Можно ли исповедоваться без подготовки. Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Беседа со священником Вадимом Леоновым

О Таинстве ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)

14.1. Что такое Исповедь?

– Исповедь – это Таинство, в котором верующий исповедует Богу грехи в присутствии священника и через него получает прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Исповедь – это не насильственное «выковыривание» грехов из совести, не допрос и тем более, не вынесение «обвинительного» приговора согрешившему. Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, не осведомление духовника о себе и менее всего «благочестивый обычай».

Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости. Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку.

14.2. Зачем надо исповедоваться?

– А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако о теле, которое живет временно, человек заботится, но еще более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно. Грязь души – это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди.

Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошенность. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не иметь внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи.

Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.

Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.

14.3. Покаяние и Исповедь – это одно и то же?

– Покаяние – это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей – не только явных, но и тайных. Покаяние есть глубокое сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты.

Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя вещами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле священнике на особом церковном Таинстве, во время которого кающемуся человеку посредством священника прощает грехи Сам Бог.

14.4. Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?

– Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник – только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом.

В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату.

Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди – не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

14.5. Неужели все люди грешники?

«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20). Все много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами.

Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).

14.6. Что такое грех, как его уничтожить?

– Грех есть сознательное и добровольное нарушение заповедей Божиих. Он имеет свойство от малого возрастать до великого. Грех ведет к вырождению, сокращению земной жизни, может лишить и вечной жизни. Первоисточником греха является падший мир, человек – проводник греха. Фазы вовлечения в грех следующие: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и желания исправления. Надо чистосердечно исповедоваться во всем, что осознается греховным, в чем обличает совесть и начать искупление грехов добрыми делами, выстраивать свою жизнь по Божиим заповедям, в послушании Богу, Церкви, духовному наставнику.

14.7. Что будет, если всю жизнь не исповедоваться?

– Нельзя откладывать покаяние и ждать, когда на духовной одежде не останется светлого пятнышка: это ведет к притуплению совести и к духовной смерти.

При пренебрежении Исповедью грех будет угнетать душу и вместе с тем (после оставления ее Духом Святым) в ней могут открыться двери для проникновения темной силы и развития всевозможных страстей и пристрастий. Может наступить период вражды, ссор и даже ненависти к окружающим, что отравит жизнь и согрешившему, и его близким. Могут появиться дурные навязчивые мысли и чувства: у одних – непреодолимый страх смерти, у других – стремление к самоубийству. Могут возникнуть различные нездоровые физические и душевные проявления – например, припадки эпилептического характера или безобразные душевные проявления, которые характеризуются как одержимость и бесноватость.

14.8. Какой грех самый тяжелый?

– Самый пагубный и тяжелый грех – это неверие. Если человек согрешит из-за своего несовершенства и покается, то Господь простит его скорее, чем когда он грешит неверием, ибо в этом случае человек восстает против Самого Бога.

14.9. Отчего на Исповеди бывает бесчувствие?

– Бесчувствие на Исповеди большей частью имеет своим корнем отсутствие страха Божия и скрытое маловерие.

14.10. Может ли Исповедь быть недействительной?

– Исповедь бывает недействительна и даже оскорбительна для Господа, если на это Таинство идут без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрывают свои грехи, исповедуются без сокрушения, формально, холодно, механически, не имея твердого намерения впредь исправиться. Некоторые умудряются иметь несколько духовников – с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому – другие. В этом случае, конечно, все подобные Исповеди не принимаются Господом.

14.11. Как подготовиться к первой Исповеди?

– Подготовиться к Исповеди – значит посмотреть на свою жизнь и свою душу покаянным взглядом, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния.

Самоосуждение – вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь. При необходимости следует записать грехи (все свои нехорошие мысли, чувства и дела) для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства. Исповедь должна быть своя, а не переписанные из книги «подходящие» грехи и прочитанные священнику.

Желающему очистить свою совесть на Исповеди надо:

– иметь твердую веру и надежду на Бога;

– иметь сокрушение о том, что прогневали Бога;

– простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды;

– без всякой утайки объявить перед священником все грехи;

– положить твердое намерение впредь жить по заповедям Божиим.

14.12. Что должен знать желающий приступить к Исповеди?

– При наличии законного таиносовершителя – православного священника – к Исповеди можно приступать в любое время и как можно чаще. Общепринятой является Исповедь перед Причастием (в наше время верующие люди, как правило, причащаются 1-2 раза в месяц, начинающим желательно причащаться не реже 4-5 раз в год).

Исповедь – это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого другое время.

На Исповеди надо говорить только о своих грехах (ни в коем случае не стараясь обелить себя и судить окружающих) и просить у Господа прощения за свои прегрешения. К Исповеди можно приступать, только предварительно со всеми примирившись. Исповедоваться, не примирившись – бесполезно, а причащаться так – смертный грех.

Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо смущаться краткостью Исповеди – Таинство совершилось во всей полноте. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно. Никогда не надо смущаться тяжестью своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных.

14.13. Что такое епитимия?

– Епитимия – своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

14.14. Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?

– Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.

14.15. Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно ли исповедоваться и уйти?

– Причащаться после Исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для Исповеди. Для тех, кто хочет причаститься, исповедоваться обязательно.

14.16. Можно ли исповедовать не все грехи?

– Кто скрывает свои грехи, тот не хочет с ними расстаться. Исповеданный грех как бы становится вне души, выходит из нее – подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.

Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищенным от грехов, но еще более обремененным ими, и осуждается.

Не исповеданный священнику грех не прощается. Если хотя бы один грех сознательно утаен, умышленно не высказан, то его тяжесть увеличится, а вся Исповедь будет недействительна. А ведь жизнь земная кратковременна: сегодня человек жив, а завтра может перейти в вечность и покаяться уже не будет возможности.

Если совесть у человека не потеряна, то она не даст ему покоя до тех пор, пока на Исповеди не будет сказано обо всех грехах. Не следует лишь говорить излишние подробности о грехах, которые не объясняют сути дела, а только живописно их рисуют.

14.17. Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех?

– Если он вновь совершен или после его исповедования продолжает тяготить совесть, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.

14.18. Когда бывает Исповедь – до или после службы?

– Обычное время совершения Исповеди – перед Литургией или во время нее, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при большом количестве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди желательно заранее.

14.19. А что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?

– Их родственники могут прийти в храм и договориться со священником об Исповеди и Причастии больного на дому.

14.20. Должен ли быть пост перед Исповедью?

– При подготовке к Исповеди церковный Устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила – необходимы только вера и покаяние. Исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (то есть считающим себя чадом Православной Церкви, признающим все основы православного вероучения) и раскаивающимся в своих грехах.

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста надо заранее посоветоваться со священником.

14.21. C какого возраста надо исповедоваться ребенку?

– Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но бывают и исключения: в зависимости от развития ребенка священник вправе немного изменить возраст в ту или другую сторону.

14.22. Что делать, если не знаешь, как исповедоваться, что надо говорить священнику?

– Необходимое условие Исповеди – сокрушение. Исповедь должна быть смиренной и благоговейной. Надо обвинять только себя и не осуждать других, иметь твердое намерение исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним грехам.

Но надо говорить не только о собственных грехах, но также о тех грехах, на которые соблазнили ближних своими советами, уговорами или дурным примером; о тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; о тех добрых делах, от которых отвели ближних; о тех добрых делах, которые сделали «с грехом пополам».

14.23. Полезно ли часто исповедоваться?

– Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Исповедь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает на пути заповедей Божиих, А не исповеданные согрешения легко повторяются, становятся привычными и перестают тяготить совесть.

Кто часто и сразу исповедует грехи, тот получает от Господа не только прощение, но и силу бороться с грехами, а в дальнейшем и победу над ними.

14.24. Как побороть стыд на Исповеди?

– Чувство стыда на Исповеди естественно, само чувство стыда и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Этот стыд нужно преодолевать, так как он бывает от гордости. Люди не смущаются, когда грешат, а смущаются при покаянии. Это бывает, когда волнуются и стыдятся поведать священнику слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением и т.п.

Священник все грехи знает, так как у него не одна душа исповедуется, а сотни, и его не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он не был. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в священнике особенную заботу об этом человеке. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренне кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться.

Но если все же очень сложно сказать на Исповеди о своих грехах, то лучше написать их и отдать священнику, чем скрывать. Церковь – врачебница, а не судилище: здесь не на муки за грехи обрекают, а освобождают от грехов. Господь прощает искренне исповеданные грехи, Он «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

14.25. Что делать, если священник отказался выслушать Исповедь?

– Можно обратиться к другому священнику.

14.26. Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?

– Церковь запрещает священникам открывать то, что им сказано на Исповеди снисходя к немощной совести кающихся грешников. Есть люди, которые стыдятся раскрывать раны своей души перед посторонними свидетелями. А есть и такие люди, которые способны посмеяться над чужими грехопадениями. Ввиду этого, щадя немощных детей своих, Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана.

14.27. Все ли грехи Бог прощает?

– Чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь первым ввел туда покаявшегося разбойника.

Бог взирает не на множество и тяжесть грехов, а на усердие кающегося. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна. Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются.

14.28. Как узнать, прощен ли грех?

– Признак разрешения от грехов заключается в том, что человек возненавидел грех и всегда считает себя должником перед Богом.

14.29. Что необходимо для прощения грехов?

– Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное их исповедание, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

14.30. Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

– Откладывать Причастие не надо, а об этом грехе надо сказать на Исповеди в ближайшее время.

Церковная жизнь наполнена разными правилами и обрядами. Но существует один самый главный - это Таинство Причастия. Однако, необходимо знать, как именно причаститься в церкви. Иначе можно нарушить строгие церковные порядки. Считается, что это наносит Богу оскорбление, не надо допускать такого греха. Поэтому следует серьезно подойти к данному вопросу.


Что такое Причастие

Перед тем, как причаститься в церкви, необходимо несколько дней посвятить подготовке. Это самое важное Таинство из семи, которые есть в Православии. Аналогичные таинства есть у католиков. Протестантские церкви по-разному относятся к этому вопросу.

Во время Тайной вечери Христос впервые причастил своих учеников, предложим им хлеб и вино. До момента крестной смерти Спасителя люди приносили в жертву животных, как прообраз будущих испытаний Сына Божьего. После того, как Он воскрес, отпала необходимость в других приношениях. Поэтому теперь молитвы читаются над хлебом и вином. Ими же совершается Причастие.

Зачем же в церкви требуют, чтобы прихожане причащались и исповедовались? Как это сделать правильно? Это символ единения Бога с человеком. Сам Христос заповедал, чтобы люди так поступали. Таинство превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Иисуса. Принимая их, верующий принимает в себя Господа. Он поддерживает свои духовные силы на должном уровне.

Причастие дает большой «заряд» духовности. Особенно важно, чтобы это Таинство совершалось над больными, умирающими. Живые должны к нему приступать регулярно. Как минимум - один раз в пост, желательно и в каждый большой праздник.


Как подготовиться к причастию

К таинству в Православной церкви не допускают всех подряд. Нужно выполнить ряд условий:

  • быть православным христианином;
  • выдержать строгий пост (минимум 3 дня);
  • прочитать все необходимые молитвы;
  • сходить на исповедь после Всенощного бдения;
  • прийти утром на Литургию.

Только при исполнении всех этих условий прихожанин сможет правильно причаститься в Церкви. В некоторых храмах исповедь принимают не накануне вечером, а утром во время службы. Но тогда получается, что во время Богослужения люди отвлекаются на стояние в очередях. Лучше все же исповедоваться, когда не надо торопиться и вокруг нет столпотворения.

Без исповеди к Таинству допускаются:

  • младенцы (дети до 6 лет) - однако их нежелательно кормить перед службой;
  • те, кто накануне принял Крещение - но им тоже необходимо поститься, а также прочесть молитвы.

Пост должен быть строгим - требуется отказаться от всей животной пищи (мясо, рыба, все молочное, яйца). Сориентироваться поможет церковный календарь. Там указывается, какие продукты разрешены. В некоторые дни и растительное масло может быть под запретом. Для больных и пожилых людей священник может сделать исключение, но вообще послаблять пост не принято. Также нельзя пить после 12 ночи и до самого момента Причастия.


Как правильно исповедаться в церкви

Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви - мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.

Поскольку многих на исповеди охватывает волнение, существует традиция записывать свои грехи на листочке. В конце исповеди батюшка забирает этот «список» и рвет его, в знак того, что Господь все прощает. Для составления исповеди можно воспользоваться специальной брошюрой, или просто взять 10 заповедей и подумать, чем согрешили против каждой.

  • Не стоит на исповеди обвинять других, тем самым оправдывая свое отрицательное поведение. Пример: жена накричала на мужа и говорит, что он «сам виноват», потому что пришел пьяный. Пусть так, но в любой ситуации надо сдерживаться, действовать с любовью, без оскорблений. Как и исповедоваться в церкви необходимо, рассказывая лишь о себе, а не о других.
  • Не нужно также хвалиться тем, что против некоторых заповедей грехов нет. Да и так ли это? Прелюбодеянием считается не только физическая измена, но даже мысли о ней. Курение - медленный вид самоубийства, а это тягчайший грех. К тому же курящий вредит и окружающим, усугубляя вину. Необходимо каяться в этом грехе, ведь христианин должен поддерживать порядок не только в душе, но и следить за здоровьем тела.
  • Не нужно спорить со священником. Это сугубый грех, за который могут вообще отлучить от причастия. Скорей всего, есть вещи, которые пока вам непонятны. Следует поразмышлять над тем, что было сказано.

Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди. Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы. Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень - гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.

Молитвы и богослужение

После того, как названы грехи, священник покроет голову епитрахилью (часть облачения, длинная вышивая полоса), прочитает специальную молитву. Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки, выслушать наставления, если они будут. Затем необходимо пойти домой, чтобы готовиться дальше.

Перед тем, как причаститься, следует прочитать ежедневное молитвенное правило и специальные причастные каноны. Они публикуются во всех молитвословах. Канон - это вид церковной поэзии, который настраивает душу на нужный лад. Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться.

После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром, если будет время, только не во время Литургии, а до нее. Причастное правило иногда разбивают на несколько частей, чтобы прочитать в течение трех дней. Но тогда не достигается необходимый настрой. В случае сомнений надо спросить совета у батюшки - он скажет, как лучше поступить.

Надо стараться в дни поста сохранять спокойствие духа, ни с кем не ссориться, или вся подготовка пропадет. Многие святые отцы учат, что воздержание от определенной пищи не так важно, как воздержание от гнева, дурных поступков.

  • На Литургию необходимо прийти без опозданий.
  • Маленьких детей обычно приносят на Причастие позже - священник подскажет, во сколько подойти.
  • Женщинам не стоит сильно душиться и краситься - Церковь это не светская тусовка, а Храм Божий.
  • Если в церкви сделали замечание - лучше не обижаться, а поблагодарить и отойти в сторону.
  • Если после исповеди совершили какой-то грех, надо постараться найти своего духовника, рассказать ему об этом. Обычно перед Причастием один из священнослужителей выходит из алтаря, чтобы поддерживать порядок.
  • Перед тем, как идти к Чаше, надо сложить руки на груди, чтобы правая была сверху. Земные поклоны сделать заранее!

Если человек только принял Крещение, он обязан прийти на ближайшую Литургию. К Причастию его допустят без исповеди. В противном случае «христианин» демонстрирует полное пренебрежение ко всему, на чем строится духовная жизнь. Крещение как ритуал не гарантирует спасения, для этого необходимо постоянно совершенствоваться.

Теперь вам известно, как правильно причащаться и исповедоваться в церкви. Со временем большинство вопросов отпадает само собой, вчерашний новичок становится опытным прихожанином. Да будет принятие Святых Христовых Тайн во спасение души и тела!

Как правильно исповедаться впервые

Как правильно причаститься и исповедаться в церкви was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Как готовиться к Исповеди.

Что требуется для того, чтобы приступить к Исповеди?

Для этого достаточно знать свои грехи, и иметь желание в них покаяться.

Можно приступить к Исповеди независимо от того – постились вы или нет, кушали сегодня или не кушали.

Вы сейчас стоите в храме? В данный момент совершается в храме Исповедь? Вам припомнились ваши грехи, появилось желание сбросить с себя греховный камень – исповедоваться? Идите на Исповедь прямо сейчас, не нужна вам для этого никакая инструкция, вы имеете всё что нужно: грехи и покаяние.

Когда человек решает приступить к Исповеди в первый раз, то обычно свои наибо льшие грехи он хорошо помнит и осознает, они лежат «на поверхности» души. С ними и идите сейчас на Исповедь, выскажите все грехи, которые помните сейчас, а то что вспомните после – принесёте на следующую Исповедь. Не откладывайте своё покаяние «на завтра», когда вы забудете грехи, потеряете решимость исповедоваться, зачерствеете душой, и потеряете способность покаяться.

Если у вас сейчас в храме созрела решимость исповедоваться, но в данный момент Исповедь в храме не совершается, и нет священника в храме, чтобы спросить – есть ли у него возможность поисповедовать вас сейчас, тогда вознамерьтесь исповедоваться на любом ближайшем богослужении. Исповедь совершается на каждом вечернем богослужении (в период Великого Поста – не на каждом вечернем богослужении), которое традиционно во всех храмах начинается в 17:00. В некоторых храмах Исповедь совершается и на утреннем богослужении, которое начинается традиционно во всех храмах в 08:30. Для точности посмотрите расписание богослужений на церковной ограде храма, или спросите у церковных работников. В настоящее время все храмы постепенно переносят совершение Исповеди только на вечернее богослужение.

Если есть время перед Исповедью: один или несколько дней.

Если вы планируете исповедоваться на ближайшем богослужении, то время ожидания дня и часа своей Исповеди, рекомендуется использовать на подготовку – покаянным РАЗМЫШЛЕНИЕМ (испытанием своей совести, припоминанием своих грехов). Если вы будете исповедоваться в первый раз, то нужно постараться припомнить свои грехи за всю жизнь (начиная с семи лет - всё, что есть в вашей памяти).

Воспоминаемые вами грехи, для своего удобства, вы можете записать на листочек, сделав для себя шпаргалку (чтобы не забыть). Придя на Исповедь можно исповедоваться на память, пользуясь при необходимости составленным списком грехов, или же просто всё прочитать по листочку. Желательно читать самому.

При воспоминании своих грехов, можно воспользоваться как подсказкой – просмотром общего перечня наиболее распространённых грехов, который можно найти в церковной лавке или в интернете. Брошюрка с перечнем грехов, обычно называется «В помощь кающемуся».

Перед тем, как идти на Исповедь, можно дома прочитать покаянный канон, или утренние молитвы, или 50-й Псалом, или молитву «Отче наш», и просто произнести молитвенное воздыхание: «Господи, прими моё покаяние, даруй мне прощение моих согрешений».

Но здесь нет обязательного требования, это на ваше усмотрение. Для Исповеди достаточно иметь осознание своих грехов и покаяние.

Перед исповедью нужно примириться с обидчиками и простить обиды.

Основные понятия об Исповеди.

Прощаются все грехи, в которых человек кается . НО! необходимым условием для получения прощения грехов, является - личное прощение обид своим обидчикам.

Исповеданные грехи в следующий раз на Исповеди называть не нужно, если они не повторялись снова.

В последующие Исповеди нужно называть грехи, которые еще припомнились человеку, и те, которые повторились снова.

5. Сколько раз нужно исповедоваться? Как часто?

В день Крещения душа человека одевается в белые одежды, в одежды «света», в одежды «радости».

После же Крещения, человек эти одежды пачкает. И каждый из нас эти одежды запачкал своими грехами.

Но православный человек отличается от не церковного (и от формально православного) тем, что эти «одежды» регулярно очищает таинством Исповеди. Появились грязные пятнышки, и православному человеку неприятно быть грязным, ходить в такой грязной одежде, и он скорее спешит на Исповедь, и в своих грехах кается. И получает снова светлые одежды, и имеет духовную радость. Какой бы не была грязной душа человека, какими бы великими грехами не осквернила себя, если человек кается, то Господь очищает любую грязь, и облачает душу человека в светлые одежды радости и чистоты.

Нецерковный же человек, считает свои грехи за норму жизни, высказывает примерно такие формулировки: «Все «так» живут, поэтому нет в грехах ничего страшного», или говорит о грехе: «Это такая мелочь», или так: «Никакой это и не грех - то, что вы называете «грехом»», и т.д.

Православные христиане, следящие за чистотой одежды своей души, приступают к Исповеди регулярно. Периодичность у каждого своя, и зависит от меры духовного роста. Многие исповедуются еженедельно - каждое воскресенье или среди недели.

Все православные христиане стараются исполнять 4-ю заповедь Закона Божия: «Шесть дней работай, седьмой же посвящай Господу Богу Твоему», и каждый воскресный день приходят в храм: благодарят Бога за неделю прошедшую (за радости и за скорби), просят Божьего благословения на следующую неделю, и испытывают свою душу: какие грехи совершили за неделю? Если припомнились какие-то грехи, тогда подходят на Исповедь, и в своих грехах каются, и исходят из храма в светлых одеждах радости. Это самая оптимальная периодичность.

Может отложить Исповедь «на завтра»?

При каком исповедании – в прощении грехов будет отказано?

Сокрытые грехи.

Есть грехи, которые человек не может исповедовать, потому что не помнит их, это – забытые грехи. С этим ничего не поделаешь, если Господь не откроет памяти человека. При искреннем покаянии в ведомых и в не ведомых грехах, Господь прощает и забытые грехи.

Но если человек свой грех точно знает и помнит, но намеренно не называет его, например, по причине стыда, тогда такой грех называется «сокрытым», он становится сугубым, приобретает большую тяжесть, и осуждение. И человек отходит от Исповеди с тяжелым сердцем, с осознанием того, что у него не хватило смелости, решимости свой грех назвать. Но если и трудно было назвать свой грех, но человек преодолел себя и всё-таки грех свой назвал, тогда он отходит от Исповеди с радостью, и ощущением победы: было тяжело, но человек победил, и получил прощение.

Перед Исповедью священник произносит такое поучение:

« Вот чадо, Христос невидимо стоит, принимая твое исповедание: не устыдись, и не убойся, но без оправдания скажи всё, что соделал, да получишь оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Я же только свидетель есть, да свидетельствую перед Ним, все, что скажешь мне, если же что скроешь от меня: сугубый грех будешь иметь. Будь внимателен, чтобы тебе не уйти из врачебницы не уврачеванным».

Грехи, исповеданные на земле, они на Суде Божием будут совершенно изглажены, но сокрытые и неназванные - тогда откроются для всех: совесть человека как судия станет перед каждым, выставляя все наши грехи для всех. Тогда будет день великого стыда и позора для одних, и день великой славы и награды для других.

Формулировка грехов.

На Исповеди у человека есть соблазн: сформулировать свой грех так, чтобы он выглядел незначительным, или извинительным, вынужденным. Человек старается грех свой умалить. Или оправдывается, желает обвинить в своем грехе других. Например, говорит: да я разгневался, но у меня «такие!» соседи плохие. В общем, нужно свой грех называть прямо, как он есть, не умаляя его, и не оправдываясь: черное называть - черным, белое – белым.

Иногда человек на Исповеди желает рассказать не грехи, но то – какой он великий праведник, какие подвиги совершает, как постится, как он молится, или желает рассказать какие-то пространные истории из своей жизни о чудесных случаях с ним, и т.п. Нет, на Исповеди нужно не добродетели свои выставлять и хвастаться, но сказать всё самое грязное о себе, самое скверное, всё, за что стыдно ему: от этой грязи человек и пришел избавиться на Исповедь.

А человека?

Ангелы не смогли бы и слушать наши грехи, но испепелили бы нас, поэтому Господь поставил для Исповеди такого же человека из плоти и крови, который сам имеет опыт грехопадения и покаяния. Если бы апостол Петр не согрешил, каким бы он строгим был пастырем? Но апостол Петр – отрекся от Христа трижды, затем покаялся, горько плакал, и Бог его простил восстановил в апостольском чине. Также и каждый священник имеет множество грехов, борется с ними, кается, исповедуется, и Бог подает прощение. Т.е. священник сам на себе знает, что такое грех, покаяние и прощение. А некоторые священники насобирали множество грехов до священства, и потом покаялись, изменили. Поэтому священник, имея личный опыт прощения своих грехов на Исповеди, радуется за кающегося человека, какие бы тяжелые грехи человек не называл: чем тяжелее грех, тем больше радость о его покаянии и прощении.

Церковь учит, что на Суде Божием будут принимать участие и все святые, которые имели такую же плоть и кровь, имели такие же страсти и соблазны, но победили. Поэтому и святые – будут нашими обличителями, т.к. имели равные с нами возможности или впасть в грех, или победить его.

Таинство Исповеди установлено не человеком, но Богом. Господь дал власть Своим ученикам прощать грехи, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). И эта власть передается в Церкви от апостолов до настоящего священства.

Как готовиться к Исповеди.

Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.

Для Исповеди никакой подготовки не требуется.

Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя

(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).

Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?

Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди , а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.

Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить - как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.

В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.

Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.

Здравствуйте. Очень хочу исповедаться, но не знаю с чего начать. Точнее - боюсь. В церковь хожу не регулярно, но довольно часто. Каждый раз хочу подойти к батюшке, спросить, но оковывает страх. И опять оставляю на потом. На душе тяжело. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить. С уважением, Елена.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Елена!

Ну, в Вашей ситуации надо как-то перебороть этот страх, переступить через него и все-таки начать исповедоваться, - другого пути нет. Походите по разным храмам, посмотрите на священников, и в Вашем городе наверняка найдете кого-нибудь, перед которым душа Ваша раскроется. Поспрашивайте через знакомых, посмотрите разные сайты храмов Петербурга… Ищущий всегда найдет! Бог Вам в помощь!

Батюшка, вчера на проповеди в нашем храме священник сказал о том, что раньше за грех блуда и колдовства отлучали от причастия на много лет. Сохраняется ли эта практика сейчас?
Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Канонов, конечно, никто не отменял, и, теоретически, они могут быть применены в церковной практике. Но, насколько я знаю, священники сейчас назначают куда более мягкие епитимьи, чем требуют этого каноны. Это вынужденная мера, связанная со многими факторами, перечислять которые затруднительно. Но, тем не менее, каноны дают нам возможность понять, насколько серьезно Церковь относится к таким грехам как блуд и колдовство.

Подскажите, пожалуйста, как правильно исповедаться. Достаточно ли только назвать грех, например, обман близкого человека. Или необходимо более подробно рассказать в чем заключался обман? Марина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Марина!

В большинстве случаев достаточно просто назвать грех. Однако, обман бывает разный. Поэтому лучше немного конкретизировать. Если будет необходимость, то священник сам попросит рассказать о чем-то более подробно.

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, как исповедоваться 7-летнему ребёнку? Раньше мы ходили просто причащаться, а с 7 лет, я слышала, нужно исповедоваться. Спасибо! Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна!

Постарайтесь объяснить ребенку, что такое грех, что наши грехи огорчают Бога и потому мы должны в них каяться - то есть просить прощения. Остальное предоставьте священнику, которого следует предупредить, что исповедь у ребенка первая. Ни в коем случае не готовьте исповедь за ребенка, очень важно, чтобы он научился чувствовать грех самостоятельно. А вот если ребенок задаст Вам вопрос грех ли тот или иной его поступок, то, конечно, Вы можете ему ответить на вопрос.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать, если уже несколько раз исповедовала один и тот же грех, но облегчения не происходит, и воспоминание о грехе все равно мучает? Спасибо! Лариса .

Здравствуйте, Лариса!

Посоветуйтесь со священником на исповеди о том, какие молитвы или иные духовные средства могут Вам помочь. Лично зная Вас и Ваш грех, священник на исповеди даст точный и действенный совет.

Как исповедовать мысленные грехи, подробно или общими фразами -хульные, непристойные мысли, или подробно, о чем конкретно я подумала? Ведь есть такие мысли, которые невозможно даже озвучить.
И если мы за каждое слово будем отвечать, а за всю жизнь столько ужасных слов сказано, на исповеди невозможно сказать все слова, то надо говороить на исповеди общими фразами? Татьяна.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Татьяна!

Конечно, за всю жизнь столько ужасных слов сказано, что на исповеди сказать их невозможно, да и не полезно. Но даже «общие» фразы могут быть более-менее детализированы. Если помыслы Вас постоянно одолевают, то лучший способ их уврачевания - это прямо назвать их на исповеди. Тогда и священник сможет подсказать Вам наиболее действенный способ борьбы с ними. То же относится и к словам - можно каяться, не вспоминая каждое сказанное слово, но достаточно конкретно описывая ситуацию.

Скажите, пожалуйста, можно ли во время исповеди обращаться к Богу на "Ты" или надо говорить о Господе в третьем лице, обращаясь к священнику? Спаси Господи! Анна.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Анна!

Каемся мы перед Богом, а священник является посредником между Богом и человеком. Исповедуемся мы Богу, но говорим со священником, который принимает исповедь.

Много споров по поводу причащаться или нет в День Пасхи. В Великий четверг вечером будет последняя исповедь перед Светлой Пасхой. Вопрос в том, что если не получится попасть на исповедь в Великий четверг, будет ли еще одна исповедь на ночном богослужении в Великую субботу? Спаси, Господи! Александр.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Александр! Бог Вас благословит!

В каждом приходе этот вопрос решается индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств. Но, безусловно, подробно исповедовать на Пасху нет возможности, поэтому постарайтесь исповедоваться заранее. В любом случае за окончательным ответом Вам нужно обратиться в тот храм, в который собираетесь прийти на Пасху.

Известны ли в церковной практике случаи записи на различные информационные носители исповеди? Имеет ли право исповедующийся человек, не ставя в известность священника, тайно вести запись своей исповеди? В целом, можно ли дать оценку подобным действиям? Спасибо. Марина.

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Марина!

Исповедь является тайной, хранение которой обязательно не только для священника, но и для исповедующегося. Тайная запись исповеди может быть расценена как человеческая непорядочность. Если к этому не побуждают какие-то исключительные причины, о которых Вы ничего не пишете. При желании записать исповедь, священник обязательно должен быть поставлен об этом в известность и дать на это свое благословение.

Меня больше года мучает смертный грех, который я совершила по отношению к своей семье. Постоянно посещают мысли, что Господь не простит мне его или, если простит, то я или мои дети должны будут понести страшное наказание. Я уже исповедовала его, но всё равно мучаюсь душой. Что мне делать? Как жить спокойно? Никаких сил нет, постоянно плачу. . .
Благодарю заранее за помощь. Екатерина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Екатерина!

Такое случается, люди продолжают мучиться после исповеди. Обычно такое случается, когда исповедь бывает не совсем искренней или полной. Я думаю, что Вам стоит пойти в храм и лично поговорить со священником, рассказать о проблеме и попросить совета. Заочно, посредством интернета, очень сложно Вам помочь.

Вы знаете, меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет.

Отвечает священник Антоний Скрынников:

Здравствуйте, Любовь!

Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование.
Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти.
Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди.

Каждому ли нужен духовник (или, правильнее, духовный отец) и зачем? Ольга.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Ольга!

Духовник необходим христианину. Причин тому много. Для новоначального, только начинающего жить духовной жизнью, духовник служит проводником, который не даст заплутать, может предостеречь от многих опасностей и сложностей. Духовник является и наставником, помогающим в духовном росте и развитии. Также духовника сравнивают с врачом, который врачует духовные недуги. О необходимости иметь духовника пишут многие святые отцы.

Как часто надо исповедоваться? А если некоторые моменты жизни никак не могу высказать Батюшке, но они меня гложут, как себя пересилить? Юлия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Юлия!

Частота исповеди зависит от напряженности духовной жизни, вопрос этот для каждого человека решается индивидуально. Как правило, исповедоваться и причащаться советуют не реже 1 раза в 3-4 недели, но это лишь самый приблизительный ориентир. Как часто стоит исповедоваться Вам, решите в личной беседе со священником, у которого исповедуетесь. Для исповедания некоторых грехов, действительно, требуется определенное духовное мужество. Молитесь, просите Господа о помощи. Возможно, Вам поможет письменная исповедь - напишите то, в чем хотите покаяться, и дайте прочитать записку священнику, это допустимо. «Волшебного» способа преодолеть себя не существует - только самопонуждение, молитвенное и духовное усилие могут Вам помочь. Дай Бог Вам сил!

Я покрестился 2 года назад, на исповеди не был. Теперь, чувствую, что просто необходимо. Грехи описываются со времени крещения? Или за свою всю жизнь? На нескольких исповедях. Подскажите, пожалуйста! С уважением, Владимир.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Владимир!

При Крещении человеку прощаются все совершенные ранее грехи, поэтому каяться в них не нужно. Исповедовать необходимо грехи, совершенные после Крещения, но, если совесть Ваша неспокойна, расскажите об этом священнику.

Здравствуйте! Пожалуйста, разрешите вопрос. Можно ли исповедоваться без подготовки (1-3-дневного поста и вычитывания канонов), если уверена, что причащаться не будешь именно после этой исповеди. Или нельзя? Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

Да, исповедоваться можно без предварительного поста и чтения особых молитв. Напомню, однако, что сейчас идет Великий пост, который необходимо по мере сил соблюдать.

Хочу исповедаться первый раз, но меня очень волнует следующий вопрос: мы с мужем не венчаны. Повенчаться хотим этим летом. Поминаю, что это не повод откладывать исповедь до лета. Как мне быть в такой ситуации? Екатерина.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Екатерина!

Не смущайтесь, Церковь не считает зарегистрированный брак грехом, даже если этот брак не венчан. Поэтому нет никаких причин откладывать исповедь и причастие до лета. Сейчас приближается Великий Пост - время сугубого покаяния. Желаю Вам не откладывать исповедь, а воспользоваться этим благодатным периодом церковного года.

Здравствуйте. В последнее время приходит осознание того, как много я нагрешила в своей жизни, недавно еще и сделала аборт. Не могу больше так жить, нет мне оправдания. Очень сильно во всем раскаиваюсь, на душе камень. Подскажите, пожалуйста, что мне нужно сделать, простит ли меня Господь, если я покаюсь во всем содеянном? Не хочу после смерти попасть в ад, ведь по сути я человек не плохой. Спасибо. Екатерина.

Здравствуйте, Екатерина!

Искренне рад, что Вы осознали тяжесть совершенных грехов и раскаиваетесь в них. Господь прощает нам грехи, в которых мы искренне каемся. Начать Вам нужно с исповеди в храме, прислушайтесь к советам священника, который будет принимать Вашу исповедь. Если он сочтет необходимым дать Вам епитимью, приложите все усилия к тому, чтобы ее исполнить, и впредь старайтесь не допускать в своей жизни тяжких грехов. Помните, что Господь любит каждого человека, и всем нам желает спасения. Но спасаемся мы не своими «заслугами», а милостью Божией. А мы все - грешные, но это вовсе не то же самое, что «плохие». В каждом человеке есть образ Божий, и нужно понимать, что все наши «хорошие» стороны - от Бога. Но мы грешные, все искажаем образ Божий своими грехами, и потому должны каяться в своих грехах и все нуждаемся в милости Божией. Слово «покаяние» по гречески звучит как «метанойя» и означает «изменение сознания». Каяться необходимо так, чтобы суметь измениться, чтобы даже мысль о повторении греха была для нас недопустимой. Молитесь, кайтесь и не отчаивайтесь в Милости Божией! Помоги Вам Господи!

Как правильно каяться? Верно ли я понимаю, что нужно рассказать всё, что было совершенно и теперь мучает? И в любой церкви это можно сделать? Ксения.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Ксения!

Каяться надо в тех грехах, которые Вы за собой заметили. Это можно делать в любом храме, но желательно со временем найти духовника - священника, которому Вы будете регулярно исповедоваться, и который станет Вашим руководителем в духовной жизни.

Никак не могу наладить духовную жизнь. С домашней молитвой как-то начало проясняться после 4,5 лет хождения в церковь. А вот с регулярным причастием беда. Думаю: зачем буду готовиться, стараться, если в принципе я в церкви никому не нужна. Все упирается в равнодушие священников. Они только исполняют свою работу, их не интересует духовная жизнь паствы, отдельной личности. Исповедь или рано-рано утром, или во время службы. Все действия священнослужителей направлены на сбор денег. Один формализм, ничего живого. Читала массу статей об исповеди, причастии. Есть дельные советы, но статьи исходят из того, что ты приходишь к добросовестному и умному священнику. У нас в Казани большинство — халтурщики. Раскрывать перед ними душу — осадок остается, чувство досады. Такая психологическая коллизия. Что посоветуете, кроме терпения?
Спасибо. Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна!

Приходя в Церковь, мы приходим не к тому или иному священнику, хорошему или плохому, мы приходим к Богу, ко Христу. Именно к Нему мы обращаемся в молитве, с Ним соединяемся в Таинстве Причастия, Он отпускает нам грехи, врачует нашу душу, направляет нашу жизнь. И Ему каждый из нас и нужен, и ценен, и дорог. Помните, что ради Вас Господь пришел на землю и принял крестную смерть. Вас Он любит и Вам желает спасения. Поэтому первое, что я могу Вам посоветовать, это искать в церкви не внимания от священника или прихожан, а встречи с Господом. И в таинствах христианин участвует не для того, чтобы стать кому-то нужным - таинства нужны Вам, в них Вы получаете Божию благодать, поддержку Ваших духовных сил, исцеление духовных болезней.
Далее Вы пишите, что исповедуетесь и причащаетесь нерегулярно, но при этом хотите, чтобы священник уделил Вам особое внимание. Но ведь нельзя руководить духовной жизнью человека, которого не знаешь и видишь нерегулярно. В таких случаях очень трудно дать какой-то совет. А иногда священник и старается дать совет, но собеседник не готов его услышать, а потому обижается на священника. Кроме того надо помнить, что исповедь - это покаяние в грехах, и, как правило, нет необходимости на исповеди описывать те причины, которые в наших глазах являются «смягчающими обстоятельствами». Господь лучше нас знает все смягчающие обстоятельства, но грех остается грехом, и нам на исповеди нужно в нем каяться. Когда нужно что-то уточнить - священник сам задаст вопрос. Но зачастую на исповеди приходится слышать жалобы на скверный нрав родных и близких, невыносимые условия на работе и тому подобное. А цель исповеди - не «душевно» побеседовать с батюшкой, а принести Господу покаяние в грехах и получить от Него прощение.
Ну и последнее, о чем я хотел бы Вам сказать. Попробуйте не ждать, что Вы станете кому-то нужны, а самой стать нужной ближним. Предложите свои силы для каких-то приходских мероприятий, выделите время для посещения больных, престарелых, детей-сирот, словом, окажите сами кому-то внимание и милосердие. Только не ожидайте чего-то «взамен», а просто попробуйте стать полезной кому-то рядом. Чувство ненужности и оставленности очень быстро пройдет, уверяю Вас.
Если же у Вас возникают какие-то вопросы, на которые Вы не можете найти ответа, пишите нам, постараюсь ответить на Ваши вопросы.

Здравствуйте! С некоторых пор после исповеди меня мучает один вопрос. Если женщина сделала аборт и раскаивается в этом (исповедь и свечи за упокоение души нерожденного ребенка), то Бог прощает этот грех, а как это влияет на мужчину, который тоже принимал участие в зачатии (мужчина не исповедуется и не верует)? Заранее благодарна за ответ. Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

Раскаяние женщины никак не влияет на мужчину: каждый отвечает перед Богом за свои грехи. Так что и мужчине нужно принести покаяние, или он будет отвечать за свой грех перед Богом.

— Отец Вадим, давайте обсудим очень важную тему — значение таинства Покаяния или Исповеди в духовной жизни современного православного христианина. Иногда даже в церковных средствах массовой информации начинают высказываться мнения, будто бы современная практика Исповеди ущербна, исповедоваться надо только тогда, когда возникнет внутренняя потребность, а причащаться нужно почаще, желательно на каждой литургии, при каждом посещении храма. Звучат призывы никак не связывать в церковной практике совершение этих Таинств. Что вы можете сказать, отец Вадим, о значении таинства Исповеди?

— Могу сказать лишь то, о чем веками свидетельствует Церковь: Покаяние — это одно из семи важнейших Таинств, которые обеспечивают полноту духовной жизни человека и его спасение. Без Покаяния спасение невозможно. Это фундамент духовной жизни. Святые отцы называют таинство Покаяния вторым Крещением, ибо в нем очищается и возрождается душа человеческая и становится способной принимать благодатные дары других церковных Таинств, в том числе и Евхаристии. Кто в какой-то мере игнорирует это Таинство или пренебрегает им, а такие тенденции в наше время стали появляться, тот рискует всю свою духовную жизнь превратить в лицемерный фарс.

Я думаю, что эти стремления принизить значение Исповеди для духовной жизни христианина возникли в православной среде под влиянием протестантизма на церковное сознание. К сожалению, протестантизм на Западе деформировал сознание католицизма, а теперь добрался и до Православия. Исповедь  — необходимое условие для того, чтобы душу привести в бого-угодное состояние. Мы читаем у святых отцов отом, что вся -духовная жизнь человека зиждется на Покаянии. Исповедь — это главное средство для глубокого Покаяния. Святитель Игнатий Брянчанинов в своих творениях отмечал, что значение Исповеди в жизни православного христианина возрастает и будет возрастать, поскольку люди все реже используют другие духовные средства. Мы не умеем молиться и не проявляем старания, не проявляем усердия к посту, легко поддаемся греховным соблазнам. Если мы еще вытолкнем и Исповедь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас можно брать голыми руками.

— Но здесь возникает сразу вопрос: я же могу покаяться дома во время личной молитвы, зачем необходима Исповедь в церкви?

— Давайте сразу разведем эти понятия — личное покаяние, которое, несомненно, слышит Господь, и церковная Исповедь как таинство. Да, Господь слышит и часто прощает человеку многие грехи, оплаканные им в личной молитве. И когда мы в Церкви говорим: «Господи, помилуй», — Господь нам многое прощает. И тем не менее это не заменяет таинства Исповеди, потому что человеку необходимо не только получить прощение грехов, но и требуется благодать для уврачевания греховной раны и еще необходима благодатная сила, чтобы содеянный грех больше не повторялся. Эти дары подаются в церковной Исповеди, в этом величайшем Таинстве духовного возрождения, поэтому оно крайне необходимо в жизни христианина. Скажу по своему опыту: когда я учился в семинарии, у меня была возможность в Троице-Сергиевой лавре каждую неделю исповедоваться, и я помню свое внутреннее состояние тогда, насколько глубоко и тонко переживалось все греховное в личной жизни и легче было этому противостоять. Потом наступил другой период в жизни, когда я стал исповедоваться реже, может быть, раз в две-три недели. И это уже было другое состояние. Как будто бы все мои органы чувств огрубели и притупились. Сознанием грех фиксируется, а внутренних сил для сопротивления меньше. Человеку, который сомневается в истинности, действенности и пользе Исповеди, предлагаю на личном опыте попробовать, что это такое, подойдя к ней предельно ответственно и серьезно.

— Но, отец Вадим, а как же говорят, что в некоторых других Поместных Православных Церквах, скажем в Греции, бывает, что верующие причащаются регулярно, а исповедуются не так часто. Хотя одновременно надо признать, что в греческих монастырях большое внимание уделяется частой регулярной Исповеди. В связи с этим мне вспоминается труд сербского профессора Владеты Еротича, который пишет, что для достойного Причащения надо прибегать к регулярной Исповеди, чтобы Исповедь обязательно предшествовала Причастию. Но как быть, когда нам ставят в пример практику других Церквей, где не обязательно исповедуются перед причащением. Так, может быть, и нам не надо исповедоваться?

— В Русской Православной Церкви существует замечательная традиция исповедоваться перед каждым Причастием, и дай Бог, чтобы она сохранялась еще долгое-долгое время. Конечно же, в этом вопросе есть свои нюансы. Здесь не может быть формального подхода. Но если говорить в общем, Исповедь перед Причастием — это очень важный и полезный духовный принцип. Да, действительно, в некоторых Поместных Церквах эта практика выглядит немного иначе, чем у нас. Порой сравнивают русскую традицию с греческой, где на Исповедь люди идут тогда, когда они ощущают в этом потребность. Надо отметить, что история возникновения этой традиции в Греции — отдельный специальный и неоднозначный вопрос. Например, в XIV в. свт. Григорий Палама в своей проповеди «О Святых и Страшных Христовых Тайнах» прямо указывает на необходимость Исповеди перед Причастием: «Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря Исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем [к Святым Тайнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и терпение Его к нам». Подробное обсуждение истории возникновения разобщенной практики Исповеди и Причастия в грекоязычной среде выходит за рамки нашей беседы. Согласимся с тем, что она сейчас реально существует. Но, почему эта традиция, на мой взгляд, не применима в современной церковной жизни в России? Прежде всего потому, что греческий народ не пережил такой период безбожия, который достался нам. Современные греки вырастают в православных семьях. В большинстве своем они знают, что такое грех и что такое добродетель. У них Православие — это государственная религия. Их воспитывают в православных традициях уже несколько поколений, и эта традиция не прерывалась. Поэтому в их сознании многие важные принципы духовной жизни укоренены с детства. Им без особых наставлений понятно, что если я сегодня согрешил, то мне нельзя сегодня причащаться, необходимо пойти к духовнику на Исповедь.

В нашем Отечестве, которое пережило страшный период гонения на Церковь, люди искренне потянулись в храм. Это замечательно. Но в силу своей духовной неосведомленности в большинстве своем не понимают тяжести совершаемых ими грехов, чаще всего вообще их не видят. Сейчас издается много православной литературы — это прекрасно, но много ли ее читают те люди, которые делают первые шаги к храму? Современный человек читает очень мало, поэтому просветительские возможности печатной продукции не стоит переоценивать. В такой ситуации без обязательной Исповеди перед Причастием не обойтись. Любой священник многократно сталкивался с такими примерами: человек приходит на Исповедь, кается в недавно совершенном грехе блуда, прелюбодеяния или аборта и тут же говорит: батюшка, благословите причащаться, я с утра ничего не ел. Человек говорит это искренне, он не намерен причаститься в осуждение или сознательно пренебречь принципами духовной жизни, он их просто не знает. Или другой, еще более распространенный пример: человек не видит в себе ни одного греха или называет формально какую-нибудь общую фразу без малейшего сокрушения или самоукорения и стремится к Святой Чаше. Если бы у нас не существовало традиции исповедоваться перед Причастием, то кто, когда и где поможет таким людям? Давайте вспомним грозные слова апостола Павла о недостойном причащении: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30). Если мы хоть ненадолго задумаемся над этими апостольскими словами, то к чему они нас приведут? К Исповеди. Если сейчас отвергнуть принцип взаимосвязи Исповеди и Причастия и предоставить всем возможность решать вопрос об Исповеди исходя из личных соображений, то мы уподобимся неразумной матери, которая родила ребенка, а потом вынесла его на улицу, положила на перекрестке и, оставляя его, сказала: руки, ноги, голова у тебя есть, там храм, здесь дом, за пригорком огород — иди трудись, питайся и живи богоугодно.

Конечно же, принципом взаимосвязи Исповеди и Причастия необходимо пользоваться с рассуждением, как сказано в Евангелии: «суббота для человека, а не человек для субботы» . В церковной жизни есть периоды, когда взаимосвязь между Исповедью и Причастием может быть не столь однозначной. Например, в период Страстной седмицы, когда идут длительные напряженные богослужения и многие прихожане ревностно посещают их. В это время во многих храмах благоразумно предлагается прихожанам поисповедоваться в течение Страстной седмицы и далее причащаться и в Великий Четверток, и на Святую Пасху, так же предлагается причащаться и на Светлой седмице. Однако эту практику механически переносить на весь церковный год, мне кажется, было бы необдуманно и неправильно.

— Иногда как раз и слышны такие голоса, что вот сколько раз ни пришел в храм, на литургию, столько и причащайся. А исповедоваться — ну, может, два раза в год или еще реже. И еще говорят: но ведь священники, когда служат литургию, они ведь редко перед этим исповедуются?

— Вопрос о частоте причащения очень важный и сугубо личный. Здесь не может быть простых штампованных ответов. В церковной традиции есть некие общие правила, но они не являются строгим шаблоном для всех без исключения. Этот вопрос необходимо решать индивидуально на Исповеди. Святитель Иоанн Златоуст ясно выразил основное условие для периодичности Причащения: «Одно только время для приступания к Тайнам и Причащения — чистая совесть», а Исповедь — это главное средство для очищения совести. В церковной жизни приходится сталкиваться с самыми разными примерами. Есть такие люди, которые раз в году готовятся, исповедуются и причащаются. Это, конечно, мало, но и тому надо радоваться и молиться, чтобы из этой искры возгорелось пламя любви ко Господу. Понятно, что для таковых Причастие без тщательной Исповеди быть не может. Есть те, кто проявляет усердие в каждом многодневном посте — тоже, слава Богу, укрепи их, Господи, и для них Исповедь необходима перед Причастием. Есть такие, кто готовится и причащается раз в месяц или на каждый двунадесятый праздник или не реже чем раз в три недели — замечательно, да не ослабнет их усердие, но без регулярной Исповеди перед Причастием оно едва ли сохранится. Некоторые христиане проявляют особое усердие и стремятся причащаться даже каждый воскресный день. Если это совершается не как дань литургической «моде», не как некая «обновленческая повинность», не как привычка, но по благословению духовника «со страхом Божиим и верою…», то, несомненно, и они пожнут свой благой плод. Если прихожанин находится в регулярном общении со своим духовником, возможны и немного иные формы взаимосвязи Исповеди и Причастия, но несомненно, что Исповедь должна быть частой . Впрочем, последний пример касается достаточно опытных христиан, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 14).

Священники — это, по идее, люди из разряда опытных христиан. Кроме этого, специфика священнического служения часто такова, что он не имеет возможности исповедоваться перед каждой литургией, например, если он один на приходе. В таких ситуациях священники исповедуются при любой другой возможности. Миряне часто не видят, как священнослужители перед Причастием исповедуются в алтаре друг другу, и потому думают, что священники это делают очень редко. Не будем забывать, что священникам в таинстве Рукоположения даруется благодать «…немощная врачующая и оскудевающее восполняющая…», которую не имеют миряне и в силу которой священник имеет возможность совершать литургию, и, соответственно, причащаться более часто, чем миряне. За эти дары и возможности он несет ответственность перед Богом несравнимо большую, чем кто-либо из мирян — «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Поэтому никогда в Церкви духовная жизнь мирянина и священника не рассматривалась совершенно одинаково.

— Спасибо, отец Вадим, за ответ. Об этом были глубоко содержательные статьи в журнале «Благодатный Огонь». Но давайте рассмотрим такую ситуацию. Допустим, когда люди хотят причаститься, они идут вначале на Исповедь, стоят в очереди, ожидают, когда подойдут к батюшке, все расскажут, потом примут отпущение грехов. Не служит ли в таком случае Исповедь препятствием для более глубокого усвоения литургии, когда надо постоять, вникнуть в молитвы? Что вы скажете? Такие мнения высказываются в наши дни.

— Проблема, которую вы обозначили, не вероучительная, не каноническая, не литургическая, а чисто организационная. Просто надо упорядочить приходскую жизнь в храме, в том числе и Исповедь, найти для этого место и время. Святейший Патриарх благословил, чтобы в каждом храме были дежурные священнослужители, нужно объявить об этом людям, сказать, что в такие-то дни у нас находится дежурный священник, приходите, исповедуйтесь. Не обязательно Исповедь совершать только во время всенощной или перед литургией и уж крайне нежелательно во время литургии. Кроме этого, священники могут наставить кающихся так, чтобы они, исповедуясь, выражали суть греховного поступка и реально приносили раскаяние в том, что совершили, а не просто пересказывали свою жизнь, не оставляя времени исповедоваться другим. В этом случае исповедь будет содержательной, действенной, принесет пользу и не будет занимать очень много времени.

— Но вот как бывает, что из этой чисто организационной проблемы иногда делают выводы иного характера, говорят: давайте вообще отменим Исповедь, главное, почаще причащаться, а уж Исповедь — это нечто второстепенное; давайте разделим эти два Таинства. Хотя мы знаем, что Таинства Крещения и Миропомазания неразрывно следуют одно за другим, и вообще в Церкви Таинства связаны друг с другом. Мне кажется, что здесь нельзя так просто разрывать. Иногда так вот и говорят: причащайтесь почаще, а уж Исповедь… по необходимости. Хотя в письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина) мы читаем: «Причащаться без исповеди нельзя». Что вы можете сказать в этом отношении?

— Если разобщить Исповедь и Причастие, то, без сомнений, люди будут меньше исповедоваться. Сомневаюсь, что это принесет им пользу, но от этого удобнее всего будет нам, священникам, потому что Исповедь — это самое тяжелое Таинство в Церкви для священнослужителей. Почему? Представьте, что в течение нескольких часов вам люди высказывают свои грехи и боль, и это делается несколько дней в неделю. Они не просто каются, но нуждаются в вашем сострадании и совете. Без благодати Божией это перенести невозможно. Это очень тяжело. Поэтому понятно, что в решении данного вопроса кто-то по-человечески пытается найти более легкие пути. Признаюсь, мне самому порой приходят такие мысли, но при этом сразу вспоминается фраза из Священного Писания: «горе пастырям, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иезек. 34, 2).

Необходимо отметить, что эту проблему уже обозначил Святейший Патриарх Алексий на двух Епархиальных собраниях, которые проходили в Москве. Он обратил внимание на странную практику, возникшую в некоторых московских приходах. В частности, на Епархиальном собрании 2005 года он сказал: «Кроме того, от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. На робкие возражения верующих, что сложно еженедельно достойно готовиться к принятию Святых Таин, такие священники утверждают, что всю ответственность они берут на себя. В результате теряется свойственное православным людям благоговение и страх Божий пред Святым Причастием. Оно становится чем-то привычным, обычным и будничным». На следующем Епархиальном собрании в 2006 г. Святейший Патриарх опять обратился к этой теме. В одной из записок ему задали такой вопрос: «На прошлом Епархиальном собрании Вы, Ваше Святейшество, предупреждали об опасности потери благоговения к Святым Тайнам при очень частом причащении, например один раз в неделю. Та же самая озабоченность выражается в Православном Катехизисе святителя Московского Филарета, который рекомендует мирянам причащаться не чаще одного раза в месяц. Те же опасения можно найти в трудах святителя Феофана Затворника и последних Глинских старцев. Почему же по-прежнему в некоторых московских храмах, несмотря на Ваши предупреждения, практикуется еженедельное и даже более частое причащение мирян, в результате чего прихожане теряют благоговение и страх перед Святым Таинством?» Святейший Патриарх ответил: «Видимо, те, кто допускает такую практику, незнакомы с Православным Катехизисом святителя Филарета, а также с трудами святителя Феофана Затворника и не проявляет желания с ними ознакомиться». Мне кажется, что реформаторам в этой области необходимо прислушаться к словам Святейшего Патриарха.

В заключение скажу, что Церковь Православная — это великая наследница Христа и Апостолов, а Православие — это неоценимое сокровище, которому мы, по милости Божией, оказались причастны. Однако значимость духовного опыта Православия осознается не столько через отвлеченные рассуждения и богословствования, сколько через личный опыт жизни. Если у нас есть вопросы или сомнения в отношении того или иного церковного утверждения или традиции, то надо войти в нее, вжиться, начать жить в соответствии с этим учением. Только тогда откроется, насколько глубока и духоносна практика православной жизни, и все вопросы снимутся сами собой.

Со священником Вадимом Леоновым
беседовал Валерий Духанин

 

Возможно, будет полезно почитать: