Икона святой марты. == святая марта, чудотворная ==


Cвятая Марта. Эта праведница Божья жила в одно время с Иисусом Христом и знала его лично, уверовала в Бога еще до его чудесного Воскресения. В католичестве праведница известна как святая Марта. Православие же именует ее Марфой.

Две сестры – святая Марта и святая Мария – были абсолютно разными. Первая была олицетворением деятельности. Она постоянно суетилась и хлопотала по хозяйству, желая приготовить для гостей самое лучшее.
Вторая же из сестер, Мария, забыв о домашних обязанностях, желала лишь слушать проповеди Христа. Она считала, что все земное бренно по сравнению с божественным промыслом.
Марфа как-то пристыдила сестру при госте. Она посетовала, что увлеченная девушка не желает помогать ей по хозяйству. На эти высказывания обиженной сестры Иисус ответил, что Марфа суетится о многом, а нужно беспокоиться лишь об одном – о спасении души. Второй эпизод, в котором упоминается святая Марта, связан с ее братом – Лазарем, захворавшим и нуждающимся в помощи Иисуса Христа. В то время Сын Божий находился далеко за пределами Вифании и не успел прибыть в город для исцеления больного. Лазарь умер. Сестры его – святая Марта и святая Мария – уже начали оплакивать потерю брата, как Иисус Христос прибыл в город и воскресил умершего.
В христианстве Святая Марта является одной из жен - мироносиц.

Запомним же имена жен-мироносиц:
Мария Магдалина;
Саломия, мать братьев Иоанна и Иакова;
Иоанна, жена Хузы – надзирателя в доме царя Ирода;
Мария и Марфа, сестры четверодневного Лазаря, воскрешенного Иисусом накануне входа в Иерусалим;
Мария Клеопова и Сосанна.
У креста стояла и Богородица, которую Иисус вручил юному Иоанну для попечения о Ней.

СВЯТАЯ МАРТА считается покровительницей домашнего хозяйства, а также прислуги, официантов, поваров.

Для обращения к праведнице не обязательно посещать церкви. Желателен лишь образ. (фото можно – это не имеет значения). Если же образа или фотографии нет, то это небольшая беда. Можно произносить молитвы и без иконы праведницы. Святых текстов, посвященных этой святой, достаточно много. Причем необязательно произносить какие-либо церковные тексты, можно молиться и своими словами.
Святая Марта обязательно услышит молитвы, искренне идущие от чистого сердца, в которых нет злого умысла.
Молитвы Святой Марте читают на исполнение желаний самого разного рода: просят о замужестве, о беременности, об исцелении, о просветлении.

МОЛИТВА СВЯТОЙ МАРТЕ =
Теперь приведем текст первой молитвы. Вообще-то Марту традиционно почитают вместе с ее сестрой. Поэтому в данном случае объектом молитвы выступают и святая Мария, и святая Марта: "Святые и всехвальные ученицы Христа, возлюбившие Бога, Марфа и Мария! Умолите Христа, которого вы возлюбили и который возлюбил вас, дабы он дал нам, грешным, прощение грехов и в православной вере твердое стояние без всякого лицемерия. В сердца наши поместите дух страха Божьего, упования на него в смирении, терпения и милосердия по отношению к ближним. Избавьте нас с помощью ваших молитв от бытовых искушений, всяких бед и неприятностей. Мы же, прожив тихую и безмятежную жизнь здесь, с непорочными мыслями и чистым сердцем, в дерзновении веры и с упованием предстанем на Страшном суде. И, получив на нем добрый ответ, вечной радости в небесном царстве сподобимся. Аминь".

Таким образом, служение предстательниц и заступниц - основное, которое исполняют, как верят христиане, святая Мария и святая Марта. Молитва же, которая будет приведена ниже, несколько отличается от данного варианта. Это касается и смысла, и структуры, так как на самом деле это целый чин. И в нем основная задача, которую выполняет святая Марта, - исполнение желания. Это может быть любая просьба, по духу и морали соответствующая евангельским ценностям.

МОЛИТВА СВЯТОЙ МАРТЕ ==
НА ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ
Авторы этой молитвы настаивают на том, что весь чин нужно читать раз в неделю, по вторникам, девять недель подряд. В таком случае ваши желания сбудутся. Сразу нужно сказать, что это хоть и относительно распространенная в некоторых кругах молитва, но все-таки не имеющая отношения к христианским организациям. Ни католическая, ни православная церкви не имеют и не благословляют этой практики, авторство которой принадлежит одной знаменитой российской колдунье. В этом чине адресатом выступает уже исключительно святая Марта. Молитва на исполнение желания в данном варианте приводится далее.

О, Святая Марта, ты чудотворная, прибегаю к тебе за помощью и полностью полагаюсь на тебя, что поможешь в моей потребности и будешь помощницей в моих испытаниях.
С благодарностью обещаю тебе, что буду эту молитву везде распространять. Покорно, слезно прошу, утешай меня в моей заботе и тяготе. Ради большой радости, которая наполнила твое сердце когда ты в своем доме в Питании дала пристанище Спасителю мира, умоляю тебя, беспокойся обо мне и о моей семье, чтобы мы сохранили нашего Бога в своих сердцах. и тем себе заслужили Спасенного Всевышнего посредничества
в нашей потребности прежде всего при том беспокойстве, которое меня тревожит

(УКАЗАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ, можно несколькими предложениями, пишите чётко и ясно, что вы хотите, чтобы потом не было претензий, так как желания исполняются практически буквально)

Матушка Божья, прошу Тебя как помощницу в каждой нужде помоги, чтобы при посредничестве святой Марты победить ту мою тяготу и заботу, которую я назвала/назвал так, как ты победила змея древнего и положила около своих ног.

«Богородице, Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою! Благословенна Ты в Женах и Благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!»

4. «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков! Аминь!» - Читать 1 раз

5. «Святая Марта, проси о нас Иисуса!» - Читать 9 раз

Молитва очень мощная; Исполняет все желания (если это угодно Небесам- имеется ввиду, что Вы никому своими желаниями вольно или невольно не повредите); желания исполняются часто еще до окончания цикла чтения. Лично у меня исполняются через несколько месяцев после цикла. Один цикл прочитали - и забыли, не ждём, когда исполнится.

Читать необходимо циклом - 9 вторников подряд. Если один из вторников пропущен - начать все заново. Если желание исполнилось ранее- все равно дочитать до конца цикла (все 9 вторников). Рядом (справа) на столе должна гореть свеча. Можно любую свечу, но лучше церковную, маленькую.

Время суток - утро или вечер - неважно. Если свеча церковная, пусть догорит до конца; если иная - пусть погорит мин 15-20, а далее можно потушить (не задувать!). Лучше, если свечу смазать маслом бергамота (ладонью, снизу вверх, от основания свечи до фитиля). А также лучше, если рядом будут живые цветы! Но бергамот и цветы- не обязательно, а очень желательно!

Желание лучше записать на бумаге, чтобы всегда одинаково звучало при чтении всего текста молитвы. Один цикл- одно желание.

Молитву нельзя распечатать и читать; необходимо переписать все тексты от руки и уже ими пользоваться!
Переписанный Вами текст нельзя передавать другим- каждый человек сам должен переписать своей рукой текст молитв (Вы можете при этом ему продиктовать или просто дать свой или этот распечатанный текст для переписывания).

Обычно верующие знают несколько имен наиболее известных святых и праведников, хотя на самом деле их намного больше. Одной из таких «неизвестных» личностей можно посчитать святую Марту, в православной церкви - Марфу. К ней нередко обращаются за помощью в трудных жизненных ситуациях. Молитва святой Марте на исполнение желания часто встречается в виде заговоров, хотя является обычным обращением к святой.

О Марте известно из Евангелия Иоанна и Луки , точнее, из истории о Лазаре. Марфа, Мария и Лазарь были сестрами и братом, которые жили вместе в одной из деревень. Мария часто забывала о домашних делах, постоянно слушала только проповеди Христа и вообще мало интересовалась земной жизнью, считая, что загробная намного важнее. Марта же, напротив, всегда старалась угостить гостей повкуснее, ухаживала за ними и хлопотала по хозяйству.

Видя, что сестра сидит возле Христа и не помогает ей, Марта упрекнула Марию: «Почему ты не хочешь помочь мне? Я не успеваю приготовить вкусный ужин для такого важного гостя». Однако сам Христос ответил, что Мария выбрала благой путь служения, а Марфа понапрасну заботится о многом, хотя ему (Христу) нужно только одно.

Еще раз Марта упоминается в истории о воскресении Лазаря. Она встретила спешившего проститься с другом Христа, в то время как Мария сидела с умершим братом, и сообщила, что Лазарь умер. Она же попросила воскресить его, и ей Иисус сказал: «Воскреснет брат твой».

Настоящее имя святой, сестры Лазаря, о которой говорится в Евангелие - Марта. Марфа - это вариант в православной церкви. Святая является одной из жен-мироносец, которые спешили к гробу Христа ночью накануне его воскресения, чтобы обмыть тело и положить благовония.

Само имя происходит от греческого имени, которое появилось из арамейского «Хозяйка» или «Госпожа». На иврите «Марта» - «горькая». Неудивительно, что в христианстве Марта - покровительница домашнего хозяйства и семьи, а также всех, кто связан с кухней и приготовлением пищи: поваров, официантов и т. д.

В православии почитаются сразу несколько святых с именем Марта или Марфа , но особенно известна блаженная Марфа Царицынская. Последнюю можно считать «уникальной» личностью: она родилась в конце позапрошлого века, всю жизнь сталкивалась с чудесами, оставила после себя много интересных пророчеств, но ее биография пестрит белыми пятнами и додумками.

Даже ее настоящая фамилия неизвестна (по некоторым данным она Медведская), некоторые исследователи подвергают сомнению и ее имя. Это связано с отсутствием какой-либо информации в газетах того времени: все данные оставлены современниками блаженной, самые старые из которых умерли более пятидесяти лет назад.

Она родилась в Царицыне (ныне Волгоград) в 1880 году в обеспеченной семье, закончила местную гимназию. Марфа была единственным ребенком в семье, выросшим в родительской любви. С детства она была набожной и смиренной, любила слушать рассказы паломников и даже несколько раз уходила с ними.

По окончании гимназии родители отпустили девочку в Санкт-Петербург к известному тогда отцу Иоанну Кроншдатскому - основателю Кронштадтского Андреевского собора. Он благословил ее, дав особое наставление. Отец просил ее распространять веру в Христа и учить людей правильному пониманию этой веры, ходить по земле и напоминать о Господе. Также существует легенда, будто бы имя Марфа дал девушке именно отец Иоанн, а также предрек, что она станет известной проповедницей в Поволжье.

Вернувшись домой, девушка заявила родителям, что принимает на себя подвиг юродства и возвращается в Санкт-Петербург, чтобы учиться у Иоанна. После смерти последнего в 1908 году Марфа все же вернулась в Царицын и поселилась в сарае на заднем дворе родителей. В городе она собирала деньги на храмы, молилась, предсказывала будущее, проповедовала. Блаженную постоянно приглашали в дома, считая, что дом, в котором она переночует, будет благословлен.

Блаженная призывала жителей построить Свято-Духовный монастырь: она собирала пожертвования, часто молилась за строительство, просила всех желающих помочь. Оно было закончено в 1911 году, для самой Марфы в монастыре была построена небольшая келья.

Она пережила революцию, Первую мировую войну и смену власти. Умерла Марфа Царицынская в 1925 году, предсказав перед смертью, что ее будут хоронить трижды. Так и произошло: в первый раз ее закопали на кладбище Свято-Духова монастыря. Когда его закрыли, мощи перенесли на Алексеевской кладбище - там находилась построенная купцом по настоянию Марфы церковь. После войны, когда Алексеевское кладбище оказалось уничтожено, ее перенесли на Дмитровское, где Марфа покоится ныне. На ее могилу постоянно приходили паломники даже в Советские времена.

Сегодня найти ее могилу можно по адресу г. Волгоград, улица Карла Либкнехта, 2а, Центральное Дмитровское кладбище. Добраться до него можно от железнодорожного вокзала на троллейбусе 7 или 10, остановка - «Техникум».

Чудеса и предсказания блаженной

При жизни блаженная часто предсказывала будущее, но делала это иносказательно. Ниже приведены некоторые ее предсказания, касающиеся семьи Ининых. В этой семье Марфа часто ночевала в хлеву с козами:

  1. Старшей дочери, Луше, святая как-то предсказала поездку в Москву. Луша ответила, что у них нет никого из родных в Москве, да и семью (мужа с сыном) не на кого оставить. Но Марфа повторила про поездку, добавив, что в «Москве» них много родных, они с семьей там и встретятся. Через три недели Луша умерла от сердечного приступа, а еще через месяц умер ее муж, вскоре сын;
  2. Средней сестре, Анне, Марфа предсказала трудную, но долгую жизнь, сказала, что та перенесет все испытания. Предсказание сбылось;
  3. Младшей, Евдокии, святая вовсе не советовала выходить замуж. Однажды она даже начала гонять девушку веником, приговаривая: «Где твоя коса? Зачем ты ее отрезала?». Евдокия, плача, показывала целую косу, но блаженная Марфа имела ввиду девичество, а под отрезанием ее - замужество. Когда через несколько лет Евдокия вышла замуж, супруг бросил ее с маленьким ребенком.

К Марфе Царицынской приезжала и императрица Александра Федоровна. Когда блаженная вошла в помещение, где ждала императрица, она бросила на пол восемь кукол, которые держала в руках, облила их красной жидкостью и подожгла, выкрикивая: «Это все вы, вы! Вот ваше будущее! Вы сгорите все! Я вижу много крови!».

Еще одна легенда связана с Мельниковой Антониной. В детстве девушка страдала водянкой и упросила отца отвезти ее к Марфе, о целительстве которой тогда ходили слухи. Отец долго не соглашался, но все-таки отвез дочь в деревню. Блаженную нашли только в полдень. Увидев ее, девушка расплакалась от боли и сказала, что, должно быть, скоро умрет. Марфа кивнула, посадила Антонину рядом, положила ее голову к себе на колени и начала молиться за нее. Спустя несколько часов вся лишняя жидкость вышла из тела девушки, и та полностью выздоровела.

Антонина сильно привязалась к Марфе, часто приезжала к ней, а после стала ходить с блаженной в качестве послушницы. После нее сохранились воспоминания о жизни и привычках Марфы.

Молитва блаженной

При жизни святая Марфа Царицынская помогала многим людям - предсказывала будущее или предостерегала, молилась о выздоровлении или благополучии. После ее смерти чудеса не исчезли: многие паломники, приходившие к святой, исцелялись или получали желаемое (новую работу, любовь). Об этом сохранилось много записей, они постоянно пополняются.

К святой Марте обращаются в следующих случаях:

На могилу к блаженной обычно приезжают, чтобы попросить о чем-то особенно важном: здоровье для семьи, нахождении любви и т. д. Многие считают, что в этом случае слова быстрее «дойдут» до Марфы и будут иметь большую силу. Также обращение усилится при молитве в свой день рождения или 18 апреля (день памяти Марфы Вифанской, сестры Лазаря). С собой на могилу стоит взять хлеба или крошек для птиц - блаженная любила все живое и постоянно подкармливала зверей и пернатых.

Но для молитвы святой Марфе необязательно ехать на ее могилу: это можно сделать и дома, перед ее иконой.

Для этого необходимо соблюдать несколько рекомендаций:

В интернете легко найти молитву Марте на исполнение желаний (сильную или чудотворную, заговоров), например, молитва святой Марте «Проси о нас Иисуса». Стоит отметить, что блаженная не исполняет желания или просьбы по волшебству. Она является «посредником» между верующим и Господом, ее обращение к Богу усиливает высказанную просьбу. Сама же помощь в выполнении желания обычно заключается в создании условия для его выполнения. Например, человек, ищущий работу, наткнется на объявление о подходящей должности, но звонить ли по телефону, решать только ему.

Святая праведная Марфа родилась в городе Антиохии. Родители ее были благочестивые христиане. Они убеждали ее вступить в брак, но она, желая проводить девственную жизнь, не соглашалась на это; однако некое божественное видение в церкви святого Предтечи заставило ее покориться родителям и выйти замуж. По божественному дарованию, о котором она была предуведомлена (как о том подробно описывается в житии Симеона Дивногорца 2), явлением святого Иоанна Предтечи, – Марфа зачала сына, святого Симеона. Проживши немного лет с мужем, она овдовела и со всяким тщанием воспитывала ребенка, строго следя за его воспитанием по повелению святого Предтечи. Марфа всегда молилась Богу за своего сына, дабы Он принял его, как некогда Самуила от пророчицы Анны 3 , Себе на служение.

Однажды, когда Марфа размышляла об отроке, что постигнет его тогда, когда он взойдет в возраст, она видела во сне следующее видение. Ей показалось, будто она с крыльями и поднимается в высоту, держа в руках ребенка и вознося его в дар Господу со словами:

– Такое то твое восхождение, дитя, я желал видеть!

Пусть с миром отпустит меня Создатель мой, ибо я, сподобившись посвятить Ему плод черва моего, обрела благодать у Него!

Сие видение, как равно и ранее бывшие ей откровения, блаженная Марфа хранила в своем сердце и благодарила Бога. Она постоянно пребывала в храме Божием, никогда не оставляя церковного правила – почему и жила близ церкви; – раньше всех приходила она в церковь для слушания пения и после всех уходила. Она имела благочестивый обычай приходить на праздничную службу, где бы ни совершалась она, в святые храмы; с большим вниманием и сокрушением сердечным стояла она за всенощными молитвами, проливая слезы и часто причащалась божественных Тайн Тела и Крови Христовых. Сколь же достойно она причащалась, – сему свидетельством служило то, что после принятия божественного причащения, каким-то чудным светом осиявалось лицо ее, как некогда лицо Моисея 4 . Каждую ночь в своем доме, предупреждая час полночный, Марфа вставала на молитву, которую она исполняла с теплотою душевной, омочая слезами лицо свое; весь же ум ее был углублен в Богу, Коего она любила всей силой своей души; она была несказанно милосердна к нищим, питала алчущих и одевала нагих. Часто посещая больницы, она служила больным своими руками, а для умирающих давала от своих трудов необходимые для погребения одежды. Равно также она давала белые одежды своего рукоделья и крещаемым. Она было столь кротка, смиренна и незлобива, что никто никогда не видал ее гневающеюся, или с кем спорящей, или печальной. Притом она оберегала уста свои от многоглаголания, говоря разве только о необходимом. Она весьма любила молчание, так как оно приучает ум к богомыслию; не было слышно с ее уст праздного слова, или лживого, или какого не богоугодного, но от благого сокровища сердца своего она износила благое и устами своими. Святая Марфа была также и миротворицей среди гневающихся, увещательницей не хорошо живущих и образцом целомудренной, благоговейной и богоугодной жизни для всех, – не только женщин, но и мужчин. Она была исполнена и многих других добродетелей, о которых нельзя пересказать подробно. Достаточным свидетельством праведной жизни ее служит великая святость рожденного ею преподобного Симеона, так как такой именно женщине надлежало быть матерью такового сына.

Когда уже преподобный Симеон подвизался на Дивногорском столпе 5 , Марфе, после полуночной молитвы, во время легкой дремоты было следующее видение. Ей явился со святым Апостолом Тимофеем6 святой Иоанн Креститель 6 , к которому, после Бога и Пречистой Богородицы, Марфа имела особенное усердие и ежедневно с верою молилась, – и сказал ей:

– Я во всякое время ходатайствую за тебя пред Богом и никогда не оставлю тебя.

Тогда Марфа, исполнившись ужасом и радостью, пробудилась от сего видения, со страхом прославила Бога и рассказала о том своему сыну, преподобному Симеону, которого она иногда приходила навестить. Приходя и видя при столпе преподобного множество одержимых всякими недугами, собравшихся сюда в надежде на исцеление, и многие чудеса, совершавшиеся по молитвам преподобного, Марфа не возносилась своим умом, но смотрела на сие с особенною боязнью, дабы как-нибудь враг нашего спасения не расставил сетей пред сыном ее; посему она со слезами молилась Богу, дабы Он избавил сына ее от коварства вражия. В то же время он говорила преподобному:

– Чадо мое! За всё сие подобает прославить Бога, действующего чрез тебя. Ты же помни о своей немощи и с великим вниманием соблюдай сердце свое!

Преподобный с радостью выслушивал увещания матери своей и, веселясь душою за ее богоугодную жизнь, – воссылал благодарение Богу.

Когда блаженная Марфа прожила во многих добродетелях долгие годы и угодила, наконец, Богу, то за год до своей кончины во время теплых полунощных молитв к Богу, она пришла в восторженное состояние и увидала множество ликовствующих чинов небесных, державших в руках свечи и говоривших ей:

– По прошествии года мы возьмем тебя, освободившуюся от плоти, в уготованное Господом для тебя место покоя.

То же самое было открыто и преподобному Симеону. При этом одному и из братии его было следующее видение:

Он видел Матерь Божию Пречистую Деву Марию во славе сидящую на престоле, в то время как блаженная Марфа, с воздетыми к Ней крестообразно руками, обратившаяся в золотой крест и сияющая светом наподобие лучей солнечных, предстояла пред Нею. Она вся представлялась пресветлым крестом, только лицо ее можно было распознать выше креста. Сие видение передано было преподобному Симеону. Он сказал, что сие служит знамением приближающейся кончины блаженной его матери.

Когда истекал последний год богоугодной жизни святой Марфы, она пришла для посещения к своему сыну, преподобному Симеону; Симеон сказал ей:

– Благослови меня, мать моя, как Авраам благословил Исаака!

– Я затем и пришла сюда. – отвечала святая, – дабы сподобиться твоего благословения и молитв. Три только месяца остается моей жизни и я отойду ко Господу Богу моему, Который извел тебя из моей утробы. Он да преподаст тебе благословение и благодать Свою, дабы ты совершил благополучно начатый тобою доблестный подвиг и да удостоит тебя Бог Своего Царствия.

Говоря сие, блаженная Марфа плакала в умилении сердечном. Плакали также и собравшиеся там братия, ибо они весьма опечалились, услыхавши, что через три месяца не увидят уже лица Марфы. Братия говорили:

– Да будет жива душа твоя и да восхвалит Господа!

Она же подтверждала свои слова, повторяя:

– Если не будет так, как я сказала, то считайте меня, вашу рабу, лживой.

– Мы испрашиваем ныне твоего благословения, – говорил ей преподобный Симеон, – сии же речи твои болезненны для нашего сердца.

– Благословенны вы от Господа, – отвечала святая, – благословенны и благословляющие вас.

При сих словах все присутствовавшие поклонились ей. С своей стороны и она, поклонившись им, возвратилась в Антиохию, в дом свой.

На другой день, после удаления своей матери, преподобный Симеон, призвавши опытнейших из братий, сказал им:

– Действительно приближается время отшествия от земли госпожи и матери моей. В минувшую ночь я видел в видении поставленный предо мною престол и на нем воссевшую мать мою, причем мы все стояли кругом нее, а она поучительно произносила к нам первые слова псалма: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых " (Пс.1:1) и прочее из того псалма. При сем она изрекала, как мать к своим детям, и многие другие увещательные слова. Затем она встала и впереди нас пошла в церковь, держа в руках пресветлый крест, а мы, воспевая умилительные псалмы, – последовали за ней.

После сего, за несколько лишь дней пред своею кончиной, Марфа снова пришла к преподобному Симеону для последнего уже прощания. При сем она рассказала ему обо всех бывших ей в течение ее жизни божественных откровениях; сообщила ему также о трудах и подвигах своих, тайно соделанных ею для прославления имени Божия. Эту ночь она провела там. В сонном видении ей казалось, будто она восхищена на высоту небесную и видит дивную и пресветлую палату, о красоте которой никто не в состоянии вымолвить ни слова. В то время, как она ходила в той палате и удивлялась нерукотворенному зданию, она увидела Пречистую Деву Богородицу с двумя пресветлыми ангелами, вопрошавшую ее:

– Что ты удивляешься?

Она же, благоговейно поклонившись со страхом и радостью Божией Матери, отвечала:

– Я удивляюсь, Владычица, тому, что столь чудесной палаты я не видала на земле во все дни жизни моей.

– Для кого же, думаешь ты, – спросила Пречистая, – уготована оная палата?

– Не ведаю, Госпожа, – отвечала Марфа.

Тогда Матерь Божия сказала ей:

– Разве ты не знаешь, что сие место покоя, которое устроил твой сын и в котором отныне ты останешься во веки, приуготовлено для тебя?

Сказавши сие, Пречистая отдала повеление ангелам и они поставили посреди палаты дивный престол; затем она сказала святой:

– Сия слава дается тебе, так как ты пожила богоугодно в страхе Господнем. Желаешь ли ты видеть еще более славное? – спросила после сего Богоматерь Марфы.

При сих словах Она приказала ей следовать за Собою. Взойдя на высочайшие небесные места, Богоматерь показала ей чудеснейшую и несравненно светлейшую первой палату, преисполненную небесной славы, красоты которой не может постигнуть ум человеческий и выразить язык.

– И сию палату, – сказала Пречистая, – устроил твой сын и он же начал уже основание третьей палаты.

С сими словами Она повела ее к востоку солнца и показала ей райские селения с высоты и множество веселящихся в них хоров мужчин и женщин.

– Сии места, – сказала при сем Владычица, – Сын Мой даровал тем, которые проживши целомудренно и праведно в соблюдении заповедей Господних, с усердием раздавали обильные милостыни, почему и сами сподобились милости от Господа: "ибо блаженны милостивые, ибо они помилованы будут " (Мф.5:7).

Таково было видение святой Марфе, о котором она рассказала своему сыну.

В то время был день воскресный, и Марфа причастилась Пречистых божественных Таин Тела и Крови Христовой и просияла лицом от благодати Божией и неизреченного духовного радования, которыми она преисполнилась, получивши извещение о своей кончине и своем спасении. Весь тот день и наступившую за тем ночь блаженная Марфа провела частью во многих богодохновенных любезных беседах и с преподобным сыном своим, частью в горячих слезных молитвах к Богу. В понедельник же преподавши мир, благословение и последнее прощание своему сыну и всем ученикам его, она, при горьком их плаче, рассталась с ними и отправились в селение, именовавшееся Тивиринт и отстоявшее на три поприща от Дивной горы, – в котором находилась церковь святого Иоанна Крестителя. Здесь она принесла обильные молитвы, а затем стала ослабевать телом. Жители сего селения весьма почитали блаженную Марфу; посему просили ее отдохнуть у них от трудов своих. И она действительно тот день и наступившую затем ночь отдыхала у них, причем еще более ослабела телом. Затем во вторник она отвезена была уже в повозке в Антиохию в свой дом, который находился в городском предместье Дафне. В сердце же горячо молясь Богу, проливая обильные слезы и имея несомненную надежду на свое спасение, она предала в руки Божии святую душу свою в пятый день июля месяца 7 . Умирая, она завещала, дабы тело ее было погребено на том месте. на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе. О святой Марфе повествуют также и то, что когда святая душа ее отошла ко Господу, некоторые, находясь около честного ее тела, видели, как лицо ее улыбалось радостно и из ее уст были слышны слова:

– Я получила великую благодать от Бога и пребываю в несказанном свете и радости.

Окружающие ее, придя в ужас, помышляли, что святая получила милость от Господа за своего сына. Но на сии размышления святая говорила, что она прославилась не столько за сына, сколько за свою добродетельную жизнь, потому что ради Господа проявила великое терпение в воздержании и подвигах поста, ревностно ходила путем Его заповедей и от всего сердца возлюбила Богоматерь, родившую Господа.

Честное тело святой Марфы было несено из антиохийского предместья Дафне в Дивную гору с великой честью в пятницу. Множество антиохийского народа, священнослужителей с кадилами, свечами и псалмопением сопровождали ее как великую угодницу Божию. Несшие ковчег с ее телом свидетельствовали, что они не ощущали тяжести во время несения. Тогда как тела мертвецов имеют естественную тяжесть, сие честное тело было как-то необычно легко, и как будто само шло по воздуху. Один же молодой человек из толпы, сын почетного гражданина Антония, по имени Сергий, видя сии славные проводы и теснящийся около ковчега народ, – одних с усердием преклоняющих под ковчег свои плечи, других же желающих прикоснуться честному телу, – посмеялся в себе, рассуждая:

– Что за польза от прикосновения к мертвому телу?

И удалился оттуда. И вот он немедленно впал в тяжкий недуг, так что даже лишился языка; эта болезнь его продолжалась до тридцати дней, и только у гроба святой он получил исцеление, – о чем будет сказано ниже.

Когда же честное тело принесли в обитель преподобного Симеона, находившуюся при его столпе, то стали совершать всенощное пение. В ту же ночь двоим из братии ученикам Симеоновым Марфа явилась в светлой одежде и с светлым лицом. Ученики весьма ужаснулись, зная. что она умерла. Она же сказала им:

– Не бойтесь, потому что Господь не к мертвым меня сопричислил, но к живым. Я пришла помогать вам против диавола, дабы вы, победивши его, получили жизнь вечную.

Произнесши сие, она стала невидима. Когда наступила суббота, для погребения святой собралось множество народа из окрестных деревень и селений со священнослужителями и клириками. Они заметили, что лицо святой во гробе не покрылось мертвенностью, но было как молодое, цветущее красотою и сияющее благодатью. От ее тела не исходил также обычный для мертвецов трупный запах, хотя уже наступил четвертый день после преставления ее. С пением положенных песнопений с честью похоронили тело ее пред столпом святого Симеона по приказанию последнего, дабы всегда ему можно было видеть гроб своей матери. Когда же по прошествии субботы стали совершать воскресную службу, один из толпы, по имени Иоанн, по должности церковный чтец, задремавши, увидал святую Марфу, сиявшую лицом и восходившую по лестнице на столп к преподобному Симеону, а над гробом ее видел херувимскую колесницу, везомую шестикрылыми животными. О сем видении впоследствии он сообщил преподобному с клятвою.

– Воздай, чадо, – отвечал Иоанну преподобный, – славу Богу, сподобившему тебя видения херувимской колесницы. Матерь же моя и я зачаты и рождены во грехах и требуем милосердия Божия.

После сего к преподобному Симеону пришли отец и мать вышеупомянутого Сергия, который смеялся над проводами тела святой Марфы и подвергся за это внезапной болезни; с плачем и молитвою они просили его уврачевать их сына, подобно тому как исцеляет от болезней многих других.

– Идите, – сказал им на сие святой, – спросите сына о причине его болезни: он еже может говорить, ибо ему в настоящее время легче.

Родители, возвратившись после сего домой, спросили сына о его болезни.

Он отвечал:

– Сия тяжкая болезнь посетила меня за то, что я поглумился над почетными проводами тела святой Марфы, отвернул от нее мой взор и не захотел на плечах моих понести ковчега ее.

Тогда родители, посадив сына в повозку, повезли его на Дивную гору к преподобному. Последний повелел им искать исцеления при гробе своей матери. И вот, когда они со слезами помолились при честном гробе ее, – больной немедленно встал совершенно здоровым, как будто никогда и не болел.

После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницей лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти.

В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти. В полночь больному явилась святая Марфа, говоря:

– По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом.

При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер – частицу животворящего Тела Христово; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала:

– Будь жив и здоров от сего.

Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой благодаря за исцеление. После сего он устроил так, чтобы пред гробницей святой горел неугасимый светильник. При гробе святой совершалось также много и других чудес: прозревали слепые, изгонялись бесы из людей, и подавались скорые исцеления от всяких недугов по молитвам святой праведной Марфы и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.

Кондак, глас 2:

В молитвах Господеви предстоящи, Пречистей Деве Богородице пение и хвалы приносящи Марфо честная, породила еси священное отроча, Симеона предивнаго, светильника всемирнаго; с нимже моли присно о всех нас.

_________________________________________

1 Необходимо заметить, что святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, преставилась в пятый день сего месяца; но так как служба ей положена в Минеи в сей, четвертый, день, а равно также и в Прологе читается синаксарь сего дня, то по сей причине и житие ее помещено под четвертым числом месяца июля.

3 Самуил – знаменитый судья и пророк народа израильского. – Память его совершается св. Церковью 20-го августа.

4 Моисей – знаменитый вождь и законодатель народа еврейского и первый священный писатель; жил за XV веков до Р. Хр., родился в Египте и просходил из колена Левиина. Моисей чудесно вывел евреев из Египта и тем избавил их от тяжкого рабства. На горе Синае он получил 10 заповедей и сподобился видеть славу Божию. Все, полученные им от Бога, заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа еврейского, он изложил в первых пяти книгах Библии (пятикнижие Моисеево). – Память св. пророка Моисея празднуется 4 сентября.

5 Дивная гора, на которой подвизался св. Симеон Столпник, находилась вблизи Антиохии сирийской и Селевкии.

6 Апостол Тимофей – спутник и сотрудник св. Апостола Павла. – Памят его празднуется Церковью 22 января.

Память св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна совершается 23 сентября (его зачатие), 24 июня (рождество), 29 августа (усекновение главы), 24 февраля (первое и второе обретение главы), 25 мая (третье обретение главы) и в др. дни.

Гора Елеонская… Как много раз упоминается она в Новом Завете! Не все знают, что название этой горы происходит от слова «елей» — масло. Потому по-русски название горы звучит так: Масличная. Священная, и как ни удивительно, трёхглавая гора! Имеет три вершины. На ней выращивали маслины. Здесь искал себе пристанище царь и песнопевец Давид. Здесь, среди древних маслин, в Гефсиманском саду молился Христос перед арестом. Отсюда вознёсся Христос на Небо…
Вот на этой удивительной горе, по дороге из Иерусалима в Галилею и располагалось селение Вифания. Христос часто проходил через него. И останавливался в доме сестёр Марфы и Марии и брата их Лазаря.
Марфа, скорее всего, была старшей. В текстах Писания говорится, что Марфа принимала Христа «в дом свой». То есть, дом принадлежал ей по старшинству. Потому она и вела в доме всё хозяйство. А сестра и брат помогали ей.
О вифанском семействе сведений мало и они – самые противоречивые. Кто-то из историков утверждал, что Марфа была девственницей, кто-то говорил противоположное: она пожила в браке недолго, овдовела, имела одного сына. Больше замуж не выходила. Многие древние историки отождествляли её с кровоточивой, прикоснувшейся ко Христу и получившей исцеление. Во всяком случае, традиция такова: святой Марфе молятся при женских болезнях и кровотечениях, ей молятся все домработницы, домохозяйки, поварихи, прачки… Она помогает женщинам болящим и женщинам, ведущим хозяйство и дом.
Обычно из вифанского семейства выделяют двоих – Марию, избравшую «благую участь», и Лазаря, воскрешённого Христом. А образ Марфы стал едва не нарицательным: суетливая, пекущаяся о многом. И это так несправедливо! То, что Христос один раз укорил Марфу, ещё не повод для того, чтобы мы, грешные, укоряли святую по сто раз! Внимательно прочитаем главу о воскрешении Лазаря! Евангелие от Иоанна, гл. 11, 27-28: Марфа «Глагола Ему: Ей, Господи! аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый!» И сия рекши, иде и пригласи Марию, сестру свою…» Вот какие слова сказаны Марфой! Ей было дано откровение Духа Святаго: Христос – Сын Бога Живаго.
Да, сестра её Мария, драгоценным миром помазывала Господа и своими волосами отёрла ноги Его. И Марфа знала, почему Мария это делала. Они обе знали: Христос – Бог!

О кончине Лазяря достоверно известно: он прослужил 30 лет епископом Кипрским, где и почил. А вот о кончине сестёр очень много разных толкований и предположений. Есть предания, что после Вознесения Христа их распяли. Но есть другие свидетельства, подтверждение которым мы находим во Франции.
Сёстрам принадлежали по материнской линии село Вифания, город Магдал и часть Иерусалима. Это было богатое семейство. Они всегда радушно встречали Христа. Господь любил гостить в их доме. Однако после Вознесения иудеи расправились с вифанским семейством весьма жестоко: они взяли утлую лодочку без паруса и вёсел. Без питья и еды посадили в это чахлое судёнышко сестёр и брата, вывезли в море и бросили, пустили по волнам, обрекая на медленную и мучительную смерть. О неверующие люди! Они могли помыслить, что Господь бросит тех, кто привечал Его на земле, давал кров, отдых, пищу и питие?! Кормчим лодочки стал Сам Иисус Христос. Лодка пристала к берегам Марселя, откуда Марфа, Мария и брат их Лазарь и пошли проповедовать Христа.
В Марсель Марфа прибыла около 34 года по рождеству Христову. Когда она принимала Спасителя в своём доме, ей было приблизительно 20 лет. Долгую и удивительную жизнь проживёт Марфа. Она скончается лишь в конце 1-го первого столетия, прожив приблизительно 90 — 100 лет.

В истории сохранилось очень много разных свидетельств, которые мы воспринимаем, как сказочные: это рассказы о драконах. Меж тем, многие древние историки относились совершенно серьёзно к таким свидетельствам, считая странных существ вполне распространённым явлением древности. О чудовищах мы знаем из русских былин – Змей Горыныч. От чудовищ в Европе страдали такие города, как Мадрид, Рим, Барселона. Чудовище жило в канале Орфано в Венеции. Георгий Победоносец сражался с чудовищем. И ещё известно много святых, которые сражались со странными существами. Так что православное предание не относится к этому, как к сказкам, но считает, что, увы, чудища действительно почему-то жили на белом свете.
В окрестностях Тараскона на реке Рона жил такой дракон. Слово «тараска», «талашка» — и означает «чудовище», «бесовское существо». От него погибло много жителей этой окрестности. И вот святая Марфа, вооружившись лишь верой в помощь Христа, одна пошла в логово дракона и привела его оттуда на своём поясе. В память этого чуда во Франции поставили скульптуру. Вокруг фигуры чудища – поясок. Марфа создала в той окрестности небольшой монастырь. Вела очень строгую постническую жизнь.
Кончина Марфы была такова: попросила святая, чтобы келейница и сёстры не оставляли её одну при смертном часе. Но девы заснули. В полночь погасли все светильники, зашумел в келье ветер, и Марфу обступили демоны. И вскричала Марфа: «Отче мой, Боже, меня, Твою усердную служительницу, обступают лукавые демоны, желающие поглотить меня, и держат хартии грехов моих, которые я соделала! Боже, не отступи от меня, но приди мне на помощь!» И явился Господь: «Приди, возлюбленная моя служительница, и там, где Сам Я есмь, пребудь и ты со Мною. Ты приняла Меня в своём доме, а Я принимаю тебя к Себе на небо, и, ради твоей любви, услышу молитвы тех, кто тебя призовёт!» Так отошла в Небесные обители Марфа – её забрал Сам Христос. На месте её домика построили церковь в честь святой Марфы Вифанской. Потом церковь стала собором. Там покоятся в саркофаге её священные останки, которых уже очень мало: по всему свету розданы мощи святой.
Погребение Марфы было так же удивительным. В Периго служил святой епископ Фронтон. Он присел и задремал после службы. Вдруг сошёл к нему Сам Христос и сказал, что им нужно торопиться в Тараскон – там скончалась святая Марфа, и тело её нуждается в погребении. Едва епископ успел завершить погребение, как братия его разбудила. Епископ Фронтон стал сокрушаться: «О братие мои! Зачем столь поспешно меня разбудили? Из-за этого я оставил в Тарасконе свои перчатки и перстень. ..» И действительно: перчатки и перстень епископа нашли в церкви в Тарасконе. В память этого чуда одну из перчаток там и оставили.
В 1469 году король Рене в честь чуда победы Марфы над драконом провёл два крестных хода, с флейтами и трубами – один в день Жен-Мироносиц, а второй летом, в день памяти святой Марфы.
Во время Второй мировой войны в 1944 году собор святой Марфы очень сильно пострадал от бомбёжки.

Много споров церковных историков по поводу сестры Марфы — Марии. Её то отождествляли с Марией Магдалиной, то считали иной женщиной… В основном православная традиция считает, что Мария Магдалина — это совсем другая женщина. А вот на то, что одно из миропомазаний Христа совершила именно сестра Марфы и она же отёрла своими волосами ноги Христу, есть указания в тексте Евангелия – начало главы 11 Евангелия от Иоанна, начало главы 12 Евангелия от Иоанна. Мария помазала ноги Христа миром и отёрла своими волосами после воскрешения Лазаря – в благодарность Спасителю и во свидетельство, что брата её воскресил Бог. Обе сестры были в числе Жен-Мироносиц.
«Иисус любил Марфу и сестру ея, и Лазаря».

Миру – юроди, Богу – чада возлюбленная…

Святая блаженная Марфа, Христа ради юродивая, подвизалась в Ивановом девичьем монастыре в начале XVII века 1 . Монастырское предание сохранило скудные сведения о земной ее жизни.

Кто были ее родители, какого звания, чем занималась она в миру, рано ли вступила в монастырь – неизвестно. Мы знаем только, что раба Божия Дарья, так называлась она в миру, не любила ни мир, ни яже в мире . Она разорвала все связи с ним, обрекая себя на всегдашнее девство, отказавшись от своей воли, заключилась в стенах монастыря и по прошествии годов искуса произнесла пред алтарем Господним обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Одно это говорит уже о ней, что она была истинной христианкой, ревновала о спасении души своей, искала не земных наслаждений, а вечного блаженства. При постриге получила она имя Марфы и, возложив на рамена свои крест Христов, шла к небесному отечеству тернистым путем монашества. Борьба инока с внутренними врагами спасения, успехи жизни нравственной, добровольные страдания, совершаемые из любви к Богу, большей частью и остаются ведомы только Ему.

Какие именно подвиги монашеские совершала Марфа и сколько лет подвизалась она простою монахинею, мы не знаем; но по всему видно, что как невеста Христова, она пламенно любила Жениха своего, подражая таинственной невесте, которая говорит в книге Песнь Песней: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему. 2 Ревность подвижницы, усердие и успехи ее в исполнении монашеских обетов были столь велики, что удостоена была она и великого ангельского образа, великой схимы. Схимничество есть высшее проявление любви ко Христу, оно — вершина монашеского подвига; немногие удостаиваются ее.

Но и на этом не остановилась ведомая промыслом Божиим подвижница. Она не удовольствовалась тем, что разорвала окончательно все связи с миром, умерла не только для наслаждений, но и для естественных потребностей плоти. Сердце Марфы разгоралось любовью ко Господу все более и более. Отказавшись из любви ко Христу от всех земных радостей, Марфа взяла на себя один из самых труднейших, изумляющих христианских подвигов; отказалась от обычного употребления человеческого разума – стала юродивою.

Представьте же, насколько был высок и труден ее подвиг. Сколько нужно было ей иметь смирения, чтобы казаться хуже всех, глупее всех! Сколько терпения, чтобы переносить неизбежные при такой жизни насмешки и презрение. Сколько мудрости, чтобы в странных, по-видимому, безумных действиях не дозволить чего-либо греховного, соблазнительного, какой-либо несправедливости, неуважения к другим, оскорбления. К этому внутреннему кресту добровольная страдалица, быть может, приложила и внешний, обычный всем Христа ради юродивым, как-то: ходить босиком, полуобнажать свое тело; вообще терпеть голод и жажду, стужу и зной. Изголовьем святой служил камень, тот самый, который положен был под главу ея и в гробницу.

Особенно любила блаженная Марфа Воробьевы горы, куда в летнее время уходила на целые ночи, а к утру всегда возвращалась в монастырь. Совершить путешествие в одну ночь из Ивановского монастыря на Воробьевы горы, простоять там ночь на молитве (конечно, не гулять же туда ходила блаженная), утром вернуться в монастырь и выстоять все службы – труд беспримерный!

Чтобы избежать мирской славы, святая подвижница под видом юродства хотела скрыть подвиги своей благочестивой жизни; но как ни скрывала, свет внутренних достоинств отражался в каждом ее слове и деле; ее скоро узнали и стали уважать не только жившие с ней инокини, но и при дворе царском.

В последние десять лет ее жизни, когда она стояла на высоте своих духовных подвигов, ее особенно почитала благочестивая супруга царя Михаила Феодоровича, Евдокия Лукьяновна 3 . Из всех московских монастырей царица особенно любила Ивановский. Она часто бывала в нем, хаживала туда и пешком одна, и с детьми, «с своими царскими чадами», раздавала там милостыню, служила молебны, панихиды. После опустошительного пожара в Москве 1628 года, при котором выгорели деревянные монастырские постройки и бедные монахини-погорелицы потеряли кров, по указу царицы выдано было им из казны пособие на постройку новых келий.

Царица Евдокия была супруга многочадная: в течение двенадцати лет у нее родилось девять детей. Существует предание, что царица при своих частых посещениях обители просила молитв блаженной старицы Марфы о благополучном разрешении от бремени. Так возник и несколько веков сохранялся потом в Москве обычай среди благочестивых жен в период плодоношения служить панихиды на гробе блаженной Марфы, прося ее помощи облегчить предстоящие болезни рождения младенца.

Почила блаженная схимонахиня Марфа 1/14 марта 1638 года, в самый день Ангела царицы. При дворе царском получено было известие об этом в тот же день. По высочайшему распоряжению гроб ее в землю не зарыт, а поставлен в главном монастырском храме прямо на полу, обложен кирпичом и украшен надгробием белого камня с надписью: «Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая» . Издревле на Руси, как и в Греции, так дозволялось хоронить только князей и архиереев. И вот такой чести удостоилась и юродивая старица Марфа.

Царская чета продолжала почитать почившую старицу; богатый покров на ее гробницу прислан из дворца по указу царя Михаила Феодоровича 4 . Продолжали помнить ее и дети царя. Царь Алексей Михайлович был девяти лет, когда скончалась блж. Марфа. Не раз бывал он в Ивановом монастыре вместе набожною своею материю. Там видел он юродивую Марфу и добрую память о ней сохранил на всю жизнь. В 1669 году по указу царя писано стенное письмо в церкви на стене у северных дверей над юродивою. В этом распоряжении царя нельзя не видеть его уважения к блж. Марфе.

Примеру царей подражал народ: молитвы на гробе ее возносились за нее и к ней. Предание о святой жизни ее благоговейно сохранялось в монастыре. Уважение к памяти ее с годами возрастало и впоследствии имя ее занесено в Святцы как святой и праведной 5 .

Двести двадцать два года мирно почивали останки блаженной Марфы в древнем храме Ивановского монастыря. Когда же в 1860 году нужно было разбирать старый храм, возник вопрос, как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы. Опустить ли их в могилу, или на время перенести их куда-либо? Храмоздательница обратилась к преосвященнейшему митрополиту Филарету. Владыка сказал: «Более двухсот лет она почивает в храме. Кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом». Затем приказал сделать ящик наподобие гроба из нового леса, кирпич с одной стороны надгробия разобрать и, отслужив панихиду, без посторонних свидетелей, с особой осторожностью передвинуть гроб, если он еще цел, в ящик и потом на время стройки перенести в монастырскую часовню при святых вратах. Приказание исполнено и о последствиях донесено владыке 6 . Оказалось, что крышка гроба сгнила совершенно, боковые стороны обгнили, нижняя доска цела. Кости сохранились все в полном составе; голова лежала на камне; руки сложены прямо на груди; ниже пояса сохранилась и одежда, покрывающая кости. Кости все светло-желтого цвета. С пением «Святый Боже» останки блаженной Марфы перенесены были в часовню, где и оставались на все время постройки храма. В 1875 году они перенесены в построенный храм, с благоговением положены в белую мраморную гробницу, изящно отделанную резьбой и орнаментами, в трапезной части храма у левого столба. 7

Почитание блаженной продолжалось в новом монастыре, как и в древнем. Постоянно «при гробнице схимонахини Марфы» дежурила одна из сестер. Пение панихид на гробе ее не прекращалось в то время, когда он стоял в часовне, совершалось и в новом соборе. Как говорит один из описателей монастыря: «Молящихся много, и некоторые действительно получают помощь» 8 . Говорят, что по молитвам блаженной Марфы подаются исцеления страждущим от запоя и помощь заключенным в темнице.

Известно о двух явлениях ее наяву, из которых видно, как блаженная любит Ивановский монастырь, как заботится о нем. После 1812 года, когда монастырь, разоренный французами, был упразднен 9 , в сохранившихся келиях остались доживать свой век четыре старицы. Они грустили, вспоминая о прежнем монастырском пении, богослужении, монастырских порядках, и, чтобы себя утешить, приходили иногда в ночное время к окнам храма помолиться. И что же? Видели они то храм освященным, то некую схимницу, молящуюся с воздетыми руками среди храма. Они были убеждены, что молящаяся схимница есть Марфа, и что по молитвам ее рано или поздно монастырь будет возобновлен. Это рассказывали они и местному причту, и другим тогдашним жителям и посетителям монастыря.

Другой случай рассказала храмоздательница монастыря Мария Александровна Мазурина: «Как-то осенью 1878 года, часу в третьем дня сижу я одна, — так рассказывала госпожа Мазурина, — в своем доме (на Воронцовом поле) в зале против входной двери; направо от меня – комната, в которой на полу и стульях стояли новые иконы для иконостаса Ивановского монастыря. Вдруг слышу в комнате шорох; смотрю – какая-то монахиня, старушка лет шестидесяти, высокая ростом, худощавая, в черном платье, покрытая белым платком, поднимает с пола иконы и ставит их на диван и стулья. Я сначала испугалась, но потом пришла в себя и спросила ее:

— «Матушка, откуда ты?»

— «Я – Марфа из Ивановского монастыря», — ответила незнакомка. Больше спрашивать я не могла, сообразив, кто эта Марфа. Прошло минуты две, монахиня стала невидима; а иконы оказались все поднятыми с полу. Явлением этим дано мне вразумление – с благоговением обращаться с иконами, даже и неосвященными, и утешение: есть в монастыре праведница, которая заботится о нем и помогает мне в устройстве его», — так заключила свой рассказ Мария Александровна.

Блаженная Марфа была молитвенницей за первых царей Романовых и считалась покровительницей царской династии. День ее памяти совпадает с памятью убиенного императора Александра II.

В богоборческие времена начала ХХ века Ивановский монастырь, как и другие, был закрыт. В 1918 г. за монастырскими стенами на основной территории обители был размещен концлагерь. Собор Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна вместе с домовой церковью прп. Елизаветы Чудотворицы продолжали действовать до конца 1926 – начала 1927 года. После закрытия собора и выселения более ста насельниц монастыря с игуменьей из обители община верующих обратилась в административный отдел МГИК с просьбой о перезахоронении мощей блаженной Марфы. В 1927 году получено разрешение вынести из собора гроб с останками схимонахини Марфы для погребения на Ваганьковском кладбище. Дальнейшая судьба мощей неизвестна; существует несколько догадок, питаемых надеждой, что святая покровительница монастыря сама все устроит.

В настоящее время почитание древней святой, в 2001 году прославленной в соборе Московских святых 10 , возрождается; и мы имеем многочисленные свидетельства того, что святая блаженная старица Марфа постоянно помогает вновь восстанавливающейся своей обители и скоро слышит молитвы всех, приходящих к ней с верою.

Святая блаженная мати Марфо, моли Бога о нас.

Поскольку блаженная Марфа прославлена как местночтимая (в соборе Московских святых), то в общецерковном календаре не отмечен день ее памяти – 1/14 марта. В 2008 году исполнилось 370 лет со дня ее преставления.

Яко человеческое мудрование не может разумети Божию мудрость, кто же поведает миру правду Божию, аще не юроди, от мира изшедшии, вся мирская презревшии и высшею премудростию одаренныя.

Тропарь, глас 1:

Взыскуя вышняго разума,/ нижний презрела еси,/ блаженною Христа ради наречеся,/ Марфо, старице богомудрая,/ сего ради велие дерзновение ко Господу стяжавшая,/ Его же моли спастися душам нашим.

Кондак гл. 8

Аще и житие твое неведомо миру, и мощи твоя от человек сокрыты,/ но духом близ есть всем чтущим тя,/ скоро слышиши и во всяких нуждах наших помогаеши;/ паче же Бога любити и вся терпети Его ради научаеши;/ темже вопием ти: Радуйся, блаженная Марфо, светом разума Божественнаго нас просвещающая.

1 Текст жития – краткий пересказ брошюры священника Василия Руднева «Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря».

2 Песнь Песней, глава 2, стих 16

3 Царица Евдокия Лукьяновна происходила из рода дворян Стрешневых; став царицей, она сохранила простоту, скромность и любовь к богомолью. Сочеталась браком с царем Михаилом Феодоровичем 1628 года февраля 5 дня; скончалась в одном году с супругом 18 августа 1645 г. и погребена в Московском Вознесенском девичьем монастыре.

4 В Московском Архиве Оружейной Палаты сохранились подлинные документы о царских пожертвованиях на гроб старицы Марфы: столбец 148 года, № 18 и столбец 184 года, № 214.

5 В полном месяцеслове архимандрита Сергия (еп. Могилевского) под рубрикой «Русские святые, находящиеся в рукописных святцах, но не канонизированные», читаем: «Марфа святая, праведная юродивая преставися 1 марта, погребена в соборной церкви в Ивановском московском монастыре». Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. II, ч. 3, приложение, с. 65.

6 Переложение мощей совершено местным причтом в присутствии храмоздательницы М.А. Мазуриной и архитектора М.Д. Быковского. Рассказ подтвержден священником церкви св. Иоанна Воина на Якиманке, Сергеем Васильевичем Владиславлевым, непосредственным участником этого события, бывшим долгое время диаконом в Ивановском монастыре.

7 В подробной описи 1923 г. указывается точное место гробницы блаженной в новом соборе: «В трапезной части храма на столбах: на правом [икона] св. Филарета Милостивого и на левом пр. Марфы, обе живописные, на позолоч. фоне, мраморных с украшениями киотах. Перед образом пр. Марфы находится гробница из белого мрамора.

9 Собор стал приходским храмом, уцелевшие строения отданы были под типографию.

10 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собора Московских святых в воскресенье пред 26 августа/8 сентября – днем Сретения владимирской иконы Божией Матери. Имя блаженной Марфы внесено в святцы для церковного почитания в Московской епархии.

 

Возможно, будет полезно почитать: