Крикалев сергей константинович биография. Крикалев Сергей Константинович: биография, фото

КРИКАЛЁВ Сергей Константинович

Командир МКС,
командир ТК "Союз ТМА",
космонавт-испытатель
Ракетно-космической корпорации "Энергия"
имени С.П. Королева, Россия

ОБРАЗОВАНИЕ: В 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (ЛМИ) (Военмех), машиностроительный факультет, специальность - "проектирование и производство летательных аппаратов", получил диплом инженера-механика.

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.
Жена - Терехина Елена Юрьевна, 1956 года рождения, инженер РКК "Энергия".
Дочь - Крикалева Ольга Сергеевна, 1990 года рождения, школьница.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ: Герой Советского Союза, Герой Российской федерации, Летчик-космонавт СССР. Награды: медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза, орден Ленина, медаль "Золотая Звезда" Героя Российской Федерации, орден Дружбы народов. Награды зарубежных государств: офицер ордена Почетного Легиона (Франция), медали НАСА "За космический полет" (1994, 1998, 2001), медаль НАСА "За особые заслуги". Награды научных и общественных организаций: орден Орла 1-й степени (Ассоциация промышленников России).

УВЛЕЧЕНИЯ: Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К).

ОПЫТ РАБОТЫ: С 1981года - инженер ГКБ НПО "Энергия". Занимался разработкой инструкций для космонавтов, разработкой предложений по отображению информации оператора на пультах и дисплеях орбитального комплекса "Мир", корректировал бортовую документацию космической станции "Салют-7".
В январе 1984 года по результатам экзаменов отобран кандидатом в отряд космонавтов НПО "Энергия".
2 сентября 1985 года, решением Государственной межведомственной комиссии зачислен в отряд космонавтов НПО "Энергия". 10 ноября 1985 года приказом Министра общего машиностроения назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов НПО "Энергия".
11 февраля 1987 года назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов НПО "Энергия".
С 7 апреля 1992 года инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника отдела НПО "Энергия".
Работал в Центре Управления Полетами сначала в должности разработчика радиограмм, а затем, на протяжении нескольких долговременных экспедиций, в должности «Методист по действиям экипажа и бортовой документации». После потери связи со станцией "Салют-7" в феврале 1985 года работал в группе создававшей и отрабатывавшей методику полета на неуправляемую станцию. До начала тренировок основного экипажа (Джанибеков-Савиных) отрабатывал различные варианты методик в составе "технологического экипажа" (Викторенко-Крикалев).
В процессе работы в отделе принимал участие в подготовке космонавтов в ЦПК и на Байконуре. После зачисления в отряд космонавтов продолжал работу в том же отделе начальником группы, а затем заместителем начальника отдела.
В 1985-1986 годах прошел курс общекосмической подготовки в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. В 1986 году решением Межведомственной квалификационной комиссии ему присвоена квалификация "космонавт-испытатель".
В 1986 - 1988 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе "Буран", а затем, в составе экипажа (4 экипаж со Щукиным) 22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля "Союз-ТМ-7" А. Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья.
С 22 марта 1988 года по 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-7" по программе ЭО-4/Арагац на ОК "Мир" вместе с А. Волковым и Ж.-Л. Кретъеном (Франция).
Прошел подготовку в качестве основного испытателя для первого испытания средства передвижения космонавта (СПК).
Вместе в А. Волковым готовились к приему и началу эксплуатации нового модуля "Квант 2". В соответствии с программой полета прошли подготовку к выходам в открытый космос.
Первый космический полет совершил с 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера КК "Союз-ТМ-7" и ОК "Мир" по программе ЭО-4/Арагац. Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек.
В 1990 году проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля "Союз ТМ-11" по программе ЭО-8 и совместного Советско-Японского полета на ОК "Мир" вместе с А. Арцебарским и Р. Кикути (Япония).
С декабря 1990 года по апрель 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-12" по программе ЭО-9 на ОК "Мир" вместе с А. Арцебарским и X. Шарман (Великобритания).
Второй космический полет выполнил с 18 мая 1991 года по 25 марта 1992 года в качестве бортинженера КК "Союз ТМ-12" и ОК "Мир" по программам ЭО-9 и ЭО-10. В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин. Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек.
С 1 ноября 1992 года по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона (НАСА) в качестве специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по программе STS-60. Прошел полную подготовку и был сертифицирован для работы с манипулятором шаттла (для захвата свободно летящего спутника, включая работу со спутником, потерявшим ориентацию).
Третий космический полет совершил с 3 по 11 февраля 1994 года в составе экипажа STS -60 на бору космического корабля "Дискавери" в качестве специалиста полета-4. Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек.
С апреля 1994 года по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по программе STS-63. Одновременно с тренировками по дублированию STS-63, совместно с отрядом астронавтов НАСА, начал работу по новой международной станции. После изучения и сдачи зачетов по американскому скафандру для выхода в космос работал в нем в гидролаборатории для отработки процедур сборки будущей станции в космосе. Перед полетом работал в Центре управления полетом в Хьюстоне (ЦУП-Х), оказывая помощь во взаимодействии между двумя ЦУП.
3 февраля 1995 года был дублером специалиста полета-4 космического корабля "Дискавери" STS-63. Во время полета был назначен руководителем 1-ой консультативной группы (группы экспертов из московского центра управления для работы в центре управления в Хьюстоне). На наиболее ответственных участках полета работал в главном зале, помогая организовывать связь между 2-мя ЦУП и двумя экипажами. Далее аналогичная работа во время полетов STS-71, 74, 76. Как представитель группы управления принимал участие в переговорах между РКА и НАСА о распределении работ.
С января 1996 года назначен бортинженером основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1). Запуск планировался на май 1998 года.
С октября 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1 вместе с Ю. Гидзенко и У. Шепардом (США).
С 30 июля 1998 года назначен в экипаж КК "Индевор" по программе STS-88.
С 17 сентября по ноябрь 1998 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона (США) в составе экипажа STS-88.
Четвертый космический полет выполнил со 2 по 14 декабря 1998 года в качестве специалиста полета-4 на космическом корабле "Индевор" по программе STS-88. Это был первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. В ходе полета к Функциональному грузовому блоку "Заря" был пристыкован американский узловой модуль NODE 1 Unity. Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.
С 1999 по октябрь 2000 года – продолжал подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1, вместе с Ю. Гидзенко и У. Шепардом (США).
Пятый космический полет совершил с 31 октября 2000 года по 21 марта 2001 года по программе первого основного экипажа МКС (МКС-1) в качестве пилота МКС, командира корабля "Союз ТМ-31" и специалиста полета-3 корабля «Дискавери» (STS-102) на этапе возвращения. Экипажем МКС-1 были расконсервированы Служебный модуль «Звезда» и Функциональный грузовой блок "Заря", приняты три корабля шаттл, экипажи которых присоединили к станции модуль солнечных батарей P6 и Лабораторный модуль Destiny. Расконсервированы модули Destiny и Unity, приняты и разгружены два грузовых корабля «Прогресс М/М1» и грузовой модуль Leonardo, начаты научные исследования по российской и американской программе. Станция передана экипажу 2-ой основной экспедиции. Продолжительность полета: 140 сут 23 час 38 мин 55 сек.
В настоящее время готовится к космическому полету в составе основного экипажа МКС-11 в качестве командира.

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ: 1 разряд по плаванью, кандидат в мастера спорта по многоборью (на первенстве Ленинграда в 1979 году).
С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980-1981 годах - входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу. В 1981г. - получил звание "Мастер спорта СССР" по высшему пилотажу.
С 1982 года - занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова в Москве.
В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и был кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.
1983 год - стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу.
В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном зачете и 8-е место в личном.
1985 год - Выступления на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР и был членом сборной России по высшему пилотажу на планерах. Стал серебряным призером чемпионата мира по планеризму в одном из упражнений.
В 1986 году - стал чемпионом СССР и чемпионом Европы в командном зачете, а также чемпионом по упражнению. Получил звание "Мастер Спорта международного класса".
1997 год - Чемпион Мира и 1-х Воздушных Игр в командном зачете, а также серебряный призер в личном зачете.
Освоил пилотирование самолетов Як-18А, -50, -52, -55, -55М, Су-26, -29, Л-39. Совершил ознакомительные полеты с инструктором на МИГ-21, -25, и Ту-134. Получил лицензию 2-го пилота самолета Т-38 (США) и налетал на нем более 140 часов.

Январь 2005 г.
По материалам РГНИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина
и справочника "Советские и российские космонавты. 1960-2000"

Сергей Константинович Крикалёв (род. 27 августа 1958 года в Ленинграде, СССР) - советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, с октября 2005 до июня 2015 года - рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов - по состоянию на 11 октября 2005 года; новый рекорд принадлежит Геннадию Падалке). Герой Советского Союза и первый Герой Российской Федерации (один из четырёх людей, удостоенных обоих званий).

Первый заместитель директора ЦНИИ машиностроения по пилотируемым программам (c марта 2014 года). Действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского (2011). Начальник ФГБУ «НИИ Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» (2009 - 2014). Кандидат психологических наук (2008). Чемпион мира по пилотажу на планёрах. Президент Международного экологического фонда «Чистые моря» (с 2009 года по настоящее время).

Биография

В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

Инженер-разработчик

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

В начале 1988 года начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям установки для перемещения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Первый полёт

«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Крикалёва и французского космонавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза (звезда №11595). Продолжительность полета составила 151 сут. 11 ч 08 мин 24 с.

В 1990 году Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

Второй полёт

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 18 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый космонавт Австрии, вместе с Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир Александр Волков остался с Крикалёвым. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию - во время их полета Советский Союз прекратил существование. За этот полёт Крикалёв был удостоен звания Героя Российской Федерации (звезда Героя РФ № 1). Продолжительность полета составила 311 сут. 20 ч 00 мин 34 с.

Крикалев Сергей Константинович, биография которого начинается в Ленинграде советской поры - известный космонавт. Совершил 6 полетов, за что был удостоен различных государственных наград. В октябре 2005 года вышел на первую строчку в списке рекордсменов по общему времени пребывания. Лучшим он был до лета 2015 года. Затем список возглавил другой российский космонавт - Является Героем Советского Союза и Героем Российской России, причем это звание он получил первым в нашей стране. Кроме них, есть еще ряд значимых званий. Крикалев Сергей занимается авиационным спортом, и даже стал чемпионом мира по пилотажу на планерах. С 2014 года является первым заместителем директора ЦНИИ.

Биография

27 августа 1958 года родился Сергей Крикалев. Биография знаменитого космонавта начинается в Ленинграде, в семье служащего. Рос, как и большинство мальчишек того времени. С раннего детства начал увлекаться плаванием. Позже Сергей Крикалев признавался, что школа у него всегда ассоциировалась с физическими нагрузками. Мальчик очень любил варенье и мороженое. Любовь не прошла до сих пор. Признавался, что всегда был голодным, а когда спрашивали, хочет ли он есть, удивлялся: как это - не хотеть есть.

До 1975 года он обучался в 77-й школе Ленинграда, где окончил 10 классов. В тот же период Крикалев Сергей Константинович сумел получить специальность "химик-лаборант". В том же году поступил в институт в родном городе, где начал обучаться по специальности "Проектирование летательных аппаратов". Закончил его в 1981 году. Кроме этого, с 1977 года увлекся самолетным спортом и занимался в местном клубе.

Инженер-разработчик

Уже осенью 1981 года начал работать в НПО "Энергия". Здесь Крикалев Сергей проводил испытания оборудования, а также разрабатывал инструкции для пилотов. Через четыре года стал старшим инженером в 191-м отделе. В этом же году участвовал в восстановлении станции "Салют-7", на которой возникли неисправности. Уже осенью Крикалев Сергей Константинович попал в группу космонавтов для подготовки к полету. Спустя год он получил квалификацию "космонавт-испытатель". Следующие два года Крикалев Сергей участвовал в сборах по программе "Буран".

В марте 1988 года он был призван сменить одного из членов "Союза ТМ-7", у которого ухудшилось состояние здоровья. Следующие несколько месяцев обучался в качестве бортинженера к своему первому длительному полету в космос. Тренировки должны были подготовить Крикалева к различным трудностям полетов, выходам в космос и так далее.

Первый полет

В конце ноября 1988 года Сергей Крикалев, фото которого тогда было во многих газетах, впервые полетел в космос. Он занял должность бортинженера в составе команды из трех человек. В состав, к слову, попал и французский космонавт. Команда должна была сменить на МОК экипаж, который состоял из 6 человек и стал первым по времени пребывания в космосе. Крикалев, Волков и Поляков занимались экспериментами и устранением проблем на борту.

Отправка следующей команды с Земли задерживалась. Поэтому команде Волкова пришлось находиться на станции до конца апреля 1989 года. За полет, который продолжался более 151 суток, Сергей Крикалев получил звание Героя СССР.

Уже через год он начал готовиться к следующему полету.

Второй полет

С декабря 1990 года приступил к подготовке к новому полету на "Мир". В мае 1991 года он стартовал. Командиром экипажа стал Арцебарский Анатолий, кроме них, в состав попала Хелен Шарман - женщина-космонавт из Англии. Через 7 дней она вернулась на Землю, а остальные члены команды приступили к обслуживанию борта и проведению экспериментов. Вернуться на Землю Крикалев должен был в октябре 1991 года, но еще летом согласился быть бортинженером в составе новой экспедиции, командиром которой стал Волков. Поэтому закончить полет он смог только в марте следующего года. Запомнилась эта экспедиция прежде всего тем, что участники улетели из СССР, а прилетели уже в Россию. В полете Сергей Константинович провел более 311 суток, за что был награжден орденом Героя России.

Осенью 1992 года поступило сообщение, что руководство НАСА выбирает одного российского космонавта для полета в космос в составе американской команды. Из России было два кандидата - Крикалев и Титов. В итоге Сергей Константинович в апреле 1993 года стал частью экспедиции.

Третий полет

В начале февраля 1994 года отправился в космос в составе команды STS-60 на американском шаттле. Это стал первый совместный полет российского и американских пилотов. Участники занимались различными экспериментами, в чем оказал неоценимую помощь и Сергей Крикалев. 11 февраля шаттл приземлился в штате Флорида. Сергей Константинович продолжил работу в России, но часто посещал центр полетов в Хьюстоне.

Четвертый полет

Сергею Крикалеву посчастливилось попасть в состав первой команды МКС, в 1998 году он выполнял обязанности специалиста полетов. Первым ступил на Обеспечивал ее обслуживание, а 16 декабря 1998 года вернулся на Землю. До осени 2000 года продолжал обучение в качестве бортинженера.

Пятый полет

В октябре 2000 года Сергей Крикалев попал в команду первого длительного полета на МКС. Крикалев отправился в космос с Байконура в качестве бортинженера, но во Флориде приземлился уже специалистом полета. В космосе он пробыл более 140 суток.

Шестой полет

15 апреля 2005 года Сергей Крикалев уже в шестой раз отправился в космос, но уже в качестве командира экспедиции. На станции он находился около полугода. За это время совершил 1 выход в открытый космос, продолжался он более 4 часов и стал 8-м по счету в карьере Крикалева. Этот полет принес российскому бортинженеру мировой рекорд. Сергей Крикалев стал лидером в списке лучших по времени нахождения в космосе - 803 дня. Рекорд держался до 2015 года и был побит другим летчиком из России. К тому же Крикалев является единственным российским космонавтом, которому удалось совершить 6 полетов. Однако мировым рекордом этот показатель не стал, так как есть участники экспедиций из других стран, которые побывали в космосе столько же и больше раз.

В 2007 году Крикалев стал вице-президентом компании "Энергия". В последующих экспедициях не участвовал, хотя и сохранял за собой это право.

Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации. В космической биографии Сергея Крикалёва часто звучит слово «первый». Он - первый космонавт нашей страны, совершивший полёт на американском космическом челноке; первым открыл люк Международной космической станции; первый россиянин, совершивший шесть полётов в космос. Даже в списке людей, удостоенных звания Героя Российской Федерации, его имя значится под номером один!

Сергей Константинович Крикалев носит громкий титул «рекордсмен Земли». Он побывал на орбите 6 раз и провёл в космосе в общей сложности 803 дня — это достижение было увековечено в Книге рекордов Гиннеса как «самое долгое пребывание в космосе».

Сергей Крикалёв родился 27 августа 1958 года. В 1975 году окончил 10 классов ленинградской средней школы №77 с «химическим» уклоном и одновременно с аттестатом получил специальность «химик-аналитик-лаборант». С 1977 года занимался самолётным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ. В 1981 году окончил с отличием машиностроительный факультет Ленинградского Военмеха по специальности «Проектирование и производство летательных аппаратов» и получил диплом инженера-механика. После окончания института работал в НПО «Энергия», где разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», Крикалёв в составе группы специалистов разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

В детстве я не ощущал ежовых рукавиц. Может, в них не было особой необходимости. То, что мне было интересно, совпадало с ожиданиями родителей. Сейчас говорят: «Как отвлекать детей от наркотиков, от пьянства?!» Нас и отвлекать не надо было: компьютеров не было, алкоголем не увлекались... Сейчас у молодежи модно, чтобы ширинка висела на уровне колен и трусы торчали из-под брюк. Я даже не пытаюсь говорить, хорошо это или плохо, — это всё другое. У нас было модно быть сильным, ловким, спортивным. Я занимался плаванием.

Первый полёт Сергея Крикалёва состоялся в 1988 году в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и космической станции «Мир». В состав экипажа четвёртой экспедиции на станцию вошли командир корабля Александр Волков и первый космонавт Франции Жан-Лу Кретьен. За этот полёт Сергей Крикалёв был удостоен звания Героя Советского Союза.

Мои родители узнали о том, что я - космонавт, буквально за полгода до полёта. Это сейчас ребята еще не успевают попасть в отряд, а все СМИ уже трубят, что «вот они, будущие космонавты». А тогда это было не принято. Мы, наверное, были одними из первых, чьи имена огласили заранее. О космонавтах, которые были до нас, люди узнавали уже после старта. Обычно это объяснялось секретностью, но я думаю, что здесь подходит одна мудрая русская пословица: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».

Международный экипаж СССР-Франция: Сергей Крикалёв, Александр Волков и Жан-Лу Кретьен (Франция). Фото Альберта Пушкарёва из фондов Музея космонавтики.

Второй космический полёт Крикалёва вошёл в историю. Он отправился на орбиту на корабле «Союз ТМ-12» 18 мая 1991 года в составе международного экипажа с командиром Анатолием Арцебарским и британской астронавткой Хелен Шарман. Плановое возвращение Сергея Крикалёва с «Мира» на Землю должно было состояться через пять месяцев, но было отложено ещё на полгода и Сергей Константинович продолжил работу в качестве бортинженера в составе нового экипажа станции. Длительность полёта составила 311 суток: пока Крикалёв был в космосе, прекратил существовать Советский Союз: возвращался он уже в Российскую Федерацию. Всего за два своих первых полёта Сергей Крикалёв провёл в космосе больше года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 часов 29 минут.

За выполнение длительного космического полёта на орбитальную станцию «Мир» Сергей Крикалёв был удостоен звания Героя Российской Федерации № 1.

Мне часто задают один и тот же вопрос: вот вы в 1991 году улетели из Советского Союза, а прилетели в Россию. На самом-то деле тогда я улетел из Москвы - и прилетел в Москву. Она никуда не делась. Санкт-Петербург никуда не делся. Встречали те же люди, которые провожали. Даже тогда внутри профессии ничего не изменилось. Кто и что там наверху - для нас дело второе. Но люди, которые делают своё дело, работают дольше, чем любой президент и любое правительство.

Сергей Крикалёв и Александр Волков на борту орбитальной станции «Мир», февраль 1992 года.

В свой третий космический полёт Сергей Крикалёв отправился в составе экипажа многоразового транспортно-космического корабля STS-60 «Discovery» и стал первым россиянином, полетевшим на «Шаттле». Cтарт «Discovery» состоялся 3 февраля 1994 года. После 130 витков вокруг Земли 11 февраля 1994 года экипаж совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди, штат Флорида (США). Эта экспедиция стала первым совместным полётом двух космических сверх-держав после программы «Союз-Аполлон» в 1975 году.

В Штаты езжу, как трамвай по рельсам, по маршруту Москва-Хьюстон. Это по работе. Прихожу в НАСА — всех там знаю. Народ, который со мной туда в командировку приезжает, удивляется. Иду по собственной фирме — иногда вообще не узнают. А чтобы поехать заграницу просто так, посмотреть на что-то — такого ещё ни разу в жизни не было.

Во время полёта на станции произошёл отказ электронной системы вентиляции, что привело к повышенному уровню влажности в модуле и мешало работе. Американский ЦУП в Хьюстоне долго не мог вмешаться в нештатную ситуацию и ситуация становилась опасной. Американские астронавты спросили тогда Крикалёва: как бы поступил он? Наш космонавт пожал плечами и ответил: «Починил бы». И вместе с командиром «Discovery», будущим главой НАСА Чарльзом Болденом они устранили неисправности в системе. Говорят, именно этот случай на орбите лёг в основу образа русского космонавта Льва Андропова в американском блокбастере «Армагеддон». В одном видеоинтервью на вопрос, тяжело ли ему было в заокеанской командировке, Крикалёв ответил:

Непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Так ведь и им было непросто!

Экипаж корабля STS-60 «Discovery» (сверху вниз): Роналд Сега, Сергей Крикалёв, Франклин Чанг-Диаз, Джен Дейвис, Кеннетт Райтлер и Чарлз Болден.

В четвёртый раз на орбиту Сергей Крикалёв отправился в декабре 1998 года в рамках первой сборочной миссии STS-88 к Международной космической станции. Сергей Крикалёв и командир шаттла «Индевор» Роберт Кабана первыми открыли люк и вошли в новую станцию, также в ходе экспедиции экипаж осуществил три выхода в открытый космос. Основной задачей экипажа была доставка на орбиту американского модуля «Unitу» и его стыковка с уже находящимся на орбите российским модулем «Заря». Полёт продолжался 11 суток.

Обычно самое пугающее в космосе - это неизвестность. Совсем не обязательно, что какие-то страшные события должны произойти. Но если ты не знаешь, могут они случиться или нет - именно это и напрягает. Очень большое моральное напряжение связано с ответственностью, которая на тебя возложена. Ты тренируешься в течение нескольких лет, многие годы идешь к тому, чтобы полететь в космос. В конце концов, тебе в руки дается многомиллионное оборудование, и чем оно сложнее, тем проще совершить какую-то ошибку. Именно вот этот риск - совершить глупую ошибку, из-за которой остановится работа всего коллектива, - пугает больше всего.

Свой пятый космический полёт Сергей Крикалёв совершил в октябре 2000 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-31» по программе первой долговременной экспедиции на Международную космическую станцию вместе с коллегой по отряду Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом. На экипаж в том полёте была возложена сколь почётная, столь и ответственная миссия — «оживление» МКС для начала её постоянной работы. Экипаж находился на станции четыре с небольшим месяца и отметил на орбите наступление нового тысячелетия. Космонавты вернулись на Землю на американском корабле «Discovery», а доставивший их на станцию «Союз ТМ-31» остался на МКС в качестве спасательной капсулы. Первая экспедиция стала и первой долговременной миссией на станцию: с тех пор международный космический дом на орбите всегда остаётся обитаемым.

Экипаж первой долговременной экспедиции на МКС: Сергей Крикалёв, Уильям Шеперд и Юрий Гидзенко.

Много раз приходилось в полёте отмечать и Новый год, и день рождения. Все праздники космонавты отмечают ударным трудом - как-никак мы находимся на работе: поздравили, пожали руку - и вперед за работу. День рождения - не повод пропускать рабочий день, время на орбите слишком ценно. Всё самое интересное происходит у нас в голове. Всё остальное - это внешние атрибуты, условности. Я вспоминаю, что смена тысячелетий, Миллениум, вокруг которого было столько шума, стал просто лишним поводом задуматься о том, где мы были, куда мы пришли и что будет дальше.

В шестой космический полёт Сергей Крикалёв отправился в апреле 2005 года командиром корабля «Союз ТМА-6» и основного 11-го экипажа МКС. После аварии шаттла «Columbia» в 2003 году программа полётов МКС была пересмотрена, поэтому в состав экспедиции вошли наиболее опытные космонавты и астронавты: Джон Филлипс (NASA) и Роберто Виттори (ESA). За время на орбите экипаж починил российскую систему производства кислорода на МКС «Электрон», принял два грузовых космических корабля «Прогресс» и первый американский корабль, запущенный после катастрофы «Columbia» — шаттл «Discovery» STS-114.

Представление о том, что происходит с человеком в космосе, в принципе формировалось из рассказов уже летавших товарищей. Было у меня одно опасение: думал, что будет достаточно тяжело жить в маленьком замкнутом пространстве. На деле же оказалось не так тяжело.

Сергей Крикалёв - мастер спорта СССР по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России. Чемпион СССР, мира и Европы в командном зачёте по высшему пилотажу на планёрах. C 1999 по 2007 годы возглавлял Федерацию планёрного спорта России. Ещё одним увлечением Крикалёва стала космическая фотография.

Находясь в космосе, я вижу то, что большинство моих друзей, за исключением узкого круга друзей-космонавтов, не увидят никогда. Поэтому, начиная с первого полёта, помимо того, что мы снимаем в рамках своей обязательной программы, я всегда стараюсь снять и просто что-то красивое, необычное, что мне понравилось. Можно назвать это хобби, можно и творчеством. На самом деле и работа является творчеством, ведь делать её можно по-разному.

После ухода из отряда космонавтов Крикалёв работал заместителем генерального конструктора РКК «Энергия», начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, первым заместителем генерального директора ЦНИИМаш по пилотируемым программам. В настоящее время Сергей Константинович Крикалёв — исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам.

Цитаты С.К. Крикалёва даны по материалам изданий: Аргументы и факты, Известия.ру, Искра Юга, Московский комсомолец, Фонтанка.ру, Esquire

 

Возможно, будет полезно почитать: