Конспект урока на тему «Правописание безударных гласных в корне слова. Конспект урока по русскому языку " Правописание безударных гласных в корне слова

Галина Анохова
Конспект урока для детей с использованием ИКТ «Правописание безударных гласных в корне слова»

«Правописание безударных гласных в корне слова »

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я рада видеть вас. Сегодня я проведу у вас урок русского языка . Повернитесь к своему соседу и скажите : «Я желаю тебе добра. Если тебе будет трудно - я помогу» . А теперь хлопните друг другу по ладошке и скажите «здравствуй» !С каким настроением вы пришли на урок ? Поднимите соответствующий листочек (зелёный, жёлтый, красный) Замечательно. Давайте продолжим наш урок с таким настроением .

Посмотрите ребята, сегодня к нам на урок прилетела мудрая Сова и она приглашает нас к себе в гости в лес.

Сова рассказала мне одну историю про своих друзей Сашу и Дениса. «Саша написал своему другу Денису записку : «приходи сегодня вечером с мечом сыграем» . Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков . - Мяч будет,- сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол»

Почему так получилось? (Саша написал другу с ошибкой)

Какое правило не знал Саша (Что не всегда слова пишутся так же как слышатся)

Как правильно записать это слово ? Давайте посмотрим и обсудим. Какая буква пропущена в 1 слове ? Почему именно эта буква, как вы узнали (подобрали однокоренное слово так чтобы ударение падало на эту букву. (мяч и меч, в какой части слова стоит эта буква корне )

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока ? ()

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова в безударной гласной в корне слова )

Узнаем : как проверить безударную гласную

В течение урока ответим на вопросы :

Где Надо проверять?

Оцените свою работу. Для этого у вас на столах лежат карточки. Закрасьте первый круг зелёным цветом, если у вас получилось самостоятельно поставить тему и цели. Закрасьте желтым, если возникали затруднения на данном этапе. Красным – если вам не удалось самостоятельно поставить тему и цели урока .

Ребята, напоминаю о правильной посадке . Посмотрите как нужно сидеть правильно , и сядьте также.

Мы третьеклассники сознательные

За партой не вешаем носа

Сидим мы прямо, как знак восклицательный,

и не сидим как знак вопроса.

Отгадайте загадку, которую Сова приготовила для вас

Снег на полях

Лёд на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

(ЗИМА)

Чтобы узнать, какая буква пишется в слове зима , будем действовать по алгоритму.

Прочитай слово

Поставь ударение

Определи безударную гласную

Выдели корень

Подбери проверочное слово

Молодцы ребята, сова предлагает нам новое задание. Работаем в парах. Кто напомнит всем правила работы в парах ? Работаем по алгоритму. Выб. гать, бл. стеть, сп. шить, пос. дить, закр. чать, засв. стеть. Проверяем с эталоном на доске

Молодцы ребята, с этим заданием вы справились , а теперь сова приготовила для вас новое задание – текст. Оно потребует не только знания алгоритма, а еще и внимания.

Прочитайте стихотворение. О чём говорится в нём? Какая его главная мысль? Что мы можем сейчас сделать с этим стихотворением? (вставить пропущенные орфограммы) Вставьте пропущенные орфограммы. Работаем в группе, кто напомнит правила работы в группе ?

С. сна, в. да, д. ла, тр. ва –

Проверить надо все слова .

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте :

С. сны, в. ды, тр. вы, д. ло.

А теперь пишите смело!

Оцените свою работу в группе. Закрасьте второй круг зелёным цветом, если вы справились с заданием работая в паре. Закрасьте жёлтым, если возникали затруднения при работе. Закрасьте красным цветом, если у вас остались вопросы.

Итак, вы справились со всеми заданиями Мудрой Совы. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового.

Давайте вспомним тему урока . (правописание безударной гласной в корне слова )

Что мы научились проверять? безударную гласную ) Где корне ) Как? (подобрав однокоренное слово ) Чем (ударением)

Чему мы учились? (писать слова с безударной гласной в корне слова )

Что узнали? (как проверить безударную гласную )

Где новые знания вам пригодятся в жизни?

Оцените свою работу. Поднимите цифру, которая соответствует номеру ступеньки, на которой вы находитесь. Ребята, я рада, что у нас с вами всё получилось, и этот урок прошёл не зря . Спасибо за урок . Урок

Публикации по теме:

Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ для детей старшего возраста «История ложечки» МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Конспект интегрированного.

Конспект НОД для детей средней группы по развитию речи с использованием ИКТ «Дикие животные» Организационный момент: - Здравствуйте, ребята! Я вам сейчас загадаю загадку. Когда вы ее отгадаете, узнаете, кто к вам придет на занятие.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Посуда» для детей старшего возраста с использованием ИКТ Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Посуда» для детей старшего возраста с использованием ИКТ Коррекционно-образовательные.

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели:

1. Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова».

2. Отработка навыка правописания гласных в корне слова.

3. Развитие орфографической зоркости.

Задачи урока

1. Образовательные:

Закрепить и обобщить правописание слов с безударными гласными в корне слова;

Учить обоснованию выбора безударной гласной в корне слова.

2. Развивающие:

Активизировать познавательную активность на уроке;

Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, самостоятельность, память;

Расширять словарный запас у детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение слушать и слышать товарищей;

Воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку;

Воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения;

Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе.

Оборудование: видеозапись «Зимняя сказка», презентация к уроку, музыкальная физминутка, карточки для индивидуального опроса, сигнальные карточки для игры, рисунки зимы, птиц, животных, ёлки, снежинок с буквами, снеговика, алгоритм для проверки безударных гласных букв, карточки для самостоятельной работы, картинки смайликов.

Ход урока

I . Организационный момент.

(слайд 2)

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Я желаю всем старанья,

Пониманья и желанья.

Много нового узнать,

Чтобы грамотно писать.

II . Приветствие гостей.

К нам на урок пришли гости, посмотреть, как вы работаете на уроке, чему научились.

Ребята, повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь. (Дети говорят хором стих)

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Ну пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

А теперь повернитесь ко мне, ребята. Я думаю, что наш урок будет для вас познавательным и интересным.

III . Психологический настрой

Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость и успех.

Давайте прочитаем девиз нашего урока (написан на доске).

Думайте, ищите, развивайтесь.

Законы урока прочитайте на экране.

(слайд 3)

1. Вести себя спокойно.

2. Уважать друг друга.

3. Не выкрикивать.

4. Быть терпеливым.

IV . Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос:

Какую тему проходили на прошлом уроке?

Объясните, что значит «безударная гласная»?

(Гласная, которая стоит без ударения)

Как проверить безударную гласную в корне слова?

(Правила из учебника стр. 104)

Какой стих мы учили о проверке безударной гласной?

(Хором рассказывают стих)

Давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Алгоритм на доске:

1. Читаю слово.

2. Ставлю ударение.

3. Выделяю корень.

4. Подбираю проверочное слово.

5. Вставляю букву.

2. Творческое задание.

Ребята, а теперь проверим ваше письменное задание. Послушаем сказки, которые вы написали о безударных гласных.

(Читают 2 учащихся).

Оценивание детей.

3. Работа по индивидуальным карточкам. (Приложение 1)

(3 учащихся)

V . Сообщение темы и целей урока.

(слайд 4)

Сегодня мы будем закреплять знания по нелегкой теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

VI . Закрепление изученного материала.

(слайд 5)

1. Правило посадки при письме.

Давайте повторим правило посадки при письме.

Руки – на месте,

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спинка – прямая.

2. Запись числа, классной работы.

Стих говорят хором.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Дети, записывают в тетрадях:

Классная работа

3. Просмотр видео «Зимняя сказка».

4. Слушание стихотворения.

Какое время года наступает? (Зима)

А вы любите зиму? Почему? (Всё становится сказочным).

Сегодня мы с вами заглянем в эту сказку.

5. Минутка чистописания.

(Вывешивается картинка Зимы, снежинок и ёлки)

Пришла зима в лес, засыпала всё снегом и хозяйничает в лесу. Взмахнула рукавом и закружила в вальсе подружек-снежинок.

Посмотрите на эти снежинки. Какие буквы на них написаны? (Буквы А О И Е Я)

Почему именно эти буквы принёс ветер? Догадались, ребята? (Да, это безударные гласные, которые нужно проверять.)

Запишите эти буквы в тетради. Обведите самую красивую букву карандашом. Молодцы!

6. Письмо с комментированием – задание «Мудрой Совы».

На доске вы видите лесную красавицу – ёлку. Кто прилетел к ней? (Прилетела Сова)

Эта мудрая птица хочет, чтобы вы выполнили её задание. Внимание на экран.

(слайд 6)

Прочитайте задание.

Вставьте безударную гласную, пользуясь алгоритмом.

г _ ра – х _ лмы –

св _ ча – дв _ ры –

сп _ на – цв _ ты –

7. Игра «Покажи гласную!».

Поиграем в игру, которую принесли свиристель и синичка. (Вывешиваются на доску картинки птиц) Вот они какие!

Я буду называть слово, а вы должны будете показать безударную гласную сигнальными карточками.

Гр _ чи, сл _ ды, з _ ма, тр _ ва, м _ ря, хл _ пушка, в _ лчата, д _ ревья, скр _ пит, с _ сна.

VII . Физминутка.

А теперь сделаем дружно зарядку со Снеговиком. (Проигрывается музыкальное видео).

Садитесь, дети.

VIII . Обобщение знаний.

1. Игра «Собери слова» – работа в паре.

Эту игру вам приготовила Зима.

Великолепен вид зимней природы, но подул зимний ветерок и буквы на снежинках рассыпались. (Приложение 2)

Вам нужно собрать буквы в слова, записать слова и подчеркнуть безударную гласную. Работаете в паре.

Проверка (слайд 7).

2. Игра «Угадай последнее слово и запиши».

Посмотрите, кто к нам пожаловал. Кто это? (Лиса)

Она принесла вам загадки.

Вам нужно записать отгадки с проверочными словами, поставить ударение в словах, выделить корень.

Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо, и … (тепло).

Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная … (звезда).

Зимой и летом зелена,

Стоит красавица … (сосна).

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лиса)

Оценивание за задание.

Проверка (слайд 8).

3. Работа с деформированным текстом – работа в группах.

Однако в зимнее время тяжело живётся не только птицам, но и зверям. Этот зверёк просит рассказать о нём. А о ком идёт речь мы узнаем, когда поработаем в группах.

У вас на партах есть задание для каждой группы.

Какая группа справится, то покажите знаком, что вы закончили работу.

Задания для групп (Приложение 3).

1 группа

Закрутила, к, гн_зду, и, м_тель, белка, посп_шила.

2 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Х_лодный, м_роз, и, вет_р, зв_рьку, не страшны.

3 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Забралась, в, гн_здо, белка, и, принакрылась, пуш_стым, хв_стом.

4 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Неп_года, и, утихла, она, выл_зла, из, гн_зда.

5 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Белка, в, лапки, _ловую, ш_шку, вз_ла.

6 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Вкусная, зап_сена, еда, у, зв_рька, пуш_стого.

Проверка

(Читают по одному ученику из каждой группы, объясняют вставленные буквы, называют главные члены предложения).

(слайд 9)

Что же это за зверёк, дети? (Это белка ) (слайд 10)

Почему же белка не спит зимой? (Ей есть чем питаться, она запасается едой на зиму.)

Оценивание за работу групп.

4. Самостоятельная работа по карточкам (по вариантам).

Послушайте задание, которое приготовила Сорока. (Вывешивается рисунок Сороки).

Я, сорока-белобока,

По белу свету полетала,

Слов немало нахватала,

А пока хвостом виляла,

Буквы где-то растеряла.

Вы скорее возьмите карточки и вставьте нужную букву.

(Приложение 4)

(слайд 11)

IX . Итог урока.

(слайд 12)

Какую тему закрепляли на уроке?

(Правописание безударных гласных в корне слова)

Чему научились?

(Правильно писать слова)

Как нужно проверять безударную гласную?

(Рассказывают правило)

Х. Рефлексия.

(слайд 13)

Понравился ли вам наш урок?

Каким он был для вас? Выберите слова:

Интересный;

Увлекательный;

Познавательный;

Трудный.

Покажите смайликом оценку ваших знаний за урок.

(слайд 14)

Х I . Домашнее задание.

(слайд 15)

Выполнить упражнение 196.

Повторить правило стр. 104.

(слайд 16)

Вот опять звенит звонок

Пора заканчивать урок.

Вас спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 27»

Открытый урок по теме:

« Правописание безударных гласных в корне слова»

Разработала учитель начальных классов:

Ключникова Тамара Андреевна

г.Петропавловск-Камчатский

Тип урока: закрепление изученного материала.

Разработала: Ключникова Тамара Андреевна

(учитель начальных классов)

Вид урока: комбинированный.

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, компьютер, проектор, памятки.

Цели:

обучающие - отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, графически обозначать орфограмму;

воспитывающие - способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи, самостоятельности в выборе решений логических упражнений;

развивающие - учить думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление.

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.

2. Постановка учебной проблемы

Предлагаю вам выполнить следующее задание: запишите под диктовку слова. Выделите корень и поставьте знак ударения. (К доске приглашаю двух учеников) земля, стена, дожди, мосты, ряды

Сравните.

Итак, что же получается? Задание я дала вам одно. А как вы его выполнили? (По-разному)

Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (Мы не знаем, как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова)

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

-А кто еще поставил такую цель?

-Что поможет достичь цель нашего урока? (алгоритм проверки данной орфограммы,учебник, учитель)

– В течение урока будем отвечать на вопросы:

Как надо проверять?

3. Повторение ранее изученного материала.

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

Что а, о, и, е, я

Как надо проверять? в корне

Чем подбирать проверочные слова

ударением

4. Работа над темой урока

Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.

Ребята, вы сказали, что поможет достичь цель нашего урока это алгоритм проверки безударной гласной в корне. Давайте его вспомним? - Итак, вот слово «ЗИМА».

Какой первый шаг? (Прочитаем слово)

Затем поставим ударение.

Выделим корень слова

Определяем безударную гласную (безударная гласная и)

Подберём проверочное слово (зимы)

Пишем гласную

Алгоритм

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

Пишем гласную

Работа в парах (карточка №1)

У вас на столах лежат карточки №1.Возьмите их. Прочитайте задание. (Впишите безударную гласную, проверочное слово)

– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне выполним задание в паре.

Напоминаю правила работы в парах. Готовность пары – поднятая рука.

На выполнение задания отводится 2 минуты.

Приступаем к заданию. Проверка (коллективная)

Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки. Молодцы!

ЗАДАНИЕ: Впишите безударную гласную, проверочное слово

Проверяемое

Проверочное

Проверяемое

Проверочное

лсты

лсты

чсы

чсы

гра

гра

отврить (картофель)

отврить (картофель)

Ребята, скажите, как найти проверочное слово, какой вывод можно сделать?

Ответ детей: Нужно изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне

Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. Откройте учебник на.101-ой странице и сверьте свой вывод с выводом в учебнике. (читает ученик)

5. Первичное закрепление

Ну а сейчас я предлагаю вам из теоретиков превратиться в практиков.

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

Приготовили сигнальные карточки.

– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Ночевка, беда, сова, грачи,река, мелок, бегун, листочек, горевать, земля.

    Дифференцированная работа (разноуровневые задания). Работа по карточкам.

-У каждого из вас лежит карточки разного цвета.

Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради. Время выполнения 5 минут.

Карточка (жёлтого цвета)

Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной, укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.

пож.лтели корень

к.ренья лебедь, лебедушка

выгл.нул желтый

л.б.диный молот, молотит

м.л.ток взгляд

г.л.ва головы, головка

Карточка (зелёного цвета)

Спиши. Вставь пропущенные буквы, запиши вместо точек проверочные слова, выдели корень.

Ч.стоту – ……, гр..знуля. – …, сл…за-………, п.тнистый – ….., уг..сает – ….., сп..шит – …., в.шнёвый – ….., з…леный – ……

Карточка (розового цвета).

Выпиши слова с безударной гласной в корне, в скобках напиши проверочные слова. Добавь два своих примера на тоже правило.

На лесных полянах показались золотые лисички.

Итак, проверим.

Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.

Прочитайте задание.

Поднимите руку, кто выполнял карточку зелёного цвета.

Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

Поднимите руку, кто выполнял карточку розового цвета.

Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

Следующее испытание.

    Работа в группах.

Напоминаю правила работы.

Я даю каждой группе одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными.

Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву. Время работы -3 минуты.

Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после - аргументируете свое несогласие.

Что у нас с вами получилось? О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?

Ребята, какое задание вы можете предложить с этим текстом?

Придумайте название тексту. Время работы - 1 мин.

Текст для работы в группах

В лесу зверьки готовятся к зиме. Белка сушит на ветвях деревьев грибы. Мышка запасает зерно. Ёжик утепляет гнездо. Змея нашла укромное местечко под бревном. Улетают в тёплые края ласточки и стрижи.

    Игра «Найди и исправь ошибку.

Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.

Сенева, вада, бижать, трова, свистеть

Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)

– Какое? (Свистеть.)

– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)

6. Систематизация знаний, полученных на уроке

1) - Вернемся к первому заданию: исправьте ошибки и объясните, почему надо писать так, а не иначе.

7. Итог урока. Рефлексия.

Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке.

Какова была тема урока?

Какие цели мы ставили перед собой?

-Достигли ли мы нашей цели?

У каждого ученика лист с двумя шкалами

Интересный урок Моё участие

Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

Спасибо за работу на уроке!

Дополнительные задания

    Вставь пропущенную букву в слова,

допиши проверочное слово

Урок по русскому языку УМК «Школа России» подготовила и провела Власова Н. В. учитель МКОУ Сортавальского МР Республики Карелия СОШ №6

Тема «Безударные гласные в корне»

Класс: 3

Тип урока: (урок закрепления орфографических умений: обнаруживать орфограмму, определять каким правилом регулируется написание, применять данное правило.

Цель: развитие и совершенствование навыка правописания безударных гласных в корне слов и способов их проверки.

Задачи:

1. Обобщить знания обучающихся о безударных гласных в корне;

2. Закрепить умение находить безударную гласную в корне;

3. Повторить алгоритм проверки безударных гласных в корне.

4.Закрепить умение правильно подбирать проверочные слова разными способами;

5.Развивать словарный запас детей.

Средства обучения: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 3 класс, мультимедийная презентация, карточки.

ТСО: мультимедиапроектор, ПК.

1.Орг. момент. Приветствие гостей.

2. Актуализация знаний.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

На партах лежат карточки со словами. Разложите их перед собой.

П.тно, сев.р, с.сновый, к.ртофель,т.шина, ш.гать, земл.ника, п.м.дор, з.лёный

Сформулируйте задание к данным словам.

(Дети: вставить пропущенные буквы)

Выполните это задание.

Проверяем. (слайд)

Пя тно, север, со сновый,

картофель, тишина, шагать,

земляника, помидор, зелёный

Какое ещё задание можно предложить для работы со словами?

(Д: на какую орфограмму слова?)

Д: На безударную гласную

(Д: можно разделить слова на группы)

Разделите.

пятно север

сосновый земляника

тишина помидор

зелёный картофель

Проверяем.(слайд)

По какому принципу выполнили деление?

Как иначе называем слова с непроверяемым написанием? (словарные)

3. Минутка чистописания.

Для минутки чистописания возьмём буквы гласных звуков: аоеия

В какой части слова встречались эти гласные в работе в начале урока?

(Д: в корне)

Сформулируем тему урока.

Тема: (запись на слайде)
«Правописание слов с безударными гласными в корне слов»

Можно ли проверить безударную гласную?

(вспоминаем схему, составленную во 2 классе)

можно проверить?

нет да

словарное слово алгоритм

Запомнить

(Словарь) выбрать

4. Проблема.

Кто из вас испытывал трудность при написании безударной гласной в корне? Если вам всегда трудно, покажите красный сигнал светофора, если легко - зелёный, если иногда трудно, иногда легко – жёлтый.

5. Определение задач.

Результат быстрого опроса показал, что большая часть ребят испытывает трудность в написании слов с безударной гласной в корне. Кто бы хотел преодолеть трудность? Тогда вы легко сформулируете задачи нашего урока.

Как мы поймём, что справились с задачами?

(Д: будем меньше допускать ошибок в диктантах, будем увереннее в подборе проверочных слов.)

Чтобы допускать меньше ошибок в текстах, а ещё лучше вообще их не допускать, нам как спортсменам надо тренироваться.

Предлагаю работать по плану.

    Вспомнить алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

    Закрепить его на тренировочных упражнениях.

    Проверить, что получилось после тренировки.

    Подвести итог.

6. Работа по плану:

-1 пункт . На партах задание на скрепке. Пункты алгоритма разрезаны на полоски. Составьте алгоритм по порядку. Работайте в паре. Проверка.

    Прочитай слово, поставь ударение.

    Определи в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

    Для проверки измени слово, подбери однокоренное слово, чтобы безударный гласный стоял под ударением.

    Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

Проверяем алгоритм в действии:

Учебник В.П.Канакиной с.104, №194 (устно 5 слов с безударными гласными а,о,и,е,я) При проверке дети используют 2 способа проверки: меняя форму слова и подбирая однокоренное.

6.Физ. пауза.

-2 пункт. Тренировочные упражнения.

Запись словосочетаний на доске под диктовку. Данное упражнение нацелено на закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму и применять правило проверки безударных гласных в корне.

Висит на дереве,

Смешная игрушка,

Качать ногой

Бежать по траве

Махать флажком

На вершине горы

Кривыми линиями

-2 пункт. Игра-тест «Секрет-ответ» Данное упражнение нацелено на закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму, знать, какое правило регулирует написание, применять правило проверки безударных гласных в корне.

1.В каком слове есть безударная гласная в корне?
1) стёклышко
2) кормушка
3) сладкий

2. В каком слове две безударные гласные
1) зеленеть
2) осень
3) травинка

3. Под какой цифрой проверочное слово для слова «кленовый»
1) кленовая
2) клиника
3) клёны

4. В какой строчке во всех словах пропущена буква «О»:
1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной

5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной в корне?

1) ветер, сапог, одежда
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись

9. Проверка. (слайд)

-3 пункт. Самостоятельная работа по карточкам по выбору. Упражнение нацелены на становление орфогр.умений.

Карточка 1 Применение правила проверки безударных гласных

1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г...лодать - ............................... ст...рожка - ....................................в...здушный - .......................... в...сёлый - ....................................д...лёкий - ............................ ч...совщик - ...................................ш...стёрка - ............................ кр...кливый - ...................................

Карточка №2.

настойка из трав - ..................................................раскаты грома - .................................

опушка леса - ...................................................лес из сосен - ..................................................

варенье из вишни - .................................................

2. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

Болото,садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник,ужин, солома.

Подчеркни лишнее слово.

Карточка №3.

Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул; - ......................................

2. Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

3. Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка

После выполнения самостоятельной работы, дети организуются в группы по номеру карточки, берут карточку-ключ и самостоятельно проверяют себя.

Карточка- ключ №1

1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы . Применение правила проверки безударных гласных

гОлодать - голод............... стОрожка - сторож

вОздушный - воздух............. вЕсёлый - весело

дАлёкий - даль, дальний......... чАсовщик - час

шЕстёрка - шесть.................. крИкливый – крик, крикнуть

Карточка-ключ 2

    Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав - травяная настойка

раскаты грома - громовые раскаты

опушка леса - лесная опушка

лес из сосен - сосновый лес.

варенье из - вишнёвое варенье

2.Выпиши данные слова в два столбика.

Карточка-ключ 3

1. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

ПИсатель, распИсание, запИсал, пИсьмецо - письма, пишет

СтрЕлок, стрЕльба, стрЕлял, выстрЕл - стрелка, стрелы

ТОрговля, тОргует, тОрговый (город) - торг

ГлОтать, проглОтил, глОток, глОтнул - глотка, проглотит

2.Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал , насорил;

Голубка, голубятня , голый , голубь;

3.Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, альбом , полетел, ходили, заяц , зелёный, рисунок , снежинка, мороз, дочурка.

Урок русского языка в 1-м классе

Тема: «П равописание безударных гласных в корне слова»

Цель урока: создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

  • обеспечить обобщение и систематизацию знаний о правописании безударных гласных в корне слова;
  • развивать умения распознавать слова с проверяемыми безударными гласными в корне и аргументировать написание в них безударной гласной;
  • формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Оборудование:

  • презентация;
  • карточки для работы в парах; индивидуальной работы.

Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации знаний и умений.

Методы урока: словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Форма работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка, групповая работа.

Этапы

Ход

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать.

Начнём же урок, не будем зря время терять.

Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием побудут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Приветствие гостей.

3.Чистописание.

Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Повторим написание строчных букв: а, о, и, е, я.

Что можете сказать про эти буквы?

4. Введение в тему через проблемную ситуацию.

Ребята, я хочу вам рассказать одну историю.

«Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мечом на спортплощадку, поиграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось?

Что значит: гласная без ударения? Под ударением?

Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

«Правописание безударной гласной в корне слова».

Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова.

Я вам предлагаю ответить на вопросы:

ЧТО? ГДЕ? КАК? ЧЕМ?

5. Актуализация знаний.

Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я.

Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять? В корне слова.

Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? Надо подобрать слово с ударным звуком в корне.

Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять? Проверяем ударением.

- Вспомните стихотворение на это правило:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

6. Работа по теме урока.

Составление алгоритма.

А теперь, давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

Итак, вот слово ВОДА.

Что сделаем первым? (Прочитаем слово)

Затем поставим ударение.

Выделим корень

Определим безударную гласную.

Подбираем проверочное слово.

АЛГОРИТМ

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи безударную гласную.

5. Подбери проверочное слово.

Закрепление.

Используя алгоритм, выполним упражнение.

На доске:

Один – много много – один однокоренное слово

Звезда - шары - лесной -

Река - глаза– шагать -

Гроза - грибы - морской -

Зима - следы - кричать -

На какие 3 группы разделены слова?

Назовите способы подбора проверочных слов, которыми вы пользовались.

Физминутка.

Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем.
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.

Выполняем приседания,
Это трудное задание.
Тренируем мышцы ног,
Сколько раз присел ты друг?

Дружно прыгаем, прыг-скок
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте,
Громко топаем все вместе.

Мы закончили зарядку
вдох и выдох, вдох и выдох.
Всё теперь у нас в порядке,
Возвращаемся к тетрадкам.

Работа в парах.

Работа по карточкам.

Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву.

Выб…гать - зал…вать - …кно - т…жёлый - н…га - пч…ла -

Работа с предложением.

А сейчас я предлагаю вам прочитать предложение. В нём есть слово, у которого пропущена буква. Я хочу, чтобы вы вставили эту букву, но будьте внимательны, чтобы не получилось так, как у мальчиков, и ваш сосед по парте вас правильно понял.

1) Маша лучше всех зап…вала песни.

Маша зап…вала лекарство соком.

2) Витя сл…зал с горы.

Витя сл…зал сладкую пенку.

Обменяйтесь предложениями. Проверьте друг у друга.

Как вы считаете, верно ли ваш сосед определил пропущенную букву в слове?

Проверьте написанное, исправьте ошибки.

Всю ночь кречал совёнок

В тоинственном лису,

И за окошком клёны

Качялись на витру.

- «Лишняя» ошибка здесь есть? (ча-ща)

Учебная ситуация

Предлагаю побыть вам врачами и написать рецепт для больного.

Какая трудность возникла?

Какой вывод сделаем?

7. Подведение итогов.

Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

Кто хочет ответить?

8. Рефлексия.

Используется метод: « Незаконченного предложения»

« На уроке я узнал ….»

« Мне на уроке удалось…..»

« Мне бы хотелось похвалить……..»

« Самым интересным на уроке было…»


 

Возможно, будет полезно почитать: