особенностями нервной системы.

Как проявляется невроз у детей: симптомы заболевания

Симптомы невроза у детей могут быть различными. Часто у детей встречаются невроз страха, невроз навязчивых движений, заикание. Невротические страхи обозначают термином «фобия». Обычно они мучительно переживаются детьми.

Навязчивое переживание страха чаще встречается у детей боязливых, тревожно-мнительных. Часто сами взрослые провоцируют развитие фобий, запугивая малыша, рассказывая страшные сказки. Иногда они исходят из личных переживаний.

Невроз навязчивых движений у детей часто неверно называют нервным тиком - знакомое многим состояние. Они представляют собой непроизвольные движения, преимущественно мимические или жестикуляционные (например, приподнимание бровей кверху, пожимание плечами, мигание, разведение углов рта, потирание рук, подергивание головой и др.). Если малыш часто совершает мигательные движения, непроизвольно покачивает головой и др. - это повод заподозрить нервный тик и обратиться к врачу.

Такой симптом детского невроза, как заикание в большинстве случаев развивается на третьем году жизни. Очевидно, это связано с активным развитием речи в этом возрасте. Заикание чаще возникает у мальчиков, чем у девочек. Ребенок пытается высказать многое, а словарный запас его еще невелик. Если он при этом очень не уверен в себе, среди незнакомой обстановки и чужих людей, то теряется и начинает заикаться.

Другой причиной заикания могут служить стрессовые ситуации либо испуг. При этом ребенок в спокойной ситуации разговаривает нормально, а при малейшем волнении вновь начинает заикаться. Дети, страдающие заиканием, становятся неуверенными в себе, пугливыми, иногда озлобленными.

Детский невроз страха: происхождение, признаки и особенности

Детский невроз страха дает о себе знать во время приступов, которые чаще всего случаются в ночное время. Обычно длительность приступа колеблется в переделах 10-30 минут. За этот период могут возникать аффективные галлюцинации и иллюзии, повышенная тревожность, вазовегетативные нарушения.

В дошкольном возрасте признаком детского невроза может быть , животных, выдуманных родителями «бабаек», сказочных героев (чаще всего негативных), дети боятся оставаться одни.

Младшие школьники иногда подвергаются так званому «школьному» нервному расстройству. Дети начинают переоценивать важность и значимость школы с ее дисциплиной, правилами, режимом и строгими педагогами. Им чаще страдают малыши, которые до посещения школы не посещали детский сад.

Признаки навязчивых неврозов у детей

Данное расстройство может возникнуть в любой детский возрастной период. Навязчивый невроз у детей может развиваться как следствие неблагоприятных психологических условий дома и в школе. Возникают навязчивые состояния или движения, которые можно побороть по-разному, главное убедиться в том, что это действительно данный вид невроза.

Невроз навязчивых состояний у детей иногда путают с нервным тиком. Но нервный тик – это непроизвольное сокращение (подергивание) мышц, которые не поддаются контролю и не во всех случаях имеют связь с нервными расстройствами. Что касается навязчивых движений, то на них можно влиять с помощью волевых усилий.

К признакам данного невроза у детей относится следующее:

  • щелчки пальцами;
  • резкие повороты головой;
  • обгрызание ногтей;
  • подергивание губы;
  • перебирание пальцами каких-либо предметов;
  • причмокивание;
  • прикусывание губ;
  • трение ладонями и др.

Список навязчивых состояний можно значительно продолжить, потому что у каждого могут быть какие-то свои индивидуальные симптомы, которые повторяются очень часто и характеризуются раздражительностью, нервозностью, резкостью.

Причины и патогенез разных видов неврозов

Чтобы избежать возникновения неврозов у детей, необходимо знать причины возникновения разных видов неврозов. Выделить один фактор невозможно, потому что в любом случае имеет место быть комплексное воздействие нескольких одновременно. К основным пунктам можно отнести несколько, таких как:

  • Генетическая предрасположенность. Пятая часть страдающих неврозом малышей, имеют родителей с психическими расстройствами данного вида. Также им чаще страдают дети, у которых наблюдаются отклонения от нормальной массы тела в ту или другую сторону.
  • Психотравмирующие ситуации. Основными причинами неврозов у детей считаются психотравмы, ведь не зря психологи, начиная терапию, работают с детскими травмами.
  • Особенности нервной системы (характер, темперамент). Дети, у которых наблюдаются невротические расстройства, обычно мнительные, неуверенные в себе (или наоборот, имеют завышенную оценку себя и эгоистично отношение к другим), скованные, излишне ответственны, чрезмерно ориентируются на чужое мнение о себе, болезненно реагируют на критику. На возникновение неврастении оказывает влияние то, как ребенок воспринимает происходящие события.
  • Факторы социально-психологического характера. К этим причинам детских неврозов относятся повышенная нагрузка в школе, переутомление (физическое или психическое), неудовлетворительные бытовые условия, напряженная семейная атмосфера, завышенные требования родителей и окружающих, неправильное воспитание.

Происхождение детских неврозов может быть связано также с недостаточным удовлетворением базовых потребностей ребенка, которые относятся не только к физической сфере (потребность в еде, тепле, сне, безопасной среде и т.п.), но и к эмоциональной (потребность в любви, принятии, внимании и т.п.).

Патогенез неврозов у детей на данный момент остается актуальным вопросом для многих специалистов. Невроз характеризуется особым состоянием нервной системы, которое если оставить без внимания, может повлиять на качество жизни во взрослом возрасте, поэтому родителям надо внимательно относиться к любым проявлениям невротического состояния у их ребенка и как можно быстрее отреагировать на данное положение.

Возникновение неврозов у детей также связывают в некоторых случаях с наличием заболеваний, которые систематически приводят к истощению организма, его ослаблению и, как следствие, ухудшению психического состояния ребенка. В данном случае кроме лечения основного заболевания необходимо заниматься устранением невротической симптоматики.

Как вылечить невроз у ребенка?

В зависимости от симптомов детского невроза определяется и лечение, потому что, например, заикание требует одного подхода и действий от родителей, а преодоление фобий и излишней тревожности – других. В некоторых случаях, чем старше детский возраст и чем осознанней маленький человек относится к своему состоянию, тем проще преодолеть болезнь общими усилиями.

Избегайте конфликтов в семье, управляйте своим поведением. Разобраться с семейными проблемами поможет специалист - психолог или психотерапевт.

В беседе с родителями врач определит симптомы невроз у детей и назначит лечение, установит причину заикания и страхов (когда, после каких событий, в каких ситуациях чаще проявляется).

Если они связаны с какими-то стрессовыми ситуациями, следует изменить психологический микроклимат в семье, устранить травмирующие обстоятельства. Такие случаи легче всего поддаются лечению.

В процессе лечения детских неврозов постарайтесь создать дома атмосферу спокойствия. Развивайте в нем уверенность, выражая свое одобрение всем его успехам и достижениям. Чаще давайте понять, что любите его. Постарайтесь не одергивать и не поправлять все время, когда он начинает разговаривать. Хорошо, если ребенок будет общаться с детьми, с которыми ему легко и комфортно.

В вопросах как вылечить невроз у ребенка, который сопровождается выраженным заиканием, поможет разобраться логопед. Он определит род занятий, которые будут направлены на устранение речевых проблем. Следует выполнять все рекомендации специалистов и проявлять настойчивость.

Занятия должны быть регулярными, только так можно ожидать исправления заикания либо сведения его проявлений к минимуму. Если заиканию сопутствует нервное заболевание, следует, прежде всего, получить консультацию у невропатолога.

Как лечить у ребенка невроз навязчивых движений и состояний?

Лечением навязчивого невроза у детей занимается психолог, в редких случаях психотерапевт. При тяжелом течении нервного расстройства прибегают к использованию медикаментозного лечения. При посещении психотерапевта он может выписать седативные препараты или антидепрессанты (в зависимости от конкретного случая).

Вопросом как лечить у ребенка невроз навязчивых движений родители должны заниматься совместно со специалистами. Врач только может задать правильное направление в лечении, а родителям иногда приходится менять свое поведение, атмосферу в семье, устранять ошибки в воспитании, проявлять больше внимания, любви и заботы к детям.

Длительность лечения невроза навязчивых движений у детей зависит от его стадии и формы. В начале развития болезни можно обойтись несколькими консультациями у психолога. Запущенное течение заболевания требует приема медикаментов. На какой стадии находится расстройство, может определить только врач, он же определяется с видом лечения.

Лечение невроза навязчивых состояний у детей протекает лучше и быстрее при использовании в качестве метода лечения семейной психотерапии. Она позволяет определить семейную обстановку в общем, решить существующие проблемы во взаимоотношениях, конфликты, а это способствует устранению эмоциональных расстройств и восстановлению благополучной гармоничной среды.

Как ещё можно лечить детский невроз?

Как лечить невроз у ребенка при любом его проявлении должен решать только врач или психолог. Чаще всего при легких проявлениях этого недуга назначают психотерапию, цель которой – нормализация атмосферы в семье, улучшение отношений между родителями, коррекция воспитательных методов. В качестве дополнительных действий (если существует такая потребность) прибегают к использованию физиотерапевтических процедур, релаксации, приёму лекарственных средств.

В статье рассмотрели основные моменты того, как лечить детский невроз, который является особым состоянием психики ребенка и который является обратимым процессом. Но стоит помнить, что решением данных проблем лучше заниматься совместно с психологом или другими специалистами.

Меры профилактики неврозов у детей

Профилактика неврозов у детей играет важную роль, которую нельзя недооценивать, особенно если малыш склонен к их возникновению или находится в группе риска.

Обычно начальные проявления данного недуга заметны специалисту во время первичного осмотра. Для этого ему достаточно понаблюдать за поведением дитя во время активности (игра, общение, жесты, движения), чтобы заподозрить начало развития невротического расстройства.

Такой подход поможет определиться с профилактическими мерами и избежать применения агрессивных лекарственных препаратов, которые обычно используют в случае со сложным течением болезни или при запущенных формах.

Профилактика детских неврозов заключается в создании благоприятной развивающей среды, особенно в возрастные кризисные периоды. Временные расстройсва данного характера могут наблюдаться у детей в период адаптации к школьным условиям. В этот период родителям необходимо быть чуткими и внимательными к эмоциональному состоянию малыша.

Статья прочитана 1 542 раз(a).

Нервные расстройства у детей имеют различные проявления в зависимости от возраста ребёнка: чем меньше возраст, тем в большей степени бывают вовлечены внутренние органы - пищеварительный тракт, дыхательная, сердечно-сосудистая системы.

Виды невротических реакций у детей первых 3-х лет жизни.

Аффективно-респираторные приступы . Они могут начаться уже на первом месяце жизни. Провоцирующим моментом может стать любой резко действующий фактор – например, внезапно включённая громкая музыка или быстрое погружение в воду при купании. Во время приступа ребёнок кричит, «закатывается», выгибает туловище, у него синеет носогубный треугольник. На высоте крика происходит остановка дыхания на вдохе, малыш синеет, через несколько секунд приходит в себя, ритм дыхания восстанавливается.

Нарушение кормления . Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. В большинстве случаев такие явления – это защитная реакция малыша на неприятные ощущения, которые хотя бы раз появились во время сосания груди – боль в животе или в пищеводе при забросе туда желудочного содержимого. Негативные ощущения, совпав по времени с сосанием, закрепляются в подсознании малыша по типу условного рефлекса и в дальнейшем мешают процессу кормления.

Нарушение сна . Проявляется в длительном засыпании, частых пробуждениях или очень раннем пробуждении, вскрикиваниях во сне, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (сосание пальца, качание головой и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полная инверсия сна и отдыха («перепутал день с ночью»). Нарушение сна впервые возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в постельке, жарко или холодно, слишком светло или слишком темно и т.д., а потом очень быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время. Нарушение сна может усиливаться после перенесенных заболеваний на фоне истощения нервной системы.

Устрашающие сновидения, ночные страхи - появляются на втором году жизни ребёнка. Ребёнок сквозь сон начинает кричать, вскакивает в постели, никого не узнаёт, плохо ориентируется в окружающем. По отдельным словам можно понять, что он видит что-то страшное. Ночные страхи, раз появившись, держатся достаточно долго и очень плохо поддаются лечению.

Дневные страхи - страх чужих лиц, новых игрушек, необычной обстановки и т.д. Как правило, такие страхи возникают и фиксируются в сознании ребёнка под влиянием внешних факторов, например, впервые в жизни сделали в поликлинике укол – кроха с тех пор боится всех людей в белых халатах и т.п.

Нарушение аппетита, расстройство жевания и глотания . Ребёнок отказывается от твёрдой пищи, медленно жуёт, долго держит во рту прожёванную пищу. Так проявляется страх глотания, возникший в результате закрепления даже разового неприятного ощущения во время глотания – если болело горло, или пища была слишком горячей, или при насильственном кормлении, когда еду буквально «заталкивали» в рот.

Избирательность в еде – отказ от каких-либо видов пищи или отдельных блюд, боязнь новых блюд, стремление брать в рот и поедать что-нибудь несъедобное: песок, мел, уголь и др.

Желудочно-кишечные расстройства самого разнообразного толка . Повышенная возбудимость кишечной стенки приводит к появлению жидкого стула от самых незначительных причин – смена обстановки, незнакомые люди, другой человек кормит и т.д. Поносы могут чередоваться с запорами. Возникают такие расстройства под влиянием различных психогенных факторов и быстро закрепляются в сознании по типу условного рефлекса. Например, в незнакомой обстановке малыш не стал проситься на горшок, задержал дефекацию, в результате могут развиться психогенные запоры или, наоборот, недержание кала.

Привычная нервная рвота . Ребёнок отказывается от глотания густой или твёрдой пищи, при кормлении жидкой пищей возникает рвота, если попадётся хоть малейший плотный кусочек или пенка. Иногда рвота может возникнуть уже только при виде пищи. Рвотный рефлекс закрепляется с чрезвычайной быстротой. Иногда бывает достаточно даже однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на малыша в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, люди, слова) образовали прочную связь с рвотным центром в головном мозге. Особенно легко такая связь может образоваться во время болезни, если она протекала с эпизодами рвоты.

Функциональные сосудистые расстройства . У ребёнка отмечаются быстрые колебания сосудистого тонуса, что выражается в быстром побледнении или покраснении кожи («пошёл красными пятнами»), кратковременных приступах цианоза (синева под носиком, вокруг глаз), мраморности кожных покровов. Такие дети плохо приспосабливаются к изменению погоды. В пасмурные дни (понижение атмосферного давления) у них обостряются все недомогания, они становятся капризными, раздражительными, быстро устают.

Гипертермия . У невротичных малышей респираторные заболевания протекают, как правило, с очень высокой лихорадкой, а после болезни долго может держаться субфебрильная температура (до 38 градусов) при общем хорошем самочувствии ребёнка и отсутствии каких бы то ни было изменений внутренних органов. Иногда такое состояние длится 1-2 месяца и более. На этом фоне отмечается только повышенная утомляемость малыша и быстрая истощаемость его нервной системы (лёгкий переход от смеха к слезам, не может долго сосредоточиваться, быстро надоедает одно занятие).

Невротические реакции у детей от 3 до 7 лет имеют психо-моторные проявления, то есть выражаются преимущественно нарушениями двигательной активности. Такие дети чрезмерно подвижны (гиперактивность), они не могут спокойно заниматься одним видом деятельности, быстро бросают одну игру и ищут другое занятие, которое также оставляют через минуту. Такого малыша родные называют «электровеником» или «вечным двигателем». Однако такая повышенная активность не проходит даром – малыши быстро устают, истощаются и сами очень сильно страдают от своей чрезмерной подвижности. Они легко раздражаются, у них низкая устойчивость внимания, что делает таких детей трудно выносимыми в любом сообществе.

Невротические тики - один из видов невротических реакций у детей от 3 до 7 лет. Чаще страдают тиками мальчики, общая частота невротических тиков среди детей дошкольного возраста около 13%. Тики выражаются различными непроизвольными движениями – морганием, подёргиванием плечами, гримасничаньем, высовыванием языка и др. Движения усиливаются при волнении, малыш не может управлять ими. Если взрослые не будут фиксировать внимание на тиках, не станут укорять ребёнка, требовать, чтобы он «взял себя в руки», то все явления могут постепенно сойти на нет. Если же только ребёнок поймёт, что он не такой, как все, что его действия вызывают интерес и осуждение окружающих, произойдёт так называемая «вторичная невротизация» - малыш будет стесняться своих тиков, начнёт пытаться подавить их, но получит прямо противоположную реакцию: тики только усилятся, кроме того, могут появиться новые виды движений.

Заикание - это невротическая реакция, которая выражается в нарушении ритма, темпа и плавности речи в результате спазма мышц, участвующих в речевом акте. Преходящее (временное) заикание бывает у 4% малышей в возрасте 3-5 лет, у 1% детей заикание остаётся на долгие годы, иногда на всю жизнь. Чаще страдают заиканием мальчики. Наиболее уязвимый возраст – 3,5 года, когда происходит значительное усложнение речи ребёнка. Он начинает говорить фразами, что требует определённых умственных усилий. Если в этот сложный для малыша период перегружать его информацией, требовать от него правильности речи, форсировать речевое развитие, много читать с требованиями пересказывать услышанное, склонные к невротизации малыши могут «ответить» на такие родительские усилия заиканием.

Нарушение сна в возрасте от 3 до 7 лет протекает аналогично таким же нарушениям у грудных детей и связаны бывают с перевозбуждением малыша перед отходом ко сну – приход родителей с работы, громкая музыка, телевизионные передачи, общий ужин, новые игрушки, которые принёс папа и т.д. Склонный к невротизму ребёнок долго не может заснуть, спит беспокойно, его могут мучить ночные страхи.

Снохождение и сноговорение – углубление нарушений сна, которое сочетается с ночными страхами (темноты, одиночества, сказочных чудищ и т.д.), болезненными привычками (сосание пальца, накручивание волос и др.), навязчивыми ритуалами (многократные пожелания спокойной ночи, повторные просьбы к родителям, многократные высаживания на горшок и т.д.).

Невротический энурез - непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Такой диагноз выставляют только детям старше 5 лет, потому что до этого возраста ещё только происходит формирование навыков опрятности и «мокрая постель» может временами случаться у любого ребёнка. Невротическим энурезом страдают около 10% малышей, чаще эта патология бывает у мальчиков. Обычно ночные мочеиспускания начинают повторяться уже после того, как навык опрятности был сформирован, что является неприятной неожиданностью для родителей.

Невротический энкопрез (каломазание) - непроизвольное выделение кала, при этом никаких заболеваний кишечника или сфинктера прямой кишки не обнаруживают. В подавляющем большинстве случаев энкопрез – это итог длительно существующего тяжёлого невротического состояния ребёнка, причиной которого явились нарушения взаимоотношений между матерью и малышом, длительный семейный конфликт, чрезмерно строгие требования к ребёнку со стороны взрослых. При каломазании дети не испытывают позыва к дефекации и не замечают испражнения. Когда их в этом «уличают», чувство вины и собственной неполноценности заставляют их прятать запачканную одежду, избегать контактов с другими детьми и со взрослыми, что свидетельствует об утяжелении невротизации.

Какие могут быть последствия детской нервности?

Невротические реакции в детском возрасте – это начальная форма психической дезадаптации взрослого человека, которая выражается у него в поведенческих реакциях, неадекватных внешнему стимулу. Говоря простым языком, НА МАЛЕЙШЕЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ РЕАГИРОВАТЬ НАСТОЛЬКО БУРНО, ЧТО ЭТО ПОСТЕПЕННО РАЗРУШИТ ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Разве не встречались вам люди, которые при потере носового платка горевали так, как будто потеряли близкого человека? Или сослуживцы, которые «кипят» по каждому поводу, а потом у них случается инфаркт или гипертонический криз.

Бесстрастная медицинская статистика свидетельствует, что 80% всей хронической патологии взрослых – это психо- и нейросоматические заболевания: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, инфаркты, инсульты, язвенная болезнь, бронхиальная астма, экзема, артриты, колиты и др. заболевания – родом из детства.

Лечение детских неврозов – чрезвычайно сложная, а порой и неподъёмная для врача задача. Болезнь можно вылечить, если устранить её причину.

Причина неврозов – нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Исправить положение могут только те, кто эти отношения формирует.

Значит, вылечить ребёнка можно только в том случае, если и родители, и другие близкие члены семьи, которые общаются с малышом, проникнутся сознанием того, что именно семейные отношения явились всему виной и захотят эти отношения изменить. И в первую очередь мать должна осознать свою незаменимую роль в формировании здоровья ребёнка и сместить центр тяжести в своих жизненных приоритетах на воспитание малыша в счастливом и доброжелательном к нему окружении.

Первым этапом лекарственной терапии детских неврозов традиционно являются седативные, то есть УСПОКАИВАЮЩИЕ, препараты, преимущественно растительного происхождения. Их особенность заключается в том, что они действуют, в основном, на вегетативную нервную систему, нормализуя её работу. А как мы помним, именно вегетативная нервная система и задействована в большей степени при невротических реакциях у детей раннего возраста.

Для улучшения обменных процессов в нервной ткани назначают препараты, УЛУЧШАЮЩИЕ КРОВОСНАБЖЕНИЕ МОЗГА, ВИТАМИНЫ, средства, блокирующие вредное воздействие различных веществ на стенки мозговых сосудов (ВАЗОПРОТЕКТОРЫ). Назначают также препараты, которые нормализуют соотношение «гормонов радости» и «гормонов горя» в головном мозгу (серотонина и допамина), которые гармонизируют поведение ребёнка.

И всё-таки все лекарственные препараты – это только подспорье в сложной и кропотливой работе восстановления нарушенных личностных связей. Ведь как известно, СИНТЕТИЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ НЕ БЫВАЕТ и ребёнок может найти счастье только в тёплом родительском доме.

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.

Виды неврозов в детском возрасте

Страх у ребенка может быть проявлением невроза.
  1. Невроз страха (тревоги). Проявляется появлением приступообразно возникающего (часто в момент засыпания) страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным.

В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.

В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

  1. Невроз навязчивых состояний . Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.

Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

  1. Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
  1. Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.

Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.


Дети, страдающие неврастенией - плаксивы и раздражительны.
  1. Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.

Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.

  1. Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
  1. Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
  1. Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.

Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.

  1. Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм , разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
  1. Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).

Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

  1. Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.

К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

  1. Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
  1. Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.

При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

  • плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
  • тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
  • зацикленность на конфликтной ситуации;
  • снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
  • повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
  • трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
  • повышенная потливость, учащенное сердцебиение, .

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.

Психотравма, полученная в раннем возрасте, может зафиксироваться на длительный срок: ребенок, которого не успели единственный раз своевременно забрать из детского сада, с большой неохотой может выходить из дома и в подростковом возрасте.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.

Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, . В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Неврозы развиваются, как правило, и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)

Лечение и профилактика детских неврозов

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.

Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.

Одинаково вредным будет как полное равнодушие, невнимание к ребенку и его проблемам, так и родительская жестокость, вызывающая постоянное чувство страха. Неудивительным будет проявление агрессивности у таких детей.

 

Возможно, будет полезно почитать: