Четки что с ними делать. Что такое чётки и для чего они нужны

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .


Вервица

Вервица - веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.


Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.




Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.


Лестовка

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

«Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя».

Замкнутость чёток символизирует бесконечность, то есть молитву непрестанную, вечную. Там, где при связывании в круг шнурка образуется узелок, чётки увенчиваются крестиком и кисточкой . Эта кисть называется «воскрилием». Четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, напоминая о том, что следует исполнять заповеди. Так и молящемуся по чёткам эта кисть должна напоминать, что молитва только тогда будет плодотворной, когда соединится с ревностью к исполнению заповедей. Также эта кисточка напоминает нам о воскрилии ризы Самого Спасителя. Как некогда кровоточивая жена, с верою прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление (см. Лк. 8, 43-48), так и молящийся с верой прикасается духом к краю ризы Христовой, к Божией благодати, и получает помощь, утешение и исцеление от мучающих его страстей и болезней.

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

«Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и чётки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. … потому-то тебе, как инокине, по самому призванию своему обязанной хранить непрестанную внутреннюю молитву, я указываю, между прочим, на чётки, данные тебе вместе с иноческим одеянием не как простая принадлежность его, а как начальный обучитель молитве и как вещественное напоминание о ней».


Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

Архим. Рафаил Карелин пишет о символике и значении чёток:

«Во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвёртых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

…Чётки - это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, чётки являются постоянным напоминанием человеку о молитве».

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Преп. Павел Фивейский использовал для отсчёта количества молитв обычные камешки. Также первые христиане для этого нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Пахомий Великий ввёл использование чёток в монашеский обиход. Среди монахов его монастырей было много простых, неграмотных людей. Из всех молитв они знали только молитву Иисусову. Святой Пахомий установил правилом молиться ею по чёткам определенное количество раз в день, следуя заповеди Божией о непрестанной молитве. Святитель Василий Великий в своём завещаниии безкнижному иноку написал, что следует за церковные службы молиться и класть поклоны по вервице, имеющей сто три узла, произнося на каждом узле молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (Номоканон). Из Византии традиция использования чёток пришла на Святую Русь.


Вервица

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».


Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: " …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…"

В настоящее время в России отношение к использованию чёток мирянами осторожное, так как утрачены духовные ориентиры и традиции, у мирян часто нет опытного духовного руководителя для прохождения молитвы, а часто они и не считают, что нуждаются в руководстве, и берутся за преждевременно большой, непосильный подвиг, который могут понести только опытные христиане под бдительным руководством духовника. При таких условиях новоначальный христианин легко может впасть в состояние духовной прелести и серьезно себе навредить. Поэтому в наше время чётки обязательны исключительно монахам, а мирянам для того, чтобы проходить любое особенное, дополнительное, молитвенное правило по чёткам нужно взять благословение у духовника.

При этом многие священники придерживаются того взгляда, что миряне могут свободно использовать чётки для напоминания о непрестанной молитве, к которой призваны все христиане; для счёта молитв в общепринятых правилах, например, в правиле ко Св. Причащению; для небольшого или непостоянного прибавления к обычному правилу Иисусовой молитвы.

Иерей Виктор Кобзов:

«На использование чёток нет запрета . Поэтому, их употребление без специального благословения вобщем-то допустимо. Чётками может пользоваться любой христианин. Монахи должны творить молитву постоянно, поэтому они имеют их всегда с собой. Живущим в миру лучше пользоваться чётками только во время уединенных молитв.

В данном случае вопрос нужно ставить не о том, чтобы взять разовое благословение на пользование чётками, а дело в том, что многие шаги в духовной жизни нужно согласовывать с духовником, с тем священником, у которого Вы постоянно или часто исповедуетесь. Этот священнослужитель, наблюдая за вашей духовной жизнью, постоянно принимая Вашу исповедь, сможет рассудить, действительно ли Вам в данный период жизни полезно использование чёток, или для Вас это будет чем-то вроде "забавы"».

Священник Максим Каскун:

«Чётки - это механическое средство, благословенное церковью, чтобы помочь человеку сосредотачиваться на молитве, и чтобы отсчитывать сотни и тысячи молитв, которые человек делает. Чётки используются православным христианином, когда он дома или на работе читает Иисусову молитву, или, к примеру, «Господи, помилуй!», или читает «Богородице, Дева…» 150 раз - то есть, их используют, как метод отсчета, чтобы не сбиться от положенного правила.

Если чётки используют просто для подсчета, это одно, а если как «ножны» для молитвы, то нужно брать обязательно благословение, потому что человек может и в прелесть впасть, если сам за это возьмется».

Священник Вячеслав Брегеда:

"Чётки больше иноки с собой носят, потому как много и часто молятся, а обычному человеку они вроде как и ни к чему. Главное, все время о Боге помнить, постоянно про себя краткие молитвы, работая, произносить «Господи, помилуй», Иисусову молитву, стихи из псалмов, быть приветливым ко всем и отзывчивым. А чётки – даже если они есть у вас - не нужно их на показ выставлять, показывая, как фарисей, какой вы большой молитвенник.

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

Священник Алексей Рой:

«Когда человек перебирает бусины чёток при молитве, это дает определенный ритм молитве и возможность сконцентрироваться на молитве внутри себя, тем самым постоянно держа свой ум при молитве в общении с Богом. И на это должно быть благословение священника, которое дается, когда у человека уже есть какой-то задел в молитвах, побольше, чем обычное утреннее и вечернее правило».

Игумен Александр (Пахомов):

«Чаще всего проблема в том, что человек начинает сразу же "творить" молитву, а для духовной жизни это не всегда полезно.

Некоторые благочестивые христиане придают слишком большое значение внешним атрибутам, при этом плохо понимая их назначение. Так считается, что чётками можно "бесов гонять", пользуясь ими как ремнём. Иногда встречается такая точка зрения, что молитва по чёткам сама по себе благодатна. Монашествующие ограждены от всего этого достаточно хорошо. Так сказать, пришёл в армию - получи погоны, получи автомат. Эйфория, если и есть, то недолгая, а дальше - будни.

…Слово "творить" у меня поставлено в кавычки. Смысл в том, что читать и творить - разные вещи и отражают разные духовные состояния. Далеко не все трезво оценивают свои силы и им начинает казаться, что ещё немного и явятся ангелы, чтобы вместе помолиться. Для этого достаточно невнимательно прочитать пару книг о Иисусовой молитве, освоить внешние приёмы и отгородить часть комнаты шкафом, создав иллюзию "малой келлии"».

Святитель Феофан Затворник благословлял молитву по чёткам и молодым мирянам и мирянкам, обращавшимся к нему за духовным наставлением:

«Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом.

Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: "Боже, милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами...»

«Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!»

Архим. Рафаил Карелин:

«В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад чётки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по чёткам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного - сочетания сердца с Богом - привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на чётки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде чёток на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить чётки; что он - монах? Это нарушение правил!» - а каких, не знают сами.

…Я спрашивал об этом архимандрита Серафима. Он ответил, что «чёткоборчество» происходит от незнания, но прибавил, что монастырские старцы считали, что мирянам надо получить от духовного отца - старца благословение «на чётки», так как для Иисусовой молитвы нужно руководство и обучение, особенно в первое время; он считал, что ношение чёток требует от человека непрестанного молитвенного труда, иначе сами чётки на Суде Божием будут обличать его в нерадении или в лицемерии. Отец Серафим говорил, что глинские старцы благословляли своих чад на молитву по чёткам, но из-за богоборческого времени не советовали носить чётки открыто.

…Диавол, когда не может разрушить христианство путем гонений и клеветы, старается лишить человека внутренней духовной жизни и сделать христианство внешним. Поэтому враг восстал против Иисусовой молитвы и Причастия, внушив многим людям, в том числе и священникам, что Иисусова молитва - это дело одних монахов, а частое причащение может лишить человека благоговения и привести к прелести, то есть к духовному обольщению».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник
так учил молиться по чёткам:

«…чётки… предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так – скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам чёточки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по чёткам и смотрите, сколько раз Вы пройдете чётки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

«О поклонах. Я нигде не встречал указания, на каждую ли молитву Иисусову класть поклон, - и какой, - поясной, или земной, - или иногда творить сию молитву и без поклонов. Правило поклонное в Сарове так совершается: 30 земных поклонов с молитвою Иисусовою, потом 100 молитв без поклонов; опять 30 земных поклонов с молитвою, и 100 молитв без поклонов; в третий раз 20 поклонов с молитвою, и еще 100 молитв без поклонов, наконец еще 20 поклонов с молитвою Иисусовою и 100 молитв без поклонов Пресвятой Богородице. - Вот тут не все молитвы с поклонами. Применительно к этому надо понимать и указание поклонов и молитв в следованной Псалтири, взамен церковных служб. Вы себе разделите свое правило на все три вида: часть с земными поклонами, часть с поясными и часть без поклонов. Как усердие: но надо всегда утруждать себя в молитве. - Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне к сожалению перестали это печатать. Но не забывайте, что дело не в исполнении числа поклонов и молитв, а в устремлении ума к Богу и согреяния сердца. Паче всего возгреть надо теплоту сердечную и хранить ее. Се закон неотложный. А правило, какое кто хочет, выбери. Церковь их предлагает много».

«Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле - большой поклон по чёткам. То же и в конце правила. При поклонах - маленькие молитовки... Главная - Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов - назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50... Примерно - Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу и при работе... И другие молитовки можно всегда повторять... Боже, очисти мя... Боже, милостив... Настави мене, Господи Боже... и подобные.

Но главное - старайтесь всегда помнить, что Господь близ... и все видит - и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно».

Преп. Паисий Святогорец говорил о поклонах при молитве по чёткам, отвечая на вопрос:

Геронда, когда я молюсь по чёткам о ком-то, то нужно креститься и делать малые поклоны?

В зависимости от того, что ты хочешь получить. Где больше труда, то имеет и большую ценность.

Когда, геронда, мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то нужно рукой касаться земли?

Нет, когда мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то рука доходит до колена, а потом выпрямляемся. Другое дело поклоны, которые мы делаем, когда прикладываемся к иконам или во время «Честнейшей» и т. п. Тогда, если кто может, хорошо, чтобы рукой касался земли.

Геронда, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами, то никак не могу сосредоточиться.

Мне проще сосредоточиться, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами. Забываю всё вокруг так, что когда оканчиваю молитву, то болит рука.

Геронда, как нужно делать земные поклоны?

Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике».

В воскресные дни, великие праздники и в дни, когда в Церкви отменяются земные поклоны - от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до Троицы, а также в дни полиелейных праздников молитва проходится без земных поклонов.

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

За вечерню с акафистом Богородице - 12 чёток (по 100 зёрен)
без акафиста - 8
За малое повечерие с каноном Богородице - 7
За великое повечерие - 12
За полунощницу и утреню - 33
За часы с акафистом Спасителю - 16
За бдение - 60
За всю псалтирь - 60
За кафизму - 3
За канон, и за акафист - по 3.
За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Начало молитвы обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по чёткам; чётки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

За каждой чёткой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую чётку.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение:
Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек).

О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек).

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов.

1. Повечерие великое - 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница - 100 молитв и 25 поклонов, или 600 мол. без поклонов, 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин.

3. Утреня - 300 молитв и 50 поклонов, 1500 мол. без поклонов, 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности) - 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов.

5. Часы (все) с междучасиями - 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин. Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов.

6. Вся Псалтирь - 6000 молитв без поклонов.

7. Одна кафизма - 300 молитв без поклонов. Одна Слава, 100 молитв без поклонов.

8. Канон Ангелу Хранителю - 50 молитв и 7 поклонов.

9. Канон седмичный - 30 молитв 5 поклонов.

10. Канон Богородице с акафистом - 200 молитв и 29 поклонов.

11. Последование ко Св. причащению - 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому - 600 молитв тому, кому служится молебен или 5 минут.


Четки - это неотъемлемый атрибут множества религиозных традиций. Как минимум, различают буддийские, индуистские, мусульманские четки. В одном ряду с ними стоят и христианские. Последние, в свою очередь, подразделяются на несколько типов, в соответствии с конфессиональными особенностями и схемой устройства. В данной статье мы рассмотрим именно православные четки как предмет, наиболее широко распространенный в границах русскоязычного мира.

Предназначение четок

Первое, о чем следует сказать, так это о том, что общей практикой всякой религии является молитва. Некоторые тексты при этом принято произносить много раз подряд, что требует определенной системы подсчета. Именно эту роль и выполняют специальные бусы, называемые четками: перебирая их в руках, достаточно легко отслеживать число произнесенных молитвословий. По сути, это единственное собственно религиозное предназначение этого предмета. И православные четки - не исключение.

Иногда, правда, некоторые их виды используются в качестве религиозного украшения. Например, часто это происходит в католических приходах, где четки вешают на статуи святых, особенно Девы Марии. Кроме того, помимо основной своей функции, специальные бусы для молитвы являются одним из атрибутов монашеского облачения.

Православные четки: классификация

Что касается четок, присущих сугубо восточной христианской традиции, то на данный момент их существует два вида. Первый можно назвать исконно православным, так как он наиболее древний. Такой тип четок называется лестовками. Однако в настоящее время они сохраняются преимущественно старообрядцами, тогда как в официальном православии играют роль устаревшего пережитка.

Второй тип имеет более привычный вид, похожий на бусины, нанизанные на нить в определенной последовательности. Это наиболее популярные православные четки, которыми пользуются не только верующие, но и мирские люди, например, в качестве подвески на зеркало своего автомобиля. Есть даже марка вина, к этикетке которой такие бусы крепят в качестве элемента дизайна.

Лестовки

Лестовки - это, как уже было сказано, наиболее древние православные четки, используемые в русской православной традиции. Происходят они от так называемой вервицы - веревки с узелками, распространенной в Византии и исполняющей ту же роль счисления молитв.

Слово «лестовка» означает «лестница» - подразумевается лестница в небо, к Богу. Это не случайно. Четки православные в виде лестовки действительно похожи на лестницу, так как имеют вид не бус, а кожаного ремня, по всей длине которого сделаны своего рода ступени - широкие петли, называемые бобочками. В основе расположения последних лежит довольно сложная система. Концы лестовок сшиваются особым образом скрепленными треугольниками, называемыми лапостками. А внутри бобочков находится плотный бумажный валик. Согласно правилам, на этих бумажках писались слова молитв, но сейчас эта традиция редко поддерживается.

Данный тип четок также разделяется на несколько видов. Так, различают мужские, женские и детские лестовки. Также существуют повседневные, похоронные, брачные и праздничные варианты.

Как уже было сказано, лестовки - это утратившие на сегодняшний день свое значение православные четки. Фото их расположено ниже.

Структура лестовок

Устройство лестовок с ходу запомнить довольно сложно. Усугубляется это тем обстоятельством, что их существует несколько типов. Классический вариант представляет собой круг из ста девяти бобочков. Начинается он с четырех лапостков, сшитых в «елочку». Они символизируют Троицу, а их количество - число евангелистов. Далее по ленте лестовки следует три бобочка, а после них - пустой участок. Следом за ним идут еще двенадцать маленьких ступеней, за которыми следует одна большая. Далее - еще тридцать восемь малых бобочков и снова один большой. За ними следует еще один цикл из тридцати трех ступеней малых элементов плюс один крупный. Потом идут семнадцать бобочков малых, опять пустой участок и в заключение снова три бобочка.

Как пользоваться лестовками

Итак, лестовки - четки православные. Как пользоваться ими - практически никто не знает. Хотя на самом деле это достаточно просто, если хорошо усвоена их структура, которая приспособлена под нужды старообрядческого богослужения. С их помощью определяют, когда, сколько и каких класть поклонов, какие молитвы произносить и прочее. К тому же под последовательность ступеней лестовки подогнано достаточно много частных молитвенных правил, состоящих в основном из кратких повторяющихся обращений к Иисусу Христу, Богоматери, ангелам и святым.

Современные четки

Четки, которые имеют распространение в современном православии, представляемым в России главным образом Московской Патриархией, по сравнению с лестовками, более просты и лаконичны. Происхождение их, однако, западное, то есть католическое, и связано, согласно легенде, с именем святого Доминика. Последний, если верить преданиям, был удостоен видения Богоматери, которая вручила ему четки и повелела читать по ним молитвы ради торжества католичества над еретиками.

Исторические же свидетельства говорят о том, что розарий - а именно так называются эти четки - произошел от традиции ежедневного чтения ста пятидесяти псалмов, которые неграмотные крестьяне заменяли молитвами «Отче наш» и «Радуйся, Мария». Эту практику также стали называть розарием. К 14 веку четки обрели современное деление на десятки и в таком виде распространились в России в 19 веке. Связано это событие с именем преподобного Серафима Саровского. Дело в том, что он, будучи большим почитателем Девы Марии, ввел в подопечных ему общинах практику чтения розария в оправославненном его виде, которая получила название богородичного правила. Схема чтения осталась прежней, только слова латинских молитв были заменены церковнославянскими эквивалентами.

Первоначально от этого нововведения произошел новый тип лестовки, названной богородичной и приспособленной под чтение богородичного правила. Однако уже очень скоро их вытеснили традиционные западные бусы с подвеской в виде креста, известные сегодня как православные четки.

Структура розария

Поскольку данный тип четок предназначен в основном для чтения богородичного правила, являющегося калькой с католического розария, то и структура их аналогична западному прототипу. Представляют они собой связку, состоящую из пятидесяти маленьких бусин, разделяемых через каждый десяток одной большой. Таковы классические православные четки. Количество бусин при этом может быть и другим, например, сто или сто пятьдесят. К месту связки концов нити крепится небольшой крестик, который по русской традиции часто довершается кисточкой.

Существует еще один вариант, отличающийся не структурой, а методом изготовления. Атрибут плетут из одной нити, где роль бусин играют узелки. Таким образом, они больше походят на вервицу - византийские средневековые четки. Православные своими руками часто плетут такие, а потом дарят друг другу. Особенно это касается монахов.

Как пользоваться четками

Мы выяснили, что в настоящее время розарий в полной мере можно назвать не иначе, как четки православные. Как пользоваться ими в русской традиции, рассказывает устав богородичного правила. Согласно ему, на кресте читаются обычные вводные молитвы - «Царю Небесный» и пр., затем следует «Символ Веры». Далее на десяти маленьких бусинах произносится «Богородице, Дево», а на большой - «Отче наш». Так следует прочесть весь круг четок. Полным при этом считается цикл из ста пятидесяти молитв Богородице, именно поэтому четки православные могут иметь разное количество десятков - от одного до пятнадцати, и даже больше.

У христиан на запястье – золотая нить с бесценной жемчужиной, ради которой евангельский купец продал свое имение и приобрел богатство, большее, чем царское сокровище. Этот золотой круг – четки. Круг символически означает вечность. Через четки душа человека соприкасается с духовным миром, где время сменяется вечностью.

Круг – символ бесконечности. Четки – начало духовного пути, который не оканчивается никогда; для приближения души к Богу нет границы и предела. Четки – это безмолвный голос ангела-хранителя, будящий на молитву душу, погруженную в образы проходящего мира, как в тяжелые сновидения. Четки – безгласный колокольчик, который зовет наши мысли от внешнего мира в собственное сердце, как церковный колокол призывает людей на молитву в храм. Четки пробуждают ум от липкой дремоты обыденных дел. Четки – путеводитель в дороге от земли к небу, ключ, открывающий двери сердца для имени Иисуса Христа, цепь, соединяющая душу с духовным миром, лестница, ведущая в Небесный Иерусалим, где каждый узелок – ступенька ввысь.

Четки – неразлучный друг и любимая подруга, с которыми беседует душа. Это ожерелье духа, мост от закона к благодати – от молитвенного правила к непрестанной молитве. Каждый узелок четок становится самоцветом в духовной копилке, которая откроется в вечности, это то золото, которым душа будет откупаться на мытарствах.

Узелки четок – это слезы молитвы, которым ведет счет ангел-хранитель. Четки – это надежда человека на то, что с ним Бог, хотя бы судьба забросила его как буря снежинку на край света. Это радость, что имя Божие близко к душе, ближе, чем дыхание уст, свет глаз и биение сердца. Движение пальцев, перебирающих узелки на четках, подобно прикосновению смычка по сокровенным струнам души.

Иисусова молитва – основа всех молитв, поэтому четки – книга книг, это песня в земном пути, обновляющая силы человека. Это посох в далеком странствовании, огни отеческого дома, которые видит душа издалека; это возвращение чистоты детства и мудрость старости. Четки – вервь, опущенная в ад, за которую хватаются грешники, чтобы молитва извлекла их из вечного мрака. Четки это радость предков, что в их роду родился молитвенник, который может помочь им. Четки – луч надежды, блеснувший в преисподней. Четки – снятие родового проклятия и умножение родительских благословений. В руках святых четки были петлей, которой они душили демона, и бичом, которым прогоняли бесов.

Узелки четок – это камни, о который разбиваются греховные помыслы – вавилонские младенцы. Узелки четок – это звезды в человеческой руке. Четки – спасательный пояс, брошенный утопающему в омуте греха. Круг четок – крепостные стены, внутри которых человек безопасен. Четки – сеть зверолова, в которой запутывается как дикий зверь демон, старающийся разрушить молитву; это огненная преграда, которую не может перейти волчья стая, окружившая человека. Четки – тенета, которыми ум ловит помысли, как птицелов – певчих птиц.

Четки – это духовный путь, который не кончается, и песня, которая не смолкает. Четки – заключенные врата Эдема, которые теперь вновь открыты именем Иисуса Христа. Четки – тетива лука, а имя Христа – горящие стрелы, поражающие сатану. Четки – это уста друга, которые высасывают змеиный яд из ран души. Четки – дивное растение с благоухающими цветами, которое выросло в раю. Это шлем для ума и щит для сердца, защищающие христианина в духовной битве.

Узелки четок – это глаза, через которые человек видит небо, и ангельские очи, которые смотрят в глубину его сердца. Это ветвь от райского древа жизни, которое дарует бессмертие. Четки подобны Херувиму с огненным мечом, стерегущего двери сердца от злых духов. Четки – сокровище, которое приобретается дорогой ценой: за него надо отдать все тленное, что стяжал в миру, чтобы получить нетленное и вечное. Четки – молот, разбивающий твердый камень человеческого сердца; это молниевидный свет, просвещающий темную ночь души, чудодейственное брение, которое исцеляет очи слепых.

Четки – надежда на Единого Бога, в которой исчезает надежда на человека. Четки – глубокий кладезь, на дне которого текут живые воды благодати; это невидимый поток, погашающий огонь наших страстей. Четки – струны псалтири и эхо ангельских песнопений. Четки это новое духовное сердце, открывающееся в груди. Четки – стозвездная нить, которая вращается как горящий бесчисленными звездами небосвод; это паникадило, зажигающееся от прикосновения пальцев к узелкам нити, стосвещник, возгорающийся от имени Иисуса Христа, как фитиль – от пламени. Четки – книга с древними письменами, в которой открывается всегда новое.

Четки подобны жезлу Моисея, который превратился в змея, чтобы поглотить ядовитых змей, сотворенных египетскими волхвами – гордость и плотские страсти, гнездящиеся в человеческом сердце. Четки – посох Моисея, превративший горький источник Меры – житейские скорби – в родник, источающий чистые потоки воды – духовное утешение. Четки – миро, исцеляющее всякую рану души.

Узелки четок – семена пшеницы, которые становятся колосьями в будущей жизни. Четки – рукоять меча в руке воина, всегда готового к духовной битве. Четки – это пограничная межа между двумя царствами – Небесным и земным. Четки – это крылья, которые поднимают ум ввысь, и держат его над землей: прекращается молитва – останавливаются и застывают четки в руке, и ум, как подстреленная птица, опускается на землю.

Четки – кисть художника, рисующая красками из света лик Божий в душе. Четки это долото, выбивающее на скрижалях сердца имя Иисуса Христа; это золотое перо, которое пишет заповеди Божии в глубине души. Четки – это нож, который очищает свитки памяти от грязи грехов.

Четки – Синай, где Бог является человеку, горящая купина, у которой Бог открывает Свое имя. Четки – окно в небо и дверь в сокровенную обитель сердца. Это молчание души – Евы – перед обольстительной речью змия; это твердость ума – Адама – перед страстными словами Евы – чувствами падшей души. Четки – отрешение души от кожаных риз, сшитых из звериных шкур, и облачение в прежние одежды света. Четки – плач о потерянном на земле Эдеме и радость об обретении небесного рая. Четки – это ларец, где хранится сокровище всех сокровищ – имя Иисуса Христа.

Если у тебя имеются враги, которые не хотят примириться с тобой, то молитва на четках как весеннее солнце расплавит лед их сердец и сделает врагов друзьями. Если твоя душа бесплодна как пустыня, то четки станут струями дождя, от которого покроются цветами песок и камни.

Четки – это засов на дверях внутренней келии, чтобы туда не проникли как ночные воры обольстительные образы мира. Четки – занавес для глаз и замок для языка. Это забвение темного прошлого и отречение от туманного будущего; это освобождение от страстных воспоминаний и тревожных забот о завтрашнем дне. Четки – вручение себя и близких промыслу Божьему. Четки – это духовный путь из Иерихона в Иерусалим – из заклятого города в город Божий. Четки – мост, переброшенный через берега Иордана, по которому может пройти один из тысячи. Четки – луч света, вспыхнувшего на Фаворе; это язык, которым душа беседует с небожителями, это видение невидимого и слышание безмолвного.

Четки – сокровенный подвиг, совершаемый в сердце, где обитает дух. Это весы, на которых рассудок взвешивает как ювелир крупицы золота каждое слово, прежде чем произнести его. Четки – это сострадание грешнику и рука, протянутая к падшему. Четки – это пояс, стягивающий чрево – плотские страсти. Четки – сокровище, которое человек уносит с собой в могилу: на это духовное богатство не зарятся гробокопатели и воры. Во время богооставления и уныния молитва на четках похожа на путь по пустыне, где небо кажется обитым медью, а земля раскаленной как печь, когда ум с трудом произносит слова молитвы, когда мысли и чувства подобны мертвому пеплу, и только воля говорит: иди, не оставляй молитвы.

Четки – видение мира в его будущем преображении. Четки – жезл Моисея, который разделил Чермное море: с четками в руке и молитвой в сердце человек проходит по дну житейского моря, как по каменной дороге. Четки – печать с именем Иисуса, приложенная к сердцу. Четки – это Евангелие, которое всегда в руке: кто молится на четках, тот читает слово Божие во всякое время на всяком месте.

Четки – духовное родство со святыми. Это ветер, раздувающий огонь любви к Богу, подземные воды, питающие корни духовных растений. Четки – дары трех волхвов: ладан – непрестанная молитва, смирна – умерщвление страстей, золото – имя Иисуса Христа. Четки это бегство души от тирании и страстей мира, подобное бегству Лота из обреченного Содома. Четки – это возвращение блудного сына к своему Небесному Отцу.

Что такое четки? Как крутить этот предмет? Для чего они нужны? Вопросов много. Давайте будем разбираться.

Итак, для чего нужны четки и что это вообще такое? Это специальный инструмент, известный в различных религиозных и духовных практиках, который используется для концентрации духовной энергии своего владельца. При таком глубоком мистическом значении выглядит этот предмет скромно: нанизанные на шелковую нить или шнурок бусины.

На что стоит ориентироваться, покупая себе четки? Виды этого предмета - это именно то, на что нужно обратить внимание, выбирая их себе. Число бусин и их размеры зависят именно от того, к какой религиозной традиции относится владелец данного предмета.

История четок

Теперь нам известно, что такое четки. Как крутить правильно, мы разберемся немного позже. Сейчас поговорим об их истории. К нам этот предмет пришел с Востока. Первые упоминания о четках встречаются еще в индийских сказаниях второго тысячелетия до нашей эры. Уже тогда они использовались с целью помочь сосредоточиться на чтении священных стихов или иных сакральных текстов.

Первые четки делались из кожаного шнура, на котором завязывались узелки на равном расстоянии друг от друга, чаще всего оно составляло ширину пальца, чтобы удобно было перебирать такой шнурок одной рукой.

Чуть позже стали нанизывать на шнур косточки ягод, деревянные брусочки, зерна. Наконец основным материалом для создания стали бусины, а форма была выбрана сферическая, так как именно такие четки удобнее всего крутить. Делались бусины из различных пород дерева или вытачивались из камня, полудрагоценных минералов.

Само это название в русском языке происходит от корня «чет», как и в словах «читать» и «считать». Традиция пользоваться этим предметом пришла на Русь в конце средневековья через монашескую православную традицию.

Четки индуистские

В этих четках - 108 бусин. Но их состав неоднороден. Так, после 36 бусин на ряду может быть завязан узел, играющий роль разделителя, либо 36-я бусина будет отличаться от других по размеру. Так же отделяются «зерна» четок в ряду после 72-й бусины. Отлична от других и последняя бусина. Она замыкает круг, и из нее выпускаются небольшие кисти нитей шнурка.

Для чего нужны четки? Этот предмет духовной практики в Индии является атрибутом нескольких божеств, и прежде всего Брахмы и Шивы. Основной материал для изготовления бусин - разные породы дерева. Носят эти длинные четки на шее, соединив их в кольцо, по возможности стараются обернуть шнурок с бусинами вокруг шеи трижды.

Буддийские четки

В классическом варианте в этих четках - опять же 108 бусин, по количеству мантр, необходимых для прочтения. Главное отличие от индуистских:

  • последняя бусина золотая, олицетворяет Будду;
  • не выпускаются кисти из ниток шнура;
  • сам шнур состоит из пяти видов нити, которые символизируют 5 стихий, как принято в восточном мистицизме.

Также в буддизме позволено носить четки и с меньшим количеством «зерен». В них может быть 54, 27 или 21 бусина. Крайне редко - 18 бусин. Также в буддизме принято носить длинные украшения в специальном мешочке, а короткие - на запястье. Они так и называются - пястные. В буддизме четки могут быть деревянными, костяными или выточенными из полудрагоценных камней.

Христианский вариант четок

В эту религиозную традицию четки попали намного позже, чем в восточные религии. Они появились в четвертом веке нашей эры. Число «зерен» и смысл использования разнятся в зависимости от того, к какой церковной традиции относится владелец четок. Чем разнятся католические и Сколько бусин и в тех, и в других? Сейчас об этом и пойдет речь.

Православные четки

Сколько бусин в православных четках? В них бывает разное их число. Классический вариант - 33 штуки, это число лет, прожитых Христом на Земле. Но может быть и иное количество зерен, кратное 12. Так, есть четки в 24 или 36 деталей. Каждые 12 зерен отделяются рубежом в виде узла. Однако в начальном варианте четок, которые назывались вервицей и состояли лишь из узлов, должно было быть 103 элемента.

Позже в традицию вошло украшать место соединения крестом или небольшой иконкой святого, который покровительствует человеку. Такие четки нужны для счета прочтенных молитв.

Католический вариант

У католиков четки называются "розарий", в нем 50 бусин, разделенных по десять штук. Их монахи носили на поясе. Предмет также украшался крестом или кисточкой. Есть и иные варианты количества бусин в католической традиции. Главное, что оно должно быть кратно десяти. Самые маленькие - перстные четки. Это всего 10 бусинок, соединенных в кольцо, которое можно надевать на палец.

Четки в исламе

В этой традиции количество зерен должно быть кратно 11, так как именно из такого количества частей состоит мусульманская молитва. Четки замкнуты в кольцо, на месте соединения есть продолговатая бусина, часто с кисточкой. Если в них 33 или 99 бусин, а это максимально дозволенное количество, так как у Аллаха столько же имен, то каждые 11 бусин отделяются, например, более мелкими зернами.

Светские четки

В последние два века четки стали использоваться не только для молитв и повторения священных текстов. Сегодня это:

  • стильное украшение;
  • помощь в медитации;
  • инструмент в лечении способами народной медицины;
  • способ сосредоточиться на важной проблеме.

По сути, придя в мир, четки не утратили своего изначального смысла - они по-прежнему нужны для того, чтобы помочь своему хозяину на чем-то сосредоточиться: на деле, отдыхе или лечении.

Греческие четки

Это совершенно особая разновидность четок. Они используются исключительно для перекидывания в руках и называются "комболои". Это 20 бусин, которые соединены в круг, но на них могут быть любые украшения. Иногда комболои соединяются цепочкой или же их шнурок намного длиннее ряда бусин. Как крутить греческие четки, объяснить нелегко, потому что существует множество различных практик перекидывания комболои. Важно перекидывать бусины по свободной части шнурка разными замысловатыми способами.

Камболои придают своему хозяину статус, а потому их стремятся делать из дорогих материалов, чаще всего из полудрагоценных камней, жемчуга или янтаря.

Несколько интересных фактов

Любые четки отличны от обычных бус именно тем, что «зерна» располагаются по шнуру свободно, чтобы их удобнее было перебирать.

Вот вы приобрели себе этот набор бусин? В миру четки обычно перебирают одной рукой. Для этого надевают шнурок с бусинами на ребро ладони, а большим пальцем перекидывают «зерна», чуть упирая каждое из них в боковую часть указательного пальца. А при чтении молитв четки крутят двумя руками, надолго сосредотачивая внимание на каждой бусине, пока проговаривается священный текст.

В средневековье священнику, только прошедшему обряд пострига, вручали четки как символическое оружие веры. И в общей христианской традиции у монаха-расстриги, то есть у отказавшегося от служения священнослужителя, четки отбирали вместе с крестом.

Теперь вам известно, что такое четки. Как крутить или, вернее, перебирать и для чего они нужны, мы тоже подробно постарались рассказать. Теперь можно отправляться за покупкой!

Если у Вас появилось желание купить четки , то нелишним будет подробнее узнать о том, какой смысл кроется в этих бусинах, чтобы Ваш персональный талисман был подобран соответствующим образом.

Замыкаемая в круг нить с узелками, служащая для нанизывания бусин, получила название четки (розарий), причем для их изготовления мог использоваться самый разнообразный материал: камень, древесина, кость. Есть сведения, что ритуальные четки впервые были сделаны в Индии, и упоминание об этом датировано II тыс. годом до н.э.


Смысл четок: для чего они нужны?

Молитва . Количество узлов или бусин служит ориентиром для правильного числа выполнения ритуальных действий или прочтения молитв (мантр). Если Вы используете замкнутый розарий, то совершенно не имеет значения религиозная принадлежность, ибо каждая из существующих религий - христианская, буддизм, мусульманство и др., используют четки (кольцо розарий) как символ единения духа и тела, возвышения и духовного просветления. Даже внешне эти изделия практически неотличимы друг от друга, хотя христианские четки - четки с крестом, отсутствующим на аналогах в других религиях.

Концентрация . Те многие, кто не знает, зачем нужны четки, удивляются, когда слышат, что их перебирание дает возможность лучше концентрироваться, сохранять внимание, подавлять сонное состояние. Поэтому, если Вас ждет монотонная работа или учебный процесс, ритмичное перебирание бусин четок пальцами - то, что нужно для увеличения Вашей продуктивности и внимания.

Амулет - еще один вариант, как пользоваться четками, ибо одна из наиболее популярных с ними ассоциаций - цикличность и бесконечность. Многие полагают, что четки обеспечивают мощную защиту от негативного воздействия, позволяя добру и радости «проникнуть» в жизнь своего владельца.

Здоровье . Различные лечебные практики показали, что использование для четок различных материалов, может наделить их силой в излечении тех или иных недугов. Например, деревянные четки купить рекомендуется для улучшения мелкой моторики пальцев, что предотвращает или помогает в лечении болезней суставов. Не меньше пользы дают четки из натуральных камней, так как каждый самоцвет обладает определенным набором положительно влияющих на человеческий организм качеств.

Как носить четки - применение?

Если Вы хотите носить браслет, четки следует обматывать вокруг запястья в два оборота, хотя нередко встречается вариант их ношения вместо бус, на шее. Не считается дурным тоном носить их и просто в кармане или в качестве декоративного элемента в автомобиле или любой части дома. Не стоит забывать и о нежелательном их контакте с другими людьми, чтобы амулет не утратил своей силы. Четки подходят как для мужчин, так и для женщин

 

Возможно, будет полезно почитать: