Была в церкви время месячных. Можно ли молиться во время месячных дома

Из поколения в поколение передается строгий запрет на посещение женщинами храма в дни менструации. Одни люди верят в это и строго следят за соблюдением правила. Другие негодуют и возмущаются запретом, думают, почему же нельзя. Третьи, не обращая внимания на критические дни, приходят в церковь по велению души. Так разрешается ли во время месячных ходить в церковь? Кто, когда и почему запретил женщинам посещать ее в эти особые для женского организма дни?

Создание мужчины и женщины

Ознакомиться с моментами создания Господом Вселенной можно в Библии в Ветхом Завете. Первых людей Бог создал на шестой день по образу и подобию своему и назвал мужчину Адамом, а женщину – Евой. Из этого следует, что изначально женщина была чистой, у нее не было месячных. Зачатие ребенка и его рождение не должны были быть мучительны. В их мире, наполненном совершенством, не было ничего нечистого. В чистоте было тело, мысли, действия и душа. Но совершенство было недолгим.

Дьявол воплотился в образ змия и стал искушать Еву, чтобы она вкусила плод с Дерева познания добра и зла. Он обещал ей могущество и знание. Женщина вкусила плод сама и угостила им мужа. Так произошло грехопадение на все человечество. Адама и Еву изгнали из Рая. Бог обрек женщину на страдания. Он сказал, что отныне она будет зачинать и рожать в муках. Именно с этого момента женщина считается нечистой.

Запреты Ветхого Завета

Правила и законы были важны для людей того периода времени. Все они были прописаны в Ветхом Завете. Храмы создавались для общения с Богом и для приношения ему жертв. Женщина же не являлась полноправным членом общества, а была дополнением мужчины . О грехе Евы, после которого у нее начались месячные, помнили все. Менструация была напоминанием о том, что женщина натворила .

Ветхий Завет четко давал ответ на вопрос о том, кому можно, а кому и почему запрещено было посещать Святой Храм. Не посещали его:

  • с проказой;
  • с семяистечением;
  • те, кто прикасался к трупам;
  • с гнойными выделениями;
  • женщины во время менструации;
  • женщины, родившие мальчика – 40 дней, родившие девочку – 80 дней.

Во времена Ветхого Завета на все смотрели с физической точки зрения. Грязное тело считалось признаком нечистого человека. Женщине во время критических дней запрещалось посещать Храм , а также места с большим количеством людей. Она была далека от собраний народа. Кровь нельзя было проливать в святых местах. Так длилось до пришествия Иисуса Христа и принесения им Нового Завета.

Нечистота отменяется Новым Заветом

Иисус Христос акцентировал внимание на духовном, пытался достучаться до человеческой души. Он пришел, чтобы искупить все человеческие , в том числе грех Евы. Если у человека не было веры, все его дела считались бездуховными. Черные мысли человека превращали его в нечистого, даже при чистоте его тела. Святой Храм стал не конкретным местом на Земле, а перенесся в души человеческие. Христос говорил, что душа и есть Храм Бога и Его Церковь . Мужчины и женщины стали равны в правах .

Однажды произошла ситуация, которая возмутила всех священнослужителей. Во время нахождения Христа в Храме одна женщина, страдающая много лет от кровотечения, прошла сквозь толпу к нему и прикоснулась к его одеждам. Христос, почувствовавший ее, обернулся и сказал, что ее вера спасла ее. С этого времени в сознании человечества произошел раскол. Одни остались верны чистоте физической и Старому Завету. Они придерживались мнения, что женщине ни в коем случае нельзя ходить в церковь во время месячных. А те, кто послушался учения Иисуса Христа и последовал вере в Новый Завет и духовную чистоту, перестали придерживаться этого правила. После его смерти вошел в силу Новый Завет. Пролитая кровь стала признаком начала новой жизни.

Ответы священников на вопрос о запрете

Так можно ли ходить в церковь во время месячных?

Католические священники давно решили для себя вопрос о посещении женщиной церкви в критические дни. Они считают месячные естественным явлением и не видят в них ничего плохого. Кровь давно перестала проливаться на полы церкви, благодаря современным гигиеническим средствам.

А вот православные священники не могут прийти к единому мнению. Одни говорят, что женщине нельзя заходить в церковь во время месячных. Другие говорят, что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам во время менструации приходить в церковь, но ставят запрет на некоторые священные таинства:

  1. венчание;
  2. исповедание.

Запреты по большей части связаны с физическими моментами . По гигиеническим соображениям во время менструации нельзя опускаться в воду. Не очень приятно смотреть на кровь, перемешивающуюся с водой. Венчание происходит долго и ослабленный организм женщины во время месячных может его не выдержать. Часто происходят обмороки, женщина испытывает слабость и головокружение. Во время исповеди затрагивается психоэмоциональное состояние женщины. А в период месячных она пребывает немного в неадекватном состоянии. Поэтому, если женщина решит исповедаться, она может сказать то, о чем будет долго жалеть. Вот почему нельзя исповедоваться во время месячных.

Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет

Современность смешала в себе грешное с праведным. Никто не знает истоков этого запрета. Священники перестали быть теми духовными служителями, которыми они считались во времена Ветхого и Нового Заветов. Каждый воспринимает информацию так, как ему удобней. Церковь – это помещение, такое же, как и было и при Ветхом Завете. Отсюда следует, что все должны придерживаться правил, установленных в те времена. При месячных нельзя ходить в церковь.

Но современный демократический мир внес свою поправку. Если учесть, что грешным считалось пролитие крови в храме, то в настоящий период времени эта проблема полностью решена. Средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, хорошо впитывают кровь и не дают ей протечь на пол священного места. Женщина не является нечистой. Но тут тоже есть обратная сторона. Во время менструации женский организм самоочищается. А это значит, что женщина все-таки является нечистой, и ей нельзя посещать церковь во время критических дней.

Но ей на помощь приходит Новый Завет и его чистота души. А это значит, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно . Даже нужно! Ведь Иисус помогает именно тем, кто искренне верит ему . А чистота тела не играет в этом большой роли. Тем, кто придерживается правил Нового Завета, ходить в церковь во время месячных не возбраняется.

Но и тут есть поправки. Раз Церковь и Святой Храм находятся в душе человека, то ему совсем необязательно приходить в определенное помещение за помощью. Женщина может помолиться Богу в любом месте. И если мольба идет от чистого сердца, то ее услышат намного быстрее, чем при посещении храма.

Итог

Никто не может сказать точно, можно ли ходить в церковь во время месячных. У каждого есть свое мнение по этому поводу. Ответ на этот вопрос женщина должна дать сама, решить, почему она хочет пойти в церковь.

Запрет как есть, так и его нет. Нужно смотреть на то, с какими намерениями женщина хочет пойти в церковь .

Если целью посещения является просьба о прощении, покаяние в грехах, то можно идти в любое время и при месячных тоже. Чистота души — это главное.

Во время критических дней лучше всего размышлять о своих поступках. Иногда во время месячных вообще не хочется никуда выходить из дома. А во время менструации ходить в храм можно, но только если этого требует душа!

Широко распространено мнение, что женщине с менструальным кровотечением заходить в храм, а к тому же проходить причастие, категорически запрещено. В действительности ли это так? И в чем причина такого количества разногласий вокруг этого вопроса? Никто не может дать точного ответа на него. В каких-либо книгах и прочих источниках нет упоминаний и подтверждений того, что такой запрет существует. Но все-таки негласно его стараются придерживаться. Даже священнослужители не могут предоставить единую информацию. Вокруг этого вопроса есть множество толкований с различными мнениями.

Как было раньше?

В самой древней части Библии – Старом Завете, говорилось о том, что в храм нельзя заходить «нечистым» людям. К этой категории относились:

  • больные проказой;
  • все, кто страдает гнойно-воспалительными заболеваниями;
  • люди, осквернившие себя, прикоснувшись к разлагающемуся телу (трупу);
  • женщины с физиологическими кровотечениями.

Бытовало мнение, что посещать храм нельзя ни при одном из этих состояний.

Интересный факт: в то время, когда матери, родившие мальчика, допускались в церковь через 40 дней после родов, девочку – после 80.

Что думают сейчас?

При Новом Завете в список людей, которым нельзя ходить в церковь, были снесены корректировки. Хотя определенные ограничения для женщин никуда не делись. Запрет посещения храма женщинами во время месячных стал обуславливаться соображениями гигиены.

Всегда считалось, что храм – это святое место, и на его территории нельзя проливать кровь. Раньше не было надежных гигиенических средств для защиты, поэтому для женщин во время менструации посещения церкви были под запретом.

Есть еще одно мнение, почему женщина не может посещать храм с месячными. На ком лежит вина за то, что человеческий род подвергся изгнанию из садов Рая? На женщине. Вероятно, поэтому представительницы женского пола к Богу не допускались. Видимо, чтобы не напоминать о давних проступках. По этой причине во время месячных, а также в течение сорока дней после рождения младенца до тех пор, пока не завершится послеродовое кровотечение, женщине доступ в храм закрыт.

На сегодняшний день обоснованного запрета на посещение женским полом в период менструации храма не существует. В Завете имеются главы, в которых ученики высказывались о том, что осквернение веры несет зло, которое идет от сердца человека, а не физиологические выделения. В Новом Завете в основной акцент делают на внутренней духовности человека, а не естественных процессах, которые от него не зависят.

Запрещается ли женщине ходить в церковь во время месячных?

В храме нельзя проливать человеческую кровь. Если, например, человек в церкви порезал палец, и началось кровотечение, он должен его покинуть до тех пор, пока кровь не остановится. В противном случае, будет считаться, что святое место было осквернено, и возникла необходимость в его повторном освещении.

Можно сделать вывод, что при месячных, если использовать качественные средства гигиены (прокладки, тампона) в церковь ходить можно, поскольку пролития человеческой крови не будет. В это же время мнения священнослужителей по этому поводу расходятся, некоторые даже противоречат друг другу.

Некоторые считают, что женщинам с менструальным кровотечением не место в церкви. Можно войти, прочитать молитву и уйти. Другие – приверженцы более радикальных взглядов, говорят, что посещать женскому полу во время месячных церковь категорически запрещено. Однако есть и те, кто уверяет, что менструация никаким образом не должна оказать влияние на поведение, что не надо в этот период ничего менять в церковной жизни, нужно продолжать читать молитвы, ставить свечки, исповедоваться и причащаться.

Сторонники обоих взглядов могут предоставить доказательства собственных суждений, хотя их можно и оспорить. Те, кто поддерживают первого мнения, по большей степени основываются на информации из Старого Завета, высказываясь, что в давние времена женщины с кровотечениями должны были находиться подальше от народа и церкви. Но четких объяснений, почему это должно быть именно так, предоставить не могут. Поскольку в те времена женщины имели страх испачкать кровью святое место из-за того, что не было необходимых средств гигиены.

Приверженцы противоположного мнения уверяют, что и тогда женщины ходили в храм. К примеру, греки (в этом и состоит их отличии от славян), не проводили освещение церкви, соответственно, никакого осквернения произойти не могло. В этих местах женщины, даже во время физиологических выделений, могли приложиться к иконам и ничего не меняли в обычной своей церковной жизни.

Зачастую отмечалось, что в данном физиологическом процессе нет вины женщины. И все же в давние времена женщины на Руси избегали посещения церкви в эти дни.

Одни из святых делали высказывания о том, что природа сделала женщинам щедрый подарок, наделив их этой уникальной способностью очищать организм. Они утверждали, что явление было создано Всевышним, следовательно, о грязи и нечистоплотности не может быть речи.

Было бы неправильным отказывать женскому полу в посещении храма во время месячных, опираясь на данные из Старого Завета. Если внимательно и глубоко изучить церковь, можно прийти к мнению, что запрет на посещение храма в период менструации, уже морально устарело.

Как же все-таки поступить?

Посещать храм девушкам разрешается во все дни. Если учесть мнение большего числа священнослужителей, и при менструации делать это можно. Но лучше будет в эти дни отказаться от проведения таинства крещения и венчания. Желательно, если это возможно, не дотрагиваться до крестов, икон и прочих святынь. Кроме того, церковь призывает в эти дни не исповедоваться и не причащаться.

Видео: можно ли женщинам входить в храм в критические дни

Множество верующих женщин задаются вопросом: «Можно ли ходить в церковь во время месячных». Данная статья поможет ответить на этот вопрос с точки зрения разных религий и современных взглядов церкви на этот вопрос.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Менструация – обычное явление в жизни каждой женщины, которое обусловлено физиологическими процессами, протекающими у нее в организме. Однако, как показывает история, к периоду месячных издавна относились иначе, чем к любому другому физиологическому процессу. Во многих культурах и религиях присутствует особое отношение к менструации, особенно к первой. Этим и объясняется наличие различного рода запретов в это время. Что касается христианства, для верующего поход в храм – это регулярное явление. Женщины, исповедующие христианство, нередко сталкиваются с проблемой возможности посещения церкви в дни менструальных кровотечений.

Так происходит в первую очередь потому, что мнения общественности на этот счет сильно разнятся между собой. Одни люди считают, что женщина «нечиста» в этот период и не рекомендуют посещать храм. Другие же склонны думать, что никакое естественное проявление тела не может отлучить человека от Бога. В таком случае логично обращаться к сформированной системе канонов, касающейся поведения христиан. Но и она не дает однозначных рекомендаций.

В самые ранние времена христианства верующие принимали решение самостоятельно. Некоторые люди следовали традициям своих предков, конкретно своей семьи. Многое также зависело от мнения священника церкви, в которую ходили люди. Были и те, кто из богословских убеждений и по другим причинам придерживались точки зрения, что в период месячных лучше не причащаться и не касаться святынь, чтобы не замарать их. Весьма строгий запрет наблюдался в средневековый период.

Существовали и категории женщин, которые совершали причащение, независимо от наличия периода менструальных кровотечений. Однако точных данных, касающихся отношения служителей православных храмов к поведению в церкви женщин при месячных, зафиксировано не было. Христиане в древние времена наоборот собирались каждую неделю и даже под угрозой смерти служили в домах литургию и причащались. О принятии участия женщин в период месячных не упоминается.

Можно ли заходить в церковь при месячных по Старому и Новому Заветам

В Ветхом Завете период менструального кровотечения у женщин считается проявлением «нечистоты». Именно с этим священным писанием связаны все предрассудки и запреты, накладываемые на женщин во время месячных. В православии введения этих запретов не наблюдалось. Но также не была проведена и их отмена. Это дает почву для разногласия мнений.

Влияние культуры язычества нельзя отрицать, но идея внешней нечистоты для человека была пересмотрена и стала символизировать истины богословия в православии. Так, в Старом Завете нечистоту привязывали к теме смерти, которая после грехопадения Адама и Евы овладела человечеством. Такие понятия, как смерть, болезнь и кровотечения говорят о глубоких повреждениях природы человека.

За смертность и нечистоту человека лишили божественного общества, возможности пребывать рядом с Богом, то есть люди были изгнаны на землю. Именно такое отношение к периоду месячных наблюдается в Ветхом Завете.

Большинство людей считает нечистым то, что выходит из тела через определенные человеческие органы. Они воспринимают это как что-то лишнее и совсем ненужное. К таким вещам относятся выделения из носа, ушей, мокроты при кашле и многое другое.

Месячные у женщин – это очищение матки от тканей, которые уже омертвели. Такое очищение происходит в понимании христианства как ожидание и надежда на дальнейшее зачатие и, конечно, появление новой жизни.

Ветхий Завет говорит о том, что душа каждого человека в его крови. Кровь при менструации считалась вдвойне страшной, так как она содержит мертвые ткани организма. Утверждалось, что женщина очищается, освобождаясь от этой крови.

Очень многие считают (ссылаясь на Ветхий завет), что в церковь ходить в такой период нельзя. Люди связывают это с тем, что женщина ответственна за несостоявшуюся беременность, обвиняя ее в этом. А присутствие выделяющихся омертвленных тканей оскверняет церковь.

В Новом Завете взгляды пересматриваются. Физические явления, имеющие сакральное и особое значение в Ветхом завете, более не представляются ценными. Акцент переходит на духовную составляющую жизни.

Новый Завет повествует о том, что Иисус исцелил женщину, у которой были месячные. Будто она прикоснулась к спасителю, но это совсем не являлось грехом.

Спаситель, не думая о том, что его могут осудить, коснулся менструирующей женщины и исцелил ее. Тем самым он восхвалял ее за крепкую веру и преданность. Такое поведение ранее было бы непременно осуждено, а в иудаизме и вовсе считалось приравненным к неуважению святого. Именно эта запись стала причиной изменения трактовок о возможности посещения церкви и других святых мест в период менструации.

Согласно Ветхому Завету, не только сама женщина в период критических дней не чистая, а и любой прикоснувшийся к ней человек (Левит 15:24). Согласно Левиту 12, аналогичные ограничения распространялись и на родившую женщину.

В древние времена не только евреи давали такие предписания. Языческие культы также запрещали выполнять различные обязанности в храме женщинам с менструацией. Более того, общение с ними в этот период было признано осквернением себя.

В Новом Завете дева Мария придерживалась требований в ритуальной чистоте. Говорится о том, что в храме она жила с двух до двенадцати лет, а потом была обручена с Иосифом и ее отправили жить к нему в дом, чтобы она не могла осквернить «хранилище господа» (VIII, 2).

Позже Иисус Христос, проповедуя, сказал о том, что злые намерения выходят из сердца и это оскверняет нас. Его проповеди говорили о том, что совесть влияет на «чистоту» или «нечистоту». Господь не упрекает кровоточащих женщин.

Так же апостол Павел не поддерживал иудейский взгляд на правила Ветхого Завета по вопросам подобного рода чистоты, он предпочитал избегать предрассудков.

Иисус Христос в Новом Завете считает, что важнейшее понятие ритуальной чистоты переносится на уровень духовный, а не материальный. В сравнении с чистотой духовностью, все телесные проявления считаются незначительными и не столь важными. Соответственно, и менструация более не считается проявлением нечистоты.

В настоящее время основательного запрета на посещение церкви женщинами в период месячных нет.

В главах Завета часто учениками повторялись высказывания, что веру оскверняет зло, идущее от человеческого сердца, а вовсе не телесные выделения. В Новом Завете особое внимание акцентируют на внутреннем, духовном состоянии человека, а не на независящих от воли человека физических процессах.

Существует ли запрет на посещение святого места в наши дни

Католическая церковь выражает мнение о том, что естественный процесс в организме никак не может быть препятствием к посещению храма либо проведению обрядов. Православная же церковь никак не может прийти к единому мнению. Мнения различны и порой даже противоречивы.

Современная Библия не говорит нам о строжайшем запрете на посещение церкви. Эта священная книга подтверждает то, что процесс менструации – это вполне естественный феномен земного существования. Он не должен становится помехой для полноценной церковной жизни и препятствовать верованию и проведению необходимых обрядов.

В настоящее время основательного запрета на посещение церкви женщинами в период месячных нет. В храмах запрещается пролитие человеческой крови. Если, к примеру, человек в храме поранил палец и при этом кровоточит рана, то следует выйти, пока не остановится кровотечение. А иначе считается, что храм осквернен и его заново необходимо будет освящать. Из этого следует, что при менструации, при использовании надежных гигиенических средств (тампонов и прокладок) можно посещать храм, так как кровопролития не произойдет.

А вот мнения служителей храма по вопросу того, что при менструации позволено, а чего не разрешается делать в церкви, разные и даже противоречивые.

Одни говорят, что таким женщинам делать в святом месте ничего нельзя. Можно зайти, помолиться и нужно уходить. Некоторые церковнослужители, придерживающиеся радикальных взглядов по этому вопросу, считают посещение церкви женщиной с месячными непозволительным поведением. В период Средневековья существовал строгий запрет на посещение храма женщинами в такие дни.

Другие утверждают, что месячные никак не должны влиять на поведение и необходимо полноценно «жить церковной жизнью»: молиться, ставить свечи, не отказываться от исповедей и причастий.

Доказательства своих суждений есть у двух сторон, хотя они и отличаются спорностью. Поддерживающие первое суждение в основном опираются на Ветхий Завет, говоря, что ранее кровоточащие женщины находились поодаль от людей и храма. Но они не объясняют, почему так было. Ведь женщины тогда боялись кровью осквернить святое место, по причине неимения нужных гигиенических средств.

Вторые же настаивают, что и в древности женщины посещали церкви. Например, греки (этим они отличаются от славян), церкви не освящали, а значит и осквернять в них нечего. В таких церквях женщины (не обращая внимания на ежемесячные кровотечения) прикладывались к иконам и вели нормальную церковную жизнь.

Часто упоминалось о том, что женщина не виновата, что ей приходится периодически переносить такое физиологическое состояние. И все-таки в прошлом девушки Руси старались избегать появлений в храмах в такие особые периоды.

Некоторые святые высказывались о том, что природа наградила женский пол такой уникальной особенностью очищения живого организма, Они настаивали, что явление создано Богом, а значит, не может быть грязным и нечистоплотным.

Неправильно запрещать женщине посещать храм в период менструации, основываясь на мнении строгого православия. Тщательное и глубокое изучение церкви и современное решение богословских конференций нашли общее мнение, что табу на посещение святых мест в период критических дней женщины – это уже морально устаревшие взгляды.

В наши дни даже происходит осуждение людей, которые категорично настроены и опираются на старые устои. Их часто приравнивают к приверженцам мифов и суеверий.

Можно или нельзя ходить в храм в критические дни: как в итоге поступить

Заходить в церковь женщинам можно в любой день. Учитывая мнение большинства служителей церкви, в критические дни женщины могут посещать церковь. Однако предпочтительным в этот период будет отказ от проведения таких священных обрядов, как венчание и крещение. По возможности лучше не прикасаться к иконам, крестам и другим святыням. Такой запрет не является строгим и не должен задевать женское самолюбие.

Церковь призывает в такие дни женщин отказаться от Причащения, исключением являются длительные и тяжелые болезни.

Сейчас от священников часто можно услышать, что не нужно обращать особое внимание на естественные процессы организма, ведь только грех оскверняет человека.

Дарованный Богом и природой физиологический процесс менструации не должен мешать верованию и отлучать женщину от церкви даже временно. Не правильно изгонять женщину из храма только за то, что она переживает ежемесячный физиологический процесс, от которого сама страдает независимо от своей воли.

О посещении мечети при менструации мусульманами

Большинство исламских ученых убеждены, что женщинам не стоит ходить в мечеть во время месячных. Но это не касается всех. Некоторые представители верили, что никакого запрета подобного рода не должно существовать. Нужно отметить, что даже негативное отношение к посещениям мечети женщинами в период менструации никак не относится к крайним случаям, когда необходимость велика и неоспорима. Вне обсуждения находится ситуация, когда женщина оскверняет мечеть своими выделениями в прямом, физическом смысле. На такое поведение действительно накладывается самый строжайший запрет. Однако женщинам разрешено посещать молитву на ид.

Отношение других религий

В буддизме нет никакого запрета на посещение женщинами дацана в период менструальных выделений. В индуизме, напротив, ходить в храм в критические дни крайне не приемлемо.

Вопрос веры несет для каждого человека свое предназначение. Посещать ли церковь или не посещать? Это решение добровольное и не подлежит обсуждению, хвальбе или порицанию. Он не зависит от национальности, пола и возраста, самочувствия и многих других причин.

Приход к вере можем быть вызван только духовными потребностями людей, их рассуждениями о высоком. Многие люди, которые этого не делают часто и не подозревают о том, что существует ряд запретов в христианской вере, которые не позволяют делать такие посещения каждодневными или с полным удобством для мирянина.

Вопросы на тему, что нельзя делать в церкви:

  • Почему в храмах не принято пользоваться сотовым телефоном?
  • Почему женщина должна быть в юбке и с покрытой головой?
  • Почему нельзя в церковь во время месячных?

Попробуем разобраться в последнем вопросе поподробней.

Почему нельзя ходить в церковь при месячных и церковные запреты?

Ответ на этот вопрос берет начала со времен Ветхого завета. В те времена существовало несколько случаев, по которым человек не мог войти в здание церкви или храма. Например, человек больной проказой не должен был переступать ее порог. Тоже самое говорилось о мужчинах, у которых было семяистечение.

Считались временно отстраненными от веры и те люди, которые прикасались к мертвому телу. Вспомним, что нищие и больные с гнойными и проказой всегда сидели близ храмов, но не входили внутрь. Это вызвано именно запретом церкви на посещение ее людьми с гнойными выделениями.

Но особое отношение у священнослужителей были к женскому полу, которым было строго-настрого запрещено преступать порог церкви при маточных кровотечениях, менструациях. Не имели права приходить на служебную службу и женщины недавно родившие. Если мать стала обладательницей мальчика, то запрет был сорокадневным, а если девочку, то в два раза больше.

Какова трактовка церкви на вопрос: почему нельзя ходить в церковь с месячными?

Согласно христианской вере многие физиологические процессы считались нечистыми, это трактовалось ей как грех. В эти дни считалось, что женщина нечиста физически. Если многие запреты на данный момент отменены, то и в Новом завете по настоящее время сохранилось два основных запрета: нельзя посещать это место до достижения ребенком сорока дней и женщинам во время критических дней.
Связь с этими явлениями устанавливает то, что в здании храма запрещено любое кровопролитие, будь то преступление или рана. Если там случается такая ситуация, то согласно канонам здание следует освятить.

Что еще нельзя делать верующим женщинам в такие дни?

Вопрос, почему нельзя в церковь с месячными, беспокоит тех людей, которые считают что в церкви гораздо важней вера, чем физиологические процессы. На сегодняшний день в ассортименте магазинов существует множество средств для женской гигиены.

На данный период времени этот запрет практически потерял свою актуальность. Но в тоже время женщинам в критические дни нельзя совершать ряд обрядов и таинств, например, крестить детей, исповедоваться перед священнослужителем. Если первый момент связан с понятием о гигиене, то второй это представление о том, что человек во время исповеди должен проводить очищение во всех смыслах: и в духовном, и в физиологическом.

Мнения за и против

Что касается мнения священнослужителей на эту тему, что многие из них не могут однозначно ответить на вопрос, почему, когда месячные нельзя ходить в церковь, они говорят о том, что люди должны идти в храм вне зависимости от физиологического кровотечения и очищаться духовно. Многие противники этого вопроса убеждены, что корнями этот запрет берет начало от языческих обрядов славян, которые считали, что женщины не должны допускаться в критические дни к определенным обрядам.

Но так как христианская вера и язычество не должны пересекаться, то этот момент запрета в корне неверен. Напротив многие священнослужители думают, что женщина в любой день должна прийти в церковь, чтобы помолиться, посетить службу, поставит свечу и т.д. Если раньше такой подход мог быть трактован тем, что женщина, не имея гигиенических средств, могла уронить капли крови на пол церкви, что действительно был негигиеничным, то сейчас далеко не многие разделяют это мнение.

Почему нельзя заходить в церковь с месячными: резюмируя вышесказанное

Сейчас служители церкви не накладывают строгих запретов и разделяют мнение о том, что вера не должна пересекаться с женскими физиологическими процессами, а главное это помыслы человека и его открытое сердце. Существует ряд тех людей, кто считает, что это неправильно и их мнение имеет место быть.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, оброс столькими суевериями и предрассудками, что однозначного ответа на него - конкретного и всеобъемлющего - никто не дает. А народ у нас привык действовать по предписаниям да установлениям: раз официально не разрешено, значит, возможно, вообще запрещено?!

Вот и начинается «мильон терзаний» типа «завтра венчание, а сегодня начались критические дни, что делать?»

Преданья старины глубокой…

Почему считается, что нельзя ходить в церковь при месячных? В ветхозаветные времена существовало множество правил, требований и ограничений, касающихся быта и поведения израильского народа. Регламентировались пищевые продукты, которые позволялось употреблять; на чистых и нечистых в сакральном смысле подразделялись животные; туда же попали и нормы поведения в дни «нечистоты» человеческой, в том числе и женской, когда при месячных запрещалось посещать храм Божий .

История распорядилась так, что рассуждения о нечистоте представителей фауны как-то самоликвидировались, а женская нечистота осталась актуальной, как видим, на долгие столетия.

С чем же был связан такой запрет? Если исходить из указаний Ветхого Завета, здесь есть две причины:

  • наказание за грехопадение,
  • менструацию можно считать смертью зародыша.

Все эти точки зрения требуют «перевода». О каком грехопадении идет речь в первой причине? О грехе непослушания праматери человеческой Евы, за который наказываются все ее потомки. А церковь должна быть ограждаема от любых напоминаний, связанных с греховностью и смертностью человека. Потому женщина была лишена права даже прикасаться к святыням.

Кстати говоря, некоторые толкователи Библии считают, что менструация - вовсе не наказание, а скорее возможность продолжения рода человеческого.

Наказание же - длительный и трудный процесс вынашивания и родов. В книге Бытие об этом сказано: «…умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…»

Второй пункт еще сложнее: месячные очищения ассоциируются с избавлением организма от неоплодотворенной, т.е. мертвой, яйцеклетки. Считается, что эмбрион умер, не успев зародиться, а присутствие подобного объекта в храме запрещено. Менструацию можно, таким образом, рассматривать как несостоявшуюся беременность, за что женщина несет ответственность. К тому же отмершие ткани эндометрия как будто бы оскверняют церковь.

С точки зрения Нового Завета

Гораздо ближе к истине точка зрения новозаветных деятелей церкви. Начать можно с апостола Павла с его убеждением, что все сотворенное Господом - прекрасно , и все, что Он создал в человеке, имеет свое назначение, и все процессы в его организме совершенно естественны. С этим совпадает и мнение святого Георгия Двоеслова: женщина создана именно такой, какой создана, и позволять ей посещать церковь нужно независимо от ее физиологического состояния. В данной ситуации главное - состояние ее души.

Менструация хоть и называется критическими днями, но является весьма важным периодом для организма женщины.

Так имеет ли смысл запрещать дамам вести привычную жизнь, в том числе и церковную, когда идут месячные?

Читайте также:

Св. Климент Римский еще в III веке отмечал, что «…естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин … Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

И этот евангельский эпизод приводится в трудах многих церковных авторов, включая Иоанна Златоуста. То есть главным является вовсе не то, что верующая женщина не достойна прикоснуться к божественному. Основное - ее сильная вера, способная даровать спасение.

День сегодняшний

Пытаясь найти ответ на вопрос «можно ли с менструацией ходить в церковь?», современные священники стараются найти компромиссное решение между общепринятым, хоть и не очень убедительным мнением о невозможности такого шага и безусловным его разрешением. Можно смело сказать, что единодушной точки зрения у них до сих пор не существует.

Придерживающиеся «древней» точки зрения будут настаивать на выполнении «традиций» - или вообще не ходи, или зайди, тихо постой и помолись в притворе или у двери. Другие будут указывать на некоторые ограничения, касающиеся определенных действий женщины, пришедшей в храм. Среди них могут быть такие:

  • невозможность ставить свечи,
  • прикладываться и целовать иконы,
  • целовать крест,
  • пить святую воду,
  • вкушать антидор или просфору.

Третьи согласны лишь с тем, что во время месячных женщине непозволительно:

  • исповедаться,
  • причащаться,
  • участвовать в таинствах Венчания, Крещения, Соборования.

Есть и небольшая четвертая группа, считающая, что самое важное - прийти к Богу, имея чистое сердце и душу, а «физиологическая нечистота» не имеет перед Ним значения: Господь же видит приходящих к Нему насквозь, и нечистую душу Он увидит так же ясно, как и нечистоту физическую. Посему женщине в критические дни вовсе не противопоказана полноценная церковная жизнь.

А вот ответы священников по данному вопросу.

Мнение священника

Иеромонах Виктор

Божье творение, каковым является человеческое тело, не являет собой зло или скверну. Так же не греховны и физиологические выделения, к которым относятся менструации. Это заложено в женской природе Богом, а мог ли Господь создать нечто грязное, противоречащее Своему замыслу о человеке? Я не сторонник, на мой взгляд, устаревших запретов, потому считаю, что женщина вольна в своих решениях, ходить ей в храм в критические дни или молиться дома.


Мнение священника

Иерей Владимир

Ко мне нередко обращаются молодые женщины с вопросом, можно ли венчаться или быть восприемницей во время месячного очищения. Я однозначно отвечаю, что в такие дни женщинам участвовать в таинствах нельзя. Лучше перенести событие на более удобное время. Однако ситуации бывают разные, и физиология не может подстраиваться под график запланированных человеком событий . Назначено, скажем, венчание, а организм «дал сбой», и за пару часов до таинства у невесты начались месячные. Можно ли венчаться? А что делать? Венчание проходит, и я советую молодой жене исповедаться в этом невольном грехе.

Подведем краткий итог: в критические дни ходить в церковь можно. Большинство священнослужителей настоятельно не рекомендует причащаться без крайней необходимости. Что касается всех остальных, нередко надуманных, ограничений, то на этот счет существуют самые разные традиции и мнения: что, когда конкретно можно и нужно делать, а когда воздержаться. Такие вопросы лучше уточнять у священнослужителей того храма, который вы обычно посещаете.

 

Возможно, будет полезно почитать: