Конспект урока по чтению на тему: "Буква Щ, звук ". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква, Щ

Тема: Звук и буква Щ. Путешествие по стране Знаний.

Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

Обучение четкому произношению звука Щ, звуковому анализу;

Знакомство с буквой Щ.

2.Коррекционно-развивающие:

Развитие лексико-грамматического строя речи;

Развитие фонематического слуха;

Развитие мелкой моторики;

Развитие произвольного внимания.

3.Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение слушать логопеда и других детей.

Оборудование: ТСО (магнитофон), кукла Фея, зеркала, игрушка Кот, Щенок, изображение Чудища, плакат с картинками на звук Щ, изображение буквы Щ, картинки с изображениями, на что похожа Щ, конверты с индивидуальными заданиями для детей, ручки, карандаши, фломастеры, доска магнитная.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

За минуту до начала занятия включается музыка, чтобы стоящие за дверью дети услышали первые сказочные звуки.

Л: Ребята, сейчас мы войдем с вами в волшебную сказочную страну. Вы слышите эти звуки – сказка ждет вас. Но войти в волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в волшебную страну. А теперь … (шепотом) – пошли!

2. Сообщение темы занятия.

Дети входят в группу и видят Фею.

Л: Ребята, посмотрите, нас встречает сама Прекрасная Фея Знаний!

Логопед говорит от лица Феи: Я рада приветствовать вас в моей сказочной стране Знаний. Я давно наблюдаю за вами, и вы мне очень нравитесь! Вы справлялись со всеми моими заданиями. Вы просто молодцы! Вам не страшны никакие трудности и преграды. Сегодня я пригласила вас в свою страну Знаний, для того, чтобы совершить по ней интересное увлекательное путешествие, а заодно и узнать что-то новое. Сегодня вы должны познакомиться с новым звуком. Послушайте веселое стихотворение:

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

О ком это стихотворение? Какой звук встречается в нём чаще всего?

Правильно. Это звук Щ.

А теперь найдем звук Щ в моих волшебных зеркалах и посмотрим, что должен делать язычок когда мы произносим звук Щ.

3. Характеристика звука.

Смотрят в зеркала.

Язычок поднимается к небу. Губы округляются и вытягиваются вперёд.

Дети отходят от зеркал.

Фея: Спасибо вам, волшебные зеркала.

Л: Ребята, мне кажется, я слышу стук колес паровоза.

Дети вместе с логопедом и Феей подходят к звуковому поезду.

Л: Посмотрите, подъехал паровоз с вагончиками. Есть пустой вагончик. Там не хватает звука Щ, а чтобы он там появился, вы должны дать звуку Щ характеристику.

Есть преграда – звук согласный, глухой, всегда мягкий.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Фея: Ребята, я вас ненадолго оставляю, отправляйтесь в путешествие по моей стране. Я думаю, что вы справитесь со всеми моими самыми сложными заданиями. А дорогу вам будут указывать стрелочки.

А) Д/и «Собери слово».

Л: Загадка: Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Кто это?

Дети: Кошка.

Кошка: Здравствуйте, ребята. Давно я тут сижу и вас поджидаю. Заскучала даже. Давайте поиграем!

Логопед открывает конверт с заданиями. Нужно слоги поменять местами, чтобы получилось слово.

Ка, щу цы, щип ща, ро щи, кле гол, ще щи, ле щик, я ка, ще

ка, щеп

Б) «Работа с картинками»

Л: Ребята, посмотрите, да у Чудища не глаза, а что? (глазищи), не усы, а (усищи), не нос, а (носище), не руки, а (ручищи), не ноги, а (ножищи). Но мы его не боимся. Это доброе большое Чудище.

На плакате нарисованы картинки со звуком Щ. Провести линию от картинки к схеме (начало, середина, конец слова), в зависимости от расположения звука в слове.

Физминутка. Дети идут по стрелкам, а логопед в это время говорит:

Мы расправим плечи

И сведем лопатки.

Вот идем мы на носках,

А потом на пятках.

5. Знакомство с буквой.

Л: Ребята, посмотрите, а буква Щ давно нас тут заждалась!

Щ: Здравствуйте, дети. Я – буква Щ. У меня есть для вас стихотворения обо мне.

Логопед читает стихотворения о букве и показывает картинки.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Щ: Я приготовила для вас задания. Возьмите эти конверты. На них написаны ваши имена. Каждый возьмет свой конверт.

1.Задание: расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.

2.Задание: Звуковой анализ получившегося слова из первого задания. (слова пища, щавель, тащу, ищу, роща, щука, щётка). У каждого ребенка своё слово.

Щ: Молодцы, ребята. У меня есть дружок, веселый Щенок и он хочет с вами поиграть.

Щенок: А у меня есть для вас кроссворд!

Дети отгадываю кроссворд.

Выполнив задания, дети подходят по стрелочкам к Фее.

6. Итог занятия.

Спрашивает, что с ними происходило в ее стране знаний. Фея хвалит их. Благодарит.

Дети рассказывают Фее, что им понравилось. Кого они встретили и какие задания выполняли.

Фея: Я не ошиблась в вас. После таких приключений вы стали умнее и сообразительнее. Я думаю, что вы уже готовы пойти в школу и учиться там, на одни четверки и пятерки.

Я хочу вам подарить небольшой сладкий подарок от себя. Это одно из самых моих любимых лакомств. В его названии тоже есть звук Щ. Как вы думаете, что это?

Щербет. Кушайте и вспоминайте мою сказочную страну.

Но теперь вам пора домой. Слышите волшебную музыку...

Фея прощается с детьми. Звучит музыка, и дети осторожно выходят, так же как и входили.


Конспект урока по чтению в 1 «б» классе

Тема урока: Мягкий глухой согласный звук [Щ’], буквы Щ, щ.

Цель: Закрепить знания о букве Щ и звуке [Щ’]

Задачи:

    Образовательная: Закрепить умение находить букву Щ в словах и вычленять звук [Щ’] из звучащей речи.

    Развивающая: Развивать фонематический слух, навыки чтения, внимание, мышление, речь.

    Воспитывающая: Воспитывать мотивацию к учению на основе разнообразных форм работы

Тип урока: Урок закрепление

Планируемые результаты:

    Личностные: Основа для развития творческого воображения, интереса к чтению, мотивации обращения к книге.

    Регулятивные: Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

    Познавательные: Работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков. Ориентироваться в речевом потоке.

    Коммуникативные: Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников.

Оборудование: Учебник, интерактивная доска, презентация, наглядные пособия (карточки букв, звукобуквенные схемы), щука и чешуйки.

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

1 минута

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Садитесь! Меня зовут Наталья Андреевна, сегодня я проведу у вас урок чтения!

Приветствуют учителя.

Актуализация

Работа с лентой букв

8 минут

Отгадайте загадку.

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

И одежда чище.

(Щётка для одежды)

Что это?

В слове Щётка, какая первая буква? А звук? Давайте составим схему к этому слову. (Сколько слогов, какой из них ударный, из каких частей состоит наша схема, характеристика каждого звука.)

Посмотрите внимательно на ленту букв. Где находится звук [Щ’]?

Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он?

Буква Щ, звук [Щ’]. два слога, первый ударный, схема состоит из трёх частей: слог слияния, замочек, слог слияния. Выполняет ученик у доски.

Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

Физминутка

1 минута

Итак, мы с вами уже немного поработали, поэтому давайте отдохнём и сделаем несколько упражнений. В нашей физминутке будет слово, которое начинается на звук Щ, вам нужно не только выполнять упражнение, но и внимательно слушать.

Встали, приготовились, выполняем вслед за мной:

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

Какое слово на звук Щ встретилось вам в физминутке?

Смотрят на учителя и повторяют за ним движения.

Щенок.

Речевая разминка

Работа со схемой

1 минута

А сейчас мы с вами почитаем, но сначала сделаем несколько упражнений, чтобы читать нам было легче.

Разминка на дыхание. Скажите, какое время года у нас сейчас? Поставьте ручку перед собой, представьте, что у вас в руках снежинка, давайте её тихонечко сдуем ветерком, а теперь у нас на ладошках три снежинки, и мы сдуваем их быстро и резко.

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

На доске написаны слоги ащ-ощ-ещ- сначала читает учитель, потом повторяют дети, потом читают сами, под руководством учителя. Прочтите слова, которые вы видите на экране. (Щенок, щегол) к какому из слов подходит данная схема? (схема с выделением качества звука будет подходить к двум словам)

Выполняют дыхательную гимнастику.

Повторяют упражнение за учителем.

Читают слоги, написанные на доске.

Читают слова, определяют к какому из слов подходит данная схема.

Формирование навыков

Работа с учебником, загадками

Работа со схемой

Конструирование, работа с буквами

Работа с учебником, чтение стихотворений

Работа с предметными картинками

30 минут

Откройте стр. 64 в учебнике. Посмотрите, на ней представлены загадки про овощи, сейчас я их читаю, а вы внимательно следите глазками и попытаетесь отгадать, что же это за овощи.

Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

Что это? Найдите в этой загадке строчки, в которых есть звук [Щ’]. Кто нашел эти строчки? А кто готов нам прочитать? А теперь давайте прочтем загадку полностью, от начала до конца.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Что это? А здесь есть звук [Щ’]? Посмотрите внимательно на вторую строчку и скажите какой другой непарный звук по твёрдости и мягкости здесь есть? Давайте вспомним, звук Ш, он какой? Ещё раз, от начала до конца прочтем эту загадку.

Красная девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Что это? Здесь тоже нет звука [Щ’], а какой другой непарный звук здесь есть? В каких строчках встречается звук [Ц’]? Прочтем загадку целиком.

Капуста, лук, морковь – ОВОЩИ. Какие еще овощи вы знаете? Давайте составим схему к этому слову. Итак, сколько слогов в этом слове, на какой слог падает ударение, давайте охарактеризуем каждый звук.

Какой суп не бывает без капусты? А какой без свёклы? Вам даётся подсказка в учебнике (Щи, борщ.)

Итак, внимание, на доске мы видим буквы, давайте образуем из них слоги и хором их прочтем, (ЩО, ЩЕ, ЩУ, ЩИ, ЩА), а теперь наоборот (ОЩ, ЕЩ, УЩ, ИЩ, АЩ). (Добавляю еще два согласных звука [К] и [Н]). Из представленных на доске букв какие слова мы можем составить? (Щука, щека, щенок). А чтобы написать слово щука верно, какое правило мы должны с вами вспомнить?

В учебнике, на стр. 65, вверху стихотворение, я читаю, а вы внимательно следите за мной и подчеркиваете слоги, в которых встречается буква Щ.

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

О чем это стихотворение? Какое название вы бы дали ему? Кто нашел слоги, в которых есть звук [Щ’]? Это один и тот же слог? Сколько раз он встречается в стихотворении? Кто прочтет нам стихотворение полностью?

Ниже, стихотворение Сергея Михалкова, я читаю, вы следите.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

О чем это стихотворение? Как бы вы его озаглавили? По цепочке, по одной строчке ещё раз прочтем это стихотворение, начиная с первого ряда.

Ниже задание, его нам прочтет Марина (2 ряд 1 парта). (Придумай слова с ЧА и ЩА, что интересного ты заметил?) Я повторяю первую часть задания, затем вторую.

Ребята, рассмотрите картинки, которые представлены на этой странице. Что на них изображено? Ангелина, прочти задание, которое идет после картинок (3 ряд 2 парта). Предметы мы назвали, выясним для чего они нужны. (Обращу внимание на слово клещи (объясню лексическое значение, если слово окажется непонятным)). Кле́щи- инструмент в виде щипцов, его используют для захвата материала или изделия, чтобы было удобнее обрабатывать его.

У нас осталось с вами последнее стихотворение, написала его Ирина Петровна Токмакова, послушайте, карандашом подчеркните, в каких словах встретился слог ЩУ.

Щука и Щурятки

Со мной играют в прятки.

Я их в речке поищу,

Червячками угощу.

О чем это стихотворение? В каких словах встретился слог ЩУ? Были ли слова, которые вам не понятны? (Щурятки – это маленькие щуки, дети щук). Полностью стихотворение прочитает Женя Сергиенко (1 ряд 1 парта).

Капуста. В слове ЩИ и в слове ИЩИ. Читает один ученик.

Лук. Здесь нет звука [Щ’]. Звук Ш. Согласный, твердый не парный, глухой и имеет пару по звонкости и глухости – это звук Ж. Читает один ученик.

Морковь. Звук [Ц’]. Во всех строчках. Читает один ученик.

Свёкла, тыква, огурец, помидор, баклажан и т.д. Ученик работает у доски.

Ответы детей.

Читают слоги по моему сигналу, конструируют слова из отдельных букв, вспоминают правило на ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

О щётках. Ответы детей. Это слог ЩЁ, он повторяется четыре раза, в каждой строчке. Ученик читает полностью стихотворение.

Это стихотворение о щенках. Ответы детей. Читают стихотворение по цепочке.

Читает задание. Дети придумываю слова на ЧА и ЩА. (из частей ЧА и ЩА тоже можно составить слово, и это слово ЧАЩА).

Рассматривают картинки, говорят, что изображено на них. Ученица читает задание. Отвечают для чего нужны эти предметы.

Следят по тексту. В словах ЩУКА, ЩУРЯТКИ, ПОИЩУ, УГОЩУ. О щуках. Ответы детей. Ученик читает полностью стихотворение.

Итог урока, рефлексия

4 минуты

Итак, ребята, подведём итог. О какой букве сегодня шла речь? Какой звук она обозначает? Ещё раз вспомним, звук [Щ’], он какой?

Предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке. Если ты все понял и активно работал на уроке, то прикрепи желтую чешуйку на щуку, если что-то вызывало затруднение – то коричневую, а кому совсем было тяжело, но он будет стараться дальше, нужно прикрепить голубую чешуйку.

Спасибо всем за урок, вы были очень активны, хорошо работали, все молодцы! До свидания!

О букве Щ. со звуком [Щ’]. согласный, глухой, мягкий, не парный. Оценивают себя свою работу, прикрепляя на тельце щуки чешуйки разного цвета. Прощаются с учителем.

Цель:

  • Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;
  • Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;
  • Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и двум предметным картинкам;
  • Формирование навыка правильного употребления предлогов в предложениях;
  • Развитие внимания, памяти, воображения;
  • Воспитание аккуратности.

I Организационный момент.

Ребята, на прошлом занятии мы изучили скороговорку. Давайте вспомним ее.

Я по камушкам пошел,

Шубу шелкову нашел.

- Произнесем скороговорку с движениями. Под нее мы будем маршировать.

Произнесем ее медленно.

Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

Какой звук встречается чаще других?

Какой он? Почему?

Твердый или мягкий?

Есть ли у него мягкий братик?

Правильно, звук “ш” всегда твердый!

Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем?

II Основная часть:

Послушайте загадку:

Вьется веревка

На конце головка. (змея)

Представьте, змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ”

Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”.

Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы язык, когда вы произносите этот звук.

Сделать губы рупором. Кончик языка поднят к бугоркам и образует с ними щель. По середине языка идет теплая, плавная длинная струя воздуха.

Произнесем звук “щ”. Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

А есть ли у него твердый братик?

Запомните, звук “щ” всегда мягкий!

  1. Знакомство со звуком.
  2. Знакомство с буквой:

Звук “щ” на письме обозначается буквой Ща.

Посмотрите на нее. На что она похожа?

На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? И что же?

Щ играющий щенок.

Кверху лапками он лег!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Хватать, глотать умеют щуки -

Другой не нужно им науки!

На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “щщщщщщ”.

Ш Й Щ

Какой звук лишний? Почему?

У вас баночки с манной крупой. Напишем букву Й. Напишем букву Ш. Что надо сделать, чтобы получилась буква Щ?

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели

А потом тихонько сели.

Возьмем зеркало и произнесем за мной.

Ща - що - щу - щи

Ащ - ощ - ущ - ищ

Произнесем чистоговорки:

Ща - ща - ща - Шура ходит без плаща.

Ащ - ащ - ащ - мы наденем плащ.

Щи - щи - щи - щавеля мне поищи.

Щу - щу - щу - я щенка ищу.

Щи - щи - щи - где же он пищит?

Придумаем сами чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняете подходящим словом в рифму:

На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной.

Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!

Составим схему к слову “щука”

Сколько слогов? Почему?

Какой слог ударный? Какой он по счету?

Назовите безударный слог? Какой он по счету?

Произнесите первый слог.

Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

Какой второй звук первого слога? Характеристика.

Произнесите второй слог.

Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

Выделяем последний звук. Характеристика.

(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

Произнесем еще раз слова.

К какому слову подходит эта схема? (щит, лещ)

А сейчас мы в цирке. Это ваши дрессированные животные.

Кто вы? (дрессировщики)

Катя, а ты кто? (дрессировщица)

Семен, а ты кто? (дрессировщик)

На столе животные, с которыми вы будете выступать. Представьте, что это арена. На арену выходит слон. Сколько слогов в слове “слон”? Почему? (Дети показывают нужную цифру)

В названии каких животных тоже 1 слог?

На арену выходит лошадь. Сколько слогов в слове “лошадь” Почему?

На арену выходит собака. Сколько слогов в слове “собака” Почему?

Поиграем в игру “Ходим как…”

Цирковая лошадь;

Великаны;

Послушаем рассказ.

Запомните слова со звуком “щ”.

Катин щенок.

Жила - была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из - под стола щетку и стал с ней играть.

Кого подарили Кате?

Куда посадила Катя щенка?

Где уснул щенок?

Что сделал щенок, когда проснулся?

Какие слова со звуком “щ” вы услышали?

Перескажем рассказ по цепочке.

Поиграем в игру “Едет поезд”

Едет поезд! (С чем?)

С топотушками;

С хлопушками;

С поворотами;

С приседушками;

С моргалками;

С приседушками;

С наклонялками;

С хохотушками;

С тишиной.

Какие маленькие слова или предлоги вы знаете? Вспомним предлоги по схемам.

Составить предложение по двум картинкам с маленьким словом.

У детей пары картинок: чашка ложка

жук цветок

птица кормушка

шашки доска

ребенок погремушка

лягушка озеро

лошадь конюшня

плащ вешалка

шкаф книга

щетка ящик

  1. Тактильное восприятие:
  2. Игра “Какой звук лишний?”
  3. Физминутка:
  4. Воспроизведение слоговых рядов:
  5. Воспроизведение чистоговорок:
  6. Работа над звуковым составом слова:
  7. Работа над слоговым составом слов.
  8. Физминутка:
  9. Работа над рассказом:
  10. Физминутка:
  11. Работа над предлогами:
  12. Игра “Путанки”:

Поиграем в игру, которая называется “Путанки”. Я говорю предложение и делаю ошибку, а вы исправляете ее.

На столе сапожки, под столом лепешки.

А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки.

А как правильно?

Под столом портрет, над столом табурет.

Щенок выглядывает под шкафа.

Мяч выкатывает из стола.

Мальчик достает тапочки из стула.

Девочка выметает мусор из дивана.

III Итог:

С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

Поиграем в игру. Поднимите и покажите сигнальную карту, если услышите звук “щ”:

Пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

Занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Знакомство со звуком, буквой Щ»

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 94

компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

Общеобразовательные

1.Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить , дать характеристику звука.

2.Упражнять в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, подбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3.Закреплять умение определять место звука в слове.

4.Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5.Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6.Познакомить с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов, читать слова и предложения.

Коррекционные:

1.Развивать тический слух.

2.Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2.Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Ход занятия

1.Предложить детям послушать стихотворение А. Барто «Щенок» и определить, какой звук чаще других в нем слышится.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От ЗЛЮЩЕЙ СТУЖИ ЗАЩИЩАЛ,

Щенок от радости пищал,

Еще бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пес.-

Настоящий.

2.Упражнение «Звук [Щ] ».

Произнести звук перед зеркалом, уточнить его артикуляцию. Дать характеристику звука.

3.Упражнение « Где звук?»

(У детей картинки:щавель, площадь, щука, щека, щит, плащ, овощи, и др.

Предложить назвать, что на них изображено, и определить позицию звука «Щ».

4.Прослушайте скороговорку и скажите, сколько раз в ней повторяется звук «Щ»?

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5).

Кто щиплет щетку? (Щенки).

Сколько их? (2).

Как они щиплют щетку? (Щека к щеке).

Где они ее щиплют? (В уголке).

Повторите скороговорку целиком.

5.Физминутка.

Мы работали, устали,

А сейчас, ребята, встали.

Руки вверх скорей подняли,

В стороны,

Вперед, назад.

Повернулись влево, вправо,

Поднимите дружно плечи,

Чтоб работать было легче,

А сейчас вперед прогнитесь

И носка рукой коснитесь.

Сели мы за парты смело,

Надо нам продолжить дело.

6.Я слышу, как ветер доносит звуки. Соберите из них слово. Будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

(О, В,Щ, И)-…овощи

(Х, И,Щ, И,К0…-хищник

(Щ, И,Ц, Ы)…щипцы

7. Упражнение «Новая буква».

Предложить рассмотреть букву.

На что похожа эта буква?

А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

8.-Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ,о, р – роща

а, щ,п, а-пища

щ, а,г, у-гуща

Обратить внимание, что после Щ пишется А. Вывод: в слоге ЩА пишется буква А.

а, у,к, щ-щука

у, щ,т, а-тащу

Обратить внимание, что после Щ пишется У. Вывод: в слоге ЩУ пишется буква У.

9. Упражнение: Назови картинки. (Щука, площадь, щупальца, щавель, роща)

Напиши название картинок в заданном схемами порядке.

10.Упражнение: «Придумай предложение»

Попросить детей придумать предложения с каждым из этих слов.

11.Итог занятия.

Продолжите мои высказывания:

Сегодня мы изучали звук….

Этот звук….

Я могу назвать слова, содержащий этот звук…

Звук Щ на письме обозначается буквой…

Слог ЩА мы пишем с гласной…

Слог ЩУ мы пишем с гласной….

Сегодня у меня хорошо получилось….

Любовь Пронькина
Занятие по знакомству со звуком и буквой Щ

Тема занятия : Звук и буква «Щ» .

Программное содержание :

1 Образовательные задачи.

Знакомство со звуком и буквой «Щ» .

Характеристика звука «Щ» по артикуляционным и акустическим признакам .

Произношение звука «Щ» в слогах, словах.

Звуковой анализ слова «плащ» .

2 Коррекционные задачи.

Развитие фонематических представлений

Развитие мелкой моторики

Совершенствование моторики артикуляционного аппарата.

3 Воспитательные задачи.

Воспитание продолжительного выдоха

Воспитание организованности, формирование интереса к процессу обучения.

Оборудование :

Предметные картинки. Индивидуальные зеркала. Артикуляционный профиль звука «Щ» . Рабочие тетради, карандаши.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

Давайте превратимся в стареньких старичков. А теперь в детей которые ходят в группу «Синички» . Покажите, как мы щёткой чистим зубы, башмаки, брюки?

2. Сообщение темы

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой . А с каким вы должны догадаться.

Выделение звука «Щ» из скороговорки : «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке» . Какой звук повторяется чаще других? (Щ)

3. Характеристика звука по артикуляционным признакам .

Рассмотрим артикуляционный профиль

Что делают губы, когда мы произносим звук «Щ» .

Где находится язык? (за верхними зубами) .

Какой он, узкий или широкий? (широкий, чашечкой) . Показ воспитателя,

сделайте, как я.

Язык, зубы, губы мешают воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук «Щ» согласный или гласный звук ? (согласный) А какой еще звук «Ш» ? (Звонкий или глухой) . Глухой. Давайте проверим. Положим руку на горлышко и произнесем звук «Щ» . Что мы почувствовали? (горлышко дрожит) .

Звук «Щ» - согласный, глухой, всегда мягкий звук .

4. Развитие темпа и ритма речи. Произношение звука «Щ» в слогах.

Ща- ща- ща - произнести тихо

Ща- ща- ща - произнести погромче

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни если услышишь Щ в словах» .(щенок, стол, овощи, ящик, машина, щегол, книга, щипцы)

6. Определить позицию звука в словах .

Назвать, где слышим звук «Щ» , в начале, середине или конце слова. (ЩЁТКА, РОЩА. ЯЩЕРИЦА, ЛЕЩ, ПЛАЩ, ТОВАРИЩ)

7. Динамическая пауза.

Щука в речке жила

Щёткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

8. Собери слово из первых звуков слов .

Подушка, Лодка, Апельсин, Щука. (плащ) .

9. Звуковой анализ слова «плащ» .

Какой первый звук в слове - «п»

Какой последний звук - «щ»

Какой звук после звука «п» - «л»

Назови все гласные звуки . «а»

Назови все согласные звуки «п,л,щ» .

Сколько всего звуков ? (4 звука ) .

Назови все звуки . (п,л,а,щ) .

10. Знакомство с буквой «Щ» .

Сегодня мы узнаем, какой буквой обозначается звук «Щ» (выставляется буква ) . Что вам напоминает эта буква ? (ответы детей) .

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

11. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Этой щеткой чищу зубы

Этой щёткой башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.

Штриховка буквы Щ в тетрадях .

12. Итог занятия .

С каким звуком мы познакомились ? Спасибо за занятие !

 

Возможно, будет полезно почитать: