Анализ рассказа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Как мужик двух генералов прокормил анализ

24.10.2014 5024 640 Альтергот Светлана Ивановна

Целевая установка: Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть, какова основная идея сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один Мужик двух Генералов прокормил»
Тестирование на знание текста:
1. Чем по дороге в Петербург Мужик двух Генералов кормил?
А) киселем
Б) селедками
В) вяленой воблой
Г) булками
2. Какую газету читают на острове два Генерала?
А) «Уединенный пошехонец»
Б) «Московский телеграф»
В) «Московские ведомости»
Г) «Московские новости»
3. Как Генералы отблагодарили Мужика за верную службу?
А) дали вольную
Б) взяли в Петербург в лакеи
В) выслали рюмку водки да пятак серебра
Г) назначили пожизненную пенсию
4. Как пытался заглушить голод один из Генералов?
А) сосал палец
Б) ел землю
В) откусил у другого Генерала орден
Г) жевал перчатку
5. Какой была штатская профессия одного из Генералов?
А) учитель танцев
Б) учитель каллиграфии
В) учитель словесности

Беседа:
1. Как определяет жанр этого произведения Салтыков-Щедрин? Как называется это произведение?
2. Какие признаки сказки имеет это произведение?
3. В чем необычность этой сказки? Что явно не вписывается в жанр сказки? («Московские ведомости», «регистратура», «Большая Подьячая»)
4. Вам хорошо известно сказочное устойчивое выражение «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Где оно обычно находится в сказке?
В «Сказке о мертвой царевне..» А.С.Пушкина читаем:
И никто с начала мира,
Не видал такого пира.
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
В сказках не имеется в виду ни еда, ни застолье – это лишь концовка, которая имеет смысл, что добро победило, зло наказано. А у Салтыкова-Щедрина как?
Художественное рисование.
5.Как вы представляете себе главных героев – Генералов?
6.Дайте характеристику Генералам. Какие они? Какие качества характера в них доминируют?
Заполняется схема:
Генералы
Глупость
Невежество
Никчемность
Пустота
7.Что говорит Салтыков-Щедрин о регистратуре, в которой служили Генералы? Почему ее упразднили? (В никому не нужной регистратуре служили ненужные люди. Всю жизнь они провели над составлением никому ненужных бумаг)
Дописываем в схему:

Цели:
1.Способствовать пониманию идейного содержания «Повести о том, как один Мужик двух генералов прокормил», усвоению едкого щедринского сарказма;
2. Помочь увидеть авторскую позицию, осмыслить иносказательность сказки, почувствовать глубину сатирических образов.
3. Содействовать обогащению словарного запаса учащихся образными средствами языка.
5. Воспитывать непримиримость ко злу, насилию, тупости.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Салтыков-Щедрин «Как мужик двух генералов прокормил.» Анализ

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» относится к жанру сатирической литературной сказки. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880- 1886 годов. В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим. Щедрин, как известно, п ереживал за судьбу народа , за бед ы. Испытывая подобные чувства, сатирик порицал высокопоставленных лиц, всячески пародируя их в своих произведениях.
Отражение всего этого мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Типичное для народной сказки начало - «жили да были» - задает тон всему дальнейшему повествованию. Вполне реалистичное, оно скрыто за фантастическим сюжетом: два генерала, которые «служили…всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали», попадают на необитаемый остров.
Характеризуя облик своих героев Щедрин обращает внимание читателя на их легкомысленность, также указывает на то, как забавно одеты персонажи - в ночной рубашке, но с орденом на груди! Характеризуя поступки главных героев автор пишет об отсутствии у них элементарных знаний о явлениях и предметах (неумение определить стороны света). Напоминаем о прошлой жизни оказалась газета «Московские ведомости», при чтении которой, все свидетельствовало о еде! Единственное, что сумели сделать генералы, так это заставить работать мужичка, которого они нашли под деревом, и тут же накинулись на него. Здесь в речи героев появляется властность: «Спишь, лежебок! - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работа ть!».

Само появление мужика на острове фантастично: он оказался на острове внезапно, да и сам вид мужика отличается от облика генералов: « брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина». Увидев господ на острове, мужик тотчас же начал исполнять их указания. Поведение мужика говорит о его рабской сущности: он не хочет противиться и сопротивляться. Щедрин иронизирует над мужичком, называя его «тунеядцем» и «лежебокой».

Самое поразительное, что старания мужика не были оценены нерадивыми генералами. Даже когда они, по прибытию в Петербург, получили деньги, то отправили своему спасителю, будто бы в знак благодарности, «рюмку водки да пятак: веселись, мужичина!»

Итак, анализируемая сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов). И в этом противопоставлении заключено отражение социально-общественных явлений, которые были присущи реальной действительности, существующим порядкам России того времени. Здесь проявились те искренние чувства Салтыкова-Щедрина, которые были свойственны сатирику по отношению к народу и «высшему» сословию.

Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869 году. К этому времени сатирика уже отправляли в ссылку за вольнодумие, но и после возвращения из неё Салтыков-Щедрин писал довольно смелые для того времени произведения. Опубликовать повесть в России удалось с большим трудом, преодолевая запреты цензуры. Благодаря стараниям И. С. Тургенева произведение Салтыкова-Щедрина уже в 1881 году было издано в Париже на французском языке.

Несмотря на то, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к литературному направлению реализм . Одним из любимых жанров Салтыкова-Щедрина была сказка , и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. Но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. Поэтому «Сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими . Если до Салтыкова-Щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. Эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.

Композиция произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» очень похожа на композицию большинства народных сказок. Она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «Жили да были» , предвещающий развитие фантастических событий; кульминация , то есть, встреча генералов с мужиком; развязка , «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. Автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.

В сказке можно условно выделить две сюжетные линии : до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов . Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.

Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.

Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.

Второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре» , «ничего не понимали» и ничего не умели. Салтыков-Щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. Создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. Автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.

В первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. Писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. Автор с грустью рисует литературный образ трудолюбивого народа , который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.

Почему же Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки , хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? Таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. Если бы Салтыков-Щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. Таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, помогло ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области русской реалистической прозы.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка , в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в 1869 году написал сказку под названием «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она вошла в его сборник сказок и впервые была опубликована в журнале «Отечественные записки»

Хотя она и называется повестью, но, тем не менее, является сказкой, ведь в «Повести» присутствуют различные сказочные мотивы. Например, начинается она словами: «Жили да были…», что свойственно для русских сказок.

И далее часто встречаются разные «сказочные» выражения, вроде «по щучьему велению» или «ни в сказке сказать, ни пером описать!». И в самом повествовании встречаются события, которые не могли произойти в реальной жизни.

Однако это и не совсем сказка. Ведь герои сказок обыкновенно вымышленные персонажи, вроде Ивана Царевича или Василисы Прекрасной, а здесь герои – вполне реальные генералы и мужик. И сами генералы живут в Санкт-Петербурге, а не в вымышленном тридевятом царстве, и на необитаемом острове, на котором они оказались, находится газета «Московские ведомости».

Попав на необитаемый остров, генералы оказываются в совершенно беспомощном положении, несмотря на то, что там было много различной еды: плодов, рыб птиц.

Ведь генералы сами ничего не умели, и полагали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». В лице этих двух генералов Салтыков-Щедрин показывает, каким было большинство богачей того времени: ленивыми, беспомощными и глупыми. Ведь даже в газете «Московские ведомости», которая была главной газетой того времени и в которой писали о самых важных событиях, ни о чём кроме еды, не пишется.

Пробыв на острове некоторое время, генералы решают найти мужика, сказав, что «мужик везде есть, стоит только поискать его!». И действительно, в скором времени они его находят. А он, хоть и был намного сильнее обоих генералов, сразу же начинает им служить им и даже сам себе вьёт верёвку. Ведь и в жизни крестьяне за многие века притеснений настолько привыкли рабски служить своим господам, что уже и не понимали, что можно жить как-то иначе. А генералы, несмотря на все старания мужика, даже не поблагодарили его и называли «тунеядцем». И по возвращении единственной наградой мужику были «рюмка водки да пятак серебра», хотя оба генерала и были богаты.

Это отличная повесть, которая хотя и предназначена для прочтения детьми, но всё же в ней поднимаются серьёзные, недетские темы.

Обновлено: 2017-06-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество. Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!». Автор хочет этим сказать, что люди, которые сами не трудились, не способны оценить, что такое настоящий труд. Писатель хочет подчеркнуть несправедливость отношения правящих кругов к трудовому народу.

Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже
издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования. Салтыков-Щедрин
показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательно-
стью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил? Как можно позволить истинным тунеядцам ругать себя за лень и безделье, и в то же время кормить и поить их? Истинная горечь звучит в заключительных словах «Повести … »: «Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Этот смех можно назвать смехом сквозь слёзы. И тех и других.

 

Возможно, будет полезно почитать: