Как репетитору провести первое занятие по английскому языку. Фестиваль методических идей, или каким должен быть урок английского языка в начальных классах

Преподавание английского языка гораздо более сложный, но в тоже время интересный процесс, чем принято считать. ? Таким вопросом задается каждый молодой учитель, преподаватель курсов (языковой школы) и начинающий репетитор английского языка. Важно понимать, что проведение первого урока, для учителя не меньший стресс, чем первый урок в школе для первоклассника. И от того, насколько успешно все пройдет, иногда зависит очень многое. Многие недооценивают роль учителя, но именно от него зависит полюбит ли ученик этот предмет, или будет думать, что у него нет никаких способностей; многие продолжили изучать английский после школы и переехали жить за рубеж, только потому, что в свое время их школьный преподаватель привил им любовь к языкам.

Как проводить уроки английского языка ? Зная ответ на это вопрос, мы, наверняка, получим новое поколение школьников, для которых английский язык не будет вызывать стресс и которые смогут на нем нормально изъяснятся будучи с родителями в отпуске заграницей, или с иностранным другом посредством интернета. Проблема большинства российских школьников в том, что после многих лет английского языка в школе (обычно с 5 класса), они не могут на нем связать и пары слов без запинки! Я считаю, что корни этой проблемы уходят к учителям, которые не любят свой предмет или не хотят даже постараться его преподать интересно.

Преподавание английского языка — это всегда непросто: учите ли вы людей, для которых английский язык является родным, или преподаете тем, для кого английский не является родным языком. Уроки английского языка начинаются с аудитории. Идеально, если это постоянное место, которое учитель может самостоятельно оформить в соответствии со своими пожеланиями. Что можно посоветовать для оформлении класса английского языка? Флаги, гербы и карты тех стран, где английский является государственным языком. Так как список таких стран превышает несколько десятков, можно остановиться на: , Канаде, Австралии, . Стильно будут смотреться вырезки из газет и журналов на английском языке. Отличный вариант — книжная полка с журналами, книгами и распечатками на английском языке, которые можно брать домой. Если это будет современная, интересная по содержанию литература (пусть даже модные журналы или книги для тинейджеров) вашим ученикам захочется прочитать их, а для этого придется взять в руки словарик. Есть интерес — будет прогресс! Если вы репетитор английского языка, и ваши ученики приходят к вам домой, то это правило вас тоже касается. Таблицы с правилами — обычные спутники кабинета английского, но пусть они будут не единственными украшениями.

Другой важный аспект, это учебники и другие дополнительные материалы, на которых строится ваш урок английского. Большая часть школьных учебников, не очень интересная, но если программа в школах обязует использовать конкретные учебные пособия, как и в языковых школах, то у репетитора гораздо больший простор для деятельности! Опять-таки никто не запретит вам использовать дополнительные . Идя на занятие, планируйте больше интерактивности так, чтобы все учащиеся чувствовали себя комфортно и могли обсуждать устно разные темы. Всегда имейте в виду, что, когда учащиеся участвуют в уроках английского языка, то вы на верном пути, чтобы стать успешным учителем английского языка.

Теперь давайте посмотрим на некоторые моменты, как вы можете сделать ваши уроки английского языка более значимыми для вашего класса. Правильное преподавание требует от вас дружелюбия, будьте другом каждому. Злой, надменный и всегда уверенный только в своей правоте учитель, никогда не станет идеальным, и уж тем более, популярным. Если вы думаете что это нереально, то глубоко заблуждаетесь, я знаю многих таких учителей, они любимы и счастливы на своей работе. Удивительно, но почти все они — мужчины…

Если вы обучаете людей, которые уже знают английский язык, то вашей основной целью является помочь им оценить красоту языка и ценить английскую литературу. Литература позволит им научиться более красивому, грамотному и изысканному английскому, причем неосознанно и без давления. Читающие люди, говорят более красиво и правильно, это факт. Грамматика так же хорошо усваивается и изучается в процессе чтения.


Как проводить уроки английского языка.

И если вы учите тех, для кого, английский еще совершенно незнакомый язык, то от вас зависит полюбят они этот язык или нет. Ваша основная цель — вложить в них знания, необходимые для базовых навыков разговора на этом языке. Придется начать с самых простых слов, и медленно, но верно идти вверх. Преподавание английского языка требует от вас быть непредсказуемым, нужно постоянно менять свои стратегии снова и снова. Однако, при этом неплохо бы иметь традиции — это объединяет как семью, так и учителя с учениками. Праздники и традиции их отмечать — ваш ключ к успеху! Тематические уроки, чаепития, и спектакли — это трудоемко, но отдача того стоит. Это позволит оживить ваши уроки.

Как проводить уроки английского языка? Как учитель, вы можете сделать несколько вещей, чтобы сохранить ваш класс активным и заинтересованным. Игры являются наиболее эффективными, множество различных игр на знание лексики, грамматики и разговорных навыков, которые можно адаптировать в классе. Но убедитесь, что игры будут интересными, и полезными. Диалоги, импровизированные сценки — важнее просто скучной грамматики, если смотреть с практической точки зрения. Грамматика, оторванная от умения вести беседу, имеет низкую ценность. Интересные диалоги, тексты, песенки и многое другое можно так же взять на сайте сервиса изучения английского языка онлайн - . Подробнее об этом сервисе я рассказывала .

Любой предмет подразумевает проверку знаний: тесты, контрольные и проверочные. Давайте иногда легкие тесты, в которых вы можете быть уверены, что студенты выполнят их хорошо. Это придаст им уверенность в себе, и они будут на самом деле с нетерпением ждать более сложные испытания (тесты и контрольные).

Понимание — является лучшим способом проверить английский. Письменные тесты на понимание — это хорошо, но если вы будете так же давать аудио- или визуальные тесты на понимание, то это будет намного лучше. Слушайте , проводите диалоги, просматривайте видеоролики.

Еще один важный аспект, иногда самый важный — оценки. Есть одно золотое правило, не ругать ученика при всех. Попросите его остаться и объясните его недочеты с глазу на глаз, публичное унижение и оскорбление — недопустимо! Впрочем, думаю, не надо объяснять, что вообще любое унижение, грубые выражения и оскорбления недопустимы! Что же касается похвалы, то хвалить надо. Но не перестарайтесь, выделяя любимчиков, вы вредите как им, так и себе. Особенно, если это субъективные симпатии и антипатии. Это сложно, но возможно.

Если подумать, то ничего сложного в том, чтобы стать идеальным учителем английского нет, и теперь вы точно знаете, как проводить уроки английского языка. Выполняя все эти нехитрые правила, вы можете быть уверены, что ваши ученики искренне смогут сказать: I love English!


Когда я начала серьезно преподавать в школе иностранных языков, моя первая группа была воплощением мечты любого преподавателя: 10 заинтересованных в обучении, мотивированных, внимательных и терпеливых учеников. Поэтому меня абсолютно не смущал тот факт, что каждый урок я начинала с “How are you today?”

По мере того, как их знания росли, ответы на вопросы становились более обширными, беседа затягивалась и занимала больше 5 минут. К концу семестра мои студенты получили дипломы об успешном завершении A1, а я получила свой первый feedback : Все хорошо, но вот только уже очень скучно каждый урок начинать с одного и того же.

Тогда я всерьез задумалась о том, как правильно начинать урок английского языка.

Почему так важно правильно начать урок?

Пословица гласит: “A good beginning is half done ”. Так и вводная часть урока является ключевым аспектом эффективного преподавание.

Вводная часть урока нужна для того, чтобы:

— презентовать тему урока

— заинтересовать учеников темой

— задать темп урока и нужную для обучения атмосферу

Представьте уставших студентов, которые скорее всего пришли на ваш урок после работы, учебы, возможно, у них был тяжелый день. Наша задача как преподавателей плавно переключить и сфокусировать их внимание на уроке английского языка и подготовить ко всему тому, чем они будут заниматься в течение урока.

Основные принципы вводной части

Для эффективного начала урока нужно помнить о следующих принципах:

1. Вводная часть должна быть короткой и занимать от 3 до 10 минут в зависимости от продолжительности урока.

— если урок длится 30 минут, на разминку оптимально выделить 3 минуты;

— если урок длиться полтора часа, можно провести и 10-минутную разминку.

2. . «Отличный совет, Капитан Очевидность», — скажите вы. Но следует помнить о том, что интерес побуждает мотивацию к обучению и стимулирует желание учиться.

Если ваших студентов заинтересовала тема, которую вы подняли во вводной части, они будут охотнее высказывать мнение, делиться опытом, соглашаться или опровергать информацию.

3. Релевантность . При выборе и разработке заданий для вводной части обязательно имейте в виду конечную цель урока и программу в целом. Несоответствие вводной части и основной части урока может вызвать у студентов непонимание и вопрос «Зачем мы все это делали?»

4. Аутентичность . «Being fully exposed to the authentic materials is one of key factors for language acquisition» . Аутентичные материалы могут послужить повышению интереса студентов, при условии что они выбраны в соответствии с уровнем, возрастом и интересами вашей группы.

Виды заданий для вводной части

Есть два типа вводных упражнений: warmers and lead-ins .

Warmers используются для того, чтобы повысить уровень энергии в классе, создать позитивную и расслабленную атмосферу перед тем, как начнется основная часть урока. Они не всегда могут быть связаны с темой урока. К warmers относятся игры, викторины, скороговорки, песенки и т.д.

Lead-ins являются подводкой к основной части и содержанию урока. Цель такого рода заданий мотивировать студентов и сфокусировать их внимание на теме урока, создать связь между темой урока и жизнью студентов (персонализация).

Идеи для вводной части урока

Мы не давно публиковали . Поэтому сегодня рассмотрим идеи для lead-in заданий:

Мультимедийные задания

1. Песни . Перед началом урока, поставьте песню, которая подходит под тему урока. Попробуйте включить песню до того, как придут студенты — пока они будут собираться и занимать свои места, у них уже будет возможность прослушать фрагмент и составить мнение о нем. Как только урок начнется, обсудите, какое впечатление произвела песня, понравилась ли она, о чем в ней поется и т.д.

2. Видео . Используйте музыкальный клип/фрагмент из фильма, сериала и т.д. Для этого вам понадобится проектор. Принцип обсуждения будет такой же, как и с песней.

3. Стоп-кадр . Покажите студентам кадр из видео. Обсудите, что на нем происходит, а что случится далее. После обсуждение можно посмотреть видео до конца и поговорить о том, ожидали ли они такой концовки или нет и почему.

4. Фотография . Обсуждение изображение весьма распространенное задание. Чтобы произвести большее впечатление на учеников, выведите фото на стену или доску с помощью проектора.

Фразы, предложения, цитаты

5. Закончи фразу . Заранее напишите на доске начало предложения (например, I feel the happiest when …) и попросите каждого ученика его закончить, так как он/она считает нужным. Далее может последовать краткое обсуждение.

6. Цитата . Напишите на доске заранее выбранную цитату. Спросите, как ученики ее понимают, согласны или нет, кому бы могла эта цитата принадлежать, почему они так считают и т.д.

7. Идиома/ пословица/крылатое выражение. Попросите ваших студентов объяснить, как они понимают фразу, написанную на доске. Спросите согласны они с ней или нет и почему.

Visual aids

8. Что общего? Подготовьте несколько фотографий на одну тему. Обсудите с ними, что объединяет эти фотографии. Попросите студентов по изображениям угадать тему урока.

9. Moving agree/disagree . Попросите студентов подняться со своих мест. Заранее подготовьте несколько утверждений. Установите правила — если они согласны с утверждением, то они занимают, например, левую часть классной комнаты, если нет, то правую.

10. Moving true/false . Принцип такой же, как и в предыдущем задании. Подготовьте несколько фактов. Если студенты считают что утверждение точное, они занимают одну часть аудитории, если нет, то другую.

Повторение

11. Используй слово . Заранее выпишите на доску лексику, которую вы недавно проходили. Задайте вопрос, например, «How was your weekend? ». При ответе на вопрос студент обязательно должен использовать одно или несколько слов, написанных на доске.

12. Объясни слово . Заранее подготовьте карточки с новой лексикой (одна карточка – одно слово) и разложите их рубашкой вверх. Студенты должны объяснить значение слов; если ученик не знает слово — пусть попытается угадать его значение, отталкиваясь от темы.

Лайфхаки для вводной части урока

важно заранее подготовить класс к вводной части: написать на доске фразу/выражение/цитату, которую вы будете обсуждать, включить проектор, вывести на экран видео, фото, клип и т.д.

Так еще до начала урока студенты начнут задумываться о том, а что написано на доске, понимать, нравится ли им то, что они только что прочитали/увидели. Так вы запустите процесс обучение запускается еще до начала урока.

вопрос «How are you?» имеет место быть . Но не стоит использовать его в начале каждого урока. Задавайте его до начала урока, когда ученики только заходят в класс.

Используйте этот вопрос во вводной части, если тема урока действительно с ним связана.

Не бойтесь экспериментировать и Happy Teaching!

  • До знакомства с учеником очень сложно понять, какой у него уровень знаний, какие учебные пособия использовать, и так далее. Поэтому важно ещё до занятия задать как можно больше вопросов. Если предстоит занятие со школьником, расспросите родителей, как давно ребенок изучает английский язык в школе, какие у него оценки, есть ли сложности в выполнении домашних заданий, занимался ли он раньше когда-нибудь с репетитором. Обязательно задайте вопрос, по каким учебникам ребенок занимается в школе, это поможет вам соориентироваться в том, какие темы ученик сейчас проходит в школе, а какие уже были пройдены.
  • Если вы собираетесь заниматься английским со взрослым учеником, тут самое важное выяснить цель изучения. Может быть, человек устроился или собирается устраиваться на работу, где требуется английский, возможно, даже необходима подготовка к сдаче какого-нибудь сертификата. В этом случае нужно будет сделать упор на грамматику и письмо. Если же человек просто хочет немного подтянуть язык для путешествий, то основное время занятий надо посвятить разговорной практике.
  • Во время подготовки к первому занятию постарайтесь подобрать как можно больше разноплановых заданий, чтобы проверить знания ученика по разным аспектам. Можно даже составить небольшой тест, с заданиями на аудирование, чтение, письмо и грамматику. Тогда у вас будет больше шансов понять уровень знаний ученика.
  • При первой встрече с учеником постарайтесь сразу войти с ним в контакт. С ребенком ведите себя доброжелательно и внимательно, расспросите, какие у него возникают проблемы в изучении английского, посмотрите его учебники и тетради, чтобы понять, как ребенок занимается в школе. Со взрослым занятие можно начать с небольшого собеседования, в процессе которого выянить побольше о работе, увлечениях человека, целях его обучения. Это поможет раскрепоститься, а заодно даст вам больше информации для подготовки к дальнейшим занятиям. Если уровень знаний ученика позволяет, разговаривать лучше по-английски, хотя бы частично.
  • Если ваш ученик дошкольник или школьник младших классов, постарайтесь подготовить первое занятие таким образом, чтобы в нём было больше интерактивного материала: обучающих видео, песен, карточек, игр. Задания на грамматику для учеников такого возраста тоже должны быть поданы в игровой форме, объясняйте правила, используя карточки, книжки с красивыми привлекательными картинками. Так у ребенка сразу сформируется интерес с английскому языку.
  • В конце занятия с ребенком обязательно дайте ему домашнее задание к следующему уроку. Сразу объясните ученику, как важна его самостоятельная работа, и что так он гораздо быстрее сможет добиться успехов в изучении английского. Взрослым можно распечатать какую-нибудь книгу для чтения, например из серии Cambridge English Readers. Обычно это либо детективы, либо небольшие увлекательные истории. На следующем уроке можно будет обсудить прочитанную главу в виде пересказа и вопросов по тексту. Это прекрасная разговорная практика и возможность изучения новых слов.
  • Правильно проведенный первый урок создаст положительное впечатление о вас. Далее в процессе обучения главное не снижать свою планку, продолжая подбирать интересные материалы как для взрослых, так и для маленьких учеников.

Доказано, что чем интереснее урок, тем выше мотивация и эффективность изучения английского. В этой связи выделяют три общих типа занятий: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Фронтальные занятия

Фронтальные занятия — те, в которых учитель дает ученикам новую информацию, ученики слушают, а затем задают вопросы в конце урока. Весь процесс строится на монологе и наглядном представлении информации. Обычно это не самый увлекательный тип занятий, но есть вариант фронтального урока, который можно считать исключением: экскурсия.

Например, урок английского на тему животных можно провести в местном зоопарке; учитель может называть каждое животное и давать его краткое описание, в зависимости от уровня знаний класса. Чтобы больше заинтересовать детей, учитель может назначать групповые задания. К примеру, в конце экскурсии каждая группа должна рассказать о своем любимом животном ().

В качестве основы для урока вы также можете использовать интересную книгу. Такую, например, как популярная книга «Funny English Errors and Insights: Illustrated». Эта книга содержит 301 пример забавных ошибок в английском, сделанных школьниками, журналистами, родителями и даже учителями.

Вы можете зачитывать ошибки классу, а если кто-то не поймет, в чем заключается юмор, то вы или кто-то из учеников можете ему объяснить. Ребенок гораздо лучше усвоит урок, если он подан в форме шутки.

Групповые занятия

Групповые занятия обычно подразумевают состязание или работу в команде. Такой тип занятий рекомендуется для продвинутого уровня. Примером интересного урока в этом случае может быть театральное соревнование, где каждая группа выбирает для себя пьесу или ее фрагмент.

Каждая группа должна сделать свои костюмы и максимально творчески подойти к декорациям и воплощению сюжета. Вы можете предложить конкретную тему, например, Хэллоуин, произведения Шекспира или даже телесериал.

Еще один пример — игровой судебный процесс. Здесь основой могут послужить персонажи книги. Одна группа учеников может защищать действия персонажа, другая — осуждать; еще одна может быть присяжными, а учитель — судьей. Пусть группы «защитников» и «обвинителей» обсудят свои доводы, а затем один или двое выступят и обоснуют точку зрения группы.

Присяжные должны выслушать стороны и вынести вердикт, а судья будет руководить всем происходящим. За основу можно взять классику литературы, например, «Большие надежды» Чарльза Диккенса (и рассмотреть вопрос, скажем, справедливы ли действия мисс Хэвишем), а также фильмы или телесериалы.

Индивидуальные уроки

Индивидуальные уроки зависят от уровня каждого ученика. В них важно ничего не навязывать, а лишь давать советы и предлагать интересный материал для работы, чтобы это стимулировало ребенка — например, домашнее задание, построенное в игровой форме , или анализ интересного текста для продвинутых уровней.

Интересные уроки английского проводить несложно, единственное их требование — они должны быть творческими и стимулировать знание языка.

А какие интересные уроки английского знаете или практиковали вы?

Преподаватели бьются об заклад, что их уроки английского языка чрезвычайно интенсивны и познавательны, опираясь на свой большой стаж; но нередко в итоге мы получаем обычные, ничем не отличающиеся от всех остальных, уроки. Выходит, не в стаже дело? Или мы просто не понимаем толк в интересных уроках?

В этой статье мы расскажем, какими качествами уроки должны обладать, чтобы получить статус «интересные», а также о том, как найти эти самые среди множества сереньких. То есть, данная статья подойдет как начинающим преподавателям, которые не стоят на месте и хотят всегда совершенствоваться, так и ученикам, которые хотят научиться выбирать качественных преподавателей по английскому языку. Конечно, пока не попробуешь – не поймешь, ведь на словах все преподаватели хорошие. Но если не с чем сравнить, то и попробовав, иногда трудно за один-два урока оценить, насколько уроки полезны и интересны и не наскучат ли они Вам в ближайшем будущем.

Что для нас означает понятие «интересно»?

Прежде всего, стоит разобраться, что подразумевается под понятием «интересно», и насколько это надо. Ведь если спросить у человека, что он хочет получить в конечном счете от уроков английского языка, то большинство ответят «знания». Стало быть, интерес – это не единственный критерий успешного освоения языка . Однако, как и любая другая деятельность, изучение английского языка предполагает довольно большой отрезок времени. На всем протяжении этого отрезка Вы должны стараться с наибольшим рвением подходить к процессу обучения: ведь именно если есть желание, есть и положительный результат. Не даром с маленькими детьми всякого рода уроки проходят всегда в игровой форме.

В то же время, не следует прибегать к крайностям. Если преподаватель на своих уроках будет с Вами только играть, не привнося никакой новой информации, Вы навряд ли останетесь довольны своим прогрессом в английском языке, и вскоре бросите английский вовсе. Точно также уроки не могут быть только познавательными. Нам всем хватило сухой зубрёжки в школе. А уж если платишь деньги за уроки английского, то хочется и удовольствие получать, ну хоть чуть-чуть.

Уроки должны быть в меру интересными и познавательными. Это процесс обучения языку как-никак, а обучение – это не всегда только игры. Скорее, уроки должны быть достаточно мотивирующими. Иными словами, Вы должны хотеть изучать и отрабатывать новый материал, Вы должны с удовольствием идти на занятия.

Интересные уроки на примере разговорных

Интересные уроки – это те, у которых четко соблюдается баланс между «веселостью» и «серьезностью». Например, если это разговорные уроки, нельзя только разговаривать и играть всё время. Ведь цель – научиться говорить на английском языке. А чтобы говорить, надо знать грамматику, много слов, а также уметь всё это правильно произносить.

Добиться этого можно разными путями. Вот один из возможных вариантов соблюдения баланса на разговорных уроках английского языка:

Хороший, интересный урок должен быть, в первую очередь, разнообразным. Ведь даже самая интересная игра надоедает со временем. Поэтому в нашем примерном плане урока мы включили разные виды деятельности. Еще раз напомним, что данный урок является одним из множества вариантов!

  • Итак, если это, конечно, не первый урок, начнем с повторения прошлого материала . Не будем повторяться: если на прошлом уроке мы делали, скажем, устный перевод с русского на английский, то сейчас попробуем решить кроссворд на наши старые активные слова или поиграем в какую-нибудь настольную игру на английском языке, чтобы повторить прошлый материал.

  • Грамматику будем тоже делать этапами. Новую грамматику никогда нельзя проходить на новых словах, иначе в голове будет полная каша. Пройдем грамматику, отработаем ее на старых, уже знакомых нам, английских словах, и только когда грамматика немного усядется в голове, можно попробовать применить ее с новым вокабуляром, предварительно отработав его.

  • Новый вокабуляр хорошо отрабатывать в игровой форме. Ведь новые слова всегда тяжело запоминать. А если учить их на уроке, выполняя ролевые игры, презентации, конференции и пр., то Вы вовлечетесь в процесс, и новые слова будут отрабатываться сами собой. Лишь бы было интересно!

  • Фонетикой можно позаниматься в качестве небольшой паузы. Поломать язык и развлечься, немного отдохнуть от мозговой деятельности. Здесь тоже существует множество вариантов отработки звуков и интонации: скороговорки, стишки, диалоги и многое другое.

  • Под конец, когда всё более или менее отработано, а до конца урока осталось минут 10-15, можно просто расслабиться и обсудить какую-нибудь актуальную и волнующую нас проблему или просто поболтать на интересную тему.

Заключение. Качества интересного урока

Итак, какими качествами должен обладать урок, чтобы получить статус «интересный»:

  • Урок должен быть разнообразным. Одинаковые уроки, даже если они по началу кажутся интересными, вскоре надоедят Вам.
  • Урок должен быть познавательным. Каким бы интересным он ни был, если Вы не будете узнавать нового, в таких уроках просто нет смысла.
  • Урок должен быть структурированным. Нельзя скакать от грамматики к лексике, от лексики к грамматике, чуть фонетики, потом опять к лексике. У Вас так и голова закружиться может от таких скачков, и уж точно Вы мало что выучите толком.
  • Урок должен быть в меру напряженным. Нельзя беспрестанно учить и тренировать новую грамматику и вокабуляр. На уроке обязательно должны присутствовать паузы для разрядки: игры, фонетические упражнения в виде смешных стишков или скороговорок. Проще говоря, мозгу надо давать отдыхать.
  • Урок должен быть азартным. Если на уроке присутствуют несколько человек, то время от времени надо устраивать какого-то рода соревнования, интересные полемики и игры. Человеку по природе нравится соревновать и побеждать. Если на уроке один ученик, то надо ставить собственные рекорды. Они также скажут Вам и о Вашем прогрессе.
  • Урок должен быть рациональным. Профессиональный преподаватель составит план урока так, чтобы новый материал учился с наименьшими затратами сил. Новая грамматика обязательно учится на старых словах, новые слова – на старой грамматике. Фонетика и подавно на «детской» лексике. В каждом аспекте урока упор должен быть один: нельзя тренировать и учить всё сразу.

Конечно, всё это трудно распознать на первом уроке, надо просто постараться обратить на такие вещи внимание, и Вы обязательно найдете эти самые !

 

Возможно, будет полезно почитать: