Этапы процедуры систематической десенсибилизации. Десенсибилизация в психиатрии

1-й этап - овладение клиентом методикой мышечной релаксации и тренировка умения клиента переходить в со­стояние глубокой релаксации.

2-й этап - конструирование иерархии стимулов, вызы­вающих тревожность и страх.

3-й этап. Этап собственно десенсибилизации - соедине­ние представлений о ситуациях, вызывающих страх, с ре­лаксацией.

1-й этап . Этот этап является подготовительным. Основ­ной его задачей является обучение клиента способам регу­ляции состояний напряженности и релаксации. Для этого могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное, прямое внушение, а в исключи­тельных случаях - гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения.

2-й этап . Задача - конструирование иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степе­ни тревожности, которую они вызывают. В связи с тем что у клиента могут быть различные страхи, все ситуации, вы­зывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каж­дой группы клиент должен составить список: от самых лег­ких ситуаций до самых тяжелых, вызывающих выражен­ный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психологом. Обяза­тельным условием составления этого списка является ре­альное переживание пациентом страха такой ситуации (т.е она не должна быть воображаемой).

Различают два типа иерархии. В зависимости от того, как представлены элементы - стимулы, вызывающие тревож­ность, различают: пространственно-временные и темати­ческие иерархии.

В пространственно-временной иерархии представлен один и тот же стимул, предмет или человек (например, доктор, Баба Яга, собака, милиционер и т.д.), или ситуация (ответ у доски, расставание с матерью и т.д.) в различных вре­менных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и простран­ственных (уменьшение расстояния в пространстве) измере­ниях. То есть при конструировании иерархии пространствен но-временного типа создается модель постепенного приближения клиента к вызывающему страх событию или предмету.

В тематической иерархии стимул, вызывающий тревож­ность, варьируется по физическим свойствам и предметно­му значению для того, чтобы сконструировать последова­тельность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией. Таким образом, создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью пережи­ваний клиентом тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии второго типа способствуют обобщению уме­ния клиента подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической ра­боте обычно используются иерархии обоих типов: и про­странственно-временного, и тематического. За счет конст­руирования стимульной иерархии обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиентов.



Например, у клиента выявляется страх высоты - гибсофобия. Психолог составляет иерархическую шкалу-перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, на­чиная от слабого и до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом- вид от­крытой двери на балкон высотного этажа, затем сам бал­кон, вид асфальта и автомашин под балконом. Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие актуаль­ные для клиента детали.

В качестве примера можно привести 15 сцен из иерархии, составленной для клиента со страхом полетов в самолете:

1.Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпа­нии.

2.Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей, садящихся в самолет.

3.Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.

4.Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.

5.Вы в своей спальне укладываете чемодан для поездки.

6.Вы принимаете душ утром перед поездкой.

7.Вы в такси по пути в аэропорт.

8.Вы проходите регистрацию в аэропорту.

9.Вы в зале ожидания и слышите о посадке на ваш рейс.

10.Вы стоите в очереди перед трапом самолета.

11.Вы сидите в своем самолете и слышите, как начинает работать двигатель самолета.

12.Самолет приходит в движение, и вы слышите голос стюардессы: «Застегните ремни, пожалуйста!»



13.Вы смотрите в окно, когда самолет начинает разбе­гаться по дорожке.

14.Вы смотрите в окно в то время, когда самолет собира­ется взлететь.

15.Вы смотрите в окно, когда самолет отрывается от земли-.

3 - й этап - это собственно десенсибилизация. Перед на­чалом десенсибилизационной работы обсуждается методи­ка обратной связи: информирование клиентом психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представле­ния ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообща­ет поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее - поднятием пальца левой руки. Затем организуется пос­ледовательное предъявление клиенту (находящемуся в со­стоянии релаксации) стимулов из сконструированной ра­нее иерархии, начиная с низшего элемента (практически не вызывающего тревожности) и пocтепенно переходя к более высоким. Предъявление стимулов может осуществляться вербально, in vivo.

При работе со взрослыми клиентами стимулы предъяв­ляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в вообра­жении. Представление ситуации осуществляется согласно со­ставленному списку. Клиент воображает ситуацию 5-7 с Затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релак­сации. Этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз. И если у пациента тревога не возникает, то переходят к следующей, более трудной ситу­ации.

При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погру­жается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослаб­ленная версия того же стимула. Отметим, что идеально скон­струированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состоя­ние покоя и отсутствие малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемен­та иерархии. Так, переходя от ситуации к ситуации по иерар­хической шкале, клиент достигает самой волнующей и учится купировать ее релаксацией. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. После это­го тренировки переносят из лаборатории в реальную дей­ствительность.

В течение одного занятия отрабатывается 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасаю­щей при повторных предъявлениях ситуаций, возвращаются к предшествующей ситуации. При простых фобиях всего про­водится 4-5 сеансов, в сложных случаях - до 12 и более.

Вариантом вербальной десенсибилизации в работе с деть­ми является методика эмотивного воображения. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психолог направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывающими ра­нее страх.

Методика эмотивного воображения включает четыре ста­дии:

1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.

2. Выявление любимого героя, с которым ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.

3. Начало ролевой игры. Ребенка (с закрытыми глазами) просят вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.

4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлечен в игру, в действие вво­дится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующей ситуации и т.д. При другом варианте систематическая десенсибилизация осуществляется не в представлении, a «in vivo», путем ре­ального погружения в фобическую ситуацию. Метод систематической десенсибилизации «in vivo » заключается в том, что стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются клиенту в форме реальных физических объектов и ситуа­ций. Этот вариант представляет собой большие технические трудности, но, по мнению ряда авторов, он более эффек­тивен, может применяться для клиентов с плохой способ­ностью вызывать представления. В литературе приводится случай, когда человек, страдающий клаустрофобией, на­учился переносить возрастающее ограничение до такой сте­пени, что чувствовал себя комфортно в застегнутом на мол­нию спальном мешке. Во всех случаях стрессовая ситуация ассоциируется у пациента с мышечным расслаблением, а не напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельства­ми в реальной жизни, человек должен теперь реагировать на нее не страхом, а расслаблением. В зависимости от харак­тера испытываемых клиентом трудностей в этом подходе могут чаще испытываться реальные, нежели воображаемые ситуации.

Десенсибилизация «in vivo» в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызыва­ющих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть много­кратно повторены в действительности.

На втором этапе психолог сопровождает клиента, по­буждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психолога, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусовливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психолога с клиентом.

Вариантом этой методики является контактная десенсиби­лизация, которая чаще используется в работе с детьми. Также составляется список ситуаций, ранжированных по степени испытываемого страха. Однако на втором этапе кроме по­буждения психологом клиента к телесному контакту с объек­том, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирова­ние- выполнение другим клиентом, не испытывающим дан­ного страха, действий согласно составленному списку.

Противоположной по механизму воздействия методике десенсибилизации является методика сенсибилизации.

Она состоит из двух этапов.

На 1-м этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психологом и обсуждаются детали взаимодей­ствия.

На 2-м этапе создается наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в воображении, когда кли­ента просят представить, что он находится в состоянии па­ники, охватившей его в наиболее страшных для него обсто­ятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни.

В каком-то смысле этот прием аналогичен обучению ре­бенка плавать, бросаю в воду в самом глубоком месте. Бла­годаря прямому столкновению с пугающим объектом кли­ент обнаруживает, что на самом деле объект не является таким уж и страшным. Сенсибилизация задумана как ме­тод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожностей в интенсивной стрессогенной ситуа­ции, в то время как десенсибилизация строится на избега­нии любых факторов, вызывающих большую, чем мини­мально допустимую, тревогу.

ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ

Существуют методы коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угаса­ния, открытый И. П. Павловым, согласно которому предъяв­ление условного стимула без подкрепления ведет к исчез­новению безусловной реакции. Эта группа методов называ­ется иммерсионными. Если в методике систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит постепенно, то в иммерсионных методи­ках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкнове­ние с ситуацией, вызывающей страх, чем она длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая это стол­кновение, тем в большей степени процедуру можно назвать иммерсионной.

В практической работе отнесение той или иной процеду­ры к иммерсионной или десенсибилизирующей во многих случаях является условным. Все методики подобного рода можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находится метод систематической десенсибилиза­ции, на другом- иммерсионные методы. Параметры, по которым различаются эти полюса, следующие: 1) быстрая или медленная конфронтация (столкновение) со стимулом, вызывающим страх; 2) возникновение интенсивного или слабого страха; 3) длительность или кратковременность стол­кновения со стимулом, вызывающим страх. К иммерсион­ным методам относят: метод наводнения, метод имплозии, метод парадоксальной интенции.

Метод наводнения

Метод наводнения заключается в том, что клиента по­буждают оказаться в реальной ситуации, вызывающей страх, находиться в ней максимально долгое время и убедиться в том, что возможные негативные последствия (например, смерть от сердечного приступа у клиента с кардиофобией или отсутствие обморока у клиента с агорафобией) отсут­ствуют. Для достижения желаемого результата клиент дол­жен находиться в этой реальной ситуации как можно доль­ше, чаще и испытывать как можно более сильный страх.

Методика эффективна при соблюдении ряда условий.

1. Высокая активность самого клиента.

Клиент должен являться активным участником коррекционного процесса. Для этого необходимо, чтобы перед началом работы он получил от психолога информацию о ме­ханизмах действия метода, причинах страха и т.д. Заранее обсуждаются конкретные задачи (для разрешения которых используется метод), интенсивность конфронтации со сти­мулом, вызывающим страх, преимущества быстрой или постепенной конфронтации.

Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

Систематическая десенситизация (десенсибилизация)

Теоретическое обоснование и создание этого метода связано с именем Дж. Вольпе. Метод основан на принципе реципрокного подавления, который сформулирован следующим образом: страх может быть подавлен, если заменяется активностью, которая антагонистична страху. «Если в присутствии вызывающих тревогу стимулов может быть осуществлена реакция, подавляющая тревогу, то она ослабит связь между этими стимулами и реакцией тревоги» (Вольпе Дж., 1962).

При систематической десенситизации негативное поведение (тревога, напряжение) замещается позитивно окрашенной реакцией (релаксацией, спокойствием, чувством контроля над событиями и др.). Поэтому ряд авторов называют систематическую десенситизацию техникой замещения.

При систематической десенситизации клиент постепенно, но с нарастающей интенсивностью соприкасается с ситуациями, вызывающими страх, выполняя адаптивное поведение, которое несовместимо с тревогой. Пациент обучается реагировать на эти ситуации другим поведением, а не только тревогой, страхом. В результате он становится десенситизированным по отношению к ним.

Работа с клиентом начинается с интервью. Интервью проводится в атмосфере, создающей и углубляющей взаимное понимание, раппорт.

Задачи интервью проанализировать историю болезни пациента, чтобы сделать понятным для обоих участников взаимодействия факторы, которые способствовали и способствуют сохранению тревоги, страхов. Эта информация, проясняя модель болезни пациента, также позволяет решить, какой из методов терапии страхов будет избран.

В процессе интервью согласовывается цель терапии, последовательность работы с определенными симптомами, определяется, с какими страхами в первую очередь надо начать работу (эта задача актуальна при наличии у пациента полиморфных фобий).

Цель терапии – уменьшение тревоги или фобических реакций у клиента до уровня, позволяющего ему выполнение своих обязанностей. Поведенческий психотерапевт не ставит перед собой такие задачи, как реконструкция личности пациента, достижение им более высокого уровня эмоционального и психологического функционирования и др. Эти задачи находятся вне компетенции поведенческого терапевта.

К техникам замещения следует отнести и аверзивные техники. Их выделяют в особую подгруппу, поскольку они замещают негативное, преимущественно с точки зрения окружения, но положительно окрашенное, приятное для пациента поведение, такое как алкогольная или лекарственная зависимость, девиантное сексуальное поведение и др.

Техники замещения показаны для работы с преувеличенными, нереалистическими негативными реакциями на объективно нейтральные или даже позитивные ситуации и объекты (неуправляемые тревога, страх, напряжение, отвращение, чувство потери контроля и др.), но чаще всего они используются для работы с тревогой и страхами.

В самой процедуре систематической десенситизации можно выделить три этапа: овладение методикой мышечной релаксации; составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенситизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).

Остановимся на каждом этапе подробнее.

Первый этап – овладение одним из вариантов методики мышечной релаксации. Тренировка в мышечной релаксации проводится убыстренным темпом сравнительно с классической методикой Джекобсона.

Второй этап методики – составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. Практическое значение иерархии состоит в том, что она позволяет работать со страхами малыми шагами в определенное время. Если сравнить процедуру избавления от страха с подъемом по лестнице, то иерархия делает лестницу доступной для подъема.

Составление шкалы начинается со следующей инструкции. Подумайте о наиболее сильном, приближающемся к панике, страхе, с которым мы будем работать, страхе, который вы реально испытывали или можете вообразить, и оцените его в 100/10 баллов. А теперь подумайте о ситуации, в которой этот страх полностью отсутствует, вы спокойны, и поставьте 0 баллов. Затем вспомните ряд других конкретных ситуаций, в которых вы испытали этот же страх, но другого уровня.

Пациенту предлагается записать максимальное число ситуаций, в которых он испытывал страх. Список ситуаций должен быть достаточно длинным, чтобы потом пациент имел возможность проранжировать их по 100– или 10-балльной шкале. Меньшая шкала не должна использоваться. Обязательным условием составления списка ситуаций является реальное переживание страха в такой ситуации в прошлом, то есть ситуация не должна быть придуманной (сконструированной).

Составление иерархии ситуаций страха в ряде случаев может быть очень быстрой процедурой. Это бывает тогда, когда страхи простые и их возрастание связано с одним параметром, например, с высотой. При других фобиях ведущий параметр так же легко выделяется, например, страх пауков – с расстоянием до насекомого. Но часто фобии варьируют больше, чем по одному параметру. Даже «простые» фобии могут различаться по нескольким характеристикам. Уже упомянутый страх пауков может зависеть от расстояния, размеров насекомого, его окраски и др. Чаще всего интенсивность страха зависит от многих параметров объекта или ситуации страха. В таких случаях иерархию составляют, основываясь не на внешних характеристиках, а на оценке интенсивности возникающего у пациента страха. Поэтому при сложных фобиях иерархия ситуаций – это чаще всего субъективная шкала страха . Такая шкала делает понятным, почему в одном списке пациента могут оказаться ситуации, вроде бы имеющие между собой мало общего, например, нахождение в лифте и надевание на шею узкого ожерелья. Примеры таких иерархий представлены ниже.

Фобии, связанные со смертью:

1. Нахождение рядом с гробом покойника – 100.

2. Участие в похоронах на небольшом расстоянии от гроба – 90.

3. Участие в похоронах на отдалении от гроба – 80.

4. Получение известия о смерти молодого человека от сердечного приступа – 70.

5. Проезд мимо кладбища (в зависимости о расстояния) – 55–65.

6. Столкновение с похоронной процессией – 40–50.

7. Столкновение с человеком, несущим похоронный венок – 30–40.

8. Получение информации о смерти пожилого человека – 25.

9. Посещение больницы – 20.

10. Проезд или проход мимо больницы – 10.

11. Столкновение с санитарным транспортом – 5.

В связи с тем что у пациента могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся на определенное число тематических групп. Для каждой группы пациент должен составить список ситуаций от самых легких до самых тяжелых, вызывающих выраженный страх.

Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с врачом. В случае, если шкала будет иметь пропуски, то есть отсутствуют ситуации, оцениваемые определенным баллом, надо предложить пациенту еще раз вспомнить и записать ситуации, которые будут сопровождаться страхами такого уровня (например, при пропуске в шкале ситуаций, оцениваемых примерно на 5 и 6 баллов). После заполнения всей шкалы (или нескольких при полиморфных фобиях) второй этап заканчивается.

Третий этап – собственно десенситизация. Обсуждается общий план лечения, содержание контрольных сцен и методика получения обратной связи от пациента о наличии у него тревоги после предъявления проблемных ситуаций. Чаще всего информация о наличии тревоги дается путем подъема указательного пальца правой руки. Такой способ получения обратной связи используется, поскольку во время сеанса все разговоры запрещены. Пациент должен сообщать о наличии у него малейшей тревоги после любого представления ситуации.

Контрольной является сцена, связанная в прошлом опыте клиента с состоянием глубокого покоя и расслабления. Например, представление себя лежащим на пляже, на берегу моря или реки или лежащим в постели в состоянии полного расслабления или сидящим в таком состоянии в кресле и т. д. Контрольная сцена используется, чтобы снять появившуюся тревогу и отвлечь внимание пациента от фиксации на предъявляемой сцене. Обучение представления контрольных сцен используется для облегчения представления проблемных ситуаций из списка.

Пациент представляет ситуацию 5–7 с, дает обратную связь о наличии тревоги, если она имеется, поднимая указательный палец правой руки. Тогда предъявляется контрольная ситуация в течение примерно 20 с, и весь цикл повторяется вновь. При отсутствии тревоги цикл включает расслабление, предъявление ситуации. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает после трех предъявлений, то переходят к следующей более трудной ситуации из списка.

В течение одного занятия пациенту дается 2–4 ситуации из списка.

Если при переходе к более трудной ситуации из списка у пациента вновь возникает тревога, то работают и заканчивают сеанс на успешной сцене.

Пациент инструктируется воображать сцены как можно ярче и живее, как будто он находится в ней реально, сохраняя при этом состояние глубокой релаксации. Чтобы облегчить представление сцены, терапевт предлагает пациенту зрительно вспомнить ее, постараться увидеть отдельные ее детали, максимально наполнить цветом и светом, как будто она находится прямо здесь, перед глазами, попробовать вспомнить все запахи и звуки, которые сопровождали ее, оживить те ощущения в теле, которые отмечались при столкновении с этой ситуацией или объектом. Обучение умению включать наибольшее число модальностей восприятия для восстановлении наиболее полного образа сцены обычно проводится на контрольных сценах. Если эта задача решена на контрольных сценах, то представление сцен, вызывающих страхи, протекает без особых трудностей.

Средняя продолжительность сеанса около 30 мин. Врач должен планировать сеанс так, чтобы иметь время на беседу для обсуждения сложностей, которые возникают у пациента. Частота сеансов – в среднем 2 сеанса в неделю.

Чтобы уменьшить возможность пациента не сигнализировать о наличии тревоги, полезно через определенные интервалы напоминать ему: «Помните, что при появлении малейшей тревоги, вы должны сигнализировать о ней». Однако отношение терапевта к самому факту частоты предъявления тревоги должно быть нейтральным, не создавать у пациента желания усиливать определенное поведение. Любой сеанс должен заканчиваться всегда на позитивном опыте, на сцене, которая успешно преодолена.

В начале этапа собственно систематической десенситизации пациент должен особо инструктироваться избегать искушения проводить одновременно с десенситизацией в воображении десенситизацию в реальной жизни.

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ* К СМЕРТИ Еще одна концепция, на которую терапевт может опереться, имея дело с тревогой смерти, – концепция «десенсибилизации». «Десенсибилизация к смерти» вульгарное выражение с уничижительным оттенком, поскольку в нем глубочайшее человеческое

Из книги Мысленным взором автора Лазарус Арнольд

Систематическая десенситизация В 1955 году, когда я учился в аспирантуре в Южной Африке, в Йоханнесбурге, доктор Джозеф Вольпе, профессор психиатрии медицинского факультета Университета Темпле научил меня технике «систематической десенситизации». Этот метод преодоления

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Систематическая десенситизация Официальное начало поведенческой терапии связывается с именем Джозефа Вольпе. Вольпе определял невротическое поведение как «закрепившуюся привычку неадаптивного поведения, приобретенного в результате научения». Принципиальное

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Систематическая классификация ощущений Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, мы можем разбить их на три основных типа:1) интроцептивные;2) проприоцептивные;3) экстрацептивные.Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма,

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

Внутренняя десенсибилизация в естественных условиях После того как любое упражнение будет вызывать ощуще­ние тревожности, не превышающее 25 баллов, приступайте к десенсибилизации в условиях реальной жизни. Если у вас нет медицинских противопоказаний, попро­буйте

Из книги Мозг и душа автора Амен Дэниел

Десенсибилизация движением глаз и репроцессингом (ДДГР) Десенсибилизация движением глаз и репроцессингом (ДДГР) - еще один мощный инструмент разделения эмоциональных связей между прошлым и настоящим. ДДГР помогает оправиться от детских травм, травм после

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Систематическая десенситизация in vivo (в реальной жизни) Систематическая десенситизация в воображении имеет ряд преимуществ сравнительно с систематической десенситизацией in vivo (в реальной жизни).Во-первых, она вызывает тревогу гораздо меньшей степени, чем погружение в

  • 1.3.1.Общие закономерности развития и индивидуальные формы их реализации
  • 1.3.2.Типологический анализ онтогенеза: от возрастных особенностей развития к индивидуальным
  • 1.3.3.Типологический подход в возрастной психологии развития
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 2психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства
  • 2.1.Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста
  • 2.1.1.Проблема речевого развития ребенка
  • 2.1.2.Проблема достижения ребенком автономии действий
  • 2.1.3.Проблема ограничения самостоятельности и инициативы
  • 2.1.4.Проблема овладения навыками самообслуживания
  • 2.2.Психологические трудности дошкольника
  • 2.2.1.Краткая характеристика дошкольного возраста
  • 2.2.2.Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений
  • 2.2.3.Психологические проблемы дошкольников с ослабленным нервно-психическим здоровьем
  • 2.3.Проблема готовности ребенка к школьному обучению
  • 2.4.Проблемы младшего школьного возраста
  • 2.4.1.Кризис семи лет и консультативные проблемы младшего школьного возраста
  • 2.4.2.Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультацией
  • 2.4.3.Особенности обследования психического развития младших школьников в ходе консультирования
  • 2.4.4.Взаимоотношения психолога-консультанта со школой и медицинскими учреждениями
  • 2.5.Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 3 психологическое обследование ребенка в практике консультирования
  • 3.1.Принципы, этапы и общие правила психологического обследования ребенка
  • 3.1.1.Комплексное психологическое обследование ребенка
  • 3.1.2.Основные этапы индивидуального психологического обследования ребенка
  • 3.1.3.Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенка
  • 3.2.Тестовое и клиническое обследование
  • 3.2.1.Основные правила тестирования в рамках комплексного психологического обследования ребенка
  • 3.2.2.Особенности стратегии клинического обследования ребенка
  • 3.3.История развития ребенка
  • 3.3.1.Понятие и значение психологического анамнеза
  • 3.3.2.Принципы составления психологического анамнеза
  • 3.3.3.Схема составления психологического анамнеза
  • 3.4.Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 4 проблемы коррекции психического развития в детском возрасте
  • 4.1.Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы
  • 4.1.1.Коррекция, интервенция и психотерапия
  • 4.1.2.Определение целей и задач коррекции
  • 4.1.3.Эффективность психологической коррекции
  • 4.1.4.Этапы коррекционной работы с детьми
  • 4.2.Принципы построения коррекционных программ
  • 4.3.Методы коррекционной работы
  • 4.3.1.Метод игротерапии
  • Психоаналитический подход
  • Гуманистически ориентированный подход
  • Игровая комната. Ее оборудование
  • Игрушки и игровые предметы
  • Показания для проведения индивидуальной и групповой форм игровой коррекции
  • Требования к составу группы игровой коррекции
  • Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы игротерапии
  • 4.3.2.Арттерапия как метод психологической коррекции
  • 4.3.3.Методы коррекции поведения. Поведенческий подход
  • Метод систематической десенсибилизации
  • Метод поведенческого тренинга
  • 4.3.4.Метод социальной терапии. Статусная психотерапия
  • 4.4.Взаимодействие психолога с родителями, воспитателями и учителями в процессе консультирования
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 5 методические материалы для диагностической и коррекционной работы
  • 5.1.Обзор методик диагностики семейных отношений в практике возрастно-психологического консультирования
  • Адаптированный вариант детской методики для изучения межличностных отношений Рене Жиля
  • Модификация оценочно-самооценочной методики
  • Детский апперцептивный тест (кат)
  • Методика «Модель личностной сферы»
  • Самооценка ребенка и оценка ребенка родителем
  • Модификация методики «Архитектор - строитель»
  • 5.1.1.Диагностика эмоциональных взаимодействий детей и родителей
  • Основные характеристики особенностей эмоциональной стороны взаимодействия Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях
  • Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка
  • Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка
  • Структура эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия
  • Родительская чувствительность
  • Эмоциональное отношение
  • Особенности поведения родителя, определяемые эмоциональным отношением
  • Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
  • Средние (м) и критериальные (n) показатели эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (относительно диады мать- ребенок на выборке из 104 матерей дошкольников)
  • 5.1.2.Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Бене-Антони
  • Исследуемая тестом позиция ребенка по отношению к семье
  • Тестовый материал
  • Процедура проведения теста
  • 1. Выяснение состава семьи ребенка
  • 2. Выставление семейного круга ребенка
  • 3. Опрос
  • 4. Оформление результатов
  • Направления интерпретации результатов теста
  • 1. Относительная психологическая значимость различных членов семьи
  • 2. Эгоцентрические ответы
  • 3. Амбивалентность
  • 4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им
  • 5. Защиты
  • Модификация теста Бене-Антони
  • 5.1.3.Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования
  • Процедура диагностики
  • Основные параметры анализа «Родительского сочинения»
  • 1. Особенности поведения родителя в процессе выполнения задания
  • 2. Формальные показатели родительского сочинения
  • 3. Содержательные показатели
  • Заключение
  • I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности общения и взаимодействия
  • II. Психологические особенности ребенка
  • III. Родитель как воспитатель
  • 5.1.4.Проба на совместную деятельность Обоснование необходимости использования
  • Процедура диагностики
  • Анализ реального детско-родительского взаимодействия
  • 1. Лидерство - распределение ролей «ведущий» - «ведомый»
  • 2. Целенаправленность и последовательность руководства
  • 3. Особенности предъявления инструкции
  • 4. Ориентация на действия партнера
  • 5. Особенности контроля
  • 6. Особенности оценивания
  • 7. Особенности принятия руководства ведомым
  • 1. Стремление к взаимодействию
  • 2. Дистанция при взаимодействии
  • 3. Эмоциональное принятие - отверженце
  • 4. Отношения защиты - обвинения
  • 5. Эмоциональные проявления
  • Протокол наблюдения за характером детско-родительского взаимодействия при выполнении «Пробы на совместную деятельность»
  • 5.2.Тренинг личностного роста с подростками как дополнение консультативной практики возрастного психолога
  • 5.2.1.Истоки методики
  • 5.2.2.Принципы тренинга личностного роста с подростками
  • 5.2.3.Упражнения на испытания как один из типов упражнений для тренинга личностного роста с подростками
  • 1. Упасть в руки партнера
  • 2. Поднять стоящего на стуле
  • 3. Падение со стола (с подоконника)
  • 4. Прыгнуть с закрытыми глазами
  • 5. Перенести девушку через «горный поток»
  • 6. «Три прыжка»
  • 5.3.Обучение родителей гуманистической игротерапии с детьми
  • Принципиальные основания терапии детско-родительских отношений
  • Цели терапии детско-родительских отношений
  • Игровые сессии, центрированные на ребенке
  • Основные умения в терапии дро
  • 1. Умение структурировать
  • 2. Эмпатическое слушание
  • 3. Использование воображения в игре, центрированной на ребенке
  • 4. Умение устанавливать ограничения
  • 1. Приобретение игрушек
  • 2. Определение места для домашних игровых сессий
  • 3. Расписание игровых сессий
  • 4. Непредвиденные перерывы
  • 5. Обязательства
  • 6. Изменения в детской игре
  • Домашние сессии и обобщение игровых умений
  • Супервизия домашних игровых сессий
  • Обобщение игровых умений
  • Дополнительные родительские умения
  • Типичные проблемы домашних игровых сессий
  • 1. Проблемы проведения сессий в домашних условиях
  • 2. Проблемы динамики сохраняют свое значение в домашних условиях
  • Заключительный этап терапии дро
  • Признаки целесообразности завершения терапии
  • Процесс завершения
  • Альтернативные варианты терапии дро Групповая терапия
  • Терапия дро в домашних условиях
  • Терапия дро как профилактическая программа
  • Разнообразие показаний для применения терапии в дро
  • Описание консультативных случаев
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 1 7
  • Глава 2 психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства 52
  • Глава 3 108
  • Глава 4 132
  • Глава 5 225
  • Метод систематической десенсибилизации

    Модель классического обусловливания послужила основой для разработки таких методов коррекции поведения, как аверсивная терапия, метод систематической десенсибилизации, имплосивная («шоковая») терапия. Аверсивная терапия использует механизм подавления (вытеснения) поведенческой реакции за счет отрицательного подкрепления нежелательного поведения. Метод систематической десенсибилизации и имплосивная терапия основываются на механизме актуализации (освобождения) подавленной реакции. Имплосивная терапия, основанная на «наводнении» и шоке, вызванном чрезмерностью отрицательных стимулов и генерализации торможения реакций страха и тревожности, выглядит непривлекательно для детских психологов, предпочитающих избегать любой вероятности дополнительной травматизации клиента в процессе терапии. Метод систематической десенсибилизации является одним из наиболее авторитетных методов поведенческой терапии.

    Метод систематической десенсибилизации был разработан в конце 50-х гг. Д.Вольпе для преодоления состояний повышенной тревожности и фобических реакций. С тех пор метод приобрел известность и находит широкое применение в психологической и психотерапевтической практике. Метод был разработан в контексте поведенческого подхода и стал первой попыткой распространения идей бихевиоризма на практику психотерапевтической и психокоррекционной работы.

    На основе данных, полученных в экспериментах с животными, Д. Вольпе показал, что происхождение и угасание невротической тревожности, подавляющей адаптивное поведение, могут быть объяснены с позиций теории классического обусловливания. Возникновение неадекватной тревожности и фобических реакций, по мнению Д. Вольпе, основано на механизме условно-рефлекторной связи, а угасание тревожности - на механизме контробусловливания в соответствии с принципом реципрокного подавления. Суть этого принципа состоит в том, что если реакцию, противоположную тревожности, можно будет вызвать в присутствии стимулов, обычно вызывающих тревожность, то это приведет к полному или частичному подавлению реакций тревожности. Д.Вольпе реализовал идею сверхобусловливания в работе с клиентами, испытывающими страхи и фобии, сочетая состояния глубокой релаксации клиента с предъявлением ему стимулов, в обычной ситуации вызывающих страхи. При этом решающее значение имел порядок предъявления и подбор стимулов. Стимулы подбирались по интенсивности так, чтобы реакция тревожности была подавлена предшествующей релаксацией. Иначе говоря, конструировалась иерархия стимулов, вызывающих тревожность, в последовательности от стимулов минимальной интенсивности, вызывающих у клиента лишь легкое беспокойство и тревогу, до стимулов высокой интенсивности, провоцирующих сильно выраженный страх и даже ужас. Этот принцип - принцип систематического градуирования стимулов, вызывающих тревожность - и дал название новому психокоррекционному методу: метод систематической десенсибилизации по аналогии с методом систематической десенсибилизации аллергенов, применяемых в медицине. Метод систематической десенсибилизации - это метод систематического постепенного уменьшения сенситивности, т. е. чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность. Снижение сенситивности приводит к последовательному систематическому уменьшению уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод систематической десенсибилизации может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

    Метод систематической десенсибилизации показан для применения в следующих случаях.

    1. При возникновении повышенной тревожности в ситуациях, где объективная опасность или угроза физической и личностной безопасности человека отсутствует. Тревожность характеризуется высокой интенсивностью и продолжительностью, тяжелыми аффективными переживаниями и субъективными страданиями.

    2. При возникновении психофизиологических и психосоматических расстройств вследствие высокой тревожности (мигреней, головной боли, дерматозов, желудочно-кишечных расстройств и т.д.). В этих случаях, составляющих пограничную для детской и клинической психологии область, необходима комплексная помощь ребенку, включая медицинскую, психологическую и психотерапевтическую помощь.

    3. При дезорганизации и распаде сложных форм поведения вследствие высокой тревожности и страхов. Примером могут служить неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или «провал» на утреннике в детском саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумевшего его продекламировать в нужный момент. В тяжелых случаях ситуативные «срывы» в поведении ребенка могут перейти в хронические и приобрести форму «выученной беспомощности». Здесь до начала использования метода систематической десенсибилизации необходимо снять или уменьшить воздействие стрессора, дав ребенку отдых и оградив его от повторения проблемных ситуаций вызывающих страх и тревогу.

    4. При возникновении реакций избегания, когда ребенок, стремясь избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с тревожностью и страхами, предпочитает избегать любых травмирующих стимулов и ситуаций. В этих случаях избегание представляет собой защитную реакцию на стрессор. Например, ученик прогуливает уроки, стремясь избежать опроса и контрольных работ при объективно высокой степени усвоения учебного материала; или ребенок постоянно говорит дома неправду даже на вопросы о его вполне безупречных поступках, потому что испытывает страх и тревожность потерять расположение родителей. Со временем ребенок начинает испытывать страх уже перед самой возможностью возникновения страха («бояться страха»). Длительное сохранение такого состояния может привести к депрессии.

    5. При замещении реакций избегания дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева. В младшем школьном и подростковом возрасте могут наблюдаться обращения подростка к психоактивным веществам (алкоголю, наркотикам), побеги из дома. В более мягком социально приемлемом варианте дезадаптивные реакции принимают форму причудливого эксцентричного или демонстративно-истероидного поведения, направленного на то, чтобы стать центром внимания и получить необходимую социальную поддержку. Дезадаптивное поведение может выступать в форме особых ритуалов, «магических действий», позволяющих избежать столкновения с вызывающими тревожность ситуациями. В случае возникновения дезадаптивных реакций метод систематической десенсибилизации должен быть использован в комплексе с другими видами психотерапии.

    Классическая процедура систематической десенсибилизации осуществляется в три этапа:

    1) тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации;

    2) конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность;

    3) этап собственно десенсибилизации.

    Первый - подготовительный -этап ставит задачу научить клиента способам регуляции состояний напряженности и релаксации, покоя. Здесь могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное и прямое внушение, а в исключительных случаях - гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения. Использование игр и игровых упражнений позволяет значительно увеличить возможности эффективного воздействия на ребенка с целью вызвать у него состояние покоя и релаксации. Это и выбор сюжета игры, и распределение ролей, и введение правил, регулирующих переход от активности к релаксации. Использование игровой формы позволяет также в специальных упражнениях организовать овладение отдельными элементами аутогенной тренировки даже детьми дошкольного возраста.

    Задача второго этапа состоит в конструировании иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. Конструирование такой иерархии осуществляется психологом на основании беседы с родителями ребенка, позволяющей выявить объекты и ситуации, вызывающие тревожность и страхи у ребенка, данных психологического обследования ребенка, а также наблюдения за его поведением. Различают два типа иерархий в зависимости от того, как в них представлены элементы - стимулы, вызывающие тревожность: иерархия пространственно-временного и иерархия тематического типа. В иерархии пространственно-временного типа варьируется один и тот же стимул в зависимости от интенсивности вызываемой тревожности. Таким стимулом может быть предмет, человек или ситуация. Например, объект или человек (доктор, Баба-Яга, собака, темнота) и ситуация (ответ у доски, расставание с матерью, выступление на утреннике и т.д.) представлены в различных временных и пространственных измерениях, в силу чего вызывают тревожность разной интенсивности. Временное измерение характеризует отдаленность события во времени и постепенное приближение времени наступления события. Пространственное измерение - уменьшение расстояния и приближение события или объекта, вызывающих страх. Иначе говоря, при конструировании иерархии пространственно-временного типа создается модель постепенного приближения ребенка к вызывающему страх событию или предмету. В иерархии тематического типа стимул, вызывающий тревожность, варьируется по физическим свойствам и предметному значению. В результате конструируется последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией, одной темой. Таким образом, создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью переживания ребенком тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии тематического типа способствуют обобщению умения ребенка подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической работе обычно используются иерархии обоих типов: и пространственно-временного, и тематического. За счет конструирования стимульных иерархий обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиента.

    На третьем этапе - собственно десенсибилизации - организуется последовательное предъявление клиенту, находящемуся в состоянии релаксации, стимулов из ранее сконструированной иерархии, начиная с низшего элемента, практически не вызывающего тревожности, и переходя к стимулам, постепенно увеличивающим тревожность. При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Отметим, что идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и релаксации не будет сохраняться у клиента даже при предъявлении высшего элемента иерархии. При работе со взрослыми клиентами и подростками стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. При работе с детьми оперирование образами и представлениями в воображении оказывается весьма затруднительным, поэтому метод систематической десенсибилизации используется «in vivo», т. е. стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются ребенку в форме реальных физических объектов и ситуаций. Оптимальной формой подобного предъявления стимулов детям дошкольного и младшего школьного возраста является игра. В игре обеспечивается необходимая визуализация «пугающих» страшных объектов и ситуаций и вместе с тем сохраняется свобода и произвольность ребенка в отношении этих объектов и ситуаций, поскольку они реализуются в воображаемой, «мнимой» ситуации, полностью подвластны ребенку и не представляют ни малейшей реальной угрозы. Игра создает возможность сохранения положительного эмоционального настроя и, соответственно, релаксации за счет переживания удовольствия от самой игры, которая может быть сохранена ребенком даже при встрече с ситуациями, вызывающими страх и тревожность.

    В детском возрасте тревожность и страхи перед определенными ситуациями и объектами могут быть обусловлены отсутствием у ребенка адекватных способов поведения в этих ситуациях. В таких случаях метод систематической десенсибилизации дополняется техниками научения, разработанными в рамках теории социального научения (А. Бандура), - техникой моделирования социально-желаемых образцов поведения и техникой социального подкрепления. Благодаря наблюдению моделей адекватного поведения взрослого или сверстника в ситуации, вызывающей страхи у ребенка, и организации социального подкрепления попыток подражать поведению модели, удается не только преодолеть фобии и излишнюю необоснованную тревожность, но и расширить поведенческий репертуар ребенка, повысить его социальную компетентность. Предусматривается определенная последовательность включения ребенка в трудную для него ситуацию. Сначала ребенок только наблюдает за поведением взрослого или сверстника, не обнаруживающих ни малейших признаков страха и испуга. Затем сам включается в совместную деятельность со взрослым или сверстником, в которой постоянно подкрепляются все его даже незначительные достижения и, наконец, пытается самостоятельно имитировать модель «бесстрашного» поведения при эмоциональной поддержке психолога и сверстников - участников группы.

    Принцип систематической десенсибилизации находит также выражение в постепенном переходе от одного вида деятельности к другому так, чтобы обеспечить последовательное приближение ребенка от воображаемой «пугающей» ситуации к реальной ситуации, вызывающей тревожность. Например, достаточно хорошо оправдывает себя такая последовательность коррекционной работы: сочинение сказок и историй о бесстрашном герое, преодолевающем все трудности и испытания, затем тематическое рисование, игра-драматизация, разыгрывание сначала условных, а затем и реальных ситуаций, моделирующих адекватное поведение в ситуациях, прежде вызывавших страх у ребенка.

    В заключение подчеркнем, что хотя метод систематической десенсибилизации при работе с детьми применяется не очень часто, сам принцип систематической десенсибилизации и важнейшие элементы этого метода органически включены в психокоррекционную работу с детьми - ив метод игровой коррекции, и в арттерапию, - занимая достойное место в арсенале средств оказания психологической помощи в развитии детей.

    Десенсибилизация – это психотерапевтический метод, разработанный Ф. Шапиро с целью лечения индивидов, страдающих расстройствами, которые могли быть вызваны переживанием различных происшествий, таких как, например, физическое насилие. Согласно идеям Шапиро, после перенесения индивидом психической травмы или дистресса, его переживания могут «перекрыть» возможности механизмов совладания вследствие чего память и посылы, ассоциирующиеся с происшедшим, перерабатываются неправильно и дисфункционально сберегаются в недоступных уголках памяти. Целью психотерапии является переработка таких стрессовых воспоминаний и помощь клиенту в выработатке более эффективных механизмов совладания. Другими словами, десенсибилизация служит для снятия негативной напряженности, тревожности, к тревожащим образам, страшащим объектам или пугающим ситуациям.

    Метод десенсибилизации

    Десенсибилизация служит для снижения негативной напряженности, тревожности и боязни страшащих образов, объектов или событий.

    Если какое-то событие вызывает чувство страха и реакцию на него, это означает, что в теле человека образовалось мышечное напряжение. Чаще, в качестве ответной реакции на страх напряжение появляется в воротниковой зоне, диафрагмальной области, в мышцах, окружающих глаза и в кистях. В случаях, когда давление страха повторяется или продолжается длительное время, напряжение в мышцах преобразуется в мышечный зажим, который образно можно именовать хранилищем страха. Поэтому нужно понимать, что страх как бы вписывается в тело, он живет в мышечных зажимах тела. Отсюда главной задачей десенсибилизации является стирание таких зажимов.

    Техника десенсибилизации заключается в повторном проживании пугающего события на телесном плане, стирающем негативное переживание. Методик десенсибилизации сегодня существует множество. Однако их большинство отличается только предлагаемым телесным фоном и технологией его создания.

    Самым простым и более привычным вариантом десенсибилизации является устранение тревожности при помощи расслабления. В ходе расслабления и погружения себя в ощущение покоя, под наблюдением психотерапевта начинает воображать те события или предметы, которые прежде порождали у него тревожность или страх. Поочередно сменяя приближение и отдаление от причины тревожности, совершая откат при появлении напряжения и возвращаясь в состояние покоя, у субъекта рано или поздно появляется способность воображать вызываемые страх события или предметы, в нейтральном состоянии души.

    Эффективной техникой десенсибилизации считаются дыхательные практики. Управляя собственным дыханием, удерживая спокойное и равномерное дыхание при представлении пугающего объекта или во время реальной встречи со страшащей ситуацией, индивид способен стереть прежние зажимы и возвратить себе внутреннее спокойствие и свободу действий.

    Десенсибилизация посредством движением глаз сегодня считается одним из наиболее эффективных направлений психотерапии. Она применяется с целью проведения краткосрочной терапии. Ее преимущество заключается в простоте использования, безопасности и универсальности для проработки всевозможных травмирующих событий.

    Систематическая десенсибилизация

    Одним из первых подходов, положившим начало распространению поведенческой терапии, сегодня считается метод систематической десенсибилизации, предложенный Д. Вольпе. Разрабатывая основные идеи метода десенсибилизации, Вольпе выходил из нескольких постулатов.

    Невротическое, интерперсональное и другое неадаптивное поведение индивида, в основном, обусловливается тревожностью. Действия, которые совершает субъект в воображении, приравниваются к действиям, производимым индивидом в реальности. Даже состояние релаксации воображения не будет являться исключением из этого постулата. Тревожность, страхи, можно подавить, если соединить во времени посылы, вызывающие страхи, и посылы, противоположные страху, вследствие чего посыл, не вызывающий страх, погасит предшествующий рефлекс. Так, на примере опытов с животными, таким погашающим фактором является кормление. А у человека таким фактором, противоположным страху, может выступать релаксация. Отсюда следует, что обучение индивида глубокой релаксации и побуждение его вызвать в этом состоянии в воображении посылы, обусловливающие тревожность, приведет к десенсибилизации пациента к реальным посылам или ситуациям, которые вызывают страх.

    Метод систематической десенсибилизации относительно прост. У пациента, который пребывает в глубокой релаксации, вызываются представления о событиях, порождающих возникновение страха. После этого посредством углубления релаксации индивид устраняет возникающую тревогу. Мысленно в воображении пациент рисует различные события, начиная самыми легкими и заканчивая трудными, порождающими наибольший страх. Сеанс десенсибилизации завершается, когда самый сильный посыл перестает вызывать страх у индивида.

    Специфическая десенсибилизация подразделяется на три этапа, включающих в себя овладение приемами мышечной релаксации, создание иерархии событий, которые вызывают страх и непосредственно десенсибилизацию – объединение представлений о вызывающих страх событиях с релаксацией.

    Тренировка прогрессирующей релаксации по методу Джекобсона проводится в ускоренном режиме и занимает приблизительно 9 сеансов.

    Пациент может иметь фобии различного характера, поэтому все события, продуцирующие возникновение страха, подразделяются по тематическим группам. Индивид для каждой такой группы должен создать иерархию от самых легких событий до очень тяжелых, порождающих ярко выраженный страх. Ранжирование событий по уровню выраженности страха лучше проводить совместно с психотерапевтом. Реальное переживание страха индивидом в такой ситуации, является обязательным условием создания иерархии пугающих событий.

    Специфическая десенсибилизация заключается в обсуждении методики обратной связи, представляющей информирование пациентом терапевта о присутствии или отсутствии боязни у него в момент воображения события. Например, о наличии тревоги пациент информирует посредством поднятия указательного пальца левой руки, а об ее отсутствии при помощи поднятия пальца правой руки. Представления событий происходят в соответствии с составленной иерархией. Пациент представляет событие в течение 5 – 7 секунд, а затем ликвидирует появившуюся тревогу через усиление релаксации. Данный этап продолжается до 20 секунд. Воображение событий повторяется до нескольких раз подряд, в случае если у индивида тревожность не появляется, то следует переходить к следующему, более тяжелому событию. За один сеанс отрабатывается не более 4 ситуаций из составленной иерархии. В случае существования выраженной тревожности, не исчезающей при повторных представлениях ситуации, следует возвратиться к проработке предшествующего события.

    Сегодня техника десенсибилизации применяется при неврозах, вызванных монофобиями, которые невозможно десенсибилизировать в реальных жизненных ситуациях вследствие сложности или неосуществимости найти стимул в реальной жизни, например, при боязни летать в самолетах. В случае наличия множественных фобий техника десенсибилизации применяется поочередно к каждой фобии.

    Систематическая десенсибилизация будет менее эффективной в случаях, когда тревожность подкреплена вторичным выигрышем от заболевания. Например, у женщины с , существует также и угроза ухода мужа из дома. В такой ситуации фобия будет подкрепляться не только понижением тревожности, когда она не выходит из дома и избегает ситуации, вызывающие фобию, но и удержанием мужа дома при помощи своих симптомов. В подобных случаях метод систематической десенсибилизации будет эффективным только при его сочетании с личностно-ориентированными направлениями психотерапии, сосредоточенными на осознании больной предпосылок своего поведения.

    Систематическая десенсибилизация в реальной жизни содержит в себе два этапа: создание иерархии событий, продуцирующих появление страха, и непосредственно десенсибилизацию, т.е. тренировку в реальных условиях. В иерархию событий, порождающих страх, вносятся события, которые можно многократно повторить в реальности. Второй этап характеризуется сопровождением пациента терапевтом с целью побуждения его усилить страх в соответствии с иерархией.

    Десенсибилизация движениями глаз

    Существует предположение, что движения глазных яблок или альтернативные виды стимуляции, применяемые во время процедуры десенсибилизации, включают процессы, сходные с происходящим во сне.

    Фундаментом десенсибилизации является представление о том, что каждое травмирующее сообщение неосознанно перерабатывается мозгом и усваивается в фазе сна, когда человек видит сновидения или, другими словами, стадия сна с быстрыми движениями глазных яблок. Тяжелые психические травмы деструктивно воздействуют на естественный процесс обработки информации, что ведет к непрекращающимся ночным кошмарам с частыми пробуждениями, вследствие чего происходит искажение фазы быстрого сна. Десенсибилизация и переработка движениями глаз деблокирует и форсирует переработку травматического опыта.

    Суть метода десенсибилизации представляет собой искусственную активизацию процесса форсированной переработки и нейтрализации воспоминаний, связанных с психической травмой, и любой другой информации негативного характера, заблокированной в нейронах мозга. Данный метод способен обеспечить быстрый доступ к отдельно сберегающейся травматической информации, которая подвергается быстрой переработке. Воспоминания, которые характеризуются отрицательной эмоциональной заряженностью, преобразуются в нейтральные, а соответственные им представления и взгляды индивидов приобретают адаптивный характер.

    Преимуществом десенсибилизации считается получение быстрых результатов. Именно это ее отличает от большинства других методов психотерапии. Ф. Шапиро данный феномен объясняет следующими причинами:

    — в ходе постановки цели воздействия отрицательные воспоминания соединяют в так называемые кластеры (т.е. ряд однотипных событий), вследствие чего переработке при помощи десенсибилизации подвергается только одно, наиболее характерное событие из каждого кластера. Этого часто бывает достаточным для генерализации следствий трансформации и нейтрализации одновременно всех похожих воспоминаний;

    — метод способствует получению непосредственного доступа к дисфункциональным данным, хранящимся в памяти;

    — происходит активизация информационной и перерабатывающей систем мозга, которая трансформирует информацию прямо на нейрофизиологическом уровне.

    Стандартная десенсибилизация и переработка движениями глаз содержит в себе восемь этапов.

    На первом этапе происходит оценка безопасности, на которой психотерапевт проводит анализ клинической картины и намечает специфические цели терапии. Использование метода десенсибилизации возможно только с пациентами, способными совладать с возможной высокой степенью беспокойства во время терапии. Именно вследствие этого терапевт вначале помогает разрешить текущие проблемы, а затем переходит к более давним по времени психическим травмам. В конечном итоге прорабатывается будущее посредством формирования и закрепления позитивного примера поведения в воображении пациента. На этом этапе клиентов также обучают снижению уровня стресса при помощи: представления безопасного места, методики светового потока, заключающейся в воображении луча света, обладающего исцеляющим эффектом, который пробивается в организм, самостоятельного применения движений глаз или мышечного расслабления.

    На следующем подготовительном этапе выявляются болезненные симптомы и дисфункциональные поведенческие паттерны. Также на данном этапе устанавливается терапевтический контакт с пациентом и объясняется ему суть метода. Терапевт выясняет, какие из предложенных движений глаз, являются менее болезненными.

    На третьем этапе происходит выявление отрицательного самопредставления, другими словами существующего на данный момент негативного убеждения непосредственно связанного с психической травмой, отображающего представление клиента о себе. Он характеризуется также выявлением и положительного самопредставления, другими словами такого убеждения, которое клиент желал бы иметь касаемо себя. На этапе также происходит обнаружение выраженности отрицательной эмоциональной реактивности и телесного дискомфорта.

    Четвертый этап заключается непосредственно в десенсибилизации и переработке. Характеризуется он вызыванием у пациента движений глаз от одного конца оптического поля до другого. Подобные двухсторонние движения глаз необходимо выполнять быстро при этом, избегая возникновения ощущения дискомфорта. Психотерапевт предлагает клиенту следить за его пальцами руки глазами. Рука психотерапевта обращена ладонью к пациенту, дистанция от руки терапевта до лица клиента должна составлять не более 35 см. Обычно одна серия состоит приблизительно из 30 движений глаз. При этом за 1 движение считают перемещение глазного яблока туда и обратно. Направление движений глаз может меняться.
    Вначале пациент должен сконцентрировать внимание мысленно на образе психотравмирующего события, негативном самопредставлении, отрицательных и дискомфортных ощущениях, связанных с воспоминанием. Затем психотерапевт начинает повторяющиеся последовательности движений глаз. Пациенту после каждой серии предлагается на некоторое время отмести травматический образ и негативное самопредставление. Клиент должен сообщать терапевту о всяких трансформациях в картине воспоминания, эмоциях, представлениях и ощущениях. Последовательности из стимулирующих движений глаз повторяют многократно, временами устремляя внимание индивида на наиболее гнетущие ассоциации, которые спонтанно возникают у него в ходе процедуры, а затем вновь возвращая его к первоначальному травмирующему фактору. Сеанс терапии проводится до того момента, когда уровень тревожности, беспокойства, страха во время обращения к исходному травмирующему событию не снизится на 1 бал по шкале субъективного беспокойства.

    Пятый этап – это инсталляция. На нем происходит переосмысление клиентом предшествующего опыта при этом, пациент проникается убеждением, что в реальности он сможет вести и ощущать себя по-новому.

    На следующем этапе происходит сканирование тела. Пациенту на этом этапе предлагается закрыть глаза и мысленно как бы просканировать свое тело, начиная макушкой и заканчивая пятками. Во время так называемого сканирования пациент должен удерживать в сознании свое первоначальное воспоминание и позитивное представление о себе. При обнаружении любой остаточной напряженности или телесного дискомфорта следует провести дополнительные серии движений глазными яблоками до их ликвидации. Данный этап считается своеобразной проверкой результатов трансформации, так как при абсолютной нейтрализации травматического фактора он теряет отрицательную эмоциональную заряженность и перестает порождать дискомфортные ощущения, связанные с ним.

    Целью седьмого этапа является достижение эмоционального равновесия пациентом вне независимости от завершенности переработки травмы. С этой целью врач может применить гипноз или другие техники. После сеанса возможно бессознательное продолжение переработки, в случае если она не была завершена. Вследствие чего клиенту предлагается запомнить или записать беспокоящие его воспоминания, мысли или события, сны, так как они могут преобразоваться в новые цели воздействия на последующих сеансах десенсибилизации.

    На восьмом этапе происходит переоценка. Целью его является проверка эффективности предыдущего сеанса терапии. Переоценка проводится перед каждым сеансом терапии. Психотерапевт должен оценить реакцию клиента на ранее переработанные цели, так как приступать к переработке новых целей, можно только при условии переработки и усвоении старых.

    В среднем продолжительность одной терапии может колебаться от часа до двух. В неделю не рекомендуется проводить более двух сеансов.

    Десенсибилизация посредством движением глаз одинаково эффективно зарекомендовала себе в работе с детьми и взрослыми, индивидами с травмами из прошлого и с волнениями о будущем. Данный метод легко сочетается с другими направлениями психотерапии.

    Десенсибилизация в психологии

    В психологических практиках методика десенсибилизации применяется практически повсеместно. Например, десенсибилизация происходит в сенсорных образах через рассказ при аутогенном расслаблении, посредством управления движениями глаз. Методы десенсибилизации применяются намного чаще, чем об этом подозревают даже психологи.

    Техники десенсибилизации, скорее всего не очень осознанно, применяются и в классическом психоанализе. Обычно тревожный пациент, приходя на консультацию к психологу, укладывается в положение лежа на кушетку. На ней он будет лежать как минимум минут 10, в течение которых происходит расслабление. Затем от пациента требуется начать проговаривать свободные ассоциации. Такие ассоциации возникают у человека в состоянии расслабления, поэтому, чтобы осилить поставленную задачу, пациенту приходится еще больше расслабиться. После этого индивида возвращают в событие, которое может быть стимулом к его напряженности. Каждый раз, возвращаясь к этому событию, индивид постоянно проживает ее на фоне спокойного расслабления. Данная техника является типичным поведенческим подходом в психоанализе, одновременно с этим она является и классическим методом десенсибилизации.

    Методика систематической десенсибилизации, разработанная Вольпе, широко применяется в психологических практиках для преодоления клиентом состояния повышенной тревоги и реакций на страх.

    Также в психологии не менее востребован и противоположный по механизму действия метод десенсибилизации – метод сенсибилизации, который включает в себя две фазы. В процессе первой фазы устанавливается контакт между психологом и индивидом, обсуждаются детали сотрудничества.

    В ходе второй фазы создается наиболее стрессогенное событие. Обычно такое событие продуцируется в воображении клиента, когда его просят представить себя в состоянии паники, которая охватывает его в наиболее пугающих обстоятельствах. После этого ему предоставляют возможность в реальной жизни пережить аналогичную ситуацию.

    Систематическая десенсибилизация, также известная как градуированная терапия экспозиции, представляет собой тип когнитивной терапии поведения, разработанный южноафриканским психиатром Джозефом Вольпе. Он используется в области клинической психологии, чтобы помочь многим людям эффективно преодолевать фобии и другие тревожные расстройства. Метод основан на классическом обучении и включает элементы как когнитивной психологии, так и анализа прикладного поведения. При использовании аналитиками поведения он основан на радикальном бихевиоризме и функциональном анализе, поскольку включает в себя принципы противодействия, такие как медитация (личное поведение) и дыхание (общественное поведение). Однако, с точки зрения науки, познания и чувства вызывают двигательные действия.

    Процесс систематической десенситизации происходит в три этапа. Первым шагом является идентификация тревоги, вызывающей иерархию стимулов. Второй - обучение методам релаксации или преодоления. Когда индивидуума учат этим навыки, он должен использовать их на третьем этапе, чтобы реагировать на ситуации или преодолевать их в установленной иерархии страхов. Цель процесса заключается в том, чтобы человек научился преодолевать боязнь на каждой ступени.

    Существует три основных фазы, которые выделил Вольпе, чтобы успешно десенсибилизировать человека.

    1. Установите иерархию стимулов беспокойства. Индивид должен сначала идентифицировать предметы, которые вызывают проблемы. Каждому элементу, провоцирующему тревогу, дается субъективное ранжирование по степени тяжести вызванного беспокойства. Если человек испытывает сильную боязнь во многих разных триггерах, каждый предмет рассматривается отдельно. Для всех стимулов создается список для ранжирования событий от наименьшего беспокойства до вызывающего наибольшую тревогу.
    2. Исследуйте ответ пациента. Релаксация, такая как медитация, является одним из видов лучшей стратегии преодоления. Вольпе научил своих пациентов релаксационным ответам, потому что невозможно одновременно расслабиться и беспокоиться. В этом методе больные практикуют расслабление различных частей тела, пока пациент не достигнет спокойствия. Это необходимо, потому что дает возможность контролировать свой страх и не позволяет ему увеличиваться до невыносимых уровней. Для того чтобы пациент мог изучить соответствующие способы преодоления проблемы, требуется всего несколько сеансов. Дополнительные стратегии борьбы включают в себя антистрессовые лекарства и дыхательные упражнения. Другим примером релаксации является когнитивная переоценка воображаемых результатов. Терапевт может побудить пациентов исследовать то, что они представляют себе, когда подвергаются воздействию вызывающего тревогу стимула, а затем позволяет заменить воображаемую стрессовую ситуацию любым положительным результатом.
    3. Подключите триггер к несовместимой реакции или методу преодоления путем противодействия. На этом этапе пациент полностью расслабляется и затем помещается в ситуацию рядом элементом, который занимает низшую строчку иерархию тяжести стимулов тревоги. Когда пациент снова достиг состояния безмятежности после того, как ему были представлены первые стимулы, применяются другие триггеры более высокого уровня. Это поможет пациенту преодолеть свою фобию. Терапия длится до тех пор, пока все элементы иерархии стимулов беспокойства не будут применены без проявления тревоги у больного. Если в любой момент во время упражнения механизмы преодоления неудачи перестали работать или пациент не может завершить его из-за серьезного беспокойства, процедура прекращается и возобновляется после того, как больной успокоится.

    Человек может обратиться к терапевту из-за их большой фобии змей. Специалист помогает клиенту использовать три этапа систематической десенситизации:

    1. Установить иерархию стимулов беспокойства. Терапевт начинает с просьбы пациента определить ее. В этом списке будут указаны различные способы взаимодействия с объектом фобии, вызывающие разные уровни беспокойства. Например, змея, изображенная на картинке, может вызвать не так много страха, по сравнению с живой и ползающей по телу пациента. Последняя ситуация становится самой высоким в иерархии страха.
    2. Изучить механизмы преодоления или несовместимые ответы. Терапевт будет работать с клиентом, чтобы исследовать соответствующие методы борьбы и релаксации, такие как медитация и релаксация глубоких мышц.
    3. Подключить стимул к несовместимой реакции или методу преодоления. Пациенту будут представлены все более неприятные уровни стимулов боязни - от низшего до самого высокого - с использованием ранее примененных методов глубокой релаксации (то есть прогрессирующей мышечной релаксации). Представляемые стимулы для борьбы с фобией могут включать: изображение змеи; нахождение маленького ужа в соседней комнате; змея на виду; касание объекта и т. д. На каждом этапе воображаемой прогрессии пациент удаляется от фобии через воздействие раздражителя, при этом находясь в состоянии расслабления. По мере того, как иерархия страха полностью охватывается на процедурах, беспокойство постепенно исчезает.

    Использование со специфическими фобиями

    Специфические фобии - это один из видов психических расстройств, которые часто лечатся с помощью систематической десенситизации. Когда люди испытывают такие беспокойства (например, страх высоты, собак, змей, замкнутых пространств и т.д.), они склонны избегать стимулов тревоги. Это может временно уменьшить беспокойство, но не обязательно станет адаптивным способом борьбы с ним.

    В этом отношении поведение пациентов, избегающих стимулов фобии, может стать подкрепленным концепцией, определяемой принципами оперантного кондиционирования. Таким образом, целью систематической десенситизации является преодоление поведения избегания путем постепенного воздействия на пациентов стимулом страха до тех пор, пока этот раздражитель не перестанет вызывать беспокойство. Вольпе обнаружил, что систематическая десенсибилизация была успешной в 90% случаев при лечении фобий.

    История

    В 1947 году Вольпе обнаружил, что кошки в Университете Уитса могут преодолевать свои страхи постепенным и систематическим воздействием. Он изучил работу Ивана Павлова по искусственным неврозам и исследования Уотсона и Джонсона по устранению детских страхов. В 1958 году Вольпе провел серию экспериментов по искусственной индукции невротических нарушений у кошек. Он обнаружил, что постепенное успокаивание больных животных было лучшим способом лечения их нарушений. Учёный заставал невротических кошек врасплох в разных ситуациях кормления. Вольпе знал, что такое лечение не будет распространяться на людей, и вместо этого применил в качестве терапии постепенное расслабление, чтобы облегчить симптомы тревоги.

    Он также обнаружил, что если представлял клиенту реальный стимул, вызывающий беспокойство, методы релаксации не срабатывали. Трудно было принести полный список объектов в его офис, потому что не все возбуждающие беспокойство стимулы являются физическими предметами. Вольпе вместо этого начал заставлять своих клиентов представлять себе тревогу, которую вызывает объект, или смотреть на картины тревожного стимула, подобно процедуре, который делается сегодня.

    Недавнее использование

    Десенсибилизация широко известна как один из наиболее эффективных методов терапии. В последние десятилетия он все меньше используется в области лечения тревожных расстройств. С 1970 года число академических исследований систематической десенсибилизации снизилось и в настоящее время основное внимание уделяется другим методам лечения.

    Кроме того, с 1980 года количество клиницистов, использующих системную десенсибилизацию, также уменьшилось. Специалисты, которые продолжают регулярно использовать этот метод, были обучены до 1986 года. Считается, что уменьшение популярности способа среди практикующих психологов связано с появлением других, таких как наводнение и имплозивная терапия.

    Применение в учебных заведениях

    От 25 до 40 процентов студентов испытывают тревогу. Они могут страдать от низкой самооценки и вызванных стрессом симптомов в результате беспокойства во время тестов.

    Принципы систематической десенситизации могут использоваться для уменьшения их тревоги. Детям было бы полезно практиковать методы релаксации, напрягая и расслабляя различные группы мышц.

    При работе со школьниками старшего возраста и студентами объяснение сути десенсибилизации помогает повысить эффективность процесса. После того как подростки изучат методы релаксации, они могут смоделировать тревогу, которую вызывают стимулы. Эти предметы иногда включают в себя непонимание на занятиях или правильное обозначение ответов. Преподаватели, школьные консультанты или психологи способны обучать детей методам систематической десенситизации.

     

    Возможно, будет полезно почитать: