Итальянский язык все о нем. Итальянский язык и его история

Письменность : латиница Языковые коды () ISO 639-1 : it ISO 639-2 : ita ISO/DIS 639-3 : ita

Италья́нский язы́к (lingua italiana ) - официальный язык Италии , Ватикана (наряду с латинским), Сан-Марино , Швейцарии (наряду с немецким , французским и швейцарским ретороманским). Признан вторым официальным языком в нескольких округах Хорватии и Словении со значительным итальянским населением.

Итальянский язык непосредственно восходит к народной латыни , распространённой на территории Италии. В Средние века , когда Италия была политически разъединена, общего литературного языка не существовало, хотя сохранились письменные памятники различных диалектов. Начиная с эпохи Ренессанса наиболее престижным становится диалект Тосканы , а точнее - Флоренции , на котором писали Данте , Петрарка и Боккаччо . Тем не менее, высокообразованные люди продолжали звать итальянский язык «простонародным» - volgare , по контрасту с классической чистой латынью. С XVIII -XIX века формируется единый итальянский литературный язык на основе тосканского диалекта, являющегося переходным между северными и южными идиомами . В то же время на территории Италии распространено множество диалектов, взаимопонимание между которыми может быть затруднено: североитальянские диалекты с исторической точки зрения являются галло-романскими , а южноитальянские - итало-романскими . Помимо диалектов, существует несколько региональных разновидностей итальянского литературного языка , а также ряд идиомов , считающихся отдельными языками, а не диалектами итальянского языка (в первую очередь сардинский и фриульский).

Строй итальянского языка достаточно типичен для романской семьи. В фонологии стоит отметить сохранение противопоставлений по долготе в консонантизме, необычное для новых романских языков. В лексике помимо исконного латинского фонда присутствует множество поздних, «книжных» заимствований из латыни.

История

Итальянский язык сложился на основе романских диалектов Италии, восходящих к народной латыни. Литературный итальянский язык основан на диалекте Тосканы , то есть того региона, где ранее проживали этруски . Существовало мнение, будто особенности тосканского диалекта связаны с этрусским субстратом , однако в настоящее время оно считается устаревшим .

Историю итальянского языка делят на ряд периодов, первый из которых покрывает время от X века , когда появляются первые записи на народном языке (Веронская загадка , IX век ; Капуанские тяжбы , и годы) до XIII века , времени, когда начинается доминирование флорентийского стандарта. На самом раннем этапе диалектные памятники создаются в основном в центре и на юге страны, это обычно юридические документы и религиозная поэзия. Крупным центром учености становится монастырь Монтекассино . Позже, к концу XII века , формируются отдельные центры развития литературной традиции на диалектах: Сицилия (куртуазная поэзия), Болонья , Умбрия и др. Особенно богата тосканская традиция, которой присуще значительное жанровое разнообразие. В то же время наряду с «народным» языком в Италии используются латынь , старофранцузский и старопровансальский языки.

Буквы c и g обозначают звуки [k] и [g] перед гласными непереднего ряда (o , u , a ), а перед гласными e , i они читаются как [ʧ] и [ʤ] соответственно. В сочетаниях «ci , gi + гласный» буква i не читается, а только обозначает чтение c и g как аффрикат (ciao "привет"/"пока" ["ʧao] ), если только на i не падает ударение. Сочетания cie , gie могут обозначать как [ʧje] и [ʤje] (cieco "слепой" [ʧjeko] ), так и [ʧe] и [ʤe] , например во множественном числе имен женского рода: valigia "саквояж", мн. ч. valigie (не valige ). Триграф sci обозначает [ʃ j ] (="с+ч" ="щ"). (Следовательно, есть с и щ , но не ш : s esto , "ш естой"; а s ettimo , "с едьмой".)

Фонетика и фонология

В области фонетики и фонологии итальянский язык на фоне прочих романских отличает ряд особенностей. В области вокализма это особое развитие, получившее название «итальянского типа» (в частности, совпадение латинских кратких гласных верхнего подъёма и долгих гласных среднего подъёма в гласных верхне-среднего подъёма). В области согласных для итальянского языка характерен достаточно большой консерватизм: сохраняются количественные противопоставления, не происходят или происходят нерегулярно процессы интервокального ослабления согласных.

Гласные

В итальянском языке существуют также дифтонги (сочетания гласных с [j] , [w] ): poi "потом", buono "хороший" - и трифтонги: buoi "хорошие". При этом с фонологической точки зрения большинство таких сочетаний дифтонгами не являются, а рассматриваются как соположения гласных и глайдов . Истинными дифтонгами, являются, в частности, uo и ie , ср. buono и bontà "доброта" (uo участвует в чередовании).

Ударение в итальянском языке обычно падает на предпоследний слог (такие слова в итальянской традиции называются «ровными» (parole piane ): càsa "дом", giornàle "газета". Часты также слова с ударением на третий от конца слог («ломаные», parole sdrucciole ). В этом классе много слов с безударными суффиксами: simpàtico "симпатичный", edìbile "съедобный". Кроме того, сюда относятся глаголы, к которым присоединены энклитики , не влияющие на расстановку ударения, и глаголы 3 лица множественного числа настоящего времени с окончанием -no , также не меняющим ударения: lavòrano "они работают" (как lavòra "он(а) работает"), scrìvi-gli "напиши-ему" (как scrìvi "напиши"). Ряд слов имеют фиксированное ударение на третьем от конца слоге: zùcchero "сахар", àbita "он(а) живёт".

Слова с ударением на последнем слоге называются «усечёнными» (parole tronche ). Это заимствования (caffè "кофе"), слова, восходящие к определенному типу латинского склонения (civiltà "цивилизация" из лат. civilitas, civilitatis ), а также некоторые формы будущего времени и простого перфекта (см. ниже о глагольной морфологии). Наконец, редкий тип слов - слова с ударением на четвертом слоге от конца («дважды ломаные», parole bisdrucciole ). Они образуются либо путем добавления к «ломаным словам» одной клитики (или окончания -no ) (àbitano "они живут"), либо при добавлении к «полным» глагольным формам двух клитик: scrìvi-glie-lo "напиши-ему-это", dimenticàndo-se-ne "забыв об этом" (буквально "забывши-сь-об этом"). При этом на письме ударение обозначается только тогда, когда падает на последний слог (см. раздел ).

Грамматика

Имена

В итальянском есть два рода: мужской (maschile ) и женский (femminile ), и формально нет падежей, есть только предлоги.

Глаголы

В итальянском языке существует три спряжения глаголов. Глаголы, заканчивающиеся на -are (volare), относятся к первому спряжению, на -ere (cadere) - ко второму, и на -ire (capire) - к третьему. Все глаголы изменяются по лицам, то есть в каждом времени каждый глагол имеет 6 форм (три в единственном числе и три во множественном). Неправильные итальянские глаголы не подчиняются общим правилам образования форм в лицах, поэтому все формы каждого времени приходится запоминать.

Антропонимика

Согласно общеевропейской традиции романских языков, современные граждане Италии имеют имя и фамилию.

Имя

  • сын его брата Бонавентуры по имени Сенья фигурирует в документах как Сенья ди Бонавентура , то есть «Сенья, принадлежащий к Бонавентуре» («сын Бонавентуры»)
  • а сын Сеньи Никколо соответственно именовался Никколо ди Сенья , то есть «Никколо, принадлежащий к Сенья» .

Кроме патронимии были распространены 1564 году, Ди Фердинандо ;

  • принадлежность кому-то: Дель Дука, Дель Монако, Де Пископо. Также как и фамилия Конте (букв. "граф") не обязательно будет означать принадлежность к дворянству;
  • поэтические фамилии типа Degl’Innocenti, Degli Espositi, Дель’Аморе, Ди Дио присваивались найденышам.
  • Встречаются также фамилии, в которых артикли слились с друг другом - Дель Сарто, Дель Кастаньо.

    Правила практической транскрипции на русский язык

    Для передачи итальянских имён собственных и непереводимых реалий в русском языке используются унифицированные правила практической транскрипции .

    Буква/буквосочетание Примечание Передача Примеры
    a а
    a после gli , gn я Bologna Болонья, Modigliani Модильяни
    b б
    c перед e ,i ч Cesare Чезаре
    c перед a , o , u и согласными к Corriere Коррьере
    cc перед e ,i чч Boccaccio Боккаччо
    cc перед a , o , u и согласными кк Boccaccio Боккаччо
    cch кк Zecchi Цекки
    ch к Cherubini Керубини
    ci если на i не падает ударение ч Ciociaria Чочария
    ci если на i падает ударение чи Lucia Лючия
    d д
    e в начале слова и после гласных (кроме i ) э Raffaele Раффаэле
    e после согласных и i е Vieste Виесте
    f ф
    g перед a , o , u и перед согласными, кроме l и n ) г Guttuso Гуттузо
    gg перед a , o , u гг
    gg перед e , i дж Messaggero Мессаджеро
    gh г Lamborghini Ламборгини
    gi в конце слова, перед согласными и перед гласными, если на i падает ударение джи Agira Аджира
    gi перед гласными, если на i не падает ударение дж Giulio Джулио
    gli в конце слова перед согласными и перед гласными, если на i падает ударение льи Fogli Фольи
    gli перед гласными, если на i не падает ударение ль Modigliani Модильяни
    gn нь Agnana Аньяна
    gu перед гласными гу
    гв
    Guardi Гуарди
    Guarneri Гварнери
    h см. cch , ch , gh , sch
    i в большинстве случаев и Iriarte Ириарте
    i в дифтонгах (как второй элемент) й Perreira Перрейра
    i перед e ь Piedad Пьедад
    i перед гласной после c, g, sc не стоящее под ударением не передаётся на русский язык Sergio Серджо
    ia я Baiardo Баярдо
    ia ch , gh ия Giustizia Джустиция
    ia в составе суффиксов -iago , -iale , -iano , -iasco , -iato иа Ceriale Чериале
    ia после ch , gh , sch ья Arischia Арискья
    ii ьи
    io в начале слова и после гласных йо Iolanda Йоланда
    io в конце слова (кроме позиции после ch , gh ), а также в составе суффиксов -iola , -iolo ио Oriolo Ориоло
    io после ch , gh , sch ьо
    iu в начале слова и после гласных ю Iudrio Юдрио
    iu в конце слова (кроме позиции после c , gh ) иу Marrubiu Маррубиу
    iu после ch , gh , sch и в середине слова после согласных ью Fiumicino Фьюмичино
    j й
    ja встречается только в словах иностранного происхождения я
    je встречается только в словах иностранного происхождения е
    ju встречается только в словах иностранного происхождения ю
    k встречается только в словах иностранного происхождения к
    l перед гласными л Labriola Лабриола
    l перед согласными и в конце слова ль Malpighi Мальпиги
    m м
    n н
    o о
    p п
    qu ку
    кв
    Aquara Акуара
    Quasimodo Квазимодо
    r р
    s как правило c Ciusdino Кьюсдино
    s обычно между гласными, а также перед l , m , n , v з Paese Паэзе
    sc перед e , i ш Scesta Шеста
    sc перед a , o , u ск Bosco Боско
    sch перед e , i ск Schio Скио
    sci перед согласными или под ударением ши Scisciano Шишано
    sci перед гласными, если на i не падает ударение ш Sciascia Шаша
    t т
    u в большинстве случаев у Ujué Ухуэ
    u после ll ю Caballuco Кабаллюко
    v в
    w встречается только в словах иностранного происхождения в
    x кс Artabax Артабакс

    Если итальянский язык – это язык государства, то диалект – это язык сердца народа.
    Франко де Ренцо

    «Ма-ма-ма, мамма Мариа – маа….» – наверное, одна из самых первых песен, приходящих на ум российского (см. советского) человека, если речь идет об Италии. Итальянский язык – один из самых консонансных (певучих) языков в мире. Величайшие музыкальные оперные шедевры, признанные мировой классикой, написаны на тексты итальянских поэтов итальянскими композиторами. Язык музыки. Язык песни. Ведь именно так мы характеризуем государственный язык Италии? А что мы вообще о нем знаем?

    В современной, привычной нам форме, итальянский язык существует не так давно. Если кто-то представляет себе древний Рим и великого Цезаря, вещающего на итальянском языке, то сильно заблуждается. Великий Цезарь (как и его подданные) говорили на старой, доброй Латыни, справедливо называемой «матерью языков». Именно латинский язык положил основу для рождения итальянского, испанского, французского, и других европейских языков (кстати, очень много слов современного русского языка имеют под собой латинские корни).

    Рождение итальянского языка

    Но вернемся к итальянскому языку, которого в то время пока не существовало. Равно как не существовала и сама Италия. Территория полуострова, так напоминающего сапог, была раздроблена на множество самостоятельных и независимых государств (графства, герцогства), каждый из которых имел собственную культуру, правителя, а также, язык, отличающийся от языка соседнего региона. Эти языки (как и многие другие) происходили от классической латыни, и назывались VOLGARE (волгаре) от латинского слова “vulgus” – народный, от народа. Все эти языки «волгаре» сегодня представляют собой не что иное, как диалекты регионов современной Италии.

    Сам итальянский язык рожден от тосканского диалекта, диалекта флорентинцев. Знаменитый Данте Алигьери написал свою «Божественную комедию» именно на нем Данте справедливо называют «отцом итальянского языка», ведь его комедия положила начало развитие языка, называемого итальянским. С 16 века, опираясь на тосканский диалект, итальянский язык начинает принимать свою форму, На тосканском диалекте, (volgare toscano) пишутся комедии, летописи, исторические документы.

    Итальянский язык, как государственный.

    В 1861 году произошло объединение всех регионов Италии в единое государство, основным языком которого становится итальянский язык. Но это только теоретически. На практике же дела обстояли совсем иначе. На момент становления Италии как государства, только 2 или 3 итальянца из 100 могли говорить на итальянском языке. Как государственный, он существовал лишь на бумагах (документы, акты, законы, книги). Народ же упорно продолжал говорить на своих наречиях – диалектах. И ничего в этом странного не было, ведь для каждого региона родным языком был именно диалект. Так как все диалекты различны между собой и довольно далеки от классического итальянского языка, возникла необходимость в том, чтобы народ изучил и принял единый государственный язык. А как иначе житель одного региона может понять другого?

    Надо сказать, народ не очень радовался этому, Итальянский язык стал единственным и обязательным языком в школах и высших учебных заведениях. Ему обучали, невзирая на то, что родным языком для населения являлся их региональный диалект. Для многих итальянцев государственный язык был равносилен иностранному. Диалекты попали под опалу. В школах, в общественных заведениях запрещено было говорить на диалекте, а также обращаться на нем к общественным деятелям и стражам порядка. Говорящие на диалекте граждане высмеивались. Дошло до того, что говорить на местном диалекте стало чем-то позорным. И такая ситуация продолжалась больше столетия, вплоть до нескольких десятков лет назад.

    С появлением телевидения и радио, задача по внедрению государственного языка значительно упростилась. На сегодняшний день, благодаря корректной образовательной системе, благодаря СМИ и развитию экономических и социальных структур в Италии, итальянский язык знают и свободно на нем говорят около 95% населения.

    Диалекты сегодня

    Во второй половине прошлого века, когда лихорадочное внедрение итальянского языка немного поутихло, и сменились методы преподавания в школьной системе – диалект снова обрел свое заслуженное место в жизни народа. Диалект – это не просто язык, употребляемый в определенной зоне – это величайшее культурное наследие, это то, что не дает итальянцам забывать свое истинное происхождение. Несмотря на то, что все граждане Италии зовутся итальянцы, сами они продолжают разделять себя по региональному признаку и очень ревностно и трепетно относятся к диалекту своего региона.

    Сколько всего диалектов в Италии? На этот вопрос даже ученые затрудняются ответить. Принято считать, что диалектов столько, сколько регионов в Италии, но это не так. Помимо регионального диалекта, существуют диалекты, характерные именно для определенной провинции или даже города. Вот и получается, что язык в Италии – этакая матрешка. Представьте себе самую большую матрешку – итальянский язык. Внутри поменьше – региональный диалект (к примеру, сицилийский). Затем провинциальный (к примеру, провинция Рагузы) и там внутри уже диалект городов. Конечно, местечковые диалекты строятся на основе регионального, но существуют очень даже резкие отличия.

    Диалекты в культуре и искусстве.

    Если кто-то думает, что на диалекте можно только разговаривать о бытовых проблемах, смеяться с друзьями или обсуждать футбольный матч – то он сильно и сильно заблуждается. Да, на диалектах не пишутся документы, не ведутся судебные процессы и официальные процедуры, но это язык, способный выразить море эмоций и чувств. Это язык народа. Душа итальянца говорит на диалекте. Поэтому многие авторы, писатели и поэты, придерживаются традиции писать на родном им диалекте.

    Так, например, в 17 веке Джанбатиста Базиле написал серию сказок на неаполитанском диалекте « Lo cunto de li cunti» (рассказ рассказов). Очень ярким примером будут любимые нами и такие известные песни, как «Вернись в Сорренто» или «O sole mio». Эти прекрасные песни, ставшие классикой жанра, написаны на неаполитанском диалекте. На либретто диалекта писались оперы. Диалекты широко используют в кинематографе, когда есть необходимость лучше охарактеризовать персонажа или конкретную местность.

    Однажды у одного сицилийца спросили: «Почему вы, имея такой прекрасный и мелодичный язык, продолжаете говорить на диалектах?». И он ответил: «Итальянский язык прекрасен, но для нас он никогда не станет родным. Это как поместить в организм искусственную почку. Да, организм ее примет. Да, почка будет функционировать. Но она никогда не станет организму родной. Диалект – это наша история. Это то, что отличает нас друг от друга. Подчеркивает нашу индивидуальность. Диалекты никогда не умрут. Это душа народов. А душа бессмертна».

    Итальянский язык - разговорный и официальный язык Италии. На итальянском языке также говорят в государстве Сан-Марино, на Мальте, Корсике. В Швейцарии итальянский является одним из четырех официальных языков. Также итальянский язык распространен среди эмигрантов в США, Канаде, Австралии и в Республике Сомали.

    Итальянский относится к романской группе индоевропейских языков. Произошел из разговорной латыни после падения Римской империи. В литературе впервые встречается в конце XII в.

    Итальянский язык как язык культуры Возрождения оказал значительное влияние на формирование языков Западной Европы. Музыкальная терминология во всем мире преимущественно итальянская.

    Первым словарем языка романской группы был итальянский словарь, созданный в 1612 году.

    В XIV в. возник разрыв между литературным итальянским языком и диалектной речью, сохранявшийся до середины XX в., пока распространение средств массовой информации не демократизировало литературный язык. При этом до 1912 г. преподавание в высшей итальянской школе велось на латинском языке.

    В итальянском языке множество сильно отличающихся друг от друга диалектов, на появление и существование которых повлияла многовековая раздробленность страны, и самостоятельное развитие ее отдельных частей в последующие периоды истории. Среди языков романской группы итальянский наиболее диалектно раздробленный. Диалекты можно условно разделить на три группы: северные, центральные и южные. Из-за главенствования в начале XIII в. в торговле и культуре тосканских городов, в частности Флоренции, преобладающее значение получил тосканский диалект, так как именно здесь появилась потребность в национальном языке, вместо используемого до этого латинского. Тосканский диалект впоследствии преобразовался в литературную форму языка. В современной Италии существует 16 основных диалектов, весьма далеких друг от друга.

    Сегодня итальянский язык считается одним из самых распространенных языков романской гру


    Выяснилось, что точно очерченные границы диалектов нередко довольно трудно выявить. Мало того, отдельные отличительные особенности одного диалекта могут наличествовать и у других диалектов. Глава 2. Дифференциация итальянского языка по территориальному признаку 2.1 История и причины возникновения диалектов итальянского языка Итальянский язык относится к романской группе индоевропейских...

    ... «Ohimи, che dolorosa notizia» («Какая же печальная новость!») «Ahi, che dolore!» («Ай, как больно!») «Ahimи, come siamo infelici!» («Ой, как же нам не везет!») Заимствованные междометия О том, как в итальянском языке появились заимствования, описывает Альдо Габриелли. Согласно его данным, странный возглас «hip, hip, hurrah!», который стал известным благодаря английским мореплавателям, в свое время...

    Специализация оказалась важным фактором компенсации старых падежей и редуцированной системы предлогов. Как известно, в русском языке самое частотное слово – предлог в, по данным частотных словарей, в греческом – σε, в итальянском – a. 3.3. Семантика и функции предлогов греческого и русского языков. Первичная 18-членная система редуцицируется по причине полной утраты дательного и...

    Hi, которая вследствие звуковых изменений среднеанглийского периода совпала с формами именительного падежа единственного числа мужского и женского рода. Скандинавская форма they распространилась и закрепилась в английском языке нового периода. К концу XV века форма родительного падежа множественного числа here превратилась в притяжательное местоимение и была заменена скандинавской формой their. ...


    Каждый язык имеет свою историю, характер и темперамент, которым «пропитан» его народ. Одним из красивейших и самых романтичных языков мира является итальянский. Мы наслаждаемся его упоительной мелодичностью и благородством. Ни одна песня на нем не может не привлечь внимание и восхищение, ни один фильм не не остался без положительной критики и бурных обсуждений, ни один писатель и художник не остался «за ширмой» времени. Так что же это за чудо - итальянский язык?

    Своим лексическим происхождением он обязан латинскому, благодаря которому он постоянно обогащался. Принадлежит к романской группе индоевропейских языков. В период своего длительного формирования он воплотил значительное количество германских элементов. Чтобы достичь своего совершенства, на протяжении всего исторического развития и формирования, потерпел «вхождения» значительного количества галлицизмов, французских и испанских слов. В результате, сегодня мы замечаем в нем огромное количество диалектов, за исключением итальянского города Флоренция. В литературе он впервые появился в XII веке и развивался после падения Римской империи. В основу общеитальянского литературного лег флорентийский диалект, чему поспособствовало творчество известных нам сегодня творцов слова и мыслителей Данте Алигьери, Франческо Петрарки и Джовани Бокаччо. Но самым главным его основателем считается великий создатель «Божественной комедии» - Данте Алигьери. Итальянский язык - это язык великой эпохи Возрождения. Окончательно он был установлен в XIV веке и с тех пор практически не был подвержен значительным изменениям.

    Сегодня итальянский язык - это государственный язык Италии. Официальным его признано считать в Швейцарии, Ватикане и Сан-Марино. На нем говорят в США, Канаде, Республике Сомали и Австралии. Более 65 миллионов человек во всей стране являются носителями итальянского. Щедрость его значительно отобразилась на словарном запасе русского, где мы часто используем такие слова: вулкан, макароны, спагетти, брокколи, гондола, фреска, соната, темп, концерт, ария . Огромным его преимуществом является музыкальная терминология, которой он одарил весь мир. Красота итальянского окунает нас во времена великой культуры Возрождения. Это один из пяти популярнейших языков мира. Многие из нас стремятся

    История итальянского языка

    Итальянский язык является государственным языком Италии и Швейцарии , официальным языком Сан-Марино и Ватикана . Итальянский занимает пятое место в мире среди наиболее изучаемых иностранных языков. Общее число говорящих на итальянском языке составляет более 70 млн. человек .

    Итальянский язык относится к романской группе индоевропейской семьи языков и ведет свое происхождение от латинского языка . До 17 века латинский язык был для итальянского источником обогащения новой лексикой, несмотря на то, что уже в 10-12 веках появились первые памятники на итальянских диалектах. А общеитальянский литературный сложился в 14 веке на основе тосканского, т.е. флорентийского диалекта.

    Итальянский язык непосредственно восходит к народной латыни, распространённой на территории Италии. В Средние века, когда Италия была политически разъединена, общего литературного языка не существовало, хотя сохранились письменные памятники различных диалектов.

    Начиная с эпохи Ренессанса наиболее престижным становится диалект Тосканы, а точнее - Флоренции, на котором писали Данте, Петрарка и Боккаччо. Тем не менее, высокообразованные люди продолжали звать итальянский язык «простонародным» - volgare , по контрасту с классической чистой латынью.

    С XVIII-XIX века формируется единый итальянский литературный язык на основе тосканского диалекта, являющегося переходным между северными и южными идиомами.

    Строй итальянского языка достаточно типичен для романской семьи. В фонологии стоит отметить сохранение противопоставлений по долготе в консонантизме, необычное для новых романских языков. В лексике помимо исконного латинского фонда присутствует множество поздних, «книжных» заимствований из латыни.

    Итальянский язык сложился на основе романских диалектов Италии, восходящих к народной латыни. Литературный итальянский язык основан на диалекте Тосканы, то есть того региона, где ранее проживали этруски. Существовало мнение, будто особенности тосканского диалекта связаны с этрусским субстратом , однако в настоящее время оно считается устаревшим .

    Данте Алигьери

    Историю итальянского языка делят на ряд периодов , первый из которых покрывает время от X века, когда появляются первые записи на народном языке (Веронская загадка, IX век; Капуанские тяжбы, 960 и 963 годы) до XIII века, времени, когда начинается доминирование флорентийского стандарта.

    На самом раннем этапе диалектные памятники создаются в основном в центре и на юге страны, это обычно юридические документы и религиозная поэзия. Крупным центром учености становится монастырь Монтекассино. Позже, к концу XII века, формируются отдельные центры развития литературной традиции на диалектах: Сицилия (куртуазная поэзия), Болонья, Умбрия и др. Особенно богата тосканская традиция, которой присуще значительное жанровое разнообразие. В то же время наряду с «народным» языком в Италии используются латынь, старофранцузский и старопровансальский языки.

    В конце XIII века формируется школа «нового сладостного стиля» (dolce stil nuovo ), взявшая за основу тосканский диалект. Наиболее значительные деятели тосканской литературы XIII-XIV веков - Данте, Боккаччо и Петрарка. В своих трактатах «Пир» (Convivio ) и «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia ) Данте обосновывал тезис о том, что на народном языке возможно создавать произведения на любые темы - от художественных до религиозных. Такой «просвещённый» народный язык он называл volgare illustre , хотя Данте не считал, что всеми необходимыми качествами обладает какой-то один диалект.

    Пьетро Бембо (портрет работы Тициана)

    В XIV веке обработанный тосканский диалект, ориентирующийся на образцы Данте, Петрарки и Боккаччо, становится, по сути, общеитальянским литературным языком . Период XV-XVI веков называется среднеитальянским . В это время все чаще появляются высказывания о превосходстве народного, а точнее тосканского языка над латынью (Леон Баттисто Альберти, Анджело Полициано), появляется первая грамматика («Правила народного флорентийского языка», 1495). Писатели из других регионов, например неаполитанец Якопо Саннадзаро, стараются приближать язык своих произведений к тосканскому стандарту.

    В XVI веке в Италии происходит «Спор о языке» (Questione della lingua ), после которого стало окончательно принято брать за образец язык классических авторов XIV века: этой точки зрения придерживался Пьетро Бембо, который противостоял и теории «тосканизма», предлагавшей брать за основу живую современную речь Тосканы, и теории «придворного языка» (lingua cortigiana ), ориентировавшейся на узус придворных кругов всей Италии . В результате начинают появляться прескриптивные издания, ориентирующиеся именно на эту теорию, в частности печатные грамматики («Грамматические правила народного языка» Джованни Фортунио, «Три источника» Никколо Либурнио) и словари. Несмотря на это в среднеитальянский период в литературных произведениях встречается множество живых тосканских черт, не удержавшихся в конце концов в рамках нормы (например, окончание -a в 1-ом лице единственного числа имперфекта индикатива: cantava "я пел", совр. cantavo , постпозиция объектных клитик: vedoti "вижу тебя", совр. ti vedo ), в первую очередь у тосканских писателей, таких как Макиавелли.

    Алессандро Мандзони - один из создателей современного итальянского литературного языка

    В XVII и XVIII веках продолжается укрепление позиций тосканского как единого литературного языка Италии, прочие разновидности начинают рассматриваться как «диалекты». В XVII веке появляется фундаментальный словарь Академии делла Круска (три издания: 1612, 1623 и 1691 годы), закрепляющий множество архаизмов и латинизмов. Итальянский язык начинает использоваться в науке (Галилей), в философии, продолжается его использование в литературе и театре (комедия дель арте). В XVIII веке начинается пробуждение итальянского самосознания, в частности на основе единого языка (Л. А. Муратори), вновь появляются идеи о необходимости приблизить литературный язык к народному (М. Чезаротти). В то же время начинается новый расцвет литературного творчества на диалектах (Карло Гольдони пишет пьесы на венецианском диалекте, Джоаккино Белли - стихи на романеско).

    После Рисорджименто литературный итальянский язык приобретает официальный статус, хотя подавляющее большинство итальянцев им не пользуются. Начинается формирование современного языка, в котором большую роль сыграло творчество миланца Алессандро Мандзони. Начинается серьёзное изучение итальянских диалектов (Г. И. Асколи). В то же время попытки правительства расширить сферу употребления итальянского языка приводят к тому, что позиции диалектов начинают ослабевать. Большую роль в этом сыграла Первая мировая война, во время которой литературный язык был зачастую единственным средством общения солдат из разных регионов, и политика правительства Муссолини. После Второй мировой войны начинается стремительное распространение литературного языка за счет всеобщего образования, СМИ. При этом идёт активное переселение людей с юга на север страны и из сёл в города, что приводит к нивелировке диалектов и увеличению роли литературного итальянского языка.

     

    Возможно, будет полезно почитать: