Нахимов, Павел Степанович. Биография адмирала

России и просто человек-легенда. В честь великого флотоводца учреждены несколько монет и боевая медаль. Его именем названы площади и улицы в городах, современные корабли и суда (в том числе знаменитый крейсер «Адмирал Нахимов»).

Сильный духом, он сумел пронести эту черту характера через всю жизнь, подавая пример преданности Родине и самоотверженности молодым бойцам.

Адмирал Нахимов: биография

Выходец из Нахимов был рожден 5 июля 1802 года в небогатой многодетной семье с дворянскими корнями. Поступив в 1815 году в Морской кадетский корпус города Санкт-Петербурга, директором которого впоследствии стал один из его братьев, Павел блестяще проявил себя в качестве лучшего из гардемаринов учебного заведения. За отличную учебу в 15-летнем возрасте получил чин мичмана и распределение на бриг «Феникс», на котором в 1817 году совершил плавание к берегам Дании и Швеции. Далее следовала нелегкая служба на Балтийском флоте.

Именно море, военное дело и служба Родине, любовь к которой была заложена еще в годы учебы, были смыслом жизни Нахимова. Ни в какой другой отрасли Павел Степанович себя больше не видел, отказываясь признавать даже возможность существования без морских просторов.

Влюбленный в море, он женился на военной службе и был всегда верен Родине, найдя, таким образом, свое место в жизни.

Первые годы военной службы

По окончании Морского кадетского корпуса П.С. Нахимов был определен на службу в Петербургский порт, а впоследствии переведен на Балтийский флот.

По приглашению М.П.Лазарева - своего наставника, адмирала, русского флотоводца и мореплавателя, с 1822 по 1825 год пошел служить на фрегат «Крейсер», на котором совершил кругосветное путешествие. Длилось оно 1084 дня и послужило бесценным опытом навигации на просторах Тихого и Атлантического океанов, на берегах Аляски и Латинской Америки. По возвращении, будучи на тот момент уже в звании лейтенанта, был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. После трехлетнего плавания на фрегате Нахимов все под тем же начальством своего любимого наставника Лазарева перешел на корабль «Азов», на котором в 1826 году и принял первый свой бой против турецкого флота. Именно «Азов» беспощадно громил турок, первым среди остальных максимально приблизившись к врагу. В этом бою, где было много погибших с обеих сторон, Нахимов получил боевое ранение.

В 1827 году Павел Степанович был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени и повышен до звания капитан-лейтенанта. В 1828 году стал командиром отвоеванного турецкого корабля, переименованного в «Наварин». Принимал непосредственное участие в оцеплении российским флотом в 1828-1829 годах в Русско-турецкой войне.

Мужество руководителя - пример для команды

29-летний возраст перспективный моряк встретил уже в звании командира нового фрегата «Паллада», несколькими годами позже стал командиром «Силистрии» и был повышен до капитана 1-го ранга. Бороздившая просторы Черного моря «Силистрия» была показательным судном и за 9 лет плавания под руководством Нахимова выполнила ряд сложных героических задач.

История сохранила такой случай. Во время учений судно черноморской эскадры «Адрианополь» вплотную подошло к «Силистрии», совершив неудачный маневр, что привело к неизбежному столкновению кораблей. Нахимов остался на юте один, отослав матросов в безопасное место. По счастливой случайности столь опасный момент произошел без плачевных последствий, лишь капитан был осыпан осколками. Свой поступок П.С. Нахимов обосновал тем, что такие случаи предоставляются судьбой редко и дают возможность проявить присутствие духа в начальнике, продемонстрировав его команде. Этот показательный пример мужества может принести огромную пользу в дальнейшем, в случае возможного сражения.

1845 год ознаменовался для Нахимова возведением в контр-адмиралы и получением в командование 1-й бригады 4-й флотской дивизии Черноморского флота. Коллекцию заслуженных наград в этот раз пополнил орден Св. Анны 1-й степени - за успехи на морском и военном поприще.

Нахимов: образ идеального руководителя

Моральное воздействие на весь Черноморский флот было настолько огромно, что приравнивалось к влиятельности самого адмирала Лазарева.

Павел Степанович, отдавая службе дни и ночи, никогда не жалел себя и того же требовал от матросов. Не имея в жизни иного пристрастия, чем военная служба, Нахимов считал, что и морские офицеры не могут интересоваться другими жизненными ценностями.

На судне должны быть все заняты, не может человек сидеть без работы, сложа руки: труд и только труд. Ни один товарищ не упрекнул его в желании выслужиться, все верили в его призвание и приверженность военной службе.

Подчиненные всегда видели, что он работал больше остальных, подавая тем самым яркий пример службы Родине. Нужно всегда стремиться вперед, работать над собой, совершенствоваться, чтобы не быть сломанным в будущем. Его почитали и уважали, как отца, а выговоров и замечаний боялись абсолютно все. Деньги для Нахимова не имели той ценности, к которой привыкло общество. Щедрость наряду с пониманием трудностей обычного люда - то, чем знаменит Павел Степанович Нахимов. Оставляя себе необходимую часть на оплату квартиры и скромное пропитание, все остальное он отдавал матросам и их семьям. Очень часто его встречали толпы людей. Их внимательно выслушивал Нахимов. Адмирал старался выполнить просьбу каждого. Если возможности помочь не было в связи с пустыми карманами, Павел Степанович занимал у других офицеров деньги в счет будущего жалованья и тут же их раздавал нуждающимся.

Матрос - основная сила морского флота

Он всегда считал матросов ведущей силой военного флота и относился к каждому с должным уважением. Именно этих ребят, от которых зависит исход сражений, необходимо учить, возвышать, пробуждать в них смелость, желание трудиться и вершить подвиги ради Родины.

Рядовой матрос - главный двигатель на корабле, командный состав - всего лишь пружины, на него действующие. Поэтому не стоит считать этих работяг, управляющих парусами, наводящими на неприятеля оружие, бросающимися на абордаж, крепостными людьми. Человечность и справедливость - главные принципы общения с подчиненными, а не использование их офицерами в качестве средства собственного возвышения. Как и его наставник - Михаил Петрович Лазарев - Нахимов требовал от командного состава нравственной дисциплины. На его корабле были запрещены телесные наказания, вместо чинопочитания командного состава воспитывалась любовь к Родине. Именно адмирал Нахимов, биография которого служит ярчайшим примером воспитания уважения к ближнему и полной самоотдачи в служении интересам Родины, являл собой идеальный образ командира боевого корабля.

Роль адмирала в защите Севастополя

В тяжелые для Севастополя годы (1854-1855) в период Нахимов был назначен военным губернатором города и командиром порта, в марте этого же года произведен в адмиралы.

Под его грамотным руководством город в течение 9 месяцев самоотверженно отражал атаки союзников. Именно Нахимов - адмирал от Бога - своей энергией способствовал активизации обороны.

Он координировал вылазки, вел минную и контрабандную войну, выстраивал новые укрепления, организовывал на защиту города местное население, лично объезжая передовые позиции и поднимая боевой дух войск.

Именно здесь был смертельно ранен Нахимов. Адмирал получил неприятельскую пулю в висок и умер 12 июля 1855 года не приходя в сознание. Днем и ночью у гроба любимого командира дежурили матросы, целуя ему руки и возвращаясь сразу, как удавалось смениться у бастиона. Во время похорон многочисленный флот врагов, до этого сотрясавший землю бесчисленными выстрелами, молчал; в честь великого адмирала вражеские корабли спустили флаги.

Крейсер «Адмирал Нахимов» как символ мощности и силы российского флота

Как символ мужества и силы, в честь великого человека был создан который в НАТО называют «убийцей авианосцев». Он рассчитан на поражение крупных надводных целей. Это тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов», оснащенный конструктивной защитой от применения ракетного оружия.

Военный корабль имеет следующие технические характеристики:

Водоизмещение - 26 190 тонн.

Длина - 252 метра.

Ширина - 28, 5 метров.

Скорость - 32 узла (или 59 км/ час).

Экипаж - 727 человек (в том числе 98 офицеров).

С 1999 года судно простаивает в ожидании модернизации; планируется мощное наращивание ракетного комплекса - «Калибр» и «Оникс».


План модернизации предусматривает возвращение крейсера в боевой состав военного флота в 2018 году.

Нахимов Павел Степанович (1802-1855), российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны и просто человек, который силен духом, человек-легенда.

Родился 23 июня (5 июля) 1802 в с. Городок (совр. с. Нахимовское) Вяземского уезда Смоленской губернии в небогатой и многодетной дворянской семье (одиннадцать детей). Отец его был офицером и еще при Екатерине вышел в отставку со скромным чином секунд-майора. Детство еще не успело покинуть Нахимова, как он был зачислен в Морской кадетский корпус. Учился он прилежно и блестяще, был примером для подражания, и уже пятнадцати лет отроду получил чин мичмана и назначение на бриг «Феникс», отправлявшийся в плавание по Балтийскому морю.

И уже тут обнаружилась любопытная черта нахимовской натуры, которая зародилась в нем с самого детства. Сразу обратившая на себя внимание его товарищей, а потом сослуживцев и подчиненных. Эта черта, замеченная окружающими уже в пятнадцатилетнем гардемарине, оставалась господствующей и в седеющем адмирале вплоть до того момента, когда французская пуля пробила ему голову. Эта черта, можно сказать, определила его судьбу, его жизнь и все события в ней. Охарактеризовать эту черту можно так: морская служба была для Нахимова не важнейшим делом жизни, каким она была, например, для его учителя Лазарева или для его товарищей Корнилова и Истомина, а единственным делом, иначе говоря: никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел, просто отказывался признавать для себя возможность существования не на военном корабле или не в военном порту. За недосугом и за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться, забыл жениться, забыл часть себя, посвятив важному делу. Он был фанатиком морского дела, по единодушным отзывам очевидцев и наблюдателей. Так можно было охарактеризовать Нахимова: он нашел себя по жизни, свое дело, свое место в море.

В 1817 в числе лучших гардемаринов на бриге «Феникс» совершил плавание к берегам Швеции и Дании. Окончив Корпус в январе 1818 шестым в списке выпускников, в феврале получил чин мичмана и направлен во 2-й флотский экипаж Петербургского порта. В 1821 переведен в 23-й флотский экипаж Балтийского флота. Усердие и рвение, некий фанатизм и любовь к своему делу... и вот он с восторгом принимает приглашение М.П.Лазарева в 1822-1825 годах служить у него на фрегате, названном новым тогда именем «Крейсер». По возвращении награжден орденом Св.Владимира 4-й степени. Летят годы, сначала он плавал в качестве мичмана, а с 22 марта 1822 года в качестве лейтенанта. Здесь он стал одним из любимых учеников и последователей Лазарева, хорошим учеником от хорошего учителя.

После трехлетнего кругосветного плавания с фрегата «Крейсер» Нахимов перешел (все под начальством Лазарева) в 1826 году на корабль «Азов», на котором и принял выдающееся участие в Наваринском морском бою в 1827 году против турецкого флота. Из всей соединенной эскадры Англии, Франции и России ближе всех подошел к неприятелю «Азов», и во флоте говорили, что «Азов» громил турок с расстояния не пушечного выстрела, а пистолетного выстрела. Отважность, не иначе. Нахимов был ранен. Убитых и раненых на «Азове» было в наваринский день больше, чем на каком-либо ином корабле трех эскадр, но и вреда неприятелю «Азов» причинил больше, чем наилучшие фрегаты командовавшего соединенной эскадрой английского адмирала Кодрингтона. Так начал Нахимов свое боевое поприще, свой первый бой, свой пусть воина и защитника. Только великие и сильные люди могут сделать что-то большее для этого мира в своей жизни, что-то важное и значимое. В декабре 1827 получил орден Св.Георгия 4-й степени и чин капитан-лейтенанта. В августе 1828 стал командиром трофейного турецкого корвета, переименованного в «Наварин». В Русско-турецкую войну 1828-1829 принимал участие в блокаде русским флотом пролива Дарданеллы.

Шли годы, ему 29 лет и он стал командиром только что выстроенного тогда (в 1832 году) фрегата «Паллада», а в 1836 году командиром «Силистрии» и, спустя несколько месяцев, произведен в капитаны 1-го ранга. «Силистрия» плавала в Черном море, и корабль выполнил за девять лет своего плавания под флагом Нахимова ряд трудных, сложных, героических и ответственных поручений. И справлялся на протяжении всего времени блестяще.

Доверие иногда бывает безгранично, так Лазарев доверял своему ученику. В сентябре 1845 году Нахимов был произведен в контр-адмиралы, и Лазарев сделал его командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии Черноморского флота. За успехи в боевой подготовке экипажей удостоен ордена Св.Анна 1-й степени. Его моральное влияние на весь Черноморский флот было в эти годы так огромно, что могло сравниться с влиянием самого Лазарева. Ученик вырос до учителя. Дни и ночи он отдавал службе. На службу в мирное время он смотрел только как на подготовку к войне, к тому моменту, когда человек должен полностью проявить все свои силы, умения, всю свою выдержку. Вся жизнь, как бой, как борьба за справедливость, за мир во всем мире.

Он всегда считал, что матросы - основная военная сила флота . Вот кого, по его мнению, нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость, геройство, желание трудиться, желание совершать подвиги ради Родины. Нахимов просто отказывался понять, что у морского офицера может быть еще какой-нибудь интерес, кроме службы, ведь он сам прожил только ради дела. Он говорил, что необходимо, чтобы матросы и офицеры постоянно были заняты, что праздность на судне не допускается, что ежели на корабле работы идут хорошо, то нужно придумывать новые... Офицеры тоже должны быть постоянно заняты. Надо идти вперед всегда, работать над собой, чтобы не сломаться в будущем. Вечное совершенствование за возможность быть.

Наступил 1853 год. Надвинулись навеки памятные грозные события мировой истории. 25 февраля (9 марта) 1855 назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города; в марте произведен в адмиралы. Под его руководством Севастополь в течение девяти месяцев героически отражал атаки союзников. Благодаря его энергии оборона приобрела активный характер: он организовывал вылазки, вел контрбатарейную и минную войну, возводил новые укрепления, мобилизовал на защиту города гражданское население, лично объезжал передовые позиции, воодушевляя войска. Награжден орденом Белого Орла.

28 июня (10 июля) 1855 был смертельно ранен пулей в висок на Корниловском бастионе Малахова кургана. Умер 30 июня (12 июля), не приходя в сознание. Гибель П.С.Нахимова предопределила скорое падение Севастополя. Похоронен в адмиральской усыпальнице Морского собора Св.Владимира в Севастополе рядом с В.А.Корниловым и В.И.Истоминым, рядом с великими людьми.

П.С. Нахимов обладал теми чертами, которые почти, можно сказать, редкость, большая редкость. Он отличался смелостью, отважностью, умом, мужеством, оригинальностью и умением выходить из любых сложных и обреченных ситуаций. Жизнь не осталась перед ним в долгу. Во время Великой Отечественной войны 3 марта 1944 были утверждены , сделав Нахимова легендой, важной и значимой личностью в истории.

Адмирал П. С. Нахимов

Павел Степанович Нахимов – герой, выдающийся флотоводец-россиянин, талантливый офицер и руководитель, заслуживший чин адмирала. Много раз он демонстрировал отвагу, бесстрашие и мужество во время боевых действий, и в день своей гибели. Он стал предметом подражания для многих офицеров морского флота последующих поколений.

Чем же был знаменит русский адмирал, почему его имя вошло в историю, как Отец-благодетель русского флота? Разберем самые важные достижения Павла Степановича Нахимова — одного из самых ярких представителей школы русского военного искусства.

Система отношений между офицерами и матросами на боевом корабле

Нахимов разработал и внедрил новую систему взаимоотношений на корабле между матросами и офицерским составом.

Он входил в состав комиссии, разработавшей ряд документов, определяющих поведение экипажа на судне, взаимодействия офицерского состава и матросов. Например, при содействии Павла Степановича создан свод морских сигналов, Морской устав, а также получила толчок для развития тактика ведения морских сражений.

Особо важное место в развитие военно-морского искусства занимает система воспитания, разработанная Нахимовым. В её основу легло глубокое уважение к личности рядового члена экипажа военного судна. Эта система воспитания способствует дисциплинированности и сплочённости экипажа, а также повышению уровня боевой выучки матросов.

Нахимов высоко ценил матросов. Ведь им отводилась важная роль в бою – управлять парусами, наводить орудие на вражеские корабли, вступать в рукопашное сражение при абордаже неприятельских судов. Поэтому Нахимов запрещал офицерам на своём корабле относиться к подчинённым, как крепостным людям. Он считал, что

Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последний есть вернейший.

Вехой системы воспитания стало проявление заботы о подчинённых. Матросы (а нередко и офицеры), служившие с Нахимовым на одном корабле, приходили к своему командиру за советом, делились с ним своими делами, заботами. Он помогал им делом и, а также требовал от офицеров аналогичного поведения по отношению к подчинённым. В результате таких действий у подчинённых возникало глубокое уважение к командиру.

Система отношений между офицерами и подчинёнными предусматривает не только заботу командира о матросах, но и требования к рядовому составу. Матросы должны быть дисциплинированными, храбрыми и неукоснительно выполнять приказания командира.

Наваринский разгром


И. Айвазовский — Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им Н.Г.Кузнецова, С.-Петербург

Основу тактики и стратегии ведения морских сражений Нахимову заложил его учитель и командир – Михаил Петрович Лазарев. Обучение Нахимова и его друзей соратников (будущих адмиралов) Корнилова и Истомина велось в боевых условиях.

В 1827 году, когда военный конфликт между Россией и Турцией достиг апогея, состоялось крупное сражение в Наваринской бухте. Это сражение существенно повлияло на ход войны.

Нахимов, будучи в звании лейтенанта, служил на флагманском корабле «Азов». 20.10.1827 во время Наваринского сражения «Азов» уничтожил 4 боевых судна противника и фрегат, на котором находился командующий турецкого флота. При этом и российский корабль был повреждён – он получил 7 пробоин ниже ватерлинии.

Нахимов превосходно проявил себя в этом сражении как офицер корабля (за это ему было присвоено звание капитан-лейтенанта). А также получил бесценный опыт сражения и пример мужества, отваги, смелости, бесстрашия (граничащего с безумием) продемонстрированными командиром «Азова» (капитаном 1 ранга Лазаревым).

За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг.

Синопское сражение


И.К. Айвазовский — Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя). 1853. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Осенью 1853 года Нахимов продемонстрировал незаурядные способности в стратегической подготовке к боевым действиям. Ему было поручено осуществить переброску боевых сил с Севастополя в район Анакрии с целью усилить береговую линию и подготовиться к нападению турецкого флота. Несмотря на плохую погоду на море, переброска войска была успешно проведена за семь дней.

В ходе Синопского сражения, состоявшегося 18.11.1853, Нахимов осуществил важный тактический приём. Он позволил всем кораблям вражеской эскадры войти в бухту. После чего 4 русских корабля заблокировали вход в бухту, лишив этим маневренности превосходящие силы противника. После подхода к Синопской бухте основных сил российского морфлота, Нахимов отдал приказ атаковать врага. При этом в приказе указывалось, что в предстоящей битве командиры российских суден могут самостоятельно принимать решения, чтобы выполнить свой долг перед Отечеством.

В этом сражении турецкий флот понёс огромные потери. Русским солдатам удалось взяли в плен Осман-Пашу (командующего турецкой армией). А Нахимову, после сражения, было присвоено звание Вице-адмирала.


«Нахимов. Синопская битва». иллюстрации

Синопское сражение вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов.

Действия русского флота вызвали крайне негативную реакцию в английской прессе и получили название «Синопской резни» («Massacre of Sinope»). «Такого совершенного истребления и в такое короткое время никогда еще не было», – вынуждена была признать английская «Таймс». Ведь всего за несколько часов было уничтожено 13 кораблей (вся турецкая эскадра состояла из 14 кораблей, но один из них трусливо сбежал из сражения). Из 4500 человек экипажа 3200 было убито и ранено. А русская эскадра не потеряла ни одного корабля. Убитых (38 человек) и раненых (235) у нас оказалось… в 12 раз меньше, чем у турок!

В конечном итоге это стало поводом для Великобритании и Франции к вступлению в войну (в марте 1854) на стороне Османской империи.

1 декабря является Днём воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп.

Защита Севастополя


Нахимов на бастионах Севастополя

В период обороны Севастополя (1854-1855) от франко-англо-турецкой армии Нахимовым использовано ряд тактико-стратегических приёмов. В ходе подготовительных действий, по приказу Павла Степановича, не береговой линии, вдоль Севастополя установлены орудия. Береговые батареи стали основой защитной линии города. А с целью не пустить вражеский флот в Севастопольскую бухту, у её входа было затоплено несколько старых суден.

Российские подразделения под командованием Нахимова вели активную оборону. Батареи вели обстрел врага, солдатами и матросами осуществлялись десантные вылазки, велась минная борьба.

Конструкторские усовершенствования и обучение команды


Н.П. Медовиков. П.С. Нахимов во время Синопского сражения 18 ноября 1853 г. 1952 г.

У Нахимова имеется несколько успехов в усовершенствовании военных кораблей. Таких успехов два.

Павла Степановича назначили командиром строящегося фрегата «Паллада» (это произошло в конце декабря 1831 года). Нахимов наблюдал за строительными работами и вносил усовершенствования. После спуска «Паллады» на воду Нахимов проводил занятия с матросами и офицерами корабля. В результате фрегат стал показательным по взаимодействию команды и функциональным особенностям корабля.

Показательный следующий пример. В августе 1833 года фрегат «Паллада» в составе эскадры находился в плаванье Балтийским морем. В ночное время корабли эскадры приблизились к берегу. Над эскадрой нависла опасность – много кораблей могли бы погибнуть, натолкнувшись на прибрежные подводные скалы. Однако лишь моряк, дежуривший на фрегате «Паллада», усмотрел проблески мерцающего света, исходящего с Дагерортского маяка. В результате «Палладда» передал предупреждающий сигнал об опасности остальным кораблям эскадры, что спасло их от кораблекрушения.

В 1834 году Нахимова перевели на службу в Черноморский флот. С этого момента Павел Степанович контролировал строительство линкора «Силистрия», внося свои небольшие усовершенствования. После спуска линкора на воду, Нахимова назначили командиром корабля. На «Силистрии», как и на «Палладе», Нахимов проводил занятия с матросами.

В результате «Силистрия» по организации службы, боевой подготовке и маневрированию стал самым образцовым кораблем Черноморского флота.

Особо слаженная работа команды и использование боевых преимуществ линкора сказалось в период с 1840 по 1844 года. В этот период экипаж «Силистрии», возглавляемый Нахимовым, проявил себя при проведении десантных операций при захвате Псезуапе и Туапсе, а также при защите Головинского форта.

Присутствие силы духа

Линкор «Силистрия» под командованием Нахимова принимал участие в учениях, проходивших в Черном море. В ходе учений линкор Нахимова и корабль «Адрианополь» приблизились друг другу. Во время проведения очередных маневров команда «Адрианополя» допустила ошибку, и столкновение двух кораблей стало неизбежным.

Капитан «Силистрии» приказал матросам переместиться с опасной зоны корабля в безопасное место. Сам же остался на юте линкора. Столкновение судов состоялось, но не нанесло значимых повреждений кораблям. Однако осколки от столкновения судов полетели в сторону Нахимова и лишь случайно не задели его.

По окончании учений у Нахимова спрашивали, почему он не покинул опасное место на корабле перед столкновением судов. Павел Степанович ответил, что подобные ситуации – это бесценный опыт и возможность продемонстрировать экипажу присутствие и силу духа военачальника. Этот опыт и демонстрация присутствия духа принесёт пользу для выполнения боевых заданий в будущем.

Смелость, граничащая с безрассудством

Нахимов был смелым человеком и военачальником. Однако нередко его смелость граничила с безрассудством (что проявилось, например, при столкновении судов «Адрианополь» и «Силистрия»).

…28 июня 1855 года Нахимов в который раз поднялся на Малахов курган, где погибли его друзья – адмиралы Корнилов и Истомин. Высокая фигура в золотых адмиральских эполетах являлась мишенью для неприятельских стрелков. Сколько раз он так рисковал, бывало, матросы, не выдержав, хватали его и уводили.

Некоторые упрекают Нахимова в том, что он искал смерти, появляясь на самых опасных участках с адмиральскими эполетами на плечах. Но Павел Степанович поступал так всегда. Он был уверен: если бойцы увидят, что их командир ничего не боится, то и сами бояться не станут. Это был образец его военной педагогики.

Со стороны неприятеля тут же начался обстрел позиции российской армии (включая наблюдательный пункт, где находился Нахимов). В результате обстрела адмирал был тяжело ранен в голову. Рана оказалась смертельной – после ранения, через несколько дней мучений, Павел Степанович Нахимов скончался…


Смертельное ранение адмирала Нахимова

Смертью Нахимова потрясена была вся Россия. Севастополь застонал от душевной боли. Горячо любимые матросы адмирала толпились вокруг гроба целые сутки, целовали руки мертвеца, сменяя друг друга, уходя снова на бастионы и возвращались к гробу, как только их опять отпускали. По загорелым щекам моряков текли слезы. Поистине всенародная скорбь покрыла Севастополь. Один из очевидцев писал, что де в те времена Россия не знала, что такое демонстрация, даже слово это было нам неведомо, но вот похороны великого русского флотоводца можно было считать одной из первых всенародных демонстраций. Тысячи и тысячи солдат, матросов, офицеров, матросок, жителей Корабельной слободки, рыбаков — греков с женами и ребятишками следовали за гробом.

«Ни одни похороны не справлялись в Севастополе так, как похороны Нахимова. Об нем говорили, страдали и плакали не только мы, на холмах, орошенных его кровью, но и везде, во всех удаленных уголках бесконечной России. Вот где его Синопская победа!»

Похороны П.С. Нахимова. Литография с рисунка Н. Берга

…Незадолго перед смертью Нахимов написал завещание офицерам Русского флота, в котором были и такие слова:

«Чем больше нас здесь останется, тем больше будет слава Севастополя. И скажут русские люди: на что же мы способны, ежели вся Европа одного города у горсти наших воинов не могла взять?».

Немаловажная деталь: когда скончался Нахимов все неприятельские орудия смолкли и на некоторое время прекратился весь огонь по Севастополю, в знак скорби по герою Синопа, которого почитал весь мир.

  • Крымский историк В. П. Дюличев такими словами описывает похороны Нахимова:
Грянула военная музыка полный поход, грянули прощальные салюты пушек, корабли приспустили флаги до середины мачт. И вдруг кто-то заметил: флаги ползут и на кораблях противников! А другой, выхватив подзорную трубу из рук замешкавшегося матроса, увидел: офицеры-англичане, сбившись в кучу на палубе, сняли фуражки, склонили головы…

Из книги «Смерть Нахимова»:

«Твердыня, за которую Нахимов отдал жизнь, не только стоила врагам непредвиденных ими ужасающих жертв, но своим, почти год длившимся, отчаянным сопротивлением, которого решительно никто не ожидал ни в Европе, ни у нас, совсем изменила все былое умонастроение неприятельской коалиции, заставила Наполеона III немедленно после войны искать дружбы с Россией, принудила враждебных дипломатов, к величайшему их раздражению и разочарованию, отказаться от самых существенных требований и претензий, фактически свела к ничтожному минимуму русские потери при заключении мира и высоко вознесла моральный престиж русского народа. Это историческое значение Севастополя с несомненностью стало определяться уже тогда, когда Нахимов, покрытый славой, лег в могилу.»

Заключение

…Очень трудно выразить словами, какое значение имеет для потомков славная жизнь и славная смерть Адмирала Нахимова. Легче это объяснить на конкретном примере. В 1942-м году, когда враги снова штурмовали Севастополь, один снаряд попал в музей и в клочья разорвал мундир Павла Степановича. Тогда моряки разобрали эти тряпицы и, прикрепив их к бушлатам, со словами «мы нахимовские» пошли в последний бой.

Нахимов оставил после себя большое наследие:

  • он инициировал возникновение дружеских, равных взаимоотношений между офицерами и матросами, при этом требовал от рядового состава неукоснительное выполнение приказов и дисциплины;
  • он на собственном примере прививал матросам и офицерам силу духа, отвагу, бесстрашие (как при столкновении «Силистрии» и «Адрианополя» или при рассматривании позиций неприятеля на Малаховом кургане);
  • он ввёл тактику создания западни для противника (Синопское сражение);
  • им применена система затопления входа в бухту, с целью не допустить проникновения сил противника (защита Севастополя).

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

История отечественного военно-морского флота знает много славных традиций, одна из которых - увековечивать память знаменитых флотоводцев прошлого в названии судов, стоящих сегодня на боевом дежурстве. Среди них и военный корабль "Адмирал Нахимов", носящий имя славного русского моряка, овеявшего себя славой во многих сражениях. Остановимся подробнее на жизни этого замечательного человека.

Юные годы будущего флотоводца

Павел Степанович Нахимов - адмирал русского флота и герой обороны Севастополя - родился 5 июля 1802 года в небольшом сельце Городок, расположенном в Смоленской губернии. Он был седьмым из одиннадцати детей отставного секунд-майора Степана Михайловича Нахимова. Кроме него, в многодетной семье подрастали ещё четверо сыновей, также со временем ставших моряками.

Несмотря на то что будущий адмирал Нахимов с раннего детства мечтал о кораблях и дальних плаваньях, при поступлении в Морской кадетский корпус возникли сложности - желающих оказалось слишком много, и из-за нехватки мест ему пришлось ждать два года.

Во время учёбы в этом прославленном Санкт-Петербургском учебном заведении судьба свела его с такими известными впоследствии военными и государственными деятелями, как А. П. Рыкачёв, П. М. Новосельцев, а также создатель знаменитого толкового словаря В. И. Даль. Вместе с ними летом 1817 года он ходил в первое своё плаванье. На бриге «Феникс» команда молодых гардемаринов посетила порты Копенгагена, Стокгольма и Карлскроу.

Первые офицерские погоны

В 1818 году по окончании учёбы Павел Нахимов был произведён в мичманы и направлен служить на фрегат «Крейсер», где его командиром был другой прославленный российский флотоводец М. П. Лазарев, стяжавший впоследствии славу первооткрывателя Антарктиды. Очень скоро они сблизились настолько, что для молодого и ещё неопытного офицера он стал не только начальником, но и близким человеком, во многом заменившим отца.

После кругосветного плаванья на «Крейсере» (1822-1825) мундир Нахимова украсили лейтенантские погоны, а через два года за отличие, проявленное во время Наваринского морского сражения с турецким флотом, он был произведён в капитан-лейтенанты. Это было своего рода боевое крещение, которое с честью прошёл Нахимов. Адмирал Л. П. Гейден - командовавший русской эскадрой, лично наградил его орденом св. Георгия IV степени.

Путь от капитан-лейтенанта до вице-адмирала

В 1828 году двадцатишестилетний офицер впервые поднялся на капитанский мостик. Ему было доверено командовать трофейным турецким корветом «Наварин». В период, начавшийся вскоре русско-турецкой войны, его судно в составе русской эскадры принимало участие в блокаде Дарданелл, а по окончании военных действий вошло в состав Балтийского флота. В течение последующих пяти лет Нахимов командовал фрегатом «Паллада», а затем, получив перевод на Чёрное море, в звании капитана 1-го ранга - линейным кораблём «Силистрия».

Сохранилось много документальных свидетельств, того, как экипаж вверенного ему судна с честью выполнял трудные и ответственные задания командования. За высокий профессионализм, усердие в службе и личную отвагу в 1845 году указом государя Николая I Нахимов был произведен в контр-адмиралы, а через семь лет в вице-адмиралы российского флота. В этом звании он вступил в должность начальника флотской дивизии.

Командир Черноморской эскадры

С началом Крымской войны 1853-1856 гг. основная тяжесть боевых действий легла на эскадру Черноморского флота, которой к тому времени командовал Нахимов. Адмирал в столь трудный период сумел мобилизовать все имевшиеся в его распоряжении резервы для противостояния мощному и прекрасно вооружённому противнику.

Большинством наиболее ответственных операций он руководил лично. Достаточно вспомнить Синопское сражение, в котором 30 ноября 1853 года им были уничтожены основные силы турецкого флота, обнаруженные, несмотря на штормовую погоду, и блокированные в гавани города Синоп. Со столь славной победой Нахимова поздравил лично государь. Прислав Павлу Степановичу Высочайшую грамоту, он назвал в ней разгром турецкой эскадры украшением летописи истории Русского флота.

Во главе осаждённого города

В марте 1855 года, когда вражеские корабли блокировали с моря Севастополь, остро встала необходимость в энергичном и опытном руководителе, способном возглавить его оборону. Таким человеком стал П. С. Нахимов. Адмирал был назначен сразу на две ключевые должности - губернатором города и командиром Севастопольского порта. Это придавало ему широкие полномочия, но и возлагало большую ответственность.

В осуществлении обороны города ему во многом помогал непререкаемый авторитет, которым он пользовался среди солдат и матросов, и благодаря которому оказывал на них величайшее нравственное влияние. Достоверно известно, что среди нижних чинов он звался «отцом-благодетелем».

Бесстрашный командир

Дорожа жизнями подчинённых ему солдат и офицеров, Нахимов тем не менее привык не задумываясь рисковать собственной головой. Нередко он с солдатским ружьём в руках бросался впереди всех в штыковую атаку или демонстративно появлялся над бруствером окопа на виду у противника. Это удальство не всегда сходило с рук. Во время одного из обстрелов города в 1854 году он был тяжело ранен в голову, а несколько месяцев спустя получил контузию.

Но несмотря ни на что, его бесстрашие поднимало дух солдат и офицеров, видевших, что при любых обстоятельствах рядом с ними их адмирал Нахимов. Фото, представленные в статье, сделаны с картин и рисунков, изображающих знаменитого флотоводца в разные периоды его жизни, но на каждом из них его облик дышит неукротимым мужеством и отвагой. Таким он навсегда остался в нашей истории.

Гибель адмирала

Оборона Севастополя стоила жизни огромному числу людей, втянутых волею судьбы в эту кровавую бойню, длившуюся почти одиннадцать месяцев. Среди них был и адмирал Нахимов. Биография этого выдающегося военачальника оборвалась на пике карьеры, в обстановке всеобщей любви и признания заслуг. Его имя с уважением произносили все - от рядового солдата до императора.

Причиной неожиданной и трагической смерти стало ранение в голову, полученное Павлом Степановичем 28 июня 1855 года во время объезда им передовых оборонительных сооружений, возведённых в районе Малахова кургана. В тот день он, как и прежде, демонстративно игнорировал свистевшие вокруг него пули, одна из которых оказалась для него роковой. Доставленный в полевой госпиталь, Нахимов провел два дня в тяжёлых мучениях и ушёл из жизни 30 июня 1955 года. Его прах обрёл вечный покой в склепе севастопольского Владимирского собора.

Память, сохранённая потомками

Отдавая дань памяти знаменитого адмирала, в нашей стране были открыты несколько военно-морских училищ, названных его именем, а также учреждены орден и медаль Нахимова. Во многих городах России воздвигнуты в его честь монументы, наиболее известный из которых высится в Севастополе, в районе Графской пристани. Именем героя названы улицы и проспекты.

Одним из памятников прославленному флотоводцу стал крейсер «Адмирал Нахимов», спущенный на воду в 1986 году. С тех пор он несёт боевую вахту в составе Северного флота России. Его экипажи свято хранят традиции русского флота. Сегодня в их арсенале самое современное оружие, включая пусковые установки ракет, способных нести ядерные боеголовки. Поскольку «Адмирал Нахимов» - атомный крейсер, он имеет возможность находиться в автономном плаванье многие месяцы и выполнять поставленные перед его командой задачи в любой точке Мирового океана.


Нахимов Павел Степанович (1802-1855)

Среди замечательных русских флотоводцев прошлого исключительное место занимает П.С. Нахимов, с именем которого связана героическая борьба русских солдат и матросов против турецких и англо-французских интервентов. Нахимов был ярким воплощением национального военного гения, представителем боевой школы русского военного искусства.

Павел Степанович Нахимов родился 6 июля (23 июня) в селе Городок Вяземского уезда Смоленской губернии (ныне - село Нахимовское Андреевского района Смоленской области). После окончания Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге (1818 г.) служил на Балтийском флоте. В 1822-1825 гг. совершил кругосветное плавание вахтенным офицером на фрегате "Крейсер".

В 1827 году участвовал в Наваринском морском сражении, командуя батареей на линейном корабле "Азов". В этом сражении наряду с лейтенантом П.С. Нахимовым умело и отважно действовали будущие флотоводцы мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин. Разгром турецкого флота в Наваринском морском сражении значительно ослабил морские силы Турции, содействовал национально-освободительной борьбе греческого народа, победе России в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. В ходе этой войны Нахимов затем командовал корветом "Наварин", участвовал в блокаде Дарданелл. В 1829 году после возвращения в Кронштадт Нахимов возглавил фрегат "Паллада". В 1834 году он вновь переведен на Черноморский флот и назначен командиром линейного корабля "Силистрия", который по организации службы, боевой подготовки и маневрированию по его началом был признан лучшим кораблем Черноморского флота. Командующий флотом адмирал М.П.Лазарев часто держал на "Силистрии" свой флаг, ставил корабль в пример всему флоту.

Впоследствии П.С. Нахимов командовал бригадой (с 1845 г.), дивизией (с 1852 г.), эскадрой кораблей (с 1854 г.), которые несли боевую службу у побережья Кавказа, пресекая попытки турок и стоящих за ними англичан подорвать позиции России на Кавказе и Черном море.

С особой силой военное дарование и флотоводческое искусство П.С. Нахимова во всей полноте проявились в крымской войне 1853-1856 гг. Командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, а 1 декабря (18 ноября) 1853 года разгромил их в Синопском морском сражении.

Во время Севастопольской обороны 1854-1855 гг. П.С. Нахимов правильно оценил стратегическое значение Севастополя и использовал все имевшиеся у него силы и средства для усиления обороны города. Занимая должность командующего эскадрой, а с февраля 1855 года командира Севастопольского порта и военного губернатора, Нахимов фактически с самого начала обороны Севастополя возглавлял героический гарнизон защитников крепости, проявил выдающиеся способности в организации обороны главной базы Черноморского флота с моря и с суши.

Под руководством Нахимова было осуществлено затопление у входа в бухту нескольких деревянных парусных кораблей, что преградило доступ в нее вражескому флоту. Это значительно усилило оборону города с моря. Нахимов руководил строительством оборонительных сооружений и установкой дополнительных береговых батарей, явившихся костяком сухопутной обороны, созданием и подготовкой резервов. Он непосредственно и искусно осуществлял управление войсками при боевых действиях. Оборона Севастополя под руководством Нахимова отличалась высокой активностью. Широко применялись вылазки отрядов солдат и матросов, контрбатарейная и минная борьба. Прицельным огнем с береговых батарей и кораблей наносились чувствительные удары по врагу. Под руководством Нахимова русские матросы и солдаты превратили слабо защищенный до того с суши город в грозную крепость, которая успешно оборонялась 11 месяцев, отбив несколько вражеских штурмов.

Отличный моряк, видевший в службе на флоте единственный смысл и цель своей жизни, П. С. Нахимов, наряду с самобытным дарованием флотоводца, обладал редким даром привлекать к себе сердца подчиненных. Офицеры и особенно матросы любили П. С. Нахимова за подлинное горение, за неподдельный самозабвенный героизм, за глубокую привязанность к морякам, с которыми делил он труды и опасности, радости и горе. Личный пример адмирала воодушевлял всех севастопольцев на героические подвиги в борьбе с врагом. В критические минуты он появлялся в самых опасных местах обороны, епосредственно руководил боем. Во время одного из объездов передовых укреплений 11 июля (28 июня) 1855 года П.С. Нахимов был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане.

Нахимов является ярким примером служения Родине, примером преданности долгу и чести русского флота. Имя адмирала Нахимова близко и дорого гражданам России.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 года учреждены ордена Нахимова 1-й и 2-й степени и медаль Нахимова. Созданы нахимовские военно-морские училища. Имя Нахимова было присвоено одному из крейсеров советского Военно-Морского Флота. В городе русской славы Севастополе П.С. Нахимову в 1959 году был воздвигнут памятник.

 

Возможно, будет полезно почитать: