Антикварные иконы. Самые почитаемые иконы россии

С древних времен икона для русского человека является олицетворением духовности. Известно много случаев, в которых именно икона помогала русскому народу в избавлении от бед. Исцеление от неизлечимых болезней, прекращение войн, спасение во время пожаров - все под силу чудодейственным иконописным изображениям.

Как известно, первые изображения ликов Иисуса Христа, Богородицы и святых появились очень давно. Некоторые из них дошли до нашего времени.

Самые известные иконы России

На сегодняшний день известно 30 старинных икон. Все они ценны не только в финансовом плане, но и в историческом.

Список самых известных икон России:

Перечисленные иконы являются исторически важными объектами. Все они сохранены и доступны для просмотра. Многие из них находятся в государственных музеях и галереях.

Икона Владимирской Божьей Матери

Одной из известнейших старинных икон является изображение Владимирской Божьей Матери. Существует предание, в котором говорится, что автором иконы стал сподвижник апостола Павла Лука. Дату написания относят к 5-му веку. К сожалению, прямых доказательств, что изображение написано рукой евангелиста, нет.

Предположительно, икона привезена в Россию в 1131 году. Это был подарок русскому князю из Константинополя от патриарха Луки. На Руси Владимирская икона Божьей матери прошла долгий путь и побывала в разных уголках страны.

Сначала она получила название Вышгородской Божьей Матери. Это связано с ее первоначальным местоположением. Икона более двадцати лет находилась в Богородническом монастыре, который расположен в Вышгороде вблизи Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес антикварную икону во Владимир. В связи с этим изображение стало носить название Владимирской Божьей Матери. Различные междоусобицы и войны не обошли икону стороной.

В Москву Владимирская Божья Матерь перевезена в 1395 году. После этого ее несколько раз перевозили, но в итоге в 1480 году вернули в Успенский собор города Москвы. Там она находилась вплоть до 1918 года. После некоторое время находилась в Государственном историческом музее. Позже в Третьяковской галерее. Сегодня Владимирскую икону Божьей Матери можно увидеть храме Святителя Николая. Храм не функционирует по своему прямому назначению. Это музей. Расположен он при Государственной Третьяковской галерее.

Владимирская Божья Матерь является одной из самых дорогих икон в России.

Перечень самых ценных икон России

Помимо знаменитых иконописных образов, которые находятся в различных музеях и доступны для общественного просмотра, существуют и другие старинные иконы. Они выставляются на аукционах и имеют достаточно высокую стоимость. На сегодняшний можно приобрести следующие иконописные образы:

  1. Икона с лампадой "Георгий Победоносец", 8.600.000 рублей.
  2. Храмовая икона Николая Чудотворца, 8.400.000 рублей.
  3. Икона "О тебе радуется", 8.000.000 рублей.
  4. Владимирская икона Богоматери, 3.200.000 рублей.
  5. Иконописный образ Дмитрия Солунского, 3.200.000 рублей.
  6. Икона Владимир с житием, 3.200.000 рублей.
  7. Икона Сергий Радонежский, 3.100.000 рублей.
  8. Семистрельная икона, 3.100.000 рублей.
  9. Икона с 2.900.000 рублей.
  10. Четырехчастная икона, 2.250.000 рублей.
  11. Казанская икона, 2.100.000 рублей и т. д.

На самом деле список этот довольно большой. Здесь рассмотрены только часть самых дорогих икон. Все они выставлены на продажу. Скупкой таких изображений занимаются настоящие ценители иконописи - коллекционеры.

Сложно сказать, какая икона самая дорогая в мире и сколько она стоит на сегодняшний день. Так, одной из ценнейших православных икон является изображение "Святой Георгий с житием". Хранится она в украинском Национальном художественном музее, который находится в городе Киеве. Приблизительная стоимость данного произведения искусства составляет 2 миллиона долларов. Безусловно "Святой Георгий с житием" является одной из самых дорогих икон в мире. Но возможно, существуют и более ценные иконописные изображения.

Критерии оценки антикварных изображений

Антиквариат - это старинная вещь, которая имеет высокую рыночную стоимость. Над оценкой антикварных икон нередко трудится целая команда специалистов, имеющих большой опыт работы в данной сфере. Если человек является обладателем старинного иконописного изображения, ему просто необходимо знать рыночную стоимость данного предмета. В противном случае при продаже иконы владелец получит сравнительно меньшую сумму. Как определить возраст иконы? Данный вопрос интересует многих коллекционеров. Ведь данный аспект играет решающую роль в определении стоимости.

Рыночная стоимость зависит от нескольких важных факторов:

  • время написания, то есть возраст;
  • автор изображения;
  • наличие или отсутствие оклада и драгоценных камней;
  • размер;
  • наличие отметок на тыльной стороне изделия;
  • внешнее состояние;
  • подлежит ли изделие реставрации.

Для икон часто использовались оклады. Более ценные - это иконы в золотом окладе. Реже можно встретить изображения с драгоценными камнями. Иконы в серебряном окладе также имеют довольно высокую стоимость. Бывают случаи, когда драгоценный оклад стоит дороже самого иконописного изображения.

Помимо всех вышеописанных критериев, на стоимость влияет сюжет изображения и чудодейственные свойства.

Художественная ценность иконы

Не стоит путать понятия "художественная ценность" и "рыночная стоимость". Некоторые люди, при попытке узнать цену иконы, обращаются на интернет-форумы, отсылают фотографии. Дело в том, что ни один специалист не сможет определить подлинность и стоимость изображения, не взглянув на него своими глазами. Многие обращаются за помощью в церкви и музеи. Сотрудники данных организаций также не смогут помочь в вопросе оценки. Они расскажут о возможном авторе, сюжете изображения, технике и стиле написания. Художественная ценность иконы состоит в восприятии ее как предмета искусства, а не антикварного предмета. Сотрудник музея определит стоимость такого изображения как картины. Конечно, эти параметры могут повлиять на цену, но только в том случае, когда они интересны покупателю.

Подлинность иконописного изображения

Перед оценкой стоимости иконы необходимо определить ее подлинность. Обыкновенную подделку отличит любой специалист. А вот для определения качественной копии понадобится проведение экспертизы. Люди давно научились писать изображения под старину, предпринимая определенные приемы. Сложнее всего обстоит дело с определением подлинности, когда старинная икона дописана рукой более молодого мастера. В данном случае проводят экспертизу в лаборатории, при помощи специального оборудования. Изучают основу иконы, грунт, возможные вмешательства.

Особенности старинных красок

Немаловажным фактором является изучение красок. Антикварные иконы 6-го века, дошедшие до нашего времени, написаны красками на основе пчелиного воска. На Руси мастера использовали темперу. Это краска на основе яичного желтка. Такую иконопись можно отличить и невооруженным глазом. В отличие от масляных изображений, темпера более строга и схематична.

Основа иконы

Лучшим материалом для иконописных изображений издавна считается древесина. В Древней Руси мастера использовали липу. Доски этого дерева считались лучшей основой. Намного реже можно встретить основания из ольхи, ели или кипариса. Доски, предназначенные для иконописи, тщательно высушивали и скрепляли клеем. Сучки и неровности удалялись, во избежание осушки. Самые дорогие иконы имеют основание, обработанное топором. Поверхность их неровная. Иконы, написанные на дереве, ценятся намного выше, чем на какой-либо другой основе.

Начиная с 19-го века иконописные изображения стали производить массово. Появились фабрики и заводы. Стали использовать более дешевый материал для иконописи - тонкие жестяные листы. На таких иконах ставилась фабричная метка с тыльной стороны. Практически в каждой российской семье сохранились такие изображения. Поэтому они имеют меньшую антикварную стоимость.

Определение авторства

В древние времена мастеров в области иконографии называли изографами. Считалось, что эти люди получили свой дар от Бога. Они избранные и достойны своего звания. Вплоть до начала 18-го века изографы не оставляли своих подписей на иконописных образах. Считалось, что они посредники Господа на земле. И именно Господь создает уникальные образы их руками.

Несмотря на это обстоятельство, современному человечеству стали известны имена нескольких выдающихся иконописцев. Это Андрей Рублев, Феофан Грек, Григорий, Дионисий, Алипий и т. д. Самые дорогие иконы принадлежат кисти именно этих иконописцев. Изображения этих изографов уникальны и неповторимы. Они хранятся в государственных музеях и галереях. Любой желающий может их увидеть. Более того, согласно сохранившимся летописям, византийский художник Феофан Грек занимался росписью нескольких русских церквей. Существует множество икон других, неизвестных авторов. Они не менее ценны.

Создатели самых дорогих икон в мире давно известны человечеству. Стоимость антикварного образа напрямую зависит от известности иконописца.

Причины, по которым стоит приобрести намоленную веками икону

Сегодня фабричные иконописные изображения можно купить практически на каждом шагу: церковные лавки, специализированные магазины, различные выставки. Более того, во многих городах можно заказать индивидуальное изготовление иконы. Мастера учтут все требования: размеры, сюжет, технику написания, стиль и т. д. Но все же для верующего человека важно произносить молитву именно перед старинной иконой.

Христианская церковь говорит о том, что икона является проводником человеческих молитв. Старинная икона, просуществовавшая многие века, является предметом намоленным. Многие поколения людей возносили ей свои молитвы. Многие старинные иконы возят по различным уголкам России для того, чтобы люди смогли приложиться к ним и помолиться о самом сокровенном.

Чудодейственные свойства антикварных икон также являются немаловажным фактором. В основном такие изображения находятся в храмах или музеях. Но существует множество икон, обладающих чудодейственными свойствами, о которых не известно всему миру.

Эти факты говорят о духовной стороне иконописного образа. Но есть и другая сторона - это художественная ценность. Многие люди стремятся приобрести антикварную икону именно по этой причине. Ведь каждое такое изображение неповторимо. Оно написано в единственном экземпляре. В него вложена душа.

Как продать икону?

Любого верующего христианина при необходимости продать старинную икону начинают терзать сомнения. В данном вопросе поможет православный батюшка. Церковь не ставит запрет на продажу иконописных образов. Данное действие не является грехом.

Если же человек глубоко неверующий, то вопрос стоит только в наличии покупателя. Для выгодной продажи лучше обратиться в проверенные Самостоятельно найти покупателя вряд ли удастся. Не каждый коллекционер захочет иметь дело с непроверенным продавцом.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что антикварная икона - вещь особенная. Она не только несет в себе глубокий духовный смысл, но и имеет высокую рыночную стоимость. Человек, обладающий таким произведением искусства, должен самостоятельно решить: продать икону или оставить дома и передавать из поколения в поколения как семейную реликвию.

К счастью, в Российской Федерации находится более 30 самых дорогих икон, известных на сегодняшний день.

Икона — это очень важная часть христианства. В переводе с греческого это слово обозначает «образ». Обычно на иконах изображены разные святые, Божья Матерь, Иисус Христос или действия, которые происходили в древние времена и описаны в Священном Писании.

Лик, изображенный на иконе, не является Господом Богом. Считается, что он призван лишь напоминать молящемуся о Божестве. Поэтому и пишут на иконе не лицо, а лик. Очень важным в нем являются глаза, которые отображают глубину души. Не менее значимы и руки, жесты которых несут определенный смысл.

В остальном фигура очень воздушна, так как она призвана показывать внутреннюю силу. Именно на этом и делается акцент.

В определенный период времени среди художников стала популярной религиозная тема. И вот вроде бы — картина и икона на одинаковую тему, изображен на ней один и тот же святой, к примеру. Но на первом полотне присутствует духовность, а на втором ее нет. Поэтому и требуют при иконописи соблюдать давно написанные каноны, которые исключают случайные детали. Каждый фрагмент несет в себе определенную смысловую и духовную нагрузку.

Икона с точки зрения истории

Появление икон датируется I веком от Р. Х. Считается, что первая из них была создана Лукой, который написал одну из частей Евангелия. По второй версии, самым старым образом является отпечаток лица Иисуса Христа, когда он приложился к полотенцу во время умывания.

Так или иначе, самые древние найденные изображения были датированы VI веком. Они были изготовлены в Византийской империи, которая оказала большое влияние на написание икон. В ней же, но значительно позже, были написаны каноны для написания образов.

История икон имеет разные периоды. Были и гонения, и расцвет, и изменения стиля написания. Каждый из образов отображает свое время, каждый уникален. Очень много икон, источавших миро, слезы, кровь, исцелявших больных в трудные времена. Они почитаются как величайшие святыни.

Как создаются иконы

Икона — это важный символ для верующего человека, поэтому процесс ее создания отображают давно описанные каноны, которые сохранены до сих пор. Создание образа — дело небыстрое, необходимо как минимум месяца три для этого.

Создание иконы имеет некоторые этапы, которые четко соблюдаются:

  • Выбор дерева и изготовления доски, которая будет основой.
  • Затем подготавливается поверхность. Это необходимо для того, чтобы изображение сохранилось длительный срок без изменений. Для этого совершают несколько действий. Сначала делают зазубривание, затем наносят жидкий клей, после — грунтовку (левкас). Последний следует нанести несколько раз и дать ему хорошо просохнуть, после — отшлифовать. Зачастую перед слоем левкаса приклеивают паволоку или серпянку (специальную ткань).
  • Следующий этап — это нанесение рисунка. Это не окончательное изображение — всего лишь контур. Его следует после выдавить чем-то острым, чтобы он не потерялся среди других слоев.
  • Если икона будет иметь позолоту, то ее следует нанести именно сейчас, на этом этапе.
  • Теперь нужно подготовить краски. Для росписи иконы необходимо брать натуральные.
  • Первые краски наносятся однотонные, на фон и доличные элементы.
  • Затем идет роспись. Первыми обрабатывают доличные элементы (пейзаж, одежда), после чего расписывают личные детали (руки, ноги, лик). Также подписывают икону (кто на ней изображен).
  • Последним штрихом является обработка олифой или лаком.

Затем икону необходимо освятить.

Важность и значение икон в храме

Все находящиеся иконы в храме имеют свое значение, находятся на своем месте. Входящему в церковь сразу виден иконостас. Это деревянная стена, которая находится перед алтарем храма. На ней — изображения жизни Христовой, описание его страданий.

Следует знать, что каждая икона висит на своем месте не случайно. В центре обязательно находится так называемый Деисусный ряд, в котором находятся многочисленные святые, мученики. В его центре — икона Христа Вседержителя. Сверху — праздничные изображения, среди которых — сюжеты из Нового Завета.

В центре иконостаса находятся Царские врата, за которыми — алтарь. По бокам — образы с ликами Христа и Богоматери. Также есть еще и нижний ярус, который заполнен иконами святых, а также изображениями праздников, которые здесь более чтимы.

Говоря о том, что означают иконы в церкви, можно отметить их важность в различных обрядах, в напоминании о Господе для верующих. Некоторые имеют особый статус как исцеляющие от недугов, исполняющие мирские желания. К ним обращаются также с благодарностью за помощь.

Считается поэтому, что иконы в церкви являются посредниками. Верующие знают, что, обратившись с искренней просьбой к святым, изображенным на них, можно ожидать помощи.

Самые древние и старинные иконы

В христианстве есть особо почитаемые образы, которые пришли к нам с древних времен. Они являются связующим звеном между временем, когда происходили события, описанные в Библии, и нашим. Эти старинные иконы в оригинале в основном хранятся в музеях, однако зачастую их переписывали для других храмов.

К примеру, в Киевском музее западного и восточного искусства хранится самая древняя икона Иоанна Крестителя, которая датируется VI веком. Она выполнена с помощью техники тех времен — энкаустики. Именно ее использовали для росписи древних икон в Византии.

Также одним из древнейших сохранившихся образов является роспись Апостолов Петра и Павла. Дата ее создания — XI век. Сейчас она хранится в Новгородском музее. Она сохранена не полностью: руки, лица и стопы не сохранили первоначальную краску. Однако при реставрации были обновлены контуры.

Существующая икона Святого Георгия, которая хранится в Успенском соборе в Москве, по предположениям, относится к концу XI — началу XII века. Сохранность данной реликвии хорошая.

Старинные иконы — это важное наследие христианства. Каждая из них имеет свою особенную историю, технику написания. Исследование икон показывает, какие тогда использовались материалы для их создания. К сожалению, очень мало сохранилось тех первых образов, так как были периоды их массового уничтожения.

Следует также заметить, что редко в то время указывался автор. Это говорило о том, что важным в иконописи все же было изображение.

Именные иконы

Это отдельная категория образов в христианстве. Обычно именные иконы приобретаются при крещении, затем они должны храниться на протяжении всей жизни. Будет даже лучше, если повесить такой образ над кроваткой ребенка, для того чтобы он охранял его от бед.

Следует знать, что именные иконы — это те, на которых изображен святой, в честь которого крещен человек. Обычно такой образ выбирается по имени ребенка. Если же такового нет среди святых, то следует взять то, которое больше всего подходит. Таким образом, у ребенка появляется небесный покровитель.

В древности такие иконы заказывали специально к рождению или крещению ребенка. Они назывались мерными и мастерились в рост младенца.

Именные иконы не единственные, которые используются для особых случаев. Существуют также:

  • венчальные иконы — используются во время обряда в церкви;
  • семейные — на них могут быть изображены святые, имена которых соответствуют членам семьи, обычно они передаются из поколения в поколение;
  • те, которые должны быть на домашнем иконостасе;
  • иконы почитаемых семьей святых.

Самые известные иконы Божьей матери

Особое отношение в иконописи к женскому образу, а именно к Божьей Матери. Ее иконы очень почитаемы верующими, зачастую имеют чудотворную силу. Каждая из них имеет свое значение. Любые такие иконы (фото есть в статье) очень оригинальны.

Существуют еще и другие изображения Божьей Матери, которым молятся. Каждая икона — это особая защита и помощь этого женского образа в христианстве.

Икона Николая Чудотворца

Николай Чудотворец — не менее почитаемый святой в христианском мире. Обращаются к нему по разным вопросам — от телесных заболеваний до прекращения ссор и военных действий. Он жил в III-IV веках и уже при жизни прославился великими делами. Существуют многочисленные его иконы, фото которых иллюстрируют его духовность.

Самый древний образ святого датируется XI веком и находится на горе Синай, в монастыре святой Екатерины.

На сегодняшний день во многих монастырях и храмах находятся его образы, которые обладают чудесными свойствами.

Иконы Сына Божьего Иисуса Христа

Одним из первых образов Иисуса Христа был его отпечаток на полотенце, который появился там чудесным образом. В современном мире он получил название Нерукотворный Спас.

Если говорить про иконы Иисуса Христа, то их очень много. Также существует несколько форм написания его образов.

  • Спаситель — это строгий лик, его написание не отходит от канона.
  • Спас Вседержитель — считается, что это главный его образ, который также соответствует его проповедническому возрасту.
  • Спас Нерукотворный. Представлен двумя видами — «Спас на убрусе» и «Спас на черепии».

Изображение Сына Божьего сейчас имеет некоторые обязательные элементы. Это нимб, книга, верхняя одежда, клав, хитон. Также обязательна надпись.

Его иконы и их значение имеют особый статус в христианстве.

Иконы Сергия Радонежского

Сергий Радонежский — это один из наиболее почитаемых святых. При жизни совершил много подвигов во имя Христа. Его слова примиряли и усмиряли.

На иконе Сергий Радонежский изображен строгим, с поднятой правой благословляющей рукой. В левой же он держит свиток как символ познания. Его иконы и их значение очень важны для христиан. Молятся этому святому о защите от врагов для страны. Также он помогает в учебе, перед экзаменом или просто во время сложностей в понимании чего-либо.

Мироточение и чудеса икон

Мироточивая икона — это чудо, которое происходит не очень часто. Считается, что это является предупреждением о чем-либо. Также это явление может быть результатом искренней и долгой молитвы.

Считается, что жидкость, которую выделяет икона в этот момент, является целительной. Если совершить помазание болящего, то его недуг может уйти.

Мироточение — это также явление Господа к людям, которые верят. Это его послание к ним.

Цены на иконы

В каждой церковной лавке можно купить иконы. Цены на них могут быть разными. Самыми дорогими, конечно, являются старинные образы, которые сохранились на сегодняшний день. Многие из них хранятся в музеях или храмах. Такие иконы обычно не продают, только оценивают. К примеру, образы Апостолов Петра, Павла, Иоанна, Марка датируются XVI веком. Они оценены в 150 тысяч евро.

Также стоимость иконы будет зависеть и от ее оформления. Ведь даже образы, написанные в наше время, но оформленные дорогими материалами (золото, серебро, драгоценные камни), будут продаваться недешево. Ценовой диапазон их может начинаться с 2500 рублей. Стоимость будет зависеть от материалов.

Если же нужны недорогие иконы, то есть совершенно простые в оформлении. Их можно приобрести в магазинчиках близ церкви. Подобные образы можно купить по цене от 100 рублей и выше.

Редкие же иконы можно приобрести в антикварной лавке или при распродаже частной коллекции. Трудно переоценить подобные иконы и их значение, так как для верующего человека они по-настоящему бесценны.

Старинные иконы - история иконописи на Руси

Икона представляет собой рельефное живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери или Святых. Ее нельзя назвать картиной, поскольку в ней воспроизводится не то, что у художника находится перед глазами, а фантазия или прототип, который нужно учитывать.

История иконописи уходит в далекие времена и берет собственное начало в раннем христианстве на Руси. Это искусство является многогранным и уникальным. И неудивительно, поскольку оно отражает в полной мере славные традиции и духовность российского народа. Это и культовый предмет для православных, и культурное национальное достояние.

Строгая хронология здесь отсутствует, однако, принято считать, что первые иконы на Руси начали использоваться в X столетии, когда было принято христианство. Иконопись оставалась центром древнерусской культуры до XVII столетия, когда в петровскую эпоху её стали вытеснять светские виды изобразительного искусства. Несмотря на то, что христианские храмы присутствовали в Киеве и раньше, только после 988 года была построена первая каменная церковь. Работы по росписи выполнялись специально приглашенными мастерами из Византии. Иногда самые важные части её росписи осуществлялись в технике мозаики.

Князь Владимир I из Херсонеса привез в Киев множество святынь и икон. К огромному сожалению, с годами они были потеряны. Кроме того, из Чернигова, Киева, Смоленска и прочих южных городов до сегодняшнего времени не дошло ни одной иконы того времени. Однако об иконописи можно говорить, учитывая многочисленные настенные росписи. Наиболее древние иконы на Руси смогли сохраниться в Великом Новгороде (на территории Софийского собора).

К началу XIII столетия максимальный расцвет отечественной иконописи наблюдался у художественного центра Владимиро-Суздальского княжества. Однако вторжение на Русь Батыя негативно сказалось на дальнейшем развитии иконописи. Из икон ушла гармония, характерная Византии, многочисленные приемы письма стали упрощаться и консервироваться. Но художественная жизнь целиком не прервалась. Русские мастера продолжали трудиться в Ростове, на Русском Севере и в Вологде. Ростовские иконы характеризовались значительной экспрессией, активностью образов и резкостью исполнения. Эта иконопись всегда выделялась своей артистичностью, тонкостью, а также рафинированным сочетанием красок.

Но с конца XIV века в Москве была сосредоточена вся художественная жизнь Руси. Именно тут трудились многочисленные мастера: сербы, русские, греки. Сам Феофан Грек работал в Москве. Иконы того времени смогли подготовить серьёзное основание для расцвета отечественной иконописи начала XV столетия, в частности – гениальных икон Андрея Рублева. Повышенное значение мастера уделяли краскам и цветовой гамме. Неудивительно, что русская древняя иконопись представляет собой сложное и большое искусство.

В иконах тех времен важнейшее место занимали разнообразные пурпурные тона, оттенки небесного, голубого свода (они применялись для изображения зарева, грозы). Новгородская иконопись XV столетия смогла сберечь привычную любовь к легким и ярким краскам. Интенсивное и вызывающее чувство цвета было свойственно Псковской школе. В сравнении со звонким колоритом Новгорода в ней доминируют знаменитые тона, с огромным моральным напряжением в ликах святых. Что касается эпохи Рублева, то её главной задачей было возрождение веры в человека, в его доброту и нравственные силы. Художники того периода всеми возможными способами пытались донести, что иконопись представляет собой искусство, где любая деталь имеет огромный смысл.

На сегодняшний день одними из самых значимых православные считают такие иконы:

1. «Владимирская богородица» . Во время обращения к этой иконе верующие молятся об избавлении от нашествий врагов, об укреплении веры, о сохранении целостности страны и примирении враждующих. История этой иконы уходит собственными корнями в далекое прошлое. Её принято считать величайшей святыней земли Русской, которая свидетельствует относительно особого покровительства Божией Матери над Российской империей в XIV-XVI столетия во время набегов татарских полчищ. Есть предание о том, что эта икона была создана ещё при жизни самой Богородицы. Любой из дней троекратного торжества иконы Владимирской богородицы современная православная церковь связывает с избавлением народа от порабощения за счет молитв, которые были обращены именно к этой иконе.

2. «Спас Вседержитель» . Эту икону часто называют «Спас» или «Спаситель». В иконографии Христа это центральный образ, представляющий Его в качестве Небесного Царя. Именно по этой причине её принято ставить во главу иконостаса.

3. «Казанская богородица» . Во время обращения к этой иконе верующие молятся об исцелении недуга слепоты, просят избавления от вражеских нашествий. Казанская Богородица считается заступницей в тяжкие времена. Ею благословляют молодых, которые приняли решение вступить в брак. У представленной иконы также просят счастья и семейного благополучия. Именно поэтому её часто вешают у детской кроватки. На сегодняшний день икона Казанской Богородицы встречается практически в любом храме. Образ Богородицы также можно найти в большинстве верующих семей. В период правления династии Романовых такая икона являлась одной из наиболее почитаемых и важных святынь, что позволило ей считаться покровительницей царской семьи.

4. «Спас Нерукотворный» . В соответствии с церковным преданием, первой иконой считался образ Спасителя. Существует легенда, что произошло это во время земного существования Спасителя. Князь Авгарь, являвшийся правителем города Едессы, был серьёзно болен. Услышав об исцелениях, которые совершал Иисус Христос, ему захотелость посмотреть на Спасителя. Он отправил гонцов за живописцем, чтобы тот сделал портрет Христа. Вот только художнику не удалось выполнить поручение, поскольку от лица Господа шло настолько сильно сияние, что кисть творца не смогла передать Его Свет. Однако Господь отер Свой пречистый лик полотенцем, после чего на нём отобразился Его Образ. Только после получения образа Авгарь смог исцелиться от собственной болезни. Сегодня к образу спасителя обращаются с молитвами, а также просьбами наставления на путь истинный, об избавлении от плохих мыслей и спасении души.

5. Икона святого Николая Чудотворца . Николай Чудотворец известен как покровитель всех, кто постоянно в пути, – летчиков, рыбаков, путешественников и мореплавателей, является наиболее почитаемым во всем мире святым. Кроме того, он является заступником тех, кого несправедливо обидели. Он покровительствует детям, женщинам, невинно осужденным и нищим. Иконы с его изображением являются наиболее распространенными в современных православных храмах.

Семистрельная икона Божией Матери

История обнаружения этой иконы своими корнями уходит далеко в прошлое. Считается, что около четырёхсот лет назад она была найдена на одной из колоколен Церкви Святого апостола Иоанна Богослова в Вологодской области. Тогда, давно страдающий хромотой крестьянин увидел сон, в котором имел долгожданное излечение от своего недуга. Божественный голос во сне сказал ему, что если совершить молитву возле иконы Пресвятой Богородицы, то болезнь покинет его, место нахождения данной святыни также открылось ему.

Дважды крестьянин приходил на колокольню при местной церкви и повествовал о своем сне, но ни кто тогда не верил его рассказам. Только на третий раз, после долгих уговоров, страждущего все-таки пустили на звонницу. Каково же было удивление местных жителей, служителей Церкви, когда на лестнице, вместо одной из ступеней была обнаружена икона, которую все принимали за обычную жердочку. Выглядела она как холст, наклеенный на обыкновенную деревянную доску. Ее отмыли от пыли и грязи, восстановили, насколько это было возможно, а потом провели молебен Семистрельной Богородице. После этого крестьянин исцелился от мучительного недуга, а икона стала почитаться церковнослужителями наравне с остальными. Так, в 1830 году свирепствовала в Вологодской губернии холера. уносившая жизни многих тысяч людей. Верующие местные жители провели крестный ход вокруг поселения, вместе с иконой, совершая молебен Пресвятой Богородице. Через некоторое время количество заболевающих пошло на спад, а далее напасть и вовсе навсегда покинула этот город.

После этого случая икона ознаменовала ещё множество по истине чудотворных исцелений. Однако, после революции семнадцатого года Храм Святого Апостола Иоанна Богослова, где находилась икона был разрушен, а сама икона исчезла. В настоящее время мироточащая Икона Семистрельной Божией Матери находится в Москве при храме Архангела Михаила.

Довольно таки интересно само изображение Божией Матери. Обычно на всех иконах Она предстает со Спасителем на руках, либо с ангелами и святыми, а здесь Богородица изображена в совершенном одиночестве, с вонзенными в Ее сердце семью мечами. Этот образ символизирует Ее тяжелые страдания, неописуемое горе и глубокую печаль за своего Сына во времена пребывания на земле. А написана эта икона на пророчество святого праведного Симеона, приводимое в Писании.

Существует мнение некоторых священнослужителей о том, что семь пронзающих грудь Богородицы стрел олицетворяют семь наиболее главных человеческих страстей, греховных пороков. Также есть мнение, что семь стрел являются семью святыми Таинствами.

Перед этой иконой принято молиться во умилостивление злых сердец, во времена эпидемий болезней, молятся также за военных, отдающих долг Родине, чтобы вражеское орудие обошло их стороной. Молящийся как бы прощает обиды врагов своих и просит о смягчении их сердец.

Днем почитания Иконы Семистрельной Божией Матери считается 13 августа по новому стилю или 26 августа по старому. Во время молитвы желательно, что бы было поставлено не менее семи свечей, однако это не обязательно. При этом читается молитва Многострадальной Матери Божией и Тропарь.

Дома определенное расположение иконы не предписано, поэтому она может располагаться как на иконостасе, так и в любом другом месте, например на стене при входе в главную комнату. Однако существует несколько советов по её местонахождению: она не должна висеть или стоять возле телевизора, вокруг нее не должно быть никаких фотографий или изображений, плакатов.

Семистрельный образ является отражением евангельского повествования о прибытии в Иерусалимский храм Девы Марии и Младенца Иисуса в 40-й день после Его рождества. Святой старец Симеон, служивший в храме, прозрел в Младенце ожидаемого всеми Мессию и предрек Марии испытания и страдания, которые как оружие пронзят её сердце.

Икона Семистрельная изображает Богородицу одну, без Младенца Иисуса. Семь пронзающих её сердце мечей или стрел (четыре меча слева, три – справа) – это символ скорбей, которые перенесла Матерь Божья в земной своей жизни. Само оружие, символически изображенное семью мечами, означает невыносимые душевные муки и скорбь, которые испытала Дева Мария в часы крестных мучений, распятия и смерти на кресте сына Ее.

Согласно Священному Писанию число семь символизирует полноту чего-либо: семь смертных грехов, семь основных добродетелей, семь церковных таинств. Изображение семи мечей не случайно: образ меча ассоциируется с пролитием крови.

У этой иконы Богородицы существует ещё один вариант иконографии – «Симеоново Проречение» или «Умиление злых сердец», где семь мечей располагаются с обеих сторон по три и один в центре.

Чудотворная икона Богоматери Семистрельная имеет северорусское происхождение, связанное с её чудесным явлением. До 1917 г она пребывала в храме Иоанна Богослова близ Вологды.

Существует предание о её чудесном обретении. Некому крестьянину, многие годы тяжело страдающему неизлечимой хромотой и молившемуся об исцелении, был Божественный голос. Он повелел ему найти среди ветхих икон, которые хранились на колокольне Богословской церкви, образ Богоматери и помолиться ему об исцелении. Икона была найдена на лестнице колокольни, где служила ступенькой как простая доска, покрытая грязью и сором. Священнослужители очистили образ и отслужили молебен перед ним, а крестьянин исцелился.

Перед образом Семистрельной Богоматери молятся об умиротворении враждующих, об обретении дара терпения при озлоблении сердца, при вражде и гонениях.

Икона Святого Архангела Михаила

Михаил считается очень важной персоной в небесной иерархии, слово Архангел означает «предводитель ангелов». Он является главным лидером среди ангелов. Имя Михаил означает «один, который подобен Богу».

Архангелы всегда считались воинами и защитниками Неба. Конечно же, главный покровитель и защитник Христианской веры великий Архангел Михаил. Стоит заметить, что Святой Архангел Михаил является одним из самых знаменитых ангелов, также он называется Архистратигом, что означает, что он самый Главный всех бесплотных сил.

Согласно Священному писанию и преданию он всегда заступался, за человечество и всегда будет продолжать служить одним из главных защитников веры. Перед иконами с Архангелом Михаилом люди просят защиту от вторжения врагов, гражданской войны, и для поражения противников на поле боя.

Собор Михаила и всех бесплотных сил небесных празднуется 21 ноября, 19 сентября празднуется чудо Архангела в Колоссах. Упоминания о Михаиле впервые можно заметить в Ветхом Завете, хотя Михаил не упоминается по имени в тексте, но было сказано, что Иисус Навин “посмотрел вверх и увидел человека, стоящего перед ним с мечом обнаженным в руке”.

В книге Даниила, Михаил появляется вместе с Архангелом Гавриилом, чтобы помочь победить персов. В более позднем видении он сказала Данилу, что “в то время (конец времени) Михаил, князь Великий, будет защищать народ. Время настанет тяжкое, какое не было от начала времен…” Таким образом можно понять, что Михаил играет одну из ключевых ролей в качестве защитника Израиля, его избранного народа, и Церкви.

Отцы Церкви также приписывают Михаилу следующее событие: Во время Исхода израильтян из Египта он шел впереди них, в виде столпа облака днем, и ночью в виде огненного столпа. Сила великого главнокомандующего проявилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского императора Сеннахериба, также нечестивого вождя Гелиодора.

Стоит упомянуть, что чудесных случаев связанных с Архангелом Михаилом много, защита трех юношей: Анании, Азарии и Мисаила, которых бросили в раскаленную печь за отказ поклониться идолу. По воле Бога, главнокомандующий Архангел Михаил транспортирует пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу в ров львиный. Архангел Михаил спорил с дьяволом над телом святого пророка Моисея.

Во времена Нового Завета, святой Архангел Михаил показал свою силу, когда он чудесным образом спас молодого человека, которого бросили в море разбойники с камнем на шее, на берегах Афонских. Эта история находится в Афонском патерике, из жизни Санкт Неофита.

Возможно, самое известное чудо, связанное с великим святым Архангелом Михаилом, это спасение церкви в Колоссах. Ряд язычников пытались уничтожить эту церковь, направляя поток двух рек непосредственно на нее. Архангел появился среди вод, и, неся крест, направил реки под землю, так что церковь осталась стоять на земле и не была уничтожена благодаря Михаилу. Весной вода этих рек после этого чуда события, как говорят, имеет целительные силы.

Русские люди почитают Архангела Михаила наряду с Божьей Матерью. Пречистую Богородицу и Михаила всегда упоминают в церковных песнопениях. Многие монастыри, соборы, церкви посвящены главнокомандующему сил небесных Святому Архангелу Михаилу. На Руси не было города, где не было церкви или часовни посвященной Архангелу Михаилу.

На иконах Михаил, чаще изображен держа меч в руке, а в другой он держит щит, копьё, или белое знамя. Некоторые иконы Архангела Михаила (или архангела Гавриила) показывают ангелов держащими шар в руке, и посох в другой.

Икона Казанской Божьей Матери

Наиболее распространенные и почитаемые на Руси православные иконы – это иконы Богоматери. Предание гласит, что первый образ Богородицы был создан евангелистом Лукой при жизни Богоматери, она одобрила икону и сообщила ей свою силу и благодать. В русской православной церкви насчитывается около 260 богородичных образов, прославленных чудесами. Один из таких образов – икона Казанской Божьей Матери.

По иконографии этот образ относится к одному из основных шести иконографических типов, который называется «Одигитрия» или «Путеводительница». Древнерусский вариант этой иконы, написанный монахом-иконописцем по образу византийской Одигитрии, отличается теплотой, смягчающей царственную осанку оригинала из Византии. Русская Одигитрия имеет не поясной, а оплечный образ Марии и Младенца Иисуса, благодаря чему их лики будто вплотную приближаются к молящимся.

В России существовали три главные чудотворные иконы Казанской Божьей Матери. Икона первая – это чудом явленный в 1579 г в Казани первообраз, который хранился в казанском Богородичном монастыре до 1904 г и был утрачен. Вторая икона является списком казанского образа и была подарена Ивану Грозному. Позднее эта икона Божьей Матери была перевезена в Санкт-Петербург и перенесена в Казанский собор при его освещении 15 сентября 1811 г. Третья икона Казанской Богоматери является списком с казанского первообраза, была передана ополчению Минина и Пожарского и хранится ныне в Москве в Богоявленском соборе.

Кроме этих основных икон Казанской Богоматери было сделано большое количество её чудотворных списков. Молитва перед этим образом помогает во всех людских печалях, скорбях и невзгодах. Русские люди всегда молились ей о защите земли родной от врагов-иноземцев. Присутствие этой иконы в доме защищает его домочадцев от всех бед, она указывает, как Путеводительница, верный путь в принятии сложных решений. Перед этим образом Богоматери молятся при глазных болезнях. Согласно преданию, при чудесном обретении первообраза в Казани случилось чудо прозрения от слепоты нищего Иосифа, который три года был слеп. Этой иконой благословляют молодых на брак, чтобы был он крепок и долог.

Празднование Казанской иконы Богоматери совершается дважды в году: в честь обретения образа 21 июля и в честь освобождения Руси от польской интервенции 4 ноября.

Иверская икона Божьей Матери

Иверская икона Божьей Матери, почитаемая на Руси как чудотворная, является списком с древнейшего образа, который хранится в Иверском монастыре в Греции на Афоне и датируется 11-12 веком. По иконографическому типу она является Одигитрией. Согласно сказанию, икона Богородицы, спасаемая от иконоборцев во времена царствования императора Феофила (9 век), явилась чудесным образом иверским монахам. Они поместили её в надвратной церкви и назвали Портаитисса или Вратарница.

В этом варианте Одигитрии лик Девы Марии обращен и склонен к Младенцу Иисусу, который представлен в легком повороте к Деве Марии. У Богородицы на подбородке изображена кровоточащая рана, которую, по преданию, нанесли образу противники икон.

Чудотворный образ был хорошо известен на Руси. При царствовании Алексея Михайловича монахами Иверского монастыря был сделан список с первообраза и доставлен в Москву 13 октября 1648 г. В 17 в. Иверская Богоматерь была особо почитаема на Руси.

Икона Пресвятой Богородицы Иверская помогает раскаявшимся грешникам найти путь и силы к покаянию, за нераскаявшихся молятся родные и близкие. Образ защищает дом от нападения врагов и стихийных бедствий, от пожара, исцеляет от телесных и душевных недугов.

Празднование Иверской иконы проводится 25 февраля и 26 октября (прибытие иконы с Афона в 1648 г).

Икона Покров Богородицы

Икона Покров Богородицы посвящена великому церковному празднику в русском православии – Покрову Пресвятой Богородицы. На Руси слово «покров» означает покрывало и покровительство. В день празднования 14 октября православные люди молятся Заступнице Небесной о защите и помощи.

Покровская икона изображает чудотворное явление Богоматери, случившееся в 10 веке во Влахернском храме Константинополя, осажденного врагами. Во время всенощной молитвы блаженный Андрей увидел чудесное явление Богородицы в окружении ангелов, апостолов и пророков. Матерь Божия сняла с главы своей покров и простерла над молящимися.

Два века спустя, в 14 в. в честь этого святого события на Руси было составлено богослужение, главной мыслью которого стало единение русских людей под Покровом Пресвятой Богородицы, для которой русская земля является Ее земным уделом.

Существовало два основных типа икон Покрова: среднерусский и новгородский. В среднерусской иконографии, которая соответствует видению блаженного Андрея, Богоматерь сама несет покров. На новгородских иконах Богоматерь является в образе Оранты, а покров удерживают и простирают над нею ангелы.

Молитва перед образом Покрова Богородицы помогает во всем, если помыслы молящегося добры и чисты. Образ помогает одолеть наших внешних и внутренних врагов, является духовным щитом не только над нашими головами, но и над нашими душами.

Икона Николая чудотворца

Среди многочисленных икон святых в Православии одним из самых любимых и почитаемых верующими является образ Николы Угодника. На Руси после Богоматери это самый почитаемый святой. Почти в каждом российском городе существует Никольский храм, а икона Николая Чудотворца есть в каждой православной церкви в одном пределе с образами Богоматери.

На Руси почитание святого начинается со времени принятия христианства, он является покровителем русского народа. Нередко в иконописи его изображали от Христа по левую руку, а по правую – Богоматерь.

Святой Николай Угодник жил в 4 веке. С юных лет служил Богу, позднее стал священником, а затем – архиепископом Ликийского города Миры. При жизни это был великий пастырь, который давал утешение всем скорбящим и приводил к истине заблудших.

Молитва перед иконой Николая Угодника защищает от всех напастей и помогает при решении всяких проблем. Образ Николая Чудотворца охраняет путешествующих по суше и по морю, защищает невинно осужденных, тех, кому грозит напрасная смерть.

Молитва Святителю Николаю исцеляет от болезней, помогает в просвещении ума, в благополучном замужестве дочерей, в прекращении междоусобиц в семье, между соседями, военных конфликтов. Святитель Николай Мирликийский помогает в исполнении желаний: недаром он явился прообразом Деда Мороза, исполняющего рождественские пожелания.

День памяти Николы Угодника отмечается трижды в году: 22 мая вешний Никола (перенесение мощей святого в г. Бари в Италии во избежание их осквернения турками), 11 августа и 19 декабря – зимний Никола.

«Русские иконы в высоком разрешении». Создание альбома: Андрей (zvjagincev) и Константин (koschey).

октября 08, 2013

Один из вариантов познания Бога

Икона – это образ, изображение. В христианстве икона – это написанные лица или события, связанное с различными библейскими историями. Иконы на Руси почитались всегда, им молились, просили у них помощи.

Искусствоведы считают иконами изображения, созданные по стандартам. Они должны быть сделаны на липовой доске с добавлением письма и знаков. Но религия считает, что иконами могут являться и скульптуры, мозаики и живопись, а также любые изображения, но при условии, что им воздается почитание, указанное Седьмым Вселенским собором.

Икона – это один из вариантов познания Бога, путь объединения с ним. Существуют следующие виды икон: дидактические (они буквально описывают библейские предания), символические (аллегории), мистические (изображения на иконе актуализируют свое присутствие не сущностно, а по действию, несут в себе энергию) и, наконец, литургические (схожи с мистическими, участвуют в формировании богослужебного пространства как "неба на земле").

В Перу и Риме

По своим функциям иконы несут в себе богослужебную, богословно-символическую, эстетическую и миссионерскую функции.

Но известно ли людям, какая самая старая икона? Ее нашли в Перу. Эта икона старейшая в мире. Создана эта икона была еще до нашей эры. Правда, икона непривычна современному представлению. Она выполнена на древней чаше, которая использовалась в храме. Ученые считают, что икона была написана цивилизацией, предшествующей цивилизации инков. Когда откопали чашу, то также нашли предметы быта храма. Это говорит о том, что первые изображения божества появились на тысячу лет раньше, чем считалось ранее.

Но есть и очень старая икона, привычная глазу. И даже не одна. В 2010 году итальянскими реставраторами были обнаружены изображения четырех апостолов - Иоанна, Петра, Андрея и Павла. Фрески были найдены в гробнице аристрократии в Риме. В ходе исследования, которое проводилось два года, было выявлено, что иконы были созданы в четвертом веке нашей эры. Целых два года шло восстановление икон. Они обрабатывались специальным лазером, который сжигал слои карбоната кальция на фресках. Также, восстанавливались первоначальные цвета икон.

Как выглядели Апостолы

Именно эти иконы, как считают ученые, и дали привычные образы четырех апостолов. Лики святых были написаны в Риме. Иконы четвертого века с изображением святого Павла были найдены не в единичном случае. Ранее их находили так же. Разница в том, что на этой иконе Павел изображен один. Тем самым получается, что эта первая его икона.

Стоит напомнить, что апостол - это посланник. Апостолами считаются ученики Иисуса. В Библии говорится о двенадцати непосредственных учеников, в широком смысле есть апостолы от семидесяти.

Интересно то, что апостол Павел был призван после Воскресения. По факту он не входил в состав непосредственных учеников Христа, но все-равно его почитают так же как и апостола Петра. также апостол Павел, еще его называли Савл, считал себя апостолом язычников.

Апостол Петр

Апостол Петр родился и жил в семье простого рыбака. Первоначальное имя Петра - Симон. Когда он вырос, то женился. Вместе со своим братом он продолжил дело семьи и стал рыбаком. Иисус, встретив Петра с Андреем, позвал их за собой. Петр оставался со своим учителем до конца, став одним из любимых последователей. Петр был очень вспыльчив.

Когда Иисуса арестовали, то именно Петр три раза отказался от Христа, но потом раскаялся. После воскресения Христа Петр стал проповедником, совершал удивительные чудеса. В период гонений, Петр был распят на перевернутом кресте. Это было его предсмертным желание, он считал, что недостоин умереть так же как Иисус.

Самая старая икона не одна. У разных религий есть свои самые старые иконы. Да, посмотреть на древние творения интересно, но важно, чтобы люди верили в Бога, молились Богу через иконы.

Древнерусская икона была открыта для общества всего около 100 лет назад. Еще в XIX в. древние образа приравнивались к предметам быта, наряду с глиняными горшками, ухватами, серпами, крестьянскими одеждами. Коллекционеры интересовались в основном иконами XVI—XVII вв. с ярко выраженными декоративными элементами (т. н. Строгановского письма, или царских изографов XVII в.), составляя из них на выставках так называемые «молельни» (большие киоты с множеством икон). И вдруг, после экспозиций 1911 и 1913 гг. во всей своей красе открылась древнерусская икона — настоящее «умозрение в красках», прорыв в горний мир, с чистыми палитрами, золотоносными фонами и кристальной простотой, граничащей с откровением. Именно тогда, в 1904—1905 гг. впервые реставратором В. П. Гурьяновым были сняты поздние записи XVII и XVIII вв. на знаменитой «Троице» Андрея Рублева. Окончательно же от записей она освободилась в 1919—1920 гг. Удивительные и противоречивые явления наблюдались в начале XX в. С одной стороны, богоборцы и осквернители уничтожали древние национальные святыни (самый яркий пример — кража и уничтожение в 1904 г. древнего Казанского образа Божией Матери), с другой — возникали из небытия во всей своей красе древние образа потрясающей силы.

Икона обладает своим особым языком, который надо уметь читать. При том, что иконография весьма традиционна, иконы разных эпох несут совершенно особый дух, идеи, приметные и важные только для данного времени. Я попытаюсь дать обзор икон, связанных с Подмосковьем, и имеющих датировку до 1400 г. Разумеется, это условный рубеж, поскольку средневековые памятники иконописи имеют иногда весьма широкую дату.

Московская земля занимала особое место в Древней Руси. Это было в XII—XIII вв. пограничье нескольких княжеств: Владимиро-Суздальского, Рязанского, Черниговского, Смоленского и Новгородской земли. Самой древней иконой, дошедшей до наших дней и достоверно связанной с одним из древних городов является «Димитрий Солунский» конца XII — начала XIII вв. Она была вывезена в Государственную Третьяковскую галерею из Дмитровского музея. Происходила из нижнего храма Успенского собора города Дмитрова, куда, в свою очередь предположительно попала из древней деревянной церкви Димитрия Солунского.

Мы видим образ воина — мудрого, уравновешенного, дышащего внутренней силой. Сдержанный, полный достоинства великомученик Димитрий Солунский наполовину извлек меч из ножен. Он был небесным патроном владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо (1176—1212 гг.), который родился на берегу реки Яхромы. В память об этом событии отец князя Юрий Долгорукий основал город Дмитров. Именно Всеволод и был заказчиком иконы. Мастер-иконописец прославлял через образ Димитрия Солунского и своего заказчика, что подчеркнуто изображением на седалище тамги — лично-родового знака князя. Всеволод, как и изображенный на иконе Димитрий Солунский, воплощал для современников идею сильной княжеской власти, заботившейся о благоденствии подданных. Он принял титул «великого князя всея Руси», подчинив своему влиянию Рязанское, Черниговское княжества и Новгородскую землю. Для легитимной передачи власти своему второму сыну (с первым Константином вышел конфликт), Всеволод Большое Гнездо созвал «совет всея земли» — совещание земской и политической элиты княжества, в котором историки видят прообраз земских соборов XVI—XVII вв.

Вторая по древности икона происходила с территории Рязанского княжества. С нею неразрывно связана история города Зарайска. Это знаменитая икона Николы Заразского, перенесенная из Корсуни через Новгород в 1225 г. В этом драгоценном памятнике многое сплелось.

Святитель Мир Ликийских Николай — любимейший русский святой, широкое почитание которого началось еще в XI в. и постоянно усиливалось. «Правило веры и образ кротости, воздержания учитель», скоропомощник для бедных и убогих, «простецов», покровитель путешествующих, особенно по воде, — вот как воспринимали его на Руси. О широком распространении Никольских храмов свидетельствовала пословица: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». Корсунь, откуда происходила икона, — древнерусское название Херсонеса (на окраине современного Севастополя), византийского города, бывшего местом крещения св. равноапостольного князя Владимира. В силу данного обстоятельства он стал одним из центров паломничества русичей. Корсунские святыни (церковные врата, каменные и литые из цветного металла кресты, иконы) пользовались поэтому особым авторитетом. Иконография стоящего святителя с разведенными руками, в левой из которых он держит символ благовестия — Евангелие, в Византии не получила большого распространения. Зато зарайская святыня, не сохранившаяся до наших дней, породила сразу же множество списков и подражаний в мелкой пластике. Судя по современным исследованиям, в XII—XV вв. города Зарайска еще не было, а был погост Красный, в храме которого перед чудотворной иконой служил один священнический род. Туда и устремились многочисленные паломники, желавшие получить списки с чудотворного образа. В качестве примера можно привести новгородскую икону первой половины XIV в. необычной формы (она либо примыкала верхним правым краем к бревну стены, либо была частью средника большого резного креста типа Людогощинского). Почитание этой иконы привело в XVI в. к возникновению города Зарайска вокруг храма с этим чудотворным образом.

К сожалению, древнейшие иконы собственно Москвы просматриваются с большим трудом. Дело в том, что в конце XIV—XVI вв. в Москву специально свозили множество древних икон из разных княжеств и земель Руси. Понятно, что в таком пестроцветье выделить иконы XII—XIII вв. именно Москвы почти невозможно. Лишь с XIV в. можно достоверно говорить о становлении московской школы иконописания. Самые ранние ее иконы: «Спас» и «Спас Ярое Око» первой половины XIV в. вводят нас в атмосферу первых десятилетий собирания русских земель Москвой. То было грозное и тревожное время, совпавшее по времени с максимальным расцветом Золотой Орды в правление ханов Узбека и Джанибека. Русь находилась под тяжелым игом. От одного появившегося татарина, как свидетельствуют летописи, бежало десять русичей. Атмосфера животного страха поддерживалась карательными экспедициями и расправами над непокорными князьями (св. Михаил Тверской). Далеко не случайно, что Спаситель являлся для человека этого времени как Господь взыскующий, страшный, яростный и карающий, как Бог-ревнитель, дающий тем не менее надежду. Ведь само иноземное иго воспринималось как наказание за грехи. Чтобы избегнуть его, надо было исправиться, стяжать святость, быть достойными милости Божией.

Но вот наступает новый период — эпоха Куликовской битвы, когда настроения в обществе, а вслед за ним и стиль иконописцев меняются. Классический пример иконописания данного времени — деисусный чин Благовещенского собора Московского Кремля, созданный, вероятно, Феофаном Греком и художниками его круга. При сопоставлении двух упомянутых выше икон с центральным образом деисуса — «Спасом в силах» проясняются разительные отличия. Перед нами на золотом фоне — Христос торжествующий, Христос — праведный Судия. Суд Его, еще не Страшный, но очень важный, земной, уже свершился. Безбожные агаряне побеждены в битве на Дону 1380 г., время скорбей и тесноты закончилось. Наступила «великая ослаба всему православному христианству».

Пусть спустя два года хан Тохтамыш обманом захватил и сжег Москву, восстановив иго. Даже в этих обстоятельствах зародилась и крепнет надежда на лучшую жизнь, на конечное избавление, к которому приведет Божий промысел.

К той же эпохе Куликовской битвы относятся пять замечательных икон из Коломны. Прозрачные, чистые, светлые краски, удивительная гармония, внутреннее духовное напряжение и какой-то общий оптимизм — вот их характерные черты. Обзор их мы начнем с двух житийных икон. Кажется далеко неслучайным, что именно в XIV столетии по периметру иконных досок стали помещать иллюстрации из житий святых. В условиях падения грамотности и культурного регресса эти картины были доступным для неграмотных «простецов» повествованием о благочестивой жизни. Житийные иконы как бы призывали: «Да тихое и безмолвное житие поживен во всяком благочестии и чистоте!». Мощный образ «Николы в житии» имеет неповторимые утрированные черты лица — непропорционально большой лоб, резко контрастирующий с небольшим ликом с близко посаженными глазами, подчеркивающими духовное сосредоточение. Середина и вторая половина XIV в. — время распространения нового духовного течения — византийского исихазма. Опыт «умного делания» благодаря святителю Алексию, митрополиту Московскому и игумену земли Русской преподобному Сергию Радонежскому получает широкое распространение.

В этом контексте и надо воспринимать этот оригинальный образ святителя Николая Чудотворца.

Другая важная тема эпохи Куликовской битвы — военный подвиг, доблесть на поле брани, противостояние «безбожным агарянам» (ордынцам). Еще одна житийная икона страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, вводит нас в эту плоскость переживаний. Святые князья-воины почитались и как защитники Русской земли, и как покровители князей — потомков князя Владимира Крестителя. Важны типично славянские этнические черты в ликах Бориса и Глеба, что как бы подчеркивало их враждебность всему степному, ордынскому. Для современников безошибочно прочитывалась аллюзия братьев Бориса и Глеба с победителями на Куликовом поле — также братьями (но двоюродными) Дмитрием Донским и Владимиром Храбрым.

Исключительно гармонична икона из Коломны «Воскресение Христово — Сошествие во ад». Тема Воскресения, Возрождения всей Русской земли и каждого ее обитателя в широком смысле этого слова также была исключительно важна. Уже современники чувствовали совершенно необычное воодушевление, духовное движение, соединенное с политическими переменами. О княжении святого благоверного князя Димитрия Донского говорили так: «и вскипе земля Русская в дни княжения его». Воскресение Христово — центр нашей веры, что так точно выражено в пирамидальной композиции иконы, где все и всё устремляется ко Христу. Первыми освобождаются от уз ада прародители Адама и Евы, затем праотцы, пророки, праведники. Это воскресение возможно благодаря внутреннему очищению, стяжанию святости, добродетелям. Мастер иконы поместил в мандорле (сиянии вокруг фигуры Христа) белые сферы, где были подписаны эти добродетели: любовь, мир, долготерпение и другие.

Выдающийся по своим художественным достоинствам памятник иконописания и второй (после Богоматери Владимирской) русский национальный палладиум — также происходящий из Коломны образ «Богоматери Донской», приписываемая Феофану Греку. По преданию, впрочем малодостоверному, она была привезена казаками святому Димитрию Донскому на Куликово поле. Это выносная (процессионная) двусторонняя икона Коломенского Успенского собора. Традиционная иконография Умиления трактована мастером совсем иначе, чем в «Богоматери Владимирской». На первое место выходит нежная любовь Матери к своему Младенцу. Одновременно Богородица осмыслялась и как предстательница за всю Русскую землю. Символически последняя также была как бы ее ребенком. Замечательные слова по этому поводу сохранились в «Задонщине» — произведении, написанном по горячим следам Куликовской битвы. «Как милый младенец у Бога Русская земля! Он за добрые дела его милует, а за злые розгой сечет!». Вряд ли без них мы смогли бы адекватно понять ментальность эпохи Куликовской битвы и особенности Донской иконы Богоматери.

Последняя из серии коломенских икон — большой храмовый образ кисти византийского иконописца «Иоанн Предтеча — Ангел Пустыни» . Предтеча был строгим аскетом и подвижником, символом монашеского пустынножития и покаяния. И это тоже приметы времени. Ведь в XIV в. благодаря преподобному Сергию Радонежскому начался расцвет русского монашества. Стяжание личной святости, личное покаяние подвижников, к которым тянулись тысячи людей, были в понимании современников залогом прощения от грехов всей Русской земли. Потому-то так важно было благословение, данное Сергием Димитрию Донскому перед битвой с Мамаем. Отмолят эти святые люди грехи, за которые попустил Господь нашествие иноплеменных и иго, и будет даровано прощение. Победа внутренняя приведет потом и к победе внешней, силой оружия.

Крупным городским центром Московского княжества был Серпухов, основанный в 1374 году. Вместе с постройкой дубового кремля и городского собора, неподалеку от города по просьбе князя Владимира Храброго Сергий Радонежский основывает богомолье — Высоцкий монастырь. Первый его игумен Афанасий, желая познакомиться с византийским православием, спустя несколько лет уехал в Константинополь. Оттуда в качестве дара в свою обитель он прислал написанный греческим мастером комплект из 7 икон (так называемый «Высоцкий чин», одна икона сейчас хранится в ГРМ, а 6 — в ГТГ). Обычно этот роскошный комплекс, рисующий перед нами греко-русские связи, относят к 1387—1395 гг. Центральная икона Спаса Вседержителя имеет удлиненные пропорции, сдержанно-благородный, классический лик с близко посаженными глазами. Весь деисусный чин можно охарактеризовать как типичный образец позднепалеологовского искусства.

Редчайшие святыни сохранились в Троице-Сергиевой лавре. Это, согласно преданию, моленные иконы Сергия Радонежского: «Одигитрия» (многократно поновлялась, Никон и Сергий, закрыта басмой) и Никола. Первая из них многократно поновлялась, о чем неопровержимо свидетельствуют фигуры предстоящих Сергия и Никона Радонежских. Впоследствии образ был закрыт серебряной с позолотой басмой (также не изначальной). Икона Николая Угодника, которую обычно относят к ростовской школе живописи, производит впечатление более древней. Возможно, она относится еще к иконам родителей преподобного. И «Одигитрия» и «Никола» позволяют нам приоткрыть завесу тайны над сокровенным духовным миром Сергия Радонежского. В Троице-Сергиев монастырь была вложена также «Малая Богоматерь Донская» — список с коломенской иконы конца XIV в.

Реликвией похода на Дон великого князя Димитрия Ивановича является сохранившаяся икона из Николо-Угрешского монастыря — «Никола в житии». По преданию, именно ее нашел на дереве во время привала великий князь. На месте обретения образа, который согрел («сия вся угреша») сердце князя и укрепил его в предстоящей брани, был потом воздвигнут монастырь.

Наконец, надо назвать святыню из города Можайска — ростовую деревянную скульптуру Николы Можайского XIV в. (может быт начала XV в.). Статуя стояла на крепостных воротах города под открытым небом. Она дала начало новому иконографическому типу изображения Николая Чудотворца — с раскинутыми руками, в одной из которых святитель держит меч, а в другой — модель града.

Таким образом, несмотря на все потрясения, бытовые пожары, нашествия интервентов, внутренние усобицы, до нас дошли бесценные реликвии Московской земли — более десятка произведений древнерусского искусства XII—XIV вв. В некоторых случаях это знаковые, этапные памятники русского иконописания, случайно уцелевшие из многих тысяч. Следует отметить особое почитание в XII—XIV вв. святителя Николая Чудотворца. При этом «Никола Зарайский» и «Никола Можайский» дали жизнь новым иконографическим изводам. Огромную ценность имеют для нас личные святыни Сергия Радонежского и «Донская Богоматерь» (вторая, после Владимирской, по почитанию, вплоть до явления Казанской, Богородичная икона на Руси).

А. Б. Мазуров,
ректор МГОСГИ, профессор

 

Возможно, будет полезно почитать: