Экологический паспорт дошкольногоучреждения. Проект на тему: Экологический паспорт группы

Экологический паспорт 1 логопедической группы.

Количество детей 13

Экологическая ситуация.

Местонахождение дошкольного учреждения характеризуется благоприятной экологической обстановкой. В непосредственной близости нет промышленных предприятий. Мы живем в умеренно увлажненной зоне с умеренно - континентальным климатом.

Состояние здоровья детей.

В нашей группе дети со 2 группой здоровья.

Зеленые массивы.

В непосредственной близости к МБДОУ расположен парк, где растут березы, липы, клены, туи, голубые ели и другие деревья и кустарники, представляющие интерес с точки зрения экологического образования и улучшения здоровья детей. Вокруг станицы растет смешанный лес.

Характеристика территории прогулочного участка.

Территория участка ровная. Газоны составляют 62 % , остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площади, дорожки. Затененность территории недостаточная, что в летний период создает неблагоприятный микроклимат для прогулок. На территории имеются игровые и резиновые протекторы, использующиеся как клумбы и песочница, спортивное оборудование. Кроме того, есть мини-спортивная площадка.

Растительный мир.

На территории участка представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, - что дает возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке не достаточно. Видовой состав деревьев: ель, туя. Кустарники: дикий виноград, гибискус сирийский или Кетмия (подробнее об этом кустарнике в картотеке «Декоративные кустарники и комнатные цветы»). Газоны регулярно скашиваются газонокосилкой, занимают 62 % территории. На газонах растут как сорные и луговые травы, так и лекарственные травы: ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, клевер, медуница. Вдоль тропинок преобладают подорожник большой, одуванчик лекарственный.

На участке оформлены цветники, где произрастают разные виды многолетних и однолетних цветов: гиацинты, нарциссы, тюльпаны, касатики сибирские (ирисы) разного цвета, пионы, гелениум (оранжевый), гелениум осенний (желтый) , петуния, декоративная цветная капуста, роза, виола, хризантемы мелкоцветковые (дубки), турецкая гвоздика.

Животный мир.

На территории наблюдаем пролетающих птиц: ворон, галок, воробьев, сорок, грачей, ласточек, голубей, диких уток; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи, пауки, божьи коровки, стрекозы. Дети наблюдают за живущими на территории участка воробьями, голубями и их птенчиками, зимующими птицами – синицами, воробьями, дятлами. Многие из них прилетают на кормушку.

Почва.

На территории участка преобладает натуральный грунт - чернозем, очень плотный. Привозится песок для песочниц.

Загрязнение территории.

Запыленность территории с северной стороны низкая, так как автодорога достаточно далеко от территории детской площадки. С восточной стороны запыленности нет, так как рядом находится стадион и нет дороги. С южной стороны парк, запыленности нет. С западной стороны запыленности тоже нет, рядом находится цветочный и продуктовый магазины. Шумовой фон умеренный. Территория не посещается легковыми машинами. Участок в целом чистый.

Характеристика здания и помещения.

В природном уголке растут комнатные растения: аглаонема, сенполия, каллизия (золотой ус), монстера, аспарагус перистый, фикус Бенджамина, сингониум, бегония, броваллия.

Оформление.

Макеты природных явлений (река, озеро, болото, водопад, вулкан, горы) на коробках, макет аквариума с водными обитателями, макет паука с ловушкой, солнышко, змея, уголок среды обитания жарких стран (из конструктора), макет муравейника, наглядные пособия, детские работы и поделки из природного материала. В зимнее время оформляется огород на окне.

Экологическая комната:

  1. Комнатные растения и картотека к ним.
  2. Карты звездного неба.
  3. Природный материал.
  4. Макет «Скотный двор»
  5. Оборудование для ухода за комнатными растениями.

Оборудование и учебные материалы:

  1. Микроскоп, лупа, зеркала, термометры, бинокль, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарик, мыло, венчик, взбивалка, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса, магнит.
  2. Емкости: пластиковые бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
  3. Материалы: природные (шишки, семена, ракушки, спилы дерева), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки)
  4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, пенопласт.

Программы и методики.

В работе используются следующие программы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

МБДОУ № 17 2012-2013 уч.года, составленная на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Н.В.Васильевой 2009 г.

Используемая методическая литература:

О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Москва, 2011 Мозаика-синтез.

Дидактические материалы.

  1. Наглядный материал по темам: «Лето», «Сад», «Лес», «Луг», «Осень», «Перелетные птицы», «Огород», «Овощи», «Фрукты»,

«Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Ранняя весна», «Первоцветы», «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Грибы», «Насекомые», «Ягоды».

  1. Фотоальбом «Дикие и домашние животные».
  2. Альбом «Времена года».
  3. Календарь природы.
  4. Календарь «Букеты».
  5. Картотека загадок по темам: «Явления природы», «Животные», «Цветы», «Грибы», «Времена года», «Листья и трава», «Деревья»,

«Ягоды и фрукты»

  1. Познавательные книги, детские энциклопедии о растениях и животных.
  2. Раскраски с изображением животных и растений.
  3. Конспекты занятий по экологии.
  4. Сценарий праздника «Земля – наш дом родной».
  5. Красная книга Краснодарского края (список растений и животных).
  6. Конспект занятия «Как живешь мой край родной?».
  7. «Мой родной Краснодарский край» (познавательная информация о нашем крае).
  8. Карточки с изображением и описанием животных и растений.

15.Картотека экологических опытов

Экологические игры:

1.Картотека дидактических игр по экологии.

2.Экологические наглядные игры:

- «Лекарственные растения»

- «Кто где живет?»

-«Чей лист?»

-«Загадки о животных»

-«Собери картинку»

-«Времена года»

-«Вершки-корешки»

-«В лесу»

-«Силуэты домашних животных»

-«Комнатные растения»

-«Про кошек и собак»

Экологический театр.

Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.

Основные направления работы.

В течение года в группе проходят занятия по экологии с детьми, экологические праздники, викторины как в помещении детского сада, так и на территории и в парке.

Заболеваемость детей за последние 6 месяцев

ОРЗ, грипп – 2 случая

Ангина ---

Ветряная оспа ---

Бронхит ---

Прочие случаи - 2

Общее количество случаев – 4, дней 17

В среднем ребенком пропущено по болезни 1,3 дня

Территория группы ухожена. Растительный покров на территории недостаточно разнообразен, но может неплохо использоваться в целях экологического образования. При подборе видов для озеленения следует соблюдать требования СанПина, не производить посадку деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а также колючих и вызывающих аллергию кустарников. Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, продолжить уход за огородом.

Оформление помещения.

Внутреннее оформление группы производит благоприятное впечатление.

В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. В целях оздоровления детей необходимо дополнить группу растениями, влияющими на оздоровление детей, длительный и спокойный сон.

Профессиональная и методическая база.

Для проведения занятий с детьми и организации методической работы, необходимо систематически пополнять картотеки игр, опытов, наглядного и демонстрационного материала по экологии, видеозаписей и аудиозаписей.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ МКДОУ

ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Г. ВЕТЛУГИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Общее количество детей посещающих детский сад - 122

Общее количество персонала - 34

Количество групп - 6, из них -2 группы раннего возраста, 2 группы младшего возраста от 3 до 4-х лет, средняя и старшая группы Кадровый состав МКДОУ: заведующая, старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, старшая медсестра, воспитатели, младшие воспитатели .

1. Экологическая ситуация района

1.1 Общая характеристика района.

Местонахождение дошкольного учреждения: Нижегородская область,

г. Ветлуга, микрорайон,д. № 18. Экологическая обстановка в районе, где расположен ДОУ характеризуется как удовлетворительная. Промышленные предприятия города находятся на достаточном отдалении от территории детского сада. Единственным источником загрязнения можно считать близкое расположение центральной котельной, но со строительством новой котельной с режимом работы по современной технологии и этот источник будет сведён к минимуму. Транспортные дороги, проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.

Состояние здоровья детей ДОУ.

По медицинским показаниям состояние здоровья у воспитанников детского сада в целом удовлетворительное. Основное распространение имеют сезонные заболевания, такие как ОРЗ и ОРВИ.

1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада.

ДОУ расположен в жилом секторе города, в ближайшем окружении находятся районная больница, детская поликлиника, аптека, магазин, детский сад №5, подъездные дороги к жилым домам и к детскому саду. Главными загрязняющими объектами являются: близкое расположение центральной котельной, подъездные дороги.

По периметру ограждения детского учреждения с наружной стороны проходит санитарная зона в виде зелёного газона, и полоса хвойных и лиственных деревьев с внутренней стороны.

2. Характеристика территории дошкольного учреждения. 2.1Общие данные.

Детский сад построен в 199О году.

Общая площадь территории детского сада - 5779,06 кв.м. Общая площадь здания 1182,30 кв.м - Площадь хозяйственной территории - 455 кв.м Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала, в основном из дерева хвойных и лиственных пород. Игровые площадки разделены между собой декоративным деревянным забором, высотой 0,5 метра, вдоль которого высажена живая изгородь из растений кустарниковых пород: сирени, садового подснежника, декоративной вишни. На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ланшафт каждого участка. По периметру здания разбиты цветочные клумбы, грядки для выращивания овощей взрослыми и детьми. С южной стороны здания высажены фруктовые деревья и ягодные кустарники. Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтное покрытие, узкие полосы грунта между асфальтированными дорожками и игровыми участками выполняют роль газонов. Растущие на территории детского сада деревья создают благоприятный микроклимат для прогулки детей в летний период года. При оформлении участка зелёными посадками учитывалось сохранение светового режима, поэтому в централь-ной части высажены деревья лиственных пород. Вся территория детского сада огорожена деревянным забором высотой 1,5 метра. В тёмное время года близлежащая к зданию территория освещена с двух сторон прожекторами.

В ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 2 раза в день.

Схема посадок видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию детей. Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке много, их возраст 15 – 2О лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежании травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовой состав деревьев: берёза бородавчатая, рябина обыквенная, клён платанолистный, сосна, ель, ива остролистная. Фруктовые деревья: яблони, вишни (кустарниковая, древовидная), черёмуха. Кустарники: рябина черноплодная, сирень обыкновенная, чубушник (семейство гортензиевых) кустарниковый подснежник. Культурные травянистые растения присутствуют в оформлении клумб, рабаток, газонов. На оставшейся свободной территории произрастают дикорастущие виды трав: крапива двудомная, ромашка пахучая, полынь обыкновенная, подорожник большой, одуванчик лекарственный, лебеда раскидистая, пастушья сумка, сурепица обыкновенная, лапчатка гусиная, донник белый, жёлтый, звездчатка средняя, клевер луговой, спорынья пурпурная. На территории имеется небольшая альпийская горка.

Животный мир.

Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны-весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнооб-разными её представителями: насекомыми - бабочками, жуками, пчёлами, шмелями, осами, муравьями, пауками. Разнообразен в летнее врем я мир пернатых: грачи, трясогузки, малиновки, щеглы, коноплянки, скворцы, стрижи, ласточки. Некоторые виды птиц выводят потомство в искусственных домиках, а также в зарослях кустарников. Для изучения пернатых в зимнее время на участке построен птичий столб, где дети с помощью родителей мастерят и вывешивают кормушки самых разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: галки, воробьи, синицы, снегири, зеленушки, сойки, голуби, свиристели.

Почва.

Благоприятному росту и здоровому виду растений способствуют натуральные супесчаные и суглинистые почвы. Опадающая и перегнивающая листва является натуральным естест венным удобрением. Для игровых целей на участки завозится экологически чистый песок. Территория, где дети ежедневно гуляют имеет плотный песчаный грунт, вытоптанный до 2О%. Уплотнение грунта можно наблюдать также вблизи деревьев, где часто играют дети. Там где разбиты клумбы, рабатки, газоны, овощные грядки почва рыхлая, мягкая. Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному составу добавляется привозной торф, песок, а так же перегной листьев, сорной травы.

2.3. Зонирование территории

В зависимости от использования вся территория детского сада разделена на зоны. Для успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы. На данном участке воссоздан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. Чтобы не нарушать экологического равновесия на участке проложена экологическая тропа, откуда дети могут наблюдать за природой в её естественном виде. На территории есть зона, где дети с помощью взрослых могут посадить цветочные или овощные растения, ухаживать за ними в период вегетации, цветения, созревания. На территории имеется транзитный проход по асфальтной дорожке, но по правилам устава детского сада находиться на его территории имеют право только воспитанники учреждения, их родители, сотрудники, поэтому всё, что создано на участках бережно сохраняется.

На территории хозяйственной зоны предусмотрено место для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий.

2.4. Загрязнение территории

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как автодороги не являются центральными и отделены от нее несколькими рядами деревьев, но иногда возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Деревянный забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок со всех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами, но хозяйственная зона располагается со стороны входа в помещение столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы.

Участок в целом чистый. Ежедневно уборку территории утром за 1-2 часа до прихода детей и по мере загрязнения проводит штатный дворник. В хозяйственной зоне оборудована площадка для сбора мусора на расстоянии 20 м от здания и установлены контейнеры с крышками, очистку которых производят коммунальные службы.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание кирпичное. Этажность здания: 2. Общая площадь здания - 1182кв. м.
Помещения для занятий: музыкальный зал, уголок леса, логопедический кабинет, групповые комнаты.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зоны по 4 направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое,познавательно-речевое, социально-личностное), имеется отдельная зона уголка природы., отдельные спальни. В холле имеется экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашем крае, а также - с правилами поведения в природе. «Уголок леса» представлен в виде небольшого отделённого помещения в котором расположено дерево с дуплом, пни, мох, шишки,поделки из природного материала, плакаты «Зачем нужны деревья в лесу?», «Зачем ходят в лес?» и др. «Диорама времён года» расположенная в коридоре позволяет знакомить детей с временами года и дарами леса, сада, огорода.

В оформлении групповых помещений и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края, живые растения, натуральные камни, картины.При оформлении внутренних помещений использованы акриловые краски, синтетические ковры.

3.2. Уголок природы

Во всех группах существуют уголки природы с комнатными растениями в соответствии с программными требованиями. Наиболее распространенные растения: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держим во избежание несчастных случаев. Животных в уголке природы так же не содержим, так как не позволяют условия для содержания животных, нет отдельного помещения. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя презентации «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» и т.д. , а так же игрушки (медведь, заяц, змея и др.), находящиеся в «уголке леса» Создан действующий мини- огород на окне.


Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 20 кг отходов.

Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин - используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

В работе с детьми используются «Программа воспитания и обучения в детском саду»

(под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой),Николаева С.Н. «Юный эколог

5.1. Используемая методическая литература:

Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду.Москва.Просвещение.2002

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Москва. 1993

Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. Москва. 1993

Соломенникова О.А.Экологическое воспитание в детском саду. М.:Мозаика- Синтез.2008

Соломенникова О.А.Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2007

Соломенникова О.А.Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2007

Соломенникова О.А.Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2009

Бондаренко Т.Б.Экологические занятия с детьми 5-6 лет.Воронеж,2002 г.

Шишкина В.А.Прогулки в природу.М..2003 .

Фисенко М.А.Природа вокруг нас. М.,2004 .

Дыбина О.В.Неизведанное рядом. 2004 .

Посылкина Р.Ю.Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. М., 2002 г.

Н.А.Рыжова «Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники»Москва 2002

Дидактические материалы:

1)Экологические тетради

2) Экологические игры:

«Что, где растёт»
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,

«Одуванчик»
«Грибы, овощи, фрукты».

«Что в корзину мы берём»

«Зоопарк»

«Пирамидки»

«Птицы в природе»

3) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».

4) Экологические кубики.

6)наглядно-дидактические пособия

Муляжи овощей,фруктов, грибов, ягод

Серия «Мир в картинках»

Морские обитатели. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды садовые. М.: Мозаика-Синтез, 2005,

Домашние животные. - М.: Мозаика-Синтез, 2006

Домашние птицы. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные - домашние питомцы. - М.: Мозаика Синтез, 2005,

Животные жарких стран. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные средней полосы. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Насекомые. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Деревья и листья. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Овощи. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Фрукты. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Цветы. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Собаки - друзья и помощники. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды лесные. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зима.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Осень. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Весна.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Лето. - М Мозаика-Синтез, 2005

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся КВН, викторины, конкурсы. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада.В подготовке экологических праздников участвуют родители.

5.4. Связь с другими организациями

ДОУ активно взаимодействует с Ветлужским краеведческим музеем, домом детского творчества, детской библиотекой, больницей, школой. Имеются договора с учреждениями и совместные планы работы. С детьми старшей группы 1раз в месяц проводятся занятия в музее.

6. Дополнительные сведения

Заболеваемость детей (данные на 01. 09. 2011 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) - 63; бронхит - 1; ангина - 2; скарлатина - 1; в/о - 2; прочие случаи - 15. Общее количество случаев: 84. В среднем пропущено одним ребенком по болезни - 6 дней. Пропущено одним ребенком по желанию родителей (отпуск, санаторий)- 32 дня

Территория детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует продумать оформление клумб у входа в здание. Продолжить организацию альпийской горки на территории участка. Заменить имеющийся забор на наиболее прочный.
Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия по уходу за растениями, но отсутствуют условия по уходу за животными. Стараться не использовать ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений.

Паспорт составили :старший воспитатель Постникова Людмила Владимировна

Музыкальный руководитель: Муравьёва Наталья Георгиевна



Цели и задачи экологического паспорта 1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования. 2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ. 3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды. 4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории. 5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ. 6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ. 7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания. 8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию. 1. Экологическая ситуация района. 1.1.Общая характеристика района. Местонахождение дошкольного учреждения: Марий Эл, г. Йошкар- Ола, улица Чехова д.45. Детское дошкольное учреждение 70 располагается в комсомольском микрорайоне города Йошкар-Ола, где нет промышленных предприятий, гаражей, свалок. Грунтовые и поверхностные воды находятся близко. В радиусе 500 м отсутствуют крупные транспортные магистрали. Район зеленый. С восточной стороны в 700 м протекает река Малая Кокшага. Радиационный фон в пределах нормы.


1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада.. ДОУ 70 расположено в спальном районе, внутри квартала с северной стороны расположена улица Чехова, являющаяся второстепенной, с малым транспортным потоком. С восточной стороны расположен жилой дом, с южной стороны общежитие, с западной стороны жилой сектор. Расстояние от домов до территории ДОУ 15 м и более, что соответствует норме. В 500 м от садика расположен парк, где можно организовать экологическую тропинку, провести экскурсию и оздоровительную прогулку с детьми. В радиусе 500 м отсутствуют промышленные предприятия, свалки, оживлённые транспортные магистрали, источники шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения.


Характеристика территории учреждения 2.1. Общие данные ДОУ 70 построено в 1976 году. Площадь участка 5940 м 2. Здание ДОУ построено на месте жилых домов частного сектора. Территория обнесена забором, вдоль забора – посадки деревьев и кустарников, что составляет двойную защиту территории от шума. Территория хорошо озеленена и обустроена. Более 50% территории покрыта зеленым ковром, а это составляет 2200 м 2. На одного ребёнка приходится более 20 м 2, при норме 7,5 м 2. Вокруг здания разбиты цветники, где растут многолетники и однолетники, что увеличивает зеленый покров территории, и защищает здание от пыли и шума. Игровые площадки приспособлены для игр и прогулок детей. Территория площадок для ясельного возраста покрыты травяным покровом и имеет площадь 400 м 2 в т. ч. на одного ребёнка 26 м 2 при норме 5 м 2. Площадка для детей садовского возраста более половины покрыты зеленым покровом. Все участки отделены друг от друга живой изгородью, кустами сирени и спиреи. Площадь зеленых насаждений в пересчете на одного ребенка составляет 30 м 2. На каждом участке есть теневой навес: оборудование изготовлено из материалов разрешенных Минздравом. 70% территории под растительностью. 20% под асфальтом 10% оголенных участков. Это создает улучшение здоровья детей. Радиационный фон в пределах нормы. Территория защищена то ветра и шума со всех сторон домами, деревьями, забором. На территории стоят контейнеры для мусора, расположенные от здания на расстоянии 25 метров, которые регулярно вывозятся на свалку города. Территория ДОУ 70 регулярно очищается от мусора, который вывозится на свалку. Территория ДОУ защищена от шума, пыли, радиации, что способствует укреплению здоровья. Растут тополя, береза, липа, клены, рябина, сирень, боярышник, спирея. Почвы естественные, суглинистые. На территории часто можно встретить синиц, воробьев, голубей, ворон, галок, сорок, а в зимнее время свиристелей и снегирей. Из насекомых живут муравьи, кузнечики, жужелицы; прилетают стрекозы, бабочки, за которым дети устанавливают наблюдения и выбирают объекты для всевозможных исследований. По территории проходит экологическая тропа, где проводятся наблюдения за лекарственными растениями; одуванчиком, мать-и-мачехой, подорожником, ромашкой аптечной, фиалкой трехцветной, календулой, маргариткой.


Характеристика здания Площадь здания 1506 м 2. Здание двухэтажное, построено из материалов разрешенных Минздравом. Групповые комнаты большие, уютные - богаты комнатными растениями. Оборудованные группы соответствуют росту ребенка и изготовлено из материалов разрешенных Минздравом. В каждой группе есть свой живой уголок, где много комнатных растений. В группах младшего и среднего возраста растут: фикусы, герань, бегония, традесканция, аспидистра, лигуструм. В старших группах растут: хлорофитум, амариллис, комнатный виноград, камнеломка, узумбурская фиалка, плющ, кливия. Все это способствует улучшению здоровья детей. Коридоры, зал спортивный и музыкальный оформлены материалами разрешенными Минздравом. Это в основном бумага, дерево, комнатные растения. Все помещения хорошо вентилируются и освещаются.


Влияние учреждения на окружающую среду. Дошкольное учреждение в среднем расходует 10, 75 м 3 воды в сутки, в том числе горячей 2, 25 м 3 на одного ребенка. Вода используется для приготовления пищи, гигиенические цели, поливки. Питьевая вода поступает из подземных источников. Загрязненные стоки уходят в канализацию. Неисправные трубы и краны своевременно ремонтируются. За воду платит ДОУ. Использование энергии. Учреждение в месяц потребляет 2400 квт. Энергии. Плату осуществляет ДОУ. Энергия поступает с ТЭЦ. Освещенность групп 244 люкс при норме 240 люкс. Используются лампы дневного света и лампы накаливания.


Отопление. В помещении паровое отопление. Расход тепла на отопление ккал/час. В холодный период помещение хорошо утепляется. Температура в помещении регулируется путем проветривания. Температура в игровых, в спальне, в туалете Относительная влажность воздуха 52-54% при норме 40-55%. Отходы. В среднем за день выбрасывается пять ведер отходов. В летнее время отходов выбрасывается больше. Преобладают непищевые отходы. Отходы вывозятся на свалку. Учреждение оплачивает утилизацию. Упаковочные отходы для оформления помещений не используются.


Химические вещества. Бытовые химические вещества В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для: * уборки помещений (Ди – хлор) * мытья посуды («Ника») * чистки сантехники («Санитарный», «Пемолюкс» «Утёнок») *мытья рук (туалетное мыло) *уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости под контролем работников ФФГУЗ * стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло). Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу групповой комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части. Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не хранятся. Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника, завхоза и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.


Профессиональная и методическая подготовка. В ДОУ 70 используются программы Н.Рыжовой « Наш дом-природа » и С.Н Николаева « Юный эколог ». Детей знакомим с окружающим миром, охраной природы на занятиях, на экскурсиях, во время прогулок. В дошкольном учреждении имеется каталог литературы, которую можно использовать для экологического образования детей и родителей. Богат дидактический материал, где немалая роль отводится охране окружающей среды, который знакомит детей: с растениями, грибами, лекарственными растениями, насекомыми, земноводными, рыбами, птицами, млекопитающими. В ДОУ разрабатывается экологический проект, где будет глубже осуществляться работа по охране природы, окружающей среды, экологическому воспитанию детей и родителей.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

ДЕТСКОГО САДА № 88

КОСТРОМА 2017 г.

Экологическая ситуация.


Зеленые массивы и водоемы

К территории ДОУ примыкает участок соснового леса, в котором расположены два пруда, что позволяет воспитателям детского сада проводить экскурсии в лес и к водоемам. Одна из экологических троп детского сада проходит по территории лесного массива. Это способствует укреплению здоровья и развитию экологического образования детей.

Характеристика территории ДОУ

В ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений. При сухой погоде проводится полив территории два раза в день.

Территория ДОУ засажена зелеными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от3 до 30 лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежание травм среди детей низко растущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния.

Затененность территории средняя. Она обеспечивается за счет крытых веранд; лесного массива, вплотную прилегающего к территории д/с с одной стороны, и полосы зеленых насаждений вдоль противоположной стороны ограды. Это позволяет защитить территорию д/с от сильных ветров и пылевого загрязнения.

Растительный и животный мир.

Растительный мир

На территории ДОУ довольно разнообразен:

Видовой состав деревьев- голубая ель, сосна, береза бородавчатая, рябина, дуб, липа сердцелистная, черемуха, ольха, клен, ель обыкновенная.

Кустарники – сирень белая и обыкновенная, жимолость, малина, смородина. Кустарники расположены так, что они делят территорию детского сада на отдельные игровые площадки. На газонах преобладают дикорастущие травы и луговые растения: подорожник большой, лапчатка гусиная, ромашка пахучая, одуванчик, пастушья сумка, клевер луговой, мать-и-мачеха.

Животный мир

Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны – весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнообразными ее представителями: бабочками, жуками, пчелами, шмелями, осами, муравьями, пауками божьи коровки, стрекозы. Разнообразен в летнее время и мир пернатых: грачи, скворцы, вороны, сороки, голуби, синицы дрозды- рябинники, зяблики,трясогузки. Некоторые виды птиц выводят потомство в искусственных домиках. Для изучения пернатых в зимнее время на участке вывешиваются кормушки самых разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: воробьи, синички, снегири, голуби.

Почва

На территории детского сада преобладает натуральный грунт. Используется удобрение в виде перепревших листьев. Привозится песок для песочниц. На некоторых игровых площадках выделяются участки с уплотненным грунтом вблизи песочниц, где наиболее часто играют дети, вытоптанность данных участков до 40 процентов, грунт суглинок. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 80 процентов. Можно выделить участки с уплотненным грунтом в близи некоторых деревьев – тех возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

Характеристика здания

В групповых комнатах размещены уголки природы, «мини – огороды на окне», Центры экспериментирования: оборудованные самым необходимым материалом для проведения элементарных экспериментов, опытов по ознакомлению с объектами живой и не живой природы. В нем имеется центр воды и песка с необходимым для данного возраста оборудованием. В опытнической зоне располагаются различные материалы: ракушки, камни, семена, кора, листья различных растений, экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д соответствуя возрасту детей. Каждый педагог придает своему уголку неповторимость и своеобразие. Минимальный состав уголка природы в каждой группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт).Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы, вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках. В старших группах имеются гербарии, коллекции камней, разных видов древесины, и др, книги энциклопедии и альбомы природоведческого содержания, .Дошколята имеют возможность выращивать в течении всего года лук, горох. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребенка в огороде на окне происходит весь жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений, замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился росток, первый листок. Обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

Комнатные растения в групповых: хлорофитум, бегония, фиалки, бальзамин, сансевьера, плющ, циперус, папоротник и др.

В каждой группе оформлен календарь погоды в соответствии с возрастом детей. Имеются альбомы времени года, дидактические игры и пособия, сезонные выставки.


Основные направления работы.

Кроме систематических занятий и исследовательской деятельности на участках детского сада для экологического образования детей разработана экологическая тропа, проводятся экскурсии по близлежащему лесному массиву, совместно с воспитателями дети участвуют в работе по озеленению территории ДОУ (посадка деревьев, цветов на клумбах). С детьми в течении года проводятся экологические праздники, викторины, развлечения, выставки.

Работа с родителями

Для вовлечения родителей в процесс экологического воспитания детей в созданы информационные уголки. Регулярно выпускаются папки- передвижки, ширмы с экологическим содержанием, проводятся консультации такие как «Прогулки с ребенком»,» Воздух в вашей квартире», « Домашняя экология». Родители принимают участие в различных экологических конкурсах(экологического рисунка, поделок из природного материала, осенний урожай) и праздниках. В акции « Каждой пичужке по кормушке». Привлечь внимание родителей к мероприятиям по оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по устройству территории ДОУ.

Сейчас почти во всех регионах страны дошкольные учреждения составляют «Экологический паспорт» своего сада, форма которого в свое время была предложена Н.А. Рыжовой. Многие детские сады хотели бы иметь образец, опираясь на который можно оформлять собственные материалы. Мы предлагаем вам познакомиться с фрагментами самого первого «Экологического паспорта ДОУ», который разрабатывался в детском саду
№ 1908 г. Москвы (экспериментальная площадка по экологическому воспитанию с 1996 г. и по настоящее время). Материалы этого «паспорта» обсуждались на коллегии Московского комитета образования, с ними познакомились многие слушатели семинаров по экологическому воспитанию, проводимых Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Хотим подчеркнуть, что перед вами - всего лишь один из вариантов «Экологического паспорта». Вполне вероятно, что ваш собственный документ будет отличаться от него, однако в целом логика подачи материала вряд ли может измениться. Советуем особенно обратить внимание на раздел «Выводы и рекомендации». Опыт показывает, что именно он вызывает у педагогов наибольшее количество вопросов, являясь в то же время наиболее важной частью «Паспорта».

Общее количество детей, посещающих детский сад, - 175. Общее количество персонала - 46 человек. Количество групп - 7, из них одна группа круглосуточная.

Кадровый состав ДОУ: заведующая, методист, воспитатели - 14 человек, помощники воспитателей, младшие воспитатели - 3 человека, ночной младший воспитатель, помощник воспитателя по уходу за животными и растениями, музыкальные работники - 2 человека, преподаватель по изобразительной деятельности, преподаватель физкультуры, преподаватель ручного художественного труда, медработники - 2 человека.

В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводились семинары по экологическому образованию, и занятия по экологии проводят сами воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1. Общая характеристика района

Местонахождение дошкольного учреждения: г. Москва, Восточный административный округ, район Перово; 2-я Владимирская улица, д. 26.
Вся Юго-Восточная зона, в которой расположен жилой район Перово, характеризуется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Это объясняется влиянием таких крупных промышленных зон, как ЗИЛ, Волгоградский проспект, Южный порт, железнодорожная сортировочная станция, завод «Прожектор», и др.
В районе наблюдается сильное загрязнение почв свинцом, никелем, алюминием. Электромагнитная обстановка в округе нормальная. Уровень радиационного загрязнения - средний по Москве. Грунтовые воды в прилегающих слоях очень сильно загрязнены. В составе загрязнителей - тяжелые металлы, органика, микрофлора. В воздухе наблюдается превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) висмута и свинца.

Состояние здоровья населения

Для Восточного округа характерен высокий уровень распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы среди детей. Также высока распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей в округе крайне неблагоприятное.

Зеленые массивы

На территории округа расположены Измайловский и Кусковский лесопарки, Перовский парк.

Примечание

Приведенные данные взяты из официальных материалов о состоянии окружающей природной среды г. Москвы.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на пересечении двух улиц, характеризующихся большими транспортными потоками.
Недалеко от детского сада находится несколько крупных промышленных предприятий, являющихся источниками экологической опасности.
В непосредственной близости от ДОУ расположен Измайловский лесопарк, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются следующие интересные объекты: липовая аллея, сосновый массив, дубовая аллея, поляны, берег пруда и др.
В связи с тем, что сложившаяся экологическая обстановка в районе крайне неблагоприятная, следует уделять большее внимание оздоровлению детей. Необходимо чаще выводить детей в Измайловский лесопарк, учитывать неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда происходит скопление всех вредных выбросов в приземленных слоях атмосферы) и уводить детей в самый дальний от автомагистралей и самый зеленый угол сада.
Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе и с результатами данных исследований и провести разъяснительную работу. Желательно провести описание участка Измайловского лесопарка, предназначенного для проведения экскурсий с детьми, выделить наиболее интересные природные объекты и оценить возможность их использования с точки зрения экологического образования.

2. Характеристика территории детского сада

2.1. Общие данные:

Год строительства - 1967-й.
На месте детского сада раньше располагался жилой массив (каменные дома).
Общая площадь земельного участка - 9425 кв. метров.
Общая площадь здания - 1947 кв. метров.
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном к зданию, которое находится в центре. Газоны занимают 70-75% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки, а также отдельные песочницы (песок утрамбован, загрязнен) и резиновые протекторы (шины), использующиеся как игровой инвентарь. Кроме того, есть спортивная площадка с турником, лабиринтом и качелями.
Территория детского сада огорожена решетчатым забором высотой 1 метр и в темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров

Растительный мир

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лианы, - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (липа, клен, тополь).
Видовой состав деревьев: тополь бальзамический, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, клен платанолистный, ива остролистная (верба), туя западная, вяз гладкий.
Фруктовые деревья: яблоня, вишня, слива, грецкий орех, груша - всего 12 видов. Среди деревьев преобладают экземпляры средней и пониженной (вплоть до низкой) жизненности.
Кустарники: жимолость обыкновенная, малина обыкновенная, клен американский, рябина черноплодная, сирень обыкновенная, снежноягодник белый, желтая акация (карагана древовидная). В отдельных местах кустарники образуют заросли и живую изгородь (в частности - карагана).
Газоны занимают 70-75% территории, однако они недостаточно ухожены. Культурные травянистые растения малочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка.
Сорные травянистые растения: крапива двудомная, яснотка белая, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, райграс пастбищный, лопух паутинный, осот розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой, пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная, щирица запрокинутая, гравилат городской.

Животный мир

На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

Почва

На территории детского сада преобладают искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Удобрения не используются, но привозится песок, торф, есть участки насыпных почв. На территории разбросаны отдельные кирпичи, камни.
На игровых площадках вытоптанность достигает 100%; грунт очень плотный, песчаный. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 70-80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

2.3. Зонирование территории

Различные зоны территории детского сада, тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме.
Территория регулярно посещается посторонними; вход на участок свободный; через него осуществляется транзитный проход (по главной асфальтовой дороге). Кроме того, забор во многих местах поломан, сделаны проходы, которыми часто пользуются родители, ведущие детей в сад. На территории часто гуляют подростки и мамы с маленькими детьми, приходящие сюда из соседних домов; производится выгул собак. Все это осложняет оформление участка.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории средняя, так как автодороги отделены от нее несколькими рядами деревьев и кустарников, но возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Решетчатый забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с трех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра. С четвертой, восточной, стороны оживленная автомагистраль отделена от участка тремя рядами деревьев.
Шумовой фон умеренный (для Москвы), с расстояния три - пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот. Основным источником шума являются автомагистрали. Шум проезжающих машин слышен в восточной части участка, прилегающей к забору.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.
Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником, но отмечаются небольшие временные свалки в угловых участках (в основном упаковочный мусор). Иногда встречаются отдельные жестяные банки, бумага, оставляемые посторонними прохожими. На территории детского сада мусоросборника нет.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание блочное. Этажность здания: 3. Общая площадь здания - 1947 кв. м.
Помещения для занятий: экологический класс, живой уголок, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет рисования, кабинет ручного труда.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зона игр, учебная зона и зона сна, зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются пластик под дерево, деревянные спилы, аквариумы, искусственные, живые и засушенные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические ковры. Из природных материалов использованы деревянные спилы, сухие ветки и натуральные камни.

3.2. Живой уголок и экологический класс

Обитатели живого уголка: волнистые попугайчики, попугаи нимфа-карелла, морские свинки, петух, курица, хомяки, черепахи.
Обитатели аквариума: морские черепахи, лягушки, гуппи, скалярии, гурами, золотые рыбки, сомики, улитки.
Во многих группах находятся аквариумы с рыбками и специальные уголки, где живут хомяки, черепахи и морские свинки. Животные для живого уголка были подарены родителями детей и сотрудниками детского сада.
Наиболее распространенные растения, которые находятся в помещениях групп: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держат во избежание несчастных случаев.
Площадь экологического класса - 70 кв. метров.
Оформление: фотообои, спилы деревьев, фонтан, камни, аквариум, стеллажи с наглядными пособиями и поделками детей.
Состав растений : амариллис, кливия, папоротник, сансевиерия, папирусная пальма, бегония, олеандр, фикус.
Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 25 кг отходов (в основном пищевых). Практикуется использование отходов для изготовления поделок детьми.
Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин - используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

До открытия экспериментальной площадки в работе с детьми использовались следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Российская государственная программа, а также отдельные разделы программ «Детский сад - дом радости» и «Радуга».

5.1. Используемая методическая литература:

Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

5.2. Дидактические материалы:

1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты».

2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».

3) Экологические кубики.

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся викторины. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом Измайловском парке.
В подготовке экологических праздников участвуют родители.

5.4. Связь с другими организациями

6. Дополнительные сведения

Заболеваемость детей (данные на 1. 09. 96 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) - 157; бронхит - 8; ангина - 6; скарлатина - 1; отит - 5; гастроэнтерит - 4; гастрит - 3; коклюш - 1; в/о - 12; прочие случаи - 9. Общее количество случаев: 206. В среднем пропущено одним ребенком по болезни - 10,7 дней. Пропущено одним ребенком из-за ОРЗ - 7,5 дней.
С 1 сентября 1996 года детский сад является окружной экспериментальной площадкой по экологическому образованию дошкольников.

7.2. Благоустройство и использование территории ДОУ

Территория детского сада недостаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменив сорные виды на газонные злаки. Отдельные группы сорных растений должны быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения территории следует учитывать освещенные и увлажненные зоны (они отражены на картосхеме).
Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, разбить цветники и огород, посадить лекарственные, пищевые и декоративные растения. Возможна организация альпийской горки на территории участка.
Для снижения уровня шума и поглощения вредных веществ желательно посадить по всему периметру участка (вдоль забора) кустарники. Вдоль сторон участка, обращенных к автомагистралям, рекомендуется посадить карагану (желтую акацию), которая наиболее эффективно поглощает вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах.
Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, так как во многих местах наблюдается сильное вытаптывание, и огородить ствол деревьев в наиболее посещаемых детьми местах.
Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях. Кормушки рекомендуется сделать из использованных пакетов из-под молочных продуктов или подобного материала.
Убрать мусорные свалки из углов территории. В целях соблюдения санитарно-гигиенических норм запретить выгул собак и кошек на территории.
Все вышеперечисленные рекомендации выполнимы только в случае прекращения транзитного прохода через территорию и ее закрытия для посещения посторонними. Поэтому необходимо отремонтировать забор и, по возможности, заменить на более прочный, препятствующий проникновению посторонних.
Все прогулки с детьми проводить в глубине участка, избегая зон влияния транспортных магистралей.
Заменить песок в песочницах.
На основе проведенных исследований была разработана схема экологической тропинки с рекомендациями по ее использованию.

7.3. Оформление помещений

Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. Однако сильно увлечение искусственными материалами. Поэтому рекомендуется применять при оформлении помещений как можно больше природных материалов. По возможности не использовать обои с полимерным покрытием, так как обои с пленочным покрытием не впитывают влагу и не пропускают воздух, что может привести к нарушению воздушно-влажностного режима помещений. Также стараться не использовать и ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений и кактусы.
Луговые растения: полевица тонкая, ежа сборная, кульбаба осенняя, клевер ползучий, клевер луговой, тысячелистник обыкновенный, мышиный горошек.
Вдоль тропинок преобладают горец птичий, подорожник большой, лапчатка гусиная. На одном из участков отмечены лесные растения: сныть обыкновенная, будра плющевидная. Влажные места выделяются присутствием лютика ползучего, ситника, горца землеводного, зеленых мхов.
В одном из угловых участков территории находятся заросли крупных сорных растений (крапивы, лопуха и других) высотой до 1,5 метров. В целом на газонах преобладают злаки и разнотравье.

7.4. Влияние на окружающую среду

Нужно отметить, что работниками детского сада совершенно не учитывается использование ресурсов. Необходимо провести более детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление. Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема. Возможно использование органических отходов (например, яичной скорлупы) в качестве удобрения.

7.5. Профессиональная и методическая база

Для проведения занятий с детьми и организации методической работы необходимо ввести ставку эколога. Возможен обмен опытом с другими дошкольными учреждениями г. Москвы, занимающимися аналогичными проблемами.
Пополнить существующий книжный фонд периодическими изданиями: «Свирель» (экологический детский журнал) и «Вестник АсЭКО» (методический журнал). Регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава.
Посвятить ряд родительских собраний экологическим вопросам; привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.
В живом уголке можно повесить карту, на которой флажками отмечать страны - родину растений, животных, находящихся в живом уголке.

Примечание

Паспорт составлен в 1996 г. в самом начале экспериментальной работы. С тех пор большинство рекомендаций, отмеченных в последнем разделе, коллективом детского сада выполнены.

Наталья РЫЖОВА,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца,

Инесса КОХАНОВА,
заведующая ДОУ № 1908 г. Москвы

 

Возможно, будет полезно почитать: