Дисковые и ободные тормоза разница. Дисковые тормоза

В последнее время ободные тормоза типа V-brake сильно сдают позиции, и зачастую, даже на бюджетных велосипедах ставят дисковые тормоза. Если обратить внимание на профессионалов, то однозначно все они пользуются дисковой гидравликой. Но что же лучше обычным любителям?

Для начала расскажу, о каких тормозах идет речь.

V-брейки

Нет ничего проще, чем такой тип тормозов. Просто два рычага тормозными колодками сжимают обод и не дают ему вращаться. Усилие от тормозной ручки к рычагам передается через трос. Трос находится в оболочке - рубашке.

Дисковая механика

Поршень, через колодку давит на диск с одной стороны, прижимая его к колодке, находящуюся со второй стороны. Все это находится в оболочке - тормозной машинке (на велосипедном языке называется калипер). Усилие от ручки к поршню передается через трос.

Дисковая гидравлика

Работают два поршня одновременно, сдавливая диск с обоих сторон. Усилие от ручки к поршням передается через жидкость в гидролинии, вся система герметично закрыта. Гидролиния на вид похожа на рубашку механики.

Давайте сравним тормоза на следующие характеристики:

  1. Сила торможения. Если сравнить тормоза одинакового класса, то сила торможения у дисковых тормозов будет выше.
  2. Работа во влажных погодных условиях. Т.к. дисковый тормоз находится ближе к центру колеса, на него не налипнет грязь, что не скажешь об ободных, они просто забиваются грязью. При попадании воды, любой тормоз теряет мощность, ну а воде попасть на обод совсем просто. Поэтому ободные тормоза тут сильно проигрывают.
  3. Вес. В этой категории выигрывают ободные тормоза, за счет отсутствия дисков. Самая тяжелая - дисковая механика.
  4. Простота конструкции. Тут определенно впереди V-брейки. Поэтому и в обслуживании они проще.
  5. Модуляция. Порог между слабым торможением и блокировкой колеса. В тормозах с плохой модуляцией этот порог очень короткий - жмешь на ручку сильнее-сильнее - не тормозят, а потом резко хватают. Так вот, ободные тормоза как раз относятся к таким. Дешевые дисковые, кстати, тоже. Хорошая модуляция характерна для хороших моделей дисковой гидравлики.
  6. Износ:
  • у ободных тормозов изнашиваются колодки и обод, причем последний может сильно изнашиваться во время езды по грязи.

Пример износа обода на фото. Выедает обычно посередине дорожки, что может привести к серьезным повреждениям обода

  • у дисковых тормозов изнашиваются колодки и ротор, но у них есть достоинство в том, что ротор заменить гораздо легче, чем обод.
  1. При сильном нажатии на ручку тормоза - на дисковых тормозах в принципе ничего не происходит, просто они, скорее всего, полностью заблокируют колеса. На V-брейках, т.к. они крепятся к перьям рамы, последние могут разжиматься и деформироваться. При этом колеса могут даже не блокироваться.

Решается данная проблема установкой специальной детали - бустера . Причем при покупке дешевого китайского - толку, скорее всего, не будет. Лично пробовал - разжимается вместе с перьями.

  1. Работа при искривлении обода/ротора. У V-брейков - при неровности обода, он будет касаться во время движения тормозных колодок, это будет тормозить велосипед во время простого движения. Точно так же можно погнуть ротор и он будет тереть о дисковые тормоза. Правда на V-брейках трение об обод ощущается больше.
  2. Перегрев. У всех тормозов при длительном нажатии может случиться перегрев, в результате чего:
  • у ободных нагревается обод, в результате может повреждаться покрышка.
  • у дисковых механических нагревается ротор и из-за этого пропадает мощность тормоза.
  • дисковые гидравлические тормоза вообще могут закипеть и пропасть в ноль.

Поэтому тормозить нужно разумно на любых тормозах... Да и вообще на любом виде транспорта, будь-то машина, мотоцикл, или велосипед - нельзя зажимать тормоза и ехать так минут пять.

Хотелось бы выделить один нюанс, характерный именно для дисковой гидравлики - это риск разгерметизации системы , которого многие боятся. Простым языком, они могут потечь. Да, случается такое, можно перебить гидролинию и остаться без тормозов - такое может случиться при неаккуратной перевозке, при падениях. В механике, в принципе, может порваться трос, просто его замена гораздо проще. А гидравлике понадобится замена гидролинии и .

А теперь немного о дешевых тормозах... Почему же производители дешевых велосипедов уже во всю ставят дисковые тормоза?

Как правило, дешевый велосипед покупает человек, не сильно разбирающийся в велосипедах. И наверняка, человек "клюнет" на такое достоинство, как дисковые тормоза, а уж какие они там по качеству, вряд ли будет разбираться. Сам вспоминаю, как раньше круто считалось иметь дисковые тормоза. Но раньше они были только фирменные, а сейчас...

Дешевые дисковые тормоза, как правило, и выглядят сомнительно, если взять тормозную машинку в руки, можно заметить, как все болтается. Тормозная мощность чуть выше ободных, но стремно, что он может не сработать однажды, ведь механизм в них сложнее, чем в V-брейках. В этом видео парень показывает принцип работы и качество фирменных и китайских тормозных машинок:

Единственное, пожалуй, что можно сделать с дешевыми ободными тормозами - сорвать резьбу затяжки тросика, она там слабенькая, как и на всех дешевых деталях - лучше болт затягивать с умом.

Что же касается хороших дисковых тормозов, в частности гидравических дисковых. Сравнивать дисковый гидравлический тормоз с дешевым механическим либо ободным - тоже самое что сравнивать тормоза с современной "Тойоты" и "Копейки", понимаете? Это комфорт, легкость нажатия, хорошая модуляция. Когда скорость на пределе, когда нужно затормозить быстро и пару метров тормозного пути решают все - для таких условий годится только дисковая гидравлика. Вот зачем профессионалы пользуются именно такими тормозами. Но за все хорошее приходится хорошо платить, за копейки хорошее не возьмешь.

Вывод таков: если вам некуда спешить, велосипед нужен просто для прогулок по сухой погоде и не нуждаетесь в экстремальном торможении - можно смело брать велосипед на ободных тормозах, по крайней мере, они легче, проще и надежнее. Ну а если уже собираетесь заняться на более серьезном уровне велоспортом - нужна гидравлика.

Ниже находится материал представляющий истрическую ценность и написанный в 2002 году.

Тормоза - важный элемент любого механического транспортного средства, к каковым относится и велосипед. Значение их сложно переоценить, как сложно переоценить любую вещь, от которой напрямую зависит здоровье и жизнь человека. Движение в плотном транспортном потоке, спуск с крутого перевала в велопоходе, гонка кросс-кантри или фрирайд - в подобных условиях хорошие тормоза просто необходимы. Поэтому перед любой поездкой в первую очередь проверяется исправность тормозной системы, а затем прочих компонентов двухколесной машины.

Рассмотрим виды тормозов, используемых на велосипедах. При этом основной акцент будет сделан на тормозных системах маунтинбайков, так как большинство инноваций приходится именно на этот вид "двухколесников". Воспользуемся рядом характеристик, которые позволят лучше описать особенности той или иной тормозной системы:

Модуляция - важнейший критерий оценки тормозной системы, характеризующий способность изменять величину тормозного усилия в зависимости от силы нажатия на тормозную ручку.

Сила торможения - в комментариях не нуждается.

Эффективность торможения - под этим критерием понимается работоспособность тормоза в различных условиях: дождь, грязь, снег, низкие температуры.

Надежность - это работоспособность тормозов в условиях длительной жесткой эксплуатации: горные перевалы, постоянное "вымачивание" в грязи, запредельные нагрузки и т.п.

Требовательность к обслуживанию - сложность установки и настройки тормозов, необходимость периодической регулировки, регулярность замены комплектующих.

Особенности - какие-либо положительные или отрицательные качества, характеризующие данный вид тормозов.

Клещевые тормоза.

Относятся к ободным тормозам - системам, воздействующим на обод колеса.

В основном, используются на шоссейно-гоночных велосипедах. Конструкция этого вида тормозов наглядно описывается их названием: тормозные колодки с помощью дугообразных рычагов зажимают обод, подобно клещам, имея одну фиксированную ось вращения. Как и у любых компонентов велосипеда, характеристики этой тормозной системы во многом зависят от ее технического совершенства (т.е. "уровня" тормозов). Если говорить о профессиональных группах оборудования фирм Shimano и Campagnolo (группы Dura-Ace и Record соответственно), то данные тормозные системы весьма эффективны и проверены многолетней историей легендарных шоссейных гонок. В целом, абстрагируясь от элитных компонентов, можно сказать, что модуляция и эффективность у тормозов клещевого типа посредственная и сила торможения невелика. Сегодня тормоза клещевого типа применяются, в основном, на шоссейно-гоночных велосипедах, где они могут проявить свои лучшие качества. Даже у таких, далеких от экстрима видах велосипедов, как гибриды и "дорожники", используются тормоза других типов, пришедших из мира маунтинбайка.

Роллерные тормоза.

Конструктивной особенностью этого типа тормозов является их размещение непосредственно во втулках колес, что обеспечивает хорошую защиту тормозного механизма от грязи, однако усложняет их техническое обслуживание. По принципу действия они во многом аналогичны автомобильным барабанным тормозам. Роллерные тормозные системы имеют как свои плюсы, так и минусы, что в совокупности ограничило их применение "сити-байками" - неприхотливыми в обслуживании комфортными велосипедами, не предназначенными для соревнований и жесткой езды. Фирма Shimano предлагает тормоза такого типа в серии Comfort Biking , которое развивает целую гамму компонентов комфортных велосипедов. Модуляция и сила торможения не слишком хороши, хотя для "сити-байка" вполне применимы.

Весомое достоинство роллерных тормозов - высокая эффективность торможения и малая требовательность к обслуживанию. Вся конструкция рассчитана на человека, который не хочет что-либо регулировать и настраивать в своем велосипеде, а получает удовольствие от неторопливого катания по городским улицам или парковым дорожкам. Созданные именно для таких потребителей, тормоза с этой точки зрения полностью себя оправдывают. Однако посредственная надежность и ремонтопригодность в полевых условиях не позволяют использовать барабанные тормоза в походах, соревнованиях или жестких условиях эксплуатации.
К недостаткам этой тормозной системы также относится их большой вес и несовместимость с большинством амортизационных вилок.

Большим плюсом является отсутствие абразивного износа обода. Это качество в полной мере присуще также всем типам дисковых тормозов (механическим, механико-гидравлическим и гидравлическим).

Кантилеверные тормоза.

Постепенно "вымирающий" тип тормозных систем. Некогда широко использовавшиеся на маунтинбайках, сегодня повсеместно заменены тормозами других типов. Тем не менее, на заре развития маунтинбайка они практически не имели альтернативы. Выпускавшиеся много лет назад кантилеверные тормоза Shimano XTR с параллельным подводом колодок и сегодня могут посоревноваться по многим параметрам с современными изделиями.

Конструкция кантилеверных тормозов элементарна: два рычага с расположенными на них тормозными колодками, подвижно закреплены на специальных штырях (имеющихся почти на любой раме и вилке). Подходящий сверху тормозной тросик с помощью двух тяг приводит в действие тормозные рычаги.

Несомненными достоинствами кантилеверных тормозов является их простота и легкость обслуживания. Также они являются чрезвычайно "грязеустойчивыми" - их полностью "вывернутая" конструкция наименее прочих ободных тормозных систем подвержена забиванию грязью или снегом. Еще один плюс кантилеверных тормозов - их дешевизна. Это одни из наиболее дешевых тормозных систем на сегодняшний день.

С другой стороны, модуляция, сила и эффективность торможения можно считать неудовлетворительными. И, если для прогулочного велосипеда это не столь критично, то для спортивного применения уже весьма существенно.

Применительно к горным велосипедам, можно уверенно сказать, что кантилеверные тормоза остались в прошлом.

Ободные гидравлические тормоза.

Известным и практически единственным на Российском рынке представителем ободной гидравлики является фирма Magura . Тормоза этого производителя широко применяются в триале, где завоевали большую популярность благодаря своей прекрасной "схватываемости".

Конструкция ободной гидравлики достаточно проста и надежна: в тормозной ручке расположен управляющий цилиндр, который с помощью масла в гидролинии воздействует на силовые цилиндры, связанные с тормозными колодками.

Ободные гидравлические тормоза отличаются высокой мощностью, надежностью и неприхотливостью. Некоторые производители комплектуют свои туристские велосипеды тормозами такого типа, хотя в последнее время предпочтение все чаще отдается дисковой гидравлике.

Недостатки ободной гидравлики во многом аналогичны прочим системам, воздействующим на обод колеса. А именно: невысокая эффективность торможения и посредственная модуляция. По последнему параметру эти тормоза уступают системам типа V-brake высокого класса.
Ободную гидравлику, по сравнению с другими ободными тормозами, отличает большой вес и некоторые специфические недостатки (например, для узких ободов установка и эксплуатация системы весьма неудобна).

Ободную гидравлику можно рекомендовать людям (как правило, молодежи), интересующимся триалом, где подобная тормозная система может проявить себя наиболее эффективно. Также хорошим вариантом будет их установка на сити-байке ввиду их неприхотливости и надежности.

Тормоза типа V-brake.

Самый распространенный тип тормозных систем на сегодняшний день. Несмотря на наступление "по всем фронтам" дисковых гидравлических систем, "ви-брейки" до сих пор остаются надежным вариантом для огромного числа любителей велосипеда. Конструкция тормозов этого типа предусматривает крепление тормозных рычагов на раме, аналогично кантилеверным тормозам. Тормозной тросик подводится сбоку к верхней части рычага и сжимает обе "ножки" тормоза. Это простая и гениальная конструкция в качественных тормозах дополняется картриджными колодками и системой параллельного подвода колодок, которая обеспечивает лучшую модуляцию и долговечность колодок.

Картриджные колодки, устанавливающиеся практически на всех тормозах среднего и высокого класса, состоят из алюминиевой оправки и самой колодки, которая "задвигается" в нее и фиксируется специальным шплинтом. В общем случае, такие колодки работают лучше и служат дольше. Разумеется, огромное значение здесь имеет материал колодок, который в тормозах среднего и высокого уровня более качественен. Как следствие - такие колодки обладают лучшими тормозными свойствами и меньше изнашиваются.

Суть параллельного подвода колодок ясна из названия: с помощью специальных тяг колодки на всем протяжении хода подходят к ободу без "перекоса". Такая система реализована, например, в группах LX, XT и XTR корпорации Shimano и модели Arch Rival фирмы Avid (она имеет так называемую "арочную" систему параллельного подвода колодок).

Существуют, тем не менее, тормоза V-brake высшего уровня, не имеющие системы параллельного подвода колодок. Они почти столь же эффективны, как системы с параллельным подводом колодок благодаря идеально выверенной конструкции и качественным колодкам. При этом они лишены специфического недостатка "параллелок", у которых после длительной эксплуатации колодки начинают "люфтить". Примеры подобных тормозов - Cane Creek Direct Curve 5 и Avid Titanium .
Параметры и качество торможения систем типа V-brake сильно зависит от класса всех компонентов тормозной системы, начиная от тормозных ручек и заканчивая тросами и рубашками.

В общем случае, тормоза типа V-brake обладают удовлетворительной модуляцией и эффективностью, хорошей мощностью торможения и надежностью. Они легко ремонтируются в полевых условиях и отлично зарекомендовали себя в больших и малых походах.

Наилучших показателей на системе типа V-brake можно достичь, используя высококачественные тормозные ручки, сами тормоза, троса и рубашки в сочетании к керамическими ободами. Такой комплект будет очень дорог, но является самым эффективным из всех систем типа V-brake.

Дисковые механические и механико-гидравлические тормоза.

Любой тип дисковых тормозов имеет следующие характерные элементы: тормозной диск, закрепленный на втулке колеса, калипер (механизм, обеспечивающий подвод колодок к диску) и тормозную ручку.

В механических и механико-гидравлических системах управляющий рычаг на калипере приводится в действие посредством тормозного тросика и тормозной ручки, совместимой также с тормозами типа V-brake.

Различия механических и механико-гидравлических тормозов в том, что в первом случае колодки в калипере прижимаются к диску посредством простейшего механизма (обычно это ходовой винт), а во втором калипер подобен гидравлическим системам (состоит из управляющего и силового цилиндра и некоторого объема масла между ними).

По сравнению с ободными системами тормозов, основные преимущества дисковой механики заключаются в хорошей модуляции и эффективности торможения. Существенным плюсом является отсутствие износа ободов и независимость качества торможения от "восьмерок" на колесе и повреждений обода. Дисковые механические тормоза имеют низкую цену и ремонтопригодны даже в полевых условиях. Это позволяет успешно использовать подобные тормоза в многодневных походах вдали от цивилизации, где эксплуатация гидравлических систем не рациональна.

Недостатки дисковой механики вытекают из ее конструктивных особенностей. Тормозные тросики и приводные рычаги подвержены загрязнению, что в тяжелых "грязевых" условиях значительно снижает качество торможения. Из-за растяжения тросов механические тормоза гораздо менее чувствительны, чем их гидравлические собратья и имеют худшую модуляцию.

Механико-гидравлические тормоза, как правило, имеют несколько лучшие параметры торможения, но и несут в себе неизбежный недостаток - они не столь надежны (с точки зрения ремонтопригодности в полевых условиях).

Сегодня дисковые механические тормоза широко применяются на велосипедах среднего и даже начального уровня (обычно только на переднем колесе) ввиду их невысокой цены и тех преимуществ, которые дают дисковые тормозные системы.

Дисковые гидравлические тормоза.

Современный мир маунтинбайка немыслим без тормозов этого типа. Сегодня дисковая гидравлика "перекочевала" даже на кроссовые велосипеды и гибриды. Из всех дисковых тормозов, гидравлические системы наиболее эффективны. Тенденция последних лет по снижению цен позволяет оснащать дисковыми гидравлическими тормозами велосипеды среднего уровня, а для маунтинбайков "экстремальных" серий подобные тормоза давно стали "де факто".
Конструкция данных тормозов достаточно проста и функциональна. Расположенный в тормозной ручке управляющий цилиндр посредством масла в гидролинии приводит в действие силовые цилиндры в калипере. Тормоза различных фирм-производителей и моделей различаются порой весьма существенно, однако основные конструктивные элементы присутствуют во всех системах.

Дисковые гидравлические тормоза обладают рядом неоспоримых преимуществ перед механическими дисковыми системами и ободными тормозами. В первую очередь это относится к модуляции и эффективности торможения. Им не страшны никакие погодные условия и температурные режимы, по "грязеустойчивости" дисковая гидравлика также не имеет конкурентов. "Фрирайдные" модели тормозов с дисками большого диаметра обладают огромным запасом мощности, позволяющим непринужденно и уверенно контролировать могучий даунхильный двухподвес на многокилометровой трассе скоростного спуска. Легкие кросс-кантрийные модели обладают великолепной модуляцией в любых условиях, дающей выигрышные секунды на гоночных трассах и повышающие безопасность езды по городу и в велопоходах.

У дисковых гидравлических тормозов, как и у любых тормозных систем, есть свои недостатки. Еще несколько лет назад главным недостатком являлась цена: сами тормоза и колеса к ним стоили немалых денег. При переходе на диски требовалось, помимо тормозов, приобрести новые колеса, а рама и вилка должны были иметь специальные крепления. Сегодня, когда бюджетные модели дисковых тормозов (например, Hayes или Shimano Deore) недороги, а крепления есть практически на любой раме и амортизационной вилке, вопрос цены уже не критичен.

Остаются неизбежные недостатки любых дисковых систем: повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки, плохая ремонтопригодность в полевых условиях (это относится только к гидравлическим и механико-гидравлическим системам), повышенные нагрузки на спицы и обод колеса, более сложная установка и обслуживание. Есть и чисто эксплуатационные недостатки, проявляющиеся в тяжелых "грузовых" походах или в условиях спортивных соревнований. Например, сложность установки багажника, необходимость более аккуратного обращения при съеме-установке колес, сложность замены колес перед гонкой и еще ряд нюансов.

Несомненно то, что будущее велосипедных тормозов - именно за дисковой гидравликой. По совокупности всех факторов у этого типа тормозных систем есть только одна очень дорогая альтернатива - тормоза типа V-brake высшего уровня (Shimano XTR, Avid Arch Rival) в сочетании с керамическими ободами.

Мы рассмотрели тормозные системы, применяющиеся на современных велосипедах. Для какого же использования оптимальны не или иные тормоза?
Если говорить о спокойном катании по городским паркам, по городу "за пивом" или дачным "покатушкам", то подойдет абсолютно любая тормозная система даже самого начального уровня.

Для классических "грузовых" походов наибольшее распространение получили простые в эксплуатации и надежные тормоза типа V-brake. Желательно использование тормозов среднего или высокого уровня с хорошими колодками. Городская езда и катание в свое удовольствие за городом не доставит Вам проблем как с широко распространенными тормозами типа V-brake, так и с дисковыми тормозами любых типов.

Роллерные тормоза обычно устанавливаются на достаточно высокотехнологичные (и весьма дорогие) "сити-байки", в которых применены самые последние достижения в сфере комфортных велосипедов ("умные" подвески обоих колес, автоматическое переключение передач, встроенные в переднюю втулку генераторы и пр.). Подобные машины пока не нашли свое применение в России, хотя в развитых странах они становятся все более популярны.

Активная езда, скоростные походы, кроссы, соревнования по кросс-кантри - это область применения высококачественных систем типа V-brake и дисковых гидравлических тормозов. В данном случае следует с особым вниманием отнестись ко всем элементам тормозной системы, эффективность которой выходит на первый план.

Триал - дисциплина, где "пальму первенства" держат ободные гидравлические тормоза и мощные системы типа V-brake (например, Shimano XT), хотя в последние годы порой можно встретить триальные велосипеды и с дисковыми гидравлическими тормозами.

Фрирайд, скоростной спуск - это экстремальные дисциплины, где дисковая гидравлика не имеет альтернатив. Только мощные дисковые гидравлические тормоза смогут обеспечить уверенное торможение и хорошую модуляцию во всем диапазоне нагрузок, возникающих при стремительном спуске с горных вершин.

Какие же тормоза самые лучшие?
На этот вопрос однозначный ответ дать невозможно. Все зависит от Вашего стиля катания и, конечно, личных предпочтений.

Copyright 2000-2002, "ВелоПитер". Автор Алексей Кавелин, Санкт-Петербург www.veloroad.spb.ru

По сути принцип действия тормозов V-brake очень прост. На двух рычагах тормоза закреплены две тормозные колодки. За счет передаваемого тросом усилия от тормозной рукоятки, колодки одновременно сдавливают обод колеса с двух сторон и останавливают колесо. Эта система доминировала на обычных MTB почти 10 лет, с 90-х до середины 2000-х.

К достоинствам тормозов данного типа можно отнести:

  • Мощное тормозное усилие, которого более чем достаточно для обычной городской, туристической и спортивной езды.
  • Простота конструкции: обслуживание тормозов можно провести в чистом поле.
  • Запчасти и тормозные колодки к любому v-brake тормозу можно найти в любом веломагазине.
  • Небольшой вес, по сравнению с дисковыми моделями.
  • V-brake тормоз весьма дешев, особенно, относительно цен на дисковые гидравлические модели.

Недостатки:

  • Тормоза чувствительны к наличию "восьмерки" на колесе, поскольку расстояние между ободом и тормозными колодками не превышает нескольких мм.
  • Данный тип тормоза чувствителен к влаге. Торможение в дождь уступает дисковым тормозам, однако качественные обода и специальные колодки могут значительно улучшить качество торможения в дождливую погоду.
  • Колодки изнашивают обод. Чем больше приходиться тормозить, тем сильнее это отражается на состоянии обода. Скорость износа, зависит от погоды и рельефа, по которому приходится ездить велосипедисту. Но все не так страшно: этот процесс может растянуться на 3-5 лет, особенно на качественных ободах и тормозных колодках.
  • Длительное торможение нагревает поверхность обода, что может повредить покрышку.
  • В v-brake тормоз невозможно установить сверхширокие экстремальные покрышки.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза пришли на велосипед с мотоцикла, заняв в начале своей экспансии нишу тормозных систем для экстремалов. Дисковые тормоза можно разделить на два класса, по типу привода. В первом варианте, тормозное усилие от рукоятки передается на колодки с помощью троса (механический дисковый тормоз) или с помощью тормозной жидкости идущей внутри гидролинии (гидравлические дисковые тормоза). В последних вместо рубашек устанавливаются специальные магистрали, заполняемые тормозной жидкостью. По средствам нее от ручки тормоза передаются усилие в колодки на тормозные накладки, обжимающие тормозной диск без потери усилий на трение. Дисковый тормоз с механическим приводом лучше тормозит, чем v-brake, но и имеет те же проблемы, что и последний, связанные с трением тросика. Собственно у него почти все недостатки обоих типов тормозов.

Так же как и V-brake, дисковые тормоза обладают как достоинствами, так и недостатками.

Достоинства:

  • Самое мощное торможение среди всех тормозных велосипедных систем.
  • Отличная модуляция - важнейший критерий оценки тормозной системы, характеризующий способность изменять величину тормозного усилия в зависимости от силы нажатия на тормозную ручку.
  • Работают в дождь, снег, грязь и сухую погоду практически без потери качества торможения.
  • Не изнашивает обод и не чувствителен к восьмерке.
  • Гидравлический дисковый тормоз не требует частого обслуживания.
  • Колодки и диски имеют значительно больший ресурс чем колодки от v-brake тормозов.
  • На длительных спусках нагревается диск, а не обод.
  • Не мешает установить на колесо покрышку любой ширины.

Но и даже, казалось бы, у таких совершенных тормозов есть свои недостатки:

Дисковые тормоза имеют десятки конструктивных отличий между разными моделями даже в одном модельном ряду. Разные колодки, типы крепления дисков и калипера, тормозная жидкость, диаметр дисков и т.д. Обслуживание и поиск запчастей часто вызывает ощутимые трудности. Покупка велосипеда с предустановленными дисковыми тормозами от малоизвестного производителя, может в последствии вызвать проблемы.

Полевой ремонт без наличия специальных инструментов затруднителен.

Диск на снятом колесе очень легко погнуть, а вот выпрямить довольно сложно.

На длительных спусках, есть риск закипания тормозной жидкости и полной потери контроля над велосипедом.

Повышенная нагрузка на спицы колеса. При дисковом тормозе, радиальное спицевание "солнцем" чаще всего недопустимо.

Дисковые тормоза тяжелее, чем v-brake.

Ну и конечно же, дисковые тормоза значительно дороже. Комплект качественных гидравлических тормозов может обойтись вам в 200-300 долларов.

Подводя итог, скажу еще, что при равной цене на горном велосипеде с дисковыми тормозами комплектация будет заметно беднее, чем на MTB с тормозами типа v-brake. Подумайте, где вы собираетесь использовать свой велосипед. Для неэкстремальной езды по городу вам не нужна гидравлика. Но если вы собираетесь безбашенно гонять по бездорожью, да еще и круглый год, то диски сэкономят вам много нервов и принесут множество положительных эмоций.

Многие покупатели, приходящие в наши магазины, не имеют ни малейшего представления о тормозных системах, используемых в современных велосипедах, что существенно затрудняет самостоятельный подбор подходящей модели. Поэтому в этой статье мы расскажем вам, какие типы тормозов можно встретить на велосипедах, чем они отличаются, и на что стоит обратить внимание при выборе. Поехали!

Ручные и педальные тормоза

Все велосипедные тормоза делятся на педальные и ручные. Педальные тормоза чаще всего устанавливают на детские велосипеды, поскольку из-за коротких пальцев рук малышам неудобно нажимать на ручку. Впрочем, такие модели встречаются и на бюджетных взрослых велосипедах. Это связано с тем, что из-за своей конструкции педальный тормоз несовместим с классической трансмиссией, и велосипеды с такой тормозной системой либо идут вообще без возможности переключения передач, либо имеют всего несколько передач.

Главным недостатком педальных тормозов является низкая эффективность и неудобство в эксплуатации. А поскольку по своей надежности и стоимости обслуживания они сопоставимы с ручными велосипедными тормозами, рекомендуем отдавать предпочтение именно последним.

Ободные тормоза

Следующий тип тормозов называют ободным. В подобных системах управление вынесено на руль, а остановка велосипеда осуществляется за счет прижатия колодок к ободу, имеющему специальную тормозную дорожку. Ободные тормоза делятся на:

  • V-brake (используются на велосипедах с широкими покрышками).
  • Клещевые (разработанные для шоссейных моделей с узкими колесами).

Из плюсов ободных тормозов стоит отметить их малый вес, простоту обслуживания и низкую стоимость . Недостатки систем данного типа проявляются в сырую погоду, когда влага и грязь попадают на обод, что приводит к увеличению тормозного пути. Также к числу проблем, с которыми изредка сталкиваются владельцы велосипедов с ободными тормозами, можно отнести:

  • Износ обода (при пробегах более 20000 километров).
  • Невозможность катания с восьмерками на колесах.

Но эти проблемы встречаются достаточно редко.

Дисковые тормоза

Стремясь повысить качество торможения в сырую погоду, инженеры придумали дисковые велосипедные тормоза. Они также имеют две разновидности:

  • Механические.
  • Гидравлические.

Оба этих типа тормозных систем лишены главного недостатка ободных, и не боятся влаги, одинаково работая в любых условиях .

Механические модели

Дисковые механические тормоза работают от тросов, как и ободные, что упрощает и удешевляет их обслуживание. Недостатком таких систем является то, что в большинстве моделей предусмотрена только одна активная колодка, что несколько снижает эффективность торможения.

Нельзя не упомянуть маркетологов, которые заметили, что покупатели предпочитают дисковые тормоза ободным, и начали их устанавливать даже в дешевые модели велосипедов. Но покупать бюджетные велосипеды с дисковыми тормозами не стоит , поскольку:

  • В них используются колодки низкого качества, которые быстро изнашиваются.
  • Выполненные из тонкого металла диски легко погнуть.
  • При торможении такая система будет издавать неприятный звук.

Соответственно, при выборе моделей низкого ценового уровня, обратите внимание на велосипеды с ободными тормозами, которые будут доставлять вам меньше проблем в процессе эксплуатации.

Гидравлические модели

Дисковые гидравлические тормоза сегодня считаются самыми эффективными . От механических они отличаются тем, что тормозное усилие от рулевого управления передается не с помощью тросов, а минерального масла, либо тормозной жидкости. Такие тормозные системы имеют ряд преимуществ перед дисковой механикой, к числу которых можно отнести:

  • Плавное нажатие ручки.
  • Эффективное торможение, обусловленное симметричной работой обеих тормозные колодок.
  • Возможность модуляции, постепенно увеличивающей мощность торможения.

Если говорить о недостатках таких систем, то это высокая цена и невозможность самостоятельного обслуживания. Тем не менее, многие велосипедисты, покатавшись на гидравлических тормозах, не хотят возвращаться к механическим аналогам.

Как видите, существует множество разновидностей велосипедных тормозов, имеющих свои преимущества и недостатки. Надеемся, эта информация была полезной для вас, и поможет вам при покупке нового велосипеда. Если да, то поставьте этой статье лайк, или поделитесь ей со своими друзьями. Спасибо вам за внимание, до новых встреч.

Тормоза для велосипеда, как и для любого другого транспортного средства – обязательный элемент, необходимый для управления велосипедом и обеспечения безопасности. Различают следующие типы:


1. Барабанные тормоза.
2. Ободные тормоза.
3. Дисковые тормоза.

Велосипед с каким типом тормозов выбрать? Для ответа на этот вопрос стоит разобраться в особенностях каждого типа тормозов.

Барабанные тормоза

Тормоз барабанного типа (иначе называется «ножной тормоз») располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки. Процесс торможения инициируется при вращении каретки против движения. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к барабану. Между колодками и барабаном возникает трение, благодаря которому и происходит торможение. Барабанные тормоза обычно устанавливаются на детские велосипеды (к примеру, ) и на недорогие городские велосипеды для взрослых.



Преимущества Недостатки
  • Долговечность – благодаря закрытости механизма, в него почти не попадает грязь, пыль и влага.
  • Барабанный тормоз не приводит к износу обода колеса.
  • Простота обслуживания – не нуждается в регулярном осмотре и регулировании.
  • Эффективность – работают даже при искривлении обода колеса.
  • Имеют большой вес.
  • Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
  • Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
  • Наличие «мертвой зоны» - когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
  • Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
  • Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.

Ободные тормоза

Это самый популярный тип тормозов на сегодня. Принцип их действия заключается в следующем: при приложении усилия, которое передается через тросик к тормозным рычагам, тормозные колодки на тормозных рычагах плотно прилегают к ободу колеса, благодаря чему и обеспечивается торможение. Ободные тормоза бывают кантилеверные, клещевые и V-brake.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надёжен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

Клещевые тормоза

Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи. Клещевые тормоза установлены на велосипедах и .


V-brake тормоза

Тормоза V-brake крепятся по такому же принципу, что и кантилеверные тормоза. Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов. К примеру:

Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.


Дисковые тормоза

Дисковые тормоза с небольшими изменениями, доработками и приспособлениями пришли в веломир из мира мотоциклов и автомобилей. В зависимости от типа привода дисковые тормоза делятся на механические и гидравлические. В механическом дисковом тормозе усилие от тормозной ручки к тормозным колодкам передаётся с помощью троса, а в гидравлическом дисковом тормозе – через гидравлическую систему, заполненную тормозной жидкостью. При нажатии на тормозную ручку у механического тормоза натягивается тросик, это усилие передается к тормозным колодкам, которые, прижимаясь к тормозному диску, приводят к торможению. В случае с гидравлическим тормозом необходимое усилие передается через гидролинию от тормозной ручки напрямую к колодкам. Велосипеды Forward с дисковыми тормозами очень легко идентифицировать: в конце названия модели есть слово "disc" (к примеру Forward Next 3.0 disc).

Устройство дисковых тормозов

Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрепленного к втулке колеса, и тормозной машинки (калипера), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.

Калипер (тормозная машинка) крепится на вилке или на раме. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые прижимаются к ротору одним или несколькими поршнями.

Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.

Дисковые механические тормоза

Дисковые механические тормоза, как правило, устанавливаются на горные ( , и др.) и туристические велосипеды (), реже – на городские (к примеру, Forward Tracer 2.0 disc).


Преимущества Недостатки
  • Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
  • Контроль тормозного усилия (модуляция) лучше, чем на V-brake тормозах.
  • Работают в любых погодных условиях, на их работу практически не влияют ни пыль, ни грязь, ни влага.
  • Не изнашивают обод.
  • Большой срок службы колодок.
  • Неприхотливы в обслуживании.
  • Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
  • Рубашки и тросы требуют меньшей осторожности при эксплуатации, чем гидролинии в гидравлических дисковых тормозах. При необходимости их можно купить в любом веломагазине.
  • Дешевле гидравлических дисковых тормозов.
  • Сложно отремонтировать в полевых условиях без специального инструмента.
  • В отличие от тормозов V-brake, разнообразные модели и модификации дисковых тормозов делают очень затруднительным и поиск запчастей для них.
  • Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Высокая цена относительно ободных тормозов.
  • Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.

Дисковые гидравлические тормоза

В модельном ряду 2016 дисковые гидравлические тормоза установлены на следующие модели горных велосипедов Forward:

  • Работают даже в самых неблагоприятных погодных условиях (пыль, грязь, влага и т.д.).
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
  • Более легкий ход тормозной ручки, так как внутри рубашки отсутствует трение тросика. Длительный срок службы колодок. Неприхотливы в обслуживании.
    • При повреждении гидролинии ее ремонт проблематичен.
    • Гидролинии на замену продаются далеко не везде.
    • В отличие от тормозов V-Brake, разнообразные модели и модификации делают поиск запчастей для них весьма затруднительным.
    • Есть опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
    • Сложно выровнять погнутый ротор.
    • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
    • Большой вес относительно ободных тормозов.
    • Высокая цена относительно ободных и дисковых механических тормозов.

    Теперь, когда вы знаете особенности различных типов тормозов, их плюсы и минусы, вам будет проще выбрать велосипед с наиболее подходящими тормозами.

     

    Возможно, будет полезно почитать: