Назначение и особенности самооценки. Самооценка личности и ее составляющие

В психологических исследованиях самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразно ее внутреннего мира (Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов и др.). Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект, органично включенный в процесс самосознания (К. Г. Ананьев, И. О. Кон, А. Г. Спиркин, В. В. Столин и др.).

Рассмотрим для примера несколько определений понятия «самооценка».

Психологический словарь под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова утверждает, что самооценка(англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения .

И. И. Чеснокова пишет, что под самооценкой принято понимать интериоризированный механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей.

По А. А. Реану, самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков .

Определения, данные в Психологическом словаре, А. А. Реаном и И. И. Чесноковой, на наш взгляд, не раскрывают путей формирования самооценки, не дают её достаточную сущностную характеристику. Поэтому в данной курсовой работе мы будем использовать определение А. В. Захаровой: самооценка является формой отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующей принятые ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности .

Самооценка отражается в ситуации самооценивания. Она представляет собой интеллектуально-рефлексивное действие: личность рассматривает себя, свои поступки и качества как объект оценки и одновременно является носителем данных качеств, т.е. активным субъектом .

Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. Кроме того, самооценка входит в структуру самосознания. Например, Р. Бернс понимает Я-концепцию как совокупности установок «на себя». В соответствии с этим он выделяет следующие её компоненты:

1) образ «Я» - представление индивида о самом себе;

2) самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкрет­ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и само­оценкой .

С.Л.Рубинштейн, отмечает, что самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие .

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Вместе с тем, сама самооценка также зависит от вышеописанных факторов.

Таким образом, самооценка – это форма отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующая принятые ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности. Самооценка является компонентом Я-концепции. Она определяет характер социального поведения человека, его активность, потребность в достижениях, постановку целей и продуктивность деятельности. Поэтому многие учёные согласны с тем, что самооценка является если не ядром личности, то, по крайней мере, одним из важнейших личностных образований.

Доброго времени суток уважаемые читатели блога!
«Для того чтобы тебя ценили нужно ценить себя самого». Если не будете относиться к себе с уважением, то не стоит ожидать того же от окружающих. Люди подсознательно считывают, какого именно отношения мы ожидаем. И не разочаровывают нас.

Поэтому, если вы не цените себя, то другие будут делать то же самое. Поэтому сегодня будем разбираться с тем, что такое самооценка и что она дает человеку.

  • Самооценка: что это?
  • Нужно ли себя оценивать?
  • Какая бывает самооценка

Самооценка: что это?

Грубо говоря, самооценка — это то, как человек оценивает свои возможности и личные качества.

Для определения самооценки чаще всего используется три критерия:

  1. Что человек о себе думает?
  2. Что человек по поводу себя чувствует? (гордится или чаще чувствует себя униженным, никчемным);
  3. Как человек себя ведет? (можно держаться робко, запуганно, уверенно, нагло и т. д).

Ответив на все три вопроса можно поставить себе оценку. Полученный результат и будет отражать отношение человека к себе.

Но не стоит думать, что такая процедура происходит один раз в жизни, а потом результат сохраняется. Мы оцениваем себя каждую секунду. Особенно это видно по женщинам.

Признайтесь, кто не разглядывал себя в каждой витрине, каждый раз убеждаясь, что сегодня выглядит на все 100. И наоборот, если звезды не сошлись и женщина проспала, не успела накраситься, просто в плохом настроении (нужное подчеркнуть), то вряд ли она будет ловить свое отражение.

Так что самооценивание — это процесс, он длится всю нашу сознательную жизнь.

Однако бывает так, что «оценка» зависит не только от нашего ощущения, а и от того, что говорят нам окружающие. Особенно это влияет на детей.

Если малыша хвалить (за дело, конечно), то он будет лучше к себе относится во взрослой жизни.

А если ребенку постоянно показывают, что он недостоин хорошего отношения, то будучи взрослым, он потратит большую часть своей жизни на то, чтобы доказать другим, что он ничем не хуже. И еще вопрос, принесет ли ему этот процесс удовольствие.

Нужно ли себя оценивать?

Оценивать себя необходимо. Однако, как вы уже поняли, самооценка — это сложная штука. Если сегодня что-то получилось, то вы на коне. А завтра все может быть не так и радужно.

Необходимость самооценки:

  1. Дает понятие о том, что сейчас происходит в вашей жизни. Двигаетесь в правильном направлении или то, что вы делаете заставляет чувствовать вас несчастным;
  2. Помогает найти сильные стороны своего характера;
  3. Дает возможность обнаружить и ликвидировать негативные стороны характера;

Внимание! Во время оценки не стоит сравнивать себя с другими. Поверьте, всегда найдется тот, кто выше, умнее, сильнее и вообще по жизни молодец. Такое оценивание-сравнение рано или поздно приведет к снижению веры в себя, разочарованию в своей жизни или даже к депрессии.

Поэтому если вам так уж необходимо сравнивать себя с кем-то, то вспомните себя на пару лет моложе и проведите сравнительный анализ. Отметьте, в каких аспектах вы стали сильнее и умнее. А в каком направлении стоит еще немного поработать.

Как происходит формирование самооценки?

Мы учимся оценивать себя с детства. И поскольку у ребёнка нет критического мышления и вся полученная информация воспринимается как чистая стопроцентная правда, взрослый человек продолжает оценивать себя так же, как ему говорили в детстве.

Поэтому, если у вас есть дети, то не стоит их перехваливать или заставлять стремиться к идеалу. Похвала или наказание всегда должны быть уместными. Кстати, если наказываете детей, то обязательно объясните за что именно.


Обратите внимание! Если не помочь ребенку вовремя (а механизмы формирования самооценки прививаются с детства и до подросткового возраста включительно), то во взрослой жизни у человека появляются сложности с поиском своего места в мире и налаживанием социальных контактов.

Какая бывает самооценка

В психологической литературе встречается огромное количество классификаций.

Наиболее часто используемые виды:

  • Низкая

В этом случае человек слишком критично к себе относится. Постоянно стремится к идеалу. В детстве человек часто слышал от своих родителей, что он неумеха и ни на что не годится.

При таком воспитании развивается неуверенность в себе. Во взрослой жизни при низкой самооценке сложно принимать решения, проявлять инициативу или брать на себя ответственность.

Относясь к себе уничижительно можно не реализовать себя в жизни (как личной, так и профессиональной) и получить комплекс неполноценности;

  • Нормальная (адекватная)

Характеризуется способностью человека реалистично оценивать свой потенциал и возможности. При этом присутствует оптимальный уровень критичности к себе, что помогает развиваться и достигать новые цели.

Адекватное оценивание своих сил дополняется такими качествами как готовность к переменам, умение сохранять внутреннее равновесие, инициативность;

  • Завышенная

Такие люди отличаются высокомерием, их часто могут сравнивать с Нарциссом из хорошо известного нам мифа. Мнение такого человека часто расходится с мнением окружающих, при этом он всегда остается уверен в своей правоте.


Как определить уровень самооценки

Определить уровень самооценки довольно просто. Для этого достаточно пройти психологический тест.

Внимание! Не используйте популярные тесты, они вряд ли составлены по всем правилам, а значит никто не может поручиться за достоверность результата.

В качестве одного из профессиональных тестов предлагаю методику М. Розенберга. Для его заполнения не нужно тратить много времени, поскольку состоит он из 10 вопросов.

Обратите внимание! Все без исключения психологические тесты имеют одну особенность: полученный результат через некоторое время может быть уже не актуален.

Например, сегодня вы заполните тест М. Розенберга и окажется, что уровень самооценки (самоуважения) у вас низкий. Но послезавтра вы узнаете, что ваша работа настолько понравилась начальнику, что он выписал вам огромную премию.




Как вы думаете, если пройти тест сразу же после этого известия, останется ли самооценка на прежнем уровне? Думаю, что она однозначно повысится!

Также не стоит забывать, что у всех нас бывают плохие дни, когда нам кажется, что мы ни на что не годны. Это, конечно, неприятно, но чаще всего так наш мозг сигнализирует нам об усталости (физической или психологической). Поэтому в этом случае через несколько дней отдыха вы снова почувствуете себя нормально.

И еще одно: если у вас заниженная самооценка и никак не получается её поднять, то рекомендую обратиться к специалисту. Помните, что если долго находиться в подобном состоянии, то можно испортить себе всю жизнь. А оно вам надо?

Итак, на сегодня у меня все. Искренне надеюсь, что у вас все хорошо с уровнем самооценки. Если же нет, то помните, что все поправимо.

Главное, работать над собой. В следующих статьях мы с вами еще будем обсуждать особенности работы с самооценкой, поэтому подписывайтесь на обновления блога. И не забывайте делиться интересными материалами с друзьями в социальных сетях.

До встречи!

С вами была, практикующий психолог Мария Дубынина.)

Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.

Понятие самооценки в психологии

Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии - это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Виды самооценки в психологии

Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.

Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии - это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.

У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.

В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии - это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.

Что влияет на формирование самооценки

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.

Как привить ребенку положительную самооценку?

Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.

Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.

К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?

Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.

При люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.

В психологии - это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.

признаки и причины

Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.

Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.

Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.

Как научиться адекватно оценивать себя?

Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.

Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.

Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.

и ее признаки

Заниженная самооценка в психологии - это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.

Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.

Как повысить свою самооценку?

По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки - такова их психология. является для них очень сложной проблемой.

Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.

Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.

Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.

self-esteem) С. относится к тому, какое мнение составляет о себе чел., включая степень самоуважения и самопринятия. С. отражает чувства личной ценности и компетентности, к-рые люди связывают со своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследовались А. Маслоу, описавшем способы, к-рыми С. связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих. А. Адлер разраб. свою теорию личности, опираясь преимущественно на понятия мотивирующей силы первичной неполноценности и компенсации. Адлер не рассматривал этот процесс в негативном аспекте; он утверждал, что каждый чел. развивает уникальную личность в стремлении преодолеть реальные или воспринимаемые несоответствия. К. Хорни тж писала о предпосылках С. Она считала, что дети, лишенные родительской любви, принятия и одобрения, склонны развивать группу ненасыщаемых потребностей (к-рую она рассматривала как невротическую). Как и следовало ожидать, было доказано, что любовь, тепло и принятие крайне важны в плане развития высокой С. Это ощущение доверия становится важным гарантом против тревоги в противостоянии окружающему миру, обеспечивая ребенку чувство базовой безопасности, необходимое при столкновении с требованиями окружения. В своем исслед. базовых компонентов С. С. Куперсмит обнаружил, что высокая С. яв-ся рез-том родительского принятия, установления определенных ограничений и предоставления субъекту свободы действия в пределах этих реалистических ограничений. В итоге решающим для формирования С. фактором оказалось качество и количество родительского внимания и принятия, получаемого в детстве. С. - многомерное понятие, так как она существует в виде степеней сравнения. Она яв-ся жизненно важным компонентом Я-концепции чел. Напр., индивидуум может иметь высокую С. в межличностных отношениях и в то же время низко оценивать свои успехи в обучении. Оценка тж связана с личной идентичностью. Наличие любви и принятия непосредственно связано с "идентичностью успеха"; недостаток любви и принятия связан с "идентичностью неудачи". См. также Чувство неполноценности Дж. Кори

САМООЦЕНКА

ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - РЕГУЛЯТОРНАЯ, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и ЗАЩИТНАЯ, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

САМООЦЕНКА

оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.

Главные функции, выполняемые самооценкой:

1) регуляторная - на основе коей происходит решение задач личностного выбора;

2) защитная - обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Самооценка имеет важное отличие от интроспекции (=> самопознание).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации - приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.

САМООЦЕНКА

Оценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Зависит от состояния аффекта, бредовых переживаний и др. Должна учитываться при анализе анамнестических сведений. С. является одним из наиболее частых методов экспериментально-психологического исследования.

САМООЦЕНКА

англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концещии, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция С, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) - высокая, средняя и низкая С; 2) реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С; 3) особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная С; 4) временной отнесенности - прогностическая, актуальная, ретроспективная С; 5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. См. также Зеркальное Я. (А. М. Прихожан.)

Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием "Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации" предлагается "тест" под названием "Шкала самооценки" (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). "С." здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.

Самооценка

Наше мнение о себе. Оценивая свои способности, дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям: 1. Когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей. 2. Социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми. 3. Физическая компетентность: «что я умею (или не умею) делать» - бегать, играть в футбол и т. д. 4. Кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)»? С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д. В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в ее основу ложатся мнения и суждения других людей (см. Зеркальное «Я»).

Самооценка

компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

Вопрос, что такое самооценка, какой она бывает и как повысить её низкий уровень, волнует многих людей. Важно разобраться в них и помочь себе в процессе самореализации в жизни.

В мировой психологии понятие самооценки личности играет одну из ведущих ролей при объяснении причин успешности и неуспешности человека, его способности к самореализации в личной жизни, карьере и обществе.

То, как человек смотрит на себя, воспринимает собственное «Я», действует в соответствии со своими возможностями, духовными и физическими силами, влияет на его жизнь и восприятие его окружающими.

Что такое самооценка и её роль в жизни личности

В учебниках и научно-популярных книгах даётся разное определение самооценки. Однако почти все исследователи данной проблемы сходятся во мнении, что самооценка – это способность личности проводить оценивание самоё себя, собственных внешних данных и качеств характера, своих возможностей и общественной роли, отношения и восприятия окружающими.

Психологи считают, что разный уровень самооценки напрямую влияет на поведение человека. Именно он становится регулятором его поступков. От него зависит, как будут строиться взаимные отношения личности и окружающих его людей. Самокритичность, требовательность к самому себе, собственное отношение к личным победам и поражениям – качества, из которых складывается самооценка.

Данное понятие в психологии связывается с уровнем личных притязаний и реальными возможностями. Если происходит значительное расхождение между этими показателями, человек совершает неадекватные действия, непредсказуемые поступки, его поведение вызывает тревогу и отрицательную оценку у окружающих.

Как происходит формирование

Формирование самооценки происходит вместе с становлением личности, то есть с детства. Ведущую роль в этом процессе играет мнение окружающих и личные достижения человека.

Значительное место в жизни детей и подростков занимает познание. Ребёнок приобретает знания о мире, открывает для себя новые стороны жизни и человеческих взаимоотношений.

В результате сложных физиологических и психологических процессов у него вырабатывается способность анализировать свои поступки и совершать или не совершать определённые действия.

В период взросления детям требуется помощь взрослых людей. Здесь основную роль играет опыт и знания педагогов и психологов, чья работа состоит в том, чтобы как можно раньше начать формировать у ребёнка адекватную самооценку.

Если своевременно не помочь ему, не направить его по правильному пути, может произойти деформация личности, и такой человек станет представлять опасность для общества.

Виды

Определяя критерии, по которым расценивается уровень самооценки, нельзя апеллировать к понятиям «хорошо» и «плохо». Психологи склоняются к созданию более развёрнутой картины, выделяя:

  • актуальную (по достигнутым результатам);
  • парциальную (по достижениям в конкретном виде деятельности);
  • потенциальную (по способностям и врождённым задаткам) самооценку.

Последний вид связывают с уровнем притязаний личности.

Наиболее распространённым является следующее видовое определение самооценки:

  • заниженная (низкая);
  • адекватная (правильная);
  • завышенная.

Каждый вид характеризуется своими особенностями.

Заниженная (низкая)

Неадекватная низкая самооценка бывает у чрезмерно критично относящихся к себе людей. У большинства из них она формируется в детстве и сопровождает индивида всю жизнь.

Когда родители, ближайшие родственники или педагоги в детском саду и школе внушают ребёнку, что он ни на что не годится, называют его бездарем, неумехой и т.п., они порождают в нём неуверенность в себе. При этом воспитывается личность, не способная принимать самостоятельные решения, лишённая инициативности и ответственности.

Проблема заниженной самооценки чревата неправильным развитием самосознания. Если даже человек обладает высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, уничижительное мнение о самом себе может привести к нереализованности и многочисленным комплексам неполноценности.

Выйдя из периода детства, такие люди сталкиваются с массой неразрешимых проблем. Забывая о том, что «на ошибках учатся», «отрицательный результат – тоже результат», они слишком серьёзно относятся к поражениям.

Если это продолжается длительное время, человек начинает чувствовать себя угнетённо, может впасть в депрессию, пристраститься к алкоголю или наркотикам.

Адекватная

Адекватная, или правильная, самооценка – это способность человека реально и объективно оценивать собственные возможности и внутренний потенциал.

Она позволяет относится к себе с оптимальной степенью критичности, которая не вредит самореализации и восприятию личности окружающими людьми.

Если индивид обладает такой самооценкой, он достигает успеха в жизни, карьере, личных взаимоотношениях. Она сопровождается формированием таких качеств, как инициативность, адаптированность к любым условиям, внутреннее равновесие, предприимчивость.

Такая самооценка характерна для уверенного в себе человека, способного решить любую проблему.

Завышенная (высокая)

Высокомерные люди с признаками нарциссизма бывают всегда о себе высокого мнения. Часто их позиция расходится с восприятием их окружающими. Это несоответствие свидетельствует о завышенной самооценке.

Психологи выделяют 2 типа поведения таких личностей:

  1. Первые стремятся к успеху и не сосредотачиваются на трудностях, которые сопровождают его на этом пути.
  2. Другие, наоборот, стремятся любыми способами избежать проблем, неудач, риска. Они проявляют предельную осторожность и рождённые внутри них страхи сами порождают препятствия и тревоги.

Параметры диагностики

В практической психологии разработано немало методик, позволяющих диагностировать самооценку. Большинство исследований проводятся по общим параметрам:

  • компетентность;
  • принятие себя;
  • реакция на обратную связь;
  • чувство вины;
  • оптимизм;
  • внутренний диалог;
  • самодостаточность.

Для каждого компонента разработаны вопросы. Ответив на них и проанализировав результаты, человек может определить, какая у него самооценка.

С точки зрения глубокого исследования личности интересна методика Дембо-Рубинштейн. Её авторы предлагают определять уровень самооценки, исходя из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения (умелые руки), внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для определения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность.

Уровень, устойчивость/неустойчивость и аргументация самооценки – параметры, по которым проводится анализ личности по методике А.И.Липкиной «Три оценки».

Выполнив известный тест «Оцени себя сам», можно определить адекватной, неадекватной завышенной или неадекватной заниженной самооценкой обладает человека.

Уровень притязаний и самовосприятие

Важную роль в определении характера самооценки играет выявление уровня притязаний личности. Человек думает, мечтает, планирует что-либо совершить.

Если при этом он выдвигает нереалистичные, несбыточные притязания, которые связаны с завышенной самооценкой, то его мечтаниям не суждено сбыться, он терпит поражение, разочарование, испытывает отрицательные эмоции.

Следует отметить, что уровень притязаний зависит от общекультурных, национальных, социальных и индивидуальных представлений, по которым строится система оценок.

Известно, что эти показатели меняются с течением времени. Большинство людей принимают реакцию окружающих на себя и проходят с ней всю жизнь. Но правильно ли называть соотнесённость личностной оценки с внешними обстоятельствами настоящей, реальной самооценкой индивида?

У. Джемсом была выведена формула: Cамооценка = Успех / Уровень притязания. По ней получается, что повысить самооценку возможно двумя путями: стать более успешным или понизить уровень собственных притязаний.

Можно ли поднять самооценку и повысить уверенность в себе

Каждый человек способен регулировать собственное оценивание себя. Люди с заниженной самооценкой могут выполнять упражнения на повышение её уровня, чтобы достичь значимых результатов в жизни:

  1. «Перо и чернила» . На небольшом листе бумаги записывают положительные, выдающиеся качества собственного характера, которые получают хорошую оценку у окружающих. Сложенный в несколько раз листок кладут в самое удобное место, откуда его быстро можно извлечь. В моменты сомнений надо достать бумагу, развернуть и прочитать о себе. Так подсознательно проходит работа над собой и создание внутренней уверенности.
  2. «Журнал успеха» . Важно записывать, что хорошего получилось сделать за день, чтобы лечь спать с уверенностью на завтрашний день. Привычка доверять бумаге свои победы значительно повышает самооценку.
  3. «Аффирмации» — предложения утвердительного характера, способствующие развить в человеке уверенность в собственных силах. Например, существуют аффирмации на деньги, на карьеру: «Я знаю, что я лучший кандидат на эту должность», «Я достоин большей зарплаты, потому что я хорошо справляюсь с работой» и др.
  4. «Планы и свершения» . Прежде, чем что-то совершить, надо составить определённый план действий. Это поможет не распыляться на пустяки, сосредоточиться на главном и достичь успеха. А это повышает самооценку.

Видео: Как Повысить Самооценку? Что Такое Самооценка Личности?

 

Возможно, будет полезно почитать: