Надо ли носить нательный крестик. Православный нательный крестик

«Душа по природе - христианка», - когда-то сказал Тертуллиан, на что спустя много веков В.В. Розанов произнес: «Ничего подобного. Душа по природе - язычница». Так и борется в нашем человеке язычник с христианином, и эта борьба рождает порой многочисленные дилеммы. Так, многие задаются вопросом можно ли носить чужой нательный крестик. Не переходит ли вместе с чужим крестом и чужая судьба или чужие грехи?

Можно ли носить чужой нательный крестик

Протоиерей Александр Лебедев считает, что бояться найденного нательного крестика из-за того, что грехи человека, потерявшего символ веры, передадутся другому - бред, который легче выдумать, чем комментировать.

На вопрос: «Можно ли носить крестик другого человека?», - достаточно также спросить самого себя: «Как собственные страсти, которые принадлежат исключительно конкретной личности и дают только ей исключительное право бороться со своими грехами, могут перейти к ни в чем не повинному лицу, у которого, конечно, своих ошибок достаточно».

Православные кресты

Кроме того, каждый получает свои жизненные тяготы, которые необходимо нести с терпением и благодарностью, потому что Господь посылает испытания для исцеления души. Каждый просит в молитвах: «Господи, помилуй», что по-гречески звучит как «Кириэ элэйсон». Элэйсон переводится как «масло», а оливковое масло - это первое лекарство человека в мире.

Невозможно, чтобы нательный крестик, который нашли и одели, влиял сам по себе на характер человека, на прибавление грехов или на избавление от оных, а также каким-то магическим образом вычерчивал линию жизненного пути.

Важно. Православие - это, в первую очередь, здравомыслие, и никакие действия, не связанные с личными, осознанными поступками человека, добрыми или злыми, не могут изменить личность или повлиять на жизненные события, происходящие с человеком.

Бояться найденного креста не стоит, так как крест - это святыня, а не языческий амулет. С тех самых пор, как Христа ради нашего спасения распяли, нательный крест оберегает человека от нечистой силы так же, как и крестное знамение. Другой человек, носивший его и потерявший, не в силах изменить его назначение как защитной силы против зла.

Поэтому все приметы, связанные с ним - суеверие.

О суевериях:

Какой крест признано считать православным

Для христианина важны основные ключевые аспекты. Крест должен быть:

  • четырех- , шести-, восьми- конечной формы;
  • с надписью «Спаси и сохрани» с двух сторон, а не с декоративными камнями (желательно, как рекомендация от батюшек), детям рекомендуются простые, не инкрустированными драгоценными камнями;
  • приобретен в церкви, тогда он уже освященный, если куплен в ювелирном магазине или найден - его необходимо освятить у любого православного священника;
  • материал изготовления не имеет значения. А также как не важен и размер, за исключением того, что малышам лучше носить маленькие крестики без острых углов.
Совет! Крестик человек получает при Таинстве Крещения , однако случается, что символ веры может потеряться. Не стоит относиться к этому драматично и суеверно ждать какой-то беды, нужно пойти в храм и купить новый.

Что делать с найденным крестом. Ответы священников

Если человек сам нашел православный крест на улице, священники рекомендуют обязательно его освятить, так как неизвестно, был ли он ранее освящен.

Читайте о нательном кресте:

Если все же есть сомнения относительно найденного крестика, священники советуют, в первую очередь, освятить его, а затем:

  • подарить крестнику или бедному христианину, у которого нет материальной возможности купить его;
  • носить самому;
  • пожертвовать в храм.

Таким образом, православие однозначно в вопросе найденного или потерянного креста, как и в вопросе «куда читать Евангелие», «какой рукой ставить свечку в храме».

Протоиерей Александр Лебедев предлагает свести к абсурду суеверия, связанные с найденными крестами. Если грехи могут передаться через вещи, то почему бы тогда и добродетелям не передаваться таким же способом? Тогда стоило бы только приобрести вещь, принадлежащую праведному человеку, как у человека невольно появлялся нимб над головой. Тогда можно было бы специально терять крестики, чтобы собственные грехи можно было скинуть, как ненужный груз, на других.

Важно! Боязнь чужих крестов - совершенно абсурдная вещь, противоречащая здравому смыслу и не имеющая ничего общего с православной верой.

Посмотрите видео о найденном крестике

Крест можно только при совершении таинства Крещения, а при любых других обстоятельствах человек, подаривший крест, «отдаст свою судьбу», и это может сделать несчастным и его самого, и того, кто подарок принял. Говорят, что если человек, подаривший , тяжело заболеет или с ним случится какое-то другое несчастье, что-то нехорошее произойдет и с тем, кто носит дареный крест. Наконец, существует поверье, что путем дарения креста некоторые люди избавляются от «порчи и сглаза».

Позиция Церкви

Православная церковь не приемлет никаких примет и суеверий, в том числе и тех, которые касаются нательных крестов. Все представления о «порче», « », «передаче судьбы» абсурдны с точки зрения христианина: судьбой человека распоряжается Бог, а священный символ не может нести в себе какой-либо «негативной энергии», существование которой, к тому же, не доказано.

Для христианина нательный крест, подаренный кем-либо – не источник мифической опасности, а драгоценный дар, исполненный глубокого духовного смысла, связанный с пожеланием Божьего благословения. Особенно ценным подарком станет нательный крест, в каком-либо святом месте. Принять такой драгоценный дар, конечно же, можно и нужно.

Если у человека, получившего крестик в подарок, уже есть нательный крест, он может носить оба креста одновременно, поочередно или же хранить один из них рядом с иконами, а другой носить – ни один из этих вариантов церковью не запрещается.

Щекотливая ситуация имеет место лишь в том случае, если православный христианин получил в подарок католический крест. Принять подарок нужно, ведь он продиктован любовью, но носить такой крест не следует.

Нательный крест и побратимство

Особая ситуация возникает, когда два человека дарят друг другу свои . Не так давно, еще в начале 20 века, действие делало людей «крестовыми братьями» или сестрами.

Обычай побратимства существовал и в дохристианские времена – язычники братались, смешивая кровь или обмениваясь оружием. В христианскую эпоху заключение побратимства связывалось с нательным – священным предметом, неразрывно связанным с верой и душой. Такое «духовное родство» представлялось даже более священным, чем родство кровное.

В современном мире обычай побратимства путем обмена нательными крестами почти забыт, но ничто не мешает современным православным христианам возродить его.

Источники:

  • Распространенные суеверия, связанные с крестом

Нательный крест одевается человеку во время Таинства Крещения и носится на груди всю оставшуюся жизнь. Распятие - это символ приверженности к Богу, к православной вере. Этот знак помогает в бедах и трудностях, укрепляет дух, защищает от бесовских козней. После победы Иисуса Христа над смертью, крест стал символом торжества добра над злом.

Инструкция

Православные имеют очень древнюю историю. Чаще всего они восьмиконечные. Канон изображения Распятия утвержден в 692 году Тульским собором. С тех пор вид его остался неизменным. Фигура Иисуса Христа на выражает покой, согласие и достоинство. В нем воплощены самые главные его ипостаси - Божественная и Человеческая. Тело Христа наложено на крест и раскрывает свои объятия всем страждущим, стремясь оберечь своих послушников от зла.

Православный крест имеет надпись "Спаси и сохрани". Это связано с тем, что во время освящения Распятия батюшка читает две молитвы, призывающие защитить не только душу, но и тело от злых сил. Крест становится охранником человека от любых тяжестей и невзгод.

– это понимание его смысла. Он не является ни украшением, ни талисманом, способным защитить от всех несчастий. Такое отношение к священному предмету характерно для язычества, а не для христианства.
Нательный крест – это материальное выражение того «креста», который Бог дает человеку, желающему служить Ему. Надевая крест, христианин тем самым обещает жить по заповедям Божьим, чего бы это ни стоило, и стойко переносить все испытания. Тому, кто это осознал, несомненно, нужно носить .

Как нельзя носить нательный крестик

Нательный крест – это признак принадлежности к Церкви. Тот, кто еще не присоединился к ней, т.е. не был крещен, носить нательный крест не должен.

Не следует надевать крестик поверх одежды. По церковной традиции, только священники носят кресты поверх рясы. Если же так поступает мирянин, это похоже на желание выставить свою веру на показ, похвастаться ею. Такое проявление гордыни не подобает христианину.

Нательный крест, как следует из его названия, должен быть на теле, точнее, на груди, ближе к сердцу. Нельзя носить крест в ухе в виде серьги или на . Не стоит подражать и тем людям, которые носят крестик в сумке или в кармане и говорят: «Он же все равно при мне». Такое отношение к нательному кресту граничит с кощунством. Положить крестик в сумку можно лишь на время, если порвалась цепочка.

Каким должен быть православный нательный крестик

Иногда говорят, что четырехконечные кресты носят только католики, но это не так. Православная церковь признает все виды крестов: четырехконечные, восьмиконечные, с изображением распятого Спасителя или без него. Единственное, чего следует избегать православному христианину – это изображение распятия с предельным реализмом (провисающее тело и другие подробности крестных страданий). Это действительно характерно для католицизма.

Материал, из которого крестик изготовлен, может быть любым. Нужно только учитывать особенности конкретного человека – например, есть люди, у которых на теле темнеет, такому человеку серебряный крестик ни к чему.

Никому не запрещается носить крест большого размера или инкрустированный драгоценными камнями, но следует задуматься: совместима ли с христианской верой такая демонстрация роскоши?

Крестик должен быть освящен. Если он куплен в церковной , беспокоиться об этом не стоит, там продают уже освященными. Крестик, в ювелирном магазине, нужно освятить в , это несколько минут. Освящают крест один раз, но если точно неизвестно, освящен он или нет, это нужно сделать.

Нет ничего зазорного в ношении креста, принадлежавшего умершего человеку. Внук вполне может получить крестик умершего деда, и не надо бояться, что он «унаследует» судьбу родственника. Представление о неотвратимой судьбе вообще несовместимо с христианской верой.

Медальоны, образки, браслеты с изображением святых - чего только не встретишь в некоторых церковных лавках! Как к ним относиться? Можно ли носить? Может ли крест быть украшением? Что делать, если в моде серьги в виде крестов? Отвечает протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.

Надо понимать, что крест - это символ нашего спасения. Мы прекрасно знаем, что в древние времена у римлян он был орудием позорной казни, на котором распинали преступников самого низшего сословия. После того как Христос искупил наши грехи на Голгофе, крест стал знаменем победы над смертью и святыней для каждого христианина. Заменить его чем-либо невозможно - никакими иконками, медальончиками, ладанками.

Если человек хочет носить медальон с изображением святого - пожалуйста. У каждого из нас есть небесный покровитель. Многие люди чтут Спиридона Тримифунтского, Николая Чудотворца, Серафима Саровского и других святых. Заменять таким образком нательный крестик нельзя, а вот носить их вместе можно. Крест незаменим, всё остальное - только дополнение к нему.

Многие люди воспринимают крест или медальон с иконой не как святыни, а как украшения. Выбирают их соответственно: в каких-то магазинах или ювелирных лавках, исходя из своих эстетических предпочтений. Носят, соответственно, поверх одежды, напоказ. Это тоже неприемлемо. Крест - это очень личное. Каждый из нас несёт свой крест - тот, что на шее, и тот, что Господь возложил при крещении. Когда его выставляют наружу, и он превращается в обычное украшение, это уже грех. Крест нужно носить скромно, под одеждой, не хвастаться его богатством. То же касается образков и ладанок.

Некоторые модницы носят серьги и другие украшения в виде крестов. Считаю, что это недопустимо. В Евангелии мы читаем, что Господь нёс Свой крест на Голгофу, Его на нём распинали, он впитал Кровь Божию. Изображения креста для каждого христианина священны. Когда их носят в ушах, носах и так далее - это уже святотатство, которое требует немедленного покаяния. Для примера представим знамя времён Великой Отечественной войны, обагрённое кровью бойцов, которые шли в атаку, несли его с собой, умирали под ним. Придёт ли кому-то в голову использовать его в виде коврика или украшения? Все понимают, что это святыня для воинов, которые выжили в том бою. А крест - это святыня для всех православных. Носить его в каких-то непотребных местах неприемлемо.

Меня могут спросить: а как же спортсмены, которые занимаются контактными видами спорта? Во время тренировок они снимают крест, так как он может быть повреждён. Отвечу: допускается снять крест и положить его в карман. Бывает, что перед операцией или некоторыми медицинскими обследованиями врачи просят снять крест - я сам недавно был в такой ситуации. Врачи были верующие, поэтому предложили надеть крест на руку, что я и сделал. Здесь другой случай: прямая необходимость, от которой никуда не деться.

Обязательно ли крест должен быть с распятием?

Конечно, очень желательно, чтобы крест был крестом - с распятием Господа нашего Иисуса Христа. Если его нет - например, подарили или крестили с таким когда-то, - не думаю, что это принципиально важно. Главное - относиться к нему как к святыне, понимать, что вы на себе носите.

Крест должен быть крестом, и тому, кто на него смотрит, должно быть понятно, что это именно крест - не кулончик, не игрушка, не заколка. Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26). Если ты православный христианин, посещаешь храм, причащаешься - как ты можешь стесняться своего креста? Христианин предан Христу, не изменяет Ему. Людей, которые увлекаются и тем, и этим в зависимости от веяний моды, назвать христианами очень тяжело. Тому, кто хочет носить кулончик, лучше купить кулончик, а кресты оставить тем, для кого они действительно важны.

Часто женщины носят браслеты, набранные из множества образков. Как к ним относиться?

Сейчас в церковных лавках и магазинах чего только не встречается. Множество различных ладанок, образков, браслетиков, непонятно где и кем освящённого маслица и так далее. Скажу честно: я к таким вещам отношусь с большим скепсисом. Крест ничто заменить не может. Это наша главная святыня. Когда надевают браслетик с изображением двадцати пяти святых, это зачем вообще? Что, дома нельзя помолиться своим любимым святым угодникам? Если такой браслет воспринимается как оберег - то какой ты тогда христианин? Это уже безусловное язычество.

Раньше я видел у некоторых вокруг шеи целый иконостас: несколько крестиков, образки, ещё что-то - сейчас уже такое не встречается. Здесь тоже православие трансформируется в язычество. В язычестве ведь как? - чем больше, тем лучше. Нужно как можно больше богов и обрядов. В православии такого нет. У нас Спаситель один - Христос. Крест тоже один. Не надо носить на себе двадцать иконочек и ладоночек. Есть крест -святыня, которую Христос освятил Своей Кровью. Что ещё надо?

Защищает ведь не крест сам по себе, а Господь. Защищает вера. Христос говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Если тебе мало одного креста - значит, ты маловер. Даже если с христианина кто-то сорвал крест или человек его потерял, сломал, утопил во время ныряния - это не значит, что он остался без защиты Божьей.

Крест - это символ нашего исповедания веры. Не надо делать из его потери трагедию. Если что-то случилось с крестом - пойдите в церковную лавку, купите новый. Крест - это не оберег, не талисман. Новый крест будет иметь такую же силу, как и потерянный. Ничего не бойтесь! Потеряли - пошли, купили, освятили и носите. И да спасёт вас Господь!

Записала Екатерина Щербакова

Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.

В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.

Фактически дважды в Священном Писании Бог почти прямо говорит о том, что крест есть главное оружие против врага и основное средство спасения падшего человека. «Взирание на него» – то есть не просто физическое действие, но главное – порыв души, любовь к Богу, к Его страданиям, к Распятию, молитва веры, осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста является спасительным актом, избавляющим и от диавола, и от бед, и от различных неприятностей.

Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой – исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов – добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.

Крест же, по заповеди Самого Бога и свидетельству святых, является самым действенным оружием против врагов бесплотных. Потому не ношение православным христианином нательного креста, на мой взгляд, можно сравнить с тем, как если бы пасечник вдруг подошел к пчелиному улью без соответствующего защитного костюма или бы дрессировщик тигров вошел в клетку с хищниками без хлыста и револьвера. Человек, не носящий нательный крест, обрекает себя на поражение в битве с бесами и вполне может стать их жертвой.

Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».

И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. – Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»

Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.

Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин – этого реального соприкосновения с Богом.

Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.
В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры – за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли – православным – снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?

Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест – это наша ника. Крест – это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…

Иерей Андрей Чиженко

 

Возможно, будет полезно почитать: