Благословение у батюшки на поездку. Как попросить благословение у батюшки

Люди, которые хотя бы иногда приходят в храм, наверняка наблюдали, как к священнику подходят люди, сложив ладони вместе (правая на левой), и просят о чем-то. Что это? Зачем они это делают? Когда нужно это делать?

Действие это называется благословение, таким образом мы просим у Господа благодати через тех, кто действует по Его воле, через священников.
Книга Бытия, 12: 3 гласит:

«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные»

Церковь не устанавливала специальных канонов на благословение, но все же существуют традиции, которые соблюдаются. Это своеобразный этикет.

Благословение может пониматься в разных значениях.

1. Мы с вами, каждый раз встречаясь и прощаясь, говорим: « Здравствуйте. До свидания ». Мужчины пожимают руки.
В церкви так не принято. Вместо приветствия мы испрашиваем благословение. Мы произносим: « Отец… благословите » .

Что делать, если рядом находятся несколько священников?
Сначала подходим к старшему по сану священнику, а потом к остальным.

Что делать, если подойти ко всем священникам нет возможности, например, если вы находитесь на собрании вместе с ними, а подходить к каждому из них, возможности нет?
Необходимо взять благословение близ сидящего священника или того, кто вас знает, а остальным поклониться, слегка опустив голову. Таким образом, вы всем выразите уважительное отношение.

Здороваться и прощаться со священником за руку может только тот, кто равен по сану. Остальные, в том числе диаконы должны получить благословение.

Когда можно подойти и попросить благословение?
— В храме или на его территории. Стоит заметить, что следует выбирать моменты, когда священник свободен и вы не будете его отвлекать.
— На улице, если он одет не в мирскую одежду, либо если вы хорошо знакомы.

Когда не рекомендуется подходить к священнику за благословением?
Во время каждения, когда идет Причастие, помазание.
Лучше подойти в конце Литургии, когда верующие подходят целовать Крест, либо после исповеди. Подходить к одному священнику неоднократно за день неправильно.

2. Следующее значение- благословение понимается как просьба напутствия, испрошения разрешения на что-то. Возможно, вы отправляетесь в дальнюю поездку или находитесь в затруднительной ситуации, тогда уместно будет подойти за советом к иерею и попросить благословить.

3. Находясь на службе в храме, мы слышим слова: «Благодать Господа нашего …», «Благословение Господне на вас …». Священник при этих словах осеняет присутствующих крестным знамением, а мы получаем благословение и приклоняем голову. Складывать ладони не нужно.

«Благословите, батюшка ». Эта просьба не должна превращаться в поговорку или присказку, такие слова должны стать для христианина торжественными и радостными.

Один мой знакомый так рассказывал про первое в его жизни благословение:
12 января 2015 года я должен был ложиться на операцию, утром был в больнице, оформлял документы. Совершенно случайно познакомился со священником отцом Владимиром, разговорились.… Во время расставания я попросил у батюшки благословения и получил его.

Я получил первое в моей жизни благословение! До этого момента я не понимал, как это важно и нужно для христианина.

Ощущения были колоссальные. Я не знаю, может это и была Божья благодать, но у меня появился такой мощный заряд уверенности в благополучном исходе предстоящего медицинского вмешательства в мой организм, который уже не покидал меня до самой выписки из больницы. Да и на саму операцию из палаты я отправлялся совершенно спокойно. Я уже тогда понял – со мной был Бог! И все, что будет со мной происходить — это будет Его воля, .

С благословением связаны многие суеверия, вот некоторые примеры:

Если сложить ладони и подойти к иерею, то в этот момент на руки опускается благодать.
Это неправильно. Никакой магии в этом нет.

Если благословили несколько священников, то наверняка все получится.
Сказано:

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30).

Это значит, что все зависит от воли Бога и дальнейшее исполнение вашего дела будет сильно зависеть от того насколько ваше желание правильно с точки зрения веры.

У этого батюшки брать благословения не буду, он грешный.
Это позиция неверная. Благодать посылает Господь. Священник — Его орудие. Независимо от того, какой жизнью он живет, в нем пребывает благодать рукоположения.

Мне очень надо, чтобы батюшка благословил, а он этого не делает. Подойду еще раз и уговорю его.
Если не дает священник разрешения на просимое, значит, понимает, что не будет полезным это для вас, а может, и против заповедей пойти собираетесь. Не нужно «устраивать пытки » батюшке, он заботится о спасении душ наших.

Отдельно хочется обратить внимание всех, кто взял или собирается брать благословение на какое-то дело. Конечно, бывают разные ситуации, но если уж вы просите благодати у Господа, то и выполнять нужно то, что сказал священник. Если не получается, то подойдите и скажите ему об этом.

Желаем всем читающим эту страницу Божьего благословения!

Последнее обновление:
21.Августа.2015, 21:58


Священнослужители (то есть люди, получившие через Таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) - епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Когда в храме священнослужители осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся и совершают поясной поклон, а когда осеняют свечами, благословляют рукой или кадят, произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения; не стоит при этом складывать свои руки, как это делается при личном благословении, тем более подносить их после к устам или груди.

Чтобы получить лично благословение от священника или епископа, нужно складывать руки крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка (или владыка)». Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «не человек благословляет, а Бог его рукою и языком». Это ясно и из слов священника - «Бог благословит!» Призывай же благословение Божие не только в делах важных и предприятиях опасных, но и во всех обыкновенных житейских занятиях твоих: на пищу свою, чтобы вкушать ее во здравие; на свой честный труд и вообще на благие начинания твои, чтобы они были благоуспешны; на путь твой, чтобы он был благополучен; на детей своих, чтобы они выросли в вере и благочестии; на все достояние свое, чтобы оно умножилось во благо тебе и ближним твоим.

Принятие благословения

Привычная картина наших дней: священник, стоя на солее, возглашает: "Благословение Господне на вас" - и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал. Здесь явное непонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.
Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать се в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не "опускается," как учат некоторые старушки. Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: "Мир всем," "Благословение Господне на вас," "Благодать Господа нашего," осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук - ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно. Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова "благословите, батюшка" всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.
Без благословения Божия никакое дело не может иметь успеха Поэтому-то благочестивые предки наши старались начинать всякое дело после молитвы и приняв благословение от священника


+ дополнительный материал:

Священническое благословение – это только благочестивый церковный этикет, обряд, добрая традиция или оно имеет более глубокий сокровенный смысл?

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс., то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

Святитель Тихон Задонский пишет: «Когда целуешь благословляющую руку священника, целуй мысленно Образуемого ею. Некто из отцов, будучи укоряем от иконоборцев, что покланяется крестному древу, отвечал: «Я поцеловал бы с благоговением и всякое древо, из которого знал бы, что будет сделано изображение креста Господня»... И далее Святитель объясняет: «Прямость указательного пальца и наклонение среднего изображают имя «Iисус». Положение прямого перста изображают букву І; среднего же букву С, поперечно сложенные безымянный палец с мизинцем, означают имя «Христос». Благословляющая рука означает имя благословенного Иисуса Христа, в котором благословляются все народы, как блаженному патриарху Аврааму было обетовано: благословятся в семени твоем все племена земная (Быт.12,3). Не сказал, объясняет Божественный Апостол, о многих (семенах), но о семени, которое есть Христос (Гал.3,16). Подобно и образование благословляющей руки не что иное означает, как имя Того Самого, Которым благословляемся. Потому думаю, Божественным Промыслом количество пальцев на руке сперва так устроено, ни больше, ни меньше, чтобы ни излишне, ни недостаточно, но довольно их было для такого знамения» (Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М. , 1889. Т.1. С. 234).

Итак, по мысли святителя Тихона, священническое благословение имеет глубокий сакральный смысл. Божий Промысл даже в расположении и числе пальцев благословляющей руки обозначил имя возлюбленного Сына Своего. Человек, который с верою берет у священника благословение, не только выражает к нему свое почтение, приветствует его, но и получает великую пользу – он привлекает себе благодать Божию. Сам Господь при посредстве благословляющей руки священника благословляет его на добрые дела.

В древности никакое доброе дело люди не начинали, не получив благословение у священника. От зачатия ребенка и до самой смерти - все этапы жизни человека сопровождались священническим благословением. Господь даровал людям, просящим благословение, крепкое здоровье, многочадие, плодородие земли, победу над завоевателями. Хотя в истории Государства Российского есть немало неприглядных страниц, но из всех государственных смут русский народ всегда выходил победителем, благодаря твердой непоколебимой вере большинства людей в непобедимую силу Божьего благословения. Так, например, в ХIV веке святой благоверный князь Дмитрий Донской, получив у преподобного Сергия Радонежского благословение на битву на Куликовом поле, разбил превосходящее по численности войско хана Мамая. В XVII веке, по благословению святого Патриарха Гермогена, новгородские купцы Минин и Пожарский собрали народное ополчение и освободили Москву от иноземных завоевателей. А сколько есть частных случаев проявления особой силы священнического благословения в том или ином деле!

Благословение священника бывает разное. Бывает как приветствие. Вот мы видим батюшку и говорим: "Батюшка, благословите!" Батюшка говорит: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Здравствуй, Петя!" И спросит нас о чем-нибудь. Вот так мы поздоровались. Есть и другое благословение. Когда мы, например, помолились и уже уходим из храма и говорим: "Батюшка, благословите на дорогу!" Батюшка нас благословит, и как-то потеплее нам станет – это мы с батюшкой так попрощались. А еще бывает, что мы просим благословения, когда не знаем, как поступить в ответственном деле, нравственно-серьезном, или в том, которое может определить всю нашу дальнейшую жизнь, и вот тут мы хотим избежать своеволия, поступить не так, как мне нравится, а как Богу угодно. И тогда мы, зная, что если подойти с молитвой и верой к священнику, то через него Господь нам подскажет, как поступить, мы подходим и говорим: "Батюшка, вот такая-то ситуация, я не знаю что делать. Благословите, и я приму вашу волю, потому что верю, что через нее меня направит Сам Господь". И если мы действительно с таким чувством идем и примем, что священник скажет, то Господь направит нас к лучшему.

Закон Божий

Благословение священника

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением .

Благословляющая рука священника

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс. , то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.


Так мы складываем руки, чтобы получить благословение

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

ВОПРОСЫ: Кто осеняет нас знамением креста? Как это осенение называется? Как священник слагает руку для благословения? Что это означает? Как нужно складывать руки, когда подходим под благословение? Что нужно делать, получивши благословение?

Как попросить благословение у батюшки?

  1. Благослови, честный отче!
  2. Обращение к священнику. Как взять благословение. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем так, как оно звучит по-церковнославянски с прибавлением слова отец: отец Алексий, либо (как это принято у большинства церковного народа) батюшка. К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово отец Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

    Обращение благословите - это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не приято здороваться словом здравствуйте. Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, поклонившись, встать перед священником, сложив руки ладонями вверх правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: Бог благословит, либо Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей

    Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением то есть креститься на священника.

    Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга.

    В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться Ваше Преподобие, а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрид) обращаются Ваше Высокопреподобие или Ваше Преподобие, если наместник иеромонах. К епископу обращаются Ваше Преосвященство, к архиепископам и митрополитам - "Ваше Высокопреосвященство". В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально владыко, а к наместнику монастыря отец наместник или отец игумен. К Святейшему Патриарху принято обращаться Ваше Святейшество. Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

 

Возможно, будет полезно почитать: