Конспект занятия НОД на тему «Космос» в старшей группе. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Космос

Цели и задачи:

Познакомить детей с основными планетами, дать первоначальное преставление о строении солнечной системы и планетах;

Развивать словарь детей; познакомить с названиями планет: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон;

Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; активизировать словарь детей, воспитывать любовь к своей планете.

Материал: картинка на ковролине с изображением звёздного неба и планет (оформление развивающего пространства), презентация «Космос» и оборудование для демонстрации, картинки с изображением Солнца, Луны, ночного звёздного неба, созвездия Большой Медведицы (для отгадывания загадок), детали геометрических фигур для конструирования.

Ход образовательной деятельности

Игра « Кто знает, тот отвечает»

Воспитатель подводит детей к картине на ковролине с изображением планет и спрашивает детей. Как называется планета на которой мы живём, а также предлагает отправится в путешествие в космос и познакомиться с названиями других планет.

Дети рассаживаются перед экраном.

Беседа « Космос. Вселенная»

Воспитатель продолжает рассказ: все планеты солнечной системы представляют собой 8 огромных шарообразных тел. Одни из них больше нашей земли другие меньше. (Показ слайдов). Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. Солнечный свет отражается от планет, и поэтому можно видеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки.

Воспитатель знакомит детей с названиями других планет: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн. (Показ слайда).

Загадочный мир планет с давних времён притягивал к себе внимание людей и люди начали осваивать космическое пространство. Первый космический корабль « Восток» . На нём 12 апреля 1961 года впервые в мире советский человек Юрий Алексеевич Гагарин совершил полёт вокруг земного шара.

С тех пор прошло немало времени и многое сделано в области освоения космоса. Космические аппараты исследуют Луну и другие планеты солнечной системы. Даже животные побывали в космосе и стали героями мультипликационного фильма.

Игра-задание «Путешествие на ракете».

Игра - задание «Путешествие на ракете»

Ведущий: К запуску ракеты приготовиться!

Дети: Есть приготовиться!

Ведущий: Пристегнуть ремни!

Дети: Есть пристегнуть ремни! (Имитируют движение.)

Ведущий: Соединить контакты!

Дети: Есть контакты! (Хлопок в ладоши 1 раз.)

Ведущий: Завести моторы!

Дети: Есть завести моторы! (Имитируют движение.)

Ведущий: К старту готовы?

Дети: Готовы! (Стоят на месте.)

Ведущий: Пять, четыре, три, два, один…

Дети: Пуск! (Хлопают в ладоши, Садятся.)

Ведущий: Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко – далеко от Земли! Мы взяли с собой конверт с загадками. Если мы их отгадаем, то узнаем, куда летим.

Ведущий достает из конверта загадку:

Голубой платок,

Алый колобок,

По платку катается,

Людям улыбается.

(Небо и солнце.)

Физкультминутка

Кто – то утром не спеша,

(Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар,

(Дети дуют и разводят руки в стороны.)

А как выпустят из рук –

(Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг.

(Поворот.)

Что это за шар?

(Дети хором: «Солнце».)

Махнула птица крылом

И покрыла весь свет одним пером.

Рассыпалось ночью зерно,

Глянули утром – нет ничего.

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спиться –

В зеркале глядится.

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталось в небе только

Апельсиновая долька.

(Луна, Месяц.)

Из какого ковша

Не пьют, не едят?

А только на него глядят?

(Созвездие Большая Медведица.)

Сколько звезд в созвездии? (Семь.)

Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш.)

Ведущий: Молодцы ребята, все задания выполнили. Предлагаю вернуться обратно на землю.

Ведущий: К приземлению приготовиться!

Дети: Есть приготовиться! (Дети встают.)

Ведущий: Приглушить моторы!

Дети: Есть приглушить моторы!

Ведущий: Разъединить контакты!

Дети: Есть разъединить контакты! (Хлопок в ладоши.)

Ведущий: Отстегнуть Ремни!

Дети: Есть отстегнуть ремни! (Имитируют движение.)

Ведущий и дети вместе: Пять, четыре, три, два, один! (Дети хлопают в ладоши.)

Ведущий: Полет окончен!

Дети садятся.

Ведущий: Во время путешествия мы познакомились со звездным небом, Луной и Солнцем.

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определён,

Но только на земле мир жизнью заселён.

Воспитатель. Вот мы и очутились на своей родной планете Земля. Давай те вспомним, ребята, какие летательные аппараты помогают людям осваивать космическое пространство.

Творческая работа детей.

Дети из геометрических фигур конструируют космический корабль.

Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.

Задачи:

Образовательные :

  • Формировать понятие “космос”, “космическое пространство”, “солнечная система”;
  • Обогащать речевой словарь словами по теме;
  • Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;
  • Учить определять самоцель.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать творческое воображение детей;
  • Совершенствовать навыки работы с клеем и кистью;
  • Развивать мелкую и общую моторику;
  • Учить четко, отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
  • Воспитывать чувство гордости за родную страну.

Материал:

  • Разрезные картинки с космическим сюжетом; воздушный шар голубого цвета, фломастер черный; интерактивная доска, ноутбук; фантастическая музыка в записи; листы белой бумаги по количеству детей, клей, кисти, салфетки для аппликации; звезда, бубен.

Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – “День космонавтики”.

  • Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
  • Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой. Чтение стихотворений, сказок и рассказов о космосе.
  • Непосредственно образовательная деятельность

    Введение в тему занятия.

    Дидактическая игра “Разрезные картинки”.

    Цель : уметь составлять сюжет, развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

    Описание игры: воспитатель готовит картинки, на которых изображен предмет или сюжет, связанный с темой занятия. На оборотной стороне каждой картинки наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки “рубашка” получается своего цвета. Затем картинки разрезаются на фрагменты, так чтобы количество фрагментов совпало с количеством детей. Фрагменты картинок раскладываются на столе лицевой стороной вверх.

    Ребята, давайте поиграем. У меня есть разрезные картинки. Скажите, как можно с ними поиграть?

    - (ответ детей)

    Чтобы собрать картинку в одно целое, нужно правильно подобрать фрагменты.

    Дети по одному выбирают фрагмент картинки. Подходят к столам с флажками одного цвета с картинкой. Собирают фрагмент в одно целое.

    Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить?

    - (ответ детей)

    Но прежде чем нам поговорить о космосе, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос, в каком населенном пункте мы живем?

    - (ответ детей)

    Правильно мы живем в Новом Васюгане. А Новый Васюган находится в Томской области. А Томская область входит в состав России. А Россия одна из множества стран на нашей планете Земля.

    Планета Земля похожа на шар. Она круглая. И если мы выйдем из дома и будем двигаться только вперед, то через много-много времени вернемся снова к своему дому. Вот посмотрите, как я могу проделать этот путь на этом воздушном шарике, ведь он тоже круглый, как наша планета Земля. Я, поставлю фломастер на самой верхней точке, и поведу линию вниз. И вот, я вновь оказалась в той точке, откуда начала движение. Вот так и древние путешественники убедились, что наша планета Земля круглая.

    Что же тогда окружает нашу Землю?

    - (ответ детей)

    А что же еще находится в космосе?

    - (ответ детей)

    А мы можем, просто поглядев на небо увидеть с Земли планеты?

    - (ответ детей)

    Да, конечно, просто посмотрев на небо, мы не увидим с вами планет. Планеты и звезды можно увидеть с земли только в телескоп. Телескоп – это большая подзорная труба. И наблюдают за звездами и планетами в телескоп ученые, которых называют астрономы.

    Как называется подзорная труба, в которую смотрят на звезды?

    Как называют ученых, которые смотрят в телескоп?

    А мы сейчас с вами сможем увидеть далекие планеты?

    - (ответ детей)

    Правильно, мы сможет сделать телескоп из бумаги. У нас на столах разложено все, что нужно для работы.

    Показ воспитателя. Один край листа нужно намазать клеем и свернув лист трубочкой наложить другой конец листа. Аккуратно промокнуть салфеткой по всей длине получившейся трубы.

    Дети подходят к столам. Работа проходит стоя. Если дети нуждаются в помощи, воспитатель помогает. Дети выполняют работу под музыку. <Музыка1>

    Вот, теперь у каждого из вас есть свой телескоп. Приглашаю вас на свои места. Присаживайтесь на стульчики, мы будем наблюдать за звездным небом.

    Дети садятся напротив интерактивной доски. На экране появляются планеты. Гимнастика для глаз. Дети смотрят на планеты сначала одним глазом, затем воспитатель предлагает посмотреть на планеты другим глазом.

    Цель: тренировка мышц органов зрения.

    На экране появляются планеты. Звучит фантастическая музыка. <Музыка2> Воспитатель про каждую планету читает стихотворение.

    Меркурий

    Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
    Залит он лучами горячего света,
    Так много ему достается лучей,
    Что эта планета других горячей!
    Так быстро Меркурий бежит по орбите,
    Как будто торопит: Меня догоните!”

    Венера

    В честь богине красоты
    Названа, Венера, ты!
    В темных небесах сияешь,
    Красотой нас одаряешь.

    Земля

    От Солнца третья по счету планета,
    Наша Земля поменьше Звезды.
    Но ей хватает тепла и света,
    Чистого воздуха и воды.
    Жизнь на Земле – это разве не чудо?
    Бабочки, птицы, жучок на цветке...
    Жизнь на зе6мле вы найдете повсюду –
    В самом далеком, глухом уголку.

    Марс

    Марс – таинственная планета.
    Она по размерам чуть больше Луны,
    Из-за кроваво-красного цвета
    Назвали планету в честь бога войны.

    Юпитер

    Юпитер – больше всех планет,
    Но суши на планете нет.
    Повсюду жидкий водород
    И лютых холод круглый год!

    Сатурн

    Сатурн – красивая планета
    Желто-оранжевого цвета,
    И кольцами камней и льда
    Окружена она всегда.

    Уран

    Уран – лежебока, и встать ему лень,
    Подняться планете невмочь,
    Сорокалетие длится там день
    И сорокалетие – ночь.

    Нептун

    Планета Нептун от Земли далеко,
    Увидеть ее в телескоп нелегко,
    От Солнца по счету планета восьмая,
    Царит на ней вечно зима ледяная.

    Плутон

    Несется в пространстве далекий Плутон,
    Он Солнца лучами едва освящен.
    А чтоб не скучал в одиночестве он,
    с ним спутник летит под названьем Харон.

    Мы с вами увидели планеты Солнечной системы. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Еще их называют Солнечная семья. Какие планеты вы запомнили?

    - (ответы детей)

    А вы знаете, что на Луне живет Звездочет, который считает планеты. Это такая игра. Предлагаю поиграть в “Звездочета”.

    Дети становятся в круг и произносят считалку, при этом передают друг другу звезду. Выбранный звездочет двигается под звук бубна подскоками за кругом. Как только бубен замолкает, звездочет останавливается и становится между двух детей, которые встают спинами друг к другу, и на счет раз-два-три – беги! – обегают в разных направлениях круг, стараясь первыми вернуться в исходную точку и забрать звезду у звездочета. Игра продолжается 3-4 раза.

    На Луне жил звездочет.
    Он планетам вел отсчет.
    Меркурий – раз, Венера – два,
    Три – Земля, четыре - Марс,
    Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
    Семь – Уран, восьмой – Нептун,
    Девять – дальше всех Плутон...
    Кто не видит – выйди вон!

    Мы земляне и живем на планете Земля. Скажите мне, пожалуйста, кто-нибудь еще живет в космическом пространстве?

    - (ответы детей)

    Возможно, вы и правы, и в космосе действительно живут инопланетяне.

    Стук в дверь. Входит ребенок в костюме инопланетянина.

    Ребята, посмотрите, к нам прилетел инопланетный гость. Давайте поздороваемся.

    Мне кажется, что это еще не совсем взрослый инопланетянин, а еще ребенок. И, наверное, он, как и вы любит поиграть.

    - (инопл.) Я хочу загадать вам загадки.

    Среди поля голубого –
    Яркий блеск огня большого.
    Не спеша огонь тут ходит,
    Землю – матушку обходит,
    Светит весело в оконце.
    Ну конечно, это... (солнце).

    Ясными ночками
    Гуляет мама с дочками.
    Дочкам не твердит она:
    - Спать ложитесь, поздно! –
    Потому что мать – Луна,
    А дочурки... (звезды).

    Буква А, буква А –
    Алфавита голова.
    Знает Вова, знает Света,
    “А” похожа на... (ракету).

    - (инопл.) Я очень люблю танцевать. Потанцуйте со мной. Я станцую инопланетный танец, а вы повторяйте движения за мной. <Музыка3>

    Физ. минутка Танец инопланетянина.

    Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

    - (инопл.) Мне пора спешить домой, до свидания!

    Дети прощаются с инопланетным гостем.

    Ну вот, инопланетный гость улетел. А кто еще летает в космос?

    - (ответы детей)

    А кто знает, как звали первого космонавта?

    - (ответы детей)

    Солнечное утро 12 апреля 1961 года. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома Байконур стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту.

    Стихотворение читает ребенок.

    Первый космонавт.
    На космическом корабле
    Он летел в межпланетной мгле,
    Совершив вкруг Земли виток.
    А корабль назывался “Восток”.
    Его знает и любит каждый,
    Был он юный, сильный, отважный.
    Помним взгляд его добрый с прищуром,
    Его звали Гагарин Юра.

    На экране слайд-шоу на тему Космос. Под песню “Знаете, каким он парнем был...” музыка А. Пахмутовой. <Видео1>

    Список используемой литературы.

    1. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт.-сост. Т. А. Шорыгина, сост. М. Ю. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.- (Библиотека Воспитателя).
    2. Скоролупова О. А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Покорение космоса”. - М.: ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2010. - 80с.

    Конспект занятия "Загадочный космос" в старшей группе

    Цель : Расширять и углублять представления детей о космосе.

    Задачи:

      Закрепить знания о планетах солнечной системы.

      Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».

      Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

      Закреплять умение отвечать на вопросы.

      Закреплять навык составления простых и сложных предложений.

      Закреплять умение образовывать слова-антонимы с приставкой без- .

      Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.

    Оборудование:

      Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты.

      Глобус.

      Мнемотаблицы.

    Предварительная работа :

      Беседы на тему «Космос»

      Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос»

      Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе

      Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе

      Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету»

    Ход занятия

    Дети сидят полукругом.

    Звучит космическая музыка.

    Воспитатель:

    Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.

    Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.

    Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

    Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство.

    Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю.А. Гагарин).

    С тех пор 12 апреля – день первого полета человека в космос, стал днем космонавтики.

    А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину).

    А где он находится? (Он находится на улице Гагарина)

    Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)

    Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина – космонавт)

    А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).

    А как вы думаете, какими должны быть космонавты?

    Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?»

    Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.

    Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

    Дидактическая игра «Добавь слово»

    Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

    Дети: Знать.

    Воспитатель: Любой космический маршрут

    Открыт для тех, кто любит …

    Дети: Труд.

    Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

    Для полетов на..

    Дети: Планеты.

    Воспитатель: Самый дружный будет наш

    Наш веселый…

    Дети: Экипаж.

    Воспитатель: Если в космос мы хотим

    Значит скоро …

    Дети: Полетим.

    Для полета мы построим космический корабль и назовем его «Дружба». Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк).

    Через люк мы заходим на борт корабля.

    Повторяем правило дружбы «Один за всех и все за одного».

    Начинаем отсчет времени: «10, 9, …., пуск»

    Невесомость . Какая наша голова? (Легкая); какие наши руки, ноги? (Легкие); какое наше тело? (Легкое). (Упражнения для рук, ног, шеи).

    Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? (Это метеорит).

    Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? (Метеоритный дождь).

    Как называется окно в космическом корабле? (Иллюминатор).

    Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).

    А пока мы летим, я загадаю вам загадки

    Загадки о космосе

    Сверкая огромным хвостом в темноте,

    Несется среди ярких звезд в пустоте,

    Она не звезда, не планета,

    Загадка Вселенной…(Комета)

    Осколок от планеты

    Средь звезд несется где-то.

    Он много лет летит-летит,

    Космический…(Метеорит)

    Освещает ночью путь,

    Звездам не дает заснуть.

    Пусть все спят, ей не до сна,

    В небе светит нам…(Луна)

    Планета голубая,

    Любимая, родная.

    Она твоя, она моя,

    А называется…(Земля)

    Океан бездонный, океан бескрайний,

    Безвоздушный, темный и необычайный,

    В нем живут вселенные, звезды и кометы,

    Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

    В небе виден желтый круг

    И лучи, как нити.

    Вертится Земля вокруг,

    Словно на магните.

    Хоть пока я и не стар,

    Но уже ученый -

    Знаю, то - не круг, а шар,

    Сильно раскаленный. (Солнце)

    Ночью с Солнцем я меняюсь

    И на небе зажигаюсь.

    Сыплю мягкими лучами,

    Словно серебром.

    Полной быть могу ночами,

    А могу - серпом. (Луна)

    По темному небу рассыпан горошек

    Цветной карамели из сахарной крошки,

    И только тогда, когда утро настанет,

    Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

    Мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Перечислим их!

    Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»

    По порядку все планеты

    Назовёт любой из нас:

    Раз - Меркурий,

    Два - Венера,

    Три - Земля,

    Четыре - Марс.

    Пять - Юпитер,

    Шесть - Сатурн,

    Семь - Уран,

    За ним - Нептун.

    Он восьмым идёт по счёту.

    А за ним уже, потом,

    И девятая планета

    Под названием Плутон.

    Ну, а десять – это Солнце,

    Не планета, а звезда,

    Ярко светит нам она!

    Наш корабль прибыл на неизвестную планету (выходят через люк, встречают инопланетянина).

    И: Здравствуйте. С какой планеты вы прилетели?

    В: Мы с планеты Земля.

    И: Значит, вы земляки?

    Дети: Земляки – это люди, которые живут в одной деревне, одном городе, области.Если мы с планеты Земля, то мы – земляне.

    И: Я прошу вас о помощи. В Заливе Радуги перепутались все цвета, если не построить радугу правильно, может случиться беда – моя планета сойдет с орбиты.

    А пока идем в Залив Радуги, я покажу вам свою планету. (Идут по планете). Здесь много перевалов. Вы стоите на тропинке, но вы не увидите на ней ни травиночки. На моей планете много гор из камней. Есть здесь моря и океаны, только в них совсем нет воды.

    А сейчас мы подошли к кратеру, который образовался от метеоритов. Посмотрите, какой он глубокий!

    И: Вот мы и в Заливе Радуги. Посмотрите, что случилось.

    В: А мы знаем слова, с помощь которых можно правильно построить радугу.

    Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

    Один ребенок строит радугу, а дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

    И: Спасибо вам, Земляне, за помощь.

    Я уверен, что моя планета сохранится. Нравится ли вам на моей планете?

    Д: Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.

    В: А на твоей планете нет воздуха – планета безвоздушная.

    Нет воды – безводная.

    Нет людей – безжизненная.

    Нет радости – безрадостная.

    И: Спасибо, Земляне, я буду часто вас вспоминать. Но мне очень грустно, потому что я никогда не увижу вашу красивую планету Земля.

    В: Давайте подарим инопланетянину глобус - модель нашей Земли. А нам надо возвращаться на Землю. (Прощаются. Идут к космическому кораблю. Через люк заходят на корабль).

    Начинается отсчет времени: «10,9,…, пуск»

    Наш корабль летит к земле.

    Давайте, пока мы летим к Земле, расскажем о Солнце. Нам помогут символы.

    Рассказ о Солнце с помощью символов.

    Солнце:

    Звезда или планета?(звезда)

    По размеру большое или маленькое? (большое)

    По форме круглое или квадратное? (круглое)

    По освещенности яркое или тусклое? (яркое)

    По температуре горячее или холодное? (горячее)

    По расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)

    Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков. Это очень вредно. Встаньте возле кресел. Сделаем теплый расслабляющий массаж для глаз.

    Массаж для снятия напряжения глаз

    Мы ладошки разотрём,

    Разотрём, разотрём

    И к глазам своим прижмём,

    Аккуратно так прижмём.

    Глазки будем согревать.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Глазки будут отдыхать!

    Теперь мы смело посмотрим в круглое окно космического корабля. Как оно называется, помните? (иллюминатор)

    Что мы видим? (Землю – нашу любимую планету)

    Благодаря нашей дружбе мы смогли помочь инопланетянину. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Вот так, взявшись за руки, люди всей нашей планеты смогут сохранить мир на Земле и природу во всей ее красоте. Вот мы и прилетели на Землю. (Дети выходят из корабля и садятся полукругом).

    Планета Земля - наш общий дом.

    Расскажем вам сейчас о нем!

    И вновь нам пригодится

    «Помощница - таблица»!

    Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)

    «Земля – планета. Она имеет форму шара. Земля – большая, но Солнце еще больше. Земля – разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая – это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая – это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет – это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!

    Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные»

    Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю.А. Гагарин:

    «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

    Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.

    Земля нам подарила

    Хорошего немало,

    И ждет она в тревоге,

    Чтоб мы ее спасли.

    Она для всех на свете –

    Единственная мама,

    А мы родные дети

    У матери Земли.

    Пускай над вашим краем,

    Пускай над нашим краем

    Цветут, не увядая,

    Весенние сады.

    Обнимем нашу Землю,

    Как маму обнимаем,

    И защитим, как маму,

    От горя и беды!

    Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.

    Воспитатель: Колдова Ольга Валериевна, г. Самара, МБДОУ № 12.
    Цель. Расширять знания детей о космосе, активизировать познавательный интерес, словарный запас по теме «Космос». Развивать мышление, воображение, фантазию, творческую и двигательную активность. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности и умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
    Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка.
    Предварительная работа: чтение энциклопедии о космосе. Беседы о первом космонавте, животных, побывавших в космосе, звездах и планетах, Вселенной. Разучивание стихов.
    Материал, оборудование к занятию: демонстрационный материал (слайды о космосе, космонавтах, детские рисунки), модель солнечной системы. Музыкальное сопровождение: Ю. Антонов «Трава у дома»; ВИА «Зодиак».
    Ход работы.
    Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами продолжим говорить о космосе.

    Каждый человек знает, что такое космос. Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты - все это космос.
    Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чём сейчас мы сможем полететь в космос?
    Дети: На ракете.
    Воспитатель: Разработал теорию ракеты, продумал её устройство и то, как она будет двигаться замечательный учёный Константин Эдуардович Циолковский. И только много лет спустя другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королёв смог сконструировать по теориям Циолковского ракету и первый космический спутник. Полетели в космос первыми собаки: Белка и Стрелка. И только после удачного их приземления,12 апреля 1961 года в космос поднялся человек - Юрий Алексеевич Гагарин, стал первым космонавтом. С тех пор 12 апреля наша страна отмечает праздник – День космонавтики.
    У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
    В нашем городе есть Аэрокосмический университет, где учёные и студенты разрабатывают новые ракеты. И большой завод « Прогресс». На заводе строят ракеты и собирают двигатели к ним. Наш город − Самара считается космической столицей страны.
    А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами собираемся в космическое путешествие (Звучит тихая спокойная музыка) - Представили? А какими же должны быть космонавты? Сейчас нам ребята расскажут.
    Дети:
    Чтец 1: Он пример для всех ребят,
    Его зовут героем.
    Гордо носит космонавт
    Звание такое.
    Чтобы космонавтом стать,
    Надо потрудиться:
    День с зарядки начинать,
    Хорошо учиться.

    Чтец 2: Показаться и врачу –
    Здесь экзамен строгий.
    Слабакам не по плечу
    Звездные дороги.
    На корабль могут взять
    Только сильных, ловких.
    И поэтому нельзя
    Здесь без тренировки.

    Чтец 3: Барокамера, бассейн,
    Где мы невесомы…
    Это космонавтам всем
    Хорошо знакомо.
    Вот кабину карусель
    Кружит круг за кругом.
    Не снаряд, а просто зверь
    Эта центрифуга.

    Чтец 4: Очень много предстоит
    Испытаний разных.
    Тот, кто в космос полетит,
    Их пройти обязан.
    Он профессии любой
    Должен знать секреты –
    Ведь на высоте такой
    Не спросить совета.

    Чтец 5: Мы пока что только дети,
    Но придёт желанный час -
    На космической ракете
    Дружно полетим на Марс!

    Воспитатель: В полёте космонавты должны следовать специальным космическим правилам. Что же это за правила?
    Дети:
    1. Космонавт, не забудь
    Во вселенную ты держишь путь.

    2. Главным правилом у нас
    Выполнять любой приказ.
    3. Космонавтом хочешь стать?
    Должен много-много знать.
    4. Любой космический маршрут
    Открыт для тех, кто любит труд.
    5. Только дружных звездолёт
    Может взять с собой в полёт.
    6. Скучных, хмурых и сердитых
    Не возьмём мы на (орбиту).

    Воспитатель: Космонавты должны много знать. Сейчас мы посмотрим, как много вы знаете. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
    1. Что значит космос? - Пространство вокруг Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами.
    2. Как звали первого в мире космонавта? - Юрий Алексеевич Гагарин.
    3. Когда наша страна отмечает день космонавтики? - 12 апреля.
    4. Как называется дом космонавтов? – орбитальная станция.
    5. Зачем он нужен? – космонавты там живут и работают.
    6. На что похож космический дом? – на огромную птицу.
    7. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? - Космический корабль.
    8.Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? - Ракета.
    9. Как называется костюм космонавта? - Скафандр.
    10. Как называется и животное, и созвездие? - Медведица.
    11. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? - Белка и Стрелка.
    12. Какие планеты вы знаете? - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.
    13.Самая большая и горячая звезда во Вселенной? - Солнце.
    14. Как называется завод в Самаре на котором собирают ракеты?- «Прогресс».
    Воспитатель: Молодцы ребята на все вопросы ответили. Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Давайте представим и тоже сейчас наденем скафандры.
    Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта».
    (Звучит музыка)
    - На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
    - Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
    - Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).
    - Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
    - На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
    Воспитатель: Ну вот, мы почти готовы к полёту. Но для того чтобы полететь в космос нам нужна ракета. Давайте мы её сейчас соберём.
    Дети собирают ракету на ватмане из картонных геометрических фигур. В круги (иллюминаторы) клеят свои фотографии (звучит музыка).
    Воспитатель: Ракета наша готова. Покажите, что у вас получилось. А из каких геометрических фигур вы её собрали?
    Дети: Прямоугольник, круги, треугольники, трапеция.
    Воспитатель: Вот теперь всё к полёту готово. Начинаем обратный отсчёт.
    Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 - пуск! (звучит музыка дети убегают).

    Уточнять и углублять представления о планете Земля, космосе, вселенной, космическом транспорте. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других первооткрывателях космического пространства. Воспитывать уважение к людям отважной профессии, чувство гордости за свою страну.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата 10.04.

    Тема недели: « Космос» Понедельник

    НОД

    ОД в режиме

    утро

    1. Художественно - эстетическое развитие.

    Рисование.

    Тема : «Этот Загадочный космос»

    Цель: Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. (восковое мелки и акварельные краски)

    2.Физкультурное. (по плану инструктора ФИЗО)

    Утреннее приветствие детей «Здравствуй планета Земля» – создать положительный настрой.

    Подбор предметных, сюжетных картинок, иллюстраций, детских книг, дидактических игр, атрибутов к с/р играм и т. д. по теме. Внести в группу альбомы: «Космос», «Солнечная система». Иллюстрации о космосе и космонавтах. Книги с произведениями о космосе и космонавтах. Атласы и энциклопедии. Активизировать внимание детей на предстоящую тему - рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, иллюстраций с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса.

    Беседа «Что такое космос». Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопрос.

    Инд работа по ФЭМП (Глеб, Артем) деление квадрата на 2 равные части. Цель: Называть части и сравнивать целое и часть

    Самостоятельная игровая деятельность. Формировать умение находить партнеров для игр, придумывать сюжет игры, строить игре взаимодействие, выступать в качестве организаторов игры.

    прогулка

    Карточка № 3

    Общение: «Космическая столовая». Какие продукты надо есть, чтобы быть здоровым?

    Дежурство: учимся договариваться, распределять обязанности.

    вечер

    3.Музыка. (по плану музыкального руководителя

    15.30-15.55

    Строительная игра «Космодром» Цель: Продолжать учить самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом, закрепление у детей умения обыгрывать постройки с использованием мелких игрушек.

    Словесные д/и и упражнения : «Закончи предложение», «Подбери слова-действия.

    Настольные игры - Развивать сообразительность и воображение, любознательность и речевое умение

    прогулка

    дата: 11.04.17

    Тема недели : « Космос» Вторник

    Образовательная деятельность в режимных моментах

    НОД

    ОД в режиме

    утро

    1. ФЭМП занятие 2 стр 59

    Тема: Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

    2.Физкультурное (на улице) (по плану инструктора ФИЗО)

    Беседа: «Солнце и планеты Солнечной системы» из альбома «Раз планета, два комета…»

    Ситуативный разговор и речевая ситуация: «Если бы я был космонавтом… »

    Индивид. работа с Артемом - конструирование: «Ракета» (из счётных палочек)

    «Какое число я пропустила?» - закрепить прямой и обратный счет в пределах 10

    прогулка

    Карточка № 3

    Обед, подготовка ко сну, подъем

    Общение: «Космическая столовая». Что едят космонавты на космической станции?

    Дежурство по столовой: побуждать самостоятельно сервировать стол, подбирать посуду в зависимости от меню, сопоставлять количество приборов с числом присутствующих детей (воспитывать самостоятельность, уважение к результатам труда.

    Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам . Формировать интерес к гимнастике после сна, закаливающим процедурам. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

    вечер

    3.Конструирование/ (оригами)

    Тема : «Ракета»

    Цель : Вызвать интерес к конструированию кораблей из бумаги; развивать мелкую моторику рук.

    Выбор центров деятельности при помощи доски выбора.

    Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевые игры: «Полёт на луну», «Космическое путешествие» (космонавты собираются в полет, тренируются, изучают карту звездного неба. в полете наблюдают за звездами и планетами, ведут бортовой журнал. Возвращаются на землю, докладывают о результатах космического путешествия руководителю полета).

    Инд работа (Арсений, Катя, Маша) - Рассматривание глобуса - закреплять представления детей о нашей планете: материки, океаны, моря, полюсы и др.

    Создание условий для самостоятельной деятельности : в уголке художественного творчества для работы. Предложить детям пластилин, раскраски про космос.

    прогулка

    П/ игры по желанию детей. Побуждать детей к самостоятельному проведению п\и, соблюдать и контролировать правила в п/и

    Дата: 12.04.17

    Тема недели: « Космос » Среда

    Образовательная деятельность в режимных моментах

    НОД

    ОД в режиме

    утро

    1.Чтение художественной литературы.

    Тема: Чтение отрывка из книги В.П. Бороздина «Звездолетчики», рассказ - «Первый в космосе»

    Цель: учить внимательно слушать, помочь осмыслить содержание рассказа.

    2. Физкультурное (по плану инструктора ФИЗО)

    Беседа о Дне космонавтики . Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого человека - Ю. Гагарина. Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями.

    Загадывание загадок о космосе . (приложение № 7)

    Индивид работа (Лиля, Оля). Д/и «Когда это бывает»..

    Цель: закреплять знания о сезонах и сезонных изменениях в живой и неживой природе.

    Д/игра « Найди лишнее» На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

    Самостоятельная игровая деятельность

    прогулка

    Карточка №3

    Обед, подготовка ко сну, подъем

    КГН во время обеда - закрепляем навыки аккуратного потребления пищи, пользоваться салфетками, столовыми приборами .

    Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам . Формировать интерес к гимнастике после сна, закаливающим процедурам. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

    вечер

    Организация ППРС для поддержки детской инициативы

    Выбор центров деятельности при помощи доски выбора

    ЧХЛ: Н.Носов «Незнайка на Луне" (отрывки) " с последующими режиссерскими играми «Приключения Незнайки на Луне».

    Конструктивно – модельная деятельность - «Космические корабли»; создание схем, чертежей космических кораблей. Строительно -конструктивные игры: создание мини-выставки кораблей.

    Графический диктант «Ракета»- (инд. работа с Катей, Даша, Артем) упражнять в ориентировке на листе бумаги.

    Самостоятельная деятельность в центрах активности.

    Прогулка

    П/ игры по желанию детей. Побуждать детей к самостоятельному проведению п\и, соблюдать и контролировать правила в п/и

    дата: 13.04.17

    Тема недели : «Космос» Четверг

    Образовательная деятельность в режимных моментах

    НОД

    ОД в режиме

    утро

    1. Художественно - эстетическое развитие

    Рисование

    Тема : «Лети ракета к звездам»

    Цель : учить детей изображать ракету, используя вытянутую треугольную форму или овальную, наносить на нее мелкие части (иллюминатор - окно, антенны); а также звездное космическое небо приемами "печатание", "набрызг". Расширять познания детей об окружающем нас мире техники. Развивать творческое воображение

    1. Развитие речи.

    Тема: Звуковая культура речи

    Цель: Упражнять детей в различении звуков л - р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук

    Моделирование ситуаций общения: «Интервью с космонавтами» (Кого берут в космонавты? На каких планетах вы побывали? Что интересного/удивительного там видели? Случались ли на вашем корабле чрезвычайные ситуации? Как вы с ними справились? Встречались ли вы с инопланетянами? Какие они? И т.д.)

    Инд работа (Алина, Женя) Д/игра «Назови слово» - упражнять в умении называть слова с заданным гласным звуком.

    Д/и «Строим ракеты» - закрепить геометрические фигуры, из которых можно построить ракету, упражнять в умении строить ракеты из счетных палочек.

    Выбор центров деятельности при помощи доски выбора

    Самостоятельная игровая деятельность

    прогулка

    Карточка № 3

    Обед, подготовка ко сну, подъем

    ГН – напомнить детям о необходимости приветствовать взрослых, воспитателей, детей, предложить рассказать о правилах этикета, связанных с приветствием, обобщить и дополнить ответы детей.

    Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам . Формировать интерес к гимнастике после сна, закаливающим процедурам. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

    « Особенности защиты человека в космосе» (скафандр, шлем, аппарат для дыхания, специальная обувь.)

    вечер

    1. Экология/ окружающий мир.

    Тема: «Космос». (О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр 53)

    Цель : расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса- ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и др. героях космоса.

    Организация ППРС для поддержки детской инициативы

    Познавательно-исследовательская деятельность: Можно ли увидеть воздух? Опыт «Обнаружим невидимку». Игра с воздушными шарами: «Как воздух играть помогает?»

    Развивающие интеллектуальные игры: «Сложи узор» («Ракета» - кубики Никитина), «Танграмм» (космические корабли, жители неизвестной планеты) - развивать мышление и зрительное восприятие.

    Создание условий для самостоятельной деятельности в книжном уголке. Выбрать книги для чтения и рассматривания: О звёздах и планетах», «Мифы звёздного неба ».

    Самостоятельная деятельность в центрах активности .

    Прогулка

    п/и «Ждут нас быстрые ракеты» Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

    П/ игры по желанию детей. Побуждать детей к самостоятельному проведению п\и, соблюдать и контролировать правила в п/и

    дата: 14.04.17

    Тема недели : « Космос» Пятница

    Образовательная деятельность в режимных моментах

    НОД

    ОД в режиме

    утро

    1 Аппликация (Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО деятельности, стр 88):

    Тема: « Космические корабли»

    Цель: Учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, чтобы правая и левая стороны изображения получились одинаковыми; располагать ракету на листе так, чтобы было понятно, куда она летит.

    2. Музыка. (по плану музыкального руководителя)

    Чтение художественной литературы. В. Степанов «Юрий Гагарин». Цель : знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность

    Подвижная игра «Море волнуется» (жители неизвестной планеты).

    Игра "Сложи ракету из геометрических фигур". Закреплять название геом. фигур.

    Беседа «Что случится с нашей планетой, если…». Расширять представление детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать желание беречь свою планету.

    Самостоятельная игровая деятельность

    Выбор центров деятельности при помощи доски выбора

    прогулка

    Карточка №3

    Обед, подготовка ко сну, подъем

    Беседа «Кого принимают в космонавты». Закрепить представления о необходимости заботиться о своём здоровье с детства. Уточнить какие физ. качества нужны космонавтам.

    Воспитание КГН. Закреплять навыки: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем.

    Гимнастика после сна «МЫ проснулись!» Цель: взбодрить детей после дневного сна и поднять настроение .

    Беседа - обсуждение «Особенности приема пищи в космическом полете».

    вечер

    Светит Солнце, а вокруг

    есть планеты, девять штук.

    Вам планеты по порядку

    Перечислю я сейчас…

    Раз! Меркурий,

    Два! Венера,

    Три! Земля,

    Четвёртый – Марс.

    Пять! Юпитер,

    Шесть! Сатурн,

    Семь! Уран,

    Восьмой – Нептун.

    Номер «девять» звать Плутон,

    Тот, кто лишний – выйди вон!

    Организация ППРС для поддержки детской инициативы

    Выучить с детьми считалку «Светит Солнце, а вокруг есть планеты, девять штук.»

    Индивидуальная и групповая работа: - развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).

    Опыт: « Почему кажется, что звезды движутся по кругу» (приложение 6) Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу.

    Самостоятельная трудовая деятельность (хозяйственно-бытовой труд). Уборка игрушек в игровом центре. Цель: развивать аккуратность, понимание необходимости соблюдения порядка.

    Прогулка

    П/ игры по желанию детей. Побуждать детей к самостоятельному проведению п\и, соблюдать и контролировать правила в п/и

    Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества «О космосе»

    Предварительный просмотр:

    Приложение №1

    Стихи

    В космической ракете

    С названием «Восток»
    Он первым на планете
    Подняться к звездам смог.
    Поет об этом песни
    Весенняя капель:
    Навеки будут вместе
    Гагарин и апрель.


    ***
    Когда над Землею летит космонавт,
    Глядят ему вслед миллионы ребят.
    Вечерней порою глядят в небеса,
    Сияют, сияют ребячьи глаза.
    И в них отражаются, ярко горят
    Те звезды, к которым они полетят.


    ***
    Мне сказал конструктор главный:
    - Будет взлет не очень плавный…
    Будет сердце, может быть,
    Часто в пятки уходить…
    Я ему вот так ответил:
    - К испытаниям готов!
    Ведь не зря же я на свете
    Прожил целых шесть годов.
    Задеру повыше пятки –
    Вот и будет все в порядке.
    И тогда за весь полет
    Сердце в пятки не уйдет.


    ***

    Чтобы папы-космонавты
    Не скучали без ребят,
    Скоро дети на ракете
    Вместе с ними полетят.

    Юрий Гагарин

    В космической ракете

    С названием «Восток»

    Он первым на планете

    Подняться к звездам смог.

    Поет об этом песни

    Весенняя капель:

    Навеки будут вместе

    Гагарин и апрель.

    День космонавтики

    Взлетел в ракете русский парень,

    Всю землю видел с высоты.

    Был первым в космосе Гагарин…

    Каким по счету будешь ты?

    * * *

    Ладонью, заслонясь от света,

    Сидит мальчишка.

    Тишина.

    И вдруг волшебное:

    Ракета достигла станции Луна.

    И оторвавшись от тетрадок,

    Сказал с достоинством:

    Порядок. -

    Как будто так и быть должно.

    Должно быть так,

    А не иначе.

    И удивительного нет,

    Что это нами,

    Нами начат

    Штурм неразгаданных планет.

    Его за скупость не корите:

    Мальчишка сдержан потому,

    Что продолжение открытий

    Эпоха вверила ему!

    Возвращение

    Закончился космический полет,

    Корабль спустился в заданном районе,

    И вот уж целиной пилот идет,

    Чтоб снова землю взять в свои ладони...

    И в космосе он думал лишь о ней,

    Из-за нее летал в такие дали -

    И лишь о ней все двести долгих дней

    Писал в своем космическом журнале!

    Созвездия

    Звезды, звезды, с давних пор

    Приковали вы навеки

    Человека жадный взор.

    И в звериной шкуре сидя

    Возле красного костра,

    Неотрывно в купол синий

    Мог глядеть он до утра.

    И глядел в молчанье долгом

    Человек в простор ночной -

    То со страхом,

    То с восторгом,

    То с неясною мечтой.

    И тогда с мечтою вместе

    Сказка зрела на устах:

    О загадочных созвездьях,

    О неведомых мирах.

    С той поры живут на небе,

    Как в ночном краю чудес, -

    Водолей,

    Стрелец и Лебедь,

    Лев, Пегас и Геркулес.

    * * *

    Есть в небе звездочка одна,

    Какая - не скажу,

    Но каждый вечер из окна

    Я на нее гляжу.

    Она мерцает ярко так!

    А в море где-нибудь

    Сейчас, наверное, моряк

    По ней сверяет путь.

    * * *

    Что там за родственник Луны,

    Племянник или внучек,

    Мелькает между тучек?

    Да это спутник!

    Вот те раз!

    Он спутник каждого из нас

    И в целом - всей Земли.

    Руками спутник сотворен,

    А после на ракете

    Доставлен в дали эти.

    Раскинув свой огнистый хвост,

    Комета мчится между звёзд.

    Послушайте, созвездья,

    Последние известия,

    Чудесные известия,

    Небесные известия!

    Несясь на диких скоростях,

    Была у Солнца я в гостях.

    Я Землю видела вдали

    И новых спутников Земли.

    Я уносилась от Земли,

    За мной летели корабли!

    Я помню, солнце в этот день искрилось:

    Какой был удивительный апрель!

    И в сердце радость с гордостью светилась:

    Из космоса Гагарин прилетел!

    Его все по улыбке узнавали -

    Такой улыбки не было второй!

    Весь мир рукоплескал! Все ликовали:

    Гагарин облетел наш шар земной!

    С тех пор приблизились неведомые дали,

    Осваивают космос корабли.

    А начинал - российский, славный парень,

    ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

    Генрих Сапгир.

    * * *

    Планеты

    Есть одна планета-сад
    В этом космосе холодном.
    Только здесь леса шумят,
    Птиц скликая перелётных,

    Лишь на ней одной цветут
    Ландыши в траве зелёной,
    И стрекозы только тут
    В речку смотрят удивлённо…


    Береги свою планету -
    Ведь другой, похожей, нету!
    Береги свою планету
    Я.Аким

    В космосе так здорово!
    О. Ахметова

    В космосе так здорово!
    Звёзды и планеты
    В чёрной невесомости
    Медленно плывут!

    В космосе так здорово!
    Острые ракеты
    На огромной скорости
    Мчатся там и тут!

    Так чудесно в космосе!
    Так волшебно в космосе!
    В настоящем космосе
    Побывал однажды!

    В настоящем космосе!
    В том, который видел сквозь,
    В том, который видел сквозь
    Телескоп бумажный!

    Астроном
    - Всё,- сказал я твёрдо дома, -
    Буду только астрономом!
    Необыкновенная
    Вокруг Земли Вселенная!

    * * *
    Как заманчиво
    Стать астрономом,
    Со Вселенною близко знакомым!
    Это было бы вовсе не дурно:
    Наблюдать за орбитой Сатурна,
    Любоваться созвездием Лиры,
    Обнаруживать чёрные дыры
    И трактат сочинить непременно -
    "Изучайте глубины Вселенной!"

    Приложение № 2

    Пальчиковая гимнастика "Луноход"

    Посмотрите, луноход

    По Луне легко идет.

    Он шагает очень важно,

    В нем сидит герой отважный.

    Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

    Мы по глобусу шагаем,

    Пальцы дружно поднимаем.

    Перепрыгнули лесок,

    На гору забрались,

    Оказались в океане –

    Вместе покупались.

    Пошагали в Антарктиду,

    Холодно, замерзли.

    На ракету все мы сели –

    В космос улетели.

    По порядку все планеты

    Назовёт любой из нас:

    Раз - Меркурий,

    Два - Венера,

    Три - Земля,

    Четыре - Марс.

    Пять - Юпитер,

    Шесть - Сатурн,

    Семь - Уран,

    За ним - Нептун.

    Он восьмым идёт по счёту.

    А за ним уже, потом,

    И девятая планета

    Под названием Плутон.

    Аркадий Хайт

    В пространстве космическом воздуха нет

    И кружат там девять различных планет,

    И солнце-звезда в самом центре системы

    И притяжением связаны все мы.

    Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля,

    Четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

    Семь – Уран, за ним – Нептун, он восьмым идет по счету,

    А за ним уже потом и девятая планета,

    Под названием – Плутон.

    Разминка

    Мы идём на космодром,

    Дружно в ногу мы идём.

    Мы походим на носках,

    Мы идём на пятках.

    Вот проверили осанку

    И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках) .

    Побежим ребята дружно -

    Разминаться всем нам нужно.

    Приложение № 3

    Подвижные игры:

    «Ждут нас быстрые ракеты»

    По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

    Ждут нас быстрые ракеты

    Для полёта на планеты.

    На какую захотим,

    На такую полетим!

    Но в игре один секрет:

    Опоздавшим места нет!

    После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

    «Космонавты»

    Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

    Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

    Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом

    Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

    На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.

    Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

    «Ракетодром»

    Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

    Ждут нас быстрые ракеты

    Для полётов по планетам.

    На какую захотим,

    На такую полетим!

    Но в игре один секрет –

    Опоздавшим места нет!

    Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

    «Невесомость»

    Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

    «Солнышко и дождик»

    Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.

    Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

    «Солнце – чемпион».

    Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

    На Луне жил звездочет.

    Он планетам вел учет:

    Раз – Меркурий,

    Два – Венера,

    Три – Земля,

    Четыре – Марс,

    Пять – Юпитер,

    Шесть – Сатурн,

    Семь – Уран,

    Восьмой – Нептун.

    Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

    Приложение № 4

    Дидактические игры:

    «Восстанови порядок в солнечной системе»

    Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.

    По порядку все планеты

    Назовёт любой из нас:

    Раз - Меркурий,

    Два - Венера,

    Три - Земля,

    Четыре - Марс.

    Пять - Юпитер,

    Шесть - Сатурн,

    Семь - Уран,

    За ним - Нептун.

    Он восьмым идёт по счёту.

    А за ним уже, потом,

    И девятая планета

    Под названием Плутон.

    «Найди лишнее»

    На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

    «Подбери созвездие».

    Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.

    Приложение № 5

    Игра – эстафета

    «Собери космический корабль». Дети делятся на две группы и подходят к столикам. На столике лежат части ракет по команде дети начинают собирать. Побеждает команда, первая собравшая ракету (можно специально положить лишнюю часть) .

    Приложение № 6 «Звезды светят постоянно»

    Цель. Показать, что звезды светят постоянно.

    Материалы. Дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

    Процесс. Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую - фонарик. Включите фонарик и с расстояния 5 см посветите на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

    Итоги. Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам строну конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

    Почему? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на черном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится Настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

    Опыт №2 «Почему кажется, что звезды движутся по кругу»

    Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу.

    Материалы. Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

    Процесс. Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.

    Итоги. На вращающемся бумажном круге появляются световые кольца.

    Почему? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезду, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей

    Приложение № 7

    КОСМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ


    В небе виден желтый круг
    И лучи, как нити.
    Словно на магните.
    Хоть пока я и не стар,
    Но уже ученый –
    Знаю, то - не круг, а шар,
    Сильно раскаленный
    . (Солнце)

    Ночью с Солнцем я меняюсь
    И на небе зажигаюсь.
    Сыплю мягкими лучами,
    Словно серебром.
    Полной быть могу ночами,
    А могу - серпом. (Луна )

    В чёрном небе до зари

    Тускло светят Фонари.

    Фонари - Фонарики

    Меньше, чем комарики .(Звезды)

    Ты весь мир обогреваешь

    И усталости не знаешь,

    Улыбаешься в оконце,

    А зовут тебя все . (Солнце)

    Ежедневно по утрам

    Он в окошко входит к нам.

    Если он уже вошёл -

    Значит, день пришёл .(Солнечный луч)

    Подрастал, подрастал,

    Был рогатым - круглым стал.

    Только круг, чудо-круг

    Стал опять рогатым вдруг .(Месяц)

    За бесчисленной отарой

    ночью шёл пастух усталый.

    А когда пропел петух -

    Скрылись овцы и пастух . (Месяц и звёзды)

    В голубой станице -

    Девица круглолица.

    Ночью ей не спится:

    В зеркало глядится . (Луна)


    В телескоп скорей взгляните
    Он гуляет по орбите.
    Там начальник он над всеми,
    Больше всех других планет.
    В нашей солнечной системе
    Никого крупнее нет. (Юпитер)

    Все планеты с полюсами,
    Есть экватор у любой.
    Но планеты с поясами
    Не найдете вы другой.
    В этих кольцах он один,
    Очень важный господин. (Сатурн)

    В небе я свечусь нередко,
    Ваша ближняя соседка.
    Я Меркурию сестра,
    И на мне всегда жара (Венера )

    Это красная планета
    По соседству с нами.
    Он зимой и даже летом
    Мерзнет надо льдами.
    Странно, что ни говори, -
    Лед не сверху, а внутри . (Марс)

    Вот планетам младший брат,
    По размеру маловат.
    К солнышку всех ближе он,
    Потому и раскален.
    (Меркурий)

    В космосе с хвостом летаю,
    Пыль вселенной подметаю.
    Как метла, мой длинный хвост
    Проведет уборку звезд. (Комета )

    Эти звездочки, как искры,
    Падают и гаснут быстро.
    Зажигают среди ночи
    В небе звездный дождик,
    Словно эти огонечки
    Рисовал художник. (Метеориты)

    Я лечу вокруг Земли,
    Отражаю вниз сигнал,
    Чтобы зрители могли
    Принимать телеканал. (Спутник)

    Космонавты, крепко сели?
    Скоро в космос выхожу!
    Вкруг Земли на карусели
    По орбите закружу .

    (Ракета, космический корабль)

    Он в скафандре, со страховкой
    Вышел на орбиту.
    Кораблю поправил ловко
    Кабель перебитый.

    (Космонавт, астронавт)

    В космосе нет сковородки
    И кастрюли тоже нет.
    Тут и каша, и селедка,
    И борщи, и винегрет -
    Расфасованы, как крем!
    Космонавтом буду.
    Из чего-то я поем,
    Вовсе без посуды.
    (Из тюбиков)

    В космосе всегда мороз,
    Лета не бывает.
    Космонавт, проверив трос,
    Что-то надевает.
    Та одежда припасет
    И тепло, и кислород.
    (Скафандр)

    Есть окошко в корабле -
    "Челенджере", "Мире".
    Но не то, что на Земле -
    В доме и в квартире.
    В форме круга то окно,
    Очень прочное оно.
    (Иллюминатор)

    • Чтобы глаз вооружить
      и со звёздами дружить
      Млечный путь увидеть, чтоб
      Нужен мощный …
      (Телескоп )


    Телескопом сотни лет,
    Изучают жизнь планет.
    Нам расскажет обо всём
    Умный дядя… (Астроном )

    Астроном – он звездочёт.
    Знает всё наперечёт.
    Только лучше всех видна

    В небе полная … (Луна )

    До луны не может птица,
    Долететь и прилуниться.
    Но зато умеет это,
    Делать быстрая … (Ракета )

    У ракеты есть водитель
    Невесомости любитель.
    По-английски «астронавт»
    А по-русски … (Космонавт )

    Летит жар-птица, хвостом гордится (Комета ).

    Космонавт сидит в ракете,
    Проклиная всё на свете.
    На орбите, как на зло,
    Появилось … (НЛО)

    НЛО летит к соседу,
    Из созвездья Андромеды.
    В нём от скуки волком воет злой зелёный … (Гуманоид)

    Самый первый в космосе

    Летел с огромной скоростью

    Отважный русский парень,

    Наш космонавт... (Гагарин)

    На корабле воздушном,

    Космическом, послушном,

    Мы, обгоняя ветер,

    Несемся на ... (Ракете)

    Есть специальная труба,

    В ней Вселенная видна,

    Видят звезд калейдоскоп

    Астрономы в ... (Телескоп)

    Сверкая огромным хвостом в темноте,

    Несется среди ярких звезд в пустоте.

    Она не звезда, не планета,

    Загадка Вселенной - ... (Комета)

    Осколок от планеты

    Средь звезд несется где-то.

    Он много лет летит-летит,

    Космический... (Метеорит)

    Специальный космический есть аппарат,

    Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

    Как одинокий таинственный путник,

    Летит по орбите искусственный... (Спутник)

    Освещает ночью путь,

    Звездам не дает заснуть.

    Пусть все спят, ей не до сна,

    В небе светит нам... (Луна)

    Планета голубая,

    Любимая, родная,

    Она твоя, она моя,

    А называется... (Земля)

    Океан бездонный, океан бескрайний,

    Безвоздушный, темный и необычайный,

    В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

    Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)


     

    Возможно, будет полезно почитать: