Ментальные модели: как научить мозг мыслить по-новому. Ментальная модель: понятие, определение, характеристика, причины и следствие восприятия мира

Ментальные модели- как не угодить в ловушку?

Все решения и сценарии поведения людей происходят на базе их ментальных моделей.

Ментальные модели мы создаем для упрощения картины мира. Наблюдая за событиями, мы их обобщаем, и храним в памяти единую картину (фотографию). С одной стороны, это позволяет не запоминать всё многообразие. С другой стороны, мы теряем изменчивость, присущую вещам и событиям. Сначала процесс познания работает на ментальную модель, потом ментальная модель подгоняет увиденное под себя. Как зачетка на студента.

Ментальная модель, сформированная благодаря нейронным связям, это убеждения в правоте собственной позиции , или то, что люди даже вопреки всем свидетельствам и фактам, могут считать истинным.

«Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения.»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели придают свой особый смысл событиям.

Через них мы истолковываем свой опыт.

Это- не факты ! Хотя мы иногда так к ним относимся.

Ментальные модели мы создаем для упрощения собственной «картины мира», т.е. восприятия мира с позиции своего индивидуального опыта, воспитания, среды, традиций и привычек. Это некие индивидуальные рамки, в которые мы подгоняем все многообразие жизни и поведения людей.Как разбойник Прокруст “подгонял” путешественников под размеры своего ложа, обрезая или растягивая ноги.

Например, если ранее нам удалось достичь роста продаж без серьезных вложений в качество продукта, то мы проецируем наш успешный опыт на дальнейшую деятельность предприятия, не принимая, что условия, среда, рынок и потребитель и прочие вводные поменялись.

У ментальной модели есть две стороны медали:

  1. Положительная (не нужно «изобретать велосипед» каждый раз заново, т.е. скорость принятия решений в стандартных ситуациях «на автомате» и быстрота реакции)
  2. Отрицательная (ограничение и рамки, которые делают жизнь трудной, загоняют в тупик, способствуют спорам и разногласиям, тормозят личное развитие и т.п.)

У каждого человека – свои индивидуальные ментальные модели, некоторые из нас постоянно готовы их менять, поскольку мир вокруг меняется, и мы получаем новые вводные (информация,опыт, знания, переосмысление, озарение и опять по кругу).

А некоторые люди всю жизнь так и остаются со своими жесткими принципами и убеждениями, отстают в развитии, так, что с ними вообще невозможно общаться!

«Фанатик - это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели хорошо иллюстрирует треугольник Канижа, названный в честь итальянского психолога .

Посмотрите на картинку внимательно, и скажите, сколько треугольников вы видите?

По опросу слушателей на семинарах и конференциях, все «видят» посередине белый треугольник, которого на рисунке …нет! Нам кажется, что он нарисован, но это лишь иллюзия:)

Таким образом, наша ментальная модель- это некий фильтр, через который мы пропускаем все факты и события нашей жизни и которую поддерживаем с помощью 4-х механизмов (источник Д.О’Коннер,И.Макдермотт “Искусство системного мышления”).

1.Вычеркивание – отбор и фильтрация опыта, часть которого уходит из памяти. Все мы помним одни и те же события по-разному.

2.Конструирование – придумывание чего-то, что на самом деле отсутствует. Полезно для мозга, развивает креатив и фантазию, но искажает факты

3.Искажение – манипуляция фактами и событиями, придание им различных толкований, выдергивание из контекста, усиление или принижение значимости.

4.Обобщение – истолкование единственного случая (в том числе вырванного из контекста) как типичного для целого класса явлений. Например, если был неудачный опыт общения с психологом или врачом, говорим, что все они «шарлатаны». После болезненного развода и раздела имущества, женщина может считать, что все мужики понятно кто.

«Заботьтесь о том, чтобы не было худшего, а лучшее само о себе позаботится».

Народная мудрость на идише.

Жесткие ментальные модели загоняют нас в ментальные ловушки:

Недооценка аномалий и неопределенности (“черных лебедей”), обычно мы страхуемся от малых и вероятных потерь, а не от больших и редких

Слепая вера прогнозам экспертов и гуру

Самоуспокоение

Обилии информации плохо влияет на скорость и качество решения (не видно леса из-за деревьев)

Наши собственные идеи прилипчивы, с ними трудно расстаться, мы их горячо защищаем, даже когда не правы…

Самообольщение и слепая вера в самый благоприятный для нас исход событий

Надежда на «авось»

Неадекватное установление сроков окончания работ\проектов и бюджетов

Заложена ли ошибка планирования в человеческой природе?

Да, так и есть, утверждает Нассим Талеб , с которым я полностью согласна, и очень рекомендую прочесть его книгу «Черный лебедь»

Исследователи провели эксперимент, предложив студентам назвать время, необходимое им для завершения диплома.

В одном показательном тесте группа разделилась на оптимистов и пессимистов: оптимисты обещали закончить за двадцать шесть дней, пессимисты - за сорок семь. На самом деле на завершение работы потребовалось в среднем пятьдесят шесть дней.

Попробуйте протестировать себя и четно ответить на вопросы ниже, чтобы понять какой тип ментальной модели у вас преобладает.

Ограничивающие развитие ментальные модели


1.Если вы всегда настаивайте на том, что ваши идеи полностью соответствуют реальности.

2.Если у вас узкий круг интересов, который исключает приобретение нового опыта.

3.Если вы не допускаете ни малейшей неопределенности и стараетесь как можно быстрее делать выводы.

4.Каждый раз, когда вас не устраивают поведение людей и ход событий, вы имеете наготове богатый запас объяснений.

5.Активно используете модальные операторы («должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо») и никогда не сомневаетесь в оправданности их применения.

6.Щедро оснащаете свою речь обобщающими понятиями («все», «каждый», «никто», «никогда») и не признаете никаких исключений.

7.Делаете обобщения на основании единственного случая.

8.Используете односторонние, полученные вне прогнозируемых временных рамок события для подтверждения своих идей.

9.Вину за неудачи и проблемы возлагаете на только людей, а не систему (не забывая при этом и себя).

10.Осмысляете происходящее в терминах прямолинейной логики «причина – следствие».

11.Никогда не проявляете любознательности.

12. Не пересматриваете своих убеждений на основе полученного опыта.

Развивающие вас системные ментальные модели

1.Вы исходите из того, что на данный момент ваши ментальные модели лучшие из всего, что было вам доступно, но не прекращайте поиска более совершенных.

2.Вы имеете широкий круг профессиональных и личных интересов, хобби.

3.Не боитесь неопределенности (особенно, если вы топ-менеджер, которым платят за принятие решений в условиях неопределенности).

4.Проявляете любознательность и уделяете особое внимание тому, что, похоже, противоречит вашим ментальным моделям.

5.Ищете причины событий в системе обратных связей, действующих в разные временные периоды.

6.Столкнувшись с проблемой, исследуете не только ситуацию, но и свои предположения о ней.

  1. Обращаете внимание на взаимную связь факторов, добиваясь понимания того, как события согласуются друг с другом.

8.Ищете объяснения в виде системы циклов и контуров обратных связей (см.мою статью ), в которых результат – следствие одной из причин – в свою очередь становится причиной чего-то другого.

Вы никогда не задумывались над тем, что мозг можно научить маслить по-иному, по-новому? Необходимо просто расширить набор ментальных моделей. Они естественны и присущи каждому человеку, даже независимо от того, знает ли он об их наличии. Они образуют разностороннюю систему - мировоззрение. Разберемся в этом и многом другом в нашей статье.

Что такое ментальность?

Это форма мышления и образ восприятия мира, характерный как для индивида, так и конкретной социальной группы людей. Ментальный человек - это характеристика личности, которая включает сознательное и бессознательное. Понятие определяется составом ума, уровнем интеллекта либо набором психологических и социальных установок, вариантами анализа и восприятия информации, полученной в ходе мышления и процессе ощущений. Теперь дадим определение следующему термину.

Ментальные модели

Сначала разберемся в взгляд на проблему, при решении которой учитываются оказывающие влияние обстоятельства: круг общения, цели далекие и близкие, прошлое и будущее. В линейном мышлении рассматривается только одна причинная линия. Здесь же наблюдается навык смотреть на ситуацию масштабнее, шире и дальше. То есть, если задача не решается "в лоб", найти выход можно при помощи грамотной подготовки, может понадобиться "зайти со всех сторон".

Теперь понимая, что такое системное мышление, его можно использовать для анализа основных стимулов, которые будут направлять наш мыслительный образ и методику к решению задач. Качество результата будет определяться процессом, используемым для их принятия. Попробуем исследовать наше мышление на предмет имеющихся в нем предрассудков и заблуждений.

Мы будем использовать системное мышление:

  1. Непосредственно для решения проблем. И первоочередно для одоления мыслительного процесса, который порождает их.
  2. Для обнаружения и преодоление ярлыков шаблонного мышления.
  3. Чтобы показать, насколько наше мышление неотделимо от появляющихся проблем. Которые непросто возникают ниоткуда. Они являются порождением событий и того, что мы о них думаем. Мы - это главное звено своих неудач. Оставаясь на том же который их порождает, мы их не решим.
  4. Понять и лучше разобраться в убеждениях и способах действия можно, используя системное мышление, применяя его принципы к непосредственному процессу мышления, так как наши убеждения также складываются в систему.

Любую работу направляют глубоко засевшие в подсознании идеи, стратегии, иными словами, ментальные модели. "Ментальные" - потому что кроются в нашем уме, направляя действия. А "модели" - так как мы выстраиваем и создаем их на основе полученного опыта. Их можно обозвать общими идеями, формирующими наши мысли и действия, и представления об ожидаемых итогах.

Рассмотрим одну из них

Приведем пример ментальной модели. Итак:

  • Все подобные гипотезы упрощают действительность.
  • Нам неизвестно точное число избирателей, но знаем, что оно огромное.
  • Неведомо, какие характеристики кандидата послужат положительными аспектами для голосования в его пользу для одних, и отрицательными для других.
  • Но будем основываться на том, что персоны малопопулярных кандидатов не выдвинуться на голосование.

Суть познавательной функции человека и заключается в создании ментальных моделей мира. Это значит, когда индивид что-то познает, он автоматически строит модель изучаемого объекта. К примеру:

  • Исследуя территорию, составляет карту местности, то есть формирует географическую модель.
  • Изучая законы физики, строит математические модели этих законов и так далее.

При формировании моделей человек собирает всю возможную информацию, основываясь на своих органах чувств, а потом старается представить ее в понятной сжатой форме. Модели помогают в принятии решения, к примеру, географическая карта создается для того, чтобы проложить нужный маршрут, экономические законы позволяют управлять производственным процессом или продажей продукции.

Ментальные модели дают общую картину мира. А мы, в свою очередь, должны улучшать ее качество. Самосовершенствоваться, а именно читать книги, изучать новые дисциплины, перенимать опыт успешных людей.

Они есть у каждого человека

Только индивид может их не осознавать. Мы воспринимаем все окружающее через них, живем в них. То есть это видно по тому, как мы говорим о собственных убеждениях, которых придерживаемся, отбрасываем или защищаем, принимаем, что они есть у нас. Утратив веру во что-то, как правило, навсегда, необходимо заполнить образовавшуюся пустоту внутри. И тут наши ментальные модели способны меняться и развиваться с новым опытом, а попадая в неизвестную социальную сферу, к примеру, вынуждены совершенствоваться. Это немного усложняет процесс мышления. Поэтому значение ментальная модель имеет огромное. Важно серьезно относиться к процессам, которые отвечают за их формирование.

Направляют все наши действия

Ментальные модели являются стабильным якорем, на который можно рассчитывать. Нам необходима обратная сила, которая бы их подтверждала и подпитывала. И порой ее хочется найти так сильно, что люди рады и несчастью, дабы утвердиться, что были правы в своем предупреждении.

Таким образом, ментальные модели наполняют смыслом события, посредством которых мы разъясняем наш опыт. Глубоко обосновавшиеся в подсознании модели в каком-то смысле организуют мировоззрение. Мы пользуемся ими для проведения различий и выбора, чтобы определиться, что для нас важно, а что не имеет значения. Можем принимать представления за реальность.

Как это происходит? Наши глаза видят мир и фиксируют картинки не так объективно, как фотоаппарат. Они работают в тандеме с мозгом, который истолковывает видимый мир при помощи иного метода. Поэтому то, что мы лицезреем, является частичной реальностью и порождением нашего способа видеть. То же наблюдается и на примере ментальных моделей, они идентичным образом формируют то, что мы видим, слышим и ощущаем. Они присущи всем и не являются неизменными.

Таким образом, ментальные модели - это идеи, основанные на полученном в прошлом, опыте, стратегии, приемы восприятия, существующие в сознании человека и направляющие его на совершение действий.

Рассмотрим способы формирования

Они развиваются и сохраняются при помощи следующих базовых средств:

  • Вычеркивание. Представляет собой фильтр информации на основании интересов, эмоционального состояния, озадаченности и чуткости.
  • Конструирование. Умение видеть, чего нет, способность в обстоятельстве неопределенности обнаруживать похожие на правду истолкования, принимая их за действительность.
  • Искажение. Преобразование прожитого в реальности с преуменьшением одних элементов и преувеличением иных.
  • Обобщение. Формирование ментальных моделей, основанных на единичном опыте, который мы воспринимаем, как характерный феномен.

Вся поступающая в головной мозг информация сначала проходит фильтр. То есть, она сравнивается с устоявшимся мировоззрением и, если противоречит сложившимся стереотипам, отсеивается, и принимается в случае подтверждения. Далее, происходит искажение полученных данных. Мы привязываем их к уже собранным ранее фактам. Чтобы сложилась общая картинка, часть недостающей информации додумывается и запоминается, как достоверная. Потом вся информация обобщается и формируется новая ментальная модель. Она остается в нашем сознании навсегда, но может корректироваться.

Как это работает на практике?

Приведем пример формирования негативной ментальной модели. Допустим, Наталья Андреевна пообещала сделать презентацию к уроку. Но не выполнила обещание.

Этапы формирования новой модели:

  • Просеивание: мы оцениваем событие и сравниваем с ожиданиями: "Так и знала, что на нее нельзя положиться".
  • Искажение: истолковываем ситуацию в свою пользу: "Моей вины здесь нет, это Наталья Андреевна виновата".
  • Фантазирование: придумываем, то, чего в действительности не было. К примеру: "Если бы я попросила ее подготовиться к открытому уроку, она бы также не выполнила поручение".
  • Обобщение: единичный случай мы истолковываем как характерный: "На нее ни в чем нельзя положиться".

Виды ментальных моделей

Существует два вида моделей:

  • Негативные. Не решают проблему, а лишь усугубляют. Ограничивают возможности.
  • Позитивные. Выводят из ситуации. Преумножают возможности.

Все ментальные модели создают сложную систему - наше мировоззрение. Они могут как благотворно влиять на процесс обучения и развития, так и мешать этому.

О наличии ограничивающих ментальных моделей свидетельствуют:

  • Склонность отстаивания факта, что все ваши идеи полностью соответствуют действительности.
  • Винить в проблемах себя и других.
  • Узкий круг по интересам, который не позволяет познавать новое.
  • Стремление обходить стороной неопределенности, и скорее делать выводы.
  • Постоянное использование фраз: "не должен", "должен", "недопустимо" и прочие.
  • Систематическое употребление обобщающих понятий: "все", "никто", "никогда" и другие.
  • Привычка все подводить под одну черту, основываясь на единичном случае.
  • Отсутствие любопытности.
  • Приобретенный опыт не способствует пересмотру существующих убеждений.

А модели, которые помогают разобраться и лучше сориентироваться в принятии верного решения называют "поддерживающими". Чтобы начать работу с ними, необходимо воссоздать внутреннюю картину восприятия мира, хорошо их проработать и изучить. Нужно вести обучающие разговоры, чтобы продемонстрировать свое мышление, открыть себя для влияния, которое могут оказывать другие люди.

Поговорим о психологических отклонениях

Аутизм, задержка психического развития, гиперактивность и другие заболевания говорят о ментальных нарушениях. И здесь очень важно не заметить предпосылки недуга, а признать, что они есть и ребенок нуждается в профессиональной помощи. Необходимо наблюдать за развитием малыша с самого рождения. Должен насторожить беспричинный плач и чрезмерный гипертонус или гипотонус мышц, плохой сон и др. В этом случае необходимо обратиться к специалистам.

Ментальные нарушения являются причиной плохой адаптации в социуме. Такие дети страдают низким уровнем интеллекта, пассивностью во всех сферах деятельности. Они имеют особенности, которые выражаются в плохом развитии моторных и речевых функций, снижении познавательного процесса и так далее. Степень их проявления будет варьироваться от легких до глубоких форм. Основные нарушения у детей с ментальными нарушениями:

  • Коммуникативные. Нет полноценного взаимодействия с окружающими, в частности, родителями.
  • Двигательные.
  • Сенсорные. Неразвито восприятие.

Ментальные расстройства все чаще диагностируются у людей. Этому способствуют многие факторы: экология, наследственность, стрессы и др. А шизофрении отводится ведущая роль среди психических заболеваний.

Перейдем к следующему вопросу

Поговорим об общих ментальных моделях. Они формируют границы для одинакового восприятия действительности участниками взаимоотношений и служат основополагающим фактором любой совместной работы. Для них характерны следующие компоненты: общие знания, ценности, ожидания, значения, убеждения. Общие ментальные модели являются основой любого взаимодействия.

Факторы, влияющие на их образование

Итак, выделяют:

  • Биологический. Это расовые внешние особенности человека - цвет кожи и волос, разрез глаз, рост и так далее. Также имеет значение генетический фон.
  • Социальный фактор. Менталитет, уровень культуры социума.
  • Индивидуальный. Не совпадает с ментальной моделью общества. Складывается исключительно на уровне одного человека.

Итак, мы разобрались с ментальными моделями человека, узнали, как они формируются и что собой представляют, какое значение имеют в жизни. Они являются неотъемлемой ее частью, помогают упростить ее. Есть еще одно понятие «ментальный возраст». Означает определяемый специальными тестами уровень интеллектуального развития индивида.

И напоследок, узнаем, как принимать решения при помощи моделей

Когда встает проблема, мы делаем выводы исходя из своего опыта и убеждений. А чтобы добиться цели, ситуацию необходимо рассматривать с разных сторон, а для этого потребуется совокупность ментальных моделей. Итак, к советам:

  • Упрощайте сложное.
  • Искореняйте предубеждения.
  • Смотрите на мир шире, сквозь призму разнообразных дисциплин.

Необходимо самосовершенствоваться, создавать множество ментальных моделей. И они должны быть из разных дисциплин, потому что невозможно весь мир сосредоточить в одной какой-то области.

Ментальные модели – это способ нашего восприятия мира, набор инструментов, при помощи которых мы мыслим. Каждая модель предлагает собственную систему взглядов на жизнь, позволяющую толковать различные реальные ситуации.

Впервые термин «ментальные модели» был использован шотландским психологом Кеннетом Крейком (Kenneth Craik) в работе «Природа объяснения» в середине XX века. Крейк предположил, что мозг создает «уменьшенные модели действительности» и использует их для оценки грядущих событий.

Всего существуют десятки тысяч различных ментальных моделей, имеющих отношение к разным дисциплинам, однако, как сказал известный американский адвокат и экономист Чарли Мангер (Charlie Munger), «всего 80 или 90 основных моделей способны сделать из вас опытного человека, уверенно ориентирующегося в 90% жизненных ситуаций».

В этой статье мы постараемся осветить несколько наиболее важных из них.

Одной из самых первых корпораций, взявших на вооружение Принцип 80/20, стала американская компания IBM. В 1963 году сотрудники IBM обнаружили , что примерно 80% компьютерного времени тратится на обработку 20% команд. Компания немедленно переписала системное ПО таким образом, чтобы сделать их наиболее эффективными. Это позволило IBM увеличить скорость работы своих компьютеров и обогнать конкурентов.

Закон нормального распределения (Normal Distribution)

Этот закон играет исключительно важную роль в теории вероятностей . Физическая величина подчиняется нормальному распределению, когда она подвержена влиянию огромного числа случайных помех. В наших реалиях это достаточно частое явление, потому нормальное распределение наиболее распространено.

Неточные методы моделирования основываются на центральной предельной теореме , которая гласит, что если сложить множество независимых величин с одинаковым распределением и конечной дисперсией, то сумма будет нормально распределена.

В популярных психологических тестах часто используются списки вопросов, ответы на которые сопоставлены с определённым количеством баллов. В зависимости от суммы этих баллов испытуемого причисляют к той или иной категории. Оказывается, что, согласно центральной предельной теореме, если вопросы не имеют никакого смысла и никак не соотносятся с теми категориями, к которым причисляют испытуемых (то есть тест фальшивый), то распределение сумм будет приближенно нормальным.

Это значит, что большинство испытуемых окажутся причислены к некоторой средней категории. Поэтому, если после прохождения какого-либо теста вы «попали» в середину шкалы, то, вполне возможно, сработало нормальное распределение, и тест бесполезен. Подробнее о нормальном распределении можно прочитать .

Анализ чувствительности (Sensivity analysis)

Анализ чувствительности заключается в оценке влияния изменения исходных параметров проекта на его конечные характеристики, в качестве которых, обычно, используется внутренняя норма прибыли или чистая приведенная стоимость (NPV).

В основе анализа чувствительности лежит вопрос «А что произойдет, если…?», который призван определить насколько сильно изменится эффективность проекта при отклонении одного из исходных параметров от нормы. Этот вид анализа позволяет определить наиболее критические переменные, которые в наибольшей степени способны повлиять на осуществимость и эффективность проекта. В качестве исходных переменных могут быть приняты объём продаж, цена за единицу продукции, срок задержек платежей, уровень инфляции и т. д.

Результаты анализа чувствительности приводятся в табличной или графической формах, хотя последняя является более наглядной. Однако анализ чувствительности имеет серьезное ограничение – он является однофакторным методом, потому неприменим в ситуациях, когда изменение одной переменной влечет за собой изменение другой.

Заключение

Действие каждой из вышеуказанных ментальных моделей выходит за рамки одной конкретной дисциплины. Например, закон Парето находит применение в менеджменте, экономике, торговле и других областях.

«Модели должны быть заимствованы из различных дисциплин, потому что мудрость мира не заключена в единственной академической кафедре», – пишет Чарльз Мангер (Charles Munger) в своей автобиографической книге «Альманах бедного Чарли» (Poor Charlie"s Almanac).

Секрет успеха заключается в том, чтобы иметь в распоряжении как можно больше моделей, в противном случае вы рискуете оказаться в ситуации, описанной Маслоу: «Для человека с молотком любая проблема выглядит как гвоздь».

Ментальные модели помогут увидеть ситуацию под другим углом и решить кажущуюся сложной задачу. Эффект их применения особенно заметен, когда в результате мыслительных тренировок вы получаете способность видеть сразу несколько вариантов решения проблемы.

Универсального метода не существует, однако, освоив несколько ментальных моделей, вы сможете выбирать наиболее эффективную по ситуации. Старайтесь по-новому глядеть на вещи – это самый лучший подход к преодолению трудностей.

P.S. Парочка дополнительных материалов по теме из нашего блога на Хабре.

Убеждения: это то, что мы, вопреки всем
свидетельствам, считаем истинным.

Теперь, зная, что собой представляет системное мышление, мы можем использовать его для рассмотрения базовых предпосылок, направляющих наш образ мыслей и подход к решению проблем. Качество решений определяется процессом, который используется для их принятия. Сейчас мы займемся исследованием нашего мышления на предмет существующих в нем заблуждений и иллюзий.

Системное мышление мы будем использовать следующим образом:

Для непосредственного решения проблем, и в первую очередь - для преодоления мышления, порождающего проблемы. Системное мышление - не просто комплексное и всестороннее, оно и вертикальное, и горизонтальное, и глубокое, и цикличное.

Для выявления и преодоления стереотипов обыденного мышления.

Для демонстрации того, в какой степени наше мышление неотделимо от возникающих у нас проблем, которые не просто «сваливаются» на нас неизвестно откуда. Они - порождение событий и того, что мы о них думаем. Мы сами представляем собой непременный элемент всех своих проблем и, как сказал Эйнштейн, не в состоянии решить проблему, оставаясь на том же уровне мышления, который ее породил.

Наконец, мы сможем лучше понять свои убеждения и способы действия с помощью системного мышления, применяя его принципы к самому процессу мышления, потому что наши взгляды и убеждения тоже образуют систему.

Любую нашу деятельность направляют глубоко укоренившиеся идеи, стратегии, способы понимания и руководящие идеи. В литературе по системному мышлению они известны как ментальные модели. Почему мы их так называем? «Ментальные» - потому что они существуют в нашем уме и направляют наши действия, а «модели» - поскольку мы строим их на основании своего опыта. Они представляют собой общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах. Эти теории, которыми мы руководствуемся, вырастают из опыта и наблюдений, но они окроплены общепризнанной мудростью и разбитыми надеждами. Они были полезны в прошлом и, как мы надеемся, пригодятся в будущем. Такие теории подобны картам местности, которые используют путешественники, идущие по стопам успешных первопроходцев. Они образуют те убеждения и верования, на которые мы ориентируемся в реальной жизни. Мы можем их не проповедовать, но мы ими руководствуемся.

Ментальные модели вполне естественны, они есть у каждого, сознает он это или нет, и мы воспринимаем мир именно через них. Они имеют личный характер, и мы дорожим ими. Ментальные модели - наши. Мы в них живем. Это видно из того, как мы говорим о «своих» убеждениях, о том, что «принимаем» их, что они у нас «есть». Мы их «придерживаемся», «отбрасываем» или «защищаем». Когда мы «теряем» веру, то обычно уже навсегда, и остающуюся в нас пустоту следует заполнить чем-то другим. Наши ментальные модели принадлежат нам, но с новым опытом они меняются и развиваются, а когда мы попадаем на незнакомую территорию, приходится их совершенствовать.


Короче говоря, ментальные модели направляют все наши действия. Они источник стабильности, то, на что можно рассчитывать. Нам нужна усиливающая обратная связь, которая бы их подтверждала и подкрепляла. Порой мы хотим найти ее настолько сильно, что бываем рады даже несчастью, лишь бы оно подтвердило наши убеждения - «я же давно предупреждал».

Таким образом, наши ментальные модели придают смысл событиям. Через них мы истолковываем свой опыт. Они не представляют собой факты, хотя иногда мы именно так к ним относимся. Например, мы все одинаково понимаем основные физические свойства бытовых вещей. Такие характеристики, как масса и объем, это - свойства первого порядка. К ним каждый из нас добавляет значение - характеристику второго порядка. Любой металлург скажет вам, что у металлического кольца есть определенные характеристики первого порядка. Но если это обручальное кольцо, у него появляются ценность и значимость, намного превышающие его объективную стоимость. В фильме «В поисках утраченного ковчега» есть эпизод, в котором в одном из кафе Каира схлестнулись герой-археолог Индиана Джонс и его враг Беллок. «Посмотри на эти часы, - говорит Беллок. - Для нас с тобой они ничего не стоят, но закопай их на тысячу лет в песок, и они станут бесценными. Люди будут убивать друг друга из-за них…» Кусок металла может стать археологическим сокровищем.

Глубоко укоренившиеся в нас ментальные модели определенным образом организуют наше восприятие мира. Мы используем их, чтобы проводить различия и выбирать, что имеет для нас значение, а что - нет. И можем принять свои представления за реальность, спутать карту с той территорией, которая на ней изображена. Взгляните на диаграмму, и вы поймете, о чем речь. Эту фигуру называют треугольником Канижа, в честь психолога Гаэтано Канижа.

На рисунке нет белого треугольника, но иллюзия очень убедительна. Почему? Наши глаза работают не так, как фотоаппарат, объективно фиксирующий мир. Они действуют совместно с мозгом, который определенным образом истолковывает видимый мир. Поэтому то, что, как нам кажется, мы видим, - это отчасти реальность, отчасти - порождение нашего способа видеть. Ментальные модели сходным образом формируют то, что мы видим, слышим и чувствуем. Их исследование наталкивается на такие же трудности, как изучение работы нашего глаза. Так же, как в случае с призрачным белым треугольником, трудно избавиться от впечатления, что наши предубеждения - это и есть «реальность». Мы можем назвать присущие нам предубеждения, если проанализируем, что мы делаем и как реагируем, и затем выявим свои скрытые предпосылки исходя из полученного опыта.

Ментальные модели - это нечто вроде встроенных в наши глаза и мозг фильтров, создающих треугольник Канижа. Однако, в отличие от фильтров, определяющих наше видение, встроенных в психологию и потому неизменных, - ментальные модели можно изменять.

Ричард Фейнман (Richard Feynman), получивший Нобелевскую премию по физике в 1965 году, за свою жизнь заслужил репутацию одного из самых выдающихся в мире ученых. Помимо этого, он отлично играл на бонго, попробовал себя как художник, в течение нескольких лет рисуя обнаженные модели, и взломал сейф с совершенно секретной информацией об атомной бомбе:)

Получив степень бакалавра в MIT и докторскую в Принстоне, за годы учебы в каждом из этих заведений он прославился легкостью решения математических задач, с которыми не могли справиться даже кандидаты наук математических факультетов.

В своей удивительной книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» (Surely You’re Joking Mr. Feynman!), ученый так описывает свой успех:

«Однажды [школьный учитель физики, мистер Бадер,] попросил меня остаться после урока. «Фейнман, — сказал он. — Ты очень много болтаешь и от тебя слишком много шума. Я знаю, почему: тебе скучно. Поэтому я собираюсь дать тебе книгу, которую ты тихо будешь читать на уроке, пока не поймешь все, что в ней написано, а потом снова можешь начать разговаривать»

С этого момента, на каждом уроке физики я не обращал внимания на объяснения закона Паскаля и на то, что происходило в классе, — я просто сидел в углу за задней партой и читал «Продвинутый математический анализ» Вудса (F. S. Woods, Advanced Calculus). Бадер знал, что я был уже немного знаком с «Математическим анализом для практика» Томпсона (J.E. Thompson, Calculus for the Practical Man), поэтому он дал мне труд посложнее, рассчитанный на первые курсы колледжа и включавший ряд Фурье, функцию Бесселя, детерминанты, эллиптические функции, т. е. все те замечательные вещи, с которыми я еще не был знаком.

Эта книга научила меня еще и тому, как дифференцировать параметры под знаком интеграла — операция не из простых. Впоследствии выяснилось, что этому не особенно учат в университетах, уделяя данной теме минимум внимания. Но я сумел освоить этот чертовски сложный метод и применял его, где только мог. Так, благодаря самостоятельному обучению, я приобрел уникальные знания.

В результате, когда ребята в MIT или Принстоне мучались с каким-нибудь интегралом, пытаясь взять его при помощи стандартных методов, изученных в школе — по контуру или разложением в простой ряд — приходил я и дифференцировал выражение, при этом часто довольно успешно. Вскоре я заработал репутацию человека, умеющего брать сложные интегралы, а все потому, что мой набор инструментов отличался от других, и когда обычные методы не работали — всегда звали меня»

— Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

Ричард Фейнман, фотография Калифорнийского Технологического Института

Ментальные модели

«Точка зрения — это уже 80 баллов по шкале IQ»
— Алан Кэй (Alan Kay)

Ментальная модель — это способ нашего восприятия мира.

Говоря простым языком, ментальные модели — это набор инструментов, при помощи которых вы мыслите. Каждая ментальная модель предполагает свою собственную систему взглядов на жизнь (или на конкретную проблему): через них мы придаем смысл событиям и истолковываем свой опыт. Так, в отличие от других, Фейнман мог брать сложные интегралы благодаря уникальной ментальной модели, которую он добавил в свой интеллектуальный репертуар и использовал тогда, когда остальные студенты были бессильны. Это совсем не означает, что Фейнман был обязательно умнее, чем другие, он просто подходил к решению задачи с другой стороны.

Итак, ментальные модели помогают увидеть ситуацию под другим углом и решить кажущуюся сложной задачу. Их работа особенно заметна, когда в результате мыслительных тренировок вы начинаете видеть сразу несколько вариантов решения проблемы. Причем каждый из них по-своему поможет вам определиться с приоритетами и добиться выполнения поставленных задач.

Универсального метода для решения всех задач не существует, однако, освоив несколько ментальных моделей, в зависимости от ситуации, вы сможете выбирать ту из них, которая наилучшим образом подходит для конкретного случая.

Закон инструмента

Абрахам Каплан в книге «Принцип методологической автономии исследования» (Abraham Kaplan, The Conduct of Inquiry ) говорит о своей концепции под названием «Закон инструмента» (The Law of the Instrument ), которая также известна как «Молоток Маслоу» (The hammer of Maslow) :

«Я назвал это законом инструмента, и суть его в следующем: дайте ребенку молоток, и он будет крушить им все, что встретит на своем пути»

Действие закона Каплана можно проиллюстрировать другой известной фразой, сказанной Маслоу: «Когда у тебя есть только молоток, все похоже на гвоздь» (If all you have is a hammer, everything looks like a nail ). Если вы привыкли смотреть на все только с одной стороны, то ваше восприятие ограничено рамками вашего мировоззрения, в котором решение сложной проблемы обычным способом может оказаться невозможным. Расширение границ разума путем включения в него новых ментальных моделей позволит вам найти выход из любой ситуации.

Интересно, что такое одностороннее восприятие особенно выражено у людей, которые являются выдающимися экспертами в какой-либо области. Чем ярче ваш талант и способности в одной сфере, тем вероятнее, что вы имеете тенденцию рассматривать свои способности как ключ к решению всех проблем. Иными словами, чем больше вы развиваете какую-то одну ментальную модель, тем скорее она перестанет оправдывать свою дееспособность, так как мешает вам мыслить шире. В результате, очень умные люди часто впадают в пристрастное состояние, их взгляд замыливается, и они не могут придумать ничего действительно инновационного.

Однако, если вы регулярно добавляете в свое сознание новые ментальные модели, со временем вы научитесь с легкостью находить правильный ответ именно благодаря нестандартному подходу. Стоит ли говорить, что как раз это умение и отличает настоящих гениев от обычных людей, даже обладающих высоким интеллектом, и Ричард Фейнман — блестящий тому пример.

Накапливайте различные мысленные модели, практикуйте новый взгляд на вещи — это самый лучший ключ, который поможет вам открыть любую дверь.

Как осваивать новые ментальные модели?

Существует два основных пути приобретения новых ментальных моделей:

Читайте книги за пределами стандартной программы

Если вы владеете тем же материалом, что и остальные, вы будете думать так же, как и все. Даже не надейтесь найти оригинальный подход, если вы читаете то же самое, что и ваши сокурсники, сослуживцы или ровесники. Поэтому старайтесь обращать больше внимания на редкие работы (такие, как математический анализ Вудса) или читать те книги, которые выходят за пределы ваших интересов, но каким-либо образом пересекаются с ними. Проще говоря, ищите ответы в непривычных местах.

Находите связи между несвязанными вещами

Неважно, заняты ли вы чтением книги, прослушиванием лекции или просмотром ТВ, делайте заметки о том, как эта новая информация может быть связана с тем, что вы уже знаете. Люди имеют тенденцию разделять информацию по разным областям знаний, считая, что вот этот набор сведений относится к экономике, этот — к медицине, а третий, вообще, к истории. Но это всего лишь пережиток школьной системы образования, потому что в реальном мире не существует такого четкого разделения:

Подпись: «Все взаимосвязано: осознание того, как различные области знаний пересекаются друг с другом, ведет к более глубокому пониманию вопроса» (на рисунке пересекаются три области знаний — история, поведение животных и архитектура, рождая новую область — Великие пирамиды Гизы).

Например, один из документальных фильмов повествует, что общего между пирамидами и ритуальными повадками животных. С точки зрения создателей передачи, манера животных во время схватки подниматься на задние лапы, чтобы через рост продемонстрировать свою власть, связана с известным историческим фактом: когда правление Египтом переходило в руки нового фараона, чтобы доказать свое культурное превосходство, он строил еще более высокую пирамиду как символ своей власти.

Такой подход объединяет, казалось бы, совершенно несвязанные области (архитектуру, древнюю историю и поведение животных), в результате исследования нам открылось более глубокое понимание вопроса.

 

Возможно, будет полезно почитать: