Дыхание. Кислород в живой природе III этап

Активизация творческого мышления на обобщающих уроках по анатомии

В нынешних условиях реформирования образовательной системы возникает проблема неполной реализации творческого потенциала ученика в рамках общеобразовательного курса средней школы. Современная концепция гуманизации и гуманитаризации образования на практике привела к ущемлению интересов учащихся, предпочитающих предметы естественнонаучного цикла, – из-за уменьшения часов, отведенных на эти предметы. Это сказывается на качестве образовательного уровня выпускников школ.

Каждый творчески работающий педагог в своей ежедневной деятельности старается решить главную образовательную проблему – вызвать у учащихся интерес к предмету и одновременно уложиться в отведенное учебное время, давая необходимый материал на соответствующем научном уровне.

Пути решения этой проблемы могут быть разными. Это и частая смена деятельности для уменьшения перегрузок учащихся, и нестандартность предлагаемых заданий, и чередование индивидуальной и парной работы (с соседом), и строго ограниченное время на выполнение каждого задания с учетом степени подготовленности класса и индивидуальных особенностей учеников.

С учетом индивидуального подхода к учащемуся, учитель должен предвидеть ситуацию отказа того или иного ученика от выполнения творческого задания (из-за лени или нежелания вникать в суть задания и искать нестандартное решение ценой собственных интеллектуальных усилий). В то же время причиной отказа может стать плохое самочувствие или какие-то негативные психоэмоциональные состояния и реакции, свойственные подростковому возрасту.

Рассмотрим один из вариантов проведения урока. Приведем пример обобщающего урока по анатомии (9-й кл.).

«Взаимосвязь дыхания и кровообращения»

Работа с терминами. Учащимся предлагается набор из 20 слов или словосочетаний, каждое из которых представляет собой термин, используемый при описании процессов дыхания и кровообращения: энергия; выделение; обмен; органические вещества; глюкоза; вода; митохондрия; гомеостаз; аэробы (аэробные организмы); кислород; капилляр; газообмен; тканевая жидкость; дифференциация; клетка; окружающая среда; эритроцит, диффузия, плазма крови; лимфа.

Термины написаны на доске, но лучше предложить их учащимся на индивидуальных карточках, которые они могли бы взять с собой для выполнения домашнего задания. Если разрешить детям не возвращать карточки, то они смогут делать на них пометки, что облегчит работу, особенно на II и III этапах. Для уточнения некоторых непонятных ученику терминов целесообразно разрешить пользоваться справочными материалами (тетрадями, учебниками, словарями) и консультироваться с другими учениками.

Разминка

За 1–2 мин составить максимально возможное количество слов из букв, входящих в слово «гомеостаз» (или любого другого из числа предложенных).

Отмечаем учеников, придумавших самое длинное слово и максимальное количество слов.

I этап. Логические группы

Задание. Из предложенных терминов составить логические:

– пары (устно, индивидуально);
– тройки (устно/письменно, индивидуально/в паре);
(Выборочно проверяем по одному варианту от ученика. )
– четверки (письменно с пояснением, индивидуально) – обсуди их с соседом, и вместе представьте наиболее удачные, на ваш взгляд, варианты классу. (Проверяем умение объяснить логику подбора. )

II этап. Фразы

Задание. Составить развернутое предложение (письменно, индивидуально), используя максимальное количество терминов из числа предложенных.

(Учитываем научность предлагаемых суждений. )

III этап. Схемы

Задание. Составить схему (индивидуально/в па-ре – по выбору учителя), логически объединив все понятия (число терминов при необходимости можно увеличить).

IV этап. Рассказ

Задание. Написать биологическую историю на тему: «Путешествие молекулы кислорода в организме человека». (Работа сдается на проверку учителю.)

Варианты компоновки этапов

1. Разминка, I–III этапы, IV – домашнее задание.

2. I–II, IVэтап. В качестве разминки выступает начало первого этапа (составление «пар» и «триад»), в процессе которого происходит визуальное ознакомление с терминами и их осмысление и уточнение (в случае необходимости) с помощью одноклассников, тетради, учебника или учителя.

3. I–IV этапы. В этом случае нужно дать ученику возможность выполнить в классе задания I–III этапов, а недописанную историю (IV этап) по договоренности с учителем взять на доработку домой. Тогда ученик не будет переживать, что не успеет сделать IV задание за отведенное время на уроке, и сможет наиболее качественно выполнить III этап, требующий творческого осмысления, затратив на него наибольшее количество времени. На следующем занятии учитель (обязательно по договоренности с учеником) представляет классу наиболее удачные фразы (II этап), грамотно составленные схемы (III этап) и отрывки или полный текст сочинения (IV этап). Дети обсуждают, отмечают научность выполненной работы, критикуют, задают автору вопросы.

Такие обобщающие уроки помогают формированию творческой активности ребят. А это необходимое условие всестороннего развития личности, развития познавательных способностей детей и их стремления к самообразованию. У ребят, поверивших в себя, растет целеустремленность, работоспособность, коммуникабельность, творческий подход к любому виду деятельности. Но чем выше творческая активность учащегося, тем больше требуется педагогического мастерства и внимания к нему со стороны педагога. Готовые инструкции убивают стремление к саморазвитию, останавливают личностный рост.

Примеры работ на I этапе «Логические группы» («четверки»)

    Обмен – вода – газообмен – энергия. (В природе постоянно происходят обмен воды и энергии, а также газообмен.)

    Тканевая жидкость – лимфа – клетка – во-да. (Вода, в которой растворены ненужные вещества, выводится из клетки через тканевую жидкость и попадает в лимфу.)

    Окружающая среда – вода – всасывание – выделение. (Поступление воды и веществ в организм и выведение непереваренных остатков.)

    Глюкоза – клетка – обмен – энергия. (Получение энергии клеткой.)

    Кислород – капилляр – тканевая жидкость – клетки. (Кровь, обогащенная О 2 , через тонкую стенку капилляра попадает в тканевую жидкость, а затем в клетку.)

    Обмен – клетка – энергия – митохондрии. (В клетках происходит обмен энергии при помощи митохондрий.)

Примеры работ на II этапе «Фразы»

    При вдохе аэробы поглощают воздух, в котором находится кислород, происходит газообмен (кислород попадает в кровь), после чего кровь по артериям и капиллярам распространяется по организму, клетки получают кислород и отдают углекислый газ – выделяется энергия в виде тепла.

    Из окружающей среды, в которой непрерывно происходит газообмен, кислород попадает в организм и соединяется с эритроцитом, который содержится в плазме крови, а затем попадает в клетку, и там «обрабатывается» митохондрией.

Пример работы на III этапе «Схемы»

Примеры работ IV этапа. «Рассказ»

    Молекула кислорода по имени О"Два попала в чью-то носовую полость. Ей там крайне не понравилось – слизистая оболочка и застрявшие пылинки. О"Два стало засасывать дальше. Пролетев по гортани, образованной хрящами, она последовала в трахею – трубку, состоящую из хрящевых полостей. По ней было так хорошо лететь, легко. Затем О"Два попала через бронхи в легкие, затем в кровь, поменявшись местами с молекулой углекислого газа, которая полетела к выходу. На этом история О"Два не закончилась, но это уже совсем другая история.

(А.Волкова )

    Сначала был нудный досмотр в носу на предмет запрещенных веществ и путешествие по длинному темному тоннелю. О 2 не раз бывал в человеческом организме и прекрасно знал весь предстоящий маршрут. Еще один досмотр в бронхах и, наконец, легкие. О 2 был достаточно опытной молекулой и не слишком верил, что удастся остаться там. Эритроциты очень проворны, и избежать соединения с гемоглобином практически невозможно. Так что, раз уж тебя угораздило всосаться в рот вместе с остальными «счастливчиками», то не стоит тратить силы, чтобы убежать от эритроцитов. Лучше приберечь силы на потом.
    А вот и они пожаловали! Ужасные монстры, подскакивающие к кислороду и всасывающие его в себя. Эритроциты. Многие молекулы тут же заметались по легким, пытаясь скрыться, но некоторые, как и О 2 , не шевелились. И вот к О 2 подскочил эритроцит и всосал его в себя.

Продолжение следует…

(А.Никифоров )

    Я – молекула кислорода. При вдохе человека я вместе со своими собратьями попадаю в носовую полость. С помощью ресничек эпителия я очищаюсь, а проходя около кровеносных сосудов в носу человека, нагреваюсь до температуры его тела. Иду по носоглотке и попадаю в гортань. После гортани попадаю в трахею. Передняя стенка, образованная хрящевыми полукольцами, способствует моему свободному прохождению. Мерцательный эпителий дополнительно обеззараживает меня вместе с другими молекулами. Дальше открывается путь в брон-
    хи – левый и правый. Просвет бронхов всегда открыт для того, чтобы я попала в легкие. Наконец-то легкие. Они образованы бронхиолами и альвеолами. Легкие могут принять до 3 л воздуха! Вот я и в легком.
    Оттуда, при помощи диффузии, меня забирает артериальная кровь и несет по артериям и тканям. Скоро я пройду по организму человека и окажусь в ткани. Переработаюсь в СО 2 и понесусь по венам обратно в легкое, а уже оттуда наружу.

(Е.Пшеничникова )

    Воздух, которым мы дышим и который окружает нас, вовсе не мертвый. В нем происходят очень интересные события. Маленькие молекулы, из которых состоит воздух, постоянно перемещаются в поисках чего-нибудь интересного. И вот одна такая молекула, которую все просто звали О-Два, попала в странное место. Вокруг было много других молекул, которых О-Два никогда не видела, кроме своих друзей – Це-О-Два и Эн-Два, она вообще редко кого встречала. Вдруг откуда-то сверху, где О-Два видела только непроглядную черноту, вынырнули другие молекулы, такие же, как и она. Они быстро неслись в невидимом потоке, и вихрь от них закрутил бедную О-Два в водоворот. Еще секунда – и она уже летела с другими молекулами в темную дыру, влекомая неведомой силой. Впереди О-Два увидела ужасную дыру, похожую на ворота, которые при приближении молекул приоткрывались, пропуская их внутрь. О-Два и ее друзья по несчастью попали в длинную трубу, через стенку которой О-Два видела черные кольца, окружающие ее. Внезапно труба разделилась на две, потом еще и еще, и все другие молекулы попали в другие ответвления. О-Два осталась одна-одинешенька, и ей стало жутко в этих непонятных ходах, которые постепенно сужались. О-Два с трудом протиснулась в огромный полый шар, огляделась и подплыла к его тонкой стеночке, на которую падали странные движущиеся тени. Какая-то сила протолкнула ее сквозь стенку, и О-Два оказалась в коридоре, в котором шло постоянное движение. Здесь перемещались большие красные круги, с трудом протискиваясь через узкий проход. Один из таких кругов остановился и предложил О-Два ее довезти. О-Два согласилась и, сев на круг, отправилась в путешествие по этому проходу. Сзади и спереди плыли другие молекулы на таких же кругах. Внезапно круг остановился и сказал, что дальше он не может ее везти. О-Два сошла и попала в другую комнату. В ней было темно и страшно. Внезапно на нее налетело что-то непонятное и О-Два потеряла сознание. Больше она ничего не помнила.

(А.Горшкова )

    То, с помощью чего мы дышим, называется легкими. Легкие осуществляют газообмен между вдыхаемым нами воздухом и кровью. Они помещаются в грудной клетке. Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой – плеврой. Она заполнена плевральной жидкостью. При дыхательных движениях она уменьшает трение легких о стенки грудной полости. Ткань легких состоит из бронхов и легочных пузырьков. Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться на все более мелкие веточки. Самые мелкие бронхи заканчиваются микроскопическими, заполненными воздухом легочными пузырьками (альвеолами).

Легочные пузырьки снаружи оплетены густой сетью капилляров и так тесно прилегают друг к другу, что капилляры оказываются зажатыми между ними. Стенки капилляров и пузырьков настолько тонки, что расстояние между воздухом и кровью не превышает тысячных долей миллиметра, а их общая поверхность, через которую осуществляется обмен газов, огромна – около 100 м 2 . Это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и легочных пузырьков. Однако, для интенсивного газообмена нужно, чтобы внутренние стенки альвеол не подсыхали. Вот почему необходимо увлажнение воздуха, происходящее в воздухоносных путях.

Кровь находится в капилляре меньше 1 секунды, но за это время углекислый газ из крови успевает перейти в воздушное пространство легочного пузырька, а кислород – в кровь. Углекислый газ удаляется из легких во время выдоха, а обогащенная кислородом и очищенная от углекислого газа кровь по легочным венам поступает в сердце и отсюда разносится по всему организму.

(С.Поваляева )

Учащимся, имеющим задолженности или пропуски по темам: «Дыхание» и «Кровообращение», а также для тех, кто затрудняется выполнить более сложные задания III или IV этапов, можно предложить работу по индивидуальным карточкам.

Карточка № 1

    Укажите механизм газообмена через альвеоло-капиллярную мембрану.

    Какой тип крови несут легочные вены. Почему он так назван?

    Рассмотрите строение гортани.

Карточка № 2

    Как устроен легочный круг кровообращения?

    Какой тип крови несут легочные артерии. Почему он так назван?

    Рассмотрите строение легких.

Карточка № 3

    Почему общая доля кожного дыхания у человека составляет только 1%?

    В больницу был доставлен больной с пробитой с двух сторон грудной клеткой. Легкие остались неповрежденными. Через некоторое время пациент умер от удушья. Объясните это явление.

    Какую роль играет процесс диффузии в газообмене? Укажите условия протекания этого процесса.

Карточка № 4

    Как образуется оксигемоглобин в организме? Какова его роль?

    Перед тем, как нырнуть в воду, можно или набрать в легкие как можно больше воздуха, или сделать ряд быстрых и глубоких вдохов и выдохов. В каком случае человек дольше продержится под водой? Почему?

    Рассмотрите роль микроциркуляторного русла в организме.

02.03.2016

Формула кислорода известна из школьных учебников каждому человеку. Коротко можно сказать, что этот элемент представляет основу нашей жизни. Там, где воздух содержит мало кислорода, человеку грозят серьёзные испытания, вплоть до смерти.

  1. Ежедневное потребление кислорода организмом человека составляет около 40 кг.
  2. Для атмосферы Земли только половину кислорода вырабатывают деревья и все вместе взятые растения, остальную часть поставляют водоросли мирового океана, обладающие способностью к фотосинтезу.
  3. Недостаток кислорода в вагонах Тибетской китайской высокогорной железной дороги, единственной в мире, при подъёме на пятикилометровую высоту, используются специальные вагоны, обеспеченные подачей кислорода. Кроме того, каждый желающий пассажир может использовать персональную кислородную маску.
  4. Высокая окислительная способность кислорода позволяет использовать его для получения взрывчатых веществ. В горнодобывающей промышленности используют взрывчатое вещество, полученное пропиткой жидким кислородом обычных опилок.
  5. Все виды топлива способны к горению только в присутствии в окружающем воздухе кислорода.
  6. Поместив кислород в специальный реактор, обеспечив необходимое давление, можно превратить кислород в твердую субстанцию. Полученное вещество приобретает красную окраску, в нем проявляются свойства металла и сверхпроводника. Ученый осуществивший этот проект считает, что высокое давление настолько сближает молекулы, что они начинают образовывать пары, которые воспроизводят структуру кристалла..
  7. Мозг человека потребляет около 20% кислорода, находящегося в организме человека.
  8. Роговица глаза единственный орган человека, в который кислород поступает непосредственно из окружающего воздуха.
  9. Кислород поступает в человеческий организм из окружающего воздуха и с водой.
  10. Кислород растворим в воде и многие организмы, обитающие в ней, потребляют кислород в разных количествах. Так, например, постоянные обитатели водного пространства рек, озёр, морей и океанов, рабы, потребляют разное количество кислорода. Этим объясняется разнообразие пород в определенных водоёмах. Карась потребляет кислород в меньшем количестве, Карп более требователен к содержанию кислорода в воде, он живет в водоёмах, обеспеченных содержанием кислорода в количестве не менее 4 мг на один литр воды. Рыбы, живущие в горных реках, нуждаются в воде с большим содержанием кислорода.
  11. Используя электролиз можно получить кислород из таких химических соединений как хлораты и перхлораты. Этот способ применим на объектах, где невозможно хранение воды в больших количествах, например, на подводных лодках.
  12. Соединение трех атомов кислорода представляет озон, который образует особый слой в атмосфере, защищающий землю от вредного действия ультрафиолетовых солнечных лучей.
  13. Вещество, представляющее трехатомный кислород, для живых организмов очень опасно. Чистый озон имеет голубой цвет, Для жидкого озона характерна черная или темно-синяя окраска, твердому озону свойственен фиолетовый цвет.
  14. Кислород способен влиять на многие процессы в организме человека. В медицине широко используется лечебное действие кислорода при острых респираторных заболеваниях. Хороший эффект получен при использовании кислородных процедур больными пневмонией, эмфиземой.

Кислород необходим каждому живому существу на нашей планете. Полностью зависит от кислорода организм человека. Не обходится без кислорода тяжелая, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность, медицина, сельское хозяйство и энергетика.

КИСЛОРОД в живой природе. На долю кислорода приходится до 70% массы всего живого вещества биосферы. Он входит в состав большинства органических (в том числе белки, липиды, углеводы) и неорганических соединений организмов. В среднем в пересчёте на 1 кг сухого вещества в растениях, а также в водных животных содержится 400-470 г кислорода, в наземных животных - 186 г, в бактериях - 230 г. Благодаря появлению и жизнедеятельности фотосинтезирующих организмов (главным образом цианобактерий, позднее зелёных растений) около 2,7 млрд. лет назад началось накопление свободного кислорода (О 2) в первичной бескислородной атмосфере Земли (важнейший этап в эволюции биосферы); затем образовался озоновый экран, защищающий всё живое от жёсткого космического излучения. Современный газовый состав атмосферы поддерживается благодаря фотосинтезу.

Большинство населяющих планету организмов - аэробы; они нуждаются в свободном кислороде, т.к. получают большую часть необходимой для жизнедеятельности энергии за счёт окисления биологического. Анаэробные организмы (главным образом прокариоты) могут жить в бескислородной среде. Облигатные анаэробы приспособились к условиям, исключающим доступ кислорода (нижние слои почвы, дно водоёмов, глубокие участки раны и т.д.); многие из них погибают при наличии незначительного содержания в среде О 2 .

Круговорот кислорода в биосфере весьма сложен, так как он входит в состав множества соединений. Движущей силой круговорота служит солнечная энергия, благодаря которой атмосферные диоксид углерода (СО 2) и кислород непрерывно циркулируют, проходя через живые организмы. Фотосинтезирующие организмы улавливают солнечную энергию и используют её для синтеза органических соединений из СО 2 и Н 2 О. В ходе фотосинтеза в атмосферу выделяется О 2 . Аэробные гетеротрофы используют кислород для усвоения богатых энергией органических продуктов фотосинтеза, которые они получают с пищей. Высвобождающийся в атмосферу СО 2 вновь вовлекается в фотосинтез. Почти во всех клетках организмов (эукариот) 90% потребляемого кислорода восстанавливается (до СО 2 и Н 2 О) с участием цитохромоксидазы митохондрий. Остальной кислород включается в окислительно-восстановительные реакции, приводящие к образованию кислородсодержащих соединений при участии оксигеназ. В ходе обменных процессов при неполном восстановлении кислорода образуются супероксидный радикал (О 2) и пероксид водорода. Они обладают высокой реакционной способностью и крайне токсичны для клеток (повреждают плазматические мембраны, взаимодействуя с остатками ненасыщенных жирных кислот).

Современная хозяйственная деятельность человека вносит существенные изменения в круговорот кислорода. Всего в мире только для сжигания топлива ежегодно потребляется около 9·10 9 тонн кислорода. В некоторых странах при этом расходуется кислорода больше, чем его выделяют растения при фотосинтезе.

Лит.: Москалев Ю. И. Минеральный обмен. М., 1985; Ершов Ю. А., Плетенева Т. В. Механизмы токсического действия неорганических соединений. М., 1989; Башкин В. Н., Касимов Н. С. Биогеохимия. М., 2004.

1. Внутренней средой организма человека являются кровь,... и... жидкость, обеспечивающая клетки необходимыми... 2. Лимфа – прозрачная жидкость,

в которой много..., защищающих организм от... микроорганизмов, циркулирует по... сосудам, в ней отсутствуют эритроциты и...

3. Кровь – жидкость красного цвета, состоящая из клеток:..., лейкоцитов и..., и межклеточного вещества – ..., кровь осуществляет транспорт веществ, нейтрализацию ядовитых веществ, терморегуляцию, защиту от...

4. Плазма крови на 90 % состоит из..., а также из... и... веществ, принимает участие в транспорте веществ и... крови.

5. Эритроциты – красные клетки крови, не имеющие..., двояковогнутой формы, содержат особый белок – ..., легко соединяющийся с кислородом.

6... и... бесцветны, различной формы, легко проникают сквозь стенки капилляров, способны уничтожать болезнетворных микроорганизмов за счет реакции..., образуются в красном костном мозге, селезенке и... узлах.

7. Кровяные пластинки... – мелкие безъядерные образования, образующиеся в... костном мозге, основная функция которых – ... крови.

8. Свертывание крови – защитная реакция организма, суть которой сводится к тому, что при поражении кровеносных сосудов разрушаются... и выделяется фермент, под действием которого растворимый белок плазмы... превращается в нерастворимый..., нити которого образуют..., который закрывает рану.

9. При попадании инфекции в организм человека лимфоциты вырабатывают..., особые белковые соединения, которые обезвреживают болезнетворные... и...

10... – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, бывает..., который вырабатывается после перенесения заболевания или передается по наследству, и..., возникает в результате введения готовых... или..., культуры ослабленных микроорганизмов.

11. В 1901 году... открыл существование четырех... крови, отличающихся по наличию в эритроцитах и плазме... и...

12. При переливании крови от донора к... необходимо учитывать группу крови и..., при несоблюдении этих правил наблюдается... эритроцитов, приводящая к гибели человека.

1. К реакциям пластического обмена в организме человека относят процесс

1) транспорта питательных веществ по пищеварительному каналу
2) выделения сальными железами кожного сала
3) синтеза белков в клетках печени
4) фильтрации плазмы крови в нефроне
2. Установите уровневую организацию строения слухового анализатора чело-
века, начиная с его периферического отдела − уха. В ответ запишите соот-
ветствующую последовательность цифр.
1) рецепторные волосковые клетки
2) улитка
3) внутреннее ухо
4) перепончатый лабиринт
5) кортиев орган
3. Вставьте в текст «Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека»
пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого
цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую
ниже таблицу.
Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека
В толстом кишечнике в кровь всасывается большое количество ________ (А).
Железы толстого кишечника вырабатывают много ________ (Б) и облегчают,
таким образом, продвижение и выведение непереваренных остатков пищи.
Бактерии толстого кишечника синтезируют некоторые ________ (В). Непере-
варенные остатки пищи попадают в ________ (Г) и удаляются из организма.
Перечень терминов
1) слизь
2) вода
3) глюкоза
4) фермент
5) витамин
6) прямая кишка
7) слепая кишка
8) поджелудочная железа
4. К реакциям энергетического обмена в организме человека относят процесс
1) синтеза белков в мышечных волокнах
2) переноса кровью питательных веществ по организму
3) окисления глюкозы в нейронах мозга
4) обратного всасывания первичной мочи в извитых канальцах почек
5. Почему врачи рекомендуют включать в рацион питания продукты, содержа-
щие йод?
1) йод влияет на изменение состава плазмы крови
2) йод нормализует деятельность щитовидной железы
3) йод предупреждает заболевание ангиной
4) йод способствует синтезу в организме витамина С
6. Во время тренировки спортсмена в первую очередь расходуются запасы
1) витаминов 2) белков 3) жиров 4) углеводов
7. Вред загара заключается в том, что
1) темнеет кожа
2) может возникнуть меланома
3) вырабатывается избыток витамина D
4) в расширяющиеся сосуды кожи оттекает большое количество крови
8. В каком отделе пищеварительного канала в основном происходит всасыва-
ние органических веществ пищи?
1) в ротовой полости 3) в толстом кишечнике
2) в желудке 4) в тонком кишечнике
9. Установите уровневую организацию строения зрительного анализатора чело-
века, начиная с его периферического отдела. В ответ запишите соответствую-
щую последовательность цифр.
1) глаз
2) сетчатка
3) глазное яблоко
4) колбочки
5) фоторецепторы

Отдел образования

Администрации Центрального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Центр развития ребенка –

детский сад № 000 «Дельфиненок»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе

Тема: « «ПУТЕШЕСТВИЕ ПРИНЦА КИСЛОРОДА»»

воспитатель

второй

Новосибирск

Информационная карта занятия МДОУ ЦРР д./с № 000 «Дельфиненок»

Воспитатель :

Дошкольная группа: подготовительная к школе

Дата проведения : .04.10.

Тип занятия: нетрадиционное

Цель: формировать у детей восприятие своего организма как самого ценного и удивительного творения природы.

Задачи:

1. Дидактическая:

· Формировать представление о работе отдельных органов и систем организма человека как единого механизма.

· Показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

2. Коррекционная:

· Закрепить и обобщить знания о внутреннем строении носа, дыхательной системы человека.

· Закрепить комплексы дыхательной гимнастики.

3. Воспитательная:

· Побуждать интерес к изучению строения организма человека.

· Развивать воображение и фантазию.

Оборудование: Игра-атлас «Путешествие принца Кислорода», кукла принц Кислород, пять горшочков с порезанными морковью, луком, апельсином, 2 каркаса «замков» (проволочные), «Поющий мостик» ,различные шумовые и музыкальные инструменты, воздушные шары двух цветов (зеленые и красные) по количеству детей.

Формы организации деятельности:

· Фронтальное занятие с элементами соревнования

Структура занятия:

1. Вводная часть – появление принца Кислорода.

2. Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

3. Чтение сказки «Путешествие принца Кислорода»

4. Дыхательная гимнастика

5. Игра «Нюхачи»

6. Эстафета «Кто быстрее построит воздушный замок»

7. Музыкальная распевка «Я иду наверх, я спускаюсь вниз»

8. Конкурс «Лучший музыкант».

Характеристика группы : Дети седьмого года жизни, развитие в соответствии с возрастом.

Предполагаемый результат : Выявить у детей умение доводить начатое дело до конца

Ход занятия

Воспитатель .

Ребята, отгадайте загадку.

Он вокруг нас незаметен,

Он невидим, невесом,

Хоть без запаха и цвета,

Но он каждому знаком

Без него пропала б жизнь

На планете нашей.

Кто ответит: без чего

Жить не сможет каждый?

Дети . Без воздуха!

Появляется кукла - принц Кислород.

Кислород . Здравствуйте, ребята! Вы молодцы, сразу угадали, что эта загадка о воздухе, а значит, и обо мне. Ведь я одна из ее частичек.

Воспитатель . Здравствуй, Кислород. Какой ты сегодня красивый!

Кислород . Да, у меня сегодня очень важный день. Я еду в гости к принцессе с очень красивым именем - Гемоглобин. Она живет в воздушном замке. Вы знаете, где он находится?

Дети . Воздушный замок - это легкие, они находятся внутри человека, в грудной клетке.

Кислород . Как же мне туда попасть? Вы мне поможете?

Воспитатель . Ребята, что нужно сделать, чтобы Кислород попал в легкие?

Дети . Сделать вдох.

· Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Упражнение выполняется стоя. Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох. При выдохе, опуская руки, произносить звук ш-ш-ш. Повторить 3-4 раза

Воспитатель . А теперь послушайте сказку

Путешествие принца Кислорода

Влетел принц Кислород в волшебный тоннель и видит что рядом с ним на каждой пылинке, как на самолетике, летят микробы. Испугался Кислород, но тут заработали роботы. Робот Пылесос ловко задержал микробов-разбойников в своих волосках, а с остальными разделался робот Липучка. Приклеились незваные гости! Принца Кислорода стражи носа пропустили и даже согрели на прощание. Обогретый, довольный принц полетел дальше и оказался в голубой трубе.

«Ах, какая красота кругом!» - воскликнул путешественник. Да и как не восхищаться - стенки трубы мерцают от легких волн, как будто ковыль в поле колышется. Но торопись, Кислород, принцессы ждать не любят!

Вот и воздушный замок. Триста миллионов маленьких, похожих на мыльные пузыри комнат так и манят войти. Стоит Кислород перед двумя коридорами (бронхами), волнуется: как встретят, ждут ли? Принцесса Гемоглобин такая красивая, многие на нее засматриваются. Вот и принц Углекислый Газ о ней мечтает.

Поразмыслил наш герой, набрался храбрости и решительно влетел в комнатку - альвеолку. Навстречу вышла маленькая частичка крови - принцесса Гемоглобин, нарядная, румяная. Кислород ее увидел и онемел. А красавица поклонилась ему величаво, как и подобает настоящим принцессам, и ласково сказала: «Я так ждала тебя, принц! Нет в этом замке ни радости, ни веселья без тебя, ведь недаром он воздушным зовется. Посмотри вокруг - какими большими стали залы замка, как увеличились комнаты - альвеолы! Все тебе рады!» Засмущался Кислород, обрадовался такому радушному приему. Взяла принцесса за руку своего гостя и повела на корабль: «Пойдем, принц, я покажу тебе все свое царство».

Отчалил кораблик принцессы Гемоглобин от причала воздушного замка, и началось новое путешествие принца Кислорода - по реке, которая называется Артерия...

Вместе частичка крови и частичка воздуха поплывут по всему организму и принесут тепло каждой клеточке, каждому жителю волшебной страны

Другого своего кавалера, Углекислого Газа, принцесса Гемоглобин прогнала. Вытолкали его вон из легких.

Вы уже, наверное, догадались, что мы делаем, когда гемоглобин изгоняет углекислый газ? Правильно, мы делаем выдох.

Вот такое удивительное путешествие к легким совершает кислород каждый раз, когда мы делаем вдох, а при выдохе легкие выталкивают углекислый газ. Этот процесс называется - дыхание. Все мы умеем дышать, однако правильно дышит только тот, кто делает глубокий вдох и спокойный равномерный выдох.

Для чего нужно уметь правильно дышать?

Дети . Умеющие правильно дышать люди более выносливые, легко переносят длинные пешие прогулки, быстрее бегают.

Воспитатель . Давайте потренируем свое дыхание.

Дыхательная гимнастика

Встать прямо, поставить ноги на ширину плеч, согнуть руки в локтях, свести кончики пальцев перед грудью и сделать глубокий вдох. Развести руки в стороны и выдохнуть.

Воспитатель . Почему дышать нужно именно носом, а не ртом?

Дети . В носу воздух очищается и согревается.

Воспитатель . Для чего еще человеку нужен нос?

Дети . Чтобы различать запахи.

Воспитатель . Правильно. У некоторых людей очень чуткое обоняние. Они могут улавливать самые тонкие запахи. Эти люди работают над созданием духов и одеколонов. В шутку таких людей называют «нюхачи». Давайте проверим насколько у вас чуткий нос.

Игра «Нюхачи»

Воспитатель . Помните чудесный горшочек из сказки «Свинопас»? Принцесса по запаху из горшочка угадывала, какие блюда будут к обеду в ее королевстве. Я тоже приготовила несколько чудесных горшочков. Вы должны по запаху угадать, что в них находится, и придумать название духов с подобным ароматом.

Горшочек с морковью - морковный аромат (духи «Морковные», «Заячьи»),

Горшочек с луком - луковый запах (одеколон «Луковый», «Чипполино», «Плакса»).

Горшочек с апельсином - апельсиновый аромат (духи «Апельсиновые», «Оранжевое солнышко», «Летние»...)

(В горшочки можно положить яблоко, розу, укроп и т. д.)

Теперь поиграем наоборот: я буду предлагать название духов, а вы придумаете, чем такие духи могут пахнуть, из каких ароматов состоят и кому их можно будет подарить. Духи «Новогодние»9

Дети . Пахнут елкой, мандаринами. Подарить можно Снегурочке.

Воспитатель . Духи «Лесные»?

Дети . Пахнут грибами и ягодами. Подарить можно белочке.

Воспитатель . Одеколон «Морской»?

Дети . Пахнет морем, свежим ветром. Подарить можно морякам, рыбакам.

(Примерные названия духов: «Луговые», «Цветочные», «Огородные», «Радость» и т. д. В дальнейшем можно разнообразить игру: предложить детям нарисовать флаконы для придуманных духов, сочинить ароматы для маминых и папиных духов, одеколонов.)

Воспитатель . А теперь отгадайте загадку.

Ветер по небу гулял,

С облаками там играл.

Люди воздух изловили,

В дом огромный посадили,

И теперь воздушный домик

Держит ручкою ребенок.

Дети . Это воздушный шар!

Воспитатель . Из воздушных шаров мы будем строить разноцветные воздушные замки.

Эстафета «Кто быстрее построит воздушный замок»

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды.

Первая команда - строители Красного замка. Вторая команда - строители Зеленого замка. /Лети по очереди подбегают к корзине с воздушными шарами, выбирают шарик нужного цвета и привязывают к каркасу замка.

Команда, которая первая построит замок (без потерь воздушных шаров), - победитель.

Воспитатель . Теперь из строителей вы превращаетесь в жителей воздушных замков. Для того чтобы ходить друг к другу в гости, вот вам мостик. Но он не простой, а поющий: каждый, кто захочет по нему пройти, должен спеть.

Музыкальная распевка «Я иду наверх, я спускаюсь вниз»

Воспитатель . После того как вы так замечательно распелись на поющем мостике, посмотрим, кто из вас лучший музыкант.

Детям раздаются музыкальные инструменты (флейты, барабаны, гусли и т. д.), а также самодельные музыкальные инструменты (расчески, трещотки и т. д.).

По очереди жители Красного и Зеленого замков исполняют друг для друга музыкальные импровизации, придумывают названия для своих музыкальных произведений. Например: «Вой привидений», «Музыка скрипучих дверей», «Ария влюбленного кота», «Взрывы салюта» и т. п.

 

Возможно, будет полезно почитать: