«Каким бы ни был этот фильм, это явление культуры»: пресс-секретарь патриарха Кирилла о «Матильде» и диалоге с обществом.

Патриарх Кирилл, рассуждая на заседании Высшего церковного совета в преддверии юбилея Октябрьской революции, призвал общество и художников к объективной оценке исторических событий и впервые прокомментировал "Матильду" Алексея Учителя, не назвав фильм, но поместив его в контекст "фальшивок", которые способны ранить большое число людей.

"История - очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов - как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы", - заявил патриарх (цитата по "Интерфаксу").

Чтобы не допустить спекуляций на теме истории, по его мнению необходима добросовестная работа с фактами. По словам патриарха Кирилла, следует избегать домыслов, "особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом".

Он указал на особую чувствительность общества к оценке событий столетней давности и личности последнего российского императора. "События ХХ века для многих людей - это все еще кровоточащая рана. Царственные страстотерпцы, сонм новомучеников и исповедников за веру, сотни тысяч жертв, уничтоженное духовное наследие, изгнание интеллектуального цвета нации за ее пределы... К сожалению, эти горькие страницы нашего прошлого сегодня часто становятся предметом спекуляций, в том числе и на художественном уровне", - сказал патриарх Кирилл.

Признавая, что автор имеет право на художественный вымысел, он в то же время указал, что "художественный вымысел и ложь - это разные вещи". Художественный вымысел, по определению патриарха, - это "драматургический прием", который усиливает интерес зрителя к историческим фактам. "Ложь - это не драматургический прием. Ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение. Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий", - объяснил патриарх.

"Не потому ли обращенный к стране призыв Александра Исаевича Солженицына "жить не по лжи" прозвучал так пронзительно и получил такой живой отклик, и в первую очередь в среде нашей художественной интеллигенции?" - отметил предстоятель РПЦ.

В преддверии юбилея революции он призвал общество выучить уроки истории, "чтобы не наступать на те же самые грабли".

"Хочется надеяться, что все наши воспоминания о событиях недавнего прошлого, в том числе в форме произведений искусства, будут содействовать прежде всего примирению, а не служить источником новых раздоров и гражданских распрей, не становиться поводом для оскорбления чьих-либо чувств и ценностей. Мы все - верующие и атеисты, художники и нехудожники, консерваторы и либералы - призваны к тому, чтобы жить в одной стране, в одном обществе и заботиться о его целостности", - подчеркнул патриарх Кирилл.

Патриарх не осудил радикальные акции защитников памяти Николая II

СМИ обращали внимание, что патриарх не высказывался о картине "Матильда" и не дал оценку участившимся радикальным акциям защитников памяти Николая II. "Ведомости" отмечали, что сожжение машин и забрасывание студии Алексея Учителя бутылками с зажигательной смесью представители РПЦ комментировали "двусмысленно", а высшие иерархи о радикальных акциях не говорят.

Газета объясняла это тем, что иерархия РПЦ способствовала развитию нетерпимости в обществе после дела Pussy Riot в 2012 году - "именно тогда родился тезис о защите веры и чувств верующих, каковая защита может принимать административные (закон) и силовые формы".

В качестве примера двусмысленного комментария приводилось мнение зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе, который сказал, что "православные верующие или называющие себя православными активистами не имеют права угрожать жизни и здоровью людей, в том числе зрителям кинотеатров, которые пойдут на фильм "Матильда", но "имеют право проявлять несогласие с изображением личности последнего российского царя, причисленного к лику святых".

В ядре поддержки РПЦ среди прихожан стало много фундаменталистов, объяснил директор центра "Сова" Александр Верховский. Высшая иерархия при этом потеряла монополию на высказывания от имени Церкви.

Голос радикальной православной общественности по общественно-политическим вопросам теперь преобладает, отметил православный журналист Сергей Чапнин. "Что с этим делать, в РПЦ не знают. Одернешь - можно потерять поддержку прихожан. Приходится делать двусмысленные заявления", - сказал он.

Диакон Андрей Кураев указал, что ясность в заявления мешает внести и страх спикеров РПЦ не совпасть с единственно верной позицией патриарха, которой нет.

Инициатор атаки на "Матильду", депутат Госдумы Наталья Поклонская, в начале сентября передала СМИ и правоохранительным органам документы о якобы "сомнительных схемах" финансирования фильмов Учителя офшорными кипрскими компаниями. Адвокат Учителя Константин Добрынин называл эти обвинения некорректными и обратился в ФСБ с просьбой проверить, не поддерживает ли противница "Матильды" Поклонская экстремистов с целью изменить конституционный строй.

Депутаты Госдумы Ирина Роднина и Оксана Пушкина 13 сентября направили в ФСБ и Министерство внутренних дел РФ просьбы проверить на экстремизм противников фильма "Матильда" из "Христианского государства" и "Сорока сороков".

Святейший Патриарх Кирилл высказал своё мнение о фильме "Матильда". ВАЖНО!!! October 12th, 2017

Обязательно посмотрите этот видеоролик!
Очень важные и своевременные слова нашего Патриарха!

12 октября 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа
Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание
Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской
Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.

Ровно сто лет назад в эти дни в нашей стране происходили революционные события. Именно тогда Россия стремительно
шла к большевистской революции — на тот момент она была уже неизбежна, в обстановке всеобщего хаоса, фактического
безвластия и военного кризиса.

Последствия событий 1917 года мы хорошо осознаем. Даже тот храм, в котором мы сейчас находимся, — его уничтожение,
печально знаменитая кинохроника взрыва Храма Христа Спасителя — яркий символ яростного разрушения, бунта, подрыва
устоев, которые принес с собой октябрь 1917 года.

Но Храм Христа Спасителя сегодня есть. Он восстановлен во всем благолепии. И этот восстановленный храм —
значительно более важный для нас символ. Символ примирения, символ исправления трагических ошибок наших
предшественников.

Оценивая события 1917 года и их последствия, мы должны держать перед глазами обе картины. Взрыв храма и
его восстановление — это звенья единой цепи нашей истории ХХ века, и оценивать ее можно только целостно.
Ни в коем случае не отрицать и не обелять очевидное зло, — но признавать факты, анализировать их во
избежание повторения революционных ужасов.

Однако мы сегодняшние смотрим на это зло уже из перспективы его преодоления — мы молимся и собираемся в
восстановленном храме. Именно в комплексе этого храма, что также символично, проходят заседания Всемирного русского
народного собора, главная цель которого — консолидация нашего народа. Именно в этих стенах многократно звучали
наши слова, заявления общественности о необходимости примирения, в том числе исторического, о важности
солидарности.
Именно примирение и солидарность должны быть рефреном нашей сегодняшней общественной
дискуссии — тем более с оглядкой на недавнюю историю.

Возможна ли объективная оценка истории? Спорный вопрос и предмет баталий. История — очень удобная почва для
идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с
историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство
немыслимы.
Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов.
Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество
людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом.

События ХХ века для многих людей — это все еще кровоточащая рана. Царственные страстотерпцы, сонм
новомучеников иисповедников за веру, сотни тысяч жертв, уничтоженное духовное наследие, изгнание интеллектуального
цвета нации за ее пределы… К сожалению, эти горькие страницы нашего прошлого сегодня часто становятся предметом спекуляций, в том числе и на художественном уровне. Художник имеет право на художественный вымысел.
Но художественный вымысел и ложь — это разные вещи. Художественный вымысел является драматургическим
приемом и как таковой усиливает интерес зрителя к историческим фактам. Ложь — это не драматургический прием.
Ложь грубо искажаетисторическую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение. Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий. Не потому ли обращенный
к стране призыв Александра Исаевича Солженицына «жить не по лжи» прозвучал так пронзительно и получил такой живой
отклик, и в первую очередь в среде нашей художественной интеллигенции?

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» — это слова Василия Осиповича Ключевского.
Какие уроки ХХ века нам самим необходимо выучить, чтобы не наступать на те же самые грабли?

Хочется надеяться, что все наши воспоминания о событиях недавнего прошлого — в том числе в форме произведений
искусства — будут содействовать прежде всего примирению, а не служить источником новых раздоров и гражданских
распрей, не становиться поводом для оскорбления чьих-либо чувств и ценностей. Мы все — верующие и атеисты,
художники и нехудожники, консерваторы и либералы — призваны к тому, чтобы жить в одной стране, в одном
обществе и заботиться о его целостности.

Каждую Литургию мы молимся о единстве. Так же мы призваны молиться и о гражданском единстве, о единении
народа, памятуя о страшных искушениях, о раздорах и противостояниях, сотрясших Россию в ХХ веке.

Благодарю за внимание.

12 октября 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом, сообщает Патриархия.ru .

«Оценивая события 1917 года и их последствия, мы должны держать перед глазами обе картины. Взрыв храма и его восстановление — это звенья единой цепи нашей истории ХХ века, и оценивать ее можно только целостно. Ни в коем случае не отрицать и не обелять очевидное зло, — но признавать факты, анализировать их во избежание повторения революционных ужасов. Однако мы сегодняшние смотрим на это зло уже из перспективы его преодоления — мы молимся и собираемся в восстановленном храме. Именно в комплексе этого храма, что также символично, проходят заседания Всемирного русского народного собора, главная цель которого — консолидация нашего народа. Именно в этих стенах многократно звучали наши слова, заявления общественности о необходимости примирения, в том числе исторического, о важности солидарности. Именно примирение и солидарность должны быть рефреном нашей сегодняшней общественной дискуссии — тем более с оглядкой на недавнюю историю», - продолжил Предстоятель Русской Церкви.

«Возможна ли объективная оценка истории? Спорный вопрос и предмет баталий. История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом», - подчеркнул Патриарх.

«События ХХ века для многих людей — это все еще кровоточащая рана. Царственные страстотерпцы, сонм новомучеников и исповедников за веру, сотни тысяч жертв, уничтоженное духовное наследие, изгнание интеллектуального цвета нации за ее пределы… К сожалению, эти горькие страницы нашего прошлого сегодня часто становятся предметом спекуляций, в том числе и на художественном уровне. Художник имеет право на художественный вымысел. Но художественный вымысел и ложь — это разные вещи. Художественный вымысел является драматургическим приемом и как таковой усиливает интерес зрителя к историческим фактам. Ложь — это не драматургический прием. Ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение. Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий. Не потому ли обращенный к стране призыв Александра Исаевича Солженицына «жить не по лжи» прозвучал так пронзительно и получил такой живой отклик, и в первую очередь в среде нашей художественной интеллигенции?» - задается вопросом Патриарх.

Он привел слова В.О. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». «Какие уроки ХХ века нам самим необходимо выучить, чтобы не наступать на те же самые грабли?» - задается вопросом Предстоятель.

«Хочется надеяться, что все наши воспоминания о событиях недавнего прошлого — в том числе в форме произведений искусства — будут содействовать прежде всего примирению, а не служить источником новых раздоров и гражданских распрей, не становиться поводом для оскорбления чьих-либо чувств и ценностей. Мы все — верующие и атеисты, художники и нехудожники, консерваторы и либералы — призваны к тому, чтобы жить в одной стране, в одном обществе и заботиться о его целостности. Каждую Литургию мы молимся о единстве. Так же мы призваны молиться и о гражданском единстве, о единении народа, памятуя о страшных искушениях, о раздорах и противостояниях, сотрясших Россию в ХХ веке», - подчеркнул Патриарх Кирилл.

Напомним, что ранее передали Патриарху 100 тысяч подписей против демонстрации кощунственного фильма «Матильда».

Патриарх Кирилл впервые высказался о фильме Алексея Учителя «Матильда». Он призвал избегать «домыслов» и «фальшивок», которые могут причинить боль людям. Этой темы патриарх коснулся на заседании Высшего церковного совета РПЦ. Предстоятель не упоминал точного названия фильма. Его вступительное слово опубликовала пресс‐служба РПЦ.

Следующая новость

Патриарх заговорил о 100-летии революции и подчеркнул , что объективная оценка истории вряд ли возможна, а точка зрения на события прошлого всегда будет «очень удобной почвой для идеологических спекуляций».

При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом

— патриарх Кирилл.

События минувшего века предстоятель назвал «кровоточащей раной» для многих современников. Глава РПЦ признал право художника на вымысел, но призвал отличать его ото лжи. «Ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение. Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий», — подчеркнул патриарх Кирилл.

В заключении он выразил надежду, что произведения искусства об исторических событиях будут примирять людей, а не становиться поводом для оскорблений и ссор. Он призвал как верующих, так и атеистов заботиться о целостности российского общества.

Фильм Алексея Учителя «Матильда» — единственный фильм о событиях 1917, которых выходит в октябре. Он посвящен роману императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. Фильм вызвал споры за месяцы до премьеры. Кампанию против него развернула депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она считает, что создатели ленты исказили образ императора, которого церковь канонизировала.

По заявлению Поклонской картину проверила Генпрокуратура. В обсуждении участвовали депутаты, представители церкви и деятели культуры. Однако ситуация обострилась, когда в кинотеатры начали поступать анонимные угрозы о поджогах при показе «Матильды». Из-за этого крупные сети «Формула кино» и «Синема парк» отказались от проката, а главный актер — немец Ларс Айдингер — на премьеру.

В среду, 11 октября, фильм впервые увидели журналисты. Разглашать сюжет им запретили. На встрече с прессой Алексей Учитель рассказал, как оценивает «рекламу», которую дала фильму Поклонская.

 

Возможно, будет полезно почитать: