Дьякон - это кто? Церковные звания по возрастанию, церковные чины.

Здравствуйте уважаемые!
В прошлый раз мы с Вами слегка прошлись по основам православного клира: , а сегодня я предлагаю продолжить более конкретно и поговорить о первой степени священства - о диаконах.
Система диаконства (или по иному дьяконства) является древнейшим институтом, который возник на первых же годах существования Церкви, хотя корни этого института еще глубже - что то подобное, скажем, было в иудаизме, а некоторые находят сходство даже в некоторых помощниках древнеегипетских жрецов Атона.

Вообще надо понимать, что диакон - это не священник, а его первый и главный помощник, то есть профессионал от религии, который не может самостоятельно совершать все священнодействия, но знает все процедуры очень хорошо.
Вообще слово диакон произошло от греческого διάκονος, что и обозначает "служитель" .

Диакон Исавр. Фреска XI века.

Говоря о диаконах, мы должны понимать, что под этим термином подразумевается сразу несколько чинов - просто диакон, протодиакон, иеродиакон и архидиакон . В чем различие мы слегка разберем чуть ниже. Также как упомянем и иподиакона , который хоть и не относится к священству и является переходным звеном от церковнослужителей к священнослужителям, но все же близок к институту диаконов по сути.

Итак, как мы с Вами уже говорили, диакон - это главный помощник священника при священнодействиях. В данный момент этот институт постепенно уходит в прошлое, и диаконы есть только при крупных приходах, монастырях или кафедральных соборах, а на местах священник вполне справляется и в одиночку.


Денис Хоппер в "Водном мире" тоже называл себя Диаконом, но это несколько из другой оперы...:-)))

Диаконом (а пока он не рукоположен, он называется ставленник ) может стать мужчина не моложе 25 лет (есть исключения, но они редкие), желательно окончивший духовную семинарию или хотя бы училище, неженатый, женатый первым браком или вдовец, не имеющий препятствий физического, духовного или социального характера. Препятствиями физического характера признаются те, которые могут помешать ему совершать священослужение. То есть быть инвалидом, ну скажем горбатым или с отсутствием ноги диакон вполне может быть, а вот слепым или глухим - нет. Препятствиями духовного характера является некрепкая вера или желание вступления в сан под воздействием тяжелой болезни. Желание должно быть осознанным и обдуманным, а крепость веры надо доказать не только словами, но и делами.


Диакон на службе

Наконец, социальная связана со статусом человека в мирской жизни. Никаких преступников, скрывающихся от правосудия, никаких браков с близкими родственницами, а еще запрет (правда, его часто обходят) на браки с неправославными женами. И еще один забавный момент есть в отношении неверных жен. Запрет на введение в сан диакона супруга жены, уличенной в прелюбодеянии звучит так: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею, Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго » (8 прав. Неокес. Соб.). Очень интересно знать, как на практике проверяется сие положение:-))))


Дьякон Андрей с семьей. Постановочное фото А.Жука

Перед рукоположением ставленник должен пройти так называемое испытание - то есть пройти ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу . После этого духовник говорит епископу готов ли ставленник принять сан или нет. Исповедь может быть и тайная (что чаще всего и происходит) или же в присутствии всей общины.

Хиротония диакона (ставленник был иподиаконом)

Если ставленник допущен к хиротонии , то сам процесс рукоположения происходит во время Литургии после освящения Святых Даров. Совершает рукоположение местный епископ (архиерей). Процедура следующая: ставленник трижды обводится вокруг так называемого Престола (стола, находящийся в середине алтаря для совершения на нем причастия (евхаристии), целуя его углы, затем встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову. Епископ (архиерей) кладет ему на голову особую ленту, честь своего облачения, которая называется омофор (о ней мы поговорим в следующих частях) и на омофор , прочтя особую молитву, возлагает свои руки.


Омофор

После чего дарует 3 атрибута диакона и громко провозглашает "Аксиос! " (ἄξιος), что в переводе с греческого обозначает «достоин », на что все присутствующие в церкви ему трижды также отвечают "Аксиос!"
С этого момента ставленник начинает считаться диаконом и к нему нужно обращаться или отец диакон, или «Ваше благовестие ». Хотя порядка обращения по имени-отчеству никто не отменял, и насколько я понимаю, в Царской России именно последнее обращение встречалось чаще всего.
Продолжение следует...
Приятного времени суток!

Марк Е. Дэвер

В зависимости от того, к какой церкви вы принадлежите, «диакон» может ассоциироваться в нашем воображении с седоволосыми банкирами, сидящими за длинными, до блеска отполированными столами, находящимися в роскошно устроенных церковных приемных. Или же это слово может вызвать образ усердных служителей церкви, координирующих служения, служителей, нацеленных на хозяйственные нужды, евангелизационные мероприятия, или пасторскую заботу. Таковыми являются диаконы в наших церквах. А какими они представлены в Библии?

Определение «Диакона»

Мир Нового Завета мало чем отличался от нашего в его отношении к служению. Служение другим людям не было предметом восхищения среди греков. Напротив, прежде всего ими почиталось в человеке развитие характера и личности, всегда с учетом сохранения самоуважения. Диаконское служение другим воспринималось как нечто, что мы называем уничижительным словом «раболепство».

Однако же, Библия представляет служение совершенно по-другому. В наших современных переводах Нового Завета слово диаконос часто переводится как «слуга», иногда как служитель, а иногда оно так и дано дословно как «диакон». Это слово может относится как к служению в общем понятии (напр. Деяния 1:17, 25; 19:22; Римлянам 12:7; 1Коринфянам 12:5; 16:15; Ефесянам 4:12; Колоссянам 4:17; 2Тимофею 1:18; Филимону 13; Евреям 6:10; 1Петра 4:10-11; Откровение 2:19), так и к начальникам в частности (напр. Римлянам 13:4) или же к заботе о физических нуждах (напр. Матфея 25:44; Деяния 11:29, 12:25; Римлянам 15:25-31; 2 Коринфянам 8:4, 19-20; 9:1, 12, 13; 11:8).

В Новом Завете ясно показано, что женщины могут исполнять, по меньшей мере, некоторую часть подобного служения (например, Матфея 8:15; Марка 1:31; Луки 4:39; Матфея 27:55; Марка 15:41; Луки 8:3; Луки 10:40; Иоанна 12:2; Римлянам 16:1). Ангелы служат таким образом (например, Матфея 4:11;Марка 1:13). Иногда это относится непосредственно к обслуживанию столов (например, Матфея 22:13;Луки10:40; 17:8; Иоанна 2:5, 9; 12:2), и хотя такое служение презиралось в греческом мире, Иисус относился к нему совсем иначе. В Иоанна 12:26 Иисус сказал: «Кто Мне «диаконит», Мне да последует; и где Я, там и диакон Мой будет. И кто Мне «диаконит», того почтит Отец Мой». Опять же в Матфея 20:26 (Марка 9:35) Иисус сказал: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам диаконом». И в Матфея 23:11 (Марка 10:43; Луки 22:26-27), Он сказал: «Больший из вас да будет вам диакон».

Фактически, Иисус даже представил Себя как одного из видов диакона (например, Матфея 20:28; Марка 10:45; Луки 22:26-27;Иоанна 13; Луки 12:37; Римлянам 15:8). Христиане представлены, как диаконы Христа и Его Евангелия. Такими изображены апостолы (Деяния 6:1-7), и, именно так, Павел регулярно говорит о себе и и о тех, кто работал с ним (например, Деяния 20:24;IКоринфянам 3:5; IIКоринфянам 3:3, 6-9; 4:1; 5:18; 6:3-4; 11:23; Ефесянам 3:7; Колоссянам 1:23; I Тимофея 1:12; II Тимофея 4:11). Он говорил о себе, как о диаконе, служащем язычникам, определенной группе, к которой он был призван для того именно, чтобы послужить (Деяния 21:19; Римлянам 11:13). Павел называет Тимофея диаконом Христа (напр. В I Тимофея 4:6; II Тимофея 4:5), а Петр говорит о пророках Ветхого Завета как о диаконах для нас, христиан (I Петра 1:12). Ангелы тоже названы диаконами (Евреям 1:14), и даже Сатана имеет своих диаконов (II Коринфянам 3:6-9; 11:15; Галатам 2:17).

Мы внимательно должны относиться к сохранению различия между служением диаконов и служением пресвитеров. В каком-то смысле и пресвитеры, и диаконы вовлечены в «диаконство», но это служение принимает две очень разных формы. Именно в первых семи стихах шестой главы книги Деяния мы находим значимый отрывок, где диаконство разделяется на традиционное диаконство (обслуживание столов, физическое служение) и некое «диаконство» Слова, к которому были призваны апостолы, а впоследствии и пресвитеры. Диаконы, показанные в Деяния 6, очень напоминают официантов, прислуживающих в церкви, по крайней мере, в административном смысле. Им поручено заботиться о физических нуждах церкви. Создание группы с подобным служением крайне важно, ибо в противном случае это может привести к путанице и между этими двумя видами диаконства — служители Слова (пресвитеры) и служители столов (диаконы), и впоследствии к утере одного из этих служений. Церковь не должна пренебрегать ни проповедью Слова, ни практической заботой о членах, так как это все способствует поддержанию единства и исполнению нашего долга в любви друг к другу. Оба эти аспекта жизни и служения церкви важны. Чтобы быть уверенными, что в наших церквах действуют оба вида диаконства, нам следует отличать диаконское служение от служения пресвитеров.

Историческая обстановка

Во времена апостолов ситуация в церквах была достаточно изменчива, хотя множественность пресвитеров и множественность диаконов, как кажется, присутствовало постоянно. Даже по завершении времен Нового Завета эти отдельные должности в церкви продолжили свое существование. Роль пресвитеров начала различаться между епископами и священниками, но диаконы на протяжении всего времени перечислялись совместно и сразу после епископов и священников, и, как правило, они считались теми, кому поручено, главным образом, содействовать епископам и начальствующим. В ранней церкви, как правило, служительская должность, по-видимому, занималась пожизненно. Функции же этой должности в разных местах отличались друг от друга. Функции диаконов могли включать в себя:

Пение или чтение Священного Писания в церкви,

Получение пожертвований и ведение документации о том, кто был дарителем,

Распределение пожертвований епископам, пресвитерам и самим себе, незамужним женщинам, вдовам и малоимущим,

Преподавание Вечери Господней,

Проведение молитв во время богослужения и уведомление тех, кто не может принимать Вечерю Господню, о том, что они должны уйти до проведения обряда.

Это может быть достаточно верным кратким описанием обязанностей диаконов, живших между вторым и шестым веком новой эры.

По мере развития монархического епископата под ним развивался и некий вид монархического диаконства. По мере развития роли епископа развивалась и роль архидиакона. Архидиакон был главным диаконом определенной местности и мог быть представленным как заместитель, занятый материальными вопросами. Не удивительно и то, что архидиакон в Риме стал особенно важной фигурой. Достаточно сказать, что некоторые злоупотребления вкрались и в эту сферу, и диаконы, а особенно архидиаконы, стали весьма богатыми. Насколько это иронично звучит, те, кто был призван служить другим, вместо того использовали их в угоду собственным интересам. Ввиду ряда причин, в средние века влияние диаконов пошло на убыль. Забота о бедных для дарителей стала скорее средством получения Божьей похвалы для того, чтобы как им представлялось, уменьшить свой срок отбывания в чистилище.

Восточная православная церковь всегда имела отдельных диаконов — мирян, служащих в этой роли. На западе же к концу средневековья должность диакона стала всего лишь шагом на пути к рукоположению в сан священника, то есть пресвитера. Роль диаконов в Римско- Католической и Епископальной церквах до сих пор так и рассматривается: это служители- стажеры, служащие в качестве диаконов в течение года перед тем, как стать окончательно оперившимися священниками. Второй Ватиканский Собор заново открыл возможность для иного, постоянного, более библейски — обоснованного вида диакона в Римско-Католической Церкви.

Лютер восстановил понимание того, что на церкви лежит ответственность, чтобы заботиться физически о самой церкви, особенно о малоимущих в церкви, хотя Лютеранские церкви и не возродили идею новозаветного диакона. В сегодняшних Лютеранских церквах практика различна. В некоторых местах диаконы нерукоположены, а в других местах любые рукоположенные помощники служителей могут называться диаконами, в частности те, на кого возложены обязанности пасторской заботы и благовестия.

Во многих евангельских протестантских церквах во время Реформации была вновь признана библейская практика различия между диаконами и пресвитерами или пасторами. Во времена Реформации некоторые протестанты, такие как Мартин Батзер из Кембриджа, убеждали, что обязанности диаконов следует возродить. Они говорили, что в каждой церкви диаконы должны проводить различие между достойными бедняками и недостойными, по отдельности осведомляясь и заботясь без лишнего шума об одних и изгоняя из церкви других. Им также следовало по мере сил вести учет пожертвований членов церкви.

В пресвитерианской церкви диаконами являются люди, распределяющие милостыню и заботящиеся о бедных и больных (хотя мы можем оспаривать тот факт, что эти функции во многом были взяты на себя государством). Диаконы являются отдельным от пресвитеров, и подотчетным им органом. Так же были некогда организованы многие баптистские и конгрегациональные церкви. Некоторые и поныне организованы в этом порядке, и многие, по меньшей мере, до определенной степени сохранили эту структуру.

Тем не менее, во многих баптистках и конгрегациональных церквах и духовные функции возложены на диаконов. Они, помогая пастору разными путями, особенно в проведении Вечери Господней, переросли в некий вид исполнительного и финансового совета для церкви, особенно в тех конгрегациях, где больше не существует совета старейшин. Диаконы зачастую несут активное служение в течение ограниченного срока, хотя признание человека диаконом обычно считается постоянным.

Марк Е. Дэвер, Выражение Божьей славы. Основы структуры церкви: Диаконы, пресвитеры, конгрегационализм и членство в церкви,

Рукоположение в сан диакона

Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того, что диакон не является совершителем Евхаристии, а лишь участвует в ее совершении, рукоположение в сан диакона на литургии происходит после окончания евхаристического канона, а именно после слов архиерея: «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Рукоположение в сан диакона может быть совершено не только на полной литургии (Василия Великого или Иоанна Златоуста), но и на Литургии Преждеосвященных Даров. В этом случае оно совершается после великого входа.

С левой стороны от престола ставится кафедра, на которую садится епископ . Два иподиакона, одной рукой взяв ставленника за руку, а другую возложив ему на шею, ведут его из середины храма к алтарю. В алтаре диакон возглашает «Повели». Перед тем как ставленник будет введен в алтарь, другой диакон возглашает «Повелите» . При вступлении ставленника в алтарь старший диакон возглашает «Повели, преосвященнейший Владыко». Первый из трех диаконских возгласов обращен к народу, второй к клиру, третий к архиерею. Они сохранились в чинопоследовании диаконского рукоположения с тех времен, когда на рукоположение публично испрашивалось согласие народа, клира и епископа.

В царских вратах ставленника принимают диаконы: один берет его за правую, другой за левую руку. Ставленник делает земной поклон архиерею, который осеняет его крестным знамением. Диаконы трижды обводят рукополагаемого вокруг престола; при каждом обхождении он целует четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руку и колено архиерея, после второго – палицу и руку архиерея, после третьего совершает три поклона перед престолом (два поясных и один земной).

Во время обхождения рукополагаемым престола священнослужители в алтаре поют те же тропари, что поются при совершении Таинства Брака:

Из книги Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] автора Влахос Митрополит Иерофей

ПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ Господь призывает людей, пригодных для этого дела, и дает им Свое священство. Таким образом, первыми епископами были апостолы. Господь призвал их к апостольскому званию, находился вместе с ними целых три года, в дальнейшем же дал им

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

9. Что такое рукоположение? Вопрос: Что такое рукоположение?Отвечает священник Константин Пархоменко:Это возложение рук епископа на того, кто поставляется на служение Церкви.Чаще рукоположение называют просто посвящением. Возлагать руки на преемников стали еще св.

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Таинство Священства (Рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти

Из книги Святитель Игнатий - Богоносец Российский автора (Петровская) Игнатия

Рукоположение во епископа Преклонение колен перед Престолом.Возложение на голову ставленника Евангелия и рук архиерея.Чтение тайносовершительной молитвы.«Кирие, элейсон».Две молитвы.Ектенья, произносимая первым и вторым митрополитами.Облачение новопоставленного в

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Постриг, рукоположение и настоятельство Постриг этот тоже не был обычным. Подготовка к нему происходила в глубокой тайне от всех членов высокопоставленной семьи послушника, и, приехав в Вологду, он укрылся на постоялом дворе, готовясь к решительному и долгожданному дню

Из книги Не от мира сего автора

Рукоположение во священника Это рукоположение может быть совершено только на полной литургии и притом сразу после Великого входа, дабы новорукоположенный иерей мог принять участие в освящении Св. Даров.Хиротония во священника совершается во всем подобно хиротонии во

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Рукоположение во епископа Совершается с особой торжественностью. Накануне дня рукоположения совершается наречение избранного во епископа. Все рукополагающие архиереи (ибо рукоположить нового епископа может только собор епископов, и никак не меньше трех или, по крайней

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Рукоположение Жизнь тождественна учению, так учение тождественно жизни.Св. Григорий Богослов.УЖЕ СЕМЬ ЛЕТ ЖИВЯ В ПУСТЫНИ, отцы отказывались от священства. Еще в 1970 году, принимая постриг, о. Герман объяснил, что не хочет создавать видимость, будто их скит стал для

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

§94. Рукоположение J. Morinus (католик): Comment. Hist, ас dogm. de sacris Ecoles, ordinationibus. Par., 1655, etc. Fr. Halierius (католик): De sacris electionibus et ordinationibus. Rom., 1749. 3 vols. fol. G. L. Hahn: l. с, p. 96, p. 354 ff. См. также соответствующие разделы в археологических трудах: Bingham, Augusti, Binterim, etc.Доставление священников на служение,

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Рукоположение в сан диакона Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того,

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

Рукоположение в сан пресвитера Чин хиротонии во пресвитера имеет ту же структуру, что и чин диаконского рукоположения. Однако совершается он после великого входа, перед началом евхаристического канона – для того, чтобы новорукоположенный священник мог участвовать в

Из книги Автобиографические заметки автора Булгаков Сергей Николаевич

Рукоположение во епископа Чинопоследование рукоположения во епископа по своей структуре сходно с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно более торжественно. Кроме того, епископской хиротонии предшествуют два самостоятельных чина

Из книги автора

Рукоположение преп. Феодора 10. Между тем, когда дела их так преуспевали и братство их умножалось и, подобно тучной и плодоносной ниве, отлично возделываемой опытностью искусных земледельцев, приносило многократный плод Господу, тогда мудрый пастыреначальник Платон,

Из книги автора

Рукоположение во иеромонаха 2 сентября 1793 года по ходатайству старцев преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; †1811) и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин.

Из книги автора

На свое рукоположение Служение духовному пиру дошло и до нас, способных более пользоваться услугами других, нежели себя предлагать в услугу другим. И я всячески упрашивал освободить меня от таких даней по убожеству моему в слове, ссылаясь на некий закон пиршеств. Ибо

Из книги автора

МОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ (24 года)Игорю Платоновичу ДемидовуЯ родился в семье священника, во мне течет ле–витская кровь шести поколений. Я вырос у храма Преп. Сергия, благодатно обвеянный его молитвой и звоном. Мои впечатления детства эстетические, моральные, бытовые связаны с

Иерархия христианской церкви именуется «трехчинной», поскольку она состоит из трех основных ступеней:
– диаконата,
– священства,
– архиерейства.
А также в зависимости от отношения к браку и образа жизни духовенство подразделяется на «белое» – женатое, и «черное» – монашествующее.

Представители духовенства, как «белого», так и «черного», имеют свои структуры почетных титулов, которые присваиваются за особые заслуги перед церковью или «за выслугу лет».

Иерархичес-

кая степень

«Белое» духовенство

«Черное» духовенство

Обращение

Иеродиакон

Отец диакон, отец (имя)

Протодиакон

Архидиакон

Ваше Высокоблаговестие, отец (имя)

Священство

Иерей (священник)

Иеромонах

Ваше Преподобие, отец (имя)

Протоиерей

Игумения

Досточтимая матушка, матушка (имя)

Протопресвитер

Архимандрит

Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Архиерейство

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, владыка (имя)

Архиепископ

Митрополит

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, владыка (имя)

Патриарх

Ваше Святейшество, Святейший Владыка

Диакон (служитель) называется так потому, что обязанность диакона – служить при Таинствах. Первоначально должность диакона состояла в служении при трапезе, в попечении о содержании бедных и больных, а потом они служили и при совершении Таинств, при отправлении общественного богослужения, и вообще были помощниками епископов и пресвитеров в их служении.
Протодиакон – главный диакон в епархии или кафедральном соборе. Титул дается диаконам после 20 лет служения в священном сане.
Иеродиакон – монах в чине диакона.
Архидиакон – старший из диаконов в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон.

Иерей (священник) властью своих епископов и по их «поручению» может совершать все богослужения и Таинства, кроме Хиротонии (Священства – Рукоположения в священный сан), освящения Мира (Благовонного масла) и антиминса (четырехугольного плата из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия).
Протоиерей – старший священник, титул дается за особые заслуги, является настоятелем храма.
Протопресвитер – высшее звание, исключительно почетное, дается за особые церковные заслуги по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Иеромонах – монах, имеющий сан священника.
Игумен – настоятель монастыря, в женских – игумения.
Архимандрит – монашеский чин, дается как высшая награда монашествующему духовенству.
Епископ (блюститель, надзиретель) – не только совершает Таинства, Епископ но и имеет власть и другим через Рукоположение преподавать благодатный дар совершать Таинства. Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в Таинстве Рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира. Посвящение во епископа происходит через Таинство Священства. Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами.
Архиепископ – старший епископ, надзирающий над несколькими церковными областями (епархиями).
Митрополит – глава крупной церковной области, объединяющей епархии (митрополия).
Патриарх (праотец, родоначальник) – высший титул главы христианской церкви в стране.
Помимо священных чинов в церкви существуют еще низшие клирики (служебные должности) – алтарники, иподиаконы и чтецы. Они относятся к числу церковнослужителей и поставляются на свою должность не через Рукоположения, а по архиерейскому или настоятельскому благословению.

Алтарник – именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви. Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется, вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь , а также послушник . Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре. В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом, подготовка облачения священников и диаконов, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, разжигание угля и подготовка кадила, подавание плата для отирания уст во время Причащения, помощь священнику при совершении таинств и треб, уборка в алтаре, при необходимости - чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Иподиакон – церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки, облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана - орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла. Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.

Чтец – в христианстве - низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд - хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее - во священника и высшее - во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.
Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени - к собственно монашеству, или малой схиме. Получить Рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица “схи” (например, “схиигумен” или “схимитрополит”). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета - безбрачия, послушания и нестяжания (обещание терпеть всякую скорбь и тесноту монашеского жития), а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.

Состояло трое служителей, называемых парнасин (раздаватели милостыни) или габай цдака (габай - староста братства, цдака - благотворительность), чьей обязанностью была забота о бедных. Габай цдака также должны были хорошо знать Писание . Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, по всей видимости включила в себя и должность габай цдака , ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие др.-греч. διάκονος и древнееврейского цдака (צְדָקָה )).

Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых Апостолов (6:1-6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы , обязанные прежде всего проповедовать Слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц. Следует, однако, отметить, что в тексте книги Деяний слово «диакон» не употребляется. Сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν , диаконэйн ) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία , диакониа ) слова». В тексте нет никаких указаний на то, что семеро были диаконами в том же смысле слова, в каком его употребляет апостол Павел. Некоторые иследователи считают, что в число семерых служителей входило трое парнасин , а также хазан синагоги.

Диакон Римской-Католической церкви

В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу . По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров , возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение - быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников. В бытность гр. Д. А. Толстого обер-прокурором св. синода было определено, чтобы диаконы были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя содержание диакона. Вследствие этого число диаконов значительно сократилось.

В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие».

См. Также

Ссылки

  • Рон Мосли Свидетельства еврейского происхождения ранней Церкви
  • Заозерский Н. О ДИАКОНАХ : Богословский вестник МДА , сентябрь 1892




Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дьякон" в других словарях:

    См. диакон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЬЯКОН, ДИАКОН [гр. diakonos служитель] в православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (греческое diakonos), в христианских церквах лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе. Старший дьякон называется протодьяконом, дьякон монах иеродьяконом … Современная энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    Дьякон - (греческое diakonos), в христианских церквах лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе. Старший дьякон называется протодьяконом, дьякон монах иеродьяконом. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч. diakonos) в православии лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтения молитв). Старший дьякон называется протодьяконом … Большой Энциклопедический словарь

    И (офиц.) д и а к о н, дьякона, муж. (греч. diakonos) (церк.). В православной и католической церкви священнослужитель, имеющий т.н. первую, низшую (чем священник) степень священства, не совершающий самостоятельно богослужения. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    ДЬЯКОН, а, мн. ы, ов и а, ов, муж. В православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы. | жен. дьяконесса [нэ ], ы (в англиканской церкви). | прил. дьяконский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    О. см. Атласова, о. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

    дьякон - и устарелое диакон (сохраняется в церковной речи); мн. дьякона и дьяконы, род. дьяконов и дьяконов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    А; мн. дьяконы, ов и дьякона, ов; м. В православной церкви: священнослужитель, имеющий первую (низшую по отношению к священнику) степень священства, помощник священника при совершении церковной службы. ◁ Дьяконов, а, о. Дьяконский, ая, ое. * * *… … Энциклопедический словарь

    дьякон - и ДИА/КОН, а, м. Помощник священника, имеющий первую степень священства. Дьякон вышел на амвон... и торжественно стал читать молитвы. // Лев Толстой. Война и мир //; Дьякон все продолжал играть перстами в бороде. // Тургенев. Записки… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Книги

  • Дьякон Луговской, по Татищеву писатель XVII века, и его сочинение о суде над патриархом Никоном. , Леонид, архимандрит. Книга представляет собой репринтное издание 1885 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

 

Возможно, будет полезно почитать: