Что можно кушать в день причастия. Сколько длится пост

Пост – это весьма сложная тема преткновения между верующими и современным миром. На сегодняшний день существует три разные версии назначения «постных» дней. Первая, и самая главная точка зрения принадлежит самой Церкви, а точнее священникам, которые характеризуют любой пост как испытание на воздержание, благодаря которому можно частично искупить собственные грехи перед Господом.

Вторая группа людей считает, что Великий Пост, Рамадан, Петров Пост и прочие мероприятия такого рода предназначены исключительно для оздоровления нашего организма, а не для очищения души. Ну и наконец, третья группа людей вообще не считает нужным поститься, объясняя это тем, что все посты очень сильно ограничивают человека.

К какой бы категории людей вы не относились, мы не станем вас переубеждать и склонять к чьей-либо точке зрения. Просто сейчас немало людей хотят соблюсти все правила «постных» дней, одни для очищения души, другие же просто для оздоровления. Но как только подходит Великий, Петров Пост или Рамадан, люди не знают, как правильно поститься, поэтому откладывают данную процедуру до следующего раза. Как правильно поститься? Нужно ли соблюдать пост перед причастием или исповедью? На эти и другие вопросы мы сегодня и постараемся ответить. Приступим.

Значение «постных» дней для человека носит весьма неоднозначных характер. Как утверждают служители церквей, наряду с духовным ростом для человека открываются новые, незнакомые до сих пор грани и духовные аспекты. Очень важно, что прежние смыслы такого очищения остаются неизменными, но они постепенно дополняются новыми, более высокими ценностями.

Для большинства людей, которые только вступили на этот путь, то есть они впервые соблюдают, будь то Великий, Петров Пост, Рамадан или же просто кушают «правильную» для Церкви пищу в Страстную пятницу и среду, данное мероприятие носит исключительно характер некой соборной солидарности.

Люди постятся вместе с Церковью для того чтобы ощутить себя ее частичкой, соединиться в ней воедино и испытать те же ощущения, которые испытывали на себе многие отшельники, святые и сам Иисус, который перед своим служением провел месяц, точнее сорок дней наедине с самим собой в пустынном месте.

И только тогда, когда человек забывает о формальности всех существующих заповедей, он начинает по-настоящему бороться со своими страстями. Именно подлинная вера, а не стадное чувство, «заставляет» человека заново разбираться в своих предпочтениях и расставлять новые приоритеты.

Пройдет не один месяц, когда человек начнет замечать, что Великий и Петров Пост, Рамадан и прочие «постные» дни, вносят в его душу некоторые положительные изменения, которые впоследствии помогают укрепить свой дух.

Постные периоды времени – это не только освобождение от негативных помыслов, но и ощущение легкости, которое приобретает тело во время очищения постной пищей. И теперь пост – это не некое испытание на пути к духовной жизни, а надежный помощник.

Как должно выглядеть постное меню?

Соблюдать «постные» дни или же нет – это право каждого человека. По такому же принципу соблюдается и степень ограничений в отношении питания, которая напрямую зависит от самого человека и советов его духовного наставника.

Для всех православных людей существует так сказать ориентир, который представлен монастырским уставом. В нем содержатся четкие предписания, на целый год, где расписан каждый месяц и день: что можно кушать, соблюдая Рамадан, Великий и Петров Пост, как должно выглядеть меню в пятницу и среду (церковные дни). И даже больше, из устава можно узнать, что нужно делать перед причастием.

Но не смотря на единство этого документа, строгость постов во всех православных храмах – разная. Когда в одних монастырях Великий и Петров Пост – это употребление только хлеба, вермишели и картошки, тогда как в других – подают настоящие блюда (конечно же, из постных продуктов питания).

Всем людям, которые имеют сложные хронические заболевания, можно сделать некоторые послабления. Это касается и беременных женщин, поскольку такой способ жизни может пагубно повлиять на полноценное формирование будущего малыша. Также Великий и Петров Пост, Рамадан, постную среду и пятницу разрешается не соблюдать военнослужащим, которые не в состоянии самостоятельно организовать собственный рацион питания.

От чего стоит отказаться во время постов?

Считается, что наиболее строгими являются первые четыре дня поста и последняя его неделя (и неважно, Рамадан это или же Великий Пост). Согласно уставу также важно соблюдать некую диету в любую среду года, а в Страстную пятницу и вовсе стоит отказаться от любой пищи.

С чего стоить начать пост, так это с познание запретов, от которых напрямую зависит то, как правильно поститься.

Итак, в Великий, Петров Пост, в Рамадан и прочие «постные» дни (среду, пятницу и понедельник) запрещается употреблять спиртные напитки, курить и заниматься любовью.

Также духовные наставники категорически запрещают использовать в речи скверные слова, проявлять агрессию, клеветать и совершать клятвопреступлен ия. Важно помнить, что каждый пост – это, прежде всего, очищение души, а не тела, как принято считать. И забывать об этом не стоит, поскольку выдержать на постной еде месяц – сможет каждый, а вот соблюсти духовные запреты – под силу далеко не каждому.

Что же касается продуктов питания, которые нельзя кушать в среду, Страстную пятницу, Великий и Петров Пост и Рамадан, то под запрет попадают:

  • продукты питания животного происхождения – мясо, рыба, кисломолочные продукты, яйца и прочие;
  • спиртосодержащие напитки, за исключением красного вина (по праздникам и воскресениям);
  • мясные и молочные продукты, приготовленные из сои и ее заменителей;
  • кофе, чай и прочие напитки, которые обладают бодрящим эффектом;
  • всевозможные соусы, приправы, специи, которые улучшают вкусовые качества пищи.

На первый взгляд может показаться, что перечень запретные продуктов питания не такой уж и большой, однако все эти продукты составляют львиную долю в рационе каждого из нас.

Православная церковь – это не сообщество высококлассных медиков. Священнослужител и не могут знать всего, особенно это касается новомодных продуктов питания, которые только «пришли» в наш рацион. Например, большинство морепродуктов (мидии, креветки, кальмары и т. п.) – не считаются рыбными продуктами, тогда, как доподлинно известно, что все они являются натуральными афродизиаками, благодаря которым увеличивается половое влечение.

Поэтому перед человеком стоит выбор, который он должен преодолеть сам, основываясь на собственных предрассудках. Вы может самостоятельно принять решение, употреблять тот или иной продукт в «постные» дни. Соблюдать ли «голодную» Страстную пятницу и придерживаться диеты в среду – это тоже исключительно ваше решение.

Людям, которые впервые постятся, духовные наставники не советуют соблюдать пост целый месяц. Вначале можно ограничиться только причастием, потом отказаться от своих любимых блюд, от мяса и так далее. Далее можно попробовать «организовать духовную среду», подкорректировав собственное меню. И пройдет не один месяц, перед тем, как человек сможет соблюдать в полной мере и по всем правилам Рамадан, Великий и Петров Пост.

Как правило, человек, которые поистине ведет православный образ жизни, уже ждет этого промежутка времени, чтобы получить Божье благословение и очистить свое тело и душу.

Основные принципы режима питания в дни поста

Безусловно, что пища, которая разрешена монастырским уставом во время соблюдения какого-либо поста менее питательная и калорийная по сравнению с обычной пищей, которой не должно быть в рационе.

И чтобы заведомо не наносить вред собственному организму и своевременно пополнять запасы жизненно важной энергией, стоит увеличить объемы потребления пищи. Однако делать это нужно предельно осторожно, поскольку одно из самых главных правил поста: «Не покидать обеденный стол с чувством полной сытости и тяжести в животе» - не должно нарушаться.

И чтобы решить сложившуюся ситуацию необходимо лишь увеличить количество приемов пищи, то есть если вы до этого кушали 3 раза в день, то сейчас должно быть пятиразовое питание. Но делать это заведомо не стоит. Если у вас не появляется необходимости в увеличении объемов пищи (вы себя хорошо чувствуете, нет чувства голода и т. п.), то и делать этого не нужно.

Очень важно организовать свой режим питания: приемы пищи должны быть строго по назначенному времени. Считается, что демоны пытаются осквернить человеческую душу, подстрекая в нем мнимое чувство голода.

Именно по этой причине следует употреблять пищу строго по расписанию. Да и к тому же, это поможет приучить свой организм к режиму, что очень важно в организации правильного и здорового образа жизни.

Чтобы было проще отказаться от привычной скоромной еды, можно провести некий самотренинг: скажите себе, что данные продукты питания очень вредны, они не только оскверняют вашу душу, но и «засоряют» организм, препятствуя полноценной жизнедеятельност и.

К такому методу прибегают многие квалифицированны е специалисты, когда необходимо исключить из рациона пациента некоторые продукты питания по медицинским показаниям.

Вспомните, почему вегетарианцы не едят продуктов животного происхождения. Отказ от такой пищи основан на том, что животные подвергаются насилию и даже убийствам. И все это для того чтобы человек смог просто сесть и покушать.

При желании человек сможет найти массу доводов, чтобы отказаться от запретной пищи во время поста. Если же вы насильно заставляете себя целый месяц придерживаться поста, то смысла от него не будет: организм не очиститься, а о душе и речи нет.

Польза поста и что можно кушать во время него

Теперь поговорим о продуктах питания, которые можно водить в свое меню во время любого поста, а также перед причастием.

Изобилие блюд и продуктов просто поражает и внушает уважение. Всевозможная домашняя консервация (маринованы овощи, фрукты, ягоды, соленья и квашения), свежие и свежезамороженны е овощи, фрукты, ягоды и грибы, варенье, джемы, все виды орехов, бобовые культуры, сухофрукты, натуральные пряности, зелень, постные сладости и кондитерские изделия, приобрести которые можно в любом магазине.

Список разрешенных продуктов питания можно дополнить еще и крупами, макаронными и хлебобулочными (несдобными) изделиями. Во время поста можно добавлять и сахарный песок к напиткам, однако в среду, пятницу и перед причастием лучше заменить его медом.

Так, вне зависимости от количества потребляемой пищи, ваш рацион всегда будет сбалансированным и правильным. Многие диетологи утверждают, что резкий отказ от мясных и рыбных продуктов на месяц и более может спровоцировать снижение уровня витаминов и микроэлементов, поэтому перед «постными» днями необходимо подобрать растительные продукты, которые смогут восполнить дефицит этих веществ.

Источники белка

Заменить белковые вещества, которые поступают в наш организм вместе с мясом и рыбой можно, добавив в рацион фасоль, горох, семена подсолнечника, все виды орехов, сухофрукты, ну и конечно же, грибы, в которых содержится очень много белка.

Приготовив блюда из всех вышеуказанных продуктов, можно с легкостью восполнить суточную норму белка. Да и к тому же, растительная пища не содержит в себе «плохой» холестерин и жиры, которыми так изобилует мясо.

Существуют такие «постные» дни, которые разрешают потребление рыбы. Однако вводить в свой рацион разрешается только рыбу нежирных сортов, мясо которой имеет белый цвет. В такие же дни можно кушать и морепродукты. Что же касается морской капусты, то ее можно есть в любой день поста, а также перед причастием.

Вдобавок ко всему, если целый месяц кушать морскую капусту, то можно восполнить не только запас белковых веществ, но и насытить организм жизненно необходимым йодом и прочими, не менее важными микроэлементами.

Источники жиров

Обеспечить полноценную замену жирам можно при помощи растительным масел:

  • оливковое;
  • подсолнечное;
  • льняное;
  • арахисовое;
  • рапсовое;
  • кедровое;
  • кукурузное.

Эти масла с легкостью заменят животные жиры во время поста. Крайне важно вводить в свой рацион нерафинированные масла, поскольку именно они содержат все полезные вещества, тогда как всем привычное «масло без запаха» будет лишь засорять организм.

Источники углеводов

Благодаря широкому ассортименту овощей, круп, фруктов и вермишели, во время поста организм насыщается исключительно «медленными» углеводами, которые не конвертируются в жировые клетки, а обеспечивают наш организм всеми необходимыми веществами для полноценной жизнедеятельност и.

Что же касается «быстрых» углеводов, которые также нужны нашему организму, но только в меньших количествах, то их можно «получить» из меда, варенья и прочих постных сладостей. Главное – это чувство меры.

Если на целый месяц исключить из своего меню мясо, то это может привести к дефициту железа в организме, что очень пагубно отразиться на здоровье. Получить данное вещество можно из орехов, ягод, тыквы, шиповника, сельдерея, болгарского перца и зелени (петрушки, кинзы и укропа).

Благодаря свекле, моркови, орехам, яблокам, меду, шпинату, гранату и изюму можно восполнить не только дефицит железа, но и прочих полезных веществ, в которых так нуждается наш организм.

И в завершении хотелось бы добавить – не воспринимайте «постные» дни как жесткую диету. Они даны нам для укрепления духа и организма. Принимайте любой пост как панацею, которая поможет вам очистить не только душу, но и организм от всевозможных плохих накоплений.

Искренне желаем вам крепкого духа и здоровья!



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Смысл причастия

Первым делом, в подготовке к причастию будет осознание смысла в причащении, так многие идут в церковь потому, что это модно и можно было сказать, что вы причащались и исповедались, но на самом деле такое причащение грех. Подготавливаясь к причастию, необходимо понимать, что в церковь к священнику вы идете, в первую очередь, для сближения к Господу Богу и расскаивании в своих грехах, а не устроить праздник и лишний повод, чтобы попить и поесть. При этом идти причащаться лишь потому, что вас заставили, не есть хорошо, на это таинство необходимо ходить по желанию, очищая свою душу от грехов.

Итак, желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению.

Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае – до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен к Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подготовиться к причастию?

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае – три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища – мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди – вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила к Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5–6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв к Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Пост перед исповедью

Людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, – три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. Да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют – и хотя бы в субботу вечером, или в субботу – не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже. Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.

Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Чистое тело

Помните, что в храм ходить грязным не разрешается, если конечно того не требует жизненная ситуация. Поэтому подготовка к причастию подразумевает, то, что в день, когда вы идете на таинство причастия, вы должны вымыть свое тело от физической грязи, то есть принять ванну, душ или сходить в баню.

Подготовка к исповеди

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

Абсолютно не допустимо держать пост в еде, но никак не поменять течение своей жизни: продолжать ходить на увеселительные мероприятия, в кино на очередной блокбастер, в гости, просиживать весь день за компьютерными игрушками и т. д. Главное в дни подготовке к Причастию – прожить их отлично от других дней повседневности, потрудиться не много для Господа. Поговорить со своей душой, почувствовать почему она духовно соскучилась. И сделать, то, что давно откладывали. Почитать Евангелие или духовную книжку; навестить любимых, но забытых нами людей; попросить прощение у того, у кого было стыдно его просить и мы откладывали на потом; попробовать в эти дни отказаться от многочисленных привязанностей и вредных привычек. Проще говоря, в эти дни надо быть смелее быть лучше, чем обычно.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» – св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

Перед тем как подходить к Чаше надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду. Подходить к причастию женщинам с покрытой головой.

Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор или просфору выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Многие православные верующие задают вопрос батюшкам очно, через интернет или интересуются у родных: можно ли чистить зубы перед причастием? Но это далеко не единственное, что могут спросить не только новички. Очень много вопросов появляется у воцерковленных. Стоит отметить, что существует огромное количество околоцерковных мифов, заблуждений.

В этой статье кратко пересказаны ответы опытных и благочестивых священников, даны рекомендации и полезные советы начинающим.

Что такое Причастие?

Как говорит Христос в Евангелии о Причастии? Накануне страшной смерти на кресте Он собирает вместе своих учеников и готовит трапезу. На столе хлеб и вино. Христос говорит, что в память о Нем будут пить вино и вкушать хлеб, так как это - символы Его крови и тела.

По настоящее время в храмах совершается литургия и готовится святое Причастие с использованием хлеба и вина. Священники молятся вместе с прихожанами со словами «О предложенных Честных Дарах Господу помолимся».

Что же на самом деле подразумевается под хлебом и вином в Святой Чаше? Молитвы, читаемые перед Причастием дома, так же нужны христианину, как и церковные. Зачем нужна молитва? Потому что Господь соединяется именно с тем человеком, который его к себе призывает.

Что собой представляет Причастие?

Существует несколько свидетельств того, как на самом деле готовится Причастие и что под ним скрывается от людских глаз. Однажды в храм зашел некий человек. Царские врата в храме были открыты. Священники стояли у алтаря. Вдруг зашедший человек увидел, как священник пронзает младенца копием. Он закричал на весь храм: «Зачем младенца убиваешь?» Все стоявшие в храме люди обернулись. Никто не мог понять, о каком младенце идет речь. На самом деле у священника в руках была просфора (маленький хлебушек из пшеничной муки и воды).

Господь невидимо и бесконечно отдает себя в жертву ради людей, но не материально, а духовно. По-настоящему Его распятие видели почти 2000 лет назад на Голгофе в Иерусалиме.

Давайте вернемся к Евангелию и к тем строкам, где Господь находится на тайной вечере. Он ведь говорил: «Отныне будете пить мою кровь (вино) и вкушать мое тело (хлеб) в память обо Мне». Но как это будет происходить, не знали даже апостолы. Тем более не дано знать и нам. Это Божественная тайна. Нам остается только принимать это серьезно, и так как есть, без сомнения. Поэтому молитвы, читаемые перед Причастием, очень нужны, в первую очередь для самого причащающегося.

Еще одно живое свидетельство:

В городе Ланчано (Италия) по сей день существует истинное доказательство того, что Причастие - это не просто хлеб и вино. В католической церкви Сен-Легоций в 8 веке один священник засомневался, что Причастие - это чудо. Когда он взял в руки кусочек хлеба, то увидел что-то похожее на мышечную ткань. Он посмотрел в Чашу и увидел - вместо вина там кровь. Священник закричал от ужаса. Тогда он понял, что сомневаться нельзя. Господь доказал ему, что все по-настоящему. По сей день данное чудо находится в Ланчано. Многие паломники приезжают, чтобы помолиться возле такой святыни.

Что нужно перед причастием христианину?

Конечно же, в первую очередь вера в то, что ему дадут вкусить не просто хлеб и вино, а тело Христово. Разумеется, такая трапеза - это чудо. Господь дарит частичку себя грешному человеку. Поэтому к Причастию надо приступать не только со страхом, но и верой. Просто так причащаться нельзя.

Как относиться?

Выше мы рассмотрели два свидетельства чуда Божия. Стоит отметить, что в алтаре во время Литургии находится не только Иисус Христос, но и Божия Матерь, Архангелы, святые.

Недаром святые отцы говорили, что ангелы скорбят оттого, что не удостаиваются причастия. Ведь у них нет тела, нет необходимости. Они и так с Богом. А человеку Господь дал такой великий дар - соединяться с Собой во время Причастия. Пусть и невидимо.

*канон покаянный Спасителю;

*канон молебный Божией Матери;

*канон Ангелу-Хранителю;

*последование ко Святому Причащению.

Именно все эти молитвы, песнопения, кондаки помогут подготовиться правильно к тому, чтобы принять Святые Дары так, как полагается.

Посты и исповедь:

Священники говорят о том, что нужно поститься как минимум 3 дня. Если человек не воцерковленный, редко посещает храм, грешит, то ему нужно готовиться практически неделю. Вот почему оптимальный вариант для таких людей - это Великий, Рождественский посты, а также Петров и Успенский. Но не нужно именно поэтому выбирать периоды многодневных постов. Ведь важнее - это примирение с Богом, а не удобство.

Что делать перед Причастием тому, кто редко ходит в храм?

Во-первых, обязательно нужно подойти к священнику на исповедь. Когда батюшка принимает кающихся, вы можете узнать в храме, который ближе к вашему дому или который хотите посетить. Будьте готовы к тому, что священник после исповеди может не допустить к Причастию. На это может быть масса причин. Нередко, чтобы допуститься до причащения, нужно поститься, каяться, посещать храм много раз. Обязательно нужно после исповеди спрашивать у батюшки о том, благословляет он подходить к Святой Чаше или нет. Нередко сами священники настаивают, чтобы исповедник причастился. Нужно принять такой совет.

Какой пост перед причащением?

Если вы новичок или давно не были в храме, то обязательно подойдите к священнику на исповедь. Обычно во время этого таинства решаются многие духовные вопросы. Батюшка вам разъяснит, что делать, чего остерегаться, когда можно причащаться.

Что же подразумевается под постом?

Мясо, молоко нельзя кушать, яйца тоже. Кроме того, не потребляются в пищу блюда, изделия, напитки, в которых содержатся вышеперечисленные продукты. Помните, что пост должен носить духовный характер. Пищи употребляйте немного. Например, на завтрак - чай с овсяным печеньем или геркулесовую кашу на воде, в обед - суп на овощном бульоне, за ужином - овощной салат и рис/картофель.

Пить перед причастием, как и во время поста, алкогольные напитки запрещено. От кофе тоже рекомендуется отказаться. Ведь тело должно быть храмом души, спокойным «домом», трезвым и бодрым. Пища скоромная (не постная), кофе и алкоголь никак не могут настроить на молитвы.

Духовная сторона:

Продолжим наш разговор о посте. С пищей мы разобрались. Что касается развлечений, просмотров фильмов, то нужно отложить все это. Любые неважные дела нужно заменять молитвами к Богу, Пресвятой Богородице, своему Ангелу-хранителю и святым.

Давайте поговорим о том, что читать перед Причастием. Выше мы упоминали каноны и последование ко Святому Причащению. Помимо них, советуют читать Евангелие, святых отцов. Опасайтесь брать околоцерковную литературу или ту, которая относится ко лжехристианской.

Не нужно во время поста суетиться. Если есть возможность, то отложите дела на потом. Они могут подождать. Ведь земная жизнь скоропроходящая, а постнику нужно думать о вечности.

Почему такие ограничения?

Во время Литургии, перед выносом Святой Чаши, хор поет о том, что мы (прихожане) оставляем всю земную суету. Далеко не каждый (тем более современный) человек понимает, что рано или поздно земная жизнь закончится и все то, над чем он так трудился, уйдет в небытие. Ведь он не сможет вместе с собой в загробную жизнь забрать паспорт или любимую работу, банковские счета или компьютер с ценной информацией. Он перед Богом предстанет со своей совестью, с грехами и добродетелями. Господь не спросит, были ли вы генеральным директором, Он попросит ответить за то, что обидели бабушку-клиентку. Богу все равно, был ли у вас "Лексус". Он спросит, подвозили ли вы немощных, слабых, не взяв с них денег.

Почему же ограничения в посте по отношению к развлечениям?

Настала пора сесть за стол или встать перед иконами и подумать: что же вы сделали плохого за всю жизнь, за данный период.

Чиста ли совесть?

Важнее для христианина знать не о том, например, можно ли чистить зубы перед Причастием, а о том, какие грехи есть на самом деле и что такое покаяние, как не грешить. Господь огорчается, когда человек совершает грех даже мысленно. Только подумайте: вы мысленно рассердились, даже сердце онемело. Это тоже грех. Нужно покаяться искренне.

Когда не допускают причащаться?

А вы знаете, что нужно избавляться от своих грехов? Если вы покаялись, то должны стараться избегать прегрешений. Чтобы священник допустил до Причастия, нужно каждую субботу присутствовать на вечерней службе, затем утром на Литургии. То же самое следует делать в большие церковные праздники. Нужно дома читать утренние и вечерние молитвы по Молитвослову. Разумеется, времени это занимает по 20-30 минут. Если не успеваете, то можно читать Серафимово правило: трижды «Отче наш», три раза «Богородице…» и один раз «Символ веры». Но при этом в течение дня нужно про себя молиться Богу, святым. Это самые важные правила.

Могут не допустить до Причастия в таких случаях, например:

*убийство, аборт; ворожба, гадание, экстрасенсорика, спиритизм, астрология;

*другая вера, еретические взгляды;

*сожительство вне брака, разврат, гомосексуализм, наркомания и алкоголизм и так далее.

Священнику нужно во время исповеди говорить всю правду, не скрывать никакой грех. Господь стоит рядом невидимо, Он все знает, только ждет покаяния сердечного. Если что скроете, то это будет еще большим грехом. Нужно полностью очистить свою душу перед Причастием.

Что говорят святые отцы и священники?

Душа человеческая должна быть чистой, светлой, с надеждой на исправление и на изменение жизни к лучшему. Не стоит идти к Чаше, если вы не уверены, что хотите жить с Богом.

Если батюшка благословил:

Когда священник дает благословение, то следует принять это серьезно. Вам следует прочитать не только канон Богородице перед Причастием, но и каноны Спасителю, Ангелу-Хранителю, а также Последование. Все это есть в Православных молитвословах.

Объем для чтения очень большой. Поэтому каноны можно прочитать дня за 2-3 до причащения, а вот Последование читается только накануне вечером, после прихода из храма с вечерней службы.

Нужно сделать так, чтобы вас никто не отвлекал. Если вы причащаетесь вместе с семьей, друзьями, паломниками, то читайте по очереди, молитесь.

Утро перед Причастием:

Как известно, православным христианам, ничего кушать нельзя утром перед Причастием. Даже лекарства пить не разрешается.

Но можно ли чистить зубы перед Причастием?

Запрета на это нет. Если вы уверены, что не проглотите случайно воду или пасту, то можете почистить зубы.

Если желудок больной, нет возможности долго ждать до полудня, то лучше пойти на раннюю службу. В небольших городах и в селах Литургию служат рано, а в мегаполисах - в 7 утра или в 9-10 часов.

Ради соединения с Богом можно потерпеть. Стоит читать про себя молитвы.

Утро перед Причастием всегда волнительное. Нужно морально готовиться. Прочитав утреннее правило, идите в храм хотя бы за полчаса до Литургии, чтобы спокойно подать записки, поставить свечи, подойти к любимым святым.

Перед самим Причащением:

На службе следует внимательно слушать молитвы. Когда священники готовят Причастие, молитесь о том, чтобы принять Кровь и Тело Христовы достойно. При этом благочестивый человек искренне должен считать себя недостойным такого Дара.

Вспомните Канон Богородице перед Причастием: нужно молиться, чтобы Матерь Божия заступилась за нас, грешников. А канон Иисусу Христу о чем говорит? Каемся Господу в грехах своих. Об этом и помните, когда ждете Причастия.

Самый момент Причастия:

Когда открываются Царские врата и священник выходит с Чашей, нужно сделать земной поклон. Затем встать в очередь, скрестив руки на груди. Когда подходите к Чаше, нужно назвать батюшке свое православное имя и широко открыть рот. Причастие следует проглотить сразу, чтобы частичка не застряла в зубах. Примите теплоту и просфору. Многие люди спрашивают: «Можно ли есть перед Причастием?» Знаете, почему ответ - нет? Потому что первым в тело христианина должен войти Господь. Ведь для нас важнее Бог, а не пища.

ЧТО ГОВОРИТЬ НА ИСПОВЕДИ?

Довольно часто задумываются о том, что нужно говорить на исповеди те, кто впервые решил сходить в церковь на данное таинство.

Важно понимать, что исповедь - это не просто задушевный разговор со священником, а религиозный обряд, направленный прежде всего на покаяние.

В исповеди важна полная решимость исправить свою жизнь. Осознание того, что вам стало тяжело жить из-за совершения какого-то греха или даже нескольких - первый шаг на пути исправления. Лишь после полного этого понимания следует записываться на исповедь.

В некоторых ситуациях не только раскаяние после совершения греха может стать причиной идти на исповедь. Если вам трудно отличить хорошее от плохого, или жизнь кажется бесполезной и тягостной - также можно прийти на исповедь, ведь церковь всегда открыта для тех, кто нуждается в ней.

Про какие грехи говорить на исповеди:

Одна из главных ошибок людей, которые приходят на исповедь - это перечислять все свои согрешения за всю жизнь. Крайне важно выделить именно то, зачем вы пришли. Грех - это поступок против церкви, Бога. Это некое нарушение морали - своей, чужой, общественной. В христианстве существует восемь смертных грехов, свершение которых несет тяжёлые последствия для человека - гнев, печаль, чревоугодие, блуд, уныние, тщеславие, гордыня и сребролюбие. Кроме того, существуют и личные грехи - это различные действия против совести и Бога. Как правило, некоторые грехи человек может определить лишь сам, они не прописаны ни в одной священной книги. Грехом может быть тот поступок, который всячески тяготит вашу жизнь.

Не важно, с чем вы придете в церковь. В исповеди главное полное раскаяние и внутреннее понимание содеянного.

Что говорить священнику на исповеди:

Исповедь в православии, как и в большинстве других религий - это разговор с Богом о ваших проступках, просьба о помощи. Священник служит лишь свидетелем этой беседы, помощником Бога на земле.

Поэтому, в исповеди важно быть предельно откровенным и не скрывать ничего о том, что вас тяготит. Особенно важно рассказать то, что больше всего беспокоит вас на данный момент, не забывая о мелочах и деталях проступка, за который вы хотите покаяться.

Священнику можно доверить свои самые большие тайны, ведь он не имеет права никому рассказывать о вашей исповеди. Помните, что не нужно бояться осуждения со стороны церкви, сам факт, что вы пришли на покаяние уже является достойным поступком верующего человека.

Важно помнить , что говорить на исповеди про грех, по которому вы уже исповедовались не нужно, если он не был совершен ещё раз. И, зачастую, одной только исповеди будет недостаточно. Нужно просить Бога в молитвах о прощении, приходить в церковь, как только вам этого захочется, чтить традиции и обряды.

Церковь советует, что исповедь, как и причастие должна быть регулярной. О частоте исповеди вам сможет рассказать ваш духовник. Помните, что именно священнослужитель будет для вас главным помощником в соблюдении церковных обрядов.

Как вы видите, исповедь весьма сложное таинство. На него готов далеко не каждый человек. Если вы решили исповедоваться, то нужно взвесить для себя все за и против, а что говорить на исповеди вам подскажет ваша душа. Помните, что раскаяния и освобождение себя от совершенного греха длительный процесс, который потребует от вас множество сил и терпения.

ВНУТРЕННЯЯ ИСПОВЕДЬ.

Болезни и прочие неприятности не сваливаются на человека просто так. Человек - существо космическое и развивается по законам не только материального, но и духовного мира. Если им нарушаются эти законы, возникает болезнь или некие трагические обстоятельства, создающие угрозу для жизни.

Достаточно устранить эти нарушения, и в вашей жизни всё нормализуется. Именно это и помогает сделать внутренняя исповедь

Исповедь состоит из двух частей:

Часть первая: вы должны припомнить все случаи, когда вас кто-либо сильно обидел или оскорбил. Ведь обида - источник непрерывного поступления отрицательной психической энергии.

Спокойно вспоминайте свою прошлую жизнь с 12-летнего возраста (именно с этого возраста человек начинает нести кармическую ответственность за свои поступки). Обидчика (даже если этот человек умер) необходимо представить мысленно, а затем крепко обнять и поцеловать!

Порой обида достигает такой силы, что обнять и поцеловать, даже мысленно, не получается. В таких случаях «врага» можно представить несмышленым ребёнком 2-3 лет. Но обнять и поцеловать надо обязательно - это непременное условие Механизма Спасения!

Вторая часть : не только у вас есть недруги, кто-то, возможно, и вас считает своим врагом. Не исключено, что вы и сами являлись нарушителем нравственных истин.

В этом случае представьте, что вы на суде, а судья - ваше собственное сердце. Становитесь перед ним на колени и рассказывайте все свои дурные поступки, ошибки, пороки с 12-летнего возраста. Проговаривайте всё, что помните, - отдавая отчёт в том, что больше не совершите этого вновь.

Ведь каясь, вы убираете весь негатив, копившийся годами. Если внутренняя исповедь была проведена правильно и искренне, то выздоровление и избавление от неприятностей наступят в ста случаях из ста, независимо от тяжести болезни или масштаба свалившейся на вас беды. Это только вопрос времени.

После внутренней исповеди постарайтесь не повторять прежних ошибок - иначе несчастья вернуться в двойном объёме.

Избежать этого вам поможет Единая молитва, которую может творить любой человек, независимо от своих религиозных убеждений. Эта молитва, как показывает практика, способна за считанные минуты снизить температуру, снять любую боль.

Молитву нужно творить в уединении, при зажжённой свече, стоя на коленях:

«Господи! Боже милостивый!
Да святится Имя Твое на Небесах и на Земле.
От края и до края Вселенной!
Господи! Укрепи силы в противостоянии силам мрака, дабы не токмо противостоять ему, но и очищать Землю-матушку от сего мусора.
Научи отделять благо ото зла и пребывать в спокойствии и твёрдости духа, дабы достойно творить меж людей Волю Твою.
Укрепи силы братьев и сестёр моих - как близких, так и неведомых мне.
Да узрят они истинную Славу Твою и исполнятся любви в сердце своем.
И одолеют преграды темные в движении по Пути к Свету.
И да протянут друг другу руки свои и отдадут безмерно тепло души.
Господи! Да свершится Воля Твоя! И пребудет на Земле Единый Народ.
Любящий Матерь свою - Природу, воссоединенный с Тобою любовью своей и идущий по Пути Истинного Духовного Развития, опираясь на Последний Завет Твой».

УТРОМ: «Благослови, господи, на деяния дня грядущего, и да будут встречены трудности его яко и подобает идущим под Светом Твоим».

ВЕЧЕРОМ: «Восполни, господи, утраченные силы на благо, дабы уготовиться к встрече дня будущего».

«Ложусь спать, на мне Крестовая печать. Ангелы-Хранители! Сохраните мою Душу с вечера до полуночи, а с полуночи до утра».

И молитву «Отче наш» трижды.

Молитва является мощнейшей силой во Вселенной! В Библии сказано:

"Всё, чего ни попросите в молитве С ВЕРОЮ, получите." (Матфей, 21:22) "ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ" (Матф.9:29).

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением .

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г. ), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением , крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать , исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит ) нам долги (грехи ) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

 

Возможно, будет полезно почитать: