Конспект занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе для детей с ЗПР). Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с зпр

Обучение грамоте детей с ЗПР в подготовительной группе.

ЗПР является одной из наиболее распространенных форм патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в начальных классах общеобразовательных школ. Для детей с ЗПР характерно отставание в формировании логического мышления, слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность. Все это изменяет процесс овладения ими речевой функцией (по сравнению с нормой) и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушение звукопроизносительной стороны речи. Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке в языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. В дальнейшем, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности детей с ЗПР является серьезным препятствием в овладении грамотой требует решения следующих задач при подготовке детей к обучению грамоте:

  1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически применять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
  2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
  3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте строится поэтапно. Описание используемой в этот период системы работы и вопросов тематического планирования занятий дано в пособиях «Подготовка к школе детей с ЗПР» Под общ. ред. С.Г.Шевченко. (Программа развития речевого(фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте, автор Р.Д.Тригер) и в методических пособиях по коррекционно-развивающему обучению

И.А.Морозовой и А.М.Пушкаревой «Развитие речевого восприятия» (для детей 5-6 лет) и «Подготовка к обучению грамоте» (для детей 6-7 лет). Интегрированная программа подготовки к обучению грамоте дошкольников с ЗПР состоит из нескольких разделов:

1, Развитие речевого слуха. Этот раздел чрезвычайно важен, так как дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило «не слышат» в слове отдельных звуков (медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с ЗПР последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным. Здесь важно научить детей интонировано выделять заданный звук в слове. Обучение простым видам звукового анализа рекомендуется начинать с гласных (А,О,Ы,У), одновременно знакомят с термином «гласные звуки» и условным обозначением красной фишкой. Потом переходят к работе с согласными звуками, В работе над ними рекомендуем чаще использовать прием усиленного интонирования. При произношении согласных звуков этот прием по-разному применяется в работе над щелевыми ([с],[з],[ф],[ш],[х]) и взрывными ([п],[б],[т],[к]) согласными. Щелевые согласные звуки легче выделяются на слух при усиленном интонировании из начала слов: сок, шум, жук. Взрывные легче выделяются на слух детьми из конца слов (жук, сок, суп), их следует произносить чуть более утрированно, чем обычно: затем они вычленяются из начала слов и середины, при этом обращается внимание детей на то, что короткие согласные нельзя тянуть. Для детей с задержкой психического развития является трудным различение похожих по звучанию фонем. К легко смешиваемым на слух относятся близкие по акустическим признакам звуки: [c]-; [c]-[з]; [c]-[ш]. Сначала ведется работа по различению на слух далеких по звучанию фонем ([с"]-[б], [ш]-[р]). Затем переходим к более тонким дифференцировкам ([ш]-[ж], [с]-[з], [р]-[л]). Наконец, предлагаются упражнения на различение оппозиционных звуков ([c]-[ш], [з]-[ж], [м]-[м"], [в]-[ф]). Одновременно дети овладевают терминами "твердые согласные", "мягкие согласные" и узнают условные обозначения - твердые согласные обозначаются синими фишками, мягкие согласные - зелеными.

2. Чувственное (сенсорное) развитие в области языка. Параллельно с развитием речевого слуха ведется работа по уточнению артикуляции звуков, по совершенствованию их произношения. Практика показала, что искаженное или неточное произношение звуков у некоторых детей при такой работе коррегировалось самостоятельно. Изучение акустико-артикуляционных особенностей каждого звук, отнесение его к группе гласных или согласных звуков завершается ознакомлением детей с буквой, обозначающей изученный звук.

В работе можно использовать следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры:

уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);

определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

отобрать картинки, игрушки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;

придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

раскрасить, обвести те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;

нарисовать предметы, в которых есть определенный звук;

отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;

выделить из ряда слов, произносимых учителем, те, в которых имеется заданный звук;

выделить из предложения слова с заданным звуком;

игры "Следопыты", "Сыщики" - найти в словах звуки по картинкам, показать картинки со звуком, например, [п], [п"]. Сказать, где слышите заданный звук;

"Фантазеры" - придумать слово со звуком [п], другое - со звуком [б];

"Кто внимательней?" - угадать, с какого звука начинается слово (булка, пенал, парта, билет, батон и т.д.);

игра "Узнай, кто придет в гости?", "Узнай, какое слово задумано?" по первым звукам нарисованных картинок;

игра "Кто больше?" - показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук;

"Звуковые часы" - на макете предметные картинки. Найти и назвать слова, в которых есть изучаемый звук. Выделить первый и последний звук. Назвать самое длинное и короткое слово;

"Угадай, какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести слово Ы, М, Д. Замени Ы на О. Какое слово получится?

"Какой звук именинник" (предлагается рассказ, слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком) и др.

3. Формирование звукового анализа и синтеза. В содержание обучения входит понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно-графической схемы; причину их разного количество в разных схемах; знание правил заполнения схем фишками слева направо.

4.Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса. Ведется работа по накоплению запаса имен прилагательных, обозначающих разнообразные признаки, уделяется внимание предлогам, обозначающим пространственные отношения.

Эффективности речевого и общего развития способствует использование на занятиях дидактических и сюжетных игр, выразительных стихотворений, загадок, обучение детей созданию загадок.

5.Ознакомление с предложением и словом в предложении. Выделение предложения из речи представляет значительную трудность для детей с ЗПР. Формированию этого умения, отработке интонации конца предложения, а также дифференцированному употреблению терминов предложение и слово способствует использование условно-графической схемы предложения. Ребята учатся составлять предложения по готовой схеме, что является основой для усвоения правил о письме слов и предложений, синтаксическом выделении предложения при письме.

6. Развитие инициативной речи и мышления. Содержанием обучения является работа по формированию умения детей говорить не торопясь, достаточно громко, литературно правильно, интонационно выразительно, давать полные ответы на вопросы педагога о виденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности.

7. Подготовка к обучению технике письма. Подготовка детей с ЗПР к обучению письму часто осложняется легкими формами двигательных нарушений, изменением мышечного тонуса, что обуславливает утомляемость кистей рук, неловкость, несогласованность движений. Подготовка идет в нескольких направлениях: гимнастика пальцев и кистей рук; ориентирование на листе бумаги; обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков; соотнесение звука и буквы. Время непрерывного письма на превышает 5 минут.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое. Применяются следующие виды дидактического материала: предметные и сюжетные картинки;

текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки); разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);

схемы и таблицы, звуковые и буквенные линейки, звуковые часы.

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.


Конспект подгруппового занятия для детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Тема: «Звук и буква «О»

Цель: Закрепление навыков звукового анализа и синтеза, знакомство с буквой «О»

Задачи: Корреционно - образовательные:

Уточнить артикуляцию и характеристику звука «О»,

Продолжать учить детей звукобуквенному анализу и синтезу, определять позицию звука в слове,

Познакомить с буквой «О»

Коррекционно - развивающие:

Развивать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения, память, внимание

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать навыки контроля и самоконтроля, интерес к занятиям, активность, работоспособность.

Оборудование: картинка «остров»,компьютерная игра «Учимся с Логошей», презентация «Звук «О», зеркала, фишки, нитки красного цвета, кассы, буквы,

Ход занятия:

Организационный момент.

Психогимнастика. Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове.
Сначала мы удивились: О! Потом огорчились: О-О-О! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-О-О! (Дети мимикой выражают разные эмоции)

I . Постановка цели занятия.

Откуда мы только что вернулись?

Прислушайтесь к слову «остров», какой первый звук вы слышите?

Сегодня мы будем слушать звук «О», познакомимся с буквой «О»

1 .а) Артикуляция и характеристика звука «О» (Показ звука «О» жестом),

б) произнесение звука «О» хором, индивидуально. (Показ презентации)

2.Выделение звука из ряда (хлопком):

Звуков: а, о, у, и, ы, э, а;

Из ряда слов: хорошо, прыгать, мокрый, много, сумка, шагаю, зонт, занятие.

3. Игра «Укажи картинку» (компьютерная игра «Учимся с Логошей») – определение позиции звука «О» в начале, середине, конце слов.

4.Динамическая пауза.

Игра «Запретное действие»

5. Знакомство с буквой «О»

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла –

Покатиться бы смогла.

а) Показ буквы.

б) Нахождение в звуковом домике.

в) Ниткопись.

г) Прорисовывание в воздухе, на ладошке, на спине у соседа.

6. Звукобуквенный анализ и синтез слогов АО, АОУ. Чтение этих слогов.

III . Итог занятия.

Антонина Боброва

учитель-дефектолог Боброва Антонина Владимировна

Тема: «Путешествие драконов»

Приоритетная образовательная область - «Познание».

Интегрируемые образовательные области - «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Цель образовательной деятельности: Создание условий для развития познавательных способностей детей.

Задачи.

Область «Познание»

1. уточнить акустико-артикуляционные представления о звуках [Д]-[Д"].

2. познакомить с буквой Д.

3. закрепить умение определять позицию звуков [Д]-[Д"] в слове.

4. закрепить навык слогового анализа слов.

Область «Коммуникация»

1. уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса.

2. воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

Область «Социализация»

1. побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

2. воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Область «Здоровье»

1. развивать фонематический слух.

2. развивать зрительное и слуховое восприятие и память.

3. развивать зрительно-моторную координацию.

Методы и приемы

1 Практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика).

2. Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр).

3. Словесные (художественное слово, рассказ по опорным картинкам, беседа, объяснение).

Материалы и оборудование: карточки предметные с звуками [Д]-[Д"], плакат «Деревенский двор», дракончики синего и зеленого цвета, волшебные часы, прищепки и шаблоны, пуговицы и бархатные листы, иллюстрация дятла, тетради и простые карандаши.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Ребята, к нам на занятие пришли дракончики. Рассмотрите их, что у них разного? (Дети сравнивают дракончиков: «Один дракон зеленого цвета, а другой – синего цвета») . Они принесли нам карточки. Назовите карточки синего дракона.

Дуб-дом-дым. Назовите первый звук в этих словах. (Дети: «Звук [Д]»).

Назовите карточки зеленого дракона.

Дюймовочка-дятел-диван. Назовите первый звук в словах. (Дети: «Звук [Д"]»).

2. Акустико-артикуляционная характеристика звуков .

Произнесем звук [Д].Мы его тянем? Значит он гласный или согласный? Как мы его произносим твердо или мягко?. (Дети отвечают на вопросы и приходят к выводу: [Д]- согласный, твердый, обозначаем синим цветом) .

Произнесем звук [Д"]. Мы его тянем? Значит он гласный или согласный? Как мы его произносим твердо или мягко? (Дети отвечают на вопросы и приходят к выводу: [Д"]- согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом).

А вы поняли, почему у нас дракончики тоже синего и зеленого цвета?

3. Звуковой анализ слов

Игра «В деревенском двору».

Нас приглашают на прогулку. Закрыли глазки. 1,2,3,4,5.

Посмотрите, куда нас привели дракончики? Что вы видите? (Дети перечисляют предметы, которые видят на плакате, приходят к выводу, что это двор в деревне) . Помогите нашим друзьям.

Синему дракончику нужно назвать предметы с твердым звуком [Д], а зеленому дракончику – с мягким звуком [Д"].

Повторим, какие это звуки?(Дети повторяют характеристики звуков) .

Игра «Волшебные часы».

Ребята, у драконов есть необычные часы: Вместо цифр на циферблате картинки и схемы. Подберите слова к схемам. (Дети стрелками соединяют слова с соответствующей схемой, определяют позицию изучаемых звуков в слове (начало, середина).


Динамическая пауза.

Послушайте, кто стучит на дубу? А что вы знаете о дятле?(Дети рассказывают, что дятел зимующая птица, называют части тела, это «лесной доктор») .Назовите первый звук в слове. Какой он? Где живет дятел? Сделаем лес. Помогут нам прищепки.

(Дети делают елочки, лиственные деревья, ежа, лягушек с помощью прищепок) .

Вот такой необычный лес у нас получился (выставляем на панно).


Дракончикам очень понравился ваш лес, они хотят остаться там жить. Проводим их. А мы возвращаемся, закрыли глаза 5, 4,3,2,1. Мы снова в группе.

4. Знакомство с буквой.

Звуки[Д]-[Д"] на письме обозначают букву Д. На что похожа буква Д? (Дети отвечают: На дом, тучку) .


Игра «Пуговичная буква».

Соберите букву из пуговиц. (Дети собирают на бархатной бумаге из пуговиц букву Д) .


5. Работа в тетради.

Откройте тетради. Возьмите правильно карандаш. Обведите букву по образцу.

6. Заключительная часть.

С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает?

А кто с нами подружился? Что вам понравилось на занятии?

Молодцы, вы сегодня хорошо занимались! До свидания!

Ольга Арсентьева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

для детей с задержкой психического развития «Заветный ключ»

Задачи :

Коррекционно-образовательные задачи :

Продолжать учить давать характеристику звукам;

Продолжать учить последовательно выделять звуки в односложных словах;

Учить выполнять условно – графическую схему звукового состава слова;

Закреплять умение дифференцировать «гласные» и «согласные» звуки, вспомнить символы гласных и согласных;

Закреплять слоговой анализ слов;

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие;

Совершенствовать навыки связной речи;

Развивать грамматический строй речи ;

Закреплять названия деревьев;

Развивать общую и мелкую моторики;

Развивать пространственные представления;

Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии ;

Развивать интерес к сказкам, сказочным героям;

Формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации;

Словарная работа : карта, сундук, сверток, «Айболит» , «Кот в сапогах» , пара.

Подготовка педагога к образовательной деятельности :

Изучила пособие Морозовой И. А., Пушкаревой М. А. «Подготовка к обучению грамоте : Конспекты занятий : 6-7 лет», использовала интернет-ресурсы при подготовке к НОД ;

Составила конспект организованной образовательной деятельности на тему «Заветный ключ!»

Подготовила пособия для проведения ООД (обучающие дощечки , дом для звуков, картинки)

Предшествующая работа с детьми :

Развитие фонематического восприятия, закрепление понятий «гласный звук» , «согласный звук» , «твердый» , «мягкий» , «звонкий» , «глухой» , закрепление умения делить слова на части, выполнять звуковой анализ слов, давать характеристику звукам.

Материалы и оборудование :

Сундук, карта, пособие «Дом для звуков» , картинки «Кот в сапогах» , «Совушка» , «Айболит» , «Волк» , пособие «Обучающие дощечки – слоговой анализ» , картинки «ель» , «клен» , «дубы» , «ива» , «рябина» , «береза» , пособие «Обучающие дощечки – звуковой анализ» , картинка «сосны» , разрезные картинки «сосна» , ключ.

Методы и приемы :

1. Сюрпризный момент : сундук.

2. Проблемная ситуация : отыскать ключ, чтобы открыть сундук.

3. Отправление в путешествие по карте.

4. Игра «Сказочная избушка» .

5. Продолжение пути по карте.

6. Игра «Заколдованный лес» .

7. Продолжение пути по карте.

8. Физминутка «Вместе с Буратино» .

9. Игра «Магическая дощечка»

10. Игра .

11. Получение ключа.

12. Оценка и поощрение.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Вводная часть

Деф.: Ребята, посмотрите вокруг, вы заметили что-нибудь необычное в группе ?

Дети : Сундучок!

Деф.: Попробуйте его открыть детей не получается ) . Что же нужно, чтобы открыть сундук?

Дети : Ключ!

Деф.: Ключа нигде нет. Но я заметила рядом с сундучком лист бумаги. Скажите, что с ним не так? На что похож этот сверток, как вы думаете?

Дети : он не целый, это его часть.

Дети : На карту!

Деф.: Верно! Эта часть карты показывает начало нашего пути к ключу. Когда соберем все части карты, найдем дорогу к ключику. А чтобы найти вторую часть карты, посмотрите на карту, скажите, где мы сейчас находимся?

Дети : Мы стоим возле сундучка.

Деф.: Ты прав. Куда ведет нас дорога?

Дети : Сначала прямо к грибу, затем поворачивает налево и ведет к цветочку.

Деф.: Вставайте друг за другом и пройдите по дороге.

Карта привела нас к Сказочной избушке. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

2. Основная часть.

1) «Сказочная избушка»

Деф.: Если догадаемся, какие сказочные герои живут в этой избушке, то получим вторую часть карты и продолжим путь. Посмотрите, какого цвета огонек загорелся в избушке.

Дети : Красного!

Деф.: Какие звуки мы обозначаем красным цветом?

Дети : Гласные!

Деф.: Какие звуки называем гласными?

Дети : гласные – это звуки, которые можно пропеть и протянуть, воздух проходит свободно.

Деф.: Молодцы, в избушке живут сказочные герои, в названии которых первый звук – гласный.

Выберите сказочных героев, в названии которых первый звук – гласный.

Перед детьми лежат картинки : Айболит, Волк, Кот в сапогах, Ослик.

Деф.: Дима, какой сказочный герой стоит в начале? Никита, какой сказочный герой стоит в конце?

Катя, какие сказочные герои стоят в середине?

Никита, как ты думаешь, какой сказочный герой живет в избушке?

Дети : Айболит!

Деф.: Почему ты так решил?

Дети : Первый звук в слове «Айболит» - звук [а], он гласный.

Деф.: Молодец! Володя, есть еще подходящие нам герои?

Дети : Ослик, потому что в слове «ослик» первый звук – [о]

Деф.: Хорошо! Какие герои остались?

Дети : Волк, Кот в сапогах!

Деф.: А эти герои будут жить в избушке?

Дети : Нет, потому что первый звук в названиях – согласный.

Деф.: Вот мы и справились с этим испытанием, а вот и вторая часть карты!

Деф.: Володя, как узнать, куда нам нужно двигаться?

Дети : Нужно посмотреть на карту.

Дефектолог отдает вторую часть карты детям : Куда ведет нас дорога?

Дети : Сначала к пеньку, потом поворачиваем и идем к листику.

2) Игра «Заколдованный лес»

Деф.: Ребята, мы пришли к заколдованному лесу, пройдем его и получим третью часть карты! Посмотрите на картинки на дощечке. Дима, назови картинку в левом верхнем углу (липа) . Володя, назови картинку в нижнем правом углу (береза) . Катя, назови картинку в правом верхнем углу (дубы) . Никита С., какая картинка в нижнем левом углу? (ель) Никита Ч., назови картинку между липой и елью? (рябина) Дима, какая картинка стоит между дубами и березой? (ива) . Молодцы!

Как назовем эти картинки одним словом? Как ты думаешь, Катя?

Дети : Это деревья!

Деф.: У каждой картинки есть пара (уточняется : пара- это сколько предметов) . Но картинки потеряли свою пару, соедините, пожалуйста, деревья, в которых одинаковое количество частей. Помогите картинкам найти свою пару!

Дима, посчитай, сколько частей в слове «дубы» ? (при необходимости, дефектолог отхлопывает слово вместе с детьми)

Дети : В слове «дубы» две части.

Деф.: Катя, ты согласна с Димой? Никита, как ты думаешь, Дима прав?

Найдите, пожалуйста, слово, в котором тоже будет две части.

Дети : В слове «ива» две части.

Деф.: Хорошо, соедините эти картинки с помощью резинки.

Деф.: Никита, сколько частей в слове «рябина» ?

Дети : В слове «рябина» три части.

Деф.: Катя, какая пара будет у этой картинки?

Дети : Береза!

Деф.: почему ты так решила, Катя?

Дети : В слове «береза» получилось три части.

Деф.: Соедините эти картинки резинкой.

Деф.: Володя, какие деревья остались без пары?

Дети.: Клен и ель.

Деф.: Посчитай, пожалуйста, сколько частей в слове «клен» ?

Дети : Одна часть.

Деф.: Сколько частей в слове «ель» ?

Дети : Одна часть.

Деф.: Как ты думаешь, Никита, получится пара у этих деревьев?

Дети : Получится, в слове «клен» и «ель» по одной части.

Деф.: Молодцы. Все картинки нашли свою пару. Справились с испытанием, получите третью часть карты! Куда же она нас ведет, Никита С. ?

Дети : Прямо к ягодке!

Деф.: Вставайте друг за другом и пройдите к ягодке.

Дети доходят до ягодки.

Деф.: Ребята, долгий путь мы проделали, и все, наверное, устали. Вспомните, пожалуйста, кто из сказочных героев искал, как и мы, ключик?

Дети : Буратино! (дефектолог подсказывает при необходимости) .

Деф.: Посмотрите, как он искал ключик, повторите за ним.

3) Игра «Магическая дощечка»

Деф.: Ребята! Мы с вами попали к «Магической дощечке» . Присаживайтесь за столы. Испытание у нас непростое – зашифруем слово на звуковой дощечке и получим четвертую часть карты. А какое слово нужно зашифровать, вы узнаете, когда почините сломанные картинки.

Перед детьми разрезные картинки с изображением сосны, состоящие из разного количества частей.

Дефектолог раздает разрезные картинки детям.

Никита С.: 5 частей

Никита Ч.: 4 части.

Володя Ф.: 5 частей.

Дима Г.: 5 частей.

Катя П.: 4 части.

Деф.: Что у тебя получилось, Никита? Дима, какая картинка получилась у тебя? Катя, у тебя что получилось? Володя, какую картинку ты собрал? Здорово! У нас получился одна сосна?

Дети : У нас получилось их много!

Деф.: Если деревьев стало много, как мы их назовем?

Дети : Сосны!

Дефектолог вставляет в окошко обучающей дощечки картинку с изображением сосен.

Какой первый звук в слове «сосны» , Катя? Что ты расскажешь про этот звук? Каким цветом его обозначим? Выбери, пожалуйста, подходящую крышку и обозначь звук.

Какой второй звук в этом слове, Дима? Каким цветом его обозначим? Почему обозначим красным цветом? Выбери крышку.

Какой следующий звук в этом слове, Володя? Что ты расскажешь про этот звук? Выбери подходящую крышку.

Какой звук следующий, Никита? Расскажи про него и обозначь подходящим цветом.

Есть еще звуки в слове «сосны» ? Сколько звуков получилось? Дима, назови согласные в этом слове? Катя, какие гласные здесь есть? Никита, какое слово мы зашифровали? Володя, сколько частей получилось в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая часть?

Ребята, вы замечательно справились с этим испытанием. Получите часть карты. Посмотрите, куда она нас ведет?

Дети : Сначала к мухомору, а потом поворачиваем к пенечку.

Деф.: Вставайте друг за другом и отправляйтесь в путь.

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик найти,

Нужно по дорожке нам идти!

4) «Поляна чудесных превращений»

Деф.: Карта привела нас к поляне чудесных превращений. Присаживайтесь на полянке.

Дети садятся на коврик. Часть карты мы получим, когда превратим эти картинки в слово.

Ребята, посмотрите на картинки, что здесь нарисовано?

Дети : индюк, волк, аист.

Деф.: По первым буквам в названиях соберите слово.

Дима, какой первый звук в слове «индюк» ? Выберите букву И и положите ее перед собой.

Володя, какой первый звук в слове «волк» ? Найдите подходящую букву. После какой буквы ты ее положишь, Катя? Никита, какой первый звук в слове «аист» ? Выберите подходящую букву. Ребята, попробуем подружить буквы, какое слово у нас получилось?

Дети : Ива!

Деф.: Что же это такое – ива?

Дети : Это дерево!

Деф.: Здорово у вас получилось! Скажите, пожалуйста, у ивы листья какие?

Дети : Ивовые!

Деф.: Какие еще деревья встретились сегодня на нашем пути?

Дети : Береза клен, дуб, рябина.

Деф.: Какие листья у березы? (рябины, клена, дуба)

И с этим испытанием вы справились! Получите последнюю часть карты, скажите, где спрятан ключик?

Дети : Ключ лежит под березой.

Дети находят ключ.

Заключительная часть.

Деф.: Вот и ключ у нас в руках. Теперь мы сможем открыть сундучок.

Дети открывают сундук ключом.

Деф.: Что лежит в сундуке, ребята?

Дети : Медали!

Деф.: Эти медали для вас, за ваше внимание и знания!

Вот и завершилось наше путешествие по карте в поисках ключа. Никита, что понравилось тебе больше всего во время путешествия? Дима, какое задание тебе было интереснее всего выполнять? Катя, а тебе что понравилось больше всего? Никита, что запомнилось тебе больше всего?

Ответы детей .

НОД по обучению грамоте для детей с ЗПР в подготовительной группе по теме: "Учимся играя"

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закреплять графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умение составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие памяти и внимания.
  • Развитие словесно-логическое мышления у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формирование навык совместной работы в паре.

Оборудование: тарелочки с манной крупой; большая касса букв; картинки-конфеты разрезные; звуковые схемы; звуковички; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; картинки сказочных героев; слова для составления предложений; схемы слов; корзинки с карандашами; книга «Моя первая Азбука» ; «шарики-смешарики» .

1. Организационный момент

Дети встают в круг, взявшись за руки, и говорят девиз:

Говорим красиво, четко, внятно.

Чтобы было всем понятно.

Дефектолог: Звуки согласные называйте, места занимайте.

2. Сообщение темы занятия.

Дефектолог: -Мы сегодня с вами поиграем. Вспомним все то, чему научились и покажем наши знания. Вас ждет много интересных заданий.

3. Закрепление изученного материала.

1) Печатание букв на манной крупе.

Дефектолог: Чтобы нам занятие начать, нужно буквы написать (логопед загадывает загадку, а дети должны отгадать и напечатать на манной крупе букву-отгадку) .

Айболиту все сперва

Говорили букву...

Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву...

На одной стоит ноге,

Любят гуси букву...

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -

Так хохочет буква...

Для шипенья хороша

В алфавите буква...

2) Блиц-вопросы:

Дефектолог: На вопросы отвечаем, полные ответы составляем.

Какие бываю звуки речи?

Дети: гласные и согласные.

Почему гласные звуки называются гласными? Согласными?

Дети: гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] .

Дети: согласными называются звуки при образовании которых воздух встречает во рту какую-нибудь преграду.

Согласные звуки: [б] , [в] , [г] , [д] , [ж] , [з] , [к] , [л] , [м] , [н] , [п] , [р] и др.)

Какие бывают согласные звуки?

Дети: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

3) Игра «Собери буквы» (работа по парам) .

Каждый ребенок собирает букву, находя себе пару.

Собирают букву, выходят к доске и придумывают слова на эту букву.

(К, О, В,Д, М, У: кот, вода, дом, утка, мост, оса.

Физминутка «А сейчас мы с вами, дети»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре -

Вот летит ракета ввысь! (1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты» ; 3-4 - основная стойка.)

5) Игра «Зашифрованное слово»

Дефектолог: Цифры по порядку быстро расставляйте,

Полученное слово вслух вы прочитайте.

(У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку, прочесть полученное слово, назвать количество слогов в слове. Отхлопать слово) .

Дети: кукла, ваза, школа, парта.

6) Игра «Составь предложение»

Дефектолог: Здесь ветер сильный погулял

И слова все разбросал.

Вы их вместе соберите, предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

ВОПРОСЫ: -Что вы собрали из слов?

Сколько слов в предложении? Проговорите предложения, которые у вас получились.

3. Подведение итогов. Оценивание.

Дефектолог: - Ребята, подойдите ко мне и выберите «Шарик – смешарик» с тем настроением, которое было у вас сегодня во время путешествия в осенний лес.

Молодцы. До свидания!

 

Возможно, будет полезно почитать: