Картотека по ОБЖ (старшая группа) на тему: Дидактические игры по безопасности для детей старшей группы. Игровое пособие по пожарной безопасности для детского сада

Личность формируется у человека с самого раннего возраста. Очень важно донести до детей главные правила безопасного поведения в любых возможных ситуациях. В ДОУ выделяется достаточно много времени ознакомлению с ОБЖ. Различные игры на эту тему являются неотъемлемой частью занятий.

Значение игр по основам безопасности в ДОУ

Опасность может подстерегать любого человека где угодно. У взрослых людей уже сформировалась определённая модель поведения в угрожающих жизни ситуациях. Маленькие же дети наиболее уязвимы в подобных моментах. Задача взрослых - максимально подробно и доступно рассказать малышам о существующих в мире опасностях, как их избежать и как лучше поступить, если всё же они наступили. Дома от родителей ребёнок получает первые знания о возможных угрожающих безопасности ситуациях. Работники детского сада должны расширять эти знания и прививать навыки правильного поведения в непредвиденных ситуациях. К дошкольникам нужен особый подход. Им необходимо донести очень сложные вопросы, показать всю важность знаний правил по безопасности и способствовать их запоминанию. Основная деятельность детей - игровая. Информацию, преподнесённую в игре, легче донести до ребёнка, а также удобно наглядно показать и разыграть действия по предотвращению или облегчению небезопасных явлений в жизни.

Опасность может подстерегать ребёнка где угодно

Целями игр будут расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях дома, на природе, в общении с людьми, на улице, в том числе на дороге, привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия в случае появления неблагоприятного случая.

Все возможные опасности можно обобщить в несколько категорий:

  • природные опасные явления (укусы животных и насекомых, ядовитые ягоды и грибы, гроза, гололёд и т.п.);
  • неприятности, возникающие от человека (грабители, похитители, драки);
  • угрозы в домашнем быту (электроприборы, острые предметы);
  • пожарная опасность;
  • опасности на улице (дорожное движение);
  • угроза здоровью (несоблюдение правил личной гигиены, неправильное обращение с лекарствами).

Виды игр и картотека тем для различных групп

Игры, с помощью которых дети будут усваивать основы безопасного поведения, могут быть разных видов:

  1. Дидактические, к которым относятся:
    • игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном контакте детей с предметами, развивают сенсорное восприятие;
    • настольно-печатные игры, которые разворачиваются на определённом игровом поле (лото, домино и др.);
    • словесные - предполагают речевые действия детей, это могут быть игры по заканчиванию фраз, отгадыванию загадок и т.д.
  2. Подвижные - игры, в которых нужно проявлять двигательную активность, одновременно тренируя свои физические навыки.
  3. Театрализованные, предполагающие театральную постановку на определённую тему.
  4. Игры-тренинги, позволяющие мысленно присутствовать в разбираемой ситуации.
  5. Сюжетно-ролевые (дети принимают на себя роли и участвуют и решают поставленную задачу) и др.

При подготовке к проведению игр нужно учитывать возрастной фактор. Детям раннего дошкольного возраста подойдут ознакомительные игры, способные вызвать интерес к дальнейшему изучению основ безопасности (дидактические игры с предметами или игрушками). В старших группах воспитанники способны самостоятельно делать выводы, понимать взаимосвязь событий, поэтому им рекомендованы игры с усложнёнными правилами (настольные игры).

Дети по своей натуре очень любят играть, через игру они знакомятся с окружающим миром и примеряют на себя различные роли

Таблица: возможные игры по ОБЖ в детском саду

С какого возраста рекомендуется проводить Название игры Задачи Содержание
С первой младшей группы Дидактическая игра «Опасно - огнеопасно» Учить различать предметы, которые огнеопасны Воспитатель показывает детям множество карточек, на которых изображены предметы, представляющие опасность. Задача игроков - выбрать из карточек те, на которых нарисованы пожароопасные предметы (например, утюг, спички, плита и т.п.)
«Собери автомобиль» (из 2-х частей, из 4-х частей) Закреплять названия видов транспорта и его составных частей Перед детьми картинка автомобиля (автобуса, грузовика). Выдаётся материал: кусочки-элементы, из которых нужно собрать целостное изображение предлагаемого транспорта, ориентируясь на картинку перед глазами
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» Формировать элементарные представления о действиях на проезжей части Дети принимают роли шофёров и пешеходов. Разыгрываются различные ситуации: довезти куклу до магазина, доставить строительный материал. Везти машину нужно осторожно, не наезжая на людей
Подвижная игра «Тушим пожар» Формировать элементарные знания о пожарной безопасности По кругу выстроены стулья, на которых лежат игрушечные огнетушители. Количество стульев с огнетушителями на одну единицу меньше, чем игроков. Дети бегают вокруг стульев. По сигналу ведущего нужно взять огнетушить в руки и поднять вверх. Из игры выходит тот, кто не добрался до игрушки. Победителем будет игрок, поднявший последний огнетушитель на стуле.
Со второй младшей группы Дидактическая игра «Расскажи, что не так» Приучать к правилам ПДД Детям показаны картинки с сюжетами дорожных ситуаций. Нужно рассказать, что на ней персонаж делает неправильно (переходит дорогу на красный свет, в неположенном месте и т.д.)
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Учить безопасности в общественном транспорте Распределяются роли: водитель, пассажиры, пешеходы. Разыгрываются различные ситуации (женщина с ребёнком, бабушка, слепой и т.п.)
Подвижная игра «Костёр» Уточнять порядок действий при пожаре Игра проводится на детской площадке. Нужно брать совочком (или другой похожей небольшой ёмкостью) песок из песочницы и доносить до места, где лежит картинка с изображением костра
Подвижная игра «Переход» Развивать знания о правилах ПДД На полу группы нарисована «зебра». Светофор показывает красный свет. Игроки стоят. Загорается жёлтый свет, участники продолжают стоять. На зелёный свет нужно пройти через нарисованную «зебру», посмотрев сначала налево, потом направо
Игра-тренинг «Я потерялся…» Формировать правила поведения, если потерялся на улице В гости к детям приходит персонаж Зайка и рассказывает детям, что на прогулке потерялся с мамой. Дети вместе с воспитателем рассказывают Зайке, как нужно поступать, если вдруг оказался один в разных ситуациях (на улице, в автобусе, магазине), кого можно просить о помощи, а кого нельзя
Подвижная игра-эстафета «Спаси игрушку» Воспитывать смелость, желание помощь пострадавшему Игра проходит в спортивном зале. Дети по очереди выполняют комбинацию заданий, выражающих действия по спасению игрушки (достать игрушку с гимнастической лестницы, добежать с ней до определённого места). Во время прохождения этапов игрушку нельзя ронять
Со средней группы
«Съедобный грибок положи в кузовок»
  • Узнавать о разновидностях съедобных и ядовитых грибов;
  • учить отличать съедобные грибы от несъедобных.
Перед игроками раскладываются муляжи грибов. Нужно собрать в корзину только их съедобные виды. Затем из корзины достаётся по одному грибу, игроки должны озвучить его название
Сюжетно-ролевая «Мы - пожарные»
  • Закреплять знание правил пожарной безопасности;
  • учить согласованно работать в команде.
Дети изображают бригаду пожарных. По вызову о случившемся пожаре они спешат на помощь в разных ситуациях (на улице, в квартире, в лесу)
Дидактическая игра «В мире опасных вещей» Продолжать знакомство с опасными свойствами предметов Воспитатель показывает детям поочерёдно разные бытовые предметы. Если предмет безопасный, дети должны хлопать в ладоши. Если опасный - топать ногами
Дидактическая игра «Мы дружим с кошками и собаками» Расширять представления о правильном обращении с домашними животными Воспитатель показывает детям карточки, изображающие сюжеты, происходящие с участием кошек и собак. Дети должны прокомментировать картинку: отметить правильные и неправильные действия (например, неправильно дёргать животных за хвост, бить палкой, дразнить)
Со старшей группы
Дидактическая игра «Изобрази дорожный знак» Закреплять знания о видах дорожных знаков За выделенное время дети должны нарисовать загаданный ведущим дорожный знак
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»
  • Расширять представления об оказании медицинской помощи;
  • учить навыкам оказания первой помощи.
Детьми разыгрываются различные сценки, в которых они в роли доктора помогают пострадавшим: при порезе руки, ушибе ноги, колена, повышенной температуре, заболевшем горле, кровотечении из носа. Нужно последовательно оказать первую помощь
Игра-лото «Растения в помощь здоровью» Закрепить знания о том, что лекарственные растения могут быть помощниками в сохранении и заботе о здоровье У каждого игрока имеется свой набор карточек с изображениями растений. Ведущий по очереди показывает карточки из своего набора. Игрок, у которого есть карточка с таким же растением, должен рассказать, как оно называется и какую пользу приносит. Если ответ верный, картинка даётся игроку. Победит тот, кто первым соберёт свой набор
«Телефон» Закреплять навыки пользования телефонной связью в экстренных случаях На столе стоят игрушечные машин автомобилей экстренных служб. Рассматриваются иллюстрации с изображением различных опасных ситуаций. Нужно подобрать к каждой ситуации нужный вид автомобиля и назвать номер телефона, по которому его нужно вызвать
Игра-тренинг «Незнакомец» Тренировать навыки правильного поведения в ситуациях с незнакомым человеком Разбирается ситуация, которая случается с Карлсоном. Он встретился с незнакомой тётей, которая предлагает ему конфеты и зовёт поехать с ней на машине. Дети размышляют о правильных ответах и поведении, рассматривая возможные исходы ситуации
Дидактическая игра «Чтобы не случилось беды»
  • Закреплять знания о безопасном поведении на улице;
  • повторять дорожные знаки.
В игре используется макет улицы с расположенными на ней различными дорожными знаками, светофорами. С помощью игровых фишек или любых маленьких игрушек обыгрываются различные ситуации на дороге
С подготовительной группы Настольная игра «Путешествие в страну здоровья» Закрепить знания о сохранении здоровья Игроки бросают по очереди кубик и делают ход. В зависимости от того, на кружок с каким изображением попала фишка, нужно выполнить определённое задание. Например, объяснить, что нужно делать при кашле, высокой температуре, зубной боли или объяснить, чем полезны движения, витамины, плавание и т.п. Если игрок отвечает неправильно, пропускается ход. Побеждает тот, кто первым доберётся до «страны здоровья»
Подвижная игра-эстафета «Территория риска» Совершенствовать представления об опасных предметах и обращении с ними Игра проводится в спортивном зале. Дети по очереди выполняют назначенные ведущим действия на гимнастической лестнице, скамье т.п. Затем раздаётся звонок - «сигнал тревоги». В группе обнаружено множество опасных предметов. Каждый получает карточку схему с подсказками, где искать предмет (над, под, за, в). Найденные предметы раскладывают в коробки по категориям (острые, пожароопасные, ядовитые и т.д.)
Словесная игра «Служба спасения»
  • Закреплять знание своих личных данных;
  • учить правильно описывать проблему.
Воспитатель по очереди показывает на экране компьютера картинки с различными ситуациями. К каждой картинке дети должны составить короткий рассказ от имени одного из героев происходящего или стороннего наблюдателя. Всё это дети говорят в трубку игрушечного телефона
Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения» Закреплять и систематизировать знания правил дорожной безопасности Между детьми распределяются следующие роли: сотрудник ГИБДД, водители автомобилей, пешеходы. Разыгрываются ситуации, в ходе которых игроки не должны нарушать правила дорожного движения, за этим следить сотрудник ГИБДД

Возрастные границы игр, обозначенные в таблице, весьма условны. Использовать ту или иную игру следует, опираясь на особенности развития детей, успешное усвоение материала, их интересы. Например, игра «Нарисуй дорожный знак» которая рекомендована к проведению со старшего дошкольного возраста, может быть использована и в младшей группе. Но потребуется более тщательная подготовка к занятию, а также постоянная помощь воспитателя в корректировке рисунков. Критерии выбора во многом зависят от чутья преподавателя, ведь кто кроме него лучше определит, что сейчас будет нужнее и понятнее ребятам, какой вид игры их заинтересует больше всего.

Структура и временной план игр

Каждая игра имеет несколько этапов:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, объяснение правил. Это может быть показ картинок или предметов, краткая беседа, в которой выявляется готовность детей к игре (1–2 минуты).
  2. Игровые действия с обязательным перерывом на физ. минутку.
  3. Подведение итогов (1–2 минуты).

Следует отметить, что время проведение самой игры отличается в зависимости от возраста детей. Время игры в младших группах не должно превышать 10–15 минут, в таком возрасте ещё тяжело концентрировать внимание на одном виде деятельности продолжительное время. В старших группах игра в среднем занимает 20–25 минут. Это условные временные рамки. Нужно помнить, что всё зависит от особенностей игры, интереса, который дети проявили к ней, степени их усталости. Перерыв на двигательную разминку обычно занимает 2–3 минуты.

Фотогалерея: материалы для вводного этапа игры

Рисунок, демонстрирующий проблемную ситуацию общения с незнакомыми людьми может демонстрироваться в предварительной к игре беседе
На игрушечной пожарной машине легко показать её детали, это будет удачно использоваться на вводном этапе дидактической игры по сбору рисунка машины из разных частей Игрушечные приборы помогут наглядно продемонстрировать их безопасное использование Демонстрационная картинка расскажет о том, как нужно правильно использовать утюг Картинка, изображающая опасность при обращении с плитой, поможет детям лучше представить ситуацию Рисунок игры со спичками поможет помочь, чо может случиться, если их использовать неосторожно Рисунок продемонстрирует ребятам, что с таблетками нельзя играть Рисунок наглядно продемонстрирует ребятам, что играть с острыми предметами опасно Наглядный материал поможет лучше понять детям, что может случиться в случае небезопасной игры Увидев изображённую опасную ситуацию, дети лучше усвоят, как поступать, например, в предстоящей игре, а также и в реальности Можно разобрать по рисунку ситуацию и отменить все опасности Наглядный материал поможет вспомнить уже то, что разбиралось и раньше С помощью игрушек-животных можно легко рассказать об особенностях каждого из них, тем самым подготовив ребёнка к игре про животных

Игры по ОБЖ в первой младшей группе

Самые маленькие дошкольники знакомы с наиболее часто встречаемыми предметами. В ДОУ нужно продолжать развитие представлений о ближайшем предметном, социальном и природном окружении, а также давать элементарные представления о безопасном использовании предметов и правилах поведения. Необходимо при помощи игр сформировать интерес к проблемам собственной безопасности, познакомить с первоначальными знаниями об опасных ситуациях, решая образовательные задачи:

  • дать начальные знания о мире природы и возможных угрозах в нём (может укусить животное, бывают ядовитые растения);
  • осваивать представления о различном транспорте: автомобилях, общественном, водном, воздушном, их составляющих частях, дать понятие красного и зелёного сигналах светофора;
  • изучать предметы и их свойства;
  • учить воспринимать слова «можно», «нельзя», «опасно»;
  • давать начальные знания о правильном питании, образе жизни, приучать к правилам гигиены;
  • знакомить с помещением группы, как вести себя в группе, в раздевалке, как вести себя на улице (брать папу или маму за руку).

В раннем возрасте у детей очень развито сенсорное восприятие мира, им важно изучать предмет тактильно. Для этого как нельзя лучше подойдут дидактические игры с использованием различных предметов, игрушек. В раннем возрасте часто знакомятся с окружающим миром с помощью игр в куклы.

У ребёнка 2–3 лет запоминание материала основано на эмоциональном к нему отношении. Поэтому в процессе игры дети легко запомнят всё, что вызывает у них интерес, они должны быть участниками происходящего. В этом помогут игры, где ребёнок сможет перевоплотиться в определённые роли. Малыши с радостью и интересом возьмут на себя роли докторов, и шофёров, и пожарных, тем самым усваивая элементарные представления об этих профессиях. Сюжетно-ролевые игры на тему «Семья» подчеркнут значение родителей в жизни ребёнка и помогут понять свою роль в семье.

Разыгрывая различные ситуации дорожного движения, дети одновременно усваивают важный материал

При проведении игры «Красный - зелёный», дети вместе с запоминанием цветом приучаются к навыкам перехода через дорогу по сигналам светофора: если воспитатель поднимает кружок красного цвета, нужно стоять на месте, если зелёного - нужно посмотреть сначала направо, а затем налево и идти вперёд.

Не стоит перегружать малышей в процессе игр излишней информацией, которую они не смогут усвоить. На этом этапе развития главным будет усвоить начальные представления о процессах окружающего мира и том, что в нём есть опасность.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла заболела» (Екатерина Ашаева)

Командная игра по ОБЖ «Знатоки» в подготовительной группе

В подготовительной к школе группе происходит обобщение пройденного материала и есть возможность проведения игр-викторин, посвящённым нескольким темам

Дети 6–7 лет способны систематизировать полученные знания. Поэтому будем уместным провести игру-викторину, в которой будут сочетаться различные области по основам безопасного поведения: пожарная безопасность, правила поведения на дороге, поведение в быту. Приведём пример конспекта игры-викторины «Знатоки», составленный воспитателем Вурдовой О.А.

Дети разделяются на 2 команды, выбирается капитан, можно придумать девиз каждой команде.

  1. Воспитатель: «Ребята! Вот уже совсем скоро вы пойдёте в школу. И вам предстоит самостоятельно предотварщать возможные опасности. А сейчас давайте проверим как хорошо вы знаете правила безопасности, которые мы изучали, и проведём игру-викторину». Дети делятся на 2 команды, придумывают девиз.
  2. Воспитатель объясняет детям правила игры: ведущий по очереди задаёт вопросы командам. Прежде чем дать ответ, команда должна посовещаться и прийти к общему мнению. За правильный ответ команда получается один балл. Если ответ неверный, баллы не начисляются, а на этот же вопрос предлагается ответить команде соперников.
  3. Проводится разминка «Светофор». По сигналам ведущего дет выполняют действия: красный - садиться, жёлтый - вставать, зелёный - идти.
  4. Далее проходит первый конкурс «Кто внимательнее?». Перед каждой командами находится набор карточек с номерами телефонов. После слов ведущего команды должны поднять нужную карточку. Вопросы: По какому телефону нужно вызывать пожарных (101)? Если нужна помощь милиции, то звоним…(102)? Когда человеку стало плохо, он сильно поранился, то как вызвать скорую помощь (103)? А как вызвать службу газа (104)?
  5. Следующий конкурс заключается в том, что по названной ведущим сказке нужно объяснить какие правила нарушили её герои («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.д.).
  6. Проводится физминутка.
  7. Далее командам предлагается отгадать загадки. Например: «Под ногами у Серёжи полосатая дорожка. Смело он по ней пойдёт, а за ним и весь народ («зебра»)». «Всех на свете обшивает, что сошьёт - не надевает (иголка)».
  8. В следующем конкурсе ребятам показаны картинки с изображением различных предметов. Одна команда должна показать все опасные предметы, вторая - безопасные. Капитаны по очереди называют по одному предмету.
  9. Следующее задание проверяет навыки детей по оказанию первой медицинской помощи. Нужно перевязать руку «пострадавшему».
  10. Зрительная гимнастика.
  11. Затем конкурс по обсуждению ситуаций на дороге. На экране ведущий показывает картинки. Команды отвечают поочерёдно.
  12. Подводятся итоги, объявляются результаты. Вручаются награды (медали).

Подборка видеоматериалов на тему игр по ОБЖ, проводимых в ДОУ

Видео, демонстрирующие игры, проведённые по теме ОБЖ, могут быть полезными при подготовке занятиям.

Видео: сюжетно-ролевые игры в рамках проекта «Моя семья»

https://youtube.com/watch?v=fJpGKpe93UI Video can’t be loaded: Видеопрезентация Проект Моя семья Сюжетно ролевые игры детей в детском саду (https://youtube.com/watch?v=fJpGKpe93UI) Video can’t be loaded: Игра по правилам дорожного движения в детском саду (https://youtube.com/watch?v=dTaJ02-NX3c)

В игровой форме детям можно легко и доступно объяснить важные способы безопасности, которые необходимо знать каждому. Для этого используются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Нужно помнить, что опасность легче предотвратить, чем бороться с ней. Важно донести это до малышей.

Дидактическая игра: «Лото- пожарная безопасность»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.

Дидактическая игра «Карточная викторина».

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры :

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

Назови возможную причину пожара;

Как правильно вызвать пожарных;

Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

Что нужно делать, если в доме запахло газом;

Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

Можно ли поджигать тополиный пух;

Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

Как правильно покинуть задымлённое помещение;

Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Дидактическая игра: «Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара.Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры :

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры :

Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

Дидактическая игра: «Хорошо - плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры :

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине - в нужное место.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры :

Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..(утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву)

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара.развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры :

из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример - кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

Сюжетно ролевые игры:

«Мы - пожарные»

Предварительная работа:

  • экскурсия в пожарную часть,
  • беседы о работе пожарных,
  • рассматривание сюжетных картинок,
  • чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»),
  • рисование на данную тему,
  • обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре,
  • дидактические игры,
  • ООД на данную тему.

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители - шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы - пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).

Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».

Предварительная работа:

  • Конструирование зданий,
  • Игры с напольным конструктором,
  • Рассматривание плана-схемы улиц города,
  • Экскурсия по близлежащему микрорайону,
  • Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,
  • Беседы о профессии пожарного,
  • Отгадывание загадок,
  • Игры с транспортными игрушек,
  • Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.

Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.

Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.

Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Предварительная работа:

  • беседы на тему безопасности дома,
  • разучивание пословиц об огне и воде,
  • беседа на тему «Огонь - спутник и помощник человека»,
  • отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.
  • Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда»,
  • Знакомство с пословицами об огне,
  • Дидактические игры по пожарной безопасности.

Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметызаместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.),предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы -пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.

Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе

Дидактическая игра «Да—нет»

Цель: закрепить знания детей о действиях, которые могут привести к пожару .

Воспитатель перечисляет действия. В случаях, если они могут привести к возникновению пожара, воспитанники хлопают в ладоши. Когда опасность не грозит — топают ногами:

Рисование,

Поджигание бумаги,

Игра с мячом,

Игра с зажигалкой,

Изготовление аппликации,

Прыгание через скакалку,

Поджигание сухой травы и листвы,

Пение хором,

Баловство со спичками,

Игра в снежки на улице зимой,

Игра со снежинками, изготовленными из бумажных салфеток,

Зажигание бенгальских огней возле ёлки,

Мытьё посуды,

Умывание,

Игра на прогулке,

Игра в бадминтон,

Лепка из пластилина,

Включение утюга,

Мытьё рук,

Полив цветов,

Включение обогревателя,

Чистка ковра,

Игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,

Забивание гвоздей,

Игра с песком,

Включение неисправного шнура гирлянды,

Купание в ванне,

Игра с кубиками,

Перегрев телевизора,

Рассматривание книг возле костра,

Разжигание костра в лесу на ветру,

Игры с воздушным змеем.

Дидактическая игра «Размышляй-ка»

Цель: закрепление знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности ; развитие логического мышления; содействие в употреблении сложноподчинённых предложений.

Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем. Например, так: «Если съесть ядовитый гриб, то… можно отравиться».

Если съесть ядовитую ягоду, то…

Если одному плыть по реке, то…

Если идти, не останавливаясь в море, то…

Если к вам в окно залетел тлеющий окурок, то…

Если открывать дверь незнакомцу, то…

Если взять в руки острые предметы, то…

Если у человека поднялась высокая температура, то…

Если подняться на крышу дома, то…

Если укусил комар, то…

Если дети играют со спичками, то…

Если на улице горит трава, то…

Если в квартире пахнет гарью, то…

Если на кухне запах газа, то…

Если из соседней квартиры идёт дым, то…

Если подскользнуться зимой на льду, то…

Если идти на красный свет через дорогу, то…

Если кататься на велосипеде возле проезжей части, то…

Если зимой лизнуть сосульку, то…

Если незнакомец угощает конфетой, то…

Дидактическая игра «Как спасти от беды»

Цель: закрепление знаний воспитанников по ОБЖ; развитие логического мышления.

Ход игры

Выслушав задание воспитателя, дети придумывают решение, которое поможет избежать беды. Например, в соответствии с заданием ситуация следующая: «В большом магазине девочка потеряла маму». Ребёнок предлагает выход: «Нужно подойти к продавцу и объяснить, что в магазине находится мама. Надо назвать себя, а также имя и фамилию мамы. Попросить помочь её найти».

Водитель нарушил правила дорожного движения…

Вода затопила дороги, люди не могут выйти из домов…

В детском саду объявили эвакуацию, все дети…

Мальчик во время игры поранил ногу…

В квартире начался пожар и папа…

Когда слышны крики «Спасите, пожар!», нужно…

Во время новогоднего праздника погас свет…

В доме нет света, а ребёнок дома один…

Дидактическая игра «Холодный—горячий»

Цель: развитие у детей логического мышления.

Каждый ребёнок получает по три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий — холодные, жёлтый — тёплые. Ведущий называет различные предметы, дети показывают соответствующий кружок. Тот, кто чаще ошибается, выбывает из игры.

Предметный ряд: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, фен, обогреватель, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька, варежки, горячий чайник, холодильник и т.д.

Дидактическая игра «Составь номер»

Цель: закрепление знаний воспитанников о вызове сотрудников МЧС в случае пожара.

Дети делятся на две группы и совместно среди множества цифр находят необходимые и составляют номер телефона МЧС — 101. Выигрывает команда, которая завершит задание первой.

В. Ребята, теперь каждый из вас знает, по какому номеру надо звонить, если случился пожар. Давайте еще раз повторим все вместе:

Дети. «Пожарный номер: 101».

В. Помните, что звонить по этому номеру можно и нужно только при пожаре. Услышав ответ дежурного, чётко называйте свои имя и адрес.

Дидактическая игра-ситуация «Юные пожарные спешат на помощь»

Цель: обучение детей основам пожарной безопасности; развитие логического мышления.

Ход игры

Одни дети называют чрезвычайную ситуацию, другие — её возможные последствия и действия, которые необходимо предпринять. Например: «Горящая бумага упала на мягкое кресло… Кресло начало бы тлеть и загорелось. Если никого нет дома, мог бы случиться большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме. В случае возникновения огня нужно быстро вызвать пожарных по телефону 101».

Ситуационный ряд:

  • Горящая бумага влетела в открытое окно квартиры…
  • Горящая бумага упала на сухую траву у дома…
  • Взрослые неосторожно обращаются с камином…
  • Мальчики играют со спичками…
  • На горящей плите вспыхнуло пламя в сковороде…
  • На праздничном столе остались непогашенные свечи …

НИНА РОЩИНА
Дидактические игры по безопасности. Подготовительная группа

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ .

1."Источники опасности"

Дидактическая задача :

Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

Игровые правила :

Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

Игровое действие :

Поиск и название предметов.

Ход игры.

Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы :

Что может быть источником пожара?

Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления?

Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

2."Знаешь ли ты?"

Дидактическая задача :

Закрепить знания о телефонах служб спасения.

Игровые правила :

Выполнять действия, соответствующие изображению.

Игровые действия :

Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.

Ход игры.

В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения :

Красный крест - назвать телефон скорой помощи;

Дом - назвать домашний адрес;

Милиционер - назвать телефон милиции;

Огонь - выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;

Человек в маске - назвать нужный при такой опасности номер;

Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;

Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;

Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш .

Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.

3. "О чём говорит светофор"

Дидактическая задача :

Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

Материал :

Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный, действий пешеходов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает : "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

4."Четвёртый лишний "

Дидактическая задача :

Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила :

Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие :

Поиск опасного предмета.

Ход игры.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность) . Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка, объясняет, что лишнее и почему.

Карточки :

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

Дидактические игры по безопасности в детском саду.

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Всё это следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Ведь безопасность и здоровый образ жизни – это стиль жизни и адекватное поведение в различных ситуациях. Главная цель воспитателей является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, воспитания в детях потребности к здоровому образу жизни. Учить детей правилам поведения на дороге, на воде, в природе, и в различных жизненных ситуациях.

Игры позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами, сформировать умения и навыки безопасного поведения.

Игра №1 «Скорая помощь»

Цель: закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Материал:: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

Описание: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

Игра №2 «Когда грозит опасность»

Цель: закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.

Материал: картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.

Описание: дети получают картинку, называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.

Игра №3 «Я не должен»

Цель: обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.

Материал: сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я - не должен»(например, изображение знака « - «).

Описание: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.

Игра №4 «Как бы ты поступил?»

Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.

Материал: сюжетные картинки по проблеме, призы.

Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:

  • незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
  • незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
  • незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.

За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.

Игра №5 «Телефон»

Цель: формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб - спасателей.

Материал: иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.

Описание: подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.

Игра №6 «Наши помощники растения»

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.

Материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Описание: игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

Игра №7 «Знакомый, свой, чужой»

Цель: формирование точного понятие того, кто является «своим», «чужим», « знакомым».

Материал: мяч.

Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий - в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.

Игра №8 «Мы - спасатели»

Цель: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.

Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два - снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Описание: на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.

Игра №9 «1,2,3, что может быть опасно - найди»

Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы

Описание: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасными, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Игра №10 «Выбери съедобные грибы и ягоды»

Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

Игра №11 «Подбери Танюшке игрушку»

Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание ; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал: игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.

Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

Игра №12 «Что мы знаем о вещах»

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (ребенок) - ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Игра №13 «Я иголки не боюсь»

Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

Описание: предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

Игра №14 «Осторожность»

Цель: Познакомить детей с надлежащим обращением с огнем, бытовой техникой и электроприборами. Развивать внимание, бытовые навыки, умение сосредотачиваться.

Материал: Большие игровые карты, разделенные на 4 «осторожности», маленькие с ситуациями, как надо поступить, чтобы избежать неприятных последствий.

Правило: Подобрать к каждой «осторожности» подходящую картинку.

Описание:

Большие карты раздаются игрокам поровну. Водящий показывает маленькую карточку, называет изображенную ситуацию и спрашивает, кто хочет исправить свою «осторожность» такой карточкой. Игрок, узнавший свою карточку, закрывает его сюжет на игровой карте. Невостребованные карточки откладываются в сторону. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжеты на игровой карте. Этот игрок становится водящим.

Вариант 1

Игрок узнавший свою карточку, описывает возможные последствия ситуации, изображенной на большой карте и тогда получает маленькую.

Вариант 2

Маленькие карточки кладутся перед играющими стопкой, картинками вниз. Делая ход игрок берет верхнюю карточку. Если она оказалась подходящей, игрок имеет право на следующий ход, если нет – право хода передается другому игроку.

Игра №15 «Основы безопасности в доме»

Цель: Познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка в доме. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.

Материал: Карты с сюжетами безопасного поведения героев игры и тремя пустыми окошечками, маленькие сюжетные картинки, изображающие опасное поведение героев.

Описание: ведущий раздает большие карты детям. Показывает по одной маленькой карточке. Дети «разгаданной» карточкой закрывают соответствующее пустое окошко. Выигрывает тот, кто первым закроет свои окошки.

Вариант 1

Перед тем, как закрыть окошко ребенок объясняет, что происходит с героями на картинке и почему их поведение может быть опасным для жизни.

Вариант 2

Игрокам поровну раздаются большие карточки. Маленькие карточки лежат стопкой лицевой стороной вниз. По жребию один из игроков начинает «ходить», то есть тянуть из общей стопки одну маленькую карточку. Вытянув, кладет лицевой стороной вверх, и все игроки смотрят, у кого есть пустая ячейка, соответствующая изображенной вверху его листа положительной ситуации. Если игрок «узнал» ситуацию, он закрывает маленькой картинкой пустое окошечко внизу своего игрового листа. Затем ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые окошки на своих игровых картах

Игра №16 «Как избежать опасностей?» (дома)

Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, формировать умение избегать этих ситуаций.

Материал: сюжетные картинки, знаки опасности Х, ! правила безопасности в стихах.

Описание: ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.

Вариант 1

Ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать. Победит тот, кто лучше и правильней объяснит ситуацию.

Вариант 2

Ведущий читает стихотворение и предлагает возле соответствующей картинки поставить знак опасности и объяснить, почему именно такой знак.

Игра №17 «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»

Цель: Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества.

Правило: Не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки): знаки Х - нельзя самому пользоваться

Осторожно пользоваться.

Описание: ведущий отворачивается и считает до 5-10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Вариант 1

Проведение игры в игровом уголке старшей группы.

Вариант 2

У каждого ребенка по два условных знака Х! .Пока ведущий считает, дети кладут знаки возле опасных предметов. За каждый правильный ответ ведущий дает приз.

Игра №18 «Так и не так»

Цель: Закрепить умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Правила: Под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных ((разрешенных).

Материал: 2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.

Описание: воспитатель показывает картинку, дети по очереди, объясняя свой выбор, кладут картинку или под красную или под зеленую карточку.

Вариант 1

Вместо картинок использовать фотографии детей. Дети по очереди берут фотографию, рассказывают, что на ней изображено, если ситуация опасная, подбирают соответствующий знак – символ, объясняя правила безопасного поведения в данной ситуации.

Игра №19 «Домик Улитки»

Цель: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило: Соблюдать очередность.

Материал: Игровое поле с изображением улитки, внутри домика, которой нарисованы различные предметы домашнего обихода, фишки, кубик.

Описание: дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий называет, что изображено на картинке, где стоит его фишка.

Вариант 1

Играющие рассказывают не только о том, что изображено на картинке, но и правила обращения с этим предметом.

Вариант 2

Если фишка остановилась на картинке, где изображен предмет, которым детям пользоваться запрещено – играющий пропускает ход.

Игра №20 «Часы безопасности»

Цель: формировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах , с которыми они встречаются в быту.

Материал: фишки, круглое поле со стрелкой, на котором изображены предметы.

Описание:

1 вариант

В игре участвуют от 1 до 3 человек.

Дети по очереди крутят стрелку на «часах». Ребенок, рассмотрев внимательно предмет, рассказывает, для чего он предназначен, чем может быть опасен и правила обращения с ним. За полный и правильный ответ ребенок получает фишку.

2 вариант

В игре участвуют 2 человека.

Ребенок крутит стрелку. Затем задает вопросы своему сопернику о том, как нужно пользоваться этим предметом, чтобы не произошло беды. Если ребенок отвечает правильно, то получает право следующего хода. А если затрудняется ответить, то ребенок, который задавал вопрос, должен ответить сам.

Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности

для детей старшего дошкольного возраста

  1. «Скорая помощь»
  2. «Когда грозит опасность»
  3. «Я не должен»
  4. «Как бы ты поступил?»
  5. «Телефон»
  6. «Наши помощники растения»
  7. «Знакомый, свой, чужой»
  8. «Мы – спасатели»
  9. «1, 2, 3, что может быть опасно – найди»
  10. «Выбери съедобные грибы и ягоды»
  11. «Подбери Танюшке игрушку»
  12. «Что мы знаем о вещах»
  13. «Я иголки не боюсь»
  14. «Осторожность»
  15. «Основы безопасности в доме»
  16. «Как избежать опасностей?» (дома)
  17. «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»
  18. «Так и не так»
  19. «Домик Улитки»
  20. «Часы безопасности»

*****************************************************************************



Анна Марченко
Игры по безопасности

Дидактическая игра «Оцени поступок»

Цель : Закрепить знания о правилах пользования огнем; воспитывать желание соблюдать правила пожарной безопасности .

Оборудование : Предметные картинки, на которых изображены ситуации :

1) действия детей или взрослых с предметами, которые способствуют возникновению пожара;

2) действия детей или взрослых во время ликвидации пожара.

Ход игры

Перед детьми разложить предметные картинки.

Задачи. Выбрать среди других ту картинку, на которой изображено действие, которое способствует возникновению пожара. Объяснить, как вы будете действовать во время тушения пожара? Какие средства тушения вы знаете?

Побеждает тот, чей ответ будет содержательнее, интереснее, кто правильно подберет картинки в соответствии с заданием.

Дидактическая игра «Кто проедет первым»

Цель : Обобщить знания детей о труде водителей. Учить делать правильный выбор.

Игровое задание : Выбрать машину с первоочередным грузом.

Правила игры : Ответить на вопросы милиционера. По желанию проехать первым, поднять руку.

Оборудование : Медальоны – путевки с машинами различного назначения. Атрибуты милиционера : фуражка, жезл.

Ход игры

Вспомните вместе с детьми, каким внимательным должен быть милиционер, который регулирует движение, потому что по улице в разных направлениях ездят много машин. Куда они направляются? Об этом дети узнают, получив медальоны-путеводители с изображением машин различного назначения.

Милиционер-регулировщик спрашивает водителей, куда они едут, что везут и почему их нужно пропустить быстрее. Когда водитель ответит на все вопросы, ориентируясь на свой медальон, милиционер вместе с другими детьми решает, нужно его пропустить первым.

Проблемные ситуации : На перекрестке встретились три машины. Милиционер-регулировщик решает, кого нужно пропустить первым. Дети обсуждают его решение, соглашаются или возражают.

1. Автобус с детьми, грузовик со строительным материалом, фургон с мороженым.

2. Скорая помощь, машина с хлебом, фургон с книгами.

3. Пожарная машина, молоковоз, фургон с мебелью.

По сигналу «Путь открыт» водитель объезжает комнату. Когда все водители вернутся, медальоны разбирают другие дети. Они придумывают новые проблемные ситуации.

Дидактическая игра "Экологический светофор"

Цель : Закрепить знания детей по соблюдению правил техники безопасности в природной среде . Развивать логическое мышление, память, фантазию, умение любоваться красотой окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал : Картинки с изображением различных ситуаций поведения в природе, фишки зеленого и красного цвета.

Ход игры:

Перед детьми лежат картинки с изображением различных ситуаций поведения в природе и фишки зеленого и красного цвета. Дети должны оценить ситуацию и обозначить его соответствующей фишкой (красной - неправильное поведение, а зеленым - правильный) .

Дидактическая игра "Так - не так"

Цель : Закрепить умение детей делать оценку ситуаций, Воспитывать любовь ко всему живому, бережное отношение к природе.

Материал : Рисунки с различными ситуациями (дети сажают дерево; мальчик разрушает муравейник и тому подобное) ; солнышка и тучки.

Ход игры : Рисунки лежат изображением вниз. Ребенок выбирает себе рисунок и должен разместить его, в зависимости от изображенной ситуации, под солнышком или облаком.

Дидактическая игра "За грибами в лес пойдем"

Цель : Упражнять детей в узнавании и назывании съедобных и ядовитых грибов по рисункам. Развивать наблюдательность и внимание. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материал : Рисунки грибе», корзины.

Ход игры : Детям предлагают собрать отдельно в корзину съедобные и несъедобные грибы.

Д/и "Можно - нельзя"

Цель : Формировать у детей навыки правильного поведения в опасных ситуациях; способствовать становлению здорового образа жизни; учить детей правильно вести себя в рамках разрешенного поведения. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Материал : Карточки с изображением взрослых и детей, карточки-фишки с различными предметами.

Ход игры : Ребенок должен самостоятельно выбрать карточки-фишки и положить на свою карточку, в соответствии того, чем может пользоваться ребенок или взрослый человек.

Дидактическая игра "Один дома"

Цель : Закрепить знания детей о незнакомых людей, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, распределять людей по признаку родства (родные, знакомые, чужие) . Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать осмотрительность.

Материал : Рисунки с изображением разных людей : милиционер, почтальон, бабушка и тому подобное.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям посмотреть на рисунок и подумать, они откроют дверь тому или иному человеку. Уметь объяснить ситуацию и свой выбор.

Дидактическая игра "Чем поиграть Пете"

Цель : Закрепить знания детей о предметах домашнего быта, являющихся источниками потенциальной опасности для детей и должен храниться в недоступном для малышей месте (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие предметы) .

Развивать воображение, память, речь. Воспитывать осторожность и осмотрительность во время игр с различными предметами.

Материал : Ширмочка из трех частей (на первой изображен коврик, на втором-мальчик, на третий приклеена шкаф с дверцами, которые открываются)

Ход игры:

Воспитатель показывает детям Петрика :Малыши, Петя остался дома сам и захотел поиграть. Он нашел много разных вещей, но здесь есть и опасные предметы. А где игрушки Петрик не знает. Давайте поможем ему положить игрушки на коврик, а опасные предметы до папы и мамы в шкаф.

Дети выполняют задание. Раскладывая предметы, обосновывают свой выбор.

Дидактическая игра "Набери номер"

Цель : Упражнять детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях. Углублять и расширять знания детей о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь (врач, пожарный, милиционер) . Развивать мышление, память. Воспитывать осторожность,

Материал : Карточки с изображением различных опасных ситуаций (пожар, авария и тому подобное, талефон.

Ход игры:

Детям предлагается оценить ситуацию и в соответствии с ней вызывать по телефону необходимую службу.

Дидактическая игра "Помоги себе сам"

Цель : Закрепить знания детей о правилах оказания первой помощи при травмах, о том, что первую помощь ребенок может оказать себе самостоятельно. Развивать память и воображение детей. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

кровь носом и тому подобное.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Воспитатель демонстрирует им картинки (по очереди) . На каждую картинку дети дают ответы не предложением, а имитируя определенные действия : „порез пальца" - поднять руку вверх; „солнечный удар" - лечь или присесть в тень; „носом идет кровь" - поднять голову вверх; „у ребенка замерзли щечки" - легко растереть лицо руками; „ замерзли ноги" - побегать, попрыгать, пошевелить пальцами ног; „намочил ноги" - имитировать переобувания в сухую обувь.

Дидактическая игра "Сказка нас всему научит"

Цель : Упражнять детей в узнавании, назывании и рассказы сказок по рисункам. Закрепить содержание знакомых сказок. Учить правильно оценивать поступки героев, делать выводы относительно поведения в опасных ситуациях, находить из них выход. Упражнять в умении различать цвета и их оттенки. Развивать связную речь, логическое мышление и воображение. Воспитывать желание прийти на помощь, доброжелательность, человечность и общительность.

Материал : Игровое поле, набор картинок к разным сказкам, фишки разного цвета.

Вариант игры 1 (для детей 3-4 лет) : Воспитатель предлагает детям покрутить волшебную стрелочку, на секторе какого цвета остановится она, ребенок должен найти рисунок к сказке с фишкой соответствующего цвета (синий, зеленый, желтый, красный) . Малышам нужно вспомнить название сказки и ее главных героев. Побуждать детей к выводам относительно приключений с главным героем.

Вариант игры 2 (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) : Воспитатель предлагает детям покрутить волшебную стрелочку, на секторе какого цвета остановится она, ребенок должен найти рисунок с рамкой соответствующего цвета и назвать название сказки. ее героев. Пересказать тот эпизод сказки, где героя ждет опасность. Выразить свое отношение, придумать другую концовку, соотносить содержание сказки с реальными жизненными ситуациями.

Дидактическая игра "Мы зовем на помощь"

Цель : Закрепить знания детей о ситуациях, которые могут привести к возникновению опасности и знания о том. к какой службе можно обратиться в случае определенной опасности.

Материал : Домик с окошками, карточки с изображением ситуаций, которые требуют вызова служб«101» , «102» , «103» .

Ход игры : Детям показывают номер телефона определенной службы и они должны отобрать карточки в соответствии с данным номером и вставить их в окошки.

 

Возможно, будет полезно почитать: