Биография некрасова последние годы жизни. Основные даты жизни и творчества

Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности».

Биография

Рождение

Принадлежал к дворянской семье Ярославской губернии; родился в Винницком уезде Подольской губернии в местечке Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Его полюбила Елена Андреевна Закревская (Helena Zakrzewska), варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.

Ранние годы

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.

Однако встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в юном Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, - рассказывал он впоследствии, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Не всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, ещё полубольной, он пошёл к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал «практиком» не в лучшем значении этого слова.

Начало литературной деятельности

Вскоре Некрасов устроился гувернёром: он давал уроки, писал статейки в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Первое опубликованное стихотворение Некрасова (1838) называлось «Мысль». В 1840 году Некрасов решился выпустить первый сборник стихов под заглавием «Мечты и звуки». Некрасов представал в этом сборнике в роли сочинителя псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. Некрасов отнёс готовящуюся книгу В. А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Жуковский выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами Н.Н.

Полевой похвалил дебютанта, но В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, кроме того, «Мечты и звуки» совершенно не раскупались, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Н. В. Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

В начале 1840-х годов Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».

Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В этих сборниках дебютировали Д. Григорович, Ф. Достоевский, выступали И. Тургенев, А. Герцен, А. Майков. Особенный успех имел «Петербургский Сборник», в котором появились «Бедные люди» Достоевского.

«Современник»

В конце 1846 года он, вместе с И. И. Панаевым, приобрел у П. А. Плетнёва журнал «Современник». Литературная молодёжь, придававшая силу «Отечественным запискам», бросила А. А. Краевского и присоединилась к Некрасову. Белинский также перешёл в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан».

Белинский очутился в «Современнике» таким же журнальным чернорабочим, каким был у Краевского. Впоследствии Некрасову справедливо ставили в упрёк это отношение к человеку, более всех содействовавшему тому, что центр тяжести литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» был перенесён в «Современник». Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним А. Я. Головачёвой-Панаевой). Впрочем, главами этих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.

Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно (полагали, что смертельно) заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии отклонило катастрофу. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя; Н. Чернышевский и Н. Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды, Некрасов становится по преимуществу поэтом-гражданином.

Когда в 1866 году «Современник» был закрыт, Некрасов сошёлся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него с 1868 года «Отечественные записки», поставленные им на такую же высоту, какую занимал «Современник».

Поздние годы

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника) и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены знаменитый хирург Бильрот, однако операция могла лишь ненамного продлить ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!…» Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самих похоронах Некрасова продолжался спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) Некрасова вслед за ними, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешёл в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только «кружка»; наконец, третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишённым всякого художественного значения.

Значение творчества

Все эти точки зрения не односторонние. Значение Некрасова есть результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Считается, что ни у кого из больших русских поэтов наших нет большего количества откровенно плохих стихов. Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание, часто даже в ущерб художественным качествам. Многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений.

Многие отмечают, что между стихотворцами «гражданского» направления есть поэты, гораздо выше стоящие Некрасова по технике, т.н. Плещеев, Минаев.

Но именно сравнение с этими поэтами, не уступавшими Некрасову и в «либерализме», показывает, что не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе.

Все люди 1840-х в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Белинский сказал о Некрасове: «Что за талант у этого человека, и что за топор его талант!». Муза «мести и печали» не вступает в сделки, она слишком хорошо помнит старую неправду. Некрасов не даёт отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении и антиэстетизме, в конце концов добивается вполне активного впечатления.

Несмотря на то, что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет пред нею покорно выю. Он смело вступает в бой с тёмными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.

Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, всё содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об эпике и лирике.

Первая по времени большая поэма Некрасова, «Саша», открывающаяся лирическим вступлением - песнью радости о возвращении на родину, - принадлежит к лучшим изображениям заеденных рефлексией людей 1840-х годов, людей, которые «по свету рыщут, дела себе исполинского ищут, благо наследье богатых отцов освободило от малых трудов», которым «любовь голову больше волнует - не кровь», у которых «что книга последняя скажет, то на душе сверху и ляжет». Написанная раньше Тургеневского «Рудина», Некрасовская «Саша» (1855), в лице героя поэмы Агарина, первая отметила многие существеннейшие черты рудинского типа.

В лице героини, Саши, Некрасов тоже раньше Тургенева вывел стремящуюся к свету натуру, основными очертаниями своей психологии напоминающую Елену из «Накануне». Поэма «Несчастные» (1856) разбросана и пестра, а потому недостаточно ясна в первой части; но во второй, где в лице сосланного за необычное преступление Крота Некрасов, отчасти, вывел Достоевского, есть строфы сильные и выразительные.

Ожесточённый певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876).

В ней немало балагурства, но также немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, однако есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшим моментом поэмы считается песня финальная песня Гриши Добросклонова, заканчивающаяся словами «ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка Русь». Не вполне выдержана и другая поэма Некрасов - «Русские женщины» (1871-72), но конец её - свидание Волконской с мужем в руднике - принадлежит к трогательнейшим сценам всей русской литературы.

Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, «укоризненно со стен» на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения.

Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Ни у кого из наших писателей покаяние не играло такой выдающейся роли, как у Некрасова. Он единственный русский поэт, у которого развита эта чисто-русская черта. Зато покаянию и обязан Некрасов своим произведением - «Рыцарь на час». И знаменитый «Влас» тоже вышел из настроения, глубоко прочувствовавшего очищающую силу покаяния. Сюда же примыкает и великолепное стихотворение «Когда из мрака заблуждения я душу падшую воззвал...», о котором с восторгом отзывались даже такие мало расположенные к Некрасову критики, как Алмазов и Аполлон Григорьев.

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного», - писал Дмитрий Писарев.

Поэзию Некрасова высоко ценил В. И. Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Стихотворения Некрасова выдержали после смерти 6 изданий, по 10 и 15 тыс. экземпляров. О нём ср. «Русская библиотека», изд. М. М. Стасюлевичем (вып. VII, СПб., 1877); «Сборник статей, посвященный памяти Некрасова» (СПб., 1878); Зелинский, «Сборник критических статей о Н.» (М., 1886-1891); Евг. Марков в «Голосе» 1878, № 42-89; К. Арсеньев, «Критические этюды»; А. Голубев, «Н. А. Некрасов» (СПб., 1878); Г. З. Елисеев в «Русском Богатстве» 1893, № 9; Антонович, «Материалы для характеристики русской литературы» (СПб., 1868); его же, в «Слове», 1878, № 2; Скабичевский, в «Отечественных записках», 1878, № 6; Белоголовый, в «Отечественных записках», 1878, № 10; Горленко, в «Отечественных записках», 1878, № 12 («Литературные дебюты Н.»); С. Андреевский, «Литературные Чтения» (СПб., 1893).

Список произведений

Адреса

Санкт-Петербург

  • июль - декабрь 1840 - дом Щанкина - Свечной переулок, 18;
  • декабрь 1840 - начало 1841 - дом Барбазана - Невский проспект, 49;
  • конец 1841 - начало 1842 - доходный дом Головкиной - Гребецкая улица, 28;
  • октябрь 1845 - 1848 - Поварской переулок, 13, кв. 7;
  • 1848 - июнь 1857 - дом княгини Урусовой - набережная реки Фонтанки, 19;
  • июнь 1857 - доходный дом Имзена - Малая Конюшенная улица, 10;
  • конец августа 1857 - 27 декабря 1877 - дом А. А. Краевского - Литейный проспект, 36, кв. 4.

Ярославль

  • 1832-1838 - Ярославская гимназия - Революционная (тогда Воскресенская) улица, 11
  • 1832-1838 - дом, где жил с братом Андреем - Революционная, 8

Память

  • Имя «Николай Некрасов» носит Boeing 767 Аэрофлота (б/н VP-BAZ).
  • В честь Некрасова назван посёлок-райцентр Некрасовское (бывшие Большие Соли), в районе которого он провёл своё детство.
  • Имя Некрасова носит педагогический колледж в Санкт-Петербурге.
  • В усадьбе Карабиха, в которой Некрасов жил в летнее время в 1861-1875 годах устроен музей-заповедник поэта.
  • С 1946 года в Санкт-Петербурге работает Музей-квартира Н. А. Некрасова.
  • В городе Чудово Новгородской области работает Дом-музей Н. А. Некрасова.
  • Имя писателя носит Центральная универсальная научная библиотека (Москва).
  • Именем Некрасова названы улицы в Волгограде, Воронеже, Казани, Калининграде, Липецке (снесена), Лобне, Ломоносове, Минске, Новокузнецке, Одессе, Павловске, Подольске, Перми, Реутове, Самаре, Санкт-Петербурге, Томске, Уссурийске, Ярославле, Евпатории, Туле и других населённых пунктах.
  • Писателю установлены памятники в Некрасовском, Немирове, Санкт-Петербурге, Уссурийске, Ярославле и других населённых пунктах.

В филателии

    Почтовая марка СССР, 1946 год

    Почтовая марка СССР, 1946 год

    Почтовая марка СССР, 1971 год

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич(28 ноября(10 декабря) 1821, местечко Немирове(по другой версии с. Синьки) Подольской губ. — 27 декабря 1877(8 января 1878), С.-Петербург, похоронен на Новодевичьем кладбище) — поэт, писатель, редактор-издатель журналов« Современник»(1847−1866) и «Отечественные записки»(с 1868).

11 апреля — цензурное разрешение на второй выпуск« красных книжек» со стихотворениями Некрасова.

Около 10 мая — Некрасов уехал в Карабиху; в приведённой в порядок усадьбе поэт принимал множество гостей, охотился; написаны« Мороз Красный нос», «Орина, мать солдатская», задумана поэма« Кому на Руси жить хорошо».

Конец сентября — возвращение в Петербург.

8 октября — Некрасов присутствовал на похоронах Н. Г. Помяловского, молодого писателя, умершего 5 октября.

19 января — умер А. В. Дружинин; в «Современнике» Некрасов почтил память приятеля и коллеги задушевным некрологом, присутствовал на его похоронах.

20 февраля — восторженный отзыв на поэму« Мороз Красный нос» в письме к Некрасову М. С. Волконского, сына декабриста.

4 мая — Н. Г. Чернышевскому объявлен приговор Сената — ссылка в каторжные работы на семь лет.

20-е числа мая — август — Некрасов на лечении за границей.

Начало сентября — конец октября — Некрасов в Карабихе; работа над первой частью поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Осень — написана поэма« Железная дорога».

Зима — работа над второй частью сатирического цикла« О погоде».

20 февраля — А. Я. Панаева за 14 тысяч рублей уступила Некрасову свои права на издание журнала« Современник».

7 апреля — Некрасов отказался стать компаньоном Ф. М. Достоевского по изданию его журнала почвеннической ориентации« Эпоха».

Середина мая — 30 августа — Некрасов в Карабихе: работа над первой частью поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Ноябрь — в «Современнике» помещена поэма Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Середина декабря — Некрасов обратился в Главное управление по делам печати с прошением о возвращении« Современника» к условиям предварительной цензуры.

Декабрь — Некрасов известил Главное управление по делам печати о своем желании прекратить издание журнала с 1867 года и просил гарантировать ему возможность продолжения издания« Современника» в течение ближайшего года« единственно с хозяйственной» целью — дать ему срок для погашения долгов журнала, вызванных смертью И. И. Панаева, Н. А. Добролюбова, арестом Н. Г. Чернышевского и неисполненными обязательствами ряда авторов, взявших плату за работу вперед.

Февраль — в «Современнике» напечатана сатира Некрасова« Балет»; Некрасов возобновил знакомство с В. П. Боткиным, рассчитывая на его материальную помощь в случае закрытия правительством журнала.

4 марта — Некрасов получает по почте анонимное стихотворение« Не может быть!»(автор — знакомая Некрасову начинающая поэтесса О.П. Мартынова); вопреки ходившим в обществе слухам об идейном отступничестве поэта стихотворение выражает веру в его нравственное достоинство.

Март — в «Современнике» публикуется единый сатирический цикл« Песни о свободном слове».

4 апреля — радикально настроенный студент Д. В. Каракозов стрелял в императора Александра II; государя« спас», якобы толкнув злоумышленника под руку, костромской мещанин О. И. Комиссаров.

5 апреля — Некрасов нанёс визиты ряду своих великосветских знакомых, чтобы посоветоваться о способах спасения журнала в обстановке предстоящих репрессий.

6 апреля — на заседании Литературного фонда Некрасов подписал верноподданнический адрес императору Александру II.

9 апреля — в Петербурге на обеде в Английском клубе в честь О. И. Комиссарова Некрасов произнес« приветственные» стихи спасителю государя.

16 апреля — после обеда в Английском клубе в честь графа М. Н. Муравьева, назначенного главой Следственной комиссии по делу о покушении на жизнь государя императора, Некрасов по рекомендации старшины Английского клуба Г. А. Строганова прочёл« душителю польского восстания» 12 двусмысленно-панегирических строк. К перемене решения о судьбе журнала это не приводит, по возвращении поэт пишет стихотворение« Ликует враг…»

27 апреля — арестован Г. 3. Елисеев, публицист журнала« Современник». На следующий день Некрасов навестил семью Елисеева, чтобы узнать о судьбе сотрудника, и попал на жандармский обыск; лишь случайно не был арестован сам.

13 июня — Некрасов договорился с издателем Н. В. Гербелем об удовлетворении подписчиков« Современника» четырьмя томами Полного собрания драматических произведений В. Шекспира.

15 — 20 июня — Некрасов вновь отбыл в Карабиху, где работал над сценами из лирической комедии« Медвежья охота», обращающейся к характерам и нравственному наследию« людей сороковых годов».

30 октября — вдова П. А. Плетнева подала прошение об оставлении за её семьёй прав собственности на журнал« Современник»; в просьбе отказано.

Начало ноября — возвращение в Петербург и обещание ведущим сотрудникам посильной компенсации в связи с потерей ими работы.

28 ноября — Некрасов поддержал в Литературном фонде просьбу матери И. И. Панаева о назначении ей пенсии.

20 декабря — присутствие на суде над книгой А. С. Суворина «Всякие. Очерки современной жизни», приговоренной к сожжению.

Зима — Некрасов сблизился с членом Главного управления по делам печати В. М. Лазаревским, вместе с ним арендовал охотничью дачу в Чудовской Луке.

Март — работа над циклом« Стихи, посвященные русским детям»; отъезд за границу.

Апрель — май — Некрасов в Париже и во Флоренции: переработаны сцены лирической комедии« Медвежья охота».

Июнь — возвращение в Россию.

Июль — переговоры с Д. И. Писаревым о сотрудничестве.

Июль — сентябрь — Некрасов отклонил предложение А. А. Краевского возглавить в его журнале« Отечественные записки» отдел беллетристики, переговоры с А. А. Краевским об аренде журнала.

8 декабря — подписание договора об аренде журнала« Отечественные записки» с признанием Некрасова« гласно ответственным редактором» издания.

Январь — секретарём в новую редакцию« Отечественных записок» приглашён писатель В. А. Слепцов.

7 апреля — И. А. Арсеньев печатно заявил, что в новых« Отечественных записках» возродился запрещенный« Современник».

9 апреля — А. А. Краевский обратился в Главное управление по делам печати с просьбой о передаче ответственного редакторства по журналу« Отечественные записки» Н. А. Некрасову, прошение отклонено.

Июнь — М. Е. Салтыков вышел в отставку, приехал в Петербург и возглавил отдел беллетристики в «Отечественных записках».

Ноябрь — декабрь — выходит в свет 5-е издание стихотворений Н. А. Некрасова.

Вторая половина года — привлечение к сотрудничеству в «Отечественных записках» молодого критика Н. К. Михайловского.

Январь — февраль — публикация в «Отечественных записках» первых глав поэмы Некрасова« Кому на Руси жить хорошо».

Март — появление в печати брошюры М. А. Антоновича и Ю. Г. Жуковского «Материалы для характеристики современной русской литературы», представляющей политический донос на Некрасова и нравственное шельмование его как человека, журналиста и поэта.

Середина апреля — отъезд Некрасова в Париж.

Начало мая — заказ статей политэмигранту В. А. Зайцеву для« Отечественных записок».

Май — август — Некрасов переехал из Парижа в Интерлакен, затем в Соден, Киссинген, Дьепп; укрепляющее действие морских ванн.

1 октября — Некрасов отклонил предложение В. С. Курочкина войти компаньоном в затеваемый им новый журнал.

Зима — сближение Некрасова с Ф. А. Викторовой (Зинаидой Николаевной)

Февраль — арест второго номера« Отечественных записок» за помещение статьи В. А. Зайцева о Ф. Лассале.

12 марта — конфликт с В. М. Лазаревским из-за присылки на его адрес нелегальной почты из Брюсселя.

Около 10 августа — Некрасов вернулся в Петербург и на следующий день отправился в Чудово, где пробыл неделю.

Октябрь — ряд статей и сатира Некрасова« Недавнее время», опубликованные в «Отечественных записках», вызвали резкую реакцию в цензурном ведомстве.

Апрель — Некрасов долго« готовил» поэму« Княгиня Трубецкая» к прохождению через цензуру.

Весна — чтение М. С. Волконским Некрасову« Записок» своей матери М. Н. Волконской.

Начало сентября — Некрасов на охоте в Чудове.

24 октября — Некрасов дал согласие на попечительство Карабихского училища; вносит 100 рублей на постройку нового здания Абакумцевской школы.

Некрасов на охоте. Худ. А. Пластов

Январь — Некрасов обдумывает план большой поэмы из 10 глав о декабристах, весной встречался с декабристом М. А. Назимовым.

30 марта — между Некрасовым и А. А. Краевским заключен нотариальный акт на издание« Отечественных записок» в течение 10 лет с 1 января1874 года.

Июль — написаны главы поэмы« Кому на Руси жить хорошо» — «Дёмушка»(в Висбадене), «Бабья притча»(в Дьеппе).

Середина августа — возвращение из-за границы в Петербург, на несколько дней уезжал на охоту в Чудово.

19 декабря — собрание литераторов по поводу выпуска литературного сборника« Складчина» в пользу голодающих Самарской губернии.

1 января — соглашение с А. А. Краевским о тройственном редакторстве« Отечественных записок»: Н. А. Некрасов — отдел поэзии, М. Е. Салтыков — отдел беллетристики, Г. 3. Елисеев — отдел публицистики и наук.

Февраль — вышли в свет« Стихотворения Н. Некрасова. Часть седьмая».

15 марта — заключение договора между редакторами« Отечественных записок» о распределении обязанностей и о размерах вознаграждения.

Апрель — Некрасов просил у Ф. М. Достоевского его роман« Подросток» для« Отечественных записок»; едва не арестован четвертый номер журнала.

21 мая — решение об издании литературного сборника к 15-летию Литературного фонда — частью на авансированные Некрасовым средства.

Июнь — август — Некрасов с Зиной уехали в Чудовскую Луку под Новгородом. Работа над поэмой« Уныние»; написан цикл« Ночлеги», поэма« Горе старого Наума».

14 сентября — В. М. Лазаревский уступил свою часть дачи в Чудове Н. А. Некрасову, их отношения прервались.

Зима — заметно ухудшилось физическое состояние Некрасова, усилились его душевные переживания.

Апрель — Некрасов пожертвовал в Литературный фонд 800 рублей.

Начало мая — Некрасов охотился в Чудове; работа над 2-й частью поэмы« Современники».

20 мая — Некрасов предлагает включить в юбилейный сборник Литературного фонда материалы об истории его основания и деятельности, биографии умерших членов фонда.

Конец мая — начало июня — Некрасов с Зиной и ее племянницей Наташей уехали к брату Фёдору Алексеевичу в Карабиху.

Осень — знакомство с молодым публицистом С. Н. Кривенко (впоследствии написал воспоминания о Некрасове).

Январь — февраль — выход из печати благотворительного литературного сборника« Братская помощь пострадавшим семействам Боснии и Герцеговины», куда Некрасов отдал свое стихотворение« Страшный год…»

11−15 марта — отказ от личного участия в обсуждении вопроса о пособии А. Я. Панаевой в Литературном фонде.

15 марта — сообщение Некрасова А. Н. Пыпину о распоряжении, сделанном им сестре по поводу выдачи части денег от издания сочинений поэта для Н. Г. Чернышевского.

Март, апрель, июнь — публикация в «Новом времени» А. С. Суворина «неудобных» в личном или цензурном смысле стихов Некрасова.

20 апреля — Некрасов безуспешно пытался отстоять в Главном управлении по делам печати роман А. М. Скабичевского «Было — отжило», назначенный в № 4 «Отечественных записок».

Лето — ухудшение здоровья Некрасова, постоянные острые боли; поездки в Гатчину к лейб-медику С. П. Боткину, отъезд вслед за С. П. Боткиным, сопровождавшим императрицу, в Ялту.

Сентябрь — октябрь — Некрасов в Ялте; работает над главой« Пир на весь мир» поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Ноябрь — цензурное запрещение« Пира на весь мир», попытки спасти поэму; сбор подписей под адресом Некрасову петербургских и харьковских студентов.

Декабрь — лечащими врачами Некрасова созван консилиум.

Н.А. Некрасов. Худ. И.Н. Крамской

10 января — председатель петербургского цензурного комитета А. Г. Петров уговаривает Некрасова не печатать« Пир на весь мир».

Начало февраля — Некрасова посетила депутация студентов Петербурга и Харькова.

Середина февраля — в петербургском клубе художников сыщиком украден Адрес Н. А. Некрасову; клуб закрыт.

Февраль — усиленная работа над поэмой« Мать»; диктовка сестре и брату воспоминаний.

Конец февраля — Некрасов послал стихотворение« Смолкли честные, доблестно павшие…» для передачи П. А. Алексееву, лидеру подпольной группы, осуждённой в «процессе пятидесяти».

3 марта — в присутствии А. Н. Пыпина и докторов Белоголового и Богдановского Некрасов прочитал стихотворение« Баюшки-баю»; отказ от дальнейших попыток творчества.

12 апреля — Некрасов прооперирован венским хирургом Билльротом, улучшение самочувствия, возможность вставать и ходить.

Конец мая — Некрасова посетил Тургенев; поэт не мог говорить, жестом простился с прежним другом.

15 ноября — поэта вновь посетил Ф. М. Достоевский, заставший Некрасова и М. Е. Салтыкова совещающимися о декабрьском номере« Отечественных записок».

Ноябрь — написано стихотворение« Осень» о поездах, идущих с балканского фронта.

Конец ноября — начало декабря — написано несколько последних стихотворений.

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 г. в Подольской губернии (Украина), где в это время его отец находился на постое. Мать поэта была полька Елена Закревская. Впоследствии он создал чуть ли не религиозный культ ее памяти, но та поэтическая и романтическая биография, которой он ее наделил, была почти целиком плодом воображения, а его сыновние чувства при ее жизни не выходили за пределы обычного. Вскоре после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем маленьком имении в Ярославской губернии. Он был неотесанный и невежественный помещик – охотник, мелкий тиран, грубиян и самодур. С ранних лет Некрасов терпеть не мог отчий дом. Это сделало его деклассированным, хотя он и сохранил до самой смерти многие черты помещика средней руки, в частности, любовь к охоте и крупной карточной игре.

Портрет Николая Алексеевича Некрасова. Художник Н. Ге, 1872

В семнадцать лет он против воли отца покинул родной дом и уехал в Петербург, где записался экстерном в университет, но из-за отсутствия денег вскоре вынужден был прекратить занятия. Не получая поддержки из дома, он превратился в пролетария и несколько лет прожил впроголодь. В 1840 г. он опубликовал первый сборник стихов, в котором ничто не предвещало его будущего величья. Белинский подверг эти стихи суровой критике. Тогда Некрасов взялся за поденную – литературную и театральную – работу, брался и за издательские предприятия и проявил себя смышленым дельцом.

К 1845 году он встал на ноги и фактически был главным издателем молодой литературной школы. Несколько литературных альманахов, им изданных, имели значительный коммерческий успех. В числе их был знаменитый Петербургский сборник , впервые напечатавший Бедных людей Достоевского , а также несколько зрелых стихотворений самого Некрасова. Он стал близким другом Белинского, который восхищался его новыми стихами не меньше, чем возмущался сборником 1840 г. После смерти Белинского Некрасов создал настоящий культ его, подобный тому, который он создал своей матери.

В 1846 г. Некрасов приобрел у Плетнева бывший пушкинский Современник , и из захиревшей реликвии, которой сделалось это издание в руках остатков прежних литераторов-«аристократов», оно превратилось в замечательно выгодное дело и самый живой литературный журнал в России. Современник выдержал трудные времена николаевской реакции и в 1856 г. стал главным органом крайне левых. Он был запрещен в 1866 г. после первого покушения на Александра II . Но через два года Некрасов вместе с Салтыковым-Щедриным перекупил Отечественные Записки и таким образом оставался редактором и издателем главного радикального журнала до самой своей смерти. Некрасов был гениальным редактором: способность его заполучить самую лучшую литературу и самых лучших людей, писавших на злобу дня, граничила с чудом. Но как издатель это был предприниматель – неразборчивый в средствах, жесткий и жадный. Как все тогдашние предприниматели, он не доплачивал своим сотрудникам, пользуясь их бескорыстием. Его личная жизнь тоже не отвечала требованиям радикального пуританства. Он постоянно крупно играл в карты. Тратил много денег на свой стол и своих любовниц. Был не чужд снобизма и любил общество людей вышестоящих. Все это, по мнению многих современников, не гармонировало с «гуманным» и демократическим характером его поэзии. Но особенно восстановило всех против него его трусливое поведение накануне закрытия Современника , когда для спасения себя и своего журнала он сочинил и прочел публично стихотворение, прославлявшее графа Муравьева , самого твёрдого и решительного «реакционера».

Лирика Некрасова. Видеоурок

Николай Алексеевич Некрасов — это поэт и публицист, который занял особое место среди писателей реалистов девятнадцатого века, который изображал правдивые картины жизни простых людей. Некрасов, чью мы рассмотрим кратко, выделяя самое важное, использовал в своих работах фольклор, песенные интонации, показывая все богатство простого крестьянского языка, тем самым делая свои произведения понятными для народа.

Николай Алексеевич Некрасов самое главное

Некрасов Н.А. — классик, который в свое время стал руководителем Современника, под его редакцией выпускался журнал Отечественные записки. Это революционер-демократ, написавший множество замечательных произведений, среди которых известная работа .

Детство

Однако начнем рассматривать краткую биографию Некрасова по порядку с его начала жизненного пути. Родился писатель в украинском городе Немиров. Случилось это в ноябре 1821 года. Родился он в семье мелкопоместного дворянина, однако детство его прошло в Грешнево, куда мальчик в возрасте трех лет переехал с родителями в родовое поместье отца. Здесь и прошло детство писателя.

Школа и университет

В 11 лет мальчика отдают в Ярославскую гимназию, где будущий писатель впервые пробует писать. Он пишет небольшие сатирические стихотворения из-за которых часто происходят конфликты с преподавателями.

В гимназии Николай Алексеевич проучился пять лет, после чего отец захотел отдать его в военное училище. Однако у Некрасова были другие планы, не совпадающие с отцовскими. Наперекор отцу, будущий писатель поступает в университет, но экзамены сдать не получилось, поэтому он посещает филологический факультет, как вольнослушатель. Отец же из-за своевольства сына, лишает его финансовой поддержки, поэтому Некрасову приходится работать. Он пишет для разных издательств стихотворения, получая за свою работу совсем маленькие деньги, которых едва хватало на жизнь.

Литературная деятельность и творчество

В 1838 году Некрасов впервые публикуется. Его стихотворение Мысль вышло в журнале Сын отечества. Позже его стихи печатают и в других издательствах, а уже в 1840 году на свои собственные сбережения Некрасов публикует сборник Мечты и звуки. Правда, его раскритиковали, поэтому сборник был уничтожен самим поэтом.

После критики стихотворных работ, писатель пробует себя также в прозе, пишет рассказы, пьесы, описывая реальную жизнь народа. Продолжает писать и антикрепостнические стихи, которые запрещались цензурой.

С 1846 и по 1866 гг. вместе с Панаевым Николай арендует Современник, где активно собирались революционные демократичные идеи. Здесь собирались произведения молодых писателей, печатались многие знаменитые писатели, пока в 1866 году его не закрыло правительство.

Далее Некрасов работает редактором в журнале Отечественные записки. В это время как раз и выходит его знаменитая поэма под названием Кому на Руси жить хорошо. Кроме того он печатает поэмы Дедушка, Русские женщины, пишет Современники.

Творчество последних его лет жизни пропитано элегическими мотивами. Одной из последних работ, что вышли в печать был цикл стихотворений Последние песни.

Закончилась жизнь Николая Алексеевича, его биография и творчество в 1877 году в декабре. Умер писатель в Петербурге.

Если говорить о биографии Некрасова кратко, выделяя интересные факты, то стоит упомянуть его личную жизнь. Как известно, у него было несколько любовных связей, среди них стоит выделить Авдотью Панаеву, которая считалась самой красивой женщиной города. Жили они в гражданском браке, который многие осуждали. У них был общий ребенок, который умер в раннем возрасте. Когда Панаева ушла от Некрасова, он увлекся француженкой Селин Лефрен. Позже он познакомится с простой крестьянкой, с которой и обвенчается. Однако любить всю свою жизнь он будет лишь одну единственную и это была Панаева.

Н. А. Некрасов (1821-1877)

Поэт увлекающийся и страстный

Дворянское происхождение Некрасова наложило неизгладимый отпечаток на становление его как поэта. Его отец, отставной офицер и знаменитый ярославский помещик, отвез семью в Грешнево (родовое имение), где и прошло детство патриотичного поэта, неслучайно полюбившего русскую природу. Среди яблонь широко раскинувшегося сада неподалеку от полноводной Волги, которую юный поэт любил называть колыбелью проходили первые годы его жизни.

В памяти Некрасова всегда были живы воспоминания о знаменитой Сибирке, о которой он неохотно вспоминал: «Все, что ехало и шло по ней было ведомо: почтовые тройки или закованные в цепи арестанты в сопровождении жестоких конвойных». Это и служило пищей для детского любопытства. Огромная семья (13 сестер и братье), судебные процессы по имению, запущенные дела заставили отца Некрасова взять исправника.

Поступив в 1832 г. в Ярославскую гимназию, Некрасов проучился 5 классов, однако учился удовлетворительно и особенно не ладил с гимназическим руководством из-за острых сатирических эпиграмм, а поскольку отец всегда грезил о военной карьере сына, 16-летний поэт отправился для определения в полк Петербурга. Дело было почти налажено, однако Некрасов повстречался с гимназическим товарищем Глушицким, возбудившим в поэте неведомую жажду учиться: он даже пренебрег угрозами отца оставить его без поддержки. Так Некрасов поступает на филологический факультет вольнослушателем.

Однако путь его был тернист: поэт терпел страшную нужду и голод. Бывало время, когда он отправлялся в ресторан, где позволительно было читать газеты, пододвигал тарелку с хлебом и ел. Живя впроголодь, Некрасов слег и задолжал за комнату, снимаемую у солдата, после чего тот отправил его на улицу. Нищий сжалился над больным человеком и предложил ему приют: здесь юный Некрасов и нашел себе заработок, впервые написав кому-то прошение за 15 копеек.

Со временем дела шли в гору: он занялся преподаванием, писал статьи в журналы, публиковался в «Литературной газете», сочинял сказки и азбуки в стихах для лубочных издателей, даже ставил легкие водевили на сцене под псевдонимом Перепельского. Появились и первые сбережения, после чего Некрасов решился на выпуск сборника стихов в 1840 г. под наименованием «Мечты и звуки».

Лучший представитель «музы мести и печали»

Как человек страстный, Алексей Сергеевич всегда нравился женщинам. Полюбила его и варшавянка Закревская, дочь состоятельного посессионера. Родители наотрез отказались выдать получившую блестящее образование дочь за армейского офицера средней руки, однако брак все же состоялся без родительского благословения.

О матери Некрасов всегда отзывался как о жертве грубой среды и вечной страдалицы, хлебнувшей русского горя. Светлый образ матери, скрасивший своей благородностью малопривлекательную обстановку детства, отразился в поэме «Мать», «Последних песнях», «Рыцаре на час». Очарование воспоминаний о матери в творчестве Некрасова сказалось особенным его участием к нелегкой женской доле. Едва ли кто-то из русских поэтов мог бы сделать столько для матерей и жен, как этот суровый и мнимо очерствелый народный поэт.

На заре 40-х годов он стал сотрудником «Отечественных записок». Здесь Некрасов знакомится с Белинским, который проникся творчеством поэта и по достоинству оценил его светлый ум. Но Виссарион Григорьевич сразу понял, что в прозе Некрасов слабоват и что, кроме заурядного журнального писаки, из него ничего не выйдет, однако стихотворения его любил, особенно отмечая «В дороге».

Поэт-пророк

Его «Петербургский сборник» снискал особую славу; в нем появились и «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. Настолько хорошо шли его издательские дела, что в тандеме с Панаевым он приобрел «Современник» к 1846 году. Первая поэма «Саша» стала великолепным лирическим вступлением и являла собой песню радости возвращения на Родину. Высокую оценку получила поэма в 40-х годах. «Коробейники» изложены в народном духе особым, оригинальным слогом. Кюхельбекер первым назвал тогда поэта пророком.

Самое выдержанное и знаменитое произведение Некрасова – «Мороз Красный Нос». Являя собой апофеоз крестьянской жизни, поэт обличает светлые стороны русской натуры; однако сентиментального здесь нет благодаря филигранному оттачиванию величавого стиля. «Кому на Руси жить хорошо» написана оригинальным размером (свыше 5000 стихов).

Стихотворения Некрасова наряду с поэмами надолго обеспечили ему одно из значимых мест в русской литературе. Из его произведений можно составить большой труд высокохудожественного достоинства, значимость которого не погибнет, пока жив великий русский язык.

О предназначении поэта

Хвалебные отзывы лирике Некрасова посвящали Полевой, к его поэмам с трепетом и благоговением отнесся Жуковский, даже Белинский был несказанно рад появлению Некрасова как уникальному явлению в русской литературе. Великолепный слог в произведении «Когда из мрака заблужденья я душу падшую воззвал» отметили даже нерасположенные к Некрасову критики Аполлон Григорьев и Алмазов.

Поэт скончался от тяжелой болезни в последние дни декабря 1877 г. Несколько тысяч человек, невзирая на лютые морозы, проводили его тело до места вечного успокоения в Новодевичьем кладбище. Несколько прощальных слов у могилы сказал Ф. М. Достоевский, поставив имя Некрасова в ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

 

Возможно, будет полезно почитать: