Как формируются привычки как работает мозг. Умения, навыки, привычки и их формирование

Привычки бывают профессиональные и бытовые, социальные и индивидуальные, полезные и вредные, возникающие постепенно или практически мгновенно. Согласно другому делению, привычки бывают физические, эмоциональные и поведенческие. См.

Формирование привычки: приучение

Привычка - результат повторения и обычно формируется на 21 день (при ежедневном повторении). Станет ли привычка чертой характера? См.

Как отучиться от вредных привычек?

Вредной привычкой может быть и курение , и привычка недовольно топать ножкой, когда что-то не выходит, не получается, и привычкаМесть . Методы отучения от вредных привычек:

Выбор зависит от многих факторов, где влияет и возраст (возможность обратиться к разуму), и умение работать над собой, и прочна ли вредная привычка. Пока привычка не закрепилась, можно (и даже лучше) не обращать на нее внимания, переключая себя или другого на другие дела , занятия, увлечения. Если же привычка уже закрепилась, отвлечение не помогает.

Подробнее смотри:

В жизни человека привычки играют очень важную роль: полезные - благоприятную, вредные - неблагоприятную. От того, как полезные из их числа соотносятся с вредными, во многом зависитсчастье и благополучие индивида.

Как отмечал К.Д. Ушинский, «воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое знание, строит его прочно. Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу».

В жизни каждого из нас многое определяется именно характером наших привычек : направленность личности, характер и наклонности вкусовые предпочтения, манера держаться и т.п. . Как уже и говорилось, поведение складывается из действии, а действие - из отдельных движений, имеющих определенную последовательность (сочетание) и направленных на какой-лиоо объект всегда с целью овладения им.

Управление движением предполагает произвольные его начало и окончание, изменения темпа, величины затрачиваемого усилия Само же движение осуществляется благодаря автоматическому механизму, данному природой в виде определенного строения и свойств двигательного аппарата. В результате многократного повторения отдельных движения для их осуществления уже не требуется специального контроля, и они осуществляются автоматически, т.е без участия сознания. Эти автоматизированные системы предметно направленных действий получили название навыков.

Яндекс.ДиректВсе объявления Развитие человека через тренинги Это эффективно! Тренинги по саморазвитию в Новосибирске. Отзывы. Рейтинги.samopoznanie.ru

Благодаря приобретению навыков индивид становится способным выполнять все более сложные действия, решать все более сложные двигательные задачи, на все более высоком уровне осуществлять взаимодействие с объектами окружающего. При этом контроль за «течением» действий постепенно заменяется их планированием. Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться ни работать, ни обслуживать себя в быту. Объясняется это тем что навык разгружает сознание от необходимости контроля над каждым отдельным движением или простым действием и позволяет оперировать все более сложными и совершенными их комплексами.

Процесс выработки навыков происходит ежедневно, непрерывно и в значительной степени самостоятельно.

У любого взрослого индивида много двигательных навыков, и все они приобретены в процессе индивидуального развития - путем отбора нужных, целесообразнных движений из общего количества возможных для человека, а также последующего их совершенствования и закрепления

Развитие системы движений тесно связано с развитием психики. Образы элементов окружающего мира, их сопоставление и взаимосвязи являются основой мышления. Формируясь в мозге, они становая элементами мысли. Перенос внимания индивида от одного образа к другому, от самих образов к связям между ними составляет сущность элементарного движения мысли, а оно есть элементарное умственное действие. Автоматизация этого процесса означает выработку мыслительных навыков.

Умение - это навык или совокупность навыков, четко соотнесенные решением какой-либо двигательной задачи, чаще произведением изменений в объектах окружающего мира. Если для выработки навыка обязательно повторение действий, то для проявления умения это не всегда необходимо: умение порою возникает ситуационно, при появлении какой-либо существенной цели, благодаря сочетанию навыков, которыми уже располагает индивид. Умение - это еще и способность индивида сочетать навыки, подчиняя определенное количество эффективных действий (навыков) решению какой-либо масштабной задачи.

Привычки формируются так же, как и навыки, путем повторения тех или иных движений и действий, но представляют собой особое явление психики и поведения. Привычка - это действие, которое становится для индивида как бы обязательным, причем не с точки зрения его обязанностей перед кем-либо, а как бы его обязанностью перед самим собой. Подобно тому как живое существо, у которого выработался условный рефлекс , не может не совершить соответствующего действия при наличии соответствующих условий, так и привычка: индивид не может не произвести того или иного действия, когда наступает определенная ситуация (совокупность условий или единичный значимый фактор).

Если индивид не выполнил привычного действия, он ощущает определенное беспокойство и психологический дискомфорт.

Понятие привычки подразумевает не только способность индивида произвести определенное действие, но и потребность сделать это. А формирование привычки означает не столько возникновение нового навыка, сколько появление побуждения к постоянному осуществлению соответствующей последовательности движений или действий.

Наблюдения показывают, что привычка может сложиться раньше, чем полностью сформировался навык, и тогда совершенствование навыка затрудняется: если выработка навыка - довольно гибкий процесс, то привычка формируется по типу фиксации, затвердения определенной последовательности движений; и главное ее свойство (наряду с обязательностью) - консерватизм: привычки способны «отстаивать» в психике самих себя и именно благодаря этому превращаться во «вторую натуру» индивида. А навыки могут совершенствоваться сколь угодно долго, пока они не стали устойчивой привычкой.

Таким образом, понятие привычки означает: - обязательность действия (в той или иной ситуации); - приоритет данного действия перед другими (в этой ситуации); - четкую определенность того или иного действия (в той или иной ситуации).

Характерно различие между навыком и привычкой: хотя и первое, и второе вырабатывается путем повторения определенных движений (действий), навыки у индивида находятся как бы в резерве, образуя его двигательный потенциал. Привычка же активно напоминает о себе, как только возникает соответствующая ситуация, а порою и внеситуационно. Привычка, в отличие от навыка, обладает побудительной силой, и это не всегда ведет к хорошему.

Для превращения действия в привычку важна регулярность его осуществления, включение в качестве постоянного элемента в систему действий индивида. Само по себе действие редко может стать привычным, если оно осуществляется вне системы действий, в которую оно включается в качестве элемента. Или же если в основе его осуществления не лежит какая-либо потребность, изначально заложенная природой. Например, легко формируются привычки, связанные с приемом пищи: сама потребность в пище побуждает человека к постоянному осуществлению необходимой системы действий. И поэтому в данном случае привычка принимать пищу определенным образом есть способ реализации изначально существующего побуждения. Иными словами, привычка принимать пищу определенным образом становится вторичной потребностью, базирующейся на потребности первичной - в пище.

Итак, привычка - это последовательность связанных между собой условно-рефлекторных движений, образующих определенное действие, активирующаяся тоже условно-рефлекторно в определенной ситуации и служащая решению той или иной стандартной задачи.

Привычкой может- быть также последовательность элементарных действий, которые образуют более сложное действие, способное решать более сложную, но тоже стандартную задачу, - это более сложная привычка. Привычка вырабатывается всегда на определенную ситуацию.

Поскольку условный рефлекс проще, чем привычка, о нем говорят, что он «вырабатывается», тогда как привычка «формируется» или «складывается» (из нескольких частей).

И в случае условного рефлекса, и в случае привычки важна повторность сочетания некоторых факторов: условный рефлекс как важнейшая основа поведения и жизнеобеспечения не может и не должен вырабатываться на случайные, незначимые факторы, природа как бы себя проверяет. Повторение сочетания означает (для самой природы!) его неслучайность, а следовательно, и возможную жизненную важность. Но, поскольку привычка - это сочетание нескольких условных рефлексов, она вырабатывается дольше, чем обычный условный рефлекс. Кроме того, условный рефлекс вырабатывается на какой-либо один безусловно значимый фактор, привычка же вырабатывается в ответ на ситуацию плюс некое побуждение к действию, которое при формировании привычек ребенка задается ему взрослыми. Если у условного рефлекса подкрепителем является жизненная польза, непосредственно заложенная в безусловном подкрепителе - инстинкте, то у привычки эта польза может быть опосредованной ситуацией, поведением окружающих, их одобрением или неодобрением.

Привычки могут быть ситуационными (чаще) и внеситуационными (реже). Ситуационные привычки находят себе место при определенных условиях, проявляют себя в определенных ситуациях, но при этом и они могут стать отражением и выражением индивидуальных черт человека, формируя неотъемлемые его особенности. Именно сочетанием привычных действий определяется такое свойство индивида, как его манеры: манера говорить, манера держаться, манера общаться, характер походки.

Говоря об осознанности или неосознанности условных рефлексов и привычек, нужно иметь в виду, что индивид не контролирует их выработку, если на это окружающие специально не обращают его внимания. О наличии или отсутствии у него того или иного условного рефлекса или привычки он может узнать или со слов окружающих, видящих его со стороны, или по результатам своих действий. Если они его удовлетворяют, индивид продолжает использовать их неосознанно; если же они его не удовлетворяют, то, выясняя причины этого неудовлетворения, он постепенно доходит и до анализа особенностей своего поведения. А такое выяснение причин неудачи родственно объективации, но осуществляется не по ходу дела, а по его завершении. В то же время овладение навыком чаще происходит под контролем сознания, и индивид способен отследить этапы этого освоения.

Манера - это сочетание привычек, формирующих поведенческий облик индивида.

Еще один аспект привычек - предпочтения, они зависит как от индивидуальных особенностей организма, так и от доступности тех или иных предметов.

Итак, привычка - это явление условно-рефлекторного характера, но более сложное, поскольку она объединяет в себе некоторое число условно-рефлекторных действий (движений) и активируется тоже условно-рефлекторно. Привычка обладает и главнейшими свойствами условного рефлекса: обязательностью (или повышенной вероятностью) того или иного действия в той или иной ситуации, предпочтением (выбором) именно данного действия (или движения) из всего того их числа которым располагает индивид, сигнальным характером начала действия - именно в ответ на некий пусковой фактор в окружающей среде.

Привычка обладает свойствами доминанты и условного рефлекса. Но, в отличие от развитой внеситуационной доминанты, привычка - это ситуационная доминанта; привычка привязана к ситуации и только постепенно (и далеко не все привычки) обретает свойство внеситуационности.

Привычка - это и своего рода установка психики на определенное действие: стоит этой обстановке возникнуть, как действие совершается. Иными словами, привычка, как и установка, обладает способностью выжидать подходящего момента. Но развитая установка подчиняет себе множество ситуаций, подобно тому как привычка подчиняет себе множество условных рефлексов: здесь прослеживается аналогия. Обладающий привычкой индивид как бы нацелен на определенное действие и обязательно совершит его, как только представится возможность. Но, как правило, привычка не подчиняет себе различные ситуации, как это делает установка, а подчиняется их течению и смене.

Существенное отличие привычек от установок и доминант - внешнее проявление (привычек): они изначально демонстративны, тогда как установки и доминанты индивида остаются скрытыми не только для окружающих, но и для него самого.

Наличие привычек порождает уверенность индивида в его по-веденииТскольку он даже неосознанно «знает», что нужно делать в той или иной ситуации, без мучительных (порою) раздумий. Привычка уже выработавшись, несет в себе опыт субъективно удачной для индивида деятельности: не будь этого, она бы не закрепилась. Следовательно привычка - это форма накопления индивидом жизненного опыта.

Совокупность привычек формирует двигательный стереотип индивида - постоянное и устойчивое сочетание действий, которое занимает существенное место в структу ре его активности.

Привычки разгружают внимание и сознание индивида, позволяя ему направлять их на более существенные, менее элементарные, более значимые объекты, процессы, явления окружающего.

Совокупность и качество привычек определяет культурный облик индивида и степень его цивилизованности. Особенно это относится к привычкам самообслуживания и характеру его предпочтений в той или иной сфере окружающего.

Сочетание привычек может образовывать «поведенческие модули». К примеру, поведенческий модуль «выйти из дому» включает в себя: погасить свет, проверить окна, запереть дверь. Индивид обычно делает это автоматически. Но, если у него возникает какая-либо тревога, он начинает раскладывать этот модуль на отдельные действия и проверяет каждое из них по отдельности, да еще и не один раз. Тревожность проявляется именно в этом родственном объективации действии - проверить все составные части поведенческого модуля.

Привычка тесно связана с ритуалом - особой сверхценной последовательностью действий, осуществляемых в той или иной ситуации.

Выполнение привычных действий позволяет индивиду постоянно получать удовлетворение от достигнутого: небольшое, но надежное, ведь прочая деятельность не всегда его приносит, а это вызывает психическое напряжение.

Привычки позволяют находить смысл в доступном и повседневном и облегчают проблему поиска «смысла жизни»: в привычных действиях смысл заложен автоматически. И хотя это не столь уж возвышенный смысл, зато смысл жизненный и надежный. Ведь привычка-это механизм придания значимости ранее индифферентным, ничем не побуждаемым действиям, способ канализации жизненной активности индивида.

В ходе развития ребенка привычки формируются раньше, чем такие психические новообразования, какуровень притязаний , завышенность которого нередко несет индивиду множество неприятностей. Привычка - это наша постоянная связь с детством, с периодом, когда она была сформирована. Она проносится индивидом через всю его жизнь, служа одним из существенных механизмов преемственности поколений.

Привычка - надежный способ адаптации индивида к условиям существования: она облегчает жизнь, снижая уровень нагрузки как физической (вследствие «отработанности» действий), так и психической ввиду отсутствия необходимости осуществлять для каждого действия процессы мотивации, целеполагания и смыслообразования.

(admin) Арина Скоромная

Первые шаги по подготовке фигуры к летнему сезону: Формирование привычек.

Лето не за горами. И именно сейчас, с первых дней весны нужно начинать подготовку. Если вы хотите блистать красивыми формами этим летом, начинать надо с головы, а не с тела! А именно научиться формировать правильные привычки и подготовиться к физическим действиям. Многие вещи в своей жизни мы делаем автоматически. Нам же не нужна мотивация для того что бы почистить утром зубы, одеться или принять душ? Абсолютно каждый человек содержит в себе набор привычек из которых и состоит его образ жизни.

Принято считать, что привычка у человека формируется 21 день. На самом же деле все немного иначе. Цифра 21 достаточно условна. В 50-х годах 20 века пластический хирург Максвелл Мальц написал в своей книге «Психо-кибернетика» так: «Эти и многие другие часто наблюдаемые явления, как правило, показывают, что требуется минимум 21 день для того, чтобы старый ментальный образ рассеялся и сменился на новый». Книга стала бестселлером. С тех пор её цитировали множество раз, постепенно забывая о том, что Мальц написал в ней: «минимум 21 день». Миф про 21 день очень быстро был принят людьми. Такой срок кажется достаточно реальным. Не стоит ставить себе планку в 21 день. Надо отдавать себе отчет, что изменения могут занять и 3 месяца вместо 3 недель. Срок будет разным в зависимости от самого человека и от той привычки, которую необходимо сформировать. Но самый главный вопрос: «Как это сделать?»

На самом деле ответ лежит на поверхности и он очень простой: Нужно просто начать делать, продолжать это делать, и скоро привычка сформируется. Аристотель писал об этом: «Мы являемся тем, что постоянно делаем. Совершенство, следовательно, не действие, а привычка».

Человек привыкает ко всему. То что нам кажется сейчас невозможным, в один прекрасный момент становится нашей реальностью. Увереннее всего привычка сформируется при отсутствии выбора. Как например, привыкнуть жить на улице или выживать в условиях войны. Это очень сложно, но человек при надобности может привыкнуть и к этому. Или возьмем, к примеру, нашу российскую армию. Отсутствие выбора очень быстро формирует образ жизни и определенные привычки.

И тем не менее можно и нужно формировать свою жизнь и привычки в более благоприятных условиях. Что бы привыкнуть к регулярным тренировкам мне понадобилось совсем немного времени. И так на самом деле у большинства людей. К физической активности привыкаешь гораздо быстрее, чем к остальному. С первых дней похода в зал начинаешь чувствовать бодрость и воодушевление, а когда видишь первые результаты, то из зала уже просто не вытащить! Совсем другая история происходит с питанием. Сформировать привычку правильно питаться гораздо сложнее и дольше. Но и это возможно. Надо лишь запастись терпением и сделать рацион питания максимально комфортным для себя.

Первые дни, пожалуй, самые критичные. Именно на этом этапе сдается большинство людей, но так же есть переломные моменты на более поздних сроках. Но никаких четких сроков вам никто не скажет, они будут так же индивидуальны, как и весь срок формирования. Примерно через 3 месяца вам привычка уже на столько сформируется, что жизнь без нее будет казаться невозможной или неполноценной. Привычка станет потребностью.

Важно помнить главное правило: «Всегда доводи начатое до конца!»

Если вы начали вырабатывать привычку и продержались 2-3 недели, глупо бросать дело, в которое вы столько вложили, тем более что до формирования привычки осталось совсем немного. Если постоянно начинать и бросать, вы всю жизнь будете мучиться и не получится никакого удовольствия от существования. Вы превратитесь в раздражительного, вечно худеющего, но никак не похудевшего человека.

Чтобы сформировать в себе привычку, надо сначала заинтересоваться ей, загореться идеей. А затем создать ощущение, что достижение этой цели возможно. Надо попробовать и ощутить легкость первых шагов, либо искусственно создать себе эту легкость. А далее уже нужна четкая схема и четко расписанные шаги. В нашем случае это может быть программа питания и тренировок.

Привычка может стать чертой характера и образом жизни если человек понимает смысл, нужность этой новой привычки. Так же очень важно чтобы новые действия человека хорошо вписывались в его жизнь и поддерживались его окружением. Ну и укрепят формирования первые успехи и видимый результат.

Итак, важнейшие условия формирования привычки:

1. Понимание необходимости привычки в вашей жизни. Ответ на вопрос «Зачем?». Без понимания зачем это вам и осознания всей надобности, все шаги могут привести к поражению.

2.многократность её повторения: Любая привычка начинается с первого шага, поступка, многократно затем повторенного. Делаем что-то каждый день через силу, и рано или поздно это становится нашей привычкой (требуется меньше усилий и делает уже автоматически)

3. положительный настрой: Для того, чтобы привычка сформировалась, она должна «подкрепляться» положительным настроем, процесс её формирования должен быть максимально комфортным, важно убрать на этот период все негативные и стрессовые ситуации. Потому что в таком положении сформировать привычку практически невозможно.

В стрессе человеку свойственно неосознанно возвращаться в привычное поведение. Поэтому пока полезный навык не закрепился и новое поведение не стало привычным, стрессы опасны «срывами»: так мы бросаем, едва начав, правильно питаться, или делать гимнастику, или бегать по утрам.

Поэтому очень важно наше эмоциональное отношение к тому, что мы хотим сделать своей привычкой: одобрение, удовольствие, радостное выражение лица, улыбка. Отношение негативное - наоборот, препятствует образованию привычки, поэтому весь свой негатив, своё недовольство, раздражение необходимо своевременно снимать. К счастью, это возможно: наше эмоциональное отношение к происходящему - это то, что мы в любой момент можем изменить!

Так же отличным инструментом в формировании привычки является система вознаграждений. Можно составить список вещей, которые доставляют нам удовольствие и могут, следовательно, служить вознаграждениями при закреплении необходимых полезных навыков.

Что чаще всего мешает человеку стать успешным и богатым? Специалисты университета Браун уверены: это вредные привычки. Такой вывод был сделан после проведенного ими 5-летнего исследования. Нет, речь идет не о пристрастии к табаку, алкоголю и вредной пище, а о привычках, которые вредят личной эффективности.

Согласно выводам ученых, к ним относятся:

  • Разного рода подработки (привычка не инвестировать деньги, а искать дополнительные доходы - удел бедных людей).
  • Игра на тотализаторе и прочие азартные игры (жажда «легких» денег, которые «свалятся ниоткуда»).
  • Чтение исключительно беллетристики (богатые и успешные люди читают пособия и монографии, помогающие повысить их профессиональный уровень).
  • Привычка брать кредиты (богатые люди привыкли рассчитывать на имеющиеся у них ресурсы, отказываясь от покупки или приобретая вещи по более спокойной цене).
  • Отсутствие планирования бюджета (84% богатых людей систематизируют свои финансовые дела, а среди бедных этот показатель равен 20%).
  • Отсутствие «финансовой подушки» (богатые регулярно откладывают хотя бы небольшую сумму денег, в отличие от бедных, привыкших жить «от зарплаты до зарплаты»).

Вся наша жизнь состоит из привычек - определенных хорошо сформированных действий, сложившихся способов поведения в тех или иных обстоятельствах. Каждая маленькая привычка, даже если она кажется незначительной, способна приблизить человека к его мечте или, напротив, отдалить от нее.

Выработав привычку не курить утром натощак или после приема пищи, вы чуть-чуть приблизите осуществление цели «стать здоровым»; покупая продукты не спонтанно, а согласно заранее составленному списку, делаете первые шаги на пути к цели «научиться экономить».

Кстати, психологи советуют не вести непримиримую борьбу с вредными привычками, а сосредоточиться именно на освоении новых, полезных для вас способов поведения. Сформировав и закрепив новые привычки, вы сможете легче достигать поставленных целей.

Формирование полезных привычек: шесть важных факторов

Формирование нового способа поведения происходит не сразу. Для этого необходимо пройти шесть шагов, каждый из которых по-своему важен.

  1. Произвести анализ имеющихся привычек и понять, что именно необходимо изменить в своем поведении.
  2. Убедиться, что новый способ поведения поможет справиться с поставленными задачами.
  3. Понятно и четко сформулировать, какую именно привычку желательно приобрести.
  4. Определить, какие уже имеющиеся способы поведения будут способствовать формированию новой, а какие - мешать.
  5. Публично объявить о своем намерении сформировать новую привычку.
  6. Найти себе подходящую компанию: нескольких или хотя бы одного единомышленника.

Остановимся на каждом этапе чуть подробнее.

Этап 1

В течение нескольких дней (3-5 будет достаточно) понаблюдайте за собой и проанализируйте собственные привычки, как полезные, так и не очень. Задавайте себе вопросы:

— Почему я делаю это именно таким образом?

— Можно ли это сделать иначе?

К примеру, собираясь пообедать, удобно расположившись перед монитором, остановитесь и разделите эти действия. Если вы голодны - поешьте на кухне, а затем приступайте к просмотру сайтов.

Этап 2

Подумайте, как именно ваша новая привычка поможет вам в достижении поставленной цели. Перестали есть мучное и сладкое? Начали совершать утренние пробежки и отказались от сигарет? Это поможет стать более здоровым и красивым.

Начав формировать новый способ поведения, всегда помните о конечном результате, которого хотите достичь. Задайтесь вопросом: «Каким образом моя новая привычка поможет мне добиться желаемого?». Пользователи, ставящие цели на ресурсе SmartProgress , работают над формированием самых разнообразных привычек: ежедневно пишут не менее 10 страниц новой книги, регулярно выполняют комплекс упражнений, полчаса в день посвящают изучению иностранного языка или Java-программированию. И пишут отчеты о своих успехах, что тоже само по себе является весьма полезной привычкой.

Этап 3

Точная формулировка помогает ясно осознать, чего именно вы хотите добиться, какой навык сформировать. К примеру, фраза «Ежедневно делать зарядку» — слишком неконкретна. Лучше сформулировать так: «Каждый день с 7.00 до 7.30 выполнять комплекс упражнений

на стрейчинг/укрепление определенной группы мышц/общеразвивающих».

Считается, что для формирования новой привычки необходим 21 день, однако это средний показатель. Чем сложнее и непривычнее новый способ поведения, тем больше времени потребуется, чтобы он стал естественным и необходимым. Так, приучить себя начинать утро со стакана теплой воды с лимоном можно за 21 день, а для формирования привычки правильного питания или ежедневных тренировок может потребоваться два или три месяца.

Этап 4

Каждый способ поведения существует не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Определите, какие уже вполне сформировавшиеся привычки помогут органично включить новый порядок действий в общую картину вашего поведения. К примеру, вы решили составлять меню на неделю. Эта полезная привычка является подкрепляющей для многих других:

  • экономно расходовать деньги на продукты;
  • готовить самостоятельно полезную и вкусную пищу;
  • следовать принципам правильного питания;
  • рационально использовать имеющиеся в распоряжении продукты;
  • рассчитывать бюджет на неделю и пр.

Этап 5

Публично объявив о своем намерении сформировать полезную привычку, вы приобретаете дополнительный стимул, который не позволит вам отступить при первых же трудностях и неудобствах. Взять на себя публичное обязательство можно, просто рассказав об этом многочисленным друзьям и знакомым, опубликовав пост на страничке в соцсети, на любимом вами форуме.

А можно воспользоваться сервисом SmartProgress , на котором предусмотрена специальная функция — «цена слова». Взяв на себя обязательство, вы рискуете определенной суммой, которая кладется на ваш счет и «замораживаются». Не выполнили данное обещание - лишились денег! Такой своеобразный «кнут», чрезвычайно эффективный.

Этап 6

Единомышленники, готовые с энтузиазмом поддержать вашу идею и заняться формированием новой привычки «за компанию» — это здорово. Хочется пропустить тренировку, а друг уже звонит вам и договаривается о встрече, чтобы ехать в спортзал. Хочется съесть кусочек пирожного, а подруга уже перегнала вас по количеству сброшенных килограммов. Вместе вырабатывать новые привычки получается и веселее, и быстрее, и эффективнее: помогает и взаимная поддержка, и ответственность друг перед другом, и здоровый дух соревнования.

Новый способ поведения прочно войдет в вашу жизнь, если

— вы четко понимаете, зачем вам это надо;

— он не противоречит привычному образу жизни, одобряется и поддерживается окружением;

— результаты от его «внедрения» быстро становятся заметны и ощутимы (вы становитесь стройнее, лучше чувствуете себя после отказа от курения, стали работать быстрее и успеваете сделать больше).

Помните, что каждая новая полезная привычка - это ступенька на пути к вашему успеху.

Процесс формирования деятельности - один из важных вопросов педагогической психологии. Приступая к какой-либо новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами ее выполнения - ему приходится сознательно действовать и контролировать не только деятельность в целом, направленную на цель, но и отдельные ее движения и операции, посредством которых она осуществляется.

П. А. Бернштейн предложил принцип сенсорной коррекции управления движениями, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Он выделил структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.

Умения - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания. Главное в управлении умениями заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, возможность приспособления системы навыков к изменяющимся условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, воспользоваться для работы инструментами, имеющимися под рукой.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. По своей сути умение - это экс-териоризация, то есть воплощение знаний и навыков в реальные действия. Е. А. Милерян выделяет следующие виды умений: познавательные, общетрудовые, конструктивно-технические, организационно-технологические и операционно-контрольные. Элементарное умение выполнить что-то возникает из подражания действию и случайных знаний. Однако чем сложнее вид деятельности, тем в большей степени формирование умений зависит от овладения всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета, а также ее сопоставлению с действиями.

Навык составляют полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Физиологической основой навыка является образование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей и их функционирование (динамический стереотип).

Каждый навык складывается в системе тех навыков, которыми человек уже владеет. В процессе овладения новыми действиями одни из них могут помогать, другие тормозить процесс. Например, человек умеет водить «Жигули», значит, он без труда может освоить управление машиной любой марки. Однако навык вождения машины с левым расположением руля будет на первых порах мешать в управлении иномаркой с правым расположением руля. Феномен влияния одних навыков на другие называется взаимодействием навыков.

Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, спортивные, учебные и т. д. Навыки формируются в результате упражнений, то есть целенаправленных и систематических повторений действий. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива его овладения. Для сохранения и упрочения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация действий.

Привычка - это компонент действия, в ее основе лежит потребность. Она формируется через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целенаправленные усилия (например, путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ). Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автоматически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определенной степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной.

Формирование навыков и привычек происходит у ребенка с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и эмоциональных состояниях. Важно закреплять у ребенка полезные привычки, а для этого необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так, потому что иначе не можем, потому что мы так привыкли.

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, что воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и он чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, она мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее, как же формируется новая привычка? Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами.

Ваш ребенок вначале просто наблюдает за хорошими действиями, причем ни один раз, а затем пробует повторить увиденное. Если у ребенка получилось повторить – все, привычка сформировалась. Теперь задача – ее закрепить. И закрепляется она, если ребенок наблюдает ее долгий промежуток времени.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Напротив, неудачи, неприятности, связанные с действиями, мешают превращению последних в привычку.

Если, например, родители хотят создать у детей привычку делать утреннюю зарядку, нужно позаботиться, чтобы в первые недели дети к моменту подъема успевали хорошо выспаться, чтобы в комнате не было холодно (поэтому лучше начитать летом), чтобы упражнения были подобраны в меру трудные, чтобы утренние дела после зарядки приносили удовольствие. Одним словом чтобы первые несколько недель зарядку было делать легко, приятно и весело. В дальнейшем ребенок должен делать зарядку и в те дни, когда в комнате прохладно или когда он не выспался. В том то и сила привычки, что она помогает преодолевать трудности. Однако для того, чтобы эта привычка сформировалась и хоть немного окрепла, в самом начале нужно обеспечить ей благоприятные "подкрепления". Если этот первый этап не обдуман, не подготовлен родителями, дети начинают делать зарядку, а затем бросают.

Девочка, которая умеет расчесываться и плести косы станет содержать свои волосы в порядке лишь в том случае, если у нее есть привычка расчесываться и ухаживать за волосами. Кому не знакома распространенная фраза " Что нужно сказать девочке (бабушке, мальчику, папе)?" И ребенок обычно отвечает: "Спасибо". Не нуждаются в напоминании только те дети, у которых сформировалась привычка так отвечать. Частично привычки и навыки приобретают автоматизированный характер.

Если малыш был обучен умываться перед сном, и будет совершать эти действия ежедневно, на первых порах по указанию старших, а затем без напоминаний, то спустя какое-то время привычка станет более стойкой, и он вряд ли сможет пойти в кровать, не умывшись. Если использовать навык лишь периодически, а не постоянно, то закрепляться привычка будет хуже. Когда ребенку после приема пищи не напоминают все время о том, что следует высказывать свою благодарность, то привычка так и не будет сформирована.

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т. п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой.

Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово "больше так не делать", а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывают при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже "залегла" в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и "не делать так больше" старая привычка вдруг "прорвется" у ребенка. От привычки одним обещанием - "больше так не делать" - не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Дорогие родители, вы знаете, что «ваши дети станут похожими на вас; поэтому старайтесь сами быть такими, какими в будущем хотите видеть их».

Родители обязательно должны уделять большое внимание воспитанию своего ребенка. И во многом, примеры родителей вырабатывают привычки детей.

Тот факт, что дети, вырастая, становятся похожими на своих родителей, заставляет каждого взрослого человека задуматься над своим поведением, внутренним состоянием.

Полезные привычки родителей обязательно отразятся на формировании характера вашего чада.

«Если ребенок видит, как его родители неизменно ведут себя доброжелательно, сдержанно и достойно, если он видит, что они способны приводить в порядок свою собственную жизнь - тогда глубоко внутри себя он однажды ощутит, что именно так и ему следует строить свою жизнь».

На основе привычек у ребенка формируются черты характера.

Прививая, например, ребенку навыки самостоятельности и хозяйственной помощи взрослым, родители могут надеяться на то, что в будущем их малыш будет трудолюбивым. Потому что трудиться он начнет еще задолго до того как сможет осознать, что трудолюбие это весьма ценное качество любого члена нашего общества. И в остальном, то же самое. Приучая детей чистить зубы, заботиться о младших, бережно относиться к одежде, вовремя ложиться спать, быть благодарным и т.д. мы формируем у них такие черты характера, как отзывчивость, чистоплотность, вежливость, пунктуальность. Привычки - это основа основ. Недаром гласит народная мудрость: "Привычка - вторая натура", потому что они сохраняются надолго и могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.


 

Возможно, будет полезно почитать: