Деление двух десятичных дробей. Деление десятичных дробей: правила, примеры, решения

Найдите первую цифру частного (результата деления). Для этого разделите первую цифру делимого на делитель. Результат напишите под делителем.

  • В нашем примере первой цифрой делимого является цифра 3. Разделите 3 на 12. Так 3 меньше 12, то результатом деления будет 0. Запишите 0 под делителем – это первая цифра частного.
  • Умножьте полученный результат на делитель. Напишите результат умножения под первой цифрой делимого, так как эту цифру вы только что разделили на делитель.

    • В нашем примере 0 × 12 = 0, поэтому напишите 0 под 3.
  • Вычтите результат умножения из первой цифры делимого. Запишите ответ на новой строке.

    • В нашем примере: 3 - 0 = 3. Напишите 3 непосредственно под 0.
  • Спустите вниз вторую цифру делимого. Для этого запишите следующую цифру делимого рядом с результатом вычитания.

    • В нашем примере делимым является число 30. Вторая цифра делимого – это 0. Спустите ее вниз, записав 0 возле 3 (результат вычитания). Вы получите число 30.
  • Полученный результат разделите на делитель. Вы найдете вторую цифру частного. Для этого разделите число, расположенное на самой нижней строке, на делитель.

    • В нашем примере разделите 30 на 12. 30 ÷ 12 = 2 плюс некоторый остаток (так как 12 х 2 = 24). Напишите 2 после 0 под делителем – это вторая цифра частного.
    • Если вы не можете найти подходящую цифру, перебирайте цифры до тех пор, пока результат умножения какой-либо цифры на делитель не окажется меньше и ближе всего к числу, расположенное последним в столбике. В нашем примере рассмотрим цифру 3. Умножьте ее на делитель: 12 х 3 = 36. Так как 36 больше 30, то цифра 3 не подходит. Теперь рассмотрим цифру 2. 12 х 2 = 24. 24 меньше 30, поэтому цифра 2 является верным решением.
  • Повторите описанные выше шаги, чтобы найти следующую цифру. Описанный алгоритм используется в любой задаче на деление в столбик.

    • Умножьте вторую цифру частного на делитель: 2 х 12 = 24.
    • Напишите результат умножения (24) под последним числом в столбике (30).
    • Вычтите меньшее число из большего. В нашем примере: 30 - 24 = 6. Запишите полученный результат (6) на новой строке.
  • Если в делимом остались цифры, которые можно спустить вниз, продолжите процесс вычисления. В противном случае перейдите к следующему шагу.

    • В нашем примере вы спустили вниз последнюю цифру делимого (0). Поэтому переходите к следующему шагу.
  • В случае необходимости воспользуйтесь десятичной запятой, чтобы расширить делимое. Если делимое делится на делитель нацело, то на последней строке вы получите цифру 0. Это означает, что задача решена, а ответ (в виде целого числа) записан под делителем. Но если в самом низу столбика находится любая цифра, отличная от 0, необходимо расширить делимое, поставив десятичную запятую и приписав 0. Напомним, что это не меняет значения делимого.

    • В нашем примере на последней строке находится цифра 6. Поэтому справа от 30 (делимое) напишите десятичную запятую, а затем напишите 0. Также десятичную запятую поставьте после найденных цифр частного, которые вы записываете под делителем (после этой запятой пока ничего не пишите!).
  • Повторите описанные действия, чтобы найти следующую цифру. Главное не забудьте поставить десятичную запятую как после делимого, так и после найденных цифр частного. В остальном процесс аналогичен процессу, описанному выше.

    • В нашем примере спустите вниз 0 (который вы написали после десятичной запятой). Вы получите число 60. Теперь разделите это число на делитель: 60 ÷ 12 = 5. Напишите 5 после 2 (и после десятичной запятой) под делителем. Это третья цифра частного. Таким образом, окончательный ответ: 2,5 (нулем перед 2 можно пренебречь).
  • Прямоугольника?

    Решение. Так как 2,88 дм2 = 288 см2, а 0,8 дм = 8 см, то длина прямоугольника равна 288: 8, то есть 36 см = 3,6 дм. Мы нашли такое число 3,6,что 3,6 0,8 = 2,88. Оно является частным от деления 2,88 на 0,8.

    Пишут: 2,88: 0,8 = 3,6.

    Ответ 3,6 можно получить, не переводя дециметры в сантиметры. Для этого надо умножить делитель 0,8 и делимое 2,88 на 10 (то есть перенести в них запятую на одну цифру вправо) и разделить 28,8 на 8. Снова получим: 28,8: 8 = 3,6.

    Чтобы разделить число на десятичную дробь , надо:

    1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
    2) после этого выполнить деление на натуральное число.

    Пример 1. Разделим 12,096 на 2,24. Перенесем в делимом и делителе запятую на 2 цифры вправо. Получим числа 1209,6 и 224. Так как 1209,6: 224 = 5,4, то и 12,096: 2,24 = 5,4.

    Пример 2. Разделим 4,5 на 0,125. Здесь надо перенести в делимом и делителе запятую на 3 цифры вправо. Так как в делимом только одна цифра после запятой, то припишем к нему справа два нуля. После переноса запятой получаем числа 4500 и 125. Так как 4500: 125 = 36, то и 4,5: 0,125 = 36.

    Из примеров 1 и 2 видно, что при делении числа на неправильную дробь это число уменьшается или не изменяется, а при делении на правильную десятичную дробь оно увеличивается: 12,096 > 5,4, а 4,5 < 36.

    Разделим 2,467 на 0,01. После переноса запятой в делимом и делителе на 2 цифры вправо получаем, что частное равно 246,7: 1, то есть 246,7.

    Значит, и 2,467: 0,01 = 246,7. Отсюда получаем правило:

    Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001, надо перенести в ней запятую вправо на столько цифр, сколько в делителе стоит нулей перед единицей (то есть умножить ее на 10, 100, 1000).

    Если цифр не хватает, надо сначала приписать в конце дроби несколько нулей.

    Например, 56,87: 0,0001 = 56,8700: 0,0001 = 568 700.

    Сформулируйте правило деления десятичной дроби: на десятичную дробь; на 0,1; 0,01; 0,001.
    Умножением на какое число можно заменить деление на 0,01?

    1443. Найдите частное и выполните проверку умножением:

    а) 0,8: 0,5; б) 3,51: 2,7; в) 14,335: 0,61.

    1444. Найдите частное и выполните проверку делением:

    а) 0,096: 0,12; б) 0,126: 0,9; в) 42,105: 3,5.

    а) 7,56: 0,6; ж) 6,944: 3,2; н) 14,976: 0,72;
    б) 0,161: 0,7; з) 0,0456: 3,8; о) 168,392: 5,6;
    в) 0,468: 0,09; и) 0,182: 1,3; п) 24,576: 4,8;
    г) 0,00261: 0,03; к) 131,67: 5,7; р) 16,51: 1,27;
    д) 0,824: 0,8; л) 189,54: 0,78; с) 46,08: 0,384;
    е) 10,5: 3,5; м) 636: 0,12; т) 22,256: 20,8.

    1446. Запишите выражения:

    а) 10 - 2,4x = 3,16; д) 4,2р - р = 5,12;
    б) (у + 26,1) 2,3 = 70,84; е) 8,2t - 4,4t = 38,38;
    в) (z - 1,2) : 0,6 = 21,1; ж) (10,49 - s) : 4,02 = 0,805;
    г) 3,5m + т = 9,9; з) 9k - 8,67k = 0,6699.

    1460. В двух цистернах было 119,88 т бензина. В первой цистерне бензина было больше, чем во второй, в 1,7 раза. Сколько бензина было в каждой цистерне?

    1461. С трех участков собрали 87,36 т капусты. При этом с первого участка собрали в 1,4 раза больше, а со второго в 1,8 раза больше, чем с третьего участка. Сколько тонн капусты собрали с каждого участка?

    1462. Кенгуру ниже жирафа в 2,4 раза, а жираф выше кенгуру на 2,52 м. Какова высота жирафа и какова высота кенгуру?

    1463. Два пешехода находились на расстоянии 4,6 км друг от друга. Они пошли навстречу друг другу и встретились через 0,8 ч. Найдите скорость каждого пешехода, если скорость одного из них в 1,3 раза больше скорости другого.

    1464. Выполните действия:

    а) (130,2 - 30,8) : 2,8 - 21,84:
    б) 8,16: (1,32 + 3,48) - 0,345;
    в) 3,712: (7 - 3,8) + 1,3 (2,74 + 0,66);
    г) (3,4: 1,7 + 0,57: 1,9) 4,9 + 0,0825: 2,75;
    д) (4,44: 3,7 - 0,56: 2,8) : 0,25 - 0,8;
    е) 10,79: 8,3 0,7 - 0,46 3,15: 6,9.

    1465. Представьте обыкновенную дробь в виде десятичной и найдите значение выражения :


    1466. Вычислите устно:

    а) 25,5: 5; б) 9 0,2; в) 0,3: 2; г) 6,7 - 2,3;
    1,5: 3; 1 0,1; 2:5; 6- 0,02;
    4,7: 10; 16 0,01; 17,17: 17; 3,08 + 0,2;
    0,48: 4; 24 0,3; 25,5: 25; 2,54 + 0,06;
    0,9:100; 0,5 26; 0,8:16; 8,2-2,2.

    1467. Найдите произведение:

    а) 0,1 0,1; г) 0,4 0,4; ж) 0,7 0,001;
    б) 1,3 1,4; д) 0,06 0,8; з) 100 0,09;
    в) 0,3 0,4; е) 0,01 100; и) 0,3 0,3 0,3.

    1468. Найдите: 0,4 числа 30; 0,5 числа 18; 0,1 числа 6,5; 2,5 числа 40; 0,12 числа 100; 0,01 числа 1000.

    1469. Каково значение выражения 5683,25а при а = 10; 0,1; 0,01; 100; 0,001; 1000; 0,00001?

    1470. Подумайте, какие из чисел могут быть точными, какие - приближенными:

    а) в классе 32 ученика;
    б) расстояние от Москвы до Киева 900 км;
    в) у параллелепипеда 12 ребер;
    г) длина стола 1,3 м;
    д) население Москвы 8 млн человек;
    е) в пакете 0,5 кг муки;
    ж) площадь острова Куба 105 000 км2;
    з) в школьной библиотеке 10 000 книг;
    и) одна пядь равна 4 вершкам, а вершок равен 4,45 см (вершок
    длина фаланги указательного пальца).

    1471. Найдите три решения неравенства:

    а) 1,2 < х < 1,6; в) 0,001 < х < 0,002;
    б) 2,1 < х< 2,3; г) 0,01 <х< 0,011.

    1472. Сравните, не вычисляя, значения выражений:

    а) 24 0,15 и (24 - 15) : 100;

    б) 0,084 0,5 и (84 5) : 10 000.
    Объясните полученный ответ.

    1473. Округлите числа:

    1474. Выполните деление:

    а) 22,7: 10; 23,3: 10; 3,14: 10; 9,6: 10;
    б) 304: 100; 42,5: 100; 2,5: 100; 0,9: 100; 0,03: 100;
    в) 143,4: 12; 1,488: 124 ; 0,3417: 34; 159,9: 235; 65,32: 568.

    1475. Велосипедист выехал из села со скоростью 12 км/ч. Через 2 ч в противоположном направлении из того же села выехал другой велосипедист,
    причем скорость второго в 1,25 раза больше скорости первого. Какое расстояние будет между ними через 3,3 ч после выезда второго велосипедиста?

    1476. Собственная скорость лодки 8,5 км/ч, а скорость течения 1,3 км/ч. Какое расстояние пройдет лодка по течению за 3,5 ч? Какое расстояние пройдет лодка против течения за 5,6 ч?

    1477. Завод изготовил 3,75 тыс. деталей и продал их по цене 950 р. за штуку. Расходы завода на изготовление одной детали составили 637,5 р. Найдите прибыль, полученную заводом от продажи этих деталей.

    1478. Ширина прямоугольного параллелепипеда 7,2 см, что составляет Найдите объем этого параллелепипеда и округлите ответ до целых.

    1479. Папа Карло пообещал каждый день давать Пьеро по 4 сольдо, а Буратино в первый день 1 сольдо, а в каждый следующий день на 1 сольдо больше, если он будет вести себя хорошо. Буратино обиделся: он решил, что, как бы ни старался, никогда не сможет получить в сумме столько же сольдо, сколько Пьеро. Подумайте, прав ли Буратино.

    1480. На 3 шкафа и 9 книжных полок пошло 231 м досок, причем на шкаф идет в 4 раза больше материала, чем на полку. Сколько метров досок идет на шкаф и сколько - на полку?

    1481. Решите задачу:
    1) Первое число равно 6,3 и составляет второго числа. Третье число составляет второго. Найдите второе и третье числа.

    2) Первое число 8,1. Второе число составляет от первого числа и от третьего числа. Найдите второе и третье числа.

    1482. Найдите значение выражения:

    1) (7 - 5,38) 2,5;

    2) (8 - 6,46) 1,5.

    1483. Найдите значение частного:

    а) 17,01: 6,3; г) 1,4245: 3,5; ж) 0,02976: 0,024;
    б) 1,598: 4,7; д) 193,2: 8,4; з) 11,59: 3,05;
    в) 39,156: 7,8; е) 0,045: 0,18; и) 74,256: 18,2.

    1484. Путь от дома до школы равен 1,1 км. Девочка проходит этот путь за 0,25 ч. С какой скоростью идет девочка?

    1485. В двухкомнатной квартире площадь одной комнаты 20,64 м 2 , а площадь другой комнаты в 2,4 раза меньше. Найдите площадь этих двух комнат вместе.

    1486. Двигатель за 7,5 ч расходует 111 л горючего. Сколько литров горючего израсходует двигатель за 1,8 ч?
    1487. Металлическая деталь объемом в 3,5 дм3 имеет массу 27,3 кг. Другая деталь из этого же металла имеет массу 10,92 кг. Каков объем второй детали?

    1488. В цистерну через две трубы налили 2,28 т бензина. Через первую трубу поступало 3,6 т бензина в час, и она была открыта 0,4 ч. Через вторую трубу поступало за час на 0,8 т бензина меньше, чем через первую. Сколько времени была открыта вторая труба?

    1489. Решите уравнение:

    а) 2,136: (1,9 - х) = 7,12; в) 0,2t + 1,7t - 0,54 = 0,22;
    б) 4,2 (0,8 + y) = 8,82; г) 5,6г - 2z - 0,7z + 2,65 = 7.

    1490. Товар массой в 13,3 т распределили на три автомашины. На первую автомашину погрузили в 1,3 раза больше, а на вторую - в 1,5 раза больше, чем на третью автомашину. Сколько тонн товара погрузили на каждую автомашину?

    1491. Два пешехода вышли одновременно из одного места в противоположных направлениях. Через 0,8 ч расстояние между ними стало равным 6,8 км. Скорость одного пешехода была в 1,5 раза больше скорости другого. Найдите скорость каждого пешехода.

    1492. Выполните действия:

    а) (21,2544: 0,9 + 1,02 3,2) : 5,6;
    б) 4,36: (3,15 + 2,3) + (0,792 - 0,78) 350;
    в) (3,91: 2,3 5,4 - 4,03) 2,4;
    г) 6,93: (0,028 + 0,36 4,2) - 3,5.

    1493. В школу пришел врач и принес для прививки 0,25 кг сыворотки. Скольким ребятам он может сделать уколы, если для каждого укола нужно 0,002 кг сыворотки?

    1494. В магазин завезли 2,8 т пряников. До обеда было продано этих пряников. Сколько тонн пряников осталось еще продать?

    1495. От куска ткани отрезали 5,6 м. Сколько метров ткани было в куске, если отрезали этого куска?

    Н.Я. ВИЛЕНКИН, B. И. ЖОХОВ, А. С. ЧЕСНОКОВ, C. И. ШВАРЦБУРД, Математика 5 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений

    37. Деление на десятичную дробь

    Задача. Площадь прямоугольника равна 2,88 дм 2 , а его ширина равна 0,8 дм. Чему равна длина прямоугольника?

    Р е ш е н и е. Так как 2,88 дм 2 = 288 см 2 , а 0,8 дм = 8 см, то длина прямоугольника равна 288: 8, то есть 36 см = 3,6 дм. Мы нашли такое число 3,6, что 3,6 0,8 = 2,88. Оно является частным от деления 2,88 на 0,8.

    Ответ 3,6 можно получить, не переводя дециметры в сантиметры. Для этого надо умножить делитель 0,8 и делимое 2,88 на 10 (то есть перенести в них запятую на одну цифру вправо) и разделить 28,8 на 8. Снова получим: .

    Чтобы разделить число на десятичную дробь , надо:
    1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
    2) после этого выполнить деление на натуральное число.

    Пример 1. Разделим 12,096 на 2,24. Перенесём в делимом и делителе запятую на 2 цифры вправо. Получим числа 1209,6 и 224.

    Так как , то и .

    Пример 2. Разделим 4,5 на 0,125. Здесь надо перенести в делимом и делителе запятую на 3 цифры вправо. Так как в делимом только одна цифра после запятой, то припишем к нему справа два нуля. После переноса запятой получаем числа 4500 и 125.

    Так как , то и .

    Из примеров 1 и 2 видно, что при делении числа на неправильную дробь это число уменьшается или не изменяется, а при делении на правильную десятичную дробь оно увеличивается: , а .

    Разделим 2,467 на 0,01. После переноса запятой в делимом и делителе на 2 цифры вправо получаем, что частное равно 246,7: 1, то есть 246,7. Значит, и 2,467: 0,01 = 246,7. Отсюда получаем правило:

    Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 , надо перенести в ней запятую вправо на столько цифр, сколько в делителе стоит нулей перед единицей (то есть умножить её на 10, 100, 1000).

    Если цифр не хватает, надо сначала приписать в конце дроби несколько нулей.

    Например, .

    1443. Найдите частное и выполните проверку умножением:

    а) 0,8: 0,5; б) 3,51: 2,7; в) 14,335: 0,61.

    1444. Найдите частное и выполните проверку делением:

    а) 0,096: 0,12; 6)0,126:0,9; в) 42,105: 3,5.

    1445. Выполните деление:

    1446. Запишите выражения:

    а) частное от деления суммы а и 2,6 на разность b и 8,5;
    б) сумму частного х и 3,7 и частного 3,1 и у.

    1447. Прочитайте выражение:

    а) m: 12,8 - n: 4,9; б) (х + 0,7) : (у + 3,4); в) (а: b) (8: с).

    1448. Шаг человека равен 0,8 м. Сколько шагов надо ему сделать, чтобы пройти расстояние 100 м?

    1449. Алёша проехал на поезде 162,5 км за 2,6 ч. С какой скоростью шёл поезд?

    1450. Найдите массу 1 см 3 льда, если масса 3,5 см 3 льда равна 3,08 г.

    1451. Верёвку разрезали на две части. Длина одной части 3,25 м, а длина другой части в 1,3 раза меньше первой. Какова была длина верёвки?

    1452. В первый пакет вошло 6,72 кг муки, что в 2,4 раза больше, чем во второй пакет. Сколько килограммов муки вошло в оба пакета?

    1453. На приготовление уроков Боря затратил в 3,5 раза меньше времени, чем на прогулку. Сколько времени ушло у Бори на прогулку и на приготовление уроков, если прогулка заняла 2,8 ч?

     

    Возможно, будет полезно почитать: