Конкурс "интеллектуальная игра по русскому языку". "знатоки русского языка" интеллектуальная игра по русскому языку

    Задачи игры:

    1. Формирование системно - информационного подхода к анализу окружающего мира.

    Ход игры:

    Ведущий: -Здравствуйте, ребята, учителя!

    Правила игры:

    Вопрос:

    Ты - сталь и пепел, колокол и лён,

    Ведущий:

  • Русский язык- один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В. Ломоносова до наших современников. Высоко оценивая русский язык, Тургенев завещал беречь его. Беречь язык - это прежде всего, грамотно писать и правильно говорить. И пусть наша встреча, ребята, поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Наша встреча пройдёт в форме интеллектуальной игры, которая называется «Знатоки русского языка». Сегодня в игре встречаются сильнейшие представители 9-х классов - знатоки русского языка.

Просмотр содержимого документа
«"Знатоки русского языка" Интеллектуальная игра по русскому языку »

Интеллектуальная игра для учащихся 9 классов

Учитель по русскому языку и литературу Алтынбаева Лиза

Тема: «Знатоки русского языка»

Цели игры :

    активизировать позновательную деятельность детей;

    развивать логику, интеллект, память, внимательность;

    способствовать повышению интереса к изучению русского языка и литературы;

    воспитывать чувство коллективизма.

Задачи игры:

    Повторение и обобщение знаний.

    Формирование системно – информационного подхода к анализу окружающего мира.

    Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией.

    Формирование умениий и навыков, котрые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Ход игры:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята, учителя!

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру.

Правила игры:

Соревнуются сборные команды учащихся 9 классов. Игра состоит из 8 заданий.

Итак, играки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков.

Послушайте отрывок из стихотворения М. Дудина.

Вопрос: Как вы думаете, о чём идёт речь в этом стихотворении?

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,

Ты-соловей на ветке бересклета.

Ты – сталь и пепел, колокол и лён,

Загадка тьмы и откровенье света.

Ведущий: Верно, речь идёт о русском языке. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Слайд Русский язык- один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В. Ломоносова до наших современников. Высоко оценивая русский язык, Тургенев завещал беречь его. Беречь язык – это прежде всего, грамотно писать и правильно говорить. И пусть наша встреча, ребята, поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Наша встреча пройдёт в форме интеллектуальной игры, которая называется «Знатоки русского языка». Сегодня в игре встречаются сильнейшие представители 9-х классов – знатоки русского языка.

Ведущий:

Пусть не всё известно вам заранее

И подчас подъём бывает крут………

Вам всегда во всём поиогут знания,

Вам всегда во всём поможет труд!

Этапы игры :

*Приветствие команд

*Разминка

*Конкурс «Созвездие смекалистых».

*Расставьте ударение в словах.

* «Угадай фразеологизм» , «Что это?»

* «Найди замену»

* «Пословицы и поговорки» . Приветствие команд

* Творческий конкурс «Ода русскому языку»

Организация игры

Помочь првести игру мы пригласили компотентное жюри (представляю членов жюри), которое будет судить честно и справедливо.

Начало игры

Итак, прежде познакомимся с командами. Команды, поприветствуйте друг друга!

1.Этап. Приветствие команд

2.Этап. Разминка. За 1 минуту вы должны дать ответы на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Планета на который мы живём

2. Промежуток времени в 60 минут

3. Человек, который любит сдадкое

4. Главная песня государства

6. Второй месяц зимы

7. На какой вопрос отвечает глагол?

8.Что известная пословица предлагает взамен 100 рублей?

9. Как называется всемирная компьютерная сеть?

10. Как рашифровывается аббревиатура ООН?

11.Сколько гласных в имени Марта?

12. Какой вопрос можно поставить к слову белка?

13.Часть света, состоящая из 2-х материков

14. Человек, владеющий несколькими языками

15. Оны бывает интересная, новая, библиотечная

16. Самое близкое к Земле небесное тело

17. Священная книга мусульман

19.Как называется картина природы?

20. Европейская валюта

21. Тот, кто сочиняет музыку

22.Сколько согласных букв в слове столб?

23.Как называется церемония прощания выпускников со школой?

А) последний класс; Б) последний прогул; В) последний звонок;

24. Родина шахмат

25. Денежная единица Китая

26.Наука, изучающая растения

27. Предмет, которым копают землю

28. Какой день недели пишется с удвоенной буквой?

29. Очень смешной фильм

30. Основной закон страны

Итоги 1 раунда

3.Этап. Конкурс «Созвездие смекалистых»

Команды получают по пакету со свёздами, из которых нужно составить «созвездие» ,т.е из частей слов составить высказывание. Команда, выполнившая задание, поднимает руку. Какая команда раньше составит, та получает право открыть игру.



Ответ: Язык – река, которая течет и меняется

4.Этап.Расставьте ударение в словах.

(Команды получают карточки со словами. В течение минуты нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл)

Баловать, щавель, каталог, свекла, красивее, звонит, творог,упростить, цемент.

Конкурс капитанов.

«Аз, буки, веди........ ». По памяти необходимо воспроизвести русский алфавит.

5.Этап. « Угадай фразеологизм » «Что это?»

1)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)

2)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего –то не понимают; не бельёа их развешивают чрезмерно доверчивые (уши)

3) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно изчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер)

Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание в языке)

Каждая команда получит по 2 фразеологизма и должна через 2 минуты с помощью жестов и мимики передать их значение. Задача остальных команд – угадать данные фразеологизмы. Очки получает команда, отгадавшая фразеологизм, и команда, удачно показавшая его.

1.Чесать язык

В одно ухо вошло, в другое вышло.

2. Лезть на стенку.

Совать нос не в свои дела

3.Водить за нос

Льёт как из ведра.

4.Намылить шею

Дело в шляпе.

6.Этап. «Найди замену»

Русские слова Иностранные слова Правильный ответ

Валюта обезболивание деньги

Карцер зрелище тюрьма

Наркоз представление обезболивание

Шоу деньги зрелище

Комерция сообщение торговля

Презентация изложение представление

Резюме торговля сообщение

Ностальгия тоска изложение

Тюрьма тоска

7.Этап. «Пословицы и поговорки»

Необходимо собрать 1 и 2 часть пословиц и поговорок.

Пословица Правильный ответ

Семь бед-........... люби и саночки возить один ответ

Что с возу упало, то... не садись пропало

В мешке шило..... не ездят не утаишь

Гусь свинье........ а два - лучше не товарищь

Не в свои сани пропало не садись

В Тулу со своим самоваром.... не утаишь не ездят

Любишь кататься........ не товарищ люби и

Один ум хорошо......... один ответ саночки возить

а два - лучше

8. Этап. Творческий конкур « Ода русскому языку»

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

(по русскому языку).

Цель: прививать любовь к русскому языку, выявить команду «Настоящих знатоков русского языка».

ХОД:

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело»

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

Ребята, сейчас вы прослушали стихотворение, написанное ученицей. И, наверно, вы обратили внимание, с какой любовью и уважением она говорит о русском языке. А среди нас есть любители русского языка? А его знатоки?

Выход команд.

Перед вами 2 команды, состоящие, как раз из любителей и знатоков русского языка. Они пришли показать свои знания и побороться за вымпел «НАСТОЯЩИЕ ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА».

Объявляются названия команд и каждый участник.

Все, наверное, знают телевизионную игру «Счастливый случай». На такой же игре побываем сейчас и мы. Мы будем её участниками (команды) и зрителями. Это не только игра, но и соревнование, поэтому нам необходимо жюри, которое будет строго следить за ходом соревнований, вести подсчет очков и объявлять итоги.

Впереди нас ждут следующие геймы. Гейм - (англ.) спортивный термин-

одна игра (часть партии) в теннисе.

1. Заморочки из бочки.

3. Темная лошадка.

4. Ты - мне, я - тебе.

5. Гонка за лидером.

6. Игра со зрителями.

1 ГЕЙМ - «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Вспоминаем написание слов с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова). Вместо точек нужно поставить пропущенную букву.

Б.РЁЗА Л.ПАТА З.МЛЯНИКА П.МИДОР

З. РЯ ЗАП. Д ПР. КРАСНЫЙ Д. РОГА

ч.рныЙ ж.лтыЙ АВТ.М.БИЛЬ П.СС.ЖИР

Каждая команда получает одинаковое количество карточек с ребусами. РЕБУС - (лат.) - загадка, состоящая в том, что вместо слов поставлены знаки, фигуры и рисунки, которые надо разгадать и получить слово.

Команды получают карточки. За отведенное время необходимо как можно больше разгадать ребусов и слова-отгадки записать внизу.

3 ГЕЙМ - «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА».

К нам в гости пришел сказочный герой. Но появится он тогда, когда вы правильно назовете его имя. Внимание!

«Займемся диктантом, сказала девочка. Она подняла к потолку хорошенькие глаза. Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот». Нам уже известно, что этот мальчик никогда даже не видел пера и чернильницы. Девочка сказала: «Пишите», - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Кто этот мальчик? (1 очко).

Появляется Буратино и задает вопросы:

1. Из слова БУРАТИНО путем перестановки букв составьте новые слова и запишите их (1 слово - 1 очко).

2. Пословица, тебя я знаю,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

ЗАДАНИЕ: послушайте пословицы Буратино и исправьте ошибки (1 пословица - 1 очко).

Два сапога - тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Голод - не щётка.

Один в золе не воин.

Толочь в ступе соду.

Первый клин комом.

3. А сейчас Буратино вызовет к доске и попросит записать слова: своё имя, название какого-нибудь города, кличку животного, фамилию писателя.

Кто сможет сделать вывод по этим словам? Как они называются? Как пишутся?

4 ГЕЙМ - «ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ».

Игроки задают вопросы друг другу по русскому языку (1 вопрос - 1 очко).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

ШАРАДЫ:

1. Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. (до-ми-к)

2. Мне не пройти в ветвистый лес -

Мои рога в ветвях застряли.

Но обменяй мне Л на С -

И листья леса все завянут. (олень - осень)

3. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение - / /

И превращусь я в конфету. (ирис - ирис)

4. С С на дереве расту,

С Ж на дереве жужжу. (сук - жук)

5. Я - сборник карт; от ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь - превращусь в название / /

Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас - атлас)

6. Я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю. (топор - ропот)

7. Со звуком С я невкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (соль - моль)

5 ГЕЙМ - «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

В течение 1 минуты каждая команда отвечает на вопросы (1 ответ - 1 очко).

1 команда

1. Какие части речи вы знаете?

2. ЖИ, ШИ пиши с буквой...

3. Портфель или портфель?

4. Что напишите на конце слова: дуб, шкаф, мороз?

5. Объясните крылатые выражения: - рукой подать (близко);

Прикусить язык (замолчать);

Морочить голову (обманывать).

6. Как пишутся предлоги со словами?

7. Назовите соседей буквы У.

8. Вспомните любую пословицу о труде.

9. Определите, какая это часть речи: школа, рисует, ты, классная?

10.Сколько слогов в словах: ягода, зимний?

11. Объясните, нужно ставить запятую или нет: Я пошёл в кино с папой и мамой.

2 команда

1. Какие части слова вы знаете?

2. ЧУ, ЩУ пиши с буквой...

3. Километр или километр?

4. Что напишите на конце слова: сугроб, лес, хлев?

5. Объясните крылатые выражения:

В час по чайной ложке (медленно);

Засучив рукава (хорошо работать);

Во весь дух (быстро).

6. Как пишутся со словами при ставки?

7. Назовите соседей буквы п.

8. Вспомните любую пословицу о дружбе.

9. Определите, какая это часть речи: пишет, мы, учитель, рабочий? 10.Сколько слогов в словах: уроки, летний?

11. Объясните, нужно ставить запятую или нет: Бабушка купила груши, яблоки, виноград.

СЛОВО ЖЮРИ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВРУЧЕНИЕ НАГРАД.

Северо-Казахстанская область Акжарский район Киевская средняя школа

Интеллектуальная игра по русскому языку для 6-8 классов

Выполнила учитель русского языка и литературы

Жакупова Г.Г.

2013

Цели:

    повторение тем школьного курса (фонетика, лексикология, фразеология, морфология, морфемика, культура речи);

    совершенствование умений отбора и анализа языкового материала;

    привлечение интереса к языковым явлениям.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра проводится по несколько измененным правилам популярного телешоу «Своя игра». Класс делится на три команды, к игровым местам выхо дят игроки (по одному из каждой команды), и каж дый игрок из тройки отвечает на выбранный им самим вопрос. Потом игровые места занимает следующая тройка и т.д. Желательно, чтобы все уча щиеся класса поочередно побывали на игровом месте. В игре четыре раунда, в каждом раунде, кроме финального, три категории вопросов, в каждой категории три вопроса разной сложности (чем слож нее вопрос, тем больше очков он приносит игро ку). Игрок сам выбирает категорию и цену вопро са, после чего ему зачитывается или показывается вопрос. Участник, верно ответивший на выбран ный им вопрос, приносит своей команде количество очков, равное цене вопроса. И наоборот: участник, давший неверный ответ, теряет эти очки. Если пра вильный ответ дает другой игрок из тройки, то очки получает его команда. Среди вопросов каждого ра унда есть вопрос-аукцион и «кот в мешке». Если участнику попадается вопрос-аукцион, то другой игрок из тройки может «перекупить» его, дав боль шее количество очков, и тогда в случае правильного ответа игрок, перекупивший вопрос, приносит своей команде то количество очков, которое он «заплатил» за вопрос (если же ответ дан неверно, команда теряет эти очки). «Кот в мешке» - вопрос не из выбранной категории. Участник, которому попадается «кот в мешке», может по желанию от дать его любому игроку тройки.

В финальном раунде игроки последней тройки поочередно убирают трудные для них категории вопросов, и каждый из игроков отвечает (письмен но) на вопрос оставшейся категории. Перед озву чиванием вопроса игроки объявляют свои ставки (разумеется, ставка не может превышать набран ное командой количество очков). Если ответ дан верно, ставка добавляется к общей сумме очков, в противном случае поставленные очки снимаются. Выигрывает команда, набравшая большее количест во очков.

Буквы и звуки 100 200 300 Фразеология 100 200 300

Значение слова 100 200 300

ВОПРОСЫ

Категория «Буквы и звуки»

1. Прочитайте слово лён по звукам справа нале во (100 очков).

Ответ: ноль.

2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод (200 чков)?

Ответ: один (последний ударный).

3. Решите шараду и назовите слова (300 очков):

С глухим траву она срезает, Со звонким - листья объедает.

Ответ: коса - коза.

1. Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его. (100 очков)

Ответ: слово шапка входит в состав фразеологизмов на воре шапка горит.

2. В русском языке есть фразеологизмы начать с азов, аза в глаза не видал. Что же такое аз? (200 очков)

Ответ: аз - первая буква кириллицы.

3 . Вопрос-аукцион . Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту - хорошую крысу. (300 очков)

Ответ: Большому кораблю - большое плавание.

Категория «Значение слова»

1. «Кот в мешке» (100 очков).

Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. На зовите ее.

Ответ: памятник букве Ё был поставлен на ро дине ее автора Н.М. Карамзина.

2. Можно ли сказать: Я поднял тост?( 200 очков)

Ответ: можно, если тост - кусочек жареного хлеба.

3. Сапфирный, индиго, васильковый, маренго. Какое из этих слов лишнее? (300 очков)

Ответ: маренго - оттенок черного цвета, все остальные - оттенки синего.

Все мы ошибаемся 100 200 300

Части речи 100 200 300

Мы полиглоты 100 200 300

ВОПРОСЫ

Категория «Все мы ошибаемся»

1. В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:

Этот, вот кричит:

«Не трожь тех, кто меньше ростом!»

Этот мальчик так хорош - Загляденье просто!

(100 очков)

Ответ: для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь) употребляет просторечную (не трожь).

2. Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:

Москву рябины красили,

Дубы стояли князями,

Но не они, а ясени

Без спросу наросли.

(Д.Сухарев, Ю.Визбор)

В каком слове нарушена литературная норма? (200 очков)

Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы.

3. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:

И со всей округи люди приходили к нам,

И со всех окрестных крыш слетались птицы,

Танцовщице золотой захлопав крыльями,

Как давно, как давно звучала музыка там..

В каком слове нарушена литературная норма? (300 очков)

Ответ: для сохранения размера стихотворения автор ставит ударение в слове танцовщица на предпоследний слог (литературная норма - танцовщица).

Категория «Части речи»

1. Какая змея может быть наречием? (100 очков) Ответ: уж.

2. Мыло, мороженое, печь, плачь. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи? (200 очков)

Ответ: одно (плачь - глагол, существительное плач пишется без мягкого знака).

3. Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час»:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

Сколько существительных в этом фрагменте ? (300 очков)

Ответ: девять существительных (ликующие, болтающие, обагряющие, погибающие - причастия, перешедшие в существительные).

1. Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей - «мужественный», Макар - «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его - это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо . (100 очков)

Ответ: макароны (подсказка дана в вопросе).

2. «Кот в мешке». Решите шараду и назовите слова . (200 очков)

С глухим шипящим я числительное,

Со звонким - имя существительное.

Ответ: шесть - жесть.

3. Вопрос-аукцион.

Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение. (300 очков)

Ответ: голова за голову (просторечное слово башка имеет этот же корень). Вероятно, этим выражением пользоватись при обмене пленными.

К истокам слова 100 200 300

Русская грамматика 100 200 300

Состав слова 100 200 300

1. Как зовут костлявого персонажа русских сказок? (100 очков)

Ответ: Кощей (в корне мы наблюдаем чередование согласных ст/щ, ср. юстъ - угощение, тесть - теща).

2. В какой день недели человек идет на шабашку? (200 очков)

Ответ: в субботу (идти на шабашку, пошабашить - поработать в выходные; слово шабаш в русский язык попало из идиша - еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «Суббота». На древнееврейском это слово звучит похоже - шаббат).

3. Название этого любимого нами фрукта в переводе с голландского означает «китайское яблоко». Что это? (300 очков)

Ответ: апельсин

/. Угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа? (100 очков)

Ответ: победить.

2. Бежать, ругать, пугать, ломать. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные? (200 очков)

Ответ: бежать - разноспрягаемый глагол.

3. Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными? (300 очков)

Ответ: дерево (винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья).

/. Мячик, лучик, огурчик, стульчик. В каком слове суффикс не такой, как в остальных? (100 очков)

Ответ: в слове стульчик суффикс -чик-, в остальных -ик.

2. Вопрос-аукцион. Сколько приставок в слове недопонимать? (200 очков)

Ответ: две: недо- и по-.

3. «Кот в мешке». Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите? (300 очков).

Ответ: все очки.

(ф и н а л ь н ы й)

1. Имена.

2. Города и горожане.

3. Молодежный жаргон.

4. Женский род.

5. Ударение.

6. Афоризмы.

7. Другие языки.

ВОПРОСЫ

1. Имена

Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».

Ответ: Варвара.

2. Города и горожане

На конкурсе молодых исполнителей мы услышали такой диалог:

Я здесь с одним вяткинцем познакомился - отлично играет!

Понимаю, о ком ты говоришь... Этот вятич и с прошлого конкурса увез гран-при...

А мне кажется, что у этого вятчанина слишком агрессивная манера исполнения...

Так как же правильно назвать исполнителя из Вятки?

Ответ: вятич.

3. Молодежный жаргон

В песне «Тачанка» на стихи М.Рудермана есть такие строки:

Ты лети с дороги, птица,

Зверь, с дороги уходи,

Видишь, облако клубится,

Кони мчатся впереди.

И с налета, с поворота

По цепи врагов густой

Застрочит из пулемета

Пулеметчик молодой.

Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время в ночном заведении»?

Ответ: клубиться - веселиться в ночном клубе.

4. Женский род

Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Какие из этих слов относятся к женскому роду?

Ответ: мозоль.

5. Ударение

Решите шарады и назовите слова:

Мы - для пильщиков подставка,

Мы - для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами

Ответ: козлы - козлы.

6. Афоризмы...

Продолжите знаменитый пушкинский афоризм: Чем меньше женщину мы любим...

Ответ: ...тем легче нравимся мы ей.

7. Другие языки

Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». О каком цветке идет речь?

Ответ: астра (этот же корень находим в словах астрономия, астрология, астронавт).

ЛИТЕРАТУРА

/. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.

2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

3. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.

4. Храппа В. От адамова яблока до яблока раздора: опыт этимологических заметок. Калининград: Янтарный сказ, 2005.

И. А Руденко,

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 08:55 + в цитатник

Интеллектуальные игры для школьников по русскому языку

Интеллектуальные игры весьма интересны для школьников. Благодаря таким методам, дети более увлекаются изучением предмета и упорно работают над собою. Поэтому, интеллектуальные игры должны применяться в учебном процессе обязательно

Интеллектуальные игры для школьников - прекрасная возможность закрепить выученный материал, усовершенствовать умения и навыки. Интеллектуальные игры можно проводить для детей любого возраста, ведь играть и соревноваться любят как малыши, так и ученики постарше.

Игры и викторины для школьников лучше всего проводить на этапе закрепления выученного материала, хотя в зависимости от разновидностей, их также можно вводить на этапах изучения материала, как элемент закрепления определенного блока знаний. Интеллектуальные игры также весьма уместно проводить в конце выученной темы, четверти или полугодия.

Особенно нравятся интеллектуальные игры ученикам младших классов. Ведь у маленьких школьников еще только развивается процесс произвольного внимания, поэтому в интересной форме им запоминать и отображать информацию гораздо интереснее.

Интеллектуальные игры помогают закрепить и углубить знания. Они формируют глубокий интерес к учебному предмету, расширяют словарный запас и кругозор учеников. Кроме того, интеллектуальные игры включают в себя дополнительный воспитательный элемент, что также весьма важно для школьников, они повышают общую языковую культуру, прививают любовь к родному языку.

Интеллектуальные игры способствуют развитию психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения.

Интеллектуальные игры для младших школьников нужно выбирать с учетом всех особенностей развития детей этого возраста. Вопросы должны быть четкими и понятными. Одна из главных деталей успешной интеллектуальной игры - подача вопросов в интересной форме. Здесь должны присутствовать и сказочные герои, и известные персонажи и т.д.

Если на следующем занятии планируется викторина, учитель обязательно должен предупредить об этом учеников, чтобы они успели подготовиться и повторить материал.

Интеллектуальные игры по русскому языку проводят разными способами. Детей можно разделить на команды или же построить игру так, чтобы каждый участник отвечал сам за себя.

Если игра командная, обязательно нужно дать детям возможность придумать и презентовать название команды, девиз. Во время подготовки в учеников уже будет развиваться речь, мышление и другие способности.

Викторину можно провести как заключительный урок во 2 классе или 3 классе.

· закрепить полученные знания;

· расширить словарный запас школьников;

· воспитывать любовь к русому языку;

· развивать интерес учеников к изучению русского языка.

Повысить уровень знания выученного материала, развивать общеязыковую культуру, формировать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

· Фигурки с заданиями;

· Ребусы;

· Дидактический материал;

· Технические средства (ноутбук).

Ход викторины

Сегодня у нас не обычный урок русского языка. Сейчас, в виде викторины мы попробуем вспомнить все то, что изучали на предыдущих уроках. Задание предстоит не простое, но вы старательно учились и готовились, поэтому наверняка справитесь!

Но перед тем как приступить к самой викторине, нам необходимо разделиться на команды. Каждый из вас занял место за одним из трех столов, которые мы специально так поставили по данному случаю. Соответственно, за каждым столом сидят участники разных команд, которые сегодня будут соревноваться за победу.

Сейчас, у каждой команды есть 1 минута на то, чтобы придумать себе название.

(1 минуту играет классическая музыка, команды объявляют свои названия).

Итак, команды готовы к началу викторины. Первое задание для каждой команды - разминка. За 1 минуту вы должны дать ответы на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечать может любой из участников.

Вопросы для команды №1:

Из скольких букв состоит русский алфавит? (33).

Сколько среди них гласных букв? (10).

Какая часть речи слово вороной (прилагательное).

На какой вопрос отвечает глагол? (что делать?).

Какой вопрос можно поставить к слову береза? (что?).

Нужен ли мягкий знак в слове платье? (да).

В слове дерево после -р пишем букву Е или И? (Е).

В слове моряк пишем букву А или О? (О).

Сколько согласных букв в слове столб? (4).

Сколько гласных букв в имени Елена (3).

В конце слова паровоз пишется З или С? (З).

Укажите главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).

Вопросы для команды №2:

Сколько в русском алфавите согласных букв? (21).

Определите, к какой части речи относится слово соль (имя существительное).

Какой вопрос можно поставить к слову белка? (кто?).

на какой вопрос отвечает существительное ромашка? (что?).

Какую нужно написать букву в первом слоге слова синеет И или Е (И).

Существительное стрекоза пишется через Е или И? (Е).

К какой части речи относится слово дружные? (имя прилагательное).

Сколько согласных букв в существительном чайка? (3).

Сколько гласных букв в имени Ирина? (3).

Назовите главные члены в предложении Ветер дует в лицо (ветер дует).

Назовите антоним к слову говорить (молчать).

Скажите, нужен ли мягкий знак в слове помнить? (нет).

Вопросы для команды №3:

На какие вопросы отвечает часть речи имя прилагательное? (какой? чей? который?).

К какой части речи принадлежит слово овсяный? (имя прилагательное).

Нужен ли мягкий знак в слове голубь? (да).

Какой вопрос можно поставить к существительному яблоня? (что).

На какой вопрос отвечают существительные, которые указывают на одушевленный предмет? (кто?).

На заметку:

Какую нужно написать гласную букву в слове грибок Е или И? (И).

Какая буква пишется в конце слова мороз С или З? (З).

Какая часть речи слово светить? (глагол).

Сколько согласных в существительном яблоня? (3).

Сколько гласных в имени Марта (2).

Назовите антоним к слову смелость (робость).

Скажите, пишется ли мягкий знак в слове точка (нет).

К нам на викторину прилетел гость из далекой страны, ему поручили выполнить несколько заданий, которые он никак не может осилить. Чужеземец узнал, что ученики нашего класса прекрасно знают учебный материал и могут ему помочь. Поэтому, каждой команде предлагается выбрать себе фигурку с заданием и выполнить его в течении 4 минут.

Задание: Найдите пары слов и соедините их линиями

Задание для команды №1

Широкий Тихий

Светлый Большой

Черный Светлый

Маленький Мелкий

Веселый Белый

Глубокий Скучный

Громкий Узкий

Задание для команды №2

Сильный Ясный

Хороший Слабый

Добрый Громкий

Дождливый Злой

Хмурый Пассивный

Радостный Плохой

Тихий Солнечный

Активный Грустный

Задание для команды №3

Красный Враг

Положительный Черный

Друг Широкий

Толстый Отрицательный

Узкий Близкий

Темный Тонкий

Далекий Светлый

Пока судьи проверяют задания и подсчитывают баллы, нужно провести еще один интересный конкурс. Мудрая тетушка Сова специально для учеников 2 класса приготовила ребусы. Посмотрим, как команды справятся с ее мудрыми рисунками.

Каждой из команд по очереди показывают ребусы, если одна команда не может разгадать, право предоставляется следующей. В ребусах зашифрованы слова: дружба, доверие, любовь, радость, надежда, сердце.

Эти слова зашифрованы в ребусе не случайно. Тетушка сова хотела, что все всегда помнили об этих простых, но столь значимых словах. И следующий конкурс - конкурс капитанов, заключается именно в том, чтобы каждый из капитанов рассказал о взаимосвязи тех понятий, которые были предложены в ребусе именно для его команды. То есть, первая команда - слова дружба и доверие; вторая - радость и любовь; третья - надежда и сердце.

Дорогие дети, ученик лесной школы Медвежонок Мишка случайно перепутал частички пословиц и теперь не может правильно их собрать. Давайте вместе попробуем помочь школьнику. Для этого капитаны выберут для своей команды конверт, и каждая постарается как можно быстрее правильно сложить пословицы.

Задание в первом конверте:

Без труда, люби и саночки возить, век учись, любишь кататься, не вытащишь и рыбку из пруда, век живи.

Задание во втором конверте:

В гостях хорошо, вилами по воде, в лес не ходить, время, писано, волков бояться, а дома лучше, всему свое.

Задание в третьем конверте:

Потехе час, два сапога, соломки бы подстелил, рвется, где тонко, делу время, знал бы где упадешь, пара.

Конкурсы подошли к концу. Все команды замечательно справились с заданиями и хорошо показали сои знания. Сейчас послушаем судей, которые подсчитывали баллы каждой из команд по всем конкурсам.

(Слово судьям)

Поздравляем победителей, сегодня все прекрасно постарались и заняли первое место в викторине. Но в такой обстановке стоит встретиться еще не один раз в дальнейшем. Поэтому, у каждого есть возможность прекрасно выучить новый материал и повторить уже пройденный.

Еще раз большое спасибо всем участникам, будьте добры и отзывчивы друг к другу, а также помните, что каждый человек, который любит свою страну должен, в первую очередь, прекрасно владеть родным языком.

Интеллектуальные игры развивают речь школьников, совершенствуют знание учебного предмета и расширяют кругозор. Поэтому каждый учитель должен применять в своей практике интеллектуальные игры.

Слово ведущего: Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся 4-х классов. Вы знаете, что лингвистика - это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык. Итак, начинаем наш турнир.

Конкурс «Дружная семейка»

а) аукцион частей речи (команды по очереди называют часть речи, побеждает команда, назвавшая часть речи последней.
б) а теперь на каждую букву написанных по вертикали слов подберите «дружную семейку». Чья команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает (слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова).

Г - наречие (громко)

М - предлог (между)

Т - местоимение (ты)

Р - глагол (рычать)

О - местоимение (он)

Р - наречие (рано)

А - прилагательное (алый)

Р - прилагательное (рыжий)

У - междометие (Ух)

М - местоимение (мы)

Ф -существительное (фонарь)

Д - числительное (два)

М - прилагательное (милый)

О - междометие (Ох)

О - прилагательное (одинокий)

А - междометие (ах)

Л - глагол (любить)

Л - глагол (лаять)

Т - числительное (три)

О - числительное (один)

Ю - существительное (юла)

И - союз (или)

Г - глагол (говорить)

Б - предлог (без)

К - предлог (ко)

И - союз (и)

И - союз (или)

А - существительное (арбуз)

Я - наречие (ярко)

Е - существительное (ель)

Конкурс «Намёки»

Команды должны отгадать загаданное слово по первой букве и намёку - другое слово, которое некоторым образом связанно с первым. Называемые словами явления могут встречаться в реальной жизни, быть связаны неким общим сюжетом, высказыванием, одно может быть похоже на другое, связь может быть чисто ассоциативной, (команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ - одно очко).

Буква

Немек

Ответ

К

Сумка, детёныш

Нос, длина

Буратино

Стая, волки

Горячий, одежда

Мышь, указка

1001, сказка

Шахерезада

Очки, Крылов

Мартышка

Цветок, крот

Дюймовочка

Ура! Отдых

Каникулы

По колено, синее

Крыша, пропеллер

Самолёт, волшебство

Конкурс «Собери текст»

Надо собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги.

Конкурс «Найди лишнее»

1. существительное, прилагательное, глагол, союз

2. дождь, снег, град, луна
3. земля , серая, жёлтая, зелёная
4. увидеть, покрасить, краска , добежать
5. белый, белизна, белеет, белка
6. тетрадь, книга, дневник, самолёт
7. пароход, тепловоз, землетрясение , экипаж
8. касса, маска, тонна, килограмм
9. ночь, дочь, печь, рожь
10. вкусный, интересный, искусный, грустный

Конкурс «Собери слово»

Условие игры: из маленьких слов, написанных на карточках, составьте новые слова и объясните их лексическое значение.

Конкурс «Школьные шарады»

1. Первое - предлог.

Второе - летний дом
А целое порой
Решается с трудом. (задача)

2. В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом - по мне на уроки пойдете. (расписание)

3. Корень мой находиться в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)

4. Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надежно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе - на темы различные пишешь. (сочинение)

5. С буквой «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой «п» - от вас не утаю -
Тоже в школе я стою. (парта-карта)

6. Мой корень в «просьбе» заключён,
В ней он озвучен и смягчен.
Приставка в «воплощение» где-то,
На целое - все ждут ответа. (вопрос)

Конкурс «Сочини стихи»

А сейчас угадайте два слова, которые я загадала. Это имена существительные. Первое - самое весёлое, свободное в школе. Что это? (перемена). Второе - самое важное, главное в школе. Что это? (урок). По рифмам, записанным у вас на листах, сочините за 2 минуты 2 стихотворения.

Конкурс «Ты мне - я тебе» или «Угадай фразеологизм»

Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Сейчас мы в этом постараемся убедиться. Каждой команде достанется по одному фразеологическому обороту, который команда должна изобразить с помощью мимики и жестов, а команды-соперники должны назвать данный оборот и объяснить его лексическое значение.

Зарубить на носу

Морочить голову
В час по чайной ложке

Для каждой команды приготовлено 10 вопросов, на которые надо дать ответы в течении 1 минуты, за правильный ответ команда получает 1 очко, если команда не знает ответа или затрудняется его дать, можно пропускать вопросы.

Вопросы для первой команды:

1. Сколько звуков в слове лью?

2. Антоним к слову «временный».
3. Часть слова без окончания
4. Слово с удвоенной буквой «с».
5. Часть речи, которая обозначает действие.

6. Синоним к слову «сильный»
7. Как сказать одним словом «рукой подать».
8. Определите род слова «тюль»
9. Поставьте слово «чулок» в родительный падеж множественного числа.
10. Раздел русского языка, изучающий правописание слов.

Вопросы для второй команды:

1. Сколько звуков в слове «ель»

2. Синоним к слову «отважный».
3. Слово с удвоенной буквой «н».
4. Антоним к слову «плач»
5. Часть речи, которая обозначает признак.

6. Поставьте слово «носок» в родительный падеж множественного числа.
7. Часть слова, которая стоит перед корнем.
8. Определите род слова «кенгуру».
9. Как сказать одним словом «во весь дух».
10. Раздел русского языка, изучающий части речи.

Вопросы для третьей команды:

1. Сколько звуков в слове «пью».

2. Антоним к слову «печаль»
3. Часть слова, стоящая после корня, служит для образования новых слов.
4. Слово с удвоенной буквой «л».
5. Часть речи, обозначающая предмет.

6. Синоним к слову
7. Как сказать одним словом «попасть пальцем в небо».
8. Определите род слова «какао».
9. Поставьте слово «яблоко» в родительный падеж множественного числа.
10. Раздел русского языка, изучающий значение слов и выражений.

Чтобы скачать материал или !

 

Возможно, будет полезно почитать: