Гдз по биологии 6 кл рт сонин. Вопросы и задания

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Н. И. Сонин, В. И. Сонина
Биология. Живой организм. 6 класс

Дорогие шестиклассники!

В этом учебном году вы продолжаете изучать биологию. Биология – наука, а точнее, комплекс наук о жизни, о живых организмах, в совокупности составляющих живую природу.

Учебник, который вы держите в руках, называется «Живой организм». Конечно, можно было назвать учебник просто «Организм», ведь объекты неживой природы, о которых вы узнали в начальной школе и при изучении биологии в 5 классе, нельзя назвать организмами. Поэтому очевидно, что речь в учебнике пойдёт об объектах живой природы. Но слова «жизнь», «живой» (организм), «живая» (природа) подчёркивают движение, изменение, сложную работу, протекающую внутри каждого организма, внутри сообществ организмов.

В этом году нам с вами предстоит определить понятие «жизнь», ответить на важные вопросы: «Почему такие разные по форме, размерам, поведению и значению в природе объекты, как бактерия, гриб подберёзовик, лесной ландыш, яблоня, собака, слон, обезьяна и человек, можно назвать живыми организмами? Что их объединяет? Почему робота, который может иметь внешнее сходство с человеком, может выполнять определённую работу и даже «думать» (решать задачи, играть в шахматы и др.), нельзя назвать живым организмом?»

На эти и другие вопросы вы ответите, изучив открытый вами учебник. Только важно помнить: изучить – это не значит заучить, т. е. выучить наизусть. Заучивание текстов параграфов учебника без их осмысления не даст вам возможности размышлять, анализировать, отвечать на вопросы. Читая текст учебника, не отвлекайтесь. Читайте сосредоточенно, рассматривайте рисунки, задавайте себе вопросы, старайтесь ответить на них или найти ответ в тексте учебника. Обучение только тогда становится интересным, когда понятно, что и зачем изучаешь!


Строение живых организмов


Жизнедеятельность организмов


Организм и среда


Каждая тема размещена на нескольких разворотах. Она содержит основной учебный материал, который вы должны обязательно изучить, и дополнительный, обозначенный знаком .

В параграфе, отмеченном звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.

В некоторых параграфах вы встретите текст в рамке из зелёных точек. Обратите на него внимание. Это любопытные сведения по теме параграфа, которые пригодятся вам в будущем. Но если вы познакомитесь с ними сейчас, в дальнейшем вам будет легче изучать биологию.

В конце каждого параграфа вы найдёте вопросы, отвечая на которые проверите свои знания. Также рекомендуем вам обязательно выполнить задания в рабочей тетради и решить тесты. В тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений выполните лабораторные работы. Представьте себе, что вы – начинающий учёный, запишите результаты своих наблюдений в тетрадь и обязательно постарайтесь сделать выводы или «научные» предположения.

Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее.

Изучение живого организма – это начало пути к познанию живой природы, частью которой мы с вами являемся. Желаем вам удачи в познании самого себя, своего места в окружающем вас мире живых организмов и своего значения в удивительной жизни природы!

Часть 1. Строение живых организмов

1. Клетка – живая система

2. Деление клетки

3. Ткани растений и животных

4. Органы цветковых растений

5. Органы и системы органов животных

6. Что мы узнали о строении живых организмов


1. Клетка – живая система

Жизнь на нашей планете необычайно разнообразна. Суша, океан, почва, даже воздух населены многочисленными организмами. Учёные считают, что в настоящее время на Земле их более 2,5 млн видов. Но как ни велико это многообразие жизни, в основе её лежит клетка. Вне клетки жизнь на нашей планете не обнаружена. Единственное исключение – вирусы. Они имеют неклеточное строение, но способны размножаться только внутри клеток других организмов.

По строению клетки все живые существа делят на две большие группы – доядерные (безъядерные) и ядерные. Наиболее просто устроены клетки доядерных (безъядерных) организмов – бактерий, синезелёных водорослей (цианобактерий). Клетки ядерных организмов – грибов, растений и животных – имеют ядро и по сравнению с безъядерными организмами обладают также более сложным разнообразным строением.

Остановимся на строении ядерной клетки более подробно. Любая клетка имеет плазматическую мембрану (от латинского «мембрана» – кожица, плёнка). Она защищает внутреннее содержимое клетки от воздействий внешней среды. Выросты и складки на поверхности мембраны способствуют прочному соединению клеток между собой. Мембрана пронизана тончайшими канальцами. По канальцам мембраны осуществляется перенос питательных веществ и продуктов жизнедеятельности клетки.


Морская водоросль, чей размер достигает 8 см, – одна гигантская клетка


Печёночный мох – одно из наиболее просто организованных растений


Цветущая иван-да-марья


Растительная клетка


Одноклеточное животное амёба


Животная клетка


Взрослая нематода (червь) состоит всего из 959 клеток



У растений плазматическая мембрана внешней стороной примыкает к плотной оболочке, состоящей из целлюлозы (клетчатки). Оболочка служит внешним каркасом клетки, придавая ей определённую форму и размеры, выполняет защитную и опорную функции и участвует в транспорте веществ в клетку.

Внутренней средой клетки является цитоплазма, в ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она состоит из вязкого полужидкого вещества. Цитоплазма связывает между собой органоиды, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут многочисленные химические реакции.

Цитоплазма пронизана сетью многочисленных мелких канальцев и полостей, соединённых между собой. Это эндоплазматическая сеть. Она составляет 30–50 % объёма клетки. Эндоплазматическая сеть связывает все части клетки между собой, участвует в образовании и транспортировке различных органических веществ. Важные функции в клетке выполняет аппарат Гольджи. Он представляет собой стопку уплощённых мембранных мешочков – полостей, в которых накапливаются и сортируются различные вещества. От аппарата Гольджи отделяются мелкие мембранные пузырьки, в которых вещества могут переноситься в любую часть клетки и даже выделяться из клетки.

Лизосомы – одни из самых маленьких органоидов клетки – тоже образуются в аппарате Гольджи. Эти маленькие пузырьки содержат вещества, которые внутри клетки переваривают пищевые частицы, уничтожают отслужившие органоиды и даже целые клетки. Вспомните, что происходит с хвостом головастика со временем он как бы растворяется и исчезает – это «работа» лизосом.

Во всех клетках находятся небольшие округлые тельца – рибосомы. Они обеспечивают сборку сложных молекул белков.

В результате расщепления питательных веществ, поступивших в клетку, высвобождается энергия. Эта энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности, накапливается в митохондриях.

Животная клетка


В клетках растений есть особые, характерные только для них органоиды – пластиды. Различают три типа пластид. В бесцветных накапливаются запасные питательные вещества, например крахмал в клубнях картофеля. Красно-жёлтые содержат соединения, которые обеспечивают многообразие окрасок цветков и плодов растений. Зелёные пластиды, или хлоропласты, содержат пигмент хлорофилл, придающий листьям и молодым стеблям растений зелёный цвет. В хлоропластах при помощи энергии солнечного света образуются органические вещества – углеводы.

Обязательной частью растительной клетки является вакуоль. Это крупный пузырёк, заполненный клеточным соком, состав которого отличается от окружающей его цитоплазмы.

В цитоплазме клеток около ядра находится клеточный центр. В клетках животных и низших растений в его состав входят центриоли. Клеточный центр принимает участие в делении клетки.

Растительная клетка


Важнейшая часть клетки – ядро. Обычно оно находится в центре клетки. Однако в клетках растений внутренняя часть обычно занята крупной вакуолью, поэтому ядро располагается около клеточной мембраны. Ядро содержит одно или несколько ядрышек. В ядре хранится наследственная информация о данной клетке и об организме в целом. «Записана» эта информация в молекулах нуклеиновой кислоты, которая входит в состав хромосом (от греческого «хрома» – цвет, «сома» – тело). Хромосомы становятся хорошо заметными во время деления клетки.

Установлено, что все клетки тела животных и высших растений имеют двойной набор хромосом, его принято обозначать 2n. Исключение составляют только половые клетки, в которых набор хромосом одинарный, поэтому его обозначают одной буквой n. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно и не зависит от уровня его организации. Так, у человека 46 хромосом, у курицы – 78, у овцы – 54, у шимпанзе – 48, у ржи – 14, у дуба – 24. В клетках хромосомы одинакового строения и размера образуют пары. Хромосомы одной пары называют гомологичными (от греческого «гомология» – соответствие, согласие).

Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни и ведут себя как обычные химические соединения.

Фагоцитоз

Фагоцитоз (от греческого «фагео» – пожирать, «цитоз» – клетка) – поглощение клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток. В этом процессе непосредственное участие принимает плазматическая мембрана. Путём фагоцитоза питаются многие простейшие. У позвоночных животных способность к фагоцитозу сохранили лишь некоторые клетки. Например, у человека это белые клетки крови – лейкоциты. Захватывая и «пожирая» болезнетворные микроорганизмы, они предохраняют нас от опасных инфекций.

Пиноцитоз (от греческого «пино» – пить) – захват и поглощение клеткой жидкости и растворённых в ней веществ.

Вирус табачной мозаики


Лист, пораженный вирусом табачной мозаики


Бактериофаг – вирус бактерий


Аденовирус человека вызывает простуду и грипп


Вирус табачной мозаики используют для создания яркой окрасти некоторых новых сортов тюльпанов


Пиноцитоз

Вопросы и задания

1. Какие части обязательны для клеток всех живых организмов? Почему?

2. Вспомните, какая наука изучает строение и функции клеток.

3. Что такое плазматическая мембрана, каково её значение?

4. В чём сущность фагоцитоза? Объясните, почему фагоцитоз невозможен в растительной клетке.

5. В чём состоит роль рибосом в организме?

6. Как строение эндоплазматической сети связано с выполняемыми ею функциями?

7. Прочитав текст объясните как связаны между собой аппарат Гольджи и лизосомы.

8. Вспомнив свойства живого, объясните почему клетка не имеющая митохондрий и рибосом существовать не может.

9. Клубень картофеля на свету зеленеет. С превращением каких органоидов в клетке это связано?

10. Расскажите о значении клеточного ядра.

11. Что такое хромосомы? Какова их роль в клетке? Сколько хромосом у человека?

12. Составьте и заполните таблицу «Органоиды и их функции».

13. Составьте таблицу «Сравнение строения растительной и животной клеток» (работа в малых группах).

14. Почему вирусам для жизнедеятельности необходима клетка?

15. Спрогнозируйте, может ли марлевая повязка полностью защитить от вирусных инфекций, передаваемых воздушно-капельным путём и почему.

Лабораторная работа

Выполните работу 3 на с. 13–15 (Лабораторные работы).

Работа с компьютером

Клетка – это целостная система. Обязательными частями клетки являются: мембрана, цитоплазма и генетический аппарат (у ядерных организмов это ядро). Все организмы по строению клетки делятся на две группы – доядерные (безъядерные) и ядерные. Вирусы не имеют клеточного строения. Хромосомы – носители наследственной информации.

2. Деление клетки*

Деление – это важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточных организмов, замена и восстановление отдельных клеток, тканей или даже целых органов. Вспомните, как отрастает у ящерицы хвост, который она отбросила, спасаясь от хищника, или как зарастает ранка на вашей коже после пореза. Деление клеток лежит и в основе размножения организмов.

Различают два основных типа деления – митоз (от греческого «митос» – нить) и мейоз (от греческого «мейозис» – уменьшение). В результате митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом число хромосом в обеих дочерних клетках такое же, как и в материнской клетке, т. е. дочерние и материнская клетки одинаковы.

В результате мейоза образуются не две, а четыре клетки, каждая из которых имеет вдвое меньшее по сравнению с материнской клеткой количество хромосом.

Важную роль в процессе деления клеток выполняют хромосомы: именно они обеспечивают передачу наследственной информации от поколения к поколению.

Митоз

В период между делениями (а он у клеток растений и животных может продолжаться до 20 часов) клетка растёт и готовится к новому делению. В это время в ней образуется много белков, важнейшие органоиды удваиваются. Удваиваются и хромосомы: теперь каждая состоит из двух дочерних хромосом, или хроматид. Различают четыре последовательные фазы митоза; их общая продолжительность разная у разных организмов, в большей степени она зависит от внешних условий, в частности от температуры. Вот как протекает митоз в животной клетке.

1. Центриоли расходятся к полюсам клетки; появляются веретёна деления; хромосомы хорошо заметны, видно, что они двойные; ядерная оболочка растворяется, ядрышко исчезает.

2. Хромосомы располагаются по экватору клетки, прикрепляются к нитям веретена деления.

3. Хроматиды (дочерние хромосомы) благодаря веретёнам деления расходятся к полюсам клетки.

4. Веретёна деления исчезают; образуются ядерные оболочки вокруг разошедшихся хромосом; делится цитоплазма; оформляются дочерние клетки.

Хромосомы расходятся к полюсам клетки

Мейоз в клетке животного организма

Мейоз состоит из двух последовательных делений, но удвоение хромосом происходит только один раз, перед первым делением. Поэтому образовавшиеся клетки содержат половинный по сравнению с исходной клеткой набор хромосом (n ).

I деление

Перед первым делением происходит удвоение хромосом

1. Хромосомы хорошо заметны. Гомологичные хромосомы образуют пары, тесно прилегая друг к другу и перекручиваясь по всей длине.

Каждая хромосома состоит из двух хроматид.

Гомологичные хромосомы обмениваются между собой участками и разделяются.

2. Пары гомологичных хромосом выстраиваются по экватору.

3. Гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид, расходятся к полюсам. Расхождение каждой пары происходит независимо от хромосом других пар.

4. Образуются дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом, каждая из которых состоит из двух хроматид.

II деление

Удвоения хромосом не происходит

1. Хромосомы видны, ядерная оболочка разрушается. Ядрышко исчезает. Образуются веретёна деления.

2. Хромосомы выстраиваются по экватору, прикрепляются к нитям веретена.

3. Хроматиды хромосом в обеих дочерних клетках расходятся к полюсам.

4. Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом. Из этих клеток формируются половые клетки.

При слиянии половых клеток число хромосом во вновь образовавшейся клетке восстанавливается.

Вопросы и задания

1. Какова роль деления клеток в жизни организмов?

2. Назовите основные типы деления клеток.

3. Что такое митоз?

4. Что происходит в клетке перед делением?

5. Где находятся хромосомы?

6. Что такое хроматида?

7. Что такое мейоз?

8. Выделите критерии для сравнения процессов митоза и мейоза. Обсудите их с одноклассниками и составьте таблицу.

9. Какова биологическая роль митоза и мейоза?

10. Приведите примеры явлений, которые объясняются делением клеток.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Деление клетки лежит в основе роста, размножения и индивидуального развития организмов. Мейоз связан с размножением, в результате его образуются клетки с одинарным набором хромосом: у животных – половые клетки, а у растений – споры. В результате митоза дочерние клетки имеют такой же набор хромосом, как и материнская.

3. Ткани растений и животных

Вы уже знаете, что все живые организмы по своему строению делят на две большие группы – одноклеточные и многоклеточные. Тела одноклеточных организмов состоят из одной-единственной клетки, в которой протекают все процессы жизнедеятельности.

Иначе обстоит дело у многоклеточных организмов. Их тела состоят из множества различных клеток. Так, в организме человека более 100 трлн клеток. Каждая клетка многоклеточного организма имеет свою «специальность», т. е. выполняет строго определённую функцию – работу. Одни служат опорой тела, другие обеспечивают передвижение веществ, пищеварение, размножение организма и многие другие функции.

Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ткань. Клетки одной ткани соединены между собой межклеточным веществом.

Давайте заглянем внутрь растения и посмотрим, как устроены его ткани.

Вот перед нами кончики корня и побега. Они образованы мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей. Это образовательная ткань, деление её клеток обеспечивает рост растения. Из неё, например, целиком состоит зародыш растения.

Защищают растения от неблагоприятных воздействий, от повреждений покровные ткани. Они образованы как живыми, так и мёртвыми клетками. Толстые и прочные оболочки мёртвых клеток не пропускают ни воду, ни воздух. Они очень прочно соединены друг с другом. Такую покровную ткань называют пробкой. Она хорошо развита на стволах деревьев.

Из живых клеток состоит кожица – покровная ткань листьев и молодых стеблей.

Выполняют покровные ткани и другие функции: через специальные образования – устьица и чечевички – растения дышат, испаряют воду. Кожица листа выделяет воскообразное вещество, которое препятствует избыточному испарению воды с его поверхности в жаркую погоду.


Одноклеточные организмы


Животные клетки


Растительные клетки


Ткани растений



Опору растению и его органам придаёт механическая ткань. Клетки её имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, а живое содержимое в них часто отсутствует. Представление о прочности механической ткани вы можете получить, разбивая скорлупу грецкого ореха, косточку абрикоса – в них содержатся особые каменистые клетки. А в стебле опорную роль играют вытянутые клетки – механические волокна.

Вода, растворённые в ней минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям. Клетки проводящей ткани могут быть как живыми, так и мёртвыми. Из живых клеток состоит луб, проводящий органические вещества. Из мёртвых – древесина, проводящая воду с минеральными веществами. Клетки луба и древесины внешне напоминают трубочки. Тяжи этих тканей (проводящие пучки) идут по всему растению – от корня в стебель и листья.

Мякоть листьев и плодов, мягкие части цветка, главную массу коры и сердцевины стеблей, корня образует основная ткань. Её функции очень разнообразны. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты – органоиды, которые участвуют в образовании питательных веществ в процессе фотосинтеза (фотосинтезирующая основная ткань). Многие части организма растения накапливают питательные вещества (запасающая основная ткань).


Ткани животных



Теперь рассмотрим особенности строения тканей животных организмов. Различают четыре типа животных тканей – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Наружную поверхность тела животных, а также полости внутренних органов, например ротовую полость, полость желудка, кишечника, выстилает эпителиальная ткань. Клетки её очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений. При повреждении эпителиальные клетки быстро замещаются новыми. Эпителиальная ткань участвует и в формировании желёз – слюнных, потовых, поджелудочной, печени и других, которые образуют важные для организма вещества.

Опорную и защитную функцию в организме животных выполняет соединительная ткань. Она же в значительной степени определяет и форму их тела, может служить энергетическим депо и предохранять организм от потери тепла. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и другие. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность – наличие большого количества межклеточного вещества. Оно может быть плотным, как в костной ткани, рыхлым, как в тканях, заполняющих пространство между органами, и жидким, как в крови.

Важная особенность животных – их способность к передвижению. Движение большинства животных – результат сокращений мышц. Мышцы состоят из мышечной ткани. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечные ткани. Их основное свойство – возбудимость и сократимость.

Клетки гладкой мышечной ткани одноядерные; они сокращаются очень медленно, но могут долго оставаться в сокращённом состоянии. Именно гладкие мышцы обеспечивают продолжительное смыкание створок раковин моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов у человека.

Поперечнополосатая мышца состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечнополосатую исчерченность, – отсюда и название ткани. Именно с их сокращениями связаны быстрые движения многочисленных членистоногих (насекомые, раки, пауки) и позвоночных. Вспомните стремительный полёт стрекозы, ласточки, бег антилопы, гепарда!

Поперечнополосатая мышца может мгновенно сокращаться – в тысячу раз быстрее, чем гладкая.

Нервная ткань образует нервную систему животного. Её основу составляют нервные клетки. Любая нервная клетка имеет тело и многочисленные отростки различной длины. Один из них обычно особенно длинный, он может достигать в длину от нескольких сантиметров до нескольких метров, как, например, у жирафа. Основные свойства нервной клетки – это возбудимость и проводимость.

Зародыш растения целиком состоит из образовательной ткани. По мере его развития большая её часть преобразуется в другие виды тканей, но даже в самом старом дереве остаётся образовательная ткань: она сохраняется на верхушках всех побегов, во всех почках, на кончиках корней, в камбии – клетках, обеспечивающих рост дерева в толщину.

У зародышей всех позвоночных скелет состоит из хряща, который по мере развития заменяется костной тканью. Исключение составляют акулы и скаты – у них скелет остаётся хрящевым до конца жизни.

В мышечных тканях находится большое количество параллельно расположенных сократительных волокон. Именно их сокращение, при котором они становятся короче и толще, позволяет мышце производить механическую работу.

Вопросы и задания

1. Что такое ткань? Перечислите четыре типа животных тканей и пять типов растительных.

2. Рассмотрите рисунок. Докажите, что он не противоречит информации о том, что различают четыре типа животных тканей.

3. Какие ткани относятся к соединительным?

4. Назовите особенности строения эпителиальной ткани.

5. Какая ткань обеспечивает рост растений?

6. Из какой ткани состоит клубень картофеля?

7. Используя текст и рисунки параграфа составьте схемы «Классификация растительных тканей» и «Классификация животных тканей».

8. Что такое кровь?

9. Каковы основные свойства мышечной ткани?

10. Как устроены нервные клетки?

11. Каковы особенности строения образовательной ткани растительных организмов?

12. В каких частях растения находится образовательная ткань?

13. Какая ткань обеспечивает опору тела растения и его органов?

14. Назовите ткань, по которой в растениях передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества.

15. Как особенности строения тканей связаны с выполняемыми ими функциями?

16. Какое значение для многоклеточного организма имеет специализация клеток?

Лабораторная работа

Выполните работу 5 на с. 17–18 и 6 на с. 19–20 (Лабораторные работы).

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Ткань – это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани, у животных – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

Шестиклассникам на уроках биологии предстоит узнать о многих важных вещах, например таких, как фотосинтез и каким именно образом он может влиять на жизнь человека. Так же им представится возможность увидеть животную клетку в разрезе под микроскопом. Но вот с самостоятельными работами могут возникать заминки, в решении которых поможет решебник к учебнику "Биология. Рабочая тетрадь 6 класс" Сонин . Издательский дом "Дрофа", 2017 г.

Что в него включено.

Сто семьдесят упражнений распределены на ста одной странице пособия. Подробные лабораторные практикумы помогут лучше осознать тематические разделы. А тренировочные задания в ГДЗ по биологии 6 класс Сонин призваны оказать поддержку на пути преодоления различных сложностей.

Нужен ли решебник.

Ботаника имеет множество заковыристых аспектов, разобраться в которых достаточно сложно в одиночку. Особенно, когда на уроках учителю не всегда хватает времени, чтобы объяснить весь материал. Да и родители по большому счету стараются особо не вникать в д/з по этому предмету, предпочитая уделять внимание основным дисциплинам. Решебник к учебнику "Биология. Рабочая тетрадь (с пчелой) 6 класс" Сонин является хорошим подспорьем для школьников, благодаря подробному и тщательному изложению информации.

  • Биология шестого класса – это начала знакомства с царствами живых организмов. Школьники узнают многое о грибах, простейших и растениях, и получат базовые навыки и понятия, которые помогут им в дальнейшем изучении курса дисциплины. Чтобы обучение проходило максимально эффективно и результативно, необходимы качественные учебные пособия. Одно из распространенных, рекомендованных учителями-биологами – рабочая тетрадь по биологии за 6 класс, автор которой Сонин Н. И.
  • Чем привлекает именно этот сборник (его еще называют «тетрадь с пчелой»)? Это красочно, в соответствии с потребностями, возрастными особенностями 10-12-летних подростков оформленное и составленное издание, в котором:
    - проработаны практически все темы стандартного учебника;
    - предложены интересные и необычные задания, прививающие интерес и любовь к биологии;
    - осуществляется ранжирование упражнений по уровню их сложности.
  • Если выполнить задание не получается, а помощь учителя по тем или иным причинам ученик получить не в состоянии, помогут ГДЗ к пособию. В них даны полные и объективные ответы на все вопросы и задачи тетради. Такой решебник станет верным помощником и для тех, у кого пособие Сонина не является основной рабочей тетрадью, а используется как сборник для самостоятельного изучения биологии.
  • Рабочая тетрадь "с пчелой" и решебник к ней - интересный и полезный практикум для шестиклассника по биологии

  • Непростая дисциплина биология при грамотно организованном процессе обучения и использования интересной и эффективной литературы может серьезно увлечь и заинтересовать школьника. Выбор учебных материалов желательно доверить опытным специалистам - в этом случае эффект и результат от занятий будет существенно выше. Для того, чтобы найти качественные учебные материалы и решебники к ним, нужен опыт и знание особенностей представленных базовых и дополнительных источников по биологии.
  • Занимаясь по таким сборникам и используя ГДЗ к ним, уже со средней ступени школы можно привить учащимся полезную привычку:
    - грамотного подбора и изучения предметной литературы;
    - оценки и анализа предлагаемых заданий, сопоставления информации с собственными целями и задачами. Например, для тех, кто готовится к участию в предметных олимпиадах и конкурсах по биологии, необходимы материалы, содержащие задания повышенного уровня сложности;
    - запоминания технологии записи верного ответа на вопросы и задачи. Неграмотная запись часто не засчитывается, даже если решение дано верно. Поскольку в сборниках готовых домашних заданий приведены правильно записанные результаты, школьники автоматически запоминают такой порядок и не делают досадных ошибок.
  • Среди полезных и интересных источников-практикумов для шестиклассников многие эксперты называют рабочие тетради по биологии для 6 класса, составленные Сониным Н. И. - (с пчелой), их так назвали из-за изображенной на обложке книги пчелы. Основное отличие таких сборников - хорошая систематизация материала, качественные иллюстрации и разнообразные, разноуровневые задания и упражнения. Еще один плюс - универсальность, возможность использования этой рабочей тетради в комплекте с различными базовыми учебниками по биологии для шестого класса. Среди заданий пособия:
    - составление и анализ таблиц;
    - биологические кроссворды;
    - задания на наблюдение и определение закономерностей;
    - нахождение признаков или, по отдельным признакам - явлений и процессов, сходств и различий.
  • Помещаемая в конец каждого раздела рубрика "Тренировочные занятия" позволяет шестиклассникам самостоятельно проверить уровень своих знаний и степень подготовленности по тематикам и разделам, прививает ценные навыки самоконтроля и самопроверки.

 

Возможно, будет полезно почитать: