Как готовиться к ЕГЭ по истории? Особенности экзамена, требования и рекомендации. ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем Теория и практика егэ история


ЕГЭ по истории сдают достаточно много школьников. Баллы пригодятся на таких гуманитарных факультетах, как юриспруденция, политология, журналистика. Многие думают, что это предмет сложный, однако это не совсем так. Средний балл невысокий по сравнению с географией или .

Самые большие пробелы в знаниях по картографии, культурологии . Многие не могут сопоставить события отечественной и зарубежной истории, возникает путаница с историческими личностями.

Наибольше количество неправильных ответов во второй части. Там необходимо давать аргументы, подтверждать позицию тезисами .

В последней части требуется написать эссе , с которым также возникает масса проблем. Если школьник не учил история ни в 7-ом, ни в 8-ом классе, то начинать надо с азов, а именно с хронологии. Для сдачи ЕГЭ необходимо знать все события в хронологической последовательности.

Также нужно выучить все даты , а их достаточно много. На экзамене проверяются все даты с точностью до дня. Многие приходят в отчаяние, когда видят какой пласт информации нужно выучить.

Как запоминать события и даты

Изучение истории начинается с восстания древлян, крещения Руси и т.д. Эти события проходили в 10 веке, соответственно вспоминаем и учим значимых личностей – князей. К каждому «привязываем» событие, чтобы было легче запомнить.

При изучении истории потребуется выучить картографию. Возьмем личность – князь Олег. На карте смотрим как он расширял территорию и с кем воевал. Нужно знать всех в лицо , и если иллюстраций в учебниках нет, то смотрим в интернете. Обращаем внимание на постройки – кто строил храм, когда, что поспособствовало.

Некоторые лучше запоминают информацию, когда она представлена визуально. Это отличный способ, так как по истории нужно читать очень много материала и иллюстрации помогут точно запомнить важную информацию.

Есть задание во второй части, которое проваливают многие школьники. Требуется осмыслить текст, указать время, события, правителя. Далее потребуется ответить на вопросы, написать аргументы в опровержение или подтверждение позиции.

Для примера возьмем одно из самых значимых событий – крещение на Руси. Необходимо написать плюсы и минусы. Для этого нужно рассматривать материалы с дискуссий . Этот вопросы хорошо разбираются на уроках истории.

Еще одно сложное задание – эссе. Там же нужно определить события. Наибольшие сложности возникают со вторым периодом правления. Потребуется описать событие, что произошло как следствие, какие личности с этим связаны. Может выпасть событие из правления Рюриковичей, Романовых или советский период.

Начинать подготовку нужно заранее, особенно если вы готовитесь с нуля . К апрелю у вас уже должна быть четкая картина событий и все остальное время вы посвящаете обработке знаний, сложных заданий.

Чтобы хорошо подготовиться нужно понять, для чего вы сдаете предмет. Например, баллы требуются для поступления в военное училище или на юридический факультет. После того как вы получите диплом с большой вероятностью у вас будет не безбедная жизнь, так как . Также требуется определить,сколько баллов минимум вам нужно набрать. Например, 80 баллов. Это достаточно много, поэтому стоит приложить все усилия.

На уроках нужно внимательно слушать учителя, делать пометки в тетради, самостоятельно дорабатывать материал и если возникают вопросы то не стесняться их задавать. Можно обсудить план подготовки к экзамену с учителем. Как правило, в школе есть дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ. Их обязательно нужно посещать.

Лучше начать раньше, чем позже. Если есть возможность, примите участие в олимпиадах по истории. Так вы отработайте и еще раз повторите материал. Если к 11 классу вы ничего не знаете по истории, то не переживайте – время еще есть.

Четко распланируйте время для обучения. В идеале заниматься по два часа 3-4 раза в неделю. Для начала изучите теорию, затем переходите к решению тестов. Также разбирайте сложные вопросы.

План подготовки к экзамену

  1. Выучить структуру ЕГЭ . Чтобы хорошо сдать экзамен нужно знать, что требуется писать в каждой части. Есть задания с историческими документами, картами, проблемными вопросами по истории, именами, датами, понятиями.
  2. Разделить подготовку на этапы. Самое оптимальное разделение: Древнерусское государство, упадок государства, образование централизованного государства, правление Годуновых, Романовы, Петр Великий, перевороты и т.д.

Школьники учатся 35 недель. Один период – одна неделя. На каникулах лучше передохнуть, так как у вас в запасе будет еще 13 недель, а этого достаточно для закрепления материала. Для начала изучите все периоды и только потом решайте тесты.

Существует мнение, что до 70% заданий посвящены 19-20 веку, поэтому не нужно сильно заострять внимание на средневековой истории.

Какие материалы пригодятся

  1. Учебник для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по истории. Лучше воспользоваться материалами издательства Просвещение или изучить профильный учебник Сахарова.
  2. Таблицы и схемы пригодятся для запоминания информации в виде схем. Учебники читать также обязательно.
  3. Атласы истории.
  4. Видеолекции по подготовке к ЕГЭ.
  5. Тексты для подготовки. Для начала изучить весь материала с сайта ФИПИ.

Как еще подготовиться к ЕГЭ

  1. Вести конспекты. Когда вы пишете своей рукой информацию, вы лучше запоминаете. Структурируйте информацию, выделяйте ярким цветом важное.
  2. Пишите шпаргалки по сложным заданиям (24, 25). Однако не носите их на экзамен .
  3. Прорешайте демо-материалы на сайте ФИПИ.
  4. Учите карты, географические объекты. Лучше на время повесить карту России в комнате. Часто требуется указать название географических объектов, местоположение городов.
  5. Если вам нужен высокий балл, то нужно учить культуру . Лучше сделать таблицу с марками, плакатами, скульптурами, архитектурными сооружениями, картинами художников.
  6. Работайте с историческими документами .
  7. Смотрите фильмы по истории .

Еще один важный совет, который поможт самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по истории – чтобы запомнить исторических деятелей, год и событие нарежьте небольшие карточки . На одной стороне нужно указать правителя, а на другой годы жизни или правления, события и краткое описание деятельности. Формируйте колоды и учите.

ЕГЭ 2017 История 10 тренировочных вариантов Артасов

М.: 2016. - 128 с.

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по истории. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем разделам курса истории; «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», знание содержания которых проверяется в рамках ЕГЭ. Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (340 заданий части 1, 60 – части 2) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ЕГЭ знаниями, умениями и навыками.
В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1, основное содержание ответов и критерии оценивания заданий части 2.

Формат: pdf

Размер: 7,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Пособие содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационной работы по истории для подготовки к ЕГЭ. Структура и содержание вариантов полностью соответствуют демонстрационной версии контрольных измерительных материалов (КИМ) для проведения единого государственного экзамена.
Работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время.
Общее число заданий в экзаменационной работе - 25. Каждый вариант КИМ состоит из двух частей.
Часть 1 включает 19 заданий с кратким ответом (последовательность цифр или слово (словосочетание)). С их помощью проверяются базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий; умение производить поиск информации в источнике; умения анализировать информацию, представленную в историческом текстовом источнике, классифицировать и систематизировать факты, работать с исторической картой (схемой), иллюстративным материалом.
Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.
20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).
23-25 - задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Это альтернативное задание: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.
Обращаем внимание на систему оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Пояснительная записка

Программа курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ.

Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

В заданиях ЕГЭ есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах.

Учебный план состоит из 13 разделов:

  1. Русь в IX – начале XII в.
  2. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
  3. Российское государство во второй половине XV – XVII в.
  4. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.
  5. Россия в XVIII – середине XIX в.
  6. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
  7. Российская культура в XVIII – начале ХХ в.
  8. Советская Россия – СССР в 1917–1941 гг.
  9. Россия в 1941-1945
  10. Россия в 1945-1991
  11. 1917-2013. Культура
  12. Россия в 1992-2013
  13. Работа с частью «С» ЕГЭ по истории.

Требования к уровню подготовки выпускников к ЕГЭ по истории,формируемые на занятиях

Знать (понимать) :

  • основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развитии;
  • изученные виды исторических источников

Уметь :

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников;
  • использовать приобретенные знания при составлении плана и написании творческих работ (в том числе сочинений);
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры
  1. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов / Г. С. Гаджиев – М., 1999.
  2. История России XX-начало XXI века. 11 класс. / Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. – М., 2011.
  3. История России. С древнейших времен до начала XXI в. В 2 томах. / под редакцией Сахарова А. Н. – М., 2003.
  4. Государство и церковь в России. XX век. / Одинцов М. И. – М., 1994.

И нтернет - ресурсы

  1. 1. http://www.mon.ru . gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  2. 2. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
  3. 3. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  4. 4. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека 5. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Учебный план подготовки к ЕГЭ по истории.

Название разделов и тем.

Кол-во часов

Домашнее задание

План.

Факт

РАЗДЕЛ 1. Русь в IX – начале XII в.

1.1. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество

1.2. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства

1.3. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах

Решение теста

Решить 1 вариант

РАЗДЕЛ 2. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

2.1. Политическая раздробленность Руси

2.2. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский

2.3. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский

2.4. Начало объединения русских земель. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва

2.5. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Решить 2 вариант

РАЗДЕЛ 3. Российское государство во второй половине XV – XVII в.

3.1. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г.

3.2. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири)

3.3. Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский4.4. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Никон и Аввакум

3.4. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Решить 3 вари ант

РАЗДЕЛ 4. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

4.1. Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Повторить

Зачет «Россия в IX-XVII вв.»

Повторить

РАЗДЕЛ 5. Россия в XVIII – середина XIX в.

13-15

5.1. Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Абсолютизм. Создание регулярной армии и флота. Северная война

5.2. Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства

5.3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя

5.4. Александр I. Внутренняя и внешняя политика

5.5. Внутренняя и внешняя политика Николая I.

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Повторить

РАЗДЕЛ 6. Россия во второй половине XIX-нач. XX в.

17-19

6.1. Внутренняя и внешняя политика Александр II. Отмена крепостного права

6.2. Внутренняя и внешняя политика Александра III.

6.3. Общественные движения второй половины XIX в.

6.4. Внутренняя и внешняя политика Александра III

6.5. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Решение 4 вариант

РАЗДЕЛ 7. Российская культура в XVIII – начале ХХ в.

7.1. Наука и образование. М.В. Ломоносов. Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев. Литература и искусство.

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Повторить

РАЗДЕЛ 8. Советская Россия – СССР в 1917–1941 гг.

23-24

8.1. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

8.2. Гражданская война. Красные и белые. «Военный коммунизм»

8.3. Новая экономическая политика. Образование СССР

8.4. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни.

8.5. СССР в системе международных отношений в 1920–1930-х гг.

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Повторить

РАЗДЕЛ 9. Россия в 1941-1945 гг.

26-27

9.1. СССР во Второй мировой войне. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Битва за Москву. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны

9.2. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции

9.3. Итоги Великой Отечественной войны. Советские полководцы. Г.К. Жуков. Послевоенное восстановление хозяйства

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Повторить

РАЗДЕЛ 10. Россия в 1945-1991 гг.

29-31

10.1. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев

10.2. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы

10.3. Внешняя политика СССР в 1945–1980-е гг. Холодная война. Разрядка

10.4. Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни. М.С. Горбачев

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Решение 5 вариант

РАЗДЕЛ 11. Россия в 1917-2013 гг. Культура

11.1. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники

Повторить основные даты, понятия

РАЗДЕЛ 12. Россия в 1991-2013

35-36

12.1. Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Принятие Конституции Российской Федерации

12.2. Российская Федерация в 2000 – по настоящее время: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев

Повторить основные даты, понятия

37-38

Отработка заданий части А и В.

Повторить

РАЗДЕЛ 13. Работа с частью «С» ЕГЭ по истории

39-42

13.1. Работа с источником. Умение охарактеризовать авторство, времени и целей создания источника. Умение поводить поиск исторической информации (задания С1-С2 в ЕГЭ по истории)

13.2. Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа пи рассмотрении фактов, явлений, процессов (задания С3-С4 в ЕГЭ по истории)

13.3. Умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам (задания С5 в ЕГЭ по истории)

13.4. Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности (задания С 6 в ЕГЭ по истории)

Повторить основные даты, понятия

43-44

Решение КИМов

Повторить основные даты, понятия

45-46

Работа над ошибками

Повторить

Пробный ЕГЭ


 

Возможно, будет полезно почитать: