Г. Распутин: опасность разделения в Церкви

В столице в 1903 году Распутин был представлен духовному лидеру православия, святому Иоанну Кронштадскому. Старец произвёл огромное впечатление на о. Иоанна. Он причащает и исповедует Григория, говорит: "Сын мой, я почувствовал твое присутствие. В тебе есть искра истинной веры!" -- и добавляет, как рассказывали очевидцы: "Смотри, чтобы твое имя не отразилось на твоем будущем". www.cultworld.ru

После этого Распутин больше не сомневается в своем божественном предназначении. Духовные отцы предлагают ему учиться в академии и стать священником, - он скромно отказывается. Притворное смирение скрывает гордыню человека, считающего себя абсолютно свободным и избранным для великой цели. Не может быть посредников между ним и Отцом Небесным.

В народе его называли «странником», но чаще «старцем». Среди его почитателей как носителя истинной веры был казанский епископ Хрисанф, ректоры Петербургской академии епископ Сергий, архимандрит Феофан и многие другие.

Весной 1908 года архимандрит Феофан, духовник императорской семьи, по поручению царицы отправляется в Покровское - проверить слухи и узнать о прошлом "божьего человека". Феофан живет в доме Григория в Покровском две недели, посещает старца Макара в Верхотурье и решает, что Распутин воистину святой. Во время их бесед Григорий рассказывает, что он не только видел Богородицу, но что апостолы Петр и Павел приходили к нему, когда он пахал в поле. По возвращении Феофан составляет подробный отчет о поездке и заявляет, что набожный Григорий Распутин - избранник Божий и послан, чтобы примирить царя и царицу с русским народом. Сам же избранник, с восторгом принимаемый во всех аристократических салонах столицы, начинает открытую проповедь своего учения: Богу нужен грех и его осознание, только в этом истинный путь к Богу. Вокруг него возникает эротико-религиозный миф.

В 1910 г. ректор Духовной академии епископ Феофан, не сразу, но вполне определенно, пришел к выводу, что Распутин, подспудно, ведет развратную жизнь. Принеся пред«высочайшими особами» как бы «покаянную» в рекомендации им некогда сомнительного праведника, навлёк тем самым на себя жестокую опалу и, несмотря на свои заслуги, несмотря на то, что служил раньше духовником самой императрицы, был вскоре после этого перемещён, вернее сослан в Таврическую губернию.

Перед Чрезвычайной следственной комиссией в 1917 г., епископ Феофан показал: «Он (Григорий Распутин) не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Но, под влиянием высшего общества, которое не могло понять этого простого человека, произошла ужасная духовная катастрофа и он пал».

Когда Распутин чёрной тенью стоял около престола, негодовала вся Россия. Лучшие представители высшего духовенства поднимали свой голос в защиту церкви и Родины от посягательств Распутина.

Ересь стригольников.
Но как, ни скудна была сама по себе умственная пища, которой питались русские люди удельной эпохи, все же по временам пробуждалась в них сильная критическая мысль. В этом отношении в высокой степени интересное и поучительное явление представляет то духовное течение, которое привело к образованию ереси так называемых стригольников. Ерес...

Путь к власти
Сталин не долго мирился с правом иметь лишь совещательный голос в воссозданном Центральном Комитетом Русском бюро. Вскоре он был принят в редакционную коллегию газеты «Правда», возобновившей деятельность под руководством В. Молотова. 24 – 26 октября 1917 г. особой роли в событиях этих решающих дней Сталин не играл. В результате победы...

Особенности охраны памятников истории рубежа 19-20 веков.
Охрана памятников истории рубежа 19-20 веков имеет немаловажное значение в деле сохранения культурного наследия нашей страны. Исторические и архитектурные памятники той эпохи в настоящее время находятся в опасности. Урбанизация, экологические проблемы, интенсивное строительство, «туристическая нагрузка» подчас ставят под удар само сущес...

Распутинский бренд

Интерес к фигуре Григория Распутина не угасал никогда. Только вот, как правило, он имеет характер нездоровый: образом Распутина как куклой вертят в самых разных целях. На распутинском «бренде» активно делают деньги по всему миру, на нем строится «альтернативная духовность», его выставляют «олицетворением прогнившего политического строя».

Миф о закулисном политическом влиянии Распутина был создан в кругах либеральной оппозиции. Разоблачение «темных сил» стало профессиональным делом стремившихся к власти «борцов за свободу». В 1912 году, накануне думских выборов была организована настоящая газетная травля Распутина, истинной целью которой была, конечно, дискредитация императорской власти. Впоследствии бывшими клиентами и друзьями Распутина, по разным причинам с ним порвавшими, этот миф был еще более раздут. Когда-то друживший с Григорием Ефимовичем С. М. Труфанов (бывший иеромонах Илиодор), отрекшийся от Христа, для «разоблачения» Распутина издал в 1917 году целую книгу «Святой черт». В ней он смешал правду с ложью, подлинные документы с фальшивками. На допросах Чрезвычайной комиссии Временного правительства бывшие высокопоставленные чиновники (например, А. Н. Хвостов, С. П. Белецкий), выслуживаясь перед новой властью, активно порочили царскую семью и явно преувеличивали значение «темных сил». Доходило и до прямого абсурда. Личный секретарь Распутина иудей (и будущий сионист) А. Симанович в своих мемуарах вообще изобразил его тайным правителем России, экстрасенсом, развратником и покровителем евреев.

В последние десятилетия стал создаваться еще один миф, не менее грандиозный. «Оклеветанного старца Григория», «мученика за Христа и за Царя», стали превозносить как кандидата на канонизацию. Судьба православной монархии связывалась с личностью Распутина, замученного «масонами» с целью уничтожения российского царства. Образ «старца» в таких концепциях практически заслоняет собой образ императора при рассуждениях об исторических судьбах России. Падение монархии после гибели Распутина провозглашается фатальным. Иногда приводятся «пророчества» самого Григория Ефимовича о собственной смерти, в соответствии с которыми она должна была вызвать революцию, свержение династии и изгнание дворянства из России на двадцать пять лет. Утверждается даже, что Распутин, побывавший на Афоне, тайно принял там монашество и был рукоположен, после чего стал духовником царской семьи. Почитатели «старца» как бы демонстрируют причастность к некоему тайному знанию о Распутине, которое другим недоступно. На некоторых изображениях, помещенных в подобной литературе, «старец» предстает в образе Иоанна Предтечи, держащего в руках блюдо с головой царя-мученика. Его канонизация якобы должна привести к восстановлению монархии в России.

Простой мужик с гипнотическим взором

Так кто же он - олицетворение «темных сил» или потаенный пророк? Реальность, как обычно, была более неоднозначной. Григорий Ефимович Распутин (с 1906 года ему было разрешено носить фамилию Распутин-Новый) родился в 1869-м в крестьянской семье в селе Покровском Тобольской губернии. Подросток был склонен к пьянству и участвовал в мелких кражах. В восемнадцатилетнем возрасте Григорий женился, впоследствии у него родилось шестеро детей. Сперва это не мешало ему продолжать свой прежний образ жизни, однако позднее у Распутина пробуждается тяга к религиозному поиску. Многими очевидцами отмечалось, что этот интерес, к сожалению, не получил настоящего духовного руководства. Григорий создал религиозную общину из нескольких молодых людей и девиц, которую, впрочем, вскоре стали подозревать в хлыстовстве. Два раза (в 1907 и 1912 годах) на Распутина заводилось дело по обвинению в хлыстовстве, однако принадлежность к какой-либо секте установить не удалось. Затем Григорий, бросив семью, начал странствовать по святым местам, позднее побывал на Афоне и в Иерусалиме. Однако близких своих Распутин своим вниманием, в конце концов, не оставил. Впоследствии на пожертвованные ему деньги Григорий выстроил для семьи двухэтажный дом в родном Покровском, его дочери переехали в Петербург и поступили в гимназию.

В 1904-м Распутин появился в Петербурге. Встреча с праведным Иоанном Кронштадтским, о которой известно лишь от самого Распутина, скорее всего, лишь легенда. Однако Григорий познакомился с инспектором Духовной академии и духовником царской семьи епископом Феофаном (Быстровым). Именно он ввел Распутина в высшее общество, познакомил его с великими княгинями Милицей Николаевной и Анастасией Николаевной (супруги великих князей Петра и Николая Николаевичей). В высшем свете этот «простой русский мужик» - некрасивый, неопрятный, худой, невысокий, с глубоко посаженными голубыми глазами и острым гипнотическим взором - вызвал большой интерес. В доме великой княгини Милицы Николаевны Распутин в конце 1905 года знакомится с царской семьей. Вскоре у Распутина открылись целительские способности, и императрица Александра Феодоровна прибегла к его помощи для облегчения страданий тяжелобольного царевича Алексея. По поводу распутинского «дара целительства» много спорили: кто-то, подобно царице, в него верил; многие утверждали, что Григорий был шарлатаном. Ясно одно: способность лечить, как и чудотворение, само по себе еще не признак святости.

На основании каких свидетельств мы можем судить о личности Распутина? Сам он практически не умел писать. В собственноручно написанных слаборазборчивым почерком записках он обычно просил о приеме того или иного лица. Посылая телеграммы, выражался туманно и нарочито загадочно. В одном из таких посланий, например, значилось: «Духовная быстрота рыцаря правда побеждает, а неправда под ногами волящися кто бы ни был, я с вами о правде». Несколько брошюр, вышедших под именем Распутина, были надиктованы им своим почитателям, затем ими отредактированы и изданы. Императрица также записывала изречения Григория, однако по стилю эти записи больше напоминают ее собственные слова. «Дневник Распутина», кишащий фантастическими и совершенно неправдоподобными подробностями из жизни царской семьи, был сфабрикован в 1920-х годах писателем А. Н. Толстым и литературоведом П. Е. Щеголевым.

В одной из брошюр Распутина - «Житии опытного странника» (1907) - Григорий изображал себя праведником, носителем истинной духовности, столкнувшимся с непониманием со стороны «официальной» Церкви. Он рассказывал о преследовании со стороны епархиального архиерея и священников. Отношение к духовенству у Распутина критическое, он постоянно заострял внимание на его пороках. Автор брошюры признавал таинства, однако в «Житии» нет и следа подлинно церковной жизни, говорится лишь о неких «странниках», об общении с весенней природой. Делясь своим духовным опытом, автор рассказывал о том, как «воображал в очах своих картину Самого Спасителя, ходившего с учениками своими…». Много говорится о борьбе с искушениями, которые постоянно его преследовали.

«Наш Друг»

В столице Григория ждало падение, великосветских искушений сибирский мужик не выдержал. Начались ресторанные кутежи, пьяные дебоши (об этом сохранились многочисленные свидетельства, принадлежащие священномученику Гермогену (Долганову), епископу Феофану (Быстрову), будущему митрополиту Вениамину (Федченкову) и др.). Поведение Распутина становится причиной расхождения с большинством его покровителей из числа священнослужителей. В 1909 году по результатам полицейского наблюдения премьер-министр П. А. Столыпин отдал распоряжение о высылке Распутина в Сибирь, однако благодаря заступничеству великой княгини Милицы Николаевны «старец» его избежал. В 1910 году были опубликованы статьи православного мыслителя и публициста (впоследствии новомученика) М. А. Новоселова, направленные против Распутина. Публицист упрекал Святейший синод в бездействии. Как стало известно потом, его члены не хранили молчания, но Синод, непосредственно подчиненный императору, был бессилен. Кроме того, праведный гнев М. Новоселова был использован и в неправедных целях. В газетах самых разных направлений началось оживленное обсуждение «похождений» Распутина, причем они стали обрастать разнообразными слухами. Распространялись якобы написанные Распутину компрометирующие письма от императрицы и великих княжон. Однако все попытки повлиять на императора с целью удаления Распутина провалились. Николай II воспринимал их как вмешательство в его частную жизнь.

Император относился в Распутину благожелательно, но факты какого-либо влияния «старца» на те или иные царские решения отсутствуют. Для Николая II Григорий был духовно одаренным человеком из простого народа, носителем народной мудрости. Император говорил председателю Государственной думы М. В. Родзянко про Распутина: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Императрица относилась к советам Распутина гораздо более внимательно, верила в чудесную силу подаренных им вещей. Однако почитание «старца» у нее смешивалось с ироничным покровительством. В письме мужу Александра Феодоровна так писала о молитвенной помощи Распутина в деле победы в войне: «Наш Друг весьма озабочен - быть может, завтра Он будет смотреть на все сквозь розовые очки, и с тем большим усердием станет молиться об успехе». Александра Феодоровна сравнивала Григория с «мсье Филиппом» - французским целителем, якобы предсказавшим ей появление наследника.

С 1915 года, когда Николай II принял на себя верховное командование и подолгу бывал в Ставке, императрица активно заинтересовалась политическими вопросами. Зачастую свои советы мужу по поводу тех или иных решений или назначений Александра Феодоровна подкрепляла ссылками на мнение Распутина. Однако Николай II прямо просил ее не «не вмешивать нашего Друга» в политику. В результате не было ни одного сколько-нибудь важного политического шага, который действительно можно было бы непосредственно связать с инициативой «Друга». Распутин частенько присоединялся к чьим-то просьбам или желаниям, но никогда сам первым ни в какое дело не вмешивался. Высочайшее покровительство, которого в случае неудачного предприятия можно было и лишиться, ему было намного важнее.

Трагедия жизни

Любимая фрейлина императрицы А. А. Вырубова отмечала, что доверчивостью Распутина пользовались различные «проходимцы», заинтересованные в дружбе с ним. Именно под их влиянием Григорий спивался и нравственно опускался. Товарищ обер-прокурора Святейшего синода князь Н. Д. Жевахов и правитель канцелярии министерства императорского двора А. А. Мосолов, напротив, полагали, что Распутин сам был вполне хитер и использовал свое неожиданное возвышение в собственных интересах и интересах «клиентов» (среди таковых была и столь значимая фигура, как граф С. Ю. Витте). Деньги, стекавшиеся от просителей, Распутин прогуливал во время кутежей, но мог тратить и на благотворительные цели. Так же считали и многие государственные деятели, например П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и др.

Священномученики митрополит Владимир (Богоявленский), митрополит Серафим (Чичагов), епископ Гермоген (Долганов), преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, новомученики протоиерей Роман Медведь (духовный сын праведного Иоанна Кронштадтского) и Михаил Новоселов считали Распутина личностью духовно одаренной, но в конечном счете падшей под тлетворным великосветским влиянием. Многие из этих праведников лично и очень хорошо знали Григория Распутина. Духовник царской семьи епископ Феофан (Быстров) порвал с Распутиным лишь после длительного его увещевания. Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал: «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, - он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор пока он ужас этой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправдания своих падений, - и это был конец». Эта наиболее взвешенная точка зрения отразилась в вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» фундаментальной работе писателя А. Варламова «Григорий Распутин-Новый» (Изд. 2-е. М.: Молодая гвардия, 2008).

Несколько попыток покушений на жизнь Распутина со стороны высокопоставленных лиц или экзальтированных одиночек окончились неудачей. 17 декабря 1916 года заговорщиками, среди которых были великий князь Дмитрий Павлович, муж царской племянницы князь Феликс Юсупов и один из лидеров консервативных политических сил депутат Государственной думы В. М. Пуришкевич, Распутин был убит. Тело было выброшено в невскую полынью. Позднее его предали погребению в Царском Селе, однако после Февральской революции останки были извлечены из могилы и сожжены. Наказания преступников фактически не последовало. После убийства Григория в народе говорили: «Да, только один мужик и дошел до царя, и того господа убили». В высшем обществе, наоборот, открыто ликовали. Но убийцы открыли всей стране страшную истину: отныне любое политическое преступление будет вменено в геройство. Через два месяца подобный «героизм» привел к военному мятежу в Петрограде и началу распада великой империи.

Жизнь Григория Распутина не стала житием, но явила и до сих пор являет очень поучительные примеры корыстного использования чужих заблуждений, самообмана и безответственности.

26 сентября «Русская народная линия» генерального директора издательства «Царское дело» Сергея Астахова по поводу безобразной выходки хулиганов-безбожников, осквернивших крест на месте первого захоронения царского друга сибирского крестьянина Григория Ефимовича Распутина. В редакцию пришло письмо от студента МГТУ им.Баумана Павла Слипенчука следующего содержания: «По ссылке Григория Распутина называют “мучеником”. Я хочу понять на основании какого положения данного неоднозначного политического деятеля называют мучеником? Я не поддерживаю святотатцев, которые срубили крест с изображением Серафима Саровского, я просто хочу понять, почему автор этой статьи нагло врёт и называет мучеником того, кто не прославлен Церковью? Я, как православный христианин считаю это недопустимым, особенно на православных новостных сайтах. Считаю, что это портит имидж вашего информационного ресурса и уважение православной общественности в целом».

Отвечает главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов :

«Дорогой Павел, благодарю Вас за эмоциональный отклик на нашу публикацию. Я знаю, что есть вполне благонамеренные люди, которые под влиянием пропаганды резко негативно относятся к Г.Е.Распутину. Ваше письмо дает возможность разъяснить нашу позицию по отношению к этому столь пререкаемому историческому персонажу.

Почему Распутин назван в публикации мучеником? Я думаю, прежде всего, по той причине, что он принял мученическую кончину. Вы, как православный человек, должны понимать, что обстоятельства кончины того или иного человека, как нельзя более точно характеризуют человека. Мы за каждой литургией просим Господа даровать нам конец благий, поскольку смерть – это момент истины. Вспомним, какой была кончина Григория Распутина. По свидетельству одного из его убийц князя Феликса Юсупова, когда Распутин подошел к Распятию и начал осенять себя крестным знаменем, в него выстрелил Юсупов. .

Затем, как рассказывают опять же убийцы, Распутин попытался убежать (рана оказалась не смертельной), но его догнали и жесточайшим образом убили. Более того, как свидетельствуют результаты судебно-медицинской экспертизы, Распутин был ещё жив, когда убийцы выбросили его в полынью под лед, в его легких обнаружена вода, смерть наступила под водой. Представляете, какую мученическую смерть принял этот человек. А смертные муки начались у него перед Распятием. Не вижу ничего дурного в том, что человека, принявшего мученическую смерть, называют мучеником. Ведь в этой публикации он не назван «святым мучеником».
.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный вопрос, как нравственный облик Распутина. Сколько сил было потрачено на то, чтобы опорочить имя Распутина. Но Вы, наверное, знаете, что Распутин был другом Царской Семьи. А если кого и можно назвать в дореволюционной России людьми, безусловно, нравственными, – это была Царская Семья. Царственные Страстотерпцы представляли собой образец высокой нравственности, на которую надо ориентироваться и сегодня православному человеку. Неужели Вы думаете, что люди, обладавшие таким нравственным чутьем, не увидели в Распутине злодея, аморального типа? Вы думаете, что он мог обмануть Царскую Семью? Я в это не верю. Клеветнические измышления в адрес Распутина, которые в огромном количестве распространялись в дореволюционной прессе, в советское время и продолжаются сейчас, во многом уже опровергнуты беспристрастными современными историками.
.

Теперь, что касается вопроса о святости. Действительно, есть почитатели Григория Ефимовича Распутина, которые молятся ему как святому. Почитал его как святого такой великий подвижник как старец Николай Гурьянов. Есть уже даже иконы, какие-то богослужебные тексты, использование которых в богослужебной практике, конечно, недопустимо, и насколько я знаю, ни один священник в Церкви этого не делает. Но Церковь, как известно, не запрещает келейно молиться непрославленным подвижникам и мученикам, тем православным христианам, которые угодили Богу своей жизнью. Поэтому келейное почитание Распутина как мученика невозбранительно. Его народное почитание невозможно запретить. Более того любая канонизация святых всегда начиналась с их народного почитания. Но вопрос этот, несомненно, находится в компетенции Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
.

Лет десять назад, когда активная полемика вокруг Г.Е.Распутина и ещё одного пререкаемого персонажа нашей истории – Государя Иоанна Васильевича Грозного была в разгаре, мы уже касались этой проблемы. Моя позиция с тех пор не изменилась. Кратко суть ее сводится к следующему. Нужно четко разделить вопрос о восстановлении исторической правды и вопрос о святости. Первым должны заниматься историки, специалисты в этой эпохе. Нужны исторические исследования, которые позволят установить историческую истину и, я надеюсь, развенчают многие клеветнические мифы. А вот вопрос церковного прославления – это уже дело не историков, а богословов и соборного разума Православной Церкви.
.

Казалось бы, о Григории Распутине написано уже практически все. И с отрицательных позиций и с положительных. Но вот, совсем недавно вышла в свет книга И. В. Евсина «ГРИГОРИЙ РАСПУТИН: прозрения, пророчества, чудеса». В этой книге есть материалы еще неизвестные в Распутиноведении. Для тех, кто желает ознакомиться с этими материалами, сообщаем, что книгу «ГРИГОРИЙ РАСПУТИН: прозрения, пророчества, чудеса» можно приобрести в интернет-магазине «Зерна»

На своей же страничке мы сегодня помещаем авторское предисловие, которое несомненно будет интересно всем, кто относится к Распутину как положительно, так и отрицательно…

БОЖЬИ ЗНАКИ

Моя работа над исследованием жизни Григория Ефимовича Распутина началась с 1996 года, после того как историк Олег Платонов, ныне президент академии Русской цивилизации, опубликовал документальную книгу «Жизнь и смерть Григория Распутина». Она совершенно перевернула мои взгляды на Распутиноведение. Тогда я был просто поражен тем, насколько был оклеветан Друг Царской Семьи. И не смог не внести свою малую лепту в очищение его светлого имени от клеветнической грязи. Потому и написал свое первое исследование о Григории Ефимовиче, названное мной «Оклеветанный старец».
Однако прежде чем приступить к работе, я испросил благословения у своего духовного наставника, приснопамятного старца архимандрита Авеля (Македонова). Тогда он мне сказал следующее:
- О Распутине я знаю мало. И то больше плохого, чем хорошего. Поэтому благословения дать не могу. Но вот что посоветую… Съезди во Владимирскую область, в село Великодворье, на могилку протоиерея Петра Чельцова. Он был монархистом. А главное — прозорливым, духоносным старцем. Молитвами чудеса творил. Помолись на его могилке, попроси вразумления. Думаю, что через него Господь поможет тебе.

Я поехал по указанному адресу, нашёл могилку отца Петра, ныне прославленного в лике святых Новомучеников и исповедников Российских. Она находилась на кладбище около Пятницкого храма. Помолился я на могилке и решил заказать по отцу Петру панихиду. Нашёл настоятеля храма, приснопамятного протоиерея Анатолия Яковина. Он поинтересовался причиной моего приезда. Я рассказал. Видели бы вы, как просветлело лицо батюшки Анатолия! «А я ждал, давно ждал, чтобы кто-то взялся за написание доброй книги о старце Григории», — взволнованно сказал он.

Его слова стали для меня Божьим знаком. Протоиерей Анатолий Яковин — удивительная личность в истории возникновения монархизма в советской России, в СССР. Будучи настоятелем Пятницкого храма, он собрал при нём почитателей Царя-мученика Николая Второго, имя которого в то время было так же запачкано клеветой, как и имя его Друга Григория Распутина. О прославлении Царя тогда никто даже и не мыслил, настолько негативное мнение сложилось о нём в народе благодаря советской пропаганде. Так вот, отец Анатолий говорил своим духовным чадам, что придет время и Царя Николая Второго прославят в лике святых. Не могу сказать точно, но при всём уважении к батюшке вряд ли кто верил его словам. Мне так же не верилось в прославление Царя. Однако отношение к нему под влиянием книги Олега Платонова у меня сложилось чрезвычайно почтительное.

ПИСЬМО СТАРЦА КИРИЛЛА /ПАВЛОВА/

По прибытии в Рязань, я рассказал о своей поездке архимандриту Авелю. Он посоветовал мне и дальше по возможности приезжать молиться у могилки отца Петра Чельцова.
- А ещё, Игорёк, — сказал отец Авель, — поезди-ка ты по монастырям. В Задонск съезди, в Дивеево, в Санаксары. Помолись святым Божьим угодникам: батюшке Серафиму, святителю Тихону, припади к их мощам, попроси помощи. Я стал выполнять это послушание. Приехал в Задонск, в Свято-Тихоновский монастырь. Пожил там. Молился, причащался. А как-то после вечерней службы пред иконой святителя Тихона упал на колени и стал просить его вразумления. Когда же встал, то увидел, что рядом со мной молится монах. Я хотел было уходить, но он вдруг тихо спросил:
- Ты о Григории Распутине сейчас упомянул?
- Да, отче, о нём.
- А почему?
- Книжку о нём хочу написать.
- А за кого ты почитаешь Распутина?
- За старца, отче… За оклеветанного старца.
- Что ж… Тогда, давай ещё раз вместе помолимся, чтобы Господь помог тебе.
Это был второй Божий знак… Долго и усердно мы молились с монахом, стоя на коленях пред иконой святителя Тихона. Из монастыря я уехал укреплённый и просветлённый. Но… по приезде на место проживания, в Рязань, работать над книгой так и не сподобился. То одно, то другое…

А совесть моя, по выражению старца Григория, «молоточком постукивает», покоя не даёт. Тогда я решил съездить в Дивеево, поклониться батюшке Серафиму, попросить дать мне сил и воли для исполнения моего замысла. Приехал, помолился, причастился, пожил. И там от организатора паломничества из Рязани в Дивеево приснопамятного Анатолия Бехтина узнал о пророчестве батюшки Серафима, который говорил, что «»Будет царь, который меня прославит… а Господь царя возвеличит». Как известно, прославление преподобного Серафима Саровского произошло по личному указанию Царя Николая II, который на возражения Святейшего Синода лично отдал указание: «Немедленно прославить».

Рассказ Бехтина был для меня третьим Божьим знаком. Именно тогда я уверовал в будущее прославление Царя-мученика и полной реабилитации его Друга Григория Распутина.
По приезду в Рязань я рассказал об этом случае архимандриту Авелю.
- Ну что ж, Игорёк, осталось тебе в Санаксарах побывать, — сказал батюшка Авель.
При первом же случае я поехал в Санаксары, в Рождество-Богородичный мужской монастырь. Исповедовался у монастырского духовника, которого я видел впервые. Сказал, что хочу написать книгу о Распутине, но никак не нахожу для этого времени. О, как он тогда строго на меня посмотрел!
- Пиши не откладывая! — наказал он. — Пиши, и Господь даст тебе время! Распутин — Божий человек, молитвенник за Царя, страдалец за Россию.
Это было четвёртым Божьим знаком. А сколько их было впоследствии, и не сосчитать. Однако о двух из них я хочу поведать.
Когда по благословению старца, схиигумена Иеронима (Верендякина) была издана моя книжка «Оклеветанный старец», то меня стали постигать большие искушения. Да такие, что жена Ирина всполошилась и решила, что всё из-за того, что я написал эту книгу. И тогда моя благоверная и написала письмо . Спросила его, как он относится к Григорию Распутину. Архимандрит Кирилл прислал ответ, в котором писал, что относится к нему положительно. Только после этого моя жена успокоилась.

Фрагмент письма архимандрита Кирилла (Павлова) И.И. Евсиной. Троице-Сергиева лавра — Рязань, 2002 г.

А сам же я очень хотел узнать мнение старца Николая (Гурьянова). Собирался съездить к нему на остров Залит. Собирался, собирался, да так и прособирался. Почил батюшка Николай. Так я и не встретился с ним. Однако духовная встреча у нас всё-таки была. Один из почитателей старца Николая рассказал мне, что получил из его рук в подарок мою книгу «Оклеветанный старец». Как оказалось, батюшка приобрёл часть тиража этой книжки и дарил паломникам на остров Залит.

Итак, три старца — Иероним (Верендякин), и Николай (Гурьянов) — почитали Григория Распутина за праведника. Но удивительное дело: из тех, кто почитает этих старцев, немало и тех, кто негативно относится к Распутину. Значит, они не считаются с мнением духоносных старцев? Не верят в прозорливость вышеназванных старцев? Ставят своё мнение выше их мнения?

РАЗЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ

Получается, что антираспутинцы не верят старцам. Кому же они верят? Иудею Арону Симановичу с отрекшимся от Господа Сергеем Труфановым? Извращенцу Феликсу Юсупову с сатанисткой Жуковской? Предателю монархии Пуришкевичу и иже с ним… имя им легион. Современному лжеисторику Радзинскому? Но почему бы не поверить современному добросовестному исследователю жизни Распутина, доктору исторических наук Александру Боханову? Почему не поверить доктору филологических наук Татьяне Мироновой, которая является специалистом по архивному делу? Не поверить Олегу Платонову, который работал в рассекреченных архивах Комитета государственной безопасности СССР и в практически недоступных зарубежных архивах? А сколько богословов, архиереев и священников, исследуя жизнь Распутина, пришли к мнению о том, что он был оклеветан! Например, митрополит Ташкентский Викентий, архиепископ Амвросий (Щуров), приснопамятные архимандрит Георгий (Тертышников) и пострадавший за веру в советских тюрьмах священник Димитрий Дудко, протоиерей Валентин Асмус, протоиерей Артемий Владимиров, монах Оптиной пустыни, известный духовный писатель Лазарь (Афанасьев) и многие другие священники, монахи и священномонахи.

Конечно, существуют и противоположные мнения у некоторых авторитетных священников РПЦ, а главное, мнение приснопамятного Патриарха Алексия II. Однако здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что мнение Святейшего сформировалось в то время, когда, кроме книги Олега Платонова, глубоких исторических исследований жизни Григория Распутина ещё не существовало. И тем не менее, Комиссия РПЦ по канонизации Царской Семьи, изучая вопрос, не является ли Григорий Ефимович препятствием к её прославлению, была поражена собранными материалами. По воспоминаниям протоиерея Валентина Асмуса, один из членов комиссии на рассмотрении доклада о Григории Ефимовиче произнёс: «Похоже, что мы занимаемся канонизацией Распутина!». Даже председатель комиссии митрополит Ювеналий (Поярков), ознакомившись с материалами, собранными архимандритом Георгием (Тертышниковым), заметил: «Судя по вашим материалам, Распутина надо прославить».

И вот что странно: в окончательном, официальном докладе комиссии свидетельства о праведности Григория Распутина каким-то таинственным образом исчезли… И, наоборот, представлены далеко не бесспорные факты, показывающие его с негативной стороны. Конечно же, этот доклад способствовал формированию у Патриарха Алексия II отрицательного мнения о личности Григория Распутина. Вероятно, способствовали этому и какие-то другие факторы.

По большому счёту, ответить на вопрос, почему Святейший отрицательно относился к Распутину, не представляется возможным. Ведь он не приводил никаких историко-документальных аргументов в пользу своего мнения. Не опирался и на суждения кого-либо из старцев. Более того, отзываясь об архимандрите Кирилле (Павлове) и протоиерее Николае Гурьянове как о столпах православия, почему-то пошел вразрез с их мнением…

Сегодняшний Первосвятитель РПЦ Патриарх Кирилл выразился на тему о спорных исторических личностях вполне адекватно. «Если возникли новые исторические данные, то нужно настаивать на исторической реабалитации этого человека нужно этот процесс организовать, нужно создать комиссию беспристрастных историков, исследователей и постараться действительно воссоздать подлинный облик этого человека», — сказал Святейший в одном из своих телевизионных выступлений.

Что ж, в наше время существует фундаментальный научно-исторический труд Сергея Фомина «Григорий Распутин. Расследование». Другого столь строго документального исследования жизни Распутина на сегодняшний день нет. Вот и давайте проведём научную дискуссию об исторической реабалитации Распутина, отталкиваясь от этого труда, в котором проанализированы всевозможные историографические и документальные источники. Но о проведении такой дискуссии пока никто даже и не помышляет. И это при том, что Григория Распутина за Божьего угодника почитает немалая часть православных мирян, священства и монашества. Сегодня всё больше и больше православных христиан начинают осознанно понимать или интуитивно чувствовать то, что Григория Ефимовича необходимо почитать как мученика, всю жизнь претерпевавшего злобную, жестокую клевету и, в конце концов, умученного за Царя и за Россию. Почитать потому, что по молитвам к старцу Григорию свершаются всё новые и новые чудеса и происходят мироточения его изображений.

Почему же к этому не проявляется интерес со стороны священноначалия Русской Православной Церкви? Почему в официальных кругах РПЦ нет стремления если не прославить, то хотя бы реабилитировать Григория Распутина? Думается, потому, что на сегодняшний день реабилитация Распутина ошибочно рассматривается как вопрос политический, а не духовный.

Историк Олег Жиганков в книге «Чудотворец с посохом в руке» отметил: «У меня нет достаточно оптимизма, чтобы верить, что в ближайшее время отношение к Распутину будет в целом пересмотрено. В этом нет заинтересованности у тех, кто должен был уже давно вынести оправдательный вердикт по делу Распутина и представить его народу. Материалов для оправдательного вердикта более чем достаточно, но оправдание Распутина одновременно становится осуждением всех тех, кто в своё время прилагал все усилия, чтобы оклеветать его. Это будет означать, что самые влиятельные люди русского государства и Церкви волею или неволею работали над разрушением страны — над саморазрушением. Кто же такое захочет признать?»

Конечно, можно согласиться с мнением о невозможности церковной реабилитации Распутина, если этой реабилитации придается политический характер. Особенно в наше время, когда нападки на Православную Церковь приобрели поистине сатанинский размах. Однако следует принимать во внимание и то обстоятельство, что вопрос о Распутине имеет и духовный смысл…

/ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…/

Напоминаем, что книгу «ГРИГОРИЙ РАСПУТИН: прозрения, пророчества, чудеса» можно приобрести в интернет-магазине «Зерна»

ПРОСИМ при перепечатке материала указывать адрес реализации книги. ПРАВДА О СТАРЦЕ ГРИГОРИИ ДОЛЖНА ДОЙТИ ДО РУССКИХ ЛЮДЕЙ. СПОСОБСТВУЙТЕ ЭТОМУ!

2. Распутин и церковь........................................................................ 5

3. Отношение церкви к Распутину.................................................... 8

4. Распутинщина и её последствия.................................................... 9

5. Современные взгляды церкви на Распутина............................... 11

6. Литература................................................................................... 13

1. Краткая биографическая справка

Григорий Ефимович Распутин (по отцу Вилкин, затем Новых) родился предположительно 10 января 1870 года в селе Покровском Тобольской губернии. Родители его, Ефим и Анна Вилкины, сначала, возможно, жили в Саратове. Затем семья переехала в село Покровское, в 80-ти верстах от Тюмени, южнее Тобольска, где местные крестьяне стали называть их Новых. Там и рождались у них дети, и Михаил, и Григорий.

Он же тянется к странникам, старцам, кого называют "божьими людьми", - они частенько проходят своими дальними дорогами и через Покровское, и бывают на постое в их избе. Он надоедает родителям разговорами о том, что Бог зовет его странствовать по белу свету. В конце концов отец благословляет его. В странствиях, в возрасте 19 лет, он встречает в Алабатске в церкви на празднике Прасковью Дубровину и скоро женится на ней. Однако их первенец скоро умирает, и эта потеря потрясла Григория, - Господь предал его!

Он уходит пешком в Верхотурьевский монастырь, в четырехстах километрах северо-западнее Покровского. Там обучается грамоте, Священному писанию и многому еще у знаменитого в тех краях старца-отшельника Макара. Тот говорит ему через год, что спасение он может найти только в скитаниях. Григорий становится дальним странником.

Призванный видением Девы Марии в 1893 году он со своим другом Дмитрием Печоркиным отправляется в Грецию, в горы Македонии, в православные монастыри. Вернувшись в Россию, Распутин три года знакомится с Троице-Сергиевой лаврой в Киеве, Соловками, Валаамом, Оптиной пустынью, Ниловым монастырем и другими святыми местами и чудесами православной церкви. Но каждое лето приезжает в Покровское, к жене Прасковье, ведет там нормальную деревенскую жизнь. Рождаются дети: Дмитрий в 1895-м, Матрена в 1898-м, Варвара в 1900-м. Тогда же он начинает лечить людей, заниматься целительством -- получается!

В результате, он снискал репутацию святого человека, но местный священник обвинил его в организации оргий. Приглашенный Епископ провел следствие, но не нашел никаких нарушений. В ходе следующих странствий Распутин развил в себе силу целителя молитвами и преклонением колен у постели больного.

Здесь и начинается его слава, и громкая, и дурная. Его обвиняют в воссоздании секты хлыстунов, которая была запрещена еще в XVII веке патриархом Никоном. Секта Распутина расширяется и укрепляется. Григорий учит свою паству, что Господь любит только тех, кто, познав грех, очищается от него. Это соответствует его темпераменту. Назревает еще одно дело. Распутин предпочитает тихо скрыться и отправляется в новые странствиям. Сначала Киев, потом Казань, где расположена была одна из 4-х духовных академий России. Там он производит впечатление своими знаниями, красноречием, даром целительства и прорицаниями; с другой стороны, и в Казани он не был скромником, - "на бабах ездил", как говорили потом.

Это было, наверное, известно духовным лицам академии, но они тогда закрывают на это глаза и советуют ему отправиться в духовную академию в Санкт-Петербург, и дают рекомендательное письмо лично к архимандриту Феофану, называют его в письме старцем, убежденным и ясновидящим. Нет сомнений, что все это было в Распутине. Вот такой тридцатитрехлетний старец Григорий приезжает весной 1903 года в Санкт-Петербург.

В столице он входит в высшие аристократические круги. 1 (14 н.с.) ноября 1905 года он представлен Николаю и Александре. Он, не колеблясь, разговаривает с ними на "ты"; отныне они для него -- Папа и Мама...

С июля 1906 года приглашения ему от царской семьи становятся почти регулярными. 15 октября 1906 года Николай II принимает Распутина в Детском селе, в своем Царскосельском дворце. С ним супруга и дети, -- впервые Григорий знакомится с детьми.

Здесь начинается новая глава в отношениях Распутина и царской семьи. Двухлетний малыш Алексей болен гемофилией. Болезнь была неизлечима. В 1907 году он был вылечен молитвами Распутина. И не единожды. В 1915 году у царевича после травмы началась лихорадка, открылось сильное носовое кровотечение, которое никто не мог остановить. Послали за Распутиным. Лишь только он вошел в комнату - кровотечение прекратилось. В качестве исцелителя и провидца Распутин приобрел неограниченное влияние на царя, царицу и их окружение. Тогда появилось выражение крайнего разложения правящей верхушки России - "распутинщина".

Григорий Распутин не сомневался в своих силах и неудивительно, что заимел врагов. К проявлению подобных способностей всегда относились с завистью. К тому же Распутин никогда не был тактичным и осмотрительным человеком. И его вмешательство в правление Романовых во время революционной лихорадочной эпохи еще больше разжигало ненависть. В 1914 году в Сибири Распутина впервые ударили ножом.

В течение нескольких недель Распутин был близок к смерти. Придя в себя он узнал, что царь отверг его совет не вступать в войну. В России начался хаос.

Согласно официальной версии, 29 декабря 1916 года Григорий Распутин был убит группой черносотенцев: князем Феликсом Юсуповым-младшим, великим князем Дмитрием Павловичем Романовым и депутатом Государственной Думы Владимиром Митрофановичем Пуришкевичем. Кроме них в заговоре участвовали поручик Александр Сухотин и врач Станислав Лазаверт. Всех их объединяла ненависть к “грязному похотливому и продажному мужику”. Но вот что любопытно: до сих пор точно не известно, кто убил старца и в результате чего он погиб.

Перед смертью он написал письмо, в котором предполагал, что уже 1 января 1917 года его не будет в живых. В письме он предрекал некоторое будущее России - если его убьют крестьяне, Россия останется процветающей монархией, но если же аристократы (бояре), их руки будут испачканы в крови жертвы, в России не останется благородных людей, а царь вместе со всей своей семьей погибнет в течение двух лет. И всё это сбылось.

Историк Бернард Паре видел это письмо, и подтвердил его подлинность. Смерть Распутина легендарна. Отравленный цианидом (хотя яда в его теле обнаружено не было), затем застреленный он каким-то чудом вырвался через запертую дверь. В него выстрелили еще раз, ударили железным прутом и бросили в ледяную прорубь. После, когда тело обнаружили выяснилось, что Распутин погиб не от пулевых ранений, он... захлебнулся.

Как написал в своих воспоминаниях Юсупов, то убийство было задумано и осуществлено исключительно по его личной инициативе. По его словам, он был жертвой навязчивой идеи: "Чем бы я ни занимался, с кем бы ни говорил, - одна навязчивая мысль, мысль избавить Россию от ее опаснейшего внутреннего врага терзала меня. Иногда среди ночи я просыпался, думая все о том же, и долго не мог успокоиться и заснуть".

2. Распутин и церковь

В поучениях «старца Григория» слишком сквозит его поучающее «я». Он никогда не порочил Церковь, говорил с благоговением о богослужении, о приобщении к Святым Тайнам, никого от Церкви не отваживал, а наоборот – привлекал. Но в его поступках и словах, в самом положении особенного, ни на кого не похожего, «старца», была заметна религиозная самодостаточность.

Церковь была нужна ему лишь как источник благодатных энергий (в таинствах), и, при всей искренности его смирения перед Богом, никакого смирения перед Церковью в Распутине не было. Его увещевали, он не внял. Вообще, с тех пор, как Григорий становится странником, не видно никакого человеческого церковного авторитета над ним. Таким образом нравственное падение «старца Григория» могло быть Божиим попущением ради самообличения и нелицемерного воцерковления, чего не случилось

Имя Григория Распутина ассоциируется с шарлатанством, неумеренностью и падением царской династии Романовых, он был гениальным мистиком и целителем.

Как ни скрывал Распутин своей принадлежности к сектантству, люди при близком соприкосновении с ним, может быть, бессознательно чувствовали, что в нём, помимо его собственной тёмной силы, живёт и действует какая-то жуткая стихия, которая к нему влечёт. Этой стихией было хлыстовство с его пьяно-чувственной мистикой. Хлыстовство всё построено на сексуальных началах и сочетает самый грубый материализм животной страсти с верой в высшие духовные откровения.

В числе характерных черт хлыстовщины нельзя не обратить внимания на исключительно враждебное (хоть внешне маскированное) отношение «божьих людей», к коим причисляли и Распутина, к православному духовенству. «По мнению хлыстов духовные лица, это – чёрные враны, кровожадные звери, волки злые, безбожные иудеи, злые фарисеи и даже сопатые ослы».

Все вопросы, тесно связанные с церковной жизнью и назначениями, не только интересовали Распутина, но близко его задевали, так как в этой области он считал себя не только компетентным, но и как бы непогрешимым, тем самым расценивая оскорбительно-низко не только отдельных «пастырей», но и весь синод вкупе.

До какой степени «мальтретирования» нашего духовенства доходил Распутин в своей «непогрешимости», показывает хоть бы его жестокая расправа с прежними, обласкавшими его друзьями-епископами Феофаном, Гермогеном и иеромонахом Илидором, изнасилование монахини Ксении и т. п. факты.

По-видимому, Распутин находил сущее удовольствие в том, чтобы «пакостить», где только можно, представителям нашей официальной церкви. По-видимому, это составляло для него определённую задачу, входило так сказать в его личные планы. Чем иначе объяснить, например, факт несомненного злостного, в известном смысле, недопущения Распутиным автономии духовной школы вообще и в частности – Петербургской духовной академии.

Чем объяснить иначе противодействие Распутина восстановлению древнего чина диаконесс в нашей церкви, о чём хлопотали все члены синода, митрополит Владимир, игуменья великая княгиня Елизавета и целый ряд авторитетных в делах церкви иереев?

Чем большему числу ненавистных иереев мог «досадить» «непогрешимый» Распутин, - тем безапелляционней были его решения, когда к тому являлся подходящий случай. Достаточно вспомнить хотя бы его роль в вопросе о желательном почти всему нашему духовенству, в 1904-1907 годах, созыве всероссийского церковного собора!

«И без собора хорошо, есть помазанник божий и довольно; бог его сердцем управляет, какой же ещё нужен собор».

Под «богом» видимо Распутин подразумевал себя лично, «управляющего» сердцем «помазанника».

«А почему теперь уходят в разные вероисповедания? – вопрошал Распутин в своей книжке «Мои мысли и размышления» и отвечал: «Потому что в храме духа нет, а буквы много – храм и пуст».

Так, разумеется, мог говорить только сектант, презиравший рядовое духовенство.

Только издевательством над православной церковью можно объяснить такие «назначения» Распутина, как представление к митре всячески скомпрометированного попа Восторгова, оглашённого ещё Иоанном Кронштадтским как «мазурик», назначение епископом Макария Гневушина, - того самого, которого московские купцы обвиняли в уголовных преступлениях, проведение в экзархи Грузии известного мздоимца, опального епископа Псковского Алексея и т. п.

Особенно же характерным для хлыстовства Распутина было пожалование им Варнаве, почти неграмотному огороднику, епископского сана.

«Хоть архиереи и будут обижаться, что в среду их, академиков, мужика впихнули, да ничего, наплевать, примирятся», -так объяснил это назначение Распутин Александре Фёдоровне.

Ко времени войны 1914-1916 г. Распутин окончательно овладел директивой всей государственной и церковной жизни России. О том, что в делах церкви Распутин стал для духовенства «царь и бог» можно заключить не только из земных поклонов В. К. Саблера, отвешенных Распутину за назначение обер-прокурором Синода, не только из победы Распутина над епископом Гермогеном, но из следующих фактов.

В ноябре 1915 умирает митрополит киевский, и Распутин подсказывает Александре Федоровне назначить в этот город в качестве наказания упорного противника своего, митрополита Петроградского Владимира. А на его место поставить "приятного во всех отношениях", покладистого и сообразительного епископа Питирима (Окнова). Николай II соглашается, и, не испросив даже согласия прокурора Священного Синода, назначает Питирима. Столичному же обществу и всей России стало ясно, что Распутин "крутит" как хочет уже и церковью.

3. Отношение церкви к Распутину

В столице в 1903 году Распутин был представлен духовному лидеру православия, святому Иоанну Кронштадскому. Старец произвёл огромное впечатление на о. Иоанна. Он причащает и исповедует Григория, говорит: "Сын мой, я почувствовал твое присутствие. В тебе есть искра истинной веры!" -- и добавляет, как рассказывали очевидцы: "Смотри, чтобы твое имя не отразилось на твоем будущем".

После этого Распутин больше не сомневается в своем божественном предназначении. Духовные отцы предлагают ему учиться в академии и стать священником, - он скромно отказывается. Притворное смирение скрывает гордыню человека, считающего себя абсолютно свободным и избранным для великой цели. Не может быть посредников между ним и Отцом Небесным.

В народе его называли «странником», но чаще «старцем». Среди его почитателей как носителя истинной веры был казанский епископ Хрисанф, ректоры Петербургской академии епископ Сергий, архимандрит Феофан и многие другие.

Весной 1908 года архимандрит Феофан, духовник императорской семьи, по поручению царицы отправляется в Покровское - проверить слухи и узнать о прошлом "божьего человека". Феофан живет в доме Григория в Покровском две недели, посещает старца Макара в Верхотурье и решает, что Распутин воистину святой. Во время их бесед Григорий рассказывает, что он не только видел Богородицу, но что апостолы Петр и Павел приходили к нему, когда он пахал в поле. По возвращении Феофан составляет подробный отчет о поездке и заявляет, что набожный Григорий Распутин - избранник Божий и послан, чтобы примирить царя и царицу с русским народом. Сам же избранник, с восторгом принимаемый во всех аристократических салонах столицы, начинает открытую проповедь своего учения: Богу нужен грех и его осознание, только в этом истинный путь к Богу. Вокруг него возникает эротико-религиозный миф.

В 1910 г. ректор Духовной академии епископ Феофан, не сразу, но вполне определенно, пришел к выводу, что Распутин, подспудно, ведет развратную жизнь. Принеся пред«высочайшими особами» как бы «покаянную» в рекомендации им некогда сомнительного праведника, навлёк тем самым на себя жестокую опалу и, несмотря на свои заслуги, несмотря на то, что служил раньше духовником самой императрицы, был вскоре после этого перемещён, вернее сослан в Таврическую губернию.

Перед Чрезвычайной следственной комиссией в 1917 г., епископ Феофан показал: «Он (Григорий Распутин) не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Но, под влиянием высшего общества, которое не могло понять этого простого человека, произошла ужасная духовная катастрофа и он пал».

Когда Распутин чёрной тенью стоял около престола, негодовала вся Россия. Лучшие представители высшего духовенства поднимали свой голос в защиту церкви и Родины от посягательств Распутина.

4. Распутинщина и её последствия

Кризис, постигший народ, церковь и интеллигенцию в начале XX века, слишком поздно встревожил прогрессивную мысль.

Всесторонний кризис нашел свое выражение в страшном и постыдном явлении "распутинщины", когда духовная и светская власть окончательно себя скомпрометировала. Слепой народ, лишенный ориентиров, наставников и руководства, легко стал добычей антихристианской революционной пропаганды. В этом, вероятно, и заключался "секрет" успеха большевиков: не нужно было ничего завоевывать и свергать, страна была безнадежно больна. Таившиеся в недрах масс темные бессознательные, разрушительные силы были отпущены на свободу и направлены против государства, церкви, интеллигенции.

Распутинщина… Это не просто характеристика предреволюционной эпохи в России начала XX века. Человек, давший этой части русской истории свое имя, до сих пор оценивается неоднозначно. Кто он - добрый гений царской семьи или злой гений российского самодержавия? Обладал ли он сверхчеловеческими способностями? Если нет, как пьяница и развратник чуть не стал святым?

Безусловно, Распутин был сильным сенситивом. Он действительно помогал больному царевичу Алексею и пользовал других больных. Но использовал свои способности себе во благо.

Распутину нравилось быть центром внимания, его натуре начала льстить популярность. Это искушение он не сумел преодолеть и последние годы становился постепенно жертвой своей гордыни. Сознание собственной значимости нетрудно заметить в его же собственных словах. Много раз, например, повторял он царице: «Меня убьют, и тебя убьют», и «я» звучит здесь прежде всего.

С лета 1915 г. возрастает вмешательство в управление страной императрицы, Г.Е.Распутина и его окружения. Относительно природы распутинщины, степени влияния "старца" на государственные дела существуют разные мнения. Во всяком случае воздействие "темных сил" накладывало заметный отпечаток на работу правительственной машины и компрометировало власть, обусловливало резкое сужение ее социальной базы. Обострившаяся борьба в верхах, столкновения распутинских ставленников с другими членами правительства, неспособность тех или иных представителей высшей администрации справляться с порожденными войной сложнейшими проблемами государственной жизни вызвали "министерскую чехарду".

За два с половиной года войны в кресле премьера побывало 4 человека, на посту министра внутренних дел - 6, министрами земледелия, юстиции и военным - 4. Постоянные перетасовки в правящих кругах дезорганизовывали работу бюрократического аппарата. Его позиции и в центре, и на местах в условиях глобальной войны и порожденных этой войной небывалых проблем ослабевали. Авторитет власти, не желавшей сотрудничать с оппозицией и вместе с тем не решавшейся зажать ей рот, был окончательно подорван.

В результате, на смену минимально честным чиновникам и министрам приходили те, кто, чтобы получить место в иерархии поближе к “помазанникам Божьим”, не чурались угодничать перед “святым старцем” - в любой форме. К нему на поклон пошли теперь и лица из правительства. С подачи Распутина меняется и председатель Совета Думы, -- думцы в бешенстве. Начинается последняя, смертельная схватка на ковре и под ковром империи. Некоторые наши историки указывают на то, что многие советы Распутина этого последнего года его жизни по внутренней и внешней политике были правильны, умны, даже мудры. Наверное. Но теперь все это было уже бесполезно, - и для страны, и для царской семьи, и для самого Распутина.

5. Современные взгляды церкви на Распутина

Как Церковь относится к личности Распутина? Насколько велика его роль в гибели государства, царской семьи, императора? Церкви он представляется "микро-антихристом", вызвавшим падение России и смерть всех доверившихся ему людей - как прообраз конца света, что через него бесы вышли в мир и завладели миллионами душ. Возможно, с него началось в России это безумие - революция, кровь, перерождение людей, разрушение храмов, поругание святынь...

Официальной формулировки отношения Русской Православной Церкви к Распутину не существует, как не существует официальных формулировок отношения Церкви к подавляющему большинству исторических фигур. Вопрос о роли Распутина в «гибели государства, царской семьи» – вопрос скорее исторического, но никак не богословско-исторического свойства, поэтому за разъяснениями в данном случае лучше обращаться к исторической литературе.

Тем не менее недавно в г. Рязани была издана брошюра, составленная И.В. Евсиным, в которой читателю предлагается взглянуть на Распутина как на праведника и даже святого, а всякое отрицательное слово о нем рассматривать как клевету. Брошюра так и называется «Оклеветанный старец» (Рязань, «Зерна», 2001 г.). Подобный взгляд – далеко не новость. Один из главных его приверженцев – историк О.А. Платонов, книга которого о Распутине «Жизнь за царя» выходила уже не одним тиражом. Он пишет в своей книге: "Позднее и большевистские деятели, и их враги из противоположного лагеря с равным пылом клеймили Распутина, не утруждая себя доказательствами его вины. И тем и другим миф о Распутине был нужен по политическим и идеологическим причинам. Для большевиков он был символом разложения царской России, ее убожества и разврата, от которого они спасли ее. Когда речь заходила о последнем русском царе, они показывали на Распутина в подтверждение правильности своей кровавой политики, которая, по их словам, только одна могла вывести страну из кошмара распутинщины и разложения. Для политических оппонентов большевиков Распутин был козлом отпущения, виновником их падения. Свою политическую несостоятельность, оторванность от народа, неправильную линию поведения и грубейшие ошибки перед революцией с последовавшим за ним крахом они пытались объяснить влиянием темных сил, во главе которых стоял Распутин».

Более того, в церковных книжных киосках иногда можно встретить книгу «Мученик за царя Григорий Новый», в ней содержится и акафист «старцу». в одном из храмов города Рязани имеет место молитвенное почитание «старца Григория».

Написаны три "иконы" с изображением "святого старца". Сочинен даже специальный акафист (молитвенный текст), обращенный к "старцу" Григорию, которого называют не иначе, как новый пророк и новый чудотворец. Однако в данном случае речь может идти о некоей секте, открыто противопоставляющей себя священноначалию.

В прямом эфире радио «Радонеж» священникам, случалось, задавали вопрос о Распутине. Обыкновенно их отзыв был отрицательным и рассудительным. Однако один из авторитетных московских священников отстаивает взгляд Олега Платонова. Другой авторитетный московский священник не раз заявлял, что почитание Распутина – это новый соблазн для нашей Церкви. Мы видим, таким образом, разделение. Видим, что соблазн этот – реальность. Главное здесь – вред, который наносится почитанию царственных мучеников

После решения Архиерейского собора Русской православной церкви о канонизации Николая II и его семьи группа православных граждан не прочь поставить вопрос о причислении к лику святых Григория Распутина.

По данным газеты "Сегодня", члены ряда маргинальных околоправославных организаций создали своего рода неформальный "распутинский клуб"

В Московской патриархии о такой инициативе пока ничего не знают. Вряд ли кто-либо из епископов Русской православной церкви решится даже поставить вопрос о канонизации Распутина. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время в историко-церковных трудах все чаще отмечаются положительные стороны деятельности Григория Ефимовича (например, целительский дар), а весь "негатив", в том числе пьяные дебоши и разврат, списывается на клевету со стороны масонов и прочих заговорщиков.

6. Литература

I. Евреинов Н.Н. Тайна Распутина - Репринтное изд. - Ленинград: Былое, 1924. - с.80

III. Мановцев А. Распутин и церковь - М.: Журнал "Глаголъ" №2(48), 2000. - с.150

IV. Пикуль В.С. Нечистая сила - М.: Воениздат, 1990. - с.592

V. Юсупов Ф. Конец Распутина - Ленинград: СП "СМАРТ", 1991. - с.111

 

Возможно, будет полезно почитать: